О чём повествует максим горький в своём рассказе «старуха изергиль», краткое содержание и описание героев

Замечательная повесть, написанная известнейшим русским писателем Максимом Горьким, называется «Старуха Изергиль». Главные герои данного горьковского творения люди уникальные, чистые, светлые, самоотверженные и готовые на все ради своей заветной мечты.

Повествование ведется от первого лица. Автор, который когда-то, сидя у берега, общался со старухой Изергиль, что прожила большую и насыщенную знакомствами и встречами жизнь. Ей, грея солнышке свои старые гремящие косточки, было, о чем рассказать автору. А он послушал и донес читателям эти прекрасные истории.

Старуха Изергиль

Что касается старухи Изергиль, то она в молодости и юности была красивой девушкой. Она была стройна. Но теперь абсолютно нереально узреть в этом тельце былую привлекательность.

Зубы у Изергиль выпали, глаза выцвели, а кожа лица, да и всего тела, покрыта морщинами. Описывая старуху Изергиль, Максим Горький желает донести мысль, что время никого не пожалеет: ни красивых, ни уродливых.

Рано или поздно каждый из нас состарится и в этой оболочке нельзя будет увидеть когдатошней внешность.

При том, что старуха была красива, что не удалось ей сохранить до настоящего времени, она обладала невероятным умом, хитростью, коммуникабельностью.

Эти качества помогали ей при жизни существовать, получая удовольствие от каждого мгновения, проведенного на земле.

Мне кажется, что такой человек с огромным жизненным опытом, как Изергиль, с легкостью мог бы понять и выделить для себя смысл существования на Земле.

Старуха рассказала автору две истории, каждая из которых имеет в себе романтического героя.

Ларра

Герой одной из истории – это Ларра. Его матерью является простая женщина и орел. Ларра красив собою, силен, как не силен любой другой человек. У него глаза холодные, точно у пернатого.

Герой свободен, высокомерен, не понимает цены жизни, не имеет уважения к старшим людям. Ларра влюбился, но избранница отвергла его и потому он, не долго раздумывая, убил девушку. За что в наказание старейшина даровали ему одиночество и свободу.

Герой превращается в тень, которая много ходит в поисках своей смерти, но ей так и не удается умереть.

Данко

Герой другой истории – это юноша по имени Данко. Он смел, красив, подарил волю народу, положив на алтарь свою жизнь, сердце. Он избран командиром, чтобы люди смогли выйти из мест, из которых невозможно выбраться.

Данко жил для других и именно это является его смыслом бытия. Когда племя перестает ему доверять, то герой вынужден разорвать себе грудь и вытянуть из него сердце.

Данко погибает, но он светится голубым, чего не скажешь про Ларру — тень.

Второстепенными героями можно назвать рыбака из Прута, гуцул и представитель турецкого народа. Рыбак был тем, кто нравился юной Изергиль, но потом она его разлюбила, и он был казнен за преступление, совершенное в паре со своим знакомым.

← Анализ произведения Дело Артамоновых
← Анализ пьесы Васса Железнова↑ ГорькийГлавные герои повести Детство →
Сладкая ложь или горькая правда? (по пьесе На дне) →

О чём повествует Максим Горький в своём рассказе

  • Анализ рассказа Горячий камень Гайдара
    Рассказ «Горячий камень» – произведение философское. Его основная тема – размышления о смысле жизни и поиске ответа на вечный вопрос:
  • Образ и характеристика Кнурова в пьесе Бесприданница Островского сочинение
    Одним из второстепенных персонажей произведения является Мокий Парменыч Кнуров, представляющий собой пожилого, состоятельного дельца с громадным состоянием.
  • Анализ повести Вечер накануне Ивана Купала Гоголя
    Творчество великого писателя Н. В. Гоголя – это путь к разгадке к человеческому счастью через препятствия. В его произведениях имеют место и любовь, и разлука, и смерть и волшебство.
  • Сочинение Мцыри свободолюбивая личность
    Свобода. Кажется, какое простое и короткое слово, а какой может быть глубокий смысл скрыт в нём. Прежде чем доказать, что Мцыри свободолюбивая личность, нам следует понять, что он подразумевает под словом «свобода»
  • Противоречия теории Раскольникова, в чем противоречия сочинение
    Раскольников главный герой романа «Преступление и наказание» Достоевского. Сам Родион был обычным бедным студентом, которым пытался помочь всему миру, но после понимал, что многое не в его силах.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/glavnye-geroi-rasskaza-staruha-izergil

«Старуха Изергиль» М. Горький Кратко

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» — это произведение, пропитанное трогательным романтизмом и наталкивающее читателя на размышления о подлинных ценностях жизни человека. Произведение «Старуха Изергиль» композиционно представляет из себя «рассказ в рассказе» и разделено на три части, развивающих общую идею.

Краткий пересказ сюжета рассказа «Старуха Изергиль»

Рассказ Максима Горького содержит в себе три истории. Первая знакомит читателя с Ларрой — человеком, рождённым орлом.

Герой так горд своим чудесным происхождением, что считает себя выше и лучше всех. Он не знает, что такое любовь, и игнорирует законы людей. За такое надменное поведение его выгоняют из поселения.

Он остаётся один. Ему суждено бродить по миру вечно в поисках смерти и покоя.

Вторая история поведает о возлюбленных старухи Изергиль, которая не всегда была старой и мудрой женщиной. Когда-то и в её жилах кипела страсть, которая дарила ей как радости, так и разочарования.

Третья история о славном юноше Данко, который отдал свою жизнь за людей из своего рода. Он так хотел помочь, что вырвал из своей молодой груди горящее сердце и осветил им путь к спасению. Но едва людское племя оказалось в безопасности — о герое забыли.

Персонажи рассказа «Старуха Изергиль» и их краткая характеристика

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» четыре основных персонажа:

  •  Старуха Изергиль — древняя старушка, беседующая с рассказчиком о том, что «каждый сам себе судьба». Она главная героиня, рассказывающая все три истории. В молодости Изергиль была страстной, темпераментной особой и очень привлекательной женщиной. Она не единожды влюблялась, мужчины тоже дарили ей свои чувства, но из-за легкомысленности ей не суждено было встретить настоящей любви.
  •  Ларра — отпрыск земной женщины и гордого орла. Надменный и самолюбивый юноша, изгнанный из стана людей и обречённый на бессмертие за бессердечность и неуважение к общим порядкам. Печальная судьба героя вынуждает задуматься о том, что к традициям и законам нравственности надо относиться серьёзно, и о том, что главное в человеке не внешнее совершенство, а внутренняя красота, включающая в себя доброту, уважение к ближним, любовь, мораль и т.д.
  •  Данко — лучший из людей юноша, пожертвовавший своей жизнью ради спасения других. Искренняя любовь к людям сделала Данко бесстрашным и сильным. Он стерпел адские муки, но выполнил свою миссию — вывел людей к свету. Его образ схож с образом безгрешного Христа, умершего за человеческие грехи.
  •  Рассказчик — автор-пересказчик историй Изергиль.

Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» по частям

I. Рассказ Изергиль о Ларре

Рассказчик некогда работал на виноградниках Бессарабии. Однажды после трудового дня он остался отдыхать рядом с пожилой женщиной, которую звали Изергиль. Вечерело. Изергиль указала на одну из теней, отбрасываемых облаками, назвала её Ларрой и рассказала древнюю притчу…

О чём повествует Максим Горький в своём рассказе

В щедрых, богатых, красивых землях обитало человеческое племя. Однажды во время праздника орёл унёс одну из девушек племени в горы. Бедняжка вернулась лишь спустя 20 лет вместе с сыном, которого родила в неволе от орла. Сам царь птиц состарился и бросился на скалы, чтобы оборвать свою жизнь.

Женщину с сыном приняли обратно. Парень внешне не отличался от людей, разве что был особенно красив. А вот внутренне он был людям племени неприятен. Слишком холоден, горд и непочтителен со старейшинами. Не смог сын орла ужиться возле рода своего, не постиг законов и не научился уважать старших. Ему приказали покинуть племя.

Услышав пожелание старейшин, гордый юноша заартачился и обнял одну из местных девушек, дочь уважаемого человека, а та оттолкнула наглеца. Тогда сын орла ударил девушку, от его удара бедняжка умерла. Парня связали и вынесли приговор — вечное изгнание.

Юноша стал зваться Ларра. Он много лет жил подле изгнавшего его племени и причинил не мало зла его людям — воровал скот и девушек. Его не брало орудие, смерть просто обходила стороной. Но однажды, Ларра захотел смерти, устав от одиночества и общей ненависти. Вот тогда-то он и понял всю суть своего сурового наказания — он стал бессмертным.

II. Рассказ о любви и старухе Изергиль

До ушей рассказчика и старухи донеслось прекрасное пение. Изергиль сказала, что по-настоящему красиво поют только те, кто искренне влюблён в жизнь. Старуха завела монолог о своей бурной молодости, рассказчику представлялись образы её любовников:

  •  Рыбак, что стал первой любовью
  •  Гуцул, арестованный и казнённый за разбой
  •  Богатый турок, от которого Изергиль подалась в бега «от скуки»
  •  Подлый маленький поляк, которого Изергиль, рассердившись, бросила в реку
  •  Пан с изрубленным лицом
  •  Венгерский мужчина, найденный убитым, после того как он бросил героиню
  •  И последний возлюбленный Изергиль — Шляхтич Аркадэк, которого героиня спасла от ужасов плена

Много говорила о себе Изергиль. Сказала и о том, что наступил момент, когда она поняла — пора остепениться. Она вышла замуж в Молдавии и осела здесь на 30 лет. На время рассказа мужа её уже нет было в живых, а Изергиль жила со сборщиками винограда.

III. Легенда о Данко

Изергиль договорила, собеседники наблюдали за ночным небом и заметили голубые огоньки. Старуха сказала автору, что это искры сердца Данко. Так начинается последний рассказ Изергиль…

Это сказ о древних людях, гордых и прекрасных. Они жили в окружении дремучих лесов на просторах степи. Однажды враги вытеснили племя вглубь тёмного, болотистого леса. Здесь степным людям жить было невозможно, они гибли один за другим.

Веками сложившиеся в головах древних людей заветы не позволяли им биться и гибнуть в боях. Люди совсем запутались и не знали как им поступить. Их души наполнились страхом, а сердца отчаянием.

Вот тогда в «спасители» выдвинулся отважный юноша Данко. Он обратился к своему племени, призывая двинуться через лес — ведь тот должен был закончиться.

Огонь решимости в глазах Данко заразил соплеменников смелостью, они поверили в себя и пошли через непроходимый лес.

Путь оказался нестерпимо сложен. Вера в людях угасала. Они стали винить Данко в обмане. Они стали похожи на диких зверей, готовых растерзать своего проводника. Данко же не испугался, он так любил своих соплеменников, что вырвал из груди своё сердце, пылающее пламенем любви к людям. Сердце в руках юноши осветило всё вокруг как солнце. Лес вскоре закончился. Люди вышли в степь.

О Данко забыли сразу. А он умер, как только вывел племя из опасности и тьмы. Его горящее сердце лежало возле тела, но кто-то трусливый и подлый наступил на него. От сердца остались лишь брызги искр. Эти голубые огоньки можно и сейчас увидеть на задумчивом ночном небосводе…

История создания и основная идея рассказа «Старуха Изергиль»

Идеей написания рассказа «Старуха Изергиль» Горький загорелся ранней весной 1891 года, путешествуя по Бессарабии. Закончил же автор своё произведение лишь спустя 4 года.

Это неслучайно ведь «Старуха Изергиль» посвящена анализу сложной и противоречивой природы человека. Одна из основных идей рассказа — поиск смысла жизни.

Для автора смысл жизни в самозабвенном служении окружающим людям, в добре, за которое не требуется награды.

Автор стремился донести до читателя одну из важных моральных ценностей: эгоизм, потакание своим порокам приведут лишь к одиночеству и гибели. Горький утверждал: нет ничего прекрасней бескорыстного добра и бескорыстной любви.

Впервые «Старуха Изергиль» была опубликована в «Самарской газете» в 1895 году. Сам Горький считал этот рассказ одним из лучших на своём творческом пути: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль», — писал он.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/gorkij/staruha-izergil

Образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького: описание, история жизни

Меню статьи:

  • Внешность Изергиль
  • Жизненный путь
  • Последняя любовь
  • Чему нас учит Изергиль

Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом.

Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.

Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни перемен в личной жизни.

Внешность Изергиль

  • Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.
  • Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.
  • О чём повествует Максим Горький в своём рассказе

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей.

Читайте также:  Битва на неве 1240 года: знаковое событие, ход сражения и итог битвы, значение в истории руси

Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее.

Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи.

Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре.

Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой.

Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись.

Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному.

Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку.

Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание.

Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету.

Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает.

Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил.

Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин.

Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила.

На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой.

И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится.

В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Его скорее всего убил некто влюбленный в нее. Изергиль тяжко вздыхает: « От любви людей гибнет не меньше, чем от чумы». Такой трагизм не действует на нее и не наводит хандру. К тому же в это время она смогла накопить должное количество денег и выкупить себя в жида, но, следовать намеченному плану, и возвращаться домой, не стала.

Последняя любовь

К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил.

Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно.

Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого.

Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

Изергиль имела все возможности для реализации своего потенциала (воспользовалась она этим или нет – это уже другой вопрос), но женщина всегда делала выбор, руководствуясь исключительно своей, в некой мере, эгоцентрической позицией.

Это не значит, что она должна была всю жизнь прожить с одним человеком и так же ткать с утра до ночи ковры – но резкость ее поступков непростительна. Вопрос выбора – это еще одна проблема рассказа.

Какая жизненная позиция будет правильной? Всегда ли нужно поступать так, как поступают с тобой? Изергиль могла жить как угодно и остановится в любой момент, но желание любить и дарить любовь другим преобладало в ней до самой старости.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/maksim-gorkijj/staruha-izergil.html

"Старуха Изергиль": анализ рассказа, образы героев

В 90-е годы XIX столетия происходит резкое ускорение капиталистического развития страны. Миллионы людей, прежде всего крестьян, оказываются обезземеленными, обездоленными, оторванными от родных мест. Этот процесс был мучительным, но он вел к изменению образа жизни населения.

Эту ломку привычных устоев и вызванную ими интенсивность духовной жизни человека Горький почувствовал острее, чем его современники. Свое представление о новом мироощущении, рождающемся в народной среде, он и воплотил в своих романтических произведениях. Таков рассказ «Старуха Изергиль», анализ которого мы проведем.

В этом произведении романтические легенды органично сплавлены с современной Горькому народной жизнью. Жизнь, богатая событиями, страстями, мятежным несогласием с предначертанным, с принципами умеренности и аккуратности отличает главную героиню рассказа.

Жизнь ее полна героики, неукротимого стремления к свободе.

На ее глазах сражались и умирали за свою свободу солдаты революционной Польши, она знала и любила «одного достойного пана с изрубленным лицом» — поляка, который «воевал за греков», она осуждала русских, ходивших бить мадьяр».

Изергиль, возможно, была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая I. Наконец, старуха рассказывает, как сама помогала бежать из плена восставшим полякам.

Подстать истории ее жизни и те легенды, которые она рассказывает проходящему. В отличие от «были» Макара Чудры, где в романтическом освещении давались, хотя и необычные, но все же реальные факты действительности, повествования Изергиль о Ларре и Данко выделяются как поистине сказочные.

Гиперболизация факта в «были» Макара Чудры не переходила границ возможного. На это, в частности, указывает то, что рассказчик мог показать себя свидетелем драмы, разыгравшейся между Лойко и Раддой. Иное дело — легенды старухи Изергиль.

Преувеличение здесь явно выходит за пределы реальности, и говорить в данном случае следует уже не о романтическом освещении действительности, а о сказочности, которая выражается прежде всего в повествовании о событиях фантастического характера.

В первой из легенд, которые рассказывает Изергиль, повествуется о трагической судьбе сына женщины и орла — Ларры.

Образ Ларры («Старуха Изергиль»)

Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного.

И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса.

Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.

Но можно ли считать, что оценка индивидуалиста Ларры старухой Изергиль полностью совпадала с отношением к нему проходящего и самого автора? Думается, что нет.

Как проходящий, так и сам автор, конечно, не могли принять ни эгоизма, ни индивидуализма Ларры.

В критике справедливо отмечалось, что образом Ларры Горький полемизировал с философией Ницше и Шопенгауэра, проповедовавших презрение сверхчеловека к толпе, народу, право «сильной личности» на преступление, насилие, неподсудность и т. п.

Однако, если попытаться глубже вникнуть в суть изображения трагического конфликта Ларры с людьми племени, то вопрос о полемике предстанет во всей своей сложности. Писатель оспаривал не только реакционные идеи Ницше и Шопенгауэра, но и многие косные народные понятия о жизни, о герое, которым следует старуха Изергиль.

Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость.

Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других.

Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.

Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). А если учесть при этом, что гордость была присуща и ей самой, то станут вполне понятными слова автора, сказанные им о старухе: «И стало, почему-то, страшно жалко ее.

Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Ведь по-своему поняв причины трагедии Ларры и осудив его за стремление быть независимым, гордым, она осудила и самое себя.

Естественно спросить: почему же так получилось? Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.

Читайте также:  Австралия: аборигены, оружие, национальные костюмы и фото диких племен

Образ старухи Изергиль

В критике уже достаточно подробно говорилось о свободолюбии горьковской героини, ее способности «пожертвовать собой». Но в том еще не вся правда, как это ни странно, при всей любви к независимости, свободе, при всем осуждении проходящего за отрыв от людей, сама-то Изергиль по духу своему эгоистична и внутренне была мало связана с теми людьми, среди которых жила.

Ее все время влечет к сильным, героическим натурам, ее симпатии всецело на стороне этих борцов за свободу. Но, будучи сама гордой, красивой и сильной, она и других людей ценит, прежде всего, за эти качества.

Те же политические идеалы, за которые боролись любимые ею люди, гораздо менее интересовали ее.

Этим, думается, можно объяснить то, что Изергиль могла полюбить не только «достойного пана», сражавшегося с «турецкой тиранией» за свободу греков, но и деспотичного богача-турка.

Идеалом жизни горьковской героини была свободная любовь, которую она ставит превыше всего. И с тем, кто пытался в этом ущемить ее права, Изергиль обходилась решительно и сурово.

Так было с «маленьким полячком», сказавшим ей «гордое, обидное слово», за что рассерженная женщина сбросила того с моста в реку, так было с паном Аркадэком, которому она «дала…

пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся», — за то, что он хотел любить Изергиль в благодарность за избавление из плена.

Однако и сама Изергиль в своей любви оказалась эгоистичной. Поцелуи ее нередко приносили людям страданье, вели их к гибели. Но на это Изергиль смотрит как на что-то обычное, мало интересное ей, то и дело позабывая досказать проходящему печальную историю судьбы своего бывшего возлюбленного. И понятно, ибо в любви она «для себя лишь хочет воли».

В отличие от легенд история жизни Изергиль вполне реальна, но дается она в романтическом освещении. Подобно Макару Чудре старуха не скупится на похвалы себе и своему времени. Она, как и Чудра (только в большей степени), гиперболизует факт.

Этому служат и возвышенно-риторический стиль повествования Изергиль со множеством афоризмов и лирико-философских отступлений, например, рассуждение о жизни и подвигах, и красочное описание ее возлюбленного, и умолчание — до поры до времени — о том отрицательном, что было в них.

Во всем рассказе, и особенно там, где говорит непосредственно сама Изергиль, — а говорит в основном она одна, — преобладает приподнято-«философический» стиль повествования.

Изергиль хочет показать себя как пример для подражания, но характер ее весьма противоречив. В этом смысле очень показателен конец ее рассказа о своей жизни: «И вот уже около трех десятков лет живу здесь… Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу… Нет, не одна, а вон с теми».

Эта оговорка отнюдь не случайна. Она лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, ее индивидуализме и эгоизме.

Тем не менее, проходящий, желая в том окончательно убедиться, просит старуху рассказать уже известную ему легенду о горящем сердце Данко. «Я слышал, — говорит проходящий, — кое-что раньше о происхождении этих искр (от горящего сердца Данко), но мне хотелось послушать, как расскажет о том старая Изергиль».

Образ Данко («Старуха Изергиль»)

Данко изображается старухой человеком сильным, смелым, но стоящим как бы вне коллектива, толпы. На своих соплеменников он смотрит свысока. Все это, — если и далее последовать за рассказчицей, — в какой-то степени позволяет сближать Данко с персонажем другой легенды — Ларрой.

Что же касается различия в их судьбах, то оно опять-таки могло быть объяснено тем, что в сказании о Ларре коллектив изображался как «могучее племя людей», в легенде же о Данко коллектив племени оказывался каким-то слабым, беспомощным в постигшей его беде: все «хотели идти к врагу и принести ему в дар свою волю, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни…». Но тут, говорит Изергиль, «явился Данко и спас всех один». Это «явился» — очень характерно для ее понимания героя. Данко точно явился откуда-то, хотя дальше Изергиль поясняет: «Данко — один из тех людей…» И затем — не люди, которые, усомнившись в способности героического соплеменника вывести их из мрака лесов и болот, как звери, набросились на него, не люди, а именно он — Данко «спас всех один».

Вся легенда о Данко в изложении Изергиль выдержана в одном тоне. Ради спасения людей герой жертвует собой и умирает, «не прося у них ничего в награду себе».

Но было бы, конечно, неверным, исходя из той оценки, которую дает Изергиль, считать Данко индивидуалистом или противоречивой по своему характеру личностью.

Содержание легенды дает основание говорить о Данко, как о цельной героической личности, верной интересам своего народа, живущей с народом одними помыслами. Обращает на себя внимание тот факт, что племя без колебаний выбрало Данко вожаком похода, от которого зависела судьба всех.

И не своей красотой, как считает старуха Изергиль, а своей смелостью и решительностью Данко заставил людей поверить в него и в самих себя. «Во мне есть мужество вести, вот почему я повел вас!» — говорит он людям племени.

Сквозь суровый и осуждающий тон повествования старухи Изергиль невольно прорывается живое народное сказание о человеке, отдавшем жизнь за народ, и о народе, вместе с ним идущим к царству света и свободы.

Функции романтических легенд

Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека.

То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.

Романтические мироощущение героев проявляется не только в том, что они рассказывают, но и в том, как они рассказывают. С позиций идеала они рассматривают мир как соотношение только двух категорий: возвышенного и низменного. При этом они не склонны к объективному восприятию и изложению фактов.

Доходя до преувеличения, до крайности, они защищают то, что им представляется прекрасным, и так же, доходя до крайности, до преувеличения, отрицают то, что представляется безобразным.

Поэтому образы легенд отмечены печатью поэтической условности, необычности и односторонности: каждая воплощает одно какое-то начало в его исключительном выражении. Так, Ларра — символ эгоизма, возведенного в такую крайнюю степень, что герой способен убить девушку, которая пренебрегла его желанием.

Ему противопоставляется Данко, герой, являющийся воплощением любви к людям, любви столь самоотверженной, что она заставляет его пожертвовать своей жизнью. На этом завершим анализ рассказа «Старуха Изергиль».

Источник: Педчак Е.П. Литература. Русская литература ХХ века. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/gorkij_m/starukha_izergil_analiz_rasskaza_obrazy_geroev/107-1-0-1195

«Старуха Изергиль» (М. Горький)

Цитата: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — лентяи или трусы…».

История создания

В раннем творчестве Максима Горького отчётливо прослеживается романтизм — в частности, в восхищении сильной и свободной человеческой личностью, переступающей через законы и даже через самоё себя. В рассказе «Старуха Изергиль» отражены впечатления, полученные Горьким от путешествий по южной Бессарабии весной 1921 г.

Проблематика:

  • свобода и несвобода человека (Ларра, Данко);
  • проблема нравственного выбора (Ларра);
  • альтруизм и индивидуализм (Данко — Ларра).

Смысл названия: рассказ назван по имени опытной и мудрой женщины Изергиль, с которой ведёт беседу рассказчик. Именно она является золотой серединой в троичной концепции сложных личностей.

  • Литературное направление: романтизм.
  • Литературный жанр: рассказ.
  • Жанровые особенности: это композиционно сложный рассказ, в котором рассказывается целых три истории: 1) об эгоисте и гордеце Ларре; 2) о гедонистке (любительница жизненных наслаждений) Изергиль; 3) об альтруисте Данко.

Время и место действия: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу. Там Изергиль делится с рассказчиками своими историями. Поскольку истории о Ларре и Данко имеют характер легенд, уточнение места и времени не нужно.

Действующие лица

Старуха Изергиль — старая многоопытная женщина, которая и рассказывает три истории — о Ларре, себе и Данко.

Ларра — дитя женщины и орла, этот мужчина относился к людям с презрением. Наказанием ему стало бессмертие и одиночество в этом бессмертии.

Данко — молодой человек, «лучший из всех». Чтобы спасти людей, вырвал сердце из груди и осветил им путь из леса.

Рассказчик — мужчина, работавший в Бессарабии на сборе винограда и беседовавший с Изергиль.

Краткое содержание

Эти истории рассказала автору морщинистая старуха, когда они сидели вдвоём на берегу моря.

История о Ларре, гордом сыне орла

Изергиль спросила, видит ли герой тени. Это бродит Ларра.

Когда-то орёл унёс девушку из одного села. И через 20 лет она вернулась вместе с сыном — потомком орла. Парень выглядел, как и все люди, только взгляд имел орлиный, холодный. Он считал себя не таким, как все, и позволял себе слишком много. Однажды он хотел обнять дочь старейшины, а та оттолкнула его, и тогда сын орла убил девушку.

Его схватили, но, осознав, что юноша считает себя лучше всех людей, решили наказать одиночеством. И нарекли его Ларрой, что означает «отверженный». Изгнанный Ларра стал воровать, и его пытались застрелить, но тщетно: юноша стал бессмертным. Он хотел умереть и ударил себя ножом в грудь, но нож сломался.

Теперь он ходит и ищет смерти, но избавления ему не дано.

История об Изергиль, любящей и страстной женщине

Звучала красивая песня, и старуха Изергиль сказала, что так красиво поют лишь красавицы. И рассказала, как сама была красавицей, днём ткала ковры, а ночью бегала к любимому — черноусому рыбаку. Потом разлюбила его и стала встречаться с рыжим гуцулом. Но гуцула повесили.

После Изергиль любила турка — целую неделю жила в гареме. Но надоело, и она сбежала с шестнадцатилетним сыном этого турка в Болгарию. Там Изергиль ранили ножом из ревности. Лечилась она в монастыре, а потом увела из монастыря одного монаха.

А юный турок умер от любви или от тоски по дому.

Монах обижал Изергиль, и один раз она швырнула его в реку. После этого Изергиль попала в руки еврея, который торговал её телом. А любила она одного пана со шрамами на лице — он защищал греческий народ. Потом Изергиль любила венгра (мадьяра).

После была «последняя игра» — шляхтич. Он очень добивался Изергиль, которой уже исполнилось на тот момент сорок лет. А добившись, бросил. Потом он попал в плен к русским, и Изергиль его спасла, но не простила. Уехала в Молдавию, вышла замуж. Год назад муж умер.

А она любит рассказывать молодым сказки.

История о Данко, который любил людей больше себя

Изергиль спросила героя, видит ли он искры. Это частицы горящего сердца Данко.

Был такой народ, который жил в лесу, но был оттеснён завоевателями к болотам. Людям было тяжело. Они уже готовы были стать рабами завоевателей. Но тут явился Данко и пообещал людям волю.

Он вёл их через лес. Путь был трудным. Когда началась гроза, люди совсем обозлились на Данко и захотели его убить.

В сердце Данко загорелась решимость довести начатое до конца, и он руками разорвал свою грудь, вырвал это горящее сердце и осветил людям путь. Так люди вышли из леса. А Данко упал и умер.

И кто-то наступил на его горящее сердце, и это сердце превратилось в искры, которые и сейчас появляются перед грозой.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Как Данко спас людей?

Ответ. Данко вырвал своё сердце и осветил людям путь из леса.

Сколько частей в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»? Перечислите их.

Ответ. Три части.

«История о Ларре, гордом сыне орла», «История об Изергиль, любящей и страстной женщине», «История о Данко, который любил людей больше себя».

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquostaruha_izergilraquo_m_gorkij.html

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький) | Литрекон

Самый Зелёный · 04.08.2019

Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.

Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым.

Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.

История создания

Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения.

В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими.

Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.

Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма.

Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени.

Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага.

Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.

Читайте также:  Лучшие центры повышения квалификации в россии: топ 5 ведущих центров

Род, направление, жанр

Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.

До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты. 

  • Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми. 
  • В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом. 
  • Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.

Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма.

По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить.

Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.

Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Композиция и конфликт

Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:

  1. Легенда о Ларре
  2. История жизни старухи Изергиль
  3. Легенда о Данко

Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу.

Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их.

Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя.  И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.

Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество.

Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе.

Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.

Суть: о чем рассказ?

Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.

Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его.

Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти.

Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.

После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.

Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места.

Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса.

Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

герои рассказа «старуха изергиль» характеристика
ларра сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него.
старуха изергиль старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.
данко юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии.
образ повествователя это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение.
люди в рассказе общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности.

Темы

Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:

  1. Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
  2. Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
  3. Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
  4. Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
  5. Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
  6. Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
  7. Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
  8. Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.

Проблемы

Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:

  • Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
  • Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
  • Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
  • Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
  • Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
  • Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.

Основная идея

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.

  • Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
  • С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.

Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.

Чему учит?

Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».

Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего.

Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор.

Такова мораль произведения Горького.

Критика

«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.

Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.) 

Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/staruha-izergil-maksim-gorkij/

Ссылка на основную публикацию