Обобщенно-личные предложения: конструкции и контексты, значение и примеры

Обобщенно-личные предложения: конструкции и контексты, значение и примеры Неопределённо-личным предложением является один из видов односоставного предложения, в котором единственный главный член – сказуемое.

Напомним, что таких видов четыре:

  • определенно-личные;
  • неопределённо-личные;
  • безличные;
  • обобщённо-личные.

Обобщенно-личные

Выделение обобщённо-личных условно, чаще говорят об определённо-личных или неопределённо-личных со значением обобщения, но мы будем рассматривать их как отдельный тип односоставных предложений.

Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Само название объясняет их основную особенность: они имеют обобщённое значение. Другими словами, действие, выраженное сказуемым в этом предложении, относится к каждому или любому человеку, является общим.

Тише едешь – дальше будешь.

  • Как видим, действие, обозначаемое глаголом в данном предложении, может относиться к любому лицу и не зависит от времени его совершения, то есть мыслится обобщённо.
  • Отличием обобщённо-личных предложений от всех остальных односоставных предложений является именно это значение обобщённости, по форме же они могут быть сходными с определённо-личными или неопределённо-личными предложениями.
  • Сказуемое в обобщённо-личных предложениях может быть выражено:
  1. Глаголом 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Спасибо в карман не положишь. Что написано пером, не вырубишь топором. Что посеешь, то и пожнёшь.
  2. Глаголом повелительного наклонения. Береги честь смолоду. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Не спеши языком, торопись делом.
  3. Глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени. Цыплят по осени считают. От добра добра не ищут. После драки кулаками не машут.

Многие из примеров таких предложений являются пословицами, так как именно в пословицах даются широкие обобщения, образно выражаются общие суждения.

Неопределенно-личные

Отличием неопределённо-личных предложений от остальных является то, в какой форме сказуемое выражено в предложении:

  1. Оно может быть выражено глаголом третьего лица, множественного числа настоящего или будущего времени.Нам привезут книги. Пишут из дома. Говорят о погоде. Наш класс повезут на экскурсию.
  2. Это может быть глагол третьего лица, множественного числа, повелительного наклонения.
    Пусть говорят! Пускай принесут горячую воду.
  3. Это может быть глагол множественного числа прошедшего времени.
    Мне предложили поехать на олимпиаду.  Нашу команду включили в состав участников соревнований. Тебя записали в дисциплинарную тетрадь.
  4. Либо глагол множественного числа условного наклонения.
    Сказали бы сразу. Отнесли бы обед вовремя. Утром перенесли бы встречу на завтра.

В таких предложениях действующее лицо не определено. Вернее, действующие лица. Еще одна отличительная особенность – это множественное число сказуемого. В предложении акцент делается на сказуемом, то есть на действии, о котором идет речь. Если дополнить предложение по смыслу отсутствующем подлежащим, то оно будет выражено местоимением «они» или «все».

На зимних каникулах нас повезут на ёлку.  (На зимних каникулах они нас повезут на ёлку).

На кухне обсуждают новости. (Все на кухне обсуждают новости).

При дополнении неопределённо-личного предложения местоимением – подлежащим, мы получим  двусоставное предложение.

Очень легко спутать неопределённо-личные предложения с неполными двусоставными. Чтобы не допускать ошибок, следует запомнить простое правило:

В неполном двусоставном предложении нам по смыслу понятно о действии конкретных лиц, в неопределённо-личном — действующие лица не определить. Отсюда и название.

  1. В январе строители начали работы по возведению перехода, в сентябре – закончили.
  2. (Вторая часть сложного предложения представляет собой двусоставное неполное с пропущенным подлежащим «строители», которое легко восстанавливается по смыслу; на месте пропуска ставится тире).
  3. Закончили работы по возведению перехода.

(Кто закончил? Неизвестно. Кто-то закончил, они закончили. Односоставное неопределённо-личное).

Также, если сказуемое выражено глаголом в единственном числе и можно добавить подлежащее, то это неполное двусоставное.

Собрался уходить.

(Кто собрался уходить? Я или он – можно определить по соседним предложениям, но даже если их нет, мы видим, что в предложении нет значения неопределённости. Действие совершается каким-то конкретным лицом, наименование которого пропущено: перед нами неполное двусоставное предложение).

  • Увидела парус.
  • Рассказал о себе.
  • Пристально посмотрел на меня.

Конспект урока в 8 классе

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Неопределённо-личные предложения.

  • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
  • изучение основных особенностей неопределённо-личных предложений;
  • ознакомление с обобщённо-личными предложениями;
  • развитие умений находить неопределённо-личные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных и неполных предложений, употреблять в речи;
  • отработка навыков синтаксического разбора.

Комбинированный.

1. Повторение изученного, актуализация опорных знаний.

а) Орфографическая разминка (повторение правописания личных окончаний глаголов);

образовать от данных глаголов форму 3-го лица множественного числа:

бегать, бежать, хотеть, превозносить, охранять, строить, бороться, блистать, приземлиться, победить, рассказать, рассказывать, клеить, дышать, махать.

б) Синтаксический разбор предложений (2 ученика пишут на доске).

Поднимите свой взгляд к небу.
Нам пишут из Франции.

(На основании разбора второго предложения переходим к изучению новой темы)

2. Изучение новой темы.

  1. а) Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока, планирование работы (совместно с учителем).
  2. б) Повторение сведений об односоставных предложениях и их видах (по таблице), самостоятельное объяснение понятия «неопределённо-личное предложение».
  3. (можно организовать работу в парах, затем ответы учащихся).
  4. в) «Проверь себя»: изучение информации по теме в учебнике § 23, уточнение и дополнение ответов (продолжение работы в парах, затем ответы учащихся).
  5. г) Анализ языкового материала (определение вида предложений, обоснование, доказательство).

В такие дни особенно начинаешь ценить пустяки.

  • Очень уж шумят у нас в коридоре.
  • Дело взяли под контроль.
  • Поля уже вспахали, зерно посеяли.
  • Работу закончили вовремя.
  • Молчите и не перебивайте!
  1. (Вывод о различиях между определённо-личными и неопределённо-личными предложениями)
  2. д) Выполнение тренировочных упражнений из учебника (152, 154, 156):

Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»Обобщенно-личные предложения: конструкции и контексты, значение и примеры
Обобщенно-личные предложения: конструкции и контексты, значение и примерыЗапишите фрагмент текста из книги С. Лавровой «Занимательная химия», вставляя пропущенные буквы.

Найдите в тексте фразеологизмы. Как вы их понимаете?

Найдите односоставные неопределённо-личные предложения, подчеркните в них главные члены и укажите, чем они выражены.

Объясните, какую роль в тексте играют неопределённо-личные предложения. Для чего они используются?

Обобщенно-личные предложения: конструкции и контексты, значение и примеры

3. Знакомство с обобщённо-личными предложениями.

а) Анализ языкового материала:

Шила в мешке не утаишь. После драки кулаками не машут.

Учащиеся определяют эти предложения как определённо-личное (первое) и неопределённо-личное (второе): Ты шила в мешке не утаишь (2 лицо ед. ч.); они после драки кулаками не машут (3 лицо мн. ч.).

б) Обращаем внимание на смысл данных предложений, на то, что они имеют обобщённое значение:  все не могут  утаить шило в мешке, все после драки кулаками не машут.

в) Обобщающий смысл характерен в первую очередь для пословиц. Приведём примеры пословиц, которые имеют форму односоставных предложений.

Что посеешь, то и пожнёшь. Из песни слов не выкинешь. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Снявши голову, по волосам не плачут.

(С объяснением значений, комментированием).

Делаем вывод, что в этих предложениях речь идёт о действиях вообще, любого человека, без отнесённости к конкретному лицу. Это и есть обобщённо-личные предложения.

4. Вывод по уроку, рефлексия. (Что было самым важным на уроке? Какой материал оказался трудным? Что необходимо проработать дома, к чему надо вернуться ещё раз? Что было самым интересным на уроке? Что получилось хорошо? И т. д.)

5. Домашнее задание: прочитать теоретический материал, подготовить устный ответ по таблице об изученных односоставных предложениях, записать по 3 примера предложений для иллюстрации ответа.Таблицу видов односоставных предложений можно посмотреть в уроке про односоставные и двусоставные предложения.

Источник: http://olgadyachenko.ru/neopredelyonno-lichnye-predlozheniya-primery.html

Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе. Обобщенно-личное предложение – особенности конструкции и употребления

В школьном курсе русского языка пристальное внимание изучению родного языка отводится в 8 и 9 классах основной школы. Причем в 8 классе изучается синтаксис простого предложения, а в 9 подробнейшим образом рассматриваются особенности и разновидности сложных.

В 8 классе после изучения словосочетания и типов связи в нем авторы учебников достаточно много материала посвящают односоставным предложениям. В числе прочих односоставных конструкций изучаются обобщенно-личные предложения, примеры которых можно найти далее.

В школьном курсе русского языка 8 класса рассказано, что все простые предложения русского языка условно можно разделить на группы односоставных и двусоставных. Среди односоставных выделяются две большие разновидности: группа подлежащных и группа сказуемых предложений.

Вторая группа подразумевает, что в простом предложении единственный главный член – это сказуемое. В ней насчитывается четыре разновидности: безличные, неопределенно-личные и обобщенно-личные.

Обобщенно-личные от других односоставных конструкций отличаются тем, что такое предложение информирует не о деятельности конкретного лица, а сообщаются общие понятия, которые применимы к различным лицам и ситуациям.

Если говорить о конкретных грамматических показателях этой группы, то важно отметить такой важный факт, что субъект действия не назван и мыслится обобщенно. В такую односоставную синтаксическую конструкцию можно подставить подлежащие, выраженные лексемами: «любой», «всякий», «каждый».

Структурные особенности таких односоставных предложений совпадают с особенностями определенно-личных и неопределенно-личных предложений. А именно: сказуемое в них – глаг. 2 л. ед. ч. или 3 л. мн. ч.

Важно!
Исходя из названия разновидности односоставных синтаксических конструкций, становится понятно, что смысл этих предложений обобщен. Другими словами, в качестве подобных синтаксических единиц могут выступать пословицы, афоризмы, поговорки, прописные истины.

Примеры обобщенно-личных предложений

Обобщенно-личные предложения: конструкции и контексты, значение и примеры

Рассмотрим примеры из художественной литературы:

Пословицы с таким типом конструкций известны каждому:

  • Лежачего не бьют.
  • Век живи – век учись.
  • Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
  • Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Дырявую бочку не наполнишь.
  • На деньги ум не купишь.
  • Снявши голову, по волосам не плачут.
  • С кем поведешься – от того и наберешься.
  • Соловьев баснями не кормят.
  • Слезами горю не поможешь.
  • Гостю щей не жалей, а погуще налей.
  • Что посеешь – то и пожнешь.

Обобщенно-личные предложения, представленные поговорками:

  • На одни и те же грабли наступает.
  • Посеешь привычку – пожнешь характер.
  • Покупаешь не дом, а соседа.
  • Из песни слов не выкинешь.
  • Сделал дело – гуляй смело.
  • Не говори «гоп», пока не перескочишь.
  • Не родись красивым, а родись счастливым.
Читайте также:  Читать онлайн краткое содержание романа александра грина «бегущая по волнам»

Обобщенно-личные предложения: конструкции и контексты, значение и примеры

Современные лингвисты говорят о том, что обобщенно-личные предложения, вернее, пословицы и в их качестве, являются обязательными и не вызывают споров. Они становятся следствием причинно-следственных связей анализируемых ситуаций. По этой причине с течением времени все эти выражения приобрели значение неизбежного, необходимого и объективно обусловленного.

Важно!
Обобщенно-личные предложения подробно описываются в специальных лингвистических пособиях. Также об этой разновидности односоставных конструкций информацию можно найти и в электронной библиотеке – Википедии.

Источник: https://zvdom.ru/primery-obobshchenno-lichnyh-predlozhenii-v-hudozhestvennoi-literature/

Обобщённо-личные предложения. Видеоурок. Русский язык 8 Класс

  • Обобщенно-личные предложения – это предложения, в которых действия, выраженные глаголом, относятся к любому лицу, носят обобщающий характер. Примером могут служить пословицы, известные нам с детства:
  • — Век живи – век учись.
  • — Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  • — Цыплят по осени считают.
  • Сказуемое в обобщенно-личном предложении выражено глаголом в форме второго лица единственного числа:
  • Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • Слезами горю не поможешь.
  • Бывает, что сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в форме третьего лица множественного числа в изъявительном наклонении:
  • Снявши голову, по волосам не плачут.
  • После драки кулаками не машут.
  • Иногда в обобщенно-личных предложениях встречаются сказуемые в форме глагола первого лица множественного числа изъявительного наклонения:
  • Что имеем — не храним, потерявши – плачем.
  • Сказуемое также может быть выражено глаголом в форме первого лица единственного числа изъявительного наклонения:
  • Чужую беду руками разведу, а к своей и ума не приложу.
  • Распространены обобщенно-личные предложения, в которых сказуемое выражается глаголом в форме повелительного наклонения:
  • Век живи – век учись.  
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • Такие предложения могут выступать в роли придаточных в составе сложноподчиненного предложения:
  • Хоть убей – следа не видно.
  • По своей сути они потеряли значение придаточного предложения и превратились в устойчивые или идиоматические сочетания, при письме они выделяются запятыми или тире:
  • Куда ни сунься – тут как тут.
  • Такие предложения характерны только для разговорного стиля речи.
  • Основное назначение обобщенно-личных предложений – образное выражение неких общих суждений, поэтому они широко используются в народных пословицах и поговорках:
  • Что написано пером, того не вырубишь и топором.
  • Из песни слова не выкинешь.
  • Распространены обобщенно-личные предложения и в описаниях при создании картины в типичных ситуациях:

А то велишь запрячь беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (И.С. Тургенев).

  1. В критических статьях и публицистике обобщенно-личные предложения помогают придать суждениям большую объективность:
  2. Читая заметки литератора, мы особо явственно осознаем значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружалиха», для нашей послевоенной прозы.
  3. Несмотря на то что обобщенно-личные предложения чаще всего используются в разговорном и в художественном стилях, отдельные разновидности таких предложений можно встретить и в научном стиле. Они употребляются при указании обычности того или иного действия:
  4. Тензодатчики делают из тонкой проволоки, складываемой змейкой.
  5. В художественных произведениях обобщенно-личные предложения могут являться приемом, с помощью которого автор передает свои чувства и мысли, заставляя читателя сопереживать:
  6.  Ляжешь, а горькая дума
  7. Так и не сходит с ума…

Голову кружит от шума.  (С.А. Есенин)

  • Обобщенно-личные предложения могут иметь форму двусоставного предложения, в котором подлежащее выражено личным местоимением:
  • Вы входите в лес, вас сразу охватывает прохлада, вы медленно идете по опушке.
  • В этих предложениях подлежащее «вы» относится не к какому-то конкретному лицу, а носит обобщающий характер, потому и предложения являются обобщенно-личными.

Мы с вами выяснили, что односоставные обобщенно-личные предложения используются, когда нужно представить действие, носящее обобщающий характер, не относящееся к какому-то конкретному лицу.

Особенно широко они используются в разговорной речи, стилистические особенности позволяют использовать их в художественной литературе и в научном стиле.

Эти предложения помогают придать высказываниям большую объективность.     

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И., Степанова Е.Б. Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля,: Изд-во Московского университета, 2011.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е.,  Максимов Л.Ю.. Чешко Л.А.. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений,: Просвещение, 2013
  3. Тесты Обобщенно-личные предложения (Источник).  

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Terver.ru (Источник).
  2. Lingvotech.com (Источник).
  3. Hi-edu.ru (Источник).

Домашнее задание

  1. Дать определение обобщенно-личным предложениям, привести примеры.
  2. Каково основное назначение обобщенно-личных предложений?
  3. Как вы думаете, есть ли продолжение всем известной русской пословицы: «Век живи, век учись»? Если «да», то какое; если «нет», то почему?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/odnosostavnye-predlozheniya/obobschyonno-lichnye-predlozheniya

Характер и семантика обобщенно-личных предложений

В обобщенно-личных предложениях выражается независимое действие (признак).

Деятель в этих предложениях словесно не обозначен, но грамматически представлен как обобщенный. Указание на отнесенность к обобщенному деятелю («любому» деятелю) содержится в форме главного члена, представленного формой 2-го л. ед. ч. изъяв. и повел. накл. 3-го л. мн. ч.: Камня на зуб не положишь; Не будь тороплив, будь памятлив; В чужом доме не указывают.

Особую группу составляют обобщенно-личные предложения, в которых повествуется о действии, совершавшемся самим говорящим в прошлом, притом действии длительном, обычном или повторявшемся неоднократно. Благодаря глагольной форме 2-го л. наст. и буд. вр. действие осмысливается как обобщенное: Поспешишь — людей насмешишь; Кашу маслом не испортишь.

Обобщение такого рода может быть основанием для вывода, поэтому данные предложения легко переходят через ту условную грань, за которой имеет место уже не конкретное повествование, а обобщение личного опыта и выражение его как «обязательного» для всех. Например: Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Дитя не плачет, мать не разумеет. Сердце руками не уймешь. Действие фактически относится к любому деятелю.

Важную особенность обобщенно-личных предложений составляет их употребление при выражении только тех наблюдений, которые представляются говорящему обязательными, бесспорными, поскольку вытекают из объективных особенностей наблюдаемых явлений и ситуаций. Основной семантический компонент в обобщенно-личных предложениях — личная причастность любого лица к наблюдениям, составляющим содержание этих предложений, в них обобщается жизненный опыт говорящего или усвоенный им коллективный опыт.

Что имеем— не храним, потерявши плачем, Пашню пашут, так руками не машут.

Высшая степень обобщения опыта проявляется в пословицах. Форма обобщения настолько существенна, что облеченное в нее высказывание приобретает афористичность и назидательность.

В обобщенно-личных предложениях все основные элементы предикативности — модальность, время, лицо — содержат обобщение, подкрепляют афористический смысл.

Объективно-модальное значение реальности~ирреальности, выражаемое формами наклонения, осложняется частными модальными значениями (которые также обусловлены формой главного члена односоставных предложений):

долженствования — формами 2-го л. изъяв. и повел, накл.: По волоску всю бороду выщиплешь; Ешь с голоду, а люби смолоду ;

невозможности — формами 2-го л. изъяв, накл. с частицей не: Без труда не вынешь (и) рыбку из пруда; Языком и лаптя не сплетешь;

целесообразности — формами 3-го л. мн. ч.: Старших и в Орде почитают;

неизбежности — формами 3-го л. мн. ч.: За (одного) битого двух небитых дают;

нецелесообразности — формами 3-го л. мн. ч. и повел, накл. с частицей не: В чужой монастырь со своим уставом не ходят, На резвом коне жениться не езди.

  • Формы главного члена обобщенно-личных предложений не имеют определенного временного значения; всем им свойственно значение вневременности: Из черного не сделаешь белого; Битому лишь лозу покажи; На сердитых воду возят.
  • Обобщенное значение синтаксического лица заключается в том, что выскзывание, выраженное в обобщенно-личном предложении, соотнесено одновременно со всеми лицами: Прытью людей не удивишь; Добрым делом не кори; От добра добра не ищут.
  • Продуктивность формы обобщенно-личных предложений для пословиц не случайна: их обобщенная форма сочетается с назидательным смыслом; однако данные предложения чрезвычайно употребительны в речи и как создаваемые из словесного материала, а не только как воспроизводимые.

Значение обобщённости может быть свойственно предложениям разной структуры: И какой же русский не любит быстрой езды (Н. Гоголь) (двусоставное предложение); В поисках слов нельзя пренебрегать ничем (К. Паустовский) (безличное предложение); Сердцу не прикажешь (пословица) (определённо-личное по форме предложение).

Предложения обобщенно-личного типа распространены и в художественных описаниях. Например: Прислушаешься — и как будто нет ничего, а звенит (Т.); А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.

); Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.); Глянешь с горы — какой вид! (Т.); Бродишь часами, не замечаешь, как время летит (Т.).

Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.

Если в неопределенно-личном или обобщенно-личном предложении подлежащее не обозначено, но мыслится (неопределенно или обобщенно), то в безличном предложении его вообще нет. Это составляет сущность данных предложений, в них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли».

Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто; для обозначения повторяемости действия в прошлом употребляется частица бывало: Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься… (Т.).

Но чаще всего обобщенно-личные предложения — это афоризмы, поговорки, пословицы, крылатые выражения. Почему мы это наблюдаем? Обратимся к этому жанру литературы.

Источник: https://studbooks.net/2096733/literatura/harakter_semantika_obobschenno_lichnyh_predlozheniy

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. субъект действия мыслится обобщенно.

Основное назначение обобщенно-личных предложений — образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Любишь кататься — люби и саночки возить; Шила в мешке не утаишь; Скажешь слово — не воротишь.

Предложения данного типа распространены и в описаниях. Например: Прислушаешься — и как будто нет ничего, а звенит (Т.); А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.); Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.

Читайте также:  Алканы: строение и химические свойства, получение насыщенных углеводородов

); Глянешь с горы — какой вид! (Т.); Бродишь часами, не замечаешь, как время летит (Т.); Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел?! (М.); Словно смотришь в бинокль перевернутый — все, что сзади осталось, уменьшено (Сим.

); Бывает: входишь в двери иль за угол свернешь, и вдруг — глазам не веришь, стоишь — себе не веришь, что другу руку жмешь (Щип.).

Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто; для обозначения повторяемости действия в прошлом употребляется частица бывало: Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься… (Т.).

Глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); А дуги гнут с терпеньем и не вдруг (Кр.); После драки кулаками не машут (посл.); Ах, он любил, как в наши лета уже не любят (П.).

Иногда встречается и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем — не храним, потерявши — плачем (посл.); Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред (П.).

Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи, век учись; Не спеши языком — торопись делом; Семь раз отмерь — один раз отрежь (пословицы).

Обобщенно-личные предложения с главным членом — глаголом в форме повелительного наклонения могут формально выступать в качестве придаточных частей предложений, но фактически они превращаются в устойчивые сочетания и теряют значение придаточных; затемняется и отнесенность действия к какому бы то ни было лицу, даже обобщенному: И бороду так приморожу к вожжам — хоть руби топором! (Н.); Хоть убей, следа не видно (П.); Куда ни сунься — тут как тут (Гр.); Что ни говори, а работа выполнена хорошо; Хоть глаз выколи, ничего не видно.

Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными, поскольку в них сообщается о действиях и состояниях безотносительно к определенному лицу.

Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.).

Распространен такой вид предложений и в художественных описаниях: Вы входите в лес. Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Т.); Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться.

Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце (Т.). Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.

Характерны подобные конструкции и для разговорно-обиходного языка: ну что ты с ним (ней) сделаешь, ну что ты скажешь, хоть ты семи пядей во лбу будь и др.; Вот не доедешь, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? (Т.).

  • 292.
  • Безличные предложения
  • Безличными называются односоставные предложения, главный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.
  • Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой именительного падежа, его нельзя установить и по связям с другими членами предложения.

Если в неопределенно-личном или обобщенно-личном предложении подлежащее не обозначено, но мыслится (неопределенно или обобщенно), то в безличном предложении его вообще нет. Это составляет сущность данных предложений, в них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли».

Безличные предложения разных типов образовались в разные эпохи. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского и A.M. Пешковского, наиболее древним типом являются предложения с собственно безличным глаголом, такие, как Светает; Морозит; Лихорадит; Вечереет.

По-видимому, в очень древнюю эпоху предложения с такими сказуемыми были двусоставными, типа Мороз морозит, Вечер вечереет. Свет светает. Такие тавтологические конструкции в редких случаях сохранились и в современном русском языке (гром гремит, ветер веет.

Формирование безличных конструкций — это результат абстрактного мышления, поскольку в них налицо отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенное действие. По образцу этого типа создаются затем безличные предложения со сказуемым, выраженным безличной формой глагола (ср. Град побил посевы.

— Посевы побило градом; Ветер свалил дерево. — Ветром свалило дерево). А.М. Пешковский связывает рост безличных конструкций с общей тенденцией в языке — вытеснением имени глаголом.

Безличные предложения широко распространены в художественной литературе, которая постоянно обогащается фактами разговорного языка. Употребление безличных конструкций позволяет описать состояния, характеризуемые неосознанностью, немотивированностью (ср.

: не хочу — осознанное нежелание; не хочется — неосознанное нежелание), придать действию особый оттенок легкости (мне говорится — мне легко говорить) и, наконец, выделить при необходимости само действие или состояние безотнесенности его к какому-либо деятелю.

Все это способствует широкому распространению безличных конструкций именно в разговорной речи и в языке художественной литературы.

  1. Главный член безличного предложения может быть выражен: 1) безличным глаголом, 2) личным глаголом в безличном значении, 3) безлично-предикативным словом (с инфинитивом или без него), 4) кратким страдательным причастием в форме среднего рода, 5) отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание.
  2. По своему строению безличные предложения могут быть различными:
  3. а) главный член не требует дополнительных слов: Вечереет; Рассвело; Морозит;
  4. б) главный член требует дополнения в родительном падеже: Не было возможности поехать; Не слышалось никакого шума; Продуктов хватит ненадолго;
  5. в) главный член требует дополнения в дательном падеже (при необходимости обозначить субъект): Мне нездоровится; Ему не сиделось дома;
  6. г) главный член требует дополнения в творительном падеже: Повеяло сыростью; Потянуло холодом;
  7. д) главный член требует прямого дополнения: Взорвало плотину; Тарантас толкнуло.

1. Безличные глаголы в роли главного члена безличного предложения светает, морозит, вечереет, моросит, знобит, тошнит, нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др.

имеют форму, совпадающую с формой 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени — с формой среднего рода единственного числа (светало, знобило, смеркалось, вечерело, нездоровилось и т.д.).

Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

Общее значение безличных предложений данного типа определяется значением безличного глагола. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды: Морозило сильнее, чем с утра (Г.); На дворе еще чуть брезжило (Т.); Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега (Л. Т.); Уж сильно завечерело (М. Г.); Вечереет.

В окно смотрит голубая весна (Пришв.); психическое или физическое состояние живого существа: От радости в зобу дыханье сперло (Кр.); У меня на сердце захолонуло (Т.); Его знобило и ломало (Л. Т.); Просто мне нездоровилось это время (Купр.); Его лихорадило (Вирта); И в зале дышится легко (Сим.

); долженствование, необходимость и другие модальные оттенки (такой глагол чаще всего употребляется с инфинитивом): Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать (П.); Он почему-то чувствовал, что говорит не так, как бы следовало (Л. Т.); Он шел не торопясь, как и подобало посетителю музея (Кат.

); И чтобы не сердить больного, придется Прошке встать к окну (Сим.).

2. Безличные предложения, главный член которых выражен личным глаголом в безличном значении, довольно распространены в русском языке и многообразны по структуре и значению.

Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме 3-го лица единственного числа или в форме прошедшего времени среднего рода. Ср. личные и безличные конструкции: Воздух свежеет. — На улице свежеет; Ветер воет.

— В трубе воет; Солнцу пригревало землю. — В полдень пригревало.

Личных глаголов, которые могут употребляться в безличном значении, гораздо больше, чем глаголов собственно безличных, поэтому так разнообразны и богаты значения конструкций с данным типом глагола. Они могут обозначать явления природы, стихийные явления и состояние окружающей среды: Ночью несколько стихло (Гонч.); Все небо заложило (Н. Остр.

); Снег падал реже, чуть посветлело (Леон.); На лесопильном дворе горит (Ч.); психическое и физическое состояние живых существ: Мне уши заложило (Гр.); В голове до сих пор стучит (Г.); У батюшки даже в глазах зарябило (С.-Щ.); У Павла Васильевича даже дух захватило (М.-С.); В глазах у меня потемнело (Л.); А день-то свеж, а кости ломит (Сим.

); чувственные восприятия, ощущения: Из хаты повеяло сыростью (Л.); …Сильно, до духоты пахло тушью и красками (Ч.); По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью (Леск.); явления, приписываемые судьбе, или действия нереальной силы: Бывает, моего счастливее везет (Гр.); Не вечно мне везло (Н.); …Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах (Т.

); Надоумило меня сходить туда; действие неизвестной силы посредством какого-либо орудия: И ветром наконец то дерево свалило (Кр.); Звезды затянуло мглой (А.Н. Т.); Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты (Щип.); …Жду, когда он зарастет или затянет его илом (Ч.); В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломило одну старую сливу (Ч.

); Всю грудь обдало холодом, залило чувством радости, восторга (Ч.); Жгучим морозом опаляет лицо (Фурм.).

3. Довольно распространены и безличные предложения, главный член которых выражен безлично-предикативным словом. Некоторые из этих слов выступают в качестве главного члена только в сочетании с инфинитивом. Значение безличного предложения определяется значением безлично-предикативного слова.

Безличные предложения с безлично-предикативным словом на -о могут обозначать состояние природы или окружающей среды: В комнате становится тихо (М. Г.); Смотрите, ведь уж поздно, холодно (Л.); В небесах торжественно и чудно (Л.); В нашем доме на Большой Дворянской было темно (Ч.

); психическое или физическое состояние живых существ: Что же мне так больно и так трудно? (Л..); Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели (Т.); Голова его закружилась; и с ним сделалось дурно (Л. Т.); Голодно, странничек, голодно (Н.); Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (Брюс.

Читайте также:  Какое количество хромосом содержится в кариотипе у картошки

); значение долженствования, необходимости, возможности и др. модальные оттенки: На этом деле можно в момент свернуть голову (Шол.); Нам должно жить! (Брюс.); Ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать (П.); Чего тебе надобно, старче? (П.

); зрительное или слуховое восприятие: Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге (Л.); Далеко видно кругом! (Т.); А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно (Т.).

Примечание. Безлично-предикативные слова данной группы часто употребляются с инфинитивом, например: Мне трудно дышать; Стыдно слушать эти речи; Вам вредно курить.

Такие предложения при изменении порядка слов могут терять значение безличности.

Инфинитив в препозиции (особенно с последующей длительной паузой) легко приобретает функцию подлежащего, например: Дышать — трудно; Слушать эти речи — стыдно; Курить — вредно.

То же наблюдается и в предложениях с некоторыми словами, заключающими в себе модальное значение (нужно, невозможно). Ср.: Невозможно было ехать. — Ехать — невозможно.

Безличные предложения с безлично-предикативными словами, морфологически совпадающими с именами существительными (грех, стыд, позор, ужас, жаль, пора, недосуг, лень, охота, неохота), в сочетании с инфинитивом обозначают оценку действия с морально-этической стороны: Над старостью смеяться грех (Гр.

); эмоциональное состояние человека: И сказать мне правду было жаль (Фет); долженствование в отношении времени совершения действия: Был у меня хороший друг, — куда уж лучше быть, — да все, бывало, недосуг мне с ним поговорить (Сим.); модально-волевые оттенки: Мне бы вот охота плясать (А.Н. Т.).

4. Главный член безличного предложения может быть выражен кратким страдательным причастием с суффиксами -н-, -ен; -т-.

Формой среднего рода краткого страдательного причастия передается значение состояния как результата совершившегося действия. Например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.); Уж послано в погоню (П.); Посидели в литографии, где было накурено (Ч.).

В составе главного члена при кратком причастии может быть инфинитив, называющий конкретное действие. Например: Петрушке приказано было оставаться дома (Г.); Нынче не велено кусаться (Ч.).

5. В безличном предложении главным структурным элементом может быть отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. Например, отрицательное слово нет, нету: Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости (Ч.); …Там счету нет столетьям(Щип.); Нет ни ржи, ни тропки (Щип.

); безличная форма глаголов быть, стать с отрицанием: Не было ни гроша, да вдруг алтын (посл.); Не было сил перенести это; Прошло несколько дней с тех пор, как его не стало; существительное в форме родительного падежа с отрицанием ни: Ни звука!.. И видишь ты синий свод неба… (Н.); Ни писем, ни вестей. Как ни проси их, они забыли (Сим.

); отрицательные местоимения ничего, никого и др.: Кажется, кто-то там… — Никого (Ч.).

293.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/21466.html

Конспект урока по русскому языку " Обобщенно — личные предложения" ( 8 класс)

  • Обобщённо-личные предложения
  • Цели:
  • 1. Обучающая:
  • повторить изученное об односоставных предложениях ;
  • дать понятие об обобщённо-личных предложениях, о способах выражения сказуемого;
  • научить отличать предложения определенно- личные ,неопределённо-личные от обобщённо – личных;
  • показать роль обобщённо-личных предложений в речи;
  • закрепить полученные знания и провести их первичный контроль;
  • формировать умений применять полученные знания на практике.

2. Развивающая:

  • развивать навыки устной речи;
  • развивать логическое мышление;
  • совершенствовать приемы учебной деятельности.
  1. 3. Воспитательная:
  2. воспитывать внимание к слову, к товарищам, ответственное отношение к работе;
  3. с помощью речевого коммуникативного дидактического материала подвести учащихся к осмыслению красоты и богатства русского слова.
  4. Основной дидактический метод: проблемный, эвристический.
  5. Частные методы и приёмы: применение ИКТ; слово учителя, работа с учебником, заполнение кластера, решение теста, упражнения, постановка проблемного вопроса; организация обсуждения материала; «Толстый и тонкий вопросы».
  6. Оборудование: карточки с текстом; презентация; компьютер, мультимедийный проектор, смайлики.
  7. Тип урока: урок-исследование
  8. Эпиграф

Берегите друг другаДобротой согревайте,Берегите друг друга,Обижать не давайте.О.Высотская

  • Ход урока
  • І. Организационный момент
  • — Здравствуйте!

Вы хорошие, умные ребята. Мне очень хочется, чтобы сегодняшняя встреча с вами была не менее радостная и прошла в духе взаимопонимания, взаимоподдержки. Вы обязательно поймёте новую тему и выполните все задания. Начнем урок с улыбки. Улыбнемся друг другу и пожелаем ни пуха,ни пера.

  1. Обращение к эпиграфу.
  2. Проблемный вопрос: «Почему именно такой эпиграф?»
  3. Слайд 1
  4. ІІ. Актуализация опорных знаний
  1. Лингвистическая разминка.

  • Ы
  • Послушать, съесть, глядеть, одеваться, предавать.
  • Слова какой части речи даны в диктанте?
  • (Зашифровано слово, которое нам понадобиться на уроке)

— Приставка  в первом слове- ПО, приставка во втором слоТве С, вторая буква третьего слова -Л, первая буква четвертого слова -О ,буква  из корня слова предавать- В+ суф.ИЦ и окончание Ы (Пословица).

— Найти «ошибкоопасные» слова — слова , в которых можно допустить ошибки при написании, назвать орфограммы.

— Для нашей с вами работы понадобятся и знания, полученные на предыдущих уроках. Чтобы возобновить их, выполним ряд заданий.

2. Мозковая атака

— Какие предложения называются двусоставными? (В которых есть два главных члена предложения).

— Какие  предложения называются односоставными? (Один главный член-подлежащее или сказуемое).

  1. -Какие предложения называются односоставными, двусоставными?    
  2. 3. Коллективная  практическая работа
  3. Задание: Подобрать ключ  (Обозначить цифрами) к односоставным предложениям и двусоставным.  
  4. Слайд  2. (предложения записаны двумя цветами)
  1. Друга на деньги не купишь.

  2. Никогда не бросай друга в несчастье.

  3. Ложь всегда губит настоящую дружбу.

  4. Я нашел настоящего друга.

  5. Нет друга — ищи, нашёл — береги.

  6. Верный друг никогда меня не подводил.

  7. Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

  8. Я никогда не оставлял своего друга в горести.

  9. Над другом посмеёшься — над собой поплачешь.

  10. На сердитых воду возят.

  • — Самопроверка   
  • — Какая подсказка ? (ЦВЕТ)
  • Слайд  3.
  • Двусоставные КЛЮЧ: 3,4,6,7,8
  • Односоставные КЛЮЧ :1,2,5,9.10
  • ІІІ. Восприятие и осознание теоретического материала по теме в процессе практической работы

1. Запись предложения на доске (односоставное, которое понравилось больше всех (мотивация почему?)

2. Исследование. Сопоставление, составление кластера(объяснение)

 (На доске перевернутый лист с надписью -Обобщенно- личные предложения слово,  слово обобщенно закрыто).

3. Синтаксический разбор предлолжения. (Выделение ГО)

-В наших данных односоставных  предложениях какой главный член присутствует?(сказуемое)

-А какие бывают типы предложений с главным членом сказуемым, какие вы выучили и знаете?(определенно-личные ,неопределенно-личные).Мы сегодня узнаем еще один тип односоставных предложений.

  1. -Чем выражен главный член предложения сказуемое 
  2. -Известно кто выполняет действие?
  3. -Подразумевается тот, кто выполняет?

4. Определения типа односоставного.

-Может ли действие производится всеми, любым лицом? (может).

— Какие слова можно вставить ?

5. Составление кластера(Ребята в тетрадях, учитель на доске)

  • 6. Вывод по кластеру- учащиеся
  • -Как могут называться такие предложения по значению?(Обобщенно личными )
  • -Где могут использоваться обобщенно-личные предложения?
  • -Это слово зашифровано в словарной разминке. (Пословица)
  • ІV. Сообщение темы урока
  • Слайд 4.
  • Запись в тетрадях темы.
  • -Выяснение целей учащимися

1. Работа с учебникомЧтение теоретического материала учебника Стр.118

2. Работа со слайдом 5

 Обобщённо-личные предложения

Не имеют своей специфической формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:а) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть – о 1-м лице).

3. Сопоставление материала учебника и выводов учащихся. Доработка кластера. Вывод

-Мы были на верном пути?

 V. Обобщение,систематизация  и контроль знаний.

1. Творческое моделирование.  ( Пазлы).

Смоделировать народные высказывания, подобрав их продолжение с другой колонки  

Слайд 5.

  • 1. Не поспоришь — не подружишь.
  • 2. Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
  • 3.Из-за нового приятеля не теряй старого.
  • 4.Не давай денег, не теряй дружбы.
  • 5.Назвался другом — помогай в беде.
  • 6. Дружба от недружбы близко живет.
  • 7. Человек не орех: сразу не раскусишь.
  • 8.Без беды друга не узнаешь.
  1. з) сразу не раскусишь.
  2. 8. Без беды
  3. ж) друга не узнаешь.
  • Взаимопроверка 1б),2а),3 г),4 д), 5 в), 6 е), 7) з, 8 )ж,
  • 3. Обращение к эпиграфу
  • Слайд 7
  • — Нравится вам это стихотворение?

-К кому обращается автор в стихотворении? (Ко всем читателям).

-Какое это предложение по строению грамматической основы? (Односоставное, определённо-личное).

-Где еще могут использоваться обобщенно-личные предложения кроме пословиц, о которых мы уже говорили? (В поэтической речи).

Вывод: В поэтической речи, в пословицах и поговорках определённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение.

— Почему односоставные предложения часто употребляются в народных пословицах, загадках, сказках. (Использование односоставных предложений в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу.Односоставные предложения обогащают нашу речь).

4. Поэтическая минутка. ( Чтение учителем стихотворение А.Барто «Первая любовь»).

Какую пословицу можно подобрать к єтому стихотворению? Дружба от недружбы близко живет.

5. Тренировочные упражнения.

Письмо по памяти .

Слайд. 8

Не привыкайте к чудесам -Дивитесь им, дивитесь!Не привыкайте к небесам, IГлазами к ним тянитесь.Приглядывайтесь к облакам,Прислушивайтесь к птицам,Прикладывайтесь к родникам, ІІНичто не повторится.За мигом миг, за шагом шагВпадайте в изумленье. ІІІВсе будет так — и все не такЧерез одно мгновенье.1964 В. Шефнер

 -Запись по вариантах ,повторное чтение .

 -Определите форму сказуемого.(По форме определенно-личные, по значению-обобщенно-личные).

-Какие предложения использует автор?

 -Какова их роль в речи?

Слово учителя. Эти предложения являются одним из ярких изобразительных  средств языка. Писатели и поэты часто прибегают к таким предложениям там, где личному надо придать значение общего. От этого живее воспринимается рассказ , совет, рекомендация.

IV. Обобщение и систематизация изученного на уроке

1. Лингвистическая игра «Третье лишнее» .Слайд 9.

В группе предложений определить «лишнюю» синтаксическую конструкцию . Свой выбор обосновать.

Соборы душ своих берегите. (О. Гончар).Спешите делать добро! (А. Довженко).Человекюбрэю

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-obobschenno-lichnie-predlozheniya-klass-1368436.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector