Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Ответ на вопрос о том, кто заключает договор на вывоз мусора арендатор или арендодатель, не так однозначен. Типичная ситуация, когда собственники помещения сдают его в аренду, а потом возникает спорный вопрос о том, кто будет заключать и оплачивать договор на вывоз отходов.

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Законом об отходах производства и потребления (№89-ФЗ от 24.06.

98) установлено, что именно на региональных операторах ТКО лежит обязанность заниматься обращением отходов, их сбором, перевозкой, обработкой, утилизацией и т.п.

На территории субъекта РФ их может несколько, все они предусмотрены региональными программами, направленными на улучшение ситуации с обращением твердых коммунальных отходов (ТКО/ТБО).

Деятельность по обращению с ТКО предусматривает их:

  • накопление;
  • сбор;
  • перевозку;
  • обработку и обезвреживание;
  • переработку и утилизацию;
  • захоронение.

Все эти действия проводятся в соответствии с установленными Правилами обращения с ТКО. Это нормативный акт, который утвержден правительственным постановлением от 12.11.16 №1156.

Указанным выше законом об отходах производства и потребления
предусмотрено, что именно собственники ТКО заключают соглашения с региональными
операторами. Исключение – законом предусмотрены иные варианты (ч.1 ст.24.7).

Правила (п.п.«в» п.8.1) также предусматривают договорные отношения
на обращение с отходами регионального оператора с собственниками:

  1. Жилых
    и нежилых строений;
  2. Земельных
    участков.

Кроме собственников договор могут заключать уполномоченные ими лица. Если происходит отчуждение прав собственности, новый владелец обязан в трехдневный срок уведомить об этом регионального оператора. Далее, прежний договор об оказании услуг прекращает действие, заключается новое соглашение уже с новым владельцем. Порядок и сроки заключения договора установлены Правилами (п.8.2).

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Указанные нормативные акты и их положения, описывая действия при
смене собственника, также предусматривают аналогичные действия для следующих
категорий:

  • иной законный владелец;
  • пользователь.

При этом Правила не раскрывают эти понятия, поэтому таким
пользователем вполне может быть арендатор помещения или земельного участка.

Но судебная практика указывает, что обязанность заключать соглашение
с региональным оператором у арендатора может не возникнуть. Основание –
соответствующий пункт в договоре о вывозе мусора арендодателем, который
предусматривает эту обязанность именно за собственником.

Это также может происходить, если помещение или земельный участок
передается в субаренду. По договору субаренды обязанность по вывозу мусора
может перекладываться на субарендатора.

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Как указано выше, нормативными актами установлено, что вывоз мусора
арендодателем – это его обязанность. Он может ее переложить на других лиц,
пользователей в рамках договорных отношений.

На практике это означает, что ранее заключенный собственником недвижимости договор с региональным оператором, продолжает действовать. Условиями соглашения об аренде пользователь оплачивает владельцу счета, которые поступают от оператора за вывоз мусора. Новый договор между региональным оператором и арендатором не заключается.

Компания выкупила помещения и сдает их в аренду другим субъектам
предпринимательской деятельности. Один из ИП, который заключил договор аренды с
компанией, получил уведомление об административном проступке. Основание – он не
заключил соглашение с региональным оператором на вывоз ТКО.

В ходе разбирательства оказалось, что договором аренды обязанность
по вывозу мусора перекладывается на ИП.

Поскольку указанные выше Правила
предусматривают при переходе прав пользования к другому субъекту заключать
новое соглашение от его имени с региональным оператором, претензии к компании
безосновательны.

  Ей не нужно заключать
отдельные соглашения на обращение с ТКО. Вывоз мусора арендатором – это его
обязанность.

https://www.youtube.com/watch?v=xYlCiBiWdmM\u0026pp=ygV50JrRgtC-INC-0YLQstC10YfQsNC10YIg0LfQsCDQstGL0LLQvtC3INC80YPRgdC-0YDQsDog0LDRgNC10L3QtNCw0YLQvtGAINC40LvQuCDRgdC-0LHRgdGC0LLQtdC90L3QuNC6INC_0L7QvNC10YnQtdC90LjRjw%3D%3D

Исключение – если соглашение аренды, по условиям которого вывоз
мусора обязан организовать пользователь, признается несостоятельным. В таком
случае собственник может привлекаться к административной ответственности. Тот
факт, что совершенный им проступок был без умысла, может смягчить наказание,
размер административного штрафа.

Поэтому арендаторам необходимо учитывать эти моменты при заключении
договора аренды. Если в нем не перекладывается обязанность по вывозу мусора на
пользователя, значит она остается на собственнике. И именно он несет
административную ответственность в случае нарушений.

Кто платит за вывоз мусора арендатор или арендодатель — Консультация юриста онлайн

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Ответ на вопрос о том, кто заключает договор на вывоз мусора арендатор или арендодатель, не так однозначен. Типичная ситуация, когда собственники помещения сдают его в аренду, а потом возникает спорный вопрос о том, кто будет заключать и оплачивать договор на вывоз отходов.

Кто должен заключать договор на вывоз мусора по закону?

Законом об отходах производства и потребления (№89-ФЗ от 24.06.

98) установлено, что именно на региональных операторах ТКО лежит обязанность заниматься обращением отходов, их сбором, перевозкой, обработкой, утилизацией и т.п.

На территории субъекта РФ их может несколько, все они предусмотрены региональными программами, направленными на улучшение ситуации с обращением твердых коммунальных отходов (ТКО/ТБО).

Деятельность по обращению с ТКО предусматривает их:

  • накопление;
  • сбор;
  • перевозку;
  • обработку и обезвреживание;
  • переработку и утилизацию;
  • захоронение.

Все эти действия проводятся в соответствии с установленными Правилами обращения с ТКО. Это нормативный акт, который утвержден правительственным постановлением от 12.11.16 №1156.

Указанным выше законом об отходах производства и потребления предусмотрено, что именно собственники ТКО заключают соглашения с региональными операторами. Исключение – законом предусмотрены иные варианты (ч.1 ст.24.7).

Правила (п.п.«в» п.8.1) также предусматривают договорные отношения на обращение с отходами регионального оператора с собственниками:

  1. Жилых и нежилых строений;
  2. Земельных участков.

Кроме собственников договор могут заключать уполномоченные ими лица. Если происходит отчуждение прав собственности, новый владелец обязан в трехдневный срок уведомить об этом регионального оператора. Далее, прежний договор об оказании услуг прекращает действие, заключается новое соглашение уже с новым владельцем. Порядок и сроки заключения договора установлены Правилами (п.8.2).

Должен ли арендатор заключать договор на вывоз мусора?

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Указанные нормативные акты и их положения, описывая действия при смене собственника, также предусматривают аналогичные действия для следующих категорий:

  • иной законный владелец;
  • пользователь.

При этом Правила не раскрывают эти понятия, поэтому таким пользователем вполне может быть арендатор помещения или земельного участка.

Но судебная практика указывает, что обязанность заключать соглашение с региональным оператором у арендатора может не возникнуть. Основание – соответствующий пункт в договоре о вывозе мусора арендодателем, который предусматривает эту обязанность именно за собственником.

Это также может происходить, если помещение или земельный участок передается в субаренду. По договору субаренды обязанность по вывозу мусора может перекладываться на субарендатора.

Должен ли арендатор заключать договор на вывоз мусора, если условия соглашения не предусматривает у него такой обязанности?

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Как указано выше, нормативными актами установлено, что вывоз мусора арендодателем – это его обязанность. Он может ее переложить на других лиц, пользователей в рамках договорных отношений.

На практике это означает, что ранее заключенный собственником недвижимости договор с региональным оператором, продолжает действовать. Условиями соглашения об аренде пользователь оплачивает владельцу счета, которые поступают от оператора за вывоз мусора. Новый договор между региональным оператором и арендатором не заключается.

Пример из практики

Компания выкупила помещения и сдает их в аренду другим субъектам предпринимательской деятельности. Один из ИП, который заключил договор аренды с компанией, получил уведомление об административном проступке. Основание – он не заключил соглашение с региональным оператором на вывоз ТКО.

В ходе разбирательства оказалось, что договором аренды обязанность по вывозу мусора перекладывается на ИП.

Поскольку указанные выше Правила предусматривают при переходе прав пользования к другому субъекту заключать новое соглашение от его имени с региональным оператором, претензии к компании безосновательны.

Ей не нужно заключать отдельные соглашения на обращение с ТКО. Вывоз мусора арендатором – это его обязанность.

Исключение – если соглашение аренды, по условиям которого вывоз мусора обязан организовать пользователь, признается несостоятельным. В таком случае собственник может привлекаться к административной ответственности. Тот факт, что совершенный им проступок был без умысла, может смягчить наказание, размер административного штрафа.

Поэтому арендаторам необходимо учитывать эти моменты при заключении договора аренды. Если в нем не перекладывается обязанность по вывозу мусора на пользователя, значит она остается на собственнике. И именно он несет административную ответственность в случае нарушений.

Читайте также:  Договор обмена товарами: что прописать, как платить налоги + шаблон

Как заключить договор на вывоз мусора?

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Заключить такой договор обязаны все граждане.

За жильцов многоквартирных домов это сделает управляющая компания.

А как быть предпринимателю, арендующему помещение? Сколько придется платить за вывоз отходов и что будет, если договор на оказание этой услуги не заключить?

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Не всем приходится заботиться о таких договорах. Скажем, договор на вывоз мусора жильцов многоквартирных домов обычно заключает управляющая компания, после чего в их квитанциях появляется отдельная строка: «Оплата ТБО».

А как быть, если речь идет о бизнесе и помещение арендуется? В этом случае договор заключает арендатор – при условии, что иное не предусмотрено в договоре аренды.

Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз твердых коммунальных отходов заключает арендодатель (Письмо Минприроды России от 9 июля 2020 г. № 25-47/17005).

В этом случае в договор аренды включается примерно такая формулировка: «Арендодатель обязан заключить с региональным оператором договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам».

Да, заключение договора на вывоз твердых коммунальных отходов обязательно.

Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с этими отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого ТКО образуются и находятся места их накопления.

К твердым коммунальным отходам относятся:

  • отходы из жилых помещений;
  • товары, утратившие свои потребительские свойства в результате их использования физическими лицами;
  • некоторые виды мусора, образующегося в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО, установленными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном законом и постановлением.

В каждом регионе избран свой региональный оператор, например:

  • региональным оператором по обращению с ТКО в Тюменской области утверждено ООО «Тюменское экологическое объединение» (ООО «ТЭО»);
  • региональным оператором в Челябинской области утверждено ООО «Центр коммунального сервиса» (ООО «ЦКС»);
  • региональным оператором в Москве с 1 января 2022 г. утверждено ГУП «Экотехпром» (на 1 июля 2021 г. – ООО «МСК-НТ» в районах ЮВАО и ЗелАО, ООО «Хартия» в районах СВАО и ВАО);
  • перечень операторов Московской области доступен на сайте Правительства Московской области.

Порядок заключения такого договора урегулирован Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156. Упрощенно он выглядит так:

  • в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услуги по обращению с ТКО региональный оператор размещает в печатных СМИ и на своем сайте предложение для потребителей о заключении договора на оказание этих услуг и текст типового договора;
  • потребителям в течение 15 рабочих дней со дня размещения данной информации нужно направить региональному оператору заявку на заключение договора.

Перечень документов, необходимых для заключения договора, можно найти на сайте регионального оператора (например, перечень документов с сайта регоператора ООО «ЦКС»).

Обычно это: регистрационные документы, в том числе свидетельство о постановке предприятия на учет; документы, подтверждающие внесение данных в ЕГРЮЛ; план участка организации с указанием места под контейнеры и схема путей; заявление (заявка) на заключение договора.

В случае если заявка не направлена, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором на своем сайте предложения о заключении указанного договора.

Заключение с регоператором договора на вывоз ТКО становится обязательным для всех граждан после утверждения единого тарифа для регионального оператора.

Для юрлиц и ИП плата за вывоз ТКО рассчитывается двумя способами: исходя из нормативов накопления или по фактическому образованию отходов. По нормативу платят те, кто не подал заявку на заключение договора с региональным оператором или не может подтвердить реальные объемы отходов.

Данный вопрос урегулирован п. 5 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505, согласно которому коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

  • расчетным путем исходя из:
    • нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
    • количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления отходов;
  • исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Плата рассчитывается следующим образом: расчетная единица (количество посадочных мест, машино-мест, квадратных метров и т.д.) * единый тариф регоператора * норматив накопления/12 месяцев = ежемесячная плата.

Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты РФ. Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Единицей для расчета в зависимости от вида деятельности организации будет являться «сотрудник», «квадратный метр», «машино-место» или «домовладение».

Например, Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31 августа 2017 г. № 47/1 утверждены нормативы для Челябинской области.

Для организации, оказывающей консультационные услуги, норматив рассчитывается исходя из количества работающих сотрудников и составляет 1,466 куб. м на человека в год.

Следовательно, при штате в 10 человек норматив накопления за год составит 14,66 куб. м.

Величина предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на период с 1 июля по 31 декабря 2021 г. составляет 530,21 руб. за кубометр (НДС не облагается), согласно Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики от 17 декабря 2020 г. № 63/130 (действует для юрлиц и собственников нежилых помещений).

Итого: (14,66 * 530,21) / 12 = 647,74 руб. в месяц.

Плата за вывоз отходов по фактическому объему может осуществляться исходя из количества контейнеров, их объема и графика вывоза.

Например: 2 контейнера * 1,1 куб. м (их объем) * 156 (вывоз ТКО – трижды в неделю) = 343,2 куб. м будет вывезено за год. Дальше расчет такой же: умножаем на тариф и делим на 12.

Расчет платы по фактическому объему отходов возможен только в том случае, если на полигоне установлены средства измерения, а складирование ТКО осуществляется в специально отведенные баки, которые используются исключительно этим юрлицом. Возможность такого учета, его порядок и перечень необходимых документов рекомендуем обсудить с региональным оператором.

Как прописывать услуги по вывозу ТБО в договоре аренды — Вывоз мусора

Право собственности на отходы регулируется в договоре аренды между сторонами. Это основной документ, устанавливающий права и обязанности.

В случае отсутствия такого пункта в договоре обязанность по оплате и вывозу отходов возлагается на арендодателя.

О том, как прописать вывоз ТБО в договоре аренды, используется ли это понятие в законодательстве в 2021 году, и как правильно все указать в документах – читайте далее.

Кто отвечает за вывоз ТБО – арендодатель или арендатор?

Сегодня в законодательстве упразднено понятие твердых бытовых отходов. Сейчас в документации используется более широкое понятие – ТКО, или твердые коммунальные отходы. В него включаются не только мусор, выкидываемый гражданами, но и отходы организаций и предприятий. В договоре может быть одна из двух позиций:

  • В случае, если в документе указано, что отходы от деятельности арендаторов собственность арендодателя, то и плату за них, а значит и вывоз должен организовать тот, кто предоставляет помещение.
  • Передача отходов без отчуждения и приобретения права собственности, то заниматься вопросом вывоза, а также платить за это должен арендатор.

До сих пор окончательно не урегулирован вопрос об отчуждении отходов при договорах аренды. Поэтому Росприроднадзор рекомендует заключать сразу трехстороннее соглашение между тем, кто образует отходы, перевозчиком и полигоном.

Читайте также:  Бизнес проката: правила работы с клиентами, пример договора

Обратите внимание! Важно точно указать в договоре аренды, кто и за что отвечает в вопросах вывоза и оплаты бытовых отходов.

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Как прописать вывоз ТБО в договоре аренды: полезные советы

Переход прав на условиях аренды к новому собственнику на помещения и земельные участки, где происходит образование ТКО, влечет за собой обязанность в трехдневный срок уведомить регионального оператора об этом.  Соответственно и договор на вывоз ТБО должен заключаться с арендатором помещения.

Однако, стороны могут договориться, что договор на вывоз мусора заключит арендодатель. Тогда арендатор будет только оплачивать счета, которые выставит арендатор. Прописать обязанность арендодателя по вывозу ТБО в договоре, можно используя такую формулировку:

  • Арендодатель обязуется заключить договор с региональным оператором на вывоз отходов из помещения. Плату за услуги вносит арендодатель.
  • Арендатор обязуется компенсировать понесенные арендодателем расходы по вывозу ТКО, на основании выставленных счетов.

От наличия такой формулировки и будет зависеть, кто и за что отвечает. Если прописано именно таким образом – вы только оплачиваете счета за вывоз отходов. Если же сказано иное, то вам придется заключать самостоятельно договор с оператором, и оплачивать счета по вывозу мусора.

Кто должен — арендатор или арендодатель? Вопросы охраны окружающей

png» alt=»Отдаем журнал бесплатно!»> «Справочник эколога» №6 2021 / Азбука эколога

  • Ключевые вопросы
  • Постановка на учет объекта НВОС
  • Составление экологической документации
  • Заключение договора с регоператором
  • Установление СЗЗ
  • Оформление акта рекультивации
  • Рассмотрим вопросы охраны окружающей среды, которые возникают при арендных отношениях.

Юридическое лицо (застройщик) арендовало земельный участок под строительство. Кто должен поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), — застройщик или собственник земельного участка?

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией[1].

Свидетельства о постановке на государственный учет объектов НВОС, об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, о снятии с государственного учета объектов НВОС выдаются хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах НВОС (п. 11 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ).

Словарь

Объект НВОС — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

  1. Заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на объекте, направляет в территориальный орган Росприроднадзора посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием Единого портала госуслуг или официального сайта Росприроднадзора[2].
  2. Кроме того, раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации должен содержать перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий[3]:
  3. • результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам;
  4. • обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;
  5. • мероприятия по охране атмосферного воздуха;
  6. • мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Таким образом, ставить на учет строящийся объект должно то юридическое лицо, которое осуществляет деятельность (стройку) на данном объекте. Поскольку мероприятия по охране окружающей среды разрабатываются в рамках проектной документации на строительство, их разработкой занимается застройщик, следовательно, он и должен поставить объект НВОС на учет.

Организация арендует офис. Кто должен оформлять экологическую документацию (вести учет отходов, заполнять форму № 2-ТП (отходы), представлять декларацию о плате за НВОС, составлять паспорта отходов, заключать договоры на передачу отходов) — арендатор или арендодатель?

  • Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды[4].
  • Паспортизация отходов I–IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются такие отходы[5].
  • Отметим, что положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления»[6] в основном построены так: в чьей деятельности образуются отходы, тот несет за них ответственность и разрабатывает ту или иную природоохранную документацию.
  • В связи с этим за отходы, которые образуются в результате деятельности арендатора, отвечает сам арендатор (если иное не установлено договором аренды), а значит, он обязан оформлять экологическую документацию.
  • Для того чтобы за отходы отвечал арендодатель, в договоре аренды следует прописать, например, следующее:

Отходы, образующиеся в офисе (помещении) арендатора, считаются образованными от деятельности арендодателя по сдаче помещения в аренду и удаляются из офиса (помещения) арендодателем.

Арендодатель осуществляет все обязанности образователя и собственника данных отходов, предусмотренные действующим законодательством, а именно: соблюдает федеральные нормы, правила и иные требования в области обращения с данными отходами, ведет учет данных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, представляет в установленном порядке необходимую информацию по форме статистического учета № 2-ТП (отходы), предусматривает места (площадки) накопления таких отходов, разрабатывает паспорта отходов I–IV классов опасности.

Распространенная ситуация, когда в договоре аренды прописано, что арендодатель оказывает только услугу по организации удаления (передачи) отходов, однако в таком случае ответственность за обращение с отходами остается на арендаторе и экологическая документация также разрабатывается арендатором.

Вопросы установления права собственности на отходы, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений[7].

Поскольку в результате осуществления деятельности в офисном помещении обычно образуются отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам (далее — ТКО), то плата за НВОС не вносится на основании п. 2 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Соответственно, декларация о плате за НВОС не представляется ни арендодателем, ни арендатором.

При этом разрабатываются паспорта отходов, ведется учет образовавшихся отходов, подготавливается статистическая отчетность, заключаются договоры на передачу отходов арендатором, если иное не предусмотрено договором аренды.

Кто должен заключать договор с региональным оператором при арендных отношениях?

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).

Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО, образующихся в зданиях (за исключением жилых помещений), строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в т.ч. в многоквартирных домах и на земельных участках, — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами[8].

Вопрос собственности на отходы должен быть урегулирован в рамках договора аренды между сторонами (арендодателем и арендатором). Если в договоре аренды этот вопрос не урегулирован, то обязанность по заключению договора на вывоз ТКО ложится на арендатора как на собственника отходов.

  1. Кто должен устанавливать санитарно-защитную зону (далее — СЗЗ) при арендных отношениях?
  2. В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ, правообладатель такого объекта обязан[9]:
  3. • провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
  4. • если выявится необходимость изменения СЗЗ, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, — представить в уполномоченный орган заявление об изменении СЗЗ.
Читайте также:  Как ресторану получить с клиента деньги

В случае технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта (за исключением случаев, предусмотренных п.

10 Правил № 222), а также в случае прекращения эксплуатации или ликвидации (в т.ч. сноса) объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, правообладатель объекта обязан (п.

9 Правил № 222):

• в срок не более одного года со дня наступления указанных обстоятельств провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации);

• при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения такого воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена СЗЗ, — представить в уполномоченный орган заявление об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ.

В случае прекращения эксплуатации, ликвидации (в т.ч.

сноса) объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, изменения вида разрешенного использования или назначения такого объекта, предусматривающего осуществление деятельности, в результате которой за контурами объекта его химическое, физическое и (или) биологическое воздействие на среду обитания человека не превышает установленных гигиенических нормативов, правообладатель объекта обязан в срок не более одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств представить в уполномоченный орган заявление о прекращении существования СЗЗ (п. 10 Правил № 222).

Как видим, установление, изменение или прекращение существования СЗЗ осуществляются правообладателем объекта.

Словарь

Правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков (ст. 5 Земельного кодекса РФ).

Следовательно, устанавливать СЗЗ может как арендодатель (собственник объекта), так и арендатор (имеющий права на временное владение и пользование объектом). Обязанности по установлению СЗЗ можно разграничить в договоре аренды.

  • Кто должен подписывать акт рекультивации — арендатор земельного участка, который провел рекультивацию, или собственник земельного участка?
  • Разработка проекта рекультивации и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе[10]:
  • • правообладателями земельных участков;
  • • лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута;
  • • лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
  • В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (далее — ОИВС, ОМС), уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации и рекультивация земель обеспечиваются (п. 4 Правил № 800):
  • • гражданами и юридическими лицами — собственниками земельных участков;
  • • арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами — в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);
  • • ОИВС и ОМС, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, — в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
  • Проект рекультивации подлежит согласованию (п. 15 Правил № 800):
С кем согласовывается проект В каком случае
С собственником земельного участка, находящегося в частной собственности Если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, не является собственником земельного участка
С арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем Если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем
С ОИВС или ОМС, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков В случае проведения рекультивации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в п. 3 или подп. «б» п. 4 Правил № 800

Акт рекультивации подписывается лицом, которое проводит рекультивацию (п. 30 Правил № 800). В данном случае таким лицом является арендатор земельного участка.

При этом не позднее 30 календарных дней с момента подписания акта его необходимо направить лицам, которые согласовывали проект рекультивации, в т.ч. собственнику земельного участка (п. 31 Правил № 800).

Вывоз мусора от разных собственников зданий и их арендаторов

Консультация

Фирма ведет свою производственную деятельность на территории комплекса административно- деловых зданий, являясь фактически, но не юридически, управляющей компанией, так как владеет всеми сетями и коммуникациями на данной территории. Всего на территории расположено 17 (семнадцать) отдельно стоящих нежилых зданий, которые принадлежат в настоящее время различным собственникам, 12- ти субъектам (юридическим и физическим лицам).

Со всеми собственниками зданий по указанному адресу заключены договоры на компенсацию затрат по коммунальным услугам (транзит) и эксплуатационное обслуживание, одной из составляющих предмета договора в части компенсации затрат фирмы является услуга по организации сбора, вывоза и передачи на размещение отходов, подобных коммунальным (далее – ТКО).

Централизованный сбор и вывоз отходов со всей территории комплекса зданий осуществляется более 13 лет и никогда не вызывал никаких нареканий ни с чьей стороны.

Фирма имеет договоры с лицензированными организациями: АО «Автопарк №1 «Спецтранс» на вывоз и передачу на размещение отходов, ООО «Новый Свет Эко» тройственный договор на размещение отходов на полигоне.

Паспорта отходов разработаны фирмой комплексно с учетом всех данных об образователях отходов (собственников зданий) в соответствии с Федеральным Законом №89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года за № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности».

В настоящее время согласно законодательству каждый образователь отходов обязан заключить со специализированной организацией отдельный договор на вывоз и передачу на размещение собственных ТКО.

Следуя логике закона, не только собственники нежилых зданий, но и их арендаторы, которых может быть и десятки, и сотни, а на нашей площадке их больше тысячи, обязаны не только разработать паспорта отходов, но и заключить отдельный договор. Ситуация складывается катастрофическая и, до некоторой степени, абсурдная, т. к.

каждый арендатор просто физически не сможет поставить для своих отходов отдельный контейнер, а специализированная организация будет не в состоянии организовать вывоз и передачу на размещение ТКО от всех мелких образователей, которых будут тысячи.

Кроме того, может начаться «контейнерная война», когда каждый будет вынужден следить за тем, чтобы его мусорным контейнером не пользовались посторонние. У нас на площадке мы уже наблюдаем подобную ситуацию.

На основании изложенного выше просим разъяснить, как в рамках закона организовать работу организациям подобным нашей, а также торговым и бизнес- центрам, у которых та же проблема. А с назначением регионального оператора ситуация будет еще острее.

Что предпринять? Можем ли мы от имени собственников централизованно организовывать сбор и вывоз мусора посредством специализированных организаций? Как правильно вести учет отходов, если наша организация не принимает отходы, а является посредником (агентом) между образователями ТКО и перевозчиком?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector