Ударения — больное место даже грамотного человека. Правописание слов можно запомнить, заучить, вызубрить. Как минимум есть время на «подумать». С устной речью, увы, такие фокусы не пройдут.
Правильно: квартАл
Вынуждены развеять один из мифов ударения русского языка. Откуда-то взялось поверье, что если мы говорим о части года, то будет квАртал, а если о части города — квартАл. На самом деле всё не так. Правильно произносить «квартАл» с ударением на последний слог во всевозможных его значениях.
Правильно: договОр
Хладнокровно перечёркиваем вариант с ударением на первый слог, хотя, безусловно, такое ударение допустимо в бытовой речи. И это даже не новая норма последних пяти-десяти лет, как многие думают. Вариант «дОговор» встречается и в словарях прошлого века. Но мы за грамотность, а значит, лучше (и нужно) произносить в любых обстоятельствах, даже в неформальной беседе, именно «договОр».
Правильно: фетИш
И добавим немного фетиша! Слово пришло к нам из французского языка. Даже если вы говорите только на английском, немецком или эсперанто, то наверняка краем уха где-то слышали, что во французском ударение (в основном) падает на последний слог. К счастью, оригинальное ударение сохранилось.
Почему к счастью? Потому что нам не придётся запоминать очередное внеплановое ударение, которое не соответствует правилам. Главное, помнить, что фетиш — это что-то французское. И тут же вспомним распространённое ошибочное слово «жАлюзи».
Слово французское, поэтому ударение падает вновь на «и»: жалюзИ.
Правильно: вероисповЕдание
В Конституции Российской Федерации есть немало полезных статей, которые нам не мешало бы знать. Например, статья 28, гарантирующая свободу вероисповедАния. Или всё же вероисповЕдание? Так вот захочешь свои права зачитать и споткнёшься. В общем, запоминайте: у нас есть свобода вероисповЕдания. И только так.
Правильно: фенОмен
Вот тут, как говорится, всё сложно. Есть слова, которые необходимо просто выучить наизусть. И «феномен» из их числа.
В некоторых словарях разделяют употребление слова: «фенОмен» — это исключительно научный термин, а когда мы говорим о чем-то необычайном или о ком-то с выдающимися способностями, талантами, то варианты могут быть разные — фенОмен и феномЕн.
Но всё же предпочтительный вариант — с ударением на второй слог вне зависимости от значения. Будьте фенОменами, говорите это слово правильно.
Правильно: каталОг
Век каталогов с косметикой и одеждой вытеснили интернет-магазины, но проблема с произношением слова осталась. Никаких стилистических различий нет. Единственно правильный вариант в прошлом и сегодня — каталОг.
Правильно: в аэропОртах
Заядлые и отчаянные путешественники не дадут обмануть: в аэропортАх — распространённая ошибка среди посетителей этих мест. Можно, конечно, запретить всем, кто неправильно произносит, переступать порог аэропорта, но это слишком суровые меры. Давайте просто запомним.
У слова примерно такая же проблема, как и во множественном числе «тОртов» или «шАрфов» (с «бАнтами» в придачу). Очень хочется перенести ударение на последний слог, и многие даже в этом себе не отказывают.
Только не мы! Правильно говорить у аэропОрта, в аэропОртах, а если мы хотим обозначить наше местонахождение внутри, то будет в аэропортУ — с буквой «у» на конце, да и ещё ударением на неё же. Впрочем, об этом «Мел» подробно писал.
Правильно: новорождЁнный
Тот случай, когда игнорирование буквы Ё приводит к ошибке. Если бы её писали, то вопрос — куда ставить ударение — не возникал. Единственно правильный вариант: новорождЁнный.
Правильно: красИвее
Комплименты надо говорить правильно! А то вдруг перед вами тайный граммар-наци. В прилагательном «красивый» ударение падает на второй слог. То же ударение сохраняется в его кратких формах и в сравнительной степени. Так что запомнить не так уж и сложно. И не забывайте, что на письме никакого «красивеЙ», да и в речи лучше не злоупотреблять «й» на конце.
Правильно: одноврЕменно
Правильно: одновремЕнно
Наречие «одновременно», как и прилагательное «одновременный», — удивительное слово, в котором ударение в современном русском языке может падать и на третий, и на четвёртый слог, то есть варианты равноправные. Об этом же писал в одноимённой пьесе (так и называется «Одновременно») драматург Евгений Гришковец.
В словаре «Русское словесное ударение» М. В. Зарвы, который рекомендуют для сотрудников СМИ, правильными вариантами считается «одноврЕменно». Такие же варианты дают старые словари Даля и Долопчева.
Но уже современный Орфоэпический словарь русского языка и Словарь трудностей русского языка называют допустимыми две формы произношения — одноврЕмЕнно. Главное, не одновремЁнно.
Хотя если вам придётся выбирать, то рекомендуем всё-таки «одноврЕменно».
Источник: https://weekend.rambler.ru/places/38914218-10-slov-s-udareniyami-kotorye-nad-nami-prosto-izdevayutsya/
9 коварных слов, которые вы имеете право произносить по-разному
Запомнить все сложные ударения — сложно, но реально. И чтобы вам хоть немного было проще и не хотелось сжечь словарь ударений от безысходности — вот те немногие слова, которые можно (!) произносить по-разному. И никто вас не обвинит в чудовищной безграмотности. Но это не точно.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Для дикторов радио и телеведущих есть свой орфоэпический словарь — «Русское словесное ударение» под редакцией Майи Зарвы. Проверить онлайн по нему можно на сайте gramota.ru. Смотрите на графу «русское словесное ударение».
Правильно: твОрог и творОг
Самый полезный продукт, особенно для тех, кто страдает от нехватки кальция, да ещё и с двойным ударением. У «творога» их как минимум два: твОрог и творОг. Наверняка найдутся защитники как первого, так и второго, но спорить не нужно: оба варианта ударения равноправные. И называть какой-то из них неправильным — неправильно.
Некоторые словари по-прежнему настаивают на ударении на последний слог «творОг», но главный редактор незаменимой «Грамоты.ру» Владимир Пахомов уверяет, что варианты в русском языке — это нормально. Ещё у «творога» нет множественного числа, даже не пытайся его образовать. А в родственном прилагательном ударение будет одно — «творОжный».
Тут уже без вариантов.
Правильно: пиццерИя и пиццЕрия
Переходим от творога к менее полезному (но очень вкусному). С пиццей всё просто.
Не очень понятно, где её едят: в пиццЕрии или в пиццерИи? Хотя пиццу мы едим уже относительно давно, заимствованное слово «пиццерия» всё ещё приживается, поэтому большинство словарей варианты вновь называют равнозначными.
То есть каждый может выбрать вариант себе по душе (или по вкусу). Если хотите говорить на итальянский манер, тогда ставьте ударение «пиццерИя», а если хотите, как дикторы, то нужно говорить «пиццЕрия».
Правильно: базИлика и базилИка
Путешественники, это для вас. Наверняка вы стыдливо опускали глаза, когда не знали, как произносить правильно это слово в путеводителе (хорошо, если читали про себя — так проще). Базилика — это такое вытянутое здание прямоугольной формы, разделённое внутри столбами или колоннами.
Чаще всего построенное в Античности или Средних веках. С лексическим значением закончили, переходим к ударениям. Слово происходит от латинского basilica. А оно, в свою очередь, от греческого basilikos. Так вот — в каждом из этих слов было своё ударение, которое сохранилось в русском языке.
Раньше вариант «базилИка» был единственно верным, но сейчас в большинство словарей даётся два равноправных варианта: базилИка и базИлика. Радио- и тележурналистам рекомендуется говорить по старинке.
Ну а если вам не до базилик, а просто нужно сказать о траве (приправе) — ударение на последник слог — базилИк.
Правильно: мАркетинг и маркЕтинг
Сейчас немного удивления для сотрудников отдела маркетинга. В профессиональной среде говорят «мАркетинг», так как слово произошло от английского «мАркет». А лингвистам почему-то больше нравится вариант с ударением в середине слова — «маркЕтинг». Словари чаще всего дают эти варианты как равноправные.
Правильно: кулинАрия и кулинарИя
Не будем вас томить и сразу скажем, что название места, где вы покупаете себе тортики и булочки, можно произносить по-разному. По старой норме ударение было на третий слог: кулинАрия (от лат. culinarius — «кухонный»).
Сейчас «кулинАрия» в некоторых орфоэпических словарях помечается как устаревшее. А в словаре «Русское словесное ударение» предпочтение отдаётся ударению на букву «и», то есть «кулинарИя». В общем, в устной речи, если вы не диктор, выбор за вами: можно говорить кулинАрия и кулинарИя.
Но рекомендуется ставить ударение на «и»: сходить в кулинарИю.
Правильно: дежурить по средАм или по срЕдам обитания
Да, вы и сами знаете всё про среду. Но напомнить — лишним не будет. Вообще, говорят, повторять полезно.
Если мы имеем в виду день недели (скорее всего, так и есть), ставим ударение на последний слог «по средАм».
И только так, даже если некоторые словари добавляют, что в разговорной речи можно говорить и по «срЕдам». Нет, нельзя. Зато можно, если мы подразумеваем среду обитания или окружение. Тогда уже — по срЕдам.
Правильно: фенОмен и феномЕн
Будьте феноменами и запомните наконец правильное произношение этого слова. Но тут, как говорится, всё сложно. Есть слова, которые необходимо просто выучить наизусть. И «феномен» из их числа.
В некоторых словарях разделяют употребление слова: «фенОмен» — это исключительно научный термин, а когда мы говорим о чем-то необычайном или о каком-то человеке с выдающимися способностями, талантами, то варианты могут быть разные — фенОмен и феномЕн.
Но предпочтительный вариант, чтобы никто не поссорился, — с ударением на второй слог вне зависимости от значения.
Правильно: одновремЕнно и одноврЕменно
В словаре «Русское словесное ударение» правильными вариантами считается «одноврЕменно». Такие же варианты дают старые словари Даля и Долопчева.
Но уже современный Орфоэпический словарь русского языка и Словарь трудностей русского языка называют допустимыми две формы произношения — одноврЕмЕнно.
Кстати, о двойном ударении в этом слове писал Евгений Гришковец. Пьеса так и называется — «одновременно».
Правильно: харАктерная роль и характЕрное лицо
Снова разница в значениях, от которой зависит, на какой слог падает ударение. ХарактЕрный — значит типичный, свойственный кому-либо или чему-либо: характЕрная речь, походка, характЕрное лицо.
А «харАктерный» — это прилагательное, которое описывает характер (своенравный, упрямый, тяжёлый) или употребляется в разговоре о сценическом искусстве.
Например: харАктерная актриса, роль, харАктерный чловек.
Источник: https://mel.fm/gramotnost/6087149-insidious_words
Как правильно ставить ударение в слове «одновременно»
Варианты произношения «одноврЕменно» (с ударением на третьем слоге) и «одновремЕнно» (на четвертом) в современном русском языке считаются равноправными. То же самое можно сказать и о существительном «одновременность» и прилагательном «одновременный» – ударение в них можно ставить, как на первую «Е», так и на вторую.
Оба этих ударения в одинаковой степени соответствуют нормам русской литературной речи, и оба считаются правильными. Поэтому в слове «одновременно» ударение можно ставить «по вкусу», выбрав тот вариант, который кажется наиболее благозвучным.
Однако стоит обратить внимание на то, что произносить эти слова через «ё» («одновремЁнно», «одновремЁнный» и так далее) недопустимо, и некоторые авторы словарей особо отмечают такой вариант как неправильный.
Нормы русского языка со временем меняются, и правила постановки ударения в слове «одновременно» за последние столетия изменились тоже.
Так, в знаменитом словаре Владимира Даля, составленном в середине XIX века, правильное ударение в слове «одноврЕменно» указывалось на третьем слове.
В «Словаре неправильностей русской речи» Долопчева, вышедшего в 1909 году, в качестве нормативного также указывался именно этот вариант.
Некоторые из авторов более современных словарей и справочников русского языка до сих пор отдают преимущество ударению «одноврЕменно», считая, однако, вариант с акцентом на четвертом слоге «одновремЕнно» допустимым. Однако, эту точку зрения можно считать устаревшей.
- Так, уже в 1960 году в словаре Ожегова фиксируется двойная норма ударения в слове «одновременный», и варианты произношения даны как равноправные, без указания на предпочтительность того или иного варианта.
- Такой же точки зрения придерживались и многие другие составители словарей: двойное ударение в слове «одновременный» фигурировало в «Орфоэпическом словаре», выпущенном издательством «Русский язык» в 1983 году Орфоэпический словарь, в словаре Российской Акакдемии Наук (2003 год издания), словаре под редакцией Лопатина и многих других словарях и справочниках.
- В орфоэпическом словаре Резниченко, внесенного в официальный список словарей, содержащих нормы русского языка как государственного, также указан двойной вариант нормы, так что правильность ударения в слове «одновременно» как на третьем, так и на четвертом слоге, можно считать законодательно утвержденной.
В слове «одновременно» два ударения одновременно. Этот каламбур позволяет запомнить допустимость ударения на любом из «Е», это позволяет записать это слово, совместив оба варианта нормы. Но произнести «одноврЕмЕнно» с двумя ударениями сразу не получится, придется выбирать.
Именно поэтому слово «одновременно» стало названием для моноспектакля Евгения Гришковца, премьера которого состоялась в 1999 году. Желание и невозможность получить «все и сразу, одновременно» – одна из ключевых, пожалуй, эмоций пьесы.
И название спектакля пишется именно так: «ОдноврЕмЕнно», с ударением и на третий, и на четвертый слог. И двойная норма произношения, по словам Евгения Гришковца, вдохновила его особо.
Этот моноспектакль он впоследствии называл «спектаклем с двумя ударениями»: в нем оказалось довольно много вариативного.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-915012-kak-pravilno-stavit-udarenie-v-slove-odnovremenno
Ударения. Где ставится ударение в слове… Часть 2
Совет: чтобы быстро найти нужное слово — воспользуйтесь поиском по странице в вашем браузере (нажмите CTRL + F)
Мы уже писали о самых распространенных ошибках, которые люди допускают, ставя ударения в том или ином слове. Прошлая статья была посвящена самым популярным словам, которые вызывают затруднения у очень многих людей.
Прошлая публикация оказалась весьма востребованной среди пользователей Вопросум.ру, поэтому представляем вашему вниманию вторую часть, в которой будут описаны не менее популярные слова, вызывающие затруднения при постановке ударения.
Мы постараемся охватить достаточно большой набор слов, однако сделать все запланированное в рамках этой части не выйдет. Вполне вероятно, что в скором времени появится вторая и даже третья части, посвященные этой популярной теме.
Первая часть
Начнем.
мастерскИ
- Ударение в слове мастерскИ ставится на букву И в последнем слоге.
- Неправильно: мАстерски.
- Обратите ваше внимание, что данное слово — наречие, синонимом которого являются — профессионально, образцово, умело.
мАстерский
В данном случае, мы имеем дело со словом, лексическое значение которого определяет принадлежность чего-либо мастеру. В этом случае ударение падает на букву И в первом слоге. Не перепутайте.
Неправильно: мастерскИй
жалюзИ
Несмотря на то, что в Интернет все еще не утихают споры по поводу ударения в слове жалюзИ — правильным вариантом является постановка его на букву И в последнем слоге.
Неправильно: жАлюзи.
шАрфы, шАрфов
Все мы любим этот теплый зимний атрибут нашей одежды, однако где ставить ударение в слове шАрфы (-ов) знают не все. Ударение падает на букву А в первом слоге (как и в единственном числе — шАрф)
Неправильно: шарфЫ, шарфОв
премировАть, премирУю, премирУется
Раз уж вы решили выписать кому-либо премию — делайте это правильно! Ударение в слове премировАть ставим на букву А в последнем слоге, и никак иначе.
Неправильно: премИровать, премИрую, премИруется.
одноврЕмЕнно
Не удивляйтесь, ударение в слове одноврЕмЕнно, согласно нормам современного русского языка, может быть поставлено на любую из двух букв Е. Как вам больше нравится.
бАрмен
В англицизме, обозначающем главного работника увеселительного заведения, ударение ставится на букву А в первом слоге. Запомнить просто — бАр — бАрмен.
Неправильно: бармЕн
бралА, убралА, отобралА
Когда некто женского пола хочет взять, убрать или отобрать что-либо, в данном случае, мы опишем действие глаголом, в котором ударение будет ставится на последнюю букву А в последнем слоге (что очевидно).
Неправильно: брАла, убрАла, отобрАла.
прИбыл, прибылА
Как видите, ударения в этих словах зависят от рода — в мужском роде оно ставится на букву И в первом слоге, в женском — на А в последнем.
Неправильно: прибЫл, прИбЫла
оптОвый, оптОвая
Ударения в словах оптОвый и оптОвая уже не зависит от рода, как в вышеописанном примере. В этих прилагательных оно ставится на вторую О в обоих случаях.
Неправильно: Оптовый, Оптовая
творОг
Еще один из легендарных примеров, трудности с постановкой ударения в котором возникают чуть ли ни у каждого второго. Несмотря на то, что большинство русскоговорящих людей ставят ударение на первый слог — твОрог, правильно говорить — творОг. Вот так вот.
Есть мнение, что популярный (ныне — неверный) вариант вскоре войдет в современный русский язык, как допустимая норма и ошибкой являться не будет.
клАла
Ударение в слове клАла ставится на букву А в первом слоге.
Неправильно: клалА
изОгнутый, изОгнута, изОгнуто, изОгнуты + сОгнутый, сОгнут, сОгнута + пОгнутый, пОгнут, пОгнута
Ударение в словах изОгнутый и сОгнутый, пОгнутый, а также производных от них, падает на букву О в первом слоге.
Неправильно: изогнУтый, согнУтый, погнУтый.
зАгнутый
Ставим ударение на букву А в первом слоге.
Неправильно: загнУтый
столЯр, столярА
Ударение в слове, обозначающего мастера по древесным делам, ставится на букву Я в последнем слоге. В родительном падеже — на букву А, опят-таки, в последнем слове.
Неправильно: стОляр, стОляра
газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, трубопровОд, путепровОд
В этих словах, означающих комплекс сооружений для транспортировки продуктов и создания инфраструктуры, ударения ставятся на букву О в последнем слоге.
Неправильно: газОпрОвод, мусорОпрОвод, нефтЕпрОвод, трубОпрОвод, путЕпрОвод
бЕнзопровОд, элЕктропрОвод
Как вы уже догадались, в отличие от предыдущего набора, в этих словах допускается постановка ударения как на первый слог (буква Е), так и на букву О в последнем и предпоследнем слогах соответственно.
На этом мы завершим вторую часть из цикла статей о правильной расстановке ударений. Напомним, что статьи в цикле идут по принципу убывания популярности ошибок.
Соответственно, чтобы увидеть самые распространенные ошибки — вы можете обратиться к первой публикации на эту тему.
Как отмечалось выше — цикл будет продолжаться и далее, ведь в русском языке великое множество слов, которые вызывают затруднения при использовании их в устной речи.
Источник: https://voprosum.ru/udareniya-gde-stavitsya-udarenie-v-slove-chast-2
Ударение в русском языке
Особенности ударения в русском языке (продолжение)
Отдельного разговора требуют безударные слова. Служебные слова и частицы, как правило, не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них — односложные предлоги и союзы, бывают предударными словами, так называемыми проклитиками.
Они примыкают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по путИ. Другие — односложные частицы, являются энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющему на себе удар.
: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли они.
В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками.
Бывает, предлог принимает удар. на се
бя, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. предлоги НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.НА — нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, нА зиму, нА год, нА дом, нА пол.
Но такой перенос ударной гласной не всегда происходит. Мы говорим выйти на мОл (но не нА мол), взобраться на хОлм (но не нА холм), указать на двЕрь (но не нА дверь), сесть на мЕль (но не нА мель).
Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возм
ожен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер.
В том же случае, когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существительное выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит.
Например:
поверить нА слово, но: обратить вн
имание на слОво «преобразование»; спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду;
этот человек нечист нА руку, но: на рУку б
ыла наложена повязка; взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи;
сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр постави
л на нОс картонный цилиндр; старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.
Мы скажем взять грех нА душу. Это устой
чивый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА душу населения. Мы говорим свалиться как снег нА голову. Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог.
Но нельзя говорить: он бросил конфетти нА головы друзей.Часто ударение в русском языке переносится на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое.
Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не происходит: уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток. Произнесение нА два-три, нА три-пять — неверное.
Предлог остается безударным и в том случае, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе или трОе суток.Не переносится ударение в русском языке на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение.
Сравните: уехать нА два месяца — уехать на двА месяца и десять дней; командировка нА год — командировка на гОд и три месяца; встреча назначена нА три часа — встреча назначена на трИ часа тридцать минут.
Наконец, следует сказать, что иногда содерж
ание текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на предлог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русские темы (а не нА две). Ведущий специально выделил слово две, чтобы обратить на это внимание аудитории.
ЗА — зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА гор
од, зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.Но и здесь те же ограничения:
спрятать руки зА спину — спря
таться за спИну матери;схватить зА руки — схватить за рУки и нОги;туда можно добраться зА два часа — за двА часа сорок минут.
ПО — пО лесу, пО полю, пО полу, пО н
осу, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.
Не переносится удар. на предлог при сочетании
его с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять… сорок и сложными числительными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять рублей, по сОрок копеек. Ударение не переносится и в описанных выше случаях:
по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕс
ть человек; по двОе-трОе суток, по двА или трИ дня; по двОе ши трОе суток, по трОе с половиной суток; пО два центнера, но по двА и три десятых центнера.
ПОД — пОд ноги, пОд руки, пОд гору, п
Од нос, пОд вечер. ИЗ — Из дому, Из лесу, Из виду, Из носу. БЕЗ — бЕз вести, бЕз году неделя, бЕз толку. ОТ- час От часу, год От году, От роду.
Некоторые двусложные предлоги всегд
а бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО — из-за лЕса, из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.Слабоударяемые слова — это те слова, которые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называют побочным.
Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКОЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фразами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального удар.
:
мать стояла сзади детЕй — река ост
алась сзАди; поезд мчался мимо полЕй — машина проехала мИмо; он помахал вслед автОбусу — люди что-то кричали вслЕд; мы придём после чАса — мы придём к вам пОсле; около дОма был родник — довольно ходить вокруг да Около.
Побочное ударение (или второсте
пенное) обозначается знаком «гравис», в отличие от основного удар., обозначаемого знаком «акут». Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пробираться сквозь чАщу, сквозь зАросли, сквозь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар.
и предлог КРОМЕ: собрались все, кроме негО; ничего не надое собой брать, кроме кнИг; кроме берЁз, здесь были и липы.
Слабоударяемыми бывают некоторые глагольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл было взяться за чтение; сидЕли мы, бывало, вечерами вместе и беседовали; Он, стало быть, собрался уехать?
Однако не следует увлекаться побочн
ыми ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов — с второстепенным удар., а слабоударяемых слов — с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, которая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям.
Слова с побочным ударением привлекают к с
ебе особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово имеет всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и побочное удар. Это главным образом:
слова, образованные путем слож
ения двух основ: цельнометаллИческий, черепно- мозговОй, бессрочноотпускнОй;слова с некоторыми префиксами иноязычного происхождения: антиклерикАльный, ультрареакциОнный, супероблОжка, ремилитаризАция;сложносокращенные слова: земснарЯд, райсовЕт, обллИт, энергосбЫт, партконферЕнция.
Если в слове два ударения, то основное ударение бу
дет располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет значение и удалённость основного удар. от начала слова: человеконенавИстник, времяпрепровождЕние, хлопкоочистИтельный.
Широко употребляемые сложные слова, если они не
велики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, чернозЁм, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй. Без побочного удар. произносятся и такие распространённые слова, как землетрясЕние, сельскохозЯйственный и другие.
Побочные ударения чаще появляются в к
нижных по стилистической окраске словах: (клятвопреступлЕние, книгохранИлище) и в специальных словах: (электронновАкуумный, гальваноакУстика, радиорепортАж, киносценАрий, фотокорреспондЕнт, шахтоподъЁмник).
Бывает, при образовании сложного сл
ова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на который падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим:
боЕц — но молотобОец, сва
ебОец; волновОй — но коротковолнОвый, длинноволнОвый; заводскОй — но электрозавОдский; леснОй — но малолЕсный; привознОй — но дальнепривОзный; проводнОй — по электропровОдный; продавЕц — но книгопродАвец; сплавнОй — но лесосплАвный;
творЕц — но стихо
твОрец; ушнОй — но околоУшный; цветнОй — но одноцвЕтный.
Сложные прилагательные и сложные пор
ядковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60… 100, нередко произносятся с двумя ударениями (побочное — на числительном): одиннадцатиметрОвый, пятнадцатилитрОвый, семидесятикилометрОвый, девяностолЕтний, стотЫсячный.С двумя побочными удар.
на первой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четырёхсотрублЁвый, электромашиностроЕние, автомотогОнщик.Всегда имеют побочное удар. сложные слова, пишущиеся через дефис: контр-адмирАл, кают-компАния, плащ-палАтка, яхт-клУб.Побочное ударение может падать на некоторые приставки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-.
Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Например, с побочным удар. произносятся слова послеубОрочный, послеоперациОнный, послеродовОй. Но оно отсутствует у слов послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие. А в словах с приставками МЕЖ- к СВЕРХ- побочное удар.
ставится всегда: межнационАльный, межотраслевОй, межпланЕтный; сверхглубИнный, сверхмобИльный сверхскоростнОй.
Побочное ударение необходимо, чтобы прав
ильно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово хозмАг без второстепенного удар., то оно будет звучать так: хазмАк. Слушатель может не догадаться о значении такого слова. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную стилистическую роль.
Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельствует о просторечном стиле, например: общежИтие, восемьсОт, девятьсОт. Кроме недопустимой просторечной окраски, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для восприятия.
Изобразительно-выразительные возможности ударения широко испо
льзуются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персонажу яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, национальная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступление от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и действенности звучащего слова.
Источник: https://diktory.com/osobennosti.html
Поиск ответа
Всего найдено: 54
Здравствуйте. Где ставить ударение в словах куркума, Лимпопо, Эдгар? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Первые два слова легко найти в словарях. Что касается имени собственного Эдгар, то ударение зависит от того, кому именно это имя принадлежит (например, в имени Эдгара Аллана По ударение падает на первый слог).
в прилагательных Городковическая, Дубровическая от существительных ГородкОвичи, ДубрОвичи (нас. пункты) где ставить ударение?
Ответ справочной службы русского языка
В этих случаях ударение в прилагательных остается на тех же гласных, что и в существительных.
Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите, где ставить ударение в слове «турники» (мн.ч. от слова «турник»)? Представленные на сайте словарные статьи не дают однозначного ответа. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В слове турники ударение падает на последний слог.
Где ставить ударение в фамилии Дортикос?
Ответ справочной службы русского языка
В оригинале — на последнем слоге.
Здравствуйте. Где ставить ударение в слове одновременно?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно одновременно и одновременно. Для эфира рекомендуется вариант одновременно.
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, где ставить ударение при склонении слова «БОРТ» в таких предложениях: «Температура за бортом», «Человек за бортом», «Он находится за бортом» Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Словарная рекомендация: за бортом.
Здравствуйте! Просветите, пожалуйста, где ставить ударение в союзе «дабы»? Словарь ударений однозначно указывает на второй слог. Но другие словари допускают ударение и на первый, как современную норму. Хотелось бы ясности по этому вопросу.
Ответ справочной службы русского языка
Литературной норме соответствуют два варианта: дабы и дабы. Они не равноправны: дабы – предпочтительный вариант, дабы – допустимый. Словарь М. В.
Зарвы «Русское словесное ударение», электронной версией которого можно пользоваться на нашем портале, – это словарь для работников СМИ. Поэтому в нем представлен всегда один вариант ударения, рекомендованный для эфира.
Разумеется, словарь выбирает предпочтительный вариант, т. е. дабы.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как объяснить детям, что в орфографическом словаре в слове «пиццерия» ударение вариативно: на Е и на И, а в словаре ударений — только на Е? И что им делать на экзамене, где ставить ударение? Если можно, ответьте побыстрее.
Ответ справочной службы русского языка
Детям полезно знать, что языковая норма обладает таким важным свойством, как вариативность. В ряде случаев признаются нормативными не один, а два варианта, например: пиццерия и пиццерия, одновременный и одновременный, обеспечение и обеспечение.
Вариативность нормы связана с тем, что русский язык – это язык живой, а значит, меняющийся. Изменения не происходят вдруг, одномоментно. Новое вытесняет старое постепенно.
Поэтому в течение какого-то времени два разных варианта могут сосуществовать в языке как нормативные.
Если ребят эта тема заинтересует, можно предложить им посмотреть лекцию А. А. Зализняка «Эпизод из истории русского ударения», прочитанную специально для школьников.
«Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён» М. В. Зарвы, электронной версией которого можно пользоваться на нашем портале, – это словарь для работников СМИ. Поэтому в нем представлен всегда один вариант ударения, рекомендованный для эфира.
В орфоэпические словники, на основе которых составлялись задания по орфоэпии для ЕГЭ в предыдущие годы, не входило слово пиццерия. Вряд ли оно попадет и в словник этого года. Составители ЕГЭ при подготовке КИМов сопоставляют данные разных словарей и стараются включать в экзаменационные материалы вопросы только о безальтернативных орфоэпических нормах.
Здравствуйте. Волнует вопрос, в где ставить ударение в слове «гауда»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
В названии сыра гауда (и в названии голландского города Гауда, в честь которого назван сыр) ударение на первом слоге.
Скажите, пожалуйста, где ставить ударение в слове «детокс»? В английском языке в глаголе ударение на втором слоге, в существительном — на первом, но по-русски это звучит странно.
Ответ справочной службы русского языка
«Русский орфографический словарь» РАН фиксирует: детОкс.
Добрый день! Хотела узнать где ставить ударение в словах Мезень и мезенская, например- мезенская роспись. Зарание спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: МезЕнь, мезЕнская.
Как правильно говорить дЕньгами или деньгАми? Где ставить ударение в слове?
Ответ справочной службы русского языка
Более употребительно: деньгАми. Устаревает вариант дЕньгами.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, где ставить ударение в слово «апострофы».(Оно сохраняется так же, как и в слове «апостроф»?)
Ответ справочной службы русского языка
Да, сохраняется: апострОф, апострОфы.
Добрый день! Как нужно правильно говорить: «тЕстовая / тестовАя заготовка» (от слова «тесто и где ставить ударение) или «тестяная заготовка» (в словаре есть прилагательное от слова «тесто»). Однако, на практике все говорят «тестовая», а не «тестяная». В словарях прилагательного «тестовой» нет, есть только «опарно-тестовой». Помогите разобраться.
Ответ справочной службы русского языка
«Сделанная из теста» — тестяная. «Похожая на тесто» — тестообразная.
Здравствуйте! Возник вопрос: где ставить ударение — «рядом с прУдом» или «рядом с прудОм»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно: рядом с прудОм.
Источник: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B3%D0%B4%D0%B5+%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
одновременно как правильно ставить ударение
ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D
Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>
Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ОдновремЕнно или одноврЕменно?
В русском языке есть много слов, которые имеют две формы ударения, причём каждая из них — литературная. Таким является и слово «одновременно». Посмотрим, как в словаре трудностей русского языка под редакцией Д.Э.Розенталя отмечено ударение в данном слове.
Как правильно поставить ударение в слове «одновременно»?
Автор словаря отмечает две формы ударения, однако сначала в словаре написано слово «одновремЕнно», а затем «одноврЕменно». Это свидетельствует о том, что первая форма более предпочтительна.
- Он одновремеЕнно брался за всё сразу, пытаясь везде успеть, но у него ничего не получалось.
- Таким образом, верным будут оба произношения, но предпочтительнее всё же ставить ударение на предпоследний слог: одновремЕнно.
- Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
- Источник: http://kak-pravilno-plus.ru/2017/03/04/%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE/
- одноврЕменно или одновремЕнно
Как правильно ставить ударение в слове ОДНОВРЕМЕННО?
Русский язык, обычно довольно требовательный к орфоэпическим нормам, ударение в слове “одновременно” делает одним из исключений: оба варианта произношения – и одноврЕменно, и одновремЕнно считаются соответствующими нормам.
При этом первый вариант считается более консервативным – так в слове одновременно ударение ставили еще до революции, так что многие также считают этот вариант более изысканным и дворянским. Несколько авторитетных словарей русского языка (в том числе под редакцией М. Зарвы, М.
Штудинера и К. Горбачевича) считают приоритетным вариант одноврЕменно. Вместе с тем другие источники (такие как составители словарей под редакцией В. Лопатина и С.
Кузнецова) считают, что более современным будет поставить ударение следующим образом: одновремЕнно.
Как запомнить, где ударение?
Поскольку в данный момент даже квалифицированные лингвисты не могут дать однозначного ответа на вопрос, как правильно ставить ударение в этом слове, достаточно будет запомнить оба варианта.
Единственное, что желательно сделать – выбрать для себя, на какой слог предпочтительно ставить ударение и придерживаться этого варианта.
Так делают дикторы на телевидении и радио в том случае, если на вопрос, где ударение будет правильным, есть сразу два равнозначных ответа.
Примеры употребления
Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.
- Они заговорили одноврЕменно и весело рассмеялись.
- Такого в истории фирмы еще не было: два одинаковых проекта были сданы одновремЕнно.
- Чтобы достичь высшей техники исполнения, пловчихи должны быть выполнять все фигуры одноврЕменно.
- Говорят, что одновремЕнно фехтовать левой и правой рукой невозможно, но амбидекстр это все же сделал.
- Он использовал оба приема одноврЕменно, чем несказанно удивил соперника.
как правильно держать нож при нарезке
А вы знаете.
Какой из вариантов ударения правильный?(по статистике прошлой недели только 43% ответили правильно)
Не понравилось? — Напиши в х чего не хватает.
Источник: http://obrazovaka.ru/udarenie/v-slove-odnovremenno
Содержание статьи
- Как правильно ставить ударение в слове «одновременно»
- Как правильно ставить ударение в слове «тефтели»
- Как правильно ставить ударение в слове «ветеринария»
- Как правильно ставить ударение
Правильное ударение в слове «одновременно»: сразу два нормативных варианта
Варианты произношения «одноврЕменно» (с ударением на третьем слоге) и «одновремЕнно» (на четвертом) в современном русском языке считаются равноправными. То же самое можно сказать и о существительном «одновременность» и прилагательном «одновременный» – ударение в них можно ставить, как на первую «Е», так и на вторую.
Оба этих ударения в одинаковой степени соответствуют нормам русской литературной речи, и оба считаются правильными. Поэтому в слове «одновременно» ударение можно ставить «по вкусу», выбрав тот вариант, который кажется наиболее благозвучным.
Однако стоит обратить внимание на то, что произносить эти слова через «ё» («одновремЁнно», «одновремЁнный» и так далее) недопустимо, и некоторые авторы словарей особо отмечают такой вариант как неправильный.
«Одновременно»: ударение в словарях Ожегова, Даля и других
Нормы русского языка со временем меняются, и правила постановки ударения в слове «одновременно» за последние столетия изменились тоже.
Так, в знаменитом словаре Владимира Даля, составленном в середине XIX века, правильное ударение в слове «одноврЕменно» указывалось на третьем слове.
В «Словаре неправильностей русской речи» Долопчева, вышедшего в 1909 году, в качестве нормативного также указывался именно этот вариант.
Некоторые из авторов более современных словарей и справочников русского языка до сих пор отдают преимущество ударению «одноврЕменно», считая, однако, вариант с акцентом на четвертом слоге «одновремЕнно» допустимым. Однако, эту точку зрения можно считать устаревшей.
Так, уже в 1960 году в словаре Ожегова фиксируется двойная норма ударения в слове «одновременный», и варианты произношения даны как равноправные, без указания на предпочтительность того или иного варианта.
как правильно вставить смарт карту в ресивер
Такой же точки зрения придерживались и многие другие составители словарей: двойное ударение в слове «одновременный» фигурировало в «Орфоэпическом словаре», выпущенном издательством «Русский язык» в 1983 году Орфоэпический словарь, в словаре Российской Акакдемии Наук (2003 год издания), словаре под редакцией Лопатина и многих других словарях и справочниках.
В орфоэпическом словаре Резниченко, внесенного в официальный список словарей, содержащих нормы русского языка как государственного, также указан двойной вариант нормы, так что правильность ударения в слове «одновременно» как на третьем, так и на четвертом слоге, можно считать законодательно утвержденной.
Интересный факт про ударение «одноврЕмЕнно»
В слове «одновременно» два ударения одновременно. Этот каламбур позволяет запомнить допустимость ударения на любом из «Е», это позволяет записать это слово, совместив оба варианта нормы. Но произнести «одноврЕмЕнно» с двумя ударениями сразу не получится, придется выбирать.
Именно поэтому слово «одновременно» стало названием для моноспектакля Евгения Гришковца, премьера которого состоялась в 1999 году. Желание и невозможность получить «все и сразу, одновременно» – одна из ключевых, пожалуй, эмоций пьесы.
И название спектакля пишется именно так: «ОдноврЕмЕнно», с ударением и на третий, и на четвертый слог. И двойная норма произношения, по словам Евгения Гришковца, вдохновила его особо.
Этот моноспектакль он впоследствии называл «спектаклем с двумя ударениями»: в нем оказалось довольно много вариативного.
Источник: http://www.kakprosto.ru/kak-915012-kak-pravilno-stavit-udarenie-v-slove-odnovremenno
- В слове «одновременно» ударение ставится на гласный звук, обозначенный буквой «е», третьего или четвертого слога.
- Интересующее нас слово является одним из проблемных с точки зрения постановки ударения. В живой разговорной речи прослеживается вариативность постановки ударения и его произношения:
- «одноврЕменно», «одновремЕнно» или «одновремЁнно».
- Как правильно ставить ударение в этом слове?
В слове «одновременно» ударение на какой слог?
- Одновременно со сверкнувшей молнией полил сильный дождь.
- Чтобы узнать, на какой слог ставится ударение в слове «одновременно«, разделим его на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков и убедимся, что их пять:
- Классическим литературным вариантом является ударение на третьем фонетическом слоге этого слова:
Будем иметь в виду, что язык, как любой живой организм, изменяется с течением времени и с развитием общества. То, что вчера считалось разговорным произношением, то сегодня завоевывает прочную акцентологическую позицию в языке. Это напрямую касается постановки ударения в рассматриваемом слове.
В современном русском литературном языке анализируемое наречие имеет вариативное произношение:
как правильно крепить гипсокартон на рейки
- Значит, правильно произнесём его как с ударным третьим, так с ударным четвертым слогом.
- Мы закончили работу одновре́ме́нно.
- Аналогично с такой же вариативной постановкой ударения произносится однокоренное прилагательное:
- Следует иметь в виду, что неправильно произносить слова «одновремённо», «одновремённый».
Запомним правильное ударение
- Чтобы усвоить нормативную постановку ударения в этом слове, прочтем следующие примеры.
- Мы одновре́менно ахнули, увидев это яркое свечение на темном небе.
- У всех одновреме́нно вырвался удивленный возглас при виде этого необычного природного явления.
- Стоит ли нам приходить сюда одновре́менно?
- Мне хочется одновреме́нно объяснить тебе еще и эту закономерность.
- Из кухни одновре́менно послышался громкий стук и звон разбитого стекла.
Источник: http://russkiiyazyk.ru/kultura-rechi/udarenie-odnovremenno.html
Наречие одновременно, согласно Словарю ударений, 2000 г правильно произносить с ударением на третий слог (первую Е в слове) одноврЕменно.
А вот Орфоэпический словарь, 2004 г дает два варианта произношения, как в первом случае, так и с ударением на четвертый слог (вторую Е в слове), то есть одновремЕнно.
Словарь трудностей русского языка Розенталя Д. Э. тоже дает две формы произношения, только в отличие от Орфоэпического словаря, 2004, сначала у него идет одновремЕнно (уточняется, что произносится не ё, а е), потом одноврЕменно.
- Таким образом, словари дают две нормы произношения слова одновременно.
- Я помню Гришковец долго рассуждал на эту тему в спектакле «Одновременно» и сказал, что орфографический словарь разрешает и ту и другую форму употребления. Интернетовские ссылки на словари дают два ответа:
- Словарь ударений 2000 г: одноврЕменно;
- Орфографический словарь 2004 г: одноврЕмЕнно (как я понял и то идругое, причем без объяснений в каких ситуациях)
Относительно употребления ударений, советую всем пользоваться книгой С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы и пособием _Н. А. Еськова. Краткий словарь трудностей русского языка: грамматические формы, ударение._
А относительно вопроса. Поскольку вышеозначенная Наталья Александровна Еськова является ведущим научным сотрудником отдела культуры русской речи Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, то академическое написание соответствует тем правилам русского языка, которые приняты в данный момент времени.
Согласитесь, мы же уже давно не пишем по устаревшим правилам с ятями и не употребляем в грамотной речи устаревшее словосочетание череЗ Чур.
- Именно по вышеуказанной причине рекомендуется употреблять ударение одновремЕнно, хотя допустимо и словесное ударение одноврЕменно.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/70074-odnovremenno-ili-odnovremenno.html
Источник: https://pravilnoli.ru/odnovremenno-kak-pravilno-stavit-udarenie