Выбросы парниковых газов – следствие деятельности человека, наносящее необратимый вред окружающей среде. Каждое социально ответственное предприятие должно стремиться к уменьшению негативного воздействия своей деятельности, придерживаясь основных принципов корпоративной социальной ответственности.
Регулированием этого вопроса занимается Киотский протокол, обязывающий все развитые страны сокращать и контролировать выбросы парниковых газов. Договор был принят в Японии в городе Киото в декабре 1997 года как дополнение к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций. Период подписания протокола длился почти год — с 16 марта 1998 года и по 15 марта 1999 года.
Протокол стал первым мировым договором, который касается охраны окружающей среды. Первый период акта начался 1 января 2008 года и длился до 31 декабря 2012 года.
Подписав документ, страны договорились о безотлагательном сокращении выбросов парниковых газов, которые являются причиной глобального потепления и загрязнения окружающей среды.
Согласно протоколу, с 2008 по 2012 год количество выбросов производственных газов в атмосферу должно было уменьшиться на 5,2% сравнительно с 1990 годом. Каждому государству были выделены квоты на выброс газов, представляющих опасность природной среде.
Если лимиты не использованы, страна имеет право на их продажу.
Эксперты ООН считают, что подобная схема должна содействовать поступлению ресурсов, которые будут использоваться государствами в борьбе с неблагоприятными аспектами, которые являются причиной изменения климата.
- Страны, которые взяли на себя обязательства сократить выбросы:
- Парниковые газы — «опухоль» современной экологии
Увеличение концентрации СО2 — основная причина повышения температуры воздуха и изменения климата.
Помимо СО2, по контролем Киотского протокола находятся: метан (СН4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ) и гексафторид серы (SF6).
Также к парниковым газам относят водяной пар, но так как он имеет природное происхождение, и данные о его накоплении в атмосфере отсутствуют, в документе водяной пар не указан.
Третью часть углекислого газа выбрасывают в атмосферу тепловые станции, транспорт, городское хозяйство. Частично, он поглощается лесами, но, к сожалению, природа не справляется с таким объемом работы.
Ниже представлен график роста выбросов парниковых газов с 1985 по 2013 год, а также график количества выбросов в конкретных странах.
Какое текущее положение дел?
8 декабря 2012 года в столице Катара было принято решение о продлении Киотского протокола до 2020 года. Государства, ратифицировавшие договоренность, до 2014 года должны были оценить уровень своих обязательств и предоставить ООН информацию о возможностях его улучшения.
Соглашение было одобрено 38 промышленно развитыми государствами, среди которых страны Евросоюза, а также Казахстан, Швейцария, Норвегия, Исландия, Монако, Лихтенштейн, Белоруссия, Украина, Австралия.
От участия отказались Россия, Новая Зеландия, Япония и Канада, которая вышла из соглашения в декабре 2011 года. Министр окружающей среды Канады заявил, что действие Киотского протокола не распространяется на Китай и Соединенные Штаты Америки, которые лидируют по количеству выбросов парниковых газов.
Учитывая этот факт, можно утверждать, что соглашение не работает. Канада пока что единственная страна, официально вышедшая из соглашения.
Осенью 2014 года лидеры Евросоюза уже обсудили энергетические и климатические цели на период до 2030 года.
Особенно активно взялась за решение проблемы выбросов Япония, которая планирует к 2030 году уменьшить количество парниковых выбросов на 26%.
Руководство страны планирует пересмотреть энергетический баланс государства таким образом, чтобы на возобновляемые источники приходилось до24%, на АЭС — до 22%, а оставшиеся проценты на уголь, газ и нефтепродукты.
Кроме того, недавно стало известно, что Техас собирается целиком перейти на использование возобновляемых источников энергии. Такое заявление подняло много шума, ведь в штате, которым правит нефть, активисты борьбы с изменением климата приравниваются к сторонникам теории плоской Земли.
Не избегает проблемы выбросов парниковых газов и Россия, где 4 года назад был создан Фонд «Русский углерод».
За это время организация реализовала ряд серьезных экологических проектов с ведущими компаниями, представленными в России, восстановила десятки гектаров леса, пострадавшего от пожаров и вредителей, провела серию конференций и встреч с участием крупного бизнеса, региональных властей, природоохранных организаций. Но главная цель проекта — создание в России низкоуглеродной экономики.
Канцлер Германии Ангела Меркель полагает, что в рамках нового климатического соглашения, которое планируют заключить в декабре 2015 года, к 2050 году можно уменьшить количество выбросов вредных газов на 60%. По словам канцлера, эта цель достаточно амбициозна, но при объединении усилий, ее достижение более чем реально.
Кстати говоря, в 2015 году американские экологи заявили об угрозе вымирания белых медведей в Арктике.
Два десятка исследователей из Центра изучения дикой природы при Геологической службе США в городе Лорел пришли к выводу, что единственный способ спасти животных — снизить уровень парниковых газов в атмосфере. Проблема заключается в сокращение площади ледников, на которых они обитают и добывают пищу.
Если не принять должных мер, белые медведи полностью исчезнут с планеты к 2025 году. Больше информации о изменении климата смотрите в материале «Изменение климата на Земле: что нас ждет завтра».
Еще одно важное исследование было проведено в 2014 году учеными Университета штата Вашингтон, которые обнаружили, что засушливые местности способны впитывать большое количество СО2. Исследование было профинансировано Национальным научным фондом и министерством энергетики США.
Исследуя землю в пустыне, ученые обнаружили высокую насыщенность углеродом. Авторы исследования полагают, что пустыни смогут принять на себя избыточную часть углекислого газа, находящегося в экосистеме, что, в свою очередь, положительно отразится на тепловом балансе Земли.
- Автор материала: Юлия Рець
- Возможно вам будут интересны следующие новости:
- Изменение климата и устойчивое развитие – две стороны одной медали. В Давосе Пан Ги Мун призвал ускорить реализацию 17 целей в области устойчивого развития
- а также
- Члены ООН достигли согласия на климатической конференции в Перу
Источник: http://csrjournal.com/12087-kiotskij-protokol-glavnyj-borec-s-parnikovymi-gazami.html
Суть киотского протокола
8591|
0
Киотский протокол определяет для промышленно развитых стран допустимые объемы выбросов парникового газа, то есть установленное количество выбросов в период действия принятых обязательств с 2008 по 2012 год.
Обязательства промышленно развитых стран, которые перечислены в Приложении 1 Конвенции, в количественном выражении отмечены в приложении «В». Их суть состоит в сокращении выбросов минимум на 5,2% в сравнении с уровнем 1990 года.
Обязательства, которые накладывает Киотский протокол, учитывают выбросы в атмосферу шести парниковых газов из определенных источников. По сути, речь в данном случае идет почти обо всех антропогенных выбросах этих газов. В Приложении «А» к Киотскому протоколу дается полный список газов и источников выбросов.
В Статье 2 протокола содержатся меры, которые стороны разрабатывают для выполнения обязательств. В частности, к ним относятся повышение эффективности использования энергии, проведение исследовательских работ, внедрение новейших технологий, использование возобновляемых и новых видов энергии и так далее.
Согласно статье 4 группа стран может перераспределять между собой принятые обязательства по выбросам, чтобы в итоге сумма оставалась неизменной. В том случае, если коллективное обязательство не выполняется, статья предусматривает за нарушение юридическую ответственность.
Таким образом, Киотский протокол является первым глобальным соглашением о защите окружающей среды, действующим согласно принципу рыночного механизма регулирования. То есть Киотский протокол основан на механизме торговли квотами на выбросы ПГ.
Страны, перечисленные в приложении «В» протокола, определили количественные обязательства по сокращению выбросов. Главная цель – снизить на 5,2% в сравнении с 1990 годом совокупный средний уровень выбросов шести газов, к которым относятся СН4, CO2, перфторуглеводороды, гидрофторуглеводороды, SF6 и N2O.
Основные обязательства на себя взяли индустриальные страны по Киотскому протоколу:
- Страны Прибалтики и Восточной Европы должны сократить выбросы в среднем на 8%,
- Евросоюз – на 8%,
- США – на 7%,
- Канада и Япония – га 6%,
- Украина и Россия должны сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 года.
Не брали на себя обязательств развивающиеся страны, включая Индию и Китай.
Также протокол предусматривает механизмы гибкости:
- проекты совместного осуществления, то есть проекты по снижению выбросов, выполняемые в одной стране из Приложения 1 частично или полностью за счёт инвестиций другой страны из Приложения 1;
- торговлю квотами, согласно которой государства, отдельные хозяйствующие субъекты могут покупать и продавать квоты на выбросы газов;
- механизмы чистого развития, то есть проекты по снижению выбросов, выполняемые на территории страны (как правило, развивающейся), которая не входит в Приложение 1, частично или полностью за счёт инвестиций от страны из Приложения 1.
Кроме того, сторона, которая уменьшает на своих производствах выбросы парниковых газов, может рассчитывать на денежную компенсацию.
По данным на 25 ноября 2009 года Киотский протокол ратифицировали 192 страны мира, на чью долю приходится в общей сложности 63,7% выбросов парниковых газов в мире. Единственной страной, которая подписала, но не ратифицировала протокол, стала Америка. Протокол не подписали Андорра, Афганистан, Сан-Марино и Ватикан. Вышла из протокола Канада.
Ценность и актуальность Киотского протокола заключается в том, что он сочетает в себе социальные и экономические механизмы для решения глобальных экологических проблем.
Этот международный правовой документ вполне может стать основой формирования новой международной политики в сфере защиты окружающей среды.
Механизмы регулирования выбросов парниковых газов могут использоваться как модели для аналогичных механизмов в других природоохранных соглашениях.
Приложение A
- Парниковые газы
- Диоксид углерода (CO2)
- Метан (CH4)
- Закись азота (N2O)
- Гидрофторуглероды (ГФУ)
- Перфторуглероды (ПФУ)
- Гексафторид серы (SF6)
Секторы/категории источников и поглотителей
- Энергетика
- Сжигание топлива
- Энергетическая промышленность
- Обрабатывающая промышленность и строительство
- Транспорт
- Другие секторы
- Прочее
- Утечки при добыче и транспортировке топлива
- Твердое топливо
- Нефть и природный газ
- Прочее
Промышленные процессы
- Продукция горнодобывающей промышленности
- Химическая промышленность
- Металлургия
- Другие производства
- Производство галогенированных углеродных соединений и гексафторида серы
- Потребление галогенированных углеродных соединений и гексафторида серы
- Прочее
- Использование растворителей и других продуктов
- Сельское хозяйство
- Интестинальная ферментация
- Уборка, хранение и использование навоза
- Производство риса
- Сельскохозяйственные земли
- Управляемый пал саванн
- Сжигание сельскохозяйственных отходов на полях
- Прочее
- Отходы
- Удаление твердых отходов в грунте
- Обработка сточных вод
- Сжигание отходов
- Прочее
Приложение B
- Определенные количественные обязательства по ограничению или сокращению выбросов
- Сторона (в процентах от базового года или периода)
- Австралия 108
- Австрия 92
- Бельгия 92
- Болгария* 92
- Венгрия* 94
- Германия 92
- Греция 92
- Дания 92
- Европейское сообщество 92
- Ирландия 92
- Исландия 110
- Испания 92
- Италия 92
- Канада 94
- Латвия* 92
- Литва* 92
- Лихтенштейн 92
- Люксембург 92
- Монако 92
- Нидерланды 92
- Новая Зеландия 100
- Норвегия 101
- Польша* 94
- Португалия 92
- Российская Федерация* 100
- Румыния* 92
- Словакия* 92
- Словения* 92
- Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии 92
- Соединенные Штаты Америки 93
- Украина* 100
- Финляндия 92
- Франция 92
- Хорватия* 95
- Чешская Республика* 92
- Швейцария 92
- Швеция 92
- Эстония* 92
- Япония 94
* Стороны, которые осуществляют процесс перехода к рыночной экономике.
По материалам United Nations Framework Convention on Climate Change.
Материалы по теме
Источник: https://finliga.com/articles/sut_kiotskogo_protokola.html
Советник президента: в РФ создается отдельная сфера контроля выбросов парниковых газов
Парижское соглашение по климату должно прийти на смену Киотскому протоколу в 2021 году. Его участники намерены не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на 2 градуса по Цельсию по сравнению с доиндустриальной эпохой.
Советник и специальный представитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев в рамках Международного арктического форума рассказал в интервью ТАСС, что делает Россия для ратификации документа, каковы успехи страны в деле охраны природы и имеет ли значение намерение США выйти из Парижского соглашения.
— Будет ли Россия становиться полноправной участницей Парижского соглашения по климату? Будет ли решение принято в ближайшее время?
— Российская Федерация приветствует вступление в силу Парижского соглашения. В 2016 году мы подписали это соглашение и приняли план по подготовке к его ратификации.
По этому плану рассмотрение вопроса ратификации президентом Российской Федерации Парижского соглашения предусмотрено в 2019 году.
Данный срок основывался на завершении переговорного процесса по правилам реализации Парижского соглашения, которые были приняты на климатической конференции ООН в 2018 году в г. Катовице.
В настоящее время правительством Российской Федерации подготовлен доклад о целесообразности ратификации Парижского соглашения и представлен в администрацию президента Российской Федерации.
По финансированию Российская Федерация не имеет финансовых обязательств по Парижскому соглашению, хотя предусмотрена возможность для оказания добровольной помощи даже для тех стран, которые не имеют обязательств. Российская Федерация такую помощь оказывает и может оказывать в добровольном формате.
— Если Россия ратифицирует Парижское соглашение, какие обязательства она возьмет на себя? Есть ли в Парижском соглашении пункты, которые Россия хотела бы пересмотреть?
— Как вы знаете, для целей Парижского соглашения Россия представила параметры своих возможных обязательств: ограничение антропогенной эмиссии парниковых газов на уровне 70−75% выбросов 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учета роли лесов, их значимости для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним.
В рамках плана подготовки к ратификации Парижского соглашения (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.11.
2016 № 2344-р) в 2019 году предусмотрена подготовка проекта указа президента Российской Федерации об утверждении цели ограничения выбросов парниковых газов к 2030 году.
При определении указанной цели будет проведена детальная проработка возможных сценариев развития экономики с учетом прогнозов выбросов парниковых газов в стране в целом, по отдельным секторам.
Кроме того, в 2019 году предполагается подготовить проект федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов, разработать стратегию долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, план по сокращению выбросов парниковых газов в результате обезлесения и деградации лесов, усиления мер по сохранению, устойчивому управлению лесами.
Парижское соглашение является новым гибким международно-правовым инструментом в области климата, предусматривающим вклады как развитых, так и развивающихся стран. Прежде чем начинать разговор о пересмотре Парижского соглашения, необходимо оценить результаты его работы.
— Как известно, одной из причин, по которой ратификация Парижского соглашения в России откладывалась, стала неготовность отечественного бизнеса нести дополнительные расходы по модернизации и экологизации предприятий. Эта причина до сих пор актуальна?
— Считаю, что не следует говорить об откладывании ратификации Парижского соглашения. Российская сторона изначально исходила из необходимости понимания правил реализации Парижского соглашения для проведения анализа социально-экономических последствий его ратификации.
Данные правила были приняты в декабре 2018 года. Что согласуется с планом подготовки к ратификации Парижского соглашения 2016 года, которым предусмотрено принятие решения по вопросу целесообразности его ратификации в 2019 году.
В рамках данного процесса РСПП была представлена позиция, поддерживающая ратификацию Парижского соглашения.
— Почему в нацпроекте «Экология», который является основным документом в природоохранной сфере до 2024 года, не выделили отдельный федеральный проект по климату?
— Во-первых, по формальному признаку.
Национальный проект «Экология», как известно, включает целый ряд направлений — эффективное управление отходами, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах, повышение качества питьевой воды для населения, сохранение уровня биоразнообразия и т. д. По этим направлениям идет работа в рамках действующего в России экологического законодательства.
Основной парниковый газ — СО2. Он не относится к загрязнителям и не относится сфере природоохранного регулирования.
Именно поэтому в настоящее время в России создается отдельная сфера регулирования выбросов парниковых газов, направленная на создание экономических стимулов для постепенного сокращения выбросов парниковых газов.
Таким образом, в отношении парниковых газов создается отдельная, специальная сфера регулирования, предполагающая особые методы как контроля за выбросами, так и создания инструментария для стимулирования проектной деятельности.
Отчасти это вызвано тем, что если проблемы загрязнения воздуха, отходов, биоразнообразия и так далее — это проблемы, которые приходится решать вполне конкретно на локальном уровне, — городских жителей, скажем, очень сильно беспокоит содержание окислов серы и азота в воздухе, то изменение концентрации СО2 в городах на людях практически никак не сказывается. Это газ глобального масштаба, это газ, вызывающий парниковый эффект в масштабах и всей страны, всей планеты, поэтому страны договорились сокращать его выбросы на национальном уровне — при этом абсолютно неважно, на каком отдельном предприятии или в каком отдельном городе такие сокращения будут достигнуты.
Во-вторых, проблема парниковых газов давно уже перестала быть проблемой климатической или экологической. Сегодня это проблема конкурентоспособности экономики и конкурентной борьбы, проблема создания стимулов для новых видов производства и хранения энергии, проблема защиты национальных рынков
То есть вопрос, стоящий в основном в плоскости экономики и энергетики.
— Недавно вы сказали, что у каждого субъекта Российской Федерации должен быть подробный план адаптации к климатическим изменениям. Какие реальные шаги предпринимаются регионами, чтобы нейтрализовать последствия глобального потепления?
— Согласно Климатической доктрине Российской Федерации, субъектами реализации политики в области климата являются, помимо федеральных органов государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Учитывая большую территорию страны, различные климатические и орографические (рельеф) условия, для каждого субъекта будут свои уникальные факторы, требующие адаптации. В частности, степные территории страдают от засух, а горные — от селей.
Поэтому так важно, чтобы субъекты Российской Федерации могли осуществлять меры по адаптации с учетом своей специфики.
В настоящее время, к сожалению, есть существенные неопределенности. Надеюсь, что принятие Национального плана по адаптации к неблагоприятным изменениям климата, разрабатываемого Минэкономразвития России, поможет реализовывать соответствующие мероприятия в субъектах РФ. В целом разработка мер по адаптации упирается в вопросы финансирования.
Однако уже сейчас ряд субъектов и городов проводит мероприятия по адаптации.
Так, Москва, Ростов-на-Дону входят в группу городов — лидеров по сохранению климата С40. В Москве с 2017 года ежегодно проходит Климатический форум городов, который в настоящее время стал крупнейшей международной площадкой для диалога об экологии и сохранении климата
Например, в Санкт-Петербурге разработана своя климатическая стратегия.
— Для эффективной борьбы с парниковым эффектом важно принять для России определенные обязательства по лесам, в том числе их восстановлению. Как вы оцениваете эффективность работы по «лесному» направлению в нашей стране?
— Что сейчас происходит в лесном хозяйстве.
Прежде всего, надо сказать, что основополагающим документом по сохранению лесов стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204, установивший необходимость сохранения и воспроизводства лесов на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
В рамках реализации его положений уже вступил в силу закон «О компенсационном лесовосстановлении». Этот закон содержит обязательства для субъектов РФ и бизнеса обеспечить восстановление лесов при строительстве линейных объектов и объектов инфраструктуры (дорог, ЛЭП, трубопроводов и т. д.).
Кроме того, в рамках Национального проекта «Экология» будет обеспечено на 100% воспроизводство лесов. Для этого выделены серьезные средства на техническое оснащение лесничеств противопожарной и лесохозяйственной техникой.
Также принят Федеральный закон 538-ФЗ «О защитных лесах». Впервые закон установил требования, позволяющие отнести леса к определенной категории защитности.
Рослесхозом проводится большая работа с общественными организациями, органами исполнительной власти субъектов по созданию лесопарковых зеленых поясов населенных пунктов. Из 68 субъектов Российской Федерации поступило 73 ходатайства о создании таких зеленых щитов. В настоящее время уже создано 46 лесопарковых зеленых поясов в 42 субъектах Российской Федерации на площади 912 тыс. га.
С этого года существенно усилена ответственность должностных лиц региональных органов власти за недостоверную информацию о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
Сейчас в Государственную думу внесен законопроект, направленный на повышение административной ответственности названных лиц за сокрытие или недостоверные сведения о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
— А как вы оцениваете ситуацию с лесными пожарами? 1 апреля официально начался пожароопасный сезон во многих регионах РФ.
— Ежегодно в лесах возникает до 30 тыс. лесных пожаров. В прошлом году на землях лесного фонда возникло 9,9 тыс. лесных пожаров на площади 3,3 млн га. Площади большие, но и страна не маленькая. Неудивительно, что в нескольких регионах каждый год возникают чрезвычайные ситуации (засухи, ветра и т. д.), которые приводят к серьезным пожарам.
Тем не менее в прошлом году достигнут хороший результат в оперативности тушения пожаров.
— В прошлом году вы выступали на 24-й Конференции по климату в Катовице, общались с коллегами из других стран. Какие тенденции в борьбе с климатическими изменениями сейчас есть в мире? Как в них вписывается Россия?
— В целом я бы выделил два основных тренда. На уровне государства — это переход на низкоуглеродное развитие. Это касается энергетики с низким уровнем выбросов парниковых газов, увеличения доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ), сокращения углеродоемких технологий, поддержки «климатически дружественных» товаров и услуг.
И второй тренд — «климатическое» самосознание граждан.
В развитых странах люди готовы платить больше за товары и услуги, произведенные с минимальными негативными последствиями для климатической системы, используют материалы вторичной переработки и так далее. Что касается России, то уже сейчас наши топливно-энергетический и электроэнергетический балансы соответствует низкоуглеродным требованиям.
Более половины потребления первичных энергоресурсов — это газ (52,2%). На долю угля приходится только около 15% (15,2%). Доля неуглеродных первичных источников энергии — гидро-, атомной и возобновляемой энергии — сейчас составляет около 13% (13,2%), а в 2035 году в соответствии с проектом обновленной Энергостратегии будет на уровне 16% (по проекту ЭС-2035).
В части производства электроэнергии более трети (34,3%) выработки приходится на полностью безуглеродные источники: ГЭС (16,0%), АЭС (18,3%) и формирующуюся отрасль ВИЭ (0,2%).
Из углеродных источников еще почти половина (49,7%) выработки — газ.
То есть около 85% произведенной электроэнергии уже сегодня приходится на безуглеродные или низкоуглеродные источники, а к 2035 году этот показатель будет почти 90% (88,6%) (по проекту ЭС-2035).
Для сравнения: средняя в мире доля угля в выработке электроэнергии сегодня почти 40% (37,5%). При этом в Китае она составляет 67,1%, в США — 30,8%, Европе (ЕС) — 22,5%, а у нас — всего 13% (данные за 2016 год по World Energy Outlook — 2017)
Вместе с тем Россия осознает всю полноту ответственности, лежащую на отраслях ТЭК, по воздействию на окружающую среду, и повышает «чистоту» использования ископаемых видов топлива. В том числе на новых угольных ТЭС устанавливаются современные очистные фильтры.
Кроме того, в ближайшее время запланирована разработка федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов, проекта стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
Что касается самосознания наших граждан, то в последнее время, на мой взгляд, оно тоже растет.
Все больше россиян (молодежи) переходят на раздельный сбор мусора, отказываются от полиэтиленовых пакетов, покупают отечественную сельхозпродукцию, а, как известно, транспортировка из других стан ведет к увеличению углеродного следа. Важно прививать бережное отношение к окружающей среде и климату с самого раннего возраста.
— Борьба с изменениями климата в международном масштабе застопорилась после того, как президент США Дональд Трамп инициировал выход из Парижского соглашения по климату в 2017 году. Предпринимает ли Россия какие-то меры, чтобы «переубедить» партнеров из США и снова вовлечь их в климатическую повестку?
— Де-юре США пока не вышли из Парижского соглашения и сделают это, самое раннее, в конце следующего года. Не в правилах Российской Федерации влиять на суверенное решение государства.
Одновременно следует отметить, что с выходом США из Парижского соглашения оно не утрачивает свою силу.
Мы намерены продолжать свою активную переговорную работу на климатическом треке и будем приветствовать участие американских коллег на данном направлении, которые в настоящее время не ослабляют свою экспертную работу на климатических переговорах.
— Глава Росгидромета Максим Яковенко заявил, что группировка метеорологических спутников в РФ находится в плачевном состоянии, многие данные приходится брать у зарубежных коллег. Имеет ли смысл в таком случае запустить дополнительные российские спутники?
— Максим Яковенко справедливо указывает на недостаточность отечественной орбитальной группировки.
Стратегией деятельности в области гидрометеорологии до 2025 года, которую правительство утвердило еще в 2010 году, предусмотрена постоянно действующая метеогруппировка из семи спутников: три геостационарных «Электро», три низкоорбитальных «Метеора» и еще один океанографический.
Кроме этого стратегией оговаривается, что на орбите должны быть два специальных спутника над Арктикой, которые попеременно сменяют друг друга для обеспечения непрерывного мониторинга арктической зоны.
Именно такое количество метеоспутников позволяет отслеживать все погодные процессы над территорией страны.
Все эти мероприятия предусмотрены Федеральной космической программой, но постоянные переносы сроков запуска спутников не позволяют создать полноценную группировку: к тому моменту, как происходит запуск очередного аппарата, предыдущий уже работает не в полную силу либо вообще вышел из строя.
Такая ситуация, конечно, не может устраивать. Поэтому Роскосмосу нужно своевременно создавать и запускать спутники в интересах Росгидромета, тогда ситуация будет налаживаться.
Источник: https://tass.ru/interviews/6314042
Киотский протокол
Киотский протокол — международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления, подписанное в 1997 г. в Киото (Япония).
Он является одним из проявлений глобализации современной экономики, когда регулирование экономической деятельности перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений.
В основе Киотского протокола лежат идеи экономической теории прав собственности, разработанной англо-американским экономистом Рональдом Коузом. До него при изучении проблем загрязнения окружающей среды экономисты полагали, что для борьбы с этими загрязнениями необходимо прямое государственное вмешательство.
Согласно традиционной точке зрения, государство должно, прежде всего, определять предельные значения загрязнений: ПДК — предельно допустимые концентрации вредных веществ в отходах производства, ПДВ — предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ и т.д.
Если фирма нарушает эти предписанные государством нормативы, то она подвергается наказанию (прежде всего, штрафам).
Коуз и его последователи, изучая проблему загрязнений, указали, что традиционная система борьбы с ними является нерациональной. Во-первых, если предприятие не превышает ПДК и ПДВ, то оно, загрязняя окружающую среду, не несет за это никаких издержек.
Во-вторых, значения ПДК и ПДВ определяются одинаково для различных предприятий независимо от того, насколько полезной для общества является выпускаемая ими продукция. В опубликованной в 1960 г. статье «Проблема социальных издержек» Коуз проанализировал конфликты между «загрязнителями» и теми, кто страдает от их деятельности.
Он указал на ошибочность мнения, будто государству следует обязательно наказывать производителя загрязнений, защищая интересы тех, кто от них страдает. По его мнению, государство должно максимизировать совокупное благосостояние общества, а потому оно должно становиться на сторону того, кто мог бы использовать право на запрещение загрязнения с наибольшей выгодой для общества.
Это значит, что, например, суд должен поддерживать фирму, загрязняющую окружающую среду, если получаемая ею прибыль (как мерило общественной полезности производства) выше прибыли, которую теряют фирмы, страдающие от этого загрязнения.
Новизна идей Коуза связана с тем, что он начал изучать права собственности на нематериальные блага.
В частности, в конфликте между загрязнителями и страдающими от загрязнений, объектом конфликта является не само предприятие, загрязняющее окружающую среду, а право на запрещение вредного использования этого предприятия (или, что то же самое, право на производство этим предприятием загрязнений). Это право может становиться объектом соглашений или купли-продажи безотносительно к тому, кому принадлежит само предприятие.
Основная идея Коуза такова: независимо от того, у кого первоначально было право на запрещение вредного использования некоего объекта, в результате актов купли-продажи в конечном счете оно окажется у того, кто сможет использовать это право наиболее эффективно (если только четко работает система прав собственности). Позже Дж. Стиглер назвал это утверждение теоремой Коуза. Ее часто называют самым выдающимся достижением экономической науки второй половины 20 в.
Теорема Коуза предлагала принципиально новый подход к борьбе с загрязнениями.
Вместо того чтобы разрабатывать нормативы допустимых выбросов государство должно лишь определить максимально допустимый объем загрязнений, выпустить соответствующее количество лицензий на загрязнения, организовать их распродажу с аукциона по принципу «кто больше заплатит» и затем контролировать соответствие фактического объема загрязнений величине лицензий.
Когда создается рынок квот на вредные выбросы (прав на загрязнения), то все они становятся платными. Фирмы, купившие на государственном аукционе лицензии, могут затем их перепродавать другим компаниям. Самое главное, считается, что производить их станут самые общественно полезные, самые прибыльные предприятия.
Рекомендации экономической теории прав собственности постепенно начали использоваться на практике — прежде всего, в сфере регулирования атмосферных загрязнений. С одной стороны, некоторые развитые страны стали создавать национальные рынки торговли правами на выбросы вредных веществ.
В США после 1990 г. развивается торговля квотами выбросов сернистого ангидрида, в Великобритании с 2002 г. работает британская система торговли выбросами парниковых газов.
С другой стороны, механизм Киотского протокола призван создать общемировой рынок прав на загрязнение воздуха парниковыми газами.
Рамочная Конвенция ООН об изменении климата содержала обязательства промышленно развитых стран сокращать выбросы парниковых газов в период до 2000 г. Однако быстро выяснилось, что сокращение выбросов требует длительного периода времени и значительных средств. Поэтому обязательства по сокращению выбросов, предусмотренные РКИК, стали неофициально считаться «юридически не обязательными». [14]
Вопрос о необходимости разработки системы мер по достижению целей РКИК в виде протокола к ней вновь был поднят в 1995 г. на конференции в Берлине.
В течение еще двух лет шла разработка международного соглашения, которое было принято в декабре 1997г. в японском городе Киото и получило название Киотского протокола.
Постепенно к этому соглашению присоединялись все новые страны. Российская Федерация подписала Киотский протокол 11 февраля 1999 г.
Согласно протоколу, ведущие индустриально развитые страны взяли на себя обязательства в 2008-2012 гг. уменьшить выбросы углекислого газа в среднем на 5% от уровня 1990 г. Каждой стране выделялась квота на эмиссию углекислого газа.
Те страны, которые выбрасывают углекислый газ меньше запланированной квоты, может продать излишки другой стране, которая тем самым приобретала право производить углекислый газ больше исходной квоты.
Таким образом, Киотский протокол закреплял за национальными правительствами права на определенное количество вредных выбросов и предлагал развивать рынок по торговле этими правами.
Основные положения Киотского протокола:
1. определение допустимого объема выбросов парниковых газов в 2008-2012 гг. для всех участвующих в этом соглашении промышленно развитых стран-участниц (для Российской Федерации установлен потолок выбросов на уровне базового 1990г. — 3050 млн. тонн СО2-эквивалента);
2. разработка механизмов корректировки квот для отдельных стран — «механизмы гибкости» (международная торговля квотами, реализация совместных проектов по внедрению технологий, обеспечивающих сокращение выбросов, и т.д.);
3. разработка механизмов контроля над уровнями выбросов (необходимость создавать национальные системы оценки антропогенных выбросов и их абсорбции, мониторинга за выбросами и стоками).
Общие принципы и положения, изложенные в Киотском протоколе, оказались, однако, недостаточными для практического осуществления предусмотренных им механизмов и процедур.
Потребовалось почти четыре года для согласования наиболее важных вопросов, которые были решены на 7-й конференции стран-участников РКИК в Марракеше (Марокко) в ноябре 2001 г..
В ходе детализации Киотского протокола Россия добилась принятия ряда своих требований — в частности, учета при определении квот каждой страны ее вклада в переработку углекислого газа при наличии обширных лесных массивов (таких как в РФ).
Киотский протокол должен был вступить в силу после того, как его ратифицируют 55% стран, подписавших этот документ, причем это должны были быть страны, которые в сумме производили не менее 55% мирового объема выбросов углекислого газа в 1990 г. (этот год был выбран в качестве точки отсчета).
Изначально и критики, и сторонники Киотского протокола осознавали, что его чисто практическое значение для сокращения выбросов очень невелико: если бы его не было, то в 1990-2010 гг. выброс парниковых газов в мире вырос бы на 41%, а если все страны, подписавшие Киотский протокол, полностью выполнят его условия, то на 40%.
Ценность Киотского протокола в том, что он является своего рода «пилотным проектом» для отработки механизмов глобального регулирования вредных выбросов. Принятие же полномасштабного международного соглашения о полномасштабной борьбе с загрязнениями планируется уже по истечении срока действия Киотского протокола в 2013 г.
[2]
Таким образом, Киотский протокол создал базу для рыночного регулирования эмиссии. И послужил основанием для создания региональных систем квотирования выбросов, выступая скорее юридическим поводом и сводом практических рекомендаций.
Источник: https://studbooks.net/2464670/tehnika/kiotskiy_protokol
Киотский протокол
Для практической реализации положений Рамочной конвенции и коррекции ее недостатков в 1997 г. на прошедшей в г. Киото (Япония) Третьей конференции сторон был принят Киотский протокол.
Рис. 4.1. Инструменты эколого-экономического регулирования
Киотский протокол и Рамочная конвенция являются наиболее важными и масштабными международными договоренностями в области охраны окружающей среды как по серьезности решаемых проблем, так и по прямому и потенциальному воздействию на все сферы мировой экономики и международных экономических отношений. Указанные договоренности выявили тенденцию углубления международного экологического регулирования и смещения акцента с государственного регулирования экологических проблем на международный уровень.
Фактически они представили собой попытку перехода к глобальному управлению экологической проблемой и качественно новому этапу развития институциональной основы процессов глобализации.
Киотский протокол не имеет целью достижение полной стабилизации концентрации выбросов парниковых газов в атмосфере в первый пятилетний период выполнения обязательств.
Он представляет собой лишь первый этап решения столь комплексной и масштабной проблемы, что обусловлено длительностью сроков сохранения парниковых газов в атмосфере, а также технологическими сложностями снижения выбросов.
Вместо установки обычных очистных сооружений, необходимых для улавливания загрязняющих атмосферу взвешенных частиц, сокращение парниковых газов предполагает дорогостоящую и требующую длительного времени технологическую перестройку мировой экономики (прежде всего энергетики).
Правовой основой Киотского протокола стала Рамочная конвенция. На него распространяются принципы, на которых строится Конвенция, включая принцип предосторожности и принцип дифференцированной ответственности.
Основанием для принятия Протокола, как и Конвенции, послужило наличие серьезной угрозы для глобальной климатической системы, что было подтверждено последующими исследованиями МГЭИК и других международных групп ученых.
В Киотском протоколе были установлены показатели снижения объема выбросов парниковых газов.
В соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности сокращение эмиссии предусматривалось преимущественно для развитых стран, экономическая деятельность которых является главным источником накопления парниковых газов в атмосфере [30J. В настоящее время на страны ОЭСР приходится почти 50% выбросов при населении, составляющем около 19% мирового показателя.
В соответствии с Киотским протоколом в 2008—2012 гг. (первый период его действия) предусматривалось общее сокращение выбросов развитыми странами на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г.
Наиболее высокие обязательства взяли на себя страны ЕС и Швейцария — сокращение должно составить 8%, показатель для США определен в 7%, Японии и Канады — 6%. Ряд стран получили право даже увеличить выбросы: Норвегия — на 1%, Австралия —на 8%, Исландия —на 10%.
Впоследствии внутри ЕС обязательства были перераспределены таким образом, что наибольшее снижение выбросов предусматривалось для Германии (21%) и Великобритании (12,5%). Франции и Финляндии разрешено сохранить показатели на уровне 1990 г.
, а Греции, Португалии и Ирландии даже их увеличить. Для развивающихся стран не были установлены количественные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов.
В первоначальном варианте Киотского протокола показатель снижения выбросов парниковых газов для России должен был составить 5%.
Однако России (а вслед за ней и Украине) удалось настоять на сохранении эмиссии на уровне 1990 г., мотивируя это необходимостью восстановления экономики после беспрецедентного спада 1990-х гг.
Аналогичный показатель сохранения выбросов был принят и для Новой Зеландии.
Киотский протокол предусматривает сокращение выбросов шести главных антропогенных парниковых газов — углекислого газа, метана, закиси азота, а также трех видов фторуглеродных соединений (гидрофторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы), которые сохраняются в атмосфере в течение длительного времени. Снижение эмиссии каждого вида газов в пересчете на двуокись углерода засчитывается в выполнение обязательств (табл. 4.1).
Для реализации Протокола, в соответствии со ст. 2, странам предоставлено право разработать свои комплексы мер государственной политики, которая в наибольшей степени будет соответствовать их национальным интересам.
Особое внимание рекомендуется уделить повышению эффективности использования энергии, использованию ее альтернативных источников, разработке новых экологически чистых технологий, а также содействию внедрению таких методов ведения лесного и сельского хозяйства, которые не наносят ущерба окружающей среде. Важным компонентом национальной политики должно стать применение директивных и экономических методов, стимулирующих сокращение выбросов парниковых газов, включая принятие соответствующих стандартов, использование налоговой политики и отмену субсидирования «грязных» производств.
Впервые в практике международных экологических соглашений в Киотском протоколе содержатся новые положения — рыночные механизмы (называемые также механизмами гибкости), которые могут применять государства для его реализации в дополнение к национальным мерам снижения эмиссии парниковых газов. Суть механизмов заключается в том, что страны, которым экономически невыгодно проводить дорогостоящее сокращение выбросов в пределах своих границ, имеют право выполнить обязательства за счет более дешевого их снижения в других государствах.
Один из важнейших механизмов Протокола — торговля квотами на выбросы парниковых газов между странами (ст. 17). Государства, перевыполняющие свои обязательства по выбросам, могут продать «невыбранные» квоты странам, которым экономически менее выгодно сокращение в пределах собственных границ.
Таблица 4.1
Ограничения на выбросы парниковых газов и лимиты поглощения углерода — стран участниц Киотского протокола
Страна и региональное объединение | Выбросы в базовом году, Мт С02-экв. | Обязательство, % от базового года | Ограничение на выбросы, Мт С02-экв. | Лимит зачета поглощений Мт С в год |
Страны Евросоюза | 5 331,9 | 92 | 4 912,4 | 8,18 |
Российская Федерация | 3 050 | 100 | 3 050 | 33 |
Украина | 919,2 | 100 | 919,2 | 1,11 |
Япония | 1 187,3 | 94 | 1 116,1 | 13 |
Новая Зеландия | 61,6 | 100 | 61,6 | 0,20 |
Таким образом, постепенно формируется международный рынок выбросов.
Эмитентам разрешается свободно продавать и покупать квоты на рынке, а также инвестировать средства в проекты по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов в других странах — участницах Киотского протокола, засчитывая полученные по эти проектам сокращения выбросов в счет выполнения своих обязательств. Эта система охватывает более 15 тыс. предприятий в 23 странах. В 2003 году начала работу первая в мире климатическая биржа.
Основное уравнение выбросов. Киотская модель
- Е — выбросы парниковых газов (emissions);
- Т — продажа углеродных единиц (trade);
- S — сбережение углеродных единиц (savings);
- АЛ — квота на выбросы (assigned amount);
- R — дополнительные нетто-поглощения углерода в результате земле- и лесопользования (removals).
- где
Ключевыми в этой формуле являются предельная величина выбросов и дополнительные нетто-поглощения углерода в результате земле- и лесопользования. Они выражают суть государственной политики в области ограничения и сокращения выбросов парниковых газов.
Компромисс между продажами и сбережениями углеродных единиц устанавливается с учетом будущих рисков, конъюнктуры мирового углеводородного рынка и потребности в финансировании тех мероприятий и проектов по сокращению выбросов, которые не под силу самостоятельно реализовать государству и бизнесу [40J.
Во-первых, Россия сегодня выбрасывает примерно на треть меньше парниковых газов, чем позволяет киотская квота. Однако вызвано это в основном не мерами по ограничению и сокращению выбросов, а экономическим кризисом 1990-х гг., который сопровождался падением производства. Кроме того, в России до сих пор нет системы учета (инвентаризации) и регистрации парниковых выбросов.
Поэтому, страхуясь от неопределенностей и рисков, следовало бы часть квоты в первом периоде сберечь и перенести на будущее (табл. 4.2). В противном случае мы рискуем лишить себя необходимого страхового запаса квот на последующие периоды.
Во-вторых, необходимо в кратчайшие сроки создать систему инвентаризации выбросов, которая позволит с достаточно высокой точностью получать данные о выбросах, а также регистр, в котором будут учитываться эмиссия, использование и движение углеводородных единиц.
В-третьих, нужно учитывать фактор конкурентоспособности. Сегодня в расчете на единицу ВВП Россия выбрасывает в 3,8 раза больше парниковых газов, чем ведущие европейские страны [41J.
Товары, отличающиеся большими удельными выбросами, будут вытесняться с рынка.
А значит, при сохранении существующего положения российские компании рискуют столкнуться с бойкотом товаров и дискриминацией на мировом рынке по экологическому признаку.
Таблица 4.2
Методы государственного регулирования выбросов парниковых газов
Политика и меры | Объект регулирования / Источник выбросов |
1. Квотирование посредством выдачи разрешений на выбросы и торговля выбросами | Крупные и средние источники, а также группы мелких источников выбросов, контролируемые предприятиями и компаниями |
2. Технологическое нормирование | Единичные мощности: транспортные средства, энергопотребляющее и генерирующее оборудование |
3. Тарифная и налоговая политика | Направлена в основном на экономию топлива и энергии населением и малым бизнесом |
4. Политика в области земле- и лесопользования | Охрана и улучшение качества природных поглотителей и накопителей углерода. Пресечение нелегальных вырубок, маркировка древесины, раннее обнаружение и тушение пожаров |
5. Инвестиционная политика | Поддержка инвестиций в ЖКХ с целью его модернизации на современной технологической базе, снижение расхода топлива и потерь при производстве |
В сложившейся ситуации разработка современных механизмов реализации инновационных проектов («зеленые» схемы инвестиций, рис. 4.2), учитывающих основные положения концепции устойчивого эколого-экономического развития общества является чрезвычайно актуальной.
Основным принципом «зеленой схемы» является принцип конкурентности. С одной стороны, единицы российской квоты должны продаваться на рынке посредством проведения аукционов, позволяющих выявить справедливую рыночную цену. С другой стороны, проекты, в которые будут направляться вырученные средства, должны отбираться на конкурсной основе по установленным критериям.
Второй принцип — это принцип защищенности, который должен распространяться на всех участников.
Покупатели обязаны гарантировать свое участие в сделке, поэтому вместе с заявками на покупку квот должны предоставлять соответствующие банковские гарантии.
Правительство со своей стороны должно гарантировать покупателю целевое использование денежных средств от продажи квот на финансирование проектов по сокращению выбросов [41].
Рис. 4.2. «Зеленая» схема инвестиций
Эта схема предусматривает не продажу правительством квот с последующим реинвестированием вырученных средств в проекты по сокращению выбросов, а передачу квот непосредственно предприятиям под заявленные ими проекты.
При этом предприятие может распоряжаться квотами уже по своему усмотрению. Оно может либо продать их, либо сберечь на будущее и продать тогда, когда конъюнктура рынка будет для этого более благоприятна.
Кроме того, предприятие может этими квотами расплатиться за кредит, если для реализации данного проекта оно использовало заемные средства.
Однако для реализации схем зеленых инвестиций необходимо разработать и принять ряд документов, определяющих формат проектов.
Тем не менее на практике было реализовано два проекта в рамках Киотского протокола с использованием схемы зеленых инвестиций. Две дочерние компании ОАО «Газпром» реализовали два проекта, связанных с сокращением выбросов парниковых газов. Реконструкция Амурской ТЭЦ: сокращение парниковых газов на 1 млн т С02 — эквивалент за пять лет.
Контрагентом и покупателем сокращенных выбросов выступило правительство Дании. Стоимость проекта оценивается в 9 млн евро. Проектные сокращения выбросов приобретаются по цене 6 евро за тонну С02 — эквивалент с 30% предоплатой. Второй проект — модернизация Медногорской ТЭЦ: сокращение парниковых газов на 210 000 т С02 — эквивалент в год.
Стоимость проекта 11 млн евро.
Другими новыми механизмами, возможность применения которых зафиксирована в Киотском протоколе, являются проекты совместного осуществления и механизм чистого развития.
Оба механизма предусматривают возможность для стран, которым экономически невыгодно снижать выбросы на национальном уровне, осуществлять инвестиции в проекты по сокращению выбросов в других государствах.
В первом случае разрешено приобретать единицы сокращения выбросов в странах — участницах Протокола, включенных в Приложение 1 РКП К (фактически это касается стран с переходной экономикой), а во втором — в случае осуществления проектов в развивающихся государствах, не принявших на себя обязательства и не включенных в Приложение 1.
Кроме того, допускается совместное выполнение обязательств. В этом случае любые страны — участницы Киотского протокола, которые достигли соглашения о совместном выполнении обязательств, рассматриваются как выполнившие эти обязательства при условии, что их общие суммарные антропогенные выбросы не превышают установленных для них количеств.
Источник: https://bstudy.net/635587/ekonomika/kiotskiy_protokol