Виды и подвиды словосочетаний в русском языке, что не является словосочетанием в русском языке

Еще из школьного курса русского языка, мы с вами помним, что кроме слов, существуют словосочетания и предложения. Они объединяют в себе слова в разных вариациях. Что такое словосочетание в русском языке? Особенности их составления и когда используются нами?

Виды и подвиды словосочетаний в русском языке, что не является словосочетанием в русском языке

Рассматривая правило – что такое словосочетание, мы видим, что это 2 или больше слов, которые объединены грамматически и по смыслу, однако не являются предложением.

Одно из слов в любом из словосочетаний всегда будет главным, остальные – зависимые. С главным они объединены не только по смыслу, а еще по роду и падежу. Если вы такой связи не видите, значит перед вами не словосочетание.

Главное слово может обозначать предмет, признак предмета или его действие. В то же самое время, зависимые слова необходимы в любом словосочетании.

Они применяются в случаях, когда необходимо пояснить значение главного или расширить его значения.

Виды и подвиды словосочетаний в русском языке, что не является словосочетанием в русском языке

Между главным и тем, которое от него зависит словами, в любом случае можно поставить определенный вопрос. Например, рассмотрим словосочетание «зимний лес».

В данном случае главным будет слово «лес», соответственно – зависимое слово «зимний». Вопрос: Лес какой? – зимний.

Пример показал, что перед нами словосочетание, составленное по всем правилам языка, где одно слово подчинено другому и между ними установлена связь.

Состав словосочетаний

Абсолютно все словосочетания можно разделить на несколько видов. Они могут быть сложные и простые. Как гласит правило, простыми словосочетаниями называют сочетание двух слов. При этом одно из них является главным, а второе – зависимым.

Если рассматривать сложное словосочетание, то так называют сочетание трех или больше слов или даже нескольких разных простых словосочетаний. Если говорить о простом словосочетании, то пример подобрать не сложно. Мы регулярно используем их не только в устной речи, но и на письме – «красивый кот», «солнечный день», «продуктовый магазин».

Теперь рассмотрим, что означает сложное словосочетания на примере: «красивый кот в углу», «солнечный день зимы», «продуктовый магазин поселка».

Виды и подвиды словосочетаний в русском языке, что не является словосочетанием в русском языке

Словосочетание и предложение

Некоторые люди постоянно путают такие понятия, как словосочетание и предложение. Различать их очень просто.

Для этого нужно запомнить, что подлежащее вместе со сказуемым в любом предложении – это лексическая пара, а не словосочетание, как может показаться на первый взгляд.

Пример: «светит солнце» – это законченное предложение, где солнце – подлежащее, а светит – сказуемое. А вот «светящее солнце» – можно отнести к простому словосочетанию, где слова объединены именным падежом и средним родом.

То же можно сказать и о второстепенных членах предложения. Они не являются словосочетаниями, если расположены в перечислении и противопоставлении, и равноправно связаны между собой сочинительной связью. Пример: липы, дубы, клены и березы; то черный, то белый; огромный, но легкий.

Виды и подвиды словосочетаний в русском языке, что не является словосочетанием в русском языке

Так же к тому, что называется словосочетанием нельзя отнести фразеологические обороты или любые составные формы различных слов.

Виды словосочетаний

Исходя из того, какой частью речи выступает главное слово словосочетания, принято выделять несколько их видов. Существует несколько способов образования словосочетаний:

  1. Именное отличается тем, что главное слово в нем может быть именем существительным, местоимением, именем прилагательным или числительным. Пример: свежий ветер, кто-то важный, полезный для нас, семеро козлят.
  2. Глагольное – словосочетание, в котором в качестве главного слова используется глагол. Пример: выучить урок, объехавший весь мир, сидя на диване.

Источник: https://topkin.ru/voprosy/nauka-voprosy/chto-takoe-slovosochetanie-v-russkom-yazyike/

Словосочетания — это смысловые конструкции русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком базовом понятии в русском языке, как словосочетание.

Казалось бы, все интуитивно понимают, о чем идет речь, но есть масса моментов, которые требуют разъяснения.

Что такое словосочетание

Словосочетание – это два или больше слов, которые связаны между собой по смыслу или грамматически, а часто и так и так.

Сразу скажем, что без словосочетаний просто не обойтись в повседневной жизни.

С их помощью мы акцентируем внимание на различных деталях и обстоятельствах.

Например, можно сказать ЭТА КАРТИНА или ЭТА КРАСИВАЯ КАРТИНА. В первом случае, это просто констатация факта, а во втором показано отношение конкретного человека, его оценка увиденного. Или, например, ПОШЛИ и ПОШЛИ ДОМОЙ. В первом случае это просто глагол, который несет в себе мало информации. А во втором – указание конкретной цели.

В чем отличие предложения от словосочетания

Предложение тоже состоит из ряда слов (иногда даже из одного), но представляет из себя законченную и оформленную мысль.

А вот словосочетание не выражает законченной мысли или какой-либо интонации. Хотя именно из них строятся предложения. Они как бы представляют из себя синтаксические единицы разного уровня.

Словосочетание — это самая малая синтаксическая единицу, которая передает некоторую информацию, но при этом не является отдельным суждением или завершенным сообщением.

А вот предложение – это уже языковая единица, которой свойственна смысловая и интонационная завершенность.

Предложение, в отличие от словосочетания, не просто информирует, а служит для выражения целостной мысли, побуждения к действию, формулировки вопроса, передачи эмоций.

Если говорить абстрактно, то словосочетание — это материалы для ремонта (обои, краска, паркет), а предложение — это отдельный уже законченный и оформленный в единое целое участок ремонтируемой площади (например, одна из отремонтированных комнат).

Виды словосочетаний и их примеры

Словосочетания бывают двух видов:

  1. сочинительные
  2. подчинительные

Подчинительные наиболее распространены. Они отличаются тем, что есть главное слово и зависимое/зависимые. Например:

  • ЗИМНЯЯ СТУЖАЛЕТИТ К ОБЛАКАМСИДИТ РОВНОСВЕТИТ ЗА ОКНОМ
  • РИСОВАТЬ КАРТИНУ

В таких словосочетаниях всегда можно задать простой вопрос от главного слова к зависимому. Как в популярной телепередаче – «Что? Где? Когда?». Ну а также – «Какой? Сколько? Как?» и так далее.

СТУЖА (какая?) ЗИМНЯЯЛЕТИТ (куда?) К ОБЛАКАМСИДИТ (как?) РОВНОСВЕТИТ (где?) ЗА ОКНОМ

РИСОВАТЬ (что?) КАРТИНУ

И вот именно по этому принципу можно отличить словосочетания от простой пары слов. Так, МАЛЬЧИК ПИШЕТ, КОШКА ИГРАЕТ, СОЛНЦЕ СВЕТИТ и тому подобное не являются словосочетаниями, так как тут нет простых вопросов («Что делает?» и «Что сделает?» к таковым не относятся).

А вот сочинительные словосочетания – это очень малочисленная группа. К ней относятся фразы, в которых нет главного слова и зависимого. Все слова равны. Чаще всего они соединяются различными союзами:

  1. ВОЙНА И МИРПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕНЕ БЕЖИТ, А НЕСЕТСЯ
  2. МАЛЕНЬКИЙ, НО ТЯЖЕЛЫЙ

Интересная особенность, что сочинительные словосочетания крайне редко используются нами в повседневной жизни. Но зато их часто можно встретить на страницах книг.

Типы словосочетаний на примерах

Также все словосочетания можно разделить по тому, из каких частей речи они состоят.

Например, главное слово – существительное, а зависимое – это прилагательное. Это, пожалуй, самый распространенный вариант. Проверочный вопрос в этом случае «Какой?» и все его разновидности.

  • КРАСИВЫЙ КОСТЮМЛЮБИМАЯ СКАЗКАКЛУБНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ
  • ОСТРАЯ БОЛЬ

Другой вариант словосочетаний с существительным в главной роли, это когда зависимое слово также является существительным. Связывающие вопросы в этом случае – «Куда?», «Где?», «Чей?», «Для чего?». И очень часто для соединения слов используются предлоги.

  1. ПОХОД В ГОРЫОТДЫХ НА МОРЕКРАСКА ДЛЯ ВОЛОС
  2. ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА

Не менее распространены словосочетания, в которых глагол является главным словом, а зависимым становится существительное. Такая конструкция обозначает действие над каким-либо предметом. И отвечает на вопросы «Кто? Что? Кого? Чего?».

  • ИСКУПАТЬ РЕБЕНКАУБРАТЬ МУСОРОПЛАТИТЬ СЧЕТ
  • ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО

А есть разновидность существительных, в которых вместе с главным глаголом используются зависимые наречия. Проверочный вопрос – «Как?».

  1. БЕЖАТЬ БЫСТРООТВЕТИТЬ ГРУБОВСТАВАТЬ РАНО
  2. СДЕЛАТЬ НАЗЛО

Также словосочетания могут быть:

  1. Количественные – в роли главного слова выступает числительное. ТРИ ТОПОЛЯ, ПЕРВЫЙ ГЕРОЙ;
  2. Местоименные – местоимения является главным словом. НЕКТО НОВЫЙ.
  3. Наречные – местоимение (что это?) в качестве главного слова. ОСОБО ОПАСЕН, ДАЛЕКО ОТ ДОМА.

Виды связи слов в словосочетании

Еще одна важная характеристика словосочетаний – как связаны между собой главное слово и второстепенные. Тут выделяют всего три разновидности:

  1. согласование;
  2. управление;
  3. примыкание.

Согласование – это когда основное слово диктует второстепенным, в каком роде, падеже или числе они должны употребляться. Соответственно, если меняется одно слово, тут же под него подстраивается и другое. Причем главное слово – это всегда существительное, а вот зависимым могут быть разные части речи.

ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА — ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ — ИНТЕРЕСНЫМИ КНИГАМИДВЕ ТЕТРАДИ – ДВУМЯ ТЕТРАДЯМИ

Управление – тип связи словосочетаний, в которых падеж зависимого слова не зависит от главного. И даже если основное слово изменится, второстепенное останется таким же, какое оно есть. В данном случае главное слово – это глагол, прилагательное или существительное, а зависимое – чаще всего существительное.

  • ПАСПОРТ ДРУГА – ПАСПОРТА ДРУГА – В ПАСПОРТЕ ДРУГАПЕРЕДАТЬ ПОСЫЛКУ – ПЕРЕДАЛ ПОСЫЛКУ – ПЕРЕДАДУТ ПОСЫЛКУ
  • УТОМЛЕННЫЙ СОЛНЦЕМ – УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ – УТОМЛЕННАЯ СОЛНЦЕМ

И наконец, примыкание – это тип словосочетаний, в которых слова связаны преимущественно не лексически, а по смыслу. Главные слова чаще всего глаголы и существительные, а второстепенные – наречия и деепричастия (что это?). Отличительная особенность – зависимые слова остаются всегда неизменными.

БЕЖАТЬ НЕ СПЕША – БЕЖАЛИ НЕ СПЕША – УБЕЖАЛ НЕ СПЕШАУШЕЛ, НЕ ПРОЩАЯСЬ – УЙДЕТ, НЕ ПРОЩАСЬ – УХОДИТ, НЕ ПРОЩАЯСЬ

Как распознать словосочетания в предложении

Почти любое предложение – это набор самых разных словосочетаний. На уроках русского языка в 3-м классе, когда и проходят эти базовые понятия, школьников часто просят произвести синтаксический разбор какого-нибудь предложения. Сделаем это и мы.

Читайте также:  Профильные классы: 10-11 классы социально-экономического, гуманитарного профиля

Возьмем для примера фразу:

В СТЕННОМ ШКАФУ НА ВЕРХНЕЙ ПОЛКЕ ЛЕЖАЛИ ВАЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КАНЦТОВАРЫ.

При разборе этого предложения сразу исключим грамматическую основу – «Документы и канцтовары лежали». Эти слова являются подлежащим и сказуемым, но не является словосочетанием.

В вот теперь перечислим все словосочетания, которые здесь используются:

В ШКАФУ (каком?) СТЕННОМЛЕЖАЛИ (где?) В ШКАФУ и ЛЕЖАЛИ (где?) НА ПОЛКЕНА ПОЛКЕ (какой?) ВЕРХНЕЙ

ДОКУМЕНТЫ (какие?) ВАЖНЫЕ

И тут же есть редкое сочинительное словосочетание – ДОКУМЕНТЫ И КАНЦТОВАРЫ.

Вот собственно и все, что нужно знать о словосочетаниях. До встречи на страницах нашего блога.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Виды и подвиды словосочетаний в русском языке, что не является словосочетанием в русском языке

  1. * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  2. Подборки по теме
  3. Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/slovosochetanie-chto-ehto-takoe-otlichie-predlozheniya-vidy-tipy-primery.html

Способы связи слов в словосочетании

Речь человека состоит из предложений, а те, в свою очередь, – из словосочетаний, поэтому для грамотного ее построения важно понимать их структуру и связи, с помощью которых слова образуют сочетания. Существуют способы подчинительной связи, использующиеся с этой целью.

Учащиеся проходят их в 3 классе, и материал требуется хорошо усвоить, чтобы двигаться дальше.
Виды и подвиды словосочетаний в русском языке, что не является словосочетанием в русском языке

Разобраться в особенностях подчинения поможет таблица:

Название вида связи Главное слово Зависимое слово Признаки
Согласование Существительное Прилагательное, числительное Зависимое слово принимает грамматическую форму главного, когда оно менется – меняется и зависимое
Управление Глагол, существительное Существительное, местоимение Главное слово может изменяться зависимое (стоящее всегда в косвенном падеже) с ним не меняется
Примыкание Глагол, наречие, прилагательное Наречие, глагол в начальной форме Слова связаны только значением, без грамматической связи

Все три вида связи в словосочетании предполагают, что вопросы задаются от главного слова к зависимому. Это дополнительный метод определения того, какая связь использована. Чтобы было понятнее, стоит рассмотреть разобранные примеры.

Согласование – самый простой из видов связи слов в словосочетании. Зависимое слово в нем полностью подчиняется главному и полностью совпадает с ним по грамматической форме. Чаще всего эта пара состоит из существительного и прилагательного, например, удобный стол.

В нем слово стол является главным, а это существительное мужского рода в единственном числе и именительном падеже, значит и зависимое прилагательное удобный также следует поставить в эту форму.

При изменении главного слова следом за ним изменяется и зависимое: удобные столы, удобного стола и т. п.

На примере словосочетания с управлением “кинуть в кота” легко понять, как работает эта связь. В качестве главного слова выступает глагол, зависимое – существительное в родительном падеже с предлогом.

В словосочетаниях с таким видом связи, как управление, зависимое слово может использоваться как с предлогом, так и без него.

Если в таком словосочетании изменить форму главного слова, то зависимое останется в той же форме: кинул в кота, кинули в кота, кинешь в кота.

Самым сложным из типов синтаксической связи в предложении является примыкание – и разбор помогает понять его лучше. Например, в словосочетании резко рвал главным словом будет глагол, зависимым – наречие: рвал (как?) резко. Здесь части словосочетания связаны только по смыслу, грамматические выражения связи (окончание, предлог и т.п.) отсутствуют.

Примыкание может быть сильным и слабым. Во втором случае зависимое слово с нем может изменяться по падежам, например: гулять ночами – гулять по ночам.

В русском языке слова в словосочетании могут объединяться разными видами связи – согласованием, управлением или примыканием. Они различаются по характеру отношений между главным и зависимым словом, которые могут связываться по смыслу и/или грамматически.

При разных видах связи в роли главного и зависимого слов выступают разные части речи. При согласовании зависимое слово полностью принимает форму главного по роду, числу и падежу. Изменяется главное – вместе с ним изменяется и зависимое.

При управлении же изменение основного слова не влечет за собой изменение зависимого, которое всегда употребляется в форме одного из косвенных падежей, с предлогом или без него.

Примыкание – это особая форма связи, при которой между главным и зависимым словом нет грамматической связи, есть только смысловая. Оно может быть слабым или сильным.

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 334.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sposoby-svyazi-slov-v-slovosochetanii-vidy-3-klass.html

Урок русского языка по теме"Виды словосочетаний по главному слову"

  • Виды и подвиды словосочетаний в русском языке, что не является словосочетанием в русском языкеРусский язык 7 класс
  • Тема « Виды словосочетаний по характеру главного слова»
  • Цель урока: дать понятие о видах словосочетаний по характеру главного слова.
  • Задачи урока:
  • образовательные: дать понятие о видах словосочетаний по главному слову; выработать умение определять вид словосочетания по главному слову; научить применять полученные знания на практике;
  • воспитательные: вовлечь учащихся в активную практическую деятельность (реализация принципа «обучение через сотрудничество»); воспитание чувства коллективизма, умения слушать другого, ощущения значимости каждого члена команды; совершенствовать навыки общения.
  • развивающие: учить работать с новой информацией; готовить сообшения, обобщения по рассматриваемой теме; выступать перед классом, развивать коммуникативные умения и навыки через диалог; умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы
  1. Тип урока: урок формирования новых знаний.
  2. Форма урока: метод проблемного изложения материала.
  3. Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.
  4. Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Сегодня мы будем работать в группах, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.

  • 2.Теоретическая разминка: закончить правило по данному учителем  началу
  •  — Словосочетание – это …(единица синтаксиса);
  • — Словосочетание состоит … ( из двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически);
  • — Словосочетание служит …(для более точного и конкретного называния предметов, действий и признаков);
  • — Смысловая  связь устанавливается … (по вопросам);
  • — Не являются словосочетаниями… (подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, сочетание предлога и самостоятельной части речи);
  • — Грамматическая связь слов в словосочетании выражается … (с помощью  окончаний и предлогов);
  • -Какие грамматические значения могут выражаться в словосочетании? (предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано, действие и его признак, признак и его степень);
  • — Согласование – это такая связь, …(при которой главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже);
  • — Управление – это такая связь, … (при котором главное слово требует от зависимого определенного падежа);
  • — Примыкание – это такая связь,… (при которой главное и зависимое слово связываются только по смыслу).
  • 3.Этап проверки домашнего задания

Выполняя домашнее задание, вы должны были выступить в роли учителя и проверить работу ученика 7 класса, которому нужно было выписать все словосочетания из текста. Справился ли ученик с работой? Если нет, то какие ошибки он допустил? (Приложение)

Домашнее задание.

  1. Ученику было дано задание выписать словосочетания из предложений . Проверьте работу ученика .

  1. Ветер утих; каменный дом; ухаживать за садом; рычать по- звериному; уехал отдыхать; легко и быстро; встретиться с братом; ломая голову; лай собаки; день теплый; в течение суток; очень весело; буду учить; блики солнца; водить за нос.
  2. Учитель: Какое еще было задание?
  3. Нужно было заполнить таблицы 1, 2.
  4. Таблица1
  5. Таблица 1
  6. Знаю (умею)
  7. Хочу знать (новое)
  8. Таблица 2
  9. именные
  10. глагольные
  11. наречные
  12. Учитель:С какими заданиями не удалось справиться?

Учитель. Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке?

Подробно разобраться с каждым видом СС по главному слову.

4. Этап изучения новых знаний (презентация)

Учитель:Познакомьтесь с информацией на слайде.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на:

  • именные,
  • глагольные,
  • наречные.

Следующий слайд

В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на глагольные(главное слово – глагол),  именные( главное слово –имя существительное, имя прилагательное), наречные (главное слово – наречие)

Учитель. Я предлагаю каждой группе рассмотреть один из видов словосочетаний по главному слову. Познакомьтесь с материалом и подготовьте сообщение для класса. Можно использовать схемы, кластеры (5-6 мин.). На выступление каждой группе отводится от 1 до 2 минут.

1 группа рассматривает глагольные словосочетания.

Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

  • глаголомвыйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеятьсяидти подпрыгивая;
  • причастиемсообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громко говорящий;
  • деепричастиемчитая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

2 группа рассматривает именные словосочетания

Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено

  • существительным (субстантивные словосочетания): майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождяжелание понять, езда верхом;
  • прилагательным (адъективные словосочетания): полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестныйспособный простить;
  • числительнымтри товарища, пятеро из нас;
  • местоимениемчто-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

3 группа рассматривает наречные словосочетания

Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено 

  • наречиемвесьма удачно, по-прежнему интересноналево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

 Этап первичной проверки понимания изученного

Запишите предложения.

Солнечный луч очень ловко прорвался сквозь тучи, затянувшие небо, косо упал на поляну. Тотчас хлынул по – летнему теплый дождь, оживляя всё вокруг.

Учитель. Объясните знаки препинания в предложении. Какие слова вызывают затруднения при написании?

Первое предложение осложнено согласованным обособленным определением, выраженным причастным оборотом, который стоит после определяемого слова (тучи (какие?) затянувшие (что?) небо), поэтому причастный оборот с двух сторон выделяется запятыми. Второе предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (оживляя все вокруг), поэтому ставится запятая).

Читайте также:  Исследователи антарктиды: кому принадлежит южный полюс после открытия и современные исследования

Тотчас – наречие, написание запоминаем.

По-летнему – наречие (теплый (как?) по-летнему), пишется через дефис, потому что в слове приставка ПО- и суффикс -ЕМУ.

Вспомним алгоритм выделения словосочетания из предложения.

  1. Сначала выделяем грамматическую основу.

  2. Затем словосочетания, имеющие отношения к подлежащему.

  3. Словосочетания, связанные со сказуемым.

Выпишите из предложения все словосочетания. Определите вид словосочетаний по главному слову.

Работу предлагаю выполнить самостоятельно, затем обсудить в группе (3 мин).

Как только группа будет готова, организатор поднимет руку.

  1. Солнечный луч, теплый дождь ,теплый по-летнему.

  2. Тотчас хлынул (гл), прорвался сквозь тучи (гл), косо упал (гл), упал на поляну (гл)

  3. Очень ловко (нар)

5. Игра «Четвертое — лишнее».

  •  — Что не является словосочетанием?
  • 1) Шуба из норки; большая библиотека; писать грамотно; лицеисты знакомятся.
  • 2) Дети играют; построить чертеж; читать выразительно; яркий цвет.

 — Почему данные слова не являются словосочетаниями? ( Они не зависят друг от друга, т. е. оба главные. )

6. Этап применения изученного. Работа в парах.

1пара – упр.56.( именные)

  1. 2пара- упр.56( глагольные)
  2. 3пара – упр.56(наречные-добавить)
  3. 4 пара – упр.57(глагольные)
  4. 5пара – упр.57(именные)
  5. 6 пара – упр.60(наречные)

7.Игра «Отгадай».

Задание: ответить на вопрос, выделить словосочетания, определить вид.

1группа. Один французский писатель ужасно не любил Эйфелеву башню, но постоянно там обедал (на первом уровне башни). Как он это объяснял? Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно. 

2 группа.

Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? 3 группа. Перекрёсток. Светофор. КАМАЗ, повозка и мотоциклист стоят и ждут зелёного света. Загорелся жёлтый, КАМАЗ газанул. Лошадь испугалась и укусила мотоциклисту ухо. Вроде ДТП, но кто нарушил правила? 

VII. Этап информации о домашнем задании

  1. Подготовить сообщение по теме «Виды подчинительной связи» .

  2. Подготовить 2 вопроса по теме «Словосочетание».

  3. Упражнение №58( для слабых),65.

 Этап подведения итогов занятия

 Рефлексия.

  1. Все ли получалось на уроке? Если нет, то почему?

  2. Лучше всего у нас получалось…

  3. Этого мы достигли благодаря…

  4. Труднее всего было…

  5. Эти трудности мы преодолели так:…

  6. Выполнили поставленные цели?

  7. Как менялись чувства и настроение во время урока?

Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-temevidi-slovosochetaniy-po-glavnomu-slovu-384398.html

Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

Языковые единицы, объединённые между собой смысловой нагрузкой или грамматикой, называются словосочетаниями. Но в русском языке существуют комбинации слов, которые объединены смыслом, но не являются словосочетаниями.

Основной отличительной чертой словосочетания является то, что в паре (или большем количестве) слов всегда есть главное (от него задаётся вопрос) и зависимое (оно уточняет главное, к нему задаётся вопрос).

Виды и подвиды словосочетаний в русском языке, что не является словосочетанием в русском языке

Сочетание двух и больше слов не является словосочетанием, если:

Во-первых, употреблены в связке сказуемое и подлежащее. Эта пара играет одинаковые роли в предложении, составляя его основу. Они логически связаны, но одно не подчиняется другому.

  • Собака скулит.
  • Дерево падает.
  • Учительница осведомлена.
  • Что-то произошло.

Во-вторых, самостоятельная часть речи используется вместе со служебной (к таковым относятся частицы, междометия, союзы и предлоги).

  • Тоже возьму, также возьму (союз+глагол);
  • будто знакомый, какой красивый (частица+прилагательное);
  • дескать сказал (частица+глагол).

В-третьих, отдельным пунктом можно выделить сочетания самостоятельных лексических единиц с производными предлогами (те, которые образованы при помощи перехода самостоятельных частей речи в служебные, при этом они теряют лексическое значение).

  • Несмотря на непогоду;
  • спустя рукава;
  • благодаря событию;
  • внутри машины;
  • впереди паровоза;
  • вокруг школы;
  • вблизи здания;
  • около дерева;
  • вследствие произошедшего;
  • в течение периода;
  • мимо насаждений;
  • напротив ресторана;
  • согласно приказу.

В-четвёртых, составные и сложные формы глаголов в повелительном наклонении, в будущем времени, а также формы, образующие превосходные и сравнительные степени имён прилагательных и наречий:

  • будет выступать, будет отличаться, буду придумывать, пусть покажет, пускай выносят, давайте приступим, давай поговорим;
  • самый умный, более увлекательный, умнее многих, менее болезненный, наименее корыстный, наиболее хвастливый.

В-пятых, однородные члены предложения, между которыми стоят сочинительные союзы (или при бессоюзной сочинительной связи) также не являются словосочетаниями:

  • либо сегодня, либо завтра;
  • поля и леса;
  • маленький, но умный;
  • то зной, то холод.

В-шестых, крылатые выражения (фразеологизмы) не разделяются на отдельные языковые единицы, а потому выступают в качестве одного члена предложения. Отличить их можно тем, что подобрать подходящий по смыслу синоним:

  • как по маслу — легко, быстро;
  • кануть в Лету — быть забытым;
  • в подмётки не годится — несравним;
  • до мозга костей — полностью.

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/114_kakije-sochetanija-slov-ne-javlyajutsya-slovosochetanijem/

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

Согласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
  • тре­тий зво­нок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабо­чий
  • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
  • диван-кровать.

Управление

Управление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

Примеры

  • писать (что?) кни­гу;
  • щел­кать (чем?) зуба­ми;
  • три (чего?) гри­ба;
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

Примыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/vidyi-slovosochetaniy.html

Виды словосочетаний в русском языке

  • Словосочетанием называется соединение двух и более знаменательных слов, связанных на основе подчинительной связи (согласование, управление и примыкание).
  • Пример:
  • прекрасный день (согласование), писать письмо (управление), говорить громко (примыкание)
  • К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
  • 1) подлежащее и сказуемое;
  • 2) обособленные члены предложения с определяемым словом;
  • 3) ряды однородных членов;

4) слова с предлогами типа: вокруг дома, по дороге т. п.

  1. По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
  2. 1) синтаксически свободные:
  3. Пример:
  4. высокий дом, идти в школу;
  5. 2) синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
  6. Пример:
  7. три сестры, анютины глазки, бить челом.
  8. По структуре словосочетания делятся на простые, состоящие из двух знаменательных слов (главного и зависимого): деревянный стол, и сложные: старый деревянный дом.
  9. Из сложного словосочетания можно выделить простое, например: дом
  10. Пример:

(какой?) деревянный, деревянный дом (какой?) старый.

В словосочетании выделяются главное (стержневое) и зависимое слова:

Пример:

жаркий (какой?) день.

  • Отношения между главным и зависимым словами выражаются грамматически:
  • 1) при помощи окончания:
  • Пример:

черное (какое?) пятно; подарок (кому?) отцу;

  1. 2) при помощи окончания и предлога:
  2. Пример:
  3. письмо (к кому?) к матери;
  4. 3) по смыслу:
  5. Пример:

бегает (как?) хорошо.

  • В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, выделяются следующие типы словосочетаний:
  • 1) глагольные, где главное слово — глагол (или его формы):
  • Пример:
  • ехать домой, сидя на стуле, написанный тушью;
  • 2) именные, где главное слово:
  • а) имя существительное:
  • Пример:
  • актуальный вопрос, желание рисовать;
  • б) имя прилагательное
  • Пример:
  • готовый к отъезду, очень сильный;
  • в) имя числительное
  • Пример:
  • три брата, трое друзей, первый из вошедших;
  • г) местоимение
  • Пример:
  • кто-то из присутствующих, нечто интересное;
  • 3) наречные, где главное слово — наречие
  • Пример:
  • незадолго до отъезда, где-то в пустыне.
  • Смысловые отношения в словосочетании определяются при помощи вопросов:

1) чей? какой? который? — определительные:

Пример:

костюм (чей?) брата; шелковое (какое?) платье;

2) кого? чего? и др. — объектные:

Пример:

письмо (кому?) отцу;

3) куда? как? когда? и др. — обстоятельственные:

Пример:

гулять (где?) в лесу.

  1. вернуться на страницу «Русский язык 11 класс» >>>
  2. Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
  3. Присоединяйтесь к нам в

Источник: https://reallanguage.club/vidy-slovosochetanij-v-russkom-yazyke/

Виды связи слов в словосочетании — это… Что такое Виды связи слов в словосочетании?

  • ГОСТ 7.88-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила сокращения заглавий и слов в заглавиях публикаций — Терминология ГОСТ 7.88 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила сокращения заглавий и слов в заглавиях публикаций оригинал документа: 3.7 аббревиатура (сокращение) (abbreviation): Сложносокращенное слово …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Подчинительное словосочетание — Словосочетание  это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества предмета, действия и др.). Словосочетание рассматривается как единица… …   Википедия
  • Части речи — Часть речи (калька с лат. pars orationis) категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п …   Википедия
  • Часть речи — У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения …   Википедия
  • Предложение (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке)  это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… …   Википедия
  • Неполное предложение — Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) …   Википедия
  • Полное предложение — Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) …   Википедия
  • Предложение (категория синтаксиса) — Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) …   Википедия
  • Подчинение (синтаксис) — Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию об этом явлении в других языках и в типологическом освещении …   Википедия
  • Подчинение (лингвистика) — Подчинение, или подчинительная связь  отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения. В такой связи один из компонентов (слов либо предложений)… …   Википедия
Читайте также:  Япония: численность населения, продолжительность жизни японцев, состав семьи

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/840225

Что такое словосочетание в русском языке? Применение. — База ответов на любые вопросы

Как известно, в русском языке существуют не только слова и предложения, но еще и словосочетания.

Что это такое, как используются и для чего нужны словосочетания, мы рассмотрим в этой статье.

Что означает слово «словосочетание»?
Для чего нужны словосочетания?
Какие виды словосочетаний бывают?
Примеры словосочетаний в русском языке
Примеры синтаксического разбора словосочетаний

Что означает слово «словосочетание»?

Словосочетание – это два, три или несколько слов, соединенных общим смыслом и грамматически, но не являющихся законченным предложением.

В словосочетании обязательно есть одно главное слово и одно или несколько зависимых, объединенных с главным по смыслу, падежу, роду и т.д. Главным словом обозначается предмет, действие или признак, а зависимые слова служат для расширения или пояснения смысла главного слова.

Для чего нужны словосочетания?

Из академического определения мы узнаем, что словосочетания необходимы для расчлененного обозначения какого-либо одного понятия, предмета, действия и т.д. Что это значит?

Для примера рассмотрим какой-либо предмет. Допустим, это лес. Просто слово «лес» не так много расскажет о конкретном лесе, который мы хотим описать. Но словосочетание «осенний лес», или «лес за речкой», или «самый высокий лес» несет гораздо больший объем информации.

Здесь слово «лес» является главным, а «осенний», «за речкой» и «самый высокий» — зависимыми словами, которые выполняют описательную функцию, уточняя смысл основного слова. Т.е. словосочетание служит для возможно точного описания предмета, понятия или действия.

Словосочетания делают нашу речь более богатой, осмысленной и образной, помогают наиболее полно выразить свои мысли и ощущения. Благодаря использованию зависимых слов дополняется и уточняется смысл главного слова, поэтому собеседник сразу понимает, о чем идет речь. Для того, чтобы грамотно выстраивать предложения, необходимо знать, что такое словосочетания и как их используют.

Какие виды словосочетаний бывают?

Наиболее часто словосочетания классифицируют по типу связи между главным и зависимыми словами. Лингвисты различают три основных типа такой связи:

  • — примыкание, когда зависимость обозначается только интонационно и лексически, без использования служебных слов либо изменения морфологии (громко петь, идти не спеша, мальчик постарше).
  • По своей структуре словосочетания могут быть:
  • — простыми, состоящими из двух слов, из которых одно главное, другое подчиненное;
  • — сложными, составленными из нескольких простых словосочетаний.
  • Примеры словосочетаний в русском языке
  • Каждый человек в своей повседневной речи постоянно использует множество словосочетаний. Можно привести сколько угодно примеров словосочетаний, которые встречаются буквально каждый день:
  • — свежий хлеб;
  • — опаздывать в школу;
  • — всегда в продаже;
  • — опасный спуск по скользкому склону;
  • — зарево пожара;
  • — личные вещи;
  • — периодическая таблица Менделеева.
  • Примеры синтаксического разбора словосочетаний
  • Синтаксический разбор словосочетания выполняется по определенному порядку:
  • — определяется начальная форма словосочетания;
  • — простое оно или сложное;
  • — выделяется главное и зависимое слово;
  • — определяется, какое это словосочетание – именное,
    наречное или глагольное;
  • — тип связи – управление, примыкание либо согласование;
  • — какие средства связи слов используются;

— смысловые взаимоотношения слов – объектные, определительные, обстоятельственные.

Пример: в синем небе.

— Нач.ф. – синее небо.

— Простое.

— Небо (какое?) синее: главное слово – небо (сущ.), зависимое – синее (прил.)

  1. — Согласование: прилагательное «в синем» согласуется с существительным «небе».
  2. — Грамматическое средство связи – предлог «в» и окончание «–ем».
  3. — Смысловые отношения: определительные.

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/chto-takoe-slovosochetanie-v-russkom-yazyke-primenenie/

Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться. 

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.

Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы.

Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч.

Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.

Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться озером (каким?) голубым – главное слово озером любоваться (как?) долго — главное слово любоваться

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:

  • именные
  • глагольные
  • наречные
  • любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
  • озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное
  • любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
  • три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное
  • очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное

Схемы словосочетаний

Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.

любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога

озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.

любоваться долго – глагол + наречие

§2. Виды синтаксической связи в словосочетании

В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:

  • согласование
  • управление
  • примыкание
  1. Примеры:
  2. озером голубым – согласование,
  3. любоваться озером – управление,
  4. любоваться долго – примыкание.

Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:

Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.

Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:

Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.

Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:

Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • сочинительная
    • подчинительная
    • именное
    • глагольное
    • наречное
    • именное
    • глагольное
    • наречное
    • именное
    • глагольное
    • наречное

Правильные ответы:

  1. да
  2. нет
  3. подчинительная
  4. нет
  5. любить
  6. музыкой
  7. читать
  8. именное
  9. глагольное
  10. наречное

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/436

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector