Языкознание: основные разделы науки и изучение их в школе

В лингвистике выделяют несколько основных разделов. Каждый из них занимается изучением того или иного круга лингвистических понятий и явлений. Сегодня мы рассмотрим, какие разделы науки о русском языке изучаются в школьном курсе.

Фонетика

Начнем знакомство с основного раздела языкознания – фонетики. Данная наука изучает звуки речи и особенности их функционирования. В фонетике рассматривается чередование звуков в зависимости от ударения, положения в той или иной части слова. Также рассматриваются сильные и слабые позиции звуков.

Языкознание: основные разделы науки и изучение их в школе

Отдельно изучается такое понятие, как слог, и разделение слова на слоги согласно правилам русского языка. Относится к фонетике и интонация, ударение.

Орфография

Второй важный раздел науки о языке — орфография. Он занимается изучением правописания слов и их значимых частей. Благодаря орфографии мы знакомимся с правилами и орфограммами, учимся распознавать случаи, в которых нужно использовать правила для определения того, какую букву следует написать в том или ином слове.

Лексика и фразеология

Лексика и фразеология – наиболее интересный раздел науки о языке, изучающий лексическое богатство русской речи, а также функционирующие в ней фразеологизмы. Говоря о лексике, стоит отметить, что она занимается изучением таких понятий, как синонимы и омонимы, паронимы и антонимы, изучает она происхождение слов и их функционирование, выделяет активную и пассивную лексику русского языка.

Фразеология занимается изучением фразеологизмов, их значением и происхождением.

Языкознание: основные разделы науки и изучение их в школе

Довольно тесно связана с лексикой и фразеологией лексикография – наука о словарях.

Словообразование

Еще один раздел науки о языке – словообразование. В нем изучается состав слов. Так, каждое слово имеет корень, который несет лексическое значение. Кроме корня, в слове могут быть окончание, суффикс или приставка. Кроме того, выделяют основу слова.

Словообразование изучает не только части слов, но и то, каким образом были образованы те или иные слова, какие из суффиксов образуют глаголы, а какие – прилагательные.

Зная основы словообразования, человек легче осваивает орфографию, так как два эти раздела весьма тесно связаны между собой.

Языкознание: основные разделы науки и изучение их в школе

Морфология

Морфология – довольно объемный раздел науки о языке. Занимается изучением частей речи и их функционированием в речи. В ходе обучения школьники изучают главные и служебные части речи, правила их правописания, знакомятся с тем, как склоняются части речи, как определить род или падеж существительного или прилагательного, которое относится к нему.

Морфология также довольно тесно связана с орфографией, так как необходимо не только знать, как образуется слово, но и как оно изменяется. Ведь некоторые звуки, а следовательно и буквы при написании зависят от того, в каком падеже стоит слово.

Синтаксис и пунктуация

Наиболее сложный раздел науки о языке – синтаксис и пунктуация. Изучать его начинают уже в 8 и 9 классах. Самое первое, с чем знакомятся школьники – это понятие о словосочетаниях и типах, связях между словами. Затем они переходят к изучению главных и второстепенных предложений, учатся находить их и графически выделять.

После этого начинается изучение простого предложения, как двусоставного, так и односоставного. Изучается их классификация и функционирование в речи. Уже в 9 классе начинается знакомство со сложными предложениями, типами связи между ними, классификациями.

В ходе изучения предложений также происходит знакомство с пунктуацией русского языка, которая тесно связана с синтаксисом. Изучаются правила расстановки запятых, тире и двоеточия, точки с запятой. Дается краткая историческая справка об истории возникновения знаков.

Языкознание: основные разделы науки и изучение их в школе

Стилистика

Изучая разделы науки о языке, ученики то и дело сталкиваются с таким разделом языкознания, как стилистика. Она занимается изучением стилей речи, их основных признаков и особенностей функционирования. Выделяют несколько основных стилей: художественный, научный, публицистический, конфессиональный, разговорный, эпистолярный.

В ходе обучения ученики учатся выделять признаки каждого из стилей и определять, к какому из них относится тот или иной текст.

Культура речи

Ну и последний раздел, который стоит упомянуть – культура речи. Она изучает письменные и устные нормы русского языка. Зачастую правила из этого раздела изучаются в ходе рассмотрения других разделов языкознания. Довольно тесно культура речи связана со стилистикой, орфоэпией и орфографией.

Выводы

Мы выяснили, какие разделы науки о языке изучают в школьном курсе. Среди них такие как фонетика и орфография, лексика и фразеология, словообразование и морфология, синтаксис и пунктуация, а также стилистика и культура речи. Практически все они тесно связаны между собой, знание одного раздела способствует усвоению правил из другого, смежного.

Источник: https://autogear.ru/article/290/649/kakoy-razdel-nauki-o-yazyike-izuchayut-v-shkole-osnovnyie-razdelyi-russkogo-yazyika/

Объект и предмет общего языкознания. Разделы общего языкознания. Связь языкознания с другими дисциплины с другими науками — Языкознание

Языкознание – наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и его историческом развитии и классификации конкретных языков.

Общее языкознание — занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в языкознании по своему предмету — либо по отдельному языку (например, русский язык — русистика, японский язык — японистика, и т. п.)

Общее языкознание устанавливает общие (или статистически преобладающие) черты всех языков как эмпирически — индуктивно, с помощью типологии, так и дедуктивно, исследуя общие (значимые для всех коллективов людей) закономерности функционирования языка , особенности любого речевого акта и текста и т. п.

Объект языкознания – язык. Человеческий язык неоднороден. Виды его различны. Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и функционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности могут быть присущи отдельным конкретным языкам или их группам. Наряду с такими частными закономерностями в каждом языке мира могут быть вскрыты некоторые общие закономерности, присущие всем или большинству языков человечества. Поэтому предмет курса «Общее языкознание» соотносится с такими понятиями как «частное» и «общее» 

языкознание. Частное – изучает отдельный язык или группу языков: русистика, славистика. Изучаетсяся внутреннее устройство, отличительные особенные условия, в оторванности от внешнего мира. Общее – изучает универсалии, то, что объединяет разные языки.

Если рассматривать язык с точки зрения языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.).

Внутренняя лингвистика изучает внутреннее устройство: языковые единицы, уровни языка, особенности внутреннего развития языка (законы).

Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе.

Кроме того, языкознание может быть практическим, теоретическом, прикладным. Практическое – занимается конкретными языками с целью их использования как средства общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его единицы и соотношение между ними, природу грамматических категорий и прочее. Прикладное – отрасль занимающаяся разработкой и приложением лингвистических данных к потребностям общества. Разделы общего языкознания Фонетика — любое слово состоит из звуков. Звуковой строй языка изучается еще одним разделом языкознания — фонетикой (от греч. phonetikos ‘звуковой’).

  • Грамматика — словообразование, морфологию и синтаксис объединяет то, что они, в отличие от лексикологии и фонетики, направлены на изучение не столько состава языковых единиц,
  • Семантика — раздел языкознания, изучающий значение единиц языка.
  • Прагматика — раздел 

сколько законов их построения. Поэтому их обычно объединяют в один более крупный раздел, который называется грамматика (от греч. grammatike techne ‘искусство письма’). языкознания, изучающий условия использования говорящими языковых знаков. Связь языкознания с другими дисциплинами • Философия • Социология • Семиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). • Герменевтика искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности • Психология • Математика (математическая логика, теория информации, вычислительная лингвистика) • Медицина (нейролингвистика) • Физика (акустика)

• Физиология

Источник: https://www.sites.google.com/site/yazyk13/podgotovka-k-ekzamenu/obekt-i-predmet-obsego-azykoznania-razdely-obsego-azykoznania-svaz-azykoznania-s-drugimi-discipliny-s-drugimi-naukami

какие разделы науки о русском языке вы знаете Что изучает каждый из этих разделов

Пользователь удален Знаток (353) 11 лет назад ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. ЛЕКСИКА -это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения.

СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.

ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.

Камилка Мыслитель (5855) 11 лет назад Фонетика-звуки, графика-соотношения звуков и букв, орфоэпия-литературное произношение звукосочетаний, лексика-словарный состав языка, диалектология-диалекты, фразеология-устойчивые сочетания слов, словообразование-строение слов, морфология-части речи, синтаксис-словосочитания и предложения, орфография -передача на письме слов с помощью письма, пунктуация-знаки препинания, стилистика-стили литер. языка и языковых средств. Галина Гуру (2849) 11 лет назад Лексикография — раздел науки о языке, изучающий лексику.фразеология — наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер.Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке.орфоэпия — раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношенияорфография — система правилсловообразование — изучает способы образования словграмматика — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения и включает в себя две части — морфологию и синтаксис.морфология — грамматическое учение о слове ( его структура, формы словоизменения, способы выражения грамматического значения.

синтаксис — изучает словосочетание и предложение

Тансылу Гиздатуллина Ученик (204) 3 года назад ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. ЛЕКСИКА -это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения. СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу. ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. Фонетика-звуки, графика-соотношения звуков и букв, орфоэпия-литературное произношение звукосочетаний, лексика-словарный состав языка, диалектология-диалекты, фразеология-устойчивые сочетания слов, словообразование-строение слов, морфология-части речи, синтаксис-словосочитания и предложения, орфография -передача на письме слов с помощью письма, пунктуация-знаки препинания, стилистика-стили литер. языка и языковых средств. Лексикография — раздел науки о языке, изучающий лексику. фразеология — наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке. орфоэпия — раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения орфография — система правил словообразование — изучает способы образования слов грамматика — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения и включает в себя две части — морфологию и синтаксис. морфология — грамматическое учение о слове ( его структура, формы словоизменения, способы выражения грамматического значения.

Читайте также:  Зарегистрироваться на всероссийском официальном сайте гто сможет даже школьник!

синтаксис — изучает словосочетание и предложение

Алина Аля Ученик (156) 3 года назад Фонетика-раздел лингвистики, изучающий звуки речи.Орфоэпия- это раздел лингвистики, изучающий правила произношения и ударения.Морфемика- это раздел языкознания, в котором изучается состав слова.Лексика- раздел лингвистики, изучающей словарный состав языка.Графика- совокупность всех средств данной письменности.Орфография- это раздел лингвистики, изучающий систему правил написания слов.Морфология- раздел лингвистики, изучающий слова, как части речи.Синтаксис- раздел лингвистики, изучающий строение и значение синтаксических единиц.Пунктуация- это раздел лингвистики, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.Текстоведение- это отрасль науки о языке, тесно связанная с литературоведением.Словообразование- это образование новых слов от однокорневых слов . Фразеология- это раздел лингвистики, изучающий фразеологизмы.

Стилистика- раздел лингвистики, в котором изучается система стилей того или иного языка.

Никита Коренчненко Ученик (120) 3 года назад Руслан Габдрахманов Ученик (137) 3 года назад юлиска рудченко Знаток (344) 3 года назад Fred_ Play Ученик (129) 3 года назад Фонетика-раздел лингвистики, изучающий звуки речи.Орфоэпия- это раздел лингвистики, изучающий правила произношения и ударения.Морфемика- это раздел языкознания, в котором изучается состав слова.Лексика- раздел лингвистики, изучающей словарный состав языка.Графика- совокупность всех средств данной письменности.Орфография- это раздел лингвистики, изучающий систему правил написания слов.Морфология- раздел лингвистики, изучающий слова, как части речи.Синтаксис- раздел лингвистики, изучающий строение и значение синтаксических единиц.Пунктуация- это раздел лингвистики, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.Текстоведение- это отрасль науки о языке, тесно связанная с литературоведением.Словообразование- это образование новых слов от однокорневых слов .

Фразеология- это раздел лингвистики, изучающий фразеологизмы.

Денис Царёв Ученик (217) 3 года назад ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. ЛЕКСИКА -это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения. СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу. ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. Фонетика-звуки, графика-соотношения звуков и букв, орфоэпия-литературное произношение звукосочетаний, лексика-словарный состав языка, диалектология-диалекты, фразеология-устойчивые сочетания слов, словообразование-строение слов, морфология-части речи, синтаксис-словосочитания и предложения, орфография -передача на письме слов с помощью письма, пунктуация-знаки препинания, стилистика-стили литер. языка и языковых средств. Лексикография — раздел науки о языке, изучающий лексику. фразеология — наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке. орфоэпия — раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения орфография — система правил словообразование — изучает способы образования слов грамматика — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения и включает в себя две части — морфологию и синтаксис. морфология — грамматическое учение о слове ( его структура, формы словоизменения, способы выражения грамматического значения.

синтаксис — изучает словосочетание и предложение

димос кормишин Ученик (144) 3 года назад КатяВылежуТебе Ученик (241) 3 года назад AmALiA AMA Ученик (111) 3 года назад Ксения Бажанова Ученик (203) 3 года назад ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. ЛЕКСИКА -это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения. СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу. ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. Фонетика-звуки, графика-соотношения звуков и букв, орфоэпия-литературное произношение звукосочетаний, лексика-словарный состав языка, диалектология-диалекты, фразеология-устойчивые сочетания слов, словообразование-строение слов, морфология-части речи, синтаксис-словосочитания и предложения, орфография -передача на письме слов с помощью письма, пунктуация-знаки препинания, стилистика-стили литер. языка и языковых средств. Лексикография — раздел науки о языке, изучающий лексику. фразеология — наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке. орфоэпия — раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения орфография — система правил словообразование — изучает способы образования слов грамматика — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения и включает в себя две части — морфологию и синтаксис. морфология — грамматическое учение о слове ( его структура, формы словоизменения, способы выражения грамматического значения.

синтаксис — изучает словосочетание и предложение

Иван Фирсов Знаток (263) 2 года назад тимофей федоренко Ученик (124) 2 года назад ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. ЛЕКСИКА -это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения.

СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.

ПУНКТУАЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.

Денис Зайцев Ученик (167) 2 года назад ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи.ЛЕКСИКА -это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения.СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения.СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.

ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.

Анна Фирулева Ученик (219) 2 года назад Тимур Корюков Ученик (195) 2 года назад

Источник: https://otvet.mail.ru/question/11479989

Разделы языкознания (место лингвистических дисциплин)

Версия для печати

Главная > Лингвистика > Разделы лингвистики

Границы языка — границы мира.

Ниже представлен авторский взгляд на место различных разделов языковедения и их связи. Разделы страницы с классификацией лингвистических дисциплин:

  • Языкознание как наука
  • Структурная схема языковедения как комплекса наук
  • Примечания к схеме лингвистических дисциплин
  • Сетевые рессурсы о классификации лингвистических дисциплин

Также смотрите классификацию коммуникативных систем.

Языкознание, или лингвистика, — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. (В. И. Кодухов.

Введение в языкознание) С литературоведением языкознание объединяется в филологию (как наука о тексте), с графикой и символикой — в семиотику (как наука о речевых знаках), с психологией и кибернетикой — в когнитивистику (как наука о передаче знания).

Кроме того, в последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений – например, социолингвистика, психолингвистика.

Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история (с археологией), этнография, страноведение, психология, педагогика. Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией.

Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой. Языкознание, как и другие науки, связано с философией. Даже развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания.

Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, однако, теснее всего языкознание связано с литературоведением.

Здесь показана попытка собственной классификации лингвистических дисциплин как взаимосвязанных исследовательских процессов (на основе интегрального анализа литературы по общему языкознанию):

Читайте также:  Лучшие центры повышения квалификации в россии: топ 5 ведущих центров

ЛИНГВИСТИКА | | | ——————————— | —————————— | —- проверка гипотез —- | — модели и продукты — | | | | | | | | | | V | V | | Теоретическая лингвистика Прикладная лингвистика (Научное языкознание) (Верификационная, Практическая) / | / / | Частная лингвистика Общая (общеязыковая) Формальная / Переводческое дело Дидактика / / (Структурная/внутренняя, (Переводоведение) (Методы обученния ИЯ) Одноязыковая Многоязыковая Интралингвистика Системная Математическая, ( Частная ) (Сравнительная) / / | / | Компьютерная), / / Теор.фонетика Основания языка Когнитивная Описательная Предписательная / Лексикология Типология языков ( Эмпирическая, (Нормативная, / Т.грамматика Языковые универсалии Дескриптивная ) Проскриптивная) / / | / Сопоставительная Экстралингвистика (частные разделы языка) / / | (лингвистика на стыке наук) Фонетика Лексика Грамматика Историческая Контактология (Контрастивная) [языки с развитием | / / / [сравнивает языки и Ареалогия) | при похожих условиях Социолингвистика = лингвистика + социология Стилистика / / родственные] [взаимодействие Феноменная или на схожих этапах] Психолингвистика = лингвистика + психология | / / соседних языков] Этнолингвистика = лингвистика + этнология Диалектология / | Когнитолингвистика = лингвистика + когнитология | / Системная (выше) —> Интерлингвистика —> Компьютерная (выше) Философия языка = лингвистика + философия Диахроническая Паралингвистика [Частно-историческая] ^ Графика Филология Семиотика

Кроме того, языкознание как наука взаимосвязана с другими научными дисциплинами — гуманитарными, социальными, естественными, техническими, на стыках которых или при объединении с которыми возникли новые научные направления (экстралингвистические).

Языковедение (языкознание, лингвистика) — паука, изучающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще.

Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера.

Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее. (Ю. С. Маслов. Введение в языкознание)

Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение.

Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков.

В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.

Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е.

положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии, к примеру: все языки имеют гласные и согласные, в любом языке имеется минимум две гласные фонемы) или для значительного большинства языков (статистические универсалии, например: большинство языков имеют носовые согласные с количеством фонем 10-70).

Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение, — таких, например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя собственное» и т. п.

Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:

  1. определить природу языка, его сущность;
  2. установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие,— морфологию, лексикологию и т. п.;
  3. дать систематику языков, создать классификацию языков;
  4. разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приемы и методики языкознания.

При всем различии подхода к языку и методик анализа его у разных школ, в современном языкознании выделились основные аспекты общего языкознания. Общее языкознание, или общая лингвистика, состоит из трех основных разделов:

  1. внешней лингвистики (она изучает язык как общественное явление, его социальные и мыслительные функции, поэтому ее называют также социальной лингвистикой, функциональной лингвистикой),
  2. внутренней [собственно] лингвистики
  3. и сравнительного языкознания (компаративистики).

Внутренняя, или структурная, лингвистика изучает систему языка, ее единицы и категории, ее уровни (ярусы) и их структуру.

Единицы языка, их отношение друг к другу в системе языка, их языковая форма и языковое содержание — вот что является и объектом и предметом науки о внутренней структуре и системе языка.

Объектом ее становятся письмо (графическая и орфографическая форма языка), звуковой строй языка, грамматический строй языка, его словарный состав. Поэтому основными разделами этой науки являются грамматология, фонетика, лексикология и грамматика.

Термин грамматология недавний; его употребляют в работах, которые исследуют письменный язык и речь с точки зрения семиотики. Более часто используется термин письмо — как обозначение самого предмета изучения, а также как название науки о письме и письменной деятельности (технике письма и письменной речевой деятельности).

Фонетика, грамматика, лексикология и другие, более частные разделы науки о языке (например, фразеология и словообразование) изучают структуру языка безотносительно к его использованию.

Однако язык существует лишь в обществе, лишь тогда, когда он используется людьми, причем различно на разных коммуникативных участках.

Это порождает вариантность языковых средств, их синонимичность, функциональные разновидности, устную и книжную речь, различные стили литературного языка.

Эти свойства языка могут также стать предметом специального изучения. Так возникает еще одна наука — стилистика.

Сравнительное языкознание подразделяется на сравнительно-историческое и сопоставительное (контрастивное).

Эти аспекты сравнительного языкознания отличаются друг от друга по целям и методике исследования: если сравнительно-историческое языкознание изучает родственные языки, возникшие из общего источника и поэтому объединенные объективно, исторически, то сопоставительное языкознание изучает и не родственные языки [для выявления их типов и ареальных общностей].

Сопоставительная лингвистика называется также контрастивной или конфронтативной лингвистикой, но я бы лучше последними терминами назвал область языкознания, изучающей резко отличные языковые механизмы различных языков.

Подразделом контрастивной лингвистики при этом является наука, собирающая языковые феномены (экзотику в лингвистике) и изучающая их причину и развитие.

Этот подраздел можно было бы назвать феноменальной лингвистикой или феноменологией в лингвистике.

Ареальная лингвистика (ареология в лингвистике, пространственная лингвистика) изучает распространение одинаковых или похожих языковых явлений в пространстве, учитывая межъязыковые (междиалектные) взаимодействия. Контактная лингвистика (контактология в лингвистике) изучает взаимодействие языков как главный фактор языковой эволюции.

Диахронное языкознание (диахронная лингвистика, диахроническая лингвистика) изучает отношения не между сосуществующими элементами данного состояния языка (как в синхронной лингвистике), но между сменяющимися последовательными во времени элементами. Объектом диахронической лингвистики является, в первую очередь, вся фонетика в целом.

Но только ли звуки изменяются во времени? Слова меняют своё значение, грамматические категории эволюционируют… (Фердинанд де Соссюр). Диахронную лингвистику не следует путать с исторической (вернее, сравнительно-исторической) лингвистикой, или компаративистикой, т.к.

первая изучает последовательность исторических состояний (синхронных срезов) одного языка, а вторая — родственных языков.

Частное языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками).

Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

Любое частное языкознание начинается с составления словаря и написания грамматики; выполнение этих работ предполагает не только специальные знания, но и развитую теорию нормы языка. Любое частное языкознание содержит, следовательно, некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще.

Так, в науке о русском языке выделяются фонетика и грамматика, и это верно также для других частных лингвистик и общего языкознания. Верно также для всех языков, что звуки речи делятся на гласные и. согласные, а среди частей речи выделяются имя и глагол.

Однако любое частное языкознание содержит такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верными для всех языков.

Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.

Вот здесь противоречие, ибо выше равнительно-историческое языкознание выросло из общего языкознания, а не из частного. Возможно, сравнительная лингвистика не относится ни к общей, ни к частной лингвистике, а занимает промежуточно еоложение.

Прикладное языкознание — это применение лингвистических знаний к практической деятельности. Важной отраслью практической деятельности языковедов является преподавание родного и неродного языков в общих и специальных школах.

Эта деятельность вызывает составление разного рода справочников, прежде всего учебных словарей и грамматик.

Важной отраслью практической деятельности языковедов являются также перевод с одного языка на другой, разработка терминологии, совершенствование алфавита и орфографии, создание письменности для ранее бесписьменных народов и т. п.

Наконец, отраслью прикладной лингвистики является инженерное языкознание, возникшее во второй половине XX столетия. Сюда относятся использование при обучении языку технических средств, проблематика теле- и радиокоммуникации, машинный (автоматический) перевод и т. п.

Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка:

  • создание и усовершенствование письма;
  • обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку;
  • создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации,
  • создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

Новое направление в языкознании — экологическая лингвистика (эколингвистика, экология языка) изучает факторы «загрязнения» и исчезания языка, а также разрабатывает меры по его защите и «очистке» от этого.

Таким образом, эколингвистика включило в себя нормативную (как основу), ареальную и социологическую лингвистику.

Ареология изучает взаимодействие языков (как фактор не только обогащения, но и загрязнения языка), а социолингвистика — взаимодействие языка и среды (как причину потери социальной значимости языка и его угасания). Одним из практических разделов экологии языка становится языковая политика.

Эколингвистика сосредотачивается на выявлении законов, принципов и правил, общих как для экологии, так и для развития языка.

Интерлингвистика (плановая лингвистика, модельная лингвистика) — область языковедения, занимающаяся различными аспектами международного общения, возможностями его оптимизации, а также международными искусственными языками, как созданными на основе реальных языков (или их совокупности), так и созданными логическим путём. Первые искусственные (плановые, модельные) языки общения называются апостериорными, а вторые — априорными.

Если исходить из того, что создание апостериорных международноых языков тесно связано с контактной лингвистикой, то и всю интернациональную лингвистику (с априорными и ареальными искусственными языками) можно (с некоторой нятяжкой) считать разделом контактологии. А если исходить из того, что создание априорных международноых языков тесно связано с философией языка, то плановое языковедение можно рассматривать как прикладную дисциплину, функционирующую на основе теории языка как системы

В  словаре Даля филология (греч. любословие) — наука или изучение древних, мертвых языков [стоило бы, наверное, добавить — литературных]; изучение живых языков — лингвистика. По более широкому толкованию, филология — это совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Филология изучает письменные памятники носителей данного языка и его предков в их культурно-исторических связях. Филология даёт основнойфактический материал для диахронной лингвистике. Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специалиста в своей области.

  • Ф. де Соссюр. Извлечения из Курса общей лингвистики.
Читайте также:  Что такое синекдоха; примеры в рекламе и художественной литературе

Источник: http://www.garshin.ru/linguistics/ling-branches.htm

Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке

  • Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:
  • — фонетикой,
  • — лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),
  • — морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),
  • — морфологией,
  • — синтаксисом.

Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.

  1. Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.
  2. Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.
  3. Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:

  • фонетика — звучащую речь,
  • морфемика — состав слова,
  • словообразование — производность слова,
  • лексикология — словарный состав языка,
  • морфология — слова как части речи,
  • синтаксис — словосочетания и предложения.
  • Морфология и синтаксис составляют грамматику.
  • Современный русский литературный язык
  • Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.

Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.

Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С.

Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания.

Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.

Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).

  1. Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:
  2. 1) язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина;
  3. 2) язык, употребляемый нами, — это язык начиная с середины 20 века.

Русский язык — это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV — XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка — древнерусского (восточнославянского) языка.

Литературный язык — язык культуры и язык общения культурных людей. Признаками литературного языка является его нормированность (наличие языковой нормы) и кодифицированность.

Литературная норма — совокупность правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху.

Она служит для единообразия в употреблении языковых средств (одинаковое и в силу этого понятное всем произношение, написание и словоупотребление), фильтрует поток заимствований, жаргонизмов, диалектизмов; сдерживает чрезмерно быстрое развитие литературного языка для обеспечения преемственности речевой культуры.

Кодификация — фиксация языковой нормы в письменных и устных источниках (словари, справочники, учебники, речь культурных людей).

Литературный язык является частью общенародного языка, включающего также диалекты, профессиональную лексику, жаргон, городское просторечие.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

  • Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.
  • Орфоэпия — наука о нормах произношения.
  • Графика — раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы.
  • Орфография — раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.
  • Звук и буква

Звук — это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква — графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением.

Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал — мол — мыл).

В русском алфавите 33 буквы: : Аа — «а», Бб — «бэ», Вв — «вэ», Гг — «гэ», Дд — «дэ», Ее — «е», Ёё — «ё», Жж — «жэ», Зз — «зэ», Ии — «и», Йй — «й», Кк — «ка», Лл — «эль», Мм — «эм», Нн — «эн», Оо — «о», Пп — «пэ», Рр — «эр», Сс — «эс», Тт — «тэ», Уу — «у», Фф — «эф», Хх — «ха», Цц — «цэ», Чч — «че», Шш — «ша», Щщ — «ща», ъ — «твёрдый знак», Ыы — «ы», ь — «мягкий знак», Ээ — «э», Юю — «ю», Яя — «я». Русский алфавит называют кириллическим, или кириллицей.

Буквы имеют строчный вариант (буква в строке не возвышается над остальными буквами) и прописной (буква отличается от строчной высотой). Нет прописного варианта у букв ъ и ь, а прописная буква Ы употребляется только в иноязычных именах собственных для передачи реального произношения (в начале русских слов звук [ы] не встречается).

10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е), 21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и условно называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), ъ и ь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.

Согласных звуков, чётко различающихся в русском языке (например, перед гласными), — 36: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ'] (в речи людей старшего поколения в отдельных словах, таких, как дрожжи, вожжи, брызжет и др., может произноситься долгий мягкий согласный [ж']). Согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно). Причина этого состоит в одной из особенностей русской графики — в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (е, ё, ю, я, и) или ь (мал [мал] — мял [м'ал], кон [кон] — конь [кон']).

Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е. Гласных звуков, различающихся под ударением, — 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Они выполняют следующие функции:

1) обозначают 2 звука ([й'а], [й'у], [й'о], [й'э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма [й'́ама], моя [май'́а], объять [абй'́ат'];

2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твёрдости / мягкости согласного звука: мёл [м'ол] — ср.

: мол [мол] (исключение может составлять буква е в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного — пюре [п'ур́э]; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буква е в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср.: пос[т'э]ль — пас[тэ]ль);

  1. 3) буквы е, ё, ю после непарного по твёрдости / мягкости согласного обозначают гласный звук [э], [о], [у]: шесть [шэс'т'], шёлк [шолк], парашют [параш́ут].
  2. Фонетическая транскрипция
  3. Для записи звучащей речи используется фонетическая транскрипция, которая построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом.

Транскрипция заключается в квадратные скобки, в словах из двух или нескольких слогов обозначается ударение. Если два слова объединены единым ударением, они составляют одно фонетическое слово, которое записывается слитно или с помощью лиги: в сад [фсат], [ф сат].

  • В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания (например, при транскрибировании предложений).
  • В словах, состоящих более чем из одного слога, ставится ударение.
  • Мягкость согласного звука обозначается апострофом: сел [с'эл].

Три основных учебных комплекса предлагают не совсем одинаковое решение для обозначения мягких непарных согласных. Комплекс 1 обозначает мягкость у всех непарных ([ч'], [щ'], [й']).

Комплекс 2 в начале раздела фонетики не обозначает мягкости непарных ([ч], [щ], [й]), потом в учебнике теории мягкость обозначена у всех непарных мягких, как и в 1 комплексе ([ч'], [щ'], [й']), а в учебнике практики звук [щ'] обозначен транскрипционным знаком [ш'], как это принято в высшей школе.

Комплекс 3, как и комплекс 1, обозначает мягкость всех непарных мягких ([ч'], [щ'], [j']), при этом звук [й] обозначается, как это принято в высшей школе, при помощи [j] с той разницей, что в высшей школе мягкость [j] не обозначается, поскольку связана не с дополнительной, а с основной артикуляцией этого звука.

Для лучшего запоминания того, что непарные [ч'], [щ'], [й'] являются именно мягкими, мы принимаем решение об обозначении их мягкости при помощи апострофа.

Для записи гласных звуков используются следующие транскрипционные знаки: ударные гласные: [́а], [́о], [́у], [́и], [́ы], [́э], безударные: [а], [и], [ы], [у]. В транскрипции не используются йотированные гласные буквы я, ю, е, ё.

Комплекс 3 для обозначения безударных гласных использует транскрипционные значки [а], [ы], [и], [у], [иэ] («и, склонное к э»), [ыэ] («ы, склонное с э»), [ъ] («ер»), [ь] («ерь»). Об их правильном употреблении будет сказано в разделе, посвящённом безударным гласным.

Источник: https://studopedia.net/8_15904_lingvistika-kak-nauka-osnovnie-razdeli-nauki-o-yazike.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector