Актуальность рассматриваемой темы высока, так как именно малый бизнес может повысить эффективность отечественной экономики. Малый бизнес формирует основу для развития совершенствования больших предприятий, является, в большинстве своем, обслуживающим звеном. Вследствие этого необходим открытый, честный и взаимовыгодный диалог между властями и малым бизнесом.
1 Характерные черты взаимодействия предприятий малого бизнеса и с органами власти в РФ
Развитие бизнеса — одно из ключевых условий роста эффективности современной отечественной экономики. А сама экономика должна быть своеобразным механизмом взаимодействия органов власти с малым бизнесом. Необходимо, чтобы это взаимодействие развивалось в оптимальных для нынешней экономики формах и направлениях [2, с. 36]:
‒ формирование непосредственно инфраструктуры экономической системы, создание и поддержание оптимальных условий для эффективного развития экономики;
‒ размещение государственных и муниципальных заказов;
‒ институциональное оформление корпоративного сектора и т. д.
Взаимодействие малого бизнеса и органов власти — система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в рамках регулирования социально-экономических проблем.
Теоретическая концепция механизма этого взаимодействия и сотрудничества подразумевает такую его трактовку.
Это все формы среднесрочного и долгосрочного взаимодействия органов власти и малого бизнеса с целью решить общественно существенные задачи на выгодных для всех условиях.
Систему представительства интересов малого бизнеса в органах власти надо сделать гибкой и многоуровневой. Вместе с тем подобного рода система даст возможность свести к минимуму возможности их соединения и выстраивать взаимоотношения на цивилизованной основе.
На сегодняшний день динамику пути взаимодействия органов власти и малого бизнеса стало определять, в первую очередь, общество, для которого необходимо, чтобы бизнес скорректировался и не был больше частью проблемных мест государства, а стал обязательным компонентом их решения.
- То есть, отечественному малому бизнесу надо постепенно уходить к новой модели самоорганизации при общении с органами власти, обеспечивая вместе с государством, в первую очередь, социальную опору населения.
- Становление экономического порядка, что обеспечивает условия эффективного функционирования бизнеса, в существенной мере находится в зависимости от нормативно-правовых актов, что обеспечивают его работу.
- Основные документы, на основании которых выстраивается взаимодействие органов власти и малого бизнеса, это [6]:
- ‒ Конституция Российской Федерации;
- ‒ Гражданский Кодекс РФ;
- ‒ Указы Президента РФ.
Власти также разработали несколько законопроектов, которые направлены на поддержку малого и среднего бизнеса.
Важная веха — написание и утверждение закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007 г.
), где прописаны характеристики субъектов малого и среднего предпринимательства, указаны ключевые цели и принципы политики государства по отношению их развития и механизмы взаимодействия власти с ними.
Существующая модель взаимодействия органов власти и малого бизнеса — это три обособленные зоны их взаимодействия: белая, черная, серая. Белая зона опирается на формирование общих для всех представителей малого бизнеса правил игры и обязательности их выполнения.
Черная и серая зоны подразумевают формирование льготных режимов для малого бизнеса и избирательное манипулирование санкциями со стороны органов власти. Отношения черной зоны опираются на личные корыстные интересы чиновников, а инструмент их достижения — взятка.
Отношения серой зоны выстраиваются на интересах реализации властью личных публичных функций и заинтересованности в развитии /выживании территории.
Сегодня характерные черты взаимодействия органов власти и малого бизнеса связаны с последствиями мирового финансового и экономического кризиса, что обострил ситуацию как в экономической, так и в социальной сфере развития территориальных систем в качестве таких проявлений, как потеря работы жителями страны, падение уровня оплаты труда и, как результат, снижение общего уровня жизни населения.
Ниже рассмотрим органы власти, которые могул оказывать влияние на деятельность малого бизнеса [3, с. 29].
Таблица 1
Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса
Название органа власти | Функции |
Федеральная налоговая служба | Контроль и надзор за выполнением законодательства страны в области налогов и сборов |
регистрация открытия, реорганизации и ликвидации юридических лиц; ведение и внесение правок в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН. | |
Федеральная служба по труду и занятости | Государственный надзор и контроль за выполнением законодательства о труде и прочих нормативных правовых актов, что содержат нормы трудового права. |
МЧС РФ | Реализует надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности. |
Федеральная антимонопольная служба | Контроль за реализацией антимонопольного законодательства, законодательства в области рекламы, а также контроль в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государства. |
Арбитражные суды | Разрешение споров в сфере экономической деятельности. |
Суды общей юрисдикции | Разрешение административных, гражданских и трудовых споров, обжалование действий должностных лиц. |
Прокуратура РФ | Реализация надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории РФ, проверки, участие в изучении дел судами |
Правительство субъекта РФ | Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление собственностью субъекта РФ. |
Администрация муниципального образования | Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление муниципальной собственностью. |
Для перевода экономики на инновационный путь развития необходим системный подход. Основное требование, чтобы у предпринимателя был заинтересованность в интеграции новаций (будь то новации в сфере управления или производства). Необходимо полное поощрение государством перехода бизнеса на внедрение инноваций.
Существующие проблемы взаимодействия бизнеса ивласти
В развитых государствах малому бизнесу отведена важная роль в социально-экономическом развитии и совершенствовании уровня благосостояния граждан, он поддерживает существенную долю валового внутреннего продукта и занятость жителей страны.
Вместе с тем малому бизнесу необходимо стимулирование и поддержка со стороны органов власти, так как в большинстве своем они не могут полностью реализовывать управленческие функции.
В первую очередь, это относится к ресурсному обеспечению в начале бизнеса и сведению к минимуму издержек на сервисные управленческие функции, например, анализ рынка, поиск контрагентов и заказов, информационное и правовое обеспечение и т. п.
Ключевая проблема взаимодействия малого бизнеса и органов власти в нашей стране заключается в том, что государству нужен бизнес в большей степени, чем бизнесу нужно государство.
Органы власти в нашей стране обращаются к бизнесу в целях сотрудничества, вместе с тем как в большинстве западных государств именно представители малого бизнеса выступают «инициаторами общих инфраструктурных проектов», а органы власти обеспечивает ему хорошую прибыльность.
Совершенствование малого бизнеса в нашей стране существенно отстает от возможностей и запросов отечественной экономики и общества. Есть существенная разница в уровне развития и системе поддержки малого предпринимательства в некоторых областях нашей страны.
Самое существенное развитие малого бизнеса отмечается там, где органы власти целенаправленно и регулярно поддерживают малый бизнес (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и др.).
Вместе с тем, в остальных областях страны малый бизнес не выступает сферой серьезного внимания со стороны органов власти.
Однако при должном уровне внимания органов власти в регионах, малый бизнес может стать надежным источником социально-экономической стабильности в регионах, решать проблемы с трудоустройством, повышать собираемость региональных и местных бюджетов, увеличить объем ВРП [4, с. 45].
- Сегодня у бизнеса большое число проблем. Основные из них:
- ‒ несовершенство законодательства в сфере малого бизнеса, неразвитость системы налогообложения малого бизнеса;
- ‒ отсутствие сильной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
- ‒ большое количество многочисленных административных барьеров;
- ‒ отсутствие полноценной имущественной поддержки малого бизнеса;
- ‒ низкая развитость системы информационной поддержки малого бизнеса;
- ‒ сложности с кадровом обеспечением и подготовкой специалистов для малого бизнеса;
- ‒ недобросовестная конкуренция в отношении малого бизнеса;
- ‒ отсутствие развитой системы поддержки малого бизнеса в целом со стороны государства.
Основная проблема, что тормозит на сегодняшний день развитие малого бизнеса, — этонесовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов. Также, предприятия малого бизнеса ориентируется по большей части на обслуживание населения, вследствие этого его сложности, в основном, имеют связь и с низким платежеспособным спросом жителей страны.
Также можно сказать, что развитие сферы малого бизнеса тормозится большим количеством административными барьерами, особенно при регистрации компаний, лицензировании видов деятельности, выделении производственных и торговых помещений, реализации контролирующими организациями своих функций, большим числом проверок, не всегда нужных и оправданных.
Решение проблем
Чтобы власть и малый бизнес понимал друг друга, необходимы прозрачность и ясность. Это возможно лишь тогда, когда ест четко прописанная нормативная база. Вследствие этого, я вижу одно из решений проблем — вовлечение предпринимателей в процесс разработки нормативных актов, разработки правок в нормативно-правовую базу, которая относится к малому предпринимательству.
Также считаю, что решить проблемы можно следующим путем:
‒ сформировать представление о предпринимательстве: чтобы его считали общественно-полезным и достойным занятием. Для этого необходимо тесное сотрудничество власти и малого бизнеса;
‒ необходимо развивать партнерство между малым бизнесом и властями с целью снижения предпринимательских рисков, а также рисков инвестиций. Необходимо вовлекать малый бизнес в развитие новых технологий, в совершенствование инфраструктуры региона.
Также считаю, что необходима устойчивая налоговая система, чтобы власти и малый бизнес взаимодействовали более активно.
Частая смена направления налогового законодательства не дает малому бизнеса планировать свои доходы и расходы, иногда это влечет за собой незапланированное увеличение налоговых обязательств, которые он выплатить не в состоянии. Эта мера позволит малому бизнесу четче планировать свои обязательства перед государством.
То есть, взаимодействие власти и малого бизнеса должно осуществляться на регулярной основе. Такое постоянное общение позволит не только выявить существующие проблемы, но и позволит сообща найти направления для их решения.
Необходимо дат возможность предпринимателю почувствовать, что у него есть поддержка, что его собственные интересы имеют связь с общенациональными.
Для этого необходимо сформировать крепкую и не меняющуюся нормативно-правовую базу, при разработке которой будут участвовать и представители малого бизнеса.
Литература:
- Дрегало А. А. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и общества. Монография / Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск. 2014. — 346 с.
- Куршиева Н. М. Взаимодействие власти и бизнеса как фактор инновационного развития экономики региона. М.: МФПА, 2015. — 545 с.
- Организация предпринимательской деятельности / А. С. Пелих [и др.]; под ред. А. С. Пелиха. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2014. — 384 с.
- Основы предпринимательства: для студ. вузов / под ред. М. М. Баранникова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 352 с.
- Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие / Б. А. Райзберг. — М.: Инфра-М, 2015. — 384 с.
Взаимодействие государства и крупного бизнеса в современной России
Взаимодействие государства и крупного бизнеса в современной России – это урегулированный нормами отечественного законодательства и подзаконных актов сложный процесс установления партнерских отношений между представителями крупного бизнеса и органами государственного управления для эффективной реализации на взаимовыгодных условиях задач социально-экономического развития государства в целом, отдельных территорий, его образующих, и отдельных отраслей экономики.
Взаимодействие представителей крупного бизнеса и органов государственной власти направлено на удовлетворение следующих интересов:
- с позиции государства такое взаимодействие позволяет решить вопросы развития экономики, в том числе производственной сферы, что обеспечивает рост бюджетных доходов и благосостояния населения;
- с позиции представителей крупного предпринимательства взаимодействие с органами государственной власти позволяют бизнесу в условиях глобальной конкуренции заручиться поддержкой государства.
Экономика всякого государства предполагает взаимодействие значительного числа субъектов: это представители бизнеса крупного, среднего или малого уровней.
Традиционно большую часть субъектов экономических отношений составляют представители среднего и малого бизнеса: это предприниматели, которые функционируют без образования юридического лица, организации, в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, кооперативы, объединения таких организаций и пр.
В свою очередь, представители крупного бизнеса – это относительно малочисленная группа, однако именно эти субъекты нередко оказывают решающее воздействие на состояние конкуренции в экономической системе страны, на уровень развития экономики и на место национальной экономики в глобальной экономической системе.
Как демонстрирует практика развития бизнеса, крупные предприниматели в первую очередь получают доступ к важнейшим ресурсам развития, инвестициям и инновациям, к высокопрофессиональному персоналу.
«Взаимодействие государства и крупного бизнеса в современной России» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость
Представители крупного бизнеса выступают опорой государства и поставщиком значительного объема доходов бюджета. Государство активно поддерживает развитие крупного бизнеса. В свою очередь, крупный бизнес посредством взаимодействия с государством извлекает пользу не только экономическую выгоду, он получает возможность лоббировать свои интересы через политические структуры.
Основные направления взаимодействия крупного бизнеса и государства в современной России
Отношения между бизнесом и государством в современной России постоянно преобразуются, видоизменяются и развиваются. Сегодня происходит становление нового формата отношений между представителями крупного бизнеса и государственными структурами: такое взаимодействие направлено на установление взаимовыгодных партнерских отношений.
https://www.youtube.com/watch?v=ZjTlk_ULl7I\u0026pp=ygVI0J7RgNCz0LDQvdGLINCz0L7RgdGD0LTQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90L7QuSDQstC70LDRgdGC0Lgg0Lgg0LHQuNC30L3QtdGB
Изменения происходят и во внутренней структуре крупного бизнеса. Развитие крупного предприятия в условиях конкурентного рынка предполагает наступление предела его расширения в определенный момент времени, когда затраты на расширение начинают превосходить ресурсы, направляемые на развитие.
В течение последних нескольких лет эта тенденция проявляется и в крупном бизнесе в России. Многие крупные предприятия, оценивая эффективность собственной деятельности, приходят к выводу о необходимости развития и углубления отдельных наиболее прибыльных и перспективных направлений собственного бизнеса вместо реализации стратегии расширения.
Так, например, крупные нефтяные компании выделяют из своего состава отдельные месторождения или отдельные подразделения.
Другой положительной тенденцией развития крупного бизнеса следует признать возможность привлечения инвестиций посредством размещения акций для публичного предложения. Современная прогрессивная компания сегодня стремится не к организации корпоративной структуры, а к обеспечению роста акционерной стоимости компании.
Это, в свою очередь, позволяет снизить объем акций, необходимой акционеру для обеспечения контроля над компанией на случай несанкционированного захвата собственности.
Так, если раньше главные акционеры крупных предприятий стремились получить стопроцентный контроль над акциями, то сегодня для эффективного контроля достаточно на 51 процента акций.
Названные тенденции предопределяют и прогрессивное развитие взаимодействия между государством и крупным предпринимательством. Указанное подтверждается становлением и развитием института государственно-частного партнерства. Этот институт позволяет привлечь частные средства для обеспечения эффективного использования имущества, которое юридически является имуществом государства.
Необходимо отметить, что различные формы государственно-частного партнерства активно используются и в зарубежных правопорядках, прежде всего, в тех отраслях экономики, которые обеспечивают инфраструктуру (это транспорт, связь, коммунальное хозяйство и пр.).
Однако эффективное использование государственно-частного партнерства требует значительной нормативно-правовой проработки такого взаимодействия.
Еще одним важным для отечественной экономики направлением взаимодействия крупного бизнеса и государства следует признать учреждение и развитие особых экономических зон. Такие экономические зоны посредством государственной поддержки становятся базой для разработок инноваций.
Кроме того, важной составляющей развития взаимодействия между государством и крупным бизнесом выступает проработка вопросов концессионных соглашений. Такие соглашения позволят привлечь значительный объем зарубежных инвестиций.
Положительно зарекомендовала себя и такая форма взаимодействия крупного бизнеса и государства как соглашение о разделе продукции. В соответствии с такой формой взаимодействия представители крупного бизнеса обязуются расплачиваться с государством посредством передачи части добытого продукта.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Главная — КПФМ
В своей повседневной деятельности коммерческие структуры сталкиваются с необходимостью взаимодействия с теми или иными органами государственной власти. Это надзорные, контролирующие, правоохранительные, разрешительные, судебные и другие органы. Взаимодействие сторон имеет самые разные цели.
Если эти цели совпадают взаимодействие происходит в форме сотрудничества, если нет – противоборства. Независимо от формы взаимодействия оно должно основываться на законодательстве, которое определяет права и обязанности сторон. На практике, очень часто, общение сторон строится на правах органов государственной власти и обязанностях коммерческой структуры.
Статья посвящена краткому обзору инструментов, позволяющих восстановить баланс наших прав и обязанностей.
Прежде всего, надо понять, что сидящий пред Вами чиновник – это не орган государственной власти, а его должностное лицо. Этому должностному лицу, при исполнении своих обязанностей, надлежит предпринять исчерпывающие меры исключительно для выполнения функций, отнесённых к компетенции органа власти.
Очевидно, что должностное лицо, исполняя свои обязанности, реализует не полномочия представляемого органа, а свои представления об этих полномочиях. Эти представления соответствуют действительности в той или иной мере.
Если к этому, объективно неизбежному фактору, добавить некомпетентность, амбиции, лень или возможную личную заинтересованность, то результат действий должностного лица может и вовсе утратить связь с задачами представляемого им органа. Воспрепятствовать таким действиям нельзя, но их можно обжаловать.
Жалобы можно направлять непосредственному руководителю должностного лица, в Прокуратуру по территориальности и в суд. В зависимости от конкретных обстоятельств можно избрать какой-то один канал или задействовать одновременно все.
Подробнее об особенностях обращения в вышестоящему руководству должностного лица.
Работа с жалобами и заявлениями в государственных органах в основном регламентируется федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», но как обычно, есть нюансы.
Приступая к подготовке жалобы надо помнить, что бюрократический аппарат – одно из сложнейших творений человека. Заставить, даже небольшую его часть, работать должным образом достаточно сложно. На подавляющее большинство обращений заявители получают формальный отказ по тем или иным основаниям.
В таком результате обычно виноваты сами заявители. Объективно, чиновник не заинтересован в рассмотрении обращения заявителя. Первая заповедь, которой научит чиновник своего молодого коллегу гласит: «Получил документ – посмотри нельзя ли его вернуть отправителю».
Это не заговор, — оптимизация рабочего процесса или обычная человеческая лень. Кроме того, надо учесть, что чиновник, к которому вы обратились, является непосредственным начальником лица, действия которого обжалуются, а значит несёт персональную ответственность за его действия.
Заявителю придётся заставить чиновника рассмотреть своё обращение по существу, у него просто не должно быть выбора.
Для получения положительного результата заявитель должен точно понимать кому на рассмотрение попадёт его обращение, каковы полномочия и должностные обязанности этого лица, какие требования будут предъявлены к документу.
Большую часть необходимой информации можно найти в законодательной базе, на основании которой функционирует структура. Какая-то её часть обычно размещается на официальном сайте органа.
В большинстве случаев это длинный список, начинающийся с федерального закона и заканчивающийся административными регламентами инструкциями и приказами.
Чем глубже Вы изучите законодательную базу, тем выше Ваши шансы на получение положительного результата.
Изучив законодательную базу и структуру государственного органа, подготовив грамотное и обоснованное обращения, направив его надлежащему должностному лицу надо приготовиться к отказу в удовлетворении Ваших требований.
Возникает логичный вопрос: «Зачем всё это было надо?» Во-первых, первичный документ – это база для Вашей правовой позиции и она у Вас крепкая. Во- вторых, Ваше обращение рассмотрено по существу, а не возвращено без рассмотрения.
Во-третьих, если отказ незаконен, Вы располагаете хорошими основаниями для обжалования действий, уже того лица, которое направило Вам ответ.
Каждый следующий раз Вы можете направлять своё обращение на один уровень выше, удаляясь от лица, действия которого послужили поводом для обращения. Связь между этим лицом и адресатами Ваших обращений будет слабеть, пока не перестанет влиять на принимаемое решение.
Обычно достижение результата происходит на втором или третьем уровне. Через голову непосредственного начальника прыгать не стоит – потеря времени, — обращения всё равно направят ему.
Для того, чтобы ускорить процесс можно одновременно с обращением отправить на один уровень выше его копию с пометкой «для сведения».
Рассматривать её не будут, но на контроль скорее всего поставят и, что немаловажно, взяв в руки Ваше обращение, чиновник почувствует на спине «заботливый взгляд» своего руководства. Это дисциплинирует.
Таким образом, в большинстве случаев, добиться пересмотра решения должностного лица можно только в результате профессиональных, последовательных и системных действий, основанных на глубоких знаниях действующего законодательства, структуры и принципов функционирования органов исполнительной власти РФ.
Любое использование материалов только при наличии гиперссылки на kpfm.ru
Эксперты рассказали о важности диалога власти и бизнеса в условиях глобальных изменений — Российская газета
В мероприятии приняли участие научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов, депутат Государственной Думы VI созыва Александр Тарнавский, член Экспертного совета Госдумы по развитию конкуренции на рынках никотиносодержащей продукции, вопросам госрегулирования отношений в сфере производства и оборота табачной продукции Георгий Голованов.
https://www.youtube.com/watch?v=ZjTlk_ULl7I\u0026pp=YAHIAQE%3D
Экономика лучше, чем ожидалось, пережила потрясения, вызванные санкциями. Однако риски сохраняются. По оценке Минэкономразвития, падение ВВП в третьем квартале составило 4,4% в годовом выражении. По словам Дмитрия Журавлева, у каждой отрасли сейчас возникают свои сложности — с поставками сырья, рынками сбыта или с финансами.
И эти проблемы невозможно преодолеть с помощью обобщенных административных решений. Каждая отрасль требует соответствующего подхода, поэтому важно создать такой механизм, который позволит в каждой конкретной точке предложить необходимое решение, которое может отличаться от привычного.
Этот механизм может быть построен только на опыте бизнеса, уверен Журавлев.
По словам Александра Цыганова, сейчас органам государственной власти приходится работать в экстренном режиме, не только реагируя на текущие вызовы, но и закладывая перспективные решения на будущее.
В этом смысле блестяще показал себя ЦБ: удалось предотвратить панику на рынке, удержать рубль от падения, а инфляцию в рублевой зоне — на уровне показателей других стран, отметил Цыганов. В диалоге с бизнесом было принято множество мер и программ, таких как докапитализация ряда компаний и легализация параллельного импорта.
Благодаря этому удалось существенно смягчить действие западных санкций. Важно, что в сложившейся ситуации решения принимаются быстро — антикризисный закон может лечь на подпись президенту уже через пять дней. «Мы понимаем, что без бизнеса большинство решений провалилось бы. Бизнес умеет быстро адаптироваться, быстро предлагать новые решения», — подчеркнул эксперт.
— Если такой диалог будет продолжен, и власть будет слышать бизнес, тогда можно рассчитывать на эффективность решений, на сохранение возможностей для бизнеса, а значит и на сохранение устойчивости рыночной экономики, считает Цыганов.
В сложившихся условиях крайне важна роль государства. Летом этого года Российский союз промышленников и предпринимателей проводил опрос, в котором компаниям предлагалось дать предварительную оценку мерам господдержки, рассказал Александр Тарнавский. По его словам, в целом оценки от бизнеса носят положительный характер.
Вариант, когда компания воспользовалась мерой поддержки, но она оказалась недостаточна, ни в одном случае не составил более 5%. В ходе опроса бизнес выразил заинтересованность в возможности беспошлинного ввоза оборудования при реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Чуть менее пятой части компаний отметили, что планируют применять такие меры, как «упрощение порядка государственной экспертизы проектной документации в строительстве», «легализация параллельного импорта по утвержденному списку товаров», «снижение ответственности в части нарушений валютного законодательства в связи с санкционными мерами», «упрощение подтверждения страны происхождения товаров», «биржа импортозамещения». По мнению эксперта, правительству важно проводить «антисанкционную» работу и на региональном уровне. Важно создавать условия для развития производств, ориентированных на внутрироссийское потребление, и обеспечить технологическую независимость в базовых отраслях экономики. Нужны разноплановые решения. Поэтому сейчас такой диалог власти и бизнеса особенно востребован. При этом сейчас особенно важно не только двигаться вперед в части улучшения и облегчения условий ведения бизнеса, но и не создавать дополнительных барьеров или препятствий. Например, для этого мог бы быть введен некий мораторий на все инициативы регуляторного характера, которые несут в себе риски или напрямую ведут к ухудшению условий функционирования бизнеса, особенно среднего и малого, считает Тарнавский.
В качестве удачного примера результата диалога бизнеса и государства Георгий Голованов привел законопроект Минфина России об установлении государственного регулирования в сфере производства и оборота табачной продукции, никотиносодержащей продукции, сырья для их производства.
Он предусматривает определение единого федерального органа исполнительной власти, ответственного за выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в этой сфере, а также определение единого органа по контролю и надзору.
Данные меры направлены на установление учета не только производимой и оборачиваемой продукции, но и сырья для ее производства, чего сейчас нет. Законопроект предусматривает введение лицензирования для табачной отрасли. По этому пути сейчас идет большинство стран.
Кроме того, впервые планируется ввести контроль за оборотом технологического оборудования. Предполагаются и дополнительные ограничения на перемещение немаркированных табачных изделий и никотинсодержащей продукции, запрет на розничную продажу продукции без потребительской упаковки и многие другие меры для борьбы с нелегальной продукцией.
«Весь комплекс мер, предусмотренный указанным законопроектом, отвечает интересам и власти, и бизнеса, и потребителей. В новых реалиях это, пожалуй, главный критерий, который стоит продолжать масштабировать и в других отраслях», — считает Голованов.
Участники мероприятия сошлись во мнении, что сейчас особенно важно прислушиваться к реакции бизнес-сообщества на те или иные изменения и процессы, которые происходят в экономике. Важно поддерживать разумные предложения бизнеса, выстраивать открытую деловую систему, при этом не создавая излишних барьеров и препятствий.
В этом смысле важно внимательно оценивать различные регуляторные инициативы с тем, чтобы они не создавали дополнительные риски и не несли угрозы ухудшения условий функционирования бизнеса.
Таким образом, мнения экспертного и научного сообщества и взвешенный риск-ориентированный подход, лежащие в основе регуляторных решений, станут залогом успешного прохождения периода тектонических изменений в различных областях и выхода на положительный тренд развития.
4. Взаимодействие государства и предприятий
На практике
организациям приходится иметь дело с
муниципальными органами, органами
субъекта Федерации и системой федеральных
органов исполнительной власти. Эффективное
взаимодействие организации с государством
возможно только в области пересечения
их целей и интересов.
-
С точки зрения
руководителя организации, государство
должно создавать условия, в которых он
сможет эффективно достигать своих
целей: -
– максимизации
результатов деятельности; -
– эффективности
инвестиций; -
– минимизации
риска; -
– собственного
благополучия. -
К числу таких
условий относятся: -
– защита собственности
и личности; -
– правовая
определенность; -
– разумная налоговая
политика и др. -
С точки зрения
государства, руководитель
организации призван обеспечивать
реализацию целей и интересов более
высокого порядка: -
– рост общественного
благосостояния населения; -
– занятость
населения; -
– социально-политическую
стабильность; -
– укрепление
национальной безопасности; -
– увеличение
налоговых поступлений; -
– другая экономическая
помощь. -
К числу проблем
руководителя организации, которые не
могут быть решены без поддержки
государства, можно отнести следующие: -
– неблагоприятные
перспективы и ослабленность российской
экономики в связи с сырьевой направленностью
внешнеэкономической деятельности,
убыточностью производства, господством
теневой экономики, «проеданием» основных
фондов и сырьевых ресурсов; -
– отсутствие
условий для инновационной деятельности; -
– неустойчивость
и незавершенность законодательной
базы; -
– неразвитость
инфраструктуры для серьезной
предпринимательской деятельности; -
– жесткая налоговая
политика; -
– преимущественное
положение государственных и муниципальных
служащих во взаимодействии с организациями
и их субъектами как при создании
организации, так и при ее функционировании; -
– низкая культура
взаимодействия в деловой среде организации
(напряженность во взаимоотношениях
«богатых» и «бедных», незащищенность
руководителей не только от криминальных
структур, конкурентов, но и от самого
государства);
– неплатежи,
отсутствие денег, их скачкообразная
девальвация, т.е. отсутствие нормальной
предпринимательской среды.
В условиях переходной
экономики государство выступает,
во-первых, как властная структура,
устанавливающая «правила игры» на рынке
и определяющая условия функционирования
рыночных субъектов; во-вторых, как
механизм экономического регулирования,
поддержки и стимулирования и, в-третьих,
как собственник государственного
имущества, действующий на рынке наряду
с иными субъектами хозяйствования (рис.
56). Крайне важным при этом является
баланс всех трех подходов. Преобладание
какого-либо одного подхода ведет к
слабости государственной власти,
сдерживает экономическую активность
агентов рынка.
В качестве властной
структуры, устанавливающей для субъектов
рыночной экономики общие правила
поведения, государство должно как
минимум не мешать деловой активности
предпринимателей. Оно обязано создать
стабильную правовую базу предпринимательства
и на основе экономических и правовых
методов управления проводить активную
политику поддержки предприятий.
Рис.56. Роль
государства в рыночной экономике
Наряду с общим
регулированием экономических отношений
одной из важных задач государства
является проведение селективной политики
поддержки предприятий. Ее можно
реализовать не только на базе нормативных
актов общего действия, но и путем принятия
административных актов, а также на
основе конкурсного распределения
ресурсов и средств для развития
приоритетных направлений экономики.
-
Можно выделить
три формы государственного регулирования
экономической жизни: -
1) утверждение
единых для всех общих правил поведения
субъектов хозяйствования; -
2) установление
различных правовых режимов для отдельных
групп хозяйствующих субъектов или
отдельных субъектов;
3) использование
индивидуальных административных актов
управления. Соотношение и степень
внедрения указанных форм определяют
степень вмешательства государства в
экономические отношения.
Хозяйственная
деятельность организаций регулируется
государственными и местными органами
на всех этапах жизненного цикла – от
их учреждения до ликвидации.
Регистрация
организаций.
Юридические лица подлежат государственной
регистрации в органах юстиции.
Регистрацию
коммерческих организаций, как правило,
осуществляют органы местного самоуправления
и государственной власти субъектов
Федерации. В большинстве регионов
действуют регистрационные палаты.
Коммерческие банки и кредитные учреждения
регистрируются Банком России. Предприятия
с иностранными инвестициями проходят
регистрацию в Государственной
регистрационной палате.
Регистрация
товарных знаков.
Товарный знак вводится для того, чтобы
товары и услуги одних производителей
можно было отличить от сходных товаров
и услуг других производителей.
Для его
регистрации юридическое или физическое
лицо подает заявку во Всероссийский
научно-исследовательский институт
государственной патентной экспертизы
(ВНИИГПЭ) Российского агентства по
патентам и товарным знакам (Роспатент).
Лицензирование
осуществляется в целях защиты жизненно
важных интересов личности, общества и
государства, а также повышения качества
обслуживания населения, соблюдения
градостроительных, экологических,
санитарных норм и других условий и
правил.
Лицензия является официальным
документом, который разрешает осуществлять
указанный в нем вид деятельности в
течение установленного срока.
Она может
выдаваться на конкурсной основе или на
льготных условиях органами
территориально-отраслевого управления
администраций краев, областей, автономных
образований, городов федерального
значения или специальными уполномоченными
органами федерального значения.
Стандартизация
устанавливает нормы, правила и
характеристики в целях защиты интересов
потребителей и государства.
Средствами
защиты выступают обеспечение безопасности
продукции, работ, услуг; их качество в
соответствии с уровнем развития науки
и техники; единство измерений; экономия
ресурсов.
Руководитель вступает во
взаимодействие по вопросам стандартизации
с государственными инспекторами,
осуществляющими контроль и надзор за
соблюдением государственных стандартов
от имени Госстандарта РФ.
Сертификация.
Продукция, услуги и другие объекты
подлежат обязательной и добровольной
сертификации в целях подтверждения
соответствия установленным требованиям.
Госстандарт РФ устанавливает общие
правила и рекомендации по сертификации,
проводит государственную регистрацию
систем сертификации и знаков соответствия.
Для производства
отдельных видов продукции требуется
получить гигиенический сертификат,
выдаваемый органами и учреждениями
санитарно-эмидемиологической службы
РФ.
Экологический
контроль.
Министерством природных ресурсов РФ
утверждается Перечень видов и объектов
хозяйственной и иной деятельности,
которые в обязательном порядке подлежат
оценке их воздействия на окружающую
среду.
Кроме рассмотренных
выше аспектов взаимодействия существуют
и другие.
Способы взаимодействия
руководителя любой организации с
различными органами деловой среды
зависят от множества факторов: самой
ситуации, вида взаимодействия (вынужденного
или инициативного), от длительности и
периодичности взаимодействия и т.п.
Специфика
взаимодействия с органами власти состоит
в том, что чаще всего используются
административные методы. Однако это не
исключает использование и других
способов: достижение компромисса,
переговоры, соглашения.
Все большую роль
во влиянии руководителей организаций
на органы государственной власти
приобретает лоббизм.
Лоббизм как
способ влияния руководителей на органы
государственной власти.
Руководители, реализуя свои интересы,
пытаются влиять на органы государственной,
региональной и местной власти, на
депутатский корпус различных уровней.
Это влияние пронизывает работу
государственных органов и осуществляется
в многообразных формах – от внесения
предложений, различных проектов в эти
органы до коррупции. Надо признать
объективный характер лоббизма.
Субъектами лоббизма
становятся пресса, профсоюзы, социальные
лоббистские формы: консалтинговые и
рекламные агентства, аналитические
центры.
Руководителю организации важно
входить в различные объединения по
интересам, ибо у этих объединений большая
возможность лоббирования: это союзы,
ассоциации, лиги, бизнес-клубы, клиенты,
общественно-государственные фонды,
общественные структуры при органах
законодательной и исполнительной
власти, специальные лоббистские фирмы.
Лидирующие позиции в этой сфере занимают
Федерация товаропроизводителей России,
Российский союз промышленников и
предпринимателей, Ассоциация руководителей
предприятий, Конфедерация промышленников
и предпринимателей, Торгово-промышленная
палата России.
Лоббирование,
осуществляемое подобными организациями,
состоит в решении задач общеотраслевого
кредитования и субсидирования,
формирования экономической политики
государства, региона, в отстаивании
интересов определенных групп спонсирования
избирательных компаний, в защите деловых
людей от коррупции, поддержке руководителей
в борьбе с бюрократизмом, в передаче
достоверной информации о рыночной
конъюнктуре и политических прогнозах,
в поиске партнеров и т.д.