Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Фото с сайта: booksite.ru

Удивительный русский царь Федор Алексеевич, что по состоянию здоровья смог усидеть на троне всего шесть лет, успел за свое краткое правление провести множество полезных реформ, значения и важности которых, скорее всего, не понимал и сам.

Одним из его решений была отмена местничества в 1682 году, когда государственные должности перестали передаваться по степени родовитости семейства и предков. Однако перед этим страну ожидал долгий и нелегкий путь, который и привел к подобному результату, именно о нем и пойдет речь.

Однако так как тема эта достаточно обширна, постараемся вкратце обозначить лишь основные вехи, которые нужно учитывать, для лучшего понимания происходивших на то время событий.

Разбираемся, что такое местничество: определение по истории просто и понятно

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Фото с сайта: dic.academic.ru

Если разбираться досконально, то к появлению местничества на средневековой Руси были на самом деле достаточно весомые предпосылки исторического характера. К примеру, стоит понять, как образовывался государственный аппарат управления, а формировали его, основываясь, в основном на польско-литовское законодательство, которое на то время казалось намного совершеннее и более продвинутым.

На самом деле, все достаточно просто, так как местничество – это порядок распределения разнообразных государственных должностей (мест), не по заслугам, способностям или возможностям, а банально по родовитости и знатности семейства, к которому принадлежит претендент.

Таким образом, местничество, это, по сути система управления, своего рода инструмент, который помогал распределить должности в определенном порядке.

То есть, во внимание принималось происхождение предков претендента, а также их служебное положение на данное время.

С одной стороны, это было в некоторой степени оправдано, однако пробиться к «кормушке» могли далеко не все, и зачастую самые способные оставались за бортом власти.

Получается, что раздумывая, что такое местничество, можно с уверенностью сказать, что именно оно превратило русское средневековье дворянство в своего рода закрытую аристократическую группу, доступ в которую был строго регламентирован и ограничен. При этом, сословные и родовые интересы ставились во главу угла, даже когда это шло в полный разрез с интересами общесоциальными, если можно так выразиться.

Кроме всего прочего, учитывалась не только родовитость, как таковая, но еще и личностное положение в семействе, по отношению к формальной главе.

Более старшие члены семейств имели весьма большое преимущество, да и заслуги все же учитывались.

К примеру, боярский сынок, отец которого особо отличился принимался лучше и охотнее, чем ребенок того же рода, но отец которого не отличился никакими особыми заслугами.

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Фото с сайта: otvet.imgsmail.ru

Да и за царским столом сидели все именно по такому ранжиру, то есть самые родовитые и знатные поближе к правителю, а те, кто попроще, с самого краешка стола. Система местничества была крайне несовершенной, и мешала развитию страны в целом, отбрасывая ее автоматически на несколько сотен лет назад.

Интересно, что зачастую при дворе в среде бояр возникали самые невероятные местнические споры, разрешить которые было бы просто нереально. Однако решал их царь, приказам которого перечить было бы глупо.

Борьбы за должности порой заканчивалась и кровопролитием, а иногда и просто семейной и родовой враждой, и только царь, вкупе с чиновниками Разрядного приказа мог разрешить недоразумения и погасить вражду, порой длившиеся годами и даже десятилетиями.

Местничество в древней Руси: суть, особенности, преимущества и недостатки

Приблизительно с конца пятнадцатого века весь государственный аппарат формировался именно руководствуясь принципами местничества. Как уже и говорилось, это значительно тормозило развитие державы в общем.

Выбор людей на должности, не по способностям и талантам, а по семейному положению, родовитости и знатности, значительно снижал уровень эффективности этого аппарата, а главное, не давал пробиться к власти действительно талантливыми способным руководителям.

Именно потому отмена местничества в один прекрасный момент стала попросту неизбежна.

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Фото с сайта: otvet.imgsmail.ru

Правда, польза от подобного ранжирования имелась, и на это также нельзя закрывать глаза. Во-первых, она хоть как-то, то есть худо-бедно, но примиряла дворянство.

Местничество строго указывало на то, кому и какую должность в государственном аппарате власти можно занимать, а куда даже нечего пытаться не стоит проникнуть, так как по роду не положено.

В высших эшелонах власти того времени и так царила смута, вечные ссоры и усобицы, заговоры и сплетни, которые хоть кое-как сдерживала система местничества. Фактически, именно местничество способно было удержать распоясавшихся аристократов от тяжелой внутренней войны, который они могли затеять в любую минуту.

И на старуху бывает проруха: причины отмены местничества

Приблизительно в средине шестнадцатого века Иван Грозный решил делать ставку на войско и дружину. Царю на то время исполнилось всего восемнадцать лет, но он сделал критический шаг вперед, и на «Соборе примирения» объявил, что стране срочно нужны реформы и перемены.

Именно эти реформы можно считать прямой предтечей такого события, как отмена местничества в армии, и каждый дворянин обязывался отправляться служить там, где это было целесообразно, вне зависимости от положенного ему места.

Это значительно модернизовало русскую армию, чего и добивался молодой царь.

Реформа Ивана Грозного вообще была всесторонней и полезной, так как давала возможность быстро и легко поставить всех в ружье при потребности, а военные должности закреплялись за каждым дворянином навеки, то есть пожизненно.

Образование в то время, так называемое, поместное войско значительно помогло не только более эффективно защитить границы, но также и расширить их.

Однако, дата отмена местничества после военной реформы Грозного приблизилась лишь незначительно, и потребовалось еще более сотни лет, чтобы это все-таки случилось.

Окончательная и полная отмена местничества: при каком царе, как и когда это произошло

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Фото с сайта: traditio.wiki

Спустя полтора века, во второй половине семнадцатого века местничество на Руси уже стало смотреться со стороны, словно страшный анахронизм и пережиток, который только мешает образоваться функциональному, а также, что самое главное, эффективному аппарату власти. Самодержавие уже начало понимать, что стоит разобраться с ним, устранив камень преткновения, не дающий двигаться дальше, но это было далеко не просто, настолько сильны традиции в русском обществе.

Если говорить о том, кто отменил местничество, а также когда это было проделано, стоит начать несколько раньше. В 1676 году, после безвременной кончины брата, на русский престол взошел пятнадцатилетний царь Фёдор III Алексеевич, отличающийся слабостью и болезненностью, а также с детства страдающий от цинги (скорбута), однако обладавший достаточно глубоким умом.

Говорят, что он знал польский и даже латынь, а также живо интересовался западной историей, политикой и культурой.

В первые недели своего правления царь тяжело болел, однако уже к средине лета он полностью взял власть в собственные руки, причем его правление ознаменовалось весьма значимыми вехами в истории Руси, и полнейшая и безапелляционная ликвидация местничества также дело его рук.

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Фото с сайта: actualhistory.ru

Основной толчок для отмены местничества в армии дала пресловутая война против Османской Империи, а также дружественного ей ханства Крымского, которая велась с 1676-го, и вплоть до 1681 года.

Завершились длительные и трудные боевые действия Бахчисарайским миром, который оказался своего рода компромиссом, так как полностью Россию его условия попросту не могли. Зато к стране были присоединены Киев, и вся Левобережная Украина.

Именно местничество и постоянные распри и споры в армейских рядах послужили причиной провала кампании, и широко образованный, а также вообще смекалистый и умный Федор это, естественно понимал.

Когда Османская кампания была полностью завершена, царь приказал созвать своих военных командиров, а также и весь государственный аппарат на совет.

Он объявил, что пора что-то менять, так как враг показал себя с необычной стороны и продемонстрировал явный прогресс, которого у нас не было и в помине.

Царя подержал также один из самых просвещенных людей эпохи, знаменитый князь Василий Васильевич Голицын, который готов был глотки грызть за свое местничество, однако понимал, что оно безнадежно устарело.

Таким образом, местничество было отменено при царе Фёдоре III Алексеевиче, являвшего старшим единокровным братом великого подвижника Петра первого, время которого еще не пришло на тот момент, но перемены уже уверенно маячили на горизонте.

Получается, что год отмены местничества – 1682-й, а само собрание проходило в средине января, когда за конами стояли лютые морозы, а из труб в городе вздымались белые столбы дыма.

Это был день Боярской Думы и Освященного собора, где сам Голицын и подал прошение царю об отмене местнических привилегий в армейском ведомстве.

Федор Алексеевич спросил у собравшегося люда, как поступить и получил вполне утроивший его ответ.

Тогда в сенях царских палат разложили большой костер, куда и были брошены все разрядные книги, над которыми были произнесены слова, что все отныне упоминания о местничестве «богомерзкими и враждотворными, предающимися забвению навеки веков». Казалось бы, отмена местничества должна была сплотить дворянство и боярство, но родовые споры продолжались еще очень долго и даже Петр Великий неоднократно угрожал подданным судом, когда упоминались подобные вещи институции.

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Фото с сайта: portal-kultura.ru

Источник: https://perstni.com/magazine/history/mestnichestvo-v-drevney-rusi-ot-prinyatiya-do-otmenyi.html

Местничество — это… Что такое местничество: суть, история возникновения, достоинства и недостатки

Добавлено в закладки: 0

Что такое местничество? Описание и определение понятия.

Местничество – на Руси в средние века так назывался порядок распределения служебных мест, когда принималось во внимание служебное положение и происхождение предков.

Местничество способствовало монополизации князьями и боярами власти и мешало выдвижению поместного дворянства, невзирая на то, что именно поместное дворянство было опорой  московских государей в укреплении и создании централизованного государства.

Рассмотрим, более детально, что значит  местничество.

История появления местничества

Ме́стничество является системой распределения должностей зависимо от знатности рода, которая существовала в Русском государстве. Местничество было  отменено приговором Земского Собора 12 января 1682 года.

К появлению местничества были некоторые  исторические предпосылки.   Образование государственного аппарата с конца пятнадцатого века производилось по принципуПричина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена местничества, воспринятому в значительной степени из польско-литовского законодательства. Система местничества основывается на критериях знатности происхождения (чем выше были предки претендента, тем более высокий пост он мог занять в государственной иерархии). Эта практика боярство превращала в замкнутую корпорацию, подменяла сословными общесоциальные интересы. Кроме знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента в своем роде. Старшие в роду имели преимущество. Значение имели заслуги предков — сын боярина, который проявил себя на службе, имел перед своим же двоюродным братом приоритет, чей отец не прославил себя никаким образом. Даже бояре, которые приглашены к царскому столу, сидели соответственно со своими титулами. Между аристократами зачастую появлялись «местнические споры» — кто имеет право на должность, кто знатнее. Эти споры разрешал обычно сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.

Читайте также:  Политический режим: происхождение и определение понятия, характеристика видов и типов политических режимов

Система местничества в 1682 году отменялась приговором Земского Собора, для укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.

Недостатки и достоинства

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Вместе с тем, историк Володихин Дмитрий считает, что невзирая на очевидные изъяны, местничество как-то примиряло служилых аристократов, определяя, кому можно претендовать на какой должностной уровень. Знать Русского государства включала в себя старомосковскую аристократию, княжеские роды из беглых литовско-русских князей, присоединённых русских земель и татарских царевичей. По мнению исследователя, без контролирующей системы знатные люди то и дело устраивали бы перевороты и усобицы, споря за место возле кормила власти. Таким образом, местничество оберегало русское государство от внутренних тяжёлых войн.

Местничество — это право на занятие определённых должностей в государстве в зависимости от знатности, на которое влияет знатность и служебное положение предков, а также их заслуг перед Московским великим князем.

Суть местничества

Под этим определением следует понимать порядок служебных отношений, который в пятнадцатом и шестнадцатом веке сложился между родословными фамилиями в Московском государстве.

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Следовательно, командование армии лишалось возможности оперативного руководства властями, так как на посты назначались не политическими соображениями, а местнической иерархией. В такой ситуации трудно было надеяться на успех.

В силу этого, царь Иван Грозный приказал изменить этот порядок: «во всяком разряде не местничатися, кого с кем куды на пошлют, чтоб воиньскому делу в том порухи не было».Видя в этом явную проблему, такое распоряженеии было своевременным. Но отменено местничество было решением Земского Собора лишь более сто лет спустя, 12 января 1682 года.

И сделано это было с целью укрепить вооружённые силы при правлении царя Фёдора Алексеевича. Местнические книги были сожены в 1682 году по приказу этого русского царя.

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отменаПричина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Рычаги управления и регулирования в государстве сегодня

Конечно, ни одно государство не будет отказываться от рычагов управления и регулирования, так как важнее всего их умелое использование.

В настоящее время для управления государством характерны следующие способы:

  1.  общенормативное регулирование в отличие от индивидуально-распорядительного и регулирования прошлых лет. Управление на основе законодательства, приходит на смену командному и оперативному воздействию;
  2.  использование методов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;
  3.  введение лицензирования субъектов и их деятельности;
  4.  установление порядка осуществления видов хозяйственной деятельности;
  5.  налогообложение;
  6.  введение стандартизации продукции, работ и услуг;
  7.  поддержка и стимулирование предпринимательства;
  8.  проведение надзорных функций.

В административном, финансовом законодательстве должны быть закреплены правовые режимы осуществления этих и подобных им функций.

Для примера основных методов государственного управления и применения их на практике можно использовать Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. В этом положении указано, что Минсельхоз является центральным органом государственного управления сельским хозяйством государства и подчинено непосредственно Правительству.

В целях проведения единой государственной аграрной политики, направленной на обеспечение населения продуктами питания, а промышленности – сырьем, увеличение экспортных возможностей аграрного сектора в условиях развивающихся рыночных отношений Министерство:

  • обеспечивает разработку приоритетных государственных (национальных) программ развития отраслей сельского хозяйства и участие в их реализации;
  •  подготовку проектов, законодательных актов и нормативных документов по аграрным вопросам;
  • содействие разгосударствлению и приватизации, а также демонополизации в агропромышленном комплексе (АПК);
  •  развитие разнообразных форм хозяйствования и пр. управление сегодня связано с работой профессионального персонала.

Перспективы улучшения государственного контроля

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

  • Контроль в нашей стране  рассматривается как одна из основных функций государства.
  • Он призван:
  • во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного а всей системы органов государства;
  • во-вторых, появляется возможность создать достаточно стройную, динамичную, неутяжеленную систему государственного контроля, которая охватит все его виды;
  • в-третьих, важно придавать контролю демократический гласный характер, позволить участвовать в нём общественности;
  • в-четвертых, государственный контроль не должен быть самодовлеющим институтом, а является инструментом эффективного решения государственных, экономических, социальных задач;
  • в-пятых, добиватся высоких показателей качества контроля можно при помощи правового контроля, основанного на законодательстве, которое исключает произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.

Есть ли местничество сегодня?

Обсуждая перспективы улучшения государственного контроля, можно сделать логический вывод, что государственный контроль будет эффективным только тогда, когда в его системе начнут трудиться высококвалифицированные специалисты и его защитят мощной правовой основой.

К тому же, вышеупомянутые формы и методы государственного управления станут более совершенными, если будут основываться на глубоком и систематическом изучении ситуации.

По этой причине отметим, что сегодняшнее государственное управление имеет потребность не только в совершенных методах контроля, но и в улучшении деятельности по использованию полной и достоверной статистической и тематической информации .

Конечно, в силу современной демократизации общества, о проблемах российской экономики говорят открыто. В целом отмечают и непрозрачность, и местничество, и неэффективность судебной системы, но, увы, пока это только лишь разговоры.

Мы коротко рассмотрели местничество и его историю возникновения, суть, а также достоинства и недостатки.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/mestnichestvo.html

Местничество как гениальное изобретение русского народа — Православный журнал "Фома"

Больше трехсот лет назад молодой русский царь Федор Алексеевич решил искоренить в своей державе нечто дьявольское, а именно местничество. В речи перед собранием властей духовных и светских он с гневом обличил это порождение преисподней: «Сие местничество… благословенной любви вредительно, миру и братскому соединению искоренительно… паче же всевидящему оку мерзко и ненавистно!».

Что современный образованный русский знает о местничестве?

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Портрет Фёдора Алексеевича, первая половина XIX в.

Существует абсолютно неверный стереотип, согласно которому местничество — пустая игра спесивых вельмож. Будто бы местнические споры и тяжбы лишь отнимали у них время, необходимое для полезной государству деятельности. Будто бы местничество — нелепый плод «кондовой толстозадой» Руси, не сумевшей достойным образом организовать жизнь высших сословий.          

Так, на первый взгляд может показаться глупым и даже неприличным поведение военачальников, отказывающихся идти в поход под началом недостаточно знатного воеводы. И, несомненно, с колокольни XXI века трудно одобрить ситуацию, когда более знатный человек ставится выше, чем более одаренный или же более заслуженный.

Всё это — плоды местничества.

Почему же при таких «рисках» русское общество цеплялось за местничество, а русское государство долгое время не решалось его ликвидировать? Ведь оно существовало более полутора столетий! В одной ли «косности» тут дело?

На протяжении века местничество давало огромную пользу. Столь значительную, что его следовало бы считать гениальным плодом социального творчества русского народа.

В конце XV — начале XVI века из крошева маленьких независимых княжеств появилось огромное единое русское государство, Россия. Москва, ставшая столицей колоссальной державы, оказалась до отказа наполненной высокородными аристократами — как своими, так и явившимися с разных концов страны.

Это было одновременно и очень ценное, и очень беспокойное приобретение для монархов. С одной стороны, в их распоряжении оказалось великое количество людей, с детства обучавшихся двум искусствам: водить полки и управлять землей. «Мужей брани и совета» можно было щедрой рукой черпать из неиссякаемого запаса и расставлять на ключевые должности «от Москвы до самых до окраин».

Однако многие из них еще очень хорошо помнили те славные времена, когда их отцы или деды являлись самостоятельными государями — объявляли войны, заключали договоры, вводили новые законы, ставили на монетах свои имена.

Рябушкин А. Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. 1893 г.

Вся это шумное, горделивое, воинственное собрание людей богатых, знатных, владеющих навыками войны и правления, следовало не только рационально использовать на благо страны, но также удерживать от двух крайне опасных действий. Во-первых, от интриг и заговоров против самого государя московского. Во-вторых, от междоусобных конфликтов. Последние могли обойтись чрезвычайно дорого.

Великие князья московские располагали целым набором способов, как избавиться от подобных угроз. Они могли просто-напросто использовать вооруженную силу. Но предпочитали более тонкий подход.

А именно — всеобъемлющую систему «гарантий». Ведь местничество и представляет собой, по сути, именно систему «гарантий».

Всякий знатный род, заняв когда-то высокое положение при дворе государя московского, послужив ему на войне или в мирном управлении, мог рассчитывать на столь же высокие назначения в будущем.

Такова глубинная сущность местничества: 70-100 родов, добившихся высокого положения в конце XV — первой половине XVI века, закрепляли за собой этот статус на много поколений вперед.

Время шло, а им по-прежнему давали солидные должности, их жаловали землями, они находились, как тогда говорили «у государя в приближении».

Принадлежность к такому роду, то есть «высокая кровь», обеспечивала превосходные стартовые позиции.

Молодой человек, придя на службу, знал: если он не окажется совершенным глупцом или трусом, если он не заработает монаршую опалу «изменными делами», то войдет, как и его предки, в «обойму» великих людей царства.

Сложности вызывало одно: не столь уж просто определить, какое место занимает данный конкретный род среди прочих родов знати. Кто выше? Кто ниже? Кому положено больше?

За свое положение в «иерархии мест» знатные люди сражались отчаянно и непримиримо. Местническая «находка», то есть победа в тяжбе с другим аристократом, считалась успехом, равным обретению высокого чина.

Что же касается местнической «потерьки», то есть проигрыша дела, то ее воспринимали крайне болезненно.

Для служилого аристократа лучше было попасть в опалу, уйти в монастырь, лишиться выгодного назначения, если альтернативой становилась утрата частички родовой чести.

Но как выводить аристократов из состояния серьезного местнического столкновения? У соседей — поляков, литовцев — конфликт между двумя знатными людьми приводил к череде взаимных «наездов». Иначе говоря, нападений на села неприятеля и кровавых стычек с его бойцами, заканчивающихся порой разорением и сожжением его усадьбы.

Во Франции дворянство истребляло себя на дуэлях… Способы, мягко говоря, не самые цивилизованные. К тому же, направлявшие боевую активность дворянства не наружу, против общего врага, а внутрь, против собратьев — людей одного языка и одной веры. Для государства крайне нерасчетливо поддерживать подобную практику.

И у нас, в России, научились решать «разводить» тяжущихся аристократов с помощью особого, местнического суда.

Итак, местничество давало нашей знати способ мирно решать проблемы, связанные с конкуренцией при дворе. Судиться, а не устраивать кровопролитные «наезды». Вести тяжбы, а не поднимать восстания.

Сколько человеческих жизней спасло местничество! В стране, где аристократов оказалось слишком много, оно не дало им передраться. С другой стороны, монарх, даже такой самовластный, как Иван IV, не мог разрушить местническую систему.

Она гарантировала сотням родов права на участие в распределении власти. А значит, служила препятствием для тиранического произвола.

Выходит, не столь уж плох порядок, при котором «кровь» ставилась выше «службы». На протяжении века он избавлял страну от великих потрясений. Отчего же к концу XVII века для царя и Церкви он превратился в орудие бесовских козней?

Читайте также:  Япония: природа, императоры, достопримечательности, население и географическое положение страны

Любой общественный порядок может с течением времени устареть.

Устарело и местничество. Середина XVII века, правление первых Романовых, — время, когда достоинства местничества свелись к скромным величинам, а недостатки стали весьма заметны.

Прежде всего, от какой «фронды» могло в XVII веке оборонить местничество? Ушли в небытие рода величайшие, «честнейшие» — князья Бельские, князья Мстиславские, князья Шуйские, князья Воротынские, князья Телятевские-Микулинские… Да и память о временах, когда недавние предки высшей знати играли роль самостоятельных правителей, исчерпалась. В коллективном сознании нашей знати Московское государство стало единственно возможной политической реальностью. Она уже не мечтала вновь разделить его на суверенные лоскутки, она, скорее, желала шляхетских вольностей, как у поляков, но только в рамках единой державы.

Скверно относилось к местничеству Церковь: когда-то спасительное для России, оно пронизало все русское общество снизу доверху и наполнило его бесконечными сварами, грызней, интриганством.

Оно отводило людей от идеала христианской любви и заставляло смотреть на ближних прежде всего как на соперников в борьбе за «место».

Патриарх Иоаким высказался на этот счет ясно: «Всякому разумно есть, яко идеже любовь, тамо и Бог, тамо и вся благая… А до сего настоящего времени от отечественных местничеств, которыя имелись меж высокородными, велие противление той заповеданной Богом любви чинилось… аки от источника горчайшего».

Наконец, местничество мощно тормозило преобразования, проводившиеся в армии.

Первые Романовы начали постепенно ограничивать местничество. Окончательно отменил его в 1682 году царь Федор Алексеевич — третий в этой династии.

В «соборном деянии» об уничтожении местничества говорилось: «Быти всем во всех чинах без мест…» А кто нарушит это постановление, того «…лишить данные ему милости государской, чести, в каковой он тогда будет, а поместья его и вотчины взять на великого государя».

Источник: https://foma.ru/mestnichestvo-kak-genialnoe-izobretenie-russkogo-naroda.html

Алексей Михайлович Тишайший (1645- 1676гг.)

  • ð Курс на укрепление самодержавной власти с сер. 17века
  • ð Уменьшилась роль Боярской думы, собиралась лишь по указаниям царя, изменение состава в основном из дворян
  • ð С 1653 г. Практически прекращается созыв Земских соборов
  • ð Усилилось значение приказов (80 приказов)
  • ð Создан приказ тайных дел по контролю за деятельностью приказов и ведению политического сыска
  • ð Складывалась самодержавная дворянская монархия
  • ð дальнейшее укрепление самодержавной власти, укрепление авторитета власти и престижа личности царя
  • ð развитие приказной системы и усиление роли приказов в управлении государства
  • ð укрепление позиций центральной власти на местах
  • ð начало реорганизации русского войска («полки нового строя»)
  • ð борьба за подчинение церкви государству
  • 1649 г — «Соборного уложения», основные положения:
  • — окончательное юридическое закрепощение крестьян (бессрочный сыск крестьян)
  • — регламентация прав всех сословий
  • — прикрепление жителей посада к «тяглу» и месту жительства
  • Федор Алексеевич (1676-1682гг.)
  • Воспитатель: С. Полоцкий
  • ð 1676 г – введение подворного обложения
  • ð 1682 г. – стрелецкий бунт («хованщина»)
  • ð 1682 г. – отмена местничества

Причины отмены местничества в 80-х гг. ХVII в.:

  1. — назревшая потребность преобразований в России требовала изменения принципа назначения на высшие государственные должности;
  2. — местнические порядки негативно отражались на государственной и военной службе, системе распределения чинов и должностей в русском государстве;
  3. — местничество стесняло царя в праве выборе высших должностных лиц;
  4. — местничество вносило соперничество, зависть, споры в среду боярства.
  5. 2. Значение отмены местничества:
  6. — основным источником продвижения по службе становились личностные качества, профессиональные навыки, ревностная служба государю;
  7. — был нанесен удар притязаниям феодальной знати на власть;
  8. — представители дворянства, постепенно становившиеся опорой абсолютизма, одержали победу в борьбе с боярством за преобладание в правящей верхушке России.
  9. Софья – регентша (1682-1689гг.)
  10. Государственные деятели: В. Голицын
  11. 1687 г. – открытие Славяно-греко-латинской академии
  12. 1682г. – межевание земель
  13. 1687,1689 гг. – Крымские походы
  14. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права

ð 17 век – переход от средневековья к новому времени, в Европе в этот период формируются буржуазные отношения. В России – окончательно сложился феодальный строй.

  • ð Складывается мелкотоварное производство
  • ð Возникают мануфактуры – крупные предприятия с ручным трудом, разделенным по специальности
  • ð Формируется всероссийский рынок
  • ð Организуются ярмарки

ð 1653 г. – введена единая пошлина, отменены внутренние поборы с купцов.

  1. ð 1667 г. – Новоторговый устав (Ордин – Нащокин)
  2. ð Специализация районов
  3. ð Сельское хозяйство основалось отсталым, основой отношений феодалов и крепостных крестьян стала барщинная система и оброк, экстенсивный характер развития
  4. Итак, в 17 веке в России складываются условия для развития буржуазных отношений, основанных на товарно-денежной экономике.

Причина появления и принцип местничества: определение, предпосылки для создания этой системы и её отмена

Церковный раскол

1653 г. – проведение церковной реформы патриархом Никоном по унификации (единообразию) службы.

  • Цель проведения:
  • ð Москва будучи центром православия, использовала русские обряды, которые не придерживались верующие других стран
  • ð Возникла необходимость пересмотреть церковные книги, иконопись, вернуть церковь к греческим канонам: обрядам, строительству крестово-купольных церквей.
  • Противники нововведений с протопопом Аввакумом выступали за старые обряды.
  • Поизошел раскол церкви, появились старообрядцы (раскольники), которых преследовали, подвергали каре.
  • Общих характеристики никониан и старообрядцев:
  • — вера в Святую Троицу;
  • — вера в спасительный подвиг Иисуса Христа; вера в непорочное зачатие;
  • — обряды крещения причастия, соборования, отпевания
  • Различия:
никониане старообрядцы
осенять себя крестом из трех пальцев («щепотью») крещение двумя пальцами
поясные поклоны земные поклоны
троекратное пение «аллилуйя» Двукратное пение «аллилуйя»
написание имени Спасителя—Иисус написание имени Спасителя—Исус

1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой. Возможно, он рассчитывал, что его попросят вернуться. Нособор 1666—1667 гг.

, предавший анафеме староверов, также лишил сана и Никона. Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север, в Ферапонтов монастырь.

Некогда всесильный патриарх последние 15 лет жизни провел в заточении.

Никон, не довольствуясь положением духовного владыки, вмешивался в мирские дела: во время отсутствия царя возглавлял все правительственные дела, повелевал боярами. Как и Филарета, его называли «великим государем». Он придерживался идеи о том, что «священство выше царства».

Алексей Михайлович, повзрослев и получив политический и военный опыт, решительно воспротивился все усиливавшимся притязаниям Никона на светскую власть. В этом его поддержал церковный собор 1666 г., т. к. Никон нажил множество врагов и среди священников.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s16957t1.html

Отмена местничества в Российской Империи

Конец XVII века стал для России тем временем, когда изменился ход её истории. На смену застоявшимся обычаям и традициям Московского княжества пришли реформы и новаторские идеи, которые стали предпосылками для появления новой Российской Империи.

Московский царь, Фёдор Алексеевич, прославившийся хрупким здоровьем из-за врождённой цинги, но гибким умом, мудростью, спокойствием и образованностью, за шесть лет своего правления сумел кардинально изменить сложившиеся столетиями русские обычаи и порядки.

Усовершенствование системы налогов, формирование новой армии, строительство в Москве каменных домов, отмена телесных увечий, появление культуры барокко, отказ бояр от бороды и другое, что в будущем сумел удачно продолжить сам Пётр I.

Одной из важных реформ, давшей дорогу новому эффективному аппарату правления, стала введённая в 1682 году отмена местничества, о чём дальше пойдёт речь.

Местничество в русской истории

Местничество было русской традицией, появившейся в XV веке. Его название произошло от обычая занимать на банкетах место согласно родословной.

В основе системы была боярская иерархия, где любая должность при царе – военная или государственная, назначалась в зависимости от благородности происхождения или наличия заслуг у предков, тем самым пренебрегая личными достижениями, навыками либо талантами.

Иллюстрация

Ликвидация феодальной раздробленности и объединение русских земель в XV веке, заставляла князей и бояр направляться в Москву, дабы занять высокий чин при царской палате. Московская аристократия, опасаясь за своё «место под солнцем», проявляла открытое недовольство и предвзятость к непрошенным гостям. В дальнейшем они же повлияют на внедрение этой системы.

Принятое местничество сформировало закрытое боярское общество, попасть в которое было абсолютно невозможно. Оно было полностью урегулировано, ведь у каждого было своё законное место, прописанной в разрядной книге, на которое никто не смел претендовать. Однако, со временем эта система требовала перемен, что привело к полной отмене местничества в России.

Причины реформы

Нередко выяснения важности собственной родословной влекло за собой проблемы. Междоусобицы, а временами кровопролития, были постоянными инцидентами, которые распутывал государь и Боярская дума. Главным минусом системы была неспособность бояр к слаженной и командной работе.

Во времена военных действий это негативно влияло на ход войны, ведь распределение военных чинов проходило довольно хлопотно, чем ослабляло службу. В дальнейшем это стало одной из значимых причин, по которой была предпринята отмена местничества Земским собором и царём Фёдором.

Фёдор III Алексеевич

Как человек образованный, царь понимал, что система, которая себя изжила, лишала думу талантливых и мыслящих людей, а также не давала возможности отстранить от службы тех, кто не справлялся со своей работой. Ликвидация знатности смогла бы дать государству функциональный аппарат управления. Это были очередные весомые причины отмены местничества в России.

Так, в лютый январь 1682 года, был созван Земский собор из бояр, на котором присутствовал один из самых влиятельных людей Москвы – князь Василий Голицын, чьё мнение было авторитетным.

После успешного принятия реформы, в стенах царской палаты, где присутствовали митрополиты и епископы, были сожжены книги, содержавшие сведенья обо всех боярских родах.

С этого момента родовые заслуги канули в прошлое, уступив место личной ответственности.

Иллюстрация

Последствия реформы

Как показывает история, последствия отмены местничества Земским собором были положительными. Ликвидация системы направила историю России на путь демократизации и укрепления царской власти, а в дальнейшем и падения авторитета Боярской думы.

Таким образом, осуществив отмену местничества, Фёдор Алексеевич предпринял попытку изменить административную структуру, давая возможность толковым и ответственным людям подниматься по карьерной лестнице, устранив лодырей и казнокрадов. В будущем эти события повлияли на реформы Петра I.

По мнению большинства историков, в XVII веке отмена местничества стала важным моментом, отразившимся на развитии российской истории. Материал подготовлен командой сайта TRUE-FALSE

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9fbb5f78b71300a917dc81/5b9fd5f648402000a95b8657

Местничество в Древней Руси

Местничество – система распределения должностей в России, которая просуществовала около 200 лет, с конца XV до конца XVII века. Служилые люди занимали какую-либо должность, например, воеводы, в зависимости не от личных своих заслуг, а от знатности своих предков. Этот порядок просуществовал до 1682 году.

История появления местничества

К моменту завершения феодальной раздробленности и освобождению от ордынского ига (конец XV века) знатные люди Русского государства имели различное происхождение. Среди них были бывшие удельные князья, татарские царевичи и московское боярство.

Читайте также:  Южная америка: животные, растительный мир, птицы, представители красной книги

Молодому государству требовалось создать систему замещения должностей, которая, с одной стороны, устраивала бы аристократию, а с другой – гарантировала бы государству внутренний порядок и отсутствие конфликтов между знатью. Такой системой стало местничество. Его оформление происходило в период с 1475 по 1556 год.

К 1556 году была составлена разрядная книга (“Государев разряд”) за срок в 80 лет. Её использовали в местническом счёте.

Суть системы

Местничество было сложной и запутанной системой и относилось к сфере, которую сейчас можно назвать “кадровая политика власти”. В XVI веке при назначении человека на высшую должность учитывали не его личные качества, успешность прежней службы и какую-либо подготовку. Решающими критериями были:

  • Значение на службе боярского или княжеского семейства.
  • Генеалогическое положение боярина или князя в своей семье. Ведь на службе могли находиться его родственники. Например, в годы Смуты воеводами были родственники из семьи Шуйских – М. В. Скопин-Шуйский и Дмитрий Шуйский.

В результате, княжеский род Одоевских иерархически соотносится с родом Бутурлиных таким образом, что по своему ведомству они на службе стояли выше и получали преимущество.

Однако, старшие представители рода Бутурлиных могли приблизиться к младшим представителям рода Одоевских. Фамильное значение представителя знати по отношению к чужой династии называлось “отечество”. Его приобретал один из представителей рода.

С этого момента оно представляло собой наследственное достояние.

Порядок определения отечества действовал с математической точностью, его можно было высчитать по определённым правилам. Местнический счёт мог быть:

  • Согласно родословцу или по лествице, то есть простым.
  • По родословцу и по разрядам – росписям назначений на различные должности (придворные, воеводские).

Порядок по родословцу учитывал, что старший сын в иерархии занимал четвертое место после отца и двух его младших братьев. Своеобразной единицей счёта в этой системе было “место” – положение в родословной относительно общего предка.

На практике местничество особенно хорошо заметно при назначении воевод во время похода. Войско, как правило, делилось на полки: большой, правый, левый, передовой, сторожевой. Должности командующих распределялись согласно установленной иерархии.

То есть, первое место оставалось за первым воеводой большого полка, а четвёртое – за первым воеводой полка левой руки.

Влияние на государственные дела

Подобная запутанная систем усложняла кадровую политику, особенно, в военное время. При составлении полковых росписей начинались жалобы друг на друга. Следовательно, власть в лице царя Ивана IV и Боярской Думы начала наводить порядок. В 1550 году, накануне похода на Казань, ряд должностей командиров полков оказались исключены из местнического счёта.

Основные проблемы системы

Сам замысел местничества был консервативным и аристократическим. Оно устанавливало порядок наследования служебных отношений среди аристократических родов.

Конкретная должность была не столь важна, просто более знатный боярин следил в каждом конкретном случае, чтобы представитель другого рода стоял ниже в служебной иерархии. Местничество также исключало соперничество на службе.

Однако, у неё был недостаток. Породистый и бестолковый боярин при такой системе мог оказаться выше способного.

Отмена местничества

Отмена местничества происходила в период с ноября 1681 по январь 1682 года при молодом царе Фёдора Алексеевиче. Поводом была военная реформа, а причиной – военные неудачи из-за устаревшей системы назначения на должности. Местнические книги были сожжены. Этот шаг означал невозможность возвращения к прежней системе.

Использованная литература:

  1. В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция XXVII. – М.: Эксмо, 2017.
  2. А.П. Богданов. Несостоявшийся император Фёдор Алексеевич. – М.: Вече, 2009.

Источник: https://histerl.ru/kurs/rusi/mestnichestvo.htm

Местничество — это… Что такое Местничество?

А. П. Рябушкин, «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате». 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ме́стничество — в средневековой Руси: порядок распределения служебных мест с учётом происхождения и служебного положения предков лица. Местничество было отменено приговором Земского Собора 1682 года.

Русские бояре

Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства.

Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять). Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными.

Помимо знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил.

Местнический порядок затруднял подбор служилых людей, поэтому с середины XVI века некоторые назначения на должности производились прямыми указами Ивана IV. Вместе с тем местничество способствовало консолидации аристократии и превращению её в элиту общества.

Даже приглашённые к царскому столу, бояре сидели в соответствии со своими титулами. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.

В 1682 году система местничества была отменена приговором Земского Собора, как являющая собой пережиток прошлого (это объективно способствовало усилению позиций дворянства).

Литература

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/149357

1682, январь Отмена местничества

 Хронология российской истории. Россия и мирАнисимов Евгений Викторович

1682, январь Отмена местничества

Царствование Федора Алексеевича оказалось в целом спокойным. Правил он гуманно, ему удалось умерить чрезмерные аппетиты родственников по материнской линии – Милославских, на смену которым в управлении пришли люди достойные и опытные – бояре Языков и Лихачев, а позже князь В. В. Голицын.

При Федоре самодержавие уже не нуждалось в поддержке общества, усилилась власть воевод на местах, в 1678–1679 гг. провели подворную перепись, и с тех пор подданные платили налоги с дворов, а не с земли (с «сохи») как раньше. В окружении царя обсуждали проекты преобразований, предвосхищавшие реформы Петра I. В январе 1682 г.

отменили местничество – систему, при которой должности занимали люди в зависимости от знатности и заслуг их рода. Это приводило к распрям из-за «места», затрудняло управление. Федор указом предписал отменить местничество, а книги, в которых велся «местнический счет», сожгли при свидетелях в печах.

Главным критерием продвижения по службе стали личные способности и выслуга лет. Москва при Федоре Алексеевиче уже давно жила другой, новой жизнью. При дворе все больше появлялось людей без традиционной бороды, одетых в новомодное польское платье. В жизнь и быт входили западные новинки.

Во дворце и домах знати появлялись во множестве иностранные вещи – обои из тисненой кожи, мебель, посуда, кубки и украшения. По-новому начали работать и русские художники. На стенах стали (как тогда говорили) «ставить парсуны» – портреты, написанные с натуры. Иностранцы отмечали, что члены царской семьи понимали по-польски, одевались в польские одежды.

Огромное влияние на образ жизни русских верхов оказывали приехавшие с Украины писатели, церковники, учителя – носители польской и смягченной православием украинской культуры барокко. Новое проступало в церковной и гражданской архитектуре («нарышкинское барокко»).

Следующая глава

Идея местничества
Из того же местнического счета открывается и идея местничества, строго консервативная и аристократическая. Позднейшие поколения родословных людей должны были размещаться на службе и за столом государя, как размещались первые поколения. Отношения

Расстройство местничества
Вторжение стольких новых людей в знатные правящие круги запутало местнические счеты. Местничество, как мы уже видели (лекция XXVII), выстраивало боярскую знать в замкнутую цепь лиц и фамилий, которая в местнических спорах развертывалась в сложную

Царь Федор и отмена местничества
В 1674 году умер старший сын царя, царевич Алексей. Право наследования переходит к его брату Федору. Алексею Михайловичу остается жить меньше года; приходит конец его славному царствованию. При нем на бедную, слабую средствами Русь

7
СОБОР В МОНПЕЛЬЕ И ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР
(январь 1215 г. — январь 1216 г.)
На самом деле для «благородного графа» де Монфора победа, одержанная им над окситанскими войсками, оказалась пирровой, сделавшей его задачу еще более трудной. Ее единственным результатом было то, что она

Отмена местничества
Чиновная реформа задумывалась в более широком идейном контексте, представление о котором ярко обрисовал Сильвестр Медведев. Согласно его «Созерцанию», 24 ноября 1681 г. Федор Алексеевич изволил «вчинать» рассмотрение дела о чинах своего царского

Федор Алексеевич (правил с 1675 по 1682) и «Время Софьи» (правила с 1682 по 1689)
После смерти Алексея Михайловича остались в живых восемь его детей от первого брака и трое – от второго. Старшие царевны, Евдокия, Софья, Марфа, Екатерина, Марья, Федосья вместе со своими тремя

Федор Алексеевич Романов — царь и великий государь всея Руси
Годы жизни 1661–1682
Годы правления 1676–1682
Отец — Алексей Михайлович Романов, царь и великий государь всея Руси.Мать — Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича.Федор Алексеевич Романов

Отмена местничества
Чиновная реформа задумывалась в более широком идейном контексте, представление о котором ярко обрисовал Сильвестр Медведев. Согласно его «Созерцанию», 24 ноября 1681 г. Федор Алексеевич изволил «вчинать» рассмотрение дела о чинах своего царского

1682
Запись интервью с Т.А. Иваненко. 3 октября 1993 г., Санкт-Петербург. С.

Местничества Пожарского
Дмитрию Михайловичу, чья карьера сделала большой чиновный скачок, приходилось часто отстаивать свое право на высокие ступени в иерархии, поэтому уже давно было отмечено, что он – когда невольный участник, а когда и инициатор местничеств, которых

Федор Алексеевич Романов — царь и великий государь всея Руси
Годы жизни 1661–1682
Годы правления 1676–1682
Отец — Алексей Михайлович Романов, царь и великий государь всея Руси.Мать — Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича.Федор Алексеевич Романов

Уничтожение местничества
Среди разных военных предприятий и сношений с другими государствами московское правительство не упускало из виду и внутренних дел. Особенное внимание было обращено на служебные беспорядки, на просвещение и на борьбу с расколом.Служебные

К рассказу «Уничтожение местничества»
Голицын Василий Васильевич (1643–1714) – князь, государственный деятель. При Федоре Алексеевиче был возведен в бояре, возглавлял Владимирский судный и Пушкарский приказы. При царевне Софья (1682–1689) фактический глава правительства,

Глава V
Попытки реформирования титульно-наместнической системы в условиях отмены местничества
Тесная связь наместнических титулов, принципов их присвоения с правилами местничества; принципиальное изменение титульной иерархии в начале 80-х гг. XVII в. повышают внимание к

Расстройство местничества
Вторжение стольких новых людей в знатные правящие круги запутало местнические счеты. Местничество выстраивало боярскую знать в замкнутую цепь лиц и фамилий, которая в местнических спорах развертывалась в сложную сеть должностных и

Источник: https://history.wikireading.ru/241826

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector