Краткое содержание романа «451 градус по фаренгейту»: герои и анализ, замысел автора

«451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери – это самый популярный роман-антиутопия. Произведение описывает общества тоталитаризма. В нем запрещены книги: их сжигают.

В статье раскрыты все основные скрытые смыслы книги: название, сюжет и финал.

Смысл названия книги 451 градус по Фаренгейту

Смысл названия «451 градус по Фаренгейту» заключается в том, что это оптимальная температура для сжигания бумаги.

Если перевести 451 градус по Фаренгейту в шкалу Цельсия, то получается приблизительно 233 градуса. При такой температуре бумага легко поддается воспламенению и, вследствие, загорается.

Из названия можно заключить, что речь в произведении пойдет о сжигании книг. Так и есть. Брэдбери в свое романе пытается доказать значение книги в жизни человека.

В «451 градус по Фаренгейту» описано общество, которое не может самостоятельно принимать решения и делать выводы. Это общество потребителей. Такими людьми намного проще манипулировать, потому что они уже начинают деградировать.

Всю информацию общество получает из СМИ, которые стремятся к глобальной деградации населения.

О чем книга 451 по фаренгейту

Краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту»: герои и анализ, замысел автора

Роман описывает будущее тоталитарного общества, в котором живет Гай Монтэг. Главный герой – пожарник. Но та пожарная часть, где служил главный герой, не простая. Они не тушили горевшие здания, а поджигали дома с книгами. Монтэг и не думал о том, зачем он все это делает. Главным переворотом в его жизни стала встреча с девушкой по имени Кларисса. Поколение Гая и Клариссы – люди, живущие только сериалами и, возможно, спортом. Кларисса кардинально отличалась от этого общества. Девушка любила природу, чем и привлекла внимание главного героя. Гай полностью пересмотрел свои взгляды на мир, на свое существование, на всю свою жизнь.

У главного героя уже была жена – Милдред. Гай начал замечать, особенно после встречи с Клариссой, что он и его жена живут разными жизнями, отдельно друг от друга. Детей у них не было.

Переломной точкой в жизни Гая стал следующий случай: женщина сгорела в собственном доме, потому что не хотела расставаться с книгами. Главный герой начал задавать «опасные» вопросы: какова была раньше деятельность пожарных? Гай тяжело переживал случившееся и даже перестал выходить на работу. Последней каплей стала гибель Клариссы – она погибла под колесами машины.

Начальник Гая решил проведать своего сотрудника. Он говорил главному герою о том, что не стоит выделяться из общества. Книги делают людей разными, а не одинаковыми, как того желает правительство. Именно поэтому они и борются с книгами, так как книги могут пробудить разум. Если люди начнут умнеть и развивать свой ум, то общество начнет бороться против сформировавшейся модели правления.

В доме Гая хранились книги. Монтэг спасал их при пожарах. Он предлагал заняться чтением Милдред. Вскоре пожарник познакомился с Фабером. Это был профессор, подозревавшийся в инакомыслии.

Милред стала доносчиком на своего мужа, и их дом сожгли.

Позже жители города, в котором происходит действие романа «451 граду по Фаренгейту», увидели самолеты, которые, после бомбардировки, стерли его с лица земли.

Смысл произведения 451 градус по Фаренгейту

Основной смысл «451 градус по Фаренгейту» кроется в том, что у человечества нет будущего, если не будет опыта предшественников. А именно книги могут сохранить и передать потомкам этот опыт. Но люди, описанные в романе Брэдбери вместо книг предпочитают развлекательные ток-шоу, показываемые по телевидению. Следовательно, общество само себя запрограммировало на уничтожение.

Помимо этого, одной из тем произведения является и тема семьи. Каждый человек из тоталитарного общества – это эгоист. Ему все равно на других людей, кроме себя. Он игнорирует всю суть и смысл семьи.

Такая позиция приводит к одиночеству. Также человек становится беззащитным – семья может прийти на помощь в любой ситуации.

Брэдбери пытается научить своих читателей ценить и заботиться о своих родных и близких.

Также косвенно Рэй Брэдбери в «451 градусе по Фаренгейту» затрагивает и такие темы, как:

  • Манипуляция людьми через СМИ;
  • Верховенство потребительских ценностей над моральными;
  • Без книг нет будущего.

Смысл финала «451 градуса по Фаренгейту»

Смысл финала «451 градуса по Фаренгейту» заключается в том, что главный герой переживает предательство своей жены. После случившегося Гай принимает сторону оппозиции. Он становится одним из тех, кто пытается сохранить память о поколениях посредством литературного наследия. С профессором они учат наизусть тексты украденных и спрятанных книг.

В конце романа на город обрушивается бомбардировка, которая стирает все население и здания с лица земли.

Таким образом, Рэй Брэдбери хотел показать, что без литературы от человечества не останется ничего, даже в случае трагических происшествий.

Например, никто из живущих сейчас не видел Атлантиду, но все о ней знают. А почему? Потому что о ней говорилось в книгах, передавалось из уст в уста.

Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показывает великую значимость книг не только в жизни отдельного человека, но и в сохранении памяти обо всем человечестве, нациях, народах и т.д.

Роман «451 градус по Фаренгейту» был задуман как произведение научного и фантастического направлений. Исследователи определяют жанр произведения – антиутопия, т.е. невозможность создания идеального общества.

Среди антиутопий роман Рэя Брэдбери до сих пор стоит на первом месте. Книга была переведена почти на все языки мира, раскуплена за несколько недель в нескольких тиражах.

Произведение заставляет задуматься о ценности не только литературы, но и самих книг.

Напишите в х своё мнение, о чем книга «451 градуса по Фаренгейту». Мы с нетерпением будем ждать!

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-knigi-451-gradus-po-farengejtu-rej-bredberi/

Анализ произведения 451 градус по Фаренгейту Брэдбери

В романе «451  градус по Фаренгейту» повествуется об обществе, которое погрязло в антиутопии. Это произведение фантастично, представляет мир будущего.

Люди получают информацию от экранов телевизоров, радиоприёмников, которые заполнили все стены. Из этих средств связи пропагандируется то, что выгодно власти.

А книги, которые заставляют анализировать информацию и думать, находятся под запретом.

В государстве, в котором не читают книги, не бывает бунтов, недовольств. Ведь люди начинают верить всему, что им говорят. Не ставят под сомнение любую информацию. Таким обществом легко манипулировать, поэтому власть не теряет возможности и начинает пропаганду.

Главный герой понял прелесть книг и поэтому начал содействовать их укрывательству.

В этом произведении показывает себя одно из противоречий технического прогресса. С одной стороны человек получил большие возможности благодаря созданию гаджетов, но с другой принёс себе вред. Человек не должен относиться к технике, как к смыслу существования. Я считаю, что это всего лишь средство.

Также, автор говорит о том, как важно общения для человека. Особенно с близкими людьми. Из-за того, что герой осознал эту истину поздно, он потерял любимую женщину. Нужно разговаривать с окружающими, уделять больше времени семье, а не играм.

От себя хочу добавить, что в современном мире описанная ситуация становится всё реальнее. Когда детей воспитывают, то дают играть в телефоны, компьютеры, планшеты, мало развивают их всесторонне. В результате чего они становятся агрессивными, если у них отбирают «новомодную» игрушку. Молодое поколение почти не читает книги.  Я с уверенностью могу сказать, что оно деградирует.

С одной стороны власти выгодно иметь в подчинении глупых людей, потому что ими легко манипулировать, но если подумать, то такое государство обречено. Ведь без умных людей невозможно развитие. Не будет учёных, которые бы продвигали новые разработки. Не будет толковых лидеров, которые бы могли управлять производствами.

Таким образом, становится очевидна роль книги для человека. Это один из двигателей прогресса. Если человечество перестанет получать знания, то оно регрессирует.

 В этом произведении автор обратил внимание на одну их серьёзных проблем человечества.  Но она в современном мире осталась почти без внимания и никак не решается.. Кто знает.

Может из-за этого нас ждёт такое же будущее, как в антиутопии?

← Анализ произведения Человек-амфибия Беляева
← Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист↑ ДругиеАнализ произведения Вельд Брэдбери →
Анализ рассказа Зелёное утро Брэдбери →

Краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту»: герои и анализ, замысел автора

  • План рассказа Хоббит или туда и обратно
    В норе на Круче жил хоббит Бильбо Торбинс. Был он зажиточным и вел спокойную, размеренную жизнь. До одного случая. Однажды утром Бильбо встретил известного чародея Гэндальфа и пригласил его к себе на чай.
  • Анализ рассказа Чехова О любви
    Антон Павлович Чехов великий русский писатель. Гений Чехова заключался в таланте коротко и лаконично излагать свои мысли. Пожалуй, самая известная его работа-цикл «Маленькие трилогии». Именно рассказ
  • Анализ рассказа Шукшина Забуксовал
    Шукшину удавалось с удивительной простотой выразить довольно глубокие стороны человеческого существования. В его рассказах довольно часто героем выступает простой человек и через простые мысли этого простого человека читатели начинают осознавать
  • Образ и характеристика Дедушки Каширина (Деда) в повести Горького Детство сочинение
    Это известное произведение написано в 1913 году, повествует нам о непростой жизни обыкновенных людей. Один из главных героев дедушка Алеши Василий Васильевич Каширин был очень сложным и своенравным человеком.
  • Поэт-пророк в творчестве Лермонтова
    По Михаилу Юрьевичу Лермонтову, творчество, это не просто талант, это дар, преподнесенный Господом. И не каждому одаренному человеку удается ему соответствовать.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-proizvedeniya-451-gradus-po-farengejtu-brehdberi

Краткое содержание Брэдбери 451 градус по Фаренгейту

В американском городе будущего жил пожарник Гай Монтэг. Команда, в которой служил тридцатилетний Гай, не тушила пожары. У неё были другие обязанности: пожарные сжигали книги и дома, в которых они хранились. Такой был в городе порядок. За десять лет службы Гай никогда не задумывался о причине ненависти к книгам у живущих рядом людей.

Случайная встреча с юной девушкой Клариссой круто изменила его отношение к окружающему миру. Девушка сильно отличалась от сверстников, которых интересовали только бесконечные сериалы, развлечения в парке и, в лучшем случае, занятия спортом. Особенно поразила Гая её любовь к окружающей природе.

Это знакомство заставило Гая по-другому взглянуть на своё существование.

Монтэг был женат, но за долгие годы совместной жизни с женой Милдред он понял, что каждый в их семье живёт сам по себе. Жена любила телесериалы, и другая жизнь не интересовала её, детей она тоже не хотела.

На работе коллеги были недовольны его вопросами о прежней деятельности пожарных. Особенно Гая поразил случай с женщиной, которая сгорела в собственном доме, не желая расставаться с любимыми книгами. На следующий день Монтэг не смог выйти на работу, так тяжелы были воспоминания о вчерашнем случае, а также сообщении о гибели Клариссы под колёсами автомобиля.

Но начальник пожарных решил навести порядок в рядах своих подчинённых. Он пришёл к Гаю домой и прочёл ему назидательную лекцию о том, что нельзя пытаться выделиться из общей массы. По его словам, чтобы не было зависти и обид, люди должны быть одинаковыми во всём.

Поэтому и необходима борьба с книгами, которые могут разбудить человеческий разум и заставить людей бороться против существующей модели общества.

Гай молча выслушал нравоучения своего начальника, но было поздно что-либо изменить. В его доме уже хранились книги, спасённые из сожжённых домов. Гай даже предлагал жене и её подругам почитать их. Также он познакомился с профессором Фабером, который давно подозревался в инакомыслии.

Жена, а раньше и её подруги донесли на Гая, и пожарные, среди которых был и сам Монтэг, сожгли его дом. Во время этой операции Гай узнал о том, что его начальник подслушивал и записывал их разговоры с профессором. Чтобы спасти друга, Монтэг направил огнемёт на своего начальника и его команду.

Гая объявили государственным преступником, и ему пришлось скрыться из города. С помощью Фабера он нашёл людей, которые по-своему борются с современным варварством в стране. Каждый из них заучивал наизусть какое-нибудь произведение, свято веря в то, что их знания могут в будущем понадобиться обществу.

Над городом, в котором до этого жил Гай, появились чужие самолёты, и бомбардировщики неприятеля стёрли его с лица земли.

Рассказ учит ценить книги, которые помогают оставаться человеком в любых ситуациях.

Подробный пересказ 451 градус по Фаренгейту

Действие романа развивается в альтернативном будущем. Конец двадцатого века. В Америке устанавливается режим тотального контроля за жизнью людей. Ритм жизни стремительно увеличивается. Человеку некогда отвлечься, он постоянно в движении, постоянно занят. Таким образом людьми проще всего управлять, им некогда подумать самим и не остается ничего другого, как доверять государству.

Главным врагом человечества объявлены книги. Тот, кто читает, начинает самостоятельно думать и анализировать, что абсолютно неприемлемо для государства. На страже общественного порядка стоят пожарные.

Это почетная и ответственная профессия. Они носят красивые костюмы с изображением феникса спереди и саламандры на спине.

Теперь они не занимаются тушением пожаров, наоборот, они выявляют дома, в которых хранятся книги и сжигают их вместе с домом.

Читайте также:  Образ луки в пьесе горького "на дне": характеристика персонажа, цитаты и высказывания

Герой романа, Монтэг, является пожарным. Его жизнь размеренна и течет по плану. Днем он выполняет свою работу, делает ее хорошо, чем заслужил одобрение начальства. Брандмейстер, возглавляющий отряд Монтэга, выделяет его среди остальных пожарных. Дома Монтэга ждет жена Милдред.

Она целыми днями занята просмотром телесериалов. Это занятие и составляет ее жизнь. В их доме есть специальная комната, оборудованная огромными телеэкранами, занимающими три стены. Милдред уговаривает мужа купить и четвертый экран, чтобы она могла полностью погрузиться в мир телешоу.

Пустая четвертая стена делает ее несчастной и никак не выделяет ее среди соседей.

В семье Монтэга нет детей, потому что Милдрэд настояла на их отсутствии. Супруги существуют сами по себе, по сути застряв внутри монотонного алгоритма, которым стала их жизнь.

Это только подтверждается случаем, когда Монтэг, вернувшись со службы, обнаружил жену без сознания. Оказалось, что она машинально выпила чересчур много таблеток снотворного. Однако в современном обществе эта проблема решается очень быстро.

Достаточно вызвать бригаду скорой помощи, они используя новейшее оборудование приведут в порядок любого пациента.

Размеренный темп жизни героя меняется из-за случайного столкновения с юной девушкой Клариссой Маклеланд. Она сразу привлекает его внимание своей нетипичностью. Обычно молодые люди предпочитают проводить время, развлекаясь на аттракционах или гоняя на автомобилях.

Кларисса показалась Монтэгу совершенно другой, спокойной, даже отстраненной, мечтательной.

Завязав разговор с девушкой, Монтэг узнает, что ей нравится любоваться природой и просто наблюдать за жизнью вокруг, она не считает нужным постоянно торопиться куда-либо и много времени проводит в раздумьях.

Заданный Клариссой вопрос, счастлив ли он, ставит Монтэга в тупик. Раньше он только находился в монотонной рутине своей жизни и никогда не задумывался об этом. Размышления о жизни заставляют его усомниться в ее правильности.

Еще больше влияет на состояние Монтэга случай на работе. Приехав в очередной раз по вызову, пожарные обнаруживают у женщины обширную библиотеку.

Однако она отказывается подчиниться и выйти из дома, а предпочитает умереть вместе с любимыми произведениями.

Это происшествие и постоянные мимолетные встречи и беседы с Клариссой заставляют Монтэга понять, что привычный жизненный уклад ему противен. Он начинает вести себя странно. Удивляет коллег воспоминаниями о том, что раньше пожарные занимались тушением пожаров, а не их разжиганием. Он начинает понемногу воровать книги во время вызовов, проявлять сочувствие к читающим преступникам.

Книги открывают Монтэгу новый мир. Не в силах больше выносить прежней жизни, он пытается приобщить к чтению жену. Ей это совсем не интересно, ведь на телевидении запустили новый проект. Зрителям выслали копии сценария, предложив заполнить их по своему усмотрению. Монтэг сдается и решает поискать других единомышленников.

Тем временем, его посещает брандмейстер. На работе давно подозревают, что с Монтэгом что-то не так. Поэтому начальник пришел, чтобы образумить его. Брандмейстер напоминает ему, что современный ритм жизни обязывает всех жить быстро и не тратить много времени на что-либо.

Для счастливой жизни все должны быть одинаковыми, не свободными и равными, а похожими как две капли воды. Только идентичность всех уберегает от возвышения отдельных личностей и соответственно принижения остальных. В таких условиях книга – худшее оружие. Она заставляет думать, иметь собственное мнение, поэтому книги должны быть полностью уничтожены.

Монтэг понимает, что этот визит означает на самом деле, но остановиться он уже не может.

На следующее утро он решает не идти на работу из-за болезни. Этот поступок сильно раздражает жену Монтэга, поскольку не соответствует обычному распорядку дня. Вместе с тем Милдред говорит мужу, что их соседку Клариссу недавно сбила машина, и ее родители переехали.

Данное происшествие заставляет героя активнее искать тех, кто хранит книги. Монтэг знакомится с профессором Фабером. Он сначала опасается и не верит Монтэгу, поскольку тот пожарный и может специально искать читающих. Однако поверив ему, профессор раскрывает свои планы о возобновлении книгопечатания.

По мнению профессора, надвигающийся военный конфликт вновь обратит граждан к чтению. Две предыдущих войны Америке удалось выиграть с помощью атомного оружия. Еще одной военной катастрофы мир просто не перенесет. На прощанье профессор Фабер дарит Монтэгу небольшой радиоприемник, который вставляется в ухо.

Таким способом они могут незаметно поддерживать связь друг с другом.

Дома Монтэг обнаруживает, что к Милдред пришли подруги. Женщины настолько увлечены обсуждением сериала и своего вклада в его создание, что выводят Монтэга из себя. Сорвавшись, он пытается доказать им, что единственная вещь, которая хоть что-нибудь значит в этом мире, это книги. Вечер заканчивается крупной ссорой. Монтэг решает вернуться на работу.

Рабочий день начинается как обычно. Пожарные собираются на вызов. Однако Монтэг обнаруживает, что они приехали к нему домой. Взбешенная происшествием вчерашнего вечера, Милдред сдала мужа.

Как оказалось, она была не первой. Ее подруги сообщили о книгах в их доме немного раньше. Осознавая, что его раскрыли, Монтэг не сопротивляется и сам выдает книги брандмейстеру.

Он также принимает участие и в сожжении книг и собственного дома.

Начальник Монтэга замечает радиоприемник, подозревая, что он может привести к другим преступникам. Не желая ставить под удар профессора Фабера, герой сжигает брандмейстера и остальных членов отряда. Теперь Монтэг становится особо опасным преступником.

Для поимки таких преступников используется новейшая технологическая разработка «механический пес». От него невозможно спрятаться. Погоня за преступником транслируется на телевидении в прямом эфире, так чтобы каждый мог наблюдать за ней.

Монтег на протяжении некоторого времени успешно скрывается от пса. Погоня затягивается.

Чтобы лишний раз не беспокоить зрителей и убедить их в неотвратимости правосудия, пес убивает случайного прохожего, представив его преступником. В это же время начинается война.

Миллионы солдат мобилизованы и отправлены к местам боевых действий. Это помогает Монтэгу выиграть немного времени, чтобы спрятаться от государства, которое пока занято более важными делами.

Помня рекомендации профессора Фабера, герой уходит из города в лес на поиски помощи. Через некоторое время ему удается найти лагерь единомышленников. Монтэг узнает, что по всей стране читающие люди объединились в духовную оппозицию. Они нашли способ донести до потомства как можно больше знаний.

Каждый человек заучивает наизусть какую-либо книгу или ее главу. Таким образом, он становится физическим носителем ценных знаний. По вечерам они собираются у костра и слушают выученные произведения. Они ждут и надеются, что настанет время, когда их знания понадобятся остальным.

В это время войска противников подходят вплотную к городу и стирают его с лица земли при помощи атомного оружия.

Гиперболизируя общество потребления в своем романе, автор выражает свою обеспокоенность направлением развития человечества. Однако он верит, что сохранение духовных ценностей и знаний способно изменить мир к лучшему. Эту мысль он стремится донести до читателей через своих героев – ценителей литературы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту»: герои и анализ, замысел автора

  • Краткое содержание Янссон Волшебная зима
    В повести Туве Янссона повествуется о Мумми-тролле, который проснулся в посередине зимы. Остальная семья в это время спала: Мумми-мама, Мумми-папа и фрекен Снорк. В самом начале Мумми-тролль был очень разочарован
  • Краткое содержание Азимов Конец вечности
    Произведение относится к философской фантастической прозе писателя и в качестве сюжетной линии представляет описание деятельности вымышленной организационной структуры, существующей вне временных промежутков.
  • Краткое содержание Бернетт Маленькая принцесса
    Действие начинается с момента, когда один из самых зажиточных жителей Англии Ричард Кюв отправляет любимую дочь в школу-интернат для подготовки ее к жизни в аристократическом обществе
  • Пикуль
    Все произведения популярного писателя советской литературы Валентина Саввича Пикуля в той или иной мере связаны с историей Российского Государства. Начиная с первого большого произведения 1954 года «Океанский патруль»
  • Краткое содержание Гоголь Старосветские помещики
    Главные герои произведения – супруги Афанасий и Пульхерия Товстогуб. Афанасию Ивановичу – 60 лет, его жене – 50. Живут они в маленькой уединённой малороссийской деревушке. Старики бездетны, живут мирно, всегда улыбчивы, гостеприимны и добры

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/brehdberi/451-gradus-po-farengejtu-pereskaz

Краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту»: герои и анализ, замысел автора

Этот роман считается одним из самых известных его работ. Роман был издан в 1953 году. Смысл книги заложен уже в самом названии: 451 градус по Фаренгейту – это температура горения бумаги. В антиутопии рассказывается о недалёком будущем Америки.
[block id=»32″]

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • Мой мир

Оглавление:

  • Рэй Брэдбери – мэтр фантастики
  • История создания
  • Краткое содержание романа
  • Герои
  • Анализ романа

[block id=»33″]

По мнению автора, в будущем перестанут читать книги, и все производство будет направлено лишь на маркетинг, продажу и «отепление» человечества. Даже в таком неприглядном будущем Рэй Брэдбери смог разбавить тьму лучиками света в виде любви и жажды человека к познанию.

Рэй Брэдбери – мэтр фантастики

Именно так часто называют этого писателя. И неудивительно: большинство рассказов Брэдбери написал именно в жанре фантастики, он заложил множество традиций этого жанра. Автор написал 11 романов, 21 пьесу и около 400 рассказов.

История создания

В конце 40-х Брэдбери написал пять произведений, благодаря которым, как он рассказывал, и разгорелся «451 градус по Фаренгейту». «Пешеход», «Костёр», «Лучезарный феникс», «Эшер II», «Изгнанники».

В этих рассказах были наблюдения на тему цензуры, запрещённого чтения, силы личности и спасения искусства. Уже позже, в 1949 году Брэдбери, связав эти рассказы воедино, написал книгу «Пожарный». Тогда редактор издательства посчитал, что книга недостаточно проработана и вернул рукопись на доработку.

Спустя год кропотливой работы, Брэдбери завершил роман в том виде, в котором мы его знаем теперь, и назвал его «451 градус по Фаренгейту».

Википедия сообщает, что роман был издан тиражом 255 тысяч книг, сейчас в интернете легко можно найти бесчисленное количество онлайн-изданий.

Брэдбери стал знаменитым, а книга об антиутопичном будущем вошла почти во все школьные курсы литературы.
[block id=»3″]

Краткое содержание романа

По сюжету главный герой Гай Монтег работает пожарным. В этом мире они не тушат огонь, а, наоборот, разводят. Пожарные сжигают книги и их владельцев, потому что в будущем читать запрещено.

Правительство делает все, чтобы устроить массовое отупение человечества – так людьми проще управлять. Гай Монтег десять лет сжигал книги и людей, у которых находили запретный товар.

При этом он не задумывался о том, хорошо это или плохо – до определённого момента.

Однажды Монтег встречает молодую мечтательную девушку по имени Кларисса Маклеланд. Мимолётная встреча выбивает Монтега из привычной колеи. Кларисса сразу предупреждает, что она – сумасшедшая, но это не отталкивает Монтега. На вопрос «счастливы ли вы?» он не знает ответ. Этот вопрос переворачивает его жизнь.

Дома жена Монтега отравилась таблетками. Она не пыталась покончить с собой, просто закидывала снотворное одну за одной и не заметила, как отравилась.

Монтег понимает, что в его жизни все происходит машинально, даже брак превратился в бессмысленную рутину. Его жена мечтает о стене-телевизоре, уже четвёртой в их доме. На этом её мечты заканчиваются.

Детей она не хочет и всё больше погружается в мир сериалов и телешоу.

Монтег, благодаря коротким встречам с Клариссой, вырывается из рутины и уже не может с тем же беспристрастием жечь книги.

На очередном вызове хозяйка дома отказывается покинуть дом, и её сжигают вместе с книгами.

Гай Монтег не понимает, ради чего она умерла, и на следующий день не выходит на работу – он чувствует себя больным и разбитым. Тут же он узнаёт, что Клариссы больше нет – она попала под машину.

К больному пожарному приходит начальник, брандмейстер Битти. Судя по описанию, он неглупый человек, но придерживается радикальных взглядов: Битти читает наставления и рассказывает про общество потребления. Книги становятся меньше, издания сокращаются.

Все делается для того, чтобы человек мог проглатывать информацию. Классические книги перекраивают в 15-минутное шоу. Битти внушает, что люди должны быть одинаковы, что в современном мире нет места личностям. Только тогда все будут счастливы.

Книга в таком мире – оружие, поглощающее человеческий разум.
[block id=»4″]

Монтег слушает, но уже не может остановиться. Кларисса и женщина, сгоревшая в огне, не отпускают его. Гай Монтег принёс домой книги. Когда он предлагает жене вместе прочитать, та в ужасе отказывается. Пытаясь разыскать других владельцев книг, Монтег выходит на очередного подозреваемого: профессора Фабера.

За ним давно следят пожарные, и поначалу Фабер говорит с Монтегом с осторожностью. Потом все же рассказывает о своём изобретении: книгопечатание. Теперь любые книги можно размножить, пусть пока и в малых количествах. Фабер даёт приёмник-капельку, благодаря которому они могут связываться в любой момент.

Кроме того, приёмник поможет Фаберу узнавать о работе пожарных изнутри.

Когда над страной нависает угроза третьей войны, Фабер надеется, что после неё люди вспомнят о книгах и решат вернуться к истокам. Монтег же ведёт свою личную борьбу: он показывает книги не только жене, но и её подругам. Они не выдерживают и доносят на него.

Выезжая на очередной вызов, Монтег с удивлением подъезжает к собственному дому. Начальник Битти заставляет его собственноручно уничтожить книги. В этот момент Битти обнаруживает передатчик в ухе Монтега. Гай, стараясь сохранить тайну, направляет огнемёт на Битти и двух товарищей, после чего скрывается.

Его поиски объявляют по всей стране, называя опасным преступником.

Читайте также:  Тихий дон шолохова: краткое содержание по главам, википедия о тихом доне шолохова

В этот же момент начинается война. За Монтегом высылают Механического Пса – холодного робота убийцу. Монтегу удаётся уйти, но Механический пёс вместо него убивает случайного прохожего. Его выдают за мёртвого Гая, чтобы показать, что никто не может уйти безнаказанным.

По подсказкам Фабера, герой уходит из города и находит тайное сообщество. Оказалось, все это время были люди, которые сохраняли книжную классику – в своей голове.

Они заучивали книги целиком, а потом разносили знания, воспроизводя книги прямо из головы. Все общество с нетерпением ждёт окончания войны. Они верят, что когда на страну сбросят бомбы, человечество вернётся к тому, с чего начало.

Тогда людям вновь понадобятся книги.
[block id=»5″]

Герои

  • Гай Монтег – главный герой. Работает пожарным. В начале книги он всего лишь винтик в огромной машине государства, но стоит ему познакомиться с Клариссой, и мировоззрение меняется. К моменту завершения книги Гай окончательно становится личностью – а это как раз то, с чем борется государство.
  • Кларисса Маклеланд – юная девушка. Простая, в чем-то наивная, воспитана в семье «старого типа». Она любит читать книги и природу, называет себя сумасшедшей. При этом Кларисса легка, беззаботна. Именно ей за несколько мимолётных встреч удаётся пробудить в Монтеге тягу к познаниям. Простой вопрос «Вы счастливы?» заставляет его переосмыслить жизнь. Она погибает под колёсами машины, и это сильно влияет на жизнь главного героя.
  • Милдред – жена Гая. Эта героиня олицетворяет в своём лице общество потребления. Она не имеет собственного мнения, обожает телешоу и медиапространство. Милдред всего лишь винтик в механизме, у неё нет настоящих чувств. Все, о чём она мечтает – четвёртая стена с телевиизором. В разговоре с подругами Милдред рассуждает мужей: у кого-то муж умер, и это девушки считают великой благодатью. Милдред целыми днями смотрит телевизор, это единственная её страсть.
  • Битти – начальник Монтега и брандмейстер пожарной части. Он начитан и хитер, но все равно разделяет принцип общества потребления. Битти искренне считает, что только в системе человек может быть счастлив. В этом начальник безуспешно пытается убедить Монтега. В итоге он погибает от рук Гая.
  • Фабер – старик, бывший профессор. Он придерживается мнения тайного сообщества и мечтает возродить книгопечатание. Именно он внушает Монтегу идею, что третья война сможет вернуть людей к истокам, что они снова начнут читать. При этом Фабер очень боится за свою жизнь.

[block id=»6″]

Анализ романа

Структура и сюжет романа основаны на противопоставлениях: свет и тьма, суета и спокойствие.

Искренняя и живая Кларисса противопоставляется сухой, статичной Милдред. У жены главного героя даже лицо с застывшими чертами. Освещённый тёплым светом веранда Клариссы совсем непохожа на холодную спальню Монтега.

  • В романе есть символ свечи как домашнего очага, даже лицо Клариссы кажется Монтегу освещённым пламенем свечи. Также свечу упоминает и женщина, которая решила сгореть вместе со своими книгами: Гай решил, что в других обстоятельствах она могла бы быть для него другом.
  • Ещё один образ, присутствующий в романе – маска. Люди надевают маски и это считается неотъемлемым признаком агрессивной цивилизации. Гай всегда вежливо улыбается, и эта маска считается символом профессии пожарных.

Название второй главы «песо и сито» намекает на невозможность наполнения жизни смыслом. Когда Монтег в этой главе пытается прочесть в метро библию, он не может разобрать ни слова – все сознание забивает громкая музыка.

В конце книги мы видим, наконец, светлую сторону пламени: это утренние лучи солнца, освещающие вереницу людей. Ведёт просветителей, что символично, Монтег, ещё недавно сжигавший книги.
[block id=»7″]
[block id=»2″]

[block id=»10″]

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/roman-451-gradus-po-farengejtu-kratkoe-soderzhanie.html

Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери) | Литерагуру

Guru · 18.07.2018

Антиутопия Брэдбери не была первой в своем роде, но, тем не менее, смогла стать своеобразным символом этого жанра.

Она находится в тройке самых популярных антиутопий, и любой собеседник, увлекающийся фантастикой, назовет ее в числе прочитанных произведений.

Но известность книги не принесла ей повсеместного понимания: немногие читатели вникают в смысл романа, в отличие от команды «Литерагуру». Мы постараемся разобраться в этом тексте вместе с вами.

История создания: интересные факты

Про историю создания романа «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери выделяет целую главу «Вложения по десять центов ««451 градус по Фаренгейту»» в своем произведении «Дзен в искусстве написания книг».

Писатель удивляется феерическому успеху, называя произведение «грошовым романом» в связи с тем, что Брэдбери вложил 8 долларов восемьдесят центов при работе над первым вариантом текста в виде рассказа под названием «Пожарник».

Перечитывая свое произведение в последующие годы, он убеждался, что герои играли новые картины в его голове, когда он «задавал им вопросы». Они воспринимаются писателем, как существа, рожденные в его сознании, но управлять их действиями он не в силах. Так исчезла со страниц Кларисса, своими сумасшедшими разговорами возродившая интерес к содержанию книг у главного героя Монтага.

Рей Бредбери пишет свои произведения при полной увлеченности, каждое утро заставляя себя работать. «Для того чтобы научиться писать, надо писать».

Так, перечитывая роман спустя продолжительное время с его выхода в свет, он понял, что имя главного героя (Монтаг) идентично названию компании, производящей бумагу, тогда как Фабер, который по сюжету книги является его идейным сторонником, — это марка производителя карандашей.

Сам роман назван «451 градус по Фаренгейту». Что примерно составляет 232 градуса по Цельсию и знаменует температуру, при которой начинает гореть бумага. Название дано в связи с тем, что Монтаг работает пожарным-наоборот, то есть сжигает книги.

Суть

Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше.

Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери, получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников, и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды.

А вот книги, которые заставляют думать над всем, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам.

Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению.

Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.

Люди, разучившиеся общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости ее осмысления. Это именно то будущее, которое нас ожидает, если мы продолжим существовать как стремительно развивающееся общество потребителей.

Жанр, направление

Роман написан в фантастическом жанре, представляющим нам мир ближайшего будущего.

Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства.

Автор разоблачает пороки, показывая утрированную картину будущего, к которому неминуемо приведет такое положение вещей. Подробно и менее официально об этом жанре мы написали тут.

Наряду с этим произведением стоит утопический мир Джорджа Оруэлла «1984» (анализ романа), а так же антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (анализ романа).

Главные герои и их характеристика

  1. Гай Монтаг (Монтэг в некоторых переводах) — главный герой, работающий на пожарной станции будущего. Основная его задача — выезжать по экстренным вызовам в случаях обнаружения в домах книг для их сжигания посредством специального устройства — бландспойта.

    Этот человек – дитя своей эпохи, он не задумывается о сути своей миссии, пока не сталкивается лицом к лицу с несколькими личностями, поколебавшими его уверенность в правильности государственного строя.

    Он последовательно разочаровывается в жене, которая равнодушна ко всему, кроме любимых экранов, в своей службе, где он видит лишь жестокость и слепые стремления угодить начальству, в своем обществе, где он больше не чувствует себя органично. Из апатичного раба рутины он превращается в сознательного и деятельного человека, способного спасти вековую мудрость от рук варваров.

  2. Кларисса Маклеллан — юная девушка, появившаяся на первых страницах романа, которая дала толчок для проявления интереса героя к книгам и к тому, что в них заключено. Ее семью считали ненормальной, постоянно подозревая их в чтении.

    По вечерам их окна горели, и можно было наблюдать, как вся родня общается между собой, издавая громкие звуки, что вызывало жуткое недоумение и раздражение у всех соседей в округе. В экранизации романа героине было отведено больше времени, чем в тексте. Она исчезает бесследно, а Монтагу остается только гадать, куда она делась.

    Скорее всего, она ушла в леса, где скрывались хранители книжных знаний.

  3. Битти Брансмейстер — начальник пожарной части, первый заподозривший об интересе главного героя к содержанию книг. Автор знаменитой цитаты «Хранить книги — не преступление. Преступление — читать их».

    Почуяв желание Гая прикоснуться к запретному, персонаж проучивает своего подчиненного, но к желаемому результату это не приводит. Его разговоры с Гаем – основа сюжета, ведь в них автор излагает свои идеи.

  4. Милдред – апатичная, бесчувственная, безучастная ко всему жена главного героя, являющаяся полным отражением общества, описываемого Рэем Брэдбери.

    Она целыми днями сидит на диване в комнате с экранами, почти не разговаривает и на книги, обнаруженные в руках мужа, реагирует с опаской. Она без зазрения совести предает его, заявляя о находке.

  5. Фабер — друг и единомышленник Монтага, профессор, не сумевший предотвратить принятие закона, запрещающего книги. Первоначально он относится к Гаю с опасением. Когда он понимает, что главный герой стремится узнать внутренний мир книг, бывший преподаватель английского языка стремится помочь собеседнику.

Темы

  1. Главная тема романа — роль книги в жизни человека. Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед.

    Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы. Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация поносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.

  2. Семья.

    Автор доказывает необходимость общения и поощрения общих семейных интересов. Многие люди замыкаются в себе и своих гаджетах, игнорируя важность семейных уз. Это прямой путь к отчуждению от родных и близких, которое сулит человеку одиночество и незащищенность.

    Ведь кто, как не родственники, сможет помочь в трудную минуту, поддержать и понять? Увы, герой поздно осознал разрушающую роль экранов в своей личной жизни, поэтому потерял любимую женщину.

  3. Верность и предательство. Те, кому доверял Гай, предали его, повинуясь тому, что им внушили власти.

    Когда пропаганда становится выше морали, выше чувств и привязанностей, личность разрушается, а на ее месте появляется покорный и апатичный раб, не способный на эмоции и мысли.

  4. Тема технического прогресса. Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования.

    Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.

Проблематика

  1. Конфликт общества и личности. Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век.

    Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.

  2. Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ. Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы.

    Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.

  3. Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.
  4. Проблема исторической памяти.

    Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.

  5. Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями.

    Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.

Смысл

Идея Рэя Брэдбери такова: без опоры на опыт прошлых поколений, на свободное и честное искусство, будущее, которое описано в романе «451 градус по Фаренгейту», неизбежно.

Люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой в каждой сфере деятельности человека.

Вместо того чтобы самому узнать, а заодно и проверить, те сведения, которые так удобно и просто подаются на экранах, зритель довольствуется поверхностной картиной мира, которую заботливо укладывают в 5 минут эфирного времени.

А если бы тот же зритель сам нашел, к примеру, разносторонние факты о том, что ему подают под пропагандистским соусом, то его мировоззрение было объективнее и богаче.

В искусстве, которое является лишь одним из источников информации и хранителей культуры, сохранились те крупицы истины, которые могли бы пролить свет на истинное положение вещей. К сожалению, мрачные прогнозы автора сбываются в отдельных странах, где уровень грамотности низок, а вот показатели ханжества, бедности и агрессии зашкаливают. Люди убивают друг друга, даже не задумываясь о том, зачем это нужно, если изначально все религии имели мирный посыл, а все государственные деятели должны вести народ к процветанию.

Также понятна мысль писателя о том, что человек, так же как и Гай Монтаг, не должен бояться выделяться из толпы, даже если все общество выступает против него. Желание мыслить и узнавать нечто новое — естественная потребность, а в век информационных технологий — вовсе необходимость.

Критика

Из-за своей остросоциальной направленности роман не сразу увидел свет. Перед этим роман прошел множество цензурных изменений. Так, он потерял многочисленные ругательные слова перед выпуском книги для школьного издания.

В 1980 году писателем было замечено, что издательство выпускает его книгу в сокращенном виде, исключая неприемлемые для них сцены. Данную практику писателю удалось прекратить после требования печати в полном виде.

В советской критике спектр рецензий разнообразен: от резко негативных отзывов до хвалы и даже лести.

Анастасия Трубникова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-proizvedeniya-451-gradus-po-farengejtu-bredberi/

Описание и анализ романа "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери

«451 градус по Фаренгейту» — роман Рэя Брэдбери. Роману предшествовала небольшая повесть «Пожарный», написанная в 1951 году.

А в 1953 была опубликована и сама книга, принесшая писателю наряду с «Марсианскими хрониками» мировую известность.

Характерно, что оба произведения нельзя отнести к научной фантастике в «чистом» виде — в каждом из них этические проблемы имеют настолько важное значение, что становятся фактически сюжетообразующими, определяя и поэтические принципы.

Структуру романа «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери задает система оппозиций, пронизывающих все повествование: свет и тьма, шум и тишина, суета и спокойствие. Отчасти это отразилось в названии и композиции глав: две из трех построены именно таким образом.

В первой — «Очаг и саламандра» — ключевая роль принадлежит амбивалентному образу пламени, раскрывающемуся через данные символы. Саламандра — животное, живущее в огне, — эмблема работы пожарных, которые не спасают книги от пламени, а жгут их.

Ей как воплощению деструктивной силы противопоставлен домашний очаг — символ душевного тепла, уюта и спокойствия.

Не случайно именно в этой главе главный герой романа, Гай Монтэг, встречает Клариссу. Ее выразительное лицо и искренность контрастируют с застывшими чертами лица жены Монтэга Милдред, а освещенная теплым светом веранда дома, где беседует семья Клариссы, — с темнотой и холодом его собственной спальни.

С образом очага тесно связан и образ свечи, который также не поддается однозначной трактовке. Во-первых, свеча как естественный источник света противопоставлена искусственному свету электрических огней реклам и телевизионных стен.

Во-вторых, пламя свечи ассоциируется в сознании героя с огнем любви (лицо Клариссы кажется Монтэгу освещенным свечой). Наконец, пламя свечи уподобляется вере и верности своим принципам.

Женщина, которая, как понимает Монтэг, могла бы быть его другом, произносит слова Латимера перед сожжением на костре, обращенные к Николасу Ридли: «Божьей милостью мы зажжем сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда».

Еще один важный образ-символ — маска как необходимый признак цивилизации, где господствует агрессивная посредственность. Брэдбери описывает такой тип общества, основной чертой которого Й. Хейзинга в своей книге «Homo Ludens» («Человек играющий») назвал пуерилизмом — не изжитым синдромом подросткового деструктивизма и эгоизма.

Так, Монтэг постоянно чувствует на своем лице судорожную улыбку пожарного как знак его профессии, и только встреча с Клариссой, кажущейся герою старше всей цивилизации «подростков», растапливает эту ледяную неподвижность.

Характерно, что лицо его жены также подобно маске, а ее душа, как и души почти всех их знакомых, постоянно ассоциируется у Гая с пустотой.

Вторая глава названа «Песок и сито», что представляет собой указание на тщетность всех усилий наполнить жизнь в этом городе смыслом. Ярким примером этого служит эпизод, когда Монтэг едет в подземном поезде с Библией в руках, но не может понять ни строчки, потому что на него обрушивается оглушительная музыка.

Наконец, третья глава — «Burning bright», название которой имеет несколько вариантов перевода, является скрытой цитатой из стихотворения У. Блейка «Тигр».

Здесь происходит окончательная расстановка акцентов, а Гай Монтэг делает свой единственно возможный выбор, становясь на сторону светлого, а не темного пламени.

Символично, что именно он возглавляет в финале шагающую под утренними лучами цепочку людей, чья память хранит мудрость и знания книг.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/opisanie_i_analiz_romana_451_gradus_po_farengejtu_brehdberi/62-1-0-1511

451 градус по Фаренгейту

Америка относительно недалёкого будущего, какой она виделась автору в начале пятидесятых годов, когда и писался этот роман-антиутопия.

Тридцатилетний Гай Монтэг — пожарник. Впрочем, в эти новейшие времена пожарные команды не сражаются с огнём. Совсем даже наоборот. Их задача отыскивать книги и предавать огню их, а также дома тех, кто осмелился держать в них такую крамолу. Вот уже десять лет Монтэг исправно выполняет свои обязанности, не задумываясь о смысле и причинах такого книгоненавистничества.

Встреча с юной и романтичной Клариссой Маклеланд выбивает героя из колеи привычного существования. Впервые за долгие годы Монтэг понимает, что человеческое общение есть нечто большее, нежели обмен заученными репликами.

Кларисса резко выделяется из массы своих сверстников, помешанных на скоростной езде, спорте, примитивных развлечениях в «Луна-парках» и бесконечных телесериалах. Она любит природу, склонна к рефлексиям и явно одинока. Вопрос Клариссы: «Счастливы ли вы?» заставляет Монтэга по-новому взглянуть на жизнь, которую ведёт он — а с ним и миллионы американцев.

Довольно скоро он приходит к выводу, что, конечно же, счастливым это бездумное существование по инерции назвать нельзя. Он ощущает вокруг пустоту, отсутствие тепла, человечности.

Продолжение после рекламы:

Словно подтверждает его догадку о механическом, роботизированном существовании несчастный случай с его женой Милдред. Возвращаясь домой с работы, Монтэг застаёт жену без сознания.

Она отравилась снотворным — не в результате отчаянного желания расстаться с жизнью, но машинально глотая таблетку за таблеткой. Впрочем, все быстро встаёт на свои места.

По вызову Монтэга быстро приезжает «скорая», и техники-медики оперативно проводят переливание крови с помощью новейшей аппаратуры, а затем, получив положенные пятьдесят долларов, удаляются на следующий вызов.

Монтэг и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую фикцию. Детей у них нет — Милдред была против. Каждый существует сам по себе.

Жена с головой погружена в мир телесериалов и теперь с восторгом рассказывает о новой затее телевизионщиков — ей прислали сценарий очередной «мыльной оперы» с пропущенными строчками, каковые должны восполнять сами телезрители.

Три стены гостиной дома Монтэгов являют собой огромные телеэкраны, и Милдред настаивает на том, чтобы они потратились и на установление четвёртой телестены, — тогда иллюзия общения с телеперсонажами будет полной.

Брифли существует благодаря рекламе:

Мимолётные встречи с Клариссой приводят к тому, что Монтэг из отлаженного автомата превращается в человека, который смущает своих коллег-пожарных неуместными вопросами и репликами, вроде того: «Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но наоборот, тушили пожары?»

Пожарная команда отправляется на очередной вызов, и на сей раз Монтэг испытывает потрясение. Хозяйка дома, уличённая в хранении запрещённой литературы, отказывается покинуть обречённое жилище и принимает смерть в огне вместе со своими любимыми книгами.

На следующий день Монтэг не может заставить себя пойти на работу. Он чувствует себя совершенно больным, но его жалобы на здоровье не находят отклика у Милдред, недовольной нарушением стереотипа. Кроме того, она сообщает мужу, что Клариссы Маклеланд нет в живых — несколько дней назад она попала под автомобиль, и её родители переехали в другое место.

В доме Монтэга появляется его начальник брандмейстер Битти.

Он почуял неладное и намерен привести в порядок забарахливший механизм Монтэга. Битти читает своему подчинённому небольшую лекцию, в которой содержатся принципы потребительского общества, какими видит их сам Брэдбери: «…Двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Содержание.

Экстракт. Не размазывать. Скорее к развязке!.. Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной передачи. Потом ещё больше: одна колонка текста, которую можно пробежать глазами за две минуты, потом ещё: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря…

Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую».

Разумеется, такое отношение к печатной продукции — не цель, но средство, с помощью которого создаётся общество манипулируемых людей, где личности нет места.

«Мы все должны быть одинаковыми, — внушает брандмейстер Монтэгу. — Не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а… просто одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество».

Если принять такую модель общества, то опасность, исходящая от книг, становится самоочевидной: «Книга — это заряженное ружье в доме у соседа. Сжечь её. Разрядить ружье. Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет мишенью для начитанного человека».

До Монтэга доходит смысл предупреждения Битти, но он зашёл уже слишком далеко. Он хранит в доме книги, взятые им из обречённого на сожжение дома. Он признается в этом Милдред и предлагает вместе прочитать и обсудить их, но отклика не находит.

В поисках единомышленников Монтэг выходит на профессора Фабера, давно уже взятого на заметку пожарниками. Отринув первоначальные подозрения, Фабер понимает, что Монтэгу можно доверять.

Он делится с ним своими планами по возобновлению книгопечатания, пока пусть в ничтожных дозах.

Над Америкой нависла угроза войны — хотя страна уже дважды выходила победительницей в атомных конфликтах, — и Фабер полагает, что после третьего столкновения американцы одумаются и, по необходимости забыв о телевидении, испытают нужду в книгах.

На прощание Фабер даёт Монтэгу миниатюрный приёмник, помещающийся в ухе. Это не только обеспечивает связь между новыми союзниками, но и позволяет Фаберу получать информацию о том, что творится в мире пожарников, изучать его и анализировать сильные и слабые стороны противника.

Военная угроза становится все более реальной, по радио и ТВ сообщают о мобилизации миллионов. Но ещё раньше тучи сгущаются над домом Монтэга. Попытка заинтересовать жену и её подруг книгами оборачивается скандалом.

Монтэг возвращается на службу, и команда отправляется на очередной вызов. К своему удивлению, машина останавливается перед его собственным домом. Битти сообщает ему, что Милдред не вынесла и доложила насчёт книг куда нужно.

Впрочем, её донос чуть опоздал: подруги проявили больше расторопности.

По распоряжению Битти Монтэг собственноручно предаёт огню и книги, и дом. Но затем Битти обнаруживает передатчик, которым пользовались для связи Фабер и Монтэг. Чтобы уберечь своего товарища от неприятностей, Монтэг направляет шланг огнемёта на Битти. Затем наступает черёд двух других пожарников.

С этих пор Монтэг становится особо опасным преступником. Организованное общество объявляет ему войну. Впрочем, тогда же начинается и та самая большая война, к которой уже давно готовились. Монтэгу удаётся спастись от погони.

По крайней мере, на какое-то время от него теперь отстанут: дабы убедить общественность, что ни один преступник не уходит от наказания, преследователи умерщвляют ни в чем не повинного прохожего, которого угораздило оказаться на пути страшного Механического Пса.

Погоня транслировалась по телевидению, и теперь все добропорядочные граждане могут вздохнуть с облегчением.

Руководствуясь инструкциями Фабера, Монтэг уходит из города и встречается с представителями очень необычного сообщества. Оказывается, в стране давно уже существовало нечто вроде духовной оппозиции. Видя, как уничтожаются книги, некоторые интеллектуалы нашли способ создания преграды на пути современного варварства.

Они стали заучивать наизусть произведения, превращаясь в живые книги. Кто-то затвердил «Государство» Платона, кто-то «Путешествия Гулливера» Свифта, в одном городе «живёт» первая глава «Уолдена» Генри Дэвида Торо, в другом — вторая, и так по всей Америке.

Тысячи единомышленников делают своё дело и ждут, когда их драгоценные знания снова понадобятся обществу. Возможно, они дождутся своего. Страна переживает очередное потрясение, и над городом, который недавно покинул главный герой, возникают неприятельские бомбардировщики.

Они сбрасывают на него свой смертоносный груз и превращают в руины это чудо технологической мысли XX столетия.

Пересказал С. Б. Белов. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Источник: https://briefly.ru/bredberi/451_po_farengejtu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector