Паронимы в русском языке, их значение и употребление, примеры

Русский язык славится своим лексическим богатством. Огромная палитра синонимов, выразительные антонимы как материал для эффектных антитез, омонимы – основа изящных каламбуров – все трудно перечислить. Они делают нашу речь емкой и точной. Но вот паронимы многим в этом, напротив, мешают.
Паронимы в русском языке, их значение и употребление, примеры

Паронимы – это созвучные слова с более или менее разными значениями. Они похоже пишутся и произносятся (но не точь-в-точь одинаково, различаясь хотя бы одной буквой), однако смысл у них разный. Другими словами, паронимы иногда могут быть основой для игры слов, но чаще это причина речевой ошибки.

Паронимы изучают в 10 классе. Этот материал входит в тесты ЕГЭ. Объяснение этого в том, что ошибки такого рода очень распространены, ведь и само явление паронимии нередкое.

Рассмотрим для примера пару слов: “абонент” и “абонемент”. Очевидно, что значение их различно.

Слово “абонент” означает того, кто имеет право постоянно пользоваться какой-то услугой (например, услугой связи). Обычно оно означает владельца телефонного номера, адресата звонка.

Второе слово имеет значение “документ, подтверждающий право на многократное посещение (например, бассейна или библиотеки)”.

  • Но это не мешает появлению таких ошибочных употреблений, как “абонемент не отвечает” или “купила абонент в тренажерный зал”.
  • Примерами паронимов могут служить пары слов каменный – каменистый, песочный – песчаный, ветреный – ветряной, соседний – соседский.
  • Рассмотрим таблицу, в которой разобраны паронимы “соседний” и “соседский”.
соседний соседский
Находящийся по соседству Принадлежащий соседям
Соседний дом Соседский кот

Ошибки “на паронимы” – явление распространенное и повсеместное. Причин этого несколько.

Во-первых, среди паронимов есть иноязычные слова. Иногда говорящий неточно понимает их значение.

Чтобы избежать ошибок, лучше употреблять только те слова, значение и правила употребления которых знаешь абсолютно точно.

Даже если кто-то великолепно знает английский язык и догадывается о значении англицизма, недавно заимствованного русским языком, не стоит его употреблять, не сверив свое мнение о слове с мнением авторитетного словаря или достойного доверия справочного ресурса.

Вторая причина ошибок гораздо менее извинительная. Это обыкновенная речевая небрежность, нежелание утруждаться и обращать внимание на смысловые нюансы.

Возможно, наиболее страдающей от небрежности парой паронимов является “одеть – надеть”.

Эти глаголы различаются употреблением. Одеть можно кого-то во что-то. Например, одеть малыша в комбинезон.

Надеть можно что-то на что-то или на кого-то, в том числе и на себя. Допустим надеть на голову шляпу.

Запомнить это правило поможет известная скороговорка: “Одеть Надежду – надеть одежду”. То есть девочку Надежду одеть (нарядить), а одежду на нее надеть.

Те, кто готовится к ЕГЭ, вероятно, знают, что список паронимов, входящих в экзаменационные задания, можно найти на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.

В любом случае стоит каждое сомнительное слово проверять в толковом словаре, обращая внимание на иллюстрации (примеры употребления слов).

Существуют специальные словари паронимов.

  • Мы вышли на крутой песочный обрыв. (Надо: песчаный)
  • Почва на нашем поле глиняная. (Надо: глинистая)
  • Правый берег реки был лесной. (Надо: лесистый).

Паронимы – это такие слова, которые из-за созвучности могут быть ошибочно заменены одно другим. Чтобы не ошибиться, необходимо четко представлять себе значение слова, которое нужно употребить. О значении слов лучше всего справляться в толковом словаре.

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 89.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/paronimy-primery-s-obyasneniyami-10-klass.html

Словарь паронимов

Онлайн-словарь паронимов со значением слов и примерами.

Словарь паронимов ru-paronym.ru состоит из нескольких известных словарей паронимов авторов О. В. Вишняковой, Н. П. Колесникова, Л. А. Введенской, взятых из открытых источников.

В словарь также вошли паронимические пары из словариков паронимов за разные года, составленных ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.

Словарь содержит почти 1000 пар паронимов с объяснением значения и разницы слов в паре, примерами словосочетаний и предложений употребления паронимов. Отдельным списком представлен словарик паронимов для ЕГЭ.

Что такое паронимы?

Паронимы — слова, похожие по написанию и произношению, но имеющие разное значение. Часто разница в словах наблюдается в одной-двух буквах, из-за этого они очень созвучны. Большинство людей не знают, что слова, которые они часто путают, являются паронимами.

И для многих людей оказывается открытием, что существуют даже собрания таких слов — словари паронимов. Слова, являющиеся паронимами, образуют паронимическую пару. Есть тройки-четвёрки слов, они образуют паронимические ряды.

Большинство паронимов части речи имя существительное и имя прилагательное, меньше глаголов и немного наречий.

Примеры паронимов

Ясность того, что такое паронимы, внесут примеры.

Примеры паронимов, которые чаще всего путают и чаще всего ищут в нашем словаре: абонент — абонемент, адресат — адресант, надеть — одеть, невежа — невежда, проверка — поверка, русский — российский, различие — отличие.

Воспользуйтесь поиском для определения лексического значения слов из этих и других паронимических пар.Примеры паронимов по частям речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие.

Поиск паронимов

ru-paronym.ru — наиболее полный онлайн-словарь паронимов, сервис поиска паронимов по слову и частям речи. Используйте форму поиска или алфавитный указатель для перехода к списку паронимов. Для каждой паронимической пары даются значения слов, объясняется смысл, указывается разница и случаи употребления паронимов в речи.

Виды паронимов

Паронимы можно разделить по морфологическим и лексико-семантическим признакам, по степени близости слов из паронимической пары.

Паронимы в русском языке, их значение и употребление, примеры

По морфологическому делению выделяются:

  1. Суффиксальные паронимы — образованы с помощью суффиксов (зрительный и зрительский, цветастый и цветистый);
  2. Префиксальные паронимы — образованы с помощью суффиксов (опечатать и отпечатать, поглотить и проглотить);
  3. Корневые паронимы — имеют различные корни и не связаны семантически (абонент и абонемент, невежа и невежда).

По лексико-семантическому делению выделяются:

  1. Корневые паронимы — имеют разные корни, не имеют семантической связи (экскаватор и эскалатор);
  2. Аффиксальные паронимы — имеют общий корень и разные приставки, суффиксы (экономический, экономичный);
  3. Этимологические паронимы — имеют общую этимологию (происхождение),заимствованы из близкородственных языков (ординарный и одинарный).

В словаре паронимов Вишняковой О.В. по степени близости лексические паронимы имеют три разновидности.

  1. Полные паронимы — однокорневые* слова с ударением на одном и том же слоге, имеющие одинаковые морфологические признаки (одна и та же часть речи, род, вид и т.п.): мелодика и мелодия, земляной и земной;
  2. Неполные паронимы — однокорневые созвучные слова, имеющие неполное семантическое разделение всех их значений: драматический и драматичный, фантастический и фантастичный;
  3. Частичные паронимы — однокорневые слова, различающиеся ударением, которые имеют общую понятийно-логическую соотнесённостью: грозный и грозовой, дождевой и дождливый.

* Не путайте однокоренные и однокорневые слова. Однокоренные слова имеют одинаковые корни. Однокорневые слова имеют один корень.

Источник: http://ru-paronym.ru/

Что такое паронимы — примеры предложений из словаря паронимов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть в русском языке так называемые «ложные братья».

Это одинаковые или близкие по звучанию слова, но которые имеют принципиально разные значения. Официально они называются паронимы.

Термин это греческий — как и многие другие, которые отвечают за красоту языка, будь то аллегория (что это?) или олицетворение, метафора (что это?) и так далее. В дословном переводе состоит из двух половин: «para» (рядом, возле, одинаково) и «onyma» (имя), то есть, можно сказать, «одинаковое имя».

Что такое паронимы на примерах

Паронимы – это слова, сходные по звучанию, но различающиеся по значению и смыслу.

Чаще всего речь идет об однокоренных словах, но у которых разные приставки и суффиксы (это явление называют паронимией). И в зависимости от этого кардинально (или лишь слегка) меняется смысл.

Примеры:

  1. МУДРЕТЬ и МУДРИТЬ. В первом случае означает набираться ума, становиться более интеллектуально развитым, а во втором речь об излишне заумных идеях. Тут даже оттенки разные, положительное «мудреть» и отрицательное «мудрить».
  2. ГЕНЕРАЛЬСКИЙ и ГЕНЕРАЛЬНЫЙ. В первом случае речь о конкретном воинском звании, например, генеральский приказ или генеральский мундир, а во втором – это синоним слов «главный, основательный», например, генеральный план или генеральный штаб.
  3. АБОНЕМЕНТ и АБОНЕНТ. В первом случае речь о праве пользования чем-либо или документе, подразумевающем это право. Например, концертный или библиотечный абонементы. А вот второе слово – это человек, который этим самым абонементом владеет. Например, абонент телефонной сети, учетная карточка абонента).

Из этих примеров также можно сделать вывод, что паронимами могут быть любые части предложения. В первом случае – это глагол, во втором – определение, в третьем – существительное.

Бывают и не однокоренные паронимы (этот феномен называют парономазией). Многим людям такие слова по незнанию кажутся близкими по смыслу или совпадающими. Как пример, название популярной ТВ передачи и другие:

  1. ПОЕДЕМ и ПОЕДИМ — это два глагола, но образованные от разных слов. Первый является производным от «поехать», а второй — от «поесть».
  2. ПОЛИС И ПОЛЮС — первое слово означает определенный документ, а второе — точку на карте или где-либо.
  3. КЛАРНЕТ И КОРНЕТ — первое это музыкальный инструмент, а второе — устаревшее воинское звание.

Согласно словарю паронимов, подобных пар (однокоренных и разнокоренных) в русском языке около 1000.

Сразу оговорюсь, что слов-паронимов может быть больше чем два, хотя чаще всего их рассматривают именно парами. Но существуют и три, и более схожих слов, которые можно отнести к этому классу.

Например, из словаря паронимов, который поставляется с материалами подготовки к ЕГЭ можно почерпнуть такие вот примеры:

Конечно, некоторые из них более известны и чаще используются даже в повседневной речи, а другие можно увидеть разве что на страницах книг.

Читайте также:  Описание скелета человека с названием костей, функции скелета, основной и добавочный скелет

Как образуются паронимы

Как уже было сказано, паронимы – это в большинстве своем слова, имеющие один и тот же корень, но отличающиеся приставками или суффиксами. Сейчас более подробно расскажем, по какому принципу они строятся.

Суффиксальные

  1. Суффиксы -н-/-лив- . Например, БЕРЕЖНЫЙ и БЕРЕЖЛИВЫЙ. В первом случае речь об аккуратном отношении к чему-либо, а во втором об экономном.
  2. Суффиксы -еск-/-н- . Например, ЗРИТЕЛЬСКИЙ и ЗРИТЕЛЬНЫЙ. В первом случае речь именно о зрителе (зрительский зал), а во втором – о зрении (зрительный нерв).

  3. Суффиксы -аст-/-ист- . Например, ЦВЕТАСТЫЙ и ЦВЕТИСТЫЙ. Тут речь сначала о богатой палитре красок (цветастый ковер), а потом о конкретно цветах как растениях (цветистый луг).
  4. Суффиксы -ическ-/-ичн- . Например, АРХАИЧЕСКИЙ и АРХАИЧНЫЙ. Тут значения у слов схожие и оба характеризуют старину.

    Только в первом случае речь о чем-то вышедшем из моды или употребления (архаический термин). А во втором о чем-то древнем и старинным (архаичный барельеф).

  5. Суффиксы -вш-/-щ- . Например, ПРОПАВШИЙ И ПРОПАЩИЙ. В первом случае мы понимаем, что человек или вещь потерялись (пропавший башмак).

    А во втором речь о моральном падении (пропащий для общества).

Префиксальные паронимы

  1. Приставки о-/от- . Например, ОПИСКИ и ОТПИСКИ. В первом случае речь об ошибках при написании, а во втором о каких-то документах.
  2. Приставки по-/про- . Например, ПОГЛОТИТЬ и ПРОГЛОТИТЬ. В обоих случаях глаголы можно заменить синонимом «съесть».

    Только в первом случае, это будет звучать в переносном смысле (поглотить компанию), а в другом в прямом (проглотить пирожок).

  3. Приставки пред-/предо- . Например, ПРЕДСТАВИТЬ и ПРЕДОСТАВИТЬ.

    В первом случае речь о воображении (представить будущее) или о вознаграждении (представить к награде), а во втором что-то передается другому лицу (предоставить выбор, предоставить отпуск).

  4. Приставки у-/о- . Например, УСВОИТЬ и ОСВОИТЬ. В первом случае речь об обучении (усвоить урок), а во втором об использовании чего-то (освоить землю).
  5. Приставки о-/об.

    Например, ОГОВОРИТЬ и ОБГОВОРИТЬ. Оба глагола связаны с речью, но имеют совершенно разную эмоциональную окраску. В первом случае явно негативную (оговорить другого человека), а во втором положительную или нейтральную (обговорить планы на завтра).

Примеры предложений с паронимами из литературы

Самый яркий пример паронимов в русской литературе можно встретить у Грибоедова в «Горе от ума». Помните слова Чацкого:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно!»

Здесь в одной емкой фразе сразу два слова, образованных от «служба», но зато какие диаметрально противоположные значения. СЛУЖИТЬ – это нечто благородное (во всяком случае, по мнению Чацкого), а ПРИСЛУЖИВАТЬ – это, наоборот, низкое и недостойное занятие.

Можно, кстати, еще поиграть этим словом. Просто сравните:

  1. СЛУЖИТЬ (работать), УСЛУЖИТЬ (помочь), ОБСЛУЖИТЬ (из сферы услуг);
  2. СЛУГА (наемный работник), СЛУЖАКА (так часто называют военных);
  3. СЛУЖИВЫЙ (опять же военный), УСЛУЖЛИВЫЙ (добрый, льстивый), ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ (персонал).

Другие примеры из литературы:

Одно дело – СЛУШАТЬ. Другое – СЛЫШАТЬ! (М. Цветаева)Жаль, конечно, ПРОПАВШЕГО Шарика. Но меня ПРОПАЩЕГО кто пожалеет? (В. Барковский)

Не пустой и не ПОСТЫЛЫЙ, но усталый и ОСТЫЛЫЙ я сижу (В. Хлебников)

  • Примеры предложений с паронимами ДИКТАТ и ДИКТАНТ:
  • Предложения из литературы со словами ЗЛОЙ и ЗЛОСТНЫЙ:
  • Предложения с СЕКРЕТАРЬ и СЕКРЕТЕР:
  • ПРАЗДНИЧНЫЙ — ПРАЗДНЫЙ:
  • НЕВЕЖА — НЕВЕЖДА:

Самые проблемные паронимы

Есть целый ряд похожих слов, которые мы часто употребляем в повседневной жизни. Но при этом многие продолжают путать их значения, а соответственно, и говорят не то, что хотели. Или выглядят плохо в глазах других, более образованных собеседников.

ОДЕТЬ – НАДЕТЬ

Наверное, самый «болезненный» пароним. Надо просто раз и навсегда запомнить – одевают кого-то, а надевают на себя. Или по-другому – одевают всегда одушевленное лицо, а надевают неодушевленное. Например, «бабушка одела внука» и «дама надела шляпку».

ИММИГРАЦИЯ – ЭМИГРАЦИЯ

Иммиграция – это въезд в другую страну, а эмиграция – это выезд из своей собственной. Например, «он иммигрировал в Англию» и «он эмигрировал из России».

АДРЕСАТ – АДРЕСАНТ

Оба слова связаны с почтовыми отправлениями. Только адресат – это тот, кто получает. А адресант – кто отправляет.

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ – ГИГИЕНИЧНЫЙ

Опять же слова схожие по смыслу и относятся к гигиене. Но гигиенический – это о правилах и средствах, например, гигиенический крем или гигиенические условия труда. А гигиеничный – о каком-то предмете, который соответствует правилам гигиены (гигиеничная обувь).

ДИПЛОМАТ – ДИПЛОМАНТ

В первом случае речь о сотруднике Посольства или о разновидности чемодана. А вот дипломантами называют людей, которые участвовали в каком-то мероприятии и получили за это диплом.

ГАРАНТИРОВАННЫЙ И ГАРАНТИЙНЫЙ

Гарантированный – это нечто утвержденное, что не подлежит сомнению, на что можно всегда рассчитывать (гарантированный доход, гарантированный результат). А гарантийный – содержащий гарантию (письмо, договор, обслуживание).

ВЫБОРОЧНЫЙ и ВЫБОРНЫЙ

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/paronimy-chto-ehto-takoe-primery-predlozhenij-paronimami.html

Что такое паронимы? Примеры

Паронимы — это сло­ва, близ­кие по зву­ча­нию, но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся частич­но или пол­но­стью зна­че­ни­ем.

Иногда в нашей речи встре­ча­ют­ся сло­ва, похо­жие по зву­ча­нию, но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся оттен­ка­ми зна­че­ния или вовсе раз­ные по семан­ти­ке. Среди лек­си­че­ских оши­бок, вызван­ных незна­ни­ем точ­но­го зна­че­ния сло­ва, наи­бо­лее часто встре­ча­ют­ся ошиб­ки, свя­зан­ные с нераз­гра­ни­че­ни­ем, или сме­ше­ни­ем паро­ни­мов. Чтобы избе­жать это­го, узна­ем, что такое паро­ни­мы.

  • Паронимами мож­но назвать как одно­ко­рен­ные, так и близ­кие по зву­ча­нию сло­ва, кото­рые при всей сво­ей похо­же­сти всё же раз­ли­ча­ют­ся оттен­ка­ми зна­че­ния или обо­зна­ча­ют раз­ные реа­лии дей­стви­тель­но­сти.
  • Например, дипло­мат — это работ­ник посоль­ства или кон­суль­ства, а дипло­мант — участ­ник кон­кур­са, фести­ва­ля, отме­чен­ный за свое испол­ни­тель­ское мастер­ство дипло­мом.
  • Гарантированным (обес­пе­чен­ным) может быть доход, зар­пла­та, рабо­та, тираж, а гаран­тий­ным (содер­жа­щим гаран­тию) назо­вем пись­мо, кре­дит, дого­вор, ремонт.
  • Поговорим так­же о рас­про­стра­нён­ной пута­ни­це в упо­треб­ле­нии глаголов-паронимов «одеть» и «надеть».
  • Глагол одеть соче­та­ет­ся с оду­шев­лён­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми, поэто­му пра­виль­но ска­жем:
  • одеть ребен­ка, одеть бабуш­ку, одеть кук­лу Барби.
  • Слово надеть упо­треб­ля­ет­ся в соче­та­нии с неоду­шев­лён­ны­ми суще­стви­тель­ны­ми:
  • надеть коль­цо на палец, надеть шля­пу, сапо­ги, вареж­ки.

Перед про­гул­кой я надел ошей­ник сво­ей соба­ке. Мама наде­ла курт­ку на сына.

Общность в зна­че­нии паро­ни­мов явля­ет­ся частич­ной, поэто­му они име­ют, как пра­ви­ло, раз­лич­ную соче­та­е­мость с дру­ги­ми сло­ва­ми, напри­мер:

  • гене­раль­ское зва­ние, мун­дир;
  • гене­раль­ный план, штаб;
  • выбор­ный (отно­ся­щий­ся к выбо­рам) уча­сток, выбор­ный пред­ста­ви­тель;
  • выбо­роч­ная (не сплош­ная, частич­ная) про­вер­ка, выбо­роч­ные уго­дья;
  • эко­но­ми­ка стра­ны, сель­ско­го хозяй­ства;
  • эко­но­мия средств, ресур­сов;
  • хозяй­ский — отно­ся­щий­ся к хозя­е­вам, при­над­ле­жа­щим им (хозяй­ский двор, дом, отно­ше­ние, пода­рок);
  • хозяй­ствен­ный — заня­тым хозяй­ством, свя­зан­ный с хозяй­ством (хозяй­ствен­ные вопро­сы, дела, мага­зи­ны).

Примеры

Паронимы-существительные

  • Адресат — лицо (орга­ни­за­ция), кото­ро­му адре­со­ва­но поч­то­вое отправ­ле­ние; полу­ча­тель (точ­ный адре­сат; адре­сат выбыл);
  • адре­сант — лицо (орга­ни­за­ция), посы­ла­ю­щее поч­то­вое отправ­ле­ние; отпра­ви­тель (пунк­ту­аль­ный адре­сант; сооб­ще­ние адре­сан­та).
  • Абонемент — пра­во на поль­зо­ва­ние чем-либо в тече­ние опре­де­лён­но­го сро­ка, а так­же доку­мент, удо­сто­ве­ря­ю­щий это пра­во (кон­церт­ный, биб­лио­теч­ный, теат­раль­ный або­не­мент);
  • або­нент — вла­де­лец або­не­мен­та (або­нент теле­фон­ной сети, заказ жур­на­ла або­нен­том).
  • Двигатель — часть авто­мо­би­ля, кото­рая при­во­дит его в дви­же­ние, сила (элек­три­че­ский дви­га­тель);
  • дви­жи­тель — то, что при­во­дит в дви­же­ние, спо­соб­ству­ет ему (дви­жи­тель обще­ства, про­грес­са).
  • Диктант — вид пись­мен­ной рабо­ты (труд­ный дик­тант, объ­яс­ни­тель­ный дик­тант, дик­тант с ком­мен­та­ри­я­ми);
  • дик­тат — тре­бо­ва­ние, про­дик­то­ван­ное одной силь­ной сто­ро­ной, тре­бу­ю­щей без­услов­но­го выпол­не­ния дру­гой, сла­бой сто­ро­ной (дик­тат пра­вя­щей вер­хуш­ки).
  • Описка — слу­чай­ная ошиб­ка при пись­ме;
  • отпис­ка — ответ, не затра­ги­ва­ю­щий суще­ства дела.
  • Факт — истин­ное собы­тие, явле­ние, про­ис­ше­ствие;
  • фак­тор — при­чи­на, дви­жу­щая сила какого-либо про­цес­са.

Паронимы-прилагательные

  • Бережный — забот­ли­вый, осто­рож­ный (береж­ное отно­ше­ние к мате­ри);
  • береж­ли­вый — эко­ном­ный, рас­чёт­ли­вый (дочь у них береж­ли­вая).
  • Гигиенический — отно­ся­щий­ся к гиги­ене, осно­ван­ный на пра­ви­лах гиги­е­ны (гиги­е­ни­че­ские меры, гиги­е­ни­че­ские усло­вия тру­да, гиги­е­ни­че­ские сред­ства);
  • гиги­е­нич­ный — удо­вле­тво­ря­ю­щий пра­ви­лам гиги­е­ны (гиги­е­нич­ный костюм, гиги­е­нич­ная одеж­да).
  • Дружеский — отно­ся­щий­ся к дру­зьям (дру­же­ская встре­ча, дру­же­ская улыб­ка);
  • дру­же­ствен­ный — бла­го­же­ла­тель­ный, осно­ван­ный на дру­же­лю­бии; (дру­же­ствен­ная обста­нов­ка, дру­же­ствен­ная стра­на, поли­ти­ка.)
  • Искусный — уме­лый, хоро­шо зна­ю­щий свое дело мастер (искус­ный юве­лир, гон­чар, плот­ник; искус­ные руки);
  • искус­ствен­ный — непри­род­ный (искус­ствен­ный мех, шёлк, камень).

Паронимы-глаголы

  • Иммигрировать — въе­хать в  дру­гую стра­ну для вре­мен­но­го или посто­ян­но­го про­жи­ва­ния;
  • эми­гри­ро­вать — выехать из сво­ей стра­ны, пере­се­лить­ся в дру­гую стра­ну.
  • Усвоить — уяс­нить для себя что-то, сде­лать зна­ние сво­им, понят­ным (усво­ить новую тему, усво­ить пра­ви­ла мате­ма­ти­ки, усво­ить мане­ры хоро­ше­го тона; усво­ить взгля­ды, моду, обы­чай);
  • осво­ить — овла­деть чем-нибудь, научить­ся поль­зо­вать­ся чем-либо, рас­по­ря­жать­ся, обра­ба­ты­вать (осво­ить метод быст­ро­го чте­ния, ста­нок, тех­ни­ку, зем­лю, пусты­ню, цели­ну; осво­ить про­из­вод­ство фар­фо­ра).
  • Предоставить — отдать в рас­по­ря­же­ние, поль­зо­ва­ние (предо­ста­вить выбор, долж­ность, кре­дит, отпуск, поме­ще­ние, све­де­ния, место, сво­бо­ду);
  • пред­ста­вить — вру­чить для озна­ком­ле­ния, позна­ко­мить кого-то с кем-то, выдви­нуть для поощ­ре­ния (пред­ста­вить чер­теж, доку­мен­ты, отчет, схе­му, гостя, к награ­де, сце­ну из спек­так­ля).

Добавим к это­му спис­ку гла­голь­ные пары слов-паронимов:

  • про­гло­тить — погло­тить;
  • ого­во­рить — обго­во­рить;
  • охла­деть — охла­дить.

Видеоурок

Дополнительные мате­ри­а­лы: сайт Википедия, сайт Академик.

Проверьте свои зна­ния, отве­тив на вопрос теста о паро­ни­мах «неве­жа» и «невеж­да».

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/leksika/chto-takoe-paronimyi-primeryi.html

Задание 5. Паронимы и их лексическая сочетаемость

Формулировка задания — 2019

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

По окончании ВОЕННОГО училища он сразу попал на фронт. Уральские горы ЛЕСНЫЕ, с глубокими расщелинами и быстрыми речками. У него было своё ЛИЧНОЕ мнение по этому вопросу.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

Бабушка растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.

Правильный ответ: лесистые (лесной — растущий в лесу; лесистый — богатый или обильно поросший лесом). Можно записать ответ в начальной форме (м.р., ед.ч., именительный падеж): лесистый, или в той грамматической форме, в которой слово должно быть в тексте: лесистые.

Что следует знать для выполнения задания

Паронимы — это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения: адресант — адресат; невежа — невежда; одеть — надеть и т.д. Члены паронимических пар • имеют разные лексические значения; • сочетаются с разными словами. Например, требуется определить, в каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1) Петю Трофимова называли «ВЕЧНЫМ студентом». 2) ВЕЧНЫЙ дуб поразил нас своей красотой и величием. 3) Документы были подготовлены для сдачи в архив на ВЕЧНОЕ хранение. 4) Сострадание и гуманность являются ВЕЧНЫМИ жизненными ценностями. Правильный ответ: 2 Чтобы понять разницу в употреблении слов вечный и вековой, нужно попробовать сформулировать их лексические значения, а затем попытаться определить, в чём состоит различие этих значений. Довольно часто правильно сформулировать лексические значения каждого из паронимов позволяет подбор синонимов к ним. Вековой — живущий, существующий столетия, очень долго. Вечный — бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный; постоянно существующий в природе.

Различие в лексическом значении этих слов отчётливо проявляется в сочетаемости их с другими словами.

Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живёт очень долго: вековой дуб — дуб, живущий век, века; вековые традиции — традиции, бытующие очень давно (целый век или века).

Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства: вечные ценности — неизменные; вечный студент — постоянный; вечное хранение — бессрочное.

Алгоритм выполнения задания 1. Внимательно прочитайте предложения. 2. Определите в каждом предложении значение выделенного слова.

3. Подберите к выделенному слову пароним, подставьте его в предложение.

4. Определите, утратило ли предложение смысл. 

• если предложение не потеряло своей смысловой цельности — ответ верен; • если смысл предложения изменился — ответ неверен.

Запишите подобранное слово в ответ. За правильный ответ вы получаете 1 первичный балл.

Существует словарь паронимов, специально составленный к ЕГЭ по русскому языку 2016 года. Он содержит почти триста слов, объединенных в почти 120 групп. Часть этих слов не использовалась в заданиях ЕГЭ ранее, часть слов, наоборот, исключена.

Опубликованный ФИПИ словарь является содержательной частью задания 5, то есть в данном задании могут быть приведены только слова из этого словника.

Работа с ним позволит запомнить лексическое значение паронимов и те слова, с которыми они могут сочетаться.

  • СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ со значениями слов
  • Высотный — многоэтажный, очень высокий: высотное строительство; высотное здание.

Источник: http://www.tetradka.ru/ege/blog/russ/9inogjemvs84nybm8t9q4g8qj

Подготовка к ЕГЭ. Паронимы. Ошибки в употреблении слов-паронимов. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

СЛОВАРИК ПАРОНИМОВ

А           

АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ Абонемент. Документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-либо, а также само право на это: библиотечный абонемент; абонемент в театр; абонемент на концерт. Абонент. Тот, кто пользуется абонементом: абонент библиотеки, телефонной сети; абонент не отвечает; аккуратный абонент. 

 Б

БЕСТАЛАННЫЙ — БЕСТАЛАНТНЫЙ Бесталанный. Несчастный, обездоленный (народно-поэтич.): бесталанный (-ая) человек, друг, головушка, судьба, участь, любовь. Бесталантный. Не имеющий таланта, бездарный: бесталантный (-ая) писатель, художник, книга, специалист, критик, инженер.

БРОДЯЖИЙ — БРОДЯЧИЙ Бродяжий. Относящийся к бродяге; принадлежащий, свойственный бродяге: бродяжий облик, характер, нрав, друг. Бродячий. Постоянно передвигающийся с места на место, кочующий: бродячий (-ая) музыкант, натура, труппа, охотник. 

БУДНИЙ — БУДНИЧНЫЙ Будний. Не праздничный, рабочий: будний (-яя, -ее) день, время, пора. Будничный. Предназначенный для будней, повседневный, обыденный: будничный (-ое, -ые) труд, дело, событие, заботы, платье, костюм; а также: однообразный, беспросветный, серый, безрадостный: будничный (-ая, -ое) голос, атмосфера, ответ, жизнь.

В

ВДОХНУТЬ (ВДЫХАТЬ) — ВЗДОХНУТЬ (ВЗДЫХАТЬ)Вдохнуть. Вобрать дыханием: вдохнуть свежий воздух, кислород, дым, запах цветов. В переносном значении: вдохнуть силы в товарища. Вздохнуть. Делать вздохи: вздохнуть с облегчением: а также: отдохнуть, передохнуть: вздохнуть после беготни. 

ВОИНСТВЕННЫЙ — ВОИНСТВУЮЩИЙ Воинственный.

Обладающий воинским духом, храбрый: воинственный (-ая, -ое, -ые) народ, кочевники, страна, племена, государство; а также: свойственный воину, решительный, готовый к столкновению: воинственная осанка, воинственные нападки, воинственный характер, тон, спор. * Паронимы (греч.) — разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи. (Примеч. ред.)

Воинствующий. Активный, непримиримый: воинствующий безбожник, гуманист, обыватель, идеализм, материализм. 

ВОСПОМИНАНИЕ — НАПОМИНАНИЕ Воспоминание. Мысленное воспроизведение чего-нибудь, сохранившегося в памяти: воспоминание о спектакле; будить воспоминания; предаваться воспоминаниям; а также: записки или рассказы о прошлом: литературные воспоминания, писать воспоминания. Напоминание. Обращение, напоминающее о чем-нибудь: вторичное напоминание, напоминание директора, не дожидаться напоминания. 

 Г

ГАДКИЙ — ГАДЛИВЫЙ Гадкий. Очень плохой, мерзкий; вызывающий отвращение: гадкий человек, поступок; гадкая ложь, сигара, погода. Гадливый. Полный отвращения, брезгливости к кому- или чему-нибудь: гадливый жест, взгляд: гадливое чувство, животное. 

ГАРАНТИЙНЫЙ — ГАРАНТИРОВАННЫЙ Гарантийный. Содержащий гарантию, служащий гарантией: гарантийный (-ая, -ое, -ые) ремонт, мастерская, страхование, срок, обязательство, паспорт, ценные бумаги. Гарантированный. Поддержанные законом, приказом: гарантированные права: гарантированная оплата: а также: обеспеченный — в сочетании со словами: доход, заработок, отдых, старость, будущее.

 ГАРМОНИЧЕСКИЙ — ГАРМОНИЧНЫЙ Гармонический. Относящийся к гармонии (муз.

): гармонический (-ая, -ое, -ие) мажор, тоны, ноты, обработка, стиль, сопровождение) а также: соразмерный, исполненный гармонии: гармонический (-ая, -ое, -ие) человек, фигура, общество, пропорции, целое, развитие.

Гармоничный. То же, что гармонический в значении: соразмерный, исполненный гармонии. Гармоничный человек; гармоничное общество; гармоничный спектакль, стих. 

ГЕРОИЗМ — ГЕРОИКА — ГЕРОЙСТВО Героизм. Героический дух, образ действий, присущий герою: трудовой героизм; героизм народа; женский героизм; героизм партизан. Героика.

Героическое содержание, героическая сторона в деятельности, событиях: героика борьбы, труда, жизни, будней, эпохи, времени. Геройство.

Геройское поведение: проявить геройство: геройство солдата; истинное геройство, хвастаться геройством. 

ГИПОТЕЗА — ГИПОТЕТИЧНОСТЬ Гипотеза. Научное предположение, еще не доказанное: выдвинуть гипотезу: научная гипотеза; несостоятельность гипотезы;

фантастическая гипотеза; гипотеза о происхождении жизни. Гипотетичность. Предположительность: гипотетичность суждения, версии, утверждения, теории. 

ГЛАВНЫЙ — ЗАГЛАВНЫЙ Главный. Самый важный, основной: главная улица, проблема, мысль, забота, роль; а также: старший по положению: главный врач, бухгалтер. Заглавный. Относящийся к заглавию, служащий заглавием: заглавный (-ая) лист, страница, роль, рассказ, буква. 

ГНЕВЛИВЫЙ — ГНЕВНЫЙ Гневливый. Склонный к гневу, вспыльчивый: гневливый (-ая, -ое) человек, старик, начальник, натура, характер, существо. Гневный. Охваченный гневом: о любом человеке в состоянии гнева; а также: вызванный гневом, выражающий гнев: гневный взгляд, тон, ответ, протест. 

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/10/podgotovka-k-ege-paronimy-oshibki-v-upotreblenii-slov

Паронимы список со значениями

АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ Абонемент. Документ,

предоставляющий право на обслуживание, пользование чемлибо, а также само право на это: библиотечный абонемент; абонемент в театр; абонемент на концерт. Абонент. Тот, кто пользуется абонементом: абонент библиотеки, телефонной сети; абонент не отвечает; аккуратный абонент.

БЕСТАЛАННЫЙ — БЕСТАЛАНТНЫЙ Бесталанный. Несчастный,

обездоленный (народно-поэтич.):бесталанный(-ая)человек, друг, головушка, судьба, участь, любовь.Бесталантный. Не имеющий таланта, бездарный: бесталантный(-ая)писатель, художник, книга, специалист, критик, инженер.

БРОДЯЖИЙ — БРОДЯЧИЙ Бродяжий. Относящийся к бродяге; принадлежащий, свойственный бродяге: бродяжий облик, характер, нрав, друг. Бродячий. Постоянно передвигающийся с места на место, кочующий: бродячий (-ая) музыкант, натура, труппа, охотник.

БУДНИЙ — БУДНИЧНЫЙ Будний. Не праздничный, рабочий: будний (-яя, -ее) день, время, пора. Будничный. Предназначенный для будней, повседневный, обыденный: будничный (-ое, -ые) труд, дело, событие, заботы, платье, костюм; а также: однообразный, беспросветный, серый, безрадостный: будничный (-ая, -ое) голос, атмосфера, ответ, жизнь.

ВДОХНУТЬ (ВДЫХАТЬ) — ВЗДОХНУТЬ (ВЗДЫХАТЬ) Вдохнуть.

Вобрать дыханием: вдохнуть свежий воздух, кислород, дым, запах цветов. В переносном значении: вдохнуть силы в товарища. Вздохнуть. Делать вздохи: вздохнуть с облегчением: а также: отдохнуть, передохнуть: вздохнуть после беготни.

ВОИНСТВЕННЫЙ — ВОИНСТВУЮЩИЙ Воинственный.

Обладающий воинским духом, храбрый: воинственный (-ая,-ое,- ые) народ, кочевники, страна, племена, государство; а также: свойственный воину, решительный, готовый к столкновению: воинственная осанка, воинственные нападки, воинственный характер, тон, спор. *Воинствующий. Активный, непримиримый: воинствующий безбожник, гуманист, обыватель, идеализм, материализм.

ВОСПОМИНАНИЕ — НАПОМИНАНИЕ Воспоминание. Мысленное воспроизведение чего-нибудь, сохранившегося в памяти: воспоминание о спектакле; будить воспоминания; предаваться воспоминаниям; а также: записки или рассказы о прошлом: литературные воспоминания, писать воспоминания. Напоминание. Обращение, напоминающее о чем-нибудь: вторичное напоминание, напоминание директора, не дожидаться напоминания.

ГАДКИЙ — ГАДЛИВЫЙ Гадкий. Очень плохой, мерзкий; вызывающий отвращение: гадкий человек, поступок; гадкая ложь, сигара, погода.Гадливый. Полный отвращения, брезгливости к комуиличему-нибудь:гадливый жест, взгляд: гадливое чувство, животное.

ГАРАНТИЙНЫЙ — ГАРАНТИРОВАННЫЙ Гарантийный.

Содержащий гарантию, служащий гарантией: гарантийный (-ая,- ое,-ые)ремонт, мастерская, страхование, срок, обязательство, паспорт, ценные бумаги.Гарантированный. Поддержанные законом, приказом: гарантированные права: гарантированная оплата: а также: обеспеченный — в сочетании со словами: доход, заработок, отдых, старость, будущее.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ — ГАРМОНИЧНЫЙ Гармонический.

Относящийся к гармонии (муз.): гармонический (-ая,-ое,-ие)мажор, тоны, ноты, обработка, стиль, сопровождение) а также: соразмерный, исполненный гармонии: гармонический(-ая,-ое,- ие) человек, фигура, общество, пропорции, целое, развитие.Гармоничный. То же, что гармонический в значении: соразмерный, исполненный гармонии. Гармоничный человек; гармоничное общество; гармоничный спектакль, стих.

ГЕРОИЗМ — ГЕРОИКА — ГЕРОЙСТВО Героизм. Героический дух,

образ действий, присущий герою: трудовой героизм; героизм народа; женский героизм; героизм партизан. Героика. Героическое содержание, героическая сторона в деятельности, событиях: героика борьбы, труда, жизни, будней, эпохи, времени. Геройство. Геройское поведение: проявить геройство: геройство солдата; истинное геройство, хвастаться геройством.

ГИПОТЕЗА — ГИПОТЕТИЧНОСТЬ Гипотеза. Научное предположение, еще не доказанное: выдвинуть гипотезу: научная гипотеза; несостоятельность гипотезы; фантастическая гипотеза; гипотеза о происхождении жизни. Гипотетичность. Предположительность: гипотетичность суждения, версии, утверждения, теории.

ГЛАВНЫЙ — ЗАГЛАВНЫЙ Главный. Самый важный, основной: главная улица, проблема, мысль, забота, роль; а также: старший по положению: главный врач, бухгалтер. Заглавный. Относящийся к заглавию, служащий заглавием: заглавный (-ая) лист, страница, роль, рассказ, буква.

ГНЕВЛИВЫЙ — ГНЕВНЫЙ Гневливый. Склонный к гневу,

вспыльчивый: гневливый (-ая,-ое)человек, старик, начальник, натура, характер, существо.Гневный. Охваченный гневом: о любом человеке в состоянии гнева; а также: вызванный гневом, выражающий гнев: гневный взгляд, тон, ответ, протест.

Источник: https://zna4enie.ru/opredelenie/paronimy-spisok-so-znachenijami.html

Конспект урока на тему "Паронимы. Разграничение значений и употребление паронимов»

  • ГОУ гимназия № 1582
  • Разработка урока русского языка
  • для учащихся 6 класса

Тема урока: «Лексика. Паронимы. Разграничение значений

и употребления паронимов»

Автор урока: учитель русского языка и литературы

Семёнова И.В.

  1. Тип урока: урок-исследование
  2. Цель урока: научить различать значения паронимов и правильно употреблять
  3. их в речи;
  4. воспитывать чувство восхищения красотой грамотной русской речи;
  5. развивать образное и абстрактное мышление, совершенствовать
  6. языковой вкус.
  7. Задачи урока:
  • обучение грамотной речи;
  • обучение правильному лексическому анализу;
  • обучение правильному формулированию проблемы;
  • развитие навыка планирования учебных действий;
  • пополнение и активизация словаря;
  • развитие монологической речи.
  • Виды учебной деятельности:
  • поисковая, познавательная деятельность;
  • чередование индивидуальной и групповой работы;
  • решение лингвистических задач; сопоставление;
  • работа со справочной литературой (с «Толковым словарём паронимов
  • русского языка»); обобщение.
  • Методы работы: исследовательский, эвристический.
  • Обоснование выбора технологии обучения на уроке:

практика преподавания русского языка показывает, что решать проблему разграничения значений и употребления паронимов возможно при условии осознания детьми этой проблемы, поэтому выявление проблемы, её постановка, разработка учебных действий — важные составляющие такого урока. Наблюдение над примерами употребления паронимов, соотнесение примеров правильного употребления с ошибочными вариантами, построение выводов являются необходимыми компонентами урока поисковой лаборатории.

………………………………………………………………………………………………………………………………….

  • Начало урока. Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.
  1. ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ!
  2. Учитель: В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил:
  3. «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и
  4. пустырь: пустошь распахивают, а пустырь застраивают».
  5. Как вы понимаете замечание писателя?
  6. Задание:

— Пустошь и пустырь — они похожи? Чем? Укажите разницу

  • в словоупотреблении:
  • Пустошь пустырь
  • ?
    1. лугов(ая, ой)
    2. городск(ая, ой)
    3. застроить
    4. засеять
    5. раскорчевать
    6. благоухающ(ая, ий)

Дети составляют словосочетания: луговая пустошь, городской пустырь, застроить пустырь, засеять пустошь, раскорчевать пустошь, благоухающая пустошь.

Учитель: Встречались ли вам такие слова? Чем похожи эти слова?

Чем различаются эти слова?

А знаете ли, как они называются?

………………………………………..

Учитель: Слова «пустошь» и «пустырь» — паронимы.

Сможете дать определение понятия? Давайте разбираться.

  1. Дети, какую цель мы сегодня поставим перед собой?
  2. Ученики: Может быть, надо узнать, что такое паронимы, научиться
  3. отличать их от других похожих слов, научиться различать
  4. их значения и правильно употреблять эти слова.

Учитель: Хорошо. С чего лучше начать?

  • Ученики: Наверное, с наблюдения.
  • Учитель предлагает рассмотреть раздаточный материал — листы с материалом
  • для наблюдения.
  • I этап урока
  • Учитель: Рассмотрите таблицу. Что общего в предлагаемых к
  • рассмотрению словах первой, второй и третьей группы

и чем они различаются? Работаем в группах.

? ? ?
студёный ключ — стальной ключ печальный, грустный, унылый одевать ребёнка — надевать плащ
горький лук — тугой лук смеялся, хохотал праздничный день – праздная жизнь
строевая песня — строевой лес смотреть, глядеть известный танцовщик — умелый танцор
прилетела овсянка — тарелка овсянки здесь, тут
  1. концертный абонемент
  2. абонент телефонной
  3. сети
миру нужен мир рыбак, рыболов, рыбарь
  • водные ресурсы —
  • водянистые стебли —
  • водяной двигатель
настроил много мостов – настроил гитару лицо, лик обрывок верёвки — отрывок из рассказа
творческий союз художников – подчинительный союз жилище, жильё
  1. поклоняться красоте –
  2. преклоняться перед
  3. его отвагой
наточил косу — заплела косу окаймлять, обрамлять
  • приятное, красивое лицо
  • этот человек —
  • яркая личность

Ученики: По нашим наблюдениям, в первой группе собраны слова

похожих корней, они близки по звучанию, а по смыслу не

совпадают. Это омонимы.

Во второй группе слова имеют разные корни, хотя могут

быть и однокоренными, а вот по смыслу они близки, так как

различаются только оттенками значений. Это синонимы.

В третьей группе слова однокоренные, но по смыслу не

совпадают. Можно догадаться, что это и есть паронимы.

  1. Учитель: Верно, в первой группе омонимы, во второй — синонимы,
  2. в третьей паронимы. Давайте попробуем сформулировать
  3. определение этого понятия.
  4. Ученики предлагают свои варианты определения.
  5. II этап урока
  6. Учитель: Вставьте подходящие по смыслу слова (раздаточный материал,
  7. лист № 2).

Паронимы — это слова, близкие _________________(по звучанию), но не совпадающие по смыслу. Часто как паронимы выступают ____________ (однокоренные) слова, имеющие разные суффиксы и приставки, а следовательно, различающиеся по значению.

  • Учитель: Из каждой группы слов выберите паронимы, зачеркнув
  • ненужное. Как вы докажете, что выбранные слова —
  • паронимы?
  • Обидный, оскорбительный, приятный, уважительный, обидчивый.
  • Удачливый, невезучий, удачный, счастливый.
  • Успех, признание, забвение, признательность.

Учитель: Соедините паронимы с теми словами, с которыми они

сочетаются лексически и грамматически (работа парами).

цветочный
  1. липы
  2. сад
  3. семена
  4. пыльца
  5. травы
  6. клумба
  7. магазин
  8. вид
  9. аромат
  10. рассада
  11. ваза
  12. кадка
  13. остров
цветущий
ветреный
  • юноша
  • двигатель
  • поведение
  • мельница
  • февраль
  • насос
ветряной
заплатить
  1. за проезд
  2. счета
  3. высокую цену
  4. проезд
  5. пребывание (в санатории)
оплатить
  • Ученики работают в парах, в случаях затруднений обращаются за помощью к толковым словарям паронимов (словари находятся на партах), читают составленные словосочетания.
  • Учитель: Однажды в библиотеке библиотекарь был удивлён, когда
  • школьник попросил выдать ему книгу по абоненту.
  • Почему произошло недоразумение? Какой вывод следует
  • сделать человеку, не желающему оказаться в смешном
  • положении?
  • Ученики: Наверное, надо научиться различать значения паронимов
  • и уметь правильно их употреблять.
  • Учитель: Выберите правильный вариант.
  • Я получил книги по межбиблиотечному (абоненту, абонементу).
  • Он стал (абонентом, абонементом) нашей библиотеки
  • в прошлом году.
  • Для справки:
  • найдите ответ на вопрос о правильном употреблении в толковом словаре паронимов (словари находятся на партах):
  • Абонемент – документ, удостоверяющий право владельца на регулярное
  • обслуживание, пользование чем-либо.
  • Театральный, концертный абонемент.
  • Абонемент в консерваторию, в бассейн, в спортзал.
  • Приобрести, покупать, потерять абонемент.
  • Абонент – тот, кто пользуется абонементом

(лицо, учреждение, предприятие и т.д.)

  1. Абонент телефонной сети.
  2. Абонент библиотеки.
  3. Учитель: Выберите правильный вариант.
  4. Он настоящий мастер – (искусственный, искусный) краснодеревщик.
  5. Ему надо сделать (искусственное, искусное) дыхание.
  6. На этом празднике царит (искусственное, искусное) веселье.
  7. Для справки (справочный материал из толкового словаря паронимов):
  8. Искусный – обладающий высоким мастерством в чём-либо, умелый,
  9. опытный.
  10. Искусный ювелир, хирург.
  11. Искусный повар, модельер.
  12. Искусный – выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.

Искусная работа, отделка, резьба, вышивка. Искусное изделие.

  • Искусственный – не природный, сделанный наподобие настоящего, подлинного.
  • Искусственный интеллект.
  • Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдений:
  • паронимы – однокоренные слова, которые обычно принадлежат к одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями;
  • смысловые различия между паронимами вызывают трудности при их употреблении;
  • надо знать, какой из паронимов правильнее употребить в определённом сочетании; ответы на многие вопросы можно найти в «Толковом словаре паронимов русского языка».
  • те люди, которые стремятся точно и грамматически правильно выражать свои мысли, часто обращаются к толковым словарям.

III этап

Рефлексивная пауза. Осмысление учебных действий.

  1. Учитель: Давайте подумаем, как мы пришли к выводу по теме урока?
  2. Что мы для этого делали?
  3. Ученики рассуждают о своих наблюдениях, вспоминают, как прояснялись неясные вопросы, анализируют собранные данные, готовят в группах анализ проделанной работы.
  4. Учитель: Как вы думаете, можно ли паронимию считать интересным
  5. языковым явлением?
  6. Ученики ответили, что паронимия — интересное языковое явление.
  7. Учитель: Использование паронимов в речи помогает передать тонкие
  8. оттенки значений.
  9. IV этап
  10. Закрепление новых знаний.
  11. Учитель: Прочитайте текст и выполните задания
  12. Медведица кая
  13. После дождливого дня по влажной песчаной тропе ползёт одинокая Медведица кая.

Она ползёт медленно и упорно и только ёжится, если падает на неё с неба запоздалая дождевая капля. Медведица кая и не смотрит в небо. Потом, когда она станет бабочкой, ещё насмотрится, налетается. А сейчас ей надо ползти.

Тихо в лесу. Лишь вдали одиночная трель нарушила звенящую тишину.

  • С веток падают тяжёлые капли.
  • Сладкий запах таволги вместе с туманом стелется над болотом.
  • По влажной песчаной тропе ползёт мохнатая гусеница Медведица кая.
  • (По Ю. Ковалю)
  • Найдите словосочетания с паронимами.
  • Сделайте морфемный разбор паронимов (в тексте).
  1. Ученики выполняют задание индивидуально.
  2. Учитель: В литературе известен приём паронимического
  3. противопоставления. Предлагаю для языкового анализа
  4. четверостишие поэта К.Ваншенкина:
  5. Пусть и впредь в нашей долгой судьбе
  6. Гордость с нами идёт, как доныне.
  7. Я желаю тебе и себе –
  8. Больше гордости, меньше гордыни.
  9. Ученики работают в группах, предлагают истолкование лирического текста, объясняют, что нельзя смешивать понятия «гордость» и «гордыня», проясняют смысл сопоставления паронимов.
  10. 6

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-paronimy-razghranichieniie-znachienii-i-upotrieblieniie-paronimov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector