Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания

Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания

Рис. 1. Пар­ные со­глас­ные (Ис­точ­ник)

По­на­блю­да­ем за тем, что про­ис­хо­дит с пар­ны­ми со­глас­ны­ми на конце и в се­ре­дине слова.

На­зо­вём пред­ме­ты. Вы­де­лим по­след­ние звуки.

Поезд. Слы­шим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слы­шим звук С – пишем букву З.

Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания
Рис. 2. Поезд (Ис­точ­ник) Рис. 3. Таз (Ис­точ­ник)

Про­ве­рим, как зву­чит пар­ный со­глас­ный в се­ре­дине слова перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми.

Лодка. Слы­шим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слы­шим звук Ш – пишем букву Ж.

Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания
Рис. 4. Лодка (Ис­точ­ник) Рис. 5. Ложка (Ис­точ­ник)

Де­ла­ем вывод: звон­кие пар­ные на конце слова и в се­ре­дине перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми оглу­ша­ют­ся, зна­чит, на­пи­са­ние пар­ных со­глас­ных надо про­ве­рять.

Три спо­со­ба про­вер­ки пар­ных со­глас­ных

Это ор­фо­грам­ма встре­ча­ет­ся в корне слова, по­это­му по­лу­чи­ла на­зва­ние «Пра­во­пи­са­ние пар­ных со­глас­ных в корне слова». А какие слова будут про­ве­роч­ны­ми?

  • Рас­смот­рим при­ме­ры.
  • Пер­вый спо­соб про­вер­ки пра­во­пи­са­ния пар­ных со­глас­ных: из­ме­нить форму слова, чтобы после пар­но­го со­глас­но­го по­яви­лась глас­ная.
  • На­при­мер: груз – грузы, су­гроб – су­гро­бы, плод – плоды.
  • Вто­рой спо­соб: мыс­лен­но под­ста­вить слово «нет».
  • На­при­мер: флаг – нет флага, мороз – нет мо­ро­за, клюв – нет клюва.
  • Тре­тий спо­соб: по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово так, чтобы после пар­но­го со­глас­но­го шла глас­ная.
  • На­при­мер: ножка – но­жень­ка, лапка – ла­поч­ка, трав­ка – тра­вуш­ка.

Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания

Рис. 6. Слова с пар­ны­ми со­глас­ны­ми (Ис­точ­ник)

  1. Пар­ные со­глас­ные
  2. Самые опас­ные.
  3. Пар­ный в слове про­ве­ряй,
  4. Рядом глас­ный под­став­ляй.
  5. А ещё, чтобы про­ве­рить пар­ный со­глас­ный, надо из­ме­нить слово так, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука слы­шал­ся звон­кий со­глас­ный звук Н.
  6. На­при­мер: рыбка – рыб­ный, книж­ка – книж­ный.

За­креп­ле­ние зна­ний на прак­ти­ке

  • А те­перь за­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния, вы­пол­нив за­да­ния.
  • Вста­вим про­пу­щен­ные буквы, на­зо­вём про­ве­роч­ное слово.
  • Юбка, дудка, блуз­ка, холод, вы­став­ка, глаз­ки, снеж­ки, грязь, ко­ров­ка, круж­ка, зво­нок, морж.
  • Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось: юбка – юбоч­ка, дудка – ду­доч­ка, блуз­ка – блу­зоч­ка, холод – хо­лод­ный, вы­став­ка – вы­ста­вить, глаз­ки – глаза, снеж­ки – снеж­ный, грязь – гряз­ный, ко­ров­ка – ко­ро­вуш­ка, круж­ка – кру­жеч­ка, зво­нок – звон­ки, морж – моржи.
  • Вы­де­лим ко­рень в род­ствен­ных сло­вах, вста­вим пар­ную со­глас­ную.
  • Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.
  • Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.
  • Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Травка – трава, травушка, травинка – ко­рень трав.

Вста­ви­ли букву В.

Дубки – дубок, дубочек, дубовый – ко­рень дуб. Вста­ви­ли букву Б.

Мороз – морозы, морозный, морозить – ко­рень мороз. Вста­ви­ли букву З.

На­зо­вём пред­ме­ты. В каких сло­вах на­пи­са­ние рас­хо­дит­ся с про­из­но­ше­ни­ем? Под­бе­ри­те к ним про­ве­роч­ные слова. Вы­де­лим корни.

  1. Хлеб, гвоздь, шапка, торт, го­лубь.
  2. Про­ве­рим. Про­из­но­ше­ние рас­хо­дит­ся с на­пи­са­ни­ем у слов:
  3. Хлеб, гвоздь, го­лубь.
  4. Про­ве­роч­ные слова:

Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Ко­рень хлеб.

Гвоздь – гвозди, гвоздик. Ко­рень гвоздь.

Голубь – голуби, голубок, голубиный. Ко­рень голубь.

Впи­шем под­хо­дя­щие по смыс­лу слова с пар­ной со­глас­ной на конце. Все слова на­чи­на­ют­ся с буквы С.

  • …… цве­тёт вес­ной.
  • Мама сде­ла­ла …… из огур­цов.
  • Зимой идёт……
  • …… на­ме­ло во время пурги.
  • После драки под гла­зом……
  • …… сена убра­ли в поле.
  • Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось (один из ва­ри­ан­тов).
  • Сад цве­тёт вес­ной.
  • Мама сде­ла­ла салат из огур­цов.
  • Зимой идёт снег.
  • Су­гроб на­ме­ло во время пурги.
  • После драки под гла­зом синяк.
  • Стог сена убра­ли в поле.
  • На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем пра­ви­ла на­пи­са­ния слов с раз­де­ли­тель­ным мяг­ким зна­ком и за­кре­пим эти зна­ния на прак­ти­ке, вы­пол­нив мно­же­ство ин­те­рес­ных за­да­ний.
  • Источники:
  • http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/pismo-orfografiya/proverka-parnyh-soglasnyh-zvukov-v-korne-slova

 https://www.youtube.com/watch?v=qhEzS1HbzzQ

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/1055/lesson

Правописание согласных в корне слова

Глухие и звонкие согласные

Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с  (и соответствующие мягкие), к, ш  на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п   или б , ф   или в , т   или д , с   или з , к   или г , ш   или ж  . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з  (и соответствующие мягкие), г, ж  перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в  (и соответствующими мягкими).

  • Например:
  • 1) на конце слова: дуб   (ср. дуба, дубок), глуп   (глупа, глупый), грабь   (грабить), сыпь   (сыпать), нос   (носы), воз   (возы), год   (года), крот   (крота), женат   (женатый), рукав   (рукава), кровь   (крови, кровью), штраф   (штрафы, штрафовать, штрафной), вымок   (вымокать, мокнуть, мокрый), синяк   (синяки), мог   (могут, могла), малыш   (малыша, малышня), монтаж   (монтажа, монтажный), дрожь   (дрожи, дрожать); изморозь   (изморози, морозы, морозить) и изморось   (измороси, моросить);
  • 2) перед согласными:
  • а) перед глухими: дубки  (ср. дубы, дубок), тряпка  (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё), купца  (купец), овца  (овец), ловкий  (ловок), рукавчик  (рукава), шкафчик  (шкафы), низкий  (низок), миска  (мисок), Васька  (Вася), Кузька  (Кузя, Кузьма), кадка  (кадок), меткий  (меток), когти  (коготь), локти  (локоть), бегство  (бегу, беглый), ложка  (ложек, ложечка), комнатушка  (комнатушек), крылышко  (крылышек); вперемежку  (перемежаться) и вперемешку  (перемешать), супчик  (супы) и субчик  (субъект);
  • б) перед парными звонкими (кроме в ): молотьба  (молотить), свадьба  (свадеб, свадебный ; не проверять словом сватать), ходьба  (ходить), просьба  (просить), резьба  (резать), волшба  (волшебный), божба  (божиться), вражда  (вражеский), жгу  (жёг, обжигать), ждать  (поджидать).

Исключения: в словах отверстый  и разверстый  пишется с, хотя имеются глаголы отверзать (ся), отверзнуть (ся) и разверзать (ся), разверзнуть (ся).

В словах абстракция, реакция, коррекция  пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать), в слове транскрипция  пишется п   (хотя транскрибировать); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке?источнике (латинском).

В некоторых словах буквой г   передается звук х : бог  (бога, боги), лёгкий, легче  (лёгок), мягкий, мягче  (мягок, мягонький). Слова мягкий, мягче, размягчить  и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать.

Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, например: абсент, абсолютный, анекдот, аптека, апсида, асбест, афганцы, вдруг, вокзал, второй, где, зигзаг, космонавт, общий, оптом, офсет, рюкзак, сбруя, тогда, фтор, футбол, экзамен .

Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд.  В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв.

1.

 В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд  , а есть только основы на зг, зд  (ь); пишутся: мозг  (мозга), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд  и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги  (не видно), здесь, здоровье, здание ; исключение: сдоба, сдобный .

2. На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст  (ь); пишутся: пуск  (пуска), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск. В начале основ и корней буквосочетания зк, зт   отсутствуют, а пишутся ск, ст  , напр.: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна .

Буквосочетание зт   встречается только на стыке корня с суффиксом неопределенной формы (инфинитива) глагола: лезть, грызть, ползти, везти ; буквосочетание зк   – только на стыке корня и суффикса ?к? , напр.: близкий, мерзкий, смазка, повозка, стрекозка.

 

Непроизносимые согласные

В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск   это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств   – начальный согласный.

Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.

: честный  (честен, честь), страстный  (страстен, страсть), радостный  (радостен, радость), совместный  (вместе), крёстный, крестник  (крест, крестить), окрестный  (окрест ), костный  (кость ), пакостник  (пакость, пакостить), хлестнуть  (хлестать), хрустнуть  (хрустеть), несчастный  и счастливый  (счастье), завистливый  (зависть), стлать  (стелю), поздний  (опоздать), праздный  (празден), наездник  (ездить), сердце, сердцевина, сердчишко  (сердец, сердечный), крестцовый  (крестец), истца  (истец), под уздцы  (уздечка), гигантский  (гигант), голландский  и голландцы  (Голландия, голландец), агентство  (агент), марксистский  (марксист); солнце  (солнечный ), здравствовать, здравствуй  (здравый, здравие ), явствовать  (явный ).

Читайте также:  Ремарк «три товарища» краткое содержание, «три товарища» эрих мария ремарк

Слова, не имеющие непроизносимых согласных, например: ужасный  (ужасен), опасный, опасность  (опасен), косный  (косен), искусный  (искусен), властвовать  (власть, властен), участвовать  (участие), слать  (посылать), интриганский, интриганство  (интриган ).

Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть  (хотя блестеть ), склянка  ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный), серчать  (хотя сердиться), скатёрка  (хотя скатерть ; но скатерочка).

В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, например: в   в слове чувство, т   в слове лестница  (в последнем случае согласная т   пишется вопреки проверке словом лесенка ). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать  (идти), яства  (еда), ровесник.

 Двойные согласные

Двойные согласные на стыке значимых частей слова

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.

: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть  (но ср.

отереть , где приставка о-), поддержать, преддверие, преддипломный, ссыпать, рассыпать, раззвонить, чересседельник, контрреволюция, посттоталитарный .

Различаются в написании, с одной стороны, слова с корнем ?чет?  (расчёт, расчётный, расчётливый; расчесть, расчесться ), а с другой – слова с корнем -чит- (рассчитать, рассчитывать ).

 Двойные согласные пишутся на стыке составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсобственность, Моссовет, поммастера .

Двойное н   и двойное с   пишутся на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н   или с  :

• в словах с суффиксами (ый, ой ), напр.: длинный  (от длина ), старинный  (старина), каменный  (камень), карманный  (карман), доменный  (домна), законный  (закон), гостинный  (от сущ.

гостиная: гостинные разговоры, гостинный завсегдатай ), чеканный  (чеканить), временный  и временной  (время, времени), стенной  (стена); (ий): осенний  (осень), сторонний  (сторона), ранний  (рано); -ник: ценник  (цена); -ниц (а): звонница  (звон ); -нича (ть ): обезьянничать  (обезьяна);

• в словах с суффиксами -ск (ий ), напр.: матросский  (от матрос), русский  (Русь), арзамасский  (Арзамас), черкесский  (черкес); -ств (о): искусство  (искусный).

Двойное н   пишется также в числительном одиннадцать  (от один ); двойное с   – в формах муж. рода прошедшего времени глаголов при сочетании корня на с   с конечной частью (постфиксом) -ся, напр.: несся, спасся .

Двойное л   пишется в слове гулливый  (от гулять , суффикс -лив- ).

В таких словах, как юный, свиной , пишется одно н  , поскольку они не содержат суффикса -н-.

В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, напр.

: рассориться  (рас+ссориться ), колонный  (от колонна: колонн+ный ), ванная  (от ванна: ванн+ная ), пятитонный  (от тонна: пяти+тонн+ный ), одесский  (от Одесса: одесс+ский ), прусский  (от Пруссия: прусс+ский ), донбасский  (от Донбасс: донбасс+ский ). Но ср.

сохранение трех одинаковых согласных в пишущихся через дефис словах: пресс-секретарь, пресс-служба, масс-старт, грамм-молекула, килограмм-метр .

Двойные согласные в русских корнях

Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях.

·    Двойное ж   пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник  и в производных от них, напр.

: дрожжевой, жужжание, можжевёловый, а также в некоторых формах глагола жечь  и производных от него словах, напр.

: жжёшь, жжёт, жжёный, выжженный, возжжённый, жжение, жжёнка  (второе ж   возникает здесь в результате чередования г – ж : ср. жгу – жжёт ).

·  Однако в словах, где есть чередование зг – зж , зд – зж , пишется на месте долгого согласного ж  не двойное ж  , а зж  , напр.

: брызжет  (брызги ), брюзжать  (брюзга ), визжать  (визг ), дребезжать  (вдребезги ), загромозжу  (загромоздить ), мозжечок, размозжить  (мозг ), позже  (поздно ), приезжать  (приезд ); то же в брезжить  (от устар.

брезг  ‘рассвет’).

·  Двойное с   пишется в слове ссора  и его производных: поссориться, перессориться  и др., а также в словах с корнем росс-, например: Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин .

 Слова с корнем рус?  пишутся с одним с  , напр.: русист, русификация, русифицированный, русофил, русофоб, обрусеть, белорус ; но при наличии суффикса ?ск?  – двойное с : русский, русскоязычный, русскоговорящий, белорусский, великорусский ; с двойным с   пишется и слово Белоруссия.

Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях

Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.

: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, апелляция, аппарат, ассоциация, аттракцион, бацилла, брутто, буддизм, ванна, ватт, грамм, грамматика, грипп, группа, иллюзия, иллюстрация, иммиграция, ирригация, касса, кассета, киллер, класс, коллекция, колонна, комментировать, коммуна, компромисс, корреспондент, коррида, коррозия, коррупция, масса, металл, миссия, новелла, оппозиция, пицца, пресс, пресса, программа, профессор, раввин, спиннинг, стеллаж, суббота, терраса, террор, тонна, триллер, труппа, хлорофилл, хоккей, эксцесс, эссенция .

Иноязычные слова с одиночными согласными: алюминий, галерея, десерт, дилер, дилетант, импресарио, коридор, офис, официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция  и многие другие.

Двойные согласные пишутся также в некоторых собственных именах, напр.: Аггей, Аполлон, Виссарион, Геннадий, Ипполит, Кирилл, Филипп, Алла, Анна, Аполлинария, Белла, Генриетта, Инна, Римма; Аккерман, Бессарабия, Бонн, Голландия, Ессентуки, Одесса .

В вариантах бриллиант – брильянт  и производных словах (бриллиантовый – брильянтовый, бриллиантик – брильянтик, бриллиантин – брильянтин ) вторые члены этих пар пишутся с одной буквой л   перед ь  . То же относится к вариантам типа миллион – мильон, миллионный – мильонный, миллиард – мильярд  (вторые члены таких пар, ограниченные в употреблении, встречаются чаще в поэзии).

 В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, напр.

: группа – группка, групповой, группировать; программа – программка, программный, программировать; балл – пятибалльный, галлы – галльский, металл – металлический, металлург; класс – классовый, классный, одноклассник; компромисс – компромиссный, киловатт – киловаттный, либретто – либреттист, норманны – норманнский, антенна – антеннщик, ванна – ваннщица, Дарданеллы – дар?данелльский, Калькутта – калькуттский, Канн  (и Канны ) – каннский, Равенна – равеннцы .

Однако вместо двойной согласной пишется одна согласная буква в следующих случаях:

1) в уменьшительных и фамильярных формах личных имен с суффиксом (а ), напр.: Алла – Алка, Стелла – Стелка, Эмма – Эмка, Жанна – Жанка, Инна – Инка, Римма – Римка, Васса – Васка, Мирра – Мирка, Мариэтта – Мариэтка, Савва – Савка, Кирилл – Кирилка, Филипп – Филипка  (так же: Филипок , род. п. Филипка?  и Филипчик );

2) одиночная буква н  – в любых словах с суффиксом (а ), напр.: финка  (ср. финн ), пятитонка, трёхтонка  (тонна), колонка  (колонна ), антенка  (антенна);

3) в следующих словах: кристальный  (кристалл ), финский  (финн ), оперетка  (оперетта ).

При сокращении слов, содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется только одна согласная, напр.: грамзапись  (граммофонная запись ), корпункт  (корреспондентский пункт ), теракт  (террористический акт ), групком, групорг, спецкор.

В первой части сложных слов, пишущихся через дефис, двойные согласные сохраняются, напр.: масс-индикатор, масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ, ватт-секунда ; то же в слове ваттметр.

На конце слов Донбасс, Кузбасс  (-басс  от бассейн ) пишется двойное с.

Следует различать написание сложносокращенных слов и графических сокращений: последние сохраняют на конце перед точкой двойные согласные, напр.: спецкор, собкор , но: спец. корр., соб. корр.

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/131-pravop

Правописание парных согласных

Часть 1

В-1. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф    Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
гри..

хле..

чу..

ша..ка

шу..ка

су..

зу..

пло..

бро..ь

чер..ь

була..ка

морко..ка

тор..

нра..

лу..(на гря..ке)

пиро..

творо..

су..

со..

дру..

зву..

лё..

пло.. дерева

ка..ка (с водой)

тор..

шокола..

мё..

лю..ской

эта..

стру..ка

ко..ка

пиро..ки

ё..

ёр..

гара..

ле..

во..

моро..

запи..ка

повя..ка

надпи..ь

гря..ь

В-2. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф    Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
це..ь

голу..ь

ястре..

ре..ка

укро..

бо..

зу..ки

тра..ка

подгото..ка

уло..

воро..ка

жира..

ле..

сноро..ка

сапо..

поро..

шёл..

вну..

ро..(у козы)

фла..

но..ти

ре..ька

компо..

сосе..

площа..ь

ве..ка

лоша..ь

лебе..ь

шала..

мар..

игру..ка

кни..ка

брю..ко

ло..ка

петру..ка

голо..

ска..ка

воло..

прика..

берё..ка

арбу..

коля..ка

В-3. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
оши..ка

шля..ка

поку..ка

ру..ка  леса

тру..ка

ла..ка

ду..ки

клю..

ла..ка

Сла..ка

вер..ь

верё..ка

голо..ка

гото..

утю..

пряни..

носоро..

вра..

бара..

лё..кий

сне..

дож..ь

наря..

жёлу..ь

ро..на лице

тетра..ка

го..

сала..

сне..ки

ро..ки

поду..ка

но..

каранда..

ча..ка

фла..ки

ни..ко

реди..ка

ука..ка

коло..ки

кра..ка бли..ко гла..ки

В-4. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
голу..ка

про..ка

тя..ка

ю..ка

кно..ка

ба..ка

па..ка

пуго..ка

коро..ка

ми..

ло..кий

козя..ка

жира..

подста..ка

мра..

творо..

хирур..

ра..

язы..

мя..кий

пис..

гря..ка

холо..

кле..ка

верблю..

счё..

спор..

наро..

но..ка

карто..ка

руба..ка

сторо..

око..ко

застё..ка

у..ки

гру..

ма..ь

расчё..ка

алма..

бли..кий

до..ка

обре..ки

В-5. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
ро..кий

прору..ь

сугро..

оля..ка

коро..ка

погре..

хру..кий

выста..ка

краси..

призы..

любо..ь

ри..

кро..ь

ше..

ко..ти

лу..с травою

бере..

восто..

завтра..

зву..

фла..

похо..ка

мину..ка

заря..ка

крова..ка

гла..ко

моне..ка

поса..ка

пры..ки

кры..ка

сторо..ка

стару..ка

бума..ка

кату..ка

игру..ка

та..

прика..

валь..

ре..кий

поло..ка

сколь..кий

ку..ки

В-6. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
око..

це..кий

ги..кий

сте..ь

скорлу..ка

сер..

стол..

кузо..

ста..ь

сли..ка

тари..

крапи..ка

тетере..

ци..ра

ко..

шлан..

дворни..

галcту..

овра..

вторни..

четвер..

ве..ка

бу..ка

конфе..ка

закла..ка

лопа..ка

лоша..ка

лю..ской

клю..ка

доро..ка

варе..ка

кро..ка

серё..ка

мира..

матрё..ка

погру..ка

рого..

выро..

сала..ки

ко..ьба(травы)

пово..ка

у..кий

В-7. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
ры..ка

ду..

тря..ка

голу..цы

цара..ки

зя..ко

ли..кий

вежли..

здоро..

зави..ка

шар..

кана..ка

остро..

ва..ли

зоопар..

снегови..

помо..

ми..

пи..нуть

барсу..

набе..

зага..ка

га..кий

грус..ь

яго..ка

ребя..ки

кали..ка

ре..ька

Серё..ка

ватру..ка

рома..ка

ши..ка

немно..ко

верху..ка

пу..ка

про..ьба

белору..

сою..

вы..ь

один ра..

гры..

глобу..

В-8. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
гардеро..

гер..

кре..кий

присы..ка

дро..ь

оха..ка

зу..чик

рыболо..

выши..ка

отзы..

шка..

коллекти..

коро..ник

жира..

бульдо..

правну..

виз..

башма..

дол..

отзву..

значо..

пого..ка

селё..ка

боло..це

бесе..ка

жи..кий

чу..кий

сла..кий

подру..ка

мы..ка

ша..ка

дро..ь

малы..ка

пля..

сырое..ка

наре..ка

но..

зама..ка

воло..ки

подска..ка

гру..

пару..

В-9. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
жёло..

заклё..ка

лесору..

ло..

микроско..

однолю..

голу..чик

клё..

приви..ка

телегра..

перегре..

ле..ша

маскиро..ка

релье..

жемчу..

поджо..

индю..

каблу..

педаго..

зигза..

киос..

гла..кий

поря..ки

боро..ка

кого..ь

поз..ний

щё..ка

ре..кий

кор..

коври..ка

марты..ка

похо..

опу..ка

пробе..ка

овра..ки

слё..ки

но..ки

лесово..

бро..кий

ири..ка

кукуру..ка

космо..

В-10. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
ледору..

ра..ство

шуру..чик

микро..

сиро..

шта..

ще..ка

ножо..ка

разры..

зо..

жира..

спра..ка

нер..

тари..

кри..

нало..

пау..

пры..

цир..

черда..

рыча..

блю..це

хо..ьба

прово..ка

шерс..ь

сосе..ка

де..ство

сва..ьба

бере..ки

молодё..ь

коре..ки

коттед..

пры..ки

горо..ки

стру..ка

желе..ка

карни..

колба..ка

перево..ка

сма..ка

не..ти

ве..ти

В-11. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
кра..

скор..ь

скри..

ги..кий

сно..

посы..ка

ро..кий

объекти..

крапи..ка

шка..чик

я..ь

пра..да

тор..

ми..

фарту..

ми..нуть

розыс..

ито..

зооло..

тан..

испу..

гло..ка

докла..чик

прихва..ка

наря..ный

моло..чина

напа..ки

нахо..ка

око..ко

чу..бина

худо..ник

насме..ка

гру..ка

поддер..ка

глу..ь

выре..

сюрпри..

тря..ка

тормо..

причё..ка

фоку..

гипно..

В-12. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
глу..ь

оха..ка

россы..ь

ско..ки

гало..

он глу..

скри..ка

приба..ка

наста..ник

жира..

рука..

зарисо..ка

телегра..

устано..ка

побе..

бело..

вол..

крити..

супру..

ша..нуть

сро..

шу..ка

ули..ка

площа..ка

ло..ка

гу..ки

поез..ка

малю..ка

обло..ка

спе..ка

теле..ка

афи..ка

стри..ка

утю..ка

коре..ки

вку..ный

развя..ка

заква..ка

матро..

анана..

покра..ка

скво..няк

В-13. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф    Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
он гру..

гу..ка

дра..

дро..ь

однолю..

жёло..

изги..

доба..ка

лито..ка

вно..ь

краси..

ло..ко

гри..

нараспе..

черпа..

психоло..

бе..

бо..(правый)

ю..

ожо..

исто..

су..

пря..ки

разла..

въез..

зави..ки

гвоз..ь

гла..ь

бро..ь

пря..ка

подтя..ки

гара..

голы..

гро..

зама..ка

переска..

конкур..

пол..ти

сно..ка

переку..

молоково..

отбро..

В-14. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

Б-П В-Ф    Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
заку..ка

зя..кий

изги..

клу..

кра..

ли..кий

россы..ь

вста..ка

гне..

гра..

гри..ка(жеребёнка)

да..ка

дере..це

дедекти..

блес..

нет брыз..

бумеран..

бубли..

вокру..

востор..

диало..

голо..

горс..ь

гра..

гроз..ь

гру..ка

грус..ь

гря..ка

дворня..ка

мар..

дро..ь

задви..ка

гуа..ь

задер..ка

ков..

га..

интере..

францу..

полю..

прогно..

хлеборе..ка

стреко..ка

В-15. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

**Б-П В-Ф    Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
ша..ка

шу..ка

су..

голу..ь

ре..ка

оши..ка

шля..ка

дрей..

нет дро..

он жи..

оби..ка

зави..ка

загото..ка

попе..ка

забе..

нало..

зву..

зигза..

зла..

испу..

ито..

гос..ь

жер..ь

жес..

жи..кий

выхо..

жу..кий

заме..ка

застё..ка

су..ка

затя..ка

выдер..ка

камы..

камуфля..

леды..ка

обно..ки

термо..

ре..ьба

ле..ть

зано..(снежный)

пол..ком

взно..

В-16. Парные согласные в корне.

Подбери проверочные слова. Спиши, вставив буквы.

**Б-П В-Ф    **Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
поку..ка

про..ка

ю..ка

ро..кий

коро..ка

хру..кий

це..кий

запе..

заголо..ки

заплы..

ло..кий

пе..чий

запра..ка

заста..ка

катало..

кру..

ледни..

мя..кий

но..ти

лё..кий

вторни..

изгоро..ь

зака..ка

закла..ка

запа..

жиле..

запла..ка

заря..

коллед..

ладо..ки

лепё..ка

пробу..дение

пры.ки

стри..ка

теле..ка

дефи..

вопро..

выво..

перевя..ка

перено..ка

переко..

гу..ьком

Источник: http://1rrr.blogspot.com/p/1-1.html

Правописание слов с парными согласными в корне слова

Школа: МБОУ «СОШ №4» г.Касимов Рязанской области.

  • Учитель:Шалина Елена Анатольевна, высшая квалификационная категория
  • Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
  • 3 класс
  • Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
  • Методы ведения урока: деятельностный.
  • Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
  • Средства обучения:
  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки .
  1. Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихсяпо теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
  2. Предметные задачи урока:
  3. -развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
  4. -сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
  5. -отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
  6. Метапредметные задачи урока:
  7. Регулятивные:
  8. -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  9. -проговаривать последовательность действий;
  10. — оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  11. — планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  12. -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  13. Коммуникативные:
  14. -уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  15. -слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
  16. Познавательные:
  17. -уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
  18. -находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  19. Личностные задачи урока:
  20. — уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  21. Планируемые результаты
  22. Дети учатся:
  23. — понимать и приниматьучебную задачу;
  24. — проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
  25. — сопоставлять произношение и написание слов;
  26. — подбирать проверочное слово;
  27. — находить примеры слов на изученную орфограмму;
  28. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
  29. Умения, характеризующие эти результаты:
  30. — принимать учебную задачу, выполнять ее;
  31. -определять проверяемое и проверочное слово;
  32. — владеть разными способами проверкипарных звонких и глухих согласных в корне слова;
  33. Ход урока:
  34. 1. Оргмомент
  35. Я тетрадь свою открою,
  36. И наклонно положу.
  37. Я, друзья, от Вас не скрою,
  38. Ручку я вот так держу.
  39. Сяду прямо, не согнусь.
  40. За работу я возьмусь.

2. Постановка темы и целей урока.

  • а) — Начинаем урок русского языка.
  • Чему мы учимся на этом уроке?
  • ( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
  • б) — Какую тему заканчиваем?
  • (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)

— Сегодня последний урок по данной теме. Завтра будет проверочная работа.

-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)

— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

Слайд 1. Запись темы урока высвечивается на экране.

3. Актуализация знаний.

  1. а) Минутка чистописания.
  2. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
  3. На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
  4. — Что записано на доске? (Буквы)
  5. — Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
  6. — Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
  7. В алфавите пары есть
  8. Их у нас всего лишь 6.
  9. Верхний ряд всегда звенит.
  10. Нижний — тихо говорит.
  11. Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы, обозначающие глухой звук.
  12. (Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)
  13. Слайд 2.
  14. 3. Отгадайте загадку
  15. ( читает ученик)
  16. Без рук рисует,

Без зубов кусает! (Мороз.)

— Что называет это слово? (Предмет) К какой части речи относится? (имя сущ.)

— Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова)

?— Где в слове находиться парный согласный? (В корне слова и на конце слова)

-Сколько способов проверки вы знаете?

— Назовите способы проверки парного согласного?

( 1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял

звук [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ в ].)

-Назовите проверочные слова. (морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, морозно, морозить, отморозить и т.д.)

  • -Запишем слово мороз вместе с проверочными словами под диктовку и разберём по составу ( 1 ученик у доски)
  • Мороз, морозы, морозец, морозище, морозный
  • -Выделите орфограмму

Парные согласные — Самые опасные.Парный в слове проверяй,Рядом гласный подставляй.

— Какая ещё орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова)

— Обозначьте ударную и безударную гласные.

-Подберите синоним к слову мороз. (холод).

— Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова. Безударная гласная в корне слова)

4. Обобщение и систематизация знаний.

а) Игра «Зоркий глаз»

-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова?

Карточки Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.

  1. 1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,
  2. мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
  3. 2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,
  4. сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти,лё(г, к)ий.

Слайд 3. Самопроверка. Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде.

  • 1 вариант з д б д з ж в г ш б
  • 2 вариант ж б в в д в з ж г г
  • (Сигнальные карточки) Зелёный — всё верно.
  • Жёлтый — допустил 1 ошибку.
  • Красный – допустил более 2 ошибок.
  • (Выборочно спросить проверочные слова)

б). Работа в парах.

  1. Урок наш продолжаем
  2. Трудиться не кончаем
  3. Согласный будем проверять
  4. Работу в паре выполнять.

— Ребята, на столах у вас карточки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.

Карточка:

  1. Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).

  2. Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.

  3. Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.

Слайд 4. -Проверяем.

1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( в ).

2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.

3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( ф )ца.

-У кого также? Почему? Докажите.

-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)

Встаньте пары, которые выполнили работу верно

5. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)

  • Раз -подняться, потянуться
  • Два –согнуться, разогнуться
  • Три – в ладоши три хлопка
  • На четыре – руки шире
  • Пять, шесть – тихо сесть.
  • Музыкальная физкультминутка для глаз.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а) Слайд 5. (7 слов) -Прочитайте текст ( читает ученик).

Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!

-Определите тему текста.

-Какая основная мысль текста?

-В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитать.

  1. -Как можно назвать текст?
  2. -Вам нужно списать текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово.
  3. ?Проверка(называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)

-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.

  • -В написании каких слов ошиблись?
  • — Укажите над словами с парной согласной части речи.
  • ?Проверка
  • Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли)
  • б) Групповая работа.

Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить работу на карточках.(рассаживаются группами).

А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут.

 Вам нужно определиться: кто командир, кто ответственный за временем выполнения работы, секретарь — пишет задание, кто будет отвечать в группе.

 Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Какая группа выполнит задание, организатор показывает сигнал — поднять руку.

Проверка

-Ребята, после того, как вы послушаете отчёт группы будут заданы вопросы. Будьте внимательны! (Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)

Слайд 6.

Распределите и запишите слова в 2 столбика, объясните:

Ястре .ки, скри .ка, шу.ка, улы.ка, ла .ки, ли .кий.

  1. Сколько раз встречается звук[ п ]
  2. Слайд 7.
  3. Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова
  4. Тополь высокий, а шиповник……………( ).
  5. Река широкая, а ручей……………………( ).
  6. Камень тяжёлый, а пух…………………( ).

Редька горькая, а груша……………….. ( ).

Как называются слова с противоположным значением?

Слайд 8.

К данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните парную согласную.

Загадать — …………………..

Разведать -………………….

Поливать -………………….

Посадить -…………………..

Погрузить -………………….

К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?

Слайд 9.

Подберите и напишите слова, противоположные по смыслу данным. Устно подберите проверочное слово. Подчеркните парную согласную.

Часто — ……………………

Вверх — ……………………

Жёстко- ………………

Густо — …………………….

Далеко — …………………..

К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?

Слайд 10.

Составьте и запишите предложения с данными словами. Вставьте пропущенную парную согласную.

Кругом, сне., зимой, лежит.

На, лё., пруду, сколь.кий.

По, гла.кому, с радостью, льду, дети, катаются.

Можно ли это назвать текстом? Почему?

в) А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

Карточка Тест.

  1. Подчеркни парные согласные.з, б, к, н, с, ж, ч,

  1. Подчеркни слова с парной согласной.Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

  1. Вставь букву:Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

Слайд 11. На слайде правильные ответы.

Самопроверка и оценивание.

У кого допущены ошибки? Коррекция.

7. Подведение итога урока.

  • -Работая в группах и по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»
  • -Какие цели мы с вами ставили на урок?
  • -Выполнили ли мы намеченные цели?
  1. Рефлексия с помощью цветных кружков

Слайд 12.

Выберите и поднимите кружок соответствующего цвета.

  • На сегодняшнем уроке мне всё понятно.
  • Мне ещё надо поупражняться.
  • На этом уроке я плохо понял.

Оценки!!!

Слайд 13.

9Домашнее задание по выбору.

1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.

.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/pravopisaniie-slov-s-parnymi-soghlasnymi-v-kornie-slova

Ссылка на основную публикацию