Культурный ландшафт: определение, отличие от природного и антропогенного, виды

Культурный ландшафт: определение, отличие от природного и антропогенного, виды

Проблемы сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов остаются актуальными на протяжении многих лет. Сохранение таких территорий становится альтернативой активным хозяйственным преобразованиям окружающей среды и процессам урбанизации, которые далеко не всегда учитывают историко-культурные и экологические приоритеты. С начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов наследия. В руководящих документах ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии появляется дефиниция «культурный ландшафт» и устанавливается его место в типологическом ряду объектов наследия. Культурный ландшафт понимается как результат совместной работы, совместного творчества человека и природы, произведение человека и природы.

В географическом смысле культурный ландшафт – не просто результат сотворчества человека и природы, но также целенаправленно и целесообразно формируемый природно-культурный территориальный комплекс, который обладает структурной, морфологической и функциональной целостностью и развивается в конкретных физико-географических и культурно-исторических условиях. Его компоненты образуют определённые характерные сочетания и находятся в определённой взаимосвязи и взаимообусловленности.

В отечественной научно-географической лексике понятие «культурный ландшафт» отчасти корреспондируется с пониманием антропогенного ландшафта и во многом синонимично понятию «исторический ландшафт».

Остановимся более подробно на классификации культурных ландшафтов в российской географической науке. Здесь обозначились три основных подхода к определению и пониманию культурного ландшафта:

  • классический ландшафтный географический подход,
  • этнолого-географический подход,
  • информационно-аксиологический подход.

Различия между ними, на первый взгляд, не особенно велики, но при ближайшем рассмотрении и, что самое главное, при использовании данных подходов в практике сохранения культурных ландшафтов как объектов наследия возможны существенные методологические разночтения в понимании данной проблемы.

Применение классического географического подхода позволяет рассматривать культурный ландшафт как частный случай антропогенного ландшафта, а именно комфортный, исторически адаптированный к природным условиям, целенаправленно и целесообразно сформированный антропогенный ландшафт.

В свою очередь антропогенный ландшафт – это изменённый под влиянием антропогенного воздействия и антропогенных нагрузок природно-территориальный комплекс (ПТК). Соответственно операционными единицами исследования могут быть ПТК различного ранга.

Приоритетным объектом исследования, как правило, являются сельскохозяйственные культурные ландшафты.

Этнолого-географический подход рассматривает культурный ландшафт как сумму взаимодействующих подсистем, а именно природного ландшафта, систем расселения, хозяйства, сообщества, языка (в особенности – топонимики), духовной культуры (главным образом фольклора).

Базовыми понятиями служат «природный ландшафт» и «этнос». Культурный ландшафт – это освоенный этносом природный ландшафт.

Основным исследуемым типом культурного ландшафта при этом является сельский, поскольку он наилучшим образом отражает этнические, национальные аспекты взаимодействия человека и природы.

Информационно-аксиологический подход заключается в исследовании культурного ландшафта как совместного произведения человека и природы, представляющего собой сложную систему материальных и духовных ценностей, обладающих высокой степенью экологической, исторической и культурологической информативности.

Культурный ландшафт – природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящий из характерных сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности.

Автором в данной работе были использованы второй и третий подходы в анализе культурных ландшафтов Холмогорского района. Следует подчеркнуть также, что понятие «культурный ландшафт» не ограничивается его материальным наполнением.

Определяющим его формирование фактором и ведущим компонентом является система духовно-религиозных, морально-нравственных, эстетических, интеллектуальных и иных ценностей, от которой во многом зависит направленность созидательных ландшафтообразующих процессов.

Культурный ландшафт: определение, отличие от природного и антропогенного, виды

Рисунок 1. Село Ломоносово с высоты птичьего полёта (фото. А. Голенева)

Представления о культурном ландшафте как феномене наследия становятся весьма привлекательными для развития методологии формирования и развития систем особо охраняемых территорий – природных и историко-культурных.

Культурный ландшафт – сложное комплексное образование не только в связи с его внутренним системным устройством, но и почти всегда – в связи с управлением, поскольку в его границах существуют и взаимодействуют различные субъекты права – пользователи, владельцы, собственники земель, природных ресурсов, зданий и других инженерных сооружений, иной недвижимости. Поэтому сохранение основных ценностей культурного ландшафта непосредственно связано с урегулированием взаимоотношений между всеми этими субъектами и вовлечением местного населения в работы по поддержанию функций культурного ландшафта. От сохранности и целостности культурного ландшафта с его ключевыми атрибутами и компонентами нередко зависит, будет ли отнесён тот или иной участок к культурному либо природному наследию.

Автор данной работы придерживается точки зрения В.Л. Каганского, который считает культурным ландшафтом всякое земное пространство, которое определенная группа людей освоила утилитарно, семантически и символически.

Действительно, человек, обживая некоторую территорию (пространство), «осмысляет» ее, наделяя системой местных географических названий, символикой, местным фольклором и т. п.

При этом не всегда смыслы, придаваемые разным местам (ландшафтам), имеют сугубо позитивный характер.

В настоящее время все большее внимание уделяется охране целостных историко-культурных и природных территориальных комплексов, включающих в себя: отдельные памятники и их ансамбли; исторически характерные типы застройки и объекты ландшафтной архитектуры; разнообразные формы инженерного обустройства территории; природно-технические системы; биоценозы, адаптированные к традиционному природопользованию; другие объекты, демонстрирующие взаимодействие и взаимообусловленность природных и культурных объектов, явлений и феноменов. Именно такие образования составляют один из наиболее сложных объектов историко-культурного наследия, относящийся к категории «культурный ландшафт».

Национальные парки России являются одной из основных организационных форм охраны культурных ландшафтов – природно-культурных территориальных комплексов, сформировавшихся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящих из характерных устойчивых сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности.

Согласно типологии, принятой в Руководящих указаниях по применению Конвенции о Всемирном наследии все культурные ландшафты подразделяются на три основных категории:

  • Чётко определяемые целенаправленно сформированные, которым в русском языке наиболее соответствует понятие «рукотворные»;
  • Естественно сформировавшиеся, или эволюционировавшие, ландшафты, среди которых выделяются субкатегории реликтовых или «ископаемых» и продолжающих поступательное развитие, или развивающихся ландшафтов;
  • Ассоциативные ландшафты.

Рукотворные ландшафты характеризуются чёткой пространственной организацией и в своем развитии подчинены целеполаганию своих создателей. Они, как правило, имеют ландшафтообразующий центр, в них много искусственных объектов, созданных на основе преобразования или замены природных комплексов.

Рукотворные ландшафты представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте, поскольку их облик максимально подчинен творческому замыслу. Сугубо функциональное предназначение отдельного элемента ландшафта всегда сообразуется с его общей эстетикой.

Это ландшафты поселений, садов, парков, различных природно-технических систем, созданные по проектам или в соответствии с художественной либо инженерной идеей.

В естественно сформировавшихся (эволюционировавших) ландшафтах в результате длительных целенаправленных и спонтанных антропогенных воздействий природные процессы несколько изменены и скорректированы.

Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим воздействиям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и результаты творческого целеполагания.

К такому типу можно отнести многие сельские, определенные этнические, отчасти исторические индустриальные и мелиорированные ландшафты.

К ассоциативным ландшафтам могут быть отнесены природные ландшафты, обладающие культурной ценностью, а также освоенные ландшафты, в которых характер освоения имеет вторичное значение, а первичное — связь с историческими событиями, личностями, художественными произведениями. В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации природного объекта с каким-либо феноменом культуры. Таким образом, природные комплексы включаются в историко-культурное пространство без изменения их природной ритмики и эволюции, часто опосредованно, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т.д.. Следует сказать, что автор работы рассматривает культурные ландшафты Холмогорского района именно в концепции ассоциативных ландшафтов.

В системе понятий, используемых в Руководящих указаниях, в ряду естественно сформировавшихся ландшафтов выделяются реликтовые, синонимом которых выступают «ископаемые» ландшафты. Имеются в виду ландшафты, остановившиеся в своём развитии, поскольку отсутствует создавший их социум, но инерционно сохраняются их внешние формы и структуры.

Чтобы иметь ясное представление о конкретном культурном ландшафте, было бы полезно рассматривать его по различным классификационным, или типологическим, признакам.

Каждый ландшафт может быть охарактеризован по совокупности типологических категорий.

В частности, культурные ландшафты можно различать по типам исторической деятельности, или основным историческим функциям, определившим специфические социокультурные особенности ландшафта. Типология ландшафтов:

  • сельский (сельскохозяйственная деятельность);
  • селитебный (создание поселений и их ландшафтное обустройство);
  • сакральный (проведение религиозных церемоний, поклонение объектам культа, священнодействие);
  • рекреационный (получение эстетических удовольствий, воспитание чувства прекрасного, приобретение душевного покоя и внутренней гармонии);
  • промысловый (охота, рыбная ловля, добыча морского зверя и водных беспозвоночных, заготовка пищевых, лекарственных, технических растений, лесозаготовка и лесоразведение, оленеводство);
  • исторический индустриальный (создание карьеров, отвалов, горных выработок в процессе добычи разнообразных минералов, создание соразмерных ландшафту инженерных сооружений для использования его энергетики, размещение в ландшафте инженерно-технических систем и производственных комплексов);
  • заповедный (сохранение естественной информативности ландшафта, ведение научно-исследовательских работ);
  • мемориальный (сохранение памяти о важных исторических событиях и выдающихся личностях, сохранение связанных с ними атрибутов, трансляция преданий и исторических повествований, празднование памятных дат) и т.д.

Культурный ландшафт: определение, отличие от природного и антропогенного, виды

 Рисунок 2. Комплекс Антониево-Сийского монастыря на фоне прекрасного Михайловского озера – яркий пример культурного ландшафта

От принадлежности к типу культуры будут зависеть механизмы самоподдержания ландшафта, отношение к носителям культурных традиций, пути развития ландшафта при отсутствии воспроизводящей культуры.

В составе типологий культурного ландшафта наряду с культурологическими основаниями обязательно должны присутствовать и природные. Важное значение обычно имеют гипсометрический уровень и рельеф (ландшафты низменные, равнинные, холмистые, грядовые, горные, нагорные и т.д.), характер растительности (лесной, степной, луговой, болотный и пр.

), отношение к водотокам и акваториям (приморский, поозерный, приречный), генезис и морфология (водно-ледниковые, дюнные, террасовые, долинные ландшафты и т.д.).

Реже обращаются к широтной зональности или высотной поясности, геологическому строению, процессам рельефообразования, типы которых нередко соотносятся с категориями природного ландшафта.

Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде овеществленных объектов, традиционной деятельности людей или информации.

В некоторых культурных ландшафтах наследие является доминирующим, определяющим ход всех происходящих на их территории общественных процессов.

Это, прежде всего, комплексные историко-культурные и природные образования, являющиеся носителями исторической памяти, связанные с местами, хранящими в себе материальные и нематериальные свидетельства исторической памяти.

Подводя итог, следует снова напомнить, культурный ландшафт понимается как результат совместного творчества человека и природы. Он иллюстрирует процессы эволюции общества под влиянием условий природной среды и социальных, экономических и культурных процессов.

В качестве объекта наследия он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный регион и с достаточно высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе и традиционные для этого региона технологии устойчивого землепользования, учитывающего экологические особенности и ограничения. Довольно широко распространены культурные ландшафты, в которых заключена семантика особого духовного отношения к природе. Культурные ландшафты стали одним из основных рекреационных и туристских ресурсов, так необходимых для развития экологического и познавательного туризма в пределах нашей страны. Концепция культурного ландшафта объединяет многие проблемы сохранения природного и культурного наследия. «Общество всё более осознаёт недостатки отраслевых принципов и подходов в области охраны окружающей среды и территориального управления и закономерно пытается компенсировать их возвратом к целостному, системному, комплексному и территориально гармоничному восприятию и устроению окружающего пространства, имя которому – культурный ландшафт».

Читайте также:  Растения из красной книги: редкие и реликтовые представители флоры россии

Александр Лыжин. 2010 год.

Источник: http://sacradamus.ru/kholmogorsky_region/ponyatie-kulturnyj-landshaft-teoreticheskij-obzornyj-analiz.html

Естественный, антропогенный и культурный ландшафты. Какими особенностями обладает культурный ландшафт?

Естественный ландшафт представляет собой природно-тер-риториальный комплекс, качественно отличающийся от соседствующих с ним.

Поэтому каждый ландшафт имеет свой индивидуальный облик и внутреннюю структуру: форму, состав, распределение почвенного покрова и вод, характер распределения и виды растительности, структуру и связи в экологических системах.

Характерными видами ландшафтов являются зоны тундры, тайги, степи, смешанных лесов и др. Природные ландшафты являются открытыми системами, неразрывно связанными с внешней средой процессами материального и энергетического обмена. [1]

Освещенность естественных ландшафтов определяется высотой Солнца над горизонтом п, и влиянием атмосферы. [2]

От первичных, естественных ландшафтов созданные человеком антропогенные ландшафты во многом отличаются. Для них характерна перестройка биологического круговорота, водно-теплового баланса, почвенных процессов и наземного растительного покрова.

Формирующиеся ландшафты сохраняют естественный характер развития и подчиняются природным закономерностям, но приобретают антропогенное содержание в виде изменения свойств почв, режима поверхностных и подземных вод, состава растительности.

[3]

В естественных ландшафтах биологическая продуктивность лими-тируется общим запасом накопленных питательных соединений, и Е первую очередь Са и N. [4]

Все эти нарушения естественного ландшафта в связи с бурным развитием горнодобывающей промышленности стали быстро возрастать и распространяться во всех географических зонах. [5]

Эксплуатация недр непосредственно видоизменяет естественный ландшафт и влияет на живую природу. Этим порождены противоречивые вопросы развития горной промышленности и сельского хозяйства, касающиеся также других сторон жизни общества. Поэтому использование недр неразрывно связано с проблемой охраны окружающей природы

Антропогенный ландшафт — один из видов культурного ландшафта, является полной противоположностью природному ландшафту. То есть антропогенный ландшафт — ландшафт, изменённый человеком.

По определению Ф.Н Милькова: «антропогенными ландшафтами следует считать как заново созданные человеком ландшафты, так и все природные комплексы, в которых коренному изменению под влиянием человека подвергся любой из их компонентов, в том числе и растительность с животным миром».

Большинство современных ландшавтов можно считать антропогенными, поскольку они в той или иной мере изменены человеком. Вырубка лесов, отвалы (терриконы) — только часть наиболее заметных преобразований природы человеком.

Культурным ландшафтом мы будем называть межселенные территории, на которых гармонично сочетаются природные (рис. 1) и антропогенные (рис. 2) элементы ландшафта.

Природный ландшафт — это пространственная среда, в пределах которой основные ландшафтные компоненты сформировались и существуют без участия человека. Ведущую роль в природном ландшафте играют рельеф и почва.

Геоморфологическая структура определяет размещение и движение вод и в значительной степени воздействует на состояние и движение воздушных масс. На основе этих трех компонентов развивается живая природа — растительные сообщества, животный мир и другие биогенные компоненты ландшафта.

Литогенная основа наиболее стабильна, живая природа наиболее изменчива. Однако именно растительность и животный мир обеспечивают устойчивость и саморегуляцию ландшафта.

В природных системах складывается баланс между производством биомассы и ее усвоением. Складываются пищевые (трофные) цепочки, в которых участвуют растения и организмы.

Как правило, у животных и насекомых, вредных для сельского хозяйства и отдыха людей, в пределах стабильной экологической системы существуют естественные враги, которые регулируют их численность и распространение.

В природном ландшафте складывается биогеоценоз — устойчивый обмен веществ между всеми компонентами ландшафта. В этом смысле природный ландшафт выступает как единый живой организм, обладающий функциями защиты и самовосстановления.

Скелетом этого организма является рельеф: его изменения неизбежно вызывают изменения во всех компонентах.

Антропогенный ландшафт в той или иной степени преобразован человеком, В нем изменены природные компоненты: водный режим, растительность, фауна, рельеф и почва.

В него входят различные сооружения, культурные растения, измененная почва и др. Существенная особенность антропогенных ландшафтов — сложное сочетание природной самоорганизации и управления со стороны людей.

Большинство современных ландшафтов относятся к антропогенным.

Существует большое разнообразие антропогенных ландшафтов: – сельскохозяйственные, – урбанизированные, – рекреационные, – заповедные и др.

Сельскохозяйственный ландшафт характеризуется унификацией форм и методов землепользования на больших территориях, что ведет к уменьшению прежнего разнообразия видов, к структурному и биологическому обеднению. Обедненный ландшафт экологически более уязвим и менее пригоден для отдыха.

Природный ландшафт выполняет в первую очередь природоохранную, санитарно-оздоровительную роль (рис. 4.4). Зеленому поясу принадлежит ведущее значение в повышении комфортности, качества воздушной среды города. В то же время на территорию зеленого пояса и пригородной зоны возложены значительные рекреационные функции.

  • Мероприятия по охране природы и формированию ландшафта преследуют три цели:
  • 1) сохранение максимально возможного разнообразия условий обитания животного и растительного мира;
  • 2) максимальное использование ценных природных ресурсов для рекреационной, аграрной и хозяйственной деятельности;
  • 3) совер-шенстование внешнего облика и художественных достоинств ландшафта.

Источник: https://cyberpedia.su/17×8666.html

Понятие ландшафта. Типы ландшафта. Ландшафтный анализ объекта

  • Ландшафт- это территориальный комплекс, в пределах которого основные ландшафтные компоненты, которые его составляют (земная кора, вода, климат, растительность и животный мир) образуют взаимосвязное и взаимообусловленное единство.
  • Типы ландшафта:1природный(его развитие не тронуто человеком)
  • 2 антропогенный(культурный).
  • Классификация антропогенных ландшафтов:

1.(по социально-экономическим функциям)-с/х, промышленные, урбанизованные, рекреационные, заповедные. 2.

(по степени влияния человека)-слабоизмененные, измененные, сильноизмененные. 3. (по хар-ру воздействия человека)-культурный, акультурный(вследствие нерациональной деятельности человека). 4.

(по соотношению процессов саморегуляции)-с преобладанием самовозобнавления, управляющая роль человека преобладает.

5.Садово-парковый ландшафт- (определение появилось в 50-е годы 20 века.)-это организованное пространство, имеющее границы, характеризующие определённым набор элементов, которые отличаются от других ландшафтов функцией и художественной глубиной.

Элементы-некрупные материальные образования. Компоненты – более крупная структура, состоящая из нескольких элементов.

Ландшафты: парковый, лесной, луговой, садовый, альпийский.

Связь: планировочная и композиционная.

Под влиянием хозяйственной де­ятельности человека облик природ­ных ландшафтов может заметно из­мениться. В настоящее время на зем­ной поверхности почти не осталось чисто естественных ландшафтов.

В первую очередь претерпевают изменения наиболее уязвимые ком­поненты — растительность и животныи мир. На месте какой-либо пер­вичной лесной фации могут появить­ся вырубка, луг, пашня и т. д., т. е. участки с новыми природными свой­ствами.

Но и другие компоненты су­щественно меняются; так, в ре­зультате развития промышленности меняется качество воздушного бас­сейна, его состав и тепловой баланс, в результате строительства гидроуз­лов изменяется водный режим ланд­шафтов, а разработка земных недр приводит к геологическим наруше­ниям.

Соответственно нарушаются и видоизменяются связи между ком­понентами ландшафта, появляются новые комплексы.

Все это заставило расширить понятие ландшафта и рас­сматривать его как территориальную систему, в которой взаимосвязаны как природные, так и антропогенно-техногенные компоненты, обуслов­ленные человеческой деятельностью.

Для обозначения таких комплексов принят термин антропогенный ланд­шафт,которой хотя и сохраняет есте­ственный характер и подчиняется природным закономерностям, но не­сет и «антропогенное» содержание в виде культурных растений, изме­ненных свойств почвы, режима под­земных и поверхностных вод и т. п. К антропогенным относится боль­шинство современных ландшафтов Земли.

Антропогенные ландшафты явля­ются важными объектами хозяйст­венной деятельности по рациональ­ному использованию природных ре­сурсов и охране природы, так как значительная их часть выполняет ресурсовоспроизводящие (поля, ле­сонасаждения) и средоформирую-щие (населенные пункты) функции. Вместе с тем антропогенные ланд­шафты наряду с природными продол­жают участвовать в формировании экологической среды — газового со­става атмосферы, круговорота воды, в процессах миграции элементов и т. д.

В зависимости от формы и степе­ни вторжения человека в среду естественного ландшафта принято не­сколько классификаций антропоген­ных ландшафтов.

По социально-экономическим

функциям различают ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяй-ственные, промышленные (инже­нерные, техногенные), городские (урбанизированные), рекреацион­ные, заповедные, средозащитные (на­пример, водоохранные). Возможно также одновременное выполнение двух или нескольких функций, на­пример лесохозяйственная и рекреа­ционная.

  1. По степени изменения выделяют группу слабоизмененных, изменен­ных и сильноизмененных (природ­ных) ландшафтов.
  2. Имеются и более сложные класси­фикации.
  3. По характеру последствий разли­чают:
  4. культурныйландшафт — со­знательно измененный хозяйствен­ной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый челове­ком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизвод­ства здоровой среды;

акультурныйландшафт, возни­кающий в результате нерациональ­ной деятельности или неблагопри­ятных воздействий соседних ланд­шафтов, утративших способность вы­полнять функции здоровой среды. Крайними в этом ряду выступают деградированные ландшафты, поте­рявшие способность выполнять ка­кую-либо функцию.

Выделение и картирование гра­ниц ландшафтов и их морфострук-турных единиц составляют основу ландшафтного анализа,который на­правлен на изучение свойств ланд­шафтов, диагноз, определяющий их состояние, прогноз, предсказываю­щий возможные изменения, и разра­ботку рекомендаций по оптимально­му устройству ландшафта.

Рассматривая с позиций ландпервую очередь парков*.

Организа­ция этой структуры есть сложный процесс совокупного решения био­лого-экологических, функциональ­ных и эстетических задач, направ­ленный на освоение компонентов естественного ландшафта, включе­ние искусственных сооружений и соз­дание здоровой эстетически и функ­ционально полноценной среды для отдыха.

Вместе с этим организация пространства содержит в себе проти­воречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и со­здание единого целого. Выразитель­ность организованного пространства, возникающая в результате разре­шения этого противоречия, является начальным художественным качест­вом ландшафтной архитектуры.

Макроструктура парка.

Зеленые насаждения формируют пространство парковых территорий и вместе с рельефом, водными ре­сурсами и сооружениями образуют м_а кроет р у к т у р у парка — его общий костяк со своими территори­альными единицами — ландшафтно-планировочными районами и подчи­ненными им участками, выделами и т. д.

В качестве основного классифика­ционного признака объемно-прост­ранственной структуры принимается тип пространственной структуры (ТПС), определяемый сомкнутостью полога древесных насаждений, густо­той и характером их размещения.

Читайте также:  Финансы и кредит направление образования в вузе, кем можно работать

В условиях горного или просто слож­ного и достаточно выраженного рельефа основным классификационным признаком становится геоморфоло­гия его форм, а пространственная структура насаждений — подчинен­ным.

По пространственной структу­ре парковые территории подразде­ляются на закрытые, полуоткрытые и открытые.

Закрытые типы пространственной структуры,как отмечалось выше, представлены насаждениями, исклю­чающими или ограничивающими ви­зуальные связи, создающими опре­деленные психофизиологические ус­ловия благодаря замкнутости и верх­нему пологу над головой, закрываю­щему небо и защищающему от сол­нечных лучей.

В регулярных парках закрытые пространства представлены боскетами, в пейзажных — массива­ми и рощами. Величина массива за­висит от территории парка и занима­ет площадь от 1—5 до десятков гекта­ров.

Они характеризуются сомкнуто­стью полога от 1 до 0,6 (0,7) и в за­висимости от длины крон верхнего яруса и густоты насаждений в ниж­них ярусах подразделяются на за­крытые пространства горизонталь­ной сомкнутости (одноярусные) и вертикальной (многоярусные). За­крытые пространства играют важную роль в формировании парков.

Их внутренняя среда обычно имеет более нейтральный характер и служит пау­зой в восприятии парковых пейза­жей, приуроченных к полянам и во­доемам.

Маршруты, проложенные внутри массивов, обеспечивают пло­щадками отдыха со скамьями и дру­гими малыми архитектурными фор­мами, а в насаждениях вдоль марш­рута выделяют акценты — отдельные крупные или особо интересные эк­земпляры деревьев, кустарников, пятна декоративных травянистых растений, световые окна, иногда устанавливают скульптуру.

Если в массив включают целые композиции, его роль в парке становится более самостоятельной. Так, основным де­кором Старой Сильвии является ве­ликолепная бронзовая скульптура Аполлона, которая по праву может украсить и дворец. Поставленная в лесу, она вносит парадность и при­дает круглой площадке характер изысканного дворцового лесного зала. Другое сооружение — Храм супругу-благодетелю, стоящий в стороне от маршрута у края оврага в Новой Сильвии,— усиливает характер ок­ружающего его леса как глухой ди­кой чащи.

Закрытые пространства обладают различными изолирующими свойст­вами. Например, участки с горизон­тальной сомкнутостью просматри­ваются достаточно глубоко. Массив таких насаждений даже при ширине 100 м не дает полной изоляции.

Уси­ление изолирующих функций мо­жет быть достигнуто в случае, если опушка будет ориентирована на юг, что позволит развить деревьям низко-опущенные кроны, и дополнительно введены полосы из кустарника, при этом структура объекта сохранится.

Участки с вертикальной сомкнуто­стью при правильном подборе дре­весных видов и их размещении мо­гут обеспечить полную изоляцию и при незначительной ширине (10— 20 м).

Наибольший интерес в закрытых пространствах представляют есте­ственные массивы, разнообразные по характеру и несущие определен­ную эстетическую нагрузку.

Выра­зительность их облика определяется породным составом насаждений, воз­растом древостоя, его пространст­венной структурой, богатством на­почвенного покрова.

Эстетические достоинства леса раскрываются не с какой-либо одной точки, а в про­цессе его восприятия при движении по маршруту.

В лесопарках лесные массивы со­ставляют основу пространственной структуры и образного решения, под­лежат тщательному изучению и оцен­ке. Внутренняя организация закры­тых пространств подчинена в первую очередь формированию полноцен­ных фитоценозов с сохранением «закрытости» как главного простран­ственного свойства и эстетическому усилению роли растительных ак­центов в облике массива.

Эстетические достоинства типов леса определяются их образной за­вершенностью, ярким проявлением связи внешних форм с условиями местообитания, тем, что формули­руется как единство формы и содер­жания.

Чем ярче выражено это един­ство, тем очевиднее эстетическая ценность леса.

Такие формации есте­ственных лесов являются эталонами не только для лесопарков, но и для формирования образа леса на мень­шей территории — при создании пар­ковых массивов.

Полуоткрытые типы пространст­венной структурыимеют сомкну­тость полога 0,5—0,2 и подразделя­ются на участки с групповым или равномерным размещением деревьев.

Включение довольно широкого диа­пазона показателей по сомкнутости полога заставляет выделять отдельно участки с большей густотой наса­ждений (сомкнутостью 0,5—0,4) — полузакрытые и меньшей (сомкнутостью 0,3—0,2), их назы­вают р е д и н н ы м и.

Полуоткрытые пространства, в от­личие от закрытых, обладают более глубокой просматриваемостью, боль­шими визуальными связями с примы­кающими участками, более прорабо­танной пространственной структу­рой.

Они играют самостоятельную роль в структуре и формировании образа парка, в них ярче проявляют­ся декоративные достоинства отдель­но стоящих деревьев и групп, повы­шаются требования к качеству тра­вяного покрова. Это живописные рощи — дубовые, березовые, липо­вые и т. д.

, где воспринимаются и кроны деревьев, и их стволы, и земля, «из которой они растут». Они боль­ше пронизаны солнцем и дают выра­зительные светотеневые эффекты.

Свойства рединных участков обе­спечивать затенение и в то же время создавать возможность более глубо­кой просматриваемости пейзажей представляют большой интерес для парков южных широт, где жаркий климат требует защиты от солнца и ограничивает, а иногда и просто иск­лючает возможность создания откры­тых полян.

Полуоткрытые пространства ис­пользуют в случаях, когда плотная изоляция между участками нежела­тельна. Они условно изолируют одно пространство от другого и в то же время могут их визуально связы­вать. Внутренняя организация по­луоткрытых пространств подчиня­ется правилам построения пейзаж­ных картин, формирования древесно-кустарниковых групп и обеспечения пейзажного разнообразия.

Открытые типы пространствен­ной структурыпредставлены всеми видами площадей, не занятых плот­ными насаждениями и сооружения­ми. Сюда включаются поляны, лу­жайки, партеры, крупные цветни­ки, площади, плоскостные спор­тивные сооружения, водоемы.

Вклю­чение дорог в тот или иной тип пространственной структуры зависит от того, насколько их пространство решено самостоятельно и как подчи­нено окружению. Форма, размер и ха­рактер открытого пространства опре­деляются его обрамлением — окру­жающими насаждениями, а также откосами рельефа и сооружениями. Б.

Кохно подразделяет открытые пространства по их взаимодействию с обрамлением на замкнутые, обра­щенные и раскрытые.

Замкнутые пространства ок­ружены со всех сторон объемными элементами. Наблюдатель видит только их. Обращенные про­странства имеют обрамление, кото­рое ориентирует восприятие в одном, двух или трех направлениях. При этом пространства, обращенные в две противоположные друг другу стороны, называются сквозными, а в две смежные — угловыми.

Распрост­раненные в парках «перетекающие» поляны представляют собой комп­лекс обращенных пространств. Наи­больший линейный размер замкнутого пространства составляет, по Б. Кохно, 200 м. Раскрытые про­странства не имеют ограничений по всем направлениям восприятия.

Ощу­щение раскрытости пространства на­блюдается, если его линейные разме­ры превышают 200 м при высоте ограничивающих элементов 10—15 м.

Зарубежные исследователи обра­щают особое внимание на соотноше­ние обрамления (или зрительного барьера) — Ни ширины простран­ства — Д. При соотношении Н:Д= = 1:1 пространство воспринимается как тесное и замкнутое по вертикали.

Находясь у границы пространства и не поднимая головы, человек видит только половину противоположно­го зрительного барьера. При соотно­шении Н:Д=1:2 пространство про­изводит впечатление замкнутого по вертикали, противоположный зри­тельный барьер воспринимается це­ликом, но без неба.

При соотноше­нии Н:Д=1:3 в поле зрения попа­дает небо и пространство восприни

15. Ландшафтно-планировочный район как структурная единица объекта.

Районирование парка.Участки с различной пространственной струк­турой настолько физиономически различаются, что часто выделяют в ландшафтные районы (районы Сильвий, Белой березы, Парадного поля и другие в Павловском парке).

Районы характеризуются не толь­ко общностью пространственной структуры, но и других природных и искусственных компонентов. Они выделяются по формам рельефа, имеющимся или проектируемым во­доемам, по комплексу сооружений, общности планировочного решения и др.— по всем признакам, формирую­щим их индивидуальный облик.

Ландшафтные районы образуют цельную композицию — ансамбль парка со своим центром и, как пра­вило, со своей композиционной осью.

Композиция района обычно имеет свою доминанту и подчиненные ей узлы. Центром композиции может быть сооружение, водоем или поляна, соразмерные площадки парка и его района.

Сложные по построению ланд­шафтные районы можно подразде­лить на участки. Например, район долины р. Славянки состоит из 6 уча­стков, каждый из которых имеет свою доминанту (участки Храма дружбы, Висконтьева моста, Пиль-башни и др.). Чередование этих участков со своим ритмом смены пейзажных кар­тин формирует облик долины в це­лом.

Парковые картины с точки зрения пространственной организации мож­но считать своеобразными террито­риальными единицами.

Их границы определяются полем видения, в пре­делах которого формируется компо­зиция картины, воспринимаемая с определенной точки.

Видовые лучи парковых пейзажных картин могут быть в пределах района, проходить сквозь ряд районов, сходиться и пе­ресекаться, имея общие объекты об­зора.

  • Композиция пейзажных картин, их размеры, структура и закономер­ности чередования в парковом про­странстве имеют важное значение и будут рассмотрены самостоятельно.
  • Закономерное соотношение откры­тых, полуоткрытых и закрытых про­странств отдельных районов и пейзажных картин в целом образует ди­намичную и выразительную основу пространственной композиции парка.
  • Пейзаж.
  • Вид.
  • Видовая точка.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/43137.html

Особенности антропогенных и культурных ландшафтов

 

  • В связи с воздействием человека на природу в ландшафтоведение вошли и получили широкое распространение понятия «антропогенный ландшафт» и «культурный ландшафт».
  • Антропогенный ландшафт
  • Антропогенным называют особый тип географического комплекса, который начал формироваться на Земле в историческое время.

По поводу этого понятия в науке до сих пор идет дискуссия. Большинство ученых (Ф.Н.Мильков, А.М.

Рябчиков) считают, что антропогенные комплексы — это самостоятельные природные системы, имеющие структуру, отличную от структуры естественных ландшафтов. Другие исследователи (В.Б.Сочава, А.Г.

Исаченко) рассматривают измененные комплексы в качестве модификаций, генетически связанных с неизменной структурой. При таком подходе отрицается возможность коренных преобразований в ландшафтах, подчеркивается временность антропогенных воздействий.

Сторонники и той и другой концепций имеют веские аргументы в защиту своих научных позиций.

Первые полагают, что антропогенное изменение любого компонента (на всей или большей площади) приводит к необратимым изменениям комплекса в целом.

Вторые сомневаются в устойчивости антропогенных преобразований природных комплексов, не без основания утверждая, что энергия восстановительных процессов в природе довольна сильна.

Вопрос об устойчивости ландшафта к антропогенным воздействиям, обратимых и необратимых изменениях в структуре ландшафта сложен и неоднозначен. Глубина антропогенного изменения (или преобразования) ландшафта зависит как от устойчивости природного комплекса, так и от характера и интенсивности техногенного воздействия.

Приведем несколько примеров.

Большие и глубокие карьеры, остающиеся после открытой разработки полезных ископаемых и постепенно зарастающие растительностью, являются, несомненно, антропогенными ландшафтами. Структура первичных природных ландшафтов изменена необратимо, и их дальнейшее развитие определяется вновь сложившимися связями.

Таким образом, это совершенно новые антропогенные ландшафты, возникшие на месте природных систем. Иная ситуация складывается при зарастании просеки после вырубки. При незначительных нарушениях в почвенном покрове, через несколько десятков лет будет восстановлена нарушенная структура природного комплекса.

Читайте также:  Что такое морфологический разбор слова с образцами на конкретных примерах

Сведение растительности, в этом случае, оказавшись лишь временным эпизодом в жизни ландшафта, в другом может вызвать коренное преобразование структуры комплекса. Например, приатлантические верещатники, которые имеют длительную историю существования: они образовались на месте лесов в результате их вырубки с применением палов, и в дальнейшем, постоянного выпаса скота.

Сведение леса привело к нарушению бика, необратимый характер которого обусловлен длительностью и постоянством воздействия человека.

Таким образом, вопрос об обратимых и необратимых сменах в ландшафтах, об их устойчивости к антропогенным нагрузкам должен решаться не абстрактно, а с учетом двух ведущих факторов — конкретных ландшфтно-географических условий и особенностей воздействия человека. Эти факторы и используются большинством ландшафтоведов для классификации антропогенно-измененных комплексов.

Одна из первых классификаций измененных человеком ландшафтов принадлежит В.П. Семенову-Тянь-Шаньскому, одному из первых исследователей горных систем Азии.

По степени воздействия человека все горные ландшафты он подразделял на первобытные (девственные), полудикие (слабо затронутые влиянием человека), культурные (преобразованные), дичающие (частично самовозобновляющиеся в результате упадка человеческой культуры), одичавшие (с возобновлением всех элементов первобытного ландшафта).

В настоящее время существует много классификаций антропогенно-измененных ландшафтов, в основу которых положен, как правило, один из нижеперечисленных подходов:

А) степень изменения природного комплекса (неизмененные, слабоизмененные, сильноизмененные);

Б) направление технологического воздействия населения на природу (сельскохозяйственные, лесные, водные, промышленные и т.д.);

В) соотношение природных и антропогенных процессов, влияющих на строение ландшафтов (антропогенно-естественные — возникшие под воздействием человека, но в дальнейшем развивающиеся как естественные, антропогенно-восстанавливаемые — находящиеся в процессе восстановления, антропогенно-деградируемые — формирующиеся при разрушении преобразованных комплексов и не возвращающиеся к первоначальному состоянию, преобразованные — целенаправленно измененные).

В качестве примеров различных сценарий развития измененных человеком ландшафтов приведем следующие ситуации:

1 Антропогенно — восстанавливаемые ландшафты. После вырубки елового леса (антропогенное воздействие) возникла березовая роща. Она отличается от предшествующего ландшафта многими параметрами и, прежде всего растительностью — обильное разнотравье, богаче видовой состав кустарников и кустарничков.

Микроклимат леса также изменился — больше света, сильнее ветры, ниже влажность, более значительны перепады температур почвы и воздуха. Изменяются почвы: ослабевает процесс оподзаливания, возрастает содержание гумуса. Меняется животный мир — исчезают клесты, снегири, появляются тетерева, обыкновенная овсянка. Т.е.

возникает стабильный (равновесный) ландшафт, развивающийся по природным законам, но своим возникновением он обязан человеку.

Суходольные луга, используемые под сенокосы также при прекращении воздействия человека (сенокошения и пастьбы) превращаются в иные естественные ландшафты -кустарниковые пустоши.

Классическим примером природного комплекса, созданного человеком являются лесозащитные полосы. Они хорошо изучены в Каменной степи (юго-восток Воронежской области). Этот участок был избран еще В.В. Докучаевым в качестве ключевого для изучения процессов преобразования природы степей с помощью лесозащитных полос.

Старые лесополосы — насаждения I и II классов бонитета с большим запасом и приростом древесины, созданы в 1895 году на типичных черноземах с преобладанием дуба обыкновенного, клена остролистного и вяза гладкого. Запасы древесины — 425 м куб./га, прирост — 4.7 м куб./га.

За время существования лесополос, в них появились типично лесные виды кустарников, травяного покрова (ландыш майский, хохлатка, герань, грибы), типично лесные животные: лесные опушечные птицы (соловей, горлица, синица большая, зяблик, сороки, сова ушастая и сплюшка, галки, воробьи), очень много ежей, косули, куница лесная.

Обыкновенный чернозем, не теряя высокого плодородия, приобрел черты свойственные выщелоченным черноземам. Повысился уровень грунтовых вод. Все старые лесополосы имеют тенденцию к разрастанию.

Таким образом, созданные человеком (или возникшие в результате антропогенного воздействия) ландшафты в дальнейшем развиваются согласно природным закономерностям и составляют один из генетических рядов природных ландшафтов.

2. Антропогенно-деградируемые ландшафты формируются при разрушении созданных человеком изначально продуктивных ландшафтов. В результате деятельности человека происходит разрушение ландшафта (засоление, эрозия, заболачивание, опустынивание и т.д.) и продуктивность ландшафта падает.

Ярким примером антропогенно деградируемых ландшафтов являются пески левобережья Днепра. В пятом столетии до н.э. на юге Причерноморских степей в Скифии, по описаниям Геродота, были участки гилеи (леса по-гречески). Он писал, что с переходом через Борисфенес (Днепр) «вступаем в гилею, ближайшую от моря».

Сейчас в этих местах, по левобережью Днепра, близ Каховки простираются незакрепленные пески площадью более 200 тыс.га (Нижнеднепровские, алешковские пески), напоминающие пустыню — сухие безводные, незакрепленные, подвижные. Все попытки их закрепить не имели успеха. Леса (сосна, дуб, береза, лещина), существовавшие здесь до ХII-ХIII в. н.э.

, — это экстремально южные лесные массивы, поэтому, будучи уничтожены, они не восстанавливаются.

Аналогичная ситуация сложилась в Средиземноморье, где сейчас на месте сведенных ( в результате рубок и выпаса скота) высокоствольных вечнозеленых лесов из различных видов дуба, сосны и кедра существуют каменистые пустоши с разреженной растительностью типа гариги и фриганы.

Время существования антропогенных ландшафтов

Считают, что человек, существующий как вид 2 млн. лет, стал ландшафтообразующим фактором 40-38 тыс. лет назад. Верхнепалеолитический человек (40-10 тыс.

лет назад) при охоте прибегал к палу и положил начало антропогенного безлесья на территории современных разнотравных степей. Первыми собственно антропогенными ландшафтами можно считать места стоянок людей.

В результате своей деятельности они изменяли растительный и животный мир прилегающей территории.

3-10 тыс. лет назад в неолите и бронзе в семиаридных и аридных районах субтропиков и тропиков возникло земледелие и вместе с ним возникли практически все виды и типы антропогенного ландшафта, которые известны сейчас. Полевые и садовые ландшафты возникли 10 тыс.

лет назад в Междуречье, Египте и прилегающих районах. Здесь были окультурены пшеница, ячмень, рожь, виноград, груша, черешня, алыча. Аналогичные антропогенные ландшафты возникали в других очагах древнего земледелия: Средиземноморье, Эфиопии, Средней Азии, Китае, Мексике и Перу.

Но здесь сложился свой набор сельскохозяйственных культур и свои приемы ведения сельского хозяйства, что несомненно отложило отпечаток на особенности формирования сельскохозяйственных ландшафтов.

В частности существенно отличалось устройство ирригационных систем которые получили широкое распространение около 4 тыс. лет назад (Мургабское междуречье). Еще раньше возникли пастбищные ландшафты.

В центральной Европе в неолите преобладали лугово-пастбищные ландшафты и появлялись первые полевые.

Города возникли в Междуречье 6-5 тыс. лет назад. Изготовление орудий труда и строительство городов привели к появлению первых горнорудных ландшафтов, карьеров, отвалов, шахт.

Таким образом, основные типы антропогенных ландшафтов появились давно, но долговечность их различна.

По долговечности можно выделить три группы ландшафтов:

1. Долговременные саморегулируемые ландшафты. Они могут существовать очень долго без вмешательства человека для их поддержанию. Раз возникнув, они в дальнейшем развиваются как естественные в соответствии с природными закономерностями, т.е. обладают высокой степенью саморегуляции. Это известняково-карстовые пустоши Средиземноморья, болотные мари Дальнего Востока и т.д.

2. Многолетние частично регулируемые ландшафты. Они существуют длительное время, но периодически нуждаются во вмешательстве человека. Это пруды (их нужно чистить), пойменные и суходольные луга (они требуют сенокошения и выпаса скота для уничтожения кустарников), лесополосы ( им необходимы рубки ухода).

3. Кратковременные регулируемые ландшафты. Их существование необходимо постоянно поддерживать вмешательством человека. Это прежде всего полевые ландшафты.

Культурный ландшафт

Понятие «культурный ландшафт» не является синонимом «антропогенного ландшафта». Считают, что культурный ландшафт — это улучшенная модификация естественного ландшафта. Но в природе не существует плохих или хороших ландшафтов, это антропоцентричные понятия, поэтому при определении «культурный ландшафт» имеется в виду наиболее благоприятный для человека.

Таким образом, основными свойствами культурного ландшафта являются:

1. Высокая производительность и экономическая эффективность;

2. Оптимальная экологическая среда для жизни человека.

Для создания культурного ландшафта необходимо следующее:

·         рациональное использование и расширенное воспроизводство природных ресурсов. Поэтому один из главных признаков культурного ландшафта — максимальная биологическая продуктивность и интенсивный БИК.

  1. ·         эффективная утилизация возобновимых и практически неисчерпаемых энергетических ресурсов (солнечной радиации, геотермического тепла, энергии ветров и приливов).
  2. ·         осуществление инженерно-технических мероприятий, не вступающих в противоречие с естественными структурами геосистем, не нарушающих их природных механизмов.
  3. ·         предотвращение нежелательных стихийных процессов (природного и техногенного происхождения).
  4. ·         оптимизация санитарно-гигиенических условий (включая биогеохимическую ситуацию как причину возникновения природно-очаговых болезней).
  5. ·         создание условий оптимального функционирования геосистем.

Культурные ландшафты менее устойчивы, чем исходные ландшафты. Поэтому из нескольких возможных следует выбирать наиболее устойчивую модификацию, более экономичную, требующую меньших средств для своего поддержания. Так же как в природных геосистемах, устойчивее при прочих равных условиях многокомпонентные геосистемы.

Еще в конце прошлого века русский географ А.И. Воейков наметил два главных рычага для улучшения природной среды. На них «опирался» В.В. Докучаев в своих планах оптимизации природы степей. Это растительный покров (по существу — это регулирование БИК) и регулирование влагооборота (стока). Регулирование и изменение других функций ландшафта менее перспективно и менее экономично.

Растительный покров является естественным регулятором географических процессов в руках человека. Его важнейшее свойство — это самовоспроизводство и самоподдержание, в результате чего требуется минимум усилий при создании естественных сообществ.

Растительный покров практически единственный фактор, препятствующий как техногенному, так и естественному выносу химических элементов из ландшафта и способствующий усилению внутриландшафтного круговорота.

Таким образом, высокая интенсивность фотосинтеза и развитый зеленый покров — важнейший показатель оптимальности ландшафта.

Влагооборот — кровеносная система ландшафта, регулятор межкомпонентных и межсистемных связей. Регулирование стока (водные мелиорации) оказывает воздействие на гравитационных перенос материала, испарение, водную миграцию химических элементов, почвообразование, функционирование биоты, биологическую продуктивность.

Технические (инженерные) сооружения и мероприятия по оптимизации следует рассматривать как вспомогательные. Они эффективны лишь в том случае, если «вписываются в ландшафт» и их действия сбалансированы с природными процессами.

Например, сооружение плотины для задержки воды может потерять смысл, если состояние ландшафта (облесенность, интенсивность почвенного смыва и эрозия) таково, что через 10 лет водохранилище полностью заполнится наносами. Инженерное решение проблемы часто не самый лучший выход из сложившейся ситуации.

Восстановление лесов на водораздельных поверхностях более радикальная мера, чем сооружение плотины для защиты от паводков.



Источник: http://biofile.ru/geo/14177.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector