Высшее образование или высшее профессиональное образование не относится к обязательному во всем мире, но именно оно является таким уровнем, при достижении которого человек полностью усвоил все тонкости своего профессионального направления.
Человек может дальше развиваться в научной среде, получая научную степень, но, что самое главное, он всесторонне развит. Это важнейший момент.
Часто среди людей можно услышать фразы о том, что очень отличаются между собой люди с высшим образованием от людей без него и по взглядам на жизнь, и по умению излагать свои мысли, и по поведению, и даже по способу мышления.
С этим можно согласиться. Так как именно высшая школа учит жизни, во всех отношениях.
Что такое академический бакалавриат?
Не так давно (2014 год) в России появилось разделение бакалавриата на академический и прикладной. Разделение введено намеренно, для отображения конкретной направленности программы, которую прослушал студент.
Бакалавр – это степень или присуждаемая квалификация студентам, которые освоили и получили диплом первой ступени высшего образования.
Бакалавриатом, в свою очередь, называется сам процесс обучения в высшей школе, по окончании которого учащиеся получают диплом степени бакалавра и соответствующую квалификацию.
В конце обучения для подтверждения успешности учебы предусмотрено написание дипломной работы и её публичная защита перед комиссией.
Главное отличие бакалавриата от обучения в магистратуре или специалитете заключается в его целях и практической ориентации. Во время бакалавриата студент усваивает все базовые знания и необходимые умения, которые пригодятся в профессиональной деятельности на работе по специальности.
Программа же магистратуры основывается на изучении более сложных моментов, связей, задач по основным профильным предметам. Такое усложнение связано с тем, что после окончания магистратуры можно продолжать обучение в аспирантуре. Потом докторантуре, то есть, продолжать научную деятельность и получать ученые степени.
Таким образом, и магистратура и бакалавриат получают фундаментальную базу знаний, только в магистратуре она поддается более углубленному рассмотрению. Нельзя сказать какая из этих двух ступеней хуже или лучше. Тут выбор только за абитуриентом и зависит от его взглядов на жизнь и свое будущее.
Но если вы всё же заботитесь о своем уровне грамотности и образованности, поступайте учиться в университеты.
Освоение программы обучения академического бакалавриата ориентировано на получение всей фундаментальной базы теоретических знаний в выбранной специальности. Студент после обучения больше сосредоточен на продолжении научно-исследовательской деятельности и поступлении в магистратуру.
Академический бакалавриат продолжает прошлые традиции содержания высшего образования, его можно назвать классическим. Чаще всего на первых двух курсах параллельно изучают профильные предметы с общеобразовательными, только на более высоком уровне, вне школьной базы с опорой на неё.
Эта ступень образования следует после общего среднего или профессионального образования и предполагает усвоение теоретической основы выбранного направления и овладение всеми практическими умениями и навыками.
Система высшего образования имеет две ступени. Первая – это получение уровня бакалавра, и вторая – обучение в магистратуре с достижением уровня магистра. Еще в некоторых университетах можно встретить уровень специалиста. Это что-то промежуточное между бакалавром и магистром. Сейчас, согласно требованиям к участникам Болонского процесса, квалификация «специалист» приравнивается к «магистр».
В идеале эти две ступени неразрывны и следуют одна за другой. Но не всегда это происходит так. После получения бакалавра, чаще всего этот период обучения длится не менее четырех лет, можно завершить обучение в ВУЗе.
Еще несколько лет назад в постсоветских странах диплом бакалавра считался неоконченным высшим образованием, но уже сегодня представляет собой полноценное оконченное высшее образование, как и во всем мире.
Исходя из этого, становится совершенно логичным то, что бакалавриат должен обеспечить учащегося всеми необходимыми базовыми и специальными знаниями по профилю.
Что такое прикладной бакалавриат?
Новым введение является прикладной бакалавриат. В его основе программа обучения именно практической профессиональной деятельности.
Так, происходит подготовка профессиональных рабочих и специалистов высокого уровня, которые смогут разобраться в работе со сложными машинами, электронными системами и устройствами.
После учебы люди могут сразу идти работать на производство без дополнительного обучения.
Такая основа дает возможность решать задачи и теоретического и практического характера по своему профилю, что необходимо для дальнейшей работы и карьерного роста.
Во время учебы большой упор ставится на производственные практики, что делает студентов более востребованными у работодателей.
Общие черты академического и прикладного бакалавриата
Общим для академического и прикладного бакалавриата является длительность обучения. Обучение в бакалавриате, независимо от вида, длится четыре года.
В конце программы выдается диплом об оконченном высшем образовании с указанием вида бакалавриата.
Кроме того, наблюдается одинаковое получение всех необходимых профильных знаний, как это было раньше, чтобы соответствовать уровню оконченного высшего образования.
Главные отличия
Основные отличия между прикладным бакалавриатом и академическим заключаются в следующем:
- Академический бакалавриат – это теоретическая база, прикладной – практические умения.
- Академический бакалавриат предполагает продолжение обучения в магистратуре; прикладной бакалавтриат – чаще всего предполагает окончание обучения и устройство на работу.
- Выпускники академического бакалавриата проходят отбор на конкурсной основе для поступления в магистратуру; выпускники прикладного бакалавриата устраиваются на работу, отработать определенный стаж по своей специальности и только после этого они могут продолжать обучение в магистратуре.
В результате полученной информации можно отметить, что данные разновидности бакалавриата практически непохожи, хотя у них и одинаковая длительность обучения.
Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-prikladnoj-bakalavriat-ot-akademicheskogo-osnovnye-osobennosti/
Чем отличается прикладной бакалавриат от академического
Не так давно Министерство образования и науки РФ опубликовало на своем сайте новый проект приказа, в котором идет речь разделении бакалавриата на два направления: прикладной и академический. Каждое из направлений имеет свои особенности, о которых должен знать каждый абитуриент, чтобы выбрать подходящую для себя программу обучения.
Что такое академический и прикладной бакалавриат
Академический бакалавриат – это традиционное направление, ориентирование на получение студентами основных теоретических знаний.
Эта форма обучения предполагает ведение научно-исследовательской работы и расширение ими уже существующей теоретической базы.
Академический бакалавриат подходит для тех студентов, которые планируют связать свою будущую жизнь с научной работой и получить степень магистра или аспиранта.
Прикладной бакалавриат – форма обучения, ориентированная на подготовку профессионалов в определенной сфере деятельности.
Студенты этого направления на практике осваивают все основные особенности своей будущей профессии.
Цель данного направления – подготовка квалифицированных кадров, которые будут обучены всем производственным процессам и смогут сразу после окончания университета приступать к работе без стажировки.
Для чего была создана новая форма подготовки бакалавров
Как поясняет Министерство образования и науки, прикладной бакалавриат был разработан, так как на производство требуются молодые специалисты, которые без опыта работы уже будут ознакомлены со всеми производственными процессами. Студенты данного направления с первого курса начнут осваивать азы будущей профессии, и к окончанию обучения будут иметь четкое представление обо всех особенностях производства.
По свидетельствам работодателей многие студенты, которые приходят на работу сразу после университета, не знакомы с производственными процессами и нуждаются в дополнительном обучении и стажировке. Прикладной бакалавриат был создан с целью разрешения этой проблемы.
В 2013-2014 учебном году государство выделило для подготовки будущих специалистов 3700 бюджетных мест. Около 50 российских университетов уже начали подготовку квалифицированных специалистов по прикладной программе в качестве эксперимента.
В чем разница между прикладным и академическим бакалавриатом
Самое главное отличие этих двух направлений заключается в разработке разных образовательных программ. На академическом бакалавриате большинство предметов предполагают освоение студентами теоретической базы.
Особое внимание уделяется научным исследованиям и проектам. Студенты целенаправленно готовятся к поступлению в дальнейшем на магистратуру и ведению постоянной научной работы.
Предметы прикладного характера на этом направление составляют всего 10% всей образовательной программы.
На прикладном бакалавриате большинство изучаемых предметов имеют практический характер. На сегодняшний день еще не разработаны стандарты и нормативы, по которым будет проходить обучение прикладных бакалавров.
Однако уже известно, что 50% общего образовательного процесса будет проходить на производственной практике или в собственных лабораториях университетов.
У студентов также будет возможность работы с новым высокотехнологическим оборудованием.
Некоторые учебные заведения имеют договора с работодателями, и могут отправлять к ним на практику своих студентов. Зарекомендовавшие себя студенты уже после получения диплома могут устроиться к тому работодателю, у которого проходили практику.
Еще одна особенность прикладного бакалавриата – поступление по облегченной программе. Предполагается, что уже к 2018 году проходные баллы для поступления на академический бакалавриат возрастут, в то время, как на противоположное направление останутся прежним. Однако каждый университет устанавливает сам проходные баллы ЕГЭ.
Первые несколько семестров студенты обоих направлений будут обучаться по одной программе – изучать обязательные предметы. Затем каждый сможет сделать самостоятельный осознанный выбор о том, какое направление для него наиболее подходящее. На этом этапе и происходит разделение студентов на академических и прикладных бакалавров.
После четырех лет обучения студенты бакалавриата получают диплом о высшем образовании. После этого он имеет полное право устроиться на должность, где необходимо иметь высшее образование. Те, кто обучались на прикладом бакалавриате, получают сразу два документа: диплом о высшем и профессиональном образовании.
Студенты академического бакалавриата могут сдать экзамены для поступления на магистратуру, пройти конкурсный отбор и продолжить обучение. Прикладные бакалавры также смогут принять участие в конкурсном отборе для поступления на магистратуру.
Но для этого им обязательно нужно иметь документ, подтверждающий их рабочий стаж.
Источник: https://requesto.ru/prikladnoj-bakalavriat-i-akademicheskij-bakalavriat-raznitsa
Чем отличается прикладной бакалавриат от академического
В сентябре 2013 года вступил в силу приказ Министерства образования «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», в котором прописано три уровня высшего образования: бакалавриат, магистратура и специалитет. Первый, в свою очередь, подразделяется на академический и прикладной. В чем же разница между ними?
Бакалавриат предполагает обучение на протяжении четырех лет по различным специальностям. В классическом варианте образовательная программа содержит в основном теоретические дисциплины.
Студенты получают фундаментальную подготовку, пригодную для ведения трудовой деятельности или продолжения обучения. Диплом бакалавра позволяет начать профессиональную деятельность, но многие выпускники предпочитают углублять свои знания, поступая на следующую ступень – в магистратуру.
Для получения диплома магистра требуется пройти двухгодичное обучение по аналогичной специальности.
Академический бакалавриат характеризуется теоретико-методическим характером обучения. Он особенно приветствуется в профессиях научного профиля. Прикладной бакалавриат, напротив, ориентирован на практические знания.
Основной целью такого образования является выпуск полностью подготовленных к трудовой деятельности работников. Как правило, они не нуждаются в поступлении в магистратуру и пользуются большим спросом у работодателей, особенно в производственной сфере.
Во время обучения в прикладном бакалавриате внимание уделяется практическим занятиям и стажировкам.
Инициаторы разделения бакалавриата на такие виды предполагают, что крупные компании, заинтересованные в новых сотрудниках, будут согласовывать программу обучения с вузом. Тем самым, уже при поступлении абитуриенты получают ориентир на дальнейшее место работы.
Академический и прикладной бакалавриат отличаются выдаваемым дипломом. Прикладной бакалавр получает документ государственного образца о среднем профессиональном образовании и (или) документ государственного образца о высшем профессиональном образовании. Академический бакалавр получает диплом с присвоением академической степени (бакалавра).
Существенная разница кроется и в возможности продолжения учебы. Как уже было сказано, прикладному бакалавру не требуется поступать в магистратуру, однако, в некоторых случаях это является желательным вариантом.
Согласно действующим правилам, прикладной бакалавр может продолжить обучение только после отработки определенного стажа по специальности.
Выпускники академических направлений, в свою очередь, поступают в магистратуру сразу после получения диплома на основании конкурсного отбора.
Следует отметить, что первые семестры академические и прикладные бакалавры обучаются по одной программе. В дальнейшем первые углубляются в научные исследования, а вторые – в производственные практики.
На сегодняшний день прикладной бакалавриат наиболее востребован на химических, географических, экологических, инженерных, художественных, экономических и информационных специальностях. Кроме того, такая программа обучения эффективна для будущих социальных работников, менеджеров, военных и хореографов.
В Министерстве образования ожидают перехода на прикладной бакалавриат до 30% всех специальностей.
Выводы:
- Бакалавриат подразделяется на академический и прикладной.
- Бакалавриат предполагает обучение на протяжении четырех лет.
- Академический бакалавриат характеризуется теоретико-методическим характером обучения, прикладной – практическим.
- Академические и прикладные бакалавры получают дипломы разных образцов.
- Академический бакалавр поступает в магистратуру сразу после получения диплома на основании конкурсного отбора, прикладной – только после отработки определенного стажа.
- Первые семестры академические и прикладные бакалавры обучаются по одной программе.
Источник: https://thedb.ru/items/Chem-otlichaetsja-prikladnoj-bakalavriat-ot-akademicheskogo/
Прикладной бакалавриат: самое практичное образование
С 2010 года около 50 вузов и техникумов в рамках эксперимента реализуют программы прикладного бакалавриата, которая должна стать альтернативой среднему профессиональному образованию. В ходе доработки Стратегии-2020 был сделан вывод о необходимости дальнейшего развития этих программ
О путях этого развития — руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Владимир Блинов.
— Владимир Игоревич, когда прикладной бакалавриат только задумывался, речь шла о четырехлетних программах, как и для обычного бакалавриата. Теперь же, в рамках доработки Стратегии-2020, говорится о трехлетних программах. Сколько же все-таки лет нужно будет учиться на прикладного бакалавра: три или четыре?
— Причина этого разночтения объясняется подвижностью педагогических концепций – тот самый случай, когда «хвост виляет собакой». Сначала появилось само понятие «прикладной бакалавриат», а потом оно стало наполняться разными смыслами. Сегодня есть два основных подхода к прикладному бакалавриату.
Первый — что это подготовка рабочих с высшим образованием, второй – что это полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая, прежде всего, ориентирована на трудоустройство.
Мы придерживаемся второго подхода, разрабатываем соответствующую концепцию, а первый представляет собой в значительной степени слухи и домыслы.
— Чем привлекателен для студентов прикладной бакалавриат в вашей интерпретации?
— Главное, чем можно их привлечь, — выгодное трудоустройство. Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации.
Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации.
Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.
Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом, нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются.
Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе.
В этом смысл прикладного бакалавриата.
И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.
— Но почему все-таки четыре года обучения? Общее образование вместе с прикладной квалификацией нельзя дать быстрее? — Мы считаем, что программа должна быть четырехлетней, чтобы не снижать общего академического уровня бакалавра.
А идея трехлетних программ связана всего лишь с тем, что предлагается назвать прикладным бакалавриатом программы, которые реализуют учреждения среднего профессионального образования (СПО) – колледжи, техникумы. Дескать, давайте переименуем программы колледжей – и туда с удовольствием пойдут люди.
Получится практико-ориентированная подготовка без высшего образования, а называться будет тем же словом «бакалавриат», что и программы вузов. Меняем название, формально повышаем уровень образования – появляется привлекательность, а на самом деле ничего толком делать не надо. Возьмем лучшие колледжи, где срок обучения – 3-3,5 года, и на их примере это покажем.
Эта идея оказалась не сильно состоятельной – так можно только путаницу создать в головах у людей.
У меня есть еще одна версия возникновения идеи трехлетних программ. Лет десять назад обсуждалась возможность перехода к трехступенчатой системе высшего образования. Мы говорили о том, что возможно введение первой степени – двухлетней, после которой следуют собственно бакалавриат и магистратура.
И эта «вилка» в Болонском соглашении есть до сих пор. Может быть, три года «выплыли» оттуда – после прохождения первого общеобразовательного цикла высшего образования человек еще год учится в бакалавриате и получает такой полу-диплом, то, что раньше называлось «незаконченное высшее образование».
Но такой подход оказался невостребованным – все-таки имеет смысл давать полноценную бакалаврскую подготовку. Опять же путаница у людей возникнет. Сегодня мы даже не можем толком объяснить, кто такой бакалавр, вы спрашиваете, кто такой прикладной бакалавр, а если еще первую ступень ввести, совсем запутаемся. Не стоит сажать столько сосен, чтобы потом в них блуждать.
— В 2010 году начался эксперимент по прикладному бакалавриату. Каковы его промежуточные итоги и дальнейшие перспективы?
— Эксперимент проходит в соответствии с постановлением правительства – отобраны 56 учебных заведений, вузы и
консорциумы, в которые входят вузы вместе с колледжами. Есть разные промежуточные результаты, в том числе оплошности.
Например, поскольку программы экспериментальные, они не аккредитованы, и многих мальчиков призвали в армию на законном основании.
Так что в ряде отраслей – например, в информационной – эксперимент сорвался, в группах были одни мальчики, и что с ними делать по возвращении из армии, неясно.
Национальный фонд подготовки кадров сейчас ведет мониторинг эксперимента. Мы, со своей стороны, отслеживаем содержательную часть – смотрим, как обычная часть программы сочетается с прикладной, можно ли все это реализовать не на базе вуза, а на базе учреждения СПО. Вузы ведь должны не снижать теоретическую планку, а в колледжи можно отдать практико-ориентированную часть.
И, надо сказать, наиболее устойчивой оказывается та система, где вуз реализует программу прикладного бакалавриата без помощи колледжа. Например, на факультете одна группа – обычные, академические бакалавры, другая – прикладные, то есть в вариативной части стандарта она ориентирована на прикладное обучение.
Но и здесь есть опасность – что прикладную составляющую вузы сведут на нет, ограничатся обычным бакалавриатом.
С моей точки зрения, очень неустойчиво, плохо организовано сетевое сотрудничество вузов и учреждений СПО. Связано это с финансовыми проблемами – есть сложности во взаиморасчетах. Мы надеемся на новый закон «Об образовании» — ту статью, где описываются возможности сетевого сотрудничества учебных заведений.
— А почему вузы могут свести на нет прикладную часть? Ведь это в их интересах – обеспечить больше возможностей студентам для трудоустройства.
— Дело в том, что выпускники многих направлений, специальностей и так пользуются спросом на рынке труда. Сколько бы ни ругали экономистов, юристов, они, если верить статистике, на рынке труда наиболее успешны.
Делать что-то отдельное, прикладное вузам смысла нет, поскольку отрасли поглощают выпускников и дальше воспитывают их определенным образом. Есть отрасли, где иного бакалавриата, кроме прикладного, не может быть по определению – например, педагогика. Школе не нужен педагог-исследователь, ей учитель нужен.
К квалификации бакалавра педагогики мы и так всегда прикладываем более конкретную квалификацию – учителя физики, информатики и проч.
А есть отрасли, для которых нужно менять структуру подготовки – именно прикладные бакалавры там будут востребованы. Мечта работодателя – чтобы его техник с СПО имел более высокий уровень теоретической подготовки.
Здесь мы видим удачные примеры у металлургов, еще в ряде технических сфер, на программы обычного бакалавриата накладываются конкретные профессиональные модули – подготовка по востребованным технологиям, с определенным местом трудоустройства в дальнейшем.
Появляются признаки узкой квалификации на базе широкого бакалаврского образования.
— Такая форма предполагает достаточно широкое сотрудничество с производственными предприятиями?
— Конечно, прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. Бакалавры-инженеры, готовые сразу же приступить к работе на конкретном оборудовании, будут очень востребованы. От работодателей требуется участие не только словом, но и делом, и в первую очередь это касается организации практики на производстве. К сожалению, пока эта идея реализуется не так успешно, как хотелось бы.
Высшей школе вообще сложно организовать такую практическую подготовку, поскольку там есть системная проблема — склонность к теоретизированию. Всю практическую конкретику студенты должны постигать самостоятельно.
Учреждения СПО, напротив, не способны обеспечить теоретическую подготовку, для этого у них нет профессорско-преподавательского состава, а для того, чтобы нормально обучить студентов практически вещам, нужно опять-таки сотрудничество с работодателем.
Таким образом, прикладной бакалавриат, будучи массовой формой образования, может «работать» только при определенных условиях: когда есть конкретный работодатель, готовый участвовать в подготовке специалистов.
Лучше всего, когда преподаватели техникума или колледжа работают на этом предприятии или хотя бы с ним сотрудничают.
И тогда вузам выгодно сотрудничать с системой СПО: на себя взять теоретическую подготовку, а организацию производственной практики и все прикладные модули оставить техникуму.
— В рамках обсуждения Стратегии-2020 говорилось, что в дальнейшем студенты будут иметь возможность выбрать академический или прикладной бакалавриат не только при поступлении, но и на втором или третьем курсе.
— На мой взгляд, так и должно быть. При поступлении на первый курс ведь не все понимают, к чему они на самом деле стремятся: делать академическую карьеру или поскорее выходить на рынок труда. Если человек уверен в себе как в теоретике, ему, конечно, лучше поступать в магистратуру, а потом в аспирантуру. А если нет, то лучше выбрать более прикладную подготовку.
Стандарты высшего образования третьего поколения позволяют человеку самостоятельно сделать свою программу более прикладной или более теоретической.
Например, в рамках направления «Экономика» существует 33 профиля — от международных экономических отношений до бухгалтерского учета. В рамках ряда профилей могут существовать прикладные программы — к примеру, подготовка специалистов по налогообложению.
Выпускник может стать не просто бакалавром экономики, но и готовым чиновником соответствующей службы.
— Какие организационные и правовые меры нужно предпринять, чтобы все это можно было реализовать? Сейчас студенту 2-3 курса перейти с одной программы на другую довольно проблематично.
— Да, и это связано с тем, что современный вуз, к сожалению, преследует свои интересы, а интересы студентов — для него дело второстепенное: как правило, для администрации обеспечение преподавателей часами важнее, чем качество обучения. С этим связаны такие устаревшие вещи в нашем высшем образовании, как деление на группы.
Это ведь просто попытка «привязать» студента к расписанию, лишить его выбора, подменить выбор набором спецкурсов. А должно быть по-другому: базовые обязательные курсы, которые читаются потоку, и курсы по выбору, которые студент выбирает сам, а группы формируются уже в зависимости от того, кто что выбрал.
Чтобы это осуществить, нужен полноценный переход на кредитно-модульную систему, а не просто расчет нагрузки преподавателей.
Кроме того, нужен институт тьюторов – тех, кто помог бы студенту сориентироваться в программе, объяснил, какая последовательность курсов — образовательная траектория — куда его приведет.
Естественно, нам нужен и другой институт оценивания квалификации выпускников. Существующие сегодня формы типа государственных экзаменов, дипломной работы опять же имеют смысл только для теоретиков.
— При обсуждении Стратегии-2020 высказывалось мнение о том, что работодатели должны участвовать в итоговой аттестации студентов. Как вы считаете, реально ли это де-факто, а не де-юре?
— Я считаю, что да, реально, а в ряде случаев — необходимо. Там, где речь идет, например, об обеспечении города учителями или завода инженерами, работодатель и его мнение должны быть на первом месте. Но есть свободные творческие профессии, где подготовка специалистов с учетом работодателей — необязательное условие. Например, трудно сказать, кто является работодателем будущего писателя.
Проблема в том, что сейчас процесс итоговой аттестации выпускников бюрократизирован, существует огромное количество процедур. Например, аттестация учителей — сама по себе, аттестация выпускников педагогических университетов – сама по себе.
И в чем здесь смысл? Поэтому, на мой взгляд, первое, что необходимо, – унификация этих процедур. Я думаю, следует выделить ряд прикладных отраслей, где работодатели могут и готовы участвовать в оценке квалификации.
Там должно произойти делегирование полномочий по оценке квалификации выпускника от вуза к работодателю.
А сейчас вуз сам учит, сам оценивает, сам присваивает квалификацию и выпускает на рынок труда. Если дипломы ряда престижных вузов еще пользуются доверием, то обо всех остальных такого не скажешь. И это лишний раз доказывает необходимость контактов с работодателем, его участия в оценке квалификации выпускников.
— Когда речь шла о разработке стандартов третьего поколения, работодатели были не очень активны…
— В среднем — да, не очень активны. Но есть, например, такие компании, как Объединенная авиастроительная корпорация, где стандарты читали внимательно и принимали участие в их обсуждении. Чтобы принять человека на работу, в этой компании есть свои тестирования и оценки квалификаций.
Всем было бы проще, если бы эти тестирования можно было объединить с вузовскими процедурами. Есть и примеры, когда работодатели охотно сотрудничают с отдельными вузами – например, металлурги с Национальным исследовательским технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов».
Продвинутые работодатели уже не хотят брать на работу «кота в мешке» и пытаются влиять на подготовку кадров, в том числе, через стандарты.
Беседовала Екатерина Рылько
7 октября, 2011 г.
Подпишись на IQ.HSE
Источник: https://iq.hse.ru/1378682.html
Чем отличается академический бакалавриат от прикладного
После перехода на болонскую систему образования в России стали вводить новые системы получения диплома – бакалавриат и магистратуру. Сегодня большая часть учебных заведений готовит будущих выпускников по этим программам.
Для получения диплома бакалавра следует отучиться четыре года, а после этого студент должен или пойти работать, или продолжить свое обучение в магистратуре, которое продлится еще два года. На данном этапе образования углубляются знания в выбранной специальности, а после получения диплома магистра можно перейти в аспирантуру либо начать собственную научную деятельность.
Бакалавриат, и все о нем
На бакалавров студенты должны отучиться четыре года. Поступить на данное направление можно на основании полученного среднего полного образования, то есть после колледжа или 11 классов.
Если студент поступает после техникума (колледжа), то учится на год меньше, чем его ровесники сразу после школы. После окончания курса все студенты получают дипломы бакалавров и соответствующую степень.
В 2015 году данная степень высшего образования получила разветвление на прикладного и академического бакалавра.
Список документов для поступления в колледж после 11 класса
Образовательная система 2020
Впервые разделение бакалавриата на две ветви ввели в 2010 году 50 российских высших учебных заведений. Что представляет собой прикладной бакалавриат? Это программа подготовки квалифицированных работников с высшим образованием. Иными словами, такое образование является альтернативой для профессионального среднего.
Именно прикладной вариант получения образования стал частью программы правительства «Стратегия 2020», которая направлена на улучшение социальных и экономических показателей в стране. Изначально направление создавалось с тем расчетом, что учиться на нем потребуется также четыре года.
После испытания прикладного бакалавриата на практике было принято решение сократить длительность до трех лет. Сегодня в данное понятие входит сразу два аспекта:
- выпуск готовых работников с высшим образованием;
- беспроблемное трудоустройство студента с прикладным бакалавриатом.
Российские ВУЗы больше опираются на второй вариант и стараются обеспечить рабочими местами всех выпускников прикладного направления обучения.
В чем суть прикладного бакалавриата
Главным и неоспоримым преимуществом прикладного метода обучения для всех студентов является реальная возможность быть трудоустроенным после получения диплома.
Большая часть студентов-бакалавров на момент выпуска из ВУЗа не имеет достаточного уровня квалификации.
При обучении на прикладном бакалавриате студент успевает ознакомиться с базовой частью, которая дается и при обычном обучении, но есть углубление именно в практику и дальнейшее трудоустройство. Как результат – студент выпускается уже с четкой квалификацией.
Прикладной бакалавриат – это получение всей необходимой для работы практики, обучение работе на компьютере в направлении специализации, рассмотрение деятельности руководителя и прочее. Хорошо подготовленный студент нужен каждому руководителю.
Тонкости академического бакалавриата
Мы разобрались в тонкостях прикладного бакалавриата и поняли, что он готовит студентов к практике и дальнейшему трудоустройству, теперь следует более подробно рассмотреть академическое направление.
Данный вид обучения ориентирован на формирование теоретического фундамента у будущего студента по большому количеству различных дисциплин.
Во время обучения есть место практике, но ее недостаточно много, ведь предполагается, что с теоретическими знаниями все остальные навыки будущий выпускник получит уже во время работы. Академический бакалавриат предполагает обучение в течение четырех лет, как и в прошлом случае.
Каждый студент должен самостоятельно для себя выбрать, какая квалификация потребуется – прикладная либо академическая.
В первом случае вы получите хорошие практические знания и сможете быть трудоустроены в кратчайшие сроки, во втором случае вы выйдете с прекрасным теоретическим фундаментом из ВУЗа.
Если вы не планируете заниматься в дальнейшем научно-исследовательской работой, то лучше отдать предпочтение прикладному варианту обучения. Академический бакалавриат больше готовит студентов к поступлению в магистратуру.
Каков сценарий дальнейшего развития
После того как будущий студент узнает о прикладном и академическом бакалавриате и сравнивает их, то возникает закономерный вопрос: а где же потом работать? Можно ли будет получить нормальную и достойную должность с одним лишь бакалаврским дипломом? Ведь хороший специалист и работник должен обладать достаточными теоретическими знаниями в выбранном специализации и уметь все теоретические понятия применять на практике, в работе, непосредственно. Только так есть возможность развиваться и продвигаться по карьерной лестнице.
Практика важна, но помните, что без хорошей теоретической базы ни один специалист не сможет идеально справиться на практике и выполнить поставленную перед ними задачу. Специалисты дают советы поступать на академический бакалавриат, ведь он дает больше возможностей абитуриентам.
Документы для поступления в ВУЗ на заочное
В любом случае каждый абитуриент должен самостоятельно принять для себя решение. Образовательная система в России постоянно меняется, появляются новые направления в ней.
В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать — это оставить ваш вопрос в форме ниже.
Источник: http://VuzyInfo.ru/sovety/chem-otlichaetsya-akademicheskij-bakalavriat-ot-prikladnogo.html
Бакалавриат прикладной и академический
В 2015 году система обучения в технических вузах радикально поменяется. В них кроме академического бакалавриата появится прикладной, в программе обучения которого большое место будет занимать производственная практика. Те, кто выберет обучение на этом уровне образования, смогут поступить в вуз по облегченной схеме. Студенты, закончившие его, сразу же приступят к работе. Дополнительные стажировки им не нужны. Выпускники этого уровня образования будут более востребованы работодателями.
По мнению Минобрнауки прикладной бакалавриат поможет работодателям быстрее получить квалифицированных исполнителей, которые смогут работать на высокотехнологичном оборудовании. В 2013-2014 учебном году министерство выделило 3677 бюджетных мест для прикладного бакалавриата. В эксперименте участвовали 44 российских вуза, которые готовили специалистов по новой схеме.
В настоящее время официальных стандартов для подготовки прикладных бакалавров пока еще нет. Поэтому учебные планы для обоих уровней образования почти одинаковы.
Однако на самом деле до 50 % времени, отведенного на освоение программы обучения, прикладные студенты проводят на производственной практике. В некоторых вузах есть собственные лаборатории и производственные базы, где могут заниматься такие бакалавры.
Вузы, у которых нет базы, договариваются о практике для своих студентов с работодателями.
Первые два-три семестра и академические, и прикладные студенты будут учиться по одинаковой программе. Это позволит будущим бакалаврам сделать более осознанный выбор и решить, что им ближе — академическое образование или прикладное. После этого студенты, выбравшие второй уровень образования, максимально включаются в рабочий процесс.
Минобрнауки планирует, что к 2020 году около 30 % студентов будут учиться по программам прикладного бакалавриата. Чиновники ведомства предполагают, что в перспективе поступить на этот вид бакалавриата будет легче, чем на академический.
Планируется, что в 2015 году уровень отметок для поступления на академический бакалавриат вырастет. Баллы, необходимые для поступления на другой уровень образования, останутся без изменения.
Вузы смогут самостоятельно определять проходные баллы ЕГЭ для каждого вида бакалавриата.
Отдельные вузы осуществляют эксперимент на базе собственного колледжа, когда студенты последнего курса зачисляются для продолжения учебы в университет. Они получают два диплома. Работодатели считают, что такие выпускники будут иметь конкурентное преимущество на рынке труда.
Источник: https://prouchebu.com/bakalavriat_prikladnoy/
Прикладной бакалавриат — что это такое
Присоединение России к Болонской системе в 2003 году повлекло за собой целый ряд реформ, имеющих своей целью изменить отечественное образование под европейские стандарты. Согласно этой системе получить полноценное образование можно в два этапа: сначала четыре года бакалавриата, а затем два года магистратуры.
Основанием для поступления на бакалавриат является школьный аттестат, подтверждающий, что абитуриент имеет полное среднее образование. На сокращенную форму (три года вместо четырех) могут идти выпускники колледжей и техникумов по «родственным» специальностям.
Диплом бакалавра означает, что студент овладел базовыми знаниями и навыками выбранной специальности. Для более углубленного изучения материала, призванного решать сложные профессиональные задачи, предназначена магистратура.
Что такое прикладной бакалавриат?
Согласно реформе, было принято разделение бакалавриата на академический и прикладной. Их основная разница состоит в том, что первые получают «традиционное» высшее образование, а вторые – обучаются практическим навыкам и имеют более узкую направленность.
В глазах работодателей «прикладники» чаще всего ценятся более высоко, так как, по сути, они те же «академики», но уже подготовленные к профессиональной деятельности. Они имеют все необходимые навыки работы с оборудованием, разбираются в сложных схемах и чертежах, и не требуют дополнительной подготовки для начала работы на предприятии.
Часто практикуется схема, когда работодатели готовят заказ на определенных специалистов в ВУЗ, а затем совместно с ним участвуют в учебном процессе, предоставляя студентам собственное производство как место для отработки полученных знаний.
После завершения обучения, студенты имеют возможность продолжить работу на этом предприятии на законных основаниях. Поэтому такие выпускники всегда трудоустроены и имеют больше шансов для карьерного роста.
Отличия и общие черты прикладного и академического бакалавриата
Основными отличиями между двумя этими формами обучения можно назвать следующие:
- На академическом бакалавриате делают упор на теоретическую составляющую обучения, а на прикладном – на отработку всех необходимых практических навыков и умений.
- Академические бакалавры имеют возможность поступления на магистратуру конкурсным путем, а прикладные бакалавры – только после того, как отработают на производстве определенное количество лет. Кроме того, прикладники могут прервать свое обучение на этом этапе и не идти на магистратуру вовсе, продолжая работать.
Важно отметить, что на обоих видах бакалавриата программа обучения на первых порах абсолютно одинаковая. Делается это для того, чтобы студент разобрался со своими целями на жизнь и осознанно решил какой вариант для него подходит больше.
Таким образом, эти программы обучения имеют противоположный смысл и не очень много общего. Единственной общей чертой является срок обучения: и на академическом, и на прикладном бакалавриате требуется отучиться четыре года.
Преимущества и недостатки прикладного бакалаврита
Прежде чем принять решение куда пойти, необходимо взвесить все «за» и «против», ведь любое решение будет иметь свои последствия. Прикладной бакалавриат имеет как преимущества, так и недостатки, которые важно учесть перед тем, как сделать выбор.
Научно-технический прогресс предполагает, что теперь рабочим недостаточно просто обладать техническими умениями. Теперь для правильного выполнения своей работы они должны иметь хорошую теоретическую базу.
Именно поэтому и была создана данная программа обучения. Она совмещает в себе все необходимые составляющие и способна на выходе дать высококлассных специалистов, которые имеют широкий кругозор и много практики.
Однако не все так гладко. В нашей стране, к сожалению, не созданы полноценные условия, чтобы раскрыть эту программу в полной мере.
Финансирования не хватает, поэтому предприятия не спешат предлагать свое производство для прохождения практики начинающим специалистам. Тем не менее, если работодатель готов принимать участие в программе, то такая деятельность приносит весьма успешные результаты.
Еще одним недостатком можно назвать то, что такая программа лишает науку новых людей. Большинство «прикладников» предпочитают останавливаться на ступени бакалавра и не продолжать обучение. А это закрывает им путь в научно-исследовательскую деятельность.
Заключение
За последнее время отечественное и зарубежное образование претерпело многих изменений.
Происходит это для того, чтобы успеть за темпами развития науки и техники, которые требуют высокопрофессиональных специалистов, умеющих совмещать в себе теоретическую базу и практический навык. Поэтому вопрос об образовании очень важен.
Источник: https://fin-book.ru/prikladnoj-bakalavriat-chto-eto-takoe/
Бакалавриат: академический и прикладной — в чем разница?
10 июня 2015 16:53
Совсем недавно российская система высшего образования освоила новые программы подготовки — бакалавров и магистров.
И вот теперь студентам и абитуриентам предстоит разобраться в новых терминах: академический и прикладной бакалавриат.
Думаем, что этот материал сможет прояснить этот момент, а так же ответить на некоторые вопросы, связанные с недавними изменениями в образовательной системе.
Уровни высшего образования Сейчас в большинстве вузов страны принята так называемая болонская система — высшее образование в нашей стране двухуровневое.
Студент, отучившийся 4 года, получает степень бакалавра, после чего со своим дипломом может пойти работать, а может продолжить образование в своем или любом другом вузе. Следующая, двухгодичная, ступень дает степень и диплом магистра.
Предполагается, что будущий магистр во время обучения углубляет и расширяет знания по своей профессии, чтобы потом, при желании, заняться научной деятельностью в аспирантуре.
Является ли бакалавриат высшим образованием? Обучение на бакалавриате длится 4 года на базе среднего полного образования, то есть, после окончания школы.
В некоторых случаях на базе среднего профессионального образования срок обучения бакалавра сокращается до 3 лет. После этого выпускник получает степень бакалавра определенного профиля и диплом об оконченном высшем образовании.
С этим дипломом он вправе претендовать на должности, где требуется высшее образование.
Что такое академический и прикладной бакалавриат? В соответствии со стандартами, вступившими в силу в 2014 году, студент теперь может получить квалификацию академического или прикладного бакалавра по своей специальности.
Академических бакалавров ориентируют в основном на теоретические знания в своей области, готовят к научно-исследовательской работе. Предполагается, что студент будет продолжать обучения по своей специальности и пойдет на степень магистра. Можно сказать, что академический бакалавриат — это классическая форма получения высшего образования.
Прикладной бакалавриат — это образовательная программа, ориентированная на практическую профессиональную подготовку. Она готовит рабочих и специалистов на высоком уровне для работы со сложными машинами, устройствами, программными комплексами.
Основная цель это образовательной программы — получение выпускником полный набор знаний и навыков, который позволит приступить к работе без дополнительного обучения на производстве. Предполагается, что заинтересованные работодатели, которым нужны специалисты, будут разрабатывать программы обучения вместе с вузами. Обе образовательные программы длятся 4 года.
По окончании «прикладник» получает диплом о высшем образовании и диплом о среднем профессиональном образовании. Если «академист» решает продолжить обучение в магистратуре, он проходит конкурсный отбор, выпускник же прикладного бакалавриата сначала должен будет отработать определенный стаж по специальности.
ИА «Тема Казань». При использовании материала гиперссылка обязательна.
Источник: http://www.temakazan.ru/articles/education/bakalavriat-akademicheskijj-i-prikladnojj-v-chem-raznica-872/
Бакалавриат
Бакалавриат — это высшее образование, подтвержденное дипломом бакалавра.
Бакалавр — это ученая степень, которая присуждается лицам, окончившим соответствующую образовательную программу в ВУЗе.
В России, а также остальных странах, участвующих в Болонском процессе, бакалавр — это форма законченного высшего образования, которая позволяет человеку работать на соответствующей должности. Обучение на данном уровне не должно быть меньше 4 лет. После окончания срока обучения проводятся государственные экзамены и защита выпускной работы, после чего выдается диплом о присвоении степени.
На бакалавриат возможно поступление сразу после школы или колледжа, с соответствующим аттестатом об общем среднем образовании. По сути, это первый уровень высшего образования.
Отличие от специалитета достаточно серьезное, он подразумевает получение знаний в более узкой сфере, бакалавриат же дает более обширные знания по специальности, общую базовую информацию по всем отраслям науки, имеющим отношение к выбранному направлению.
Бакалавриат и магистратура — это два абсолютно разных уровня образования. После получения диплома бакалавра возможно поступление в магистратуру, где можно будет углубить свои знания по специальности.
На вопрос, нужно ли продолжать обучение, ответить может только сам соискатель. Если есть желание заниматься преподавательской или научно-исследовательской деятельностью, то такое обучение необходимо.
Однако обучение на степень бакалавра имеет свои особенности.
Плюсы бакалавриата:
- Однозначно сказать, что лучше в условиях российской действительности специалитет или бакалавриат, достаточно сложно. Однако для признания диплома за границей гораздо выгодней быть бакалавром, так как этот уровень понятен и принят во всех странах Европы и США.
Что лучше для студента? Если планируется дальнейшая научная деятельность, то лучше выбрать бакалавриат. В любом случае специалитет в России упразднен.
- Бакалавриат подразумевает более короткий срок обучения, нежели специалитет, а значит студенты смогут раньше приступить к работе.
- Возможность быстро сменить профессию. Данная степень позволяет пройти обучение на другой специальности за один год.
- Поступление и обучение в магистратуре для бакалавра бесплатно, так как является продолжением получения высшего образования. Для специалиста обучение в магистратуре платное.
Минусы бакалавриата:
- Возможно ухудшение общего уровня образования, так как времени на обучение очень мало.
- Разработка соответствующих программ — это очень большие траты для ВУЗа и бюджета Министерства образования.
Виды бакалавриата
Существует два основных вида бакалавриата: прикладной и академический.
Прикладной бакалавриат включает в себя образовательные программы, позволяющие овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками для работы. Цель прикладного бакалавриата — открытие возможностей для студентов после учебы приступать к работе без предварительной стажировки. По окончанию обучения наряду с дипломом присваивается квалификационный разряд.
Академический бакалавриат, напротив, готовит скорее теоретиков, чем практиков. Программы данного уровня необходимы для подготовки людей к научно-исследовательской деятельности теоретического характера. По окончанию обучения выдается только диплом о присвоение степени бакалавра.
Бакалавриат в других странах
Степень бакалавра признана во всех странах, участвующих в Болонском соглашении, в том числе в странах Европы и в США. Соглашение подразумевает единый образовательный стандарт во всех странах, его принявших.
Международный бакалавриат — это законченное высшее образование, которое не требует дальнейшего обучения, так что большинство студентов на этом и останавливаются. В различных странах сроки подготовки специалистов отличаются, но обычно они сжаты в 4–6 лет, только медицинские направления требуют более серьезной проработки в 5–7 лет.
После получения соответствующей степени выпускник имеет право начать работу по специальности.
В США российские школьники могут поступить на бакалавриат сразу после получения аттестата.
В странах Западной Европы с этим чуть сложнее, так как подтверждение среднего образования более запутанное.
Одной из основных особенностей бакалавриата в США является возможность закончить его раньше документального срока за счет увеличения количества предметов, изучаемых в семестре.
Учебный план при этом достаточно размыт. Кроме этого, студент со степенью бакалавра имеет право продолжить обучение не только в магистратуре, но и сразу в докторантуре, что невозможно в России.
При этом разница в уровне образования достаточно ощутима.
Европа позволяет получить степень бакалавра чуть быстрее, от 3-х лет.
Но при этом есть более серьезные требования к поступающим: вероятна сдача экзаменов и обязательно предоставление языкового сертификата.
Конечно, практически во всех ВУЗах Европы есть обучение на английском языке, но оно платное, а для получения бесплатного образования необходимо в совершенстве знать язык принимающей страны.
Источник: http://beta-ege.ru/abiturientam/urovni-obrazovaniya-v-rossii-v-2015-godu/bakalavriat/