Краткое определение термина государство: история и государственные признаки, функции, теории происхождения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы попадали в ситуации, когда в тупик загоняет простой вопрос? Вроде все понимаешь, а сказать не можешь.

Если такой проблемой для вас явился ответ на вопрос: «Что такое государство?» — то огорчаться не стоит. Общего определения этого слова нет, а политики, юристы, экономисты его толкуют по-разному.

Определение — что такое государство

Общепризнанного научного или юридического определения государства нет. Хотя само слово постоянно присутствует в законах всех уровней, ни один нормативный акт не раскрывает его значение.

В разных источниках можно найти различное толкование понятия. Связано это с тем, что слову «государство» в зависимости от контекста придают неодинаковый, а порой и противоречивый смысл.

Существует несколько близких по смыслу слов, показывающих сущность (что это?) термина в разных значениях.

Государство – это:

  1. Страна, то есть территория, отделенная границами от остального мира, а также народ, проживающий в пределах границ.
  2. Общество – группа людей, объединенных историческими, территориальными, культурными, социальными связями.
  3. Власть – высший распорядительный и исполнительный орган в стране, регламентирующий жизнь общества.
  4. Политическая система, действующая в рамках исторически сложившихся экономических условий и установленных правовых норм.

Основные признаки — в чем сущность государства

Признаки – это свойства, которые отличают государство от других субъектов политической власти. Среди них:

  1. Территориальная обособленность – земля, в пределах которой действуют государственные структуры, имеет установленные границы;
  2. Обязательное членство – население, родившееся и постоянно проживающее на территории страны, получает гражданство того государства, к которому территориально относится.
  3. Суверенитет – независимость властей во внутренней и внешней политике страны. Включает признание другими державами верховенства политической элиты государства, права на самоуправление внутри территориальных границ и равноправие в международных отношениях.
  4. Политическое устройство, при котором небольшая группа людей может регулировать различные стороны жизни общества. Осуществление решений обеспечивают организации и учреждения, наделенные функциями исполнения, контроля и принуждения. В них входят силовые структуры – армия, полиция, тюрьмы.
  5. Наличие законодательства (что такое закон), легализующего действия властей. Правовые акты определяют юридические рамки формы осуществления государственных функций.

В рамках государства власти обладают монополией на легальное применение силы, издание законов, взимание налогов и платежей, официальное представление всего населения страны на мировой арене.

Функции государства

Это основные направления его деятельности, а также главные цели и задачи, методы, формы и средства осуществления этой деятельности. Функций, понятное дело, будет много, но все они состоят из одинаковых составных частей:

  1. Предмет функции (на какие именно общественные отношения направлена деятельность государства).
  2. Цели функции (тот результат, который хотим получить). Их принято разделять на три вида: ближайшие, промежуточные и конечные.
  3. Методы, формы и средства осуществления функции. Методов два — принуждение и убеждение. Формы делятся на: законодательную, организационно-исполнительную и правоохранительную.

Функции государства подразделяются на два вида:

  1. Внутренние — решение задач внутри страны:
    1. Политическая функция (управление) — выборы, референдумы и другие демократические процедуры. Благодаря этому народ эту власть может реализовывать.
    2. Правовая (законодательная) — установление правил и их исполнение. Депутаты принимают законы (что это?), чиновники и полицейские следят за их исполнением, а суды разбирают правовые конфликты.
    3. Экономическая (регулирование) — уменьшает или увеличивает налоги и таможенные пошлины, борется с монополизацией рынков, регулирует количество денег в экономике (что это?) и противостоит инфляции.
    4. Социальная (развитие системы образования, здравоохранения, соцобеспечения, идеологии, культуры, обеспечение возможностью приобрести жилье) — государство должно поддерживать достойный уровень жизни граждан.
    5. Экологическая (охрана природы).
  2. Внешние — деятельность на международной арене:
    1. Обеспечение национальной безопасности (обороноспособность, разведка, охрана границы).
    2. Взаимовыгодное сотрудничество с другими странами — международная торговля, налаживание дружеских отношений.
    3. Отстаивание интересов государства на международной арене (в международных организациях, защита граждан за пределами страны).
    4. Участие в решение глобальных проблем (глобальное потепление, экология).

Степень реализации внутренних функций обычно хорошо видна жителям государства. Внешние же функции жителям не так заметны и понятны, а посему их можно преподнести как величайшее достижение (что главы многих стран и делают).

Еще функции делят на:

  1. Приоритетные — например, сейчас это социальные функции, а во время войны это были функции обороны.
  2. Второстепенные — то, что сейчас не в приоритете.

Ну, тут и так все понятно.

Теории происхождения государства

Теологи, политологи, юристы и все другие представители научных, околонаучных и ненаучных дисциплин издавна спорят, как возникли государства, и что послужило толчком к объединению людей. На разных этапах развития предпочтение получали взгляды, наиболее полно соответствующие запросам общества.

Теологическая теория

Самой древней принято считать теологическую теорию.

Согласно ее постулатам, государственное устройство возникло по воле бога (или богов), а правители стран направляются на грешную землю высшими силами.

Возникновение государства, по мнению сторонников учения, стало результатом длительного процесса развития общества, который диктовал Божий промысел.

Древнегреческий философ Платон считал, что государства появились в эпоху Зевса и других совсем небезгрешных греческих богов. Они поделили жребием всю территорию. Боги населяли землю своей страны жителями, соответствующими их предпочтениям.

Например, в Аттике (Афины и прилегающие регионы) Афина и Гефест расселили благородных мужей, придерживающихся демократических устоев. В Атлантиде Посейдон установил наследуемое царское правление.

Древние китайцы объясняли появление порядка, общественного устройства и правил поведения проявление воли бога, а императора называли сыном неба.

Богослов Ионн Златоуст (344-407 гг), философ Фома Аквинский (1226—1274 гг), игумен Иосиф Волоцкий (1439—1515 гг) придерживались мнения о необходимости существования государства в мире полном пороков.

Они утверждали, что оно ограждает людей и общество от грехов, которые присущи человечеству из-за грехопадения прародителей. Государственные институты помогают принять совершенство Божественного закона и направляют подданых по истинному пути.

При таком подходе верховенство власти принадлежало церкви, а не правительству. Монарх восходил на престол только после одобрения церковным представителем. Идеальным правлением считается то, при котором государственная власть действует по религиозным принципам.

Учение полностью объясняет происхождению слова «государство». Согласно исследованиям, термин произошел от слова «государь» – правитель Руси в древние годы, которое, в свою очередь, является преобразованной словоформой древнерусских «господь», «господарь».

Патриархальная теория

Яркие представители патриархальной теории происхождения государства — Аристотель, Конфуций — считали, что государства возникли по причине стремления человека к общению и созданию семьи.

В этом учении державы возникли из-за разрастания семейных связей. Поэтому отношения в государстве должны строиться так же, как среди близких родственников:

  1. монарх, как отец, заботится о благополучии всего общества;
  2. подданные беспрекословно ему подчиняются и уважают;
  3. младшие члены семьи почитают старших, а старшие заботятся о более молодом поколении.

Патриархальная теория оставила значительный след в русском обществе. Долгие годы население страны в трудные моменты искало поддержку у царя-батюшки. Некоторые отголоски слышны до сих пор.

Теория общественного договора

Договорная теория возникновения государства основывается на разумной деятельности людей. Согласно учению для преодоления социального неравенства люди заключили коллективный договор, которым предусмотрено создание властных структур и законов, обязательных для всех членов общества.

Последователь теории Томас Гоббс рассматривал догосударственную жизнь людей, как состояние войны всех против всех. Чтобы добиться мира, люди договорились учредить государство.

Еще один сторонник договорных взглядов — Джон Локк — считал общественный договор стремлением народа обеспечить права каждого человека на жизнь, свободу, имущество.

Насильственная (теория завоеваний)

Среди основных теорий происхождения государства, насильственная занимает особое место. Согласно ее концепции страна возникает в результате насилия одних людей над другими.

Организация управления в этом случае – это не результат развития общества, а аппарат принуждения победивших племен по отношению к проигравшим. Победители формируют господствующий класс, а лузеры – подчиненный.

Классовая теория (марксизм)

Насильственная теория стала прародительницей марксистского учения, по которому властные структуры рассматриваются, как угнетатели, а простое население, как угнетенные.

Однако возникновение государства концепция К. Маркса рассматривает, как результат развития социально-экономических отношений и разделения общества на классы, а не результат насилия.

Последователи марксизма были уверены, что если классовое разделение исчезнет, сущность государства утратится (оно станет ненужным).

Психологическая

Психологическая теория происхождения государства и права увязывает возникновение государственной системы с особенностями психики людей. Психологи считают, что одни граждане стремятся властвовать, а другие подчиняться.

В этом случае создание государства – это результат разрешения противоречий между инициативной частью сообщества и пассивной.

Есть очень много других точек зрения, а внутри каждого учения большое количество ответвлений, находящих предметы для спора между собой. Вот некоторые из них.

По некоторым теориям государство – это аналог:

  1. биологического организма;
  2. большой стройки;
  3. разделения людей на высшую и низшую расы;
  4. результата роста численности населения.

У каждого из этих учений находятся свои сторонники, поэтому до нахождения единого толкования еще очень далеко.

Формы государства

Форма государства – это организация политической власти, определяющая структуру и функционирование государственных институтов.

Форму определяют три составляющие:

  1. Форма правления.
  2. Государственное устройство.
  3. Политический режим.

По форме правления выделяют монархии и республики. В монархии власть передается по наследству, в республике (что это такое?) – выбирается народом. Монархии бывают абсолютные (вся власть принадлежит правителю) и конституционные (права монарха ограничены законами).

Республика может быть:

  1. парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  2. президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).

По форме государственного устройства они делятся на:

  1. Унитарные;
  2. Федеративные;
  3. Конфедерации (что это?).

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

Например, Российское Федерация — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

Более подробно об этом смотрите в данном видеоролике:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Краткое определение термина государство: история и государственные признаки, функции, теории происхождения

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/gosudarstvo-chto-ehto-takoe-formy-teorii-vozniknoveniya-priznaki-funkcii.html

Происхождение, признаки и функции государства

Проблема государства — одна из приоритетных в современной политической теории. Это обусловлено тем, что государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом его политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения.

Государство не относится к вечным феноменам общества. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для упорядочения своей жизни особые институты.

В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью.

В обществе с государством власть централизованной группы опирается на иерархический административный аппарат, строящий свою деятельность на базе юридических норм.

Здесь действует четко установленная иерархия — разделение на лиц, владеющих политической властью и подчиняющихся ей, то есть существуют отношения управления и подчинения, где организованное меньшинство обладает монополизированной централизованной политической властью.

Существует несколько теорий и концепций происхождения государства.

1. Патриархальная теория, зародившаяся в древней Греции и получившая теоретическое обоснование в 17в. В одной из работ английского мыслителя Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

2.Теологическая концепция государства, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реальности, связанные с теократическими формами первых государств мира.

3. Теория общественного договора. Наибольшее распространение получила в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо.

В соответствии с ней возникновение государства есть результат своеобразного договора находящихся в догосударственном состоянии индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти передаются суверенному монарху или иному государственному институту.

4. Теория «насилия» или «захвата». Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. В основе возникновения государства, считают они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.

Читайте также:  Япония: численность населения, продолжительность жизни японцев, состав семьи

5. Социально-экономическая, или марксистская, концепция, в соответствии с которой государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими.

Природа государства сложна и имеет ряд тесно связанных друг с другом измерений. Одним из важнейших измерений являются Признаки государства, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т. д.), оказывающих существенное влияние на общество.

Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на всё население в пределах определённой территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства.

Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определённой территории требует установления его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого.

В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом.

Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия — армии, служб охраны порядка и безопасности.

В-третьих, государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администраций ).

В-четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в её верховенстве и независимости от любых других и внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется:

  • А) в общеобязательности её решений для населения;
  • Б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;
  • В) в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;
  • Г) в наличии специальных средств воздействия на населения, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).
  • В-пятых, государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.
  • Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической организации общества, является её основой в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы.

Функции государства — это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщённой форме. С развитием государства, усложнение его задач и ростом объема забот расширялись и углублялись функции. В современном мире в общем плане можно классифицировать функции следующим образом:

— руководство и управление.

Руководство связано с выработкой государством стратегии, общих параметров и ориентиров жизни и развития общества, включая направления и принципы, методы решения экономических, социальных, политических, национальных и культурных вопросов, проблем. Управление же задействовано на выработку и применение конкретных механизмов реализации общих замыслов, задач, стратегических установок;

— внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная.

Политическая функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса, подавлением воли угнетённых классов, слоёв (для антагонистических обществ), обеспечением политической стабильности, регулированием национальных (межнациональных) отношений, взаимодействием с политическими партиями, профессиональными союзами, другими общественными институтами. К политической функции относится и выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Правовая функция всецело принадлежит государству. Осуществляя правотворчество, оно устанавливает правовые законы и нормы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан.

Организаторская функция государства состоит в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнения решений, формировании и использовании кадрового корпуса управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, решений, предписаний, информационном обеспечении политики, осуществлении мер координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объёме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития.

В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использовании долгосрочного планирования, программирования.

Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, образовании, поддержании здоровья; осуществлении социальной защиты престарелых, инвалидов, молодёжи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности.

Социальное государство стремится сгладить социальное неравенство, помочь слабым и обездоленным (путем перераспределения социального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв), обеспечить занятость и право работника на предприятии, развивать систему социального страхования, обеспечить доступность для всех образования, здравоохранения, культуры.

Образовательная функция государства. По мнению видных государственных деятелей Великобритании, США, Японии, качественное образование — основа будущего, столбовая дорога в современную цивилизацию.

Многие государства стоят перед задачей, которой нет альтернативы: осуществления кардинальной реформы в сфере образования, выработка политики, охватывающей весь процесс образования от школьного до университетского.

И государство в первую очередь обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставления людям разных возможностей его получения, качественную подготовку молодёжи к активной жизни.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах.

Содержание, объем и проявление функций обусловлены типом общества, его классовой структурой, волей господствующего класса.

Практика убеждает в том, что чрезмерное вмешательство государства в дела общества, стремление регулировать все его процессы отрицательно сказываются на самостоятельности, инициативе, ответственности регионов, местных структур управления, порождает иждивенчество, потребительскую психологию. Поэтому за последнее время наметилась тенденция ослабления воздействия государства на отдельные общественные дела и процессы.

Таким образом, Государство — это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.

Записи по теме

Источник: https://naparah.com/politologiya/07131280.html

Какие теории происхождения государства вы знаете? Кратко объясните их и приведите примеры. — Школьные Знания.com

Существует как минимум 8 теорий происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная.

Теологическая теория принадлежит Маритену и Мерсье и распространилась из-за Фомы Аквинского. По данной теории государство произошло по божьей воле, власть монарха вечна и зависит от религии. Соответственно, царь наделен властью от бога, и поэтому все должны подчиняться этой власти. Неравенство тоже нормальное явление, потому что также является божественной волей.

Патриархальная теория принадлежит Аристотелю, Филмеру и Михайловскому, которые считали, что люди – существа, которые привыкли жить в коллективе и стремятся к созданию семьи. Государство – большая семья. Глава государства – монарх как глава семьи – мужчина. Соответственно, члены семьи подчиняются мужчине, а подданные – монарху.

Договорная теория принадлежит Гроцию, Руссо, Радищеву. По этой теории государство появилось как результат договора, который был заключен между народом и потенциальными государственными служащими. То есть люди добровольно объединились в государство посредством договора.

Теория насилия принадлежит Дюрингу, Гумпловичу, Каутскому. Теория насилия предполагает завоевание одного государства другим. Один народ завоевал другой – отсюда появляется госудаство. То есть государство не естественно, а навязано извне.

  • Органическая теория принадлежит спенсеру, Вормсу, Прейсу, которые считали, что государство – живой организм, который рождается и умирает в ходе естественного отбора.  
  • Материалистическая теория принадлежит Карлу Марксу, Энгельсу и Ленину – они считали, что государство возникло из-за социально-экономических причин, а именно при разделении труда.
  • Психологическая теория принадлежит Фрейду и Тарду и теория обусловлена потребностью людей во власти над другими, и потребностью других – подчиняться.  

Патримониальная теория принадлежит Галлеру, который считал, что государство частной собственностью. То есть определенные люди или система просто господствует над территорией.

Ирригационная теория принадлежит Виттфогелю, который считал, что ирригационные сооружения способствуют появлению чиновничества и государевых людей.

Источник: https://znanija.com/task/17089481

Происхождение государства (стр. 1 из 7)

Введение

Вопрос происхождения государства волновал теоретиков всех времён и народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о происхождении государства.

В настоящее время наиболее распространены такие теории как классовая – её сторонниками были Карл Маркс, В.И. Ленин, Фридрих Энгельс, Г.В. Плеханов и другие не менее известные личности; договорная (Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, А. Н.

Радищев); патриархальная (Аристотель); теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский) и другие теории.

Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях.

До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и я уверен, что до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным.

Понятие государства является абстрактным, и чтобы характеризовать его необходимо выделить ряд признаков. Рассматривая различные определения, данные государству, можно заметить, что наиболее часто встречаются основные, необходимые для образования государства и характеризующие его, признаки: союз людей, территория, суверенитет и публичная политическая власть.

  • В своей работе я рассматриваю наиболее важные, как мне кажется, аспекты в происхождении государства, такие как становление государства, признаки государства, различные теории о его происхождении.
  • 1. Понятие и становление государства
  • 1.1 Определение и признаки государства

В мировой теории нет и не было общепринятого определения государства. Определения, относящиеся к концу ХIХ – началу ХХ века, как правило, включают в качестве специфических видовых отличий государства как общности народ, публичную власть и территорию.

  1. «Государство, таким образом, определяется как общность, в основе структуры которой лежит территория, народ и государственная власть, то есть через перечисление его основных элементов».[1]
  2. Приведу некоторые определения государства:
  3. «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества».[2]
  4. «Государство в собственном смысле слова (классовый подход) есть политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причём меньшинства над большинством, сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

Государство есть объединение людей, подчинённых правовым законам (И. Кант)».[3]

Какое бы мы не сделали определение государства, в нём мы необходимо «уложим» определяемое в определённый ряд вместе с другими явлениями, установим определённую связь между этими последними и государством.

Задача научного определения предмета и заключается в том, чтобы вполне уяснить этот теоретический элемент, эту основную гипотезу, которая силой вещей лежит в основании первоначального определения, влияя таким образом на весь последующий ход научных построений.

Различия существующих определений государства и сводятся к различаю тех гипотез, которые скрыто или открыто, бессознательно или сознательно вводились философами права и государствоведами в самом начале их научных изысканий.

Читайте также:  Описание льва в характеристике диких животных африки: азиатский, черный лев

«Наиболее распространённое в настоящие время воззрение сводит определение государства к трём моментам: союз людей, власть и территория».[4]

А.Ф. Вишневский выделяет следующие признаки государства.[5]

Первым и самым важным признаком государства является учреждение такой власти, которая с населением непосредственно не совпадает (в отличие от коллективной власти родового общества). Она персонифицируется в виде особого социального слоя людей, профессионально занимающихся управлением.

Осуществление публичной власти требует определённой организации – формирования государственных учреждений, становления специального аппарата.

Она немыслима без её оснащения материально-техническими средствами и неизбежно предполагает возможность применять принуждение, психическое или физическое насилие, обеспечиваемое репрессивными органами.

Государственная власть суверенна.

Однако появление публичной власти не означает её полного отрыва от общества. Управление – отношение между управляющими и управляемыми, то есть населением. Это означает, что государство – система публично-властных отношений, одномасштабных обществу в целом.

Второй признак государства – разделение населения по административно-территориальному принципу. В результате территориальное распределение населения как следствие замены родовых связей общественными (соседскими, производственными, обменными, политическими, культурно-бытовыми) превращается в административно-территориальное, а индивид становится подданным или гражданином.

Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, неотчуждаема, исключительна.

Третий признак государства – налоги. Государственные налоги – это учреждённые публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определённые сроки. Иногда к налогам добавляются внутренние и внешние займы.

1.2 Становление государства

Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики.

Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления – государство, власть и политика вполне естественно отождествляются.

Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племён, шамана, жреца вместе с образованием общества, то есть упорядоченной совокупности людей, объединённых неприродными связями и отношениями, общими интересами и целями; далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и её новой институциональной формы – власти с органами управления и контроля.

Таким образом, государство – результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

История государства – сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и другими факторами. Тем не менее возможна обобщённая генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из нескольких основных этапов.[6]

1-й этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т.е.

на свободных граждан – членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства – скульпторы, художники, поэты т.п.) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчинённые низы (в Риме – патриции и плебеи) и рабов, а также различные категории полусвободных.

Это ещё не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских ни политических прав. Две функции государства чётко различаются – устройство «общих дел» в сообществе свободных и господство – подавление по отношению к порабощённым в буквальном смысле слова.

Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития.

2-й этап. Средние века и начало нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотия, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) – собственность монарха.

Разрушенные (в Европе), но ещё сохраняющиеся по типу отношений кровнородственные связи порождают власть сеньориального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления.

На Востоке и на Западе сохраняются формы неэкономического принуждения (теория Н. Макиавелли). Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха (Т. Гоббс).

3-й этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства, в Европе завершается процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран.

XVII век стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изжившимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса – формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн и т.д.

– одно из основных – образование общества суверенного народа, которое высвобождается из под гнёта государства и способно стать равным ему партнёром, участником политического процесса и вступать в договорные (конституционные) отношения с центральной властью.

Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и общества и государства. Активизируется идея гражданского развития общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, в XVIII в. – Ж.Ж. Руссо, И.

Кант и другие) и преобразования власти государства: абсолютизма, как одной из его форм, правом, разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И. Кант и другие) и ограничения правом самого государства, превращая его в правовое государство. Однако полного развития гражданские отношения и правовая государственность достигли много позже.

Источник: https://mirznanii.com/a/36824/proiskhozhdenie-gosudarstva

001

Часть 1. Основы теории государства и права1. Понятие и признаки государства. Теории происхождения государства.

1. Общество и государство.

В науке существует много определений и характеристик общества. Общество — совокупность людей, определённая организация их жизни, совместной деятельности (взаимодействия). Его сущность заключается в многообразии общественных отношений, в которых поддерживается определённый порядок.

Первое в истории общество — первобытное (родовое), в нём появляется такое социальное явление, как власть — возможность подчинять своей воле поведение, деятельность других людей.

Со временем родовая организация общества трансформируется в территориальную, а родовая власть — в государственную, среди социальных норм выделяются правовые. Государство в различные исторические периоды и в различных условиях выступает как организация управления обществом, как механизм властвования.

Но вместе с изменением общества изменяется и государство как политическая форма его организации. Государство в той или иной мере может выражать интересы правящей верхушки, различных социальных групп (классов) или всего народа.

2. Понятие государства.

Государство

— особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм. Не следует путать понятия государства и страны, хотя они во многом сходны, но если страна — территория жизнедеятельности общества, функционирования (юрисдикции) государства, то государство — организация политической власти страны и общества.

3. Признаки государства.

Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.

1) Территориальная организация населения — государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода).

Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться.

Население — человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории).

При этом население и народ — понятия не тождественные, народ — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

2) Государственная власть — особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения.

Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему — государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).

3) Государственный суверенитет — свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.

4) Право — государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).

5) Сбор налогов — налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.

Помимо основных признаков государства выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система и т.д.

4. Основные теории происхождения государства.

Различные теории происхождения государства выдвигались различными исследователями, в различные исторические эпохи, в различных государствах, на них влияли особенности развития прежде всего их стран и регионов, философские и идеологические взгляды, некоторые теории созданы по аналогии с другими науками. На сегодняшний день существует более десятка теорий происхождения государства, все они в той или иной мере, а вместе взятые — достаточно полно отражают различные факторы возникновения государства.

1) Теологическая теория — одна из первых, возникших для объяснения происхождения государства, наибольшее распространение получила в средние века.

Ее представителями были многие религиозные деятели (самый известный из них — Фома Аквинский, 13 век), исповедовавшие самые различные религии.

Согласно этой теории государство существует вечно, создано волей Бога, поэтому каждый должен подчиняться этой воле. Теологическая теория ненаучна, её нельзя научно обосновать.

2) Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и Древнем Риме, у её истоков стояли Платон и Аристотель.

Согласно патриархальной теории люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи, а увеличение числа этих семей и их объединение приводит к образованию государства, при этом государственная власть происходит от отцовской власти.

Проще говоря, государство представляет собой разросшуюся семью. Патриархальная теория обосновывает монархическую, зачастую абсолютную власть.

3) Договорная теория происхождения государства возникла ещё в Древней Греции, полное развитие она получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения — Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбаха, А.Радищева.

Сторонники договорной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, правда, они характеризовали его по-разному, от всеобщей свободы по Руссо до «войны всех против всех» по Гоббсу.

Затем для обеспечения мира и благополучия люди заключают договор, которым отдают часть своих естественных прав государству и обязуются подчиняться государственной власти, а государство выражает общую волю и обязуется действовать в интересах общества и сохранять основные права человека. Однако общественный договор мыслился не как исторический факт, а как молчаливое признание. Теория носит демократический характер.

4) Теория насилия возникла и получила распространение в конце 19 — начале 20 века (авторы — К.Каутский, Л.Гумплович, Е.

Дюринг), согласно теории насилия государство возникает в результате войны и завоевания одного племени другим (внешнее насилие), или в результате насилия одной части общества над другой (внутреннее насилие).

Читайте также:  Профессии, связанные с компьютерами: описание, деятельность и специальность

Теория преувеличивает роль насилия и недооценивает социально-экономические и иные факторы.

5) Ирригационная теория выдвинута К.Виттфогелем в наше время, она основывается на исторических фактах.

В Древнем Египте и некоторых других государствах с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах.

6) Экономическая теория. Автором теории считается французский мыслитель 18-19 веков Сен-Симон. Истоки данной теории восходят к Платону, объяснявшему причины появления государства общественным разделением труда.

Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству.

Экономическая теория логически стройна, подтверждается многими историческими свидетельствами, однако она недооценивает значение других факторов.

7) Классовая (марксистская) теория создана К.Марксом и Ф.Энгельсом («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), поддерживалась и развивалась В.И.Лениным.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход, она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом, за основу классовой теории взята экономическая теория.

Государство понимается как продукт и проявление непримиримых классовых противоречий, как машина для подавления и эксплуатации угнетённого класса.

Теория долгое время безраздельно господствовала в советской науке, однако она не может дать объяснение всем факторам возникновения государства, особенно на Востоке, где частная собственность на землю и средства производства не получили широкого распространения.

8) Современный материалистический подход (теория специализации). Согласно данной теории государство возникло как аппарат управления делами раннеземледельческой общины.

По мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему, разделения (специализации) труда стали выделяться люди, занимающиеся управлением, затем стали создаваться специальные органы управления.

Одновременно шёл процесс социального расслоения (образования классов).

Используются технологии uCoz

Источник: http://ftk.narod.ru/download/pravo/osnovi/001.htm

Основные теории происхождения государства, признаки и функции государства

  • Контрольная работа Политологии по теме:
  • «Основные теории происхождения государства, признаки и функции государства»»
  • Ростов-на-Дону
  • 2013
  • СОДЕРЖАНИЕ
  1. Основные теории происхождения государства.                         1 стр.

  2. Признаки и функции государства.                                            11 стр.
  3. Заключение                                                                                 16 стр.

  4. Литература                                                                                 18 стр.
  1. Основные теории происхождения государства.

      Существует множество теорий происхождения государства.

Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Актуальность данной темы состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства. Ещё со времён древнего Рима и до наших дней многими учёными выдвигались разнообразные теории происхождения государства.

Идея государства происходит из самой глубины человеческого 
сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто 
независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод.

Основной причиной возникновения государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования.

В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их направить на достижение экономических, политических и социальных целей.

Создавая государство, люди вместо подчинения стихийным силам 
подчиняются верховной власти, которую 
сами сознательно создали. Таким 
образом, они выходят их состояния слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают независимость, первое условие действительной свободы.

Термин «государство» обычно употребляют в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти.

В узком смысле — это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.

Государство — основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры,

Древнегреческие философы Платон, Аристотель считали, что в 
государстве реализуется как 
бы высшая цель природы человека и 
человеческого общения.

Только в 
рамках государства могут нормально 
функционировать семья, общество, человек, Гегель указал, государство — это образ и действительность разума человеческого общества. В сжатом виде эти взгляды выражены в определении государства В.И. Лениным.

«Государство, — писал он, — это особая организация силы, есть организация насилия для подавления, какого-либо класса»1.

Государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом его политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения. Государство не относится к вечным феноменам общества.

Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для упорядочения своей жизни особые институты. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью.

В обществе с государством власть централизованной группы опирается на иерархический административный аппарат, строящий свою деятельность на базе юридических норм.

Здесь действует четко установленная иерархия — разделение на лиц, владеющих политической властью и подчиняющихся ей, то есть существуют отношения управления и подчинения, где организованное меньшинство обладает монополизированной централизованной политической властью. 
Существует несколько теорий и концепций происхождения государства, ниже приведены основные теории:

 
1. Патриархальная теория- зародившаяся в древней Греции и получившая теоретическое обоснование в 17в. В одной из работ английского мыслителя Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи.

А увеличение число этих семей и их объединение приводит к образованию государства. Следовательно- суть патриархальной теории возникновения государства в том, что государство возникает по модели семьи (т.е. государство — своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).Это позволяет утверждать, что власть правителя (монарха, короля, царя и т.п.

) является продолжением отцовской власти в семье.

  1. Следовательно, согласно данной теории:
  2. — монарх является отцом всего мира;
  3. — благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
  4. — монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
  5. — власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема;
  6. — подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
  7. К достоинствам данной теории можно отнести, что она:
  8. — способствует сплочению общества;
  9. — способствует уважению, почитанию государственной власти;
  10. — культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Видимо не без влияния 
данной теории пустила глубокие корни 
в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, т.е. супер личности, способностью решать все проблемы за всех.Главным недостатком теории является:

  • — прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
  • — в семье существуют действительно родственные связи, но весь народ (несмотря на наличие определённой общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
  • — монарх — представитель публичной власти, отделённой от народа, и его власть имеют иную основу, чем власть отца в семье;
  • — отец действительно является основателем рода;
  • — монарх же, если и основатель, то государства, а не народа;
  • — монарх не является родственником подавляющего большинства населения;
  • — зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имея кровнородственной связи с управляемым государством;
  • — власть отца неформальна и непосредственна;

— власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляет опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения.Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи и ещё и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и тоже время.

2.Теологическая концепция государства, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реальности, связанные с теократическими формами первых государств мира, достоинством данной теории является следующее:

— способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

— препятствует насилию, революции и гражданским войнам, переделу власти и собственности;

— в наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности. Главный недостаток данной теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, т.е. не научна. Теологическая теория призывает:

— принять государство и власть как данность, полученную свыше;

— признать власть монархов 
святой и происходящей от Бога (Папа Римский — представитель 
Бога на Земле, монархи — представители 
Папы и через него Бога в своих государствах).Полностью и во всём подчиняться власти — небесной (божественной), т.е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, т.е.

монархам и государству, не пытаться изменить установленный Богом порядок. 
3. Теория общественного договора. Наибольшее распространение получила в XVII-XVIII вв. в трудах Г.Гроция, Д.Локка, Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо.

В соответствии с ней возникновение государства есть результат своеобразного договора находящихся в догосударственном состоянии индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти передаются суверенному монарху или иному государственному институту.

Русский философ и писатель-революционер А.Н. Радищев (1749-1802),теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой теории.

  1. Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению её авторов, государство возникает в результате заключения «общественного договора» 
    между людьми находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ.
  2. Смысл идеи «общественного договора» в следующем:
  3. — первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;
  4. — каждый преследовал 
    только свои интересы и не 
    считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»;
  5. — в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
  6. — чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
  7. — в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты — государство.
  8. Теория «общественного договора» имела большое прогрессивное 
    значение:
  9. — были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
  10. — сделан шаг к созданию гражданского общества;
  11. — фактически выдвинут принцип народного суверенитета — власть производна от народа и принадлежит народу;
  12. — государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
  13. — теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик — как альтернативы реакционным монархиям XVII-XVIII вв.;
  14. — согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства — народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;
  15. — государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создаёт условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
  16. — в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей;
  17. — обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком — право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
  18. Существенным недостатком 
    данной теории является её идеалистичность:
  19. — «общественный договор» — скорее идеал, чем реальная действительность;
  20. — зачастую государства возникали другими путями — войны, насилие и при наличии иных условий;
  21. — ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
  22. — сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
  23. — общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы, классы, сословия, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

4. Теория «насилия» или «захвата». Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский. В основе возникновения государства, считают они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.

Согласно мнению сторонников 
психологической теории возникновение 
государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Под данными свойствами подразумеваются:

Источник: http://stud24.ru/politology/osnovnye-teorii-proishozhdeniya-gosudarstva-priznaki/437256-1643818-page1.html

Ссылка на основную публикацию