Интересные факты о поэме
История создания драмы «Маскарад» Лермонтова так же печальна, как и ее содержание, ведь написанное еще в 1835—1836 годах произведение было опубликовано только в 1842 году, уже после трагической гибели своего создателя.
Причин для такого развития событий было несколько, но все они сводились к жесткой цензуре, которая не пропускала эту пьесу в стихах.
Найти объяснение столь непривычной строгости можно, ознакомившись со следующими интересными подробностями:
- К моменту написания произведения Лермонтов уже успел познакомиться со всеми «прелестями» светской жизни и присущими ей интригами. Именно получение этого опыта и вдохновило великого поэта на написание «Маскарада».
- Существует мнение, будто в основе этого произведения лежит реальная история. Одно из косвенных доказательств сводится к тому, что несколько раз супругу главного героя Нину называют Настасьей Павловной с явной отсылкой на персонажа из настоящей жизни.
- Одним из главных зол произведения является образ маскарада — светского развлечения, популярного в те годы. Не секрет, что подобного рода мероприятия проводились в знатном доме петербургского представителя Василия Васильевича Энгельгардта, поэтому явная демонизация таких празднеств автором априори не могла встретить понимания общества и цензоров.
- Всего существовало три редакции пьесы, не считая его драматической цензуры, специально написанной Михаилом Юрьевичем, мечтавшим увидеть постановку спектакля по своему произведению. Все три раза труды возвращались автору на доработку с разным пояснением. Так, первая редакция, которая заканчивалась гибелью Нины, была воспринята цензорами чрезмерно страстной, хотя, вероятнее всего, причина крылась в осуждении маскарадов и светского общества в целом. После этого поэту пришлось добавить другую финальную сцену, введя персонаж неизвестного, но и эта его попытка не увенчалась успехом. В итоге Лермонтов решил полностью переработать драму, даже изменив ее название на «Арбенин», но и эта уловка оказалась провальной. Примечательно, что уцелела только вторая редакция произведения и именно ее изучают по сей день.
К сожалению, не сбылась мечта автора и о сценическом продолжении для своего детища, поскольку ни одна петербургская постановка пьесы того времени так и не вошла в постоянный репертуар. И только в 1917 году Мейерхольд дал ей вторую жизнь, поставив «Маскарад» в Александринском театре.
Краткое содержание произведения
Сегодня произведение изучается более широко, чем ранее, и не последнюю роль в этом вопросе играет образ светского общества в драме «Маскарад», срез которого довольно подробно отображает характер главных персонажей — очень колоритных и совсем не похожих на благородные образы, невольно возникающие в сознании, как ассоциация с аристократией. Именно поэтому, помимо ознакомления с основной темой и сюжетом книги, не помешает углубиться в изучение образов ее основных героев.
Главные персонажи
Ключевые персонажи пьесы являются натурами сложными, создавая самое противоречивое впечатление при прочтении. А для того чтобы максимально понять произведение, необходимо изучить характеристики главных героев «Маскарада» Лермонтова, среди которых стоит выделить следующие фигуры:
- Евгений Арбенин. Главный персонаж, очень богатый и авторитетный в обществе, которое и не догадывается о том, что своим баснословным состоянием он обязан главному пороку — любви к азартным играм. Мало того, в прошлом этот человек познал все прелести разгульной жизни, проводя время в обществе женщин, причем не только свободных, но и замужних, прекрасно зная цену семейным отношениям. Тем не менее уже в зрелом возрасте циничный Арбенин решает связать себя узами брака, впервые в жизни влюбляясь в свою избранницу и начиная верить в то, что жизнь может быть очень хороша.
- Нина. Юная прелестница из дворянского рода, обладающая очень кротким характером. Именно она становится супругой Арбенина, искренне влюбляясь в своего мужа и страстно мечтая об ответной любви. Но это нетерпеливое стремленье постоянно разбивается о зрелость и сдержанность супруга, который на самом деле не чает в своей жене души, но считает излишнюю демонстрацию чувств неуместной. Примечательно, что Нина скромна и покладиста и в высшем свете. Быть может, именно эта черта характера сыграла с ней злую шутку.
- Князь Звездич. Еще один персонаж, сотканный из противоречий, способный проявлять благородство и совершать глупые опрометчивые поступки одновременно. Человек азартный, но при этом плохо разбирающийся в людях, он охотно играет и в карты, и с человеческими судьбами, даже не анализируя возможных последствий. Теряется он и тогда, когда эти самые последствия возникают несмотря на то, что его, любимца дам, предупреждает об этом тайная воздыхательница, баронесса.
- Баронесса Штраль. Интриганка, спровоцировавшая конфликт, закончившийся трагедией. Фигура неоднозначная: то проявляющая страдания и муки угрызений совести, то генерирующая подлость, нарочито выставляя невинную Нину в самом непригодном свете для того, чтобы не запятнать свое имя и не предстать перед светом в непригодном виде. В конце баронесса кается в очернении жены Арбенина, но почему-то не находит правильных слов для того, чтобы донести истину до ее потерявшего от ревности рассудок мужа. Вместо этого она тайно проникает в дом горячо любимого Звездича, чтобы предупредить его о возможной расправе.
- Шприх. Светский лицемер немецкого происхождения, который ради личных интересов и выгоды готов на всякое. Недаром автор делает упор на такие его внешние характеристики, как «стеклярусные» глаза и злобная улыбка. Вместе с тем в отдельных эпизодах он предстает в качестве очень активного, дружелюбного и общительного человека, хотя все перечисленные качества не вызывают у главного героя особого доверия.
В поэме есть еще два второстепенных персонажа, которые на самом деле играют одну из ключевых ролей. Речь идет о некоем князе Казарине, являющемся связующим звеном для всех героев поэмы, и странном неизвестном, появляющемся в конце произведения.
И если важность первой фигуры состоит в том, что с его косвенным участием свет узнает об условном адюльтере Нины со Звездичем, которого не было, то вторую можно смело сравнить с олицетворением возмездия Арбенину за грехи прошлых лет в физической оболочке.
Сюжетная линия
В соответствии со школьной программой ученикам может быть задан пересказ текста или составление сочинения с цитатами на тему рассматриваемого произведения, однако в силу большой загруженности не всегда получается успеть прочитать его целиком.
Безусловно, для усвоения материала необходимо изучать «Маскарад» в оригинале, оценив по достоинству авторскую иронию и слог и по максимуму погрузившись в ту эпоху, но в крайнем случае можно воспользоваться читательским дневником-онлайн с адаптированным содержанием.
Поэму «Маскарад», как и любое другое произведение, можно условно разбить на три основные части:
- Завязка сюжета. Волею судьбы опытный игрок Арбенин, офицер Звездич и Штрих оказываются за одним игорным столом. Звездич позорно проигрывает партию, тем самым выдавая свою неумелость, но Арбенин из жалости отыгрывается за него, спасая тем самым от долговой ямы. Дабы окончательно смягчить ситуацию, главный герой предлагает всем посетить бал-маскарад, проводимый в одном известном доме, даже не подозревая о том, что там же будет присутствовать его жена Нина. На балу некая дама в маске в знак собственной симпатии дарит Звездичу дорогой браслет, который перед этим случайно обронила Нина. Чуть позже в доме у баронессы, которая и закрутила всю эту интригу, сошлись Нина и Звездич. Последний был уверен в том, что именно она подарила ему украшение, хотя Арбенина дает ему отпор. Звездич хвастается Арбенину браслетом, который узнает его и, обнаруживая дома пропажу, теряет голову от ревности и устраивает большой скандал.
- Кульминация. Баронесса, увидевшая суть Звездича, решила не открывать себя, спасая свою репутацию за счет оговоренной Нины. Именно она пускает слух о ее измене со Звездичем, информируя об этом Шприха. Сплетни начинают распространяться в свете и доходят до Арбенина, который все это время бездействовал и невыносимо страдал, сомневаясь в вине и в добродетели своей обожаемой супруги. Обезумевший от ярости, он врывается в дом спящего князя и порывается убить его, но так и не совершает его, струсив в последний момент. Тогда он решает наказать Звездича другим способом, садясь с ним за один игорный стол, обвиняя в шулерстве и не принимая предложения о дуэли. Звездич разбит, имя его опорочено. Следом Арбенин решает поквитаться со своей женой, подсыпая ей яд в мороженое. Молодая супруга горит и чахнет на глазах, на что Арбенин отвечает с явной издевкой и насмешками. Нина умирает.
- Развязка. Появляется тот самый неизвестный, который обличает убийство Нины и приводит Арбенину все факты, доказывающие ее невиновность. Этот некто обижен на убийцу, так как в свое время он разорил его в карточной партии. В эту мрачную игру мгновенно включается Звездич, преследующий одну цель — вернуть утраченную честь и вновь стать вхожим в высший свет. Арбенин с ужасом понимает, что натворил и бросается к гробу своей обожаемой жены, впадая в настоящее безумство.
В итоге и Звездич, и неизвестный добиваются своего, тогда как жизнь Арбениных является погубленной.
Примечательно, что во всех этих страстях и страданиях каждый печется о себе, совсем не думая о несчастной Нине, которая трагически погибла во цвете лет.
А ведь именно самолюбие и страх перед осуждением общества, повлекшие за собой целую вереницу неблагоприятных событий, и стали истинной причиной ее смерти.
Основная идея и анализ
Ознакомившись с основными действиями и главами, необходимо провести краткий анализ «Маскарада» Лермонтова, как вывод о прочитанном.
Безусловно, основной идеей жанра является обличение порочности того общества, которое считало себя высшим, ведь оно было напрочь лишено таких основополагающих человеческих качеств, как сострадание, благородство и взаимопомощь.
В поэме четко проглядывается, что, вне зависимости от собственного статуса, каждый готов топить другого, чтобы обелиться самому.
Что касается Арбенина, который является главной фигурой произведения, то его главный порок заключался в том, что он требовал добродетели от других, будучи ужасным грешником по натуре.
Его любовь к Нине — не что иное, как самолюбие, уязвленное вследствие появления слухов об измене.
Давление общества заставляет идти бывшего картежника на самое страшное — убийство жены, которое вдруг показалось ему самым лучшим выходом из сложившейся ситуации.
Неизвестный, как кара, сошедшая с небес для Арбенина за все его прошлые грехи, также мало печется о Нине, явно радуясь такому развитию событий.
Причина такого поведения аналогичная — уязвленное самолюбие и жажда отмщения.
Именно поэтому в обличительной речи и укорах неизвестного так мало искреннего сострадания молодой погубленной жизни. Но счастлив ли он после совершенного возмездия? Вряд ли…
Пожалуй, единственным счастливцем в этой ситуации оказался Звездич, который был слишком недалеким для того, чтобы осознать весь трагизм произошедшего. Он хотел оправдать свое имя и ему удалось это сделать, благодаря обличению неизвестного, а все остальное для него второстепенно. Вот таким было высшее общество тех лет, и сегодня тоже вряд ли что-то изменилось.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/maskarad-lermontova.html
М.Ю. Лермонтов – Маскарад: краткое содержание
В век компьютерных технологий учащимся довольно сложно усидеть за книгой из школьной программы. Многие предпочитают весело проводить время с друзьями, смотреть фильмы, общаться в социальных сетях. Отвечать на уроках и писать сочинения им помогает краткое содержание. В драме Маскарад краткое содержание 4 действия.
Драма «Маскарад» была написана в первой половине XIX века и прошла не одну редакцию, прежде чем увидела свет. Автор, М.Ю. Лермонтов, желал видеть свою злободневную пьесу на театральной сцене и, чтобы удовлетворить цензоров, дописал к трём имеющимся актам ещё один, органично дополнивший и завершивший произведение.
Драма долго не могла пройти цензуру, потому что была актуальна и правдива. Дом Энгельгардта существует и сегодня, а в то время там действительно проходили музыкальные вечера и балы-маскарады, где бывали многие известные личности.
Название «Маскарад» двусмысленно. С одной стороны, оно указывает на место завязки событий, с другой – на ложь, игру и притворство героев. Даже настоящее имя Нины, Настасья Павловна, названо лишь раз.
- Евгений Арбенин-в прошлом успешный игрок, а ныне остывший ко всему богатый дворянин.
- Нина-молодая жена Евгения Арбенина.
- Князь Звездич-бывший военный.
- Баронесса Штраль-вдова и подруга Нины.
Князь просит Арбенина, как опытного игрока, помочь ему советом, но это невозможно. Евгений садится за игру и выигрывает для Звездича большой куш, спасая его от разорения. Вместе они уезжают на маскарад. Видя мастерство Евгения в игре, Адам Петрович желает узнать его ближе и едет за ними.
Маскарад у Энгельгардта
На память женщина отдаёт Звездичу золотой эмалированный браслет, оброненный другой. Шприх пытается угодить Арбенину, но, получив в ответ злую шутку, затаивает обиду.
Арбенин и Нина дома
Нина не может признаться в том, что была на маскараде, и врёт о потере браслета, который кажется ей несущественной безделушкой. Муж подозревает измену.
Действие второе
В доме баронессы Штраль
Озлобленный князь рассказывает баронессе обо всём и покидает её. Штраль в ужасе: это она, будучи влюбленной в князя, завлекла его и отдала потерянный Ниной браслет.
Кстати входит Шприх. Боясь за свою честь, баронесса пускает слух о романе Звездича и Нины. Надеясь получить пятилетние проценты от вдовы и поквитаться с Арбениным, Адам Петрович подхватывает и разносит его.
Записка
Женщина пытается открыть ему правду, но Евгений в бреду. Он думает, что баронесса Штраль только способствовала его жене, и готовит хитроумный план отмщения. Просыпается князь. Баронесса рассказывает ему свою тайну, боясь за его жизнь.
Игра у N
Действие третье
На балу
Это видит Арбенин, уверенный в измене жены. Когда они остаются вдвоём, он приносит ей мороженое с ядом, заготовленным ещё в молодости на случай большого проигрыша. Свидетелем этой сцены становится Неизвестный.
Смерть Нины
Он обвиняет её в связи с князем, признаётся в отравлении и клянётся в любви. Нина взывает к Богу, просит защитить её, невинную жертву, и судить мужа. Она умирает.
Действие четвёртое
Объяснение
Появляются Неизвестный и князь, желающий вызвать на дуэль противника. Первым говорит Неизвестный. Он оказывается давнишнем знакомым дворянина. Много лет назад Евгений обыграл его и, не внимая мольбам и просьбам, разорил. Жестокость Арбенина и лишение всех благ побудили Неизвестного мстить. Много лет он следил за своим врагом, на маскараде в образе Маски предрёк ему горе, а на балу стал свидетелем отравления.
Неизвестный в лицо говорит Евгению: «… ты убил свою жену!» В этот момент Звездич вызывает Арбенина на дуэль. Он соглашается идти, но Неизвестный останавливает их. Они с князем рассказывают подлинную историю произошедшего, про баронессу, браслет, записку, составленную не без помощи Шприха.
В доказательство своих слов они отдают Евгению письмо Штраль с разъяснением. Арбенин сходит с ума. Неизвестный торжествует, ведь он наконец-то отомщен, а князь Звездич уже никогда не сможет восстановить свою поруганную честь.
Тест по драме Маскарад
ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТЕСТА
Маскарад Я ответил(а) правильно на %%score%% из %%total%% вопросов
Источник: http://vse-kratko.ru/m-yu-lermontov-maskarad/
Лермонтов «Маскарад» – краткое содержание по действиям — Русская историческая библиотека
На нашем сайте вы также можете прочитать статьи Лермонтов «Маскарад» – история создания, Лермонтов «Маскарад» – анализ, Характеристика Арбенина в «Маскараде» Лермонтова
Выход 1. Четыре игрока-шулера обыгрывают в карты на крупную сумму князя Звездича. Князь в отчаянии. Вьющийся тут же мутный делец Шприх, человек неизвестной нации, скорее всего, еврей, спешит к Звездичу с предложением денег взаймы «под вздорные проценты».
Выход 2. За игрой следит старый картёжник Казарин. К нему подходит его близкий знакомый, знаменитый в прошлом шулер Евгений Арбенин, который теперь бросил карты, женился на молодой красавице и стал жить как честный человек, распрощавшись со старым.
Арбенину знаком и Звездич. Евгений подходит к нему и узнаёт, что князь проигрался дотла. Звездич рвётся отыгрываться, но Арбенин останавливает его, намекнув, что дело тут не в отсутствии счастья, а в шулерстве. Он сам садится за карточный стол вместо князя. Другие игроки сразу притихают, почуяв нутром большого мастера. Арбенин обыгрывает всех – и отдаёт князю весь огромный куш.
Обрадованный Звездич горячо благодарит его. Арбенин отклоняет эту признательность, говоря, что сел за карты не для благодеяний, а чтобы опять, как прежде, «привести кровь в волнение». Евгений напоминает князю, что сегодня дают маскарад, и предлагает съездить туда.
Лермонтов. Маскарад. Художественный фильм 1941
Выход 3. Проигравшиеся шулера изумлены искусством Арбенина. Шприх решает любым способом свести знакомство с таким полезным человеком и едет вслед за Евгением на маскарад.
Сцена 2
Выход 1. Приехав на маскарад, Арбенин советует князю Звездичу поискать здесь любовных приключений: женщины, чьи лица скрыты под масками, легче идут на них.
Выход 2. Евгений отходит, а к Звездичу подходит женщина в маске и обещает романтическое знакомство, которого он никогда не забудет. Звездич завязывает с этой дамой фривольный, насмешливый разговор и уводит её под руку.
Выход 3. Арбенин тащит под руку мужчину в маске, который наговорил ему дерзостей. Он собирается разделаться с ним, но неизвестный вырывается и исчезает в толпе, успев крикнуть, что в эту ночь Евгения ждёт несчастье.
Выход 4. К Арбенину подходит Шприх, пытаясь вступить в дружескую беседу. Арбенин в ответ с презрением спрашивает, не ездит ли к жене Шриха один известный усач – и удаляется. Раздражённый Шприх вполголоса желает вслед Арбенину, чтобы он сам заимел рога.
Во время их разговора с канапе неподалёку встают и уходят две женские маски. С руки одной из дам при этом падает браслет. Она не замечает этого.
Выход 5. Маска, говорившая ранее с князем, прибегает и взволнованно бросается на то же канапе. В возбуждённом монологе она рассказывает, что страстно просила у Звездича любви, не желая, однако, чтобы он узнал её имя. Но капризный князь потребовал у неё какой-нибудь предмет на память. Заметив лежащий рядом браслет, маска решает отдать Звездичу эту чужую вещь.
Выход 6. К маске на канапе подходит Звездич и вновь со смехом просит, чтобы она дала ему что-нибудь как воспоминание. Маска отдаёт найденный браслет – и скрывается в толпе.
Выход 7. К Звездичу подходит Арбенин. Князь рассказывает ему о своей неожиданной любовной удаче и показывает оставленный дамой браслет. Евгению он кажется знакомым: точно такой же есть у его жены, Нины.
Сцена 3
Выход 1. Арбенин приезжает к себе в сомнениях. Нины ещё нет дома, хотя уже второй час ночи.
Выход 2. Арбенин вспоминает любовные интриги своей молодости, опасаясь: «Я теперь едва ли // не осужден нести печали // за все грехи минувших дней. // Бывало, так меня чужие жены ждали, // теперь я жду жены своей». Он старается успокоить себя тем, что Нина всегда была чиста, как агнец Божий.
Выход 3. Приезжает Нина. Арбенин спрашивает, где она так задержалась. Почувствовав подозрительность в тоне мужа, Нина старается ласково успокоить его. Она говорит, что по любому слову Евгения готова бросить свет, балы и навсегда уехать в деревню.
Арбенин с большим чувством говорит о своей любви к Нине, которая исцелила его от прежнего холодного презрения к людям. Евгений начинает целовать руки жены – и вдруг видит, что на одной из них недостаёт того самого браслета.
Нина говорит, что наверное потеряла его, и удивляется, почему муж так озабочен пропажей безделушки.
Выход 4. Слуга, посланный Арбениным, искать браслет в карете Нины, не находит его. Выясняется, что Нина приехала с маскарада.
Выход 5. Евгений обращается к Нине с ревнивыми словами. Всё больше распаляясь, Арбенин говорит, что нинина любовь – всё для его кипучей души, и если она была притворством, то он без сожаления «разорвёт обе их жизни». Нину ужасает яростный и страшный вид Евгения. Она убеждает его в своей невиновности и уходит, плача.
Лермонтов «Маскарад», действие 2 – краткое содержание
Сцена 1
Выход 1. Баронесса Штраль, сидя у себя дома, размышляет о жестокости света, который готов сурово судить всякое сердечное увлечение женщины. Из слов баронессы становится ясным, что именно она пыталась увлечь на маскараде князя Звездича.
Выход 2. К баронессе приезжает Нина Арбенина с измученным и грустным видом.
Выход 3. Приезжает и князь Звездич, со смехом рассказывая, что был вчера на маскараде и, кажется, узнал под масками некоторых знакомых дам. Баронесса, едва скрывая тревогу, стыдит князя за легкомыслие.
Выход 4. Баронесса на время выходит. Оставшись наедине со Звездичем, Нина рассказывает ему, что потеряла один из двух своих одинаковых браслетов.
Звездич видит, что второй, не потерянный, в точности такой же, как тот, что подарила ему неизвестная на маскараде. Князь заключает отсюда, что этой неизвестной была Нина и пытается игриво флиртовать с ней.
Нина с возмущением требует от князя не забываться и спешит уехать.
Выход 5. Возвращается баронесса Штраль. Раздосадованный Звездич показывает ей подаренный ему на маскараде браслет, рассказывая, как только что видел второй такой же у Нины. Баронесса советует ему побольше дорожить честью дам. Князь уезжает.
Выход 6. Оставшись одна, баронесса опасается, как бы легкомысленный Звездич не догадался, кем на самом деле была дарительница браслета, и не растрезвонил об этом всему обществу. Штраль решает спасать себя даже за счёт Нины.
Выход 7. К баронессе приезжает Шприх. Она сообщает ему, что в свете якобы уже идут слухи о любовной истории между Звездичем и Ниной Арбениной.
Выход 8. Обиженный на Арбенина Шприх радуется его позору и решает разнести известие об этом по всем знакомым.
Сцена 2
Выход 1. Арбенин дома в одиночестве терзается мыслью о возможной измене жены. Слуга неожиданно сообщает ему, что некий посыльный принёс Нине записку.
Арбенин. Иллюстрация к драме Лермонтова «Маскарад» художника Н. Кузьмина
Выход 2. К Арбенину приезжает Казарин, чьи денежные дела в последнее время совсем плохи. Чтобы поправить их, Казарин ищет способа вновь втянуть Евгения в давно брошенное им шулерское картёжничество.
Выход 3. В передней у Арбенина Казарин встречает Шприха – именно он и привёз записку Нине. Выясняется, что от баронессы Штраль Шприх сразу поехал к князю Звездичу и советовал ему не оставлять домогательств к жене Евгения. Князь тут же написал Нине любовную записку, которую Шприх и доставил в дом Арбениных.
Выход 4. Арбенин входит в комнату, читая отданную ему слугой записку Звездича. В волнении, он даже не замечает Казарина и Шприха. Евгений горько возмущается неблагодарностью князя, которому недавно так помог, и «коварством» Нины. Шприх спешит незаметно уйти.
Выход 5. Увидев Казарина, Арбенин сетует ему на людское предательство.
Казарин в ответ говорит, что надо просто понять тщету пустых ожиданий добра от других – и так самому освободиться от надуманного долга делать им хорошее.
Казарин напоминает Евгению их былую жизнь среди кутежа, обмана и риска, которая так нравилась им обоим. К большой радости Казарина Арбенин яростно восклицает, что отныне «порвёт союз с добродетелью».
Сцена 3
Выход 1. Готовя месть Звездичу, Арбенин приезжает к нему. Князь спит.
Выход 2. Арбенин растворяет дверь в комнату Звездича. На миг в нём загорается желание убить князя прямо сейчас, спящим. Но он преодолевает этот порыв, затворяет дверь, пишет Звездичу записку с приглашением на карточную игру сегодня и выходит.
Выход 3. В дверях Евгений неожиданно сталкивается с баронессой Штраль. Он с издёвкой спрашивает, чем так привлекает женщин Звездич, что она сам пришла к нему. Баронесса понимает, что Евгений собирается жестоко мстить, и страстно пытается объяснить ему: Нина ни в чём не виновна. Разгневанный Арбенин не желает её слушать и уходит.
Выход 4. Баронесса идёт к князю.
Выход 5. Проснувшийся Звездич очень удивляется, видя её перед собой. Баронесса говорит: в свете уже идут слухи о дерзком письме князя жене Арбенина. Она предупреждает, что Евгений очень опасен, признаётся Звездичу, что браслет на маскараде дала ему не Нина, а она – и уходит.
Выход 6. Звездич читает принесённую слугой записку Арбенина. Увидев в ней любезное приглашение на ужин к общему знакомому, князь решает, что Евгения пока нечего опасаться.
Сцена 4
Выход 1. Арбенин и Казарин ждут Звездича. Казарин с нетерпением предвкушает, как Евгений сейчас «ощиплет» князя в карты.
Выход 2. Входит Звездич. Арбенин приглашает его к карточному столу. За игрой Евгений под видом «анекдота» рассказывает князю историю о том, как один человек оказал важную услугу приятелю, а тот «в благодарность» соблазнил его жену.
Окончив рассказ, Арбенин вдруг обвиняет Звездича в шулерской подмене карты и бросает колоду ему в лицо. Ошеломлённый князь не знает, что делать. Заметавшись, он сначала грозит убить Евгения, но его решимость к этому быстро остывает.
Понимая, что, не ответив достойно на оскорбление, он теперь опозорен навсегда, Звездич падает и закрывает руками лицо. Евгений зло высмеивает его и уходит.
Лермонтов «Маскарад», действие 3 – краткое содержание
Сцена 1
Выход 1. Светский бал. Гости передают друг другу слухи, что баронесса Штраль вдруг почему-то уехала в деревню, а князь Звездич был жестоко опозорен Арбениным. Входит князь. Все сторонятся его, как обесчещенного. Звездич подходит к Нине Арбениной, украдкой возвращает её браслет и советует ей остерегаться беспощадного мужа. Евгений издали наблюдает за этой сценой.
Выход 2. Все гости выходят в зал. Оставшись один в комнате, Арбенин ходит по ней в бешенстве от того, что слух об измене Нины уже всем известен. Евгений решает убить жену.
Однажды, лет десять назад, проигравшись по молодости в карты, он хотел отравиться, купил яд, но в тот же вечер отыгрался.
Отрава тогда не понадобилась, однако Арбенин не стал выбрасывать её и всегда держал при себе.
Выход 3. Гости бала просят Нину спеть. Она садится за пианино и исполняет грустный романс о несчастной любви.
Выход 4. Подходит Арбенин. Нина в волнении прекращает петь и отходит с мужем в сторону. В глубине комнаты при этом показывается какой-то неизвестный, следя за ними.
Нина говорит, что ей жарко, и просит Евгения принести мороженое. Вздрогнув, тот идёт за мороженым и незаметно всыпает в него яд. Нина в задумчивости и тоске съедает мороженое. Неизвестный видит всю эту сцену и понимает, что Арбенин отравил жену, но ничему не препятствует.
Сцена 2
Выход 1. Печальная и бледная Нина раздевается ко сну. К ней входит Евгений.
Арбенин и Нина. Иллюстрация к лермонтовской драме «Маскарад» художника Н. Кузьмина
Выход 2. Нина упрекает мужа за то, что он стал груб с ней. Почувствовав вдруг жжение в груди, она просит позвать врача. Однако Евгений не спешит слать за доктором. Он начинает обвинять жену в измене.
Нина уверяет: её оклеветали. Арбенин говорит, что её слова – ложь, и признаётся: он дал ей на балу яд, от которого она сейчас умрёт. Нина мучится всё сильнее. В страданиях она проклинает Евгения, вновь клянётся, что невинна – и умирает.
Арбенин отказывается верить ей.
Лермонтов «Маскарад», действие 4 – краткое содержание
Сцена 1
Выход 1. Перед похоронами Нины Арбенин в бессилии сидит дома. Его уже терзают сомнения в виновности жены, но он гонит их от себя.
Выход 2. Приехавший пособолезновать Казарин, видя Евгения очень расстроенным, считает, что он лишь нацепил на себя притворную личину.
Выход 3. С телом Нины приходят проститься две родственницы – дама с племянницей. Даму больше всего заботят предстоящие расходы на траурное платье.
Выход 4. Из комнаты покойницы выходят доктор и старик. Доктор рассказывает, что приехал не вовремя: больная уже скончалась.
Выход 5. Доктор подходит к Арбенину и уговаривает его не слишком убиваться. Евгений, как будто очнувшись, бессвязно кается в том, что «осквернил божественное создание», хотя виной тому не он сам, а один неблагодарный человек. Доктор решает, что Арбенин сходит с ума.
Выход 6. После отъезда всех прочих в дом Арбенина входят князь Звездич и тот неизвестный, что был на балу.
Выход 7. Неизвестный, не открывая князю своего имени, убеждает его: Евгений сам отравил свою жену. Он предлагает сейчас же бросить это обвинение Арбенину в лицо.
Выход 8. Входит Арбенин со свечой. Не замечая неизвестного и князя, он разговаривает сам с собой. Евгений убеждает себя, что его суд над Ниной был справедлив, и никто не осмелится разуверить его в этом. Со словами: «Осмелюсь я!» – к нему подходит неизвестный.
Евгений вначале не узнаёт его. Неизвестный напоминает: семь лет назад мы были с тобой друзьями. Я был молод и неопытен, но «в твоей груди уж крылся этот холод, // То адское презренье ко всему, // Которым ты гордился всюду!» Раз ты увлёк меня играть, и я спустил в карты всё, что имел. Я плакал и молил, но в тебе это возбудило лишь смех. И вот ныне это злое семя произвело достойный плод!
Арбенин с волнением говорит, что узнал его. Неизвестный рассказывает дальше: преисполнившись жаждой мести, я всюду тайно следовал за тобой, мешаясь с толпой. Я узнавал про тебя всё – и видел, как ты убил Нину!
Подходит князь Звездич. Он вызывает Арбенина на дуэль за прошлое оскорбление – и рассказывает всю историю с браслетом, ещё и отдавая Евгению письмо баронессы Штраль с её подтверждением. Прочитав письмо, Арбенин в отчаянии пытается броситься на «своих палачей» – неизвестного и князя, но в бессилии падает на кресла, а потом встаёт с них и хохочет, как безумный.
Арбенин становится на колени перед Звездичем и неизвестным, моля, чтобы они подтвердили ему виновность Нины, иначе его душа разорвётся. Он обвиняет неизвестного, который видел, как он сыпал яд в мороженое, и не вмешался. Подбежав к гробу Нины, Евгений оседает рядом с ним на пол и застывает полулёжа с обезумевшими, неподвижными глазами…
…Неизвестный радуется, что свершилась его месть («и этот гордый ум сегодня изнемог!»). Звездич раздосадован: с сумасшедшим ему нельзя будет стреляться.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3862-lermontov-maskarad-kratkoe-soderzhanie-po-dejstviyam
Анализ пьесы Маскарад Лермонтова
Произведение относится к раннему творчеству поэта и появляется в период, когда писатель знакомится с жизнью светского общества, отличающейся разнообразными развлечениями, в том числе маскарадами.
Однако выход в печать пьесы произошел только после смерти автора, поскольку цензора не пропускала произведение и поэту приходилось вносить неоднократные изменения.
, меня количество персонажей, название, систему повествования, финал пьесы.
Смысловое значение названия выражается в самом понятии маскарада, который представляется обителью вечной праздности и торжества лицемерия. Маскарад является местом, на котором происходит развертывание основного конфликта пьесы, заключающегося в изображении блеска и мишуры в сочетании с пороками общества.
Отличительной особенностью пьесы является раскрытие автором темы судьбы и случая, заключающейся в преследовании героя собственной предначертанной судьбой, финалом которой становится трагический конец.
Реальная жизнь отличается постоянной игрой людей, надевающих на себя чужие маски, что и делают герои произведения на всем протяжении повествования, думая, что наблюдают свое отражение в зеркале, сглаживающем угловатости и неровности, с помощью которого осуществляют попытки убеждения окружающих в собственном превосходстве. В этом мире появляется человек, который не желает проявляться притворство и лицемерие, при этом он не испытывает необходимости в этом, поскольку его не волнует общественное мнение.
Пьеса имеет в своем содержании романтический конфликт, заключающимся в изменении главного героя буквально на глазах.
Первоначально Арбенин является спокойным, утомленным человеком, но подозрение об измене жены выводит героя из душевного равновесия, превращая его из тихого семейного человека в страстного любовника.
Таким образом, ревность подталкивает героя к совершению необдуманных поступков.
Главным героем, как было сказано, является Евгений Арбенин, представленный в образе обличителя, пресыщенного светской жизнью, с которой он пытается вступить в борьбу, изначально обреченную на провал. Герой обличает пороки окружающих, не замечая, что становится непонятым, отвергнутым, осмеянным членом общества.
Важным персонажем в произведении является образ Нины, молодой девушки, чистого, цветущего создания, посланного главному героя для кардинального изменения его внутреннего состояния, испытания, которое Евгений Арбенин не в силах преодолеть. Главного героя настигает прошлое, которому он не может противостоять, поддаваясь слабости характера. Кроме того, над ним довлеет ревность и дикая страсть, обуславливая его прыжок в бездну.
Финал пьесы заключается не только в потере главным героем всего самого дорогого. Герою предстоит осознать всю тяжесть содеянного им, непонятого на протяжении ослепления ревности и страсти. Данное осознание обуславливает невозможность дальнейшего существования героя, поскольку его разум является полностью погруженным во тьму.
Сумасшествие главного персонажа становится его наказанием за грехопадение, при этом судьбы не лишает его жизни, но не дает возможности обретения счастья и покоя в земном существовании, заставляя его существовать между небом и землей, не давая второго шанса на исправление за совершенные поступки.
← Женские образы в Герое нашего времени
← Двойники Печорина в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовГлавные герои Песни про купца Калашникова →
- Идейно-художественное своеобразие пьесы На дне Горького
Пьеса М. Горького «На дне» известна и актуальна и по сей день. Автор смог создать оригинальный мир низшего слоя общества. Он честно описал представителей этого класса, но при этом у читателя - Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение
Чацкий и Молчалин — одни из главных героев комедии Горе от ума, абсолютно разные по натуре, характеру, положению в обществе, в отношениях между людьми, проще говоря — во всем. Они являются антиподами — абсолютно противоположными персонажами. - Характеристика и образ Швондера в повести Булгакова Собачье сердце сочинение
Швондер — главный антагонист ученого Преображенского в повести Булгакова Собачье Сердце. Этот герой управляет жилтовариществом жилища, в котором и проживает профессор - Тема жизни и смерти в русской лирике
Русские поэты находят неисчерпаемый источник вдохновения в двух основных формах существования человека — жизни и смерти. Поэты благодарят жизнь, любуются ею, но в то же время ощущают ее конечность - Пушкин лицеист 6 класс сочинение сообщение
Императорский Царскосельский лицей был основан 12 августа 1810 г., а первого марта 1811 года отец Пушкина подал заявление о допуске своего сына к вступительному экзамену. Экзамен был сдан 12 августа 1811
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/analiz-pesy-maskarad
“Маскарад” краткое содержание по действиям и сценам пьесы Лермонтова
Действие пьесы разворачивается в Российской империи середины 1830-х годов
Действие I
Сцена первая. Действие происходит за игровым столом. Князь Звездич проигрывается в пух и прах. В этот момент появляется Евгений Александрович Арбенин – бывший игрок и светский лев, а в настоящем – женатый и богатый дворянин, давно не появлявшийся в свете.
Он встречается со старым другом Казариным и знакомится с Адамом Петровичем Шприхом, который толком ни на человека, ни на черта не похож и личностью кажется весьма сомнительной. Арбенин видит князя Звездича, и тот жалуется, что сильно проигрался. Евгений Александрович решает отыграться за него, сев за карточный стол после долгого перерыва.
Среди игроков Арбенину нет равных. Он с легкостью возвращает проигранные Звездичем деньги, тем самым спасая его честь и жизнь. Князь благодарит Евгения Александровича.
Вместе они отправляются на маскарад в дом Энгельгардтов.
Сцена вторая. К Звездичу на маскараде подходит дама в маске и признается в любви. Князь клянется, что не будет предпринимать попыток узнать, кто она такая.
Примерно в то же время Арбенин встречает таинственного человека, скрывающего лицо под маской. Незнакомец говорит, что в эту ночь с Евгением Александровичем случится несчастье. Мимоходом Арбенин обижает Шприха, приехавшего на маскарад. Женщина в маске, признававшаяся в любви Звездичу, находит оброненный некой дамой браслет и отдает его князю на память.
После этого она скрывается в толпе. Звездич рассказывает Арбенину о встреченной им незнакомке и показывает подаренный ею браслет. Евгению Александровичу кажется, что украшение ранее попадалось ему на глаза.
Сцена третья. Арбенин возвращается домой с маскарада. Его супруга – Нина – еще оттуда не приехала. Когда она появляется, Евгений Александрович замечает, что на ее руке отсутствует один из браслетов.
Арбенин начинает подозревать жену в измене. Он думает, что это его супруга признавалась в любви Звездичу и подарила ему браслет. Евгений Александрович устраивает сцену ревности.
Нина обвинения в измене отрицает.
Действие II
Сцена первая. Князь Звездич и Нина Арбенина встречаются в гостях у баронессы Штраль. Между ними происходит разговор. По ходу беседы Звездичу начинает казаться, что именно Нина призналась ему в любви на недавнем маскараде.
Князь пытается флиртовать с Арбениной, но она твердо отвергает его ухаживания, после чего уходит от баронессы. Звездич рассказывает Штраль, что видел накануне Нину на маскараде. Затем князь покидает баронессу, которая ненадолго остается одна. Из ее монолога становится понятно, что именно она призналась в любви Звездичу, скрывая лицо под маской, и отдала ему браслет Нины.
Чтобы спасти собственную честь, баронесса решает не раскрывать князю правды и выйти сухой из воды, подставив Арбенину. Свой план она практически сразу начинает претворять в жизнь. К Штраль в гости приходит Шприх. Баронесса рассказывает ему о любовной связи Нины и князя Звездича.
Шприх с радостью подхватывает слух и собирается распространять его дальше.
Сцена вторая. Арбенину в руки попадает записка князя Звездича, адресованная Нине. Из-за этого послания Евгений Александрович укрепляется в подозрениях насчет измены жены. В гости к нему приходит Казарин.
Цель его визита проста – вернуть Арбенина к прежнему образу жизни. В частности, вновь посадить за карточный стол. Причина в том, что дела Казарина идут не очень важно.
Поэтому ему необходима помощь Евгения Александровича. В результате Арбенин поддается на уговоры Казарина.
Сцена третья. Арбенин приходит в дом князя Звездича, заставая того спящим. Евгений Александрович сначала полон решимости убить предполагаемого любовника жены, но потом его охватывают сомнения. В итоге он отказывается от этой идеи.
В доме Звездича Арбенин встречает баронессу Штраль. Евгений Александрович обвиняет ее в том, что она свела вместе Нину и князя, после чего разгневанный уходит. Баронесса находит в себе смелость раскрыть все карты Звездичу.
Так князь узнает, что под маской была Штраль, что Нина в действительности его не любит. После Звездич обнаруживает записку от Арбенина с приглашением весело провести время на ужине у стороннего человека (в пьесе обозначен как N.).
Сцена четвертая. Звездич приезжает на вечер к N. по приглашению Арбенина. Князь садится играть в карты с Евгением Александровичем.
Вскоре после начала партии Арбенин обвиняет его в шулерстве. Звездич все отрицает. Евгений Александрович бросает ему в лицо карты. Отныне князь обесчещен в глазах общества.
Единственный способ восстановить честь – драться на дуэли с Арбениным. Евгений Александрович участвовать в ней отказывается. Получается, князю теперь не спастись.
Сцена с карточной игрой была тщательно спланирована Арбениным. Таким образом он жестоко отомстил Звездичу, от которого теперь “весь свет с презреньем отвратится”. При этом Евгений Александрович напрямую говорит князю, что потеря чести – расплата за интригу с Ниной.
Действие III
Сцена первая. Действие происходит на балу. Среди гостей – Арбенин, Нина, презираемый всеми князь Звездич. Хозяйка ждет баронессу Штраль, но узнает, что та уехала в деревню.
Звездич объясняется с Ниной и отдает злополучный браслет. Кроме того, князь предупреждает женщину, что ее супруг – “злодей, бездушный и безбожный”. В конце Звездич рассказывает о своих планах отправиться на Кавказ. Арбенин тем временем решает убить Нину при помощи яда.
Зловещий план он начинает практически сразу претворять в жизнь. Арбенин отравляет Нину прямо на балу, подсыпая ей яд в мороженое. Затем вместе супруги уезжают домой.
Оказывается, что на приеме присутствует и Неизвестный, сделавший страшное предсказание Арбенину в самом начале. Он был в курсе намерений Евгения Александровича, но останавливать его не стал.
Сцена вторая. Арбенин и Нина возвращаются домой. Постепенно женщине становится все хуже. Она просит мужа послать за доктором, но тот отказывается.
Евгений Александрович говорит, что отравил Нину. Жена до самого конца отрицает факт измены. Арбенин признается ей в любви.
Перед кончиной Нина вновь утверждает, что невинна и называет мужа злодеем. Евгений Александрович ей не верит. Нина умирает.
Действие IV
Сцена первая. На следующий день после смерти Нины в дом Арбенина приходит Неизвестный. Он рассказывает свою историю. Семь лет назад Неизвестный проиграл Евгению Александровичу крупную сумму денег.
Ему пришлось слезно умолять Арбенина о пощаде, но тот не внял мольбам. После этого Неизвестный примкнул к миру людей, отвергнутых обществом. Когда он узнал, что Евгений Александрович женат и счастлив, то решил, что пришла пора для мести. Во время речи Неизвестного входит князь Звездич.
Вместе они открывают Арбенину глаза на правду – Нина действительно ему не изменяла. Подтверждением их слов служит письмо от баронессы Штраль. В финале Арбенин сходит с ума.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/maskarad-kratkoe-soderzhanie-po-dejstviyam-i-scenam-pesy-lermontova/
Анализ произведения «Маскарад» Лермонтова
Драма Лермонтова была написана в 1835 году.
Как бы сильно ни желал автор увидеть свое творение на сцене, но при жизни Лермонтова этому не суждено было случиться: ни первоначальная, ни переделанные позже варианты не удовлетворили сурового Бенкендорфа: слишком уж сильна была критическая направленность драмы. Впервые пьеса увидела сцену в 1852 году, и то в урезанном виде. И только спустя двенадцать лет в 1864 году в Александринском театре «Маскарад» был поставлен полностью.
В произведении нашло отражение жизнь столичного светского общества со всеми присущими ей пороками, а именно: сплетнями, лестью, жаждой наживы, злобными интригами.
Неслучайно главный герой драмы Евгений Арбенин повсюду замечает только золото и обман, которые противны для него. Он презирает общество, состоящее главным образом из мелочных карьеристов, ничтожных льстецов и лицемеров. Но и сам Арбенин для этого общества чужд.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Типичным представителем аристократического общества является Казарин, для которого жизнь ассоциируется с банком, а мир — с карточной колодой. Этот азартный картежник не стесняется признавать, что правила карточной игры он с удовольствием применяет к людям.
Подлинное утешение и счастье для Арбенина – это не имеющая границ любовь к своей жене Нине. Он не мыслит свое существование без любимой жены. Отчасти Евгений Арбенин напоминает героя другого не менее значительного произведения — Чацкого.
Умственное и нравственное убожество аристократов и у Арбенина вызывают неудержимый злой смех. Но в моральном плане Чацкий вышел победителем, тогда как гордый ум Арбенина, наоборот, не смог противостоять светским интригам и пал их жертвой.
Его жену оклеветали.
Опустошенный Арбенин не смог возвыситься над воспитавшим его обществом и пошел на поводу у индивидуализма. Трагический результат ревности не заставил себя долго ждать. И вот невинная жена отравлена, а сам Арбенин, потрясенный случившимся, лишается рассудка.
Исследователи творчества великого классика считают, что произведение Лермонтова основано на реальных событиях.
По их мнению, ярким доказательством тому служит тот факт, что жену Арбенина только один раз на протяжении всей пьесы называют полным именем – Настасьей Павловной. Один раз, но во всех переделанных вариантах.
Но вне зависимости от того, основывался ли автор при создании своего произведения на реальных событиях или нет, неоспоримым фактом остается то, что драма «Маскарад» — это социальная трагедия.
Источник: https://sochinyalka.ru/2015/01/analiz-proizvedeni-maskarad-lermontova.html