Журналистика – одна из самых интересных и захватывающих профессий, которая подходит для активных и целеустремленных людей. При поступлении в вуз огромный конкурс на эту специальность.
Не говоря уже о том, кто собирается учиться на бюджетной основе. Бороться за свое место под солнцем на студенческой скамье важно каждому абитуриенту.
Какие предметы нужно сдать, чтобы стать журналистом и как успешно пройти творческий конкурс. Обо всем по порядку.
Журналистика как профессия: плюсы и минусы
Многие утверждают, что в профессии журналиста есть доля романтики. Однако активно работающие истинные журналисты свою работу, скорее, сравнят с ореолом геройства нежели с романтикой.
Поскольку некоторые журналисты снимают свои репортажи под буквально пролетающими пулями и снарядами, расследуют политические и экономические преступления властей, пишут порой страшную и ужасающую правду о деятельности чиновников.
Это лишь внешняя сторона специальности.
Будни печатного или телевизионного журналиста настолько насыщены встречами с интересными людьми, с различными представителями организаций и служб, да и с обычными гражданами. Поэтому, помимо основных качеств, таких как: коммуникабельность, настойчивость, уверенность в себе, журналист должен обладать высокой стрессоустойчивостью.
Среди минусов профессии – отсутствие постоянного графика. Выходной день тоже может быть работой в том случае, если что-то экстренное произошло. Среди огромных плюсов профессии можно смело выделить динамику жизни и престиж работы.
Какие предметы ЕГЭ нужно сдавать на журналиста?
Если же вы смелый, и в некоторой степени рискованный человек, то профессия -журналист именно для вас. Желательно готовится к поступлению за два года до окончания школы. Такая спешка связана с творческим конкурсом, который необходимо пройти при поступлении в вуз.
Какие предметы нужно сдавать на журналиста (факультет «Филология», специальность — «Журналистика»):
- русский язык;
- литература;
- творческий конкурс.
В некоторых вузах одно испытание могут заменить на другое. Например, на отделение «Зарубежная журналистика» понадобится сдать иностранный язык вместо литературы.
На журналистику можно поступить только после получение средне-специального образования (на базе 11 классов). После 9-го класса поступить в вуз на эту специальность нельзя.
В качестве исключений возможно потребуются и другие результаты ЕГЭ по таким предметам:
- иностранный язык (в частности необходимо для поступления в МГУ);
- обществознание;
- математика;
- история.
Однако последнее практически не встречается в списках необходимых результатов ЕГЭ.
Какие предметы сдавать на журналиста?
К чем готовится выпускнику? Помимо результатов ЕГЭ, творческий конкурс также необходимо пройти – это одно из условий, которое необходимо, чтобы получить профессию журналиста. Какие предметы нужно сдавать было указано выше.
Необходимо указать, что программа проведения дополнительных творческих испытаний каждый вуз разрабатывает индивидуально. Поэтому формат сдачи и требования могут отличаться.
Предварительно необходимо зайти на официальный сайт желаемого образовательного учреждения и найти в колонке «Абитуриенту» программу творческих экзаменов.
Обычно испытания делятся на две части:
- эссе (письменная творческая работа);
- собеседование.
Если вы поступаете на телевизионного журналиста, программа творческого экзамена может быть дополнена работой в кадре. При формировании рейтинга поступающего баллы за творческий конкурс и ЕГЭ суммируются.
Эссе
При написании письменной творческой работы абитуриенту на выбор предлагается ряд тем.
Обычно в списке темы профессионального уклона: общественно-значимые, социально-политические. Часто выдвигаются четкие требования к жанру: репортаж, очерк, проблемный очерк.
Собеседование
После того как уже известно, какие предметы нужно сдавать на журналиста, необходимо подготовиться к собеседованию. Обычно собеседование представляет собой свободную беседу, на которой приемная комиссия смотрит на общий уровень развития абитуриента, его кругозор и вовлеченность в профессию.
Зачастую собеседование проводят в форме экзамена. Абитуриентам предлагают вытянуть билет с вопросами. Обычно вопросы касаются таких тем:
- история журналистики;
- СМИ в современной мире;
- особенности СМИ различных жанров и типов;
- характеристика журналистских жанров.
Перечень типичных вопросов, которые могут задать на собеседовании.
- Чем вас заинтересовала профессия журналист (тележурналист)?
- Сотрудничали ли вы ранее с какими-либо редакциями (в газете, на радио, телевидении)?
- Кто для вас самый талантливый журналист на сегодня?
- Кто из телевизионных ведущих является для вас примером?
- Какие газеты (телепрограммы) вы читаете/смотрите?
Программа испытания и список рекомендованной к прочтению литературы заранее публикуются на сайте вуза. Абитуриент может как следует подготовиться.
Во многих вузах предусмотрены подготовительные курсы, которые ориентированы на подготовку к творческим конкурсам. Огромным плюсом к поступлению является опыт работы в молодежных/школьных СМИ.
Портфолио обязательно?
После вопроса: «Какие предметы нужно сдавать на журналиста?» у абитуриентов возникает следующий: портфолио. У многих поступающих на журфак к моменту поступления накапливается опыт с личными публикациями, а также грамоты за победы в детских, юношеских журналистских конкурсах. Является ли это дополнительным плюсом к поступлению – решает учреждение.
Иногда портфолио рекомендовано приносить на собеседование. Ее сразу же оценивает приемная комиссия. Однако в качестве дополнительной «галочки» являются такие достижения:
- победа на Всероссийской олимпиаде по профильному предмету или официальной олимпиаде по журналистике;
- заверенные редактором публикации в зарегистрированных/незарегистрированных (школьных) СМИ;
- победа на журналистских конкурсах или олимпиадах, которые проходили на территории вуза, в который вы поступаете;
- характеристика-рекомендация от редакции СМИ, с которой сотрудничал абитуриент.
В зависимости от конкретных правил поступления отдельного вуза (в качестве доказательства готовности к обучению на данной специальности) приемная комиссия может рассмотреть и сертификаты участника журналистских и смежных конкурсов таких направлений: литературные, графический дизайн, фото-, телерепортаж, сценарии информационных сюжетов или короткометражных роликов, которые транслировались на ТВ или радио (с подписью и печатью руководителя) и прочее.
Помните, что поступление – это важный этап в вашей жизни. Поэтому спокойствие и собранность, отличный результат по ЕГЭ и творческим конкурам – лучшие спутники успеха.
Источник: https://BusinessMan.ru/kakie-predmetyi-nujno-sdavat-na-jurnalista-dlya-postupleniya-v-vuz.html
Какие предметы нужно сдавать на журналиста
Журналистика – творческая специальность, поэтому на поступающих далеко не всегда распространяется правило «трех ЕГЭ». Для того, чтобы подать документы на большинство журфаков страны, достаточно представить баллы ЕГЭ по двум предметам: русскому языку (обязательному для всех специальностей) и литературе.
Вместо третьего экзамена абитуриенты сдают творческие или профессиональные испытания, которые проводятся вузам самостоятельно, в очной форме.
Однако из правила «русский плюс литература» возможны и исключения: в некоторых учебных заведениях от абитуриента могут потребовать результаты ЕГЭ еще по одному предмету. Это может быть:
- иностранный язык (в частности, он требуется при поступлении на журфак МГУ),
- обществознание,
- история.
Программу проведения дополнительных творческих и профессиональных испытаний вузы разрабатывают самостоятельно, поэтому формат сдачи экзамена и требования могут сильно отличаться. Поэтому что конкретно вам предстоит сдавать – надо уточнять в том вузе, в который вы планируете поступать.
В большинстве случаев испытание делится на две части:
- письменная творческая работа (эссе),
- собеседование.
Это может считаться одним экзаменом, состоящим из двух частей (максимальная оценка – 100 баллов в сумме, причем «вес» каждой части определяется вузом) или же двумя отдельными испытаниями, каждое из которых оценивается по 100-балльной шкале. При формировании рейтинга поступающих баллы за ЕГЭ и творческие испытания суммируются.
При написании эссе абитуриентам обычно предлагается несколько тем на выбор, причем большинство вузов включает в список темы с «профессиональным» уклоном – общественно-политические, посвященные профессии журналиста или СМИ в современном мире и так далее. Достаточно частое требование – полное или частичное соответствие творческой работы какому-либо из журналистских жанров (репортаж, очерк, проблемная статья и так далее).
Собеседование может проходить в формате свободной беседы, цель которой как правило – составить мнение об общем уровне развития абитуриента и его кругозоре в области СМИ, предпочтениях в журналистике, отношения к выбранной профессии, осознанности решения стать журналистом.
Однако довольно часто собеседование превращается в своеобразный экзамен: абитуриенты тянут билеты с вопросами и отвечают на них. Программа испытания, вопросы и список рекомендованной литературы в таком случае заранее публикуется на сайте приемной комиссии, чтобы у абитуриента была возможность подготовиться. В большинстве случае вопросы посвящены:
- истории журналистики
- средствам массовой информации в современном мире,
- особенностям СМИ разных типов,
- характеристикам основных журналистских жанров и так далее.
При большинстве журфаков работают подготовительные курсы или «малые факультеты», ориентированные именно на подготовку к творческим испытаниям, и их посещение сильно повышает шансы на успешное поступление.
Серьезным «плюсом» при подготовке к испытаниям станет и опыт работы в редакции подростковых или молодежных СМИ или опыт сотрудничества со «взрослыми» изданиями – это позволяет лучше узнать профессию и познакомиться с редакционным процессом «изнутри».
У многих абитуриентов журфака к моменту поступления в вуз накапливается внушительная папка с публикациями, грамотами за победы в детских журналистских конкурсах и другими документами, подтверждающими успехи в выбранном направлении деятельности. Однако повлияет ли это на поступление – зависит от вуза.
Иногда портфолио рекомендуют приносить на собеседование – и оно влияет на итоговую оценку. Или же его может оценить приемная комиссия, выставив дополнительные баллы за индивидуальные достижения. В большинстве случаев «в зачет» индивидуальных достижений принимаются:
- победы на всероссийских олимпиадах по профильным предметам или официальных олимпиадах по журналистике;
- заверенные публикации в зарегистрированных СМИ;
- победы на журналистских конкурсах или олимпиадах, проходивших на базе вуза, в который вы поступаете.
Кроме того, в зависимости от правил вуза, в составе портфолио могут быть рассмотрены и другие доказательства вашей готовности к обучению журналистике. Например:
- публикации в незарегистированных СМИ (в том числе школьного уровня);
- сертификаты участника и дипломы победителей детских журналистских конкурсов и других конкурсов «смежных» направленностей (литературных, фото- и видеотворчества, графического дизайна и т.д.);
- характеристики-рекомендации от редакций СМИ, с которыми вы сотрудничали или руководителей детских журналистских кружков.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-934725-kakie-predmety-nuzhno-sdavat-na-zhurnalista
Как поступить на журфак: предметы, баллы, творческое испытание, список вузов
Для выпускников проблема поступления находится на повестке дня, многие связывают ВУЗ со всей жизнью, считая этот выбор определяющим для своего будущего.
Главное – не впадать в панику под грузом такой ответственности, спокойствие и планомерная подготовка приведут к успеху.
А мы подготовили для вас способы поступления на лучшие журфаки страны, и ответы на вопросы: что сдавать и как поступить.
С чего начать?
Решив стать журналистом, вы переводите свое существование в область словесности навсегда. На любой журналистской работе придется много писать. Это умение следует тщательно оттачивать, писать постоянно, на любые темы, легко и грамотно.
Также журналист напрямую связан с обществом, поэтому должен знать немного из экономики, права, социологии и так далее. Немаловажным является знание иностранных языков.
Без них успешную карьеру не построить и на мировой (а часто и федеральный) уровень не выйти.
Переживать, если вы чего-то из этого не знаете, не стоит. Во-первых, в университете этому тоже будут учить. Во-вторых, самообразование еще никто не отменял. Работа над собой помогает преодолеть все преграды.
Список предметов на ЕГЭ
Как понятно из написанного выше, в любом случае для поступления необходимы высокие баллы ЕГЭ по русскому и литературе. Также могут потребоваться обществознание и английский язык, в зависимости от ВУЗа.
Олимпиады и конкурсы
Участие в различных олимпиадах и конкурсах может существенно облегчить поступление, дать дополнительные баллы.
- Во-первых, можно участвовать во Всероссийской олимпиаде. Она начинается со
школьного этапа, далее идет городской, региональный, иногда окружной и российский уровень. Призерам олимпиады на уровне страны и дают дополнительные баллы. Даже если так далеко вы не пройдете, пытаться стоит, потому что участие в подобных конкурсах приучит к стрессовым учебным ситуациям, и ЕГЭ не покажется столь страшным.
- Также каждый крупный ВУЗ проводит собственную олимпиаду, призеры которой получают привилегии при поступлении (например, олимпиада Ломоносова в МГУ). Чаще всего первый этап проходит дистанционно, далее лучшие участники едут на очный этап. Подробности стоит уточнять на сайте своего будущего учебного заведения.
Список вузов: баллы и конкурс
Поступить в лучший ВУЗ страны – мечта практически каждого абитуриента. Каждый имеет право подать документы в пять учебных заведений, в рамках одного учебного заведения можно поступать на три направления. Таким образом, у вас пятнадцать шансов, вы обязательно добьетесь своей цели!
МГУ
- Экзамены – русский язык, литература, иностранный язык, дополнительное вступительное испытание творческой и профессиональной направленности (письменно).
- Дополнительные баллы за индивидуальные достижения: аттестат с отличием – 5 баллов, золотой значок ГТО – 2 балла, итоговое сочинение в выпускных классах – до 3 баллов.
- Проходной балл – минимальный балл для поступления на дневное отделение – 348
- Творческий конкурс – письменное испытание, проверяющее знания по литературе и истории. Предполагает сочинение (раскрытие предложенной темы) и редакционное задание (план статьи по предложенной теме).
- Количество бюджетных мест – 196 (в том числе, 20 человек по квоте).
- Плюсы – самый авторитетный ВУЗ страны, относительно большое количество бюджетных мест, возможность получить место в общежитии, сильный состав педагогов.
- Минусы – средний балл по всем испытаниям должен быть не менее 85, необходимо сдавать иностранный язык (проблема для большинства), огромное количество человек на место (и большинство из них распределяются между целевиками, инвалидами, стобальниками из коррупционных регионов и теми, кто посещал платные курсы для подготовки к вступительным экзаменам), высокая цена платного обучения.
РУДН
- Экзамены – русский язык, литература и творческий конкурс.
- Проходной балл – 152.
- Творческий конкурс – состоит из дополнительных испытаний профессиональной и творческой направленности. Первое из испытаний представляет собой тест из 50 заданий с выбором ответа. Здесь проверяется знание абитуриентом основных современных тенденций журналистики. Творческое задание – это художественно-публицистическое эссе на одну из заданных тем.
- Количество бюджетных мест – 9.
- Плюсы – авторитетность вуза, возможность подтянуть иностранные языки, поехать учиться по обмену и позже работать за рубежом.
- Минусы – непонятный сайт, минимальное количество информации, минимум бюджетных мест, высокий конкурс, высокая цена платного обучения.
ВШЭ
- Экзамены – русский язык, литература, иностранный язык, творческий конкурс.
- Проходной балл – нужно набрать минимум 230 баллов (60 по литературе, русскому и иностранному языкам и 50 по творческому испытанию).
- Дополнительные баллы выдаются за участие во Всероссийской олимпиаде, а также в других олимпиадах, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте ВУЗа.
- Творческий конкурс – письменный и устный туры. Первый заключается в необходимости предоставления журналистского материала в электронном виде (дается компьютер с выходом в интернет), а второй — собеседование. На устном туре оценивается общекультурный уровень, понимание профессиональной медиасреды, а также портфолио.
- Количество бюджетных мест – 40.
- Плюсы – авторитетность вуза, возможность пользоваться интернетом на творческом конкурсе, понятный сайт, филиалы по России, насыщенная студенческая жизнь.
- Минусы – необходимость проходить «Антиплагиат», необходимость сдавать иностранный язык, высокая цена платного обучения, общежития за МКАДом, а корпуса раскиданы по всей Москве.
Ранхигс
- Экзамены – русский язык, литература, творческое или профессиональное испытание, иностранный язык (для спортивной журналистики с углубленным его изучением, в этом направлении нет даже литературы в качестве обязательного экзамена).
- Проходной балл – неизвестен: в 2018 году либо не было набора (спортивная журналистика), либо зачислили только победителей и призеров олимпиад (деловая и политическая журналистика, медиажурналистика).
- Творческий конкурс – написание эссе по одной из предложенных тем для направления «Медиажурналистика». Для поступления на деловую или политическую журналистику требуется написать текст в журналистском жанре, а также пройти тест. Тестирование должно показать осведомленность о базовых понятиях будущей профессии, а также хорошую ориентацию в современном медиапространстве.
- Количество бюджетных мест – только для победителей и призеров олимпиад.
- Плюсы – широкие возможности для участников олимпиад, филиалы по России, насыщенная студенческая жизнь, неплохие общежития, четкое тематическое деление на факультете.
- Минусы – человек «с улицы» просто так поступить не может (по крайней мере, так произошло в 2018 году), высокая цена платного обучения, все стажировки и программы, которыми заманивают абитуриентов, платные, причем, дорогие, администрация вуза не дружелюбная (судя по большинству отзывов).
МУП
- Экзамены – русский язык и литература, творческий конкурс.
- Проходной балл – 368 (минимально по 40 за каждый этап творческого конкурса и по 50 за ЕГЭ)
- Творческий конкурс – состоит из двух частей: сочинение и собеседование. Сочинение проверяет у абитуриентов знания по русской литературе. На собеседовании проверяется и общий кругозор, и ориентация в масс-медийной сфере, и творческие способности, и предрасположенность к профессии, и мотивация ее выбора.
- Количество бюджетных мест – 10.
- Плюсы – известный вуз, много положительных отзывов
- Минусы – высокий конкурс, высокая цена платного обучения.
Как подготовиться?
Самое главное при подготовке к поступлению – выбрать ВУЗы и тщательно исследовать их требования к абитуриентам. Как видно из списка ВУЗов, эти требования могут отличаться. Также стоит участвовать во Всероссийской олимпиаде, а также в профильных конкурсах, которые проводит ВУЗ. Причем чем раньше вы начнете, тем больше у вас шансов.
Понятно, что подготовке к ЕГЭ надо уделить большое количество времени. Попадание в престижные ВУЗы страны предполагает баллы ЕГЭ, близкие к максимальным.
Также не стоит пренебрегать возможностью поступать на три направления одного ВУЗа. Главное – попасть в нужное учебное заведение, потом можно перевестись.
Кроме того, нужно оформить портфолио: публикации в Интернет-СМИ (есть удаленные стажировки, где не важен возраст), грамоты и сертификаты. Отличный способ набить руку и получить возможность публиковаться (причем, недаром) — попробовать себя в копирайтинге.
Перед творческим конкурсом следует тщательно следить за сферой СМИ, причем выбирать наиболее авторитетные, знания из этих источников помогут пройти испытания. И самое главное – не паникуйте и верьте в себя!
Мария Блинова
Источник: http://its-journalist.ru/articles/kak-postupit-na-zhurfak-predmety-bally-tvorcheskoe-ispytanie-spisok-vuzov.html
Поступаем на журналистику или медиакоммуникации
Оксана Силантьева,основатель Silamedia
Поступление на журналистикуВопросы, которые обязательно нужно себе задать
- Для абитуриентов 98% 98%
- Для родителей 86% 86%
- Для преподавателей 59% 59%
1. Вы уверены, что именно журналистика?
Это весьма общее слово, описывающее крайне специфическую отрасль. Говоря «журналистика», вы можете подразумевать массу других специальностей и направлений, для которых вы пока просто не знаете названия. Стоит покопать глубже.
- В журналистике высоко ценится конкретика: точное изложение фактов, точная интерпретация слов эксперта, грамотная работа с цифрами. И первый этап тренировки вашей конкретности — часто задаваемый вопрос на творческих собеседованиях:
- — Что именно привлекает вас в журналистике?
- — Кем вы хотите работать, как видите свою будущую работу?
Большинство преподавателей журфаков на собеседовании ожидают увидеть самостоятельно думающего, грамотно формулирующего свои мысли молодого человека. На собеседовании нет четырех заранее заготовленных ответов, из которых нужно выбрать правильный.
Чаще всего вопросы формируются так, чтобы «раскрыть» абитуриента, позволить ему рассказать о себе, о своих ожиданиях, пристрастиях, увлечениях, амбициях.
Предполагается, что поступающему есть что сказать. Удивление вызывают абитуриенты, которые на вопросы отвечают односложно, смотрят в пол, не берут инициативу в разговоре. Журналистика — это сфера коммуникации, где умение и желание общаться ценится очень высоко. Если на собеседовании абитуриент заявляет тему своего интереса, последующие вопросы чаще всего будут уточняющими по этой теме.
При этом преподаватели стараются задавать вопросы максимально широко:— Что именно вам интересно в ___?— Есть ли у вас какой-то опыт, с кем-то вы уже общались, писали уже про _____?— Расскажите поподробнее о _____.
На такие вопросы нет «правильного ответа», который «нужно угадать, чтобы понравиться».Больше всего преподаватели-практики не любят общие слова и размытые формулировки. Конкретика, факты, четкость высказываний показывают, что абитуриент понимает, о чем говорит.
Конкретика, конкретика и еще раз конкретика. Читайте, узнавайте, спрашивайте, интересуйтесь. И не переживайте, если не поступите.
- Мне нравится встречаться с новыми людьми
- Мне интересно узнавать что-то новое и интересное
- Мне хотелось бы научиться журналистике
- Я хочу писать о культуре
- Я интересуюсь балетом, регулярно хожу в Новосибирский театр оперы и балета, последняя книга, которую я прочитала по теме, была « ______», пробую писать рецензии на постановки, вот пример, но до ______ мне еще далеко.
- Мне интересны молодые бизнесмены, стартаперы, тема развития молодежного предпринимательства, я сделал три интервью с ними, участвовал в Стартап-школе, пытаясь разобраться, что ими движет и какие перспективы есть у этого направления.
- Я по духу — репортер, мне важно самому побывать на месте событий, своими глазами увидеть происходящее, пообщаться с очевидцами.
- Я еще не определилась, какая сфера журналистики меня привлекает, но я уже попробовала себя в научной журналистике — написала пост в блоге о научной конференции «_______»
- Мне интересны передачи и журналы о путешествиях, я прочитала книги «_______» и «_______» о такой журналистике. Я сама путешествовала по _____, и это был не банальный отдых по путевке. Я написала ______ по результатам этой поездки.
Странно выглядят на собеседованиях абитуриенты, которые никаких СМИ не читают, не слушают, не смотрят. Это парадокс, что человек хочет идти создавать то, чем сам не пользуется, но с распространением социальных сетей такие ответы на вступительных собеседованиях встречаются всё чаще.
Социальные сети не являются СМИ, они — всего лишь платформа, на которой разные авторы и редакции могут публиковать свои материалы. Поглубже разобраться в этой теме бывает полезно, чтобы выделиться на фоне остальных поступающих, рассуждающих о новых медиа и глобализации на уровне обывательского здравого смысла.
Журналистика — это рассказ о том, что происходит в той или иной сфере деятельности человеческого общества. Журналист не просто «умеет брать интервью, писать, снимать, монтировать». Он понимает, о чем идет речь, может выделить причины и следствия событий, умеет определять достоверность источников информации, выбирать экспертов для интервью, задавать им осмысленные вопросы.
Миф о том, что если у ученика хорошо получаются сочинения, а в его текстах мало ошибок, ему надо поступать на журналистику, широко распространен среди учителей русского языка и литературы. Считается, что грамотно написанный текст обеспечивает успех на профессиональном журналистском поприще.
Увы. Несмотря на то что журналисты действительно много пишут, знания орфографии и пунктуации — не самые важные в этой работе. Грамотность — хороший плюс, экономящий время и нервы редакторов и корректоров, но он далеко не ключевой.
Журналист читает массу документов, встречается и разговаривает с людьми, которые часто противоречат друг другу, разбирается в цифрах и терминах, пробует из всего этого месива выстроить логичную историю и доступно ее рассказать.
Если в тексте присутствуют орфографические ошибки — их поправит корректор или редактор. Если будут ошибки в фактах и логике — материал выбросят в корзину.
2. Какая журналистика вас привлекает?
На втором этапе важно определиться, какая тематическая сфера вам интересна. Не ТВ/газета/интернет/радио. А тематическая область.
Преподаватели на собеседованиях открыты и готовы услышать любую, даже экзотическую тему, которая увлекает абитуриента. Главное — продемонстрировать, что этот интерес не поверхностный, что абитуриент реально погружен в эту тематику, следит за событиями,персонами, экспертами, читает специализированные сайты, журналы, книги.
Имитировать этот интерес невозможно. Увлеченный человек виден издалека, он может рассказывать массу интересного, уточнять детали, делиться своими эмоциями, приводить примеры, дискутировать с собеседником. Из человека, которому мало что в жизни интересно, ответы приходится вытягивать клещами.
Почему увлечённость — это важно? Журналистика предполагает, что вам интересен мир вокруг или какая-то часть, грань этого мира.
Она должна быть интересна настолько, что вы готовы погружаться в неё, узнавать новых людей, задавать им вопросы, перелопачивать документы, сравнивать, сомневаться, уточнять, думать, читать и рассказывать другим людям то, что вы узнали, в интересной форме.
- Социальная сфера (образование, здравоохранение, городское планирование и развитие, качество жизни, ЖКХ, пенсионная система, благотворительность и так далее),
- Региональная политика и управление (деятельность депутатов, отделений политических партий, деятельность мэров и муниципалитетов, формирование регионального бюджета),
- Национальная и международная политика и экономика (долгосрочные стратегии, национальные программы, дипломатия, транснациональные корпорации, международные организации и альянсы, биржи, индексы и офшоры),
- Наука и технологии (изобретения, открытия, внедрение научных разработок в ежедневную жизнь, нано- и биотехнологии, инновации, энергетика, экология, адронный коллайдер),
- Спорт (любительский и профессиональный, на локальном и международном уровне, спартакиады, олимпиады и Кубок Дэвиса),
- Музыка, кино, театр, литература (стили и направления, классики и новые авторы, фестивали, премии, массовая и элитарная культура, показы и критика),
- Бизнес и занятость (рынки, налоги, рабочие места и безработица, кредиты на развитие, стартапы и инвесторы),
- Происшествия и криминал (бедствия и катастрофы, конфликты и беспорядки, расследования и суды),
- Информационные сети, новые медиа, коммуникации (глобальные системы связи, массовые открытые онлайн-курсы, трансмедиа, многопользовательские сетевые игры, социальные сети),
- Космос (спутники, космические станции, космический туризм),
- Что-то ещё?
Теперь, когда определиться стало чуть проще, ответьте письменно на следующие вопросы:
- Что самое важное в этой сфере случилось за последнее время?
- Кто считается авторитетным экспертом в этой теме?
- Какие события в этой сфере являются значимыми?
- О чем бы ты хотел(а) узнать поподробнее в этой сфере?
- С кем бы из этой отрасли ты хотел(а) сделать интервью?
Ответить на эти вопросы полезно не только для более глубокого понимания профессии, но и для подготовки к собеседованию на творческом конкурсе.
3. Что вы уже попробовали сделать?
Может показаться, что приемные комиссии хотят от абитуриентов слишком многого: чтобы они не только понимали, в какой сфере они хотят работать, но и уже попробовали себя в журналистике.
Это особенность практических специальностей. Пока вы не попробуете сделать что-то, вы не поймете, хотите вы этим заниматься или нет. А при поступлении в вуз цена ошибки достаточно высока: несколько бессмысленно потраченных лет, ощутимое количество впустую потраченных денег и нервов.
Поэтому не стоит удивляться вопросам о журналистике или о том, какое самое яркое событие произошло в городе на прошлой неделе. Не стоит считать, что вопросы о том, чем занимаются журналисты, при поступлении преждевременны. Как раз наоборот.
Опубликованные работы не являются обязательными при поступлении, но их всегда с интересом рассматривают члены комиссии. Они придают вес вашим словам. Ту самую конкретику.
- Прийти в школьную или юношескую газету вашего города, предложить тему для публикации.
- Прийти в любую региональную газету или новостной портал, попроситься на двухнедельную бесплатную стажировку, браться за любую работу, за возможность помочь любому журналисту с любой темой
- Освоить дистанционный курс по мультимедийной журналистике
- Выбрать интересующую отрасль, написать 5-7 развернутых материалов в тематический блог по этой теме (не скопировать, а написать с нуля).
- Выбрать 3-4 известных человека в городе, прочитать интервью с ними, сформулировать вопросы, которые другие журналисты не задали, договориться о встрече, провести интервью, опубликовать их в блоге или на городском новостном портале.
Журналистика для людей: ищем профессиональные ценности
Задачи по журналистской этике
Сверхспособности: что ждут работодатели от журналистов
Понравился материал? Вы можете поделиться им со своими коллегами и друзьями:
Источник: http://sila.media/edu/journtest/
Личный опыт: как сдать вступительный экзамен на журфак на высокие баллы
Это последний материал спецпроекта «Вся правда о журфаке и работе журналиста». Мы уже развеяли основные мифы о журналистике, рассказали, чему учат на журфаке, и собрали отзывы студентов и выпускников разных факультетов журналистики о пользе и пустой трате времени в университете.
Мы также поделились советами и полезными ссылками, которые помогут сдать вступительный экзамен на максимум, и рассказали, как удивить приёмную комиссию своим портфолио. Все материалы можно найти здесь.
Ну а сегодня мы публикуем истории ребят о том, как им удалось сдать на высокие баллы вступительный творческий экзамен на журфак в МГУ и СПбГУ.
«Я готовилась к творческому конкурсу сама, на курсы не ходила. Подготовка заняла две недели (после экзаменов и выпускного), и я волновалась, что недостаточно времени уделила вступительным.
Творческий экзамен в СПбГУ состоял из двух частей: письменной (эссе) и устной (билеты по обществознанию). Тем для эссе было много, сейчас даже и не вспомню их, но похожие всегда вывешены на сайте.
К письменной части я готовилась тщательно: накидывала себе аргументы, новости, известные имена, рассуждения, сравнения… Погдотовка к устной части не заняла много времени – в школе я сдавала обществознание, и все билеты были уже готовы.
Вечером перед творческим конкурсом я просто прошлась по ним.
Главное – не бояться выражать свою позицию и вызывать собеседника на диалог. Преподаватели настроены положительно, поддерживают тебя, улыбаются и порой шутят. Студенты из приёмной комиссии всегда помогут, поделятся своим опытом, расскажут про университет и преподавателей.
Секрет успеха: быть максимально открытым и свободным в выражении своих мыслей. Не стоит копировать чьи-то мысли, потому что «так правильно, это оценят». Лучше говорить о том, в чём сам разбираешься и что интересно тебе».
– Маргарита А., СПбГУ
Не бойтесь рисковать. Когда-то я тоже не верила, что буду студенткой МГУ
«Я поступила в Москву не сразу. В 2016 году, когда окончила школу, возможности поехать в столицу не было. И я пошла на журфак КубГУ, но до бюджета не хватило двух баллов. Тогда я не разбиралась в журналистских жанрах и творческий конкурс написала слабо – на 54 балла.
За год учёбы на факультете я работала в студенческой радиостудии, в пресс-центре ОСО КубГУ. Набрав должный опыт, решила рискнуть. Я подкопила денег и отправилась в Москву. Документы больше никуда не подавала. Решила: либо всё, либо ничего.
В течение нескольких месяцев я проходила дистанционные курсы МГУ. Нам давали темы для сочинений и редакционные задания. Я отправляла их по почте. Работы проверяли, указывали на ошибки вплоть до знаков препинания, которые усиливают эмоциональный эффект той же проблемной статьи.
Результаты ЕГЭ были ещё действительны, и я ничего не пересдавала, писала только творческий. Здесь всё типично: темы, связанные с актуальными проблемами общества и журналистикой. Устный экзамен содержал примерно такие же вопросы, там сложность в умение подать себя, грамотно выстроить речь. Мне, как радийщику, было нетрудно.
Я осталась довольна собой – 93 балла. А с учётом индивидуальных достижений получилось 370 в сумме. Для заветного бюджета этого хватило с головой. Проходной балл в 2017 году был 343.
Секрет успеха: получать практические журналистские навыки ещё со школы. Сейчас для этого полно возможностей: те же школьные газеты, работа внештатником, копирайтинг в Интернете. И главное – не бойтесь рисковать. Когда-то я тоже не верила, что буду студенткой МГУ».
– Елизавета Т., МГУ
Творческое испытание – это яркий пример того, на каком «нервяке» и в каком стрессе живёт журналист
«Когда я готовилась к вступительному, я чётко знала, что ждёт меня на творческом испытании. Все темы для эссе были выложены на сайте журфака СПбГУ. Поэтому я просто прописала каждую тему, чтобы не было ступора перед белым листом бумаге на самом конкурсе.
Второй этап – собеседование – был гораздо интереснее. На сайте были размещены все темы, поэтому я просто читала школьные конспекты и учебники по обществознанию. Очень рекомендую не ограничиваться одним учебником за 10-11 класс, а отдельно читать право и экономику.
Секрет успеха: меньше стресса и больше уверенности в себе. Творческое испытание – это яркий пример того, на каком «нервяке» и в каком стрессе живёт журналист. Если такая атмосфера вас не подстёгивает и не заводит – смело покидайте стены журфака. Тут нужны железные нервы и работоспособность в любых условиях».
– Анна Р., СПбГУ
Всё невозможное может стать реальностью. Стоит только приложить чуть больше усилий
«Для того чтобы поступить в МГУ, я готовилась с восьмого класса, долго и упорно. Сейчас кажется, это было так давно, что подробностей не вспомнить. Среди тем творческого конкурса было что-то о журналистике, об основании университета.
Однако тема сочинения «Женщины войны» врезалась в память.
Тогда я сразу подумала не только об известных женщинах-фронтовиках, но и о тех, чьи имена не найдёшь в учебниках: прабабушки моих знакомых, друзей, которые ушли на войну и стали частью истории только их семей.
Для подготовки к творческому конкурсу я просто много читала, причём не только по школьной программе, но и по зарубежной истории и истории России.
Секрет успеха: не стоит бояться. Всегда нужно пробовать поступать туда, куда мечтаешь, но, быть может, не надеешься попасть. Поверьте, всё невозможное может стать реальностью. Стоит только приложить чуть больше усилий».
– Елена А., МГУ
Не надо говорить: «У меня ничего не получится», – вам это и так скажут, и не раз
«Поступить в СПбГУ было моей главной целью. Хоть я и подала документы в РАНХиГС и СПбГУПТД, мечтала я только о СПбГУ. Поэтому с самого начала была решительно настроена на победу.
Вот я прохожу в аудиторию. Её строение напоминает амфитеатр: деревянные скамьи в несколько рядов – такое я видела только по телевизору. Мне понравился интерьер: от каждого предмета так и отдавало стариной.
Но, как оказалось, сидеть было очень неудобно: столы располагались под углом, и ручка всё время скатывалась по столу на пол. Нас проинструктировали, спросили, есть ли вопросы, и раздали темы сочинений.
Это был лист, на котором были написаны две темы, мы выбирали любую из них. У меня были темы «Береги честь смолоду» и «Самый лучший город на земле» (или «Мой любимый город», не помню точно).
Тему про честь я сочла уж слишком стариковской, я ведь всё-таки будущий журналист, и хочется написать крутое и оригинальное сочинение, в котором я не буду рассуждать о всем известных истинах. Поэтому я выбрала тему про город. Я догадывалась, что большинство людей напишут либо про свою малую родину, либо про Петербург.
Я решила быть оригинальнее и написала про Пятигорск – город, находящийся в гармонии с природой. Думаю, получилось хорошо. Я очень боялась, что 1,5 часа мне не хватит, но с этим сочинением я управилась то ли за полчаса, то ли за час.
Затем была устная часть. Я вытянула билет. Там было два обязательных вопроса: «Типы мировоззрения» и «Политическое участие и политическая деятельность: типы, виды, формы».
И если первый вопрос был моим любимым, то второму я уделила мало внимания. Времени на подготовку давалось 40 минут. Я уже думала сдаться со вторым вопросом и признаться экзаменаторам, что не помню его.
Но всё же решила, что если и бороться, то до конца. Начала писать его и, пока писала, вспомнила эту тему.
Затем я отвечала двум экзаменаторам. Мне было очень приятно, что они внимательно меня слушали и не перебивали (в отличии от экзаменаторов в РАНХиГСе). Они задали несколько интересных дополнительных вопросов, мы порассуждали о связи науки и религии. Был также вопрос о том, какие телеканалы какие типы мировоззрения формируют.
Готовиться к сдаче экзаменов нужно заранее. Хотя бы с 10 класса, иначе не успеете. Я могла бы подготовиться гораздо лучше, если б начала заранее. Если есть возможность – посещайте подготовительные курсы, которые для вас проводит СПбГУ.
Секрет успеха: всегда верить в себя. Не надо говорить: «У меня ничего не получится», – вам это и так скажут, и не раз».
– Алёна П., СПбГУ
Секрет успеха: как можно больше учить историю, литературу и русский язык именно для творческого экзамена, а не только тестов ЕГЭ
«В начале 11 класса я стала выбирать вузы и смотреть, какие эказмены нужны для поступления. На журфак МГУ требовались ЕГЭ по литературе, русскому, английскому и творческий конкурс (ДВИ). В год, когда я поступала, не было устного собеседования.
Однако письменная работа оказалась не такой простой: она включала в себя большое сочинение, ориентированное на знания литературы и истории, а также подготовку вопросов для интервью с исторической личностью. Весь одиннадцатый класс я усиленно готовилась к ЕГЭ, и по истории – в том числе.
Сдавала её на всякий случай и даже не думала, что углублённые знания по этому предмету мне так пригодятся при поступлении.
В официальный день ДВИ я не смогла прийти – заболела. Пришлось идти в резервный день. Очень переживала по этому поводу, ведь вопросы отличались от предыдущих.
Помню, я писала сочинение о столицах мира. В качестве литературного аргумента для Москвы привела «Мастера и Маргариту» Булгакова и примеры из истории – централизация земель, революции. А в задании с вопросами для интервью я выбрала оттепель как исторический период и задавала вопросы Хрущёву, Эйзенхауэру и другим.
На самом деле, к ДВИ я почти не готовилась и смутно представляла, как это будет происходить. Даже не смогла прийти на консультацию из-за экзаменов в других вузах. Поэтому сдала экзамен не очень хорошо. Но на бюджет поступила благодаря высоким баллам ЕГЭ.
Секрет успеха: как можно больше учить историю, литературу и русский язык именно для творческого экзамена, а не только тестов ЕГЭ, чтобы не плавать и не теряться в работе. Ещё хорошо бы в течение года ходить на подготовительные курсы к ДВИ. Так шансы поступить в желаемый вуз увеличатся».
– Алина П., МГУ
Истории собрали Даника Некрасова и Виктория Зайченко
Источник: https://5uglov.ru/post/14947_lichniy_opit_kak_sdat_vstupitelnie_ispitaniya_na_zhurfak_na_visokie_balli
Где подготовиться к поступлению на журфак
Журфак, заветный журфак… Сегодня профессия журналиста кажется молодым людям очень привлекательной. Да и во многих вузах есть факультет или отделение журналистики. Как подготовиться к вступительным испытаниям, к обязательному во многих университетах творческому конкурсу? Вариант самостоятельной подготовки, конечно, не исключается. Но зачастую абитуриентов подводит лень.
Решить эту проблему поможет посещение одной из школ юного журналиста или подготовительных курсов при факультете. Здесь обучение, безусловно, будет отличаться от школьного тем, что насильно заставлять вас что-то делать никто не станет. Однако домашние задания и их проверка, а также полезные практические советы и рекомендации будут обеспечены.
Итак, осталось выбрать школу. Сориентироваться во всем их многообразии вам поможет наш рассказ о самых крупных и известных ШЮЖ.
Школа юного журналиста при факультете журналистики МГУ: ВЫБЕРИ СВОЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Цель ШЮЖ – помочь 9- и 10-классникам понять, в какой области журналистики они хотят работать, и подготовиться к творческому конкурсу. Здесь ведется обучение по следующим специальностям:
- Газетная журналистика;
- Телевизионная журналистика;
- Музыкальная журналистика;
- ТВ + кино;
- PR и реклама;
- Литературная критика и художественная культура.
Илона Суворова (10 класс), ученица ШЮЖ – Я занимаюсь здесь только первый год, но уже могу с уверенностью сказать, что ШЮЖ – это очень хорошая подготовка к МГУ. Хотя многие приходят сюда просто расширить свой кругозор, узнать что то новое, пообщаться. В ШЮЖе интересно даже тем, кто не собирается учиться на журналиста
Школа сотрудничает с редакциями различных СМИ, где время от времени проводятся выездные занятия.
Чтобы поступить в ШЮЖ, нужно принести справку из школы, представить 3 свои творческие работы, написать аудиторное творческое сочинение и пройти собеседование.
Набор заданий очень напоминает творческий конкурс на журфак и может показаться страшным, но практика показывает, что все претенденты, имеющие способности и разбирающиеся в журналистике хоть немного, становятся учениками школы, или «ШЮЖиками».
После двух лет постижения основ журналистского мастерства выпускники получают творческую характеристику рекомендацию, которая является достаточно большим плюсом для ожидающего их творческого конкурса.
Курсы при факультете журналистики МГУ: ПОДГОТОВКА КО ВСЕМ ЭКЗАМЕНАМ
Ира Семенова (11 класс): – Эти курсы дают не только необходимые знания по профильным предметам, но и то, что трудно найти где-то в другом месте – общие представления о факультете.
Катя Литвинова (11 класс): – Курсы – отличная возможность для абитуриентов подтянуться по нужным предметам. В ШЮЖ, например, одиннадцатиклассников не берут: там двухгодичная программа
Эти курсы подготавливают одиннадцатиклассников ко всем вступительным экзаменам на журфак МГУ.
Слушатели курсов получают возможность закрепить или подтянуть знания по русскому языку, литературе и английскому на практических занятиях, подготовиться к творческому конкурсу (в том числе и набрать необходимое количество публикаций) на лекциях по основам журналистики. Также проводятся лекции по литературе (доцентом В. Е. Красовским) и стилистике русского языка (доцентом В. В. Славкиным).
Кроме того, занимаясь здесь, абитуриенты журфака знакомятся друг с другом, с преподавателями и их требованиями, с обстановкой факультета, что делает вступительные экзамены значительно менее страшными, а поступление – проще и реальнее. Около 70–80 % выпускников подготовительных курсов становятся студентами факультета журналистики МГУ.
Занятия проходят 3 раза в неделю в здании факультета журналистики МГУ на Моховой и длятся 9 месяцев (с октября по июнь). Так как количество мест ограничено, в первых числах сентября проводится тестирование абитуриентов.
Школа тележурналистики, рекламы и паблик рилейшнз в Центральном Доме журналистов: СЛОВО – ЗА ВАМИ!
В этой школе со столь впечатляющим названием ученикам помогают подготовиться к творческому конкурсу на факультеты журналистики в МГУ, МГИМО, РГГУ, РУДН. Учащимся предоставляется право вступления в молодежную гильдию Союза журналистов России.
Ина Смбатян (1 курс факультета журналистики МГУ): – Считаю, что ШЮЖ в Домжуре – лучшее, что могло случиться со мной. И что уж скрывать, я студентка не без помощи этой школы. Домжур – это начало начал для юного журналиста.
Благодаря ее руководителю, Мезенцеву В. Г., не один год домжуровцы поступают в МГУ.
Он не только учит, но и помогает морально! Даже сейчас, будучи студенткой, все равно посещаю ШЮЖ; это интересно! И всем здесь помогут, нужно только стремиться!
На занятия постоянно приходят ведущие телепрограмм и радиопередач, главные редакторы центральных газет и другие интересные люди. Они имеют большой опыт работы в журналистике и готовы им поделиться. Часть времени уделяется просмотру учебных фильмов.
Кроме того для учеников школы организуются экскурсии в Останкино, на радиостанции «Юность» и «Маяк», в редакции различных газет и журналов. Желающие имеют возможность поучаствовать в съемках телепрограмм, а также в настоящих пиар-акциях.
Все работы, сдаваемые юными журналистами на проверку, рецензируются; авторам советуют, где можно опубликовать свои творения, а некоторые материалы попадают в «Слово – за нами» – собственную газету молодежной гильдии Союза журналистов.
Интересно, что среди «домжуровцев» можно найти людей абсолютно разного возраста, здесь он не имеет большого значения.
Школа открыта каждое воскресенье, с 10:00 до 13:30, причем учеба продолжается даже в летние каникулы! Выпускникам Школы вручается удостоверение «INTERNATIONAL JOURNALISTS CENTRE. PRESS».
Школа юного журналиста-международника (ШЮЖМ): РАБОТА В КОЛЛЕКТИВЕ
Занятия проводятся преподавателями факультета журналистики МГИМО; часто приходят поделиться опытом поступления студенты заветного университета.
Настя Ильинская (11 класс), посещает ШЮЖМ уже второй год: – Благодаря ШЮЖМ я научилась логически мыслить, быть более собранной, когда пишу; еще стала адекватно относиться к критике. Тем, кто не любит быть центром внимания и обсуждения, здесь не понравится. Но как без этого в настоящей журналистике?
На уроках кипит обсуждение текущих событий, новостей.
Каждый может высказать свою точку зрения, аргументировать ее, даже поспорить с преподавателем! Не обходится и без домашних заданий, только не обыкновенных, как в школе, а самых настоящих журналистских.
Почти все написанные юными журналистами статьи, заметки, репортажи или очерки зачитываются и обсуждаются самими слушателями во время занятий. Проводят здесь и аудиторные проверочные работы, подобные экзаменам.
В этой школе юного журналиста обучение бесплатное. Занятия проводятся каждую пятницу с 16 до 18, но часто и преподаватели, и слушатели так увлекаются процессом, что могут разойтись по домам гораздо позже.
ШЮЖМ дает возможность почувствовать атмосферу МГИМО, оценить свои силы и степень готовности связать жизнь с журналистикой, подготовиться к творческому конкурсу. Многие ученики школы поступают в университет на журфак.
Екатерина Лаврова
Отзывы и обсуждения
Источник: https://edunews.ru/entrants/postuplenie/podgotowitelynye-kursy/usefull-info/podgotovka-na-jurfak.html