Образ луки в пьесе горького «на дне»: характеристика персонажа, цитаты и высказывания

Образ Луки в пьесе Горького

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» по праву считается одним из наиболее интересных и противоречивых.

Это произведение изучают в школе, но оно интересно для изучения и анализа в любом возрасте.

Оглавление:

  • Характеристика Луки в пьесе «На дне»
  • Роль Луки в драме Максима Горького
  • Отношение Горького к Луке
  • Положительный или отрицательный герой Лука
  • Наука от Горького Лука

Характеристика Луки в пьесе «На дне»

Образ Луки в пьесе Горького

  • Драматург даёт очень скромное описание героя, не акцентируя внимания на его биографии.
  • Это довольно пожилой человек с палкой в руке, за плечами у него была котомка, на поясе чайник и котелок.
  • Ночлежники довольно равнодушно отнеслись к страннику, не подозревая, какую роль он сыграет в их трудной жизни.

Роль Луки в драме Максима Горького

М. Горький заставил людей задуматься о жизни, о том, во что превращаются люди под давлением жизненных обстоятельств, и как страшно оказаться на «дне жизни», с которого уже не выбраться.

Философия и правда Луки

Каким бы не считали читатели образ Луки, положительным или отрицательным, ясно одно: этот добрый человек пришёл в жизнь маленьких людей, оказавшихся на «дне жизни» неспроста, у него была своя позиция – некая миссия.

Врал ли он? Говорил ли правду? На эти риторические вопросы каждый ответит по-своему.

Лука кардинально изменил атмосферу, которая была в ночлежке. Герои задумались, начали снова о чём-то мечтать. Старец был одновременно настолько и мягок, и убедителен в своих речах, что даже самые большие скептики изменили своё отношение к правде, к человеку.

Цитаты и афоризмы Луки

Слова Луки – это искромётные фразы с глубоким философским подтекстом. Их тематика очень разнообразна:

  • ценность человеческой жизни:
  • морально-этические нормы поведения:
  • сила слова:
  • сила веры:
  • воспитание детей:

Значение имени Лука в пьесе «На дне»

Следует отметить, вышеупомянутое имя довольно интересное, имеющее скрытый смысл. Оно древнегреческого происхождения, буквально означает «земледелец».

Но подсознательно воображение читателя ассоциирует его с библейскими образами Святого мученика Луки. Таким образом, по мнению многих критиков, со страниц пьесы на нас смотрит и даёт свои мудрые советы сам Иисус Христос.

Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки

Все высказывания Луки имели глубокий смысл. Он говорил кратко, но всегда по существу. Каждое его слово было продумано, отточено жизнью и поэтому попадало в цель.

Каким образом Лука действует на ночлежников

Образ Луки в пьесе Горького

Герои просто прекрасно понимали, что старец говорил то, что поддерживало их, помогало существовать в этой грязной ночлежке.

Его притча о «праведной земле», так взволновавшая их сознание, всего лишь слова утешения, которые подарили им надежду. Но ведь именно этого, по правде говоря, им и не хватало.

Они были одиноки и никому не нужны, в них просто никто не верил. А Лука подобрал ключики к их таким опустошённым сердцам, дал те советы, в которых они нуждались.

Высказывания Луки о людях — что он говорит каждому из обитателей ночлежки

Героя не просто слушали, ночлежники его слышали:

  • он сумел подобрать слова утешения для Анны перед её смертью;
  • смог убедить Артиста начать бороться с алкоголизмом, несмотря на неудачи и провалы;
  • поддержал девицу лёгкого поведения Настю, которая свято верила в любовь;
  • даже пытался достучаться до столь сложного Василия Пепла и предостеречь его от роковой ошибки – убийства мужа своей любовницы.

Не все герои пьесы нуждались в советах Луки, были и те, которым Лука ничего не советовал.

Отношение Горького к Луке

Образ Луки в пьесе Горького

Он ушёл так же тихо и незаметно, как и появился в ночлежке.

Позиция автора ясна, он симпатизирует своему герою, убеждая читателя в том, что все действия странника были из добрых побуждений – помочь несчастным, опустившимся людям, дать им надежду, вселить веру в себя и свои силы, обозначить цель в жизни.

Положительный или отрицательный герой Лука

На протяжении многих лет критики и литературоведы довольно неоднозначно характеризовали этого персонажа, относя его то к героям, то к антигероям.

Такая полярность во взглядах была обусловлена в первую очередь историческими реалиями. В начале ХХ века Лука рассматривался как отрицательный герой, который занимался пустой болтовнёй и будоражил умы людей, которые ничего не могли изменить в своей жизни.

Позже критики сошлись на том, что Лука давал людям надежду и веру, а они уже сами выбирали свой жизненный путь.

Наука от Горького Лука

Советские постулаты в образовании приучили читателей к тому, что каждое произведение обязательно имеет поучительный подтекст. Говоря о драме М. Горького «На дне», с этим тяжело поспорить.

Образ странника Луки даёт читателям возможность задуматься, нужны ли обществу такие люди, какую роль играют они в нашей жизни, как часто приходят и учат нас добру, вере в свои силы.

Источник: https://1001student.ru/literatura/luka-pesa-na-dne.html

Лука в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни

Образ Луки в пьесе Горького
Лука и другие обитатели ночлежки.
Художник С. Гонков

Лука является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы «На дне» М. Горького. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.
Смотрите: 
Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «На дне»
Возраст Луки — 60 лет:
«…странник, 60 лет…»

  • О внешности Луки известно следующее:
  • Лука является странником, бездомным человеком:
  • Старик Лука становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
  • Он является интересным, любопытным человеком:
  • Лука — человечный старик:

«…Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса…»
«…Гляди – какой я? Лысый… »

«…Проходящий… странствующий…»
«…Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…»

«…Вот – новый постоялец…»

«…Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…»
«…Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…»

«…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Он является ласковым, мягким человеком:
«…на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…»

Лука — милый старик:
«…А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка?..»

Он является умным, проницательным человеком:

«…Он – всё видел… всё понимал…»
Лука — добрый человек:
«…Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?..»

Лука — жалостливый человек:

«…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..»

«…Он… жалостливый был…»

Лука любит петь песни:

«…Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…»
«…А я, значит, не хорошо? Ишь ты! А я думал – хорошо пою…»

Старик Лука много повидал в жизни. По его словам, его много «мяли», то есть он пережил много трудностей:
«…Мяли много, оттого и мягок…»

Лука — странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:

«…Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три…»

Известно, что Лука когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:

«…Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…»
У Луки был горький опыт общения с женщинами:
«…Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было…»

Лука не всегда говорит людям всю правду. Он часто врет людям из жалости к ним:
«…Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…» (Клещ о Луке)

«…Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…» (Сатин о Луке)

Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:

«Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы – ржавчина!» (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
«…Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» (Сатин)

Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:

«Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди… 

Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше — на Украину:
«…Ну, ребята!.. живите богато! Уйду скоро от вас… В хохлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да!..»

«Костылев. Так… Уходишь, говорят?

Лука. Куда глаза поведут…»

Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:

«Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!» «…Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться)… …Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать…

…Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки…

…Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека… …Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь… …Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина — деяния, действия, созидания…

…Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы.

Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же.

Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их…»

(Ю. Юзовский, отрывки из статьи «Драматургия Горького») Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.

Смотрите: Все материалы по пьесе «На дне»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/01/Luka-Na-dne-Gorkij-obraz-harakteristika-dlja-sochinenija.html

Характеристика и образ Луки в пьесе На дне Горького сочинение

Лука — одно из главных действующих лиц произведения Максима Горького «На дне». Он — противоречивая личность. Лука способен солгать, но в то же время, утешить и оказать собеседнику психологическую помощь. Несмотря на то, что его речи неправдоподобны, люди охотно его слушают и верят каждому его слову.

Герой произведения — обычный пожилой человек. Он странствует по городам и посещает ночлежки — временный приют для людей, не имеющих крыши над головой. У Луки нет дома и состояния, он нищий старик, которому, в силу своего тяжелого финансового положения, приходится оставаться на ночь в приютах, и спать под одной крышей с другими бездомными людьми.

Несмотря на то, что жизнь его изрядно потрепала, он сохранил доброту в своем сердце. У Луки очень мягкий характер. Старик очень религиозен, и часто, в своих притчах, упоминает имя Христа. Герой говорит спокойно и размеренно, умеет утешить и приободрить собеседника.

Читайте также:  Как подготовиться к егэ по истории: советы для самостоятельной подготовки

Лука хороший психолог, его ораторские способности в купе с ласковым словом производят потрясающий эффект на слушателей. Однако, для того, чтобы утешить собеседника, Луке приходиться лгать, ведь людям порой так хочется слышать сладкую ложь, нежели горькую правду.

Вероятно герой, когда-то решил для себя, что сострадание — это очень положительное явление. Сострадание для Луки стало важнее истины. А истина заключалась в том, что абсолютно все посетители ночлежки были людьми со сломанными судьбами, несбыточными мечтами.

Прошлое этих людей ушло безвозвратно, настоящее плачевно, а будущее безрадостно. Но даже в такой ситуации Лука находит слова утешения и поддержки. Его речи, словно бальзам на душу для проституток, алкоголиков, неизлечимо больных и других бездомных, которые опустились на самое дно.

Они не живут, а существуют, но верят Луке словно дети.

Лука стремился вселить надежду и веру  в человека, который опустил руки и влачит жалкое существование.

Не без помощи  лжи,  старик стремится показать другую истину своим слушателям: истину, где нет шокирующей и безнадежной действительности. Он словно надевает на глаза людей розовые очки.

Опустившиеся на дно люди, вдруг, видят мир в радужных красках. И неважно, что Лука лжет, главное, что с обретенной верой, бездомным людям становится легче жить.

Лука оптимист, он лучик света в темном царстве людей, «существующих» в приюте для бездомных.

Сочинение про Луку

Пожилой странник Лука является одним из главных действующих лиц в пьесе М.Горького «На дне». В ночлежке он появляется время от времени. Это место для тех, кто отчаялся бороться, чьи мечты рухнули, кто потерял всякую надежду на светлое будущее, чья жизнь теперь превратилась в жалкое, нищенское существование.

Несмотря на то, что Лука беден, и судьба у него была непростая, он всегда готов поддержать ближнего добрым словом, помочь советом. Его речь, подобно характеру, такая же ласковая, мягкая, спокойная. Рассказывая притчи, Лука нередко упоминает Христа.

Свои мысли мужчина выражает понятными для всех словами, не используя пафосных и высокопарных выражений. Именно поэтому всякий раз ему удается достучаться до сердца своего слушателя. В вопросе, что лучше – истина или сострадание, Лука однозначно выбирает последнее. Для него главным является утешение, сочувствие и поддержка.

Их он дарит всем окружающим его несчастным людям, пытаясь заронить в их души веру в человека, надежду и мечту.

Умирающей Анне он рассказывает о небесном рае, в котором не будет земных страданий. Актеру, который страдает от алкоголизма, он говорит о некой бесплатной клинике, где избавляют от злосчастной зависимости.

Вору Ваське он предлагает начать новую жизнь в Сибири. Лука утешает проститутку Настю, которая утверждает, что у нее была настоящая любовь.

И пусть это всего лишь книжные фантазии, но это не значит, что в них не нужно верить.  

Все, кого Лука утешал и жалел, принимали его сострадание. Они осознавали неправдоподобность его слов, однако верили в реальность того, о чем мечтали. Лука словно видел человека насквозь, и всякий раз находя в его сердце потаенное желание, мысль или переживание, умел подобрать нужные для собеседника слова, даря ему надежду и превращая ложь в реальность.

Оказавшись в ночлежку, Лука становится участником давнишнего спора о правде и лжи. Благодаря ему, в этой мрачной обители зародились ноты сочувствия, жалости, сострадания. Перед лицом всех жителей ночлежки Лука отстоял право каждого из них на мечту, на веру, на молитву.

Вариант 3

Философские темы затрагивались периодически в произведениях многих известных литераторов. Одним из произведений, затрагивающих социальные и философские проблемы, стала пьеса М.Горького «На дне». 

Героями пьесы являются люди, не сумевшие устоять на «плаву» и оказавшиеся на самом дне.

Одним из обитателей ночлежного дома, ставшего главным местом событий в пьесе, является шестидесятилетний странник Лука.

В ночлежке собрались отчаявшиеся люди, не имеющие своего крова и влачащие нищенское существование. Лука, как и они не имеет своего дома, и поэтому вынужден странствовать по городам. Но, несмотря на нищету, старец не унывает и готов для каждого найти слова поддержки.

В Луке чувствуются задатки психолога. Для каждого он находит особые слова, вселяющие веру в будущее. Тонко чувствующий людей странник каждому обещает то, о чем они мечтают в глубине души.

Умирающую Анну он утешает рассказами о рае, в котором отсутствуют страдания. Алкоголику-актеру рассказывает о несуществующей бесплатной клинике, исцеляющей от алкоголизма.

Успокаивает Настю, вору Ваське рекомендует начать жизнь заново в Сибири.

Лука уверен в том, что сострадание важнее истины и ради этого он готов даже лгать людям, чтобы поднять их дух, заставить поверить в лучшее.

Частое упоминание в разговоре Христа говорит о том, что Лука глубоко верующий человек.  Мягкий, спокойный голос старца, выражающего свои мысли просто, без патетики и причудливых слов, вселяют в обитателей ночлежки надежду, что впереди их ждет радость и счастье.

Искренне пытаясь помочь людям, Лука не понимал, что не всегда «сладкая» ложь несет благо. Иногда разочарование от пустых обещаний и несбывшихся надежд оказывается губительным. Именно это произошло с актером, повесившимся в финале.

Внезапное исчезновение праведника вызывает негодование у обитателей ночлежки, пытавшихся судить его, считая обманщиком. Однако за него неожиданно заступается один из жильцов – Сатин, относящийся поначалу к Луке подозрительно, с недоверием. 

Очень сложно однозначно сказать, каким героем является старец – положительным или отрицательным.  Даже его имя можно толковать двояко: с одной стороны оно означает лукавый, хитрый, с другой – это имя одного из евангельских апостолов, несущих людям мудрость и правду.

Ясно только одно – это добрый, отзывчивый человек, умеющий сострадать ближним. И если он и обманывает людей, вселяя в них надежду, то он делает это из благородных побуждений, не преследуя какой-либо корыстной цели. Ну а то, что на самом деле лучше: правда, пусть даже горькая, но реальная, или сострадание, несущее временное утешение – каждый выбирает сам.

← Образ и характеристика Макара Чудры
← Характеристика и образ Лойко Зобара↑ ГорькийХарактеристика и образ Насти в пьесе На дне →
Образ и характеристика Цыганка в повести Детство →

Образ Луки в пьесе Горького

  • Сочинение Собака — друг человека 5 класс
    Откуда же возникла эта фраза? С незапамятных времён собаки верно служат людям. Они ходили вместе на охоту и вместе делили добычу. Они вместе охранили дом и отпугивали диких животных.
  • Герои комедии Недоросль Фонвизина
    Недоросль — выдающееся произведение, написанное Д. И. Фонвизиным в 1781 году. В этой комедии достаточно много героев, давайте поговорим о них.
  • Художественный мир Чехова
    А.П. Чехов излечивал народ не всегда микстурками и снадобьями, но и собственными историями. Талантливый врач, совмещавший в себе юмор и сострадание, Антон Павлович изменил понятие о трагедии и рассказе.
  • Анализ произведения Алиса в стране чудес Кэрролла 5 класс
    По жанру произведение можно отнести к сказке – абсурду. Её написал английский математик, который увлекался литературой и написанием стихов. Льюис Кэрролл — это его псевдоним.
  • Сочинение на тему Весна пришла 2, 3, 4, 5, 6 класс
    Весна! Как радостно звучит это слово, после морозной, снежной зимы. Такое далекое и холодное зимнее солнце, становится теплым и греющим. Его яркие лучики согревают нас с каждым днем все сильнее и сильнее.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/harakteristika-i-obraz-luki-v-pese-na-dne

Образ Луки в пьесе «На дне» М. Горького

Все писатели проявляют интерес к философским темам и проблемам, поэтому так часть размышления о смысле жизни становятся основными во многих литературных произведениях. Одним их таких произведений стала пьеса М. Горького. «На дне» считается первой драмой в русской литературе, где затрагивается социально-философские проблемы и вопросы.

Образ Луки в пьесе Горького

Так кто же такой Лука? Из сюжета произведения читатель узнает, что Лука проповедник, но вот только у него нет определенного места жительства и служения Бога. Он странствует по земле и проповедует те истины, в которые сам верит.

Однажды он появляется в ночлежке, где люди опустошены и выброшены из обыденной жизни. Они радуются каждому дню, которому могли прожить.

А некоторые ждут своей смерти, чтобы хоть как-то уйти от этой жизни, которая уже давно перестала приносить им радость.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Лука вдруг останавливается в ночлежке, когда бедная Анна умирает, а между остальными жителями этого подвала возникает спор о совести и чести. Ведь, находясь в таком месте, многие просто забыли о них. Лука становится для них утешителем. Так, прежде всего, он старается всех успокоить и примирить.

Лука каждому обещает избавление от тех страданий, которые есть у них сейчас в жизни и обещает, что исполняться желания. Он тонко чувствует людей, предугадывает их желания, поэтому он легко их убеждает в том, о чем они не говорят вслух, но где-то в глубине своей души все-таки на это надеются.

У Луки есть своя позиция, с которой он живет и проповедует среди людей. Он считает, что все фантазии и мечтания — это и есть жизнь. В ночлежке он долго беседует с Анной, которая умирает, но очень боится смерти.

Лука утешает ее, говоря, что умирать не больно и не страшно, ведь это поможет ей стать свободной, больше не чувствовать боли, и она даже больше не будет никогда страдать.

Находит он утешительные слова и для Актера, но, только поверив Луке, Актер скоро поймет, что невозможно найти лечебницу, чтобы вылечить алкоголизм. Ведь у него на это совсем нет денег.

Отношение всех обитателей подвала к этому странному проповеднику у всех разное. Кто-то, например Настя, считают его хорошим, что он несете в себе жалость и сострадание. Но есть и другие мнения к ночлежке: кто-то называет его обманщиком, а кто-то утверждает, что он просто правды не любит.

Может быть, они и правы, ведь автор не зря дает такое имя своему герою: Лука — это лукавый, то есть хитрый. И по его возрасту легко можно определить, что опыт у него большой, ведь большую часть своей жизни он уже прожил.

А если он странствует, то вероятно, в его жизни было много разных ситуаций, поэтому он умеет и быстро найти выход из любой ситуации и так хорошо видит психологию каждого обитателя этой ночлежки.

Но если рассматривать этот образ через религию, но в Евангелии был такой апостол. Этот евангельский Лука является образом, в котором заключена мудрость и правда. И вспоминается рассказ горьковского Луки, как он случайно встретил грабителей, которые хотели его убить, но он смог уговорить их покушать. Словно в Библии, когда сказано, что на любое зло нужно ответить добром.

Образ Луки в пьесе Максима Горького — это сложный герой, к которому невозможно относиться как-то однозначно, да, наверное, и не надо.

Главные качества его характера — это доброта, отзывчивость, умение слушать и сочувствовать другому человеку, а не думать только о себе.

Еще одним достоинством этого героя является его искренность, он умеет общаться с людьми, не навязывая им своего мнения и своих взглядов.

И если Лука говорит ложь, то у него она утешительная, от которой он сам не имеет никакой выгоды. Он просто пытается в человеке поднять настроение, укрепить его дух, вселить надежду. Но все-таки невозможно как-то однозначно ответить о том, как же относиться к этому персонажу.

На этот вопрос не мог ответить даже сам автор, который вдруг оказывается на его стороне, оправдывая сострадание, то вдруг сам Максим Горький называет его жуликом и даже пройдохой. Не дает автор остальным обитателям ночлежки в финале пьесы судить своего странного героя.

Писатель предоставляет это сделать читателю, чтобы тот смог задуматься над противоречивым горьковским персонажем, который вызывает споры уже много лет.

Человечность, которую несете Лука, нужна людям, но из-за того, что мечты не смогут осуществиться, а надежды оказываются пустыми, люди страдают еще больше и тогда не каждый человек может это выдержать.

Например, Актер, который в финале пьесе просто повесился. Лука пытается лечить истерзанные человеческие души, а результат из-за той действительности, в которой эти люди находятся, может быть самым разным.

Читайте также:  Животные степи россии: список хищников и травоядных, исчезающие и редкие виды

Поэтому ни судить, ни хвалить Луку не стоит.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/obraz-luki-v-pese-na-dne-gorkij.html

Образ и характеристика Луки в пьесе На дне Горького сочинение

Лука — персонаж из пьесы Максима Горького «На дне».

Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.

Имя Лука имеет два значения: первое – как «лукавый», а второе – как евангельский апостол Лука. Это имя тесно связано с характером персонажа. До сих пор ведутся споры о его значимости в пьесе: кто-то считает, что Лука отрицательный персонаж, а кто-то говорит, что положительный. Сам автор утверждал, что старичок получился положительнее и мудрее, чем он планировал.

Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так.

Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое. Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком.

Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.

В ночлежку Костылева привела его Наташа. Старик сразу стал считаться добрым, милым и жалостливым. Лука считал, что всех людей надо жалеть, поддержать добрым словом, как велел сам Христос. Стал всех утешать в ночлежке, даже если это было неправдой.

Думал, что у человека должна быть вера во что-то, что будет помогать жить дальше и добиваться чего-то лучшего для себя. Так актеру он сказал, что есть клиника, в которой бесплатно лечат алкоголиков. Актер после этого бросил пить и начал копить деньги, чтобы отправиться в эту клинику.

Умирающей Анне Лука говорил, что после смерти она освободится от всей боли и мучений. Ваське Пеплу советовал отправиться в Сибирь и рассказывал, что он найдет там освобождение вместе с Наташей.

Лука искренне пытался всем помочь, только он не рассчитывал, что кого-то это, наоборот, может лишить жизни. Например, актер после неожиданного ухода старика покончил жизнь самоубийством. Пепел, стремясь забрать Наташу и отправиться в Сибирь, потерял все.

После убийства Пепла — хозяина ночлежки Костылева — Лука отправился в Украину. Его уход неоднозначно подействовал на обитателей. Старика пытались осудить, но за него стал заступаться Сатин, который говорил словами самого Горького, и который был сначала настроен скептически к Луке.

У этих людей нет будущего. Старик прекрасно знал это. Но он хотел, чтобы у них была хоть какая-то надежда, чтобы они могли жить дальше с чем-то теплым в душе.

Сочинение про Луку

Пьеса Максима Горького «На дне» затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них — это Лука.

Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы.

Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.

Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.

Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них.

Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы.

Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.

Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.

Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним — воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.

Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества — отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.

Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное — после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.

Вариант 3

Пьеса «На дне» увидела свет в 1902 году. Повествует она о тех, кто не смог удержаться на «плаву» и, преступив черту, оказался на самом дне. Их привычный мир рухнул, они утратили веру в будущее, черствость суровых будней захлестнула их. Действие пьесы разворачивается в ночлежном доме.

Пожилой странник Лука – один из главных действующих лиц произведения. Он так же беден, как и остальные обыватели ночлежки, но не утратил человечности.  Добрым словом и советом помогает всем, кто в нем нуждается.

Бесхитростно, доходчивыми словами он находит подход к другим обитателям ночлежного дома. Для каждого в его сердце находятся сочувствие и милосердие.

Его слова подтверждают, что по натуре он очень добродушный и отзывчивый.

Внимательное отношение старика к людям, способность выслушать и поддержать мечту собеседника вселяет в них надежду на светлое будущее.

Способность Луки находить к каждому индивидуальный подход заставляет «соседей по несчастью» прислушаться к его словам.

Только Барон не утрачивает своего цинизма и ненависти к людям, он предпринимает попытку к разоблачению странника. Но недавний оппонент Луки Сатин неожиданно заступается за старика.

Анне, находящейся на смертном одре, Лука описывает райскую жизнь без земных терзаний. Любителю выпить, Актеру, он сообщает о несуществующей клинике, где помогают избавиться от алкогольной зависимости. Рекомендации вору Ваське начать новую жизнь повышают самооценку ночлежников.

Большинство из них начинает верить, что не все потеряно, и еще возможно все в жизни наладить. Некоторые даже предпринимают попытку обрести человеческое достоинство. Луке удалось согреть их души своим отзывчивым отношением.

Главное его намеренье пробудить в человеке надежду достигнуто.

Красноречие Луки делит жильцов ночлежки на 2 лагеря: мечтатели и скептики. Его речи будоражат одних и ожесточают других. В конце повествования обитатели ночлежного дома предпринимают попытку судить Луку.

Действия, которые они совершают, послушав его, не всегда приводят к ожидаемому результату. В большинстве случаев исход печальный, к примеру – смерть Актера.

Виноваты в этом, конечно, сами ночлежники, но последствия речей Луки становятся роковыми.

Критики долгое время оценивали образ Луки как отрицательный. Они винили старого странника во лжи и в том, что он проявлял равнодушие к обманутым обитателям ночлежки. Не в его пользу толкуется и его исчезновение, но больше нареканий касается его позиции по отношению к людям. Он несет в массы сочувствие и сострадание, что в то время расценивается как что-то подозрительное и лишнее.

Образ Луки в пьесе Горького

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gorkij/obraz-i-harakteristika-luki-v-pese-na-dne

Характеристика Луки (На дне)

Лука — персонаж литературы, о котором спорят не только герои произведения, но и зрители, читатели нескольких эпох. Образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» настолько многогранны, что нельзя точно сказать – это положительный (или отрицательный) центральный персонаж. Все зависит от мнения, жизненного опыта, позиции того, кто анализирует героя пьесы великого классика.

Описание внешности

Странник Лука – это старик 60 лет. Он появляется в образе, привычном для людей, кочующих по стране:

  • Палка в руке (вместо посоха);
  • Котомка за плечами;
  • Котелок и чайник прицеплены к поясу.
    • Есть немного деталей, которые характеризуют внешность:
  • Невысокий.
  • Облысел старик из-за женщин. У него их было больше, чем волос на голове. Значит, в молодости мужчина был привлекательным.

    Постояльцы сразу воспринимают странника по-разному. Для одних он очередной проходимец, для других – прохожий, проходящий, странствующий, занятный старикашка, любопытный старикан.

    Характер странника

    Персонаж интересен всем постояльцам. Большая часть называют положительные черты характера:

    Человечность: Лука уделил внимание всем. Он считает, что каждый стоит своей цены, нельзя бросать людей.

    Ум. Странник много знает, помнит судьбы тех, с кем довелось встречаться. Он не просто рассказывает, а заставляет задумываться.

    Проницательность. Лука замечает то, что не видят другие. Он просматривает ситуацию вперед и помогает некоторым персонажам. Сцена ссоры Пепла и Костылева – вовремя зашевелился на печи, драка не перешла в убийство.

    Доброта. Лука поддерживает постояльцев добрым отношением и словом.

    Религиозность. Старец, как Христос, жалеет всех. Он выполняет завет Бога – всем помогать. Человека следует жалеть вовремя.

    Жалость к людям или обман

    Лука умеет запутать своими историями. Он рассказывает, будто намекает на что-то, но не договаривает. Постояльцы (Клещ, Сатин) решают, что старик не любит правды.

    Горькая истина ведет к восстаниям в душе, требует действий, а они не всегда завершаются хорошо. Ложь из жалости – правда Луки. Красивые сказки утешают, отвлекают от страшной действительности.

    Без правды тяжело дышать в ночлежке, а с ней и вообще жизни не будет. Лучше закрывать глаза на множество проблем и продолжать свое нищенское существование.

    Из жалости Лука поведал истории, кажущиеся правдивыми, но завершившиеся гибелью людей: о лечебнице для пьяниц, о праведной земле.

    Биография персонажа

    Автор помогает представить жизнь героя по его рассказам и отдельным словам. Много указывает на Сибирь. У Луки к Сибири какое-то свое трепетное отношение. Он не боится ссыльного района, он посылает туда хороших людей. Можно предположить, что сам Лука оказался в Сибири давно. Туда ссылали только за преступления.

    Вероятно, странствовать стал после побега с каторги. В разговоре с Костылевым он четко проговаривает: «Беглого изловил». Жизнь у старика сложная: его много мяли. Но старец не озлобился, а стал мягче, добрее к людям. Причем Лука одинаков ко всем персонажам пьесы.

    Над кем-то подшучивает, с кем-то ласков, никому не грубит, ни с кем не вступает в драку.

    Из другого рассказа читатель узнает, что Лука был сторожем на даче инженера где-то под Томском.

    В каких еще землях бывал Лука, неизвестно. Старик намекнул, что двигается на Украину, но нельзя точно утверждать, что он пошел именно туда. Лука идет «куда глаза поведут (глядят)».

    Смысл образа Луки

    Классик был недоволен получившимся изображением старца. Он вышел из-под пера очень мягким, добрым и располагающим к беседам. М.Горький боялся, что читатель не увидит настоящего смысла созданного им персонажа.

    Лука бескорыстно помогает людям, пытается их примирить с действительностью. Он останавливает естественное желание человека бороться за свое место под солнцем. Доброта не убивает зло и жестокость.

    Судьба мягкого человека – это жизнь в вечном рабстве, подчинении сильным.

    Классик специально дал старику имя с двойным смыслом: лукавый и чистый. Первое – это значение имени, второе – это апостол Христа. Странник идет по России и передает свои мысли встречным.

    Он как просветитель, носитель идей особого слоя людей. У них нет дома, семьи, работы. Странствуя по земле, они где-то задерживаются, что-то проходят мимо.

    Лука не настолько стар, чтобы стать мудрецом, но он много видел и может поделиться своими наблюдениями.

    Лука – отличный собеседник. Он понимает с кем и о чем следует говорить. Что это? Врожденная культура или какой-то уровень образованности?

    Классик признается, что сам не до конца понял созданный образ. Он получился шире, многограннее, чем планировался. Но в этом, наверное, и смысл персонажа – дать возможность читателю попробовать самостоятельно разобраться в проблемах, которые окружают человека.

    Что лучше мечтать или действовать? Чего в жизни должно быть больше: надежд или действий по их реализации? Эпохи меняются, ночлежки исчезают, но проблемы, поднятые автором, остаются.

    Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2070-luka.html

    Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне». Реферат по литературе

    Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году и тогда же поставленная на сцене Московского художественного театра, имела феноменальный успех.

    Читайте также:  Сообщение на тему вредные привычки: влияние на здоровье человека

    Впервые на сцене появились реальные босяки (одним из них был в недавнем прошлом и прославленный автор пьесы), в отличие от романтизированных босяков ранних романтических рассказов Горького о «бывших людях».

    Однако острый интерес к пьесе был вызван не только злободневностью проблем об ответственности общества за жизнь обездоленных, но и актуальностью философских вопросов, поставленных Горьким, главный из которых — что есть правда, нужна ли она человеку, что такое человек и во имя чего он живет.

    На споре о правде, а не на традиционной любовной интриге держится драматургический сюжет пьесы.

    Все элементы сквозного действия пьесы связаны с образом Луки, с его философией и жизненным поведением, отражающим его взгляды: завязкой действия оказывается появление в ночлежке Луки, который сразу оказывается в центре внимания ночлежников; развитие действия определяется тем влиянием, которое оказывает личность, поведение и высказывания Луки на жизнь обитателей ночлежки. Лука пробуждает чувства и сознание босяков, обнаруживая их истинную суть. Кульминация — попытка героев пьесы изменить свою жизнь, осуществить мечту, пробужденную Лукой, заставившим поверить в возможность её осуществления («Ты верь», — внушает он). Развязка — крушение всех иллюзий — связана с исчезновением Луки и продолжающимся спором об его личности и о той роли, которую он сыграл в жизни обитателей ночлежки и, шире, о той правде, которая нужна людям.

    Лука — старик-странник, единственный из обитателей ночлежки, о прошлом которого мы не знаем почти ничего. Куда он уходит из ночлежки в четвертом действии — тоже неизвестно. Зато его пребывание в ночлежке оставило глубокий след в душах босяков.

    Вместе с Лукой входит в ночлежку доброта и ласка.

    Он напоминает толстовского Платона Каратаева, как «что-то доброе, русское, круглое»: такая же певучая речь, ласковые слова привета («Доброго здоровья, народ честной»), от которых уже давно отвыкли обитатели «подвала, похожего на пещеру», где с утра до ночи слышны крики, брань, происходят драки и даже убийства («Однажды тебя убьют», — говорит Актер Сатину. — «Дурак, дважды убить нельзя», — восклицает Сатин спокойно, то есть привычно); пословицы и поговорки, которыми изобилует речь Луки, органически вплетаются в речь мудрого старика и отражают народный взгляд на жизнь («Старику — где тепло, там и родина», «ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают»). От него веет уютом, домашностью, от чего давно отвыкли бездомные люди. Недаром Наташа сразу откликается на его ласку и любовно называет его дедушкой («Туда иди, дедушка.») Лука сразу располагает к себе людей тем, что его слова мудры, а сочувствие не обидно: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,— житье ваше — о-ой!»

    Сострадая другим, он никогда не стремится вызвать сочувствие к себе; много переживший в своей многострадальной жизни («Мяли много, оттого и мягок», — скажет он лишь однажды), он не очерствел, не обозлился, а стал мягче, добрее, человечнее, а это признак большой души и благородства.

    Лука умеет сохранить достоинство и постоять за себя (что очень ценится униженными жизнью людьми) не криком и бранью, а спокойной мудростью много пожившего и испытавшего человека. Когда Барон по сохранившейся барской привычке начинает его допрашивать («паспорт имеешь!»), Лука сразу же ставит его на место:

    А ты кто — сыщик!

    Сконфуженный Барон отвечает:

    Ну, чего там? Я ведь.. шучу, старик! У меня, брат, у самого бумаг нету… То есть, я имею бумаги… но — они никуда не годятся.

    И Лука тактично помогает ему выйти из неловкого положения:

    Они, бумажки-то, все такие… все никуда не годятся.

    Лука умеет понять каждого человека с первого взгляда, по-доброму отреагировать на конфликтную ситуацию, погасить ссору, предотвратить драку.

    Так, все утро ночлежники ссорились из-за того, что никто не хотел мести пол: Барон заставляет Актера, Актер — Настю, Квашня опять Актера, а у Актера «организм отравлен алкоголем», ему вредно «дышать пылью»; в результате хозяйка Василиса грозит «выгнать всех «вон» из ночлежки».

    Лука («Ну-ка, хоть я помету здесь. Где у вас метла?») подмел пол, привел в помещение больную Анну, помог ей дойти до кровати («… а разве можно человека эдак бросать? Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит»).

    Приласкал Лука смертельно больную Анну — и легче стало у нее на душе: «Гляжу я на тебя …на отца ты похож моего …на батюшку … такой же ласковый … мягкий.

    » Лишенные любви и сострадания, и Анна, и Наташа признали в Луке родного человека — «дедушку», «отца».

    Лука обладает талантом с сочувствием и пониманием выслушать каждого человека, пожалеть и утешить: «Эх ты, девонька! Устала? Ничего! Потерпи еще», — обращается он к смертельно больной Анне.

    Его доброта активна, деятельна: он предотвращает драку хозяина ночлежки Костылева с Пеплом, хотя делает это не без лукавства (Лука — лукавство): потихоньку залезает на печку и в нужный момент обнаруживает себя.

    Обитатели ночлежки раскрывают доброму старику свои души: Сатин, Барон, Настя — все исповедуются ему — так велика их потребность в сочувствии и сострадании, потому что они утратили веру в себя, в возможность изменить жизнь к лучшему. («Актер: таланта нет,… нет веры в себя …).

    На протяжении всей пьесы Лука повторяет, что спасти людей может только любовь или жалость, (в народном понимании «любить» и «жалеть» — синонимы): «Любить — живых надо … живых»; «живых не жалеем … сами себя пожалеть-то не можем… где тут» «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть … жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел». Только любовь и доброта могут спасти людей от злобы и насилия. В доказательство своей правоты Лука приводит случай из жизни.

    Ночью на дачу, которую он сторожил, залезли воры. Вместо драки и смертоубийства (воры с топором, сторож с ружьем) Лука по-отечески наказал их, заставив друг друга выпороть, а потом накормил беглых каторжников и оставил до весны.

    «Хорошие мужики! Не пожалей я их — они бы, может, убили меня … али еще что…» «А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь … что толку? Тюрьма — добру не научит, а человек — научит … да Человек может добру научить … очень просто!» Лука убеждает нас, что человек по своей природе добр (исключение — люди типа Костылевых, которых Лука сравнивает с «неугодьем», то есть с почвой, на которой ничего не родится), но обстоятельства жизни делают людей злыми. Правота Луки подтверждается еще и тем, что, докопавшись до самой сути, он раскрыл светлую сердцевину каждого человека. Оказывается, Настя мечтает о чистой, самоотверженной любви, а жизнь заставляет её торговать своим телом; Пепел хотел бы честно трудиться, а у него на роду написано быть вором («Васька — вор, воров сын»), Актер хотел бы вернуться на сцену — но нет лечебниц для алкоголиков.Однако жизнь, к сожалению, заставляет сомневаться в безусловной правоте Луки, утверждающего, что любовь и милосердие искоренят зло.

    Узнав сокровенные желания каждого, Лука старается убедить своих собеседников в возможности осуществления их мечтаний.

    Он внушил Пеплу и Наташе мысль о возможности начать новую, трудовую, честную жизнь в Сибири; поддержал веру Насти в её «роковую любовь»; утешая Актёра, он заставляет его поверить в существование лечебницы для алкоголиков.

    Лука прибегает к обману, чтобы вселить в людей надежду на изменение жизни к лучшему, предлагая каждому возможный для него вариант. И даже умирающей Анне он обещает райскую жизнь в загробном мире: «Ты с радостью помирай, без тревоги…»

    Люди поверили Луке, поверили в себя, воспрянули духом — и у них появились вера и надежда. Актер перестал пить, начал работать и собирать деньги на дорогу в лечебницу с «мраморными лестницами»; мечтает снова стать актером, вспоминает свою звучную фамилию — Сверчков-Заволжский, в памяти всплывают давно забытые реплики из пьес, стихи.

    Пепел начинает собираться в Сибирь, настойчиво уговаривает Наташу бежать с ним, убеждая её в своей любви. Настя живет с радостной верой, что хоть и в прошлом, но была у неё любовь. Однако судьба людей, поверивших Луке, оказалась трагичной: Настя собралась уйти из ночлежки («Эх, опротивело мне все…»); Пепел угодил в тюрьму, Наташу искалечила Василиса.

    И последнюю точку в драме разуверившихся людей ставит Актер: «На пустыре… там… Актер… удавился!»

    Все герои сходятся на том, что в гибели Актера виноват Лука, вселивший людям ложную надежду.

    Лука же считает свою позицию единственно правильной, и в подтверждение рассказывает притчу о праведной земле, которой он старается убедить ночлежников в необходимости «лжи во спасение», противопоставляя свою точку зрения бескрылой правде Бубнова и Барона, «которая камнем ложится на крылья». Лука рассказывает о старичке, который жил с верой в существование «праведной земли»— и был счастлив. Когда же ученый доказал ему, что «праведной земли» не существует — удавился. По мнению Луки, виноват ученый, разрушивший веру старичка. Но ведь возможно и иное толкование этой притчи. Ведь, живя в мире иллюзий, человек рано или поздно обнаруживает самообман, что нередко и приводит к трагическим последствиям.

    На такие же размышления наводит и последняя реплика Сатина в пьесе в адрес Актера, покончившего жизнь самоубийством:

    Эх …испортил песню… дур-рак

    «Дурак» потому ли, что поверил Луке, или потому, что оказался слаб, узнав правду? А может быть, виноват и Сатин, убеждая, что Лука его обманывает, соблазняя его на выпивку, подрывая его слабые силы?

    Можно ли лгать из любви к людям, почему люди так легко поддаются самообману, и к каким трагическим последствиям ведет эта вера в несуществующее, — вопрос, который человечество пытается разрешить на протяжении тысячелетий. Актер декламирует стихи Беранже о «безумцах», вооружившие человечество лучезарной мечтой о социализме, который был назван утопическим, т.е. несбыточным:

    Господа, если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой.

    Четвертое действие пьесы — это продолжающийся спор о правде после исчезновения беспаспортного бродяги Луки из ночлежки. («Исчез от полиции»). Позиция Луки одними оправдывается, другими осуждается. Клещ говорит: «Правды он не любил, старик-то… так и надо! И без неё дышать нечем».

    Сатин же, защищая старика («он врал,… но это из жалости к вам»), в то же время осуждает ложь из сострадания, из жалости к людям: «Жалость унижает человека».

    Что же все-таки хотел сказать Сатин? Что же унижает человека — жалость или ложь? Может быть, все-таки ложь? Ложь нужна безнадежно больным, а значит, и очень слабым людям, которые не находят в себе силы преодолеть жизненные обстоятельства.

    А о том, нужно ли человека жалеть, любить, быть к нему милосердным, лучше всего сказали сами ночлежники, вспоминая Луку добрым словом:

    «Хороший был старичок!» (Настя); «Он жалостливый был…» (Клещ); «Старик хорош был… закон душе имел!..»;

    «Не обижай человека — вот закон» (Татарин).

    Сатин же подметил созвучные своим мыслям о гордом человеке слова Луки о необходимости самоуважения и уважения к людям: «Старик живет из себя… Он на всё смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед, зачем живут люди!» — А — для лучшего люди-то живут, милачок! Потому что всякого человека и уважать надо … Особливо же деток надо уважать… ребятишек!»

    Сам Горький относился к созданному им образу Луки неоднозначно, поскольку наделил его и собственными чертами, свойственными ему и как человеку, и как писателю.

    Свои размышления над проблемой, что лучше — безжалостная правда факта или «ложь во спасение», он вложил в сказку-притчу «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины».

    Его мучил вопрос, не является ли обманом его призыв в романтических произведениях к подвигу во имя свободы и счастья.

    Артисты, воплощавшие образ Луки на сцене, чаще всего подчеркивали лучшие человеческие черты Луки, его доброту, милосердие, стремление активно помочь людям поверить в себя.

    И если доброта и милосердие не торжествуют в жизни, то не виноваты ли в этом и сами люди, не нашедшие в себе силы сопротивления жизненным обстоятельствам.

    Но если даже такой сильный человек, как Сатин, потерял надежду выбраться со «дна», то, очевидно, главным виновником остается государство, бесчеловечный общественный строй.

    Источник: http://litera.su/learner/all-works/gorky-m/image-of-luka-in-gorkys-play-the-lower-depths

    Ссылка на основную публикацию