А.П. Бородин опера «Князь Игорь»
Древнерусское произведение «Слово о полку Игореве» стало основой сюжетной линии в опере Александра Бородина «Князь Игорь». Как и старорусский эпос, сочинение композитора пронизано патриотической идеей русского народа.
Это произведение славит собою русскую музыку — Александр Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими напевами и чертами. Главные персонажи произведения олицетворяют сущность русской души, ее благородное начало, мужественность, верность и нравственность.
Не зря эта опера столь популярна в России: родная земля и ее защитники — восхваляются, бедствия и сложности — воспринимаются с болью, а хорошие события — радуют весь русский люд, включая современного зрителя.
Краткое содержание оперы Бородина «Князь Игорь» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Голос | Описание |
Князь Игорь | бас-баритон | правитель северских земель, который встал на защиту родины |
Ярославна | сопрано | вторая супруга, ждавшая возвращение князя до последнего |
Княжич Владимир | тенор | сын от первой жены князя Игоря, сильно влюблен в дочь хана |
Князь Галицкий | бас-баритон | Владимир, брат Ярославны, желающий занять место князя Игоря |
Хан Кончак | бас | половецкий вождь, уважительно относящийся к пленному князю |
Кончаковна | контральто | дочь Кончака, в будущем жена княжеского сына Владимира |
Гзак | без вокала | половецкий хан, привезший много пленных после похода в Путивль |
Овлур | тенор | крещёный половчанин, помогающий князю Игорю с побегом |
Ерошка и Скула | тенор и бас | двое гудошников: предатели и трусы |
Краткое содержание «Князя Игоря»
Армия, собранная на Путильевской площади, ждет князя Игоря, чтобы пойти в поход для противостояния половцам. Неожиданно начинает темнеть и наступает солнечное затмение. Народ пугается этого «Божьего знамения» и предлагает Игорю с походом повременить.
Князь считает иначе, так как его дело благое и он планирует защитить Русь! Ярославну беспокоит чувство, что все сложится плохо и она молит супруга не идти в бой.
Игорь обращается к ее брату, князю Галицкому, прося его проявить заботу к сестре во время своего отсутствия.
Княжеский двор Галицкого. Слуги восхваляют своего князя, а Скула и Ерошка смешат народ. Владимир любит шумные посиделки, только сейчас его это не сильно радует. Ему хочется быть богаче и иметь большую власть. В его мечтах — место князя Игоря. Бражники, во главе которых Скула с Ерошкой, планируют бунт.
Ярославна тревожится, известий от князя и дружины давно не было. Ее предчувствия подтверждаются. К ней подходят девушки и жалуются на Галицкого и его людей, что они многое себе позволяют. Когда появляется брат, княгиня высказывает ему свое недовольство по поводу его поведения. На это Галицкий нагло отвечает, что хочет сместить Игоря. Ярославна приходит в ярость и выгоняет его.
Грустную весть принесли бояре княгине — муж и сын ее в плену, а рать разбили половцы. Опасность вещают колокола — к Путивлю путь держат бойцы хана. Бояре решительны, и считают, что отстоят город!
Во вражеском плену князь Игорь. Ханская дочь Кончаковна вся в мыслях о пленном Владимире, и даже пляски половецких девушек не могут ее развлечь. Кончаковна ждет встречи с сыном князя. С наступлением ночи у влюбленных свидание.
Князь Игорь тоже не спит, слишком тяжело ему признать, что его рать разгромлена, он в плену, а его родину поработят враги. Свобода — его мечта, ведь тогда он воссоздаст войско, разобьет половцев и освободит Русь.
Крещеный половчанин Овлур приходит с предложением помощи к Игорю, чтобы тот сбежал, но он не соглашается. Появляется хан Кончак, который уважительно обращается и относится к заключенному, и согласен его простить, и дать свободу, если тот поклянется не поднимать оружие против его людей.
Князь же правдиво сообщает, что если освободится, то первым же делом создаст новое войско и продолжит войну с ратью хана.
С большим количеством русских пленников вернулся хан Гзак. Пленные русские сообщают, что Путивль сожжен, матери и жены в горе. Игорь принимает решение бежать.
Прямо перед побегом приходит Кончаковна и просит Владимира не бросать ее здесь одну. Владимир колеблется, и отчаявшаяся дочь хана начинает бить тревогу. Овлур с князем быстро скрываются.
Армия хана требует погибели Владимиру, но Кончак поступает иначе. Он говорит сыну князя, что теперь Кончаковна его жена.
Ярославна горюет и плачет по мужу. Внезапно на горизонте возникают двое всадников, в одном из которых Ярославна признает своего мужа. Происходит народное величание князя Игоря.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II — III — IV Акт |
85 мин. | 90 мин. |
- Фото:
-
-
- Интересные факты
- Удивительно, но А.П. Бородин несмотря на то, что сочинил эту известную оперу и явно обладал композиторским талантом, по образованию был химиком и медиком! В его научных трудах свыше 40 работ по химии, и даже одна химическая реакция названа в его честь!
- Композитор работал над оперой «Князь Игорь» на протяжении 18 лет, но так и не успел ее закончить. Официальная причина смерти — разрыв сердца.
- Известный факт, что Римский-Корсаков и Глазунов дописывали и заканчивали это произведение после кончины Бородина. Но бытует мнение, что этого не нужно было делать, так как на самом деле практически вся музыка была написана Бородиным, и всего несколько номеров не оркестровано. Увертюра и некоторые арии были записаны по памяти Глазуновым, они тесно общались с Александром Порфирьевичем.
- На примере двух образов из Князя Игоря: Галицкого и хана Кончака, можно было судить по великолепной исполнительской интерпретации Федора Шаляпина, великого русского оперного певца. Им были исполнены обе эти партии, и в каждой из них он индивидуально и уникально подходил к исполнительству. И когда Шаляпин был на сцене, не возникало сомнений, что сейчас перед зрителем сам Хан или же Князь Галицкий.
- Сочиняя попевки для своей оперы «Князь Игорь», Бородин вписал популярную русскую протяжную народную песню, название которой было практически одноименным с известными Воробьевыми горами в Москве — «Горы Воробьевские».
- Народные половецкие песни заложены в музыкальную основу половецкого акта сочинения Бородина. Композитор получил их от венгра П. Хунвальди, который в то время был известным путешественником. К сожалению, по настоящее время эти записи считаются утерянными.
- Князь Игорь был задуман Бородиным, как былинный богатырь, поэтому его образ максимально приближен к этой задумке композитора.
- Интересно, что в книге «Слово о полку Игореве» народные сцены отсутствуют, но главная идея, заложенная неизвестным летописцем, имеет мысль о народе. Александр Порфирьевич же наоборот, изобразил эту идею в произведении, используя многочисленные и разнообразные хоровые сцены.
- Бронзовую статую Ярославне установили в городе Путивле (1983г.). Интересно, что создатели памятника, по случайности, сделали его неправдоподобным. Ярославна босая и простоволосая. Княгиня не могла быть без обуви, как простая крестьянка, а также без головного покрытия, так как была замужней женщиной.
- Олимпийские игры 2014 года в Сочи, как всегда, не обошлись без оперной музыки во время церемонии открытия, в том числе исполнялся хоровой номер невольниц «Улетай на крыльях ветра».
- Рэпер Ворен Джи из Америки и оперная дива Сиссель из Норвегии записали в 1997 г. совместный проект Prince Igor. Хит-парады радиостанций довольно часто объявляли эту песню в победителях. Вариация хорового номера девушек в неволе была исполнена, как припев.
- Группа Ария выпустила песню «Поле битвы» (2009). В сингле присутствует хоровой эпизод «На крыльях ветра». Инструментальную обработку во второй композиции сделал Владимир Холстинин.
- В рекламе кваса «Русский дар» (2014) — в конце ролика идет сольное, мужское исполнение «Улетай на крыльях ветра» в рок-обработке.
- Известный американский мультсериал «Симпсоны» использовал в 12 серии 18 сезона (на 15:43) музыкальный, инструментальный фрагмент «На крыльях ветра».
- Популярные арии и номера из оперы «Князь Игорь»
- Хор бояр «Мужайся, княгиня» — из первого действия (вторая картина), поется Ярославне, когда уже известно, что русская рать уничтожена, а на город идет хан с войском. (слушать)
- Каватина Кончаковны «Меркнет свет дневной» — из второго действия, дочь хана поет о своей любви к Владимиру, сыну Князя Игоря. (слушать)
- Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» — из второго действия, знаменитая ария, где поется о чувствах и душевном состояние самого князя. (слушать)
Ария Кончака «Здоров ли, князь?» — из второго действия. Хан поет ее, когда приветствует пленника. (слушать)
Хор невольниц — «Улетай на крыльях ветра» — из второго действия (сцена половецких плясок). Номер начинается с танца, а затем начинают петь девушки. — слушать)
Плач Ярославны «Ах, плачу я» — начало четвертого действия, супруга горько плачет, боясь больше никогда не увидеть своего мужа. (слушать)
Музыка
«Князя Игоря» принято называть народно-эпической оперой. Сам Александр Порфирьевич говорил о близости своего произведения к глинкинской опере «Руслан и Людмила». Эпичность в «Игоре» заключается в том, что используются богатырские музыкальные образы, масштабность форм, а также неторопливое течение действия, будто это былина.
Опера «Князь Игорь» с первой же постановки была воспринята публикой более чем положительно. Русские музыкальные вариации с большим эмоциональным подтекстом сразу легли на русские души, а благодаря сюжету с патриотическим народным началом и любовной историей — произведение стало всемирно известным.
- История создания «Князя Игоря»
Владимир Васильевич Стасов, русский музыкальный критик, во время музыкального вечера у Л.И. Шестаковой (18.04.1869), подал идею взять за основу сюжет из «Слово о полку Игореве».
Александра Порфирьевич с энтузиазмом принялся за сочинительство.
Он посетил Путивль и его окрестности, досконально занялся изучением исторических и музыкальных источников, которые были связанны с описанием нужных времен.
18 лет композитор работал над оперой, но внезапная смерть не позволила ему закончить свой многолетний труд. Но остались записи Бородина, и А.К. Глазунов вместе с Н.А. Римским-Корсаковым закончили это произведение.
Считалось, что Александр Константинович, слыша авторскую игру на рояле, по памяти воссоздал некоторые номера, но позже в газете о русской музыке он не подтвердил этот миф. Еще им было оркестровано и сочинено все третье действие.
Николай Андреевич занимался оркестровкой пролога, первого, второго и четвертого действия, а также половецкого марша.
Несмотря на такое количество вмешательств, опера получилась художественно-целостная. Все композиторы тесно общались и дружили, а также вместе работали.
Учитывая тот факт, что Глазуновым и Римским-Корсаковым была оркестрована большая часть произведения, Николай Андреевич настаивал, что «Князь Игорь» — полное сочинение А.П. Бородина.
Справедливое ли такое утверждение, можно сказать, при сравнении редакции двух завершающих оперу творцов и авторскую редакцию, которая была недавно издана.
Постановки
В 2015 году исполнилось 125 лет со дня первой постановки музыкальной драмы «Князь Игорь». В Мариинском театре (Санкт-Петербург) впервые был показан этот спектакль. Событие состоялось, учитывая изменения с новым стилем, 4 ноября 1890 года.
«Князь Игорь» сразу понравился публике и получил большой успех. По утверждению одного из присутствующих на постановке современника — эта опера является новой, русской и при этом классической. Так началось большое путешествие «Князя Игоря» по оперным театрам мира.
Первая зарубежная премьера состоялась в Праге (1899). Затем в Париже (1909) был предоставлен сокращенный вариант оперы. В 1914 году, во время большого сезона русской оперы и балета в Лондонском королевском театре был продемонстрирован «Князь Игорь».
В 1915 году Нью-Йорк увидел красочную постановку на сцене «Метрополитен-оперы». Показ в Милано состоялась в 1916 году в театре «Ла Скала».
В гастролях участие принимали великие русские певцы Большого театра, такие как: Федор Шаляпин (высокий бас), Леонид Собинов (лирический тенор), Елизавета Азерская (меццо-сопрано), Степан Трезвинский (бас) и др.
В постсоветское и советское время «Князь Игорь» пользовался большой популярностью на российских и советских сценах. И в наше время эта опера также пользуется спросом, как в России, так и в Европе. Стоит отметить, что современные постановки модернизированы под публику 21 века, поэтому могут быть применены костюмы и декорации не тех исторических времен, а видоизмененные под нынешний век.
В заключении хочется сказать, что данное произведение Александра Бородина будет еще не один век ставиться во всех музыкальных театрах мира.
Исторические события, переплетенные с любовными историями — всегда будут актуальны, и поэтому пользоваться большим спросом. Патриотизм и любовь — это две темы, которые не могут быть забыты.
А композиторское музыкальное сопровождение, великолепно сложилось вместе с древнерусской поэмой.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: смотреть оперу «Князь Игорь» Бородина
Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/knyaz-igor
Опера "Князь Игорь": краткое содержание
Великий русский музыкант Бородин был еще и талантливым ученым-химиком. Ему удавались различные жанры. Он стал автором многих прекрасных произведений. У гениального ученого и композитора был литературный дар.
Идею написания композитору предложил критик Стасов в 1869 году. Бородин с интересом принялся за работу. Однако в 1870 творчество прервал. Он понял, что не сможет завершить написание столь значительного произведения, так как совмещал работу с научной деятельностью и преподаванием. Уже написанные материалы частично были включены в его «Богатырскую симфонию».
Вновь к созданию оперы Бородин вернулся в 1874. Сюжетом знаменитой оперы стало «Слово о полку Игореве», образец древнерусского литературного творчества. В нем повествовалось о неудачном походе Игоря Святославовича против половцев.
Желая полностью ощутить старину, композитор отправился в расположенный под Курском Путивль. Он долго изучал там старинные летописи и повести, читал исследования о половцах, слушал их музыку, эпос.
Бородин самостоятельно написал либретто сочинения одновременно с созданием музыки к нему. Акцент автор сделал на народно-эпических аспектах. В результате образ Игоря максимально приблизился к былинно-богатырским.
На создание оперы ушло восемнадцать лет. Работу прервала внезапная кончина автора. Завершали его творение Римский-Корсаков и Глазунов. Партитура была дописана на основе оставшихся рабочих материалов Бородина. В 1890 прошла премьера грандиозного произведения.
Начинается сочинение с интродукции. Из русских князей в 1185 году остался один Игорь. Он собирает в родном Путивле рать, желая защитить родную землю от вражеских набегов, идет походом на половцев.
Своего правителя торжественно проставляет народ и величает княжича, его сына Владимира. В путь Игоря провожают добрыми пожеланиями скорейшего возвращения домой с победой.
Супруга князя Ярославна умоляет мужа об изменении времени выступления. Однако полководец решил продолжить начатое. Он поручает заботу о жене ее брату, князя Галицкому, Владимиру.
Неожиданно все вокруг темнеет, земля окутывается мглой. Начинается солнечное затмение. Народ считает происходящее дурным знамением.
Получив благословение Старца, Игорь с войском выступает в поход. Незаметно из войска выходят двое ратников. Это дезертировавшие Ерошка и Скула. Они бегут, решив служить князю Галицкому.
Новый князь пирует. За уставленными кушаньями столами сидит он вместе с раздухарившейся свитой. Вместе с ним и перебежчики Ерошка со Скулой. Двое бывших ратников шутовскими выходками потешают присутствующих и всячески превозносят нового повелителя.
Владимир мечтает о власти, ее расширении. Он решает навсегда избавиться от Игоря, прочно заняв его место правителя. Взволнованные девушки, появившиеся во дворе, умоляют князя освободить их похищенную его дружинниками подругу. Однако просящих под хохот хмельной толпы выгоняют прочь.
Дезертиры Скула с Ерошкой замышляют поднятие мятежа против Игоря. В тереме Ярославны начинается следующая картина. У княгини тревожно на душе, ей тяжело. Дурные предчувствия постоянно беспокоят преданную супругу. Ей снятся страшные сны. От князя давно нет никаких вестей.
Вокруг княгини сплошные волнения. Враждебности по отношению к ней не скрывает даже родной брат. От горестных мыслей княгиню отвлекают вошедшие в горницу девушки. Она просят Ярославну о защите. Однако сама княгиня здесь бессильна. Она обращается к Галицкому, пытаясь призвать к ответу. Тот дерзит сестре и угрожает ей расправой. Разгневаннная княгиня прогоняет брата.
С неутешительными вестями приходят к ней бояре. В это же время Галицкий поднимает мятеж. Половецкие войска приближаются к Путивлю. Бояре готовятся отстоять город.
Игорь тем временем томится во вражеском плену. Второе действие начинается в покоях дочери хана Кончака. Девушки пытаются развеселить ее, отвлечь своими танцами и песнями от грустных мыслей. Но Кончаковна не может забыть о плененном княжиче Владимире.
Девушка с тревогой ждет свидания с возлюбленным. Появляется влюбленный в царевну Владимир. Оба мечтают о скорейшей свадьбе. Хан согласен выдать любимую дочь за русского княжича. Об этом, однако, его отец, князь Игорь, и слышать не желает. Он не может уснуть.
Правитель тяжело переживает собственное поражение, не в силах смириться с мыслями о захвате родины врагами, думает о любимой супруге. Он поет «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Эта ария признана самой лучшей в опере. Половец Овлур предлагает князю организовать побег. Однако его предложение гордый Игорь отвергает: князя прекрасно принял его победитель.
Гостю Кончак обещал свободу за то, что побежденный не поднимет меч против половцев в будущем. Однако предложение недруга князь не может принять. Он решительно и твердо заявляет о своем намерении начать новый поход сразу после получения свободы. Честность и храбрость пленника вызывают в хане восхищение. В честь благородного гостя тот устраивает шумные пляски с песнями.
Собравшиеся половцы ожидают прибытия хана Гзака. Он появляется вместе с войском и приводит плененных противников, приносит богатую добычу. Его встречает сам Кончак. Стоящие поодаль Игорь с Владимиром и другими пленниками наблюдает с горечью за происходящим. Победителей прославляет половецкий марш.
Словно подчеркивая драматизм, звучит гордо распеваемая Кончаком песня. Новые пленники горестно сообщают, что город разграблен, села пожжены, а дети и жены во власти победителей. Вместе с княжичем плененные умоляют князя бежать с Овлуром для спасения страны. Игорь соглашается на побег.
Овлур приводит подготовленных лошадей для князя с сыном и для себя. Владимира молит остаться с ней Кончаковна, успевшая перед самым их отправлением. Она сообщает возлюбленному, что отец милостливо настроен к нему и согласен принять в зятья. Княжич колеблется.
Девушка поднимает тревогу, зовет половцев. Овлур с Игорем успевают скрыться, Владимир схвачен. Половцы требуют его казни, но Кончак решил ускорить свадьбу. Об этом он сообщает пленнику.
Действие начинается в Путивле. Ярославна страдает, думая, что больше никогда не увидит супруга. Она оплакивает его. Княгиня обращается к силам природы с просьбой вернуть ей любимого. С плачем Ярославны сливается горестная песнь поселян.
Неожиданно появляются Овлур с Игорем. Нет предела счастью княгини. В это время ни о чем не подозревающие Ерошка со Скулой высмеивают князя. Они не знают, что повелитель вернулся. Внезапной встречей с правителем оба изумлены.
Они поспешно бьют в колокола, возвещая о прибытии князя. Оба желают этим избежать заслуженного наказания, отвлекая всеобщее внимание от своего предательства. Игоря и других правителей с радостью встречает народ.
Идею создания грандиозного эпического произведения Александра Порфирьевича Бородина, завершенного Глазуновым и Римским-Корсаковым, поддержали все отечественные композиторы, входящие в состав «Могучей кучки».
Либретто создавал сам композитор. Произведение включает четыре части. В интродукции, первом и четвертом действиях события разворачиваются в древнерусском городе Путивле. Второе и третье происходят в половецких владениях, где главенствуют герои враждебной Игорю стороны.
Первая постановка прошла на сцене Мариинского театра Петербурга с огромным успехом. Публика очень тепло приняла оперу.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-968398-opera-knyaz-igor-kratkoe-soderzhanie-
Опера
Искусство и развлечения 11 января 2015
Имя Александра Порфирьевича Бородина блистает в истории русской музыки.
Его опера «Князь Игорь» (краткое содержание которой рассматривается в статье) получила широкое признание. До сих пор она ставится на оперной сцене. Ее постановки воспринимаются публикой с большим успехом.
Арии, каватины и др. часто исполняются как отдельные номера в концертах классической музыки.
А. П. Бородин. «Князь Игорь»
Александр Порфирьевич Бородин – великий русский композитор 19 века, ученый-химик. Его имя занимает достойное место в истории музыкальной культуры. Известный критик В. Стасов отмечал, что композитору равносильно подвластны разные жанры: опера, симфония, романс. Гениальный музыкант, талантливый ученый имел и литературное дарование.
Опера «Князь Игорь» Бородина – замечательное творение композитора. Сам он отмечал, что его опера по направлению ближе к «Руслану и Людмиле» Глинки, нежели чем к «Каменному гостю» Даргомыжского. По предложению В.
Стасова в качестве сюжета он избрал «Слово о полку Игореве». Для того чтобы лучше прочувствовать дух старины, Александр Порфирьевич отправился в сторону Путивля (под Курском).
Там он тщательно изучал старинные повести, летописи, различные исследования о половцах, музыку их предков, эпические песни и былины.
Либретто оперы «Князь Игорь» писал сам композитор параллельно с сочинением музыки. Он старался делать акцент на народно-эпических чертах, нежели чем на политических фактах первоисточника. В итоге он смог приблизить образ Игоря к былинным богатырям.
Идею создания оперы, на удивление самого композитора, поддержали все члены «Могучей кучки». В том числе М. П. Мусоргский (реалист и ультра-новатор) и Н. А. Римский-Корсаков (приверженец музыкальных традиций).
Опера «Князь Игорь» Бородина создавалась на протяжении восемнадцати лет. Она была прервана внезапной смертью Александра Порфирьевича. Завершили произведение Глазунов и Римский-Корсаков. На основе имеющихся материалов композитора они написали партитуру, обработали ряд эпизодов и неоконченных сцен. Премьера оперы состоялась в Петербурге в 1890 году.
Увертюра. Пролог. Интродукция
Опера «Князь Игорь». Краткое содержание пролога
Из русских князей остался только Игорь. Из родного города Путивля он собирает рать, чтобы выступить в поход на половцев и защитить от вражеского войска землю русскую, дом родной. Народ торжественно прославляет князя Игоря, величает его сына Владимира, провожает добрыми словами в путь, желает им скорейшей победы. Игорь и его боевая дружина отправляется в поход.
И вдруг неожиданно стемнело, мрак окутал землю, началось солнечное затмение. Бояре и весь народ считают, что это плохой знак и уговаривают князя Игоря отступиться от затеянного похода. Его жена Ярославна тоже умоляет мужа остаться. Но тщетно. Заботы о жене он передает Владимиру Галицкому, брату Ярославны.
Скула и Ерошка (два ратника) дезертируют и переходят на службу к Галицкому.
Характеристика первого действия
Опера «Князь Игорь». Краткое содержание 1-й и 2-й картины. I действие
Пирует князь Владимир Галицкий вместе со своей разгулявшейся свитой за бранными столами. Здесь же и предатели Скула и Ерошка, всячески восхваляющие Галицкого. Владимира охватила жажда власти. Он хочет отправить Ярославну в монастырь, избавиться навсегда от Игоря и занять его место. Поет «Только б мне дождаться чести».
Во дворе появляются встревоженные девушки. Они умоляют Владимира Галицкого освободить их подругу из терема, куда увели ее дружинники. Но тот выгоняет их прочь под пьяный смех толпы. Скула и Ерошка замышляют мятеж против Игоря.
Вторая картина переносит в горницу в тереме Ярославны. Очень тяжело и тревожно на душе у княгини. И днем и ночью ее беспокоят плохие предчувствия и страшные сны. Вестей от Игоря она уже давно не получала. Ее окружает сплошной раздор и смута. Даже родной брат настроен враждебно. Ариозо Ярославны передает ее чувства.
Внезапно вошедшие девушки со словами «Мы к тебе княгиня» отвлекают ее от печальных дум. Они ищут у Ярославны защиты. Но княгиня бессильна. Она призывает к ответу Галицкого, но тот ей дерзит и угрожает расправой. В финале первого действия приходят бояре с плохими вестями.
В это время Владимир Галицкий устраивает мятеж. К Путивлю приближаются половцы.
Характеристика второго действия
Опера «Князь Игорь». Краткое содержание II д
Половецкие девушки песням и плясками стараются отвлечь и развеселить дочь хана Кончака. Но она думает только о пленном парне Владимире. Каватина Кончаковны передает все ее чувства. С волнением девушка ждет свидания с юношей. Появляется страстно влюбленный в нее Владимир. Они мечтают о свадьбе.
Но князь Игорь не желает и слышать об этом. Кончак соглашается отдать дочь замуж за русского княжича. Не спится Игорю. Он тяжело переживает свое поражение и никак не может смириться с мыслями о захваченной родине. Поет «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Это, кстати, лучшая и знаменитая ария из оперы «Князь Игорь».
Предложение Овлура о побеге он отвергает.
Половецкий хан принимает Игоря как самого дорогого гостя и предлагает ему свободу за обещание не поднимать меча. Но тот не принимает предложение Кончака. Он твердо и решительно заявляет о своих намерениях идти войной при полученной свободе. Храбрость, честность и гордость удивляют и восхищают хана. Он устраивает песни и пляски.
Содержание оперы «Князь Игорь». III действие
Со всех сторон собираются половцы и ждут прибытие хана Гзака. Он появляется со своими воинами, русскими пленными и добычей. Его встречает Кончак. Князь Игорь, Владимир и другие пленники в стороне наблюдают за происходящим.
Половецкий марш прославляет ханов. Гордо поет свою песню Кончак. Русские пленники сообщают, что их город захвачен, ограблен, села сожжены, дети и жены в плену. Владимир и другие пленники уговаривают князя Игоря сбежать с Овлуром и спасти Русь. Кончаковна умоляет Владимира остаться. Хан оставляет его в живых и готов принять в зятья.
Характеристика четвертого действия
IV д. возвращает нас в Путивль. Ярославна думает, что потеряла Игоря навсегда и утром оплакивает его. Ее ария — «Ах! Плачу я». Она обращается к солнцу, ветру и Днепру и просит вернуть ее любимого. Горестная песня поселян вторит плачу княгини.
И вдруг появляется Игорь с Овлуром. Счастью Ярославны нет предела. В это время Скула и Ерошка высмеивают попавшего в плен князя, не ведая о его возвращении. Внезапная встреча с Игорем приводит их в изумление. Они бьют в колокол и возвещают о прибытии князя, дабы отвлечь всеобщее внимание и избежать заслуженного наказания.
Народ радостно встречает Игоря и других князей.
Таким образом, опера «Князь Игорь» — замечательное произведение Александра Порфирьевича Бородина, которое завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Идею его создания поддержали все члены «Могучей кучки». Либретто оперы «Князь Игорь» написал сам композитор. Произведение состоит из четырех действий.
В прологе, первом и четвертом действиях события происходят в русском городе – Путивле. Второе и третье переносят нас во владения половцев, к хану Кончаку, его дочери и другим персонажам враждебной стороны.
Премьера состоялась в Петербурге (на сцене Мариинского театра) в 1890 году, опера была тепло принята публикой.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/129309/
Краткое содержание оперы ,,Князь Игорь" — Школьные Знания.com
Оперу «Князь Игорь» написал А. П. Бородин. В ней пролог и четыре действия. Опера написана на основе памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Пролог. Площадь Путивля. Князь Игорь готовит поход на половцев. Звучит хор «Солнцу красному слава! Слава князю Игорю!» Неожиданно наступает солнечное затмение.
Народ, решив, что это недобрый знак, говорят, что поход успехом не обернется, отговаривают Игоря его совершать. Князь не принял эту примету во внимание, отговорить его не получилось.
Он прощается с княгинями и боярынями, в числе которых Ярославна, его жена, и отправляется в поход. Вновь звучит хор «Солнцу красному слава! Слава князю Игорю!», теперь уже более мощно.
Действие первое. Картина первая. Князь Владимир Галицкий сидит в своих покоях и рассуждает о том, как хочет стать князем, а сестру, Ярославну, отправить в монастырь. Увидев толпу девушек, князь выкрадывает одну, а остальных прогоняет.
Действие первое. Картина вторая. Ярославна переживает, что нет никаких новостей от князя Игоря и тепло вспоминает время, когда он был рядом. Приходят девушки, говорят ей о том, что одну из них выкрал Владимир Галицкий.
Ярославна, сказав, что обо всем расскажет князю Игорю, получает заявление от Владимира о том, что ему все равно, что подумает князь. Более того, он обвиняет Ярославу в неверности. Когда все ушли, девушка начинает молиться за князя Игоря и за его скорое возвращение. Входят бояре с плохой вестью о том, что князь Игорь и его сын в плену.
Звонит набатный колокол. Враги подошли к городу, и вдалеке уже видно языки пламени. Бояре готовятся к обороне.
Действие второе. Полвецкий стан. Кончаковна, дочь хана, поет о любви к сыну князя Игоря Владимиру. Под покровом ночи он появляется у ее шатра, и они проводят вместе некоторое время. Входит князь Игорь и поет арию «Ни сна, ни отдыха измученной душе».
К нему подходит Овлур, половецкий воин, и, с целью помочь, передает Игорю коней. Князь отказывается бежать. Возвращается хан и предлагает Игорю дары, от которых князь также отказывается. Он не соглашается даже на свободу, говоря, что после освобождения он бы вновь напал.
Начинаются половецкие пляски.
Действие третье. Половцы ожидают приезда хана Гзака. Его войско входит с добычей: с русскими пленниками. Когда темнеет, Овлур вновь предлагает Игорю бежать, и на этот раз он соглашается.
Кончаковна бежит к Владимиру и слезно умоляет его остаться. Пока Владимир находится в раздумьях, дочь хана будит весь стан. Игорь успевает бежать, и разбуженные половцы отправляются за ним.
Хан делает Владимира своим зятем и собирается в поход на Русь.
Действие четвертое. Площадь в Путивле. Ярославна горько плачет, вспоминая Игоря. С просьбой вернуть князя она обращается к ветру, солнцу и Днепру.
Ярославна смотрит вдаль и видит двух всадников, один из которых — ее муж. Он соскакивает с коня и бежит к ней. Их видят два гудошника и, недолго думая, звонят в набатный колокол.
Народ, убедившись, что вернулся князь Игорь, собираются и славят князя.
Источник: https://znanija.com/task/29681620
Князь Игорь
ПРОЛОГ
На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим «божьим знамением» и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела — он идет защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов.
Незаметно из строя выходят два ратника — Скула и Ерошка, они бросают доспехи и убегают. У Игоря их ждут битвы, опасности и, может быть, смерть. Они ищут нового хозяина и направляются к дому Галицкого. Приходят попрощаться княгиня и боярыни.
Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: её тоже волнуют недобрые предчувствия. Но князь ласково утешает её, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Простившись с княгиней, Игорь во главе дружины вступает в поход.
Торжественно, величавой «Славой» провожает народ князя и его рать.
Симфонический антракт «Поход Игоря против половцев».
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
В половецком стане девушки развлекают песнями и танцами дочь хана Кончаковну. Однако, её мысли поглощены пленным юношей юным княжичем Владимиром Игоревичем. Она с нетерпением ожидаем часа свидания с ним. Вечереет, русские пленники возвращаются с тяжелой работы и наступает ночь.
Радостно встречаются влюбленные — Владимир и Кончаковна. Они нежно и пылко признаются друг другу в любви и мечтают о счастье. Молодым влюбленным половецкая ночь казалась волшебной. Но томящемуся в неволе князю вечер приносит лишь муку и страдание.
Игорь страстно жаждет свободы, тогда он сможет собрать новую рать, разбить половцев и освободить Русь.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина первая
Во дворе князя Галицкого гуляет пьяный сброд, здесь же Скула и Ерошка. От песен дрожат хоромы. Тут же Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Галицкий любит пображничать и пошуметь, однако ему не хватает власти и богатства. Он так разохотился, что видит себя князем в Путивле.
Ярославну же решает отправить в монастырь. В это время в терем вбегают девушки, прося у князя защиты: слуги князя похитили их подружек. Но напрасны мольбы. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит сам.
Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?!».
Картина вторая
Ярославну томят мрачные мысли. Немало времени прошло с того дня, как муж и сын отправились в поход, но до сих пор о них нет никаких вестей. От горестных дум княгиню отвлекают девушки. Они жалуются на бесчинства Галицкого и просят освободить подругу. В этот момент в терем входит Галицкий. Увидев его, девушки в страхе разбегаются.
Галицкий держится с сестрой вызывающе, хвастливо заявляя, что займет княжеский престол и расправится со всеми непокорными. Появляются думные бояре. Они принесли недобрые вести: русская рать разбита, Игорь с сыном взяты в плен, на Русь движутся половецкие орды. Слышен набат, мечутся в окнах зловещие всполохи пожаров. Бояре твердо стоят на стороне Ярославны.
Все мужчины должны взяться за оружие и вместе защищать Путивль.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Картина первая
Половецкий стан. К князю Игорю подходит половецкий воин Овлур и предлагает ему устроить побег. Овлур уже давно принял христианство, и сердце влечет его не к хану-язычнику, а к православным русским. Пленный князь сначала гонит Овлура, ему претит мысль о побеге, но доводы Овлура оказываются сильнее. Овлур уходит, зная, что надежда и жажда свободы запали в душу плененного князя.
Половецкий хан Кончак ценит мужество, отвагу и честность русского князя, предлагая ему свою дружбу и союз. Но Игорь просит лишь дать ему свободу.
И не скрывает, что, получив ее, не будет союзником хану, но смертельным врагом. Эта откровенность не отталкивает хана. Наоборот, он ценит мужественную прямоту пленного князя.
Чтобы развеселить Игоря, Кончак сзывает воинов, девушек и приказывает им плясать. Половцы пляшут и славят хана Кончака.
Картина вторая
Городская стена в Путивле. Ярославна, потеряв надежду вновь свидится с мужем, оплакивает его. Слышится печальная песня. Это поселяне скорбят о разорениях, нанесенных вражеским нашествием. Ярославна замечает скачущих вдали всадников. В одном из них она узнает мужа. «Он, — мой сокол ясный! Лада мой желанный!», — восклицает Ярославна при встрече с мужем.
Скула и Ерошка, не зная о возвращении князя, глумятся над Игорем. Неожиданная встреча с князем ошеломляет их. Опасаясь возмездия, они решают схитрить — колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть — вернулся князь. На зов колокола сбегается народ. Радостным ликованием приветствует он возвращение любимого князя.
Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/a-borodin-knyaz-igor/brief/
Краткое содержание: Александр Порфирьевич Бородин. Князь Игорь
КНЯЗЬ ИГОРЬ
Опера в четырех актах с прологом
Либретто А. П. Бородина
Действующие лица:
|
|
||
Кончак Гзак | } | половецкие ханы | бас без речей |
Кончаковна, дочь хана Кончака Овлур, крещеный половчанин | контральто тенор | ||
Скула Ерошка | } | гудочники | бас тенор |
Няня Ярославны Половецкая девушка | сопрано сопрано |
Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы,
русские ратники, девушки, народ. Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы
(чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.
- Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах
— во городе Путивле, во втором и третьем актах — в половецком стане. - Время: 1185 год.
- СЮЖЕТ
В древнем русском городе Путивле князь Игорь
собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя.
Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение.
Видя в этом
недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя
остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен.
Поручив заботы о жене ее
брату Владимиру Галицкому, он ведет дружшу на битву с врагом.
Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с
челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие
гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту
сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив
девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.
Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны.
Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах
справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся
рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища
половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.
Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и
плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с
полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком
раздумье Игорь. Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из
плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно.
Его
благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря
как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не
поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу,
он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит
невольницам петь и плясать.
С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав
от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда
стражи засыпают, договаривается с Овлуром.
Кончаковна, подслушавшая этот
разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с
чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира;
Игорю удается бежать.
Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак
объявляет Владимира своим зятем.
Ранним утром в Путивле на городской стене горько
плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей
милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый
Овлуром.
Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает
ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость
удается. На радостях гудочники прощены.
Вместе с народом они приветствуют
Игоря.
Источник: http://vsekratko.ru/opera/078.html
Князь Игорь — краткое содержание оперы Бородина
Сюжет оперы Александра Бородина «Князь Игорь» базируется на легенде об неудачном походе Князя Игоря на половцев, закрепленной в «Слове о полку Игореве».
Либретто было написано в соавторстве Александра Бородина и Владимира Стасова.
Действия начинаются на городской площади в Путивле, когда Князь Игорь собирается в поход со своей дружиной. Люди провожают предводителя, но вдруг начинается солнечное затмение, которое считалось в Древней Руси нехорошим символом. Люди хотели, чтобы Князь отложил поход на лучшее время.
Супруга Игоря, Ярославна, не хочет, чтобы ее муж уезжал. Он передал свою жену ее брату, князю Галицкому, который втайне мечтает захватить власть в стране.
Однажды Владимир Галицкий также сидел и мечтал о прекрасном будущем: он захватит власть в Путивле, а свою сестру Ярославну отдаст в монастырь. Вдруг в его дом вбегают девушки, подругу которых он похитил. На что князь говорит, что девушка у него не страдает, поэтому подруги могут быть спокойны.
Княгиня Ярославна думает о своем супруге Игоре, от которого давно не было слышно информации. В ее голове возникают мрачные пейзажи о том, что могло произойти с мужем.
Девушки не теряют надежды и обращаются к Ярославне, чтобы она им помогла.Она очень расстроена их рассказом. Княгиня приказывает брату отпустить пленницу, так как сейчас вся власть принадлежит ей.
На что Галицкий сказал, что любой отдаст власть ему, но потом признается, что пошутил.
Вдруг приходят думские бояре и сообщают, что князь и его сын попали в плен, а на город выдвинулся хан Гзак.
В плену Владимир, сын Игоря, видится со своей возлюбленной, Кончаковной, молодой дочерью полицейского хана Кончака. Он хочет жениться на девушке, и хан дает согласие на брак, но Игорь не хочет, чтобы Владимир женился на ханской дочери, пока они в плену.
Овлур предлагает Князю Игорю предоставить коней, на которых он мог бы сбежать из плена. Игорь не хочет уходить ночью, так как дал слово половецкому хану сидеть в плену.
Потом сам хан уважительно беседует с Игорем. В разговоре выясняется, что Игорь и Кончак не союзники, так как сразу после освобождения Игорь бы напал повторно. Половецкий хан хотел дать князю свободу в обмен на договор о ненападении. Далее князей развлекают танцоры.
Следующая сцена изображает встречу ханов Кончака и Гзака, которые ведут за собой караван пленников. В такой обстановке Овлур опять предлагает Князю Игорю возможность сбежать. На этот раз он соглашается.
Владимир стоит на распутье: пойти с отцом или остаться с любимой. Князь Игорь стал называть сына предателем и настоящим половцем. Князь ушел один.
Ханская дочь прознала про планы Князя Игоря. Она поставила любимому ультиматум: либо Владимир остается, либо она всем рассказывает о побеге. Владимир остался, но девушке все равно рассказала отцу о побеге.
Князь Кончак послал погоню за беглецами. Он уважительно отнесся к поступку Игоря и сказал, что на его месте тоже так сделал бы. Владимир был объявлен женихом дочери Кончака, а сам хан отправился в поход на Путивль.
События снова разворачиваются на городской площади Путивля. Ярославна вспоминает своего супруга, от которого давно не было вестей. Вдруг на городской площади появились два путника на лошадях. Один был одет как русский князь — Игорь, а второй — в половецкой одежде Владимир. Ярославна очень обрадовалась возвращению мужа. На площадь созвали всех жителей Путивля. Все встречали князя с радостью.
В опере Александра Бородина поднимается проблема патриотизма и героизма. Она учит тому, что только в единстве можно победить общего врага и никогда нельзя отступать от трудностей.
Читательский дневник.
Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/opery/knyaz-igor-borodin
Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)
Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? — люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин.Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической «сущности».
Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) — некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.
На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении — колледже) — даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.
Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.
Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.
На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).
СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.
СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти.
Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух.
4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.
Напетые номера по учебнику «СОЛЬФЕДЖИО». Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет «Элементарная теория музыки» в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.
ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса
Источник: http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1363&catid=52&Itemid=98