Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Елка» — пятилетний мальчик Минька и его семилетняя сестра Леля. Однажды Леля подговорила Миньку тайком взглянуть на новогоднюю елку, которая была наряжена к приходу гостей.
Воспользовавшись тем, что мама ушла на кухню, дети зашли в комнату, где стояла елка. Леля сказала, что подарки они трогать не будут, но она решила съесть одну из пастилок, что висели на елке. Минька не мог дотянуться до пастилок, и он надкусил одно из яблок, висевших на елке.
Увидев это, Леля съела еще одну пастилку и взяла с елки конфету. В ответ Минька еще раз откусил яблоко. Тогда Леля решила съесть третью пастилку и взять с елки хлопушку и орех.
Раззадоренный Минька, который мог дотянуться только до яблока, взял стул, чтобы взобраться повыше. Но не справился со стулом и уронил его на подарки, лежавшие под елкой. У фарфоровой куклы от удара отлетела рука.
Услышав мамины шаги, брат с сестрой убежали в другую комнату.
В это время пришли гости со своими детьми, и мама Миньки и Лели зажгла на елке свечи, после чего пригласила всех в комнату, где стояла новогодняя елка. Мама стала дарить пришедшим детям подарки и угощала их сладостями и фруктами, снятыми с елки.
Заметив надкушенное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю к себе и спросила, кто надкусил яблоко? Леля сказала, что это сделал Минька, а он ответил, что Леля его на это подговорила. Мама решила наказать своих детей за проступок и отдала игрушку, предназначавшуюся Миньке, одному из мальчиков, пришедшему в гости. Минька рассердился и ударил этого мальчика по руке.
Мать обиженного мальчика начала возмущаться и назвала Миньку разбойником. За Миньку вступилась его мама и между взрослыми началась перепалка. В результате все гости ушли, а в комнату пришел папа Миньки и Лели. Он потушил на елке свечи и сказал, что отдаст все игрушки другим детям. После этого он велел Миньке и Леле идти спать.
С тех пор Минька больше никогда в жизни не брал ничего чужого и никогда не обижал тех, кто слабее его.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Зощенко «Елка» заключается в том, что всегда проще подавить первое желание, чем то, что за ним последует. Леля решила попробовать всего одну пастилку с новогодней елки, а закончилось все ссорой с гостями и суровым отцовским наказанием.
Рассказ учит не поддаваться на чужие уговоры и соблазны, а думать своим умом. Минька, глядя на то, как Леля поедает пастилки, не удержался и тоже попытался достать что-нибудь с елки, сломав при этом фарфоровую куклу. Отсутствие силы воли у Лели и Миньки, их чрезмерное любопытство привели к тому, что на новогоднем празднике случился конфликт.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Елка»?
Живи всяк своим умом.
За чужим погонишься – свое потеряешь.
Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_zoshhenko_elka/
Анализ рассказа Зощенко Ёлка
Михаил Зощенко написал много интересных, юмористических и поучительных рассказов. Самыми известными считаются рассказы из детского цикла «Леля и Минька».
Занимательный рассказ «Ёлка» показывает о неправильном поведении двух детей в отношении к другим людям. Действия происходят перед самым долгожданным праздником — Новый год. Этот замечательный праздник любят и ждут все дети. Красиво украшенная елка, много сладостей и подарков. Леля и Минька сами испортили себе праздник своим эгоистичным и грубым поведением.
Сестра была на несколько лет старше брата. Она показывала ему пример и учила, как надо поступать, но не всегда сама была уверена, что делает правильно в определенной ситуации.
Дети знали, что мама нарядила елку в гостиной и приготовила для всех сладости и подарки. Леля уговорила брата зайти и посмотреть на красивое дерево. Она показала дурной пример Мине и съела пастилу с дерева, которая предназначалась для всех детей. Мальчик не хотел уступать сестре, но смог дотянуться только до нижней ветки и откусить вкусное яблоко.
Между детьми началось соперничество, кто больше съест угощения с украшенной елки. Миня был маленького роста и чтобы достать до верхних веток взял стул, но он все время падал на мальчика. В очередной раз упав, мальчик изломал руку упакованной в подарочную коробку фарфоровой кукле. Дети сбежали из комнаты, испугавшись, что их накажут.
Когда начался праздник, мама раздавала всем гостям подарки и сладости с елки. Одному мальчику досталось откусанное яблоко, а девочке сломанная кукла. Мама узнает, что яблоко откусил Миня и отдает гостю взамен паровозик, который предназначался Мине в подарок.
Здесь начинается конфликт между детьми, впоследствии который перерастает в ссору между родителями всех детей. Гости уходят, оставляя брата и сестру в комнате с мамой. Когда о происшествии узнает папа, он говорит слова, которые в дальнейшем повлияли на жизненные позиции автора.
Папа отправил детей спать и сказал, что раздаст все подарки ушедшим гостям. Он постарался объяснить детям, что если их отношение к людям не измениться, то им придется трудно жить на свете. Они будут страдать от одиночества. Нельзя быть эгоистом ведь к ним не испытывают уважение другие.
Дети осознали, что совершили плохой поступок и сделали для себя выводы, что окружающие люди страдают от такого к ним отношения. Ведь так, как они никогда нельзя поступать.
← Значение Слова о полку Игореве в русской литературе
← Историческая основа Слова о полку Игореве↑ ДругиеАнализ рассказа Зощенко Великие путешественники →
Анализ рассказа Зощенко Беда →
- Сочинение на тему Герои 21 века — кто они?
Во времена прорывных технологий, определение слова герой значительно искажается. Часто мы и особенно младшее поколение путаем, кто герой, кто просто так. - Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Орел-меценат
М. Е. Салтыков-Щедрин – мастер изображения сатиры в сказках. В них изображены различные слой населения, описаны в сатирической форме их основные пороки. Одной из самых ярких сказок по праву - Почему отцы всегда поучают детей? Итоговое сочинение 11 класс
Сегодня мы поговорим о роли отца в семье и в жизни детей. Семья как маленькая государство и этим государством надо управлять умно и грамотно, поэтому, когда в семье не бывает отца, говорят семья «без главы» - Тема народа в романе Война и мир Толстого сочинение
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ярче всего отображается «мысль народная». Автор рисует нам дух народа и отдельных его представителей, ярких личностей. Взаимоотношениями с народом Л.Н. Толстой характеризует и интеллигенцию в романе. - Образ и характеристика Сережи из рассказа Белый пудель Куприна сочинение
Сережа — один из главных героев рассказа, ему двенадцать лет, он очень беден, у него даже нет обуви. Мартын Лодыжкин забрал мальчика у какого-то пройдохи пять лет назад
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-rasskaza-zoshchenko-yolka
Анализ рассказа Елка Зощенко
Рассказ Михаила Зощенко «Ёлка» входит в цикл историй про Лёлю и Миньку. Это воспоминания автора о своём детстве – весёлые и грустные, назидательные и забавные, но всегда – яркие и поучительные.
Вот и в этом рассказе Зощенко описывает случай, который произошёл в раннем детстве, но запомнился ему на всю жизнь.
Это рассказ об отношении детей к другим людям, о неправильном поведении, последующем за ним наказании, и уроке, вынесенном из этого.
События происходят перед самым волшебным для детей праздником. Новый год, сверкающая ёлка, ожидание чудес, и… подарки! Разве могут два ребёнка пяти и семи лет устоят перед этим? Лёля, сестра Миньки, старше его и хитрей. Это она подбивает брата пойти поглядеть на ёлку, пока взрослые заняты своими делами.
Конечно, дело этим не заканчивается. Брат с сестрой знали, что на ёлку приглашены дети. Сладости, развешанные на ветках, и подарки под ёлкой предназначены не только им, но и гостям. Но всё равно успевают попробовать угощения, и даже поссориться друг с другом. Яблоки и пастила надкусаны, игрушки сломаны.
Когда настаёт время вручения подарков и сладостей, выясняется, что они испорчены. Гости возмущены, они не хотят, чтобы им дарили сломанные игрушки. Мама Лёли и Миньки заступается за своих детей. Обиженные гости собираются расходиться, но папа брата и сестры, недоволен поведением своих детей.
Он отправляет их в комнату, а все игрушки раздаёт гостям, с которыми так некрасиво поступили его дети.
Автор помнит этот случай даже спустя тридцать пять лет. Ведь пятилетний мальчик Минька – это он сам. Строгий отец наказал их с сестрой, но автор благодарен ему за это. Он хорошо запомнил слова, сказанные отцом тогда: «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве».
Лёля и Минька не только неправильно и эгоистично повели себя по отношению к другим: сломали чужие вещи, не послушались взрослых, поссорились с гостями и выгнали их из дома, — они испортили праздник всем, себе в том числе. Разве можно с таким поведением жить в обществе?!
Лёля и Минька были наказаны отцом, но этот урок усвоили на всю жизнь. Нельзя брать чужое и обижать слабых. Жадных, злых, эгоистичных и грубых людей никто не уважает, с ними не хотят общаться. Человек чувствует себя счастливым тогда, когда приносит радость другим. С тех пор автор никогда не позволял себе такого. Поэтому стал порядочным и добродушным человеком.
Рассказы, написанные Михаилом Зощенко для детей, учат ребят исправлять свои ошибки, бороться с недостатками, с пониманием относиться к чужим слабостям. И никогда не терять чувство юмора.
Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-rasskaza-elka-zoshchenko
Зощенко М.М. “Елка” Читательский дневник
- Зощенко Михаил Михайлович
- Название: “Елка”
- Жанр: рассказ
- Тема произведения: о детях
- Число страниц: 4
- Главные герои и их характеристика
Минька, мальчик пяти лет. Маленький, глупый, наивный. Жадный, эгоистичный, несдержанный. Капризный и самовольный.
Леля, девочка семи лет. Хитрая, умная, расторопная. Любит быть в центре внимания. Жадная и невоспитанная.
Мама. Любящая, добрая, обидчивая, справедливая.
Папа. Очень умный, мудрый и спокойный человек.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Леля и Минька плохо себя вели с гостями, и мама
их поддержала. Но папа восстановил справедливость, объяснив, в чем дети
ошибались.
- Сюжет — краткое содержание
- Минька и Леля оказываются в гостиной, около рождественской елки с подарками и начинают объедать вкусные подарки.
- Леля выше Миньки ростом и ей достается самое вкусное, а обиженный Минька роняет стул и разбивает куклу.
- Приходят гости вместе с детьми и, когда мама начинает раздавать подарки, она находит обкусанное яблоко.
- Мама пытается наказать Миньку и Лелю, но те начинают ссориться с детьми, а маме приходится поссориться с родителями.
- Обиженные гости уходят, а довольные Минька и Леля делят оставшиеся подарки.
- Папа забирает подарки и объясняет детям, что если они будут всех обижать, то останутся одни.
- Понравившийся эпизод
- Мне понравились заключительные слова папы, когда
он сказал, что ссорится с гостями, обижать гостей и драться с маленькими
нельзя, иначе дети останутся в
одиночестве, ведь никто не будет с ними дружить - План произведения для пересказа
- Сладости на елке.
- Поедание подарков.
- Упавший стул.
- Приход гостей.
- Разоблачение проказников.
- Минька и мальчик.
- Ссора мам.
- Гости уходят.
- Радость Миньки и Лели.
- Золотые слова папы.
Главная мысль
Нельзя быть жадным эгоистом, чтобы не остаться
одному на всю жизнь. Нужно относится к людям так, как ты хотел бы, чтобы они
относились к тебе.
Чему учит эта книга
Рассказ учит не быть жадным, не быть капризным,
не думать только о себе. Учит быть гостеприимным, быть хорошим товарищем, быть
щедрым и добрым.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ Зощенко. Его герои —
совсем маленькие дети, которые временами поступают плохо, потому что не знают,
как правильно себя вести. Но на то и существуют родители, чтобы научить своих
детей поступать правильно и расти хорошими людьми.
- Новые слова и выражения
- Золотушный ребенок — больной, истощенный.
- Пословицы к произведению
- Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
- Позвал гостей, а накупил костей.
- Берут завидки на чужие пожитки.
- В одну лапу всего не соберешь.
- На чужую кучу нечего глаза пучить.
- Другие читательские дневники
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/zoshhenko-m-m-elka-chitatelskiy-dnev/
Зощенко Михаил рассказ
- Зощенко, Михаил Михайлович
- Название произведения: «Елка»
- Число страниц: 8
- Жанр: рассказ
- Главные герои: Минька, Леля, папа, мама.
Характеристика главных героев:
- Минька — маленький и любознательный.
- Доверчивый.
- Хотел быть лучше сестры.
- Глупый и невоспитанный.
- Леля — дерзкая и ловкая.
- Находчивая.
- Специально дразнила брата.
- Болтливая и язвительная.
- Мама — добрая, открытая, гостеприимная и справедливая.
- Защищает своих детей, несмотря на их отвратительное поведение.
Краткое содержание рассказа «Елка» для читательского дневника
- Маленький мальчик Минька, а также его старшая сестра Лелька в канун нового года пробрались в комнату, туда, где стояла елка, и лежали подарки.
- Сестра мальчика Леля съела вкусную пастилку, которую легко сорвала с высокой ветки елки, а Минька сумел достать только одно яблоко, потому что ростиком был значительно ниже своей сестры.
- Лелька съела вторую пастилку, а Миньке пришлось снова кусать яблоко.
- Наконец он решил поставить стул и с него уже достать все чего душа пожелает.
- Но стул все время падал, да еще и упав на куклу, сделанную из фарфора, что-то ей отколол.
- Тут стали приходить гости, и проказники — дети спрятались.
- Мама Миньки раздавала детям гостей подарки.
- Внезапно она обнаружила надкусанное яблоко и сразу поняла, кто это натворил.
- Она придумала, как наказать Миньку и отдала паровозик, который ему предназначался, другому мальчику.
Тогда Минька с досады ударил незнакомого мальчика по руке.
Тогда мама того мальчика назвала Миньку разбойником.
- Она решила больше не приходить в этот дом.
- Вторая мама возмутилась, что у куклы отбита ручка, и Леля посоветовала ей также не приходить к ним в дом.
- Все гости обиделись и разошлись, а папа суровым голосом сказал, что тогда подарков не будет никому и погасил елку.
План к рассказу «Елка»
- 1) Ёлка в детстве,воспоминания автора.
- 2) Ссора из-за конфет.
- 3) Приход гостей.
- 4) Ябеда Лёлька.
- 5) Минькин паровозик.
- 6) Испорченные подарки.
- 7)Обида гостей, папин урок.
Рисунок — иллюстрация к рассказу «Елка»
Главная мысль рассказа «Елка»
Нельзя быть жадным и если пригласил людей в гости, то следует проявить гостеприимство, быть вежливым и обходительным, потому что иначе можно умереть в одиночестве.
Чему учит рассказ «Елка»
Рассказ «Елка» учит нас быть щедрыми, дарить людям подарки и хорошее настроение, чтобы иногда получать подарки самим.
Краткий отзыв к рассказу «Елка» для читательского дневника
- Рассказ «Елка» — смешной, увлекательный и поучительный.
- Сначала меня позабавило поведение Лели и Миньки.
- Но потом я понял, что они поступили плохо и даже распугали всех гостей своими выходками.
- Автор наглядно нам показывает, как не стоит вести себя.
- И я понял, что нельзя думать только о себе и делать то, что вздумается.
- Рассказ «Елка» мне очень понравился не только моралью, но самой атмосферой праздника, которую правда испортила некрасивая выходка детей.
- Но зато Минька на всю жизнь запомнил важные слова, которые ему сказал папа и больше себя так плохо не вел.
- Я рекомендую всем прочитать этот замечательный рассказ.
Пословицы к рассказу «Елка»:
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Гостю первое место и красная ложка.
Отрывок из рассказа «Елка», поразивший меня больше всего:
- Тогда я чуть не заревел, потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
- Я ей говорю:
- — А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
- И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул.
- Но стул упал на меня.
- Я хотел поднять стул.
- Но он снова упал.
- И прямо на подарки.
Неизвестные ранее слова и их значение:
Золотушный — больной, здесь проказник
Еще читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:
- Рассказ «Самое главное»
- Рассказ «30 лет спустя»
- Рассказ «Не врать»
- Рассказ «Великие путешественники»
- Рассказ «Золотые слова»
- Библиотека читательских дневников автора пополняется
Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/zoshchenko-mihail-rasskaz-elka
Анализ рассказа "Елка" Зощенко М.М. (цикл "Леля и Минька")
«Елка» — шестой рассказ в цикле — был опубликован первым. Он появился в номере «Ленинградской правды» от 1 января 1938 г. и затем в нескольких сборниках Зощенко. В этом рассказе больше, чем в остальных, обнажается библейский фундамент всего цикла.
Рассказчик в «Елке» сознательно, умышленно отведывает запретного плода и за это наказан. В этом рассказе автор точно указывает свой возраст и возраст сестры во время описываемых событий. Сравнивая его с другими историями, мы видим, что события в нем происходят раньше других, т. е.
что описанное здесь первородное грехопадение предшествует всем остальным приключениям.
Подобно прочим, этот рассказ довольно прост. В возрасте пяти лет доверчивый Минька поддается уговорам семилетней сестры сопроводить ее в комнату, где стоит рождественская елка. Они глазеют на дерево, украшенное игрушками и сластями, и на подарки, лежащие под ним. Леля советует не обращать внимания на подарки, но говорит, что они могли бы съесть по пастилке.
Ясно, что здесь, как и в нескольких предыдущих рассказах, разрабатывается одна из основных библейских тем. Не нужно напрягать воображение, чтобы увидеть здесь Искушение и Грехопадение, о которых повествует Книга Бытия.
Представлено следующее: 1) женщина (Леля) совращает мужчину (Миньку); 2) он вкушает запретный плод; 3) плод висит на дереве, стоящем посреди детской версии Рая (мешки с игрушками); 4) заявление Миньки, что это Леля научила его пойти против родительского закона; 5) утверждение отца, что в результате детям будет трудно жить на свете и что они умрут в одиночестве; б) изгнание детей на комнаты, где лежат игрушки, и обещание, что все игрушки будут завтра розданы. Зощенко искусно использовал большинство основных элементов Писания, чей ясный отзвук в «Елке» придал этой вещи знакомые черты и структуру, усилившие ее воздействие на читателя.
«Елка» — самый яркий пример зощенковского использования Библии в подтексте, однако и некоторые другие рассказы содержат утверждения и наставления, по-видимому прямо извлеченные из Писания. Еще один впечатляющий пример, который мог бы вспомнить здесь читатель, — это совет, даваемый Миньке отцом в «Бабушкином подарке».
Тема подаяния, не выставляемого напоказ, — одна из центральных в Новом Завете. Отец рассказчика защищает тот же подход, который представил евангелист. Аллюзию усиливает библейское упоминание Отца и символическое высказывание о левой и правой руке.
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/zoshhenko_m_m/analiz_rasskaza_elka_zoshhenko_m_m_cikl_lelja_i_minka/8-1-0-8
«Ёлка», анализ рассказа Зощенко
Короткий рассказ «Елка» входит в детский цикл «Леля и Минька», который создавался Зощенко в конце 1930−начале 1940-х годов. Эти произведения не так просты, как может показаться на первый взгляд.
В середине 1930-х Зощенко посещал психотерапевта, вел записи своего психического состояния, а также изучал труды Зигмунда Фрейда.
Именно в тот период, когда писатель читал тексты основателя психоанализа, посвященные младенческим и детским травмам, на свет появился его первый автобиографический рассказ «Елка».
В этом контексте особого упоминания достоин сборник Фрейда «Психоанализ детских неврозов» (1925). Книга включает в себя три работы. Среди них – «Из истории одного детского невроза».
Ее главный герой – пациент Фрейда, русский по имени Сергей Константинович Панкеев. Описания детства в произведениях цикла «Леля и Минька», в том числе и в «Елке», частично похожи на описания детских лет Панкеева.
Детские рассказы для Зощенко – возможность использовать накопленный психоаналитический материал.
С учетом всего вышесказанного интересен финал «Елки». Отец Лели и Миньки говорит, что хорошо помнит елку, которая была 35 лет назад, что с тех пор он «ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее».
Дальше следует примечательная фраза: «И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный».
Это внезапное и как будто не совсем уместное упоминания докторов (возможно, имелись в виду психоаналитики) – хороший пример, доказывающий, что детские рассказы Зощенко предназначены не совсем для детей.
Композиционная схема
Как и другие произведения цикла «Леля и Минька», рассказ «Елка» строится по простой композиционной схеме. Сначала идет описание детского проступка. Дети едят угощения, висящие на елке, и портят несколько подарков. Потом следует наказание.
После неудачно завершившегося праздника папа тушит огни на елке, отправляет Лелю и Миньку спать и обещает все игрушки отдать гостям. В финале проговаривается мораль в форме обращения рассказчика к детям – не есть чужого и не бить того, кто слабее.
Рассказчик и персонажи
В роли рассказчика выступает взрослый человек, который делится случаями из собственного детства. Между ним и Зощенко имеется сходство. В частности, у них совпадают имена и профессия (писатель). Несмотря на это, полного совпадения нет, ведь речь рассказчика отлична от речи автора.
Главные герои рассказа – брат и сестра. Мальчика зовут Минька, ему пять лет, и он «удивительно маленького роста». Его сестра – семилетняя Леля, которая «была очень такая высокая, длинновязая девочка». Она выступает в рассказе в качестве зачинательницы, съедая первую пастилку с елки. Если бы не ее инициатива, возможно, Минька просто полюбовался бы елочкой, не став ничего трогать.
Как многие братья и сестры Минька и Леля соперничают друг с другом. Кстати, не в последнюю очередь именно из-за этого соперничества их шалость обернулась большими неприятностями.
Кроме того, Леля и Минька эгоистичны, им не хочется делится подарками с другими детьми. Минька вдобавок еще и позволил себе ударить пришедшего к ним в гости ребенка, который был младше его.
За то, что у Лели и Миньки есть все эти недостатки, следует винить в первую очередь их родителей, так как они не дали детям должного воспитания.
Интересен образ мамы в произведении. Ее сложно назвать образцом для подражания. В поведении матери обнаруживается немало детского. Трудно сказать, кто ведет себя на празднике хуже, — мама или непослушные Леля с Минькой. Зато папа проявляет себя благоразумным человеком. Он понимает, что «такое воспитание» погубит его детей.
- «Аристократка», анализ рассказа Зощенко
- «История болезни», анализ рассказа Зощенко
- «Беда», анализ рассказа Зощенко
- «Обезьяний язык», анализ рассказа Зощенко
- «Встреча», анализ рассказа Зощенко
- «Галоша», анализ рассказа Зощенко
- «Нервные люди», анализ рассказа Зощенко
- «Стакан», анализ рассказа Зощенко
- «Великие путешественники», анализ рассказа Зощенко
- «Самое главное», анализ рассказа Зощенко
- «Монтёр», анализ рассказа Зощенко
- «Карусель», анализ рассказа Зощенко
- «Колдун», анализ рассказа Зощенко
- Михаил Михайлович Зощенко, краткая биография
По писателю: Зощенко Михаил Михайлович
Источник: https://goldlit.ru/zoshchenko/1313-elka-analiz
Урок литературного чтения. М. Зощенко "Елка"
Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка». (4класс)
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: формирование у учащихся умения анализировать текст, доказывать, выделять главное.
- познакомить учащихся с новым произведением; учить понимать его глубину;
- развивать у школьников умение работать с текстом;
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
- отрабатывать навык выразительного чтения;
- развивать связную монологическую речь учащихся;
- воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
- компьютер, проектор, экран;
- презентация;
- учебник: О.В. Кубасова, Литературное чтение: учебник для 4 класса;
- выставка книг М.Зощенко, толковый словарь,
- цветные круги для самооценки на партах обучающихся.
- I. Организационный момент
- — Повернитесь назад и поприветствуйте улыбкой наших гостей.
- А сейчас улыбнёмся друг другу и с добрым настроением начнем наш урок литературного чтения.
- Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать
- Должен научиться.
II. Подготовка к основному этапу.
— Как называется раздел, в который включены произведения последних уроков?
Оглянись вокруг. Рассказы.
- — Сегодня на уроке мы продолжим изучение данного раздела.
- Речевая разминка нам подскажет тему урока.
- III. Речевая разминка
- 1. Развитие внимания
- а) – Предлагаю задание на внимание: найдите среди буквенного текста слова, назовите их.
-
кёлкайтснегывц
-
щэморозйфяпургаж /Слайд 1/
— Найдите общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?
2. Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки /громко, правильно и внятно, чтобы было всем понятно/
У елки иголки колки.
IV. Лексическая работа.
— Предлагаю слова, которые будут помощниками вам на уроке.
/Слайд 2/
— Прочитайте их внимательно. Подумайте, что можно сказать о словах, которые подчёркнуты? /С этих слов можно начать ответ./
- Ёлка, предполо́жим, пересказа́ла, мне кажется, церемо́ниться,
- я считаю, соотнести́, я думаю, пасти́лка.
- /Слайд 3/
- — Какие слова вы ещё знаете? (по-моему, я знаю, моё мнение…)
- — Какое слово было первым? (Ёлка)
- — Так называется рассказ, который мы будем читать на уроке.
- — В нём говорится о ёлке и новогоднем празднике.
- — Откройте 77 страницу и прочитайте название нового произведения.
- /Слайд 4/: Тема: «Ёлка» (Михаил Михайлович Зощенко).
V. Постановка цели и задач к уроку.
- — Сформулируйте цель урока.
- (Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.)
- — Давайте поставим задачи на урок:
- /Слайд 5/:
- Вспомнить биографию и творчество М.Зощенко.
- Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.
- Познакомиться с произведением.
- Проанализировать произведение и понять его основную мысль.
VI. Актуализация знаний.
— Кому знакомо имя этого автора?
— Тема нашего урока совпала с темой по внеклассному чтению. Для чтения вам предложены рассказы М. Зощенко: «Великие путешественники», «Золотые слова» и др.
— Кто нашел книги и приступил к чтению? Хочется отметить особенности этих рассказов. Кто является их героями? (Герои рассказов — Леля и Минька.)
— Минька – это …
— Автор рассказывает истории из своего детства. Как называются такие рассказы?
Слайд 6: автобиографические рассказы
(Греч. autos — сам, bios — жизнь, grapho – пишу – описание своей жизни)
VII. Усвоение нового материала. Биография автора (сообщение ученика).
— Предлагаю вашему вниманию биографию автора.
Послушайте и приготовьтесь назвать особенности произведений М. Зощенко?
/Слайды 7-8/: Михаил Михайлович Зощенко родился в Петербурге 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен. Удостоен пяти орденов.
После войны зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер, инструктор по кролиководству и птицеводству, зверолов, милиционер, плотник, актер и т.д. Рассказы М. Зощенко начали публиковаться с 1921г. К литературе для детей он обращается в конце 30-х годов.
ПОГОТОВЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ:
На его долю выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко. Писателю не давали прохода на улице, читатели заваливали его квартиру письмами.
Вот его книги для детей /ВЫСТАВКА/: «Самое главное», «Умные животные», «Хитрые и умные». Основная тема всех детских книг М.Зощенко та же, что и произведений для взрослых – формирование высокой нравственной культуры. Умея буквально из всего извлечь нравственный урок, писатель учит детей быть добрыми, честными, смелыми, сильными и умными.
/ОЦЕНКА ВЫСТУПАЮЩИХ/
— Кто готов назвать особенности произведений М. Зощенко?
— Кому захотелось познакомиться с творчеством М. Зощенко и постараться извлечь урок, из рассказа автора?
VIII. Прогнозирование.
— Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора? (О том, как Леля и Минька праздновали Новый год. Произведение будет юмористическое, в нем будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.)
IХ. Первичное знакомство с произведением
— Сейчас познакомимся с рассказом. В этом поможет аудиозапись в исполнении Игоря Ильинского, актера театра и кино.
Слайд 9: Задания:
а) — Подумать: смешной рассказ или грустный. И почему?
- б) – Удалось ли передать эмоциональное состояние героев Арине и актёру Игорю Ильинскому?
- /Знакомство с произведением
- — Ответьте на поставленные вопросы.
Х. Анализ произведения.
— Подтвердились ли ваши предположения, о чем пойдет речь в произведении?
— Назовите жанр данного литературного произведения?
Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе.
Слайд 10: ФИЗМИНУТКА
ХI. Повторное восприятие текста и работа в группах.
Слайд 11: — Для анализа содержания рассказа разделимся на 6 групп. Каждая из групп получит свое задание, которое записано на карточке. Руководителя выбирать умеете. Правила работы в группе знаете.
Работа в группах:
1 группа:/Работа по содержанию текста. Выборочное чтение. /
- — Самостоятельная работа — ответить на вопросы:
- — Назовите главных героев произведения?
- — Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?
- — Как отмечали Новый год в их семье?
- — Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)?
- — Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?
- 2 группа: / Выразительное чтение./
- — К рисунку на слайде найдите соответствующие пояснения из текста.
- 3 группа: /Словарная работа/
- – Постараться по содержанию рассказа догадаться о значении слов:
- 4
- и 5 группы: /Характеристика главных героев/
- Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки (Выборочное чтение):
— У 4 и 5 групп листочки с вопросами. Дети 4 группы дают характеристику Лёле, а 5 — Миньке.
6 группа:/Работа с текстом/
-
Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет….
-
Как хотела наказать мама Лёлю?
-
Что произошло с фарфоровой куклой?
-
Что хотела мама подарить Миньке?
-
Какую пословицу использует одна из приглашённых мам?
-
Чему удивилась мама?
ХII. Анализ произведения. Приём «мозаика вопросов»
- — Итак, пришло время проверки. Попрошу класс оценивать работу выступающей группы цветным кругом:
- Слайд 12: Ребята успешно справились с работой. Затруднений нет — /зеленый/,
- — Ребята справились с работой, но есть неточности — /желтый/,
- — Ребята испытывают затруднение. Класс готов оказать помощь — /красный/
- 1) Защита своей работы учащихся 1 группы (дают ответы на вопросы, класс оценивает)
- Самостоятельная работа: ответить на вопросы –
— Назовите главных героев произведения? (Лёля, Минька, и их родители.)
— Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай? (5 лет.)
— Как отмечали Новый год в их семье? (Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.)
— Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)? (Выборочное чтение.)
— Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? (Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.)
— Что подтолкнуло ребят к этому? Как оцениваете вы их поступок? (Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.)
- ВЫВОД: Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия.
- Оценка работы группы.
- 2) Слайд 13: Защита своей работы учащихся 2 группы (зачитывают отрывок, класс оценивает)
- — Оцените точность, грамотность и выразительность чтения.
- 3) Слайд 14: Защита своей работы в 3 группе (объясняют значение слов, класс оценивает)
- – Постараться по содержанию рассказа догадаться о значении слов:
- Золоту́шный ребёнок – больной ребенок
- Длинновя́зая – сильно высокая, рослая.
- Пасти́лка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
- Не буду церемо́ниться – не будустесняться
- Оцените
- 4-5) Слайд 15: Защита своей работы в 4-5 группах (дают ответы на вопросы, класс оценивает)
- — Сопоставим двух главных героев Лелю и Миньку
- 2 группа
- 3 группа
- Леля
- Минька
- Возраст
- Было 7 лет
- Ударило 5 лет
- Рост
- Высокая, длинновязая
- Удивительно маленького роста
- Характер
- Исключительно бойкая
- Тихий
- Что могут достать?
- Могла высоко достать
- Ничего нельзя достать
- Как ест?
- Моментально съедает
- Откусываю
- Поведение
- Не церемонится
- Чуть не заревел
ВЫВОД: Кем приходились Леля и Минька друг другу. Были ли они похожи?
Оцените
6) Защита своей работы в 6 группе (дают ответы на вопросы, класс оценивает)
-
Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
-
Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
-
Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
-
Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
-
Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
— Как понимаете пословицу?
-
Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)
ВЫВОД:— Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.
— Что руководило ими в этот раз?
Тоже жадность, зависть, невоспитанность, а также дурной пример взрослых
— Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил?
(Он отдал подарки детям. Лёльке и Миньке указал на их недостатки.)
Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное — подавать пример правильного поведения
— Как вы думаете, в каких строках заключенаглавная мысль произведения, зачитайте? («Такое воспитание губит детей…»)
— Как правильно было бы поступить героям рассказа, чтобы не испортить праздник? Что бы вы им посоветовали?
— Как относится данная пословица к нашему произведению?
«Не было бы счастья, да несчастье помогло»
Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и исправиться, т. е извлечь урок.
- — Извлёк ли урок Минька?(выборочное чтение — последний абзац)
- — Как ему удалось стать добрым?(Он никого не обижал, не брал чужих вещей…)
- Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы.
Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.
— Какой урок вы извлекли из этого произведения?
Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.
- ХIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Нарисовать праздник в доме Лели и Миньки, приготовить выразительное чтение понравившегося отрывка произведения.
- РЕФЛЕКСИЯ
- -Для кого наш урок прошёл не напрасно?
- -Что было трудным?
- — А что интересным?
- Самооценивание
- Слайд 16: А сейчас выполните самооценку по таким критериям:
- Если вы старались быть активными, выберите синий цвет, внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – красный.
- Пожалуйста, покажите свой выбор.
Слайд 17: Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, работать было очень приятно. Спасибо за урок.
Приложение: презентация
Источник: https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-m-zoschenko-elka-534943.html
Краткое содержание сказки «Елка» М. М. Зощенко
«Ёлка» Зощенко – очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать за свои поступки. Брат и сестра своим бесцеремонным поведением испортили праздник и себе и гостям, но на всю жизнь усвоили полученный урок. Краткое содержание Елки Зощенко для читательского дневника читайте на нашем сайте.
Главные герои сказки
Основные персонажи:
- Минька – пятилетний мальчик, жадный, эгоистичный, обидчивый.
- Леля – семилетняя сестра Миньки, жадная, хитрая обманщица.
- Мама – добрая, заботливая, всегда заступается за детей.
- Папа – умный, строгий, справедливый.
Зощенко «Елка» в сокращении
«Елка» Зощенко краткое содержание для читательского дневника:
Когда Миньке было пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. В канун праздника Минька со своей старшей сестрой Лелей проникли в гостиную, где стояла красавица елка, украшенная бусами, фонариками, яблоками и пастилками.
Леля сразу предупредила Миньку, что подарки, лежавшие под елкой, трогать нельзя, а можно полакомиться сладостями с елки. Девочка тут же сорвала с ветки пастилку и съела ее.
Минька не заставил себя долго ждать, и откусил яблоко. Леля, увидев это, решила съесть пастилку и вдобавок еще конфету – она была высокой девочкой, и могла многое достать.
Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.
Леля не собиралась отставать от брата, и съела третью пастилку, а также сорвала себе орех и хлопушку. Миньке было горько от такой несправедливости, и он чуть не заревел от обиды. Он стал тянуть к елке стул, чтобы достать сладости повыше, но стул упал прямо на подарки, разбив ручку фарфоровой куколке. Тут послышались шаги мамы, и дети убежали.
Затем пришли гости, и мама сказала, чтобы все дети подошли к ней. Она принялась каждому давать подарок и что-то вкусное с елки. Увидев надкусанное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю, но те принялись всю вину сваливать друг на друга.
Тогда мама сказала, что Лелю поставит в угол, а паровозик, предназначенный Миньке, подарит другому мальчику. Увидев, как мальчик играет с паровозиком, Минька не выдержал и ударил его по руке. Мальчик заплакал, и его мама сказала, что Минька – настоящий разбойник и они уйдут домой. Минькина мама в ответ назвала мальчика золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.
Тут возмутилась еще одна мама, чья дочь получила куклу со сломанной ручкой. Минька и Леля радостно крикнули, что гости могут уходить, чтобы все игрушки достались им. Вскоре в доме не осталось ни одного гостя.
В пустую комнату зашел папа и сказал, что не хочет, чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей, иначе они умрут в одиночестве. Он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех пор прошло сорок лет, но Минька больше никогда никого не бил и не брал чужого.
План пересказа «Ёлки»
Для устного пересказа «Ёлки» Зощенко используйте план:
- Долгожданная елка.
- Разорение елки.
- Сломанная кукла и надкусанное яблоко.
- Приход гостей.
- Разоблачение Миньки и Лели.
- Мальчик и паровозик.
- Уход гостей.
- Слова папы.
О чем сказка «елка»?
Главная мысль сказки: Жадность – главный враг дружбы.
Чему учит: Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.
Вывод: Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться. Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-elka.html
Михаил Михайлович Зощенко «Ёлка» (конспект урока)
-
Орг. момент.
-
Проверка д/з
Разгадай кроссворд по произведению к. Паустовского «Корзина с еловыми шишками.(слайд1)
(оцени свою работу)
-
Мотивация учебной деятельности.
- Как называется раздел, в который включены произведения последних уроков?
- Страна детства
- С какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились?
- Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков», Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
- С какими мыслями мы перевернем последнюю страницу этого произведения?
Приятно получать подарки, а дарить ещё приятнее. Приятнее отдавать, чем брать. Нужно стараться жить не только для себя, но и для других. Почаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее.
Я вам сегодня на урок принесла ёлку. Когда и почему мы вспоминаем о ёлке?
- Подумайте, какова будет тема следующего произведения?
- Мы будем сегодня читать рассказ, в котором говорится о ёлке и новогоднем празднике.
- Тема: «Ёлка» (Михаил Михайлович Зощенко).
- V Постановка цели и задач к уроку.
- Сформулируйте цель урока.
- Познакомиться с произведением.
- Давайте поставим задачи на урок?
- Вспомнить биографию и творчество Зощенко.
- Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.
- Познакомиться с произведением.
- Проанализировать произведение и понять его основную мысль.
VI Актуализация знаний.
Знаком ли вам этот автор? Какие рассказы Зощенко вы читали?
Мы читали рассказы «Великие путешественники», «Золотые слова».( показ иллюстрации).
Давайте вспомним, в чем особенности этих рассказов? (кто являются героями этих рассказов?)
Герои рассказов — Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше.
-
Усвоение нового материала. Биография автора (сообщение ученика).
Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама — актриса ,а также писала рассказы. В семье было 8 детей.
В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал.
В 1921 году вышла его 1 книжка. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойными привычками. Сначала он писал только для взрослых.
Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка».
Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю жизнь напоминала о себе. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
Вопросы к классу по биографии: (слайд3)
Кода родился? Где? Что запомнили о семье писателя?
- Что вы можете сказать о нём как о гражданине?
- Какие качества характера можете ещё перечислить?(оцени свою работу)
- Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора?
О том, как Леля и Минька праздновали Новый год. Произведение будет юмористическое, там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.
-
Словарная работа (работа в группах)
Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма ….
Длинновязая – син. высокая, рослая.
- Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
- Не буду церемониться – не будустесняться
- Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины
- Золотушный ребёнок – больной ребенок
- Не ручаюсь – не уверена
- (оцени работу)
-
Знакомство с произведением
- начало чтение произведения актером — (аудиозапись в исполнении Ильинского),затем читают ученики
- Оценка читающих учеников.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Назовите жанр данного литературного произведения?
- Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни.
- Анализ произведения. Приём «мозаика вопросов»
- Работа в парах (самостоятельная постановка вопросов по тексту произведения).
- Предполагаемый перечень вопросов, который выносится на коллективное обсуждение.
- Назовите главных героев произведения?
- Лёля и Минька, и их родители.
- Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?
- 5 лет.
- Как отмечали Новый год в их семье?
- Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.
- Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)?
- Выборочное чтение.
- Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?
Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.
Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (докажите – выборочное чтение)
Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.
Какой сюрприз приготовили родители для гостей?
Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение.
Чем закончился праздник? И почему?
Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.
Что руководило ими в этот раз?
Тоже жадность, зависть, невоспитанность, а также дурной пример взрослых
Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил?
Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.
Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное- подавать пример правильного поведения
Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте?
Как вы понимаете эти слова?
Грубость, хамство, агрессивное поведение приводят к конфликту и ссоре. Людей, поступающих таким образом, как Лёлька и Минька, ждет одиночество, так как с такими людьми не очень приятно общаться.
Да, и в первую очередь такие люди наказывают себя. С ними некомфортно окружающим, они обрекают себя на одиночество. Многих часто мучает совесть.
- Всё это сказывается на их настроении, здоровье.
- Как относится данная пословица к нашему произведению?
- «Не было бы счастья, да несчастье помогло»
- Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и
исправиться, т. е извлечь урок.
- Извлёк ли урок Минька? (выборочное чтение)
- Как ему удалось стать добрым?
- Он никого не обижал, не брал чужих вещей…
- Как вы думаете, был ли автор одинок после того, как все осознал и изменился?
- Нет, у него было много друзей, так как с добрыми и весёлыми людьми приятно общаться, от них исходит душевное тепло.
Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.
А какой урок вы извлекли из этого произведения?
Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.
Оценка детьми заданных вопросов.
Чьи вопросы вам понравились больше и почему?
Уточняющие вопросы. Почему? Заставляли нас задуматься о причинах поступков.
Оценочные вопросы. Побуждали нас к оценке героев.
Д / З Перессказ со своей концовкой. С какого места вы измените рассказ, вы решите сами.
-
Игра «ИДЕАЛ» (работа в группах).
- Давайте прямо сейчас сделаем доброе дело: поможем Лёле и Миньке исправить ситуацию.
- Вспомним, в чем изначальная причина, почему был испорчен праздник?
- Лёля и Минька испортили подарки и угощения.
- Интересно, в чем проблема?
- Как поступить героям, чтобы не испортить праздничное настроение гостям .
- Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
- Если ли какое-либо хорошее решение?
- А теперь сделаем выбор!
- Любопытно, как осуществить это на практике?
Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра?
- Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие.
- Итог урока
- Все ли поставленные задачи выполнили?
- А какие умения мы отрабатывали, выполняя третью задачу?
- Ставили самостоятельно вопросы к тексту,
- Анализировали информацию, делали выводы,
- Отвечали на вопросы,
- Высказывали своё мнение,
- Доказывали свою точку зрения,
- Определяли главную мысль,
- Учились работать в паре без конфликтов,
- слушать и слышать друг друга,
- принимать разные мнения, договариваться.
- Оцените себя, как вы работали на уроке.
- Ж – поднимает тот, кто был активным на всех этапах урока и доволен своей работой.
- О – тот, кто работал, но мог бы лучше проявить себя.
- С – тот, кто старался, но у него не всё получилось на этом уроке.
Заканчивается наш урок. И мне интересно, с какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия.
- Урок интересный, потому что…
- взволновал…
- заставил задуматься…
- дал понять…
- навел меня на мысль.
- Самоанализ урока литературного чтения в 4 классе.
21.02.12
Место урока в предмете и в теме:
Тема урока: М. М. Зощенко « Ёлка ».
На уроке поставлена педагогическая цель –раскрыть главную мысль произведения М. М. Зощенко «Ёлка»;
- Тип урока: урок закрепления предметных ЗУНов.
- Педагогические задачи:
- Образовательные:
- содействовать формированию нравственно-этических норм поведения через личностные, регулятивные, логические, коммуникативные учебные действия.
Развивающие:
- работать над формированием навыка выразительного осознанного чтения
- развивать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях (л/ч);
- развивать умение ставить цели и задачи к уроку ( р);
- развивать умение объективно оценивать свою деятельность и других
учащихся (р);
- развивать умение формулировать проблему и решать её ( л/г).
- развивать умение ставить вопросы к тексту, выражать свои мысли,
- аргументировать свою точку зрения (к)
Воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение к близким.
Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника. Приёмы обучения соответствуют триединой образовательной цели.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Урок достиг цели и решил основную дидактическую задачу : сделав анализ произведения, выяснив мотивы поведения действующих лиц, уч-ся поняли идею рассказа. Извлекли нравственные уроки.
Практическая направленность осуществлялась через игру «ИДЕАЛ».
Самостоятельная работа была предусмотрена на всех этапах урока: учащиеся определили тему урока, сформулировали цель, поставили задачи, познакомили с биографией, вспомнили особенности произведений М. М. Зощенко, провели словарную работу, подготовленные дети читали произведение, ставили вопросы к тексту, анализируя его.
В конце урока каждый ученик оценили свою работу .
На уроке работала над формированием всех основных видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Был использован здоровьесберегающий ресурс. Информировала о правильной осанке при чтении. В течение всего урока для профилактики утомления использовала смену деятельности, провела физминутки.
8
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/mikhail-mikhaylovich-zoshchenko-elka-konspekt-uroka.html