Определение в русском языке: функции и выражения, способы связи предложений, примеры

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня я хочу вернуться к теме связи предложений в единый текст. Мы уже не раз говорили о том, что такое ТЕКСТ и в чем отличие его от простого набора предложений (загляните на эту страничку и на эту). Так вот, чтобы текст приобрел смысловую законченность, нужно правильно расположить предложения в тексте, связав их между собой.

Расположить предложения в тексте можно двумя способами: параллельно или последовательно (подробнее о способах связи предложений читайте в предыдущей статье).

Определение в русском языке: функции и выражения, способы связи предложений, примеры

Но что же позволяет разграничить между собой данные СПОСОБЫ СВЯЗИ предложений?

Ответ: языковые средства, с помощью которых и связываются предложения. Поэтому сегодня наша статья

о СРЕДСТВАХ связи предложений в тексте

Именно средства связи предложений в тексте разграничивают способы связи предложений. Другими словами, используя те или иные средства языка, вы свяжете предложения в единый текст параллельной или последовательной связью.

Существуют лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений:

Определение в русском языке: функции и выражения, способы связи предложений, примеры

Лексические средства связи:

  1. Слова на одну тему в каждом предложении.
  2. Однокоренные слова.
  3. Повторяющиеся слова и слова-синонимы, в том числе и контекстуальные синонимы.
  4. Антонимы.
  5. Слова-связки, например: поэтому, в заключение, вот почему и т.п.

Морфологические средства связи:

  1. Союзы, союзные слова, частицы в начале предложений.
  2. Личные, указательные и другие местоимения.
  3. Наречия времени и места
  4. Наречия и прилагательные в сравнительной степени сравнения.
  5. Глаголы в одной временной форме, а также глаголы одного вида.

Синтаксические средства связи:

  1. Синтаксический параллелизм.
  2. Неполные предложения.
  3. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
  4. Прямой и обратный порядок слов.

Как уже говорилось выше, средства связи предложений разграничивают способы связи.

Для последовательной (цепной) связи предложений, где каждое последующее предложение должно «цепляться» за слова предыдущего предложения, средствами связи являются: повторяющиеся слова, однокоренные и слова-синонимы, антонимы, местоимения, союзы и союзные слова, глаголы-сказуемые в одинаковой временной форме. Прямой или обратный порядок слов.

Для параллельной связи предложений, где предложения сопоставляются или противопоставляются между собой, основными средствами связи являются: слова одной смысловой группы, употребление глаголов одного вида и одинаковых по времени, наречий места и времени. Синтаксический параллелизм. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.

  • Теперь разберемся со всем этим подробнее и покажем использование различных средств связи предложений на примерах.
  • Лексические средства связи
  • При цепной, или последовательной, связи предложений используйте

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся

  • контекстуальные синонимы:

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Недруг поддакивает. Друг спорит.

При параллельной связи используйте

  • слова одной тематической группы:

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. (Слова «зима», «морозы», «снег», «метели» не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу, таким образом и связываются предложения.)

Морфологические средства связи

При цепной, или последовательной, связи используются

Очень хотелось спать. Но надо было работать.

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.

  • Степени сравнения прилагательных и наречий:

Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.

  • Единство временных форм глаголов-сказуемых:

Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

При параллельной связи используются

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Синтаксические средства связи

При цепной, или последовательной, связи предложений используйте

  • прямой или обратный порядок слов:

Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.

При параллельной связи предложений используйте

  • Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений:

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

  • вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец):

Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.

На сегодня всё. Желаю вам создавать хорошие, стройные тексты!

Удачи!

Определение в русском языке: функции и выражения, способы связи предложений, примеры

Подписаться на Русское слово

Источник: http://wordru.ru/yazykovye-sredstva-svyazi-predlozhenij-v-tekste/

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 25. Средства связи предложений

     Определение в русском языке: функции и выражения, способы связи предложений, примеры                                                

Предложения в тексте связаны между собой средствами связи. Рассмотрим их.

Лексические средства

                                                                                        

Средства связи Примеры
Лексический повтор слов Осень  — удивительное время года, когда листья вдруг приобретают самые различные оттенки цветов. Цвета эти поражают своей красотой.
Однокоренные слова, то есть слова одной или разных частей речи, имеющие общий корень. Зимний день короток. Не случайно зимой так ждут солнечной погоды, чтобы хоть на какое-то  время порадоваться яркому свету.
Синонимы, то есть слова, пишущиеся по-разному, но имеющие сходное значение. Во время болезни не обойтись без градусника. Ведь именно термометр поможет понять, насколько высока температура больного.
Антонимы — слова, имеющие противоположное значение. Человек должен ценить друзей. Иначе может сложиться ситуация, при которой в окружении останутся одни недруги.
Описательные обороты, которые заменяют слово в предыдущем предложении. Недалеко построили шоссе. Эта стремительная река жизни прочно связала населённые пункты друг с другом.

Морфологические средства

Средства связи Примеры
Личные местоимения 3-го лица (это местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ в разных падежах). Эти местоимения во втором предложении употребляются вместо какого-то слова в первом.Помните, что предложения с местоимениями  1 и 2 лица- не будут ответами, только 3 -го лица! Я пригласила свою подругу в театр. Она не видела новой постановки.
Указательные местоимения (ТАКОЙ,ТОТ,ЭТОТ и другие в различных родах и падежах) Мне очень нравятся красивые леса  в этих местах. Кажется, что таких лесов нет нигде.
Местоименные наречия (ТАМ, ТУТ, ТАК, ТОГДА и др.) Нужно было делать вид, что он занят работой. Так он и делал.
Союзы (чаще всего сочинительные) Все были рады празднику. Но только Сергей сидел, пригорюнившись.
Частицы. Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.
Единство видовременных форм глаголов. Все решили праздники провести вместе. Сообща составляли программу, продумывали номера, подбирали музыку  (все глаголы стоят в прошедшем времени).
Степени сравнения прилагательных и наречий. Билеты на самолёт купили сразу. Лучше и не придумаешь.
Наречия Вдруг загремел гром. Потом сверкнула молния. Затем полил такой ливень, что улицы города  вмиг опустели.

Синтаксические  средства

Средства связи. Примеры.
Вводные слова и конструкции. Во-первых, необходимо выучить теорию. Во-вторых, срочно выполнять тестовые задания. Только тогда можно успешно подготовиться в ЕГЭ.
Неполные предложения . Сегодня был сложный день, потому что писали контрольную.  По математике.
Синтаксический параллелизм, одинаковое построение двух предложений, расположенных рядом. Молодым — везде у нас дорога. Старикам – везде у нас  почёт.
Парцелляция, то есть дробление предложения на отдельные части. Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер.
Порядок слов (прямой — обратный). Чтобы доказать свою правоту, я вернусь. Вернусь я, объясню, и ты поймёшь, что я был прав.

Таковы основные средства связи предложений в тексте. Однако надо помнить, что часто в задании отмечено, что во втором предложении — сразу два средства для связи, например, личное местоимение и лексический повтор . Поэтому будьте внимательны, выполняя задание № 23, в выбранном предложении должны быть обязательно оба средства связи, если они указаны в задании.

Существует несколько типов связи предложений друг с другом в тексте. В зависимости от того, какой тип связи,  используются те или иные средства, о которых говорилось выше. Рассмотрим данные типы.

Типы связи предложений в тексте                

  • Цепная (последовательная) связь. При такой связи каждое последующее предложение тесно связано с предыдущим, продолжает его мысль.

Пример:

Вот мы и увидели море. Нам оно показалось спокойным. Однако это спокойствие было очень обманчивым.

Наиболее распространённые средства цепной связи: лексический повтор, союзы, местоимения, синонимы , антонимы и многие другие.

  • Параллельная связь. При данном типе связи предложения не связываются между собой, а противопоставляются, сопоставляются. Каждое новое предложение имеет самостоятельную мысль, хотя в единстве все предложения составляют один текст. Среди средств здесь часто используются  синтаксические средства, например, синтаксический параллелизм, а также единство видовременных форм глаголов, вводные слова, наречия места и времени. При  данном типе связи главная информация содержится в первом предложении, а все остальные — поясняют, конкретизируют её.

Пример:

Леса  оздоровляют землю. Они  очищают её от загрязнения. Их не случайно называют лёгкими планеты.

  • Таковы основные теоретические сведения, которые необходимы для выполнения задания № 25.
  • Удачи вам!
  • Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Powered by Warp Theme Framework

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/ege-teoriya/zadanie-23/153-zadanie-23-sredstva-svyazi-predlozhenij

Определение и его разновидности в русском языке

Все определенияделятся на согласованные и несогласованные по характеру  синтаксической связи определения с определяемым словом.

Определение – отвечает на вопросы какой? чей? и является второстепенным  

членом предложения, который обозначает признак предмета.Приведем пример: железный (какой?) лом; лом (какой?) из железа; голубые (какие?) брюки; брюки (какие?) голубые; папин (чей?) свитер; свитер (чей?) папин.

Определение всегда относится к имени существительному, местоимению- существительному или другому слову, которое выступает в значении   существительного.

Определения делятся на две разновидности по способу выражения: согласованные определения; несогласованные определения.

  • Согласованные определения согласуются с главным (определяемым) словом в  
  • Способы выражения согласованного определения:
  • Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:
  • Способы выражения несогласованных определений:
  • ума.

роде, числе и падеже. Приведем пример: родной край; родного края; в родных краях. При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным   словом. Полное прилагательное      Примеры: любимая тетрадь; солнечное утро; отцовы слова. Полное причастие      Примеры: выполненное дело; зеленеющий лес. Местоимение-прилагательное      Примеры: этот город; всякое слово; никакого шума; чья-то рука. Порядковое числительное      Примеры: Второй день; в четвертом ряду. Числительное один      Примеры: Одно перо; одна тетрадь. управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже. Приведем пример: в доме из дерева; дом из дерева. примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или   неизменяемой формой. Приведем пример: шапка набекрень; яйцо всмятку; её платье. Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного   слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их,   которые занимают положение перед главным словом. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с   предлогом или без предлога Примеры Полёт лётчика; блузка в горошек; дама в шляпе; юбка складками;   мебель из берёзы; аллея перед домом; баночка из-под крема. Инфинитив Примеры: стремление увидеть; жажда познать. Наречие Примеры: глаза навыкате; поворот направо; Прилагательное в сравнительной степени      Примеры: дыни поспелее; деревья побольше. Притяжательные местоимения его, её, их Примеры: их забота; её сестра. Цельные словосочетания с главным словом – существительным      Примеры: девочка с черными глазами; девочка низкого роста; девочка малого  

Читайте также:  Как беречь природу: почему важно сохранять виды и правила поведения

31.01.2012 17:59 UTC

Источник: https://nashol.com/2012013163210/opredelenie-i-ego-raznovidnosti-v-russkom-yazike.html

Текст. Развитие речи — Материалы для подготовки к вступительным экзаменам в СГГА

    В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст». Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

    Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.

    Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

    Тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой.

Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста.     Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее.

Тема текста может быть выражена в его заголовке.

    Основная мысль, идея текста – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста.

Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке.

    Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции.     Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность.

К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации.

Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

   Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.

Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.

    Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.

Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

  •     В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: 
  •     а) цепная;
  •     б) параллельная.
  •     Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.
  •     Средствами цепной связи могут быть следующие:
  •     а) лексический повтор;
  •     б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;
  •     в) слова-«заместители»:
  • указательные, личные и притяжательные местоимения;
  • местоименные наречия;
  • союзные слова;
  • словесный пропуск и некоторые другие.

    Например: В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.

    Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.

    Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.

(По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)

    Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются либо противопоставляются.

    Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:

  • одинаковом порядке следования слов;
  • единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

    Например: Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

    Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устойчивых смысловых отношений между некоторыми предметами, явлениями и т. п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической связи. Предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами», – связаны именно таким способом.

    Таким образом, в первую очередь выделяются виды связи в структурно-смысловом отношении (цепная и параллельная), которые имеют определенные средства реализации в тексте.

В зависимости от этих средств различаются, уже во вторую очередь, следующие четыре вида связи: синтаксическая (использование союзов, синтаксического параллелизма и др.

), лексико-семантическая (употребление лексических повторов, синонимов, слов-«заместителей» и др.), интонационная и логическая.

    Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:

    1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности.     В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

    2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

  1.     Можно выделить следующие виды связности:
  2.     1)локальная (выявляемой, например, в пределах абзаца);
  3.     2) глобальная (определяемой в рамках целого текста);
  4.     3) контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);
  5.     4) дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определенного объема).

    3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

    4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

    5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

    6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

    Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. 

    В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков.

Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений.

В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.

   Например: День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо.

(А.Н. Толстой)

    Повествование характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого.

В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.

   Например: В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята.

    Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам.

    Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.

(По М.М. Пришвину)

    Повествовательный тип противопоставлен описательному. Основное различие представлено в антонимичности их главных характеристик: динамика (в первом случае) – статика (во втором). Оба эти типа характеризуются, как правило, присущими каждому из них цепочками видо-временных форм глаголов-сказуемых.

   Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить), б) доказательство (объяснения, аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение и т. д.).

Но надо заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т. е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то.

В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.

    Например: Наше отечество, наша родина – матушка Россия.

    Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

    Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина.

(К.Д. Ушинский)

    Перечисленные выше три типа речи (текста) различаются между собой интонацией, характерной для каждого из них. Наиболее выраженной является интонация перечисления в описании.

    Но следует обратить внимание на тот факт, что в чистом виде описание, повествование и рассуждение встречаются не всегда. Очень распространенными являются тексты, в которых наблюдается комбинация названных типов.

Например, в художественной прозе часто встречаются тексты, в которых присутствуют и элементы описания, и элементы повествования. Кроме того и рассуждение может включать в себя как элементы описания, так и элементы повествования.

Читайте также:  Река россии енисей, на которой стоит красноярск: экологические проблемы самой полноводной реки

    Это придает тексту выразительность.

  •     С некоторой долей условности можно ориентироваться на следующие схемы текстов названных типов:
  •     Схема текста-повествования
  1. Начало события.
  2. Его развитие.
  3. Конец события.

    Примечание. В художественных текстах присутствует еще и кульминация, предшествующая концу события.

    Схема текста-описания

  1. Общее впечатление о предмете (явлении).
  2. Признаки предмета (явления).
  3. Отношение к предмету (явлению).
  1.     Схема текста-рассуждения
  1. Вступление.
  2. Тезис.
  3. Доказательства (объяснения).
  4. Вывод.

    Примечание. В тексте-рассуждении иногда вступление и тезис могут совпадать. Кроме того, в тексте этого типа вывод в некоторых случаях может отсутствовать.

    Самый простой способ определения типа текста (применяемый уже в начальной школе) – это использование вопроса и приема «фотографирования»:

Источник: https://www.sites.google.com/a/ssga.ru/ssga4school/rus/rus-teor/glava-7

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Слайд 1

Текст, его признаки и типы Способы и средства связи предложений в тексте Королева Ольга Олеговна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа №1354» ЮЗАО г. Москва

Слайд 2

Текст Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.

Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей. Основное свойство текста — это неразрывное единство формы и содержания.

Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

  • Слайд 3
  • Текст – особая единица языка и речи Основные признаки текста: Информативность Цельность — тематическое и композиционное единство всех его частей; Связность — наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); Завершенность — относительная законченность.
  • Слайд 4
  • Содержание, тема и идея текста Смысл текста – единство его содержания и словесной формы выражения этого содержания Содержание текста может быть выражено только в словесной форме Единство тексту придают тема и идея В тексте может быть проблема, над которой размышляет автор
  • Слайд 5

Основная мысль (идея) текста Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки.

Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста.

Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Слайд 6

Проблема Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения В тексте может быть несколько проблем Проблема может быть сформулирована двумя способами: Одним словом или словосочетанием (проблема чего?): Проблема экологии В форме вопроса: Что важнее – закон или совесть?

Слайд 7

Темы широкие и узкие Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими, общими и узкими, конкретными. Например: Охрана природы —широкая тема; Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка — узкая. Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.

Слайд 8

Микротема Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему.

Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем .

В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).

Слайд 9

Таблица «Строение абзаца» Грамматическая часть абзаца Роль грамматической части в тексте Форма грамматической части в тексте Особенности использования в тексте 1. Абзацный зачин 1. Краткое содержание новой информации 1. Первое предложение абзаца 1. Все абзацные зачины в тексте должны быть логически связаны 2. Комментирующая часть 2. Развернутое содержание новой информации 2.

Одно или несколько предложений после абзацного зачина 2. В некоторых случаях может отсутствовать без ущерба для информации Абзац – часть текста между двумя отступами, которая служит для выделения основных мыслей, для перехода от одной мысли к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой одной мыслью. Каждый новый абзац – новая мысль, новый этап в развитии действия.

  1. Слайд 10
  2. Тип речи- это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее (описание); динамически отразить действительность, рассказать о ней (повествование); отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение).
  3. Слайд 11

Таблица «Типы речи» Тип речи Цель высказывания Композиция Особенности композиции Особенности содержания Повествование Вопрос — что произошло ? Раскрытие последовательности событий завязка развитие событий кульминация развязка Последовательность: — прямая — обратная — прямая с отступлением говорится о нескольких действиях одного лица, которые происходят одно за другим.

Глаголы, употреблёны в совершенном виде прошедшего времени, могут употребляться и глаголы несовершенного вида прошедшего времени для изображения длительности действия. Описание Вопрос- какой? Перечислить и раскрыть признаки предмета или действия 1. общее описание 2. конкретное описание 3.

оценка автора — единство изображения — единство взгляда — описание внешнего и внутреннего состояния даны одновременные признаки предмета. В тексте употребляются глаголы несовершенного вида настоящего времени, прошедшего времени.

Рассуждение Вопрос — почему ? Объяснить или раскрыть причину явления или события тезис доказательство вывод — логическая связь -использование вводных слов объясняется причина тезиса, приводятся аргументы (доводы, доказательства), примеры, делается из сказанного вывод.

  • Слайд 12
  • Способы связи предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь
  • Слайд 13

Параллельная связь Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому.

Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически.

Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Слайд 14

Цепная связь Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.

Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.

Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром , уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…( Ю. Куранов )

  1. Слайд 15
  2. Лексические средства Средства связи предложений в тексте Грамматические средства
  3. Слайд 16

Лексические средства связи: Однотематическая лексика Однажды читатель берёт в руки книгу …Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает: — Как этот человек мог выразить мои переживания?! Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения поэтической книги.

Слайд 17

Лексические средства связи: Лексический повтор, однокоренные слова Все блага и радости жизни создаются трудом . Без труда нельзя честно жить. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)

Слайд 18

Лексические средства связи: Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот) Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров . Новички быстро прижились и перестали бояться людей. Над самой головой раздавался стук дятла . Лесной доктор обследовал больное дерево.

Слайд 19

Лексические средства связи: Антонимы( в том числе и контекстуальные) У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше. Страшен враг за горами . Гораздо опаснее он за плечами .

Слайд 20

Лексические средства связи: Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Слайд 21

Грамматические средства связи: Союзы (преимущественно сочинительные) Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был до конца предан своей Родине.

Слайд 22

Грамматические средства связи: Местоимения (личные, указательные, определительные и другие) Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.

Слайд 23

Грамматические средства связи: Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие) Туристы вышли на поляну . Здесь решили они остановиться на ночлег.

Слайд 24

Грамматические средства связи: Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие) В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.

Слайд 25

Грамматические средства связи: Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец , принесёт массу удовольствия.

Слайд 26

Грамматические средства связи: Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Слайд 27

Грамматические средства связи: Числительные( количественные, порядковые, собирательные) Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.

Слайд 28

Грамматические средства связи: Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени. (Все предложения двусоставные неполные)

Слайд 29

Грамматические средства связи: Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Слайд 30

Средства связи предложений в тексте Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера. ( Указательное местоимение, синоним и частица)

  • Слайд 31
  • Проверь себя! упражнения
  • Слайд 32

Лингвистическая задача.

На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,… На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,… На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,… На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,… …рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.

…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости. …рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости. …рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

  1. Слайд 33
  2. Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы: 1 – B Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало . 2 – C Сорвали покров ночи – без покрова 3 – A Пламя солнца – с пылающим сердцем 4 – D Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти
  3. Слайд 34

Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении. 1 . А бедные люди часто совсем не получали соли. 2. За столом солонка стояла около хозяина. 3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться. 4.

Читайте также:  Что такое прикладной бакалавриат и его отличия от академического

Особенно старался хозяин перед богатым гостем. 5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой. 6. Больше сыпал тому, кого уважал. 7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив ожидаемого». 8. Он сам сыпал соль гостям. 9.

И нередко пересаливал. КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7

Слайд 35

Одинаково ли построены тексты? Определите способ и средства связи предложений в тексте. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.

Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика.

Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.

( И. С. Тургенев «Записки охотника»)

Слайд 36

На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.

Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика.

Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.

1 текст – параллельная связь — грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов) — лексические (слова одной тематической группы) 2 текст – цепная связь — грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)

Слайд 37

Определите средства связи предложений в тексте Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет. Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной – в улетающий день. Раздышались цветы – и на темный карниз Передвинулись тени ликующих риз. Задыхалась тоска, занималась душа, Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню – откуда дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А.

Блок) В этом тексте использованы следующие средства: — прямой лексический повтор ( день ), — контекстуальные синонимы ( исчезающий, погасающий, улетающий ), — контекстуальные антонимы ( исчезать – заниматься ), -одинаковые временные формы глагола, — синтаксический параллелизм.

Слайд 38

Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение. Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов.

Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами .

(По материалам периодической печати) !!!!Соедините содержание микротем в текст, используя средства связи предложений.

Слайд 39

Вариант сжатого изложения Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.

Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности – это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста.

Необходимы и другие личностные качества.

  • Слайд 40
  • Домашнее задание Самостоятельная работа по карточке (см. файл) Словарь и словник №№11-12
  • Слайд 41
  • Проверь себя! тестирование
  • Слайд 42

Закончите предложения Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть ______________, общими и ____________, конкретными. _______________ план включает в себя подпункты (т.е. заголовки более мелких частей). Цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения — ___________________.

Предложения в тексте могут сцепляться при помощи ____________________________________. В различных документах ( справках, расписках, указах, приказах) используется именно этот стиль — _________________________________.

Основная цель этого стиля -__________________________ широкими узкими Сложный эпиграф описательных оборотов официально-деловой стиль точная передача деловой информации

Слайд 43

7. _________- одна из разновидностей повествовательного типа речи, описывающая небольшой эпизод из жизни. 8. __________ — это небольшое литературное произведение ______________________ типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя. 9.

Построение рассказа — _________, ______________ , __________. 10. ____ ________ ___ — это момент, с которого __________ событие и от которого зависит его развитие. 11. ________________ — момент ________________________ в развитии события. 12. _________ — результат развития события, его _______________ момент.

13. __________________ автор обычно поясняет, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать. 14. ___________________ автор чаще делится своими раздумьями по поводу описанных событий.

Рассказ Рассказ повествовательного завязка кульминация развязка Завязка начинается Кульминация наивысшего напряжения Развязка заключительный Во вступлении В заключении

Слайд 44

15. Описание – это _____________. 16. Основа описания – перечень __________________ или _____________ признаков предмета, явления. 17. Основа описания помещения – перечень признаков ____________ и _____________________________. 18.

_______________ картины – это картины о жизни людей. 19. Местоимения ___ лица ________________ и ________________ числа часто выступают в роли средств связи слов в предложении.

тип речи одновременных постоянных помещения находящихся в нем предметов Жанровые 3 единственного множественного

Слайд 45

Использованные материалы http :// nsportal . ru / shkola / russkii — yazyk — i — literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/02/12/tekst-ego-priznaki-i-tipy-sposoby-i-sredstva-svyazi

Ссц и способы связи предложений

Данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли и связности речи.

Данная информация текста или тема (обозначим – Д) – это исходная информация, от которой начинается развитие мысли. Она содержится в предложении, передающей коммуникативную задачу текста.

Новая информация текста или рема (обозначим – Н) – это неизвестная информация текста, которую необходимо узнать.

Д Н Д Н

Например: Мой брат/ студент. Он учится / в университете.

Данная информация текста обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данное, влияет на развитие смысла в тексте. Количество новой информации в одной микротеме может быть разным в зависимости от содержания текста.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это сочетание нескольких предложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема.

Структура текста Значение Примеры
  зачин обозначает тему и выражает нача­ло развития мысли Большой вред атмосферные загрязнения приносят зелёным насаждениям и сельскохозяйственным посевам.
средняя часть содержит разви­тие темы, намеченной зачином Сернистые и фтористые соединения вызывают гибель деревьев, опаде­ние листьев, снижение плодоношения, задержку роста. Зеленые насаждения играют большую роль в жизни человека, улучшая микроклимат и химический состав атмосферного воздуха, снижая запыленность и город­ской шум.
концовка содержит обобщающую информацию мысль Вот почему борьба с загрязнением атмосфер­ного воздуха является важной в деле охраны приро­ды.

В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые три способа связи, которые определяются как цепная, параллельная и присоединительная.

Цепная связь – структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому, осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (член предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, синонимы, местоимения.

При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковой порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых.

Например:

… Еще одна ночь протекала …

… Еще один день выступал … (Ч. Айтматов).

Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.

Например:

Пахло морем – йодного духа влагой, а от земли – нагревающимися камнями и листвой деревьев … И еще существовал мул на острове, возможно, один – единственной, чудной и старый. (Ч. Айтматов).

  • В приведенном примере второе предложение присоединяется к первому с помощью союза «и» и частицы «ещё» и сообщает дополнительную информацию.
  • Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, образующих особую синтаксико-стилистическую единицу. Смысловые отношения, объединяющие самостоятельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами:
  • лексическими (повторение в последующем предложении отдельных слов из предшествующего предложения, употребление личных и указательных местоимений, местоименных наречий затем, потом, тогда, там, так и др., выполняющих функцию особых скреп);
  • морфологическими (соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых в объединяемых предложениях);
  • синтаксическими (порядок слов и предложений, союзы зато, однако, так что и многие другие, употребленные в присоединительном значении, параллелизм построения), ритмомелодическими (интонация частей и целого), стилистическими (анафора, эпифора, лексическое кольцо).

Важнейшим компонентом лексикиявляются термины(от лат.terminus – граница, предел), т. е. слова (или словосочетания), обозначающие логически сформулированные понятия и тем самым несущие логическую информацию большого объема.

Термины характеризуются строго определенным значением. Каждая отрасль науки располагает своей терминологией, объединенной в одну терминосистему (терминология медицинская, математическая, физическая, философская, лингвистическая и др.).

Лексическое значение термина соответствует понятию, выработанному в данной области науки.

Морфология.Яркая отличительная черта собственно научного подстиля –преобладание имен существительных. В научном тексте существительных в среднем почти в четыре раза больше, чем глаголов. Это можно легко объяснить номинационной направленностью научного стиля, главное – обозначить, описать явление.

Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, которые часто выступают в функции определения: реакция соединения, попытка решения, температура плавления, норма литературного языка, язык межнационального общения, теорема Пифагора, аксиома параллельности, знак конгруэнтности фигур. После родительного падежа по частотности употребления идут формы именительного и винительного падежей; в составе пассивных конструкций распространены формы творительного падежа:открыт Менделеевым, установлен Ньютоном, определен Павловым, создан народом.

Синтаксис.Специфической чертой научной речи, как подчеркнутая логичность, определяется частотность употребления тех или иных типов сложных предложений.

Среди сложных предложений в научной речи преобладают союзные сложносочиненные и сложноподчиненные с четко выраженной синтаксической связью между отдельными частями.

Преобладание союзных предложений над бессоюзными объясняется тем что связь между частями сложного предложения с помощью союзов выражается более точно, однозначно.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные элементы связности текста.

2. Что такое ССЦ?

3. Перечислите виды связи предложений.

4. В чем отличительные особенности цепной, параллельной и присоединительной видов связи?

Литература: 1.Зуева Н.Ю., Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. – Алматы, 2007.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s75t2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector