История создания и литературная критика
Первые впечатления о жизни и взаимоотношениях купцов Александр Николаевич Островский получил в семье. Позднее, когда писатель служил в Коммерческом суде, он наблюдал незаконные способы обогащения, истории банкротства, встречался с практикой подставных документов. Впоследствии эти материалы и наблюдения нашли отражение в его творчестве. Некоторые имена и фамилии героев его пьес взяты из судебных дел, в которых принимал участие молодой Островский.
Пьесу «Бедность не порок» А. Н. Островский написал в 1853 году, и успех превзошел все ожидания. Ни одно из ранее и впоследствии написанных им произведений не вызывало столько шума и споров. В январе 1854 года комедию поставил Малый театр с Садовским в главной роли.
Спектакли под таким названием до сих пор занимают видное место на сценах российских и зарубежных театров. А в то время очень тепло встретили его героев зрители, особенно купцы, которые хотели познакомиться с автором и актерами, писали благодарственные письма.
Литературная критика восприняла новое детище Островского неоднозначно:
- Чернышевский назвал комедию фальшивой и слабой, а ее героев — приукрашенными и нереальными. По словам критика, только из-за имени и первой пьесы «Свои люди — сочтёмся» — ей обеспечиваются положительные отзывы.
- П.Н. Кудрявцев в своей рецензии на пьесу, давая подробную характеристику героев, ставит в вину автору возвеличивание неприглядных сторон купеческой жизни, особенно брата Гордея Торцова.
Драматурга обвиняли в славянофильстве, ругали за устройство сценичного балагана, имея в виду представление святочного гулянья семьи Торцовых. А. В. Дружинин, выступив в защиту писателя, отверг несправедливое осуждение Чернышевского, выдвинувшего обвинение Островскому в идеализированном изображении патриархальных устоев купеческого быта.
Единственным недостатком жанра комедии у Островского критик считает сюжетную развязку: она несколько преувеличена и нереальна.
Однако все критики неоспоримым достоинством пьесы называют поэтичность и красоту языка.
Сам драматург видел смысл комедии в том, что, «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя настоящее с выдуманным, не забывая о комическом.
В пример можно привести изображение самодура Гордея Карпыча, который признает только свою власть, а чужое мнение его не интересует.
Краткое содержание комедии по действиям
В каждом сценическом произведении должны быть главные и второстепенные персонажи. В комедии «Бедность не порок» из главных героев можно назвать купца Гордея Карпыча Торцова, московского фабриканта Африкана Савича Коршунова, Митю и дочь Торцова Любовь Гордеевну. Из других героев в действии пьесы участвуют:
- Любим Карпыч Торцов — брат Гордея Карпыча.
- Пелагея Егоровна — супруга Гордея Карпыча.
- Яша Гуслин — родственник Торцова.
- Анна Ивановна — веселая вдова.
- Гриша Разлюляев — сын богатого купца.
Первое действие открывается тем, что молоденький приказчик Митя узнает, что его хозяин Гордей Карпыч разозлился на своего брата, напившегося в гостях. Затем приезжает Пелагея Егоровна, жена хозяина, и его дочь Любовь Гордеевна.
Супруга Торцова недовольна мужем, который, по ее словам, завел знакомство с богачом Коршуновым и теперь «все ему наше русское немило». Переживает она и о судьбе дочери, которую супруг вознамерился выдать замуж за «ее ровню», как он считает.
Разговаривая с Гуслиным, Митя рассказывает ему об упреках хозяина и маленьком жалованье.
Сам Митя влюбился в Любовь Гордеевну. В это время к дочери купца приходят подруги, они поют и веселятся вместе с Гришей Разлюляевым. Затем зритель видит Митю и Любовь Гордеевну на свидании, которое им устраивает Анна Ивановна:
- Юноша читает ей свои стихи и признается в любви.
- В ответ девушка сказать ему стесняется и пишет признание в письме.
Во втором действии Митя находит Любовь Гордеевну, которая признается ему в любви, и они собираются идти к отцу за благословением. Тут же Островский дает описание веселья девушек, но оно длится недолго, так как приезжает Торцов с московским фабрикантом Коршуновым.
Он злится, что супруга проводит святки «на мужицкий манер», и они с гостем пьют шампанское. Коршунов дарит Любови Гордеевне дорогие сережки и просит любить его, так как он человек богатый. Торцов делится планами с женой о женитьбе фабриканта на их дочери.
Девушка, узнав об этом, хочет разорвать помолвку, но отец непреклонен.
Третье действие. Пелагея Егоровна тоже недовольна решением мужа и желает дочери «хоть бедненького, да друга милого». Митя, узнав печальную для себя весть, хочет уехать из имения и приходит проститься.
Увидев возлюбленную, он предлагает ей бежать, но она отказывается, боясь гнева отца. Тем временем приходит опальный брат Торцова Любим и ругается с Коршуновым, обвиняя его в мошенничестве. В итоге все ссорятся, и Коршунов уезжает.
Разозленный Гордей Карпыч сам предлагает Мите жениться на его дочери.
Конфликт пьесы «Бедность не порок»
Что касается конфликта комедии Островского, то он резко не выражен и как бы распадается на два направления. Его можно увидеть в отношениях двух молодых людей, которые любят друг друга, но между ними стоит богатство и бедность. Разорвать это противостояние можно двумя путями: согласиться с отцом-самодуром или выйти из подчинения и авторитета семейных уз.
Второе осуществиться не может, поскольку никто из них на это не готов, а Митя принимает выбор Любови Гордеевны. Первый выход наступает неожиданно из-за счастливого случая.
Вторая часть конфликта состоит в отношениях Гордея Карпыча с братом. Это почти тот же произвол, что и по отношению к дочери, но ситуация несколько иная, хотя и решается в итоге также благополучно.
Конфликт получается нечетким, размытым, потому что кажется наигранным: очень уж скорая перемена в поступках отца, по природе купеческих нравов — злодея. Автор на стороне положительных персонажей и «разрешает» купцу стать понимающим и добрым отцом.
Сделал Островский это по своему желанию, поэтому резкие перепады в настроении и поступках Торцова кажутся неубедительными.
Митя и Любовь Гордеевна оба бесправны. Он служит приказчиком у богатого купца, читает поэта Кольцова и сам неплохо пишет.
Он еще имеет силы для активного протеста, но знает, что Торцов никогда не согласится на этот брак, а его возлюбленная смиряется с волей отца, и у нее даже мысли не возникает бороться за свою свободу.
Не принимают участия в конфликте и картины народных гуляний, так поэтично описанных драматургом.
Они оказываются как будто в стороне от действующих лиц комедии и играют роль простых декораций, не затрагивая душу читателя или зрителя.
Отзывы читателей
В комедии «Бедность не порок» из положительных героев мне понравилась Любовь Торцова, которая искренне любит Митю, но не может противиться отцовской воле и соглашается выйти замуж за Коршунова. Богатый Африкан Савич хвастается своей зажиточностью, желая выглядеть перед отцом невесты в лучшем свете.
Деньги вступают в борьбу с любовью, и любовь побеждает. Митя, мягкий характером и нерешительный на вид, решается ради любви на дерзкий для того времени поступок — хочет увезти любимую и тайно обвенчаться. Но если бы Любим не разоблачил Коршунова, то домостроевские нравы не позволили бы влюбленным соединиться. К сожалению, в жизни подмога приходит редко.
В пьесе Островского поднимаются проблемы денег и нищеты, чванливой гордости и тщеславия, любви и благородства. Перед нами купеческая семья среднего достатка. Но глава семьи уверен, что не должен больше прозябать в этом невежественном провинциальном городке, что должен жить только в столице. Это тщеславное желание переходит все границы и становится маниакальным.
И он решает выдать дочь замуж за старого столичного фабриканта. Хорошо, что у него вовремя открылись глаза, и он с помощью брата увидел истинное лицо своего будущего зятя Африкана, казнокрада и мошенника. Почему-то нигде не читала о языке комедии, а ведь он прекрасен, я даже выписала некоторые цитаты.
«Бедность не порок» мы изучали на уроке литературы всего один час, писали конспект за учителем, а потом в читательском дневнике написали сокращенный пересказ.
Еще дома мы должны были написать сочинение на тему «Почему Гордей Торцов выступает злодеем». Помню, мы еще делали дома таблицу главных и второстепенных героев.
Эта сценическая история повествует нам о том, что бедность — это не грех человека, если он порядочный и честный, а любовь за деньги купить нельзя.
Беспафосно и доходчиво объяснит эту истину брату Любим Торцов, опустившийся на дно жизни, но сохранивший доброту и веру в жизнь. И поймет купец Гордей Карпыч, как чуть было не отдал дочку за старика из-за высокого положения и богатства.
Получается, что повезло влюбленным — послушной хозяйской дочери Любови и простодушному приказчику Мите, и они снова будут веселиться в кругу заводной и отчаянной молодежи, среди которой самый неутомимый — купеческий сын Гриша Разлюляев.
Основная идея такова: денег нет — не беда, и богатство не будет лишним, если есть любовь и достоинство.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/bednost-ne-porok.html
Островский: бедность не порок — краткое содержание по главам
«Бедность не порок» — это пьеса Островского Александра Николаевича, драматурга российской литературы. Данная пьеса написана в стилистике комедии. Повесть описывает ситуацию любви приказчика богатого купца к его дочери, который против их связи и препятствует влюблённым быть вместе.
Данная повесть – достояние российской литературы. Она учит пониманию, отзывчивости, высветляет жизненные принципы и взгляды. Но не у многих людей присутствует возможность прочитать комедию полностью из-за чрезмерной занятости, ведь повесть довольно объёмная.
Если у человека нет таковой возможности, но хочется прочитать подобную пьесу, он может прочесть повесть Островского «Бедность не порок» краткое содержание по главам, где сжато и кратко описаны основные события и происшествия произведения. Прочитав в кратком содержании пьесу человек одновременно сэкономит время и культурно обогатится.
Обратите внимание! Перед прочтением произведения стоит ознакомиться с главными действующими лицами комедии. Зная нрав и характер главных героев, пьеса будет восприниматься лучше и насыщенней.
Таблица: главные действующие лица комедии.
Герой | Характеристика |
Гордей Карпыч Торцов | Богатый купец. Его многие не любят за эгоизм, заносчивость и гордыню. После смерти своего батюшки получил в наследство немалое состояние, которое смог лишь приумножить в отличие от своего брата Любима, который растратил все деньги в столице. В разных действиях Гордей предстаёт в различных амплуа. В первом действии он выступает злым хозяином, требующим повиновения и хорошей отдачи в плане работы. Он отличается раздражительностью и необычной злобой по отношению к своей дочери и жене. Гордей стремится выехать с небольшого села, поселиться в Москве и стать уважаемым и влиятельным человеком. |
Коршунов Африкан Савич | Африкан – влиятельный фабрикант, проживающий в Москве. Он характеризуется как сильный, волевой, целеустремлённый человек, готовый ради достижения цели перешагнуть через многое. Главная страсть Африкана – женщины. Он любвеобилен, поэтому часто находится в окружении молодых дам. |
Любим Карпыч Торцов | Брат эгоистичного и самовлюблённого богатого купца, желавшего выдать единственную дочь замуж за богатого, но старого фабриканта. Любим в повести характеризуется как положительный персонаж. Он кардинально отличается от своего брата. В его приоритеты входит духовность, высокие моральные качества и ценности. После растраты всех отцовских денег Любим вынужден зарабатывать себе на жизнь шутовством, чем сильно злит брата. |
Любовь Гордеевна Торцова | Дочка Гордея. Она описывается как девушка с широкой душой, способной и желающей помогать окружающим людям. По сюжету она влюбляется в бедного, но очень милого парня Митю, работающего у его отца. |
Митя | Приказчик Торцова. Бедный юноша вынужден проживать в маленькой комнате и получать копейки за свой труд у Торцова. Он влюбляется в Любовь Гордеевну и тайно желает жениться на ней. |
Пелагея Егоровна Торцова | Жена эгоистичного купца. Женщина свято чтит русские традиции и обычаи, осуждает намерения супруга прорваться в высшее общество. Узнав о тайной любви приказчика и дочери, Пелагея поддерживает дочь, но не решается пойти наперекор мужу. |
Действие первое
События происходят в Уездном городке на святки (древнерусский праздник).
Хронология событий:
- Главный герой комедии Гордей Карпыч сильно разозлился после очередной пьяной выходки своего брата, посчитав это за оскорбление.
- Второй акт начинается с приезда его дочери, супруги и гостей. Митя, находившийся всё это время в комнате, уходит в кабинет и жаждет поработать, но у него не получается. Он влюблён и его мысли занимает прекрасная Любовь Гордеевна.
- Пелагея приглашает Митю за стол и жалуется на эгоистичного и самовлюблённого супруга, который после поездки в столицу захотел жить по-новому, влиться в высшее общество интеллигентов.
Она отмечает, что супруг собирается выдавать их единственную дочь замуж за москвича, ведь в их посёлке равной партии Любови Гордеевны нет.
- После разговора Пелагеи и Мити в комнату входит Яша – кровный племянник купца. У него завязывается разговор с Митей о его любви к дочери купца.
- Во время разговора входит весёлый и непосредственный Разгуляев с гармошкой, который начинает зазывать всех петь и веселиться.
- После этого в комнату врывается злой Гордей Карпыч и требует от Мити пошива нового сюртука, мотивируя тем, что в его доме не принято ходить, как бедному.
- После выхода Гордея из помещения, к Мите приходит его возлюбленная со своими подругами: • Машей. • Лизой. • Анной Ивановной. С помощью хитрой уловки Анны влюблённые остаются наедине. Парень читает Любови стихи, признаётся в любви.
После услышанного, смущённая дочка купца пишет парню ответ, где признаётся в ответных любовных чувствах к нему. После этого она уходит.
- В комнату заходит брат Гордея и намекает на месть ему за своё недостойное отношение к Мите.
Важно! Любим захотел отомстить не только за оскорблением, нанесённое Мите, но и за обиду и унижение со стороны родного брата по отношению к себе.
Хронология событий:
- В гостиной располагаются Анна и Любовь. К ним входит Митя и уточняет, правду ли написала его возлюбленная о своих чувствах. Уточнив это, они обоюдно решают идти просить благословения у её отца на их бракосочетание.
- В это время гостиная наполняется обилием гостей, которые вовсю веселятся, танцуют и поют. Но вдруг неожиданно появляется хозяин дома и веселье прекращается.
- Узнав о намерениях Мити, он прогоняет парня и всех гостей с дома.
- Гордей намерен выдать замуж свою дочь за богатого фабриканта Африкана Коршунова. Тот приходит к девушке, дарит ей серёжки с бриллиантами и намекает на богатство и благосостояние в браке с ним.
- Узнав о намерении Африкана жениться на ней, девушка вырывает руку, но отец заявляет, что решение о свадьбе уже принято и это не обсуждается. Он говорит, что скоро Любовь переедет в столицу и выйдет замуж на Африкана.
- Узнав о решении отца, девушка в отчаянии. Она плачет, умоляет отца этого не делать, не выдавать её замуж за нелюбимого мужчину, но Гордей непреклонен.
Действие третье
Третье действие происходит на следующий день.
Обратите внимание! Пелагеи уже известно о намерении супруга выдать замуж дочь. Она не испытывает радости от этой новости, но противиться решению мужа не может.
Событие | Развёрнутое описание |
В комнату входит Пелагея | Она поверхностно старается уговорить Гордея не совершать данный поступок, не выдавать Любовь замуж. |
В комнату входит Митя | Он пришёл с целью попрощаться с хозяином и его женой. Сообщает о своём решении уехать на родину к больной матери. Он ещё раз пробует объяснить Гордею о взаимных чувствах Любови к нему. |
В комнату входит Любовь | Увидев непреклонность отца Любови, Митя предлагает возлюбленной сбежать с ним, но она отказывается по причине страха гнева отца. Парень уходит. |
Приход Коршунова | Приход Африкана сопровождается лестными историями и рассказами о богатой, беззаботной жизни с ним Любови. |
Приход Гордея | После очередного признания Африкана входит Гордей. Он всячески любезничает с богачом, показывает культурный и образовательный уровень. |
Появление Егорушки | Приход Егорушки сопровождается новостью о том, что Любим прощается с гостями, выпроваживая их домой. Между братьями возникает ссора, в которую влезает фабрикант. Брат оскорбляет богача. Африкант возмущён отношением и указывает на неуважение Гордею. |
Ссора Торцова и Африканта | Торцову не понравилось, что его позволил упрекнуть будущий зять. Между ними начинается конфликт и купец разрывает помолвку своей дочери с фабрикантом. |
Помолвка Мити и Любови | Узнав о расторжении помолвки, Митя приходит в дом к Торцову и опять просит руки его дочери. Гордей сначала не соглашается, но потом сменяет гнев на милость и разрешает влюблённым быть вместе. |
Источник: https://LadyTrand.ru/kratkoe-soderzhanie/bednost-ne-porok-po-glavam.html
«Бедность не порок» А. Н. Островский Кратко
Одну из ранних своих пьес драматург Островский охарактеризовал как лирическую комедию.
В этом сочинении драматического искусства, основанного на фольклорных мотивах искусно затронута тема противостояния косности и прогресса, извечный конфликт отцов и детей.
Здесь затрагивается вопрос о ценности нравственных устоев, о том, насколько важно быть духовно богатым, а не кичиться своим материальным благосостоянием и высоким положением, добытым сомнительными способами.
Очень краткий пересказ пьесы «Бедность не порок»
На фоне всевозможных интриг разворачивается любовная драма приказчика Мити и Любы – дочери богатого купца. Ее отец Гордей Карпыч намерен породниться с состоятельным прохиндеем Африканом Коршуновым.
Однако дядя Любови Гордеевны – странноватый господин Любим Торцов – открывает глаза брату на истинное лицо потенциального жениха.
В конце концов, справедливость торжествует, и Любу благословляют родители на брак с ее любимым человеком – бедным, но честным тружеником.
Список действующих лиц и характеристика героев пьесы «Бедность не порок»
Представляем главных персонажей:
- Гордей Торцов – купец, который вознамерился вести дела по-западному и выдать дочь за москвича.
- Африкан Коршунов – столичный фабрикант, уверенный, что за очень большие деньги купить можно все.
- Митя – приказчик Торцова, честный юноша с мягким характером.
- Любовь Гордеевна – купеческая дочь, разумная и скромная девушка.
Прочие персонажи:
- Любим Торцов – брат Гордея.
- Пелагея Егоровна – хозяйка дома.
- Яша Гуслин – родственник Торцовых, влюбленный в Анну Ивановну.
- Анна Ивановна – молодая вдова.
- Гриша Разлюляев – сын состоятельного соседа.
Краткое содержание пьесы «Бедность не порок» подробно по действиям
Действие 1
В доме Торцовых нет никого из домашних, кроме уединившегося у себя в кабинете хозяина, мальчика Егорушки и приказчика Мити.
Егорушка рассказывает Мите, что Гордей Карпыч не поехал развлекаться со всеми из-за того, что сильно разгневался на своего брата Любима. Во время обеда Любим выпил лишнего и начал веселить присутствующих в столовой.
Гордей рассердился и выгнал старого озорника на улицу. Тогда Любим начал собирать милостыню у собора. Гордей Карпыч узнал об этом и теперь сердит вдвойне.
В комнату заходит Пелагея Егоровна и приглашает приказчика навестить их вечерком. Тем более что вечно недовольный Гордей Карпыч должен уехать на встречу с фабрикантом Африканом Коршуновым.
Пелагея Егоровна сердита на Коршунова, замечает, как тот плохо влияет на ее мужа. Раньше купец Торцов был рассудителен, степенен, а теперь мучается от своей провинциальности, хочет жить на заграничный манер, все русское он отвергает.
На недовольство жены Торцов не реагирует, а дочь мечтает выдать за столичного жениха.
Вслед за ушедшей Пелагеей Егоровной Мите наносит визит племянник Торцова, Яша Гуслин.
С ним влюбленный приказчик делится сокровенным, говорит, как ему тяжело содержать себя и старенькую мать на свое жалкое жалованье.
От хозяина исходят ругань и попреки, потому Мите хочется покинуть дом Торцовых, но его удерживает искреннее чувство к Любови Гордеевне. Приятель рекомендует Мите забыть ее, молодым людям никогда не быть вместе.
https://www.youtube.com/watch?v=XeGQP2zoE-k
Вскоре к ним присоединяется Разлюляев, который играет на гармонике и поет, а потом заявляет, что когда-нибудь обязательно женится на богатой. Он присаживается к Яше, и все трое затягивают песню.
Прерывает пение вошедший в комнату Гордей Карпыч, который корит приказчика за пение, чтение стихов Кольцова, за неразумные траты денег. Потом порцию оскорблений получает и Разлюляев.
Выговорившись, Гордей удаляется.
После отъезда папеньки Митю посещают Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Маша и Лиза, которым наскучило сидеть одним, и они принялись искать мужского общества. Только одна Анна Ивановна раскованна, все остальные тушуются.
Вдовушка напрямую интересуется у Яши, когда тот намерен взять ее в жены. Гуслин отвечает, что сразу, как получит соизволение от дяди, далее подзывает к себе Анну Ивановну, шепчет той что-то на ухо, кивая на Митю и Любу, а затем приглашает всех последовать наверх.
Девчата и парни проходят в дверь, а перед Любой она внезапно захлопывается.
Влюбленные остаются наедине. Молодой человек признается, что сочинил любовные стихи и просит дозволения прочесть их. Девушка соглашается и слушает. Затем она составляет ответ и передает его Мите с условием, что он ознакомится с ним немного позднее. В дверях девушка сталкивается с дядей Любимом. Тот уверяет, что ничего никому не расскажет.
Любим Карпыч умоляет Митю приютить его ненадолго у себя и пересказывает автобиографию. Когда их отец скончался, братья разделили меж собой наследство: Гордей продолжил семейное дело, а Любим присвоил себе часть денег, векселя и уехал в Москву. Постоянные кутежи не прошли даром: постепенно наследные деньги были почти полностью истрачены.
Остатки средств Любим решил доверить знакомому коммерсанту Африкану Коршунову, который его обвел вокруг пальца и оставил без копейки денег. Домой несчастный возвращаться не стал, а прикинулся скоморохом, чтобы развлекать приезжих купцов – тем подаянием и жил. Однажды Любим простудился и попал в больницу. Там он надумал вернуться в отчий дом.
Только брат встретил его неприветливо, принялся стыдить и учить уму-разуму.
Митя решает приютить юродивого, а тот ему очень благодарен за доброту. Когда юноша вспоминает о записке Любы, то тут же читает его: в нем признание в любви.
Действие 2
Люба выкладывает Анне Ивановне о своих симпатиях к Мите. Та предостерегает подружку от необдуманных шагов. После ухода Анны Ивановны является Митя и спрашивает о серьезности написанного. Любовь Гордеевна подтверждает признание вслух. Митя обеспокоен сложившейся ситуацией, ведь он беден. Тогда влюбленные намериваются открыться Гордею Карпычу.
В гостиной девушки собираются петь святочные песни и гадать. Их поддерживают Пелагея Егоровна, Люба, Анна Ивановна, еще присоединяются Митя, Разлюляев и Гуслин. Позже приходят в гости ряженые, поют и разыгрывают сценки. Веселье прерывает появление хозяина в компании с Африканом Коршуновым.
Гордей Карпыч злобно выгоняет ряженых и гадающих, зато заискивает перед Коршуновым и извиняется за глупую супругу. Но Коршунову – любителю молоденьких женщин, наоборот, хотелось бы, чтобы те остались. Он вальяжно усаживается, хихикает, и поощряет внимание к себе.
Торцов старается произвести на гостя хорошее впечатление.
Коршунов заигрывает с барышнями, хочет каждую поцеловать. Девушки в замешательстве. Гордей приказывает дочери уступить, и та не смеет перечить. Все это видит Митя, Гуслин и Разлюляев. Торцов прогоняет парней вон.
Коршунов преподносит в дар Любови Гордеевне серьги, заводит речь о женитьбе и хвалится богатством. У Любы сладострастный старик вызывает отвращение, она порывается уйти, но отец заставляет ее остаться. Коршунов хватает девушку за руку и надевает ей на палец дорогой перстень. Любовь Гордеевна тут же возвращает подарки обратно.
В гостиную заглядывают Пелагея Егоровна, няня Арина и Егорушка с вином и сосудами.
Гордей Карпыч лично подносит Африкану Савичу наполненный бокал, приказывает супруге кланяться гостю, а девушкам затянуть величальную песню.
Напившись, Коршунов пристает к Любови Гордеевне, призывает Торцова переходить ближе к делу. Гордей признается, что в ближайшее время намерен переехать жить в Москву, а дочь выдать замуж за Африкана.
Пелагея Егоровна в ужасе, но Коршунов напоминает Торцову про обещание. Люба кидается к отцу и умоляет его передумать, не губить ее, но тот непреклонен. Наконец, Любовь Гордеевна сдается.
Действие 3
Пелагея Егоровна занята хлопотами перед свадьбой дочери, но все эти приготовления не радуют. Вслед за Анной Ивановной к ней приходит Митя, который признается, что пришел проститься навсегда.
Пелагея Егоровна рассказывает Мите о своих переживаниях, ведь отдает Любу замуж за скверного господина и против ее желания. Митя сетует на то, что женщина не перечит мужу, на что та просит пожалеть ее и не терзать ей сердце.
Митя говорит Пелагее Егоровне о том, что они с Любовью Гордеевной собирались просить родительского благословения, но опоздали.
Входит Люба, и влюбленные прощаются друг с другом. В отчаянии Митя умоляет Пелагею Егоровну благословить их, он предлагает украсть Любовь Гордеевну и втайне обвенчаться с нею. Пелагея Егоровна не может пойти на такое. Да и Люба не в силах противостоять воле отца. Митя покоряется судьбе и удаляется восвояси.
Заходит Коршунов и требует от будущей тещи оставить его наедине с невестой. Затем он описывает плачущей Любе все прелести брака с немолодым мужчиной. Любовь Гордеевна интересуется, любила ли Коршунова его прежняя, ныне покойная, жена. Тот отвечает отрицательно и не скрывает, что фактически купил ту девушку за деньги.
Входит Гордей Карпыч и докладывает Африкану Савичу Коршунову, как становится все более культурным день ото дня. Вдруг вбегает Егорушка и сообщает, что Любим Карпыч разгоняет гостей. Гордей вспыхивает и спешит за мальчиком разобраться в чем дело.
Порог комнаты переступают Разлюляев, Маша, Лиза, а за ними – Любим Карпыч. Последний обличает Коршунова в своем разорении. Старик требует мошенника вернуть старый долг и еще заплатить большие деньги за племянницу.
Вернувшийся Гордей выгоняет брата, но тот сопротивляется, продолжает наседать на Коршунова. Гордей велит прислуге увести Любима, но тот разворачивается и уходит самостоятельно. Коршунов высказывает обиды хозяину, говорит, что тот позволяет всяким пьяницам гостей обижать.
Затем объявляет, что Торцов должен теперь ему кланяться за то, что не кто-нибудь, а сам фабрикант Коршунов дочь купца в жены берет. Оскорбленный Гордей кричит, что знать Коршунова не желает после таких слов, и кланяться тому не собирается.
Он видит входящего в помещение Митю и говорит, что дочку замуж за приказчика выдаст хоть завтра и такую свадьбу задаст, что все соседи позавидуют. Присутствующие поражаются тому, что произошло, а взбешенный Коршунов спешно покидает дом Торцовых.
Митя берет Любу за руку, подводит ее к отцу и признается, что они любят друг друга и просят благословения. Купец гневается и снова упрекает Митю в бедности. Пелагея Егоровна и дочь уговаривают купца успокоиться.
Входит Любим Карпыч и просит за молодых, а потом намекает на то, что если бы не он, то Коршунов разорил бы брата как и его самого. В ответ Гордей обнимает Митю и Любу и благословляет их.
Сразу же Гуслин просит разрешения жениться на Анне Ивановне – Гордей Карпыч и на это соглашается.
Кратко об истории создания произведения «Бедность не порок»
Одна из лучших пьес драматурга Александра Островского была написана в середине XIX столетия и опубликована в начале 1854 года. Первоначальное она носила другое название – «Гордым Бог противится». По сюжету в произведении была предпринята попытка высмеять моду в среде русского купечества подражать западным веяниям.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/ostrovskiy/bednost-ne-porok
Краткое содержание пьесы "Бедность не порок" Островского: краткий пересказ сюжета, пьеса в сокращении
![]() |
Сцена из спектакля по пьесе «Бедность не порок» |
«Бедность не порок» — одна из самых известных пьес выдающегося русского драматурга А. Н. Островского. В этой статье представлено краткое содержание пьесы «Бедность не порок» Островского: краткий пересказ сюжета, пьеса в сокращении.
Смотрите:
Все материалы по пьесе «Бедность не порок»
Все материалы по творчеству Островского
Действие пьесы происходит во второй половине XIX века в одном из уездных городов России.
Богатый купец Гордей Карпыч Торцов решает выдать свою дочь Любовь Гордеевну замуж за богатого старого вдовца Африкана Савича Коршунова.
Юная Любовь Гордеевна не любит своего пожилого жениха. Девушка влюблена в бедного, но доброго парня Митю, который служит приказчиком у ее отца. Митя отвечает девушке взаимностью и надеется жениться на ней.
Любовь Гордеевна просит отца не выдавать ее замуж за нелюбимого человека. Но суровый и гордый Торцов остается непреклонен.
Митя предлагает Любови бежать из дома, чтобы тайно венчаться. Но девушка отказывается, так как не хочет выходить замуж против воли отца. Любовь Гордеевна и ее мать Пелагея Егоровна смиряются с решением главы семьи. Митя понимает, что не может ничего изменить.
Помочь влюбленным решает брат Гордея Карпыча, добродушный пьяница Любим Карпыч. Он просит брата не отдавать дочь за подлеца Африкана: не так давно тот обманул и разорил Любима, сделав из него нищего попрошайку.
Обиженный Африкан требует извинений и предупреждает, что иначе не женится на Любови Гордеевне. В ответ Гордей отказывается извиняться и объявляет, что теперь назло выдаст дочь за какого-нибудь бедняка, например, Митю. Влюбленные Митя и Любовь радуются этому решению. Увидев их радость, Гордей тут же берет свои слова обратно. Вся семья уговаривает Гордея сдержать слово и отдать дочь за Митю. В конце концов Гордей смягчается и благославляет влюбленных. Он благодарит брата за то, что тот наставил его на ум. Гордей также признается, что теперь стал другим человеком. Семья Торцовых и их гости радуются и отмечают Святки.
Конец пьесы.
Источник: http://www.literaturus.ru/2017/05/kratkoe-soderzhanie-bednost-ne-porok-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html
Бедность не порок — краткое содержание комедия Островского
Оставшись безучастными ко всеобщему святочному веселью, в доме богатого провинциального купца, Егорушка рассказывает Мите о том, что Гордей Карпыч очень зол на своего брата Любима Карпыча. Но эта злость привела лишь к новым, более экстравагантным выходкам, да ещё более сильному негодованию хозяина.
Но голова Мити занята мыслями о любимой. Ни веселиться, ни слушать докучные сплетни о жизни домочадцев хозяина, ни работать он не в состоянии.
Хозяйка Пелагея Егоровна приглашает Митю в дом на посиделки. Рассказывает о прочих гостях.
В приказчичью входит Яша и радостно соглашается, получив приглашение от хозяйки. Когда женщина уходит, Митя даёт волю словам, делясь с Яшей своими обидами. Если бы не Любовь Гордеевна, то ноги бы его не было в этом доме, где им пренебрегают и всячески унижают.
На что Яша рассудительно отвечает, что надеяться на разум или милость хозяина бесполезно. Уж больно хочется Торцову казаться важным и образованным.
Он не только не отдаст дочь за Митю, но и вообще в зятьях желает исключительно московского господина, ибо не знает никого достойного такого счастья в этом захолустном городишке.
Чтобы повеселиться, в коморку приказчика приходят молодые люди, но появляется Гордей Торцов и, в доказательство слов Якова, устраивает всем полный разнос, не стесняясь в выражениях.
Когда всё стихло, и хозяин уехал, появилась Любовь Гордеевна с подругами. Парни пытаются развлечь девиц. Яков тихонько намекает Анне Ивановне, что влюблённых необходимо оставить одних. Вся компания удаляется, чтобы устроить это свидание.
Парень читает девушке стихи собственного сочинения, хотя оба безумно робеют. Их взаимные признания в любви слишком замысловаты, но в конечном итоге раскрываются. Молодых спугнул Любим Карпыч. Девица убегает, а брат хозяина просит Митю приютить его и рассказывает ему историю своей жизни, в которой самую неприглядную роль сыграл некий Африкан Коршунов.
В разгар праздничного веселья возвращается Торцов и разгоняет всех гостей с тем, чтобы оставить вдвоём столичного богача и свою дочь. Наглый старик делает Любе дорогие подарки, стремиться поцеловать молоденькую девицу, ручку погладить или обнять. И всё это с одобрения отца. Распоясавшийся гость требует ещё больше почёта и привилегий, а Гордей Карпыч вовсю старается угодить.
Понимая замысел отца, дочь плачет и умоляет не выдавать её за нелюбимого. Пелагея Егоровна возмущена намерением мужа, но всё тщетно. Мужчины уже обо всё договорились. Праздничные торжества заканчиваются горькими слезами.
Люба совершенно уверена, что нельзя добиться счастья против воли родителя и готова ему покориться. Митя уже прощается с нею и со всеми, чтобы уехать навсегда.
И всё бы закончилось печальнее некуда, если бы в тот момент, когда Коршунов готов был заграбастать все богатства Гордея Карпыча, не появился Любим и не открыл брату глаза на московского гостя. Митя поддерживает Гордея в борьбе с хапугой Коршуновым.
Общими стараниями лихоимец и злодей выводится на чистую воду и изгоняется, а влюблённые получают родительское благословение. Праздничные гуляния обретают свой изначальный смысл.
← Доходное место
← Таланты и поклонники↑ ОстровскийСвои люди — сочтёмся →
Лес →
- 35 кило надежды — краткое содержание романа Анна Гавальда
Произведение «35 кило надежды» было написано Анной Гавальдой, она рассказывает о жизни маленького мальчика, которого зовут Грегуар. Он ходит в школу, в которой плохо учится, но не старается исправить свои оценки - Станюкович
К. М. Станюкович – русский писатель, ставший известным благодаря своим произведениям, повествующим о военно-морском флоте. Родился он в 1843г. в Севастополе в многодетной семье, принадлежавшей - Цыганы — краткое содержание поэмы Пушкина
Кочующие по Бессарабии цыгане, остановились на ночлег. Невдалеке пасутся стреноженные лошади, варится нехитрая похлёбка, гремит цепями ручной медведь. Поужинав и устроившись на ночлег - Перро
Шарль Перро — известный автор детских сказок, поэт и литературный критик, с его творчеством знаком каждый ребенок и взрослый. Поговорим подробнее о биографии знаменитого писателя.
Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/ostrovskij/bednost-ne-porok-komediya
Островский «Бедность не порок» – краткое содержание по действиям — Русская историческая библиотека
События пьесы Островского (см. её полный текст и анализ) разворачиваются в одном из уездных городов России, в доме богатого купца Гордея Карпыча Торцова, на Святках.
Приказчик Торцова, Митя, бедный юноша, влюблён в дочь своего хозяина, Любовь Гордеевну. Добродушная жена Торцова, Пелагея Егоровна, в честь праздника решает устроить у себя вечеринку для молодых девушек – дочери и её подруг.
Она приглашает туда и парней – Митю, племянника Яшу Гуслина и их знакомого, купеческого сына Гришу Разлюляева.
Бедность не порок. Спектакль по пьесе А.Н. Островского (1969)
Перед вечеринкой Пелагея Егоровна заходит в конторскую комнату к Мите и жалуется на своего супруга. Гордей Карпыч в последнее время сдружился с богатым приезжим московским фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым.
Этот разгульный любитель всего иноземного приохотил и Торцова к чужестранным нравам.
Гордей Карпыч, невзирая на собственное простое происхождение, стал хулить «русский обычай» и поговаривать, что в их городишке живут «одни мужики», которые ничего не понимают в европейской культурности и модах.
Когда Пелагея Егоровна уходит, в митиной комнате появляется Яша Гуслин. Митя со вздохами признаётся ему, что изнывает от страсти к Любови Гордеевне. Яша советует забыть об этом безнадёжном чувстве: богач Торцов не выдаст свою дочь за бедняка. К тому же Гордей Карпыч – человек с большим норовом. Яше, своему племяннику, он из самодурства не позволяет жениться на молодой вдове Анне Ивановне.
Приходит друг Яши и Мити – купеческий сынок Гриша Разлюляев, шутоватый повеса. Втроём они поют под игру на гитаре грустную песню в духе народной поэзии Кольцова. За этим занятием их застаёт приехавший домой Гордей Карпыч – и ругает: к чему «горланить, словно мужичьё». Разлюляева он отчитывает за то, что при богаче-отце он носит не модное европейское платье, а русский зипун.
Когда Торцов уходит, к парням заглядывают девушки: Любовь Гордеевна с подругами Машей и Лизой и вдова Анна Ивановна, в которую влюблён Яша Гуслин. Они с удовольствием слушают песни парней. Потом задорная и шаловливая Анна Ивановна уводит всех, захлопывая за собой дверь так, что Митя и Люба остаются в комнате наедине.
Митя в волнении умоляет Любовь Гордеевну посидеть с ним немного. Срывающимся голосом он читает ей несколько строк стихов собственного сочинения о парне, который без надежды полюбил красну девицу. Выслушав, раскрасневшаяся Люба просит лист бумаги, перо, что-то пишет и подаёт свёрнутый листок Мите с уговором прочесть только после её ухода.
Люба выскальзывает в дверь, а к Мите входит брат Гордея Карпыча, Любим Торцов. Некогда Гордею досталось от отцовского наследства торговое заведение, а Любиму – деньги и векселя. Любим поехал в Москву и сдружился там с Африканом Коршуновым – тем самым, что недавно втёрся в доверие и к Гордею.
Под дурным влиянием Коршунова Любим в Москве запьянствовал и быстро промотал свой капитал. По натуре весёлый шутник, он стал ходить по городу и скоморошеством собирать копейки на вино. Потом вернулся в родной город, к брату, но тот принял его неласково и стал помогать лишь время от времени, нехотя.
Теперь Любим вновь поссорился с Гордеем и просится к Мите переночевать. Сердобольный юноша впускает его и укладывает спать, а сам разворачивает записку Любы и с замиранием сердца читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».
Подробнее – см. в отдельной статье Островский «Бедность не порок», 1 действие – краткое содержание.
«Бедность не порок», 2 действие – краткое содержание
Митя и Люба случайно встречаются наедине и уже открыто признаются в любви друг к другу. Они решают пойти завтра вдвоём к Гордею Карпычу, упасть ему в ноги и просить благословения на свадьбу.
Вечером в доме начинаются посиделки, устроенные Пелагеей Егоровной для парней и девушек. Собираются Любовь Гордеевна, Маша, Лиза, Анна Ивановна, Митя, Яша Гуслин и Разлюляев. На молодёжь любуются нянька Арина, сама Пелагея и две приглашённые ею знакомые старушки.
Арина обносит гостей рюмками и закусками. Парни и девушки танцуют. Начинается обычное святочное гадание на блюде: кому из девушек суждено в этом году выйти замуж.
С улицы приводят ряженых с медведем и козой. Они поют и играют, забавляя гостей. Но тут входят приехавшие Гордей Карпыч и Африкан Савич Коршунов.
Торцов очень недоволен, что жена устроила вечеринку «на мужицкий манер», с ряжеными. «Сколько раз говорил я тебе: хочешь сделать у себя вечер, позови музыкантов, чтобы было по всей форме».
Гордей Карпыч спешит извиняться перед Коршуновым: «Ты, Африкан Савич, не заключай из этого про наше необразование».
Гордей велит, чтобы вместо наливок с мадерой подали шемпанское, да побыстрее для ефекта зажгли свечи в гостиной, где поставлена новая небель.
Пожилой Коршунов, хихикая, лезет целоваться к молодым барышням. Потом он вертится вокруг Любы, целует ей руку и достаёт подарки для неё: серьги и перстень с бриллиантами. Люба с отвращением сторонится, но Коршунов, не смутившись, уговаривает: «Полюбите меня, я человек хороший, веселый, хе, хе, хе… Хоть и стар, да не беда. Зато будете в золоте ходить. У меня денег много!»
Гордей Карпыч, откупорив шампанское, громко объявляет: он сосватал Любу за Африкана Савича и хочет переехать из своего города, где «как есть одно невежество», к новому зятю, в Москву.
Пелагея Егоровна в ужасе ахает. Любовь Гордеевна подходит к отцу: «Тятенька! Я из твоей воли ни на шаг не выду. Но пожалей ты меня, не губи мою молодость!…» Однако самодур Торцов возглашает, что своего слова назад не возьмёт.
Подробнее – см. в отдельной статье Островский «Бедность не порок», 2 действие – краткое содержание.
«Бедность не порок», 3 действие – краткое содержание
Во всём доме Торцовых уныние. К грустно сидящей на диване Пелагее Егоровне приходит Митя: рассказать, что он решил сегодня же ночью уехать из города к матери. «Не моя, Митя, воля – нешто б я отдала за такого!» – горестно говорит Пелагея Егоровна.
Попрощаться с Митей приходит и Люба. С плачем они оба признаются Пелагее Егоровне во взаимной любви. Митя в отчаянии предлагает этой ночью тайком от Гордея увезти Любу домой к своей матери и там обвенчаться. Но Люба не решается «идти супротив отца» – и слушать потом оговоры от людей.
Митя в тоске уходит. Вместо него в комнату стучится Коршунов и просит, чтобы Пелагея Егоровна разрешила ему поговорить с Любой один на один.
Он начинает уговаривать девушку: «Молодой муж вас ценить за любовь не будет. Его и без вас всякая полюбит, а старику-то дорого. Старик-то за любовь и подарочком, и золотом утешит…»
«А вас прежняя жена… покойная, любила?» – спрашивает Люба.
Коршунов начинает раздражённо рассказывать, что жена та была к нему непочтительна, хотя он взял её из бедности и содержал на свой счёт вместе с родственниками.
«Тогда и я стал с ней плох: кого я полюблю – тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй! Я словом да взглядом, пуще чем делом, доеду; я проходу… отдыху не дам человеку!»
Входит Гордей Карпыч, за которым слуга несёт шампанское на серебряном подносе. Он жалуется Коршунову, что в городке никто не может его оценить, хотя он нанял прислуживать в своём доме специально выписанного из Москвы фициянта «в нитяных перчатках». «Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы всякую моду подражал. Сколько б хватило моего капиталу, а уж себя б не уронил!»
Мальчик Егорушка вдруг со смехом извещает Гордея Карпыча, что в доме появился его брат Любим – сильно пьяный, «и разные смешные штуки отпускает».
Весь дом сбегается к Любиму. Увидев вошедшего Коршунова, тот кричит: «А, приятель! Тысячу лет со днем не видались!».
Коршунов сконфужен. «Помнишь, как мы с тобой в Москве погуливали, из трактира в погребок перепархивали? – кричит ему с хохотом Любим. – А не знаешь ли ты, кто меня с сумой по миру пустил? Теперь отдай старый долг и за племянницу плати миллион триста тысяч, дешевле не отдам!».
Любим поворачивается к Гордею: «За кого ты дочь отдаёшь? Коли ты честный купец – не водись с бесчестным».
«Гони его!» – вопит Гордею Коршунов. – «Я не чисто одет, – кричит Любим, – так у меня на совести чисто. Я не Коршунов: я бедных не грабил, жены ревностью не замучил, как ты, изверг естества!»
Коршунов в страшной злобе поворачивается к Гордею Карпычу: «Так этакой-то у тебя порядок в доме! Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не понимают. Да в Москве над такими дураками, как ты, смеются. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь твою взял».
Самодур Гордей тут же закипает: «Да опосля этих слов я тебя знать не хочу. За моей дочерью большое приданое, её всякий возьмёт. За кого захочу, за того её и отдам!»
Он оглядывается – и случайно видит Митю. «А вот за Митьку и отдам, назло тебе! Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду!»
Коршунов в бешенстве выбегает. Митя берёт Любу за руку и подводит к отцу: «Тогда благословите нас, Гордей Карпыч. Мы любим друг друга».
Гордей спохватывается: «А ты уже и обрадовался случаю! На деньги её польстился?» – «Коли хотите вы моего счастия, тятенька, – уговаривает отца и Люба, – отдайте меня за Митю».
«Отдай Любушку за Митю, – подходит Любим. – Человек ты или зверь? Митя добрый, он и мне угол даст. Тяжело уж мне, старому, милостыню просить на морозе, а потом её пропивать. Не смотри, что Митя беден. Бедность не порок».
Гордей Карпыч со слезами обнимает Любима: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то я было свихнулся совсем». Он благословляет Митю и Любу. Видя удобный момент, Яша Гуслин подходит, держа за руку Анну Ивановну: «Благослови и нас, дядя!» Гордей на радостях даёт благословение и им.
«Ну, теперь пойдет у нас пляска, только держи шапку», – восклицает Анна Ивановна. Любим Карпыч запевает весёлую песню, все подтягивают.
Подробнее – см. в отдельной статье Островский «Бедность не порок», 3 действие – краткое содержание.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
См. также краткие содержания других пьес А. Островского: Бесприданница, Гроза, Доходное место, Снегурочка.
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5108-ostrovskij-bednost-ne-porok-kratkoe-soderzhanie-po-dejstviyam
Островский, Краткое содержание Бедность не порок
Книга Островского «Бедность не порок» читается на одном дыхании, однако не у всех есть возможность тратить время на ее прочтение. Поэтому предлагаем ознакомиться с произведением Островского «Бедность не порок» в кратком содержании.
Пьеса Островского Бедность не порок
Итак, пьеса Островского «Бедность не порок» начинается событиями, которые происходят в доме купца Торцова. Там в одной из комнат расположились приказчик Митя с дальним родственником Торцова Егорушкой.
Егорушка увлеченно читает книгу, а когда отвлекся от книги, поведал Мите о том, насколько сейчас злой хозяин дома. А разозлил Торцова его брат, который на приеме неудачно пошутил над братом, тот и выгнал его.
На что Любим Торцов пошел побираться у собора, чем еще больше разозлил Гордея.
К дому подъехали Пелагея Егоровна – жена Торцова и Любовь Гордеевна – его дочь. Митя идет к себе в контору, хочет поработать, но его мысли о дочери Торцова.
Затем к нему в конторку входит Пелагея Егоровна и приглашает на свят вечер, где бы он повеселился с девушками, а не тосковал в уединении, к тому же сам купец отправляется в Москву к Африкану Савичу. Правда эту дружбу Пелагея не поддерживала. Не нравилось ей, когда муж ездил к фабриканту.
Из-за этой дружбы у ее мужа поменялись взгляды на жизнь, теперь ему бы по-иностранному жить. И дочке хочет найти богатого жениха из столицы.
Далее сюжет произведения Островского «Бедность не порок» продолжается тем, что к Мите пришел племянник Торцова Яша Гулин, которого также приглашает Пелагея на вечер попеть со всеми и Яша с удовольствие принял приглашение.
Пелагея уходит, а Митя рассказывает Яше о небольшом жалованье и признается, что только любовь к дочери Торцова его здесь держит. На что Яша ему сказал, что эта любовь до добра не приведет, ведь не ровня они. К парням присоединился купчик Разлюляев. Он весел, парни поют песни, а когда в комнату входит Торцов, они умолкают.
Далее по сюжету пьесы «Бедность не порок» Островского, Гордей набрасывается с упреками на Митю, высказывая ему за то, что Митя ходит в старом сюртуке. Мог бы уже и новый купить, вот только деньги Митя маме высылает.
Но не понимает Гордей такой заботы, считая, что матери не нужны деньги, а вот сюртук не помешало бы купить, без него Гордей запрещает подниматься к гостям наверх.
Прицепился Гордей и к Разлюляеву и его одежде, обозвав Разлюляева и его отца глупыми, после чего ушел.
К Мите зашла Люба с подружками Лизой и Машей, а вместе с ними и вдова Анна Ивановна. Гуслин обещает Анне Ивановне женится сразу после благословения Торцова. После этого Гуслин шепчет вдове о том, что Митя влюблен в Любу Торцову. Все уходят, а в комнате остается Митя с Любовью.
Митя Любе читает стих, где признается в любви к ней. Она также написала что-то в письме и отдала Мите записку, сказав, чтобы тот открыл ее позже, когда она уйдет. Затем девушка еще раз приглашает Митю на вечер и уходит. К Мите заходит Любим Карпыч – брат хозяина.
Далее в произведении Островского «Бедность не порок», Любим Карпыч просит Митю приютить его, дать возможность переночевать. Потом рассказывает свою историю жизни, то, как он промотал все деньги, что остались от отца и как его прогнал брат. После Митя открыл письмо Любови и прочитал ее признание.
Далее действие переносится в гостиную, где Любовь говорит вдове Анне Ивановне о том, как она влюбилась. В комнату к женщинам входит Митя. Он спрашивает у Любы, правдивы ее слова о любви к нему, а потом влюбленные решают пойти на поклон к Гордею Карпычу за его благословением.
Гости сбираются, они поют, веселятся. Затем присоединяется Гордей и Коршунов.
Коршунов заигрывает к дочке Карпыча, надевает ей на палец кольцо, но Любовь не интересует этот человек, которого она считает старым для себя, да и любит она другого.
Здесь же все узнают, что Гордей засватал Коршунову свою дочь. Она просит отца передумать, но Торцов неумолим, он уже решил и так будет. Любовь принимает решение своего отца.
Действие переносится в небольшой кабинет хозяйки дома. Все от данной помолвки никак не могут отойти, никто не поддерживает выбор Гордея Карпыча для своей дочери. Митя решает уехать навсегда к матери, ведь теперь его ничто здесь не держит. Во время прощания с хозяйкой, он признался в любви к ее дочери.
Митя предлагает бежать Любе, но и Люба и Пелагея Егоровна против, нельзя идти против воли отца. Митя уходит. Приходит Коршунов, который Любе описывает все прелести их совместной жизни.
Он говорит о том, как хорошо жениться на старике, который не пойдет гулять, а будет золотом одаривать, в отличие от молодого парня, которому погулять будет охота.
Когда к гостям присоединился Любим Торцов, он стал оскорблять гостя Московского, на что тот стал отказываться от женитьбы и говорить о том, что Гордей приползет к нему уговаривать не расторгать помолвку. За такие слова Торцов ссорится с Коршуновым. В комнату на крики входить Митя и Гордей Карпыч говорит, что дочь отдаст замуж за Митьку.
Это произошло на эмоциях, однако Митя ему говорит, что с удовольствием жениться на его дочери, ведь они любят друг друга. Вот здесь Гордей начал говорить, что такому не быть, не ровня они. Но в итоге, уговорили Гордея благословить дочь и Митю. Яша тоже время не терял и воспользовавшись моментом у Гордея получил благословение на брак с Анной Ивановной.
Как видим, бедность не порок, главное, чтобы чувства были искренними.
Ознакомившись с работой «Бедность не порок» и его героями в кратком содержании, можно теперь ответить на многие вопросы и сделать по произведению Островского «Бедность не порок» анализ.
Источник: https://sochinyshka.ru/ostrovskij-kratkoe-soderzhanie-bednost-ne-porok.html