Зарубежная европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

3apyбежная Европа как целостный регион занимает лидирующее место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Зарубежная Европа на карте мира

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

  • Её хозяйственному развитию способствуют следующие факторы:
  • ·        выгодное экономико-географическое положение (в первую очередь речь идёт о приморском положении большинства государств);
  • ·        обеспеченность высококвалифицированными кадрами рабочей силы;
  • ·        высокий уровень транспортного обеспечения;
  • ·        развитие интеграционных процессов между странами региона.

Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семёрку» – ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия менялись. Роль лидера давно перешла к ФРГ, экономика которой развивается более динамично.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. Их экономика специализируется, прежде всего, на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание.

В последние годы Греция, Испания, Португалия и Италия столкнулись с большими трудностями: их ВВП фактически не растёт, а безработица достигает 15–20 %.

В общей структуре европейской экономики преобладают промышленность и сфера услуг.

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

В промышленности лидируют машиностроение (особенно – автомобильное), химическая промышленность, топливно-энергетическое хозяйство и металлургическая промышленность. Нельзя не сказать, что зарубежная Европа – крупнейший мировой финансовый центр.

Машиностроение является основной отраслью промышленности стран зарубежной Европы, которая является eгo родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 eгo экспорта.

Развитие отрасли ориентируется на высококвалифицированные трудовые ресурсы, научную базу и развитую транспортную сеть. Более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

Лидируют в машиностроении: ФРГ, Франция, Великобритания, Нидерланды.

Основной отраслью машиностроения является автомобилестроение (особенно выпуск легковых автомобилей). Самые известные производители автомобилей – Германия («Фольксваген», «БМВ», «Опель»), Франция («Рено», «Ситроен», «Пежо»), Италия («Фиат», «Альфа-Ромео», Феррари»), Швеция («Вольво»).

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

Грузовые автомобили производятся на заводах Чехии, Болгарии, Румынии. Автобусы выпускаются в Швеции, Венгрии. Важной отраслью современного машиностроения является авиастроение. Оно развито в Великобритании, Франции. Производством морских судов славятся ФРГ, Швеция, Финляндия, Польша.

Производство морских судов

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

Химическая промышленность в Европе занимает второе место после машиностроения. Отрасль развивается на базе как собственного, так и импортного сырья: угля, нефти, газа. Поэтому предприятия размещены как в районах добычи сырья, так и на побережье.

Химия органического синтеза и полимеров, нефтехимия развиты во Франции, ФРГ, Италии,Нидерландах, Бельгии, Великобритании.

Производства органического синтеза и полимеров

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

Минеральные удобрения производят на заводах Франции, ФРГ. Традиционной для Европы стала фармацевтическая промышленность. Всемирную известность приобрели фармацевтические фирмы Швеции, Швейцарии, ФРГ, Болгарии.

Топливно-энергетический комплекс. На собственном сырье развивается угольная промышленность Германии, Франции, Великобритании, Польши. Свои месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря разрабатывают Великобритания и Норвегия. Однако большинство стран Европы импортируют энергоресурсы из района Персидского залива, Африки и России.

Западная Европа – район развитой атомной энергетики. АЭС работают во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции, Словакии. Страны Скандинавии большую долю электроэнергии получают за счёт ГЭС.

В последнее время строятся преимущественно более экологически чистые источники энергии. Так, в Италии и Исландии используется геотермальная энергия. ПЭС используются во Франции и Норвегии.

Дания, Нидерланды и ФРГ собираются заложить искусственный остров в Северном море для выработки ветровой энергии.

Европейская металлургия сформировалась ещё в конце XVIII века, как базовая отрасль промышленного переворота, обеспечивающая сырьём машиностроение.

Чёрная металлургия получила развитие в странах, традиционно располагающих металлургическим сырьём. Это ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и другие. В последние годы в этой отрасли наблюдается сдвиг к портам. Во второй половине ХХ века такие страны как Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция переориентировали своё производство на более дешёвое импортное сырье.

Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. Алюминий производят на базе собственных бокситов во Франции, Италии, Венгрии, Румынии, Греции. А на базе дешевой электроэнергии развивается производство алюминия в Норвегии, Швейцарии, Австрии и Германии. Производство меди сосредоточено в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Сербии.

Страны-лидеры по производству меди

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде вceгo на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Лёгкая и пищевая промышленность представлены практически во всех странах Европы, хотя с заметными различиями в специализации. Безусловным законодателем мировой моды является Франция. Италия выделяется производством шерстяных тканей и обуви (первое место в мире по производству на душу населения).

Для некоторых стран Европы пищевая промышленность является не только традиционной, но и отраслью специализации в географическом разделении труда. Виноделием славятся Франция, Венгрия, Испания, Болгария. Швейцарский шоколад считается самым лучшим в мире.

Нидерланды,Франция, Швейцария и Италия – известные производители сыров, а Исландия, страны Балтии – рыбных консервов.

Агроклиматические условия Европы на большинстве территорий благоприятны для развития сельского хозяйства. В структуре отрасли наблюдается зависимость от уровня экономического развития.

У развитых стран лидирует животноводство, у более отсталых стран – растениеводство. После Второй мировой войны произошли изменения в системе землепользования и землевладения.

На смену мелкотоварным универсальным крестьянским хозяйствам пришли крупные высокопродуктивные специализированные хозяйства, входящие в систему агробизнеса.

Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: североевропейский, среднеевропейский, южноевропейский.

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

Североевропейский тип распространён на территории Великобритании и Скандинавском полуострове. Здесь разводят крупный рогатый скот молочного направления и выращивают кормовые культуры. На побережье развито рыболовство.

Страны среднеевропейского типа (Франция, ФРГ, Швейцария) выращивают КРС мясного и мясомолочного направления, развивают свиноводство, овцеводство и птицеводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря – главный «сад Европы».

Транспортная система этого региона развита хорошо. По обеспеченности территории транспортными путями занимает первое место в мире. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается.

Главные широтные трансевропейские магистрали проходят следующим образом: Брест – Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва, Лондон — Париж – Вена – Будапешт – Белград – София – Стамбул.

Большое значение для региона имеет речной транспорт. Оно поднялось после ввода в эксплуатацию водного пути Рейн – Майн – Дунай.

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

Порт на Рейне Дуйсбург (Германия) – самый крупный по грузообороту речной порт мира. Европа находится на перекрёстке мировых морских транспортных путей. Это способствует развитию в регионе морского транспорта. Роттердам (Нидерланды) занимает первое место по грузообороту среди морских портов Европы.

Роттердам

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

Грузооборот Роттердамского порта составляет около 300 млн. тонн в год. Другими крупными морскими портами являются Марсель, Лондон, Гамбург, Антверпен,Генуя.

Крупнейшие аэропорты зарубежной Европы – Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне.

Западная Европа – хороший пример того, как даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы.

Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор, через Большой Бельт и Эресунн.

Завершён «проект века» – сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш.

  1. Тоннель через пролив Ла-Манш
  2. Наука и финансы: технопарки, технополисы и банковские центры.

Зарубежная Европа является одним из главных центров развития науки. В регионе возникло много научно-исследовательских парков, технополисов. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (Германия). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая «Долина высокой технологии».

В зарубежной Европе находятся 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах её банков лежит половина всех ценных бумаг мира. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остаётся Лондон.

Зарубежная Европа была и остаётся главным районом международного туризма. В качестве стран-лидеров международного туризма также неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия.

Источник: https://videouroki.net/video/27-hozyajstvo-zarubezhnoj-evropy.html

Промышленность Зарубежной Европы

Европа – регион с высоким общим уровнем развития экономики. Но государства отличаются между собой как по уровню экономического развития, так и по структуре хозяйственного комплекса.

Замечание 1

В общей структуре европейской экономики преобладают промышленность и сфера услуг. В промышленности лидируют обрабатывающие отрасли. первенство занимают электроэнергетика, наукоемкое машиностроение и химическая промышленность – авангардная тройка НТР.

Но в хозяйстве таких стран, как Франция, Дания, Нидерланды сельское хозяйство высокоинтенсивное, высокотоварное, и играет важную роль в АПК страны.
Западная Европа – крупнейший мировой финансовый центр.

Финансовыми столицами считаются города Цюрих (Швейцария), Франкфурт-на-Майне (ФРГ), Лондон (Великобритания).

Европейские государства очень отличаются по прибыли на душу населения. Самые высокие показатели – у Люксембурга и Швейцарии, а наименьшие – у Молдовы.

Промышленность Европы сформировалась под влиянием трех основных факторов:

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • природно-ресурсного,
  • транспортного,
  • трудовых ресурсов.

На современное развитие промышленности большое влияние оказывает НТР.

Читайте также:  Простое определение понятия общество: что означает этот термин в широком и узком смыслах

Топливно-энергетический комплекс

На собственном сырье развивается угольная промышленность Германии, Франции, Великобритании, Польши. Свои месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря разрабатывают Великобритания и Норвегия. Исландия использует внутреннюю энергию подземных недр. Но большинство стран Европы импортируют энергоресурсы из района Персидского залива, Африки, России.

Западная Европа – район развитой атомной энергетики. АЭС работают во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции. Страны Скандинавии большую долю электроэнергии получают за счет ГЭС. Также много ГЭС сооружено в районах Альп, Пиренеев, Балкан.

Машиностроение

Машиностроение является основной отраслью промышленности стран Западной Европы. Развитие отрасли ориентируется на высококвалифицированные трудовые ресурсы, научную базу и развитую транспортную сеть. Лидируют в машиностроении:

  • ФРГ,
  • Франция,
  • Великобритания,
  • Нидерланды.

Замечание 2

Основной отраслью машиностроения является автомобилестроение (особенно выпуск легковых автомобилей). Самые известные производители автомобилей – Германия («Фольксваген», «БМВ», «Опель»), Франция («Рено», «Ситроен», «Пежо»), Италия («Фиат», «Альфа-Ромео», Феррари»), Швеция («Вольво»).

Грузовые автомобили производятся на заводах Чехии, Беларуси, Болгарии, Румынии. Автобусы выпускаются в Швеции, Венгрии.
Важной отраслью современного машиностроения является авиастроение. Оно развито в Великобритании, Франции, Украине. Производством морских судов славятся ФРГ, Швеция, Финляндия, Польша.

Металлургия

Европейская металлургия сформировалась еще в конце $XVIII$ века, как базовая отрасль промышленного переворота, обеспечивающая сырьем машиностроение.

На собственном сырье развивается черная металлургия Германии, Великобритании, Франции, Польши, Швеции, Украины. Во второй половине $ХХ $ века такие страны как Италия, Нидерланды, Германия, Франция переориентировали свое производство на более дешевое импортное сырье.

Цветная металлургия представлена выплавкой алюминия и меди. Алюминий добывают на базе собственных бокситов во Франции, Италии, Греции, Венгрии. А на базе дешевой электроэнергии развивается производство алюминия в Норвегии, Швейцарии, Австрии и Германии.
Производство меди сосредоточено в Германии, Бельгии и Польше.

Химическая промышленность

Химическая промышленность стран Европы развивается на базе как собственного, так и импортного сырья (уголь, нефть, газ). Поэтому предприятия размещены как в районах добычи сырья, так и на побережье.

  1. Химия органического синтеза и полимеров, нефтехимия развиты во Франции, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании.
  2. Минеральные удобрения производят на заводах Беларуси, Украины, Франции, Германии.
  3. Традиционной для Европы стала фармацевтическая промышленность. Всемирную известность приобрели фармацевтические фирмы Швеции, Швейцарии, Германии, Болгарии.

Легкая промышленность

Лесная промышленность развивается в лесоизбыточных регионах Европы. Таковыми являются Швеция, Финляндия, Беларусь. Главной отраслью здесь является целлюлозно-бумажная промышленность. Мебельная промышленность развита повсюду. Она ориентируется на потребителя и квалифицированные кадры.

Пищевая промышленность

Для некоторых стран Европы пищевая промышленность является не только традиционной, но и отраслью специализации в географическом разделении труда.

Виноделием славятся Франция, Венгрия, Молдова, Испания, Болгария, пивоварением – Германия и Чехия. Швейцарский шоколад считается самым лучшим в мире.

Нидерланды, Франция, Швейцария и Италия – известные производители сыров, а Исландия, страны Балтии – рыбных консервов.

Подводя итог, можно сказать, что европейская промышленность в условиях интеграции способна существенно «выровнять» уровень развития отдельных стран и способствовать процветанию региона в целом.

Источник: https://spravochnick.ru/geografiya/zarubezhnaya_evropa/promyshlennost_zarubezhnoy_evropy/

Хозяйство Зарубежной Европы

Зарубежная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

  • выгодное экономико-географическое положение (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);
  • хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность на
  • высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);
  • развитие интеграционных процессов между странами региона.

Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» – ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. Роль лидеров последнее время перешла от Великобритании к ФРГ. Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Швеция.

Основа хозяйства Зарубежной Европы — промышленность. Ведущая отрасль промышленности — машиностроение, на которое приходится 1/3 всей промышленной продукции и 2/3 ее экспорта. Зарубежная Европа — родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения:

  • производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.),
  • производство энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.),
  • автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия).
    Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

География машиностроения характеризуется отсутствием в этом регионе территориальных узлов общеевропейского масштаба. Эта отрасль представлена почти в каждом крупном городе региона.

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок). Химическая промышленность в Европе занимает второе место после машиностроения.

Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов. В химической промышленности многие страны региона имеют четкую специализацию:

  • ФРГ – красители и пластмассы;
  • Франция – синтетический каучук;
  • Бельгия – химические удобрения и содовое производство;
  • Швеция и Норвегия – лесохимия;
  • Швейцария, Венгрия – фармацевтика;

В отличие от машиностроения химическая промышленность региона характеризуется наличием ряда крупных центров. Наиболее крупные центры нефтехимии возникли в эстуариях Рейна (Роттердам), Сены, Эльбы. В Восточной Европе центры нефтехимии построены на трассах нефте- и газопроводов.

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы — металлургическая.

Черная металлургия получила развитие в странах, традиционно располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др.

В последние годы в этой отрасли наблюдается сдвиг к портам. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая, свинцово-цинковая и медная также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия — свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение — Норвегия и Исландия, где ГЭС — основной вид электростанций.

Источник: https://geographyofrussia.com/xozyajstvo-zarubezhnoj-evropy/

Промышленность Зарубежной Европы

Основой хозяйства государств Зарубежной Европы является индустрия.

Несмотря на то, что во многих странах львиная доля в экономике образовывается за счет услуг и сельского хозяйства, промышленное производство уже несколько веков служи «лицом» Европы.

Именно в этом регионе находятся девять из двадцати крупнейших индустриальных государств мира — Великобритания, Италия, Испания, Швеция, Франция, Нидерланды, Швейцария, Германия, и Бельгия.

Модель промышленного производства Зарубежной Европы потерпела ряд изменений в связи с историческими обстоятельствами, которые несколько трансформировали мировой рынок. До начала Второй Мировой войны европейские государства выпускали дорогостоящую уникальную продукцию, в послевоенное время предприятия переориентировались на массового потребителя.

Производством сверхсложной и наукоемкой продукции занялись США, в то время как Европа начала выпускать товары массового народного потребления легковые автомобили, станки, электронику и технологическое оборудование.

Подобная тенденция сохранилась до 70-х годов: в этот период в промышленности Зарубежной Европы прошло своеобразное разделение труда государства Средиземноморского региона продолжали выпуск массовых товаров, во Франции, Англии и ФРГ делался акцент на производстве судов и авиации, что сократило производственное отставание Европы от США. 

Передовые отрасли промышленности

В настоящее время основой промышленности Зарубежной Европы является машиностроение. Уровень развития этой отрасли в европейских государствах различный. Безусловное лидерство по автомобильному производству принадлежит Германии, Франции и Англии. Эти страны являются крупнейшими мировыми экспортерами машин и оборудования, легковых и грузовых автомобилей и тракторов. 

На достаточно высоком уровне в государствах Зарубежной Европы развита химическая промышленность. Италия, Англия, Германия и Франция задействованные в производстве пластмасс и искусственных смол. Бельгия, Швейцария и Нидерланды специализируются на выпуске фармацевтической продукции.

В странах Скандинавии производятся азотные удобрения и нефтехимикаты. Более 65% продукции химического производства экспортируется за рубеж.

Упадок в следующих отраслях

Если в энергетическом, химическом производстве и машиностроении в государствах Зарубежной Европы наблюдается тенденция роста, то в некоторых других отраслях замен существенный упадок.

Так к примеру, текстильная и швейная промышленность, которая еще полвека назад была основой хозяйства европейских государств в последнее время не удовлетворяет внутренних запросов населения.

Упадок легкой промышленности обусловлен ориентацией предприятий монополистов на выпуск дорогостоящей продукции ювелирных и меховых изделий, аксессуаров и эксклюзивной одежды. Дешевый текстиль зачастую импортируется из стран с развивающихся стран. 

Потеряла возможность участия в мировом экспорте и пищевая промышленность региона. Из-за недостаточно развитого сельского хозяйства, эффективность работы предприятий этой отрасли заметно снижается. 

Читайте также:  Битва на неве 1240 года: знаковое событие, ход сражения и итог битвы, значение в истории руси

Нужна помощь в учебе?

Зарубежная Европа: характеристика крупных стран, ведущие отрасли промышленности Предыдущая тема: Зарубежная Европа: общая характеристика, ресурсы, население, хозяйство
Следующая тема:   Сельское хозяйство и транспорт Зарубежной Европы: общая характеристика

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/promyshlennost

Промышленность и сельское хозяйство зарубежной Европы

Зарубежная Европа — один из главных центров мирового хозяйства. В целом зарубежная Европа выделяется высоким уровнем развития прак­тически всех отраслей хозяйства, хотя для многих небольших стран ха­рактерна сравнительно узкая специализация.

Топливно-энергетический комплекс основывается на собственных и импортных угле, нефти и природном газе, атомном сырье и гидроэнер­горесурсах.

По добыче нефти в зарубежной Европе выделяются лишь Норвегия и Великобритания, по добыче газа — Великобритания, Нор­вегия и Нидерланды. Европа выделяется мощным развитием угольной промышленности, где по добыче угля лидирующее положение занима­ют Германия и Польша.

Однако в целом Европа отличается большой зависимостью от импорта энергоносителей. В большинстве стран в производстве электроэнергии преобладают ТЭС, однако в некоторых странах преобладают ГЭС (Норвегия и Швейцария) или АЭС (Литва, Франция, Бельгия).

Европейские страны выделяются не только круп­ными валовыми показателями производства электроэнергии (Германия, Франция и Великобритания), но и лидируют по её душевому производ­ству (Норвегия).

Крупнейшими производителями продукции чёрной и цветной метал­лургии являются Германия, Италия, Франция, Великобритания, Испания, Польша и Швеция.

Главные металлургические центры расположены в старых металлургических регионах (Рур, Верхняя Силезия, Центральная Англия) или в портовых городах, ориентирующихся на импортное сырьё (Таранто — крупнейший металлургический комбинат Западной Европы, а также Фос, Дюнкерк, Гамбург).

Ведущей отраслью промышленности Европы является машинострое­ние, ориентирующееся на высококвалифицированные трудовые ресурсы, развитые научную базу и инфраструктуру.

При полном развитии всех ви­дов машиностроения зарубежная Европа особенно выделяется производ­ством автомобилей, авиакосмической техники, станков, приборов, элек­тротехники и электроники.

Однако нужно учитывать, что все виды машиностроения развиты только в четвёрке самых развитых стран Евро­пы, а малые высокоразвитые страны выделяются производством отдель­ных отраслей точного машиностроения, например, Нидерланды — про­изводством электротехники, электроники и инструментов, Швейцария — часов, роботов и электроники, Бельгия — стрелкового оружия, Финлян­дия — производством оборудования для лесной промышленности и элек­троники и т.д.

Второй важнейшей отраслью специализации Европы является хими­ческая промышленность, базирующаяся как на собственном, так и на привозном сырье.

В зарубежной Европе развиты все виды химического производства.

По уровню развития химической промышленности абсо­лютным европейским лидером является Германия, хотя велика также роль Великобритании, Франции, Италии, Швейцарии, Нидерландов, Польши, Венгрии.

Лесная промышленность получила развитие в Финляндии, Швеции и Норвегии, являющихся абсолютными мировыми лидерами по производ­ству продукции отрасли на душу населения.

Лёгкая и пищевая промышленность представлены практически во всех странах Европы, хотя с заметными различиями в специализации.

Безусловным законодателем мировой моды является Франция, Италия выделяется производством шерстяных тканей и обуви (1 место в мире по производству на душу населения), Скандинавские и среднеевропейские страны специализируются на производстве молочной и мясной продук­ции, Северная Европа отличается рыбной промышленностью, Франция и страны Южной Европы — виноделием. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Сельское хозяйство зарубежной Европы характеризуется сложной отраслевой структурой, высочайшим уровнем механизации, химизации и интенсификации производства, высочайшим уровнем урожайности сель­скохозяйственных культур и продуктивности животноводства. В Европе различают три типа сельскохозяйственного производства:

  1. североевропейский, в котором преобладают молочное скотоводство, производство кормовых культур, производство ячменя, овса, овощей и льна, а на севере региона развито оленеводство;
  2. среднеевропейский, в котором доминируют молочно-мясное ското­водство, свиноводство, птицеводство, развито производство пшени­цы, ячменя, рапса, овощей, картофеля и сахарной свёклы;
  3. южноевропейский, в структуре сельскохозяйственного производства которого преобладает растениеводство (производство пшеницы, ку­курузы, риса, оливок, подсолнечника, эфиромасличных культур, ви­нограда, цитрусовых, фруктов, овощей), а животноводство представ­лено мясо-молочным скотоводством и овцеводством.

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

Источник: http://WorldOfSchool.ru/geografiya/stati/materiki/evraziya/evropa/promyshlennost-i-selskoe-hozyajstvo-zarubezhnoj-evropy

Особенности хозяйства стран зарубежной Европы

Европа традиционно считается одним из наиболее развитых регионов мира. Для многих мечтой является «жизнь по европейским стандартам». Однако на самом деле в разных странах Европы экономика организована по-разному. Есть как очень богатые, так и довольно бедные государства. Как же устроено хозяйство зарубежной Европы, и каковы его особенности?

Ключевые черты европейской экономики

Европа является континентом с большой плотностью населения. Общая площадь стран Евросоюза составляет 4,3 млн кв. км, на которых проживает более 500 млн человек. Средняя плотность населения оценивается в 115 чел./кв. км.

С одной стороны, компактность территории способствует тесному взаимодействию между странами региона. Транспортные издержки относительно невысоки, что способствует развитию инфраструктуры региона. В Европе хорошо развита сеть автомобильных и железных дорог (в том числе и высокоскоростных), активно используется авиасообщение.

С другой стороны, из-за большого населения велика антропогенная нагрузка на природу. Многие природные месторождения истощены, а леса вырублены. В результате европейская экономика сильно зависит от поставок ресурсов из других регионов.

Европу отличает высокий уровень урбанизации. Большинство населения занято в сфере услуг, в ряде стран развита промышленность.

Важной особенностью континента является то, что здесь нет по-настоящему крупных держав, поэтому страны вынуждены сотрудничать друг с другом. На сегодняшний день большинство европейских государств являются частью единого Евросоюза.

Это значит, что между ними нет таможенных границ, свободно перемещается население, капитал, товары и услуги. 19 стран используют единую валюту – евро.

Региональные отличия

Наиболее благополучными являются страны Северной Европы, расположенные на скандинавском полуострове. Норвегия обладает большими запасами нефти, которые поставляет в другие европейские страны, и признается наиболее благоприятной страной для жизни в мире. В регионе развита деревообработка, рыболовство, машиностроительное производство, металлургия.

Следующими по уровню развития являются страны Западной Европы.

Промышленным центром всей Европы является Германия, которая производит станки, турбины, электрогенераторы, автомобили, бытовую технику и многое другое.

В Западной Европе располагаются и важнейшие финансовые центры: Лондон, Цюрих, Люксембург. Франция отличается развитым сельским хозяйством, а также считается наиболее привлекательной для туристов страной мира.

Хуже обстоят дела у стран Южной Европы. Промышленность здесь развито достаточно слабо, за исключением Северной Италии, в которой производят машиностроительное оборудование. Здесь велика удельная доля сельского хозяйства и туризма.

Можно сказать, что Южная Европа – это житница Европейского Союза. Стоит отметить существенные экономические проблемы у стран региона.

У Италии, Испании, Португалии и особенно Греции большой внешний долг, безработица и низкая бюджетная дисциплина.

Наиболее отсталой является Восточная Европа. Их интеграция в Евросоюз привела к упадку их промышленности, которая оказалась неконкурентоспособна по сравнению с западноевропейским производством.

Развитию сельского хозяйства мешают квоты ЕС, которые ограничивают максимальный объем продукции, поставляемой в другие европейские страны.

Велика миграция жителей Восточной Европы в другие государства Европы, где уровень оплаты труда выше.

Энергетика

Европа – это регион, где большое внимание уделяют развитию возобновляемой энергетики, в первую очередь солнечной и ветровой. В Исландии велика доля геотермальных источников энергии, а в Норвегии 99% электричества вырабатывается с помощью ГЭС.

На территории Франции развита атомная энергетика. 58 реакторов дают более 75% электроэнергии страны. Нефть добывается Норвегией и Британией в Северном море, а уголь – в Рурском бассейне Германии и Силезском районе Польши.

Евросоюзу не хватает собственных запасов углеводородов, поэтому он их импортирует. Газ поставляет Россия, а также страны Ближнего Востока.

Промышленность Европы

Европейская промышленность специализируется на выпуске дорогостоящего оборудования, для производства которого необходим высококвалифицированный персонал и научные разработки. Наиболее развиты следующие отрасли:

  • изготовление станков, прессов, контрольно-измерительных машин и т. п. (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Чехия);
  • энергетическое оборудование (ФРГ, Франция, Нидерланды);
  • автомобилестроение (Германия, Италия, Франция, Чехия, Венгрия);
  • химическая промышленность (ФРГ, Британия, Бельгия, Франция, Нидерланды);
  • черная металлургия (Германия, Швеция, Польша, Великобритания);
  • цветная металлургия (Германия, Венгрия, Франция, Польша, Франция, Великобритания).

Источник: https://NatWorld.info/raznoe-o-prirode/osobennosti-hozjajstva-stran-zarubezhnoj-evropy

Промышленность зарубежной Европы — презентация

1

2 Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма, лидирующие позиции по запасам золота и валют. Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «Большую семерку» стран Запада: Германия, Франция, Великобритания, Италия.

3 Машиностроение — ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится около 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность.

Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (Германия), ФИАТ (Италия), «Вольво» (Швеция) и др. В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы других автомобильных концернов.

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

4 Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и практически всего мира — Германия.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

Читайте также:  Сообщение о собаке: охотничьи и мелкие породы, внешнее и внутреннее строение

В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

5 В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились.

В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС.

Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики — особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии — оказывает сооружение АЭС.

На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

6 Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность, с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение.

Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

7

Источник: http://www.myshared.ru/slide/824208

Промышленность Зарубежной Европы

  • Основные характеристики европейского хозяйства
  • Энергетическая отрасль
  • Машиностроение
  • Химическая промышленность
  • Легкая промышленность
  • Пищевая промышленность

Основные характеристики европейского хозяйства

Европейские страны, если рассматривать их в целом являются ядром всей экономики мира. Однако, при рассмотрении каждого конкретного государства в отдельности, можно установить, что уровень развития потенциала экономики у них совершенно разный. Различна и структура хозяйственного комплекса и показатель величины дохода на душу населения.

Преобладающими отраслями европейской экономики уже несколько десятилетий являются сфера услуг и промышленное производство.

Промышленность развивает отрасли, требующие значительных квалифицированных людских ресурсов и наукоемкие производства.

Для некоторых стран эти же принципы равнозначно можно отнести и к аграрным областям производства. Кроме того европейские страны центр мировой финансовой деятельности.

Вверху списка по уровню жизни уже длительное время находятся Швейцария и Люксембург. Наиболее скромные достижения в экономическом развитии у Молдавской республики.

Факторов формирующих промышленность европейской части континента всего три:

  • Транспортный;
  • Людской (трудовые ресурсы);
  • Транспортный.

Основное влияние на промышленное и экономическое развитие оказывается действием НТР.

Энергетическая отрасль

Европа бедна на топливные ресурсы. Подавляющее большинство энергоресурсов для Европы поставляется из Африки, России или стран расположенных на берегах Персидского залива.

Только несколько государств (Франция, Польша, Великобритания и Германия) используют свои собственные сырьевые ресурсы для угольной промышленности.

Газовые и нефтяные разработки ведутся на шельфовой зоне Северного моря.

А вот с разработками атомной энергии ситуация значительно лучше. Практически все страны региона используют ее в значительной степени. Северные территории Скандинавии и горных районов используют энергию, вырабатываемую ГЭС.

Машиностроение

Наибольшее развитие в европейской экономике получила отрасль производства. Опирается она на научную базу, людской ресурс с высокой квалификацией и самую развитую транспортную сеть в мире.

Рынок машиностроения возглавляют:

  • Германия;
  • Великобритания;
  • Нидерланды;
  • Франция;

Главным образом, машиностроение представлено производством легковых автомобилей и моделей грузового транспорта. Германские производители являются пионерами отрасли и лидерами рынка до сегодняшнего дня. Не отстают концерны Швеции и Франции, а так же Италии.

Первоклассные грузовики собираются заводами, расположенными на территории Беларуси, Чехии, Румынии. Автобусное производство сосредоточено в Венгрии и Швеции. Широко развито строительство воздушных судов. Собственные модели выпускаются на заводах Франции, Украины, Великобритании. Ну а в деле сборки морских кораблей нет равным приморским странам Балтики.

Промышленная обработка металлов начала бурный рост в европейских странах еще на исходе XVIII века. С нее и начался промышленный переворот, обеспечивающий сырьем зарождающееся машиностроение.

Добычу сырья из собственных месторождений для черной металлургии обеспечивают Великобритания, Польша, Франция, Украина, Швеция. Другие страны, такие как Германия, Нидерланды или Италия производят продукцию из импортного металла.

Промышленная выплавка цветных металлов представлена медью (ее выплавку осуществляют в основном Бельгия, Германия и Польша) и алюминия.

Его производство сосредоточено в местах с дешевой гидроэлектроэнергией (скандинавские страны), либо на базе собственного сырья (Греция, Франция, Италия).

Химическая промышленность

  1. Развитие химической промышленности стран европейской части происходит на базе сырья полученного собственными силами, так и сырья импортированного из-за рубежа.
  2. 1) Химия полимеров и органического синтеза, а так же и нефтехимия развиты в Италии ФРГ, Франции, Нидерландах, Великобритании, Бельгии.

  3. 2) Лучшие европейские минеральные удобрения производятся на заводах Украины, Франции Беларуси, Германии – странами с наиболее развитым сельским хозяйством.

3) Качественная продукция фармацевтической отрасли производства стала традиционной для Европы.

Известные в мире лекарства производят фирмы Германии, Швейцарии, Болгарии и Швеции.

Легкая промышленность

Промышленное освоение лесов Европы возможно только в регионах, где он имеется в избытке. Таковыми остаются страны севера (Скандинавский полуостров) или восточной части (Беларусь, Польша). Большую роль в этом играет целлюлозно-бумажное производство. Широко раскинулись фабрики по изготовлению мебели. Они на сегодняшний день так же задействуют обученные кадры со всей Европы.

Пищевая промышленность

Некоторые области пищевой промышленности отдельных стран являются их исторической специализацией. Другие определяют разделение труда по географическому признаку.

Так, Молдова, Франция, Испания и несколько других стран славятся своими винами. Чехия немецкие земли поставляют первосортное пиво. Шоколад из Швейцарии почитают как лучший в мире.

Итальянские и голландские сыры и рыбная продукция из прибалтийских стран так же получила славу лучших товаров.

Сделав ставку на интеграцию промышленности, страны Европы сумели объединить сильные качества экономик отдельных держав и сделать весь регион процветающим в единстве.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/promishlennost-zarubezhnoj-evropi/

Главные особенности развития и размещения промышленности Европы

Основа хозяйства Зарубежной Европы – индустрия

Европа – родина машиностроения. В настоящее время это крупнейшая отрасль промышленности почти во всех европейских странах. Но уровень развития машиностроения в отдельных странах весьма различен.

Так в Европе выделяется группа лидеров, имеющих весь комплекс машиностроительных отраслей, которые не только удовлетворяют внутренние потребности этих стран, но и экспортируют продукцию на внешний рынок.

Есть также группа стран, имеющих одно или несколько высокоразвитых машиностроительных производств, потребности же во многих остальных видах машиностроения они удовлетворяют за счет импорта.

К первым относятся прежде всего Англия, Германия, и в меньшей степени Италия и Франция. Ко вторым относятся Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция.

В целом на государства Европы приходится около 25% мировой продукции машин и оборудования. Страны Европы крупнейшие в мире экспортеры станков, технологического, электротехнического и текстильного оборудования, научных и контрольно-измерительных приборов, легковых и грузовых автомобилей, а также тракторов.

Еще одна отрасль современной индустрии – химическая промышленность. Химическая промышленность в странах Европы развита далеко не одинаково.

Если Англия, Италия, Франция и Германия удовлетворяют свои потребности во всех видах химических продуктов и являются их крупными экспортерами, то Скандинавские страны, несмотря на сильное развитие отдельных производств (выпуск азотных удобрений) очень многое ввозят из-за рубежа.

Некоторые страны – Бельгия, Нидерланды, Швейцария – хотя и специализируются лишь на узкой гамме производств (Швейцария на фармацевтике, Бельгия и Нидерланды – на нефтехимикатах), все же тесно связаны с внешним рынком, экспортируя до 65% выпускаемой продукции.

Европейские страны в целом крупнейшие в мире экспортеры пластмасс, синтетических и искусственных волокон, красителей, изделий фармацевтики, азотных удобрений, лаков и красок.

Однако при всем этом европейским государствам приходится в большом количестве импортировать много новых и новейших продуктов химии, главным образом из США.

Но в последние десятилетия разрыв стал быстро сокращаться, притом не без «помощи» американских монополий, активно создающих в европейских странах предприятия по выпуску новых химических продуктов.

Итак, в энергетике, машиностроении и химии во всей Европе прослеживается тенденция к росту. Иначе обстоит дело в других, традиционных для Европы областях некогда принадлежавших к числу ведущих: металлургической, судостроении, текстильной, швейной, стекольной.

Страны Европы все больше импортируют текстильных и швейных изделий, обуви и другой продукции, требующей массового, но малоквалифицированного труда, из стран с дешевой рабочей силой. Упадок легкой промышленности не может компенсироваться ростом производства изделий «узкого спроса»: мехов, ковров, ювелирных изделий.

Одна из крупнейших отраслей промышленности – пищевая – в настоящее время все сильнее смыкается с сельским хозяйством, формируя ядро агропромышленного комплекса. Однако уровень развития этого комлекса, включающего путь продвижения продукта «от ворот фермы до тарелки потребителя», во многом определяется уровнем развития сельского хозяйства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_122355_glavnie-osobennosti-razvitiya-i-razmeshcheniya-promishlennosti-evropi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector