Телеграмма паустовского: краткий пересказ и анализ произведения, затрагивающий главных героев

Меню статьи:

1946 год ознаменовался для Константина Паустовского – российского писателя, мастера рассказа – созданием нового произведения. Творение получило название «Телеграмма», краткое содержание же этого рассказа легко послужит предметом интереса для почитателя русской литературы.

Тема, затронутая в рассказе писателем, касается актуальной для русской и мировой литературы проблематики – это взаимоотношения родителей и детей, проблема поколений.

Константин Паустовский применяет уникальный метод: автор переносит состояние души героев на описание природы.

Читатель оказывается в вечной атмосфере хмурых осенних дней, которые отображают настроение старушки – главной героини.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с главными героями рассказа “Теплый хлеб” Константина Паустовского.

Литературная критика ценит «Телеграмму» за ненавязчивую, латентную поучительность и нравственные ценности, которые автор демонстрирует, описывая незамысловатую жизненную ситуацию. Перед тем, как приступить к краткому изложению основных сюжетных вех рассказа, следует охарактеризовать центральных действующих лиц произведения Паустовского.

Константин Паустовский: своеобразие творчества писателя

Паустовский – автор, о котором литературные критики говорят как о мастере описания природы и человека. Это – главная тема творчества писателя.

Природа в текстах Паустовского становится зеркалом, отображающим духовный, внутренний мир человека. «Телеграмма» – не исключение.

В каждом тексте Паустовского описание действующих лиц сопровождается вечным спутником – определенным пейзажем, ландшафтом, намекающим читателю на то, какие чувства испытывают персонажи.

Любовь к природе исходит из биографии писателя. Константин Паустовский – заядлый путешественник, который навсегда влюбился в мир, не испорченный большим городом.

Поэтому в «Телеграмме» читатель без труда заметит, что автор отдает предпочтение деревне перед «цивилизованным» мегаполисом. Особенно сильно трогала Паустовского русская природа, жившая тихой и грустной жизнью.

Пейзаж у Паустовского отличается подчеркнутым лиризмом, приближая тем самым писателя к романтикам, которые первыми вводят в литературу тенденцию обожания «непричесанной» природы.

Стилевые характеристики произведений Паустовского

Между тем, проза данного автора не всегда являлась общепризнанной.

Сейчас читать Паустовского – значит читать классику, но современники писателя относились к тогда экстраординарному стилю прозаика с подозрением и недоверием.

Сегодня в литературной критике принято говорить об эстетическом отношении к действительности, которое культивируется произведениями Паустовского. Стиль писателя, безусловно, узнаваем и давно стал визитной карточкой прозаика.

Ритмика текстов Паустовского напоминает фильмы-картинки, фильмы без слов, вроде «Бараки» или «Хроноса», в которых изображается динамика смены музыки городской жизни на тишину и застывшую атмосферу деревни. Но не стоит забывать о том, что есть еще и дикая природа, которая словно стоит вне города и села – классической топографии прозы Паустовского.

Чувство постоянства – еще одна стилевая характеристика произведений автора «Телеграммы». Красота природы, женственность, взаимоотношения между людьми, старые, знакомые каждому человеку житейские проблемы – вот основные мотивы рассказов Паустовского.

Здесь нет новизны или экзотики. В нравственно-философской ориентации творчества писателя преобладает уверенность в принципиальной недостижимости идеала.

Поэтому вещи, люди, события, изображаемые на страницах книг автора – такие же, как в реальной жизни, неидеальные, шероховатые.

Краткая характеристика ключевых персонажей «Телеграммы»

Среди главных героев особенное место занимает фигура Катерины Петровны – пожилой женщины, которая вынуждена одиноко доживать жизнь. У героини есть дочь – Настя.

Писатель намекает, что Катерина Петровна имела дворянские корни, происходила из семьи, в которой почиталось искусство. Женщина – хорошо образованная, благовоспитанная, знала художников и скульпторов.

Однажды Катерине Петровне даже удалось побывать в Париже, увидеть похороны великого французского писателя Виктора Гюго.

Трагедия Катерины Петровны состоит в вынужденной изоляции, в которой оказалась героиня. В селе нет людей, равных Катерине Петровне по уровню образования, поэтому старушке не с кем поговорить.

Женщина проживает в старинном, мемориальном здании, построенном отцом-художником. Однако ни знания старушка, ни антикварные вещи, которыми полнился дом, не интересуют односельчан.

Паустовский описывает, что в сундуках Катерины Петровны хранились вышитая бисером одежда, старые перчатки, украшения со страусовыми перьями, чернеющая в глубине шляпа.

Настя уехала в Ленинград, где обустраивает собственную жизнь, редко навещая старую маму. Девушка ведет активную, насыщенную жизнь в культурной столице России. Настя, живущая в атмосфере забот и суеты, искусства, выставок. С одной стороны, Настя способна тонко чувствовать искусство, сострадать чужой беде.

Когда скульптор Тимофеев рассказывает девушке о тяготах жизни, то Настя искренне сочувствует мастеру. С другой же стороны, Настя остается равнодушной в телеграмме матери, к одиночеству старушки. Материнская боль не вызывает в героине сочувствия. Однако Настя раскаивается в том, что редко навещала мать, но поздно: Катерина Петровна умирает.

Паустовский, по-видимому, осуждает Настю, но не пишет укора прямо. Читатель делает вывод и выносит уроки из рассказа самостоятельно.

Фигура Насти амбивалентная. Девушка не спешит в Заборье, потому что деревня навевает на героиню скуку, а Ленинград обещает веселье и активную жизнь. Настя разрывается между желанием остаться в Северной столице и ощущением неправильности поступков, которые воспринимаются как безразличие и холодность по отношению к матери. Девушка попала в ловушку, характерную для большинства молодых людей.

Взаимоотношения матери и дочери демонстрируют конфликт поколений, потому что молодые дети не понимаю стареющих родителей, уходящих в прошлое. Время молодости – это будущее время, поэтому интересы молодежи кажутся старикам непонятными, так же как воспоминания стариков воспринимаются молодежью бесполезным грузом. Конфликт поколений – трагедия, лежащая в основе культуры.

Второстепенные персонажи, прежде всего, представлены образами Тихона – героя, который сторожил пожарный сарай, а также Манюшки – дочери сапожных дел мастера.

Тихон – добрый и отзывчивый человек, который старается помочь старушке – Катерине Петровне, составить женщине компанию.

Однако дочь художника и охранник живут в разных мирах, и простые сельские люди не могут спасти Катерину Петровну от одиночества.

О специфике пейзажа и роли деталей в «Телеграмме» Паустовского

Отдельное внимание стоит уделить пейзажу, который в рассказе приравнивается к действующим лицам. Настроение повествования – грустное, отчаянное, меланхоличное. Ностальгия и меланхолия – постоянная атмосфера в рассказах Паустовского. Октябрь славится ненастной погодой. Начало рассказа навевает грусть и печаль.

Телеграмма Паустовского: краткий пересказ и анализ произведения, затрагивающий главных героев

Катерина Петровна погружена в одиночество, в созерцательность последних дней жизни. Женщина возвращается мыслями в прошлое, живя прошедшим больше, чем настоящим. Осень создает впечатление застывшего времени и прекрасно сочетается с домом Катерины Петровны. Дом – это торжество прошлого. Здание построил отец героини, поэтому ныне дом напоминает музей или галерею.

Автор добавляет детали к описанию остановки комнат: это газета «Вестник Европы», припавший пылью, посуда, которая пожелтела от времени, развешанные на стенах произведения живописи. Печи давно не топятся, от этого в доме поселился своеобразный запах. Вещи, которые хранятся у Катерины Петровны, нельзя использовать.

Жизнь героини осталась в прошлое, единственное, что связывает старушку с настоящим – Настя, дочка.

Тяжкие мгновения одиночества – лейтмотив, сопровождающий многие произведения Паустовского. Автор подчеркивает этот лейтмотив в «Телеграмме», детально останавливаясь на описании керосинового ночника, который изображается одушевленным предметом.

Описание пейзажа порой вызывает и положительные, оптимистичные эмоции. К примеру, Паустовский описывает осенний рассвет, символизирующий возрождение.

Когда осень поворачивает к зиме, рассветы становятся короче и короче, словно напоминая, что в жизни пожилых людей остается все меньше и меньше дней.

Клен тоже ассоциируется с одиночеством и старостью: глядя на дерево, Катерина Петровна вспоминает, как сажала этот клен в юности.

Изложение событий, представленных в рассказе Паустовского

Повествование открывается описанием холодного, дождливого октябрьского дня. Главная героиня рассказа – Катерина Петровна – ощущает тяжесть возраста, потому что женщина с трудом встает по утрам и передвигается. Кроме того, дни не радовали разнообразием: каждый день приносил однообразие.

Писатель рассказывает историю об отце героини. Итак, отец Катерины Петровны – известный художник – возвел дом в деревне под названием Заборье. Люди в селе – необразованные, не могли составить Катерине Петровне компанию в беседах об искусстве и живописи.

Катерина Петровна подружилась с дочкой местного сапожника, который жил по соседству. Девушка принимала участие в хозяйственных делах – вместе с главной героиней. Другой гость, порой захаживающий в дом к художнику, – Тихон. Мужчина работал сторожем, охранял пожарный сарай. Паустовский описывает Тихона рыжим, худым мужчиной, который был свидетелем строительства дома.

Тоска по дочери: история Насти

Дочь Катерины Петровны Настя уехала в Ленинград, занимаясь там собственной жизнью. Северная столица редко опускала девушку навестить мать. Катерина Петровна коротала дни в деревне и скучала по Насте.

Последний визит дочери состоялся три года назад, с тех пор девушка не навещала мать. Письма от дочери приходили нечасто.

Однако Настя помогала матери деньгами, раз в несколько месяцев отправляя Катерине Петровне 200 рублей почтовым переводом.

Дни сменялись ночами. В одну из одиноких ночей Катерина Петровна услышала стук в калитку. Подойдя к калитке, женщина заметила, что никого нет.

Плохое предчувствие сказало героине, что эта зима – последняя для нее. Тогда Катерина Петровна составила для дочери письмо, в котором рассказала, что не думает, что встретит весну. Также женщина просила Настю навестить родной дом, заехать к Катерине Петровне пусть даже на один день.

Внешность Насти напоминала героинь из оперы Эдварда Грига «Пер Гюнт»: волосы русого оттенка, крупные глаза отливали холодным блеском. За внешность художники прозвали девушку Сольвейг. Как догадался читатель, Настя часто находилась в компании художников, потому что работала в Союзе художников, исполняя обязанности секретаря.

Телеграмма Паустовского: краткий пересказ и анализ произведения, затрагивающий главных героев

В день, когда Настя получила письмо от Катерины Петровны, девушка решила не смотреть, что написала мать. Настя отложила письмо в сторону, потому что известия от матери вызывали у героини смешанные чувства.

С одной стороны, письмо означало, что мать жива, поэтому письма приносили девушке облегчение. С другой стороны, однако, по мнению Насти, письмо – это молчаливый укор, обида, что дочь редко приезжает в гости.

Организация выставки и болезнь Катерины Петровны

Внимание и силы Насти уходили на организацию персональной выставки скульптуры. Молодой, перспективный скульптор решил сделать презентацию работ.

Настя посетила мастерскую художника, где взгляд девушки привлекла одна из скульптур. Это было изображение Гоголя. Насте показалось, что писатель словно посмотрел на девушку с укором, с насмешкой.

Тогда Настя снова вспомнила о том, что письмо до сих пор лежит непрочитанным в сумочке.

После прочтения известия от Катерины Петровны, первое, о чем подумала девушка, – тяготы долгой дороги в Заборье, мать, которая будет плакать.

Поразмышляв об этом, Настя вернула письмо, чтобы то покоилось в верхнем ящике стола. Выставку, которой занималась девушка, провели спустя два дня после этого эпизода.

Скульптора признали талантливым мастером, на Настю сыпались благодарности в успешно организованном проекте.

Телеграмма от Тихона

Во время веселья и радости приема по случаю выставки Насте принесли телеграмму – известие от Тихона, где сообщалось, что старушка умирает. Сперва девушке показалось: телеграмму доставили по ошибке, однако потом увидела, что известие пришло из Заборья – это значилось на телеграмме.

К Насте подошел пожилой мастер, живописец, спросив, все ли в порядке. Девушка замешкалась, но сказала: да, все нормально, а телеграмму прислала одна знакомая. Но в душе героиню грызла совесть.

Настя увидела знакомую скульптуру Гоголя, которая, как показалось героине, посмотрела с укором, упрекая в поведении равнодушия и безжалостности.

Торопясь, девушка вышла на свежий воздух.

Внезапно Настю охватила печаль вместе с отчаяньем, ведь героиня поняла, осознала: старушка-мать – единственный человек, который ее по-настоящему любил, что эта старая, несчастная, брошенная женщина выглядывала дочку до последнего дня. В отчаянии, Настя бросилась к железнодорожным кассам, однако билеты закончились. Понимая ситуацию, кассирша помогла девушке достать билет.

Заборье и смерть Катерины Петровны

Шел десятый день болезни Катерины Петровны. Женщина уже не поднималась с постели, дыхание старушки затруднилось. Старушка умирала. Тихон с Манюшкой беспокоились об умирающей шесть дней.

Телеграмма Паустовского: краткий пересказ и анализ произведения, затрагивающий главных героев

Женщина была безутешна, потому что дочь не приезжала и не давала знать о себе. Добрый охранник решил помочь Катерине Петровне и составил телеграмму, будто от имени дочки умирающей. Принеся новость от «дочки», Тихон сказал старушке, что та выехала из Ленинграда и скоро будет в Заборье.

Читайте также:  Краткий анализ и краткое содержание повести "портрет" гоголь читать онлайн, характеристика главного героя

Женщина сказала Тихону слова благодарности, успокоилась, отвернулась и вроде бы уснула. Так одинокая женщина встретила смерть. Дочь перед кончиной Катерине Петровне увидеть так и не удалось.

Умирая, старушка наблюдала огонь, который приносил в комнату уют, однако мысли и сердце женщины занимало прошлое и тоска по былым временам, по безвозвратно утраченному.

Похороны Катерины Петровны назначили на следующий день. Попрощаться с женщиной пришло множество людей, которые любили добрую старушку. Среди пришедших проводить умершую в последний путь была и сельская преподавательница – молоденькая девушка, которой старушка напомнила мать. Девушка простилась с умершей, поцеловав старушке руку.

Дочь Катерины Петровны все же прибыла в родную деревню. Со времени смерти матери прошло три дня. Уезжала же девушка из родного села осторожно, стыдясь своего поступка, желая не попадаться соседям на глаза.

Девушка избегала разговоров и расспросов. Но совесть повисла на шее Насти тяжелым камнем. Героиня понимала, что с этим камнем придется жить всю жизнь, так как только умершая мать могла простить нерадивую дочь.

Кое-что из истории создания произведения

Ознакомившись с кратким содержанием «Телеграммы», читатель может заметить, что похожие мотивы встречаются и в других произведениях Паустовского.

Например, тема поколений затрагивается писателем в произведениях «Летние дни», а также тексте о «Мещерской стороне», где, частности, Паустовский рассказывает историю дочки живописца.

В результате, трансформированный вариант истории ляжет в основу «Телеграммы».

Особенности композиции «Телеграммы»

Паустовский словно разделяет произведение на три фрагмента. Первый фрагмент касается жизни и биографии главной героини, о специфике существования старушки. Писатель подчеркивает, что женщина – необычная личность.

Вторая часть рассказывает о Насте, о том, что девушка работает в Союзе художников. Здесь же раскрываются особенности характера Насти.

Третью часть Паустовский посвящает эпизоду о телеграммах: первое известие получает девушка – о том, что мать находится при смерти, второе – подделывает Тихон, чтобы душа старушки успокоилась перед кончиной.

Тихон – интересная, казалось бы, незаметная фигура рассказа. Герой темный и необразованный. Однако, герой добрый, отзывчивый, простой, искренний. Тихон помнил отца главной героини, уважает художника и соседку за интеллигентность, образованность. Тихон отличается отзывчивостью, горячим и сострадательным сердцем.

Тихон сочинил телеграмму, представив известие так, будто новость пришла от дочки. Однако неграмотность выдала героя: женщина поняла, что телеграмма составлена Тихоном, но не стала расстраивать доброго соседа.

Телеграмма Тихона символизирует чистоту душевного порыва. Мужчина верит, что порой можно прибегнуть ко лжи во спасение. Момент, когда Тихон зачитал телеграмму Катерине Петровне, – это кульминация произведения.

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/kratkoe-soderzhanie/telegramma-kratko.html

Главные герои рассказа Телеграмма Паустовского (характеристика)

Паустовский написал замечательный рассказ, который называется “Телеграмма”. Рассказ о пожилой женщине, которую не навещает дочь из города. В конце концов, мать погибает, а дочь только после утраты осознала свою ошибку, но, к сожалению, было уже поздно. Давайте немного поговорим о персонажах данного рассказа.

Екатерина Петровна — это пожилая женщина, которая доживает свой век в старом доме и мечтает о последней встречи с дочерью, которую так безумно любит. Дом построил ее отец, так как он был знаменитым художником, то его признали мемориальным.

Она очень дорожила им, но не могла ухаживать за садом, так как была уже старенькой, в этом ей помогали Тихон и Манюшка, о которых мы поговорим чуть позже. Даже соседи пришли к ней на помощь, а дочь даже не приезжала к ней, да и и пишет она редко.

Но нужно заметить, что матери она помогала материально, оправляла ей конверт с деньгами. Иногда ей мерещилось, что деньги пахнут духами доченьки. Но не деньги ей нужны были, а любовь и забота.

Чувствую, что не сможет пережить зиму, она пишет письмо дочери, в которое вложила всю материнскую боль, то как скучает по ней. К сожалению, Настя забывает о письме, и он остается в сумке.

Настя — это дочь Екатерины Петровны, которая работает в городе, забыв о матери. Она устроилась в союз художников, Настя замечательный работник и хороший коллега. Она очень отзывчивая, помогала всем, но, к сожалению, времени для матери она не находила.

Автор преподносит нам характер Насти не однозначно. Ее сложно понять, ведь она не была чёрствым человеком, она помогала скульптуру Тимофееву. Почему Настя помогает ему, а не свей матери, которая так нуждается в ее поддержке? В этом и состоит проблема рассказа. Люди не всегда ценят близких им людей.

В конце концов, она это осознает, но слишком поздно. Кода ей приходит письмо, в котором говорится, что мать ее умирает, она начинает плакать, но Паустовский показывает нам, что слезы запоздалые.

Настя не успела на похороны, и только тогда она осознает свою ошибку, понимая, что ее не было рядом с матерью, с ее единственным близким человеком.

Тихон — это сосед, который помогает Екатерине Петровне по хозяйству. Он знал отца Екатерины, очень ценил и уважал его.

Именно этот человек отправляет Насте телеграмму, в которой говорится о состоянии матери. Перед смертью Екатерины он взял бланк на почте и от имени Насти написал ей телеграмму со словами, что она едет.

После он зачитывает перед матерью Насти и она благодарит его, она все понимает…

Манюшка — это соседская девочка, которая тоже помогает Екатерине. Она готовит, убирается, приносит воду, а хозяйка за ее помощь дарит ей вещи, которые ее не интересуют. Свои последние дни Екатерина проводит в обществе этой соседской девочки

← План рассказа Мещерская сторона
← Отзыв о рассказе Растрепанный воробей↑ ПаустовскийГерои рассказа Теплый хлеб →

Телеграмма Паустовского: краткий пересказ и анализ произведения, затрагивающий главных героев

  • Образ Пиковой дамы в повести Пушкина сочинение
    Главной героиней повести «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина является графиня Анна Федоровна Томская. Графиня очень пожилая. Ей около 87 лет. Все ее родственники считают ее давно умершей
  • Сочинение на тему Почему я хочу работать в полиции
    Мысли о том, кем хочется стать в жизни, формируются еще в детстве. Повзрослев, приходится делать осознанный выбор среди большого количества профессий. Я намерен остановить свой выбор на работе в полиции.
  • 9 класс ОГЭ
    Школьные сочинения для 9 класса и ОГЭ
  • Сочинение по картине Осенняя песня Борисова-Мусатова
    В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность
  • Анализ произведения Калина красная Шукшина
    Повесть «Калина Красная» Василия Шукшина была написана в 1973 году и вошла в золотой фонд советской литературы. Сам автор, Василий Шукшин, все свое творчество посвятил простому человеку, обычному труженику страны

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/paustovskij/glavnye-geroi-rasskaza-telegramma

Краткое содержание Паустовский Телеграмма

Катерина Петровна доживает свои дни в селе Заборье в старом деревянном доме, построенном ее отцом-художником. С каждым днем пожилой женщине все хуже: она плохо видит, тяжело встает по утрам и не выходит из дома.

Наступившая осень еще больше усиливает чувство одиночества Катерины Петровны. Единственная дочь Настя живет в Ленинграде, где работает секретарем в Союзе художников. У Насти очень много работы: ей не только приехать, но и написать письмо некогда.

Правда, Катерина Петровна регулярно получает деньги от дочери.

Старушку навещают только сторож Тихон, который помнит еще старого художника, да дочь соседа Манюшка. Девочка выполняет для Катерины Петровны нехитрую домашнюю работу, а та в благодарность дарит ей предметы своего дореволюционного гардероба: перчатки, шляпу, страусиные перья.

Однажды ночью Катерина Петровна слышит стук. С трудом одевшись, она доходит до калитки, но никого не обнаруживает. Старушка пишет письмо Насте и просит ее приехать, так как чувствует, что не переживет зиму.

Настя, получив письмо, не торопится открывать его: весточка от матери представляется ей немым укором. Девушка отправляется в мастерскую к скульптору Тимофееву, который жаловался на плохие условия для работы.

В мастерской действительно очень холодно. Тимофеев показывает Насте свои работы, в том числе и скульптуру Гоголя. Девушке кажется, что писатель смотрит на нее так, как будто знает о нераспечатанном письме.

Настя обещает Тимофееву помощь и решает организовать выставку его работ.

Прочитав письмо, Настя понимает, что поехать к матери у нее не получится: слишком много работы. Кроме того, ее не радует перспектива добираться до села по осеннему бездорожью, скучать в старом доме, видеть слезы матери.

Две недели Настя напряженно работает над организацией выставки Тимофеева. На открытии экспозиции художники и критики хвалят работы скульптора, благодарственные слова в свой адрес также слышит и Настя.

В этот момент девушка получает телеграмму, которая сообщает ей, что умирает Катя. Настя не может сначала понять, о ком идет речь. Догадавшись, что речь идет о Катерине Петровне, девушка уходит с выставки.

Она потрясена тем, что уходит из жизни единственный дорогой для нее человек, что она забыла о своей матери и теперь уже ничего не исправишь.

Тем же вечером Настя уезжает домой, надеясь застать Катерину Петровну в живых и получить ее прощение. В это время Тихон, не получив ответа от Насти, пишет от ее имени телеграмму, которую зачитывает Катерине Петровне. Старушка понимает, что Тихон хочет ее утешить, и, не дождавшись Насти, умирает.

Настя добирается до села лишь после похорон. Она, побывав на кладбище, уезжает, стараясь ни с кем не встречаться. Девушка мучается чувством вины, и ей кажется, что никто кроме матери, не снимет с нее этой тяжести.

Основная мысль рассказа заключается в том, что под гнетом повседневных дел и обстоятельств легко забыть о близких и дорогих людях, которые нуждаются во внимании и заботе.  В один миг может оказаться так, что нет больше возможности и времени наверстать упущенное. Образ Катерины Петровны символизирует собой силу безграничной материнской любви, готовой ждать, терпеть и прощать.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Телеграмма Паустовского: краткий пересказ и анализ произведения, затрагивающий главных героев

  • Краткое содержание Рыбаков Бронзовая птица
    Гена и Слава спорили, сидя на берегу реки. Из города вернулся Миша с книгами и провизией для летнего лагеря, куда ребята всем классом поехали на отдых. Тут его ждала новость о побеге Игоря и Севы
  • Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова
    В этой басне Ивана Андреевича Крылова рассказывается о трех животных – вернее, о птице, рыбе и раке – Лебеди, Раке и Щуке. Однажды эта троица решила помочь тянуть повозку с вещами. Но, из-за того, что Лебедь хотел передвигаться по небу
  • Линдгрен
    Астрид Линдгрен – поистине национальное достояние Швеции. Любимейшая детская писательница для многих поколений детей в мире.
  • Краткое содержание Гяур Байрона
    События поэмы происходят на прекрасной греческой земле, великолепной страны, имеющей героическое прошлое.
  • Краткое содержание Пелевин Девятый сон Веры Павловны
    Произведение «Девятый сон Веры Павловны», написанное русским писателем Виктором Олеговичем Пелевиным, повествует о женщине, которая работала в городском туалете для мужчин.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/paustovskij/telegramma-kratko

«Телеграмма», анализ произведения Паустовского

Новелла была впервые опубликована в журнале «Огонёк» (1946, № 8). Время действия – 1940 год. Место действия – село Солотча под Рязанью (ныне в черте города). О прототипе главной героини мы узнаём из повести Паустовского «Золотая роза».

Это Екатерина Ивановна Попова (Пожалостина) (1856 – 1940) – рано овдовевшая старшая дочь художника-гравёра Ивана Петровича Пожалостина, местной знаменитости. Именем Пожалостина назван областной художественный музей. «Мемориальный» дом, описанный в новелле, в 1970 г. сгорел дотла, но в 1992 г.

был восстановлен и наконец стал домом-музеем.

В доме наследниц Пожалостина Паустовский снимал комнаты: здесь никто не мешал ему писать. Интересно, что кроме «блудной дочери» Насти – «красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом» («Золотая роза») – у Е.И. Пожалостиной всё же был родной человек, безвыездно живший в том же самом доме, – её младшая сестра Александра Ивановна.

Читайте также:  Лесная и деревообрабатывающая промышленность: виды, ресурсы, лидеры-производители

Литературное направление и жанр

В эпоху засилья соцреализма Паустовский не просто хранит верность реализму классическому, но и развивает его в том естественном, органичном для него направлении, которое указал зрелый Чехов и в котором в то же самое время (1940-е годы) продолжает двигаться Бунин.

А самым актуальным и плодотворным для этого направления литературным жанром явилась психологическая новелла, причём Паустовский одновременно с Буниным идёт по пути ещё большей (по сравнению с поздним Чеховым) лаконизации, «новеллизации» новеллы чеховского типа.

Для той разновидности русской психологической новеллы, блестящим образчиком которой и является «Телеграмма», характерны ещё большая, чем даже у Чехова, завуалированность авторской позиции и неоднозначность моральной трактовки.

Их контуры открываются лишь внимательному читателю, правильно толкующему те «слова-сигналы», что связывают сюжет с исторической действительностью и с литературным контекстом, и различающему строгий композиционный каркас новеллистически сжатого текста.

Тема и проблематика

Тема новеллы – пропасть между судьбами поколений «отцов» и «детей», образовавшаяся в результате Октябрьской катастрофы 1917 г. Табу в подсознании современного Паустовскому читателя не давало этому, советскому, читателю ни малейшего шанса правильно истолковать первую (на самом деле «тематическую») фразу новеллы: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный».

Эта «на редкость» глубокая пропасть создаёт специфическую нравственную проблематику. В этой исторической действительности никто не прав и никто не виноват – и при этом виновны все.

ХХ век движется с бешеным ускорением, если сравнивать с веком ХІХ, в котором «ухитрилась» так и прожить всю свою жизнь главная героиня новеллы, – и это создаёт «неудобства» в её общении с людьми ХХ века.

Однако и ХХІ век оставил мало шансов «догнать» его живущим в прошлом и прошлым – и таким образом тема, открытая Паустовским, является не временной, а эпохальной.

Сюжет и композиция

«Телеграмма» — одно из ярких опровержений теории авторитетного немецкого слависта Вольфганга Казака, согласно которой «вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского — аддитивная, «в подбор», когда эпизод следует за эпизодом; преобладает форма повествования от первого лица, от лица рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с подчинением нескольких линий действия чужды прозе Паустовского». В «Телеграмме» предельно сжатый объём текста не мешает выстроить две параллельные, одновременно развивающиеся сюжетные линии – деревенскую и ленинградскую, – чтобы эффектно соединить их в финале.

Первая линия: «Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником». Вторая: «Настя работала секретарем в Союзе художников». Объединяет их слово «художник».

Не обладая художественным даром знаменитого самородка-отца, выходца из простого народа, старуха горда своей причастностью к его «мемориальному» дому.

Её дочь Настя тоже не унаследовала художественного дара деда, но она, искусствовед и организатор художественной жизни, свою причастность к семейному делу понимает иначе: она помогает талантам пробиться, состояться, ведь и её собственный дед не выбился бы в люди без помощи знающих людей.

Так параллельные сюжетные линии по сути становятся контрастными. В селе Заборье не происходит ровным счётом ничего, просто угасает жизнь старухи. В Ленинграде жизнь кипит, Настя открывает и выводит в свет истинное художественное дарование – скульптора Тимофеева. О его последнем шедевре – скульптурном портрете Гоголя – она со знанием дела говорит: «Это действительно превосходно».

Однако истинное искусство неподкупно и нелицеприятно, оно выдвигает тяжкие, неподъёмные моральные требования, и это не зависит ни от творца (Тимофеева), ни от мецената (Насти).

В самый момент Настиного триумфа её настигает телеграмма из Заборья: «Катя помирает».

С этой скомканной телеграммой в руке она пытается продолжить свой триумф, «но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный», она «всё время чувствовала на себе… с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь».

Не выдержав взгляда Гоголя, Настя бежит на вокзал. Тем временем её мать тихо умирает в старом доме. Приехав на второй день после похорон, Настя всю ночь проплакала в пустом теперь дедовском доме и наутро, прячась от людей, уехала с чувством «непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Герои

С поразительным мастерством повествователя-новеллиста Паустовский на малой сценической площадке собрал целую толпу персонажей, дав каждому из них яркую, запоминающуюся характеристику.

Первая группа персонажей – деревенская. Это Катерина Ивановна – персонаж «мемориальный».

Она — умирающая память о никому теперь как будто и ненужном ХІХ веке.

Деревенская девчонка Манюшка, из чистой, хорошо скрываемой жалости ухаживающая за старухой, получая от неё драгоценные (для музея) подарки из ХІХ века, говорит, что «сдаст их в утиль».

 Если бы не она да старик-сторож (!) Тихон, знавший Катю молодой и помнящий её великого отца, давно бы «сдали в утиль» и саму старуху, которой довелось бы тихо умирать в пустом доме, ибо больше она не нужна никому, даже собственной дочери.

Жалея Катю, Тихон не только отправляет Насте «ту самую» телеграмму, но и пишет «ответ» на бланке телеграфа, который ослепшая старуха всё равно прочесть не может. Не поверив в «ответ», Катерина умирает.

На похоронах её вдруг появляется молодая сельская учительница, которая «подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку». Это «заместительница» Насти, воплощённая мечта её матери о жизни вместе с дочерью. «Старухи оглядывались на неё, шептались, что вот, мол, тихая какая девушка и ей трудно будет первое время с ребятами – уж очень они в Заборье самостоятельные и озорные».

Если уж в селе «просветительский» идеал XIX века не работает, даже дети здесь уже себе на уме и не нуждаются в моральных прописях (ведь они же советские дети!), то уж у ленинградских персонажей, по мнению Катерины Петровны, «свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье».

Думая так, она прежде всего думает о Насте, которая раз в 2-3 месяца шлёт ей 200 руб. с припиской о том, что «столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо». «Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза», но внешность обманчива, ведь героиня драмы Г.

Ибсена всю жизнь ждала своё счастье в лесной хижине, Настя же поступила ровно наоборот.

Открытое Настей дарование Тимофеев – «маленький, решительный, злой», и такой же изваянный им Гоголь, они два сапога пара – настоящие художники.

Скульптор знает себе цену, он не любит высоких слов, о своём Гоголе говорит насмешливо: «Серьезный дядя, да?» Гоголь же, едва явившись на свет Божий, зорко высмотрел в Настиной сумочке нераспечатанное материнское письмо («Эх ты, сорока!» — будто слышит она его голос), а в момент своего выставочного триумфа – скомканную в её руке телеграмму.

В отличие от молодого Тимофеева, маститый Першин говорит много и высокопарно, но вряд ли разбирается в искусстве. Вчера он ни в грош не ставил Тимофеева, сегодня превозносит и его, и особенно Настю за её «заботу о человеке».

Наконец, персонаж, которому эпитеты заменяют имя и фамилию, — седой вспыльчивый художник. Этот чуткий пожилой человек участлив к Насте; только Гоголь и он заметили, что Настя получила какую-то телеграмму:

– Ничего неприятного?– Нет, – ответила Настя. – Это так… От одной знакомой…

А ведь не исключено, что седой вспыльчивый художник в молодости был знаком с Настиным дедом и спросил «не просто так». Здесь уже могли бы соединиться две сюжетные линии.

«Мысль, брошенная старым художником, о внимании к человеку» могла бы стать шатким гуманистическим мостиком между жизнями советской и досоветской и отозваться простым вниманием к умирающей дочери классика – если бы Настя не стыдилась собственной матери, если бы морально давно уже не «сдала её в утиль».

Художественное своеобразие

Кроме обычной для Паустовского ключевой роли лирического пейзажа с его неизменно «щемящими» нотками, в «Телеграмме» не менее ключевую роль играют неслучайные сюжетные совпадения с классическими текстами (например, с пушкинским «Станционным смотрителем», где в точно такой же ситуации бегства дочери в Петербург все виноваты и все правы) и «слова-сигналы». Так, упоминание о «Неизвестной» И.Н. Крамского (1883) создаёт представление о том, какой была Катя в молодости. А упоминание о похоронах В. Гюго (классика хоронила «вся Франция») создаёт важную контрастную пару к тихим, безлюдным похоронам самой Кати. Правда, на самом деле Екатерина Пожалостина (прототип) могла лишь вообразить похороны Гюго по отчётам в прессе, ибо жила она с отцом в Париже не в 1880 г., когда хоронили Гюго, а в 1872 – 1874 гг., так что и тут мы имеем дело с тонким художественным приёмом.

Правда, и в «Золотой розе» Паустовский решительно утверждал: «Катерина Ивановна была на похоронах Виктора Гюго. Она рассказывала мне об этом  ». Если это и впрямь было так, то в данном случае мы имеем дело с художественным приёмом, придуманным самим персонажем, – о чём автор и не подозревал!

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

Источник: https://goldlit.ru/paustovsky/1456-telegramma-analiz

Краткое содержание рассказа «Телеграмма» К. Г. Паустовского

Этот рассказ Паустовский написал в 1946 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Телеграммы». В произведении автор затрагивает извечную для русской литературы проблему взаимоотношений родителей и детей. Описывая хмурые картины дождливой осени, Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием Катерины Петровны.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Катерина Петровна – старая женщина, доживающая свои последние дни в одиночестве; мать Насти.
  • Настя – дочь Катерины Петровны; уехав в Ленинград, очень редко навещала старенькую мать.

Другие герои:

  • Тихон – сторож пожарного сарая.
  • Манюшка – дочь сапожника.

Паустовский «Телеграмма» очень кратко

Телеграмма Паустовский краткое содержание:

В забытой богом деревушке последние дни доживает Катерина Петровна. Она совсем слаба и плохо видит. Помогают ей односельчане сторож Тихон и Манюша.

Хотя у пожилой женщины есть взрослая самостоятельная дочь. Она живёт в Ленинграде, Настя много работает и редко вспоминает, что где-то по ней тоскует мать. Вместо писем, что обрадовали бы старушку, Настя присылает денежные переводы.

Понимая, что наступающих холодов ей не пережить, Катерина Петровна пишет дочери и просит навестить перед смертью. Но Настя всё откладывает поездку, погружаясь в проблемы окружающих её людей, никому не отказывая в помощи.

Тихон видя, что несчастная старушка совсем плоха, шлёт в Ленинград телеграмму, в которой сообщает, что мать Насти при смерти. Катерина Петровна умирает в тоске, вечно занятая дочь не успевает вовремя приехать. Проститься ей удаётся лишь с могильным холмиком.

Короткий пересказ «Телеграммы»

К. Г. Паустовский Телеграмма краткое содержание:

В этот холодный и ненастный октябрь Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам. Старый дом, в котором она доживала свой век, был построен её отцом, известным художником, и находился под охраной областного музея.

Дом стоял в селе Заборье. Каждый день к Катерине Петровне прибегала Манюшка, дочь колхозного сапожника, помогала по хозяйству. Иногда заходил Тихон, сторож при пожарном сарае.

Он помнил, как отец Катерины Петровны строил этот дом.

Настя, единственная дочь Катерины Петровны, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна очень редко писала Насте — не хотела мешать, но думала о ней постоянно. Настя тоже не писала, только раз в два-три месяца почтальон приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей.

Однажды в конце октября, ночью кто-то долго стучал в калитку. Катерина Петровна вышла посмотреть, но там никого не было. В ту же ночь она написала дочери письмо с просьбой приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

Читайте также:  Северная америка: животные и растительный мир сша и канады - бизоны и североамериканский медведь

Она была очень занята — устраивала выставку молодого скульптора Тимофеева, поэтому положила письмо матери в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет — значит жива.

В мастерской Тимофеева Настя увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что писатель насмешливо и укоризненно смотрит на неё.

Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева. На открытие выставки курьерша принесла Насте телеграмму из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Настя скомкала телеграмму и снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя. В тот же вечер Настя уехала в Заборье.

Катерина Петровна не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки не отходила от неё. Тихон пошёл на почту и что-то долго писал в почтовом бланке, потом принёс его Катерине Петровне и испуганно прочёл: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброе слово, отвернулась к стенке и словно уснула.

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. На похороны собрались старухи и ребята. По дороге на кладбище похороны увидела молоденькая учительница и вспомнила о своей старенькой матери, которая осталась одна. Учительница подошла к гробу и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную тёмную комнату, из которой ушла жизнь. В этой комнате Настя проплакала всю ночь. Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не может снять с неё груз непоправимой вины.

Содержание «Телеграммы» с цитатами

Октябрь был холодный, шли дожди. Катерине Петровне стало «труднее вставать по утрам и видеть все то же». Отец женщины был известным художником, он и построил этот дом в селе Заборье. Здесь Катерине Петровне не с кем было поговорить ни о картинах, ни об искусстве.

Каждый день к ней прибегала дочь соседа, колхозного сапожника, Манюшка и помогала женщине по хозяйству. Изредка заходил сторож при пожарном сарае – тощий рыжий Тихон, заставший еще время, когда этот дом строился.

Катерина Петровна каждый день думала о дочери Насте, которая жила сейчас в Ленинграде. Последний раз девушка приезжала три года назад. «Писем от Насти тоже не было», но раз в два-три месяца Катерина Петровна получала от нее перевод на двести рублей.

Как-то в конце октября кто-то постучал в калитку в саду, но там никого не оказалось. В ту же ночь женщина написала Насте письмо о том, что она не переживет эту зиму. Попросила приехать хотя бы на день.

Настя работала секретарем в Союзе художников. Художники звали Настю «Сольвейг» – «за русые волосы и большие холодные глаза». Письмо она решила прочесть позже. Письма матери вызывали у нее, с одной стороны, «вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива», а с другой, становились «безмолвным укором».

Как раз в это время Настя занималась организацией выставки молодого скульптора. В его мастерской внимание девушки привлекла скульптура Гоголя, который насмешливо и с укором смотрел на нее, словно напоминая о нераспечатанном в сумочке письме.

Прочтя письмо матери, Настя тут же подумала о долгом пути, «неизбежных материнских слезах» и спрятала конверт в ящик письменного стола.

Через две недели выставка состоялась. Все поздравляли скульптора и благодарили Настю. Неожиданно курьер принесла девушке телеграмму: «Катя помирает. Тихон».

Настя сначала подумала, что телеграмма адресовалась не ей, но в бумажной ленте значилось «Заборье». Старый художник спросил у нее, что случилось. Девушка ответила, что «Это так… От одной знакомой».

Неожиданно ей снова показалось, будто Гоголь смотрит на нее, говоря: «Эх, ты!».

Настя торопливо выбежала на улицу. Она поняла, что ее никто так не любил, «как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Девушка пошла к станции железных дорог. Билетов не было, но кассир помогла ей.

Катерина Петровна не вставала уже десять дней, ей было трудно дышать. Манюшка шестые сутки сидела возле женщины. Тихон, чтобы как-то утешить Катерину Петровну, сам написал телеграмму и сказал, что она от ее дочери: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Женщина поблагодарила его, повернулась к стене и как будто уснула – умерла.

На следующий день Катерину Петровну хоронили, собралось много людей. Когда гроб несли на кладбище, к ним подошла молодая учительница. Она вспомнила о своей матери и поцеловала умершую Катерину Петровну в руку.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Вернувшись домой, девушка проплакала всю ночь. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Заключение

В рассказе «Телеграмма» образ Насти неоднозначен. Девушка не лишена сочувствия, она готова помогать другим. Однако по отношению к матери она не проявляла должной заботы. Стараясь отгородиться от всего, что происходило в Заборье, она пропустила и смерть родного человека.

Видео краткое содержание Телеграмма Паустовский

Катерина Петровна доживала свой век в доме, построенном ее отцом — известным художником. Глаза ее видят плохо, некоторые висящие на стенах картины ей уже трудно разглядеть.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-telegramma.html

Краткое содержание рассказа «Телеграмма» для читательского дневника (К. Паустовский) | Литерагуру

Читательский дневник – важная ступень на пути к изучению литературы. В процессе работы над ним человек надолго запоминает сюжет и основные события из книги, переписывая ее в сокращении. Но если вы не уверены в своих силах, команда «Литерагуру» поможет вам кратко и понятно пересказать нужный текст.

(302 слова) Холодной поздней осенью одинокая старушка по имени Катерина Петровна мёрзнет в своей старой хибаре в селе Заборье. Её отец был художником, и его дом теперь принадлежит музею.

Но он давно умер, и единственный родной человек, который остался у нее на этом свете – дочка Настя. Но девушка живёт в Ленинграде, служит в Союзе Художников, и времени навестить седую мать у неё совершенно не остаётся.

А ухаживают за старушкой соседская девчонка да сторож Тихон. Всё понимает пожилая женщина: что и жизнь нынче другая, и дел по горло, и ехать долго.

Поэтому старается не досаждать дочери, только 2-3 письма в месяцок отправит с надеждой и просьбой приехать, а сама тихо плачет по вечерам. И вот, уже предчувствуя близость своей смерти, Катерина Петровна пишет своей дочери последнее письмо.

Настя тем временем действительно трудится, старается на благо общества – вытаскивает из забвения старого скульптора Тимофеева. Найдя его в промёрзшей квартире, с тяжёлым характером и чудесными работами, Настя выбивает и организовывает для него индивидуальную выставку.

Тимофеев в душе безмерно благодарен, художники и скульпторы удивляются и долго аплодируют. И Настя довольна. До тех пор, пока не приходит телеграмма: «Катя умирает. Тихон». Сначала девушка даже не может сообразить, кто такая Катя и зачем некий Тихон ей пишет, и комкает записку в руке. Но увидев адрес, всё понимает: «Выезжаю, дождитесь».

Однако уже слишком поздно — последняя слезинка скатилась по старческой щеке.

Всего несколько человек шли вслед за гробом, и одной из них была новенькая, совсем молодая учительница. Где-то далеко, в своём родном селе у неё тоже осталась старушка-мать, такая же седая и такая же одинокая.

А Настя приехала на следующий день после похорон и всё, что ей осталось – прорыдать всю ночь в пустом, холодном доме, где последние годы своей интересной жизни провела её покойная мать. Уезжая, девушка кралась, словно вор, придавленная чувством вины, которую снять с неё могла лишь сама Катерина Петровна.

Марина Круцких

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-telegramma-dlya-chitatelskogo-dnevnika-k-paustovskij/

Судьба главной героини Катерины Петровны в рассказе В.Г.Паустовского «Телеграмма»

/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Разное / Судьба главной героини Катерины Петровны в рассказе В.Г.Паустовского «Телеграмма»

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Одним из лучших произведений Паустовского, без сомнения, можно считать «Телеграмму». Это рассказ о настоящей любви и памяти.     Прочитав это произведение, на мой взгляд, невольно задумываешься над истинным смыслом жизни. Как часто люди из-за бытовых сложностей и проблем забывают о самых близких и родных.     Так, героиней рассказа является Катерина Петровна.

Эта женщина «доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Жизнь уже не представляла для нее большой ценности, единственной мечтой старушки была встреча с родной дочерью Настей.     Настасья Семеновна жила далеко, в Ленинграде, и уже три года не приезжала в родной дом.

Но материнское сердце все же не склонно держать обиду, оно слишком сильно умеет любить: «Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но, оставаясь совсем одна в огромном доме, она каждую минуту думала о дочери.

    Все время Катерина Петровна мечтает о встрече с Настей. Единственной связью с любимой дочкой были денежные переводы. Старушка «осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами».

    Единственными посетителями огромного старого дома были дочь колхозного сапожника да сторож при пожарном сарае Тихон. Манюшка каждый день прибегала к старушке, приносила воды из колодца, подметала полы.

    Катерина Петровна испытывала искреннюю благодарность к этой девочке и очень часто старалась одарить ее какими-то старинными вещами: сморщенными перчатками, страусовыми перьями, стеклярусной шляпой… Но Манюшке все это было просто ни к чему.
    Символичным, по моему мнению, является старый клен в саду, который посадила Катерина Петровна еще девушкой-хохотушкой.

Как и сама хозяйка, старое дерево было одиноким и «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
    На мой взгляд, Катерина Петровна, несмотря на свое одиночество и душевную тоску, все же остается символом материнской любви, которая не имеет границ и не умеет быть жестокой. Достаточно вспомнить письмо старушки к дочери: «Ненаглядная моя, …

зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».
    Но увидеть Настю главной героине так и не удалось. В скором времени она заболела и уже не могла ходить, а только ждала смерти. Старушка уже не надеялась на то, что перед смертью увидит дочь.

Катерина Петровна «закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, закутывалась в седых волосах одна-единственная слеза».
    И даже слова Тихона о том, что Настя едет, не успокоили и не поддержали женщину: «Не надо, Тиша! – тихо сказала Катерина Петровна. – Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку».
    В скором времени старушка умерла, так и не узнав, что Настя приедет и уже никогда не сможет простить себя за холодность.

    По моему мнению, рассказ заключает в себе глубокий смысл. Думаю, автор хотел показать нам, читателям, что иногда даже просто воспоминания, внимание и любовь способны изменить всю жизнь.

Мы видим, как мать и дочь, не сумевшая вовремя принять верное решение, становятся несчастными людьми.

Но если Катерина Петровна несчастна из-за ряда причин, не зависящих от нее самой, то Настя, конечно же, могла изменить свою судьбу и судьбу своей матери.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Разное / Судьба главной героини Катерины Петровны в рассказе В.Г.Паустовского «Телеграмма»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00085901184864262416

Ссылка на основную публикацию