Краткий пересказ рассказа фазиля искандера «тринадцатый подвиг геракла»: идея и герои, анализ и содержание

Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержаниеФазиль Абдулович Искандер в своём творчестве нередко рассуждает о философских вопросах, которые на самом деле определяют нашу с вами жизнь и задают определённую систему ценностей для каждого человека. В его рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс смыслов.

Действие рассказа происходит в годы Великой отечественной войны. Перед читателем рисуется жизнь обычной школы. Главный герой – ученик 5 «Б» класса, который не смог выполнить домашнее задание в виде решения задачи по математике. Мальчик боится своего учителя и решает всячески повлиять на то, чтобы урок не состоялся.

Просто прогулять? Нет, занятия Харлампия Диогеновича пропустить было нельзя. Поэтому герой решается уговорить школьного врача и медсестру провести в их классе вакцинацию, заняв большую часть урока. Его задумка успешно реализуется, но вот учитель разгадывает корыстные планы своего ученика и называет его уловки «тринадцатым подвигом Геракла».

Сюжетная композиция строится на приёме ретроспекции. Читатель знакомится с событиями произведения со слов уже взрослого рассказчика, который является главным героем и тем самым мальчишкой, не решившим пресловутую задачку по математике. Получается, что весь рассказ – это воспоминание, которое определило в какой-то степени настоящую жизнь бывшего ученика.

Юмор в произведении Эпизоды, связанные со смехом, оказываются важными для понимания художественного замысла автора. Их достаточно много и большинство из них создаются с помощью образа Харлампия Диогеновича и учеников. Школьный учитель мастерски использует юмор в воспитательных целях.

Сочетание детского и взрослого взглядов на жизнь не только придают удивительную лёгкость повествованию, но и задают большую объёктивность затронутой проблематике.

Объединение главного героя и рассказчика в одно лицо позволяет более точно передать произошедшее и главное – дать всему этому оценку.

Мы чувствуем определённое уважение к учителю, благодарное отношение к нему и его воспитательным приёмам, рассчитанным на осмеяние неправильных поступков школьников.

Например, в эпизоде с опозданием ученика он сравнивает его с принцем Уэльским, показывая, что приходить в класс позже учителя это проявление неуважения и собственной распущенности.

Когда же лукавство главного героя раскрыто, то педагог любезно и непринуждённо спрашивает: «Вы что, проглотили артиллерийский снаряд?».

Следующая его фраза ещё более анекдотична: «Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал».

Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержаниеИрония и смех позволяют обнажить негативные моменты в поведении не только конкретных учеников, но и всех остальных людей. Мир художественного произведения становится своеобразной проекцией на всё общество. Ведь у всех у нас есть знакомые, любящие опаздывать, скрывать трусость мнимой отвагой, рассчитывать не на собственные силы, а на чужую помощь.

Простой сюжет, ироничность многих событий в повествовании и яркие образы концентрируют внимание читателя на философской проблематике произведения. Это вопросы чести, трусости и смелости, правды и лжи. Ещё один важный момент – уметь посмотреть на себя со стороны и спустя время уметь дать оценку себе, другим людям и всему происходящему. Рассказчику и главному герою это определенно удалось.

Характеристика персонажей «Тринадцатый подвиг Геракла»

Уже в самом начале повествования мы понимаем, что одним из главных действующих лиц является учитель математики Харлампий Диогенович. Есть в его образе что-то от героя эпохи романтизма. Нам неизвестно ни его прошлого, ни его будущего. Он не похож на других педагогов, которые «были людьми неряшливыми, слабохарактерными».

Харлампий Диогенович пользовался большим уважением. Он никогда не повышал голос на своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей. Однако на его уроках ребята всегда вели себя тихо и дисциплинированно. Всё дело в том, что учитель мог легко использовать смех, с помощью которого он показывал насколько нелепо или недостойно поведение ученика.

Харлампий Диогенович не только давал прекрасные знания по своему предмету, но и постоянно рассказывал своим подопечным что-нибудь поучительное из мифологии, расширяя их кругозор. Учитель был греком по происхождению, хоть и носил русское имя. В его отчестве как раз есть отсылка к Древней Греции – Диогенович напоминает о философе Диогене.

Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержаниеОбижаются ли дети на своего учителя за насмешки? Нет. Во-первых, они всегда справедливы и достаточно тактичны. Во-вторых, их цель не унизить человека, а показать лишь то несоответствие между его возможностями, талантом и тем, как он ведёт себя сейчас. Никто не хочет быть смешным и это прекрасно осознавал Харлампий Диогенович. Как отмечает сам рассказчик – он тем самым «закалял наши лукавые детские души», обнажал серьёзные проблемы – будь то человеческая трусость или склонность жить за чужой счёт.

Ещё один главный герой произведения – это сам рассказчик. Он предстаёт в двух возрастах. Во-первых, это тот самый мальчишка, лукавство которого вывел на чистую воду учитель математики. Во-вторых, это уже взрослый рассказчик, наученный жизненным опытом и повествующий нам эту историю.

Герой рассказа – это обычный школьник, который весьма наблюдателен, достаточно умен и даже хитёр.

Он легко и умело использовал обстоятельства (приход медработников) для того, чтобы избежать проверки домашнего задания, которое сам и не выполнил.

Не мог ли он и вправду решить эту задачу про снаряд? Скорее всего, герой просто поленился дома и даже не стал просить помощи у одноклассников, отправившись играть в футбол.

Благодаря прозорливому и внимательному учителю, он впоследствии не только «стал серьезней относиться к домашним заданиям», но и понял о том, что поступок, совершённый в корыстных целях и из-за трусости, никак не может заслуживать уважения, а уж тем более быть героическим. Это всего лишь «тринадцатый подвиг Геракла».

Главная идея рассказа

Открыть для себя смысл этого произведения может каждый читатель независимо от возраста. Автор предельно коротко и вместе с тем интересно рассказывает простую школьную историю. Он не читает нам мораль, не говорит о том, как нужно поступать, не ставит никого в пример. Однако от этого произведение получает ещё больший поучительный контекст.

Во-первых, мы понимаем, что необходимо серьёзно относиться к тому, что ты делаешь. Если ты ученик, то важно своевременно и ответственно подходить к процессу обучения.

Если ты уже взрослый человек, то никогда не мешает вспомнить всё то, что вкладывали в тебя твои родители, воспитатели и учителя.

Рассказчик и главный герой не забыли старания Харлампия Диогеновича, который благодаря своей гениальности и смеху успешно прививал своим подопечным основы нравственности.

Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержаниеПредлагаем прочитать одно из самых известных произведений Фазиля Искандера “Кролики и удавы”, написанного в форме философско-сатирической сказки.

С следующей статье вы сможете прочитать краткое содержание сборинка рассказов Фазиля Искандера “Человек и его окрестности”, где автор делиться своими наблюдениями жизни других людей.

Во-вторых, Ф.Искандер в своём произведении затрагивает важную проблему – трусости и смелости.

Мальчик поступил весьма отважно, но какие цели преследовал герой – уйти от ответственности, не показаться смешным и выставить себя настоящим храбрецом, т. к. он не боялся прививок и уколов, будучи давно больным малярией.

Лишь умный и внимательный учитель заметил, что его ученик поступил совсем нехорошо и помог ему осознать, что хитрость и трусость ведут к духовному и моральному падению.

Не лишён рассказ и множества других смысловых интерпретаций. Это роль учителя в становлении личности, влияние детства и школы, тема смеха и самоиронии, лжи и разоблачения. Ф.Искандеру удалось всё это органично объединить в своём небольшом и удивительном произведении, которое продолжило традиции классической русской литературы.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/fazil-iskander/trinadzatiy-podvig-gerakla.html

Читательский дневник тринадцатый подвиг геракла. Анализ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла

«13 подвиг Геракла» краткое содержание для читательского дневника напомнит о событиях в рассказе.

«13 подвиг Геракла» очень краткое содержание

Тринадцатый подвиг Геракла
— рассказ, написанный в 1964 году Фазилем Искандером.

Повествование ведётся от первого лица — ученика пятого класса.

В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович.

Математику удаётся установить на уроках «образцовую тишину», он заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не заставлял заниматься, не грозился вызвать родителей в школу.

Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха..

Когда приходило время писать контрольные, все писали своим умом и не списывали, так как знали, что Харлампий Диогенович сразу вычислит обманщика и вдобавок еще и засмеет.

Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой рассказа, не выполнив домашнего задания, со страхом ждет урока. В начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы.

Сначала уколы должны были сделать 5-«А» классу, а в 5-«Б» они зашли по ошибке. Мальчик решает воспользоваться случаем и предлагает проводить их в 5-«А» класс. По дороге он убеждает врача, что лучше начать делать уколы с их класса.

Таким образом он хотел дождаться окончания урока.

Когда во время вакцинации одному из учеников класса стало плохо, то наш герой решает вызвать «скорую помощь». Но медсестра приводит мальчика в чувство.

После ухода медсестры и доктора Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с задачей. Мудрый учитель рассказывает классу о 12 подвигах Геракла и говорит, что сейчас был совершён 13.

Но Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот подвиг мальчик совершил из-за своей трусости.

Герой «стал серьёзнее относиться к домашним заданиям» и задумался о природе смеха. Он понял, что смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом; понял, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого».

То есть любой человек может оказаться в смешном положении, но плохо не понимать, что ты смешон, быть глупым.

Герой благодарен учителю: он смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»

Повествование ведется от первого лица.

В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович.

Ему сразу удается установить на уроках “образцовую тишину”. Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.

Однажды ученик 5-“Б” класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы.

Сначала уколы должны были сделать 5-“А” классу, а в 5-“Б” они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-“А” класс находится далеко, и они его могут не найти.

По дороге ему удается убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.

Одному из учеников класса становится плохо, и наш герой решает вызвать “скорую помощь”, но медсестра приводит мальчика в чувство.

После ухода медсестры и доктора остается немного времени до конца урока, и Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с задачей.

Харлампий Диогенович рассказывает классу о двенадцати подвигах Геракла и сообщает, что сейчас был совершен тринадцатый. Но Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот был совершен из трусости.

Спустя годы наш герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь наверное и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание “13-го подвига Геракла” Искандера

Другие сочинения по теме:

  1. Тема урока: Фазиль Искандер “Тринадцатый подвиг Геракла”. Цели: . Образовательные: – Познакомить с творчеством писателя. – Вызвать интерес к его…
  2. У Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка Акакий Македонович сказал, чтобы он привел в школу кого-нибудь из родителей. У…

  3. Герой повести, от имени которого ведется повествование, молодой поэт, работавший после института в редакции одной среднерусской молодежной газеты, был уволен…
  4. Поединок за жену. Еще много подвигов совершил Геракл, находясь на службе у Эврисфея. Он освободил прикованного в горах Кавказа Прометея,…

  5. Правитель Рума Файлакус, возвращаясь из дальнего похода домой, заметил на дороге только что родившегося младенца. Мать младенца скончалась при родах….
  6. “Сандро из Чегема” – цикл из 32 повестей, объединенных местом (село Чегем и его окрестности, как ближние, скажем, райцентр Кунгурск…

  7. Цель: Показать героизм запорожцев, их стойкость и мужество; раскрыть связь повести с устным народным творчеством; совершенствовать навыки составления плана к…
  8. События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны…
  9. Подвиг шестой (Авгиевы конюшни).

    Чем быстрее и лучше выполнял Геракл задания, тем больше свирепел Эврисфей. Решил он унизить славного героя….

Автор читательского дневника

Название и автор книги

Тема, идея книги

Главные герои

Сюжет

Дата чтения

Тринадцатый подвиг Геракла Ф.Искандер Смех над недостатками человека Пятиклассник и его учитель Харлампий Диогенович Новый учитель по математики Харлампий Диогенович никогда не наказывал своих учеников, с помощью юмора он добивался идеальной дисциплины на уроке и выполнения домашнего задания.Однажды озорной и лукавый ученик 5Б класса не выполнил домашнее задание, не захотел чтобы учитель ему поставил двойку и высмеивал его перед одноклассниками. Случайно в класс зашли врач и медсестра, они искали 5А для того, чтобы сделать прививки. Наш герой вызвался помочь и проводить врачей, но пока искали нужный кабинет мальчик уговорил сделать прививку в 5Б. Как только врачебный процесс был закончен, учитель вызвал мальчика к доске. Конечно, юный герой не смог ответить и получил двойку. Учитель сравнил его с Гераклом, но «тринадцатый подвиг» оказался фальшивым и никудышным. «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям… Позже я заметил, что почти все люди боятся показаться смешными. Особенно боятся показаться смешными женщины и поэты…Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого ». 18.06.2015

Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержание

Тринадцатый подвиг Геракла
— рассказ, написанный Фазилем Искандером.

История написания рассказа

В рассказе Искандера рассказчиком является сам мальчик, он учится в 5 классе в Грузии. История происходила во время войны. Мальчик сам об этом рассказывает, и дразнит одноклассника Адольфа «Гитлером».

Герой рассказа- шустрый, беглый мальчик, также как и другие ребята любил спорт. Однажды он не смог справиться с задачей в контрольной, также смеялся над одноклассниками, высмеиваемыми Харлампием Диогеновичем.

С товарищами у них дружеские отношения, даже присутствует капля иронии. Мальчик описывает своих друзей: вечно благополучного Сахарова, скромного Алика, угрюмого Шурика. Однажды весь класс посмеялся над героем. Наш герой не смог решить задачу, и воспользовался визитом врачей в их класс.

Когда же мальчика вызвали к доске, у него не хватило сил признаться в бессилии. Харлампий Диогенович понял, в чем же кроется его тайна, и высмеял поступок героя перед всем классом, сравнив его с Гераклом.

Он высмеял его трусость, сказав, что герой совершил «тринадцатый подвиг Геракла»,которого на самом деле не было.

В мальчике проснулась какая-то тревога: «Я почувствовал, как будто в воздухе запахло опасностью». Автор как-то по- философски отнесся к мальчику. В конце автор говорит уже не от имени мальчика, а от имени уже взрослого человека, и говорит,что Харлампий Диогенович многому научил его.

В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не заставлял заниматься, не грозился вызвать родителей в школу.

Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха. Однажды ученик 5 «Б» класса (от лица которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу.

Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске станет мишенью для искромётного юмора своего учителя. Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс.

Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок к 5 «А». Более того, пока они шли коридорами школы, «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию в 5 «Б». Таким образом ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников.

После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника. Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу.

С тех пор он гораздо ответственнее стал подходить к домашним заданиям. Через 5 дней он стал отличником.

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» написал Фазиль Искандер в 1964 году. Как и все произведения этого известного писателя, он пронизан юмором и тонкой иронией.

Несмотря на малую прозаическую форму, рассказ поднимает важные проблемы чести и ответственности за свои поступки. Если нет времени читать рассказ в оригинале, то можно прочесть краткий пересказ и анализ произведения.

Ознакомьтесь с кратким содержанием «Тринадцатого подвига Геракла» Искандера, кто является его главным героем.

Герой произведения Искандера — умный и наблюдательный мальчик. А рассказчик — взрослый, который посмеивается, вспоминая себя в школьном возрасте. Будучи мальчишкой, он еще не осознавал, какой был важный тот урок, который преподал ему мудрый учитель математики.

Школьнику-Искандеру хотелось только обхитрить учителя, которого он при этом уважал и побаивался
.

В начале года в школу пришел новый учитель математики, который отличался от других, обычно рассеянных и неряшливых преподавателей этой точной науки. Звали его Харлампий Диогенович.

Он непонятным образом так влиял на учеников, что на его уроках всегда стояла тишина и поддерживалась абсолютная дисциплина.

Если раньше директор боялся, что школьники могут сбежать с занятий на рядом расположенный стадион, то с приходом нового математика об этом у детей даже мысли не возникало.

Харлампий Диогенович никогда не повышал голос, не грозился вызвать родителей в школу и ничем не запугивал учеников.

Его методом, как ни странно, был юмор, с которым он высмеивал провинившегося школяра. Учитель мог, умело используя несоответствия, выставить человека смешным.

При этом вся круговая порука учеников распадалась и виновный оказывался без поддержки, один на один со своим проступком.

Например, опоздавшего на урок школьника математик, заходя в класс, пропускал вперед себя, как «дорогого гостя», провожал взглядом, пока тот стыдливо просеменит к своей парте и произносил ироничное сравнение: «Принц Уэльский». Класс хохотал, а ученик после такого позора поневоле раскаивался и старался больше не попадать в такое глупое положение.

Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержание

Так же и на контрольных – математик не ходит между партами, напряженно вглядываясь в тетради детей и не прислушивается к каждому шороху.

Он спокойно сидит на своем месте, перебирая четки. Но никто и не думает списывать, потому что Харлампий Диогенович с первой строчки распознает списанную работу и поднимет на смех перед всем классом.

Так, например, ученик Авдеенко, на очередной контрольной, чтобы списать, сидел в странной позе, вытянув шею. Он выглядел смешно и нелепо. Математик тут же сравнил его с лебедем, который может сломать себе шею, и в шутку попросил отличника Сахарова пересесть к Авдеенко, чтобы шея последнего все-таки не пострадала.

Важно!
Таким методом учитель хотел пробудить в ученике чувство собственного достоинства. Быть смешным гораздо обиднее, чем даже прослыть хулиганом или лоботрясом.

Источник: https://www.ldk1.ru/chitatelskii-dnevnik-trinadcatyi-podvig-gerakla-analiz-rasskaza.html

Отзыв о рассказе Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержаниеГлавные герои рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» — ученик пятого «Б» класса, от лица которого ведется рассказ, и учитель математики, которого звали Харлампий Диогенович. Харлампий Диогенович отличался от прочих учителей тем, что умел поддерживать железный порядок и тишину во время урока. Добивался он этого тем, что умело высмеивал провинившегося ученика.

Однажды пятиклассник не сумел решить задачу, которую задали на дом, и пришел на урок математики неподготовленным. Он с содроганием ждал, когда его вызовут к доске, и в это время в класс зашла женщина-врач в сопровождении медсестры, которая спросила, где находится пятый «А». Мальчик вызвался показать дорогу, и учитель математики его отпустил.

По дороге школьник узнал от медиков, что те ставят прививки, и что они планируют прийти в его класс на следующем уроке. Тогда рассказчик пошел на хитрость: он сказал, что на следующем уроке их класс отправляется в краеведческий музей. Тогда врач приняла решение вернуться и поставить прививки в пятом «Б» классе.

Учитель математики был недоволен тем, что медики срывают ему урок, но возражать не стал, а лишь мельком взглянул на ученика, сопровождающего врача. Когда прививки были поставлены всем ученикам, до конца урока осталось совсем немного времени, и учитель математики стал рассказывать детям про двенадцать подвигов Геракла.

Потом он завел речь о том, что в классе есть ученик, который совершил сегодня тринадцатый подвиг Геракла. При этом мотивом подвига учитель назвал трусость. После этих слов учитель вызвал главного героя рассказа к доске и предложил рассказать всему классу, как тот решил задачу, заданную на дом.

Ученик не смог ничего толком ответить, поскольку не знал решения, и учитель математики поставил в журнал отметку. На этом урок закончился. С тех пор рассказчик стал серьезнее относиться к домашним заданиям, не желая больше быть посмешищем для всего класса.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» заключается в том, что как ни крути, а всё тайное становится явным. На какие бы хитрости не пошёл ученик, не выполнивший домашнее задание, всё равно его неготовность к уроку обнаружится.

В рассказе подчёркивается, что смех – это сильное оружие в умелых руках. Учитель математики Харлампий Диогенович хорошо владел этим оружием и умел поддерживать на своих уроках железную дисциплину, беспощадно высмеивая нарушителей порядка.

Рассказ учит ответственно относиться к учебе в школе, всегда выполнять домашние задания.

В рассказе мне понравился учитель математики, который разгадал мотивы поступка пятиклассника, приведшего в класс медиков. Учитель математики преподал мальчику хороший урок, вызвав его к доске и сделав смешным в глазах всего класса.

Какие пословицы подходят к рассказу Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

Как не хитри, а правды не перехитришь.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Язык проворней сабли.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_iskander_13podvig_gerakla/

Краткое содержание Искандер 13-й подвиг Геракла (Тринадцатый подвиг Геракла)

Наступил очередной учебный год, и в школе появился новый учитель. Преподавал он математику. Имя у него было необычное — Харлампий Диогенович. На его уроках всегда царили тишина и порядок. Дисциплина достигалась отнюдь не угрозами или наказаниями. Преподаватель умел так остроумно подшутить над нарушителем школьных правил, что весь класс буквально надрывался от смеха.

Главный герой рассказа учится в 5-«Б» классе. Однажды он пришел на занятия неподготовленным. С ужасом ожидал мальчик предстоящих насмешек учителя и своих одноклассников. И вот в самом начале урока в класс входят врач с медсестрой, чтобы поставить всем прививки от тифа.

По  правилам вакцинация должна была пройти сначала в 5-«А» и только потом в их классе, но произошла ошибка.

Тогда главный герой решает воспользоваться шансом и предлагает проводить врачебную группу до кабинета 5-«А» класса, потому как находится он далеко, и найти его будет не так просто.

По пути мальчик убеждает врача начать вакцинацию именно с их класса. Неожиданно одному из учеников становится плохо, и главный герой порывается вызвать «скорую». Однако медсестра помогает мальчику прийти в себя. В результате до конца урока оставалось совсем мало времени, но достаточно для того, чтобы вызвать к доске одного ученика и выслушать его ответ.

Этим учеником оказался наш герой. Тот был не в силах справиться с заданием, и тогда Харлампий Диогенович рассказал классу историю о двенадцати подвигах Геракла, а в конце сообщил и о только что совершенном тринадцатом подвиге. Только вот Геракл совершил свои великие деяния из храбрости, а этот поступок был сделан из низменных побуждений — из трусости.

Спустя годы главный герой осознает простую истину – человек не должен бояться выглядеть смешным. Учитель математики с помощью юмора и смеха закалял неокрепшие детские души, воспитывал характеры.  

Подробный пересказ 13-й подвиг Геракла

Повествование ведется от первого лица школьника.

Я встречал много математиков. Все они были либо людьми с нетвердым характером, либо неаккуратными людьми, либо очень умными. Теорему Пифагора в современных условиях я бы подверг сомнению.

Но математик нашей школы Харлампий Диогенович, грек, не подходил ни под одну из этих характеристик. Дисциплину на уроке он установил железную, стояла идеальная тишина.

Около школы находился стадион, который своим шумом мешал учебному процессу. Закрыть его не получилось, но его обнесли каменным забором.

С урока математики на стадион мы не сбегали, для этого был урок пения. Больше чем комиссию из гороно, наш директор боялся завуча.

Все же на уроке математики мы иногда смеялись, но не сами по себе, а с позволения учителя. Например, он показывал, как он уважает опоздавшего ученика, и как он мало значит по сравнению с этим учеником. Такие сценки длились всего несколько секунд. Потом он садился, все затихали, и начинался урок.

Харлампий Диогенович был маленького роста, с большой головой, всегда тщательно одетый. У него был маленький блокнотик, куда он что – то о нас записывал. Он не заставлял нас учить математику, это получилось само собой.

На контрольных работах мы не списывали, боясь попасть под его насмешки. Например, он мог предложить отличнику Сахарову пересесть к двоечнику Авдеенко, чтобы тот не сломал себе шею, списывая у Сахарова.

Этого было достаточно, чтобы Авдеенко начинал напрягать свои мозги.

Харлампий Диогенович боролся против нас своим оружием. Он делал нас смешными.      Однажды я тоже стал мишенью для него.

Я не смог решить задачу про артиллерийский снаряд, поэтому в школу пришел пораньше, чтобы исправить это. Своих одноклассников я нашел на стадионе, но у них задача тоже была не решена. Я успокоился и вместе со всеми поиграл в футбол.

Зайдя в класс после звонка, я вдруг выяснил, что отличник Сахаров задачу решил. Пока я от злости и отчаяния жестикулировал около отличника, в класс прошел Харлампий Диогенович. Я с ужасом стал ждать, что меня вызовут первым к доске.

Задачу решил даже Адольф Комаров, который сидел со мной за одной партой. Он любил руки держать на промокашке, а меня это сильно раздражало.

После некоторых манипуляций Харлампий Диогенович стал смотреть на класс. Я притаился. Но тут стали выяснять, кто дежурный, затем доктор и медсестра перепутали класс.

Им нужен был пятый «А» класс, чтобы сделать прививки от тифа. Я набрался наглости и вызвался их проводить. Меня отпустили.  По дороге я сообщил докторше, что на следующем уроке мы пойдем в музей.

  Вспомнил, как ученик нашей школы украл в музее кинжал, чтобы с ним пойти на фронт.

И тут докторша, и медсестра, чтобы нас не упустить развернулись и пошли в наш класс делать уколы. Я побежал в класс, чтобы оказаться там раньше их. Около доски страдал Авдеенко. Его мучения прервали медики, которые объявили о начале прививок. Стали вызывать самого смелого, но никто не откликнулся.

Тогда математик вызвал Авдеенко. Весь класс позавидовал ему, когда он отошел со сделанной прививкой. Только Алик Комаров бледнел все больше и больше. К моменту, когда его вызвали, он был весь белый как стена. После укола он хотел упасть в обморок, но ему сунули флакончик под нос и он пришел в себя.

Мне тоже сделали укол, вел я себя геройски. После ухода медиков, Харлампий Диогенович стал задумчивым. Он начал перебирать четки и рассказывать, как один юноша захотел совершить тринадцатый подвиг Геракла, только не храбростью, а трусостью.

И тут он вызвал меня к доске, чтобы я рассказал, как я решил задачу. Мысли мои путались и я не мог сосредоточиться. Все, что я мог, это повторять слово «артиллерийский снаряд».

Весь класс смеялся надо мной, потому что я был смешным. Я стал серьезно относиться к домашним заданиям. Я с благодарностью вспоминаю уроки математика, потому что он приучил нас с юмором относиться к неудачам, а наши пороки он просто высмеивал.

Рассказ учит честности.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержание

  • Краткое содержание книги Оно Стивена Кинга
    События происходят летом 1958 года. В маленьком городке Дерри происходят страшные события, в городе орудует маньяк и убивает детей. Группа из детей одиннадцати лет решают противостоять монстру.
  • Краткое содержание Шукшин Верую
    Когда одолевает душевная тоска, человеку деваться некуда, он начинает искать причины своей болезни, и способы излечения, и если не находит их, то постепенно растворяется в своей тоске и чахнет и душой и телом
  • Краткое содержание Богач и Еремка Мамин-Сибиряк
    У сторожа по прозвищу Богач жил старый пес Еремка. Хозяин его, охотник Ерема, умер, оставив питомца на попечении сторожа. Так и жили они в избушке, летом и зимой караулив огороды.
  • Краткое содержание Осеева Волшебная иголочка
    Рукодельница Машенька с помощью волшебной иголочки создает удивительные вещи: сшитое платье само собой стирается и гладится, расшитая пряниками и конфетами скатерть волшебно наполняется сладостями.
  • Краткое содержание Зощенко Показательный ребенок
    Герой рассказа — пятилетний мальчик Петя. Он живет в Ленинграде с мамой, папой, бабушкой и кошкой, которую зовут Бубенчик. Утром мама с папой ушли на работу, а Петя остался с бабушкой. Бабушка заснула в кресле

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/iskander/13-j-podvig-gerakla-chitat

Искандер Фазиль “Тринадцатый подвиг Геракла” Читательский дневник

  • Искандер Фазиль
  • Название: “Тринадцатый подвиг Геракла”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: учеба
  • Число страниц: 12
  • Главные герои и их характеристика:
  1. Рассказчик. Мальчик, ученик 5 класса. Находчивый,
    решительный, смелый, недисциплинированный.
  2. Харлампий Диогенович. Учитель математики.
    Хитрый, умный, насмешливый.
  3. Алик Комаров. Приятель рассказчика, троечник.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)

Герой рассказа не приготовил задачу и, чтобы не стать
объектом насмешек, решил совершить подвиг. Он позвал врача делать уколы всему
классу.

Сюжет — краткое содержание

  1. Учитель математики Харлампий Диогенович мог
    выставить дураком любого ученика.
  2. Герой не сделал трудную задачу и боялся, что
    учитель станет над ним насмехаться.
  3. Он позвал в класс доктора и медсестру, чтобы они
    сделали уколы от тифа.
  4. Алик Комаров очень боялся уколов, но герой ни
    капельки их не боялся.
  5. После уколов Харлампий Диогенович упомянул
    Геракла и вызвал героя к доске.
  6. Учитель сказал, что свой подвиг герой совершил
    из трусости.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда герой проявил смекалку и
сообразил позвать врача делать уколы в их класс. Правда, герой не подумал о
своих друзьях, и получилось, что он их подставил.

План произведения для пересказа

  1. Талант учителя
  2. Нерешенная задача
  3. Страх героя
  4. Появление доктора
  5. Герой совершает подвиг
  6. Наказание
  7. Наука на будущее
  1. Главная мысль
  2. Всегда лучше сделать все вовремя, чем бояться и
    изворачиваться.
  3. Чему учит эта книга

Рассказ учит дисциплине, ответственности, упорству. Учит не
сваливать свою вину на других. Учит отвечать за свои поступки. Учит не смеяться
над другими.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Рассказ мне показался интересным, но вызывает огромный
протест метод Харлампия Диогеновича. Этот учитель обладал, видимо, завышенным
самомнением, а потому позволял себе смеяться над учениками. Конечно, герой
рассказа поступил плохо, но косвенным виновником этого стал сам учитель,
который так замордовал учеников, что те боялись отвечать больше, чем уколов.

  • Новые слова и выражения:
  • Байроновский дух – эпический стиль.
  • Круговая порука – когда каждый отвечает за каждого.
  • Тиф, малярия – опасные болезни.
  • Пословицы к произведению:
  • Не смейся чужой беде, своя на гряде.
  • Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
  • Презрение к смерти рождает героя.
  • От умного научишься, от глупого разучишься.
  • Каждый храбрец храбр по-своему.
  • Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/iskander-fazil-trinadcatyy-podvig/

Анализ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Отец его был служащим. В 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими ли­цами иранского происхождения. Отца Фазиль Искан­дер больше никогда не видел. Повзрослев, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы.

Учился Фазиль Искандер в Москве. В 1954 году окончил Литературный институт имени Горького.

Первая книга стихов Ф. Искандера называется «Горные тропы». Она вышла в 1957 году. Но настоя­щая известность пришла к нему с прозой. Журнал «Пионер» печатает его первые произведения: «Пер­вое дело», «Рассказ о море», «Петух» — рассказы о детстве.

Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Ге­ракла» был напечатан в 1964 году.

Автор не случайно именно к детям обращается с во­просами чести и бесчестия, достоинства и трусости, предательства и коварства. Столь важные вопросы че­ловек должен решить для себя еще в детстве.

Хочется обратиться к мнению критика: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы. Ис­кандер обладает способностью не только «делать из мухи слона», но и исследовать «муху» так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сего­дня актуальная проблематика».

Есть хорошее высказывание Фазиля Искандера: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Рас­сказ «Тринадцатый подвиг Геракла» читается весело, но речь в нем идет о серьезных вещах.

С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией. Название рассказа напоминает о мифах. Мы знаем о двенадцати подвигах Геракла, и нам интерес­но узнать, о каком еще подвиге может пойти речь. А подвиг оказывается вовсе и не подвигом. «Геракл со­вершил свои подвиги как храбрец.

А этот молодой че­ловек совершил свои подвиги из трусости», — говорит учитель. Харлампий Диогенович — учитель матема­тики, «как и Пифагор, он был по происхождению грек». Отчество — Диогенович напоминает о филосо­фе Диогене.

Педагог во время пауз рассказывал «что-нибудь поучительное и древнегреческое», упо­минаются басни Эзопа.

По воспоминаниям главного героя, Харлампий Диогенович «властно и спокойно держал класс в ру­ках» , не было слышно криков и уговоров, он не грозил вызвать родителей. Главным оружием учителя был смех, и он мог выставить человека смешным: «Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распада­ется круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного».

Учитель умело использовал несоответствия, и все хохотали. Например, опаздывающего ученика, как «дорогого гостя» он пропускал в класс, закрывал за ним дверь и говорил «что-нибудь великолепное, на­пример: «Принц Уэльский».

В эпизоде «На контрольной работе» ученик Авдеенко, чтобы списать, сидит в неестественной позе, вы­тянув шею. Он выглядит смешно и нелепо.

Харлам­пий Диогенович тут же находит для него сравнение: «Авдеенко думает, что он лебедь».

Учитель хочет, чтобы в ученике проснулось чувство собственного дос­тоинства, ведь уважающий себя человек не захочет поставить себя в смешное положение из-за лени, нев­нимательности или, того хуже, нечестности.

Смешным не хотелось выглядеть никому, поэтому ученики старались выполнять все задания, не хулига­нить.

Наш герой тоже поставил себя в смешное положе­ние на уроке, хотя делал все возможное, чтобы этот урок не состоялся. Не выучив урока, он чувствует себя в руках учителя. Весь класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался по­дольше.

Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним зада­ниям».

Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собст­венной персоне с достаточным чувством юмора».

Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бо­яться этого». Возможно, обзаведись в свое время рим­ские императоры шутами («надо хотя бы от дурака слышать правду»), не погиб бы Древний Рим.

Источник: http://5litra.ru/soch/334-analiz-rasskaza-fazilya-iskandera-trinadcatyy-podvig-gerakla.html

Краткое содержание Тринадцатый подвиг Геракла Искандер (13 подвиг Геракла) для читательского дневника

Год: 1966    Жанр: рассказ

Главные герои: учитель математики и ученик

Произведение «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера было напечатано в 1964 году. С самого начала произведения видна некая схожесть с рассказами Древней Грецией.

Сам заголовок произведения говорит читателю о том, что рассказ будет связан с мифами. Всем известно о двенадцати подвигах Геракла, поэтому интересно прочитать, какой же был новый подвиг Геракла.

В итоге оказывается, что это вовсе не является подвигом.

За главную идею произведения можно взять то, что на самом деле смех дает возможность посмотреть на человека с разных сторон, увидеть скрытые черты, помогает признать ошибки, чтобы в дальнейшем не совершать их.

Читать краткое содержание Искандер Тринадцатый подвиг Геракла

Наступает очередной учебный год, и в школу приходит новый преподаватель математики Харлампий Диогенович. Этот мужчина сразу выделялся среди своих коллег, был очень серьезным и умным. На его занятиях в классе царила неимоверная тишина и дисциплина. Директор долго не могла привыкнуть к тому, что новый учитель мог так успокаивать детей, и что во время урока дети находятся в классе.

Класс успокаивался только лишь при виде учителя в дверях кабинета, и тишина длилась до конца. Изредка из класса доносился смех, это Харлампий Диогенович иногда отвлекал ребят своими шутками, смеялся сам и детей веселил.

Однажды к нему на занятие опоздал ученик, и Харлампий отдал ему почтение, как главному, уступил ему дорогу в класс, и после этого придумал ему кличку «принц Уэльский».

Еще одной особенностью учителя было то, что он не ругал учеников и не вызывал их родителей к себе.

Когда приходило время писать контрольные, все писали своим умом и не списывали, так как знали, что Харлампий Диогенович сразу вычислит обманщика и вдобавок еще и засмеет. Так, однажды поводом для насмешек стал и сам рассказчик.

Перед одним из очередных уроков математики у него не получалось решить задачу. У рассказчика так и не получилось справится с заданием, которые было дано домой он пошел в школу. Там он выяснил, что у других учеников тоже не совсем получилась задачу, и не у всех решение совпало с ответом.

Это немного успокоило рассказчика и он забыв про задачи пошел бегать и гонять мяч.

Перед уроком рассказчик был уверен, что самый умный ученик в классе- Сахаров конечно же справился с заданием. Как оказалось, и у мальчика, с которым рассказчик сидел тоже была решенная задача. Тут начался урок и рассказчик был настроен, что вызовут именно его.

Но вначале урока, когда все ожидали начала опроса, в класс зашли доктор и медсестра, им нужно было найти «А» класс, так как должны были делать прививки. Рассказчик не растерявшись вызвался помочь им найти класс, на что учитель дал согласие.

Пока провожал докторов он узнал, что уколы их классу хотят делать через урок, и поэтому говорит доктору, что они с классом как раз собрались идти в музей.

Рассказчик побежал вперед врача в кабинет, и обнаружил, что возле доски пытаясь решить задачу стоял Шурик Авдеенко, но дать объяснение у него не получилось. Учитель приказал Шурику отправится на свое место, а похвалил за правильную задачу Адольфа.

Вскоре пришли врачи и сказали, что детям нужно сделать прививки и попросили преподавателя отпустить их с урока. Первым на процедуру пошел Авдеенко. Всё прошло удачно, мальчик не боялся, а наоборот радовался, так как вместо задачи, он пошел на укол.

Комаров Адольф побледнел, ему было страшно и несмотря на утешения соседа по парте, он никак не мог успокоится. После укола ему сделалось еще хуже,и медики вынуждены были даже дать мальчику нашатырь.

Рассказчик в это время гордился собой, и хвастался, что вовсе не чувствовал боли, но это было лишь хвастовство. После прививок врачи ушли.

До окончания занятия еще было время и преподаватель решил рассказать детям о подвигах Геракла, и еще одном человеке, который решил добавить тринадцатым подвиг, тем самым изменить мифологию Греции.

Учитель лишь объяснил, что подвиг был из-за трусости, а для какой цели, он попросил рассказать главного героя. И тут учитель вызывает мальчика к доске и просит дать объяснение тому, как он решал домашнее задание.

Рассказчик всё пытался тянуть время, но это не помогло, наоборот он выглядел нелепо и смешно.

Этот случай положительной повлиял на ученика, после этого он стал более покладисто и ответственно относится к выполнению своей работы. Рассуждая, мальчик понял, что плохо, когда человек перестает бояться показаться смешным. Ведь это может отразится на нем не самым лучшим образом.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/fazil-iskander/13-podvig-gerakla-trinadcatyj

Разработка урока по литературе: «ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА» Ф. Искандер

  • «ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА»
  • Ф. Искандер
  • Юмор делает серьезное еще более серьезным…Ф. Искандер
  • Цели:
  • Образовательные:
  • раскрыть характеры детей;
  • природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя.

Развивающий:

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста,активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;

Воспитательный:

  • воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.

Ход урока

Учитель.-Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным». Как вы понимаете эту фразу? (Это значит, что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах).

Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Ирония[гр. eironeia]1) тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме; 2) употребление слова или целого выражения в противоположном смысле с целью высмеивания. Ирония (от греч. еironeia– притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).

Истинный писатель несет с собой целый мир, причем свой, особый, присущий только ему одному. У нашего современника, писателя Фазиля Искандера, свой мир, свои герои, свое отношение к жизни, свой оригинальный язык, а главное – свой, неповторимый тон повествования.

Автор так рассказывает о самых обыденных вещах, что читателю начинает казаться, будто он узнает об этом впервые.

Писателю свойственна такая психологическая достоверность, такая неопровержимая правда факта, такая меткость каждой детали, что «вечные вопросы» чести, совести, трусости, предательства становятся конкретными и близкими каждому человеку.

Фазиль (ФазИль) Искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. Читатель же словно сам участвует в их внутренней борьбе.

Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьезна и глубока.

Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.

Писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убежден, что «юмор делает серьезное еще более серьезным»: «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо.

И еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть еще никто не находил». Ф. Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное.

Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.

  1. Проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени.
  2. 1.Математик – экспозиция
  3. 2.Футбол
  4. 3.Докторша завязка
  5. 4.Укол
  6. 5.У доски – кульминация
  7. — Сюжет, как видим, очень прост (как мальчик пытался обвести вокруг пальца учителя).
  8. — Но развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману.
  9. Философия – любовь к мудрости, проникновенная бесстрашная мысль, стремящаяся охватить все стороны бытия.
  10. Беседа с комментированным чтением.

1Вспоминая о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был». (Стр. 323)

2.Как звали учителя? Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним.

3.Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

4.Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).

— Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным… (стр. 326)

5.А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.

– Прочтите высказывание о юморе Ф. Искандера. Как вы думаете, почему читатель знакомится с учителем математики после смешного вступления? (Писатель как бы советует очень серьезно отнестись к смешным событиям, связанным с личностью Харлампия Диогеновича.)

– Почему  дети  боялись  нарушить  дисциплину  на  уроках  математики? (Потому что учитель «заставлял… смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем».)

– В чем смысл такого смеха, если, например, ученик «чуть припоздает на урок»? (Шутка учителя имела нравственный и философский смысл.

Как под увеличительным стеклом, она показывает, может, еще неосознанное самим учеником высокомерие, претензии на исключительные права, особое положение, неуместные в данном случае, а потому объективно унижающие людей.

Без шутки ребята поняли бы только, что нарушена дисциплина, но упоминание о принце Уэльском вызывает дружный смех. Ведь «принцы в основном занимаются охотой за оленями». А их товарищ живет совершенно иной жизнью, следовательно, не может вести себя как принц.

«Потому-то мы и смеялись». Герой запомнил на всю жизнь, как смешно и жалко может выглядеть человек, не понимающий различия между тем, что он сам думает о себе, и тем, каковым является на самом деле.)

– Зачем учитель предлагает отличнику Сахарову пересесть к Саше Авдеенко? («Пожалейте Авдеенко, он может сломать себе шею». Учитель напоминает мальчику (Саше) о чувстве собственного достоинства.

Разговор этот ведется с юмором, потому что, по убеждению писателя, «юмор делает серьезное еще более серьезным».

«Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи».)

6.А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».

— Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».

— Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».

7.И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник?

— С палачом, выбирающим жертву.

8.Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя. Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было.

Сценка(Восстановление сюжета). Проигрывание ситуации, театрализация. (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

9.Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?

— Геракл – герой древнегреческих мифов.

— Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла. (Ирония (от греч. еironeia– притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).

10.Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

  • — Накричал, поставил «2».
  • — Начал бы ругаться, спрашивать.
  • — Вызвал родителей.
  • — Повёл к директору.

11.Как поступил Харлампий Диогенович?

— выразительное чтение кульминации.

12.Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.

13.Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.

— Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».

— Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

Выразительное чтение (стр. 336).

ВЫВОД: Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути. В1992 году Ф.

Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу.

Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.

— Каким, по вашему мнению, должен быть учитель? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Каждый человек учится в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим.

— Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должно быть радостным, взаимообогащающим.

— Взрослые – это выросшие дети, а дети – будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки.

Беседа с учащимися:

  • Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)
  • Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)
  • По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)
  • Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)
  • Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).

Задание 1. Работа по рядам.

  1. Первый ряд составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.
  2. Второй ряд проделает такую же работу по образу Сахарова.
  3. Третий ряд по образу Адольфа Комарова.
  4. Шурик Авдеенко
  5. Отличник Сахаров
  6. Адольф Комаров
  7. Загорелое угрюмое лицо;
  8. Показывая мощные усилия ума и воли;
  9. Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;
  10. Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.
  11. Чёрный лебедь (сравнение)
  12. Умное добросовестное лицо;
  13. Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония)
  14. – Опрятный, худой и тихий;
  15. Привычка держать руки на промокашке;
  16. Считался способным троечником;
  17. Волосы светлые;
  18. Веснушки.
  19. Его редко ругали, но ещё реже хвалили.
  20. Адольф стал Аликом.
  21. Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
  22. Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:
  23. Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».

Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов» с.254.

  • Физкультминутка:
  • Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём и посмеёмся вместе.
  • Ведь смех – это лучшее лекарство.

1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия.

2. Принц Уэльский – опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая.

  1. Вы узнали эти строчки?
  2. Возвращаемся к нашему тексту.
  3. Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)
  4. Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие , поскольку о себе человек рассказывает сам.

1. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)

– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)

– Смог избежать герой наказания? (Нет.)

Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:

1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 189.2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:

Состояние главного героя

Реакция класса

  1. В воздухе запахло какой-то опасностью.

  2. Захлопнулся маленький капканчик.

  3. Сердце моё с размаху влепилось в спину.

  4. Голос мой подымается прямо из живота.

  5. Казнь

  6. От ужаса и отвращения.

  • Звонок – погребальный колокол.
  • Какой троп помогает ярче описать состояние героя?
  • Троп этот – метафора.
  • Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.
  1. Смотрел на меня и ждал

  2. Ждал, что я буду проваливаться

  3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее

  4. Сдерживал хихиканья

  5. Смеялся

  6. Хохотал

Обратите внимание на подчёркнутые слова.

Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.

Автор использует градацию.

Вывод:Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.

  1. – Какой урок извлёк герой?
  2. На этот вопрос вы ответите после прослушивания записи.
  3. Прослушивание аудиозаписи:

(Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.

С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)

  • Ответы учащихся.
  • (Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)
  • Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.
  • Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.
  • Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)
  • – Обратите внимание на имя учителя.

– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).

Домашнее задание.Написать творческую работу

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-literature-trinadcatiy-podvig-gerakla-f-iskander-401122.html

Ссылка на основную публикацию