История сибирских народностей уходит в глубь тысячелетий. Издревле здесь жили великие люди, хранящие традиции предков, уважающие природу и её дары. И как необъятны земли Сибири, так и разнообразны народности коренных Сибиряков.
Алтайцы
По итогам переписи населения в 2010 году численность Алтайцев насчитывает около 70 000 человек, что делает их самой многочисленной народностью в Сибири. Проживают в основном в Алтайском крае и Республике Алтай.
- Народность разделяется на 2 этнические группы – Южные и Северные алтайцы, различающиеся как укладом жизни так и особенностями языка.
- Вероисповедание: буддизм, шаманизм, бурханизм.
- Телеуты
Чаще всего телеутов считают этнической группой причастной к Алтайцам. Но некоторые выделяют их как отдельную народность.
Проживают в Кемеровской области. Численность около 2-х тысяч человек. Язык, культура, вера, традиции присущи Алтайцам.
Сайоты
Проживают сайоты на территории Республики Бурятия. Численность народности насчитывает около 4000 человек.
Будучи потомкамии жителей Восточных Саян – саянских самодийцев. сайоты сохранили свою культуру и традиции с древних времён и по сей день остаются оленеводами и охотниками.
Долганы
Основное поселения Долганов находятся на территории Красноярского края – Долгано-Ненецкий муниципальный район. Численность составляет около 8000 человек.
Вероисповедание – православие. Долганы – самая северная тюркоязычная народность в мире.
Шорцы
Приверженцы шаманизма – шорцы проживают в основном на территории Кемеровской области. Народ отличается своей самобытной древней культурой. Первые упоминания о Шорцах уходят к 6 веку нашей эры.
Народность принято разделять на горнотаёжных и южных шорцев. Общая численность около 14 000 человек.
Эвенки
Разговаривают Эвенки на тунгусском языке и испокон веков занимаются охотой.
Народность, насчитывает около 40000 человек, расселившихся в Республике Саха-Якутия, Китае и Монголии.
Ненцы
Малая народность Сибири, проживают близь Кольского полуострова. Ненцев – кочевой народ, занимаются оленеводством.
Ханты
Более 30 000 хантов проживает на территории Ханты-Мансийского АО и Ямало-Ненецкого АО. Занимаются охотой, оленеводством, рыбной ловлей.
Манси
Один из древнейших коренных сибирских народов – Манси.
Сегодня же их численность насчитывает около 12 000 человек. Проживают в основном на территории Ханты-Мансийского АО.
Нанайцы
Историки называют нанайцев древнейшим народом Сибири. Численность около 12 000 человек.
В основном проживают на Дальнем Востоке и по берегам Амура в Китае. Нанайцы переводится как – человек земли.
- Сибирские татары
- Один из самых известных и в тоже время таинственных народов Сибири – Сибирские татары.
По данным переписи населения их насчитывается чуть более 6000 человек, но неофициальные данные свидетельствуют о численности в 100 000 человек. В древности Сибирские татары были основным населением Сибирского ханства.
- Это лишь некоторые из коренных народностей Сибири, считающиеся самыми популярными, многочисленными и в большей степени сохранившие свои культурные традиции.
- Также, кроме перечисленных можно отметить следующие народности: нивхи, селькупы, ительмены, кеты, нганасаны, алеуты, алюторцы, чуванцы, тофалгары, ороки, тазы, коряки, чукчи.
- Использованы материалы с сайтов:
Источник: https://sib100.ru/mnogoobrazie-korennyh-narodov-sibiri/
Коренные народы Сибири и русские люди — соавторы всей ее топонимии
Многим, думаю, памятна та сцена из трагедии Пушкина «Борис Годунов», где царь разговаривает со своим сыном, который чертит географическую карту: «А ты, мой сын, чем занят? Это что?» Феодор: «Чертеж земли московской; наше царство/ Из края в край. Вот видишь: тут Москва,/ Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,/ Вот пермские дремучие леса,/ А вот Сибирь».
Завоевание сырой равнины
Эта карта – не плод фантазии великого поэта. Она действительно существовала, была начертана рукой 16-летнего царевича, ставшего после скоропостижной кончины отца русским царем (на 50 дней: убит в начале июня 1605 года).
Он получил хорошее образование: Борис Годунов охотно приглашал в Москву ученых-иностранцев, и Федор многому у них научился.
Видимо, это была первая русская (хотя и с надписями на латинском) карта Московского царства, на которой появилось название Sibiria: так были обозначены земли между реками Тобол и Обдора (Toboll, Obdora на карте).
В русских летописях термин «Сибирь» появляется в начале XV века. В конце столетия он уже используется в различных русских документах как вполне знакомый, не требующий пояснений. В XV–XVI веках это название относилось к территории между Уральским хребтом и рекой Иртыш.
В основе топонима «Сибирь» – монгольское слово «шибир», «сибир» (с мягким «и») – «низина, сырая равнина, поросшая кустарником и деревьями; лес; чаща».
Русские поморы, охотники-промысловики и купцы начали осваивать Зауралье более или менее систематически в XV веке; но еще новгородцы знали древний «чрезкаменный путь» (Камень – так называли Уральский хребет) по Печоре и системе ее притоков. В первой половине XVI века часто «ходили» в зауральские земли морским путем – от Белого моря в Обскую губу (с волоком через полуостров Ямал).
В 1581 году казачий атаман Ермак Тимофеевич (?–1585) со своей дружиной начал поход в Сибирь – по р. Чусовой, затем, перевалив через Уральский хребет, по рекам Тагилу и Туре. В 1582 году был захвачен г. Кашлык, тогдашняя столица Сибирского ханства. В 1585 году Ермак погиб в одном из сражений с войском хана Кучума.
Но против хана восстали вожди хантыйских и мансийских племенных объединений, которые предпочли русское подданство; «отпали» от Кучума и многие татарские мурзы, осознавшие бессмысленность сопротивления могущественному Московскому царству.
Продвигаясь в глубь Западной Сибири, русские возводили свои опорные пункты – остроги (укрепленные поселения): Тюмень, Тобольск, Березов, Пелым, Сургут и др. В 1598 году Сибирское ханство было полностью завоевано.
Возникают города Туруханск, Кузнецк, Красноярск, Якутск, Верхоянск, Иркутск, Верхнеудинск; в конце XVII века русские поселения появляются на Камчатке. Таким образом, в XVII столетии в Российское государство были включены почти все регионы Сибири и Дальнего Востока.
Сибирь – все больше
Параллельно этому процессу шло расширение термина «Сибирь». Если поначалу русские называли Сибирью лишь часть нынешней Тюменской области, то в конце XVII – начале XVIII века это понятие охватывало уже огромную территорию до Тихого океана.
Очень способствовала такому расширению содержания топонима «Сибирь» система управления зауральской Россией: вся территория до Камчатки включительно очень долго составляла одну Сибирскую губернию; административным (и церковным) ее центром еще в начале XVIII века был Тобольск.
По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией были закреплены Приамурье и Приморье. Договор с Японией от 1875 года закрепил за Россией право на владение всем о. Сахалин.
В XVIII–XIX веках Сибирь уже была вполне «русской стороной» – и по заметному преобладанию русских в составе ее населения, и в силу экономического развития, сделавшего ее неотъемлемой частью всей большой России.
Русские пришли в огромную страну, где все – большие или малые участки земли, горы, реки, озера – одним словом, все было названо у каждого народа по-своему. Таково уж свойство человеческих коллективов с незапамятных времен (связанное с жизненной для них необходимостью): давать всему вокруг них свое имя.
Очень важная часть этих имен – географические названия, на языке науки – топонимы (греч. topos – «место», «местность» плюс onoma/onyma – «имя»).
Совокупность топонимов (какой-то территории, страны, мира в целом) составляет топонимию данной части Земли (или всей ее в целом), изучением которой (происхождение названий, их судьба, их смена, их связь с историей, культурой, языками народов) занимается специальная отрасль знания – топонимика. Отдельные классы топонимов имеют свои обозначения.
Так, названия населенных пунктов – это ойконимы (от греч. oikos – «жилище», «обиталище»); названия рек и других водных объектов – гидронимы (от греч. hydor – «вода»); названия гор – оронимы (от греч. oros – «гора»).
Как складывалась топонимия Сибири, ее нынешняя географическая карта?
«Брацкая землица…»
Как известно, «все на свете города/ не объехать никогда»; и в одном очерке я смогу раскрыть происхождение и смысловое значение названий лишь некоторых городов Сибири, ставших опорными пунктами в освоении и развитии этой части России. Здесь, пожалуй, наиболее уместно применить хронологический принцип.
Укрепленное русское поселение на р. Тура, из которого вырос город Тюмень, было возведено в 1585 году. Слово «тюмэн» («тюмен») в тюркских и монгольских языках означает «десять тысяч».
Этим термином обозначались и 10-тысячное войско, и племя или орда, его выставлявшие, и территория этого племени (орды).
По одной из версий, данный топоним связан с названием существовавшего в тех краях татарского княжества Тюмен(ь).
Спустя два года, в 1587 году, был основан город Тобольск в устье р. Тобол, при впадении ее в Иртыш. Название города – от названия реки (происхождение которого не установлено). Тобольск очень скоро стал важным центром русской колонизации Сибири.
В 1595 году русскими землепроходцами было положено начало Салехарду под названием Обдорск. В этом топониме соединилось название р.
Обь и слово «дор» из языка коми, означающее «место рядом с чем-либо» (проводники-коми, шедшие с русским отрядом, называли земли по берегам Оби Обдорьем).
В 1933 году город переименовали в Салехард (ненецкое слово «сале» означает «мыс, полуостров», а «хард» – «дом, поселок», то есть «поселение на мысу»).
Томск основан русскими в 1604 году (на р. Томь, правом притоке Оби) под названием Томский острог; с 1782 года – город. Этимология гидронима (и связанного с ним ойконима) не выяснена.
Красноярский острог был построен в 1628 году (при впадении р. Качи в Енисей).
Его наименование – перевод тюркского названия местности Кызыл-Джар (кызыл – «красный», джар – «яр»): береговые обрывы Качи состоят из красноцветных пород.
Из донесения енисейского воеводы Хрипунова: «На реке Енисее на яру место угоже, высоко и красно… и острог на том месте поставить можно». С 1822 года – город Красноярск.
Братск начинался в 1631 году как Братский острог, названный так русскими землепроходцами от переосмысленного ими этнонима буряты, который был воспринят ими как браты (то есть «братья»). «Брацкие люди», «брацкая землица…» – так писали в своих «докладных» начальству казаки-первопоселенцы.
Якутск (русское поселение с 1632 года) поначалу имел два названия: Ленский острожек (по названию реки) и Якутский острог (по этнониму якутов). Город Якутск был основан в 80-х годах XVII века западнее острога.
Иркутск вырос из острога, построенного в 1652 году на Ангаре у устья р. Иркут. В основе названия реки предположительно этноним племени ырху; оно упоминается уже в источниках VI–VIII веков. Вошедшие в состав бурят, тувинцев, алтайцев родовые группы с названиями иркит, иргит, иркыт, ырху, весьма вероятно, имеют прямое отношение к этому племени. В 1686 году Иркутск получил статус города.
В 1653 году русские казаки построили Ингодинское зимовье в том месте, где р. Чита впадает в р. Ингода. С начала XVIII века – Читинск, с 1851 года – город Чита. Название образовано эвенкийским словом «чита» – «глина» (долину этой реки образуют глинистые речные наносы).
Хабаровск появился с 1658 года как военно-сторожевой пост, затем казачья станица и город Хабаровка (с 1880); с 1893 года город Хабаровск – в честь Ерофея Павловича Хабарова (ок. 1610 – после 1667), русского землепроходца, который в 1649–1653 годах совершил несколько походов в Приамурье и составил «Чертеж реке Амуру».
Начало Барнаулу как русскому поселению было положено в 1738 году (город с 1771 года). Поименован по реке Барнаул (совр. Барнаулка), название которой на языке кетов, древних жителей Приобья, – «волчья река» (боруан – «волки», ул, уль – «река»).
Надо сказать и о городах, которые возникли и получили свои имена сравнительно недавно, в первой трети ХХ века.
Город и лесной порт в низовье Енисея стали строить в 1928–1929 годах в местности, которую немногочисленные тамошние жители называли Игаркиным зимовьем: когда-то там поставил свою избушку охотник Егор, которого в обиходе звали попросту Игаркой (искаженное «Егорка»).
И строители населенного пункта, и властные структуры решили не искать другого названия: с 1931 года на картах нашей страны появился новый топоним – город Игарка. И так бывает.
Теперь – о городе, у которого несколько десятилетий была очень недобрая слава «столицы Колымского края», одного из главных центров «Архипелага ГУЛАГ». Застройка Магадана началась в самом конце 1920-х годов, статус города он получил в 1939-м.
Как возникло его название? Есть такая версия: еще в XIX веке здесь жил эвен по имени Магда; речку, в устье которой находилось его стойбище, местные жители называли Магаданкой, отсюда и название появившегося города.
Но, возможно, оно – от эвенского слова «монгодан» – «морские наносы».
Норильск возник при строительстве в 1930-х годах никелевого комбината (город с 1953 года). В основе названия – термин «нор» (так в Западной Сибири называют омут, наполненную водой яму); в различных вариантах (нар, нер и др.
) он входит в названия многих рек и озер Евразии; связан с монгол. «нор» («озеро»), коми «нюр» («болото»).
На картах конца XIX – начала ХХ века можно увидеть: Норильские озера, река Норильская; от этих гидронимов образовали наименование построенного города.
Чукчи и прочие настоящие люди
Есть на полуострове Камчатка река с таким названием, которое русские в XVII веке перенесли на всю его территорию. Известный русский натуралист С.П.
Крашенинников (1711–1755), первый ученый-исследователь Камчатки, связывал это название с корякским наименованием ительменов (хончало, видимо, искаженное кчамзалх, что по-ительменски значит «человек»); думается все же, что более реалистична связь с ительменским словом «камчачу» («мыс, полуостров»). Есть и другое объяснение этого топонима.
В середине XVII века полуостров «разведывал» русский землепроходец Иван Камчатый. По его фамильному имени стали называть Камчаткой главную реку этого края, а позднее – и весь полуостров.
Чукотка (Чукотский полуостров) была так названа Витусом Берингом (датский морской офицер на русской службе, 1680–1741), выдающимся исследователем Северной Азии и прилегающих к ней морей, по населяющему ее народу. Чаучу (чаукчу, чавчу, мн. ч. чавчуват) – таков этноним тундровой ветви этого народа (в переводе – «имеющие оленей», «богатые оленями»). Самоназвание народа в целом – лыгъо равэтлъан, «настоящие люди».
Полуостров Таймыр (на севере Азии, между морями Карским и Лаптевых) получил такое свое название в 1843 году. Русский естествоиспытатель А.Ф.
Миддендорф, первый научный исследователь региона, назвал его по реке Таймыре (она была известна русским с начала XVIII века).
А реку так назвали эвенки, на языке которых слово «таймур» («таймир») означает «обильный, богатый» (в данном случае – «река, богатая рыбой»).
Название острова Сахалин – скорее всего от гидронима «Сахалян-ула» («черная река»), маньчжурского названия реки Амур (остров находится напротив ее устья). В Европе топоним «Сахалин» появился с XVIII века, источником послужила китайская карта региона.
Топоним Курильские острова напрямую связан с айнским словом «кур» («человек», «люди»); русские называли айнов (аборигенов архипелага) курилами. Отсюда и название островов.
Горы, реки, озера
В Сибири их много – гор, хребтов, горных систем. Всем известны эти манящие названия – Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь. Что они означают?
Алтай – из тюркского ал («высокий»), тай («гора, хребет»). То есть высокие горы. Но есть и другое толкование этого топонима – от тюркского алатау («пестрые горы»): в алтайском высокогорье перемежаются участки разного цвета (черные каменистые россыпи и белые пятна снега, серые гранитные массивы и лесная зелень).
В основе названия Саяны – этноним тюркоязычного народа саяны (сойоны, сойоты), в давние времена обитавшего в верховьях Енисея (вместе с рядом других племен он вошел в состав тувинцев).
Первоначально русские землепроходцы XVII века называли по этому этнониму лишь один небольшой хребет Саянский Камень (современный Саянский хребет в Западном Саяне).
Позднее Саянами стали называть всю большую горную страну от Алтая до Прибайкалья.
Многие, думаю, читали интересные книги путешественника, исследователя, писателя Владимира Арсеньева «Дерсу Узала», «В горах Сихотэ-Алиня». Название этой горной страны «расшифровывается» из нанайских слов «сихтэ», «сиктэ» («хвоя, ель») и «алин» («горный хребет»), то есть «горный хребет, покрытый лесом».
Реки. Их в Сибири очень много. Пойдем, как говорится, с запада на восток.
Слиянием рек Бия и Катунь образуется река Обь. Ее название – скорее всего из ираноязычного аб, об («вода, река») и, следовательно, оно дано в верхнем течении, в Южной Сибири, которая в отдельные эпохи входила в сферу влияния иранских народов, их языков и культур.
Название Енисей этимологизируется из эвенкского термина «енэ» («йене») – «большая река», к которому кеты добавили свой термин «сес» (сьесь) – «река». Получившееся слово «Енэсесь» («Йэнэсьесь») русские землепроходцы трансформировали в Енисей.
Пришедшие в 20-х годах XVII века на берега Лены русские так переделали эвенкское название Елюенэ, где енэ – «большая река».
На северо-востоке России течет река Колыма. Эвены, коренные жители региона, называли ее Кулу, в нижнем течении Кулома. По-эвенски кула – «склон берега реки, обращенный на север», а Кулума (Кулома) – «река, текущая на север». Русские землепроходцы вышли (в 1640-х годах) поначалу на нижнее течение реки, и название ее восприняли как Ковыма, позднее трансформировав его в Колыма.
Амур-батюшка… Название этой великой реки зафиксировали (в двух формах – Омур и Амур) в 1639 году русские землепроходцы (отряд Ивана Москвитина) в нижнем ее течении. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, называли ее Омур («река»). Этот гидроним – от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы амар (нивхское дамур – «большая река»).
Нетрудно заметить, что названия многих рек, особенно крупных, на языках народов, живших на их берегах, означают просто «река» («большая река»), как и этнонимы самих этих народов часто означают просто «люди» («настоящие, истинные люди»).
Объяснение названия знаменитой Ангары мы находим в тунгусо-маньчжурских языках, из которых слово «ангар» было заимствовано монгольскими и тюркскими языками.
В монгольском языке оно означает «щель, расщелина», в бурятском – «ущелье», в эвенкском – «пасть», в якутском – «проем, ворота, ущелье».
Название отражает характер долины реки у ее истока: это прорезающее горы ущелье, напоминающее «открытую пасть», которая жадно поглощает воды Байкала (напомню, что Ангара – единственная река, вытекающая из этого озера, а впадает в него 336 рек).
Задержимся на берегах великого озера, самого глубокого в мире. Когда в 1620-х годах русские люди вышли к Лене и Ангаре, местные жители рассказали им о существовании моря Лама (эвенк. лама – «море»).
А лет через 10–15 они узнали от якутов другое название «большой воды»: байхал, баягал – «большая глубокая вода», «большое озеро», «море». У бурят, которые сменили якутов на его берегах, сохранилось это название: Байхал.
Русские усвоили его, изменив лишь один звук.
Раньше русские поселенцы называли Байкал «Святое море». Возможно, это калька какой-то дорусской характеристики этого необычного озера, которое и аборигенами, и русскими людьми длительное время называлось морем («славное море, священный Байкал…»). Кто не пел в застолье или у походного костра эту старинную русскую песню!..
Вспомним же, раз уж так сложилось, третью строку ее первого куплета: «Эй, баргузин, пошевеливай вал…» На северо-восточном побережье Байкала есть Баргузинский хребет, Баргузинская котловина, река Баргузин. Основой всех этих топонимов является этноним бурятского племени баргутжин («жители окраины»), известного по документам с XIII века.
Ну а «баргузин», которого беглец из неволи (в «омулевой бочке») просит «пошевеливать вал», – это ветер, дующий с реки Баргузин…
Источник: https://www.tuva.asia/news/ruregions/5437-korennye-narody.html
Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока
На территории Российской Федерации к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока относятся 26 этносов, 7 из которых имеют национально-территориальные образования.
Это долганы, коряки, манси, ханты, чукчи, ненцы и эвенки. Еще 8 этносов полностью или почти полностью живут на территории «чужих» округов. Остальные 11 расселены в других регионах России.
Общая численность представителей малочисленных народов Севера не достигает и 200 тыс. человек.
Территория расселения этих народов простирается вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов, от северо-западных окраин России (саамы Кольского полуострова) до северо-восточных (чукчи, коряки) и юго-восточных (народы Нижнего Амура) ее границ.
Языки многих малочисленных народов принадлежат к почти исчезнувшим языковым группам и семьям, которые в далеком прошлом, по-видимому, доминировали на громадном пространстве Сибири и Дальнего Востока.
К наиболее древним относятся так называемые палеоазиатские или чукотско-камчатские языки, а также тунгусо-маньчжуркские и самодийские. Поздними языками по времени распространения считаются финно-угорские, на которых говорят сравнительно крупные по численности ханты и манси.
Исторически недавно сформировалась также малочисленная группа долган, язык которых в основе своей тюркский.
Малочисленные народы севера России живут рассеяно на огромной территории, многие из них ведут кочевой образ жизни. В силу этого они не являются сплоченными общностями, обладающими устойчивым этническим самосознанием.
В этом отношении их нельзя сравнивать с малочисленными народами южных территорий России (например, малочисленные народы Кавказа), которые, как правило, более консолидированы.
В отличие от них коренные народы Севера — это слабо консолидированные этнолингвистические общности, для которых характерна слабая демографическая плотность, дискретность и слабая внутриэтническая коммуникативность. Вследствие этого их этническая идентификация выражена слабо.
Народы Севера выделяются в особую группу, т. к.
их культура в наименьшей степени способна адаптироваться к требованиям современной цивилизации; в то же время именно эти народы испытывают наиболее сильный «культуршок» под ее воздействием.
Находясь в сверхэкстремальных условиях, малочисленные народы создали очень специфические культуры, системы адаптации которых не могут быть приспособлены к требованиям рыночных отношений. Даже психофизиологические особенности коренных жителей Севера делают очень проблематичным их полноценную адаптацию к жизни в условиях современных урбанистических культур. В то же время полная утрата или даже сужение сферы функционирования этих культур крайне тяжело переносится, ставя большинство членов этих этносов на грань психического выживания.
Кроме того, для народов Севера особую остроту имеют экологические проблемы. Земли и воды Севера для коренного населения — это основа их жизни. Поэтому урон, неизбежный в ходе промышленного освоения территорий Севера, угрожает самому существованию коренных этносов.
Произошло разделение многих кочевых народов, ведущих оленеводческое хозяйство, на «тундровых», сохраняющих основы традиционного образа жизни, и «поселковых», в основном воспитанников интернатов, выросших в отрыве от семей.
Налицо полная социальная и культурная деградация последних, рост алкоголизма.
Демографическая ситуация среди большинства народов Севера имеет неблагоприятный характер — рождаемость падает, а смертность (особенно детская) остается на высоком уровне. К группе со слабым демографическим приростом относятся эскимосы, удэгейцы, ульчи, нивхи.
Однако имеется группа народов, демографическое положение которых можно назвать отчаянным. Эти народы (микроэтносы), несмотря на некоторый прирост численности, могут быть охарактеризованы как демографически разрушающиеся.
К ним относятся тофалары, орочи, кеты, саамы, селькупы.
Источник: https://arheologija.ru/malochislennyie-narodyi-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka/
Презентация на тему " Малые народы Красноярского края"
- Слайд 1
- Слайд 2
- Малые народы севера
- Слайд 3
Презентация на тему «Малые народы Севера» План: 1.понятие «малые народы» 2.Общие сведения о малых народах края 3.
Характеристика жизни малых народов
Термин Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера ) — название коренных малочисленных народностей России , проживающие преимущественно на Крайнем Севере.
Ареал обитания крайне обширный, от долган и нганасан на Таймыре на севере до удэгейцев на юге, от чукчей и алеутов на востоке до ненцев и саамов на западе.
Малые народы Севера являются полноценными гражданами РФ, однако, есть налоговые и иные послабления живущим традиционным способом общинам. Численность народов в последнее время изменяется незначительно. Однако, количество носителей языков уменьшается из-за ассимиляции.
- Слайд 4
- Перечень Согласно Перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к малым народам Севера относятся: Алеуты Алюторцы Вепсы Долганы Ительмены Камчадалы Кереки Кеты Коряки Кумандинцы Манси Нанайцы Нганасаны Негидальцы Ненцы Нивхи Ороки Орочи Саамы Селькупы Сойоты Тазы Теленгиты Телеуты Тофалары Тубалары Тувинцы-тоджинцы Удэгейцы Ульчи Ханты Челканцы Чуванцы Чукчи Чулымцы Шорцы Эвенки Эвены Энцы Эскимосы Юкагиры
- Слайд 5
Малые народы севера Красноярского края На территории Красноярского края проживают представители 8 северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кето , селькупы, чулымцы , эвенки, энцы . В данной презентации речь пойдёт о трех из этих народов: ненцы, селькупы, эвенки.
Слайд 6
Ненцы Ненцы, ненэц или хасова (самоназвание — «человек»), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс.
человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек. Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные ненцы.
Родственные народы: нганасаны, энцы , селькупы. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на 2 диалекта: тундровый, на котором говорит большинство ненцев, и лесной (им владеет около 2 тыс.
ненцев, расселённых главным образом в таёжной зоне, по верхнему и среднему течению реки Пур , а также в истоках реки Надым и по некоторым притокам Средней Оби). Распространён также русский язык. Письменность на основе русской графики. Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов.
На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья , тайгу Среднего Приобья , продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население — охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и энецкие группы. Традиционные занятия — охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство. В бывшем СССР хозяйство, быт и культура ненцев претерпели существенные изменения. Большинство ненцев работало на предприятиях рыбной промышленности, вело оседлый образ жизни. Часть ненцев выпасает оленей в единоличных хозяйствах. Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. и работает в промышленности и сфере обслуживания. Выросла ненецкая интеллигенция. Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище — разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй ) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Пища — оленье мясо, рыба. Основной социальной ячейкой ненцев в конце XIX века был патрилинейный род ( еркар ). У сибирских тундровых ненцев сохранялись 2 экзогамные фратрии. В религиозных воззрениях господствовала вера в духов — хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Среди части ненцев Европейского Севера в середине XIX века получило распространение православие .
Слайд 7
Численность По переписи 1897 г. учтены вмести с другими самодийскими народами, 1926 — 16.4 тыс., 1959 – 23.0 тыс., 1970 — 28.7 тыс., 1979 — 29.4 тыс., 1989 — 34.4 тыс.
Язык ненецкий : Ненецкий язык относится к самодийской (самоедской) группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта — тундровый, который распадается на западные и восточные говоры, общение между носителями которых не мешает взаимопониманию и лесной, отличающийся своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта.
Лесной диалект также делится на ряд говоров. Письменность В 1932 г. на основе латинской графики Г.Н.Прокофьев подготовил первый ненецкий букварь «Новое слово». За основу букваря был взят диалект тундровых ненцев. В последствие была разработана грамматика, грамматические справочники, учебники и книги для чтения на ненецком языке.
В 1936 году ненецкая письменность была переведена на русскую графическую основу. Традиционные поселения и жилища Поселением кочевых оленеводов являются круглогодичное подвижное стойбище, состоящее из нескольких чумов (1-5), у лесных ненцев стойбища сезонные.
Универсальным типом жилища является чум, так называемого «самодийского типа» — два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество шестов каркаса 25-50, особая конструкция надочажного устройства, покрытие зимнего чума двойными » нюками » — покрышками сшитыми из оленьих шкур, летнего одинарными старыми нюками или тисками. Все части чума перевозились на специальных оленьих нартах.
Слайд 8
Хозяйство Специфика выделенных групп фиксируется и в сфере этнической культуры. Тундровые ненцы являются крупноетадными оленеводами (северный вариант скотоводческой экономики). Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами по системе: лето — северные тундры, зима — лесотундра.
Материальная культура адаптирована кочевому образу жизни (мобильное жилище, высокоспециализированный олений транспорт, минимальный набор предметов жизненного обихода). Все потребности человека обеспечиваются продукцией домашнего оленеводства. Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел.
В отличие от тундровых, в культуре лесных ненцев отмечаются: слабое развитие оленеводства, которое представлено таежным, транспортным его вариантом, обеспечивающим промысловую ориентацию традиционной экономики; охота и рыболовство, как основные хозяйственные составляющие; существуют многочисленные отличия в сфере материальной культуры — жилище, одежда, транспорт, пища, утварь и т.д. Религия Православие : Православные. Начало христианизации европейских ненцев относится к 20-м годам ХIХ в. Миссия архимандрита Вениамина начала обращение в христианство тундровых ненцев в 1926/27 гг. Проповедь велась на ненецком языке. При терпимом отношении к таинствам, современники отмечали слабое усвоение основ христианских догматов ненцами. Наряду с просветительской деятельностью миссионеры активно занимались уничтожением священных мест. В 1826 г. на о.Вайгач миссией были сожжены 420 деревянных «идолов» и поставлен крест. К 1830 г. было крещено 3303 ненца. В последствии была создана духовная строительная комиссия, которая занималась строительством церквей, на основе деятельности которых предполагалось распространение христианской веры на территориях, заселенных тундровыми ненцами. В последствии, при церковных приходах были открыты миссионерские школы. Священнослужителей начали готовить из «инородцев». Первые попытки христианизации сибирских ненцев относятся к ХVIII в., но они встретили активное сопротивление. Систематическая миссионерская деятельность начинается с учреждения в 1832 г. в Обдорской миссии, но, как и в предшествующий период, значительных результатов достигнуто не было. В последствие при обдорской церкви была создана русско-туземная школа, но в ней обучались только дети обрусевших хантов и ненцев. Среди сибирских ненцев миссионерской деятельностью не было охвачено практически все тундровое население — Ямал, Низовая тундра. В результате процесса внедрения христианства в ненецкую культуру наблюдается синкретическое состояние их религии. Так, под влиянием христианства Нум , верховное божество ненцев, приобретает черты христианского бога. В пантеон духов-хозяев, в виде » Сядай-Миколы » —покровителя промыслов, включается св. Николай. Ненцы отмечали ряд христианских праздников, носили православные кресты, в интерьере жилища обычными становятся иконы. Элементы бытового православия получили распространение благодаря разнообразным контактам ненцев с русским населением.
Слайд 9
Селькупы Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум ; устаревшее — остяки-самоеды ) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами . Численность и расселение Численность в России — около 4250 чел. (по переписи 2002). Селькупы живут на севере Томской (1787 чел.) и Тюменской (1857 чел.
) областей (в частности, в Ямало-Ненецком АО — 1797 чел.) и в Красноярском крае (412 чел.). Предположительно с XVII века селькупы разделены на две территориальные группы — южную ( нарымскую ) и северную ( тазовско-туруханскую ).
Южные ( нарымские , или среднеобские) селькупы являются прямыми потомками носителей кулайской культуры, существовавшей в Среднем Приобье в V в. до н. э. — V в. н. э. С этой историко-культурной общностью исследователи связывают происхождение всех народов самодийской языковой подгруппы.
Непосредственным преемником кулайцев в Среднем Приобье , по мнению археологов, являлось население, создавшее рёлкинскую культуру (VI—VIII вв. н. э.). Многие элементы хозяйственного уклада, орудий труда и быта релкинцев имеют аналоги с селькупским этнографическим материалом. Северные селькупы образовались в результате ухода в XVII в.
части самодийского населения со Средней Оби на север, в бассейн Верхнего Таза и левого притока Енисея реки Турухан. Окончательное этническое оформление этнографической группы северных селькупов завершилось лишь в XIX веке.
Наряду с собственно селькупским компонентом, в состав северных селькупы вошли семьи энецкого , кетского и хантыйского происхождения. Селькупскими национальными административно-территориальными образованиями являются Красноселькупский район иИванкинское национальное сельское поселение в Колпашевском районе Томской области.
Язык и религия Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков. Традиционные верования — анимизм, шаманизм, православие. История В конце XVI века существовало племенное объединение селькупов, которое в русских источниках называется «Пегая Орда». Согласно этнографическим исследованиям, в древности селькупы практиковали обряд воздушного погребения.
Слайд 10
Эвенки Коренным народом, населяющим в Сибири Забайкалье , являлись Эвенки . В России их называли раньше тунгусами. Эвенки жили не только в Забайкалье, но и на обширных просторах сибирской тайги от Енисея до Охотского моря.
Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Есть основания в качестве непосредственных предков эвенков рассматривать забайкальский народ увань , который, согласно китайским хроникам (V-VII вв. н. э.
), обитал в горной тайге к северо-востоку от Баргузина и Селенги. Увани не были аборигенами Забайкалья, а представляли собой группу кочевников-скотоводов, пришедшую сюда из более южной местности. В процессе расселения по просторам Сибири тунгусы сталкивались с местными племенами и, в конечном счете, ассимилировали их.
Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.
Слайд 11
Территория расселения и численность Эвенки населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре.
В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев. Есть эвенки также в Томской и Тюменской областях. На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами.
Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII в.) оценивалась приблизительно в 36135 человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 г. — 64500, при этом родным языком считали тунгусский 34471 человек, остальные — русский (31,8%), якутский, бурятский и другие языки. Почти половина всех эвенков в РФ живет в Республике Саха (Якутия).
Здесь они концентрируются в Алданском (1890 чел.), Булунском (2086), Жиганском (1836), Оленекском (2179) и Усть-Майском (1945) улусах. В своем национально-территориальном образовании — Эвенкийском автономном округе — эвенков сравнительно немного — 11,6 % от их общей численности. Достаточно их и в Хабаровском крае.
В остальных регионах проживает примерно по 4-5 % всех эвенков. В Эвенкии, Якутии, Бурятии, Читинской, Иркутской и Амурской областях эвенки преобладают среди других коренных малочисленных народов Севера. Характерная особенность в расселении эвенков — дисперсность.
В стране насчитывается около сотни населенных пунктов, где они живут, однако в большинстве поселений их численность колеблется от нескольких десятков до 150-200 человек. Населенных пунктов, где эвенки живут относительно крупными компактными группами, немного. Подобный тип расселения отрицательно сказывается на этнокультурном развитии народа .
Слайд 12
Образ жизни и система обеспечения В хозяйственном отношении эвенки заметно отличаются от других народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Прежде всего, они — охотники-оленеводы. Эвенк-охотник проводил верхом на олене добрую половину своей жизни.
Были у эвенков и группы, охотившиеся пешком, но в целом именно верховой олень — главная визитная карточка этого народа. Охота играла ведущую роль у большинства территориальных групп эвенков. Охотничья сущность эвенка ярко проявляется даже в таком второстепенном для него деле как рыболовство. Рыбалка для эвенка — та же охота.
Главными орудиями рыбного промысла у них долгие годы были охотничий лук с тупыми стрелами, которыми рыбу глушили, и острога — разновидность охотничьего копья. По мере истощения фауны значение рыбного промысла в жизнеобеспечении эвенков стало возрастать. Оленеводство эвенков таежное, вьючно-верховое. Практиковался вольный выпас, доение важенок.
Эвенки — прирожденные кочевники. Протяженность кочевок охотников-оленеводов достигала сотен километров в год. Отдельные семьи покрывали расстояния в тысячу километров. Традиционное хозяйство эвенков после коллективизации и множества других реорганизаций в советский период к началу 1990-х гг.
существовало в двух основных вариантах: промысловая охота и транспортное оленеводство, характерное для ряда областей Сибири и некоторых районов Якутии, и крупно-стадное оленеводческо-промысловое хозяйство, сложившееся в основном в Эвенкии.
Первый тип хозяйства развивался в рамках кооперативных и государственных промысловых предприятий ( госпромхозы , коопзверпромхозы ), второй — в рамках оленеводческих совхозов, ориентирующихся на производство товарной мясной продукции. Пушной промысел в них имел второстепенное значение.
Слайд 13
Спасибо за внимание! Работу выполнил ученик 11-ого класса Юзефович Николай.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/09/11/prezentatsiya-na-temu-malye-narody-krasnoyarskogo-kraya
Коренные народы Сибири и Дальнего Востока
Этногенез. Истоки где-то между IV-I тыс. до н.э., когда сформировались 4 больших региона: западносибирский, енисейско-байкало-ленский, амурский, северо-восточный. Наиболее динамичные культурные изменения и миграционные процессы пришлись на эпоху от II тыс. до н.э. до первых веков н.э.
(от ранней бронзы, до железа): афанасьевская, андроновская, таштыкская археологические культуры. В процессе этногенеза этих народов принимали участие и скифо-сарматские племена.
После же «Великого переселения народов» накапливается тюркоязычный этнолингвистичский компонент (самые северные тюрки – якуты).
Формировались мирно, пока по ним не прошёлся Чингисхан. Народы SIB были оттеснены в таёжную зону, где и утратили наиболее прогрессивные формы хозяйства. Самое важное – начавшийся контакт между коренными сибирцами и европейской Россией, в период колонизации. До 1917 г. – главный оплот аграрного общества. На 2003 год их всех около 1,5 млн. чел.
Крупнейшие народы:
– буряты (445 тыс.), якуты (445 тыс.), тувинцы (245 тыс.), хакасы (75 тыс.), алтайцы (67 тыс.), шорцы (14 тыс.) и сибирские татары (10 тыс.).
– отдельно выделяют группу «малых народов Севера» (от 1 до 40 тыс. чел.): ненцы (40 тыс.), эвенки (35 тыс.), ханты (30 тыс.), эвены (20 тыс.), чукчи (15 тыс.), нанайцы и манси (по 12 тыс.), эскимосы, юкагиры, кеты, ительмены, etc. Есть группа народов условных «палеоазиатов»: чукчи, коряки, ительмены.
- Территория. Пять ИЭО:
- 1) Западносибирская (татары, ханты, манси, селькупы, ненцы)
- 2) Алтае–Саянская (алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы)
- 3) Восточносибириская (буряты, якуты,
- 4) Амурская (эвенки, эвены, нанайцы)
- 5) Северовосточная (чукчи, коряки, ительмены)
Лингвистика. Двуязычие: родной + русский. 2 большие семьи языков:
- 1. Алтайская
- а) тюркская группа (алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы и татары, якуты)
- б) монгольская группа (буряты)
- в) тунгусо-манчьжурская группа (эвенки, эвены, нанайцы)
- 2. Уральская
- а) финно-угорская группа (ханты, манси)
- б) самодийская группа (селькупы, ненцы)
- 3. Чукото-камчатская (чукчи, коряки, ительмены)
Антропология. Большинство – разновидности монголоидов (тунгусы: эвены, эвенки; юкагиры). Арктическая монголоидная раса (С-В «палеоазиаты»), центральноазиатские монголоиды (буряты, якуты, тувинцы), уральская раса – смешение монголоидов с европеоидами (ханты, манси, шорцы, нанайцы).
- ХКТ.
- 1) Пешие охотники и рыболовы тайги
- 2) Охотники на оленей в Субарктике
- 3) Оседлые рыболовы низовий больших рек
- 4) Таёжные охотники-оленеводы Восточной Сибири
- 5) Оленеводы от севера Урала до Чукотки
- 6) Охотники за морским зверем на побережье Тихого океана
- 7) Скотоводы и охотники Алтая и Саян
- 8) Скотоводы и земледельцы Южной и Западной Сибири.
У тюркской (алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы и татары, якуты) и монгольской групп (буряты) к периоду приходу RUS было больше развито скотоводство, нежели земледелие. Но с XVIII в. начинает преобладать земледелие.
Интересны промысловые народы. Рыболовство в бассейне Оби (ханты, манси), в нижнем течении Амура (нивхи, нанайцы), на Камчатке (ительмены). Круглый год. Самое важное – нерест, сезон массового улова.
В тайге – охотники-оленеводы (эвены, эвены, юкагиры).
Оленеводы тундры – ненцы, чукчи. Охота и рыболовство – вспомогательные занятия. У ненцев – пастушеские собаки.
Арктические охотники на морского зверя – эскимосы, промышлявшие охотой на тюленя зимой и весной, а летом – охотой на моржей.
Социум. Патриархальность. Широкий семейный круг, внутри которого пропагандируется взаимопомощь и поддержка. Почти всегда роды, однако часто различной численности и состава. К приходу RUS колонистов была территориальная община.
Есть дуально-фратриальная экзогамия. Патрилинейность и отцовский счёт родства. У чукчей был левират (брак с братом мужа).
У тюркоязычных народов SIB – улусно-племенная организация (патриархальная община в сочетании с военно-иерархическим строем).
Одежда. У скотоводов – татарская одежда. Халат, овчинная шуба. У женщин – кафтан с мехом. Выделывают даже рыбью кожу на обувь и одежду (ханты, манси, нанайцы). У охотников – из теплых оленьих шкур.
Жилища. У алтайцев, бурят и якутов долгое время были срубные юрты (!), имитировавшие жилища кочевников. У рыболовов – берестяные чумы, плетённые шалаши. У охотников и оленеводов всё рассчитано на движение. Упряжки, берестяные лодки.
Оленеводы тундры (ненцы, чукчи) кочевали круглый год, в рамках границ от моря до края тайги. Конический чум покрыт кожей. Яранга от него отличается тем, что там снизу цилиндр, а сверху конус.
Некоторые арктические охотники жили в землянках со входом через дымовое (!) отверстие.
Духовная культура. Классический шаманизм (особо – алтайский). Все дела: камлание, бубен и колотушка. Со временем (с распадом родового строя) профессиональные шаманы. Кое-где религии: буддизм (буряты, Тува), христианство (Алтай – хакасы и алтайцы), ислам (татары). Был и семейно-родовой культ, а так же промысловые культы – жертвоприношения «хозяевам» природы.
Отношения с цивилизацией.
В период RUS империи народы SIB начали втягиваться в рынок (через пушной промысел и покупку оружия), который оказал на них губительнейшее влияние: их попросту обманывали недобросовестные торговые посредники.
В конце концов, в среде отсталых народов SIB произошло резкое имущественное расслоение (одни стали чуть ли не промышленниками, другие влачили жалкое существование); рынок во многом нивелировал и этнографическую специфику.
В период СССР создавались ППО (простейшие производственные объединения). Заставили их работать. Новые административные порядки были сложны и не учитывали специфики местного менталитета – ещё общинно-родового.
Было сложно, но за счёт льгот, социальных гарантий, медицинского обслуживания, наконец, распространения грамотности и образования они примирились со своей судьбой. 60-ые: целая волна русских переселенцев в SIB, построили ещё городов и стали жить.
Были и экстремальные «перегибы», вроде «переведение кочевников на оседлость», но были и нормальные: создание автономий и республик.
Источник: https://infopedia.su/18x3d49.html
Народы Сибири. Эпиграф «И каждый день эта земля Всё шире и просторней…» Б. Гордеев. — презентация
- 1 Народы Сибири
- 2 Эпиграф «И каждый день эта земля Всё шире и просторней…» Б. Гордеев
- 3 Содержание Алеуты Кеты Нанайцы Алтайцы Ненцы Орочи Селькупы Тофалары Хакасы Чукчи Шорцы Эвены Якуты Нивхи Буряты
4 О народах Сибири: Здесь мы покажем вам народы Сибири, проживавшие ранее и живущие ныне. Сибирь открылась перед русскими страной с многочисленными племенами.
К приходу русских, к концу XVI века, в Сибири проживало тыс. коренного населения. Это были уже знакомые русским ненцы, остяки, ханты и манси. В Восточной Сибири и Дальнем Востоке проживали совершенно незнакомые на начало XVII века русским племена, такие как коряки, эвенки, чукчи и др.
5 Алеуты
6 Алеу́ты жители Тихоокеанского побережья Азии и Америки, в России и США. В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Численность алеутов в России 540 человек (по переписи 2002 года), из них в крае 446 чел., в селе Никольское, в единственном населённом пункте на острове Беринга и районе в целом (с 1970-х годов).
7 Кеты
8 Ке́ты (самоназвание кето, кет «человек», мн. ч. денг «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки, енисейские остяки, енисейцы) малочисленный коренной народ Сибири. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков. По данным переписи населения 2002 года, численность народа 1494 человека.
Проживают в основном в сельской местности трёх районов Красноярского края (1189 чел.): Туруханском (866 кетов в сёлах Келлог, Туруханск, Сургутиха, Мадуйка и др. н. п.), Эвенкийском (211 кетов в селе Суломай и др.) и Енисейском (Сым). В посёлках Суломай и Мадуйка кетское население преобладающее.
В начале 2000-х годов несколько десятков представителей этноса проживало в г. Красноярске.
9 Нанайцы
10 Нана́йцы (нанайск. нанай, нани; кит. хэчжэ; устаревшее гольды) коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.
Первая информация о расселении коренных народов бассейна Амура появилась в России в середине XVII в, во времена походов Хабарова и других землепроходцев. По мнению историка Б. П. Полевого, дючеры, жившие в низовьях Сунгари и по Амуру в районе устьев Сунгари и Уссури были нанайцами.
Однако более общепринятым и по сей день остается высказывавшееся в XIX в.
мнение, что дючеры были потомками, или близкими родственниками, чжурчжэней, а нанайцы вероятно были известны землепроходцам как «ачаны» и «натки», и распространились в районы, прежде заселённые землепашцами- дючерами, лишь после эвакуации дючеров китайскими властями в глубину Маньчжурии во второй половине 1650-х годов.
11 Алтайцы
12 Алта́йцы тюркский народ. Проживают главным образом в Республике Алтай. До революции 1917 года распространённым в русской среде наименованием народа было «алтайские татары», оно употреблялось наряду с названием «алтайцы».
13 Ненцы
14 Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее самоеды, юраки) самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.
15 Орочи
16 О́рочи (самоназвание орочисэл, ороч, а также нани (утраченное старое самоназвание, заимствовано от амурских нанайцев: «на» земля, «ни» человек, перевод «местный житель»; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности)) народ в России.
Формирование орочей происходило на склонах Сихотэ-Алиня, на территории от залива Де-Кастри на севере до р. Ботчи на юге. В этом длительном процессе принимали участие элементы различного этнического происхождения, как местного (нивхские, айнские и др.), так и эвенкийского и др.
В результате сложились пять территориальных групп: амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская.
17 Селькупы
18 Сельку́пы (селькуп. сёль ӄ уп, суссе ӄ ум, чумыль- ӄ уп, шель ӄ уп, шеш ӄ ум; устаревшее — остяки- самоеды) народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко- самое́дами.
В конце XVI века существовало племенное объединение селькупов, которое в русских источниках называется «Пегая Орда». Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков.
Традиционные верования анимизм, шаманизм.
19 Тофалары
20 Тофала́ры (ранее их называли карагасы, самоназвание тоъфа, тофа, топа, тоха, тыва, что значит «человек») коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири. Впервые тофы упоминаются как племя дубо (туба, туво) в китайских летописях Вэйской династии V века как народ, проживавший восточнее Енисея.
Они являлись данниками различных центральноазиатских империй. Примерно в XVII в. Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем.
После 1757, когда Тува вошла в состав Маньчжурской империи, Тофалария осталась в составе Российской империи, испытывая значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских. Административно было создано Удинская землица с пятью улусами в ее составе.
Для тофаларов устанавливался ясак шкурками и мясом пушных зверей, отдельные годы был фиксированным и не зависел от природных условий и реального числа охотников. О точном количестве народа на время первых статистических данных (1851) судить трудно.
21 Хакасы
22 Хака́сы (самоназвание тадар, мн. ч. тадарлар; устаревшее — минусинские татары, абака́нские (енисе́йские) татары, а́чинские татары) тюркский народ России, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины. Титульный этнос Республики Хакасия.
23 Чукчи
24 Чу́кчи или луораветланы (самоназвание ыгъоравэтьэт, оравэтьэт) немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года человек.
У чукчей богатая мифология, имеющая много общего с мифологией американских народов и палеоазиатов. Фонетика языка очень трудна для европейца. Чукчи, особенно приморские, прославились своими скульптурными и резными изображениями из мамонтовой кости, напоминающие костяные изображения палеолитического периода.
В посёлке Уэлен расположена известная косторезная мастерская.
25 Шорцы
26 Шо́рцы (шорск. шор-кижи, тадар-кижи) тюркоязычный народ, живущий в юго-восточном углу Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др.
районах), а также в некоторых смежных районах Хакасии и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Общая численность около 14 тыс. человек. Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX в.
область проживания южных шорцев получила название «Горная Шория»), и северную, или лесостепную (так наз. «абинцы»).
По антропологической классификации шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы; в то же время по ряду морфологических и краниологических признаков шорцы выходят за рамки как уральского, так и южносибирского антропологических типов. По языку шорцам наиболее близки чулымцы и алтайцы, по культуре алтайцы и хакасы.
27 Эвены
28 Эве́ны (эвенск. эвен, устар. ламуты) сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.
В процессе совершения ритуала шаман или шаманка поднимаются из среднего мира (он назван по-якутски Орто-Дойду) вверх, к божеству Айыы, или вниз, в мир злых духов, с целью извлечения оттуда души заболевшего человека.
Уникальным свидетельством для шаманской практики является описание своеобразного обмена — возвращения злого духа, вызвавшего болезнь, в нижний мир и возвращения души заболевшего человека в мир живых людей.
29 Якуты
30 Яку́ты (среди местного населения распространено произношение якуты́, самоназвание саха́; якут. сахалар; также якут. ураа ҥ хай сахалар ед. саха) тюркский народ, коренное население Якутии.
Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков.
Достаточно большое количество монголизмов(примерно 30% слов монгольского происхождения), также имеется около 10% слов неизвестного происхождения, в более позднее время присоединились русизмы.
31 Нивхи
32 Ни́вхи (нивх. нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун; устар. гиляки) малочисленная народность на территории Российской Федерации.Самоназвания: нивх «человек», нивхгу «люди».Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. Язык нивхский. Численность 5,2 тыс. человек (2002).
33 Буряты
34 Буря́ты (Буря́т-монго́лы; самоназвание буряад) этнос, народ, проживающий в Российской Федерации, Монголии и КНР.
Буряты подразделяются на ряд субэтносов хоринцы, эхириты, булагаты, хонгодоры, селенгинские буряты (сартулы, цонголы и др.). Присутствие русской материальной и духовной культуры оказало сильное влияние на бурятскую культру.
С начала XIX века у бурят стало распространяться просвещение, возникли первые школы, начала складываться национальная интеллигенция.
35 Заключение В Сибири проживает и проживало большое количество очень разных народов.
36 Контактная информация 11 м: Тимофеев Никита Заксонский Илья
Источник: http://www.myshared.ru/slide/613394