Михаил зощенко «ёлка»: краткое содержание и анализ, отзывы и основная мысль

Михаил Зощенко «Ёлка»: краткое содержание и анализ, отзывы и основная мысльГлавные герои рассказа Михаила Зощенко «Елка» — пятилетний мальчик Минька и его семилетняя сестра Леля. Однажды Леля подговорила Миньку тайком взглянуть на новогоднюю елку, которая была наряжена к приходу гостей.

Воспользовавшись тем, что мама ушла на кухню, дети зашли в комнату, где стояла елка. Леля сказала, что подарки они трогать не будут, но она решила съесть одну из пастилок, что висели на елке. Минька не мог дотянуться до пастилок, и он надкусил одно из яблок, висевших на елке.

Увидев это, Леля съела еще одну пастилку и взяла с елки конфету. В ответ Минька еще раз откусил яблоко. Тогда Леля решила съесть третью пастилку и взять с елки хлопушку и орех.

Раззадоренный Минька, который мог дотянуться только до яблока, взял стул, чтобы взобраться повыше. Но не справился со стулом и уронил его на подарки, лежавшие под елкой. У фарфоровой куклы от удара отлетела рука.

Услышав мамины шаги, брат с сестрой убежали в другую комнату.

В это время пришли гости со своими детьми, и мама Миньки и Лели зажгла на елке свечи, после чего пригласила всех в комнату, где стояла новогодняя елка. Мама стала дарить пришедшим детям подарки и угощала их сладостями и фруктами, снятыми с елки.

Заметив надкушенное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю к себе и спросила, кто надкусил яблоко? Леля сказала, что это сделал Минька, а он ответил, что Леля его на это подговорила. Мама решила наказать своих детей за проступок и отдала игрушку, предназначавшуюся Миньке, одному из мальчиков, пришедшему в гости. Минька рассердился и ударил этого мальчика по руке.

Мать обиженного мальчика начала возмущаться и назвала Миньку разбойником. За Миньку вступилась его мама и между взрослыми началась перепалка. В результате все гости ушли, а в комнату пришел папа Миньки и Лели. Он потушил на елке свечи и сказал, что отдаст все игрушки другим детям. После этого он велел Миньке и Леле идти спать.

С тех пор Минька больше никогда в жизни не брал ничего чужого и никогда не обижал тех, кто слабее его.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Елка» заключается в том, что всегда проще подавить первое желание, чем то, что за ним последует. Леля решила попробовать всего одну пастилку с новогодней елки, а закончилось все ссорой с гостями и суровым отцовским наказанием.

Рассказ учит не поддаваться на чужие уговоры и соблазны, а думать своим умом. Минька, глядя на то, как Леля поедает пастилки, не удержался и тоже попытался достать что-нибудь с елки, сломав при этом фарфоровую куклу. Отсутствие силы воли у Лели и Миньки, их чрезмерное любопытство привели к тому, что на новогоднем празднике случился конфликт.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Елка»?

Живи всяк своим умом.
За чужим погонишься – свое потеряешь.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_zoshhenko_elka/

Анализ рассказа Зощенко Ёлка

Михаил Зощенко написал много интересных, юмористических и поучительных рассказов. Самыми известными считаются рассказы из детского цикла «Леля и Минька».

Занимательный рассказ «Ёлка» показывает о неправильном поведении двух детей в отношении к другим людям. Действия происходят перед самым долгожданным праздником — Новый год. Этот замечательный праздник любят и ждут все дети. Красиво украшенная елка, много сладостей и подарков. Леля и Минька сами испортили себе праздник своим эгоистичным и грубым поведением.

Сестра была на несколько лет старше брата. Она показывала ему пример и учила, как надо поступать, но не всегда сама была уверена, что делает правильно в определенной ситуации.

Дети знали, что мама нарядила елку в гостиной и приготовила для всех сладости и подарки. Леля уговорила брата зайти и посмотреть на красивое дерево. Она показала дурной  пример Мине и съела пастилу с дерева, которая предназначалась для всех детей. Мальчик не хотел уступать сестре, но смог дотянуться только до нижней ветки и откусить вкусное яблоко.

Между детьми началось соперничество, кто больше съест угощения с украшенной елки. Миня был маленького роста и чтобы достать до верхних веток взял стул, но он все время падал на мальчика. В очередной раз упав, мальчик изломал руку упакованной в подарочную коробку фарфоровой кукле. Дети сбежали из комнаты, испугавшись, что их накажут.  

Когда начался праздник, мама раздавала всем гостям подарки и сладости с елки. Одному мальчику досталось откусанное яблоко, а девочке сломанная кукла. Мама узнает, что яблоко откусил Миня и отдает гостю взамен паровозик, который предназначался Мине в подарок.

Здесь начинается конфликт между детьми, впоследствии который перерастает в ссору между родителями всех детей. Гости уходят, оставляя брата и сестру в комнате с мамой. Когда о происшествии узнает папа, он говорит слова, которые в дальнейшем повлияли на жизненные позиции автора.

Папа отправил детей спать и сказал, что раздаст все подарки ушедшим гостям. Он постарался объяснить детям, что если их отношение к людям не измениться, то им придется трудно жить на свете. Они будут страдать от  одиночества. Нельзя быть эгоистом ведь к ним не испытывают уважение другие.

Дети осознали, что совершили плохой поступок и сделали для себя выводы, что окружающие люди страдают от такого к ним отношения. Ведь так, как они никогда нельзя поступать.

← Значение Слова о полку Игореве в русской литературе
← Историческая основа Слова о полку Игореве↑ ДругиеАнализ рассказа Зощенко Великие путешественники →
Анализ рассказа Зощенко Беда →

Михаил Зощенко «Ёлка»: краткое содержание и анализ, отзывы и основная мысль

  • Сочинение на тему Герои 21 века — кто они?
    Во времена прорывных технологий, определение слова герой значительно искажается. Часто мы и особенно младшее поколение путаем, кто герой, кто просто так.
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Орел-меценат
    М. Е. Салтыков-Щедрин – мастер изображения сатиры в сказках. В них изображены различные слой населения, описаны в сатирической форме их основные пороки. Одной из самых ярких сказок по праву
  • Почему отцы всегда поучают детей? Итоговое сочинение 11 класс
    Сегодня мы поговорим о роли отца в семье и в жизни детей. Семья как маленькая государство и этим государством надо управлять умно и грамотно, поэтому, когда в семье не бывает отца, говорят семья «без главы»
  • Тема народа в романе Война и мир Толстого сочинение
    В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ярче всего отображается «мысль народная». Автор рисует нам дух народа и отдельных его представителей, ярких личностей. Взаимоотношениями с народом Л.Н. Толстой характеризует и интеллигенцию в романе.
  • Образ и характеристика Сережи из рассказа Белый пудель Куприна сочинение
    Сережа — один из главных героев рассказа, ему двенадцать лет, он очень беден, у него даже нет обуви. Мартын Лодыжкин забрал мальчика у какого-то пройдохи пять лет назад

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-rasskaza-zoshchenko-yolka

Анализ рассказа Елка Зощенко

Рассказ Михаила Зощенко «Ёлка» входит в цикл историй про Лёлю и Миньку. Это воспоминания автора о своём детстве – весёлые и грустные, назидательные и забавные, но всегда – яркие и поучительные.

Вот и в этом рассказе Зощенко описывает случай, который произошёл в раннем детстве, но запомнился ему на всю жизнь.

Это рассказ об отношении детей к другим людям, о неправильном поведении, последующем за ним наказании, и уроке, вынесенном из этого.

События происходят перед самым волшебным для детей праздником. Новый год, сверкающая ёлка, ожидание чудес, и… подарки! Разве могут два ребёнка пяти и семи лет устоят перед этим? Лёля, сестра Миньки, старше его и хитрей. Это она подбивает брата пойти поглядеть на ёлку, пока взрослые заняты своими делами.

Конечно, дело этим не заканчивается. Брат с сестрой знали, что на ёлку приглашены дети. Сладости, развешанные на ветках, и подарки под ёлкой предназначены не только им, но и гостям. Но всё равно успевают попробовать угощения, и даже поссориться друг с другом. Яблоки и пастила надкусаны, игрушки сломаны.

Когда настаёт время вручения подарков и сладостей, выясняется, что они испорчены. Гости возмущены, они не хотят, чтобы им дарили сломанные игрушки. Мама Лёли и Миньки заступается за своих детей. Обиженные гости собираются расходиться, но папа брата и сестры, недоволен поведением своих детей.

Он отправляет их в комнату, а все игрушки раздаёт гостям, с которыми так некрасиво поступили его дети.

Автор помнит этот случай даже спустя тридцать пять лет. Ведь пятилетний мальчик Минька – это он сам. Строгий отец наказал их с сестрой, но автор благодарен ему за это. Он хорошо запомнил слова, сказанные отцом тогда: «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве».

Лёля и Минька не только неправильно и эгоистично повели себя по отношению к другим: сломали чужие вещи, не послушались взрослых, поссорились с гостями и выгнали их из дома, —  они испортили праздник всем, себе в том числе. Разве можно с таким поведением жить в обществе?!

Лёля и Минька были наказаны отцом, но этот урок усвоили на всю жизнь. Нельзя брать чужое и обижать слабых. Жадных, злых, эгоистичных и грубых людей никто не уважает, с ними не хотят общаться. Человек чувствует себя счастливым тогда, когда приносит радость другим. С тех пор автор никогда не позволял себе такого. Поэтому стал порядочным и добродушным человеком.

Рассказы, написанные Михаилом Зощенко для детей, учат ребят исправлять свои ошибки, бороться с недостатками, с пониманием относиться к чужим слабостям. И никогда не терять чувство юмора.

Михаил Зощенко «Ёлка»: краткое содержание и анализ, отзывы и основная мысль

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-rasskaza-elka-zoshchenko

Зощенко М.М. “Елка” Читательский дневник

  • Зощенко Михаил Михайлович
  • Название: “Елка”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: о детях
  • Число страниц: 4
  • Главные герои и их характеристика

Минька, мальчик пяти лет. Маленький, глупый, наивный. Жадный, эгоистичный, несдержанный. Капризный и самовольный.

Леля, девочка семи лет. Хитрая, умная, расторопная. Любит быть в центре внимания. Жадная и невоспитанная.

Мама. Любящая, добрая, обидчивая, справедливая.

Папа. Очень умный, мудрый и спокойный человек.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Леля и Минька плохо себя вели с гостями, и мама
их поддержала. Но папа восстановил справедливость, объяснив, в чем дети
ошибались.

  1. Сюжет — краткое содержание
  2. Минька и Леля оказываются в гостиной, около рождественской елки с подарками и начинают объедать вкусные подарки.
  3. Леля выше Миньки ростом и ей достается самое вкусное, а обиженный Минька роняет стул и разбивает куклу.
  4. Приходят гости вместе с детьми и, когда мама начинает раздавать подарки, она находит обкусанное яблоко.
  5. Мама пытается наказать Миньку и Лелю, но те начинают ссориться с детьми, а маме приходится поссориться с родителями.
  6. Обиженные гости уходят, а довольные Минька и Леля делят оставшиеся подарки.
  7. Папа забирает подарки и объясняет детям, что если они будут всех обижать, то останутся одни.
  8. Понравившийся эпизод
  9. Мне понравились заключительные слова папы, когда
    он сказал, что ссорится с гостями, обижать гостей и драться с маленькими
    нельзя,  иначе дети останутся в
    одиночестве, ведь никто не будет с ними дружить
  10. План произведения для пересказа
  • Сладости на елке.
  • Поедание подарков.
  • Упавший стул.
  • Приход гостей.
  • Разоблачение проказников.
  • Минька и мальчик.
  • Ссора мам.
  • Гости уходят.
  • Радость Миньки и Лели.
  • Золотые слова папы.

Главная мысль

Нельзя быть жадным эгоистом, чтобы не остаться
одному на всю жизнь. Нужно относится к людям так, как ты хотел бы, чтобы они
относились к тебе.

Чему учит эта книга

Рассказ учит не быть жадным, не быть капризным,
не думать только о себе. Учит быть гостеприимным, быть хорошим товарищем, быть
щедрым и добрым.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ Зощенко. Его герои —
совсем маленькие дети, которые временами поступают плохо, потому что не знают,
как правильно себя вести. Но на то и существуют родители, чтобы научить своих
детей поступать правильно и расти хорошими людьми.

  • Новые слова и выражения
  • Золотушный ребенок — больной, истощенный.
  • Пословицы к произведению
  • Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
  • Позвал гостей, а накупил костей.
  • Берут завидки на чужие пожитки.
  • В одну лапу всего не соберешь.
  • На чужую кучу нечего глаза пучить.
  • Другие читательские дневники

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/zoshhenko-m-m-elka-chitatelskiy-dnev/

Зощенко Михаил рассказ

  • Зощенко, Михаил Михайлович
  • Название произведения: «Елка»
  • Число страниц: 8
  • Жанр: рассказ
  • Главные герои: Минька, Леля, папа, мама.
Читайте также:  Типы кристаллических решёток; таблица, показывающая отличия кристаллических решёток графита, йода и натрия

Характеристика главных героев:

  1. Минька — маленький и любознательный.
  2. Доверчивый.
  3. Хотел быть лучше сестры.
  4. Глупый и невоспитанный.
  5. Леля — дерзкая и ловкая.
  6. Находчивая.

  7. Специально дразнила брата.
  8. Болтливая и язвительная.
  9. Мама — добрая, открытая, гостеприимная и справедливая.
  10. Защищает своих детей, несмотря на их отвратительное поведение.

 

Краткое содержание рассказа «Елка» для читательского дневника

  • Маленький мальчик Минька, а также его старшая сестра Лелька в канун нового года пробрались в комнату, туда, где стояла елка, и лежали подарки.
  • Сестра мальчика Леля съела вкусную пастилку, которую легко сорвала с высокой ветки елки, а Минька сумел достать только одно яблоко, потому что ростиком был значительно ниже своей сестры.
  • Лелька съела вторую пастилку, а Миньке пришлось снова кусать яблоко.
  • Наконец он решил поставить стул и с него уже достать все чего душа пожелает. 
  • Но стул все время падал, да еще и упав на куклу, сделанную из фарфора, что-то ей отколол.
  • Тут стали приходить гости, и проказники — дети спрятались.
  • Мама Миньки раздавала детям гостей подарки.
  • Внезапно она обнаружила надкусанное яблоко и сразу поняла, кто это натворил.
  • Она придумала, как наказать Миньку и отдала паровозик, который ему предназначался, другому мальчику.

Тогда Минька с досады ударил незнакомого мальчика по руке.

Тогда мама того мальчика назвала Миньку разбойником.

  1. Она решила больше не приходить в этот дом.
  2. Вторая мама возмутилась, что у куклы отбита ручка, и Леля посоветовала ей также не приходить к ним в дом.
  3. Все гости обиделись и разошлись, а папа суровым голосом сказал, что тогда подарков не будет никому и погасил елку.

План к рассказу «Елка»

  • 1) Ёлка в детстве,воспоминания автора.
  • 2) Ссора из-за конфет.
  • 3) Приход гостей.
  • 4) Ябеда Лёлька.
  • 5) Минькин паровозик.
  • 6) Испорченные подарки.
  • 7)Обида гостей, папин урок.

Рисунок — иллюстрация к рассказу «Елка»

Главная мысль рассказа «Елка»

Нельзя быть жадным и если пригласил людей в гости, то следует проявить гостеприимство, быть вежливым и обходительным, потому что иначе можно умереть в одиночестве.

Чему учит рассказ «Елка»

Рассказ «Елка» учит нас быть щедрыми, дарить людям подарки и хорошее настроение, чтобы иногда получать подарки самим.

Краткий отзыв к рассказу «Елка» для читательского дневника

  1. Рассказ «Елка» — смешной, увлекательный и поучительный.
  2. Сначала меня позабавило поведение Лели и Миньки.
  3. Но потом я понял, что они поступили плохо и даже распугали всех гостей своими выходками. 
  4. Автор наглядно нам показывает, как не стоит вести себя.

  5. И я понял, что нельзя думать только о себе и делать то, что вздумается. 
  6. Рассказ «Елка» мне очень понравился не только моралью, но самой атмосферой праздника, которую правда испортила некрасивая выходка детей.
  7. Но зато Минька на всю жизнь запомнил важные слова, которые ему сказал папа и больше себя так плохо не вел.

  8. Я рекомендую всем прочитать этот замечательный рассказ.

Пословицы к рассказу «Елка»:

Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

Гостю первое место и красная ложка.

Отрывок из рассказа «Елка», поразивший меня больше всего:

  • Тогда я чуть не заревел, потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
  • Я ей говорю:
  • — А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
  • И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул.
  • Но стул упал на меня.
  • Я хотел поднять стул.
  • Но он снова упал.
  • И прямо на подарки.

Неизвестные ранее слова и их значение:

Золотушный — больной, здесь проказник

Еще читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:

  1. Рассказ «Самое главное»
  2. Рассказ «30 лет спустя»
  3. Рассказ «Не врать»
  4. Рассказ «Великие путешественники»
  5. Рассказ «Золотые слова»
  6. Библиотека читательских дневников автора пополняется

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/zoshchenko-mihail-rasskaz-elka

Анализ рассказа "Елка" Зощенко М.М. (цикл "Леля и Минька")

«Елка» — шестой рассказ в цикле — был опубликован первым. Он появился в номере «Ленинградской правды» от 1 января 1938 г. и затем в нескольких сборниках Зощенко. В этом рассказе больше, чем в остальных, обнажается библей­ский фундамент всего цикла.

Рассказчик в «Елке» сознатель­но, умышленно отведывает запретного плода и за это нака­зан. В этом рассказе автор точно указывает свой возраст и возраст сестры во время описываемых событий. Сравнивая его с другими историями, мы видим, что события в нем происходят раньше других, т. е.

что описанное здесь первородное грехопадение предшествует всем остальным приключениям.

Подобно прочим, этот рассказ довольно прост. В возрасте пяти лет доверчивый Минька поддается уговорам семилетней сестры сопроводить ее в комнату, где стоит рождественская елка. Они глазеют на дерево, украшенное игрушками и слас­тями, и на подарки, лежащие под ним. Леля советует не обращать внимания на подарки, но говорит, что они могли бы съесть по пастилке.

Ясно, что здесь, как и в нескольких предыдущих расска­зах, разрабатывается одна из основных библейских тем. Не нужно напрягать воображение, чтобы увидеть здесь Искуше­ние и Грехопадение, о которых повествует Книга Бытия.

Представлено следующее: 1) женщина (Леля) совращает мужчину (Миньку); 2) он вкушает запретный плод; 3) плод висит на дереве, стоящем посреди детской версии Рая (мешки с игрушками); 4) заявление Миньки, что это Леля научила его пойти против родительского закона; 5) утверждение отца, что в результате детям будет трудно жить на свете и что они умрут в одиночестве; б) изгнание детей на комнаты, где лежат игрушки, и обещание, что все игрушки будут завтра розданы. Зощенко искусно использовал большинство основных элементов Писания, чей ясный отзвук в «Елке» придал этой вещи знакомые черты и структуру, усилившие ее воздействие на читателя.

«Елка» — самый яркий пример зощенковского использования Библии в подтексте, однако и некоторые другие рассказы содержат утверждения и наставления, по-видимому прямо извлеченные из Писания. Еще один впечатляющий пример, который мог бы вспомнить здесь читатель, — это совет, даваемый Миньке отцом в «Бабушкином подарке».

Тема подаяния, не выставляемого напоказ, — одна из центральных в Новом Завете. Отец рассказчика защищает тот же подход, который представил евангелист. Аллюзию усиливает библейское упо­минание Отца и символическое высказывание о левой и пра­вой руке.

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/zoshhenko_m_m/analiz_rasskaza_elka_zoshhenko_m_m_cikl_lelja_i_minka/8-1-0-8

«Ёлка», анализ рассказа Зощенко

Короткий рассказ «Елка» входит в детский цикл «Леля и Минька», который создавался Зощенко в конце 1930−начале 1940-х годов. Эти произведения не так просты, как может показаться на первый взгляд.

В середине 1930-х Зощенко посещал психотерапевта, вел записи своего психического состояния, а также изучал труды Зигмунда Фрейда.

Именно в тот период, когда писатель читал тексты основателя психоанализа, посвященные младенческим и детским травмам, на свет появился его первый автобиографический рассказ «Елка».

В этом контексте особого упоминания достоин сборник Фрейда «Психоанализ детских неврозов» (1925). Книга включает в себя три работы. Среди них – «Из истории одного детского невроза».

Ее главный герой – пациент Фрейда, русский по имени Сергей Константинович Панкеев. Описания детства в произведениях цикла «Леля и Минька», в том числе и в «Елке», частично похожи на описания детских лет Панкеева.

Детские рассказы для Зощенко – возможность использовать накопленный психоаналитический материал.

С учетом всего вышесказанного интересен финал «Елки». Отец Лели и Миньки говорит, что хорошо помнит елку, которая была 35 лет назад, что с тех пор он «ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее».

Дальше следует примечательная фраза: «И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный».

Это внезапное и как будто не совсем уместное упоминания докторов (возможно, имелись в виду психоаналитики) – хороший пример, доказывающий, что детские рассказы Зощенко предназначены не совсем для детей.

Композиционная схема

Как и другие произведения цикла «Леля и Минька», рассказ «Елка» строится по простой композиционной схеме. Сначала идет описание детского проступка. Дети едят угощения, висящие на елке, и портят несколько подарков. Потом следует наказание.

После неудачно завершившегося праздника папа тушит огни на елке, отправляет Лелю и Миньку спать и обещает все игрушки отдать гостям. В финале проговаривается мораль в форме обращения рассказчика к детям – не есть чужого и не бить того, кто слабее.

Рассказчик и персонажи

В роли рассказчика выступает взрослый человек, который делится случаями из собственного детства. Между ним и Зощенко имеется сходство. В частности, у них совпадают имена и профессия (писатель). Несмотря на это, полного совпадения нет, ведь речь рассказчика отлична от речи автора.

Главные герои рассказа – брат и сестра. Мальчика зовут Минька, ему пять лет, и он «удивительно маленького роста». Его сестра – семилетняя Леля, которая «была очень такая высокая, длинновязая девочка». Она выступает в рассказе в качестве зачинательницы, съедая первую пастилку с елки. Если бы не ее инициатива, возможно, Минька просто полюбовался бы елочкой, не став ничего трогать.

Как многие братья и сестры Минька и Леля соперничают друг с другом. Кстати, не в последнюю очередь именно из-за этого соперничества их шалость обернулась большими неприятностями.

Кроме того, Леля и Минька эгоистичны, им не хочется делится подарками с другими детьми. Минька вдобавок еще и позволил себе ударить пришедшего к ним в гости ребенка, который был младше его.

За то, что у Лели и Миньки есть все эти недостатки, следует винить в первую очередь их родителей, так как они не дали детям должного воспитания.

Интересен образ мамы в произведении. Ее сложно назвать образцом для подражания. В поведении матери обнаруживается немало детского. Трудно сказать, кто ведет себя на празднике хуже, — мама или непослушные Леля с Минькой. Зато папа проявляет себя благоразумным человеком. Он понимает, что «такое воспитание» погубит его детей.

  • «Аристократка», анализ рассказа Зощенко
  • «История болезни», анализ рассказа Зощенко
  • «Беда», анализ рассказа Зощенко
  • «Обезьяний язык», анализ рассказа Зощенко
  • «Встреча», анализ рассказа Зощенко
  • «Галоша», анализ рассказа Зощенко
  • «Нервные люди», анализ рассказа Зощенко
  • «Стакан», анализ рассказа Зощенко
  • «Великие путешественники», анализ рассказа Зощенко
  • «Самое главное», анализ рассказа Зощенко
  • «Монтёр», анализ рассказа Зощенко
  • «Карусель», анализ рассказа Зощенко
  • «Колдун», анализ рассказа Зощенко
  • Михаил Михайлович Зощенко, краткая биография

По писателю: Зощенко Михаил Михайлович

Источник: https://goldlit.ru/zoshchenko/1313-elka-analiz

Урок литературного чтения. М. Зощенко "Елка"

Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка». (4класс)

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: формирование у учащихся умения анализировать текст, доказывать, выделять главное.

  • познакомить учащихся с новым произведением; учить понимать его глубину;
  • развивать у школьников умение работать с текстом;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • отрабатывать навык выразительного чтения;
  • развивать связную монологическую речь учащихся;
  • воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
  • компьютер, проектор, экран;
  • презентация;
  • учебник: О.В. Кубасова, Литературное чтение: учебник для 4 класса;
  • выставка книг М.Зощенко, толковый словарь,
  • цветные круги для самооценки на партах обучающихся.
  • I. Организационный момент
  • — Повернитесь назад и поприветствуйте улыбкой наших гостей.
  • А сейчас улыбнёмся друг другу и с добрым настроением начнем наш урок литературного чтения.
  • Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать
  • Должен научиться.

II. Подготовка к основному этапу.

— Как называется раздел, в который включены произведения последних уроков?

Оглянись вокруг. Рассказы.

  1. — Сегодня на уроке мы продолжим изучение данного раздела.
  2. Речевая разминка нам подскажет тему урока.
  3. III. Речевая разминка
  4. 1. Развитие внимания
  5. а) – Предлагаю задание на внимание: найдите среди буквенного текста слова, назовите их.
  1. кёлкайтснегывц

  2. щэморозйфяпургаж /Слайд 1/

— Найдите общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?

2. Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки /громко, правильно и внятно, чтобы было всем понятно/

У елки иголки колки.

IV. Лексическая работа.

— Предлагаю слова, которые будут помощниками вам на уроке.

/Слайд 2/

— Прочитайте их внимательно. Подумайте, что можно сказать о словах, которые подчёркнуты? /С этих слов можно начать ответ./

  • Ёлка, предполо́жим, пересказа́ла, мне кажется, церемо́ниться,
  • я считаю, соотнести́, я думаю, пасти́лка.
  • /Слайд 3/
  • — Какие слова вы ещё знаете? (по-моему, я знаю, моё мнение…)
  • — Какое слово было первым? (Ёлка)
  • Так называется рассказ, который мы будем читать на уроке.
  • — В нём говорится о ёлке и новогоднем празднике.
  • Откройте 77 страницу и прочитайте название нового произведения.
  • /Слайд 4/: Тема: «Ёлка» (Михаил Михайлович Зощенко).
Читайте также:  Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

V. Постановка цели и задач к уроку.

  1. — Сформулируйте цель урока.
  2. (Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.)
  3. — Давайте поставим задачи на урок:
  4. /Слайд 5/:
  • Вспомнить биографию и творчество М.Зощенко.
  • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.
  • Познакомиться с произведением.
  • Проанализировать произведение и понять его основную мысль.

VI. Актуализация знаний.

— Кому знакомо имя этого автора?

— Тема нашего урока совпала с темой по внеклассному чтению. Для чтения вам предложены рассказы М. Зощенко: «Великие путешественники», «Золотые слова» и др.

— Кто нашел книги и приступил к чтению? Хочется отметить особенности этих рассказов. Кто является их героями? (Герои рассказов — Леля и Минька.)

— Минька – это …

— Автор рассказывает истории из своего детства. Как называются такие рассказы?

Слайд 6: автобиографические рассказы

(Греч. autos — сам, bios — жизнь, grapho – пишу – описание своей жизни)

VII. Усвоение нового материала. Биография автора (сообщение ученика).

— Предлагаю вашему вниманию биографию автора.

Послушайте и приготовьтесь назвать особенности произведений М. Зощенко?

/Слайды 7-8/: Михаил Михайлович Зощенко родился в Петербурге 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен. Удостоен пяти орденов.

После войны зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер, инструктор по кролиководству и птицеводству, зверолов, милиционер, плотник, актер и т.д. Рассказы М. Зощенко начали публиковаться с 1921г. К литературе для детей он обращается в конце 30-х годов.

ПОГОТОВЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ:

На его долю выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко. Писателю не давали прохода на улице, читатели заваливали его квартиру письмами.

Вот его книги для детей /ВЫСТАВКА/: «Самое главное», «Умные животные», «Хитрые и умные». Основная тема всех детских книг М.Зощенко та же, что и произведений для взрослых – формирование высокой нравственной культуры. Умея буквально из всего извлечь нравственный урок, писатель учит детей быть добрыми, честными, смелыми, сильными и умными.

/ОЦЕНКА ВЫСТУПАЮЩИХ/

— Кто готов назвать особенности произведений М. Зощенко?

— Кому захотелось познакомиться с творчеством М. Зощенко и постараться извлечь урок, из рассказа автора?

VIII. Прогнозирование.

— Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора? (О том, как Леля и Минька праздновали Новый год. Произведение будет юмористическое, в нем будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.)

IХ. Первичное знакомство с произведением

— Сейчас познакомимся с рассказом. В этом поможет аудиозапись в исполнении Игоря Ильинского, актера театра и кино.

Слайд 9: Задания:

а) — Подумать: смешной рассказ или грустный. И почему?

  • б) – Удалось ли передать эмоциональное состояние героев Арине и актёру Игорю Ильинскому?
  • /Знакомство с произведением
  • — Ответьте на поставленные вопросы.

Х. Анализ произведения.

— Подтвердились ли ваши предположения, о чем пойдет речь в произведении?

— Назовите жанр данного литературного произведения?

Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе.

Слайд 10: ФИЗМИНУТКА

ХI. Повторное восприятие текста и работа в группах.

Слайд 11: — Для анализа содержания рассказа разделимся на 6 групп. Каждая из групп получит свое задание, которое записано на карточке. Руководителя выбирать умеете. Правила работы в группе знаете.

Работа в группах:

1 группа:/Работа по содержанию текста. Выборочное чтение. /

  1. — Самостоятельная работа ответить на вопросы:
  2. — Назовите главных героев произведения?
  3. — Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?
  4. — Как отмечали Новый год в их семье?
  5. — Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)?
  6. — Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?
  7. 2 группа: / Выразительное чтение./
  8. — К рисунку на слайде найдите соответствующие пояснения из текста.
  9. 3 группа: /Словарная работа/
  10. – Постараться по содержанию рассказа догадаться о значении слов:
  • 4
  • и 5 группы: /Характеристика главных героев/
  • Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки (Выборочное чтение):

— У 4 и 5 групп листочки с вопросами. Дети 4 группы дают характеристику Лёле, а 5 — Миньке.

6 группа:/Работа с текстом/

  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет….

  2. Как хотела наказать мама Лёлю?

  3. Что произошло с фарфоровой куклой?

  4. Что хотела мама подарить Миньке?

  5. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам?

  6. Чему удивилась мама?

ХII. Анализ произведения. Приём «мозаика вопросов»

  1. — Итак, пришло время проверки. Попрошу класс оценивать работу выступающей группы цветным кругом:
  2. Слайд 12: Ребята успешно справились с работой. Затруднений нет — /зеленый/,
  3. — Ребята справились с работой, но есть неточности — /желтый/,
  4. — Ребята испытывают затруднение. Класс готов оказать помощь — /красный/
  5. 1) Защита своей работы учащихся 1 группы (дают ответы на вопросы, класс оценивает)
  6. Самостоятельная работа: ответить на вопросы

— Назовите главных героев произведения? (Лёля, Минька, и их родители.)

— Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай? (5 лет.)

— Как отмечали Новый год в их семье? (Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.)

— Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)? (Выборочное чтение.)

— Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? (Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.)

— Что подтолкнуло ребят к этому? Как оцениваете вы их поступок? (Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.)

  • ВЫВОД: Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия.
  • Оценка работы группы.
  • 2) Слайд 13: Защита своей работы учащихся 2 группы (зачитывают отрывок, класс оценивает)
  • — Оцените точность, грамотность и выразительность чтения.
  • 3) Слайд 14: Защита своей работы в 3 группе (объясняют значение слов, класс оценивает)
  • – Постараться по содержанию рассказа догадаться о значении слов:
  • Золоту́шный ребёнок больной ребенок
  • Длинновя́зая сильно высокая, рослая.
  • Пасти́лка кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
  • Не буду церемо́ниться не будустесняться
  • Оцените
  • 4-5) Слайд 15: Защита своей работы в 4-5 группах (дают ответы на вопросы, класс оценивает)
  • Сопоставим двух главных героев Лелю и Миньку
  1. 2 группа
  2. 3 группа
  3. Леля
  4. Минька
  5. Возраст
  6. Было 7 лет
  7. Ударило 5 лет
  8. Рост
  9. Высокая, длинновязая
  10. Удивительно маленького роста
  11. Характер
  12. Исключительно бойкая
  13. Тихий
  14. Что  могут достать?
  15. Могла высоко достать
  16. Ничего нельзя достать
  17. Как ест?
  18. Моментально съедает
  19. Откусываю
  20. Поведение
  21. Не церемонится
  22. Чуть не заревел

ВЫВОД: Кем приходились Леля и Минька друг другу. Были ли они похожи?

Оцените

6) Защита своей работы в 6 группе (дают ответы на вопросы, класс оценивает)

  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)

  2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)

  3. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)

  4. Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)

  5. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)

— Как понимаете пословицу?

  1. Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

ВЫВОД:— Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.

— Что руководило ими в этот раз?

Тоже жадность, зависть, невоспитанность, а также дурной пример взрослых

— Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил?

(Он отдал подарки детям. Лёльке и Миньке указал на их недостатки.)

Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное — подавать пример правильного поведения

— Как вы думаете, в каких строках заключенаглавная мысль произведения, зачитайте? («Такое воспитание губит детей…»)

— Как правильно было бы поступить героям рассказа, чтобы не испортить праздник? Что бы вы им посоветовали?

— Как относится данная пословица к нашему произведению?

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»

Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и исправиться, т. е извлечь урок.

  • — Извлёк ли урок Минька?(выборочное чтение — последний абзац)
  • — Как ему удалось стать добрым?(Он никого не обижал, не брал чужих вещей…)
  • Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы.

Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.

— Какой урок вы извлекли из этого произведения?

Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.

  1. ХIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  2. Нарисовать праздник в доме Лели и Миньки, приготовить выразительное чтение понравившегося отрывка произведения.
  3. РЕФЛЕКСИЯ
  4. -Для кого наш урок прошёл не напрасно?
  5. -Что было трудным?
  6. — А что интересным?
  7. Самооценивание
  8. Слайд 16: А сейчас выполните самооценку по таким критериям:
  9. Если вы старались быть активными, выберите синий цвет, внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – красный.
  10. Пожалуйста, покажите свой выбор.

Слайд 17: Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, работать было очень приятно. Спасибо за урок.

Приложение: презентация

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-m-zoschenko-elka-534943.html

Краткое содержание сказки «Елка» М. М. Зощенко

«Ёлка» Зощенко – очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать за свои поступки. Брат и сестра своим бесцеремонным поведением испортили праздник и себе и гостям, но на всю жизнь усвоили полученный урок. Краткое содержание Елки Зощенко для читательского дневника читайте на нашем сайте.

Главные герои сказки

Основные персонажи:

  • Минька – пятилетний мальчик, жадный, эгоистичный, обидчивый.
  • Леля – семилетняя сестра Миньки, жадная, хитрая обманщица.
  • Мама – добрая, заботливая, всегда заступается за детей.
  • Папа – умный, строгий, справедливый.

Зощенко «Елка» в сокращении

«Елка» Зощенко краткое содержание для читательского дневника:

Когда Миньке было пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. В канун праздника Минька со своей старшей сестрой Лелей проникли в гостиную, где стояла красавица елка, украшенная бусами, фонариками, яблоками и пастилками.

Леля сразу предупредила Миньку, что подарки, лежавшие под елкой, трогать нельзя, а можно полакомиться сладостями с елки. Девочка тут же сорвала с ветки пастилку и съела ее.

Минька не заставил себя долго ждать, и откусил яблоко. Леля, увидев это, решила съесть пастилку и вдобавок еще конфету – она была высокой девочкой, и могла многое достать.

Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.

Леля не собиралась отставать от брата, и съела третью пастилку, а также сорвала себе орех и хлопушку. Миньке было горько от такой несправедливости, и он чуть не заревел от обиды. Он стал тянуть к елке стул, чтобы достать сладости повыше, но стул упал прямо на подарки, разбив ручку фарфоровой куколке. Тут послышались шаги мамы, и дети убежали.

Затем пришли гости, и мама сказала, чтобы все дети подошли к ней. Она принялась каждому давать подарок и что-то вкусное с елки. Увидев надкусанное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю, но те принялись всю вину сваливать друг на друга.

Тогда мама сказала, что Лелю поставит в угол, а паровозик, предназначенный Миньке, подарит другому мальчику. Увидев, как мальчик играет с паровозиком, Минька не выдержал и ударил его по руке. Мальчик заплакал, и его мама сказала, что Минька – настоящий разбойник и они уйдут домой. Минькина мама в ответ назвала мальчика золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.

Тут возмутилась еще одна мама, чья дочь получила куклу со сломанной ручкой. Минька и Леля радостно крикнули, что гости могут уходить, чтобы все игрушки достались им. Вскоре в доме не осталось ни одного гостя.

Читайте также:  Национальности франции, географическое положение и форма правления страны, чем знаменита

В пустую комнату зашел папа и сказал, что не хочет, чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей, иначе они умрут в одиночестве. Он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех пор прошло сорок лет, но Минька больше никогда никого не бил и не брал чужого.

План пересказа «Ёлки»

Для устного пересказа «Ёлки» Зощенко используйте план:

  1. Долгожданная елка.
  2. Разорение елки.
  3. Сломанная кукла и надкусанное яблоко.
  4. Приход гостей.
  5. Разоблачение Миньки и Лели.
  6. Мальчик и паровозик.
  7. Уход гостей.
  8. Слова папы.

О чем сказка «елка»?

Главная мысль сказки: Жадность – главный враг дружбы.

Чему учит: Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.

Вывод: Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться. Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-elka.html

Михаил Михайлович Зощенко «Ёлка» (конспект урока)

  1. Орг. момент.

  2. Проверка д/з

Разгадай кроссворд по произведению к. Паустовского «Корзина с еловыми шишками.(слайд1)

(оцени свою работу)

  1. Мотивация учебной деятельности.

  • Как называется раздел, в который включены произведения последних уроков?
  • Страна детства
  • С какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились?
  • Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков», Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
  • С какими мыслями мы перевернем последнюю страницу этого произведения?

Приятно получать подарки, а дарить ещё приятнее. Приятнее отдавать, чем брать. Нужно стараться жить не только для себя, но и для других. Почаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее.

Я вам сегодня на урок принесла ёлку. Когда и почему мы вспоминаем о ёлке?

  1. Подумайте, какова будет тема следующего произведения?
  2. Мы будем сегодня читать рассказ, в котором говорится о ёлке и новогоднем празднике.
  3. Тема: «Ёлка» (Михаил Михайлович Зощенко).
  4. V Постановка цели и задач к уроку.
  5. Сформулируйте цель урока.
  6. Познакомиться с произведением.
  7. Давайте поставим задачи на урок?
  • Вспомнить биографию и творчество Зощенко.
  • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.
  • Познакомиться с произведением.
  • Проанализировать произведение и понять его основную мысль.

VI Актуализация знаний.

Знаком ли вам этот автор? Какие рассказы Зощенко вы читали?

Мы читали рассказы «Великие путешественники», «Золотые слова».( показ иллюстрации).

Давайте вспомним, в чем особенности этих рассказов? (кто являются героями этих рассказов?)

Герои рассказов — Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше.

  1. Усвоение нового материала. Биография автора (сообщение ученика).

Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама — актриса ,а также писала рассказы. В семье было 8 детей.

В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал.

В 1921 году вышла его 1 книжка. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойными привычками. Сначала он писал только для взрослых.

Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка».

Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю жизнь напоминала о себе. И в возрасте  64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

Вопросы к классу по биографии: (слайд3)

Кода родился? Где? Что запомнили о семье писателя?

  • Что вы можете сказать о нём как о гражданине?
  • Какие качества характера можете ещё перечислить?(оцени свою работу)
  • Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора?

О том, как Леля и Минька праздновали Новый год. Произведение будет юмористическое, там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.

  1. Словарная работа (работа в группах)

Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма ….

Длинновязая – син. высокая, рослая.

  1. Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
  2. Не буду церемониться – не будустесняться
  3. Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины
  4. Золотушный ребёнок – больной ребенок
  5. Не ручаюсь – не уверена
  6. (оцени работу)
  1. Знакомство с произведением

  • начало чтение произведения актером — (аудиозапись в исполнении Ильинского),затем читают ученики
  • Оценка читающих учеников.
  • Подтвердились ли ваши предположения?
  • Назовите жанр данного литературного произведения?
  • Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни.
  • Анализ произведения. Приём «мозаика вопросов»
  • Работа в парах (самостоятельная постановка вопросов по тексту произведения).
  • Предполагаемый перечень вопросов, который выносится на коллективное обсуждение.
  • Назовите главных героев произведения?
  • Лёля и Минька, и их родители.
  • Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?
  • 5 лет.
  • Как отмечали Новый год в их семье?
  • Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.
  • Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)?
  • Выборочное чтение.
  • Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?

Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.

Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (докажите – выборочное чтение)

Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.

Какой сюрприз приготовили родители для гостей?

Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение.

Чем закончился праздник? И почему?

Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.

Что руководило ими в этот раз?

Тоже жадность, зависть, невоспитанность, а также дурной пример взрослых

Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил?

Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.

Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное- подавать пример правильного поведения

Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте?

Как вы понимаете эти слова?

Грубость, хамство, агрессивное поведение приводят к конфликту и ссоре. Людей, поступающих таким образом, как Лёлька и Минька, ждет одиночество, так как с такими людьми не очень приятно общаться.

Да, и в первую очередь такие люди наказывают себя. С ними некомфортно окружающим, они обрекают себя на одиночество. Многих часто мучает совесть.

  1. Всё это сказывается на их настроении, здоровье.
  2. Как относится данная пословица к нашему произведению?
  3. «Не было бы счастья, да несчастье помогло»
  4. Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и

исправиться, т. е извлечь урок.

  • Извлёк ли урок Минька? (выборочное чтение)
  • Как ему удалось стать добрым?
  • Он никого не обижал, не брал чужих вещей…
  • Как вы думаете, был ли автор одинок после того, как все осознал и изменился?
  • Нет, у него было много друзей, так как с добрыми и весёлыми людьми приятно общаться, от них исходит душевное тепло.

Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.

А какой урок вы извлекли из этого произведения?

Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.

Оценка детьми заданных вопросов.

Чьи вопросы вам понравились больше и почему?

Уточняющие вопросы. Почему? Заставляли нас задуматься о причинах поступков.

Оценочные вопросы. Побуждали нас к оценке героев.

Д / З Перессказ со своей концовкой. С какого места вы измените рассказ, вы решите сами.

  1. Игра «ИДЕАЛ» (работа в группах).

  1. Давайте прямо сейчас сделаем доброе дело: поможем Лёле и Миньке исправить ситуацию.
  2. Вспомним, в чем изначальная причина, почему был испорчен праздник?
  3. Лёля и Минька испортили подарки и угощения.
  4. Интересно, в чем проблема?
  5. Как поступить героям, чтобы не испортить праздничное настроение гостям .
  6. Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
  7. Если ли какое-либо хорошее решение?
  8. А теперь сделаем выбор!
  9. Любопытно, как осуществить это на практике?

Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра?

  • Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие.
  • Итог урока
  • Все ли поставленные задачи выполнили?
  • А какие умения мы отрабатывали, выполняя третью задачу?
  • Ставили самостоятельно вопросы к тексту,
  • Анализировали информацию, делали выводы,
  • Отвечали на вопросы,
  • Высказывали своё мнение,
  • Доказывали свою точку зрения,
  • Определяли главную мысль,
  • Учились работать в паре без конфликтов,
  1. слушать и слышать друг друга,
  2. принимать разные мнения, договариваться.
  3. Оцените себя, как вы работали на уроке.
  4. Ж – поднимает тот, кто был активным на всех этапах урока и доволен своей работой.
  5. О – тот, кто работал, но мог бы лучше проявить себя.
  6. С – тот, кто старался, но у него не всё получилось на этом уроке.

Заканчивается наш урок. И мне интересно, с какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия.

  • Урок интересный, потому что…
  • взволновал…
  • заставил задуматься…
  • дал понять…
  • навел меня на мысль.
  • Самоанализ урока литературного чтения в 4 классе.

21.02.12

Место урока в предмете и в теме:

Тема урока: М. М. Зощенко « Ёлка ».

На уроке поставлена педагогическая цель –раскрыть главную мысль произведения М. М. Зощенко «Ёлка»;

  1. Тип урока: урок закрепления предметных ЗУНов.
  2. Педагогические задачи:
  3. Образовательные:
  • содействовать формированию нравственно-этических норм поведения через личностные, регулятивные, логические, коммуникативные учебные действия.

Развивающие:

  • работать над формированием навыка выразительного осознанного чтения
  • развивать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях (л/ч);
  • развивать умение ставить цели и задачи к уроку ( р);
  • развивать умение объективно оценивать свою деятельность и других

учащихся (р);

  • развивать умение формулировать проблему и решать её ( л/г).
  • развивать умение ставить вопросы к тексту, выражать свои мысли,
  • аргументировать свою точку зрения (к)

Воспитательные:

  • воспитывать толерантное отношение к близким.

Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника. Приёмы обучения соответствуют триединой образовательной цели.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Урок достиг цели и решил основную дидактическую задачу : сделав анализ произведения, выяснив мотивы поведения действующих лиц, уч-ся поняли идею рассказа. Извлекли нравственные уроки.

Практическая направленность осуществлялась через игру «ИДЕАЛ».

Самостоятельная работа была предусмотрена на всех этапах урока: учащиеся определили тему урока, сформулировали цель, поставили задачи, познакомили с биографией, вспомнили особенности произведений М. М. Зощенко, провели словарную работу, подготовленные дети читали произведение, ставили вопросы к тексту, анализируя его.

В конце урока каждый ученик оценили свою работу .

На уроке работала над формированием всех основных видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Был использован здоровьесберегающий ресурс. Информировала о правильной осанке при чтении. В течение всего урока для профилактики утомления использовала смену деятельности, провела физминутки.

8

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/mikhail-mikhaylovich-zoshchenko-elka-konspekt-uroka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector