Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Писатели с целью эстетического воздействия на читателей посредством художественных образов и выражения своих мыслей через символы, чувства и эмоции используют в своих литературных произведениях многообразные средства художественной выразительности – тропы, применяемые в переносном значении для усиления образности языка и выразительности речи.

К таким литературным приемам относится олицетворение, называемое также персонификацией или прозопопеей. Нередко этот троп помогает изображать природу в лирике, наделяя ее человеческими качествами и свойствами.

В античные времена одушевление природных сил у древних людей было способом понимания и восприятия мира, попыткой истолкования устройства мира. Большинство читателей воспринимает стихотворные произведения, не задумываясь о том, для чего используется прием олицетворения.

  • Олицетворением называется литературный и лингвистический прием, основанный на переносе человеческих характеристик и признаков на неживые вещи и явления окружающего мира.
  • Этот литературный прием является частным случаем метафоры, он помогает создавать уникальные смысловые модели, придающие произведению колорит и образную выразительность.
  • С помощью этого приема предметам в литературных произведениях придаются:
  • дар речи;
  • талант мыслить;
  • возможность чувствовать;
  • умение переживать;
  • способность действовать.

Даже самые обычные разговорные фразы могут представлять собой элементы старинных тропов, когда в беседе люди говорят, что «солнце всходит и заходит», «ручей бежит», «метель воет», «мороз рисует узоры», а «листва шепчется».

Вот самые явные примеры приема олицетворения в живой устной речи. Древние греки образно изображали счастье в виде капризной богини Фортуны.

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

  1. Википедия трактует персонификацию как термин, использующийся в психологии, когда качества одного человека ошибочно приписываются им другому.
  2. В древнегреческой мифологии отношения богов Урана и Геи трактовались в качестве брачных уз, соединяющих небо и землю, в результате чего появились горы, растительность, животный мир.
  3. Наши древние предки соотносили Перуна с громыхающими и сверкающими природными явлениями, другие боги отвечали в мифологии за ветер, воду, солнце.
  4. Именно в мифологии изначально появляются говорящие представители животного мира, а вещи совершают совершенно нехарактерные для них действия.

Важно!
В мифах на конкретном примере было гораздо легче растолковать и проиллюстрировать сущность вещей, мотивы возникновения явлений и появление человечества.

Множество богов, воплощенных в предметах, обделенных душой, наделялись живыми характерами. Причем мифы воспринимались вполне реально, и слушатели верили в то, что это происходит на самом деле.

Нередко литературный прием персонализации звучит в сказках, где предметы умеют самостоятельно передвигаться, животные способны разговаривать человеческими голосами и раздумывать подобно людям. Сказки не задаются целью объяснения непонятных явлений, в них все персонажи являются вымышленными.

Назначение в искусстве

Художественный прием достаточно часто используется в литературных произведениях прозаических и лирических жанров для решения многообразных задач. Олицетворения придают эмоциональные оттенки тексту, приковывая читательское внимание к содержанию произведения и служа лучшему его восприятию.

В стихотворении А.А. Блока встречаются примеры олицетворения: «сиделка тишина» в одном, в другом – «белое платье пело в луче», «плакали зимние бури», «реяли звездные сны», «плакали струны».

Литературный прием представлен и в произведениях Б.Л. Пастернака: «лес… каплями роняет пот», «июль, таскающий пух одуванчиков».

Обратите внимание!
Литературный прием зачастую применяется не только в художественных произведениях, но и в научно-популярной литературе, а также в качестве одного из маркетинговых принципов.

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Довольно часто используют в игровых методах обучения детей.

К примеру, при изучении басен, насыщенных этими тропами, животные наделяются разнообразными человеческими свойствами, как в басне И.А. Крылова «Квартет».

Вследствие этого дети живее воспринимают сюжет произведения и понимают мораль. Не всегда можно определить, для чего используют прием олицетворение.

Специалисты отмечают нарастающие ступени отличия тропа по их действию в литературном произведении и в разговоре:

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средствЧто такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Концептуальное наполнение тропов может иметь множество нюансов.

В «Слове о полку Игореве» образность и экспрессивность достигается благодаря литературным приемам, олицетворяющим природные явления. Растения и животные наделяются эмоциями, способностью сопереживать автору и персонажам, а те, в свою очередь, обращаются к силам природы за помощью и получают ее.

В пушкинской «Сказке о мертвой царевне» королевич напрямую вопрошает одушевленные силы природы. В баснях И.А. Крылова троп означает иное, он используется в роли аллегории: волк олицетворяет жестокость, мартышка – глупость.

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

А у А.С. Пушкина выразительное средство получает общественный и политический смысл.

  • Подтекст древних олицетворений нравоучительный и интересен нашим современникам.
  • Слово «зодиак» переводится с греческого, как «животные в кругу», а двенадцать зодиакальных знаков символизируют ключевые особенности человеческой натуры.
  • Такие слова обычно верно устанавливают качества людей, а использование их в обычной беседе делает речь ярче и привлекательней.
  • Повседневная речь людей, которых всем интересно слушать или читать, также бывает обычно насыщена тропами, однако люди настолько привыкли их слышать, что даже не воспринимают эти фразы как литературный прием.

Начало этому положило употребление в беседе цитат из произведений литературы, ставших неотделимой принадлежностью речи, превратившись в обиходные выражения. Типичным тропом является оборот «часы спешат», но он не воспринимается уже теперь в качестве образного средства.

Примеры олицетворения

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Олицетворения в произведениях С.А. Есенина: «хвойной позолотой взвенивает лес», «елям снится гомон косарей», «слухают ракиты посвист ветряной», «отговорила роща золотая», «сыплет черемуха снегом», «под вечер путнику нашептал ковыль», «конопляник грезит».

В стихотворении Н.А. Заболоцкого: «ручей, задыхаясь, поет», «не слышит сердце правильных созвучий», «печальная природа лежит вокруг, вздыхая тяжело». Эти примеры показывают, что такое олицетворение в литературе.

Источник: https://player24.ru/tips/chto-takoe-olicetvorenie-chto-takoe-olicetvorenie-v-literature-ego/

Как отличить олицетворение от метафоры?

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средствПерсонификацию можно встретить в сказках и мифах. Описывая реальное или придуманное событие, писатель применяет олицетворение, чтобы придать тексту выразительность. В мифах олицетворение помогает ещё лучше объяснить суть прочитанного. Именно поэтому в мифах так много примеров произведений, где океанам, морям, растениям и неодушевленным предметам приписывались качества человека. На примере было значительно проще объяснить суть вещей, причины происхождения вселенной и появление живых существ.

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Что такое олицетворение в литературе проще понять на примере из классики. В таких текстах олицетворение используется как устойчивое выражение.

Поэтому отличить олицетворение от других литературных оборотов весьма несложно. Смысловая нагрузка олицетворений имеет много оттенков.

Древнерусский шедевр «Слово о полку Игореве» отличает выразительность и эмоциональность, во многом достигнутая за счет приемов олицетворения природы.

Олицетворение — это самый простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи. Олицетворение — это прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.

Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.

Аллегория может быть значительно большей по масштабу и охватывать целое произведение. Она может включать в себе и олицетворение, хотя необязательно. Так, Тютчев часто пользовался олицетворением, чтобы лучше передать природные явления.

В общем, можно сказать, что олицетворение – это такой литературный оборот, иными словами, троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой.

Поэтому отличить олицетворение от других литературных оборотов весьма несложно. В народной песне про рябину это дерево олицетворяется с юной стройной девицей, а дуб — с могучим молодцем, но напрямую так не называются.

Налицо и одушевление, и олицетворение.

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек. При этом одной из главных задач персонализации является приближение способностей неживого мира к тем, которые характерны живому. Примеры олицетворения: солнце улыбается, звезды смотрят с неба.

Слово “смотрят” тут как раз и является олицетворением. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение. Деревья, травы и животные здесь наделены чувствами, они, можно сказать, сопереживают вместе с автором «Слова о полку Игореве».

Персонификация используется и в сказке. Надо провести грань между мифом и сказкой. То есть в персонификацию верят, отрицая, что это просто художественный прием. В случае же со сказкой все понятно — персонажи вымышленные. В мифах олицетворение помогает ещё лучше объяснить суть прочитанного.

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

В древности олицетворение сил и явлений природы было методом познания мира и попыткой объяснить устройство мироздания. Например, в конструкции «ветер шепчет» природную явлению приписываются свойства человека. В литературе этот художественный приём помогает придать речи красочность и выразительность.

Читайте также:  Образ тихона в пьесе гроза: описание и характеристика главного героя

Источник: http://callbollonez.ru/Kak-otlichit-olicetvorenie-ot-metafo/

Средство выразительности — олицетворение, что это

Одним из самых распространенных в литературной и разговорной русской речи художественных приемов выступает олицетворение. Что такое олицетворение? В чем же заключается его смысл и состоит специфика применения этого приема?

Что такое олицетворение

Олицетворение представляет собой особый литературный троп, смысл которого заключается в наделении неживого предмета свойствами, присущими человеку.

Справка! Еще в древнегреческих и древнеримской мифологии существовали такие приемы, как «прозопопея» (от др.-греч. прозо «лицо, личность» + попео «делать») и «персонификация» (от лат.

 persona «лицо» + facio «делаю»), которые применялись с той же целью, что и олицетворение в современных текстах.

Это было прямым следствием пантеизма (многобожия), когда все животные, растения, природные стихии и явления считались одушевленными.

Олицетворение используется авторами поэтических и прозаических художественных произведений для раскрытия своих чувств и мыслей посредством изображения природных изменений, где звери, деревья, ветер и другие элементы начинают вести себя подобно человеку, и их поведение призвано выразить настроение лирического героя.

В предложениях олицетворение выполняет функцию создания ярких художественных образов при описании природы и картины мира в целом. Рассмотрим примеры олицетворения.

  1. Видишь, на небе звезды танцуют (образ танцующих звезд передает радостно-приподнятое состояние духа героя).
  2. На берегу громко переругивались чайки (звуки, издаваемые птицами, слышатся герою как ругань, поскольку в его душе также зреет конфликт или недовольство какими-либо обстоятельствами).
  3. Лес враждебно замер в ожидании (лирический герой находится в состоянии настороженности и противостоянии миру).

Иcтopия пoявлeния

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средствВ русском языке олицетворение появилось еще с древних произведений устного народного творчества. Этот прием можно встретить практически в каждой сказке, басне, песне. Наделение неживых предметов свойствами человеческой души связано со склонностью наших предков верить, что все в мире наделено собственным духом и волей, и обожествлять окружающие их вещи.

На Руси через передачу эмоций посредством олицетворения явлений природы и предметов домашнего обихода люди подчеркивали связь с потусторонним миром, с множеством языческих божеств и духов, выступавших покровителями тех или иных сфер человеческой жизни.

Какой частью речи является

Поскольку при олицетворении животное или предмет начинают выполнять какое-то действие, которое обычно совершают люди, то данный троп находит свое выражение в виде глаголов: дождь плачет, листва шумела, небо нахмурится.

Отличие от метафоры

Метафора представляет собой более широкое понятие, поскольку подразумевает перенос не только человеческих, но и вообще любых свойств одного предмета на другой (копна волос, лед во взгляде). Олицетворение, по сути, является одной из разновидностей метафоры как средства художественного выражения.

Примеры в литературе

  • Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средствОдин из самых ярких и известных примеров олицетворения в русской литературе это— повесть Н. В. Гоголя «Нос», где можно встретить множество предложений, в которых эта часть тела главного героя не только ведет себя подобно человеку, но и начинает жить самостоятельной жизнью тут уже добавляется еще один прием — антропоморфизм: Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то… 
  • Большое количество олицетворений содержится в стихотворениях и поэмах. Так, у Пушкина в одном только стихотворении «Зимний вечер» есть несколько примеров употребления этого тропа: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Наделение природной стихии свойствами живого существа необходимо для того, чтобы подчеркнуть силу и мощь разыгравшегося погодного ненастья.

Итак, олицетворения присутствуют почти во всех литературных произведениях и даже в ежедневной разговорной речи носителей современного русского языка, помогая сделать предложения более красочными и точнее передать эмоциональное состояние людей.

Источник: http://sklonenie-slova.ru/rus/olitsetvorenie

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения — все это средства художественной выразительности, активно применяемые в русском литературном языке. Их существует огромное многообразие. Они необходимы для того, чтобы сделать язык ярким и выразительным, усилить художественные образы, привлечь внимание читателя к мысли, которую хочет донести автор.

Какими бывают средства художественной выразительности?

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения относятся к разным группам средств художественной выразительности.

Ученые-лингвисты выделяют звуковые или фонетические изобразительные средства. Лексические — это те, которые связаны с определенным словом, то есть лексемой. Если выразительное средство охватывает словосочетание или целое предложение, то оно является синтаксическим.

Отдельно также рассматривают фразеологические средства (в их основе лежат фразеологизмы), тропы (особые обороты речи, используемые в переносном значении).

Где используются средства художественной выразительности?

Стоит отметить, что средства художественной выразительности применяются не только в литературы, но и в различных сферах общения.

Наиболее часто эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения можно встретить, конечно, в художественной и публицистической речи. На также они присутствуют в разговорном и даже научном стилях.

Они играют огромную роль, так как помогают автору воплотить в жизнь свой художественный замысел, свой образ. Полезны они и для читателя.

С их помощью он может проникнуть в потайной мир создателя произведения, лучше понять и вникнуть в авторский замысел.

Эпитет

Эпитеты в стихах — один их самых распространенных литературных приемов. Удивительно, что эпитет может быть не только прилагательным, но и наречием, существительным и даже числительным (распространенный пример — вторая жизнь).

Большинство литературоведов рассматривают эпитет как один из основных приемов в поэтическом творчестве, украшающим стихотворную речь.

Если обратиться к истокам этого слова, то оно произошло от древнегреческого понятия, обозначающего в дословном переводе «приложенный». То есть являющееся дополнением к основному слову, главная функция которого сделать основную мысль понятнее и выразительнее. Чаще всего эпитет стоит перед основным словом или выражением.

Как и все средства художественной выразительности, эпитеты развивались от одной литературной эпохи к другой. Так, в фольклоре, то есть в народном творчестве, роль эпитетов в тексте весьма велика. Они описывают свойства предметов, либо явлений. Выделяют их ключевые особенности, при этом чрезвычайно редко обращаются к эмоциональной составляющей.

Позже роль эпитетов в литературе меняется. Она значительно расширяется. Этому средству художественной выразительности придают новые свойства и наполняют не присущими ему ранее функциями. Особенно это становится заметно у поэтов Серебряного века.

В наши дни, особенно в постмодернистских литературных произведениях, структура эпитета усложнилась еще сильнее. Усилилось и смысловое наполнение этого тропа, приводящее к удивительно выразительным приемам. Например: пеленки золотились.

Функция эпитетов

Определения эпитет, метафора, олицетворение, сравнение сводятся к одному — все это художественные средства, придающие выпуклость и выразительность нашей речи. Как литературной, так и разговорной. Особая функция эпитета — это еще и сильная эмоциональность.

Эти средства художественной выразительности, а особенно эпитеты, помогают читателям или слушателям воочию представить, о чем говорит или пишет автор, понять, как он относится к этому предмету.

Эпитеты служат для реалистичного воссоздания исторической эпохи, определенной социальной группы или народа. С их помощью мы можем представить, как говорили эти люди, какие слова окрашивали их речь.

Что такое метафора?

В переводе с древнегреческого языка метафора — это «перенос значения». Это как нельзя лучше характеризует это понятие.

Метафора может быть как отдельным словом, так и целым выражением, которое употребляется автором в переносном значении. В основе этого средства художественной выразительности лежит сравнение предмета, который пока не назван, с каким-то другим на основе их общего признака.

В отличие от большинства других литературных терминов, у метафоры есть конкретный автор. Это известный философ Древней Греции — Аристотель. Первоначальное рождение этого термина связано с представлениями Аристотеля об искусстве как о методе подражания жизни.

При этом те метафоры, которые использовал Аристотель, практически невозможно отличить от литературного преувеличения (гиперболы), обычного сравнения или олицетворения. Он понимал метафору намного шире, чем современные литературоведы.

Примеры употребления метафоры в литературной речи

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения активно применяются в художественных произведениях. Причем для многих авторов именно метафоры становится эстетической самоцелью, порой полностью вытесняя первоначальное значение слова.

В качестве примера литературные исследователи приводят в пример известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Для него нередко важен не житейский исходный смысл конкретного высказывания, а приобретаемое им метафорическое значение, новый неожиданный смысл.

Читайте также:  Австралия: дикая природа и растительный мир материка, интересные факты

Для тех читателей и исследователей, кто был воспитан на аристотелевском понимании принципов литературы, это было непривычно и даже непонятно. Так, на этом основании не признавал поэзию Шекспира Лев Толстой. Его точки зрения в России XIX века придерживались многие читатели английского драматурга.

При этом с развитием литературы метафора начинает не только отражать, но и сама творить окружающую нас жизнь. Яркий пример из классической русской литературы — повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос».

Нос коллежского асессора Ковалева, отправившийся в собственное путешествие по Петербургу, это не только гипербола, олицетворение и сравнение, но и метафора, которая придает этому образу новый неожиданный смысл.

Показателен пример поэтов-футуристов, творивших в России в начале XX века. Их главной целью было максимально отдалить метафору от ее первоначального смысла. Такими приемами часто пользовался Владимир Маяковский. Пример, заглавие его поэмы «Облако в штанах».

При этом после Октябрьской революции употреблять метафору стали намного реже. Советские поэты и писатели стремились к ясности и прямолинейности, поэтому необходимость в употреблении слова и выражения в переносном смысле отпала.

Хотя совсем без метафоры представить себе художественное произведение, даже советских авторов, невозможно. Слова-метафоры встречаются практически у всех. У Аркадия Гайдара в «Судьбе барабанщика» можно встретить такую фразу — «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто».

В советской поэзии 70-х годов Константин Кедров вводит в оборот понятие «метаметафора» или как ее еще называют «метафора в квадрате». У метафоры появляется новая отличительная черта — она постоянно участвует в развитии литературного языка. А также речи и самой культуры в целом.

Для этого метафоры постоянно употребляют, рассказывая о новейших источниках знаний и информации, используют ее для описания современных достижений человечества в науке и технике.

Олицетворение

Для того чтобы разобраться, что такое олицетворение в литературе, обратимся к происхождению этого понятия. Как и большинство литературоведческих терминов, оно уходит своими корнями в древнегреческий язык.

В дословном переводе означает «лицо» и «делаю». С помощью этого литературного приема природные силы и явления, неодушевленные объекты обретают свойства и приметы, присущие человеку. Как бы одушевляются автором.

Например, им могут придать свойства человеческой психики.

Такие приемы часто используют не только в современной художественной литературе, но и в мифологии, и религии, в магии и культах.

Олицетворение было ключевым средством художественной выразительности в сказаниях и притчах, в которых древнему человеку объяснялось, как устроен мир, что стоит за природными явлениями.

Они одушевлялись, наделялись человеческими качествами, ассоциировались с богами или сверхлюдьми. Так древнему человеку было проще принять и понять окружающую его действительность.

Примеры олицетворений

Понять, что такое олицетворение в литературе, нам помогут примеры конкретных текстов. Так, в русской народной песне автор утверждает, что «лыко горем подпоясалось».

С помощью олицетворения появляется особое миросозерцание. Для него характерно ненаучное представление о природных явлениях. Когда, например, гром ворчит как старик, или солнце воспринимается не как неодушевленный космический объект, а как конкретный бог по имени Гелиос.

Сравнение

Для того чтобы разобраться в основных современных средствах художественной выразительности, важно понять, что такое сравнение в литературе. Примеры в этом нам помогут. У Заболоцкого встречаем: «Раньше он был звонкий, точно птица» или Пушкина: «Он бежал быстрее лошади».

Очень часто сравнения используются в русском народном творчестве. Так мы наглядно видим, что это троп, в котором один предмет или явление уподобляются другому на основании какого-го общего для них признака. Цель сравнения — найти в описываемом объекте новые и важные свойства для субъекта художественного высказывания.

Подобной цели служит метафора, эпитеты, сравнения, олицетворения. Таблица, в которой представлены все эти понятия, помогает наглядно разобраться в том, чем они отличаются друг от друга.

Виды сравнений

  • Рассмотрим для детального понимания, что такое сравнение в литературе, примеры и разновидности этого тропа.
  • Он может использоваться в виде сравнительного оборота: мужик глуп, как свинья.
  • Бывают сравнения бессоюзные: мой дом — моя крепость.

Часто сравнения образуются за счет существительного в творительном падеже. Классический пример: он ходит гоголем.

Книга рассказала…

Книга не может рассказать, но при помощи олицетворения мы понимаем о чм идт речь…

  • Олицетворение. Этим словом обычно называют какой-то предмет, либо явление, которое что-то символизирует.

    1. К примеру:
    2. Крест — это олицетворение христианства.
    3. Голуби — это олицетворение мира и любви.
    4. Сердечко — это олицетворение любви.
  • Олицетворение — это особый литературный прием, который используется для создания более образной речи. Обозначает одушевление какого-то неживого предмета. Примеры олицетворения: часы идут, водопад бежит, солнышко улыбается и так далее.

  • Олицетворение объединяет два греческих слова — лицо и делаю. На самом деле олицетворение, это наделение неживого предмета качествами живого существа. Например, мотор пот, река бежит, часы идут или труба зовт.

  • Олицетворение, согласно значению греческого слова , это персонификация, то есть наделение любого существа, явления или предмета человеческими чертами.

    http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/136-2014-07-25-16-35-07.html

  • часы идут, зима уходит, солнце греет, река бежит.

  • Олицетворение — перенесение свойств одушевлнных предметов на неодушевлнные, метафора.

    Чаще всего такой вид метафоры, как олицетворение применяется при изображении природы как живого существа. Пример: небо плачет, ветер воет.

    В разговорной речи также нередко применяется олицетворение чего-либо, но ко многим выражениям мы давно уже привыкли. Например: финансы поют романсы.

    Но не стоит путать олицетворение с антропоморфизмом, где человеческие (и только таковые) качества переносятся на неживой или живой объект.

    Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

  • Олицетворение — это когда какому нибудь не живому (неодушевленному) предмету приписывают свойства живого (одушевленного). Примеры олицетворения: солнце улыбается, звезды смотрят с неба. Слово quot;смотрятquot; тут как раз и является олицетворением. Думаю, что объяснил доходчиво и вы поняли, что же это за вещь такая — олицетворение ?

  • Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/chto-takoe-olitsetvorenie-v-literature-ego-funktsii-primery.html

    Олицетворение: примеры в русском языке и литературе

    Русский язык

    Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
    Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к  литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

    Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

    В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

    Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

    Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

    Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
    Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

    История появления олицетворения

    Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души).
    Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

    Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

    Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

    Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

    Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

    Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

    Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
    Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

    Какой частью речи выступает олицетворение?

    Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.

    Читайте также:  Паук - это насекомое или нет: строение паукообразных и названия, виды в россии

    Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

    Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет).
    Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

    Олицетворение — литературный троп

    В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.

    В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

    Примеры олицетворения в русском языке

    Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.

    И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

    Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
    Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.

    Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

    Как отличить олицетворение от метафоры?

    Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

    Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

    Например:
    Пчела из кельи восковой
    Летит за данью полевой

    Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
    Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

    Например:
    Утешится безмолвная природа
    И резвая задумается радость

    Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
    Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

    Чем отличается метафора от олицетворения

    Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

    Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

    Использование олицетворения в разговоре

    Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

    Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

    Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

    Олицетворение и художественная литература

    Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

    Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.

    Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
    Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

    Олицетворение и антропоморфизмы

    Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

    Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.
    Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

    Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.
    Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

    Примеры олицетворения

    Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:

    • воет море ( нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
    • плакала ива (ива — это дерево и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
    • играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).

    Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.

    Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.

    Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.

    Самый яркий пример олицетворения — отстают часы.
    Основные источники подобного приема — сказки и мифы.

    кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам

    Присоединиться

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Источник: https://lisel85.ru/copywhiting/russkij-yazik/olicetvorenie

    Что такое олицетворение в литературе?

    Олицетворение – это риторическая фигура, позволяющая наделить неодушевлённые предметы свойствами, качествами и признаками человека. Другое название олицетворения – это персонификация. В основе этого литературного приема лежит механизм проекции, который помогает перенести определенные качества человека на неодушевлённые предметы.

    Все чаще в литературе можно встретить олицетворение при описании природы и ее явлений. Например, в конструкции «ветер шепчет» природную явлению приписываются свойства человека. В литературе этот художественный приём помогает придать речи  красочность и выразительность.

    1

    Как найти олицетворение?

    При анализе текста особое внимание обратите на того, кому приписываются те или иные свойства и качества. В олицетворении этим объектом не быть человек. Им является животное, природное явление, растение и т.д. Именно этот объект наделяется человеческими качествами, благодаря чему читатель может ещё лучше представить себе объект и его качества.

    2

    Для чего применяется олицетворение?

    Какие же задачи ставит перед собой следующие задачи?

    • Придание тексту выразительности. Олицетворение применяется в художественной, научной литературе не просто так. Персонификация приковывает внимание читателя и помогает ещё лучше вникнуть в суть произведения.
    • Развитие воображения. Сравнение неодушевленных объектов с человеком помогает более красочно представить себе описываемую картину и ощутить прочитанные строки.
    • Обучение. Детям и подросткам бывает намного проще запомнить образ и свойства какого-либо объекта, если он наделяется качествами человека. Например, в сказках и баснях встречается много олицетворений, благодаря чему у детей возрастает интерес к произведению и, следовательно, обучаемость.

    3

    Где используется олицетворение?

    Персонификацию можно встретить в сказках и мифах. Описывая реальное или придуманное событие, писатель применяет олицетворение, чтобы придать тексту выразительность.

    В мифах олицетворение помогает ещё лучше объяснить суть прочитанного.

    Именно поэтому в мифах так много примеров произведений, где океанам, морям, растениям и неодушевленным предметам приписывались качества человека.

    Также олицетворение нередко встречается и в другой художественной литературе. Так, Тютчев часто пользовался олицетворением, чтобы лучше передать природные явления. Например, в его произведении встречается строка «Как ни дышит полдень знойный». Здесь полдню приписывается человечеством качество, что дает полное основание назвать данный оборот олицетворением.

    Не так часто олицетворение встречается в научной литературе. В таких текстах олицетворение используется как устойчивое выражение.

    4

    Примеры

    Олицетворение встречается в разговорной речи. Например, оно есть во всем знакомых фразах: «дождь идёт», «зима пришла», «тучи бегут», «ветер воет», «вьюга злится» и др.

    В народной поэзии олицетворение встречается в следующих строках:

    • «Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом»
    • «Поют деревья, воды блещут»
    • «Лазурь небесная смеётся»
    • «Утешится безмолвная печаль»

    Олицетворение – это мощный художественный прием, позволяющий придать даже научному тексту яркость и выразительность. Умеренное применение данного речевого отворота помогает лучше вникнуть в суть прочитанного.

    Источник: https://sovetclub.ru/chto-takoe-olicetvorenie-v-literature

    Ссылка на основную публикацию