«Станционный смотритель» — прозаическое произведение, написанное осенью 1830 года в селе Болдино («Болдинской осенью»). Пушкин включил сие творение в сборник «Повести, писанные автором – покойным дворянином Белкиным». Интересно, что друг Пушкина, поэт-лирик Е.А. Баратынский с удовольствием прочёл «Повести Белкина» (ржал и бился).
Краткий пересказ сюжета повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
На примере Самсона Вырина автор знакомит читателя с непростой судьбой станционного смотрителя. Самсон проживал вместе с подросшей дочерью Дуней. Она была красива и общительна, нравилась каждому приезжему. Однажды в доме Выриных остановился гусар, он серьёзно занемог, а Дуня выходила его. Уезжая, гусар забрал с собой Дуню.
Весь день Самсон ждал, что его дочь вернётся домой, но после выяснил, что она уехала с гусаром навсегда. Отец страдал и искал встречи с Дуней, но та отказывалась от общения. Ей полюбилась новая жизнь без родительской опеки.
Гусар даже попытался предложить Вырину деньги в качестве компенсации, но этим он жестоко оскорбил несчастного отца. Разочаровавшись в собственном ребёнке Самсон стал много выпивать и вскоре умер в одиночестве.
Лишь спустя несколько лет блудная дочь приехала на могилку отца.
Список действующих лиц повести «Станционный смотритель» и их краткая характеристика
Главные персонажи:
- Иван Петрович Белкин – дворянин, от чьего имени написан рассказ о смотрителе почтовой станции.
- Самсон Вырин – станционный смотритель, заботливый отец. После того, как гусар Минский хитростью увёз Дуню, дочь смотрителя, Самсон решил исправить свою оплошность. Увы, дочь так и осталась жить с гусаром. С горя Вырин запил и вскоре умер.
Второстепенные персонажи:
- Авдотья (Дуня) Вырина – дочь смотрителя. Заботилась о порядке на станции. Уехала с Минским, позже стала его женой и матерью семейства. Вспоминала об отце, и была сильно огорчена, узнав о его смерти.
- Минский – хитрый и коварный гусар. Искусно симулировал болезнь, затем увёз Дуню. Недолюбливал Самсона Вырина, а когда тот умудрился навестить дочь в неподходящий момент – просто прогнал нежеланного гостя.
- Ванька – сын пивовара и его жены. От него Белкин узнал о том, что случилось после смерти Самсона Вырина.
Повесть «Станционный смотритель» в кратком содержании подробно по частям
1. Мнение рассказчика о станционных смотрителях, встреча с одним из них
Не зная о том, кто такие станционные смотрители, можно запросто поверить сплетням о том, что, дескать, смотритель почтовой станции – просто исчадие ада. Однако рассказчик предлагает поближе познакомиться с жизнью станционных смотрителей.
Для начала говорится о том, какое место смотритель занял в «Табели о рангах». Оказывается, чин низший – коллежский регистратор, жалкий четырнадцатый класс. При таком раскладе только побои обходят стороной такого чиновника, хотя и не всегда.
А сколько брани обрушивается на голову станционного смотрителя? Вагон и маленькая тележка.
Какие бы ни были проблемы у путешественника – ненастье, непутёвый ямщик, дорога в ухабах, лошади слабы – в глазах путника всему виной нерасторопность смотрителя почтовой станции.
Учитывая, какими раздражительными бывают путники, вроде чиновников высокого ранга, генералов или фельдъегерей – можно лишь посочувствовать смотрителю. Рассказчик – дворянин Белкин – признаётся, что предпочтёт побеседовать со смотрителем станции, нежели слушать ужасно заумные речи чиновника 6 класса.
На дворе стоял май 1816 года. Вымокнув под грозовым ливнем, рассказчик по прибытии на станцию быстро переодевается, затем решает согреться, попив горячего чая. Белкин знакомится со смотрителем станции и его дочерью Дуней. Начинается чаепитие и приятная беседа.
Уже лошади малость заждались момента, когда пора ехать. Путник по-дружески простился и с Самсоном Выриным (именно так звали смотрителя), и с Дуней.
Прошло несколько лет. Белкин вновь побывал на той самой станции, и увидел, что комнаты домика изменились не к лучшему. А сам смотритель из бодрого мужчины превратился в старика. Путник решил узнать, что же стряслось, и предложил выпить пунш с чаем. После двух стаканов Самсон Вырин разговорился и поведал о том, что же случилось за эти годы.
2. Воспоминания Самсона Вырина
Года три назад на станции появился незнакомец в военной одежде. Оказалось, что это был гусар. Когда лошади были готовы, и пришло время ехать, незнакомец занемог. Смотритель вызвал врача и узнал, что молодой человек должен побыть в покое ещё пару дней, и тогда всё будет хорошо.
И спустя два дня гусар встал с постели. Пришло время отъезда, и молодой человек решил свозить Дуню в церковь. Станционный смотритель ещё не догадывался о том, что случится, и посоветовал дочери поехать с гусаром.
Но чуть позже Вырин начал нервничать: что это за затмение нашло на него?! Появились недобрые предчувствия, и вскоре они оправдались. Незнакомец увёз Дуню с собой. Вернулся Самсон на станцию в большом горе, и слёг в постель.
Оказалось, что гусар притворялся больным, чтобы обмануть смотрителя и увезти его дочь. Выздоровев, смотритель отправился на поиски Минского – того самого гусара. Самсон надеялся, что дочь вернётся к нему, но напрасно: суровый вояка недружелюбно встретил станционного смотрителя. Когда же Вырину удалось встретиться с дочерью, она упала в обморок. Разгневанный Минский прогнал смотрителя.
После столь «дружеского» приёма Самсон Вырин вернулся в свой дом, и думал о том, что Дуня наверняка разделит печальную судьбу наивных девушек, с коими повесы разных рангов поступают в стиле «поматросил и бросил».
3. Как Белкин узнал о том, что случилось с Самсоном Выриным и его дочерью
Однажды осенью рассказчик решил навестить смотрителя и узнал, что почтовой станции уже нет. Что же стало с Выриным? Ответ на вопрос удалось найти, когда Белкин заглянул в почтовый домик. Оказалось, что станционный смотритель с горя спился и год назад умер, а в его доме поселилась чета пивоваров.
Их маленький сын вызвался сопроводить дворянина к могиле Самсона Вырина. По пути выяснилось, что совсем недавно, летом, приезжала молодая барыня – Авдотья. Она спрашивала о том, как поживает её батюшка. Узнав о его смерти, барыня сходила на кладбище, побывала на могиле отца.
После разговора с мальчиком Белкин понял, что поездка была совсем не напрасной.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/pushkin/stancionnyj-smotritel
Сочинение Анализ произведения Станционный смотритель Пушкина (суть, смысл и идея)
Пушкин один из самых лучших, и известных писателей всех времен. Его знают абсолютно все, и везде. Его творчество известно во всех странах. На его счету много произведений.
Рассмотрим одно из них «станционный смотритель» оно о том, как важно понять значение и роль других людей, которые тебе очень дороги. Во время написания этого произведении автор был в другом городе, он очень волновался из-за расставания с очередной девушкой.
Так же на написание повлияла атмосфера осени. Главный персонаж так же увял, как и листик сброшенный с дерева.
Сам автор считает свое произведение «повестью», однако каждое произведение это — небольшой роман. Он их так назвал, потому что считал, что между романом и произведением сильного различия нет. Но все же выбор пошел в пользу романа потому что он менее крупный эпический жанр, но и делая акцент на его небольшой объем.
В рассказе «Станционный смотритель» взяты основы из реальной жизни. Персонаж это на самом деле человек, которого можно было встретить в действительности. Это одно из первых рассказов, в которых поднимается тема «маленького человека». Конкретно здесь писатель говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.
Конструкция рассказа построена так, что читатель смотрит на мир глазами повествователя, в его выражениях можно узнать самого Пушкина.
Этот рассказ начинается с того что писатель рассуждает о том что это должность позорная. Эти люди ни кому не нужны, на них никто не обращает внимания, на них могут поднять руку, их «швыряют». Им никогда не говорили слова благодарности, но, по сути, они очень интересные собеседники, и могут рассказать много чего интересного.
В повести также присутствует тема о любви. Для начала это любовь отца к дочери, которая не может изменить даже время, обида и разлука. Отец хотел спасти свою дочь ,и не что его не остановило пойти пешком в другой город, хотя от него никто не ожидал такого поступка.
Ради нее он был готов пойти на все, но когда осознал, что его дочь выбрала богатую жизнь, а не отца бедняка, то у него опустились руки. Но с другой точки зрения читатель видит отношение между девочкой и якобы гусаром. Читатель переживал за простую девочку в городе: ведь и на самом деле ее могли обмануть и обесчестить. Но в итоге оказалось, что не предвиденная связь обернулась замужеством.
Главной тематикой этого произведения является любовь. Ведь именно из-за нее начались все беды, от которых не было противоядия.
Автор в своей повести описывает нравственные проблемы. Почувствовав без почвенные мимолетные чувства, дочь бросает отца, и едет вслед за гусаром в безвестность куда.
Она знает, что у него жена, и прекрасно понимает на что идет, но ее ничего не останавливает. Но он все таки взял девушку в жены, он вел себя очень грубо, именно из-за него девочка стала сиротой.
Они оба перешагнули горе и потерю маленького человека. Автор этим показывает, что нельзя создавая свою семью отрекаться от другой.
Писатель призывает читателей подумать над отношением к людям. Нужно думать не только о себе, но и о других. Так же Пушкин заставляет задуматься детей о своих пожилых родителях, благодарить о том, что они сделали для них.
Ведь семья – это самое главное, что есть у человека. Именно она готова простить, и принять, чтобы не случилось. Родители это — единственные люди на земле, которые примут тебя, каким бы ты не был, и никогда не предадут.
Они готовы отдать все на свете своему ребенку, взамен требуя только внимания и заботы.
Вариант 2
Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» написана в 1830 году и входит в сборник «Повести Белкина».
В повести можно наблюдать за историей семейства Выриных – Самсона Вырина, станционного смотрителя, и его дочери Дуни. Жизнь Самсона не простая, сам Пушкин пишет об унизительности этой профессии. Проезжие срывают на смотрителе свою злость и усталость, пока тот продолжает терпеливо служить. Дуня же занята помощью к отцу, и так проходят их жизни.
Всё меняется с приездом Минского, он – гусар, влюбившийся в Дуню, решивший любыми способами забрать девушку с собой в Петербург. Вскоре так и происходит.
После отъезда дочери, Вырин не может справиться со своим горем и начинает пить. Несколько раз он пытался вернуть Дуню домой, но всё оказывалось тщетно. В конце концов, старик умирает, а Дуня, вышедшая замуж за Минского, до конца жизни корит себя за свой поступок.
В произведении поднимаются многие и поныне важные проблемы. Так например, в этой повести впервые обозначается проблема маленького человека, которая будет потом продолжена Гоголем, Достоевским и многими другими писателями. А.С. Пушкин показывает нам жизнь самого простого человека, как он жил, живёт и будет жить.
Также в произведении поднимается вечная проблема отцов и детей. Желания Самсона Вырина не сходятся с желаниями его дочери, и если в некоторых случаях подобные конфликты получается заканчиваются мирно, то в этой ситуации конец плачевен.
В персонажах Минского и Дуни обсуждается тема любви и того, насколько она может быть разрушительна. Минский обманом забирает Дуню с собой, потому что влюбился, не спрашивая разрешения Самсона.
Дуня же едет за возлюбленным в Петербург, совершенно забыв об отце и не собирается возвращаться обратно, несмотря на его просьбы. Мы видим двух людей, готовых ради любви на всё, но только в этом случае они её выглядят целиком положительными персонажами.
В конце, на могиле отца Дуня раскаивается и корит себя за свое легкомысленное поведение, но уже ничего нельзя поделать.
А.С. Пушкин написал, действительно, уникальное произведение, в котором поднимается проблемы как общесоциального характера, так и личные проблемы каждого из нас.
Анализ 3
Творчество Александра Сергеевича Пушкина разделено на несколько этапов и периодов, один из них начинается с произведения «Станционный смотритель», которое входит в повести Белкина. В данном произведении автор пересматривает свое отношение к простым бытовым вопросам и относится к ним с особой лиричностью.
Теперь он не скрывает свое отношение к реальности за мягким юмором и сарказмом. Ранее он старался маскировать настоящее отношение к суровой действительности, теперь он не намерен показывать ее через призму доброты.
Поэтому он показывает реализм через все доступные черты, он описывает жизнь отчасти жестокой, а также отражает все существующие в то время реалии.
При этом читатель видит, что Пушкин проникается настоящей жалостью. Он с особой искренностью относится к непростой жизни станционного смотрителя, который пострадал от жестокой судьбы. Он никак не смог изменить ход событий привычной жизни, поэтому ее пришлось закончить весьма печально и скомкано.
В этот раз Александр Сергеевич позволяет себе допустить ноты осуждения и серьезности в сторону легкомыслия, которое допускает божественное существо. Несмотря на то, что он достаточно близко принимает его к сердцу, но в тоже время набирается смелости, чтобы осудить выбор божественной сути.
В центре событий Станционный смотритель, который на протяжении долгого времени живет тихо и спокойно, он наслаждается жизнью вместе с родной и единственной дочкой Дунечкой. Но его привычный ритм жизни нарушается неожиданным событием, девушка умирает, пропадает центр его существования, вокруг которого вращалось все в его жизни.
Он старался не предавать произошедшему много внимания, но как не обратить внимание, когда пропал самый дорогой человек? В его дом попадает гусар, который не может разделить с ним произошедшее горе и напавшее на мужчину одиночество. Он не хочет помочь мужчине пережить жестокости и превратности судьбы.
Гусар даже не старается разделить возможность помочь и сделать доброе дело.
Пушкин оформляет «Повести Белкина» как реалистичные истории, однажды произошедшие на самом деле. Они отличаются своим реализмом и отношением к ситуации.
Он благодаря использованию различных мелочей и передаче реалистичных деталей, показывает, что в каждом человеке регулярно происходит революция, внутренняя борьба, за которой автор фактически подглядывает, описывая перестановки в судьбе благодаря маленьким перестановкам в окружающем интерьере и жизни. В жизни станционного смотрителя тоже происходит революция, которая заканчивается настоящей трагедией.
Автор точно описывает его внутренние переживания, боится за него и его внутренний выбор. Но при этом, каждый в том числе и читатель понимает, что при данном раскладе возможности закончить историю в положительном ключе нет, поэтому все заканчивается трагично. Такова реальная жизнь.
← Анализ романа Евгений Онегин
← Критика о романе Капитанская дочка↑ ПушкинАнализ эпизода Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка →
История создания произведения Дубровский →
- Образ и харатеристика Матрены Тимофеевны в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение
Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире. - Сочинение по рассказу Муму Тургенева 5 класс
В рассказе «Муму» Иван Сергеевич Тургенев описывает историю бедного крестьянского мужика по имени Герасим и его собаки Муму. Мне очень понравился этот рассказ, ведь здесь повествуется о реальной, хоть и грустной жизни. - Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова
Сказ Павла Петровича Бажова Малахитовая шкатулки пронзен одной идеей. Через всю историю проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями достойными царицы, подаренная когда-то горняку самой Хозяйкой медной горы. - Сочинение Мой любимый писатель Есенин 11 класс
С работами великолепного стихотворца мое знакомство произошло еще в детском саду. Как-то раз на одном из утренников, посвященных природным богатствам, я продекламировала стихотворение Есенина «Береза». - Сочинение Можно ли простить измену
Неверность, нарушение клятвы, измена — это, мне кажется, особенно ужасные и низменные деяния, на которые может решиться личность. Однако данные деяния отнюдь не всегда случаются преднамеренно
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-stancionnyj-smotritel-sut-smysl-i-ideya
Повесть Пушкина "Станционный смотритель": анализ произведения
Повесть «Станционный смотритель», написанная А. С. Пушкиным, относится к циклу «Повестей Белкина». Это небольшое произведение, в котором показана целая жизнь простого человека – станционного смотрителя и его дочери, была написана в сентябре 1830 года, а начало ее повествования относится к 1816-му году. Произведение реалистично по своему содержанию. Пушкин некоторыми своими произведениями заложил основы творческого реализма
Суть конфликта заключена в том, что люди, стоящие на социальной ступени выше, или имеющие деньги, ломают судьбы тех, кто оказывается не защищенными перед вышестоящими.
Главные герои повествования:
- Иван Белкин, выступающий в роли рассказчика,
- Самсон Вырин, смотритель,
- Дуня, его дочь.
Герои второго плана :
- Гусар Минский,
- Врач, лечивший Минского на станции,
- Рыжий мальчишка, рассказавший о приезде барыни на могилу Самсона Вырина.
Главным героем этого произведения остается маленький человек – станционный смотритель. Неслучайно поэтому эпиграф посвящен именно человеку этой профессии – «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». В Царской России существовали чины не только на военной службе, но и на гражданской. Всего было 14 гражданских чинов. Коллежский регистратор – самый последний.
Автор повести, Иван Белкин, приехал на почтовую станцию, где должен сменить лошадей и двигаться дальше. Ему приходится немало ездить по России, он общался с разными представителями этой профессии, и у него сложилось свое представление об их службе. Повествователь сочувствует смотрителям.
Когда он подъехал к станции, лил дождь, который успел вымочить автора до нитки. Он решил задержаться здесь, чтобы переодеться и согреться. Его поразила необыкновенная красота дочери смотрителя.
Девочка вскипятила самовар, приготовила чай, за которым Иван Белкин разговорился со смотрителем.
Старик гордился своей дочерью, следившей за помещением станции, и помогавшей отцу разбираться с проезжающими.
В следующий раз Иван Белкин попал на эту станцию 3-4 года спустя. Дуню он уже не застал. Ему бросилось в глаза, как сильно постарел Самсон Вырин. Старик не хотел говорить о дочери, но пунш предложенный автором повествования, развязал смотрителю язык и тот поведал Белкину свою печальную повесть.
Однажды через станцию проезжал гусар, Увидев девушку, он влюбился в нее в первого взгляда, прикинулся больным и три дня отлеживался на станции. Дуня ухаживала за ним.
Когда собрался уезжать, гусар предложил Дуне доехать до церкви, а сам увез девушку в Петербург. Однажды смотритель собрался и пошел в Петербург пешком. Он нашел дочку, но гусар не позволил старику встретиться с Дуней.
Смотритель вернулся на станцию, но сильно упал духом, стал пить. Уютная и аккуратная некогда станция приобрела небрежный вид.
Спустя еще несколько лет эту станцию закрыли. Посетив эти места, Белкин решил навестить старого смотрителя, узнал о его смерти, и о том, что Дуня – «прекрасная барыня» навестила могилу отца и долго плакала на ней. Она дала деньги священнику на помин души и пожертвовала серебряный пятак мальчишке, сопроводившему ее на кладбище.
Осматривая в свой первый приезд помещение станции, Белкин обращает внимание на серию картинок «Возвращение блудного сына», висящих на стене. Эта библейская тема лишь отчасти созвучна с последующими событиями. Блудная дочь возвращается, будучи прекрасной барыней, матерью очаровательных сыновей, но она не застает в живых отца.
Можно предположить, что Дуне хватило ума и немного женской хитрости, чтобы заставить гусара Минского жениться на ней, но она не стразу стала его женой. К моменту, когда Самсон Вырин пришел в Петербург, она еще была содержанкой гусара, и жила не в его доме.
Минский снимал для девушки квартиру. Тревога отца не была беспочвенной, она основана на жизненном опыте. Не каждой бедной девушке, тем более увезенной таким образом, удается стать женой и светской дамой.
Возможно, если бы Самсон Вырин мог предположить, что его дочь счастлива, он и сам бы не позволил себе пасть духом.
Временные рамки повествования охватывают 7-8 лет. По объему «Станционный смотритель» в большей степени соответствует жанру рассказа, но по охвату сюжета, по содержанию произведение имеет полное право называться повестью, поскольку в ней поместилась целая жизнь главных героев.
Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/povesti-belkina/stantsionnyj-smotritel-analiz.html
Анализ повести "Станционный смотритель" Пушкина:суть, смысл и идея произведения
![]() |
Художник М. Добужинский |
«Станционный смотритель» входит в цикл «Повести Белкина» выдающегося русского поэта и писателя А. С. Пушкина. В этой статье представлен анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина: суть, смысл и идея произведения.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по «Станционному смотрителю»
(из статьи А. Искоза в «Собрании сочинений А. С. Пушкина», 1910 г.)
««Станционный смотритель» безусловно ближе к «Капитанской дочке», «Дубровскому» и другим прозаическим произведениям после 30-го года, чем остальные повести Белкина. Ближе он примыкает и ко всей будущей русской литературе, которая так любовно относится к маленькому забитому человеку, с его просто, незатейливой душой и с его несложными, бесхитростными переживаниями.
Здесь уже мощно звучит нотка той жгучей любви к «меньшому» брату, которая впервые нашла свое полное выражение в ничтожном, стоящем почти на грани жизни чисто физиологической — Акакие Акакиевиче…
Художник прежде всего рискует несложный фон обыденной жизни смотрителя, по своему полной тихой прелести и невозмутимого счастья. Катится она, эта жизнь, по установленной колее тихо, равномерно, спокойно. Из года в год, из месяца в месяц, из дня в день все одно и то же. Ничто не нарушает ее хода, постоянного и однообразного, как монотонное качание маятника. И крики и ругань случайных проезжих, и бури завывание снаружи, когда в доме тепло и уютно, и тихое пение кипящего самовара, и юное щебетание красавицы дочки, каждым своим движеньем напоминающий недавно умершую любимую жену, — все это слилось в одну обычную, но сладостную симфонию, настраивающую смотрителя столь мирно и дружелюбно к людям. А с симфонией этой гармонирует вся обстановка, от которой веет тем же тихим невозмутимым покоем. На ее фоне сплелось все вместе: и развешанные по стенам немецкие картинки, изображающие историю блудного сына, и горшки с пахучим бальзамином на маленьких окнах, и кровать с пестрой занавеской, и чистота и опрятность, и сам смотритель, «свежий еще и бодрый», и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.
Прекрасно было настоящее, не омрачалось и будущее.
Если он только думал о нем, то ему наверно рисовались картины, одна пленительнее другой: как он никогда не расстанется с Дуней, в которой души не чаял, как он выберет для Дуни какого-нибудь смирного и честного человека, возьмет его к себе в дом, или переселится вместе с ней к нему. Во всяком случае, его мечты наверно не перелетали за частокол его настоящей жизни, и будущее ему наверно представлялось счастливыми продолжением счастливого настоящего.
Но внезапный удар судьбы, слепой и бессмысленный — и все рушится. Не стало дочери, его кумира, на которой весь дом держался, и весь интерес к жизни сразу пропал. В таком крепком устойчивом быту и мелочь важна. …похищение был краеугольный камень — здание неминуемо должно было рухнуть. Жизнь стала для него пустой и бессмысленной, все, что было до сих пор так ясно и понятно, покрылось густым непроницаемым мраком. В его нерассчитанных движениях, метаниях из стороны в сторону, подобно подстреленной птице, совершающей неправильные круги перед тем, как свинцом упасть на сырую землю, явно чувствуются может не сознанные, а потому еще не претворившиеся в слова, полные трагического смысла вопросы: «зачем и к чему? кому нужны мои страдания?». Здесь трагедия не столько в том, что дочь гибнет…сколько в том хаосе душевном, где все сплелось вместе; и страх за участь любимой дочери, и жгучесть неотомщенной обиды, и угрюмость предстоящего одиночества, и, главным образом, крах собственной тихой счастливой жизни, крах установившегося прочного быта.
Смотритель принес в Петербург свою неотомщенную обиду, свою старческую разбитую жизнь. Какое удовлетворение он мог получить? Возможность поселиться здесь, вблизи дочери, и часто видаться с ней? Но это было бы только смягчение его положения, ослабление недуга, но не исцеление. Ведь это не вернуло бы его к прежней жизни, не воссоздало бы его прежнего быта, с которым он так сросся.
Приспособиться же к новой жизни на старости лет невозможно. К тому еще тут столкнулись два взаимно исключающих душевных состояния его и молодого, весело-беззаботного гусара, который не мог и не хотел его понять.
Что ему за дело до страданий смотрителя, до его разбитой жизни: его можно купить несколькими ассигнациями, и совесть спокойна. А может быть он хотел окончательно изолировать Дуню от ее прежней обстановки.
Может быть, зная ее крепкую привязанность к отцу, он боялся ее раздвоенности? Здесь возможно очень много правдоподобных догадок.
Во всяком случае, трагический финал кажется нам вполне естественным, если принять, главным образом, во внимание то, что гусар, в силу всего своего душевного склада, не мог и не хотел проникнуться страданиями старого смотрителя.
«Станционным смотрителем» открывается новая полоса в творчестве Пушкина.
Если в «Онегине» любовное отношение к быту еще прячется под мягким, но все же явным юмором; если в остальных повестях Белкина художник все еще несколько маскирует свое сочувственное отношение к простой обыкновенной жизни, то здесь он уже весь на ее стороне. Пушкину глубоко жаль этой разбитой жизни, жаль, что смотритель изведал такую бурю на старости лет, и так печально кончил свою жизнь.
Впервые в «Станционном смотрителе» прозвучала у Пушкина нотка осуждения тому божественному легкомыслию, которое было так дорого и близко его многогранной душе. Ведь гусар, очень слабо очерченный, может быть даже и намеренно… все же напоминает своей бурной жизнью, остроумными уловками и беззаботностью вечно юного Дон Жуана. А между тем симпатия художника явно не на его стороне.
Пушкину открылась новая правда. Начиная с этого времени, мотив любви к меньшому брату звучит у Пушкина довольно часто. Вы его слышите в «Истории Села Горюхина», в незаконченном «Галубе», в «Капитанской дочке», в «Дубровском» и, пожалуй, даже в «Медном всаднике»…»
Это был анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина:суть, смысл и идея произведения.
Смотрите: Все материалы по «Станционному смотрителю»
Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/analiz-povesti-stancionnyj-smotritel-pushkin-sut-smysl-ideja.html
Анализ произведения «Станционный смотритель» (А. Пушкин) | Литерагуру
Guru · 11.11.2017
Александр Сергеевич Пушкин – один из самых читаемых авторов. Его имя знают всенаши соотечественники от мала до велика. Его произведениями зачитываются повсюду. Это поистине великий писатель.
И, пожалуй, его книги стоит изучать глубже. Например, те же «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» просты лишь на первый взгляд.
Рассмотрим одну из них, а именно «Станционный смотритель» — историю о том, как важно вовремя осознать значимость дорогих сердцу людей.
История создания
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго.
Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель».
Ее автор закончил 14 сентября.
Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.
Жанр и направление
Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.
В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.
Композиция
Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на мир глазами рассказчика, в словах которого скрывается личность самого Пушкина.
- Начинается повесть с лирического отступления писателя, где он отвлеченно рассуждает о неблагодарной профессии станционного смотрителя, который унижен уже по долгу службы. На таких должностях и формируются характеры маленьких людей.
- Основная часть состоит из бесед автора с главным героем: он приезжает и узнает последние новости о его жизни. Первый визит – знакомство. Второй – основной поворот сюжета и кульминация, когда он узнает о судьбе Дуни.
- Нечто вроде эпилога представляет собой его последний приезд на станцию, когда Самсон Вырин был уже мертв. Там сообщается о раскаянии его дочери
О чем?
Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.
Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции.
Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним.
Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург.
Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею.
Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.
Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер.
Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми.
Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.
Главные герои
- Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно.
В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке. Побег дочери надломил его личность.
Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика.
Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.
- Дуня — молодая девушка. Она оставляет отца и уезжает с гусаром не из корыстных или недобрых побуждений. Девушка любит родителя, но по наивности доверяется мужчине.
Как и любую молодую женщину, ее влечет великое чувство. Она следует за ним, забыв обо всем. В конце повести мы видим, что она переживает за смерть одинокого отца, ей стыдно. Но сделанного не исправить, и вот она, будучи уже матерью, плачет на могиле родителя, сожалея о том, что так поступила с ним.
Спустя годы Дуня остается прежней милой и заботливой красавицей, на облике которой не отразилась трагическая история дочери станционного смотрителя. Всю боль разлуки вобрал в себя ее батюшка, так и не увидевший внуков.
Тема
- В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека». Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.
- Тема любви тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом. Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.
Проблематика
Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается.
Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой.
Они оба легко переступили через горе маленького человека.
На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала.
В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей.
Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми.
Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.
Главная мысль
По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других.
Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни.
Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.
Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.
О чем заставляет задуматься?
Автор как раз и заставляет задуматься над своим поведением. Он говорит, что надо быть внимательнее к другим, не стоит относиться к людям предвзято.
Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека.
Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди.
Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.
Виктория Кудрявцева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-proizvedeniya-stantsionnyj-smotritel-a-pushkin/
Анализ повести "Станционный смотритель" (подробный)
30-е годы XIX века — время расцвета пушкинской прозы. Осенью 1830 г. в Болдине были написаны «Повести Белкина». Болдинская осень была для писателя чрезвычайно плодотворной. За три месяца создано около тридцати стихотворений, две последние главы романа «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии» и другие произведения.
Из пяти «Повестей Белкина» особенно выделяется «Станционный смотритель»: проблема отцов и детей на фоне социальных контрастов, нравственные идеалы, память сердца.
В повести изображены представители богатых и бедных, верхних и нижних слоёв общества. К первым относится гусар Минский. Ко вторым — станционный смотритель с дочерью Дуней, которая затем попадает в новую среду и остаётся в ней.
Героям сочувствует рассказчик Белкин, человек простой и небогатый.
При изучении этой повести целесообразно обратиться к биографии поэта: какие события в его личной жизни происходили во время создания произведения или предшествовали ему, в каком состоянии духа, с каким настроением принимался он за свой литературный труд.
В жизни Пушкина назревали перемены: близилась свадьба с Натальей Николаевной Гончаровой. Материальное положение обеих семей было незавидным.
Чтобы как-то поправить дела, Пушкин отправился в родовую деревню Болдино в Нижегородской губернии, которую вместе с примыкающими землями и дедовским домом выделил ему к свадьбе отец.
Пришлось долго ехать, вникать в скучные, далёкие от поэзии дела. А в Болдине Пушкин скоро узнал, что выехать обратно невозможно из-за холерного карантина.
Холера началась и в Москве, где оставалась его невеста. Мрачное настроение рассеивается, когда поэт получает от невесты письмо, полное искреннего чувства. Теперь не страшит его болдинское заточение. Природа, со всей её прелестью и покоем, пленяет поэта, заставляет забыть о суете и треволнениях. К тому же в разгаре осень — любимая пора, «пора трудов и вдохновенья».
Даже в то время, когда устройство своей судьбы, казалось бы, должно было полностью поглотить поэта, он создаёт одно из самых остросоциальных своих произведений. «Станционный смотритель» — повесть о «маленьком человеке», небогатом, подвергающемся унижению.
Жизнь простого, незаметного человека в любой момент может быть сломана, растоптана сильными мира сего.
И Пушкин не остаётся равнодушным к этой болезни общества, не в силах забыть о ней даже в такой момент жизни, когда для любого другого человека мрачные стороны общественного бытия отодвинулись бы на второй план.
Пушкин в сравнительно небольшом произведении глубоко раскрывает социальные причины конфликта и трагедии в жизни главного героя повести, открывает тем самым новую страницу в истории русской литературы, подготавливая почву для творчества Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей.
«Станционный смотритель», хотя и назван повестью, но ближе к рассказу. Его и сейчас продолжают называть повестью, поскольку он включён в цикл небольших произведений, названный Пушкиным «Повести Белкина». Однако в современном литературоведении повестью называется более крупное произведение, в котором немало действующих лиц, более сложная, чем в рассказе, сюжетная основа.
Недалеко от Санкт-Петербурга, на станции Выра открыт музей — Дом станционного смотрителя. В музее представлены комната для «проезжающих» и комната Дуни, воспроизводится обстановка той эпохи.
Обратите внимание на созвучие в названии станции (Выра) и фамилии героя повести — Вырин.
И вместе с тем необходимо подчеркнуть, что образ этот является художественным обобщением, недаром он послужил образцом для создания образа «маленького человека» в русской литературе.
Исследователи неоднозначно решают проблему автора (рассказчика) в пушкинских «Повестях Белкина». Говорят, например, о «мнимом авторе» Иване Петровиче Белкине «и о других рассказчиках», с чьих слов будто бы записаны повести (Н. Я. Берковский).
Следует добавить к этому, что рассказ нередко ведётся от лица самих героев, но что за каждым из повествователей стоит истинный автор — Пушкин, что все события изображаются, в конечном счёте, в свете его позиции.
Образуется сложная система, о сущности которой продолжают спорить литературоведы.
Пушкин относится сочувственно к своему герою, простому, «маленькому человеку», «поручая» повествование о его судьбе очевидцу, который на себе испытал унижения, вкусил горечь социального неравенства и поэтому способен понять страдания Самсона Вырина, «мученика четырнадцатого класса». Человек в небольшом чине терпел унижение: на почтовых станциях вдруг отдавали приготовленных для него лошадей тому, кто выше чином, а на губернаторском обеде слуги несли блюда мимо него гостям поважнее. Человека ценили не за личные его достоинства, не за ум, а за чин.
Скрытой иронии полны слова рассказчика о том, что раньше, по молодости лет, он возмущался такой несправедливостью, а теперь привык к ней и даже не представляет, что было бы, если бы вдруг ум стал цениться выше чина.
В самом деле, как же быть тогда бедным слугам: кому первому подавать еду? Такой «неразрешимый» вопрос выдаётся за основную причину, препятствующую тому, чтобы восторжествовала справедливость, и этим создаётся комический эффект.
Читатель смеётся, понимая, в чём истинная причина, и потешается над наивностью рассказчика, за которой проглядывает лукавая ирония самого Пушкина.
К простым, небогатым людям рассказчик относится сочувственно, понимает их, видит их достоинства. Позиция рассказчика, его психологическая зоркость, чуткость к незаметным явлениям проясняют многие события, поступки героев.
Описание внешности Самсона Вырина даётся в динамике. Сравнивая два портрета одного и того же человека, можно задуматься над тем, о чём могут свидетельствовать перемены, которые произошли во внешности смотрителя всего за три-четыре года, каковы причины таких перемен.
Вот первая портретная зарисовка: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах». В тексте имеется и другое описание внешности героя при второй встрече с ним рассказчика: «…
я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». Давайте выделим из текста противоположные признаки. В первом случае «человек лет пятидесяти, свежий и бодрый», во втором «хилый старик», седой, со сгорбленной спиной.
Лицо его, вначале — свежее, теперь — «давно небритое», с глубокими морщинами, что свидетельствует о полном безразличии к своей внешности. Всё это наводит на мысль о том, что за эти три-четыре года что-то случилось с человеком. Может быть, его постигло какое-то горе, от которого он никак не может оправиться.
Мысль о перемене к худшему подтверждается и при сравнении двух описаний окружающей обстановки: нет больше цветов на окнах, «и всё кругом показывало ветхость небрежение».
Дуня привлекает не только своей внешностью. Природный ум позволил ей использовать для своего развития общение с образованными людьми, которые останавливались на их станции. Пушкин, принадлежавший к известному древнему дворянскому роду, подчёркивает мысль о том, что и простые люди способны усвоить непривычную для них культуру, сравняться с теми, кто хвалится своим происхождением.
Образ Минского раскрывается в повести, главным образом, через его отношение к станционному смотрителю. Едва появившись на станции, Минский при известии, что лошадей нет и ехать дальше нельзя, «возвысил было голос и нагайку», т. е. начал кричать, замахнулся на смотрителя. Чем бы кончились угрозы, если бы не появилась Дуня?
Притворная «тяжёлая болезнь» не помешала Минскому пить вино и есть с большим аппетитом, значит, он претворялся больным. А затем гусар, затеявший увезти Дуню, стал добиваться, чтобы Самсон Вырин проникся доверием к нему и разрешил Дуне поехать с ним недалеко к её родственнице.
Для этого Минский шутил, помогал смотрителю в его работе (вписывал подорожные в почтовую книгу). Известие, что гусар увёз Дуню с собой, сломило «бедного отца», он «пошёл домой ни жив ни мёртв». «Старик не снёс своего несчастия». «Бедняк занемог сильной горячкою».
Важная деталь: станционный смотритель, ведающий лошадьми, отправляется в Петербург пешком.
В небольшом произведении Пушкин создаёт сложные характеры. И даже Минский, виновник несчастья, а в конечном итоге и гибели главного героя повести Самсона Вырина, — вовсе не законченный злодей.
Перечитывая начало четвёртой части произведения, можно отметить, что Минский, увидев отца Дуни, разыскавшего его, «вспыхнул, взял его за руку», начал говорить в «крайнем замешательстве». Очевидно, в нём проснулась совесть. Он даже произносит слова: «…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения…».
Гусар пытается успокоить бедного смотрителя, обещает ему не оставлять Дуню. Наконец, он даёт несчастному отцу деньги, что в глазах самого Минского является благородным поступком.
Но как отнёсся к такой щедрости смотритель, который в полной мере сознаёт свою неравноправность? Ведь даже явившись к виновнику своего несчастья, человеку, похитившему его единственную дочь, Самсон Вырин вместо обвинений «дрожащим голосом произнёс только: «Ваше высокоблагородие!..
сделайте такую Божескую милость!..».
Однако, даже несмотря на свою робость, увидев деньги, которые сунул ему на прощанье гусар, Вырин, пешком проделавший путь до Петербурга, вдруг взбунтовался: «Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…».
Чем же вызван внезапный бунт смирного, знающего своё место человека? Вспомним, что в начале повести рассказчик так отзывался о станционных смотрителях: «люди мирные».
Наверное, очень значительной должна была оказаться причина, побудившая такого человека к возмущению.
Как бы ни был беден смотритель в сравнении с богачом Минским, его возмущает стремление сильных мира сего всё измерять деньгами, даже любовь и человеческие привязанности.
Вот и Минский надеется, что так просто откупится от отца, для которого после смерти жены любимая дочь осталась единственным утешением.
Но у простых людей были иные, истинно нравственные представления о взаимоотношениях людей, основанные не на денежных расчётах, а на уважении и доверии.
Что касается обещаний Минского, то как может Самсон Вырин верить человеку, так коварно обманувшему его? Да и не было на памяти смотрителя ни одной благополучной судьбы у девушек простого звания, похищенных богатыми повесами.
При повторном появлении Самсона Вырина, решившего «хоть раз ещё увидеть бедную свою Дуню», Минский грубо выгоняет его.
Блестящий гусар, богач не способен понять простого человека, так сильно переживающего разлуку с дочерью, обеспокоенного её судьбой, а затем доживающего свои годы, не имея никаких известий о ней, в полной уверенности, что судьба её сломана, искалечена, что она ведет жизнь, которая хуже смерти; «поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…» — делится Самсон Вырин с рассказчиком, которого сильно тронула эта история и который, разделяя опасения смотрителя, признаётся: «…Долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне…».
Минский хочет, чтобы его избранница порвала с прежней жизнью, а значит, и с родным отцом, которого гусар и за человека-то не считает, потому что у того нет ни богатства, ни знатности, и который может бросить тень на него, Минского. В угоду блестящему, но бездушному миру, куда он ввёл Дуню, её похититель навсегда разлучает отца с любимой дочерью.
Как вы думаете, почему отец не получал от Дуни никаких известий? Можно винить Дуню, забывшую отца, можно — Минского, очевидно, запрещавшего ей общаться с близким человеком. Отметим, что для второго вывода в повести есть основания: вспомним, как Минский старается убедить отца Дуни, будто у того теперь нет ничего общего с дочерью.
Он хочет, чтобы Дуня забыла отца, человека низшего круга в сравнении с тем обществом, в котором вращается Минский. А предположение о виновности героини будет опровергнуто, когда мы обратимся к финалу произведения и убедимся, что Дуня помнила об отце, она не стала бездушным, безразличным человеком и тяжело переживала смерть отца.
То, что Дуня не отреклась от отца, утешило рассказчика. Вот почему не жалеет он (а сначала, не зная, пожалел) ни о поездке, ни об истраченных на неё деньгах.
С образом Дуни связана проблема отцов и детей, проблема высших нравственных ценностей. Чтобы понять замысел автора, потребуется экскурс в изображаемую эпоху, когда женщина, а тем более совсем юная девушка не была полноправной и могла жить только в семье (с родителями или, после венчания, с мужем). Без такой защищённости общество отторгало её.
Минский, конечно, добивался, чтобы дочь смотрителя ради так называемого приличия забыла об отце. И всё же несколько лет спустя Дуня — Авдотья Самсоновна — теперь богатая барыня, приезжает со своими детьми в родные места, к отцу, которого так любит, и, узнав, что он умер, горько рыдает.
И последняя фраза, которой рассказчик заканчивает своё повествование, позволяет догадываться, как рад он известию о том, что Дуня не забыла отца. Даже в новой среде, роскошной, но равнодушной, она сохранила большое человеческое чувство — привязанность к отцу, который так любил её.
И снова сравнивает писатель два мира. И сравнение это не в пользу того общества, где столько фальши и бездушия в отношениях между людьми, даже при благополучной развязке любовной истории. Позднее Гоголь в повести «Шинель» вслед за пушкинским «Станционным смотрителем» обратится к трагедии простого, «маленького человека», поднимет голос в его защиту.
Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/analiz_povesti_stancionnyj_smotritel_podrobnyj/53-1-0-2263