Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

  • Содержание 
  • Что такое спряжение глагола?
  • Зачем определять спряжение глагола?
  • Как определить спряжение глагола?
  • Как применять правило?
  • Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
  • Что такое глаголы особого спряжения? 
  • Тест по теме «Спряжение глагола»
  • Тест «Правописание глаголов и причастий»

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

  1. Спряжение глагола — пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.
  2. Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.
  3. Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — ОГЭ в девятом классе и ЕГЭ — в одиннадцатом.
  4. Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола.

Что такое спряжение глагола?

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

Вспомним эти местоимения:

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Так, к глаголу идёшь можно подставить местоимение ты: (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить: 

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными. То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

  • Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения) имеет личные окончания:
  • -у (или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (или -ют).
  • Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения):
  • —у(или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (или -ят).
  • Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению. 

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения  нужно запомнить!

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

  1. Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:
  2. (мы) се…м, 
  3. (мы) вид…м. 

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения, его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-.

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения, суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им-.

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола? 

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п.)

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть, искать — на -ать, нести — на -ти, беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило.

Ко второму спряжению относятся:

— все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ, кроме трёх — брить, стелить, зиждиться

11 глаголов-исключений, которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) — 

7 глаголов на -ЕТЬ: 

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

4 глагола на -АТЬ:

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить, стелить, зиждиться. 

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь, например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения).

Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим, летишь, летите, летит, летят).

Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

  • Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:
  • (мы) се…м,
  • (они) кол…тся, 
  • (ты) пил…шь, 
  • (он) удерж…т. 
  • Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Се…м — сеять. В инфинитиве глагол оканчивается на -ять, а значит, относится к первому спряжению. Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения:

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: сеем.

Кол…тся — колоться. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колются.

Пил…шь — пилить. Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения. Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь. 

Удерж…т — удержать. Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание: 

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит.

Разноспрягаемые глаголы

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить. Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми.

Проанализируем формы глагола хотеть. В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь, хочет. А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим, хотите, хотят.

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим, бежишь, бежите, бежит, бегут. Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит), а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут).

Глаголы особого спряжения

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим, едите, едят.  А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание -м), ешь (окончание -шь), ест (окончание -ст).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим, дадите), и как глагол первого спряжения (дадут).

Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть: дам (окончание ), дашь (окончание -шь), даст (окончание -ст).

Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege/opredelyaem-spryazhenie-glagola/

Спряжение глаголов в русском языке — правило и таблица с примерами

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

  • Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.
  • Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.

Оглавление:

  • Что такое спряжение глаголов
  • Как определить спряжение глагола по личным окончаниям
  • Спряжение в ударных окончаниях
  • Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице
  • Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям
  • Исключения 1 и 2 спряжения
  • Заключение

Что такое спряжение глаголов

Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни — «наклоняться», «склоняться».

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».

Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.

Читайте также:  Понятие гомеостаза организма человека в биологии и медицине: определение, свойства, виды и параметры

Как определить спряжение глагола по личным окончаниям

Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.

Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на «-ать», т. е. оно является ударным.

Спряжение в ударных окончаниях

По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.

Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).

Примеры:

  • «полоть» заканчивается на «-ть» — 1 спряжение;
  • «стоять» — окончание «-ять» — 1 спряжение;
  • «дремать» — на конце «-ать» — 1 спряжение.

Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.

Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

Примеры:

  • «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
  • «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
  • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
  • «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

Первое спряжение:

  1. я поднимаю, мы поднимаем;
  2. ты поднимаешь, вы поднимаете;
  3. он поднимает, они поднимают.

А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

  • я клею, мы клеим;
  • ты клеишь, вы клеите;
  • он клеит, они клеят.

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

  • Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.

Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

  • Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».

Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

Исключения 1 и 2 спряжения

Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Заключение

Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.

Источник: https://1001student.ru/russkij-yazyk/spryazhenie-glagolov.html

Спряжение глаголов: Правило в русском языке

Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы.

Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение.

Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Что такое «спряжение глаголов»?

Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».

В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам).

Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка.

В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.

Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.

Виды спряжений в русском языке

В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)

Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения.

Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу.

Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.

Правила:

Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить», кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.

Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть» — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.

Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать» — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.

Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Примеры глаголов второго спряжения

К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на «-ать», «-оть», «-уть», «-ть».

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Таблица спряжения глаголов

Как разделить слова на слоги.

Правила и примеры определения спряжения

При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме. Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.

При безударном личном окончании у глагола необходимо:

  • Образовать от такого глагола начальную форму;
  • Определить, какая гласная стоит перед окончанием «-ть» (определение по суффиксу инфинитива).
    Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языкеОпределяем спряжение глагола
  • В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.
  • Например:
  • Глагол «рисует»  (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);
  • Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);

Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.

  1. Глагол «рисует»
  2. Я рисую                    Мы рисуем
  3. Ты рисуешь              Вы рисуете
  4. Он рисует                 Они рисуют
  5. Глагол «пилит»
  6. Я пилю                     Мы пилим
  7. Ты пилишь               Вы пишете
  8. Он пилит                  Они пилят

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Алгоритм спряжения

Рекомендуем прочесть на нашем сайте: Орфографический разбор слова.

Определяем гласную безударных личных окончаний глагола

Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.

Для этого существуют два способа:

Первый способ

  • Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа
  • -ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».
  • В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).
  • -ат, -ят – второе спряжение – буква «И»
  • В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).

Второй способ

Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?

Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»

Чита_т – (что делать? – читать) – первое спряжение – значит будет «читает».

Если глагол заканчивается на «-ить»  (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».

Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвалит.

Разноспрягаемые глаголы

Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).

  1. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).
  2. Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.
  3. https://youtu.be/v0E06cT5Gw4

Заключение

Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.

Источник: https://sdelaicomp.ru/obzori/spryazhenie-glagolov-pravilo-v-russkom-yazyke.html

Как запомнить спряжение глаголов

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Спряжение глаголов – достаточно трудная тема даже для некоторых взрослых. У детей она в большинстве случаев вызывает сложности. Чтобы научиться изменять глаголы по лицам и числам, нужно хорошо понимать, что представляет собой каждое из этих понятий. Кроме того, существуют глаголы-исключения, которые не подчиняются общему правилу. Как же запомнить спряжение глаголов быстро и без проблем?

Читайте также:  Образ луки в пьесе горького "на дне": характеристика персонажа, цитаты и высказывания

Шаг 1. Определение важности первого и второго спряжения

Объясните ребенку, что изучить эту тему необходимо не для того, чтобы получить оценку, похвалу учителя или родителей. Этот материал пригодится ему в будущем, чтобы писать окончания глаголов правильно. Если не разобрать тему до конца, ошибки в письме будут возникать даже во взрослом возрасте.

Ещё один вопрос, часто возникающий у детей – откуда взялись два спряжения? Нужно объяснить, что глаголы имеют два типа окончаний. Если мы поймем, к какому спряжению относится этот глагол, то сможем легко узнать нужное окончание.

Шаг 2. Изучение глаголов с ударными окончаниями

Теперь приступаем к спряжению. Сначала нужно выяснить, какие окончания имеет нужный глагол. Они могут быть ударные или безударные. Если его окончания ударные, то спряжение сразу можно определить.

Все глаголы, имеющие ударные окончания «ит», «ат», «ят» сразу относим ко второму спряжению. Например, глагол «грустить»: ты грустишь, он грустит, они грустят, мы грустим, вы грустите.

Таким же образом все глаголы с ударными окончаниями «ет», «ут», «ют» мы относим к первому спряжению. Например, глагол «приобретать»: ты приобретёшь, они приобретут, мы приобретём.

Представим эту информацию в виде таблицы:

Глаголы в 3-ем лице единственного и множественного числа с ударными окончаниями
I спряжение II спряжение
-ет, -ут, -ют -ит, -ат, ят

Шаг 3. Изучение глаголов с безударными окончаниями

Если окончания глагола являются безударными, задача немного усложняется. Ко второму спряжению мы относим все глаголы, заканчивающиеся на «ить», когда он стоит в инфинитиве (помимо исключений, о которых мы поговорим позже). Например, глагол «гладить»: ты гладишь, он гладит, они гладят.

К первому спряжению мы относим все глаголы, не попавшие во второе спряжение. Например, «рисовать»: ты рисуешь, он рисует, они рисуют.

Общая схема определения глаголов с безударными окончаниями выглядти следующим образом:

Глаголы в неопределенной форме с безударными окончаниями
I спряжение II спряжение
-ать, -еть, -оть, -уть -ить

Шаг 4. Изучение глаголов-исключений

Тема была бы простой для изучения, если бы не 13 глаголов-исключений. Они присутствуют в обоих спряжениях и, несмотря на то, что их немного, вносят большую путаницу. Именно с глаголами-исключениями связаны основные трудности с пониманием темы у детей.

Итак, во второе спряжение попадают 11 глаголов, окончание которых отличается от «ить»: гнать, дышать, слышать, держать, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть, обидеть, видеть, ненавидеть.

Например, глагол «держать» склоняется по правилам второго спряжения: ты держишь, они держат (а не держут), мы держим и т.д.

При этом к первому спряжению относятся два глагола на «ить»: брить и стелить.

Соответственно, они подчиняются всем правилам первого спряжения. Например, глагол «стелить»: ты стелешь (хотя хочется написать «стелишь»), они стелют (хотя рука тянется написать «стелят»), вы стелете, мы стелем.

Заключение

Как можно заметить, если структурировать этот материал, «разложить все по полочкам», он не кажется слишком запутанным. Но при изучении темы в классе ребенок часто не успевает разобраться. Поэтому желательно сесть вместе с ним дома и еще раз пройти эту тему по всем перечисленным пунктам.

Постарайтесь сначала объяснить общее правило, и отдельно рассмотреть тему глаголов-исключений. Если объяснять всё вперемешку, ребёнок отвлекается на глаголы-исключения, которые представляют основную сложность, и теряет понимание самого действия при спряжении.

Чтобы запомнить глаголы-исключения, существуют специальные методики. В основном это стишки и фразы, которые содержат в себе все 13 глаголов. Ребенку необходимо один раз разобраться в теме, после чего он будет правильно спрягать глаголы без всяких проблем.

Источник: https://imdiv.com/arts/view-Kak-zapomnit-spryazhenie-glagolov.html

«Ко второму же спряженью отнесем мы без сомненья» — запоминалки спряжений глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».

У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).

Ко второму спряжению относятся:

  1. глаголы, заканчивающиеся на -ить, кроме глаголов «брить», «стелить» и односложных (пить, лить и др.);
  2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть: видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть;
  3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:

Запоминалка спряжений глаголов — 1

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 2

  • Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть,
  • И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 3

  1. Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть – Вы запомните, друзья,
  2. Их на Е спрягать нельзя.

Запоминалка спряжений глаголов — 4

  • Слышать, видеть, ненавидеть, И зависеть, и обидеть, Гнать, держать, терпеть, вертеть,
  • А еще дышать, смотреть!

Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

Запоминалка спряжений глаголов — 5

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть,

А открыто ненавидеть.

Дата публикации 27.04.2018 Автор статьи:

Источник: https://materinstvo.ru/art/16961

Спряжение глаголов в русском языке

Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт),  -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).  Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им,   -ите,   -ат (-ят).  

Число Лицо І спряжение ІІ спряжение
окончания примеры окончания примеры
Единственное
  • 1 – я
  • 2 – ты
  • 3 – он, она, оно
  1. -у, -ю
  2. -еш
  3. -ет
  • брмочУ
  • бормочЕшь
  • бормочЕт
  1. -у, -ю
  2. -ишь
  3. -ит
  • клею
  • клеИшь
  • клеИт
Множественное
  1. 1 – мы
  2. 2 – вы
  3. 3 – они
  • -ем
  • -ете
  • -ут, -ют
  1. бомочЕм
  2. бормочЕте
  3. бормочУт
  • -им
  • -ите
  • -ат, -ят
  1. клеИм
  2. клеИте
  3. клеЯт

Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на:

  •  ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться);
  •  7 глаголов на -еть(обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть);
  • 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).

А легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения поможет стих про спряжения глаголов:

  • Ко второму же спряженью
  • Отнесем мы без сомненья
  • Все глаголы, что на –ить,
  • Исключая брить, стелить,
  • А еще: смотреть, обидеть,
  • слышать, видеть, ненавидеть,
  • гнать, дышать, держать, терпеть,
  • и зависеть, и вертеть.               

К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» — тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы.

Итак, для того, чтобы выяснить, к какому спряжению относится глагол, и какую гласную букву следует писать в его окончании, необходимо выяснить, куда в слове падает ударение.

Если под ударением находится гласная буква, значит, она в сильной позиции, и сомнений тут никаких нет.

Однако, если окончание глагола находится в безударном положении, глагол необходимо поставить в неопределенную (начальную) форму.

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, следует:  

  •    поставить глагол в неопределённую форму (гуляет — гулять);  
  •    определить, какая гласная стоит перед -ть. 

Источник: http://www.fio.ru/pravila/grammatika/spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke/

Как определить спряжения русских глаголов

Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.

Что такое спряжение

Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.

В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).

По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.

У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.

Правила определения спряжений

Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.

Спряжение глаголов по личным окончаниям

Глаголы первого спряжения:

Лицо
Окончание единственного числа
Окончание множественного числа
Примеры
1 -у или -ю -ем рисую, шью, растем
2 -ешь -ете рисуешь, шьешь, растете
3 -ет -ут или -ют рисует, шьет, растут

Второе спряжение:

Лицо
Окончание единственного числа
Окончание множественного числа
Примеры
1 -у или -ю -им куплю, держу, приготовим
2 -ишь -ите купишь, держишь, приготовите
3 -ит -ат или -ят купит, держат, приготовят

Глаголы с приставкой «вы-«

Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.

Читайте также:  Александр грин – биография писателя, описание творчества

Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.

Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).

По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:

  • встретишь — встретить (завершённый вид);
  • встречаешь — встречать (незавершённый вид).

Спряжение глаголов по безударным окончаниям

Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.

I спряжение
II спряжение
Все глаголы на -еть, -уть, -оть, -ать, и два глагола на -ить: брить и стелить Глаголы с окончанием -ить в неопределённой форме, и глаголы-исключения: держать, дышать, гнать, зависеть, слышать, видеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть и ненавидеть.

Исключения

Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого.

При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго.

Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.

Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.

Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).

Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.

Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай.

Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть.

Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.

Как быстро выучить

Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).

В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.

  • В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:
  • Гнать, держать,
  • смотреть и видеть,
  • дышать, слышать,
  • ненавидеть.
  • И зависеть, и вертеть,
  • и обидеть, и терпеть.
  • Вы запомните, друзья,
  • их “на –е-” спрягать нельзя.
  • Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.

Примеры и упражнения

Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.

Объяснение:

  • едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
  • гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
  • чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
  • тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
  • приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
  • ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
  • запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
  • спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).

Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.

Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.

Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.

Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.

Объяснение:

  • плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
  • лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
  • колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
  • носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
  • шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
  • строить — строю, строим, строят (2 спр.);
  • полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
  • лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
  • дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
  • ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).

Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.

Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.

Источник: https://pure-t.ru/posts/spryazhenie-russkih-glagolov/

Спряжения глаголов

metodika_rki

Как лучше объяснять спряжение?

При первом обращении к любой новой грамматической теме учащихся знакомят сначала с регулярными (т.е. с правильными) формами.

Поэтому I спряжение (которое в методике преподавания РКИ принято называть еспряжением) вводится на примере таких русских глаголов, как знать, а II спряжение (испряжение соответственно) — на примере таких глаголов, как говорить.

При этом оба спряжения могут даваться или одновременно на одном уроке, или же II спряжение вводится немного позже.

Любой глагол желательно включить в минимальный контекст, т.е. не знать, знаю, знаешь, … знают, а, например, знать алфавит, я знаю алфавит, ты знаешь алфавит, … они знают алфавит.

До знакомства со спряжением (на одном из предыдущих уроков) с учащимися мог быть разучен какой-нибудь микродиалог типа «Что вы изучаете/ ты изучаешь? — Я изучаю/ Мы изучаем русский»; «Я говорю по-русски и по-английски.

А вы/ ты? — Я тоже говорю/ Мы тоже говорим по-английски и немного по-русски«. При этом о спряжении как о грамматической теме речь не шла, и фразы вводились без объяснения как идиоматическое выражение (наряду с «Меня зовут …

— Как вас зовут?»).

  • Непосредственно перед объяснением спряжения учащимся может быть предложено еще раз разыграть диалог, а потом им могут быть предъявлены все формы (допустим, они выводятся проектором на экран, пишутся преподавателем на доске и/ или попадают к студентам в раздаточном материале).
  • Прежде чем давать какие-то объяснения, преподаватель может прочитать все формы (которые студенты видят), потом предложить студентам повторить за ним каждую форму в паузы.
  • После этого можно давать объяснения по спряжению, идея которого учащимся в общем-то понятна — ведь в их родном языке тоже есть глаголы, которые, как правило, спрягаются.

Т.е. задача преподавателя на этом этапе — дать те сведения по спряжению, которые могли ускользнуть от внимания учащихся во время прослушивания и повторения форм.

Преподаватель в первую очередь должен сообщить студентам о существовании 2-х типов спряжения: е— и испряжения соответственно.

Потом он должен обратить их внимание на основу инфинитива и настоящего времени и окончания.

Ведь, чтобы понять, как изменяется глагол, нужно разделить его любую форму на основу и окончание. Например, чита-ть, чита-ю, чита-ешь, чита-ет, чита-ем, чита-ете, чита-ют.

Окончание инфинитива -ть присоединяется к основе инфинитива, а окончание спрягаемых форм — к основе настоящего (или простого будущего) времени.

Необходимо сообщить, что, к сожалению, многие русские глаголы (и все глаголы II группы) имеют разную основу в инфинитиве и в настоящем/ простом будущем времени.

Например, говори-ть, говор-ю, говор-ишь, говор-ит, говор-им, говор-ите, говор-ят (в инфинитиве основа «говори-«, а в спрягаемых формах — «говор-«).

Об остальных особенностях необходимо сообщать учащимся при знакомстве с каждым новым глаголом. Так как глагол «жить» не совсем правильный, знакомство с ним может произойти не в связи с темой спряжение глаголов, а на одном из последующих уроков (например, в связи с темой «предл. пад. ед. ч. сущ.»).

При знакомстве с каждым новым «не совсем правильным» глаголом необходимо обязательно обращать внимание учащихся на то, что основа инфинитива и настоящего/ простого будущего времени могут отличаться существенно.

Например, жи-ть, жив-у, жив-ёшь, жив-ёт, жив-ём, жив-ёте, жив-ут (в инфинитиве основа «жи-«, а в спрягаемых формах — «жив-«). Или писа-ть, пиш-у, пиш-ешь, пиш-ет, пиш-ем, пиш-ете, пиш-ут (в инфинитиве основа «писа-«, а в спрягаемых формах — «пиш-«).

То же происходит с глаголами типа приня-ть, я прим-у (на этот глагол очень похожи сня-ть, сним-у, подня-ть, подним-у), а также с глаголами типа поня-ть, пойм-у (на этот глагол очень похожи заня-ть, займ-у, наня-ть, найм-у).

Задача студентов — запоминать эти основы.

При изучении таких глаголов, как «жить», «давать» и «вставать», необходимо рассказать студентам о том, что если ударение (у глаголов е-спряжения) падает на окончание, то -е- переходит в -ё-: «Даёшь молодёжь!»

Кроме того, есть глаголы, у которых в основе настоящего/ простого будущего времени будет происходить чередование в первой форме (в я-форме). Например, плати-ть, я плаЧ-у, ты плат-ишь, он плат-ит, мы плат-им, вы плати-те, они плат-ят (такие глаголы см., например, на с. 116-117 «Поехали!»).

На все эти особенности необходимо обращать внимание студентов на этапе их знакомства с тем или иным глаголом. И эти особенности студентам придётся запоминать.

Источник: https://metodika-rki.livejournal.com/123183.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector