Растения степной зоны: особенности и характеристика природы, животный мир, экологические проблемы

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

  • Тип урока: комбинированный
  • Цель
  • — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;
  • Характеристика деятельности учащихся
  • Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте зону степей, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Характеризовать зону степей по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

  1. Планируемые результаты
  2. Предметные ( знать, уметь)
  3. Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
  4. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны степей

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.

Р. – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. – вести диалог, слушать и слышать собеседника.

  • Личностные результаты
  • Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
  • Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
  • Основные понятия и определения
  • Подготовка к усвоению нового материала
  • Узнаем о природе и экологических проблемах зоны степей. Будем учиться давать характерис­тику этой зоны по плану

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона степей по сравнению с лесны­ми зонами. Что ещё ты знаешь о степи? Если тебе приходилось бывать в степи, приготовься рассказать об этом на уроке.

 Зона степей

Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.

 Растения степной зоны: особенности и характеристика природы, животный мир, экологические проблемыРастения степной зоны: особенности и характеристика природы, животный мир, экологические проблемы

Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.

Изучение нового материала

ЦАРСТВО ТЕПЛА И СУХИХ ВЕТРОВ

Как ты знаешь, леса занимают ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Южнее лесных зон тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а за­тем и вовсе исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а потом — зоной степей.

В степной зоне очень тёплое, продолжитель­ное, засушливое лето. Часто дуют горячие су­хие ветры — суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и боль­шая часть воды, не успевая напоить почву, по­токами стекает в низины и испаряется

Степная зона славится самой плодородной почвой — чернозёмом.

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас­тения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверьте себя по тексту учебника

Растения степной зоны: особенности и характеристика природы, животный мир, экологические проблемы

   Тюльпан             Ирис                 Ковыль                    Типчак

2.С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи. Инфор­мацию о животных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи­ческих связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи

3Растения степной зоны: особенности и характеристика природы, животный мир, экологические проблемы

Растения степной зоны: особенности и характеристика природы, животный мир, экологические проблемы

1. Степной орёл. 2. Пустельга. 3. Степной жаворонок. 4. Дрофа. 5. Серая куропатка.

6.Журавль-красавка. 7. Суслики. 8. Степная гадюка. 9. Хомяк. 10. Кузнечик.

11. Шмель. 12. Кобылка.

ЖИЗНЬ В СТЕПИ

В степной зоне растут разнообразные травя­нистые растения. Некоторые из них — тюльпа­ны, ирисы — цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги.

В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений.

Но вскоре их надземные части отми­рают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Другие растения — ковыль и типчак — иначе приспособлены к степным условиям. Они пере­носят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.

Разнообразны насекомые степной зоны. Осо­бенно много здесь кобылок и кузнечиков — отовсюду доносится их стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у ко­былок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечи­ки в основном поедают мелких насекомых.

Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, жу­равль-красавка, дрофа.

Красавка — самый мелкий из журавлей. Дро­фа — одна из самых крупных птиц нашей стра­ны, её называют степным великаном.

В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь — открытое место. Поэтому от жары и хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до двух метров в размахе кры­льев, хищная птица — степной орёл — настоя­щее украшение природы! Довольно часто встре­чается ловкий хищник степной хорёк.

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. На­секомыми питаются ящерицы, грызунами — степ­ная гадюка.

СТЕПИ И ЧЕЛОВЕК

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Например, в Красную кни­гу России внесено очень красивое растение пи­он тонколистный-1. На страницах Красной книги мы найдём степного орла-2, журавля- красавку, дрофу, крупного кузнечика степную дыбку-3 .

Почему же эти растения и животные оказа­лись в опасности? Главная причина вот какая: в степной зоне почти не осталось степей! Сте­пи почти повсюду распаханы. На их месте рас­кинулись поля. Распашка степей — главная эко­логическая проблема этой зоны.

Растения степной зоны: особенности и характеристика природы, животный мир, экологические проблемы

На нераспаханных участках степей пасут скот. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас. Это ещё одна экологическая проблема степной зоны. Из-за перевыпаса разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры. Браконьерство — ещё одна экологическая проб­лема в этих краях.

Очень важная задача — сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и жи­вотным миром!

Некоторые участки степей охраняются в запо­ведниках. Так, в степной зоне расположены запо­ведники Ростовский, Оренбургский, Даурский

Некоторые степные животные вынуждены пе­реселяться на поля. Так поступают журавль-кра­савка, дрофа. Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках. Выскажи пред­положение, как организована эта работа. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

  1. Осмысление и понимание полученных знаний
  2. Обсудим!
  3. 1.Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры

2.Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Покажи на карте зону степей. 2. Дай крат­кую характеристику зоны степей по плану, при­ведённому в учебнике (с. 71).

Вывод

В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и

  • животным миром необходимо оберегать
  • Задания для домашней работы
  • 1.Нарисуй, как ты представляешь себе степь

2.Найди в дополнительной литературе, Ин­тернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение

3.С помощью Интернета соверши вообража­емое путешествие в один из степных заповед­ников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?

  1. Природная зона степей
  2. презентациязонастепей
  3. животныймирзоныстепей
  4. Фильм «Живаяприродастепи»
  5. Растенияиживотныезоныстепей

           

Степныетравы

  • пейзажистепи
  • Веснавстепи.
  • Живаяприродастепи
  • Источники информации:

             

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_18_zona_stepej_razdel_priroda_rossii_11_110509.html

Экологические проблемы степей

Растения степной зоны: особенности и характеристика природы, животный мир, экологические проблемы

На различных континентах нашей планеты раскинулись степи. Они находятся в различных климатических поясах и в результате особенностей рельефа являются уникальными. Сравнивать степи нескольких материков не целесообразно, хоть и существуют общие тенденции данной природной зоны.

Одной из общих проблем является опустынивание, что грозит большинству современных степей мира. Это результат действия воды и ветра, а также человека. Все это способствует появлению пустых земель, непригодных ни для выращивания урожая, ни для возобновления растительного покрова.

В целом растительный мир степной зоны не отличается устойчивостью, что не позволяет природе полностью восстановиться после влияния человека. Антропогенный фактор только усугубляет состояние природы в данной зоне.

В результате сложившейся ситуации ухудшается плодородие земли, уменьшается биологическое разнообразие. Также беднеют пастбища, происходит истощение и засоление почвы.
Очередная проблема это вырубка деревьев, которые защищали флору и укрепляли почву степи. Вследствие этого происходит распорошение земель.

Этот процесс усугубляют еще и засухи, характерные для степей. Соответственно уменьшается численность животного мира.

Когда человек вмешивается в природу, изменения происходят и в экономике, ведь нарушаются традиционные формы хозяйствования. Это влечет за собой ухудшение уровня жизни людей, происходит снижение демографического роста населения.

Растения степной зоны: особенности и характеристика природы, животный мир, экологические проблемыЭкологические проблемы степей неоднозначны. Существуют способы замедления разрушения природы данной зоны. Требуется наблюдение за окружающим миром и изучение конкретного природного объекта. Это позволит спланировать дальнейшие действия. Необходимо рационально использовать сельскохозяйственные угодья, давать землям «отдохнуть», чтобы они восстановились. Также нужно разумно использовать пастбища. Возможно стоит остановить процесс лесозаготовления в данной природной зоне. Также нужно заботиться об уровне влажности, то есть об очищении вод, которые питают землю в той или иной степи. Но самое главное, что можно сделать для улучшения экологии – это регулировать влияние человека на природу и привлечь внимание общественности к проблеме опустынивания степей. В случае успеха, можно будет сберечь целые экосистемы, которые богаты биологическим разнообразием и ценны для нашей планеты.

Как вы уже поняли, основная проблема степей – это опустынивание, а это значит, что в дальнейшем степь может превратиться в пустыню. Чтобы это не произошло, нужно проводить мероприятия для сохранения природной зоны степи.

В первую очередь государственные структуры могут взять на себя ответственность, создавать заповедники и национальные парки. На территории данных объектов нельзя будет проводить антропогенную деятельность, а природа будет под охраной и наблюдением специалистов.

В таких условиях сохранятся многие виды растений, а животные смогут свободно жить и перемещаться по территории заповедных зон, что будет способствовать увеличению численности их популяций.

Следующее важное действие – это занесение вымирающих и редких видов флоры и фауны в Красную книгу. Они также должны находиться под охраной государства. Для того, чтоб усилить эффект, необходимо проводить информационную политику среди населения, чтобы люди знали, какие конкретно виды растений и животных редкие и какие из них нельзя уничтожать (запрет срывать цветы и охотиться на зверей).

Читайте также:  О каком времени идет повествование в произведении "уроки французского", какой сюжет и краткое содержание

Что касается почвы, то территорию степей нужно защищать от фермерской деятельности и сельского хозяйства. Для этого нужно ограничить количество площадей, которые выделяются для ведения хозяйства. Рост урожая должен быть за счет повышения качества агротехнологий, а не за счет количества земли. В связи с этим нужно правильно обрабатывать грунт и выращивать культуры.

Решение экологических проблем степей

Чтобы устранить некоторые экологические проблемы степей, требуется контролировать процесс добычи полезных ископаемых на их территории. Нужно ограничить количество карьеров и трубопроводов, а также сократить строительство новых автомагистралей. Степь – это уникальная природная зона, и чтобы ее сохранить, требуется весьма сильно уменьшить антропогенную деятельность на ее территории.

Источник: https://ECOportal.info/ekologicheskie-problemy-stepej/

Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России. Зона степей»

1. Расположение
2. Климат
3. Почва
4  Растительный мир
5. Животный мир
6. Цепи питания

7. Экологические проблемы

Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 — + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры — суховеи.  Иногда суховеи переходят в пыльные бури.

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 -30 градусов.

Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

3. Почва

Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом. В степи растут травы, каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.

4.  Растительный мир

Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев.

Растут  тюльпаны, ирисы, ковыль, овсяница, тимофеевка степная, пион тонколистный.

Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.

Корневая система:  луковица, пучок, корневище.
В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга.

У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу.

Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

5. Животный мир

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель, и другие. Раз есть насекомые, значит здесь много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка.

Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка.

Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Растения степной зоны: особенности и характеристика природы, животный мир, экологические проблемыСтепной орёл — хищная птица. Гнездится га земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными ( грызунами, птицами ). Размах крыльев до двух метров.

Пустельга — птица-хищник.

Степной жаворонок — Его песню слышим с ранней весны. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.

Дрофа — самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту. Отсутствуют потовые железы, трудно приходится в жару, отсутствует жировая смазка.

Серая куропатка — похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для с/х насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.

Суслики — от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное , с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.

Степные гадюки — в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми.

6. Цепи питания

Растения—> Кобылка—> Куропатка—> Степные орлы
                                                                 —> Лисы
                                                                 —> Волки

Растения—> Тушканчик—> Степной орёл

7. Экологические проблемы

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля.

Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

В Красную книгу внесены следующие животные: степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик, степная дыбка. Растения: пион тонколистый.

Есть ещё одна проблема – это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Как решать экологические проблемы?

  •     Ограничить распашку степей:
  •     Ограничить выпас скота;
  •     Бороться с браконьерством;
  •     Создавать заповедники;

Перед вспашкой полей собирать яйца дроф,, выращивать в специальных инкубаторах. А потом выпускать на поле.

Центральночерноземный заповедник имени В. В. Алехина — в полосе северной степи Курской и Белгородской областей. Основан в 1935 году и назван в честь известного геоботаника, профессора Московского университета. Площадь свыше 4 тысяч гектаров.

Наибольший интерес представляют участки Стрелецкой, Казацкой и Ямской степей. В заповеднике отмечен 31 вид млекопитающих, но если исключить некоторых заходящих животных (лось, косуля, волк и др.

) и акклиматизированных (енотовидная собака), то остается около 25 аборигенных видов. Типичный обитатель целинной степи сурок-байбак истреблен еще в прошлом столетии.

Следы его пребывания до сих пор сохранились в степях в виде небольших холмиков (сурочин), поросших степной растительностью. Кроме того, здесь попадаются крапчатый суслик, слепыш и ряд других видов фауны.

Источник: http://informic-doam.ru/soobshhenie_po_okruzhajushhemu_miru_na_temu_prirodnye_zony_rossii_zona_stepej-1-1-0-18/

Экологические проблемы лесостепи и степи

Вопросы экологической безопасности, а также изменения экосистемы на нашей планете сегодня стоят как никогда остро. Человечество пришло к выводу, что степень эксплуатации им природных ресурсов Земли достигла такого уровня и масштаба, что нарушает хрупкое равновесие и приводит к экологическим катастрофам.

В частности, увеличивается количество наводнений, бурь, цунами, плодородие почв снижается. Загрязняются почвы и водоемы, исчезают целые виды животных и растений, что напрямую влияет на человеческий организм, провоцируя болезни, мутации и т.д.

Экологических проблем на Земле огромное количество, однако в данной статье мы ограничимся только вопросами в районах лесостепей и степей.

Характеристика лесостепной и степной территории

В России лесостепи и степи простираются практически непрерывно вдоль всей южных и восточных границ, а в некоторых местах уходят вглубь страны. Они занимают огромную территорию, в некоторых областях соприкасаясь также с бескрайними лесами и реками.

Климат на данной территории достаточно благоприятный для жизни – умеренно-континентальный. Годовое количество осадков порядка 600 мм в год, что позволяет поддерживать средний уровень влаги, достаточный для неприхотливых растений. Зимой температура может опускаться до -20 градусов по Цельсию. При этом лето зачастую жаркое и засушливое.

При этом почва достаточно плодородна, и включает чернозем. Растительность в основном представлена разнотравьем, устойчивым к засухе и холодам (ковыль, типчак, овсец, тонконог и луковичные), а также небольшим разнообразием деревьев, в частности, дубом, липой, ясенем, каштаном и др.

Лесные породы будут зависеть от региона расположения лесостепи. Животные, в основном, представлены грызунами (суслик, сурок, др.), а также парнокопытными, которые очень быстро стали домашними животными (лошади, овцы, ослы и т.д.).

Есть некоторые представители некрупной и исключительно лесной фауны.

Когда речь заходит об экологической проблеме, то обсуждения человеческого фактора никак не избежать. Безусловно, природе свойственны стихийные бедствия, однако они возникают локально и не имеют непрерывного характера.

Деятельность человека, напротив, характеризуется настойчивостью и последовательностью.

К сожалению, до недавнего времени человек последовательно и настойчиво расшатывал экологический баланс, пока негативные последствия не стали для него очевидным.

Экологических проблем в лесостепной и степной зоне не так много, однако каждая из них носит глобальный характер.

  1. Использование степей под сельскохозяйственные нужды

Степи изначально больше предназначены для пастбищ и разведения скота. Однако для человека оказалось невозможным использовать данные территории исключительно по такому прямому назначению. В связи с обеднением ранее использованных сельскохозяйственных угодий и увеличением населения потребовалось осваивать новые территории.

Таким образом, степи тали осваивать под новые нужды: выращивать пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, а также другие культуры. В связи с этим почвы стали активно орошать водой, а степных грызунов, которые могли нанести вред урожаю, истреблять.

Кроме того, человек применяется различные биохимические добавки, которые должны способствовать урожайности, но которые фактически наносят огромный вред степным территориям.

В дальнейшем такие действия приводят ко второй проблеме.

Это другая проблема, с которой столкнулись в России, и она также связана с сельскохозяйственной деятельностью человека.

Опустынивание происходит из-за эрозии почвы как следствие высыхания рек, вырубки прилегающих лесов и использования вредных удобрений.

За менее чем четверть века в России площадь земель, находящихся под угрозой деградации, увеличилась в полтора раза и составляет порядка 100 млн га.

А ведь какой можно было бы собрать урожай, если бы человек бережно относился к ресурсам, которые ему щедро дарит природа.

Меры по сохранению лесостепных и степных территорий

В связи с назревшими экологическими проблемами в России начали претворять в жизнь различные планы и проекты по обеспечению экологической сохранности и безопасности лесостепных и степных территорий.

В частности, было принято решение производить экологическое зонирование оставшихся лесостепных и степных территорий. Некоторым из них был присвоен статус особо охраняемой природной территории, которые стали национальными парками и заповедниками. Например, Приволжская лесостепь, Галичья гора, Воронинский заповедник и др.

Однако в большинстве случаев заповедники располагаются на территории до Уральских гор. При этом в Западно-Сибирской лесостепи заповедников катастрофически не хватает. Например, созданный в Бурятии Тункинский национальный парк еще не заработал в полную силу.

Также необходимо присвоить статус заповедника районам Троицких и Акбулакских меловых гор, Барабинской и Кулундинской степям.

Кроме того, для сохранения информации об уникальности данного типа территории ученые принялись составлять списки всех редких и исчезающих представителей растительного и животного мира. Данные списки пополнили Красную книгу.

Однако количество таких видов составляет печальную картину: порядка 15 видов млекопитающих, 35 видов птиц, 15 видов рептилий, боле 60 видов беспозвоночных, характерных для лесостепной и степной зон России находятся на грани исчезновения.

Благодаря статусу особо охраняемой зоны доступ человека к использованию ресурсов на донной территории был существенно ограничен, что позволило предотвратить исчезновение данного вида ландшафта.

В связи с невозможностью расширения посевных площадей человечество вынуждено задуматься об эффективности использования уже существующих. Это дало толчок к развитию сельскохозяйственной техники, селекции, и других аспектов агропромышленного комплекса.

Читайте также:  Животные урала, птицы и растения, красная книга, разнообразие природы

Кроме того, начали принимать меры по поддержанию плодородности почв.

Помимо этого, на законодательном уровне пользователи земельных ресурсов обязаны проводить мероприятия по рекультивации земли, которые направлены на снижение негативного эффекта от человеческой деятельности. Это в первую очередь относится к горнодобывающей промышленности, строительству автомагистралей, трубопроводов и т.д., где в большинстве случаев требуется посадка полезащитных и придорожных лесополос.

Тем не менее, количество и качество таких мероприятий в России недостаточно, так как многие действия предпринимаются на основании разрозненных правовых актов. Кроме того, слабо работает система пресечения и наказания нарушителей законодательства.

Неизбежным фактором является и халатность отдельных людей на местах. К сожалению, главным фактором сохранения экологического баланса на Земле является ответственность и желание каждого человека сохранить данное равновесие.

Такое воспитание должно начинаться с самого детства и демонстрироваться всеми окружающими людьми. По непонятной причине люди считаю, что «если мусорить дома нельзя, то у соседа можно». При этом они совершенно отказываются признавать, что в природе все взаимосвязано.

И беспорядок у соседа рано или поздно скажется на собственном здоровье, так как земля и вода у нас общие.

Заключение

Экологические проблемы лесостепей и степей, а также других природных зон на нашей планете не зря волнуют все человечество. Изменения, которые во много были вызваны антропогенным фактором, существенно повлияли на климатические условия на Земле.

В настоящий момент проводится политика по сохранению регионов, где еще остались уникальные ландшафтные зоны лесостепей и степей.

Данным регионам присваивают статус особо охраняемых природных зон, благодаря чему возможность доступа человека к данным ресурсам ограничивается.

В связи с этим эффективность использования уже освоенных территорий становится главной задачей для обеспечения населения необходимым продовольствием.

Однако помимо данных защитным мер уцелевших территорий, необходимы также меры по восстановлению поврежденных регионов: рекультивация, лесные насаждения, применение экологически чистых удобрений.

Немаловажную роль играет воспитание у большинства населения чувства ответственности за экологию нашей планеты.

Источник: http://wood-prom.ru/analitika/14844_ekologicheskie-problemy-lesostepi-i-stepi

Степи: животные, экологические связи, природные условия



С.90

Вспомним

1. Где расположена зона степей?

Ответ: Степная зона России расположена участками вдоль южной границы России с запада на восток.

Наиболее обширная степная зона находится на Восточно-Европейской равнине, где великая русская степь раскинулась от побережья Черного и Азовского морей до Уральских гор, в районе Прикаспия сменяясь зоной полупустыни.

Степь располагается на юге Сибири, на территории республики Башкортостан, Хакассии, степные пространства находятся также и на стыке границ России, Китая и Монголии, на территории Забайкалья.

2. Чем степь отличается от леса?

Ответ: Зона степей получает больше солнечного тепла по сравнению с лесными зонами, так как солнечные лучи на зону степи падают более отвесно, чем на зону лесов. Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью, особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов и путей сообщения).

3. Если вам приходилось видеть степь своими глазами, расскажите о ней.

Ответ: В нашей местности естественной степной растительности практически не сохранилось – степи распаханы и засеяны зерновыми культурами.

Нетронутыми сохранились участки степи вдоль оврагов, балок, на крутых склонах, возле рек и прудов. Здесь растут: астрагалы, гвоздики, желтый ромашник, ковыли, люцерна, подмаренник, птицемлечник, полынь австралийская. Степи очень красивы, они не имеют границ.

С.91

Найди на карте природных зон России зону степей. Каким цветом она обозначена? Что ты можешь рассказать по карте об этой зоне?

Ответ: Степь на карте природных зон России обозначена бежевым цветом. В степи климат значительно теплее, чем в тайге. Очень засушливое, продолжительное лето и мало влаги. Дуют горячие сухие ветра. Редко когда бывают дожди, и обычно они проливные.

Рассмотрите рисунок. С его помощью определите, какие животные характерны для степи.

Ответ: В степях обитает много разнообразных животных.

Здесь можно встретить кузнечиков, шмелей, кобылок, есть хомячки, три вида сусликов (крапчатого, рыжеватого и краснощекого), из птиц – несколько видов жаворонков, журавля красавку степного орла, дрофу, из рептилий степную гадюку и восточную прыткую ящерицу Хозяевами степей всегда были копытные животные. Они очень хорошо бегают, благодаря этой способности они спасаются от хищников. Большинство животных степей обитают в норах, они так спасаются от хищников, прячутся от знойной жары и от морозов. Норковый образ жизни привел к изменению строения тела животных степи. Например, у кротов и слепышей короткие ноги и хвосты, недоразвитые глаза. У мелких хищников, таких как хорек, горностай, ласка, тело тонкое и сильно вытянутое. Это позволяет им быстро, добывать грызунов в норах, где те обитают.

С.93

Обсудим

В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчёлы» и обсудите его. Какому отношению к насекомым учит этот рассказ?

Ответ:

Очень важно ценить труд и жизнь не только людей, но и даже самых маленьких насекомых. В рассказе «Пусть живут на свете удивительные пчелы» мы узнали о жизни необычной труженицы пчелки. Сама проделывает величайший труд для будущего поколения. Она строит гнезда из цемента (использует глину, известь и песок), прикрепляет их к камням или стенам домов.

Для прочности снаружи еще в мягкий цемент вставляет небольшие камешки. Готовая ячейка имеет форму кувшинчика, где отверстие всегда направленно вверх. Затем пчела в приготовленную ячейку собирает мед и цветочную пыльцу это в дальнейшем послужит для питания будущей личинки пчелы.

Отложив яйцо, пчелка труженица делает специальную крышечку и закрывает отверстие ячейки.

Закончив первую ячейку, каменщика строит рядом вторую, затем третью и т.д. до 6-15 штук. После такой проделанной работы пчелка все ячейки закрывает общей крышечкой из общего цемента. Толщина ее достигает сантиметра.

Затем гнездо получается очень прочным и безопасным для маленьких деток пчелы. Если человек разрушит эти гнезда, то тогда погибнут все личинки и пчелке-маме придется заново браться за тяжелое строительство. Необходимо ценить и уважать великий труд каждого маленького насекомого. Главное, это беречь каждое живое существо на нашей планете.

Подумаем!

1. Сравните природные зоны степей с природой лесов и тундры.

Ответ: В зоне степей значительно теплее, чем в зоне лесов или тундры. Но здесь выпадает мало осадков. Это сказывается на произрастающей здесь растительности. И соответственно, животном мире.

Степь и леса расположена в обоих полушариях Земли, а тундра лишь в одном.

Разный климат. В степи он значительно теплее.

В тундре намного больше водных ресурсов, заключенных в грунтовых водах, многочисленных озерах и болотах. В лесах – это реки, озера, болота. В степи водные ресурсы ограничены.

Зоны отличаются видовым составом растений и животных.

Почвы степи являются идеальной базой для использования в сельском хозяйстве, почвы тундры не представляют практической ценности для современных аграриев. Почвы леса хотя и богаче тундровых, но сильно уступают.

Из-за своей сельскохозяйственной ценности, степь активно распахивалась, поэтому на земле сохранилось ограниченное количество нетронутых, целинных массивов этой природной зоны. Тундра значительно меньше пострадала от хозяйственной деятельности человека. Леса используются в основном из-за своих внутренних ресурсов – древесины и объектов промысла.

2. Какие экологические связи сложились в степном сообществе? Составьте 1-2 цепи питания, характерной для степи.

Ответ: Экологические связи в степи очень разнообразны. Здесь могут быть длинные разветвленные цепи питания.

Климатические условия степи не самые комфортные — летом землю иссушают палящие лучи солнца, зимой очень морозно, а по равнине гуляют ветра, но, тем не менее, животный и растительный мир степной зоны довольно разнообразен.

Что касается пищевых предпочтений, то они у каждого обитателя степи свои, единую схему питания составить не получится.

  • Злаки и осоки — хомяк — степная гадюка;
  • Трава (растения) — суслик — степной орёл;
  • Проверим себя

1. Покажите на карте зону степей.

Ответ: Степная зона России расположена участками вдоль южной границы России с запада на восток.

Наиболее обширная степная зона находится на Восточно-Европейской равнине, где великая русская степь раскинулась от побережья Черного и Азовского морей до Уральских гор, в районе Прикаспия сменяясь зоной полупустыни.

Степь располагается на юге Сибири, на территории республики Башкортостан, Хакассии, степные пространства находятся также и на стыке границ России, Китая и Монголии, на территории Забайкалья.

2. Каковы природные условия в этой зоне?

Ответ: Степи Евразии находятся в зоне умеренного сухого континентального климата, со средними зимними температурами от -2 на западе до -20 градусов в восточных областях, летом температура превышает +25 градусов, погода определяется сильными ветрами. Пыльные бури обуславливают развитие эрозии почвы и образование балок и оврагов.

По мере продвижения с запада на восток зимы становятся все более холодными и продолжительными, количество среднегодовых осадков сокращается, более устойчивый характер приобретает засушливость, поскольку испаряемость преобладает над уровнем осадков. Климат становится более континентальным, меняется и характер растительного и животного мира степей.

Дожди наиболее обильно проливаются в летний период, вероятна засуха, которая повторяется каждые три года.

3. Объясните на примерах, в чём видна приспособленность растений к условиям жизни в степи.

Ответ: В этой зоне нет крупных животных. Мелкие животные приспособились к жизни в траве, в земле.

Главные приспособления – окраска — у степных животных часто под цвет растительности, животные делают норы, чтобы прятаться от хищников, и делать запасы на зиму.

Они могут впадать в спячку на неблагоприятное время года. Также эти животные обладают острым зрением, хорошо развиты органы передвижения.

В степях многие растения смогли приспособится к климату этой природной зоны. Тюльпаны и ирисы цветут только весной. Они как раз успевают в то время, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Ковыль и типчак способны переносить сильную жару и засуху. У них очень узкие листья, из-за чего с поверхности листьев испаряется мало влаги.

4. Дайте краткую характеристику животного мира степей.

Ответ: Животные: степной орёл, пустельга, степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка, суслики, степная гадюка, хомяк, кузнечик, шмель, кобылка. В зоне степей выпадает мало осадков, поэтому нет крупных животных. Уничтожение степей приводит к сокращению численности обитателей этой зоны.

Источник: https://resheba.me/gdz/okruzhajushhij-mir/4-klass/pleshakov-novickaya/90

Особенности животного мира степей

В. В. Докучаев отмечал, что на всем протяжении черноземной зоны, тянущейся на тысячи верст, распространены не только одинаковая растительность, но и одинаковые животные.

От западных берегов Франции через всю Евразию и до восточных берегов Северной Америки, на всем протяжении степного полотенца северного полушария, писал Докучаев, «мы встречаем единение и полное согласие между климатом, минеральным царством, почвами, грунтовыми водами и животным и растительным царствами» (1949. с. 357).

Если характеризовать животный мир степей в целом по биомассе, то наибольший удельный вес принадлежит беспозвоночным — малощетинковым и круглым червям, отдельным семействам жесткокрылых (хрущам, долгоносикам, щелкунам, чернотелкам, усачам и др.), чешуекрылых (совкам, пяденицам, огневкам), прямокрылых (саранчовым, кузнечиковым), цикадовым, клопам и др. (Мордкович, 1982),

Из позвоночных животных для степей наиболее характерны травоядные копытные и многочисленные грызуны. К этому следует добавить, что животное население степной зоны характеризуется крайним непостоянством видового разнообразия, численности и общей биомассы.

Читайте также:  Растение семейства злаков: классификация, особенности, сферы применения

Для одних степных животных характерны сезонные миграции, при которых они могут на время покидать степную зону, другие активно живут лишь несколько летних месяцев, третьи интенсивно размножаются в. степи лишь в благоприятные для них годы.

Так животные реагируют на резкие колебания экологических факторов в степи и неуравновешенность степных экосистем.

В степях Евразии, по данным А, Н. Формозова (1981), ныне обитают 92 вида млекопитающих. В это число не входят давно уже истребленные дикий тур, равнинный зубр, тарпан. Часть млекопитающих, обитающих в степях (32 вида), являются эндемиками этой зоны.

Высокий эндемизм степной фауны млекопитающих обусловлен особенностями ландшафта степей, к которому животные вынуждены тщательно приспосабливаться. Важнейшим отличительным свойством степной зоны является открытость ландшафта, заставляющая «мирных» животных совместно наблюдать за опасностью. Поэтому в степи немало стадных и колониальных животных.

Связь в колонии обычно осуществляется при помощи звуковых сигналов (предупредительные и призывные крики суслика, сурка, сеноставки). «Молчаливые» стадные виды, обладающие криптической (маскирующей) окраской, имеют, по выражению А. Н.

Формозова, яркие цветовые сигнальные пятна, которые скрыты в момент отдыха или покоя животного и внезапно «вспыхивают» при тревоге или начавшемся движении.

Стадность — главная особенность жизни степных копытных животных. Она облегчает защиту слабых членов стада от крупных хищников. Стада в 50—100, а иногда 1000 голов были характерны для тарпанов и куланов.

Первые из них полностью исчезли, вторые покинули степную зону. Из диких копытных, до настоящего времени кочующих в калмыцких, казахстанских и южноуральских степях, сохранились только сайгаки.

Численность их стад достигает 10 тыс. голов.

Открытость степного ландшафта и наличие большого количества быстрых и опасных хищников (волков) обусловили развитие у стадных животных такого качества, как большая скорость передвижения.

Сайгаки развивают скорость бега до 80 км/ч, джейраны — 60—65, куланы — 60—70. В сутки стадо сайгаков перемещается на 100—150 км. Наряду со скоростью степным копытным животным нужно обладать и большой выносливостью.

К этому их обязывают и длительные переходы, и быстрые перемены погоды в степи, вынуждающие подолгу оставаться без корма.

В связи с тем, что защитная роль степной растительности невелика, многие обитатели степи не только приобрели маскирующую (под цвет почвы) окраску, но и приспособились к жизни в подземном ярусе, т. е. в норах. По подсчетам А. Н. Формозова (1981), жизнь 72 из 92 видов степных животных Евразии связана с норами. Копательные подземные работы — одно из главных занятий степных млекопитающих.

Нора — это место, где зверьки спасаются от летнего зноя и зимней стужи, хранят и оберегают от врагов запасы корма, где выводится и воспитывается потомство. В норе стенные зверьки прячутся от своих врагов.

Изолированная от внешнего мира нора с ходами, забитыми земляными пробками, имеет относительно постоянные температуру и влажность.

Это позволяет животным жить здесь, не выходя на свет в течение длительного времени.

Поражает конструктивное разнообразие нор. Довольно простая нора у большого тушканчика — наклонный коридор с одним черным ходом, почти доходящим до поверхности почвы.

Подземный дом степной пищухи — это уже многоэтажный лабиринт, служащий, кроме всего прочего, для запутывания преследующих ее и в норе ласки или перевязки.

Сурок и наиболее крупные из сусликов при рытье нор выбрасывают наружу холмики грунта в виде бутанов, а сами норы имеют многоцелевое назначение.

Норные грызуны, чтобы иметь хороший обзор, специально выбирают места с разреженным травостоем, где селятся большими колониями. Завидя опасность, они спешат укрыться в нору.

Однако приспособленное для рытья тяжелое тело, короткие конечности, делают зверьков очень неуклюжими на поверхности почвы. Поэтому, при выходе из норы суслики и сурки тщательно и подолгу осматривают местность, вытягиваясь в рост и присев на задние лапы.

Стойка «столбиком» — важнейший ландшафтный признак степных животных. Он присущ не только грызунам, но и таким хищникам, как хорек, ласка.

Колониальность дает норным степным грызунам дополнительные преимущества в ориентации.

При большой плотности населения сурков, составляющей нередко 20—-30 особей на 1 га, норы находятся близко Друг от друга и соединены сетью протоптанных тропинок, по которым зверьки могут передвигаться с большой скоростью.

Пасущиеся сурки всегда держат в поле зрения своих соседей и мгновенно реагируют на их сигнал. Такая система сигнализации очень эффективна: и хищникам, и человеку практически невозможно подойти к пасущимся суркам незамеченными.

В хорошо устроенных, комфортабельных норах грызуны к некоторые степные хищники проводят большую часть жизни. А такие в высшей степени приспособленные к подземной жизни млекопитающие, как слепушонка, алтайский цокор и совершенно слепой гигантский слепыш, вообще не покидают своих нор.

Сурки и подобные им животные вне нормы проводят лишь несколько часов кормежки. В норах проходят 7—8 мес ежегодной зимней спячки, ночной и дневной отдых, Норы спасают степных животных не только от холода и ненастья, но и от жары. В знойные дни молодые суслики и сурки регулярно заскакивают в нору для охлаждения.

Девятнадцать видов степных млекопитающих впадают в зимнюю спячку. Спящие зимой зверьки образуют зимовочные группы. Сбиваясь в теплые компании, прижавшись друг к другу, они экономно расходуют накопленные за лето в подкожном слое жира энергетические ресурсы, которых им. хватает на долгую и холодную степную зиму.

Из 72 норных степных животных Евразии 53 деятельны в течение всего года, 50 из них вынуждены заготавливать корм на зиму. Многие из них запасают сено, срезая и высушивая растения в начале лета, в момент их наибольшей кормовой ценности.

Сено они хранят в норах, или в пустотах под камнями, или в виде небольших стожков под открытым небом. Подсчитано, например, что каждая степная пищуха ставит стожки из сена и засушенных веточек общей массой до 3 кг. На каждую особь приходится до 20 кг сена.

Стожки ставят желтая и малая пищуха, запасают сено в укрытиях степная пеструшка, толстая песчанка, скалистая полевка, монгольская пищуха.

Успешная «заготовка сена», его хранение в течение лета, осени и зимы в открыто стоящих стожках возможны только в условиях сухого климата южнорусских, казахстанских и центрально-азиатских степей.

Часть степных растительноядных грызунов хорошо приспособилась использовать в качестве источников пищи подземные части растений. Этому способствовало то, что среди растений степи широко представлены виды с мощной корневой системой, луковицами, корневищами или клубнями, обеспечивающими многолетникам возможность переживать неблагоприятные сезоны и быстро развиваться весной.

Подземные части многих степных растений отличаются более высокой кормовой ценностью, чем их зеленые части. Луковица и корневища в течение всего года сохраняют большое количество воды.

Этим обильным кормом пользуются уже упомянутые зверьки: слепушонка, алтайский цокор и гигантский слепыш. Там, где живут эти млекопитающие, на поверхности степи разбросаны тысячи кучек земли, но совсем не видно ходов.

Закончив выбрасывание, зверьки плотно забивают ход земляной пробкой, тщательно изолируя сеть своих подземных лабиринтов от внешнего мира.

Ни в одной другой природной зоне Земли животный мир не был так подвержен истреблению и изменению человеком, как в степях Евразии и прериях Северной Америки.

До появления человека в степи паслись миллионы травоядных животных, тарпанов, сайгаков, оленей, туров, равнинных зубров на открытых просторах Старого Света и бизонов в Северной Америке. Подсчитано, например, что численность сайгаков в степях Евразии составила не менее 10 млн, дзеренов — 5 млн голов.

Десятками миллионов исчислялось поголовье диких лошадей и туров. В североамериканских прериях еще 250—300 лет назад паслось около 75 млн бизонов и 40 млн вилорогих антилоп.

Скотоводство, а затем земледелие вывели диких копытных из степи. Их истребление и вытеснение в степях Евразии растянулось на 2—3 тысячелетия и было завершено к концу XIX столетия.

В Северной Америке акция по освобождению степных ландшафтов от копытных аборигенов заняла не более 150 лет. В период с 1730 до 1830 г. американские поселенцы уничтожили 40 млн бизонов. Прошло еще полвека, и к концу 1888 г.

от 75-миллионного поголовья осталось жалкое стадо в 26 особей. То же самое произошло с вилорогой антилопой, которая к 1922 г. исчезла с Великих равнин США.

Интенсивное хозяйственное освоение степей и прямое истребление затронуло не только крупных млекопитающих, но и хищников, грызунов, диких степных зверей. Тем не менее животное население продолжает играть важнейшую роль в формировании современного облика степных ландшафтов. На смену диким копытным пришли многомиллионные стада домашних животных.

Причем общая масса современного домашнего скота в прериях Северной Америки и в степях Евразии примерно равна прежней массе диких копытных животных.

Нужно отметить, что некоторые степные млекопитающие успешно приспособились к жизни в условиях распашки и перевыпаеа, другие ограничили свои ареалы целинными степями, третьи оказались на грани исчезновения.

Вопрос о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу степей и их животный мир давно привлекает внимание естествоиспытателей. Особое место в этих исследованиях принадлежит Н. А. Северцову (1950), который детально рассмотрел особенности влияния распашки целины на степных млекопитающих и птиц.

Сопоставляя экологические условия пахотных угодий и участков степной целины, Северцов пришел к выводу, что влияние обработки земли на степных животных носит в основном истребительный характер. По мнению Северцова, более половины степных позвоночных животных не выдерживают новых условий, связанных с земледелием.

В их числе он называет таких «крупных степных землекопов», как сурок, крапчатый суслик, слепыш, перевяка.

Вслед за Северцовым комплексно исследовал вопрос о влиянии хозяйственной деятельности на облик ландшафтов и состав фауны М. Н. Богданов (1871). Это было одно из первых подлинно биогеографических исследований.

Богданов различал влияние на ландшафты степей Поволжья скотоводов-кочевников, бродячих охотников и оседлых земледельцев. Главный вывод работы М. Н.

Богданова — утверждение, что земледельческое освоение территории неизбежно вызывает отступление лесных и продвижение степных форм с юга на север.

Фундаментальные исследования вопроса изменения за последнее столетие природных условий и животного мира степей СССР были проведены А. Н. Формбзовым (1981), а в историческое время — С. В.

Кириловым (1983).

Основной итог проведенных исследований — вывод о том, что в животном мире степей большое значение приобрели виды, приспособившиеся к жизни на полях и на других угодьях, созданных человеком.

Численность населения видов, для существования которых были необходимы целинные степи, быстро уменьшалась, а во многих староземледельческих районах степи такие виды уже не встречаются.

Не случайно поэтому некоторые аборигенные обитатели зон исчезли, а список входящих в Красную книгу видов млекопитающих, птиц и насекомых степи довольно велик.

Из обитателей степной зоны в Красную книгу СССР (1984) занесены 10 видов млекопитающих, 19 — птиц, 54 — насекомых.

Вместе с тем установлено очевидное несоответствие между возможностями существования ряда степных животных и их современной небольшой численностью.

При грамотном природопользовании и при сложившейся структуре земельных угодий значительно может быть увеличена численность таких аборигенов степи, как сурок, дрофа, стрепет, кречетка, серая куропатка, журавль-красавка, степной орел.

Большинство из них — хозяйственно ценные животные. Поэтому охрана, рациональное использование и забота о воспроизводстве степной фауны имеют важное народнохозяйственное значение.

Источник: https://www.activestudy.info/osobennosti-zhivotnogo-mira-stepej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector