Рассказ входит в сборник Петербургские повести
Художник Чартков на Щукинском дворе разглядывал картины, и тут его взгляд упал на портрет старого мужчины в восточном одеянии. Отдав за картину последние деньги, Чартков идёт домой. Уже позже он пожалеет о покупке, ведь ему даже нечем платить за жильё.
Взглянув на старика с портрета, ему становится не по себе от его глаз – настолько живыми они казались. Чартков даже занавесил картину на ночь, чтобы не пересекаться больше взглядом со стариком. Но ночью случилось ужасное: простыня с картины была сдёрнута, и из рамы вышел старик.
В мешке его были деньги, и он начал их пересчитывать. Такие кошмары снились художнику несколько ночей подряд.
Хозяин квартиры требует оплаты, но так как денег у Чарткова нет, он захотел забрать портрет старика в счёт долга. При разглядывании картины из рамы падает свёрток с деньгами, уже знакомый Чарткову по снам. На эти деньги он смог уплатить долг за жилье, снять квартиру побольше, приодеться.
Художник подал объявление о том, что пишет портреты на заказ. Внезапно на него обрушивается популярность, и он становится модным портретистом. Старые знакомые лишь поражаются тому, насколько он утратил своё мастерство и талант. Вскоре художник и сам понял своё падение.
В отчаянии он заперся и пытался написать что-то, но всюду ему мерещились глаза старика с того портрета. Чартков умер в чахотке.
Спустя какое-то время на аукционе выставлен на продажу портрет старого азиата с удивительно живым взглядом. Многие желали его купить, но тут выходит художник Б., рассказавший присутствующим свою историю. Когда-то жил в Коломне ростовщик. Все, кому он давал деньги, вскоре погибали весьма трагическим способом. Отец Б.
был художником и соседом этого ростовщика. Как-то азиат пришёл к нему с заказом нарисовать себя на холсте. Чем больше живописец писал портрет, тем живее получались глаза. С каждым днём у художника внутри росло отвращение к своей работе. Ростовщик обронил, что после его смерти, вся его сила перейдет в эту картину.
Эти слова окончательно испугали художника, и он убегает, не закончив работу, но ему все-таки передали портрет лично в руки, и на следующий же день ростовщик умер. У художника начинаются неприятности, и он пытается избавиться от картины. Пытаясь убежать от проклятия старика, художник уходит в монастырь и начинает писать картину по библейским мотивам.
Перед смертью он завещал своему старшему сыну отыскать и уничтожить проклятый портрет.
Закончив рассказ о своём отце, Б. оборачивается взглянуть на портрет, но тут все видят, что его нет на месте.
Главная мысль
В произведении противопоставляются две разные судьбы художников. Автор подчеркнул, что, только отказавшись от мирской суеты, мастер может раскрыть свой талант и не превратиться в ремесленника.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Набоков
Владимир Набоков — знаменитый писатель начала ХХ века. Его творчество имеет неоднозначную оценку среди литературных критиков. Однако нельзя отрицать уникальность творчества этого автора - Краткое содержание Гобсек Бальзака
Знаменитая повесть Оноре де Бальзака «Гобсек» предстала на суд читателей в 1830 году. Внимание читателей сосредоточено на одном из человеческих пороков – скупости. - Шоу Ирвин
В 1934 году сочинял радио сериалы для различных передач. В 1936 году один известный журнал напечатал произведение никому не известного 20-ти летнего писателя Предайте мёртвых земле этим молодым автором был Шоу - Краткое содержание Блок 12 (Двенадцать)
Действие проходит зимой в то время когда пришли большевики в 1917-1918 году. Темный зимний вечер люди идут по своим делам, но снежок притрусил лед и много народа падает. Сильный ветер сбивает их с ног, и они падают - Краткое содержание Бианки Кто чем поет?
Прослушивая различные звуки нежных птиц в лесу, можно подумать, что все они родились настоящими исполнителями музыки и песен.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/nikolaj-gogol-kratko/portret-kratko
«Портрет» Н. В. Гоголь Кратко
В своей повести «Портрет» Николай Васильевич Гоголь на сравнении двух судеб героев рассмотрел насколько губителен для человека творческой профессии отказ от дара свыше во имя материального благополучия. Повесть состоит из двух частей, которые связывает мистический портрет, оказавший судьбоносное влияние на жизни главных героев-художников.
Краткий пересказ сюжета повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Художник Чартков влачит жалкое существование, но не опускается до написания «коммерческих» портретов, работая над своим талантом. Однажды в лавке ростовщика он покупает на последнюю монету страшный портрет с «живыми» глазами и приносит его домой.
Ночью герой видит жуткий сон, в котором старик с портрета пересчитывает огромные деньги, а на утро Чартков находит часть этих денег в раме картины. Счастливый он раздаёт долги, снимает хорошую квартиру, покупает себе дорогие вещи. Деньги меняют его взгляды на жизнь, и художник берётся за рисование бездарных портретов.
Теперь у него есть деньги и поклонники, но больше нет претензий на истинный талант. Счастья деньги художнику не принесли.
Страшный портрет после смерти Чарткова вновь объявляется и на этот раз его продают на аукционе за приличную цену. Однако один из участников аукциона рассказывает публике историю своего отца, тоже художника, тоже пострадавшего от влияния портрета. Посетители мероприятия решают, что мистическую картину необходимо уничтожить. Однако проклятый портрет успевает бесследно исчезнуть.
Список и краткая характеристики героев повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Главные герои повести «Портрет»:
Начинающий и подающий большие надежды художник, обедневший дворянин. В начале повести еле сводит концы с концами, задолжал за квартиру и не знает на что купить обед.
Однако, следуя совету своего учителя, художник пишет талантливо и не «опускается» до бездарной мазни, за которую можно выручить хорошую плату. Всё меняет его внезапное приобретение — страшный портрет ростовщика. Картина, попавшая в руки герою, обладает некой мистической силой.
Эта злая сила ломает судьбу Чарткова и приводит его к потери цели в жизни: он становится зависимым от денег и теряет свой дар.
Персонаж повести, написавший «страшный» портрет ростовщика.
Некогда этот художник задумал изобразить духа тьмы и ему подвернулся заказчик портрета с весьма неприятной репутацией: ростовщик, доводящий людей до сумасшествия.
Портрет художник так и не завершил, жизнь его пошла по ухабам и он поведал историю «проклятой» картины старшему сыну с просьбой уничтожить её. Сам художник ушёл в монастырь писать «Рождество Ийсуса».
Второстепенные герои повести «Портрет»:
Повествователь второй части повести. Сын того художника, что написал «проклятый» портрет.
Персонаж повести «Портрет». Именно его изображение принесло многим людям несчастья и лишения. Сам ростовщик при жизни был злым, меркантильным, жестоким человеком. После смерти его «деяния» продолжил его портрет с живыми, страшными глазами.
Эпизодические персонажи повести «Портрет»:
- Хозяин квартиры
- Квартальный
- Важная дама и её дочь
- Императрица
- Продавец лавки
- и др.
Краткое содержание повести Н.В. Гоголя «Портрет» по частям
Часть I. История художника Чарткова
В небольшой лавке за символическую цену бедный художник Чартков приобретает неоконченный портрет. Среди прочего ширпотрёба эта работа ярко выделяется, она явно выполнена профессионально, талантливым мастером. Особенно художник был сражён техникой выполнения глаз на портрете, они смотрели с полотна словно живые.
Дома Чартков повесил картину на стену, узнал от своего единственного слуги, что хозяин квартиры заходил с квартальным, так как художник сильно задолжал за аренду.
Затем герой улёгся спать на износившийся до дыр диван и ему приснился странный сон. Ростовщик вылез из портрета и пересчитывал огромные деньги, а затем, обронив один из столбиков с монетами, вновь вернулся в картину.
Проснувшись, Чартков обнаружил тайник с деньгами в раме картины.
С этой находкой жизнь бедного художника кардинально изменилась. Он раздал все долги, купил дорогую одежду и снял хорошую квартиру. Но деньги ростовщика из «проклятой» картины не принесли счастья Чарткову. Он стал браться за хорошо оплачиваемые заказы портретов, выполнял их наскоро, без души, совершенно бездарно. После смерти художника картина на некоторый период времени исчезла.
Часть II. История происхождения страшного портрета
Картина появилась вновь на одном из аукционов. В процессе торга один из посетителей, молодой человек и начинающий художник Б.. рассказал её историю.
Картину эту написал его отец, художник, который задумал изобразить «духа тьмы». Натурщиком для картины стал коломенский ростовщик, который прославился тем, что мог одолжить любую сумму денег.
Однако его услуги оказывались фатальными для тех, кто обращался за займом.
Люди вынуждены были выплачивать слишком высокие проценты, но не это самое страшное: после сделки с ростовщиком многие сходили с ума или кончали со своей жизнью.
Мистика не прекратилась и после смерти ростовщика. Его портрет, попав в чьи-либо руки менял жизнь человека до неузнаваемости и далеко не в лучшую сторону. Так получилось и с судьбой Чарткова…
Отец молодого художника, что рассказал гостям аукциона страшную правду о портрете, просил сына уничтожить картину. Все присутствующие согласились с этим. Но картина чудесным образом пропала…
Кратко об истории создания повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Повесть Гоголя «Портрет» пережила две редакции автора. Над первой писатель работал в 1833-1834 годах. Повесть была издана в сборнике «Арабески», но получила отрицательные отзывы.
Это время относится к периоду переосмысления Гоголем своих взглядов на искусство, задачи и миссию творца. Возможно, в связи с последним, Николай Васильевич серьёзно подкорректировал и переиздал свою повесть.
Обновлённый «Портрет» вышел в печать в 1842 в журнале «Современник».
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/gogol/portrait
Гоголь «Портрет» – краткое содержание по частям (главам) — Русская историческая библиотека
См. полный текст этой повести.
Гоголь «Портрет», часть 1 – краткое содержание
Бедный художник Чартков купил в картинной лавке портрет старого иноземца-азиата. Изображение его лица на холсте было не окончено, но неизвестный автор с необыкновенной силой выписал глаза, которые смотрели, как живые, возбуждая в зрителе странное, неприятное, но вместе с тем и завораживающее чувство.
Чартков издержал на портрет свой последний двугривенный и вернулся в нищую, наёмную петербургскую квартиру. Слуга Никита сообщил, что в отсутствие Чарткова хозяин дома приходил с требованием немедленной уплаты долга за жилье.
Портрет Н. В. Гоголя, автора повести «Портрет». Художник А. Иванов, 1841
Молодой художник испытывал тягостное унижение при мысли о своей бедности. Он считал, что судьба несправедлива к нему: несмотря на выдающийся талант живописца, Чартков никак не мог выбраться из нищеты.
Он лёг спать расстроенным. Из-за ширм кровати виднелся купленный сегодня портрет, который уже был повешен на стену. В лунном свете глаза портрета смотрели пронзительно и пугающе. Вдруг изображённый на холсте старик пошевелился, упёрся в рамку руками, выпрыгнул из неё и сел у самой кровати Чарткова.
Из-под своего восточного одеяния он вынул мешок, а оттуда – завязанные свертки с деньгами, на каждом из которых была надпись: «1000 червонных». Художник с жадностью глядел на эту уйму денег. Старик пересчитал свёртки и сложил их обратно в мешок, но один из них откатился в сторону. Чартков незаметно схватил его – и в этот момент проснулся.
От сна осталось, однако, необыкновенно отчётливое ощущение, как если бы всё случилось наяву. В ладони сохранилось ясное ощущение тяжести свёртка.
Чартков стал мечтать, как счастливо он мог бы жить, имея хоть малую часть виденных во сне денег. Утром к нему постучался хозяин дома с квартальным, требуя сейчас же заплатить за проживание. Художник не знал, что ответить: платить было нечем.
Во время разговора квартальный, рассматривая стоящие картины, взял в руки портрет азиата и неосторожно нажал на раму. Чартков заметил, как рама вдавилась внутрь, и из неё выпал точно такой же свёрток, какой ему приснился. Он поспешил поднять его.
В свёртке действительно лежала тысяча червонцев. Эта огромная сумма позволила Чарткову расплатиться за квартиру, нанять себе другую, роскошную, одеться по последней моде и дать в газету статью о своём необыкновенном художественном таланте.
К нему повалили богатые заказчики. Поначалу он писал портреты с них старательно и с душой. Но число клиентов росло. Чартков уже не мог исполнять все картины тщательно.
Мало-помалу он выработал особую технику письма, которая позволяла ускорить работу, но лишала её всякого вдохновения и низводила на грубый, ремесленный уровень. Большинство из тех, кого он изображал, мало разбирались в живописи.
Хотя в портретах Чарткова замечалось всё меньше таланта, публика продолжала боготворить его. Чем больше он получал денег, тем сильнее росла у него жажда к ним.
Раз Чартков увидел картину одного своего прежнего знакомого. Не заботясь о материальном достатке, тот провёл несколько лет в упорном труде и достиг истинного живописного совершенства. Сразу поняв, насколько выше эта картина его собственных работ, Чартков проникся к её автору чёрной завистью.
Он сам попытался изобразить что-нибудь подобное, но годы непрерывной погони за благополучием истребили в нём последние проблески Божьего дара. Жгучая ревность к любому, кто проявлял себя талантливее, стала иссушать Чарткова. Все накопленные деньги он тратил теперь на то, чтобы скупать на аукционах, лучшие полотна, приносить их домой и там резать на куски.
Дойдя до безумия, Чартков скончался в страшных муках. Известие о том, что в его доме нашли обрывки великолепных холстов, ужаснуло всех.
«Портрет». Дореволюционный немой фильм по повести Н. В. Гоголя, 1915
Гоголь «Портрет», часть 2 – краткое содержание
Тот самый портрет азиата из дома Чарткова некоторое время спустя был выставлен на одном художественном аукционе. Удивительная живость глаз портрета привлекла покупателей, цена на него быстро поднималась. Однако в разгар торговли вошёл некий молодой художник и поведал историю этой картины.
Несколько десятков лет назад отец этого художника жил в одном из предместий Петербурга — Коломне. Там же поселился невесть откуда приехавший азиат-ростовщик.
Очень высокого роста, со страшным, тяжёлым взглядом, он выстроил себе похожий на крепость дом и стал давать деньги всем – от бедных старух до знатных вельмож. За свои ссуды ростовщик брал непомерные проценты. Всех стала вскоре поражать странная судьба его заёмщиков.
Казалось, что взятые в долг деньги начинали приносить им несчастья. Щедрые люди делались стяжателями, великодушные – завистниками, в семьях открывались разлады вплоть до кровавых убийств.
Отец художника писал картины на религиозные темы. Задумав однажды изобразить дьявола, он подумал, что лучшим образчиком для него мог бы послужить тот ростовщик. Как ни странно, вскоре после этого, азиат лично явился к нему и предложил писать портрет с себя.
Отец согласился. Ростовщик стал позировать ему. Отец вложил в портрет весь свой талант, но успел полностью окончить на холсте лишь глаза заказчика. Далее он писать уже не мог: глаза как будто ожили и глядели на него, вызывая тяжёлое тревожное чувство. Отец объявил, что отказывается от заказа и денег.
Ростовщик неожиданно бросился к нему в ноги и просил окончить работу. Он говорил, что в портрет таинственным способом должно перейти его естество, что после завершения картины он не умрёт, а будет вечно существовать в мире. Отец наотрез отказался.
На следующий же день он узнал, что ростовщик умер, завещав ему неоконченный портрет.
Отец поставил его у себя дома. Глаза ростовщика сохраняли человеческую живость, и написавший их художник вскоре почувствовал на себе демоническое влияние. Отца вдруг обуяла зависть к одному своему ученику, которого он стал считать талантливее себя.
Глаза святых, которые писал отец для церквей, как-то сами по себе приобретали дьявольское выражение. Заподозрив, что виной всему – портрет, отец хотел изрезать его, но удержался по просьбе одного друга, который выпросил картину с ростовщиком для себя.
Когда портрет вынесли из дома, отец начал успокаиваться. Зато тлетворную силу картины стал ощущать новый его обладатель. Он поспешил побыстрее сбыть портрет с рук. Всем дальнейшим хозяевам лицо ростовщика тоже приносило несчастья. Многие видели, как по ночам азиат выходит из рам картины.
Умирая, автор портрета завещал своему сыну-художнику помнить: в творческом вдохновении есть какая-то тёмная сторона, которой надо всячески избегать. Под действием этой тёмной страсти и были некогда написаны глаза азиата. Теперь, перед кончиной, отец заклинал сына разыскать этот портрет, где бы он ни был, и уничтожить его.
Рассказ молодого художника так поразил участников аукциона, что все забыли про сам портрет. Когда же в конце публика обернулась на картину, её уже не было на месте. Портрет то ли был украден, то ли волшебным образом исчез.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
На нашем сайте вы можете прочитать полный текст повести «Портрет», а также статьи Гоголь Николай Васильевич – биография, Гоголь – биография и творчество, Гоголь «Портрет» – анализ
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3163-gogol-portret-kratkoe-soderzhanie-po-chastyam-glavam
Портрет
Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за неё последний двугривенный, принёс домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые.
Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается.
Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принуждённого к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал.
В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, — и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещённый месяцем портрет, также вперяющий в него взор.
В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесённого с собою мешка.
Один свёрток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарткову свёрток с надписью «1000 червонцев».
Продолжение после рекламы:
В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щёголем, даёт объявление в ходячей газете, — и уже назавтра принимает заказчицу.
Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице.
В следующий раз она остаётся недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновлённую раздосадованным художником.
В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале.
Он важен, укоряет молодёжь в безнравственности, становится скрягой и однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения.
Он запирается в мастерской и погружается в работу, но принуждён ежеминутно останавливаться из-за незнания азбучных истин, изучением коих пренебрёг в начале своего поприща.
Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становится ясно, что шедевры, на приобретение коих употребил он все своё огромное состояние, были им жестоко уничтожены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду.
Брифли существует благодаря рекламе:
История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга.
Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б.
, заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
Обрисовав для начала часть города, именуемую Коломной, он описывает некогда жившего там ростовщика, великана азиатской наружности, способного ссудить любою суммой всякого желающего, от нишей старухи до расточительных вельмож.
Его проценты казались небольшими и сроки выплаты весьма выгодными, однако странными арифметическими выкладками сумма, подлежащая возврату, возрастала неимоверно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиатца.
История молодого блистательного вельможи, губительная перемена в характере которого навлекла на него гнев императрицы, завершилась его безумием и смертью.
Жизнь чудной красавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заём у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленная в один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множество не столь приметных историй, поскольку случились они в низших классах, также связывалось с именем ростовщика.
Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своём соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой».
Отец с радостью берётся за дело, но чем лучше ему удаётся схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овладевает им тягостное чувство.
Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно. Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает.
Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечь страшный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принуждён вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник.
Художник понимает, что часть души ростовщика вселилась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и малолетнего сына окончательно уверяют его в том. Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь, где ведёт строгую жизнь, изыскивая все возможные степени самоотвержения. Наконец он берётся за кисть и целый год пишет рождество Иисуса.
Труд его — чудо, исполненное святости. Сыну же, приехавшему проститься перед путешествием в Италию, он сообщает множество мыслей своих об искусстве и среди некоторых наставлений, рассказав историю с ростовщиком, заклинает найти ходящий по рукам портрет и истребить его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, — и когда он, а вместе с ним и толпа слушателей, поворачивается к стене, портрета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так.
Пересказала Е. В. Харитонова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Источник: https://briefly.ru/gogol/portret/
Анализ повести «Портрет» (Н. Гоголь) | Литерагуру
Н. В. Гоголь видел Петербург не только как цветущую столицу, чья жизнь полна пышными балами, не только город, где сосредоточены лучшие достижения искусства России и Европы.
Писатель видел в нем концентрат порочности, бедности и малодушия. Обозначению проблем общества северной Пальмиры, а вместе с тем и всей России, и поиску путей спасения был посвящен сборник «Петербургские повести».
В этот цикл включен «Портрет», о котором пойдёт речь в нашей статье.
История создания
Идея повести «Портрет» возникла у писателя в 1832 году. Первая редакция была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году.
Позднее, уже после написания «Мёртвых душ» и поездки за границу, в 1841 году Гоголь подвергает книгу существенным изменениям. В третьем номере «Современника» новая версия увидела свет.
В нем были изменены эпитеты, диалоги, ритмика изложения, а фамилия ведущего персонажа стала «Чартков» вместо «Чертков», что ассоциировалось с чёртом. Такова история «Портрета».
Мотив изображения, обладающего зловещей силой, был навеян Гоголю модным тогда романом Метьюрина «Мельмот Скиталец». Кроме того, образ жадного ростовщика также роднит эти произведения. В образе алчного дельца, чей портрет переворачивает жизнь главного героя, слышны отголоски мифа об Агасфере – «Вечном жиде», который не может обрести покой.
Смысл названия
Идейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище.
Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя.
Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности.
Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель.
Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства.
Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо.
Жанр и направление
Направление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении.
Здесь нет призраков, оживших носов или иных очеловечившихся предметов, но присутствует некая мистическая сила ростовщика, чьи деньги приносят людям только горе; картина, выполненная в конце его жизни, продолжает страшную миссию запечатленного на ней человека.
Но всем наводящим ужас явлениям, происходившим с Чартковым после приобретения полотна, Гоголь даёт простое объяснение: это был сон. Поэтому роль фантастики в «Портрете» не велика.
Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона.
Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой.
Композиция
Повесть «Портрет» состоит из двух частей, но каждая из них имеет свои особенности композиции. Первый раздел имеет классическое строение:
- экспозиция (быт бедного художника)
- завязка (покупка портрета)
- кульминация (душевное расстройство Чарткова)
- развязка (смерть живописца)
Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции «Портрета» в том, что Гоголь использует приём рассказ в рассказе.
Сын художника, написавшего зловещий портрет, появляется на аукционе и заявляет о своих правах на работу. Он рассказывает о непростой судьбе своего отца, жизни алчного ростовщика и мистических свойствах портрета.
Обрамляет его речь торг аукционеров и исчезновение самого предмета спора.
О чем?
Действие происходит в Петербурге. Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом.
На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Герой переехал с лучшую квартиру, приобрел все необходимые для живописи вещи в надежде посвятить всего себя искусству и развить свой талант. Но всё вышло совсем по-другому. Чартков сделался модным популярным художником, а его основной деятельностью стало написание заказных портретов.
Однажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их. В скором времени Чартков погибает.
Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру.
Во время аукциона, когда распродаётся его имущество, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.
Главные герои и их характеристика
Можно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.
- Характер молодого художника на протяжении произведения меняется кардинально. В начале «Портрета» Чартков – это романтический образ художника: он мечтает развить свой талант, учиться у лучших мастеров, только были бы для этого деньги. И вот деньги появляются. Первый порыв был вполне благороден: молодой человек закупился всем необходимым для занятий живописью, но желание стать модным и известным более легким путем, нежели через многочасовой труд, взяло верх. В конце первой части художник обуреваем алчностью, завистью и досадой, что заставляет его скупать лучшие картины и уничтожать их, он становится «свирепым мстителем». Конечно, Чартков – маленький человек, неожиданное богатство вскружило ему голову и в итоге свело с ума.
- Но можно предположить, что действие золотых червонцев на главного героя связано не с его низким социальным положением, а с мистическим действием денег самого ростовщика. Сын автора портрета этого персиянина рассказывает множество историй об этом. Сам ростовщик, желая сохранить часть своей силы, просит художника написать с него портрет. Отец рассказчика взялся за эту работу, но не смог с нею справиться. В этом живописце Гоголь изобразил истинного творца в христианском понимании: пройти очищение, усмирить свой дух и только тогда приступать к работе. Он противопоставляется Чарткову — художнику из первой части повести.
Темы
Эта относительно небольшая по объёму повесть затрагивает множество тем, касающихся довольно разнообразных сфер жизни человека.
- Тема творчества. Гоголь представляет нам двух художников. Каким должен быть истинный творец? Один стремится к изучению работ мастеров, но не прочь обрести славу и более легким путём. Другой живописец в первую очередь работает над собой, над своими желаниями и страстями. Для него искусство – это часть его философии, его религии. Это его жизнь, оно ей не может противоречить. Он чувствует ответственность перед творчеством и считает, что человек должен доказать своё право заниматься им.
- Добро и зло. Эта тема выражена как через искусство, так и через богатство. С одной стороны, необходимы оперённые средства, чтобы творец мог свободно заниматься своим делом и развивать свой талант. Но на примере Чарткова мы видим, что изначально благие намерения вложиться в своё совершенствование могут обернуться гибелью, прежде всего, гибелью человеческой души. Только ли мистическая мила наследия ростовщика тому виной? Гоголь показывает, что всё человек может преодолеть, только бы он был сильным. Главный герой же продемонстрировал слабость духа, потому и сгинул.
- Богатство – основная тема в повести «Портрет». Здесь она представлена, как способ обрести счастье. Казалось бы, вот немного денег, и всё станет прекрасно: будет счастливый брак с первой красавицей, кредиторы оставят в покое семью, приобретётся всё необходимое для творчества. Но всё выходит иначе. Кроме удовлетворения потребностей, у денег есть оборотная сторона: порождение алчности, зависти и малодушия.
Проблематика
- Проблема искусства. В повести Гоголь предлагает художнику два пути: писать портреты ради денег или заниматься самосовершенствованием без особых претензий на достаток. Живописец стоит перед сложным выбором: для развития ему необходимы средства на краски, кисти и прочее, но многочасовая работы и бесславие никаких денег не принесут. Есть способ быстро разбогатеть, но написание портретов не подразумевает повышение уровня мастерства. Решая, как быть, необходимо помнить одно: если тот, кто следует пути мастера-инока, ошибется, он сможет ещё спастись, но идущий по лёгкой дороге уже не избавится от «затверженных форм».
- Тщеславие. Гоголь показывает в повести, как неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Сначала он делает вид, что не узнаёт своего учителя, потом соглашается терпеть капризы клиентов ради денег и славы. Предзнаменованием беды становится порицание классиков, а итогом этого пути явилось сумасшествие.
- Бедность. Эта проблема стоит перед большинством героев «Портрета». Нищета не позволяет Чарткову свободно заниматься творчеством, из-за не самого высокого положения один из героев второй части не может жениться на возлюбленной. Но бедность здесь — проблема не только материальная, но и духовная. Золото сводит героев с ума, делает их алчными и завистливыми. По мнению автора, малодушный человек с большими деньгами не в состоянии справиться: они его окончательно разрушают.
Смысл повести
Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь.
Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат.
Главное не в них, а во внутренней силе человека.
Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет».
Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.
Чему учит?
Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души. Важно заметить, что для образа маленького человека свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика.
Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Авторская позиция выражена ярко: единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов.
Главный герой понимает это слишком поздно: он не внял предупреждениям своего учителя, за что был жестоко наказан.
В этой повести Гоголь по стилю и методу соотнесения фантастического и реального наиболее близок к Гофману. Здесь каждую необычную вещь можно объяснить рационально, а действующие лица максимально близки к обществу Петербурга. Такая убедительность встревожила читателя повести и сделала «Портрет» актуальным произведением и для современников Гоголя, и для наследников.
Критика
Литературная критика современников автора была разнообразной. Белинский неодобрительно относился к этой повести, особенно к второй части, он считал её приделкой, в которой не видно самого сочинителя.
Придерживался подобной позиции и Шевырев, обвиняя Гоголя в слабом проявлении фантастического в «Портрете». Но вклад Николая Васильевича в развитие русской классической прозы трудно переоценить, и «Портрет» в том числе вносит сюда свою лепту.
Об этом говорит в своих статьях Чернышевский.
Рассматривая оценки критиков, важно иметь в виду, что финальная редакция «Портрета» была в поздний, критический период творчества Гоголя.
В это время писатель ищет путь к спасению России, погрязшей во взяточничестве, жадности и филистерстве.
В письмах к друзьям он признаётся, что видит возможность исправить ситуацию в поучении, а не во внедрении каких-либо новомодных идей. С этих позиций следует рассматривать справедливость критики Белинского и Шевырёва.
Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-portret-n-gogol/
Гоголь "Портрет", кто главные герои, какая главная мысль?
Повесть Гоголя «Портрет» впервые опубликована в 1835 году. Главные ее герои —
- Художник Чартков,
- Старик — ростовщик, изображенный на портрете,
- Художник, написавший портрет.
Начинающий художник Чартков проявлял признаки несомненного таланта. Его захватывал сам процесс творчества и результаты высоко оценивались преподавателями.
Он мечтал развить свои способности, стать успешным и знаменитым, но для этого нужны были деньги.
Однажды он встречает странный портрет старика с поразительно живыми глазами и все меняется: в раме картины обнаруживается клад золотых монет.
Молодость взяла свое — Чартков расплатился с долгами, приоделся и стал завсегдатаем светских тусовок. Появились и заказы, но клиентов интересовали не художественные достоинства картины, не освещение их внутреннего мира а чтоб было покрасивей и поскорей. И с годами невостребованный талант творца постепенно превратился в рутинное ремесло копировщика.
Однажды осознав это, под воздействием зависти и досады Чертков принялся скупать всюду лучшие произведения искусства и уничтожать их; денег у него теперь было достаточно.
Ростовщик. Старик азиатской внешности в широком костюме, высокого роста и с большими, необыкновенно выразительными глазами.
Он мог выдать любую сумму, но рассказывали, что странная судьба постигала его заемщиков: молодой меценат преобразился в гонителя талантов, благородный князь, долго добивавшийся и наконец женившийся на первой красавице Петербурга, в течение года превратился в ревнивца и тирана и покончил с собой, и еще множество подобных историй.
Художник. Он был увлеченным самоучкой, выполнявшим заказы на христианские темы. Однажды к нему явился жуткий ростовщик, живший по соседству, и попросил написать его портрет, в котором бы он остался жить после своей смерти.
Художник с воодушевлением взялся за работу, стремясь как можно точней запечатлеть на бумаге эти необыкновенные черты, особенно его занимали глаза.
Но закончить картину художник не смог, а к вечеру ростовщик умер.
Портрет стал переходить из рук в руки, и каждый владелец под воздействием гипнотического взгляда начинал ощущать его тягостное влияние и неожиданно совершать неблаговидные поступки.
Художник посчитал себя виновным в этих несчастьях и постригся в монахи, чтоб очистить свою душу, а сыну своему поручил, если встретит этот портрет — непременно его уничтожить.
Главная мысль повести «Портрет»: в каждом человеке заложено материальное и духовное начало, и что именно человек в себе выберет, а что растопчет — этим и определится смысл и результат его жизни.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3020091-gogol-portret-kto-glavnye-geroi-kakaja-glavnaja-mysl.html
Краткое содержание повести «Портрет» по главам и частям (Н.В. Гоголь) | Литрекон
Краткий пересказ повести «Портрет» поможет Вам освежить в памяти основные события произведения, а также найти идеи и мысли для сочинений и других заданий. Сюжет книги, пересказанный Многомудрым Литреконом в сокращении — это подробный и точный материал, с которым Вы можете быть уверены, что знаете главное о содержании «Портрета».
Часть 1
На Щукином дворе располагалась картинная лавочка, пестрящая разнообразием пейзажей и портретов и привлекающая внимание всех прохожих. Так привлекла она и гуляющего мимо художника Чарткова. Сначала он насмехался над некоторыми уродливыми полотнами, потом заинтересовался и долго разглядывал. Уйти, ничего не купив, было как-то совестно, и он стал искать, авось и отыщется что-нибудь стоящее.
На глаза ему попался портрет мужчины в больших позолоченных рамах. Лицо изображенного старика в азиатском костюме было чахлым, но глаза его поражали: они глядели из самого портрета странной живостью. Портрет, казалось, был не дописан, но виделась рука большого художника.
Сторговавшись, неожиданно для себя, Чартков купил портрет и понес его домой, недоумевая: «Зачем я его купил? На что он мне?»
Уже в темноте добрался он, наконец, в свою квартирку на Васильевском острове. Слуга Никита впустил его, раздел, сообщил, что свечей нет, и что приходил квартальный, так как за квартиру не плачено.
Чартков был художник с талантом, но очень нетерпеливый и увлекающийся. Стараясь следовать пророчеству профессора, он старался заниматься искусством и не браться за модные пейзажи, что делало его, как истинного художника, голодным.
Денежный вопрос мучал его, он подумал, зачем же он корпит над этими ученическими картинами, если давно мог бы как многие писать на заказ и быть при деньгах? Только он произнес эту мысль, как вдруг почувствовал ужас и страх: чье-то лицо глядело на него из-за поставленного холста. Это был портрет. Чартков успел уже позабыть о нем, и теперь страх оставил его, и он принялся протирать картину, рассматривать, восхищаться тем, как она написана. И снова он обратил внимание на глаза: они будто выделялись, нарушали гармонию. Они были слишком живые. Они точно глядели на него.
Чтобы портрет не смущал его, Чартков закутал его простыней и лег в постель. Месяц освещал комнату, и художнику показалось, что живые глаза просвечиваются сквозь ткань.
Он присмотрелся повнимательнее и обнаружил, что простыни уже не было, а старик с картины, действительно, смотрел на него. Вдруг старик зашевелился, оперся о раму и вышел из нее прямо в комнату Чарткова. Художник онемел, сердце от страха бешено забилось.
Мужчина подходил все ближе, стуча ногами по полу, и нес в руках мешок, содержимым которого оказались несколько свертков с надписью «1000 червонных». Свертки вывалились из мешка, один из них закатился к кровати художника.
Пока старик собирал их, Чартков успел схватить один, в надежде, что мужчина не заметит. Но тот собрал, что увидел, и скрылся за ширмой. Чартков стиснул сверток в руках – и проснулся.
«Неужели это был сон», — не мог поверить Чартков, но тут обнаружил, что не лежит в постели, а стоит перед тем самым портретом. Как он тут оказался, не помнил. И портрет был открыт, простыни на нем не было. Старик смотрел на него, слова начал двигаться, губы его вытянулись, как будто хотели высосать его – и Чартков снова проснулся.
«Неужели и это был сон». Он был в кровати, комната — в лунном сиянии, портрет — завешан, но тут он почувствовал, что в его руке сжимается что-то, и какое-то движение происходит под одеялом – и проснулся.
Стараясь избавиться от страха и наваждений, художник немного постоял у открытого окна и вновь отправился спать. Проснулся он поздно, с неприятным чувством и головной болью. Его мучал вопрос: это был сон или бред. Подошел к картине, сбросил простыню и долго вглядывался в нее. Все еще играли в воображении старик, мешок, свертки. «Боже мой, если бы хотя часть этих денег». В дверь постучали.
Пришли квартальный и хозяин квартиры с настойчивым требованием заплатить, если не деньгами, то хотя бы картинами. Квартальный разглядывал холсты, переходя от одного к другому. Когда дошла очередь до портрета, и полицейский надавил на раму, чтобы приподнять, из нее вывалился синий сверток, и все услышали звон монет.
Пораженный Чартков схватил его и, пообещав, что к вечеру уплатит, выпроводил гостей.
В свертке оказались, как и ожидалось, золотые деньги. Перед художником встал выбор: послушаться голоса разума и советов профессора, запереться на три года и рисовать не на продажу, чтобы стать мастером своего дела, так как о деньгах на этот срок можно не заботиться, или же поддаться порывам юности и купить себе все, о чем давно мечтал.
Увы, он выбрал второе.
Сперва он оделся в новый фрак, накупил духов, снял шикарную квартиру на Невском, несколько раз бесцельно прокатился по городу в карете, наелся конфет и шампанского в ресторанах и кондитерских.
У него появилось все, захотелось только последнего – славы, но и ее он купил, заказав о себе статью у взяточников-журналистов. Тут же, вслед за печатными похвалами, появились и устные, поехали заказчики.
Благородная дама заказала ему портрет дочери, пригласила его бывать. Теперь не думал он об обычной работе, а только ждал, пока раздастся звонок, и приедут к нему его прелестные заказчицы. Он творил воодушевленно, переносил на холст малейшие черты, которые только мог уловить, но за его работой следили, критиковали, просили изменить тут и там.
Он повиновался, изменял черты, но с ними исчезало и сходство с оригиналом. Чартков отыскал у себя незавершенную головку Психеи и сообщил ей живые черты девушки, которых матушка не хотела видеть на настоящем портрете.
Когда заказчицы приехали вновь, они застали художника как раз за этой работой, и остались ей настолько довольны, что купили именно ее, а не изначальный портрет. Их не особенно волновало, что это Психея, а не Lise.
Дама показала этот портрет всем знакомым, и по городу снова пронеслась его слава: все тут же захотели свой портрет в улучшенном виде: кто решил стать Марсом, кто Байроном, Коринной или Ундиной. Чартков принимал всех, рисовал лишь отдаленно похоже и очень быстро, в результате чего сделался очень модным во всех отношениях.
Скорость и количество превратили его работу в обыденность, и вскоре кисть его стала тупеть, краски — холодеть, а из картин пропали оригинальность и индивидуальность. Сам же он начал стареть и толстеть.
Однажды он получил приглашение от Академии художеств приехать на выставку и дать суждение о новом художнике, что был, к слову, из старых его знакомых. Чартков прибыл в галерею, протиснулся сквозь толпу, увидел картину и замер.
Это было настоящее произведение искусства, вобравшее в себя все: талант, красоту, гармонию, знания, опыт. От этого шедевра наворачивались на глаза слезы.
Чартков стоял перед ней и не мог проронить ни слова, потом пробормотал что-то невразумительное и выбежал из залы.
Как мог он потратить годы своей юности, время учения и опыта на пустые развлечения? Как он мог загубить свой талант. Сделай он тогда правильный выбор, сейчас бы он писал еще лучше. Чартков приблизился к чистому холсту, собрал все силы и мысли, но все линии, мазки ложились посредственно, принужденно.
Взбешенный художник приказал вынести из квартиры все последние его работы, «все эти модные картинки», и заперся в одиночестве в своей комнате, вновь погрузившись в работу. Снова ничего не выходило. «А точно ли был у меня талант? Не обманулся ли я?», — спрашивал он себя.
Был талант, это он видел по всем ранним картинам, написанным в той лачужке на Васильевском острове. Он переходил от одной картины к другой, и тут почувствовал чей-то вперившийся в него взгляд. Это был тот самый портрет, купленный у лавочника на Щукином дворе. Он посмотрел на него и вспомнил всю историю, связанную с ним.
Тут же приказал вынести его, но в памяти отпечатались эти талантливо нарисованные глаза.
Адская злоба поднималась в душе Чарткова каждый раз, когда он видел в чужой картине отпечаток таланта. Он скупал теперь все лучшие картины, не жалея денег, а купив и принеся домой, тут же уничтожал, рвал, резал их. Все запасы, все сундуки с золотом были опустошены на аукционах, но эта страсть и радость от разрушения приносили Чарткову особенное удовольствие.
К счастью для искусства, долго это продолжаться не могло. Припадки бешенства и страсти сменились горячкой и сумасшествием, глаза мерещились ему со всех сторон, комната расширялась. Больной ничего не понимал, слабые силы его истощились, и он умер.
Часть 2
Аукцион. Множество карет стояло у здания, огромная зала была полна людей, желающих купить произведения искусства. Одним из лотов, выставленных на продаже, оказался портрет немолодого мужчины. Посетителей поразила картина, в особенности необычная живость глаз. Многие захотели приобрести эту работу кисти, очевидно, большого художника; цена была огромная.
Вдруг один молодой человек вышел из толпы и сказал: «Позвольте мне прекратить на время ваш спор. Я, может быть, более, нежели всякий другой, имею право на этот портрет». Это был художник Б., известный многим из присутствующих. Все обратились в слух, внимая его рассказу.
Во времена царствования Екатерины Второй в Коломне, бедной части города под Петербургом, среди бедного населения иногда появлялись ростовщики. Был среди них один особенный: мужчина, немолодой, с выразительными глазами, носивший азиатский костюм.
Особенность его состояла в том, что все люди, которым он давал в долг, заканчивали жизнь несчастливо и умирали при странных обстоятельствах. Б.
привел даже примеры: юношу, который из молодого и состоятельного мецената превратился в сумасшедшего и умер в беспамятстве, и девушку, муж которой из любящего супруга резко превратился в ревнивого Отелло, но убил не ее, а самого себя. Было еще и множество примеров из низшего класса, но главным персонажем его рассказа был его отец.
Отец его был талантливейший художник-самоучка. Работал он за самую маленькую плату, необходимую лишь на пропитание, и никогда не отказывал в помощи другим. Мастерство его достигло таких высот, что ему поступали заказы даже из церкви.
Одна из церковных работ была такова, что на ней должен был быть изображен дух тьмы. Отец думал, где бы найти ему подходящий образ, и тут столкнулся на улице с этим самым ростовщиком. Старик сам попросил его написать ему портрет, чтобы он «был как живой».
Решив, что все прекрасно сошлось, они сразу договорились о цене, и на следующий день отец с кистями и красками уже был у ростовщика.
Чем дольше, чем точнее вырисовывал художник черты старика, тем тяжелее было у него на душе, какое-то тревожное чувство преследовало его. «Какая дьявольская сила», — думал он, но дал себе обещание довести работу до конца.
Глаза эти уже вонзились ему в душу, и день ото дня становилось все страшнее. Он сказал старику, что не может продолжать, но тот умолял, говорил, что нужно кончить, это вопрос жизни и смерти. Отец был непреклонен.
Утром ростовщик прислал ему портрет обратно, не дав за него ни копейки, а на следующий день умер.
С того момента художник начал меняться: стал нетерпим, строг, завистлив. Однажды, он писал работу на конкурс в церковь. Все признали, что в работах его много таланта, но «нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах».
Отец бросился к своему холсту и обнаружил, что невольно дал всем лицам глаза ростовщика.
В бешенстве он прибежал домой, разогнал детей, чуть не прибил мать, разломал мольберт и кисти и хотел уничтожить портрет ростовщика, но неожиданно вошедший приятель убедил его не портить лучшую из его работ, и даже забрал ее с собой.
После ухода друга, а точнее, портрета, отец почувствовал себя гораздо легче. Сам удивился своей зависти и отправился извиняться перед всеми, кого обидел. И работать он стал как раньше, легко и безмятежно.
Спустя время приятель, унесший картину, вернулся и сообщил, что в потрете том явно сидит нечистая сила, что и на него он действовал удручающе. Он не выдержал и продал ему какому-то собирателю картин.
Вслед за тем случились три внезапные смерти – жены, дочери и малолетнего сына; так что, как только исполнилось Б.
девять лет, его отправил отец в Академию художеств, а сам постригся в монахи и больше не брался за кисти.
Позже он удалился в пустынь, жил в одиночестве, изнурял свое тело, и когда, наконец, решил, что очистился, взялся писать Рождение Иисуса. Он писал картину год, не выходя из кельи, и она была божественно великолепна.
К тому времени Б. успел закончить Академию и собирался поехать в Италию, но перед тем должен был он получить отцовское благословение. Они не виделись 12 лет, поэтому не сразу признал он отца в седовласом старике ангельской наружности.
Тот просил его посвятить всего себя искусству, изучить все, что только возможно, творить от души и дарить людям наслаждение. А если попадется ему на глаза эта дьявольская картина, он должен истребить ее, чтобы не приносила она вред людям.
На этом Б. закончил свой рассказ, и вся толпа повернулась, чтобы еще раз взглянуть на эти страшные нечеловеческие глаза. В том месте, где висел портрет, ничего не было. Кто-то украл картину, пока все внимание было направлено на рассказчика.
Анна Шиганкова
Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/portret-po-glavam-i-chastyam-gogol/