Русский язык славится своим лексическим богатством. Огромная палитра синонимов, выразительные антонимы как материал для эффектных антитез, омонимы – основа изящных каламбуров – все трудно перечислить. Они делают нашу речь емкой и точной. Но вот паронимы многим в этом, напротив, мешают.
Паронимы – это созвучные слова с более или менее разными значениями. Они похоже пишутся и произносятся (но не точь-в-точь одинаково, различаясь хотя бы одной буквой), однако смысл у них разный. Другими словами, паронимы иногда могут быть основой для игры слов, но чаще это причина речевой ошибки.
Паронимы изучают в 10 классе. Этот материал входит в тесты ЕГЭ. Объяснение этого в том, что ошибки такого рода очень распространены, ведь и само явление паронимии нередкое.
Рассмотрим для примера пару слов: “абонент” и “абонемент”. Очевидно, что значение их различно.
Слово “абонент” означает того, кто имеет право постоянно пользоваться какой-то услугой (например, услугой связи). Обычно оно означает владельца телефонного номера, адресата звонка.
Второе слово имеет значение “документ, подтверждающий право на многократное посещение (например, бассейна или библиотеки)”.
- Но это не мешает появлению таких ошибочных употреблений, как “абонемент не отвечает” или “купила абонент в тренажерный зал”.
- Примерами паронимов могут служить пары слов каменный – каменистый, песочный – песчаный, ветреный – ветряной, соседний – соседский.
- Рассмотрим таблицу, в которой разобраны паронимы “соседний” и “соседский”.
соседний | соседский |
Находящийся по соседству | Принадлежащий соседям |
Соседний дом | Соседский кот |
Ошибки “на паронимы” – явление распространенное и повсеместное. Причин этого несколько.
Во-первых, среди паронимов есть иноязычные слова. Иногда говорящий неточно понимает их значение.
Чтобы избежать ошибок, лучше употреблять только те слова, значение и правила употребления которых знаешь абсолютно точно.
Даже если кто-то великолепно знает английский язык и догадывается о значении англицизма, недавно заимствованного русским языком, не стоит его употреблять, не сверив свое мнение о слове с мнением авторитетного словаря или достойного доверия справочного ресурса.
Вторая причина ошибок гораздо менее извинительная. Это обыкновенная речевая небрежность, нежелание утруждаться и обращать внимание на смысловые нюансы.
Возможно, наиболее страдающей от небрежности парой паронимов является “одеть – надеть”.
Эти глаголы различаются употреблением. Одеть можно кого-то во что-то. Например, одеть малыша в комбинезон.
Надеть можно что-то на что-то или на кого-то, в том числе и на себя. Допустим надеть на голову шляпу.
Запомнить это правило поможет известная скороговорка: “Одеть Надежду – надеть одежду”. То есть девочку Надежду одеть (нарядить), а одежду на нее надеть.
Те, кто готовится к ЕГЭ, вероятно, знают, что список паронимов, входящих в экзаменационные задания, можно найти на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.
В любом случае стоит каждое сомнительное слово проверять в толковом словаре, обращая внимание на иллюстрации (примеры употребления слов).
Существуют специальные словари паронимов.
- Мы вышли на крутой песочный обрыв. (Надо: песчаный)
- Почва на нашем поле глиняная. (Надо: глинистая)
- Правый берег реки был лесной. (Надо: лесистый).
Паронимы – это такие слова, которые из-за созвучности могут быть ошибочно заменены одно другим. Чтобы не ошибиться, необходимо четко представлять себе значение слова, которое нужно употребить. О значении слов лучше всего справляться в толковом словаре.
Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 89.
Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/paronimy-primery-s-obyasneniyami-10-klass.html
Словарь паронимов
Онлайн-словарь паронимов со значением слов и примерами.
Словарь паронимов ru-paronym.ru состоит из нескольких известных словарей паронимов авторов О. В. Вишняковой, Н. П. Колесникова, Л. А. Введенской, взятых из открытых источников.
В словарь также вошли паронимические пары из словариков паронимов за разные года, составленных ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.
Словарь содержит почти 1000 пар паронимов с объяснением значения и разницы слов в паре, примерами словосочетаний и предложений употребления паронимов. Отдельным списком представлен словарик паронимов для ЕГЭ.
Что такое паронимы?
Паронимы — слова, похожие по написанию и произношению, но имеющие разное значение. Часто разница в словах наблюдается в одной-двух буквах, из-за этого они очень созвучны. Большинство людей не знают, что слова, которые они часто путают, являются паронимами.
И для многих людей оказывается открытием, что существуют даже собрания таких слов — словари паронимов. Слова, являющиеся паронимами, образуют паронимическую пару. Есть тройки-четвёрки слов, они образуют паронимические ряды.
Большинство паронимов части речи имя существительное и имя прилагательное, меньше глаголов и немного наречий.
Примеры паронимов
Ясность того, что такое паронимы, внесут примеры.
Примеры паронимов, которые чаще всего путают и чаще всего ищут в нашем словаре: абонент — абонемент, адресат — адресант, надеть — одеть, невежа — невежда, проверка — поверка, русский — российский, различие — отличие.
Воспользуйтесь поиском для определения лексического значения слов из этих и других паронимических пар.Примеры паронимов по частям речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие.
Поиск паронимов
ru-paronym.ru — наиболее полный онлайн-словарь паронимов, сервис поиска паронимов по слову и частям речи. Используйте форму поиска или алфавитный указатель для перехода к списку паронимов. Для каждой паронимической пары даются значения слов, объясняется смысл, указывается разница и случаи употребления паронимов в речи.
Виды паронимов
Паронимы можно разделить по морфологическим и лексико-семантическим признакам, по степени близости слов из паронимической пары.
По морфологическому делению выделяются:
- Суффиксальные паронимы — образованы с помощью суффиксов (зрительный и зрительский, цветастый и цветистый);
- Префиксальные паронимы — образованы с помощью суффиксов (опечатать и отпечатать, поглотить и проглотить);
- Корневые паронимы — имеют различные корни и не связаны семантически (абонент и абонемент, невежа и невежда).
По лексико-семантическому делению выделяются:
- Корневые паронимы — имеют разные корни, не имеют семантической связи (экскаватор и эскалатор);
- Аффиксальные паронимы — имеют общий корень и разные приставки, суффиксы (экономический, экономичный);
- Этимологические паронимы — имеют общую этимологию (происхождение),заимствованы из близкородственных языков (ординарный и одинарный).
В словаре паронимов Вишняковой О.В. по степени близости лексические паронимы имеют три разновидности.
- Полные паронимы — однокорневые* слова с ударением на одном и том же слоге, имеющие одинаковые морфологические признаки (одна и та же часть речи, род, вид и т.п.): мелодика и мелодия, земляной и земной;
- Неполные паронимы — однокорневые созвучные слова, имеющие неполное семантическое разделение всех их значений: драматический и драматичный, фантастический и фантастичный;
- Частичные паронимы — однокорневые слова, различающиеся ударением, которые имеют общую понятийно-логическую соотнесённостью: грозный и грозовой, дождевой и дождливый.
* Не путайте однокоренные и однокорневые слова. Однокоренные слова имеют одинаковые корни. Однокорневые слова имеют один корень.
Источник: http://ru-paronym.ru/
Что такое паронимы — примеры предложений из словаря паронимов
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть в русском языке так называемые «ложные братья».
Это одинаковые или близкие по звучанию слова, но которые имеют принципиально разные значения. Официально они называются паронимы.
Термин это греческий — как и многие другие, которые отвечают за красоту языка, будь то аллегория (что это?) или олицетворение, метафора (что это?) и так далее. В дословном переводе состоит из двух половин: «para» (рядом, возле, одинаково) и «onyma» (имя), то есть, можно сказать, «одинаковое имя».
Что такое паронимы на примерах
Паронимы – это слова, сходные по звучанию, но различающиеся по значению и смыслу.
Чаще всего речь идет об однокоренных словах, но у которых разные приставки и суффиксы (это явление называют паронимией). И в зависимости от этого кардинально (или лишь слегка) меняется смысл.
Примеры:
- МУДРЕТЬ и МУДРИТЬ. В первом случае означает набираться ума, становиться более интеллектуально развитым, а во втором речь об излишне заумных идеях. Тут даже оттенки разные, положительное «мудреть» и отрицательное «мудрить».
- ГЕНЕРАЛЬСКИЙ и ГЕНЕРАЛЬНЫЙ. В первом случае речь о конкретном воинском звании, например, генеральский приказ или генеральский мундир, а во втором – это синоним слов «главный, основательный», например, генеральный план или генеральный штаб.
- АБОНЕМЕНТ и АБОНЕНТ. В первом случае речь о праве пользования чем-либо или документе, подразумевающем это право. Например, концертный или библиотечный абонементы. А вот второе слово – это человек, который этим самым абонементом владеет. Например, абонент телефонной сети, учетная карточка абонента).
Из этих примеров также можно сделать вывод, что паронимами могут быть любые части предложения. В первом случае – это глагол, во втором – определение, в третьем – существительное.
Бывают и не однокоренные паронимы (этот феномен называют парономазией). Многим людям такие слова по незнанию кажутся близкими по смыслу или совпадающими. Как пример, название популярной ТВ передачи и другие:
- ПОЕДЕМ и ПОЕДИМ — это два глагола, но образованные от разных слов. Первый является производным от «поехать», а второй — от «поесть».
- ПОЛИС И ПОЛЮС — первое слово означает определенный документ, а второе — точку на карте или где-либо.
- КЛАРНЕТ И КОРНЕТ — первое это музыкальный инструмент, а второе — устаревшее воинское звание.
Согласно словарю паронимов, подобных пар (однокоренных и разнокоренных) в русском языке около 1000.
Сразу оговорюсь, что слов-паронимов может быть больше чем два, хотя чаще всего их рассматривают именно парами. Но существуют и три, и более схожих слов, которые можно отнести к этому классу.
Например, из словаря паронимов, который поставляется с материалами подготовки к ЕГЭ можно почерпнуть такие вот примеры:
Конечно, некоторые из них более известны и чаще используются даже в повседневной речи, а другие можно увидеть разве что на страницах книг.
Как образуются паронимы
Как уже было сказано, паронимы – это в большинстве своем слова, имеющие один и тот же корень, но отличающиеся приставками или суффиксами. Сейчас более подробно расскажем, по какому принципу они строятся.
Суффиксальные
- Суффиксы -н-/-лив- . Например, БЕРЕЖНЫЙ и БЕРЕЖЛИВЫЙ. В первом случае речь об аккуратном отношении к чему-либо, а во втором об экономном.
- Суффиксы -еск-/-н- . Например, ЗРИТЕЛЬСКИЙ и ЗРИТЕЛЬНЫЙ. В первом случае речь именно о зрителе (зрительский зал), а во втором – о зрении (зрительный нерв).
- Суффиксы -аст-/-ист- . Например, ЦВЕТАСТЫЙ и ЦВЕТИСТЫЙ. Тут речь сначала о богатой палитре красок (цветастый ковер), а потом о конкретно цветах как растениях (цветистый луг).
- Суффиксы -ическ-/-ичн- . Например, АРХАИЧЕСКИЙ и АРХАИЧНЫЙ. Тут значения у слов схожие и оба характеризуют старину.
Только в первом случае речь о чем-то вышедшем из моды или употребления (архаический термин). А во втором о чем-то древнем и старинным (архаичный барельеф).
- Суффиксы -вш-/-щ- . Например, ПРОПАВШИЙ И ПРОПАЩИЙ. В первом случае мы понимаем, что человек или вещь потерялись (пропавший башмак).
А во втором речь о моральном падении (пропащий для общества).
Префиксальные паронимы
- Приставки о-/от- . Например, ОПИСКИ и ОТПИСКИ. В первом случае речь об ошибках при написании, а во втором о каких-то документах.
- Приставки по-/про- . Например, ПОГЛОТИТЬ и ПРОГЛОТИТЬ. В обоих случаях глаголы можно заменить синонимом «съесть».
Только в первом случае, это будет звучать в переносном смысле (поглотить компанию), а в другом в прямом (проглотить пирожок).
- Приставки пред-/предо- . Например, ПРЕДСТАВИТЬ и ПРЕДОСТАВИТЬ.
В первом случае речь о воображении (представить будущее) или о вознаграждении (представить к награде), а во втором что-то передается другому лицу (предоставить выбор, предоставить отпуск).
- Приставки у-/о- . Например, УСВОИТЬ и ОСВОИТЬ. В первом случае речь об обучении (усвоить урок), а во втором об использовании чего-то (освоить землю).
- Приставки о-/об.
Например, ОГОВОРИТЬ и ОБГОВОРИТЬ. Оба глагола связаны с речью, но имеют совершенно разную эмоциональную окраску. В первом случае явно негативную (оговорить другого человека), а во втором положительную или нейтральную (обговорить планы на завтра).
Примеры предложений с паронимами из литературы
Самый яркий пример паронимов в русской литературе можно встретить у Грибоедова в «Горе от ума». Помните слова Чацкого:
«Служить бы рад, прислуживаться тошно!»
Здесь в одной емкой фразе сразу два слова, образованных от «служба», но зато какие диаметрально противоположные значения. СЛУЖИТЬ – это нечто благородное (во всяком случае, по мнению Чацкого), а ПРИСЛУЖИВАТЬ – это, наоборот, низкое и недостойное занятие.
Можно, кстати, еще поиграть этим словом. Просто сравните:
- СЛУЖИТЬ (работать), УСЛУЖИТЬ (помочь), ОБСЛУЖИТЬ (из сферы услуг);
- СЛУГА (наемный работник), СЛУЖАКА (так часто называют военных);
- СЛУЖИВЫЙ (опять же военный), УСЛУЖЛИВЫЙ (добрый, льстивый), ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ (персонал).
Другие примеры из литературы:
Одно дело – СЛУШАТЬ. Другое – СЛЫШАТЬ! (М. Цветаева)Жаль, конечно, ПРОПАВШЕГО Шарика. Но меня ПРОПАЩЕГО кто пожалеет? (В. Барковский)
Не пустой и не ПОСТЫЛЫЙ, но усталый и ОСТЫЛЫЙ я сижу (В. Хлебников)
- Примеры предложений с паронимами ДИКТАТ и ДИКТАНТ:
- Предложения из литературы со словами ЗЛОЙ и ЗЛОСТНЫЙ:
- Предложения с СЕКРЕТАРЬ и СЕКРЕТЕР:
- ПРАЗДНИЧНЫЙ — ПРАЗДНЫЙ:
- НЕВЕЖА — НЕВЕЖДА:
Самые проблемные паронимы
Есть целый ряд похожих слов, которые мы часто употребляем в повседневной жизни. Но при этом многие продолжают путать их значения, а соответственно, и говорят не то, что хотели. Или выглядят плохо в глазах других, более образованных собеседников.
ОДЕТЬ – НАДЕТЬ
Наверное, самый «болезненный» пароним. Надо просто раз и навсегда запомнить – одевают кого-то, а надевают на себя. Или по-другому – одевают всегда одушевленное лицо, а надевают неодушевленное. Например, «бабушка одела внука» и «дама надела шляпку».
ИММИГРАЦИЯ – ЭМИГРАЦИЯ
Иммиграция – это въезд в другую страну, а эмиграция – это выезд из своей собственной. Например, «он иммигрировал в Англию» и «он эмигрировал из России».
АДРЕСАТ – АДРЕСАНТ
Оба слова связаны с почтовыми отправлениями. Только адресат – это тот, кто получает. А адресант – кто отправляет.
ГИГИЕНИЧЕСКИЙ – ГИГИЕНИЧНЫЙ
Опять же слова схожие по смыслу и относятся к гигиене. Но гигиенический – это о правилах и средствах, например, гигиенический крем или гигиенические условия труда. А гигиеничный – о каком-то предмете, который соответствует правилам гигиены (гигиеничная обувь).
ДИПЛОМАТ – ДИПЛОМАНТ
В первом случае речь о сотруднике Посольства или о разновидности чемодана. А вот дипломантами называют людей, которые участвовали в каком-то мероприятии и получили за это диплом.
ГАРАНТИРОВАННЫЙ И ГАРАНТИЙНЫЙ
Гарантированный – это нечто утвержденное, что не подлежит сомнению, на что можно всегда рассчитывать (гарантированный доход, гарантированный результат). А гарантийный – содержащий гарантию (письмо, договор, обслуживание).
ВЫБОРОЧНЫЙ и ВЫБОРНЫЙ
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/paronimy-chto-ehto-takoe-primery-predlozhenij-paronimami.html
Что такое паронимы? Примеры
Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением.
Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов. Чтобы избежать этого, узнаем, что такое паронимы.
- Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
- Например, дипломат — это работник посольства или консульства, а дипломант — участник конкурса, фестиваля, отмеченный за свое исполнительское мастерство дипломом.
- Гарантированным (обеспеченным) может быть доход, зарплата, работа, тираж, а гарантийным (содержащим гарантию) назовем письмо, кредит, договор, ремонт.
- Поговорим также о распространённой путанице в употреблении глаголов-паронимов «одеть» и «надеть».
- Глагол одеть сочетается с одушевлёнными существительными, поэтому правильно скажем:
- одеть ребенка, одеть бабушку, одеть куклу Барби.
- Слово надеть употребляется в сочетании с неодушевлёнными существительными:
- надеть кольцо на палец, надеть шляпу, сапоги, варежки.
Перед прогулкой я надел ошейник своей собаке. Мама надела куртку на сына.
Общность в значении паронимов является частичной, поэтому они имеют, как правило, различную сочетаемость с другими словами, например:
- генеральское звание, мундир;
- генеральный план, штаб;
- выборный (относящийся к выборам) участок, выборный представитель;
- выборочная (не сплошная, частичная) проверка, выборочные угодья;
- экономика страны, сельского хозяйства;
- экономия средств, ресурсов;
- хозяйский — относящийся к хозяевам, принадлежащим им (хозяйский двор, дом, отношение, подарок);
- хозяйственный — занятым хозяйством, связанный с хозяйством (хозяйственные вопросы, дела, магазины).
Примеры
Паронимы-существительные
- Адресат — лицо (организация), которому адресовано почтовое отправление; получатель (точный адресат; адресат выбыл);
- адресант — лицо (организация), посылающее почтовое отправление; отправитель (пунктуальный адресант; сообщение адресанта).
- Абонемент — право на пользование чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право (концертный, библиотечный, театральный абонемент);
- абонент — владелец абонемента (абонент телефонной сети, заказ журнала абонентом).
- Двигатель — часть автомобиля, которая приводит его в движение, сила (электрический двигатель);
- движитель — то, что приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса).
- Диктант — вид письменной работы (трудный диктант, объяснительный диктант, диктант с комментариями);
- диктат — требование, продиктованное одной сильной стороной, требующей безусловного выполнения другой, слабой стороной (диктат правящей верхушки).
- Описка — случайная ошибка при письме;
- отписка — ответ, не затрагивающий существа дела.
- Факт — истинное событие, явление, происшествие;
- фактор — причина, движущая сила какого-либо процесса.
Паронимы-прилагательные
- Бережный — заботливый, осторожный (бережное отношение к матери);
- бережливый — экономный, расчётливый (дочь у них бережливая).
- Гигиенический — относящийся к гигиене, основанный на правилах гигиены (гигиенические меры, гигиенические условия труда, гигиенические средства);
- гигиеничный — удовлетворяющий правилам гигиены (гигиеничный костюм, гигиеничная одежда).
- Дружеский — относящийся к друзьям (дружеская встреча, дружеская улыбка);
- дружественный — благожелательный, основанный на дружелюбии; (дружественная обстановка, дружественная страна, политика.)
- Искусный — умелый, хорошо знающий свое дело мастер (искусный ювелир, гончар, плотник; искусные руки);
- искусственный — неприродный (искусственный мех, шёлк, камень).
Паронимы-глаголы
- Иммигрировать — въехать в другую страну для временного или постоянного проживания;
- эмигрировать — выехать из своей страны, переселиться в другую страну.
- Усвоить — уяснить для себя что-то, сделать знание своим, понятным (усвоить новую тему, усвоить правила математики, усвоить манеры хорошего тона; усвоить взгляды, моду, обычай);
- освоить — овладеть чем-нибудь, научиться пользоваться чем-либо, распоряжаться, обрабатывать (освоить метод быстрого чтения, станок, технику, землю, пустыню, целину; освоить производство фарфора).
- Предоставить — отдать в распоряжение, пользование (предоставить выбор, должность, кредит, отпуск, помещение, сведения, место, свободу);
- представить — вручить для ознакомления, познакомить кого-то с кем-то, выдвинуть для поощрения (представить чертеж, документы, отчет, схему, гостя, к награде, сцену из спектакля).
Добавим к этому списку глагольные пары слов-паронимов:
- проглотить — поглотить;
- оговорить — обговорить;
- охладеть — охладить.
Видеоурок
Дополнительные материалы: сайт Википедия, сайт Академик.
Проверьте свои знания, ответив на вопрос теста о паронимах «невежа» и «невежда».
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/leksika/chto-takoe-paronimyi-primeryi.html
Задание 5. Паронимы и их лексическая сочетаемость
Формулировка задания — 2019
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
По окончании ВОЕННОГО училища он сразу попал на фронт. Уральские горы ЛЕСНЫЕ, с глубокими расщелинами и быстрыми речками. У него было своё ЛИЧНОЕ мнение по этому вопросу.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
Бабушка растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.
Правильный ответ: лесистые (лесной — растущий в лесу; лесистый — богатый или обильно поросший лесом). Можно записать ответ в начальной форме (м.р., ед.ч., именительный падеж): лесистый, или в той грамматической форме, в которой слово должно быть в тексте: лесистые.
Что следует знать для выполнения задания
Паронимы — это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения: адресант — адресат; невежа — невежда; одеть — надеть и т.д. Члены паронимических пар • имеют разные лексические значения; • сочетаются с разными словами. Например, требуется определить, в каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1) Петю Трофимова называли «ВЕЧНЫМ студентом». 2) ВЕЧНЫЙ дуб поразил нас своей красотой и величием. 3) Документы были подготовлены для сдачи в архив на ВЕЧНОЕ хранение. 4) Сострадание и гуманность являются ВЕЧНЫМИ жизненными ценностями. Правильный ответ: 2 Чтобы понять разницу в употреблении слов вечный и вековой, нужно попробовать сформулировать их лексические значения, а затем попытаться определить, в чём состоит различие этих значений. Довольно часто правильно сформулировать лексические значения каждого из паронимов позволяет подбор синонимов к ним. Вековой — живущий, существующий столетия, очень долго. Вечный — бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный; постоянно существующий в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчётливо проявляется в сочетаемости их с другими словами.
Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живёт очень долго: вековой дуб — дуб, живущий век, века; вековые традиции — традиции, бытующие очень давно (целый век или века).
Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства: вечные ценности — неизменные; вечный студент — постоянный; вечное хранение — бессрочное.
Алгоритм выполнения задания 1. Внимательно прочитайте предложения. 2. Определите в каждом предложении значение выделенного слова.
3. Подберите к выделенному слову пароним, подставьте его в предложение.
4. Определите, утратило ли предложение смысл.
• если предложение не потеряло своей смысловой цельности — ответ верен; • если смысл предложения изменился — ответ неверен.
Запишите подобранное слово в ответ. За правильный ответ вы получаете 1 первичный балл.
Существует словарь паронимов, специально составленный к ЕГЭ по русскому языку 2016 года. Он содержит почти триста слов, объединенных в почти 120 групп. Часть этих слов не использовалась в заданиях ЕГЭ ранее, часть слов, наоборот, исключена.
Опубликованный ФИПИ словарь является содержательной частью задания 5, то есть в данном задании могут быть приведены только слова из этого словника.
Работа с ним позволит запомнить лексическое значение паронимов и те слова, с которыми они могут сочетаться.
- СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ со значениями слов
- Высотный — многоэтажный, очень высокий: высотное строительство; высотное здание.
Источник: http://www.tetradka.ru/ege/blog/russ/9inogjemvs84nybm8t9q4g8qj
Подготовка к ЕГЭ. Паронимы. Ошибки в употреблении слов-паронимов. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
СЛОВАРИК ПАРОНИМОВ
А
АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ Абонемент. Документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-либо, а также само право на это: библиотечный абонемент; абонемент в театр; абонемент на концерт. Абонент. Тот, кто пользуется абонементом: абонент библиотеки, телефонной сети; абонент не отвечает; аккуратный абонент.
Б
БЕСТАЛАННЫЙ — БЕСТАЛАНТНЫЙ Бесталанный. Несчастный, обездоленный (народно-поэтич.): бесталанный (-ая) человек, друг, головушка, судьба, участь, любовь. Бесталантный. Не имеющий таланта, бездарный: бесталантный (-ая) писатель, художник, книга, специалист, критик, инженер.
БРОДЯЖИЙ — БРОДЯЧИЙ Бродяжий. Относящийся к бродяге; принадлежащий, свойственный бродяге: бродяжий облик, характер, нрав, друг. Бродячий. Постоянно передвигающийся с места на место, кочующий: бродячий (-ая) музыкант, натура, труппа, охотник.
БУДНИЙ — БУДНИЧНЫЙ Будний. Не праздничный, рабочий: будний (-яя, -ее) день, время, пора. Будничный. Предназначенный для будней, повседневный, обыденный: будничный (-ое, -ые) труд, дело, событие, заботы, платье, костюм; а также: однообразный, беспросветный, серый, безрадостный: будничный (-ая, -ое) голос, атмосфера, ответ, жизнь.
В
ВДОХНУТЬ (ВДЫХАТЬ) — ВЗДОХНУТЬ (ВЗДЫХАТЬ)Вдохнуть. Вобрать дыханием: вдохнуть свежий воздух, кислород, дым, запах цветов. В переносном значении: вдохнуть силы в товарища. Вздохнуть. Делать вздохи: вздохнуть с облегчением: а также: отдохнуть, передохнуть: вздохнуть после беготни.
ВОИНСТВЕННЫЙ — ВОИНСТВУЮЩИЙ Воинственный.
Обладающий воинским духом, храбрый: воинственный (-ая, -ое, -ые) народ, кочевники, страна, племена, государство; а также: свойственный воину, решительный, готовый к столкновению: воинственная осанка, воинственные нападки, воинственный характер, тон, спор. * Паронимы (греч.) — разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи. (Примеч. ред.)
Воинствующий. Активный, непримиримый: воинствующий безбожник, гуманист, обыватель, идеализм, материализм.
ВОСПОМИНАНИЕ — НАПОМИНАНИЕ Воспоминание. Мысленное воспроизведение чего-нибудь, сохранившегося в памяти: воспоминание о спектакле; будить воспоминания; предаваться воспоминаниям; а также: записки или рассказы о прошлом: литературные воспоминания, писать воспоминания. Напоминание. Обращение, напоминающее о чем-нибудь: вторичное напоминание, напоминание директора, не дожидаться напоминания.
Г
ГАДКИЙ — ГАДЛИВЫЙ Гадкий. Очень плохой, мерзкий; вызывающий отвращение: гадкий человек, поступок; гадкая ложь, сигара, погода. Гадливый. Полный отвращения, брезгливости к кому- или чему-нибудь: гадливый жест, взгляд: гадливое чувство, животное.
ГАРАНТИЙНЫЙ — ГАРАНТИРОВАННЫЙ Гарантийный. Содержащий гарантию, служащий гарантией: гарантийный (-ая, -ое, -ые) ремонт, мастерская, страхование, срок, обязательство, паспорт, ценные бумаги. Гарантированный. Поддержанные законом, приказом: гарантированные права: гарантированная оплата: а также: обеспеченный — в сочетании со словами: доход, заработок, отдых, старость, будущее.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ — ГАРМОНИЧНЫЙ Гармонический. Относящийся к гармонии (муз.
): гармонический (-ая, -ое, -ие) мажор, тоны, ноты, обработка, стиль, сопровождение) а также: соразмерный, исполненный гармонии: гармонический (-ая, -ое, -ие) человек, фигура, общество, пропорции, целое, развитие.
Гармоничный. То же, что гармонический в значении: соразмерный, исполненный гармонии. Гармоничный человек; гармоничное общество; гармоничный спектакль, стих.
ГЕРОИЗМ — ГЕРОИКА — ГЕРОЙСТВО Героизм. Героический дух, образ действий, присущий герою: трудовой героизм; героизм народа; женский героизм; героизм партизан. Героика.
Героическое содержание, героическая сторона в деятельности, событиях: героика борьбы, труда, жизни, будней, эпохи, времени. Геройство.
Геройское поведение: проявить геройство: геройство солдата; истинное геройство, хвастаться геройством.
ГИПОТЕЗА — ГИПОТЕТИЧНОСТЬ Гипотеза. Научное предположение, еще не доказанное: выдвинуть гипотезу: научная гипотеза; несостоятельность гипотезы;
фантастическая гипотеза; гипотеза о происхождении жизни. Гипотетичность. Предположительность: гипотетичность суждения, версии, утверждения, теории.
ГЛАВНЫЙ — ЗАГЛАВНЫЙ Главный. Самый важный, основной: главная улица, проблема, мысль, забота, роль; а также: старший по положению: главный врач, бухгалтер. Заглавный. Относящийся к заглавию, служащий заглавием: заглавный (-ая) лист, страница, роль, рассказ, буква.
ГНЕВЛИВЫЙ — ГНЕВНЫЙ Гневливый. Склонный к гневу, вспыльчивый: гневливый (-ая, -ое) человек, старик, начальник, натура, характер, существо. Гневный. Охваченный гневом: о любом человеке в состоянии гнева; а также: вызванный гневом, выражающий гнев: гневный взгляд, тон, ответ, протест.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/10/podgotovka-k-ege-paronimy-oshibki-v-upotreblenii-slov
Паронимы список со значениями
АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ Абонемент. Документ,
предоставляющий право на обслуживание, пользование чемлибо, а также само право на это: библиотечный абонемент; абонемент в театр; абонемент на концерт. Абонент. Тот, кто пользуется абонементом: абонент библиотеки, телефонной сети; абонент не отвечает; аккуратный абонент.
БЕСТАЛАННЫЙ — БЕСТАЛАНТНЫЙ Бесталанный. Несчастный,
обездоленный (народно-поэтич.):бесталанный(-ая)человек, друг, головушка, судьба, участь, любовь.Бесталантный. Не имеющий таланта, бездарный: бесталантный(-ая)писатель, художник, книга, специалист, критик, инженер.
БРОДЯЖИЙ — БРОДЯЧИЙ Бродяжий. Относящийся к бродяге; принадлежащий, свойственный бродяге: бродяжий облик, характер, нрав, друг. Бродячий. Постоянно передвигающийся с места на место, кочующий: бродячий (-ая) музыкант, натура, труппа, охотник.
БУДНИЙ — БУДНИЧНЫЙ Будний. Не праздничный, рабочий: будний (-яя, -ее) день, время, пора. Будничный. Предназначенный для будней, повседневный, обыденный: будничный (-ое, -ые) труд, дело, событие, заботы, платье, костюм; а также: однообразный, беспросветный, серый, безрадостный: будничный (-ая, -ое) голос, атмосфера, ответ, жизнь.
ВДОХНУТЬ (ВДЫХАТЬ) — ВЗДОХНУТЬ (ВЗДЫХАТЬ) Вдохнуть.
Вобрать дыханием: вдохнуть свежий воздух, кислород, дым, запах цветов. В переносном значении: вдохнуть силы в товарища. Вздохнуть. Делать вздохи: вздохнуть с облегчением: а также: отдохнуть, передохнуть: вздохнуть после беготни.
ВОИНСТВЕННЫЙ — ВОИНСТВУЮЩИЙ Воинственный.
Обладающий воинским духом, храбрый: воинственный (-ая,-ое,- ые) народ, кочевники, страна, племена, государство; а также: свойственный воину, решительный, готовый к столкновению: воинственная осанка, воинственные нападки, воинственный характер, тон, спор. *Воинствующий. Активный, непримиримый: воинствующий безбожник, гуманист, обыватель, идеализм, материализм.
ВОСПОМИНАНИЕ — НАПОМИНАНИЕ Воспоминание. Мысленное воспроизведение чего-нибудь, сохранившегося в памяти: воспоминание о спектакле; будить воспоминания; предаваться воспоминаниям; а также: записки или рассказы о прошлом: литературные воспоминания, писать воспоминания. Напоминание. Обращение, напоминающее о чем-нибудь: вторичное напоминание, напоминание директора, не дожидаться напоминания.
ГАДКИЙ — ГАДЛИВЫЙ Гадкий. Очень плохой, мерзкий; вызывающий отвращение: гадкий человек, поступок; гадкая ложь, сигара, погода.Гадливый. Полный отвращения, брезгливости к комуиличему-нибудь:гадливый жест, взгляд: гадливое чувство, животное.
ГАРАНТИЙНЫЙ — ГАРАНТИРОВАННЫЙ Гарантийный.
Содержащий гарантию, служащий гарантией: гарантийный (-ая,- ое,-ые)ремонт, мастерская, страхование, срок, обязательство, паспорт, ценные бумаги.Гарантированный. Поддержанные законом, приказом: гарантированные права: гарантированная оплата: а также: обеспеченный — в сочетании со словами: доход, заработок, отдых, старость, будущее.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ — ГАРМОНИЧНЫЙ Гармонический.
Относящийся к гармонии (муз.): гармонический (-ая,-ое,-ие)мажор, тоны, ноты, обработка, стиль, сопровождение) а также: соразмерный, исполненный гармонии: гармонический(-ая,-ое,- ие) человек, фигура, общество, пропорции, целое, развитие.Гармоничный. То же, что гармонический в значении: соразмерный, исполненный гармонии. Гармоничный человек; гармоничное общество; гармоничный спектакль, стих.
ГЕРОИЗМ — ГЕРОИКА — ГЕРОЙСТВО Героизм. Героический дух,
образ действий, присущий герою: трудовой героизм; героизм народа; женский героизм; героизм партизан. Героика. Героическое содержание, героическая сторона в деятельности, событиях: героика борьбы, труда, жизни, будней, эпохи, времени. Геройство. Геройское поведение: проявить геройство: геройство солдата; истинное геройство, хвастаться геройством.
ГИПОТЕЗА — ГИПОТЕТИЧНОСТЬ Гипотеза. Научное предположение, еще не доказанное: выдвинуть гипотезу: научная гипотеза; несостоятельность гипотезы; фантастическая гипотеза; гипотеза о происхождении жизни. Гипотетичность. Предположительность: гипотетичность суждения, версии, утверждения, теории.
ГЛАВНЫЙ — ЗАГЛАВНЫЙ Главный. Самый важный, основной: главная улица, проблема, мысль, забота, роль; а также: старший по положению: главный врач, бухгалтер. Заглавный. Относящийся к заглавию, служащий заглавием: заглавный (-ая) лист, страница, роль, рассказ, буква.
ГНЕВЛИВЫЙ — ГНЕВНЫЙ Гневливый. Склонный к гневу,
вспыльчивый: гневливый (-ая,-ое)человек, старик, начальник, натура, характер, существо.Гневный. Охваченный гневом: о любом человеке в состоянии гнева; а также: вызванный гневом, выражающий гнев: гневный взгляд, тон, ответ, протест.
Источник: https://zna4enie.ru/opredelenie/paronimy-spisok-so-znachenijami.html
Конспект урока на тему "Паронимы. Разграничение значений и употребление паронимов»
- ГОУ гимназия № 1582
- Разработка урока русского языка
- для учащихся 6 класса
Тема урока: «Лексика. Паронимы. Разграничение значений
и употребления паронимов»
Автор урока: учитель русского языка и литературы
Семёнова И.В.
- Тип урока: урок-исследование
- Цель урока: научить различать значения паронимов и правильно употреблять
- их в речи;
- воспитывать чувство восхищения красотой грамотной русской речи;
- развивать образное и абстрактное мышление, совершенствовать
- языковой вкус.
- Задачи урока:
- обучение грамотной речи;
- обучение правильному лексическому анализу;
- обучение правильному формулированию проблемы;
- развитие навыка планирования учебных действий;
- пополнение и активизация словаря;
- развитие монологической речи.
- Виды учебной деятельности:
- поисковая, познавательная деятельность;
- чередование индивидуальной и групповой работы;
- решение лингвистических задач; сопоставление;
- работа со справочной литературой (с «Толковым словарём паронимов
- русского языка»); обобщение.
- Методы работы: исследовательский, эвристический.
- Обоснование выбора технологии обучения на уроке:
практика преподавания русского языка показывает, что решать проблему разграничения значений и употребления паронимов возможно при условии осознания детьми этой проблемы, поэтому выявление проблемы, её постановка, разработка учебных действий — важные составляющие такого урока. Наблюдение над примерами употребления паронимов, соотнесение примеров правильного употребления с ошибочными вариантами, построение выводов являются необходимыми компонентами урока поисковой лаборатории.
………………………………………………………………………………………………………………………………….
- Начало урока. Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.
- ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ!
- Учитель: В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил:
- «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и
- пустырь: пустошь распахивают, а пустырь застраивают».
- Как вы понимаете замечание писателя?
- Задание:
— Пустошь и пустырь — они похожи? Чем? Укажите разницу
- в словоупотреблении:
- Пустошь пустырь
- ?
- лугов(ая, ой)
- городск(ая, ой)
- застроить
- засеять
- раскорчевать
- благоухающ(ая, ий)
Дети составляют словосочетания: луговая пустошь, городской пустырь, застроить пустырь, засеять пустошь, раскорчевать пустошь, благоухающая пустошь.
Учитель: Встречались ли вам такие слова? Чем похожи эти слова?
Чем различаются эти слова?
А знаете ли, как они называются?
………………………………………..
Учитель: Слова «пустошь» и «пустырь» — паронимы.
Сможете дать определение понятия? Давайте разбираться.
- Дети, какую цель мы сегодня поставим перед собой?
- Ученики: Может быть, надо узнать, что такое паронимы, научиться
- отличать их от других похожих слов, научиться различать
- их значения и правильно употреблять эти слова.
Учитель: Хорошо. С чего лучше начать?
- Ученики: Наверное, с наблюдения.
- Учитель предлагает рассмотреть раздаточный материал — листы с материалом
- для наблюдения.
- I этап урока
- Учитель: Рассмотрите таблицу. Что общего в предлагаемых к
- рассмотрению словах первой, второй и третьей группы
и чем они различаются? Работаем в группах.
? | ? | ? |
студёный ключ — стальной ключ | печальный, грустный, унылый | одевать ребёнка — надевать плащ |
горький лук — тугой лук | смеялся, хохотал | праздничный день – праздная жизнь |
строевая песня — строевой лес | смотреть, глядеть | известный танцовщик — умелый танцор |
прилетела овсянка — тарелка овсянки | здесь, тут |
|
миру нужен мир | рыбак, рыболов, рыбарь |
|
настроил много мостов – настроил гитару | лицо, лик | обрывок верёвки — отрывок из рассказа |
творческий союз художников – подчинительный союз | жилище, жильё |
|
наточил косу — заплела косу | окаймлять, обрамлять |
|
Ученики: По нашим наблюдениям, в первой группе собраны слова
похожих корней, они близки по звучанию, а по смыслу не
совпадают. Это омонимы.
Во второй группе слова имеют разные корни, хотя могут
быть и однокоренными, а вот по смыслу они близки, так как
различаются только оттенками значений. Это синонимы.
В третьей группе слова однокоренные, но по смыслу не
совпадают. Можно догадаться, что это и есть паронимы.
- Учитель: Верно, в первой группе омонимы, во второй — синонимы,
- в третьей паронимы. Давайте попробуем сформулировать
- определение этого понятия.
- Ученики предлагают свои варианты определения.
- II этап урока
- Учитель: Вставьте подходящие по смыслу слова (раздаточный материал,
- лист № 2).
Паронимы — это слова, близкие _________________(по звучанию), но не совпадающие по смыслу. Часто как паронимы выступают ____________ (однокоренные) слова, имеющие разные суффиксы и приставки, а следовательно, различающиеся по значению.
- Учитель: Из каждой группы слов выберите паронимы, зачеркнув
- ненужное. Как вы докажете, что выбранные слова —
- паронимы?
- Обидный, оскорбительный, приятный, уважительный, обидчивый.
- Удачливый, невезучий, удачный, счастливый.
- Успех, признание, забвение, признательность.
Учитель: Соедините паронимы с теми словами, с которыми они
сочетаются лексически и грамматически (работа парами).
цветочный |
|
цветущий |
ветреный |
|
ветряной |
заплатить |
|
оплатить |
- Ученики работают в парах, в случаях затруднений обращаются за помощью к толковым словарям паронимов (словари находятся на партах), читают составленные словосочетания.
- Учитель: Однажды в библиотеке библиотекарь был удивлён, когда
- школьник попросил выдать ему книгу по абоненту.
- Почему произошло недоразумение? Какой вывод следует
- сделать человеку, не желающему оказаться в смешном
- положении?
- Ученики: Наверное, надо научиться различать значения паронимов
- и уметь правильно их употреблять.
- Учитель: Выберите правильный вариант.
- Я получил книги по межбиблиотечному (абоненту, абонементу).
- Он стал (абонентом, абонементом) нашей библиотеки
- в прошлом году.
- Для справки:
- найдите ответ на вопрос о правильном употреблении в толковом словаре паронимов (словари находятся на партах):
- Абонемент – документ, удостоверяющий право владельца на регулярное
- обслуживание, пользование чем-либо.
- Театральный, концертный абонемент.
- Абонемент в консерваторию, в бассейн, в спортзал.
- Приобрести, покупать, потерять абонемент.
- Абонент – тот, кто пользуется абонементом
(лицо, учреждение, предприятие и т.д.)
- Абонент телефонной сети.
- Абонент библиотеки.
- Учитель: Выберите правильный вариант.
- Он настоящий мастер – (искусственный, искусный) краснодеревщик.
- Ему надо сделать (искусственное, искусное) дыхание.
- На этом празднике царит (искусственное, искусное) веселье.
- Для справки (справочный материал из толкового словаря паронимов):
- Искусный – обладающий высоким мастерством в чём-либо, умелый,
- опытный.
- Искусный ювелир, хирург.
- Искусный повар, модельер.
- Искусный – выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.
Искусная работа, отделка, резьба, вышивка. Искусное изделие.
- Искусственный – не природный, сделанный наподобие настоящего, подлинного.
- Искусственный интеллект.
- Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдений:
- паронимы – однокоренные слова, которые обычно принадлежат к одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями;
- смысловые различия между паронимами вызывают трудности при их употреблении;
- надо знать, какой из паронимов правильнее употребить в определённом сочетании; ответы на многие вопросы можно найти в «Толковом словаре паронимов русского языка».
- те люди, которые стремятся точно и грамматически правильно выражать свои мысли, часто обращаются к толковым словарям.
III этап
Рефлексивная пауза. Осмысление учебных действий.
- Учитель: Давайте подумаем, как мы пришли к выводу по теме урока?
- Что мы для этого делали?
- Ученики рассуждают о своих наблюдениях, вспоминают, как прояснялись неясные вопросы, анализируют собранные данные, готовят в группах анализ проделанной работы.
- Учитель: Как вы думаете, можно ли паронимию считать интересным
- языковым явлением?
- Ученики ответили, что паронимия — интересное языковое явление.
- Учитель: Использование паронимов в речи помогает передать тонкие
- оттенки значений.
- IV этап
- Закрепление новых знаний.
- Учитель: Прочитайте текст и выполните задания
- Медведица кая
- После дождливого дня по влажной песчаной тропе ползёт одинокая Медведица кая.
Она ползёт медленно и упорно и только ёжится, если падает на неё с неба запоздалая дождевая капля. Медведица кая и не смотрит в небо. Потом, когда она станет бабочкой, ещё насмотрится, налетается. А сейчас ей надо ползти.
Тихо в лесу. Лишь вдали одиночная трель нарушила звенящую тишину.
- С веток падают тяжёлые капли.
- Сладкий запах таволги вместе с туманом стелется над болотом.
- По влажной песчаной тропе ползёт мохнатая гусеница Медведица кая.
- (По Ю. Ковалю)
- Найдите словосочетания с паронимами.
- Сделайте морфемный разбор паронимов (в тексте).
- Ученики выполняют задание индивидуально.
- Учитель: В литературе известен приём паронимического
- противопоставления. Предлагаю для языкового анализа
- четверостишие поэта К.Ваншенкина:
- Пусть и впредь в нашей долгой судьбе
- Гордость с нами идёт, как доныне.
- Я желаю тебе и себе –
- Больше гордости, меньше гордыни.
- Ученики работают в группах, предлагают истолкование лирического текста, объясняют, что нельзя смешивать понятия «гордость» и «гордыня», проясняют смысл сопоставления паронимов.
- 6
Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-paronimy-razghranichieniie-znachienii-i-upotrieblieniie-paronimov