Запомнить все ударения возможно, но, честно скажем, сложно. Ошибиться проще. Особенно в словах, которые все почему-то поголовно произносят неправильно. И потом приходится краснеть, если на вас кто-то посмотрел с укором или даже отважился поправить. Больше такого не будет!
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Правильно: рефлЕксия
В 2018 году мало кто размышляет и анализирует. Нынче все рефлексируют. Когда-то слово «рефлексия» считалось термином — в речи психологов, филологов, социологов и других особенно умных людей.
По этой же причине правильное ударение знали лишь избранные. Рефлексия (от лат. refleksio) — это размышление о чём-либо, анализ и осмысление.
Чтобы больше не путать ударение, вспоминайте слово «рефлЕкс»: ударение там тоже падает на второй слог — «рефлЕксия».
Правильно: трансфЕр
Рано или поздно вы с этим столкнетесь: вам придётся заказать себе (или кому-то) трансфер. Например, от аэропорта до отеля или от вокзала домой. И даже если агентства, кассы и сами водители будут вас уверять, что заказываете вы трАнсфер — не ведитесь. По нормам русского языка, ударение падает на последний слог: трансфЕр (от лат. trānferre).
Правильно: дебетОвая карта
Важное денежное слово, без которого уже сложно представить нашу жизнь. В использовании банковских карт мы достигли совершенства, осталось научиться правильно ставить ударение.
Согласно словарю, прилагательное «дебетовый» образовано от существительного «дЕбет» — это «левая страница приходно-расходных книг, куда вносятся все получаемые ценности, а также все числящиеся по данному счёту долги и расходы».
Не вникайте, просто запомните, что в кошельке у вас дебетОвая карта, а не дЕбетовая. Да, ударение при образовании прилагательного ловко перемещается на суффикс.
Правильно: мастерскИ
«МАстерски!» — скажете вы и мгновенно окажетесь в чёрном списке граммар-наци. Тот случай, когда ассоциации и мнимые проверочные слова лишь подводят. Когда захотите сделать кому-нибудь комплимент, помните про ударение — на последний слог: мастерскИ.
Правильно: граффИти
На заборах, на гаражах, на домах — где только мы не сталкиваемся с граффити. Вместо спорных рассуждений о его принадлежности к искусству, лучше поговорим о русском языке. Во-первых, это существительное во множественном числе: уличные граффити, средневековые граффити.
Формы единственного числа у слова попросту нет, хотя, разумеется, люди давно уже сами придумали, что граффити в единственном числе будет среднего рода. Во-вторых, слово несклоняемое. И в-третьих, ударение падает на второй слог: граффИти.
И чуть не забыли главное: в нём, как и в оригинальном итальянском слове graffiti, сохраняется удвоение буквы «ф».
Правильно: Искра
Между русским языком и мной проскочила искрА! А вот и нет. Потому что распространённый вариант с ударением на последний слог — ошибка.
Орфоэпические словари единогласно называют нормой ударение на первый слог: Искра, независимо от падежа и числа.
С производным глаголом «искрить» всё наоборот: ударение переносится с корня на суффикс или окончание. Например: искрИть, искрЯт, искрИлся, искрИл. Не путайте.
Правильно: пулОвер
Наверное, у каждого в гардеробе есть пара пуловеров. Это такая вязаная кофта без воротника и пуговиц или замка. Слово «пуловер» любезно позаимствовано из английского языка (pullover), вот только проблема в том, что очень мало кто произносит слово верно. Ваш любимый пуловЕр на самом деле пулОвер. Передаём привет всем консультантам в магазинах одежды.
Правильно: мусоропровОд
Бытовое слово, которое вызывает массу трудностей. Не с процессом выброса мусора, а с произношением. Слово состоит из двух основ: мусор и провод. Но всё не так просто (да и когда в русском языком было иначе).
Дело в том, что в русском языке есть ещё одно редкое слово «провОд». Провод — это действие от глагола «проводить». Так, собственно, появился «газопровод», «мусоропровод», «трубопровод» и так далее. Только ударению здесь место на последнем слоге.
В общем, вы уже догадались: «мусоропровОд».
Правильно: строчнАя буква
Есть прописная, или заглавная (большая), а есть строчная (маленькая) буква. Про прописные говорят чаще, нужны или нет, когда их ставят незаслуженно. А вот строчные частенько не у дел. Вот и получается, что не все помнят правильное ударение. Корректно будет: писать со строчнОй буквы.
Но прилагательное «стрОчная», к слову, тоже существует. Значит «узкая горизонтальная полоска, прочерчиваемая электронным лучом на экране передающей или приёмной электронно-лучевой трубки в процессе развёртки телевизионного изображения». В общем, вряд ли вам придётся употреблять слово именно в этом значении.
Можно не запоминать.
Правильно: ходАтайство
Вот вы ругаетесь, что мы выдумываем правила и громко заявляем, что это «грубейшая ошибка». Это не мы.
Например, Орфоэпический словарь под редакцией Аванесова пишет, что правильно произносить слово из судебной лексики «ходАтайство» с ударением на второй слог.
Рядом указано ударение «ходатАйство» с пометкой «грубо неправильно» (с восклицательным знаком, между прочим!). Слово с ударением на третий слог считается профессиональным жаргоном в юридической сфере.
Правильно: срЕдства
Есть такой миф: если одно слово обозначает два совершенно разных понятия, то и произноситься оно должно по-разному. Ну чтобы различать можно было (вспомним «квартал»). Грамотность на «Меле» развеивает мифы. Неважно, о чём идёт речь — о деньгах или виде транспорта, — произносить нужно всегда одинаково: срЕдства. Ударение на первый слог. И никак иначе.
Источник: https://mel.fm/gramotnost/3207594-insidious_accent
30 слов, в которых мы чаще всего ставим ударение неверно
Как часто вы заинтересовываетесь кем-либо ровно до того времени, когда объект вашего внимания соизволит что-нибудь сказать? «Спой, светик, не стыдись!..» И «светик» поет, а ваши нежные ушки брезгливо не желают слышать речь, кишащую словами-паразитами («это», «как бы», «в общем» и прочее), просторечиями («извиняюсь», «ложи на место», «это ихние проблемы»), мещанскими фразочками («я покушала», «купи сосисочек», «мы придем с супругом»), а то и вовсе ненормативной лексикой. Самым корректным и действенным способом поправить собеседника является не замечание, а озвученный вами правильный, он же литературный или нормативный, вариант употребления слова («Нет, спасибо, я поела, сосисок не надо, извините, мы с мужем только что из гостей»). Такая манера говорить, согласитесь, украшает не хуже бриллиантов!
Сам себе граммар-наци
Чтобы быть уверенным в своей правоте и нести свет знаний и культуры в массы, начать придется с себя – подчистить «огрехи» собственной речи. Наша редакция решила прежде всего взяться за ударения, и у нас получился своеобразный рейтинг из 30 слов, с которыми чаще всего возникают «ударные» затруднения. Вот он в алфавитном порядке и с подсказкой правильного ударения:
баловАть, баловАться, балОванный
бАрмен
бОчковое
водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но: электропрОвод
договОр (и договОры)
жалюзИ
завИдно
каталОг
квартАл
красИвее
кулинАрия и кулинарИя (оба варианта равноправны)
мАркетинг
мастерскИ
наращЁнные
новорождЁнный
обеспЕчение
облегчИть
откУпорить
пЕтля (петлЯ – уместно в обиходной речи)
позвонИшь, звонИт, звонЯт
пулОвер
свЁкла
танцОвщик, танцОвщица
творОг и твОрог (оба варианта равноправны)
тирамисУ
тОрты
тОтчас
тУфля
фенОмен
чЕрпать
Что написано пером…
Коварство всех правил и списков в том, что в голове они не задерживаются: прочитал – забыл. Есть несколько способов удержать в памяти полезную информацию, в нашем случае – слова с правильными ударениями.
#щасспою. Сложное для вас слово нужно произнести вслух громко, четко, несколько раз (можно и напеть) и… при свидетелях.
Пусть друзья или коллеги вас поддержат и присоединятся к вашему ударному флешмобу со своими проблемными словесами («Венеция красИвее Парижа, красИвее, красИвее, красИвее Парижа», «мне звонЯт, мне звонЯт», «мой парень бАрмен, бАрмен, бАрмен»). Такова наша психология: то, что мы делаем не одни, лучше запоминается.
#чудноемгновенье. Тем, у кого развито воображение, проще всего привлекать к делу запоминания любой информации ассоциации и образы, с нею связанные. Вот, например, полезный овощ свЁкла, а продает его румяная бабушка ФЁкла. А отличный специалист по мАркетингу знает все о том, как держать мАрку!
#графомания.
Помните, как в школе, изучая иностранный язык, мы составляли диалоги и рассказы с новыми словами, подбирали к ним рифмы или придумывали забавные стихи? Принцип работает и для родного великого и могучего, надо лишь дать волю фантазии! Много готовых шпаргалок гуляет по Интернету, берите на заметку: «Долго ели тОрты – не налезли шОрты», «Ты нам шторы не вози, мы повесим жалюзИ», «ФенОмен звонИт по средАм, приняв договОр по годам», «ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно мог!».
И, конечно, всегда выручат словари и справочники: орфографический, орфоэпический словарь (в переводе с древнегреческого «орфоэпия» означает правильное произношение»), словарь ударений.
Не подведут и онлайн-ресурсы: порталы Грамота.ру (обязательно загляните в раздел «Запоминалки») и gramma.ru, Яндекс.Словари, сайт orfogrammka.
ru, – которые, в отличие от печатных изданий, всегда под рукой благодаря вездесущему Интернету. Давайте говорить красиво!
Источник: https://sunmag.me/kultura/12-03-2015-30-slov-v-kotorykh-my-chashhe-vsego-stavim-udarenie-neverno.html
Сборник приемов запоминания орфоэпических норм для младшего школьника
- Приложение
- № 3
- «Приемы запоминания орфоэпических норм для младшего школьника»
- Единственный в городе орган
Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова».
Петя очень удивился.
«Мама, – спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце? почки? Какая-то странная заметка!»
Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал два похожих, но разных по смыслу слова».
Какие же слова спутал Петя? Почему возникла эта путаница?
Странные подарки
Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне».
Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они.
Что перепутал Артем?
Непонятное слово
Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла…
Что поняла Аня?
Почему автор поставил ударение?
Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях?
1. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский) 2. Что это тут, духи или духи? (Л.Н. Толстой) 3. Дела в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. (А.Н. Толстой) 4. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. (А.Эфрон)
Особенности русского ударения
Ударение в русском языке очень своеобразно. В чем его специфика?
Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий (молоко, молодой) и т.д. Такое ударение называется также разноместным.
В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог. Сравни французские слова: одеколон, эскимо, пломбир, туалет, пальто, комбинезон, салют, Париж, дебют.
В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог: Варшава, Освенцим, Краков, Сопот, Висла, Зелена Гура, Вроцлав, Познань. В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог. Возьмем чешские слова: Прага, Карловы Вары, чехи, Влтава – и венгерские: Венгрия, Ференц Лист, Шандор Петефи, Ференц Ракоци.
- Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.
- Например: понять – понял – поняла;
- сестра – сёстры;
- стена – нет стены.
Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбище, паспорт, эпиграф, воздух, библиотека, музыка, призрак, роскошный.
Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей.
- Сравни:
- Гремит музыка полковая.
- (А.Пушкин)
- Вертит очками так и сяк.
- (И.Крылов)
- Ворон не жарят, не варят.
- (И.Крылов)
А как же читать эти строчки нам, современным людям? Произносить их нужно по-старому, в соответствии с нормой XIX века, так как при изменении ударения на современный лад «ломаются» размер и ритм стиха, исчезают его слаженность, гармоничность.
Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно было произносить только договор, то сейчас допустимым является и договор.
Это касается и таких слов, как камбала, кулинария, феномен, ракушки, августовский.
Если раньше такие варианты их произношения, как камбала, кулинария, ракушка, феномен, августовский, считались нелитературными, то теперь они являются допустимыми.
Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей. Очень часто возникают сомнения, как произносить то или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь вам окажут словари – орфоэпические, толковые, энциклопедические.
Правы ли классики?
Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов XIX века. Как вы думаете, не является ли ошибочным ударение в выделенных словах? Неужели Пушкин, Крылов и Некрасов ошибались? Можно ли исправить текст?
- И долго с бурными волнамиБоролся опытный гребец.
- (А.Пушкин)
- Воротись, дурачина, ты к рыбке:Поклонись ей, выпроси уж избу.
- (А.Пушкин)
- Зубастой Щуке в мысль пришлоЗа кошачье приняться ремесло.
- (И.Крылов)
- Мы, старики, уж нынче не танцуем,Музыки гром не призывает нас.
- (А.Пушкин)
- Известно, что слоны в диковинку у нас –Так за слоном толпы зевак ходили.
- (И.Крылов)
- Ищем произносительные архаизмы
В приведенных ниже парах слов одно слово является по своему произношению устаревшим. Найдите такие устаревшие слова.
- кладбище – кладбище
- ножны – ножны
- удалой – удалый
- безудержный – безудержный
- случай – случай
- паспорт – паспорт
- библиотека – библиотека
- жаворонок – жаворонок
- Проверь себя
Прочитайте варианты произношения слов. В каком варианте вы произносите приведенные слова сами? В какой речи – официальной или разговорно-обыденной – используете вы эти варианты?
Закончи текст
Прочитайте незаконченные тексты. Ответьте на вопросы. Придумайте концовки текстов.
а) Эту историю рассказал известный русский ученый-лингвист Р.А. Будагов:
«Как-то я слушал по радио передачу для детей «В мире животных». Научный сотрудник Московского зоопарка интересно и увлекательно рассказывал о том, как у медведицы в неволе родились медвежата и какие они забавные. И вдруг прозвучало: «Новорожденные чувствуют себя хорошо». Я выключил радио. И все из-за того, что…»
Почему же выключил радио известный ученый?
б) А вот какой случай привел ученый Р.А. Будагов из собственной практики:
«Читая лекцию о культуре языка в подготовленной аудитории, я неожиданно для самого себя поставил неправильное ударение в слове принявший и сейчас же заметил насмешливые огоньки в глазах моих слушателей – «ишь, поучает, а сам…». Я почувствовал, что потеряю внимание и доверие аудитории, если не исправлю ошибку. Пришлось извиняться и повторить предложение с правильным ударением: принявший».
- С каким ударением произнес слово принявший известный ученый во второй раз, то есть правильно?
- Подсказка
- К 1-му тексту:
А все из-за того, что ударение в первом слове было поставлено неправильно. Вспомним Максима Горького – «рождённый ползать летать не может». Ударение остается на том же слоге и в слове новорождённый.
- Ко 2-му тексту:
- Правильно говорить принявший.
- Фельетон
Прочитайте стихотворный фельетон В.Масса и Н.Червинского. Выпишите выделенные слова, поставьте правильные ударения. Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?
- Между прочим
- Говорил он, между прочим,«Красивее», «Мы так хочем»,«Досуг, шофер, процент, заем,Квартал, портфель, билютень»,«Поверх плана выполняем»,
- «Агент звонит целый день».
- Коварный творог
- Прочитайте шутливое стихотворение и скажите, как не нужно произносить слово творог?
Какую произносительную ошибку допустил кассир? Как правильно сказать?
Шутка
Мой дядя выяснял лет сорокИ все же выяснить не мог,Как говорить вернее: творог,А может, правильней – творог?!И как-то он в молочной лавкеЕго увидел на прилавке, –Лицо, как роза, расцвело,Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,Опять задумался мой дядя:«Ведь, вероятно, он недорог,Пойдет в ватрушку и в пирог…А как спросить: «Почем творог?А может, правильнее творог?».Задачу эту смог решитьМой дядя, лишь дойдя до кассы,Сказав: «Прошу вас получитьЗа полкило творожной массы».
Кассирша мало разбираласьВ местоименьях, падеже.И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!».
(В.Громов)
Ответ. В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой вариант произношения слова творог. Но в соответствии со строгими литературными нормами лучше говорить творог. А кассирша должна была сказать распродана.
Догадайся по рифме
Правильно поставить ударение в слове помогают поэтические тексты, где нужное ударение подсказывает рифма. Прочитайте отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах.
В тот же день царица злая,Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце
взялаИ вопрос свой задала…
- (А.Пушкин)
- Вот у Коли, например,Мама – милиционер.А у Толи и у Веры
- Обе мамы –
инженеры.
- (А.Барто)
- Стоит девочкам начать,Дай им только волю, –Будут целый день качать
- И баюкать Лелю.
- (А.Барто)
- И как отрадно было видеть нам,Когда наш лен – на всем своем массиве, –Приподнятый, выравнивался самИ день за днем все делалсякрасивей.
- (М.Исаковский)
- Зарецкий наш и честный малыйВступили в важный договор,Враги стоят, потупя взор.
- (А.Пушкин)
Погиб! К чему теперь рыданья,Пустых похвал ненужный хорИ жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился
приговор!
- (М.Лермонтов)
- Рассказ школьного портфеля
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.Ему уже двенадцать лет.Но говорит он до сих порНе «коридор», а «колидор».«Дилектор входит в кабинет…»«Закрыт магазин на обед…»«Хозяйка моет стаканы…»«Секёт свеклу…»«Пекёт блины…»И до меня дошел черёд:Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»Судьбой доверено беречь.И я придумал не шутя:Пусть и его зовут Петя.– Петя! – несется со двора.
– Тебе домой идти пора!– Не трогай малыша, Петя!Ведь ты большой, а он дитя!«Петя» обижен на ребят:– Скажите, в чем я виноват?Я не ругался, не грубилИ никого не оскорбил,За что же среди бела дня
- Отняли имя у меня?
- (Ю.Тимянский)
- Выучи наизусть
Обратите внимание на ударения в выделенных словах. Выучите наизусть это стихотворение.
- Выполняя договоры,Инженеры и шофёры,Столяры и маляры – Потрудились все на славу,Чтоб за месяцы зимы
- Возвести домов кварталы.
- Рифма-помощница
Вставьте вместо точек слова, расставляя ударения. А поможет вам в этом рифма.
Самолетом правит летчик.Трактор водит тракторист.Электричку – машинист.Стены выкрасил … .Доску выстругал … .В доме свет провел … .В шахте трудится … .В жаркой кузнице … .
Кто все знает – … !
- (А.Шибаев)
- Отгадай загадки
- Запоминать слова с правильно поставленным ударением помогают загадки. Например, такие:
- Чтоб скорей в библиотекеОтыскать ты книгу смог,В ней бывает картотека,
Специальный … .
Буквы-значки, как бойцы на парад,В строгом порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоит,
И называется все … .
Мнемонические пары
Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.
- договор – приговор – разговоркаталог – диалог – некрологшофёр – монтёроблегчить – полечитьзвонит – говоритстоляр – малярдокумент – инструмент – медикаментпортфель – щавель
- средства для детства
- Игра «Кто быстрее?»
- Распределите слова в три столбика: в первый – слова с ударением на первом слоге; во второй – слова с ударением на втором слоге; в третий – с ударением на третьем слоге.
- Побеждает тот, кто сделает быстрее и не ошибется.
Соревнование на лучшего диктора
Расставьте в словах ударения. Кто это сделает без ошибок, тот победитель.
Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, километр, комбайнер, магазин, медикаменты, мельком, морковь, призыв, портфель, процент, случай, столяр, свекла, цемент, шофер, щавель, молодежь, звонить, ремень.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем.Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек .Самые ритмичные , запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором. (Свёкла- Фёкла) Тётка Фёкла ела свёклу.
(ЦемЕнт- инструмент) Я беру свой инструмент, Быстро развожу цемЕнт.
(квартАл — устал) Брёл я долго и устал, Перешёл седьмой квАртал. Что за странный носорог Ел и твОрог , и творОГ.
Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках. Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются. Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг.
Детей не нужно баловАть, Чтоб зубки не пломбировАть.
Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление. ДремОта и зевОта уходят за ворота. (потягивание) Если прикоснёшься к иве, Станешь ты ещё красИвей.( наклоны) Стишки быстро запоминаются.
А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен. Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования. У меня в ушах звенит, Телефон опять звонИт.
Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.
Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах , делиться с коллегами.
Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения. Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И.
Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва» Просвещение»2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.
Если есть всё время тОрты, не малы ли будут шорты.
Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков, у таджиков и армян, у монголов и цыган, у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов, у киргизов и грузин, у бурят и осетин. ( Б. Успенский). Для уроков по теме «Окончания существительных» можно предложить и такие рифмовки:
В детской сказке колобок без чулок и без сапог, Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.
Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка. Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка. [52]
Источник: https://infourok.ru/sbornik-priemov-zapominaniya-orfoepicheskih-norm-dlya-mladshego-shkolnika-2733524.html
9 слов, ударение в которых никак не получается запомнить (Но мы знаем, как это сделать)
- Эстетический ликбез: 8 простых характеристик, после которых вы сразу уясните, что такое импрессионизм
- 17 примеров того, как дети могут ввести в ступор любого взрослого
- 14 способов иронично взглянуть на мир от русского художника Дюрана
- 14 редких продуктов, которые вам вряд ли приходилось пробовать
- Что такое русский народный стиль на самом деле (Кокошники и красные сарафаны тут ни при чем)
- Как страна, в которой мы родились, влияет на наш характер
- 17 переписок, в которых собеседники друг друга немножко не поняли
- Как бы сегодня выглядели звезды, если бы никогда не делали пластику (Мы узнали с помощью FaceApp)
- Райан Рейнольдс поздравил жену с днем рождения серией ее фото. Но это совсем не так мило, как кажется
- 16 твитов о силе женской солидарности, которые невольно вызывают чувство гордости
- Краткий разговорник для родителей современного подростка, которые хотят лучше понимать свое чадо
- 10+ стереотипов о красивых женщинах, которые сильно усложняют им жизнь
- 20+ фактов о том, что происходит на съемочных площадках фильмов о киновселенной Marvel
- 17 СМС от людей, у которых сегодня слишком игривое настроение, чтобы не сострить
- Люди рассказали, от каких штампов Голливуду стоило бы избавиться уже давным-давно
- Повара рассказали о темных секретах кафе и ресторанов, которые легко вычислить еще с порога
Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/9-slov-udarenie-v-kotoryh-nikak-ne-poluchaetsya-zapomnit-1976315/
Мнемотехника для запоминания ударений в словах
- ***
- Владелец бутИков
- Страдает от тИков.
***
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
***
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
- ***
- Фёкла красная, как свЁкла!
- ***
Срубили ель, сорвали щавЕль. - ***
- СлепЕнь сел на пЕнь.
- ***
- Ах, скорее посмотрите:
- Тут граффИти про Гаити.
- ***
- И больше не было проблемы,
- Когда закончились все крЕмы.
- ***
СвЁкла плакать началА,
До корней намокла:
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свЁкла!
(П.Синявский)
- ***
- А у них претензия [тэ]:
Не цветет гортензия [тэ]. - ***
ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевАть.
***
Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно,то искра,
Если ВЕРНО – Искра!
(С. Белорусец)
- ***
- Доезжай до поворота:
Вот наш дом, вот вход в ворОта! - ***
- Красит нам забор малЯр,
Стулья делает столЯр! - ***
- ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта. - ***
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
А вот у Аланты –
Есть в горошек бАнты!
***
Я взял муку и взял творОг –
Испек рассыпчатый пирог.
- ***
- Мы с шофёром пустились по грЯзи
- И, подолгу буксуя в грязИ,
- ПрорвалИсь в отделение свЯзи,
- Нам типОграф прислал жалюзИ.
- ***
- Сегодня тошнотА,
- Вчера в костях ломОта,
- К тому ж дремОта не пускает за ворОта,
- И лавки зАняты, а печь не занятА,
- ВорОта Отперты, а дверь не запертА.
- ***
- Был наш Вася удивлённый:
- Апельсин-то поделЁнный.
- ***
- ВОры украли у нас договОры.
- ***
СтолярЫ и малярЫ - За два месяца зимы
- Возвели домов квартАлы,
- Чтобы жить мы в них могли.
- ***
- И красИва, и смазлИва,
- И ловкА, и прозорлИва,
- Но прожОрлива слегка.
- ***
- Мы услышали от Веры про какие-то афЕры.
- ***
- Познакомьтесь, это бАрмен,
- Он напитками обстАвлен.
- ***
- МолЯщий, в рай манЯщий.
- ***
- ЭкспЕрт подарок вам вручИт
- И сразу в списки вас включИт.
- ***
- Через наши мостовые
- Текут воды грунтовЫе.
- ***
- У меня болят бока,
- У ног валяется киркА.
- ***
- СлАла, клАла, крАла у Карла Клара кораллы.
- ***
- Вот зажат брусок в тискИ,
- Поработал мастерскИ.
- ***
- Рассердиться папа смог —
- Не нашёл он каталОг.
- ***
- Самолёт меня неси,
- Приземляйся на шассИ.
- ***
Вот она, какая! Наша кладовая.
- ***
- Затевается скандал —
- Нет отчёта за квартАл.
- ***
- Куплю платье синее,
- Буду всех красИвее!
- ***
- Ох, как часто смОлоду
- Мы не бреем бОроду!
- ***
- Если мальчик насорИт,
- Его мама укорИт.
- ***
- Этот хлеб здесь будет лИшний,
- Потому что он давнИшний.
- ***
- Сэр, пройдите в диспансЕр.
- ***
- Ты запомни, что нельзя
- Ставить в слове «донЕльзя» ударения на я.
- ***
- У меня случился тик после слова «еретИк»
- ***
- Мне сегодня не спалОсь и невесело жилОсь.
- ***
- Мне обидно и завИдно —
- Ничегошеньки не видно.
- ***
- Мы не слушали про Иксы,
- Потому что ели чипсы.
- ***
- Мы смотрели на экрАны,
- Там показывали крАны.
- ***
- Папа снял с гвоздя ремень,
- Я не плакал — я кремЕнь.
- ***
- Жили у бабУси два весёлых гУся.
- ***
- Курьер доставку облегчИт
- И на дому товар вручИт.
- ***
- ПремировАть — деньги давАть.
- ***
- Больше не было заботы —
- Разбежались все сирОты.
- ***
- Эти срЕдства знаю с дЕтства.
- ***
- Моё сердце щемИт,
- Ведь любимый не звонИт.
- ***
- Краску чЕрпает малЯр,
- Стулья делает столЯр.
- ***
- Если в одну точку бить,
- Можно лунку углубИть.
- ***
- СлИвовые сливы
- Выросли красиво.
Источник: http://padej.ru/mnemotexnika-dlya-zapominaniya-udarenij-v-slovax/
Как запомнить ударение в словах
Правильно поставленное ударение в словах является одним из главных критериев грамотности разговорной речи. Работая над собой, нужно обязательно уделить внимание этому вопросу. Многие люди с детства запоминают неправильное ударение и механически используют его всю жизнь.
Чтобы переучиться, необходимо запомнить верный вариант и некоторое время следить за своей речью. Но как избежать путаницы, если в уме остаются оба варианта и сложно быстро сообразить, какой из них верный? Помочь могут простые методики, позволяющие запомнить правильное ударение в словах.
Способ 1. Определение ударения через стихотворную форму предложения
Можно выучить ударения с помощью небольших стишков, поскольку рифма позволяет использовать слово только в одной форме. Для этого подойдут следующие рифмованные фразы, указывающие на правильное произношение слов, в которых чаще всего делаются ошибки.
- Правильно говорить не «звОнит», а «звонИт». Добрый доктор Айболит спрашивает: «Кто звони́т?»
- Верное ударение – не «кухОнный», а «кУхонный». Полотенцем ку́хонным вытер своё ухо я.
- Не «крЕмень», а «кремЕнь». Поменяю я креме́нь лишь на кожаный ремень.
- Нужно говорить не «дОговор», а «договОр». Самый важный догово́р утащил нахальный вор.
- Правильная форма – не «тортЫ», а «тОрты». Много ели то́рты – не налезли шорты.
- Не «катАлог», а «каталОг». Выбрать модный пиджачок вам поможет катало́г.
- Не «квАртал», а «квартАл». В отделении аврал происходит раз в кварта́л.
- Не «жАлюзи», а «жалюзИ». Это слово происходит из французского языка, в котором все ударения ставятся на последний слог. Хоть проси, хоть не проси, не закрою жалюзи́.
- Не «свеклА», а «свЁкла». Позову я свёкров, приготовлю свё́клу.
- Не «шарфЫ», а «шАрфы» (также не «бантЫ», а «бАнты»). А у нашей Марфы есть в полоску ша́рфы.
- Не «красивЕе», а «красИвее». Чем человек счастливее, тем выглядит краси́вее.
- Не «локтЯ», а «лОктя». Царапинка у ло́ктя осталась после когтя.
Способ 2. Распределение ударений по группам
Вам может быть проще запомнить правильное произношение слова, если вы будете воспринимать его как часть группы однотипных терминов. Можно составлять такие группы самостоятельно или воспользоваться следующими:
- договОр – приговОр – разговОр;
- докумЕнт – инструмЕнт – медикамЕнт;
- срЕдства для дЕтства;
- звонИт – говорИт;
- каталОг – диалОг – монолОг – некролОг;
- облегчИть – полечИть;
- столЯр – малЯр – школЯр;
- шофЁр – монтЁр;
- цепОчка для сынОчка;
- мЕтр – киломЕтр – сантимЕтр – миллимЕтр;
- водопровОд – газопровОд – нефтепровОд – мусоропровОд;
- призЫв – позЫв – созЫв;
- красИва – смазлИва – прозорлИва.
Способ 3. Определение ударения по происхождению слова
Во многих случаях ударения ставятся в соответствии с происхождением слова. Если знать, как слово было образовано, можно легко запомнить ударение. Например:
- вероисповЕдание – веру исповедовать;
- Отрочество – от слова «Отрок» (подросток);
- опОшлить, опОшлят – от слова «пошлый»;
- новорождЁнный – новое рождение;
- слИвовый – от слова «слива».
Заключение
В некоторых случаях правила русского языка допускают двойное ударение. Например, вы можете самостоятельно выбирать вариант произношения слов «обеспЕчЕние», «твОрОг», «одноврЕмЕнно».
Но в других случаях ставить правильное ударение необходимо, если вы считаете себя образованным человеком.
Грубые ошибки в таких часто используемых в речи словах, как «звонит», «каталог», «квартал» существенно ухудшают вашу речь и производят негативное впечатление на окружающих.
Понадобится от нескольких недель до нескольких месяцев, чтобы ошибки полностью исчезли из вашей речи. Желательно попросить кого-то из близких, чтобы вас исправляли в тех случаях, когда вы сами не замечаете, что ошиблись.
Оценка статьи:
5
Источник: https://imdiv.com/arts/view-Kak-zapomnit-udarenie-v-slovah.html
10 слов, в которых большинство людей неправильно ставят ударение. А вы?
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы предлагаем вам проверить себя и пройти небольшой тест на знание ударений. Сначала ответьте, где будут стоять ударения в следующих словах, а затем читайте вторую половину статьи с ответами:
- 1) туфля
- 2) мастерски
- 3) граффити
- 4) бармен
- 5) жалюзи
- 6) искра
- 7) закупорить
- 8) еретик
- 9) камбала
- 10) иконопись
- Запишите или запомните свои ответы и сверьте их с правильными ответами ниже.
1) Туфля
Ударение падает на первый слог: ту́фля.
Запомнить можно, проверяя через множественное число «ту́фли» — тут всё однозначно и понятно.
2) Мастерски
А вот это сложное слово. Ударение падает на последний слог: мастерски́.
Логики мы в этом не нашли, поскольку в слове «ма́стер», проверять можно разве что словом «мастерска́я», в котором ударение также падает на третий слог.
3) Граффити
Правильное ударение падает на второй слог: граффи́ти.
При употреблении этого слова нужно помнить, что оно заимствованно из итальянского языка — от слова «граффи́то», обозначающего способ декоративного оформления стен.
4) Бармен
Ударение на первый слог: бáрмен.
Для проверки берём слово «бар», где для постановки ударения вариант один.
5) Жалюзи
Ударение на последний слог: жалюзи́.
Ещё одно заимствованное слово, на этот раз из французского языка. А во французском ударения падают всегда на последний слог.
6) Искра
А здесь наоборот ударение на первый слог: и́́скра.
Проверять можно множественным числом — «и́́скры».
7) Закупорить
Ударение на У: заку́порить.
Слово произошло от древнерусского «ку́порить», что означает плотно закрывать. Слово сложное, ничем не проверяется, нужно запоминать.
8) Еретик
Ударение на последний слог: ерети́́к.
В качестве проверочного можно подумать о производном слове «ерети́́ческий».
9) Камбала
Ударение на первый: кáмбала.
Это тоже заимствование, на этот раз из финского языка. Проверить нечем, только запоминать.
10) Иконопись
Ударение на первый слог: и́конопись.
Никакой логики и проверочных слов, просто так сложилось традиционно. Ни в одном из однокоренных слов больше нет такого ударения. Беспощадный церковный язык.
Сложные слова? Сколько баллов из 10 вы набрали? Делитесь в х.
Ставьте палец вверх, если вам понравилась статья. А также приглашаем вас подписаться на наш канал, чтобы видеть в ленте больше интересного о русском языке, литературе, правилах грамматики. о том, Как научить ребёнка грамотному письму А здесь читайте о том, Как привить ребёнку любовь к чтению
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfd621a34739d00aa00bdae/5c0eaa909e2c8400a953f8b2
15 слов, в которых большинство из нас неправильно ставит ударение
Орфоэпия — совокупность правил русского языка, которые определяют правильное произношение слов. Редакция сайта Telefakt.ru предлагает вам проверить себя и пройти небольшой тест по этому направлению.
Вашему вниманию мы представляем пятнадцать слов. Читайте их и ставьте ударение там, где по вашему мнению оно должно быть, а затем переходите ко второй части нашей статьи.
Торты, туфля, граффити, мастерски, бармен, жалюзи, искра, еретик, закупорить, камбала, иконопись, каталог, договор, латте, щавель.
Запомнили свои ответы? Тогда сверьте их с правильными, они указаны ниже.
То́рты — одно из самых часто употребляемых слов, в котором многие делают ошибку. Чтобы запомнить, куда должно падать ударение, можно ориентироваться на слово «то́ртик».
Ту́фля — запомнить его можно, проверяя постановку ударения в слове «ту́фли».
Граффи́ти — при употреблении этого слова нужно помнить, что оно заимствованно из итальянского языка — от слова «граффи́то», обозначающего способ декоративного оформления стен.
Мастерски́ — слово ассоциируется с однокоренным словом «мастер», где ударение падает на первый слог. Эта ассоциация и становится основной причиной неверной постановки ударения в слове. «Мастерски́» — тот самый случай, когда лучше просто запомнить, а не пытаться найти логику.
Бáрмен — для проверки берём слово «бар», где для постановки ударения вариант один.
Жалюзи́ — заимствованное слово, на этот раз из французского языка. А во французском ударения падают всегда на последний слог.
- И́́скра — проверять можно множественным числом — «и́скры».
- Ерети́к — в качестве проверочного можно подумать о производном слове «ерети́ческий».
- Заку́порить — слово произошло от древнерусского «ку́порить», что означает плотно закрывать.
- Кáмбала — это тоже заимствование, на этот раз из финского языка.
И́конопись — никакой логики и проверочных слов, просто так сложилось традиционно. Ни в одном из однокоренных слов больше нет такого ударения.
Катало́г — правильное место ударения в слове — на звук «о». При любых значениях слова. Исключений нет.
Догово́р — пожалуй, самый распространённый случай неправильной постановки ударения. Есть мнение, что ударение на первый слог ставят те, кто использует слово как профессиональный термин. Это не так, правильный вариант только один.
Ла́тте — ударение в слове «лáтте» падает на первый слог. Такой вариант произношения слова позволит вам всегда говорить правильно.
Щаве́ль — с этим словом не всё так однозначно. Раньше было допустимо ставить ударение на первый слог, но сегодня такой вариант произношения считается устаревшим и противоречит литературной норме. И это не единственная сложность, связанная со словом «щавель»: филологи до сих пор спорят, есть ли у него множественное число.
Источник: https://telefakt.ru/lenta/15_slov_v_kotoryix_bolshinstvo_iz_nas_stavit_udarenie.html