Тема поэта и поэзии в творчестве пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

Тема поэта и поэзии в творчестве

А.С. Пушкина

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

«Благословен же будь отныне судьбою вверенный мне дар…»

А.С. Пушкин

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах. 

Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах. 

  • Стихотворение “Городок” (1815) можно
  • считать своеобразной литературной программой
  • молодого поэта. В нем мы видим образ
  • поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным
  • на всю жизнь:
  •   Он к солнцу воспарит,      Превыше смертных станет,      И слава громко грянет:      “Бессмертен ввек пиит”.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

  1. Также можно выделить и эпикурейские мотивы, характерные, главным образом, для раннего творчества Пушкина:
  2. Блажен, кто веселится,      В покое, без забот,      С кем втайне
  3. Феб дружится      И маленький Эрот.
  4.   В стихотворении “ Мечтатель” (1815) сквозь образ поэта-ленивца — любимца муз уже видится романтизм и переход к жанру элегии, популярной в то время. Образ романтического поэта, страдающего и умирающего, воссоздан в элегии “ Певец” (1816):
  5. Когда в лесах вы юношу видали,      Встречая взор его потухших глаз,      Вздохнули ль вы?

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

«К другу-стихотворцу» 1814г.

Лирический герой подчеркивает отрицательные стороны поэтического поприща: «на Пинде лавры есть, но есть там и крапива…», «хорошие стихи не так легко писать», «не так, любезный друг, писатели богаты».

В итоге он дает Аристу дельный совет не подражать стихотворцу, не писать стихов.

Юный поэт уверяет друга: « …Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты, Проводит тихий век без горя, без заботы…»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

Петербургский период (1817-1820)

  • поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в дискуссиях рождается программа будущего переустройства России.
  • Рождаются «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».
  • Закон, дарованный монархом, а не взятый насильственно, могуч и является одинаковым для всех, включая и самого монарха.
  • Участие поэта в приближении “минуты вольности святой” дает ему возможность “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок” и, в то же время, преподнести “урок царям”, указать им путь к “народов вольности и покою”. 

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

“ Деревня” (1819)

Стихотворение сочетает в себе и концепцию творчества:

..Учуся в истине блаженство находить,

свободною душой закон боготворить,

роптанью не внимать толпы непросвещенной..”

постепенно показывая поэзию как творческий труд:

.. Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!      В уединенье величавом      Слышнее ваш отрадный глас.      Он гонит лени сон угрюмый,      К трудам рождает жар во мне…

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

Пушкин по-прежнему вменяет поэту в обязанность “сердца тревожить” и лишь сожалеет о том, что “витийственный грозный дар” дан ему в недостаточной степени, чтобы описать весь ужас взаимоотношений “барства дикого” и “рабства тощего”.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

Южная ссылка (1820-1824)

  • Обращение к романтизму, появляется мотив бегства от людской толпы, от оков света, сплетен, предрассудков, суетных желаний и “порочных убеждений”:

..Лети, корабль, неси меня к пределам дальним 

  • По грозной прихоти обманчивых морей. 
  • Но только не к брегам печальным
  • Туманной родины моей…

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

  Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а не мимолетные радости или иллюзии, становятся завершением исканий поэта в романтическом направлении, представленном

в стихотворении “К морю” (1824):

Прощай же, море! Не забуду      Твоей торжественной красы      И долго, долго слышать буду      Твой гул в вечерние часы.      В леса, в пустыни молчаливы      Перенесу, тобою полн,      Твои скалы, твои заливы,      И блеск, и тень, и говор волн.

  1.   Изображение действительности, проблем современности с помощью исторических сюжетов является одной из традиций романтизма.
  2. В стихотворении “К Овидию” (1821) Пушкин проводит параллель между своей судьбой и судьбой римского поэта, также сосланного на берег Черного моря:
  3. Не славой — участью я равен был тебе”.

” Разговор книгопродавца с поэтом “ (1824)

Мы видим попытку осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:

Какой-то демон обладал      Моими играми, досугом,      За мной повсюду он летал,      Мне звуки дивные шептал…

  • Особенно пристально рассматриваются отношения дарования и славы:
  • Блажен, кто молча был поэт      И, терном славы не увитый,      Презренной чернию забытый,      Без имени покинул свет!
  • Книгопродавец соглашается с поэтом,
  • правда, по другой причине:
  • Что слава! — Яркая заплата на
  • ветхом рубище певца.
  • Нам нужно

злата, злата, злата…” 

Личные мотивы наполняются философским содержанием. Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении “Арион” (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе.

Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий.

Личные мотивы наполняются философским содержанием. Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении “Арион” (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе.

Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий.

«Арион» (1827)

  • Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь,

наш кормщик умный В молчанье правил грузный чёлн; А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел… Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный…

Погиб и кормщик, и пловец! Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

  1. «Поэт» (1827)
  2. Именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие. До прихода вдохновения поэт
  3. меж детей ничтожных мира,
  4. быть может, всех ничтожней”, но
  5. лишь божественный глагол
  6. до слуха чуткого коснется,
  7. душа поэта встрепенется,
  8. как пробудившийся орел”. 
  9. творчество понимается Пушкиным как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности

“ Пророк” (1826).

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

  • 1)Какова смысловая нагрузка первых четырех строк? Какова роль самого героя в его превращении?
  • 2) Как происходит мучительная операция по превращению простого человека в Пророка? Прокомментируйте смысл всех эпитетов, характеризующих новые способности героя (зрение – какое, слух –какой, язык…сердце).
  • 3)Что превратило «труп» в пророка? В чем его предназначение? Что означает последняя строчка?
  • 1)Какова смысловая нагрузка первых четырех строк? Какова роль самого героя в его превращении?
  • 2) Как происходит мучительная операция по превращению простого человека в Пророка? Прокомментируйте смысл всех эпитетов, характеризующих новые способности героя (зрение – какое, слух –какой, язык…сердце).
  • 3)Что превратило «труп» в пророка? В чем его предназначение? Что означает последняя строчка?

Это стихотворение стало символом высшего понимания поэтического служения.

Человек превращается в истинного поэта, высокой миссией которого является “глаголом жечь сердца людей”. 

«Поэт и толпа» (1828)

Зачем так звучно он поет? ..     Как ветер песнь его свободна,     Зато как ветер и бесплодна:     Какая польза нам от ней?    

***     Подите прочь — какое дело     Поэту мирному до вас!     В разврате каменейте смело,     Не оживит вас лиры глас!

По мнению Пушкина, поэты рождаются «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».

«Эхо» (1831)

Автор сравнивает

творческую деятельность поэта с эхом:    …  На всякий звук     Свой отклик в воздухе пустом     Родишь ты вдруг….     Тебе ж нет отзыва…. Таков     И ты, поэт!..

«Не дорого ценю я громкие права…. » (Из Пиндемонти) (1836)

Счастье для истинного поэта, по мнению автора:     .. По прихоти своей скитаться здесь и там,     Дивясь божественным природы красотам,     И пред созданьями искусств и вдохновенья     Трепеща радостно в восторгах умиленья

Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы.

Поэт! не дорожи любовию народной.     Восторженных похвал пройдет минутный шум;     Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:     Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы.

Поэт! не дорожи любовию народной.     Восторженных похвал пройдет минутный шум;     Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:     Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

“ Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836)

Веленью божию, о муза, будь послушна,      Обиды не страшась, не требуя венца,      Хвалу и клевету приемли равнодушно      И не оспоривай глупца.

Подведем итоги

  • Поэзия –очень мудрое, трудное дело, оно непосильно не посвящённым в тайны поэтического искусства; — Поэт – это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек; — Содержанием поэзии должна быть жизнь во всём её многообразии; — Назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей», т.е. поэзия существует для избранных; она имеет высокое общественное , народное назначение;

-слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.

Развитие темы творчества на протяжении всего творческого пути А.С.Пушкина.

  • 1) Раннее творчество: а) божественная природа творчества, необходимость уединения, уязвимость поэта 2) Период южной ссылки: а) стремление творить по законам, установленным самим поэтом б) разочарование в служении народу, не желающему понять идеи поэта
  • 3) Творчество 20-х годов: а) божественная суть искусства, пророческого назначения поэта б) особая роль поэта в обществе, высшее предназначение его миссии в) цель поэзии – приобщить людей к духовной работе
  • 4) Творчество 30-х годов: а) поэт вне людского суда, суда толпы б) стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.Виноградов)

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/tiema-poeta-i-poezii-v-tvorchiestvie-a-s-pushkina.html

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людямТема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Читайте также:  Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить

Стыдливой Музою моей.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина.

Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта.

Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются.

И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном.

Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:

Копите злато до конца!

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием.

Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да.

Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление.

Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян.

Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории.

Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей.

В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Источник: https://PoetPushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/tema-poeta-i-poezii-v-tvorchestve-pushkina.html

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина сочинение

Тема поэта и поэзии находила отклик в творчестве многих русских и зарубежных поэтов и прозаиков. Среди них был и А.С. Пушкин.

Он выразил свое отношение к данной теме в следующих стихотворениях: «Пророк», «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник» и другие.

Однако все эти стихотворения были написаны в разный период творчества Пушкина. Согласно периодам менялось и отношение к теме поэта и поэзии.

Лицейский период характеризовался поиском поэтом собственного пути. Это выражалось в подражании Державину, Батюшкову, и, особенно, Жуковскому.

В раннем стихотворении «Городок» мы видим образ поэта-избранника, который «к солнцу воспарит, превыше смертных станет». Подобный образ отражен и в переходном стихотворении «Лицинию» 1815 года.

Пушкин изображает здесь поэта, стоящего выше земной власти, слушающего и служащего только истине.

Петербургский период начинается с переезда Пушкина в столицу, вхождения его в круг передовой молодежи и увлечения идеями будущего обновления и переустройства России.

В стихотворении «Деревня» 1819 года, состоящего из одической и элегической частей, представлено понимание поэзии как труда, но если вначале стихотворения это труд умиротворенный и счастливый («льется дней моих неведомый поток на лоне счастья и забвенья»), то во второй части характер стиха меняется, становится более бунтарским.

Пушкин утверждает, что поэт обязан «сердца тревожить», но жалеет, что этот дар дан ему в недостаточном количестве из-за чего он не может полноценно рассказать об ужасах «рабства тощего».

В период южной ссылки Пушкина настигло увлечение романтизмом, которое было последствием не только личных обстоятельств, но и общей увлеченности молодежью того времени данным направлением, вызванным разочарованностью в жизни и государстве.

В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» поэт вспоминает о времени, когда «писал из вдохновенья, а не платы». Он уверен, что «восхищение глупца» не стоит трудов поэта, предпочитает восхищению света и гонорарам свободу.

На доводы поэта умудренный книгопродавец отвечает: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». В финале стихотворения поэт признает правоту книгопродавца, однако его слова написаны в прозе, что резко переносит читателя из мира возвышенного в приземленный.

В стихотворении видна попытка осмысления не просто поэтических трудов, а анализ образа вдохновения, отношений дарования и славы. Пушкин новаторски показал реалистичное отношение к поэтическому творчеству.

В стихотворении «Пророк» автор сравнивает поэта с пророком. В отличие от других стихотворений, где Пушкин использовал для разговора об искусстве и поэзии античные образы, здесь за основу взят рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа.

Лирический герой произведения влачится по пустыне «томим духовной жаждой» и перед ним неожиданно появляется серафим – посланник Бога, который наделяет его «вещими зеницами» и сверхъестественным слухом.

Однако, несмотря на дары, поэт остается лежащим в пустыне трупом и только Божий глас дарит ему цель, во имя которой он живет и творит, которая придает значение всему, что он чутко и точно видит и ощущает.

Таким образом, мы видим, что Пушкин видит предназначение поэта в том, чтобы правильно использовать подаренный Богом дар, «жечь им сердца людей», показывать всю правду жизни.

Вариант 2

Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь, однако стихи глубокие в понимании, ибо мысли, изложенные поэтом, требуют анализа и размышления.

Пушкина всегда волновала тема поэта и поэзии, поэтому она и стала главенствующей в его творениях. Александра Сергеевича мучили вопросы о назначении поэта, о тонкостях поэзии.

В период, когда стихотворения писателя только находили своё отражение в литературе, Пушкин высказал собственную точку зрения о поэтах, что являются ему современниками. Тревожные взгляды и мысли Александра Сергеевича показаны в его творении «Лициния».

Именно оно выражает действительное отношение Пушкина к российской реальности. Появляется некий образ поэта, который стоит поверх земной власти, у которой имеется множество грехов. И этот герой послушен лишь правде, она является для него основой всего.

Писателя всегда поражала несправедливость, царившая в стране, непонимание властей, нежелание их помочь нуждающимся людям.

Он ясно понимал, что взгляды на жизнь у них слишком узкие и ограниченные, думают те только о своих желаниях, заботятся о собственных интересах.

И Пушкин, не в силах мириться с подобным невежеством, осознал, как важно достучаться до каждого с помощью поэзии, открыть глаза, внести ясность в запутанные мысли. Главной задачей писателя стало донесение правды и истины до людей при обращении к поэзии.

Так, Александр Сергеевич в собственном творчестве оттачивает тему поэта. Однако критикам, которые решались ознакомиться с его стихами, не нравилось: то, в какой форме излагает содержание Пушкин.

То, что он пишет, то, как он это пишет…Примечательно, что поэт не поддался негативным откликам в его адрес, а продолжил, отличаясь от всех остальных, творить в той форме и в том направлении, которое доставляло удовольствие Александру Сергеевичу!

Прослеживается в произведениях Пушкина тема свободы, независимость творца от толпы. Это замечается в стихах «Поэт и толпа», а также в известном «Поэт». Выявляет писатель жителей, которые не желают впустить в свое сердце нечто прекрасное: поэзию. Они к ней равнодушны и безразличны.

Александр Сергеевич призывал ценить и любить истинное творчество, а не обращаться к авторам, которые пишут ради денег, то есть бесцельно. Писатель говорит, что важно «идти дорогою свободной», ибо каждый решает сам, какие в жизни нужно ставить приоритеты.

Интересно, что Пушкин всегда старался отделить поэзию от общественности, так как искусство и толпа безграмотная просто несовместимые друг с другом понятия.

Пушкин видел себя в служении поэзии, искусству, тому, что вносит в сердца людей возвышенные чувства, обогащает их души, делает каждого чище. Его миссия заключалась в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

И самое потрясающее воображение стихотворение Александра Сергеевича – это «Пророк», что явно отражает тему предназначения поэта.

Перед глазами появляется томимой жаждой герой, который нежданно-негаданно обращается в пророка, который призван вершить судьбы людей.

В творении Пушкина прослеживается мысль, гласящая, что истинный поэт считается избранником Бога! И в стихотворении перед поэтом особая задача: верой и правдой нести правду к жителям, отразив все в незыблемой поэзии.

И в последнем важном творении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Александр Сергеевич ставит точку, подводя итог своей поэзии. И, как выяснилось, только искусство, как считает Пушкин, способно обосновать творческие и жизненные позиции, принципы. Так и вошел в литературу великий поэт, озаряющий собственными произведениями сердца и мысли людей!

Образ поэта в лирике Пушкина

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина большое значение занимает тема творчества, в частности поэзии и поэта. Она составляет основу его философской лирики.

Александр Сергеевич Пушкин сделал очень многое для литературы. Одной из его заслуг является то, что он показал, что литература, творчество — реальная профессия, которая может приносить деньги. Этот мотив приземленности поэта сильно просвечивается в более позднем творчестве, в реалистическом, в то время как в раннем, романтическом, существует совсем иной смысл роли поэта.

Читайте также:  Сказка о царе салтане: главная мысль, план произведения, краткое содержание

Миссия поэта на этой земле выражена в произведении «Пророк». В ней стихотворец предстает перед читателями в пустыне, истощенный и измученный. К нему нисходит Серафим. Это есть ничто иное как реминисценция на одну из библейских легенд.

На мироощущение поэта и его творчество сильно повлияло последствие восстания декабристов. Пушкину было обидно, что с людьми, которые отстаивали правду и справедливость, так жестоко разделались.

В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин приходит к мысли, что поэт должен нести правду в своих стихотворениях, не скрывать ее, а помогать другим ее искать, бороться за нее и пропагандировать нравственные ценности. Поэт обязательно должен быть добродетельным человеком: добрым, милосердным, справедливым, умным, смелым. Он должен иметь особый талант доносить сложные вещи простыми вещами, видеть то, чего никто не видит.

Конечно, поэзия может быть источником дохода. Однако, поэт должен понимать, что это не должно влиять на его отношение к искусству, качество произведений и уровень тем, поднимаемых в нем. Вещественная сущность произведения должна являться своего рода порталом для читателя, с помощью которого можно понять истину и стать мудрее. Именно ее и можно продать.

Возвышенная сущность произведения поэта есть идея, его особое и специфическое видение мира, присущее только ему. Поэт должен иметь оригинальный взгляд на мир, делиться с ним с окружающими, открывать им новые возможности этого мира.

Тема поэзии и поэта занимает центральное место в русской лирике, в том числе и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

← Жизнь Евгения Онегина в Деревне
← Пейзажная лирика Пушкина 9 класс↑ ПушкинСравнительная характеристика Гринева и Швабрина →
Дуэль Гринева и Швабрина в романе Капитанская дочка →

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/tema-poehta-i-poehzii-v-lirike-pushkina

Реферат: Тема назначения поэта и поэзии . Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Тема
назначения поэта и поэзии
(на материале творчества А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова)

Вопрос
о том, каким должен быть поэт, какова
его роль в обществе, каковы задачи
поэзии, всегда волновал и волнует
сторонников искусства для на­рода.
Поэтому тема назначения поэта —
централь­ная тема не только поэзии
XIX века, она прони­зывает все творчество
и современных поэтов, для которых судьба
родины и народа — их судьба.

А.
С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Не­красов
как представители передовых кругов
рус­ского общества XIX века возглавили
дальнейшее движение литературы вперед,
определили ее по­следующее развитие.

Русская
действительность, духовная близость
Пушкина к декабристам, Некрасова — к
револю­ционерам-демократам были той
школой, в кото­рой сложились их взгляды
на сущность искусства, на место и роль
поэта и поэзии в жизни общества. Учитывая
то обстоятельство, что великие русские
поэты творили в разное время, можно
говорить о своеобразном представлении
каждого из них о своей поэтической музе.

Так,
А. С. Пушкину она иногда казалась
«по­другой ветреной», «вакханочкой»,
«барышней уездной, с печальной думою в
очах, с французской книжкою в руках», а
чаще всего музой, призван­ной «глаголом
жечь сердца людей».

М.
Ю. Лермонтов создал свой поэтический
образ музы, резко отличающийся от
пушкинской. Сначала она полна печали и
разочарования, а затем — страстно
желающая найти себя и свое место в жизни,
исполненная веры и надежд.

Образ
некрасовской музы оставался неизмен­ным
на протяжении всего творчества поэта.
Он был верен своей музе, борьбой и
страданиями кровно связанной с народом.

Однако
такое индивидуальное представление о
поэтической музе не умаляет основного
— ис­тинного назначения поэта и
поэзии, назначения, которое поэты видели
в служении своему народу, отечеству.

Во
всем, о чем бы ни писали поэты, ска­зывался
передовой человек времени, сказывалось
не примирение с действительностью, а
активная воля и стремление к уничтожению
всего, что тес­нило, подавляло, калечило
народ и жизнь лич­ности.

Так,
стихотворения А. С. Пушкина «Воль­ность»,
«Деревня», «Кинжал» были своего рода
стихотворениями-прокламациями, развивали
сво­бодолюбивые идеи, передовое
общественное созна­ние.

В стихотворении
«Кинжал» Пушкин осужда­ет массовый
террор якобинцев и одновременно славит
«карающий кинжал» в качестве «тайного
стража» свободы, «последнего судии
позора и обиды».

Многими декабристами
это стихотворе­ние было воспринято
как призыв к свержению самодержавия.

После
разгрома восстания декабристов в лири­ке
Пушкина начинают все сильнее звучать
фило­софские мотивы — раздумья о
смысле и цели жизни, о поэте и его
назначении, об отношении между поэтом
и обществом, он продолжал живо
интересоваться общественной жизнью,
полити­кой. В это время Пушкин пишет
послание декаб­ристам «В Сибирь»
(1827 г.), «Арион» (1827 г.

) и др. Поэт не только
пытается найти выход из последекабристского
«тупика», но и в известной степени
указывает такой выход.

В послании в
Си­бирь, вдохновленный подвигом жен
декабристов, Пушкин стремится вдохнуть
«бодрость и веселье» в сердца своих
братьев, друзей не только надеж­дой
на то, что «темницы рухнут», но и
утвержде­нием великого значения их
дела:

  • Не
    пропадет ваш скорбный труд
  • И
    дум высокое стремленье.
  • В
    стихотворении «Арион», написанном в
    связи с годовщиной казни декабристов,
    Пушкин в форме прозрачной аллегории не
    только объявляет себя литературным
    соучастником — певцом де­кабристов
    («Пловцам я пел»), но и подчеркивает свою
    верность общим с ними чаяниям и идеалам
    («Я гимны прежние пою»). Поэт понимает,
    что его время наполнено великими
    событиями, и поэтому видит истинное
    назначение поэзии в служении на­роду:
  • Восстань,
    пророк, и вяждь, и внемли,
  • Исполнись
    волею моей
  • И,
    обходя моря и земли,
  • Глаголом
    жги сердца людей.
  • Пушкин
    сравнивал поэта с эхом, которое
    от­кликается на всякий призывный звук
    жизни.
  • * * *

По-своему
решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов.
Подхватив эстафету своего предшественника,
он создал более широкий и сложный образ
поэта.

Сложность эта объясняется теми
условиями жизни, которые были связаны
с последствиями разгрома декабристов.
«Нет двух поэтов столь существенно
различных, — писал В. Г. Белинский, —
как Пушкин и Лермонтов.

Пушкин — поэт
внутреннего чувства души; Лер­монтов
— поэт беспощадной мысли, истины.

Пафос
Пушкина заключается в сфере самого
ис­кусства как искусства; пафос поэзии
Лермонтова заключается в нравственных
вопросах о судьбе и нравах человеческой
личности».

Благородная и светлая поэзия
Пушкина развивалась на почве на­дежд
и доверия к жизни, веры в безграничные
силы и возможности человека.

И напряжение
на­родных сил в Отечественной войне
1812 года, и подъем национального
самосознания питали эту надежду и веру.

На
смену светлому и непосредственному,
от­крытому взгляду на мир, на смену
упоению жиз­нью приходит эпоха
разочарования, анализа, скепсиса и
«тоски по жизни». На смену эпохе Пушкина
приходит эпоха Лермонтова. Эти эпохи
разделил 1825 год, год разгрома восстания
декаб­ристов. И в поэзии Лермонтова
с первых же строк звучит тема одиночества.

Противоположность
двух поэтических миров отчетливо видна
при сравнении «Пророка» Пуш­кина и
«Пророка» Лермонтова. Лермонтов
под­хватывает пушкинскую тему
преображения поэта в пророка и развивает
ее. У Пушкина стихотворе­ние звучит
предвестием великого дела, которое
предстоит свершить пророку в мире,
широко от­крытом перед ним, ждущем
его:

…обходя
моря и земли,

Глаголом
жги сердца людей.

Лермонтов
же эту тему продолжает в ином ключе —
печали и разочарования. Мир, куда вы­ходит
лермонтовский пророк, полон злобы и
вражды.

Все живое, доброе, истинное,
светлое, чистое сосредоточилось в
пророке и на том остров­ке жизни («в
пустыне»), куда его изгоняют «они», —
те, кому пророк пытался проповедовать
«любви и правды чистые ученья».

Эти
«они», ис­полненные бешеной злобы,
самодовольной гордос­ти и неверия,
«жадною толпой стоящие у трона», —
палачи «Свободы, Гения и Славы». «Они»
— пестрая толпа «приличьем стянутых
масок», это рабы и господа, населяющие
«немы­тую Россию», это и «наше
поколенье», постыдно равнодушное к
добру и злу.

Ощущение
потерянности, одиночества знакомо людям
30-х годов XIX века. Журнальные статьи тех
лет полны размышлений о ничтожестве и
бес­плодности молодого поколения,
ничего не приоб­ретшего и преждевременно
одряхлевшего.

Но никто в то время в
искусстве с такой силой и пол­нотой,
с такой болью и страстью, как Лермонтов,
не раскрыл трагедию одинокой души,
брошенной в холодный, враждебный,
жестокий мир. Однако это одиночество
не отрешенность от жизни, это упрек и
вызов окружающей поэта действительнос­ти.

Протест заглушает в поэте настроение
безыс­ходности, рождает жажду жизни,
стремление не бежать от мира, а найти
себя и свое место в нем. «Отворите мне
темницу, дайте мне сиянье дня», — в этих
словах стихотворения «Узник» звучит
страстный порыв поэта к свободе, к
счастью.

* * *

Муза
Н. А. Некрасова — муза «мести и печа­ли»,
«сестра народа» — так называл ее поэт.

Поэзия
Некрасова продолжала развивать луч­шие
традиции, завещанные русской литературе
Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым.

Как и
его предшественники, Некрасов был прежде
всего поэтом-гражданином, но он жил и
творил в иное время, тогда, когда
освободительное движение на­бирает
новый виток. Н. А.

Некрасов стал певцом
народа, поэтическим глашатаем поколения
рево­люционеров-демократов 50—70-х
годов XIX века. Он вновь и вновь возвращается
к вопросу о назна­чении поэта и его
месте в общественной борьбе.

  1. В
    стихотворении «Поэт и гражданин» (1856
    г.) Некрасов изложил свою поэтическую
    программу, выразил свои взгляды на долг
    поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином,
    верным сыном своей родины и своего
    народа:

  2. Не
    будет гражданин достойный
  3. К
    отчизне холоден душой.
  4. И
    далее он пишет:
  5. Будь
    гражданин! Служа искусству,
  6. Для
    блага ближнего живи,
  7. Свой
    гений подчиняя чувству
  8. Всеобнимающей
    любви.
  9. Устами
    Гражданина Некрасов призывает Поэта
    отдать Родине не только талант, но и
    жизнь, быть готовым к самопожертвованию
    ради правого дела:
  10. Иди
    в огонь за честь отчизны,

За
убежденья, за любовь…

  • Иди
    и гибни безупречно.
  • Умрешь
    не даром: дело прочно,
  • Когда
    под ним струится кровь.
  • Эти
    слова, выразившие моральные принципы
    революционных демократов, нашли отклик
    в сердцах передовой молодежи России.

Мыслям,
высказанным в стихотворении «Поэт и
гражданин», Некрасов оставался верен
до конца своей жизни. Судьба истинного
поэта, по мнению Некрасова, должна быть
неразрывно связана с судьбой народа.
Эту мысль он развивает и в стихо­творении
«Элегия» (1874 г.), которое было для поэта
самым задушевным и любимым из написан­ных
в последние годы:

  1. Пускай
    нам говорит изменчивая мода,

  2. Что
    тема старая — «страдания народа»
  3. И
    что поэзия забыть ее должна —

Не
верьте, юноши! Не стареет она.

Некрасов
выступает против тех, кто из «моды»
проявлял сочувствие народу, но отвернулся
от него в годы реакции. В служении народу
поэт видел цель и смысл своего творчества.

Таким
образом, у каждого из поэтов по-разно­му
сложилась творческая и жизненная судьба,
но их поэзия питалась одной и той же
идеей — слу­жить народу, защищать
угнетенный народ.

В раз­ных внешне
образах музы Пушкина, Лермонтова и
Некрасова мы находим и близкие настроения
и схожие художественные искания, ибо
все они были сынами своего отечества,
тонко чувствовали и понимали все
противоречия общественной жизни.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/33410/referat-tema-naznacheniya-poeta-poezii-materiale-tvorchestva-pushkina-lermontova-nekrasova.html

Конспект урока по литературе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

  • Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина
  • Цель:
  • Выяснить, в чем заключается своеобразие Пушкина в интерпретации тема поэта и поэзии
  • Задачи:
  • -образовательные:
  • 1) проследить развитие темы «Поэта и поэзии в лирике Пушкина» на разных этапах творчества;
  • 2) обратиться к лирическим текстам Пушкина на данную тему.
  • -развивающие:
  • 1) развивать навыки выразительного чтения стихотворений;
  • 2) развивать навыки анализа текстов лирических произведений.
  • -воспитательные:
  • 1) воспитывать внимательное отношение к поэзии.
  • Вступительный этап
Читайте также:  Краткое содержание рассказа ивана алексеевича бунина «холодная осень»

Рано или поздно любой человек задумывается о смысле жизни. Задаёт себе следующие вопросы: зачем я живу? в чем смысл моей жизни? Александр Сергеевич Пушкин — не исключение. Ответы Пушкина на данные вопросы мы находим в цикле стихов, посвященных теме поэта и поэзии.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина является сквозной (так же как и тема свободы) и занимает одно из ведущих мест.

Вообще тема поэта и поэзии берет свое начало с античной литературы, а именно: с оды Горация «К Мельпомене» (Я памятник вознес…). Далее тема находит воплощение в творчестве Ломоносова и Державина.

Пушкин является одним из продолжателей этой темы. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся выяснить: в чем своеобразие Пушкина в интерпретации этой темы.

Теперь давайте обратимся к лицейскому этапу творчества Пушкина. Какой основной мотив этого периода? (анакреонтический, так называемая «легкая поэзия»). Молодой поэт думает, что он мастер слова и рисует себя в образе мудреца-эпикурейца, беспечно наслаждающегося легкими радостями бытия.

Уже в 14 лет Пушкин начинает задумываться и приходит к выводу, что труд поэта значим не менее, чем труд другого человека. Самое первое опубликованное стихотворение Пушкина — «К другу стихотворцу» (1814). Поэт, не решившись полностью раскрыть свое имя, подписал «Александр Н. к. ш. п. », где после имени nocтавлены согласные его фамилии в обратном порядке.

В лицейской лирике эта тема всего лишь намечается — поэт с ней играет.

Следующий период творчества поэта – Петербургский был рассмотрен на прошлом уроке. Как мы выяснили, основная тема данного периода – тема свободы.В данный период жизни Пушкин считает основной целью поэта проповедование вольности. На нем мы подробно останавливаться не будем.

Таким образом, в первые 2 периода творчества поэта тема поэта и поэзии у Пушкина представлена слабо.

Сегодня мы обратимся к стихотворениям Пушкина более поздним – московского и болдинского периода. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии.

Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

” (1836).

  1. Анализ стихотворения «Пророк»

Одним из самых ярких стихотворений А.С. Пушкина является стихотворение «Пророк».Оно было написано в 1826 году. Стихотворение близко по жанру к духовной оде. Стихотворение интересно сравнить с его библейским источником.

В «Книге пророка Исайи»говорится о том, как человек желал сделаться пророком (пророк в Библии – вестник воли Божьей, предсказатель). У Пушкина герой не считает себя существом высшего порядка и не готовился стать пророком.

Его выбрал шестикрылый серафим, и все действия этот ангел высшего чина будет производить с человеком, не спросив его желания.

  1. Почему выбор пал именно на этого человека?

Потому что «он был духовной жаждою томим» (т.е. не удовлетворялся лишь благами материального мира), «перепутье», где его встретил Серафим, тоже знак духовных исканий будущего пророка.

  1. В чем особенность построения стихотворения? Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения?

В результате действий Серафима преображаются органы чувств и тело человека: пророк должен иметь нечеловеческую зоркость взгляда, особый слух, иные, чем у обычного человека язык и сердце. Миссия ангела – преобразовать будущего пророка.

  1. Что происходит с органами чувств и телом человека?

Глаза стали «вещими», то есть очень многое они увидели. И стал слышать то, что недоступно для человеческого слуха: «И внял я неба …». Грешный язык заменил жалом мудрой змеи. Человеческое сердце вынул и в грудь водвинул «угль, пылающий огнем».

  1. Анализ стихотворения «Поэт»

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. 

Предлагаю поделить стихотворение условно на 2 части, чтобы проследить изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем.

  А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством.

Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта. 

— Каким образом поэт услышал «требования Апполона»?

Оно приходит в виде «Божественного глагола». По Пушкину, начало творческого процесса неожиданно для поэта и вдохновлено божеством (то есть творческое вдохновение – от Бога). Именно могучая сила вдохновения переводит жизнь поэта в другое русло, отрывая от мирской суеты.

  1. — Давайте посмотрим по тексту как меняется поэт?
  2. — он отстаняется от людей
  3. — перестет поклоняться «народному кумиру»
  4. — он тоскует «окруженными забавами»
  5. — Как в этот момент складываются отношения поэта и общества?
  6. Он становится гордым, «диким и суровым», погружается в себя, не может находится среди обычных людей.
  7. — Как вы думаете, почему?
  8. Вдохновение требует одиночества.
  9. «Бежит он… на берега пустынных волн в широкошумные дубровы» — поэтическая условность, символы покоя и уединения.
  1. Анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 году написано его знаменитое стихотворение «Я памятник себе воздвиг себе нерукотворный…», который принято называть просто «Памятником».

  1. Какие поэты были литературными предшественниками в этой теме?

Древнеримский поэт Гораций, эпиграфом которого открывается стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин.

  1. С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник?

Пушкин начинает со сравнения: свой нерукотворный памятник», воздвигнутый поэзией, он сравнивает с «Александрийским столпом».

Что здесь имеется в виду – маяк в Александрии или Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая ненадолго до написания стихотворения? Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться первых строк стихотворения: памятник этот – «нерукотворный», он «вознесся» словно не по воле людей, а собственной силой.

  1. Какая мысль является духовно-филосовским центром стихотворения?

Величественная мысль о преодолении смерти. Вечная жизнь человека обеспечена настоящей поэзией:

«Нет, весь я не умру…

  1. Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете её смысл?

В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо быть послушным «веленью Божию» и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.

  • Так соединились в конце жизни Пушкина его ранние требования к подлинной поэзии
  • свобода;
  • независимость от мнений толпы;
  • исполнение воли Бога;
  • с поздними представлениями об укорененности настоящей поэзии в народной почве, ее причастности нетленным народным ценностям
  • добра;
  • свободы;
  • милосердия.
  • ВЫВОД:

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Нашей задачей было – проследить, в чем своеобразие Пушкина в интерпретации данной темы. Поэт – человек сверхординарный (не такой как все) с искрой небесной огня, который призван будить в людях все лучшее и который говорит особым высоким языком. К такому выводу Пушкин шел на протяжении всего творчества.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-tema-poeta-i-poezii-v-lirike-as-pushkina-3153784.html

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина (сочинение)

Пушкин много размышлял о русских поэтах, творчество которых вдохновляло его, рано начал задумываться и о своём предназначении. Он считал, что поэт прежде всего призван служить людям — не избранной публике, а всему человеческому обществу.

На мой взгляд, самым значимым произведением на эту тему является стихотворение «Пророк», в котором Пушкин показывает перерождение поэта, томимого «духовной жаждой», но не знающего о своём предназначении, во всеведущего пророка.

«Духовная жажда» есть жажда творчества, однако поэт смутно представляет, зачем и для кого творить. Его творческие устремления не находят выхода:

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился…

Озарение приходит к поэту, когда на перепутье ему является посланник свыше — «шестикрылый серафим».

Коснувшись перстами глаз и ушей поэта, он сообщил ему невиданную остроту зрения и слуха, способность видеть и ощущать жизнь во всём ее многообразии. Вырвав у поэта «грешный» язык, крылатый посредник дал ему взамен «жало мудрыя змеи».

А «трепетное сердце» поэта заменил «угль, пылающий огнём». Но главным для поэта стало то, что «шестикрылый серафим» указал ему его Истинное предназначение:

  • Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
  • Исполнись волею моей
  • И, обходя моря и земли,
  • Глаголом жги сердца людей.

Пушкин сознавал, что положение поэта в современной ему действительности неоднозначно: придворных стихотворцев превозносили, свободомыслящих творцов преследовали.

Всё шире разрасталась пропасть между поэзией и жизнью, всё непримиримее становилось противостояние поэта и светского общества, представители которого мнили себя истинными ценителями поэзии.

Своё презрение к тем, чей «ропот дерзкий» ему несносен, Пушкин выплёскивает в стихотворении «Поэт и толпа», где каждое слово звучит как пощёчина.

Пушкин на себе испытал, что значит несвобода: его угнетала личная зависимость от службы при дворе, в унизительном для него чине камер-юнкера. Эта зависимость была не столько финансовой, сколько творческой: уйдя в отставку, Пушкин был бы лишен доступа в архивы и, следовательно, возможности работать над историческими произведениями.

Высокие идеалы, исповедуемые в поэзии Пушкина, были недосягаемы для тех, кто расценивал шедевры пушкинской лирики как «совершенное падение». Удручённый невежеством публики и отсутствием у неё стремления к пониманию, Пушкин пишет стихотворение «Поэту».

Под «народом», чьей «любовию» не стоит дорожить, он подразумевает прежде всего светских бездарей, которые берутся судить о поэзии, не имея о ней должного представления.

Но Пушкин был твёрдо уверен в том, что «на свете выше власти нет, чем власть слова», что поэзия имеет высокое общественное предназначение, а слова поэтов исполнены правды, справедливости и любви.

Говоря о теме поэта и поэзии в творчестве Пушкина, невозможно обойти его стихотворение «Памятник». Написанное незадолго до смерти, оно явилось своеобразным итогом всей творческой жизни поэта. В нём Александр Сергеевич с гордостью и удовлетворением отмечает, что его труд был не напрасен.

Он уверен, что его произведения будут жить в веках и, значит, его имя не померкнет в народной памяти. Стихотворение «Памятник» оканчивается четверостишием, которое отражает взгляд Пушкина на искусство в целом.

Искусство, по мнению поэта, должно быть подчинено лишь «веленью божию», поскольку изначально оно стоит над земной суетой, над мелкими чувствами.

Таким образом, через все стихотворения Пушкина, посвящённые теме поэта и поэзии, лейтмотивом проходит одна мысль: поэт — это пророк, которому дано видеть, слышать, постигать то, что недоступно для понимания остальных людей. Высокое назначение поэта заключается в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть нести людям своё понимание мира, воспламенять их сердца.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/tema_poehta_i_poehzii_v_tvorchestve_pushkina_sochinenie/53-1-0-1774

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector