Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

Русский язык

11 класс

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

  • Тема : Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
  • Тема:
  • Сложные предложения с различными
  • видами союзной и бессоюзной связи
  • и пунктуация в них.
  • Цель : провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения, текста с учетом особенностей и требований ЕНТ.

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

  1. Разминка
  2. и
  3. , (почему), (если)
  4. (когда),
  5. , (что)
  6. ;

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

Блиц -опрос

Определите виды придаточных предложений

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

1. Палку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан (К.Паустовский)

Образ действия

2. Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили пол (К. Паустовский)

Цели

3.Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последовских полях не кипела работа (М. Салтыков- Щедрин)

Определительное

4. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский)

Изъяснительное

5. Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла… (А.Пушкин)

Причины

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

1.Постановка запятой в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью. При каких условиях рядом стоящие союзы разделяются запятой?

  • Кругом лежит еще снег (1) но (2) если быть внимательным (3) можно заметить приближение весны
  • Кругом лежит еще снег, но, если быть внимательным, можно заметить приближение весны
  • 1, 2, 3
  • Кругом лежит еще снег (1) но (2) если быть внимательным (3) то можно заметить приближение весны
  • Кругом лежит еще снег, но если быть внимательным, то можно заметить приближение весны
  • 1,3

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

2.Определение видов союзной и бессоюзной связей в сложном предложении. Соотнесите вид связи.

  1. А) Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов)
  2. Сочинительная и бессоюзная связи
  3. Б) Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов)
  4. Сочинительная и подчинительная связи
  5. В ) Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов)
  6. Подчинительная и бессоюзная связи
  7. Г ) Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин)
  8. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

3. Синтаксический разбор сложного предложения.

  • Выбери правильный ответ.
  • Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел, так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе; солнце, согревая все своим теплом, было уже высоко.
  • 1 . Предложение состоит из простых предложений:
  • А-2, Б-5, В-4
  • Б5
  1. Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел, так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе; солнце, согревая все своим теплом, было уже высоко.
  2. 1 . Между первым и вторым предложениями связь
  3. Ответ: Б- подчинительная
  4. (придаточное определительное)
  5. А- подчинительная (придаточное изъяснительное)
  6. Б- подчинительная (придаточное определительное)
  7. В- сочинительная
  8. 2. Третье предложение относится к первому как
  9. Ответ: Б- придаточное определительное
  10. А- придаточное обстоятельственное
  11. Б- придаточное определительное
  12. В- придаточное изъяснительное
  13. 3 . Второе и третье предложения находятся в
  14. Ответ: А- однородном подчинении
  15. Б- последовательном подчинении
  16. В- неоднородном подчинении
  17. Г- параллельном подчинении
  18. 4 . Между третьим и четвертым предложениями связь
  19. Ответ: Б- подчинительная
  20. (придаточные меры и степени)
  21. А- сочинительная
  22. Б- подчинительная (придаточное меры и степени)
  23. В- подчинительная (придаточное определительное)

. 5 . Это предложение

  • Это А- сложноподчиненное предложение с однородным и комбинированным подчинением
  • Б- сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением
  • В- сложное предложение с разными видами связи
  • Ответ: В- сложное предложение
  • с разными видами связи
  • 6 . Эта схема соответствует данному предложению
  • … , (союз когда … ), (а … глагол),
  • (союз что … ), … глагол … ; .
  • Ответ: А-Да

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

4 . Составьте схемы предложений

  • Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что — нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту- две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма.
  • Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону все выше и выше; казалось, что конца не будет подъему.

3. По сумрачному небу носились пустые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно

,( если..)

  1. , но , и
  2. , (что….)
  3. ;
  4. ;
  5. , и ,
  6. ( хотя…),

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

Именно так и поступает в пьесе Шекспира аптекарь Лоренцо, когда Джульетта обращается к нему за помощью, а получив от аптекаря снадобье, Джульетта погрузилась в глубокий сон, который родные и близкие принимают за смерть.» width=»640″>

Синтаксический анализ предложений в тексте

Печальную историю Ромео и Джульетты, известную всему миру, Шекспиру помог поведать знакомый многим ботаник Шерард. Не удивляйтесь: писатель был дружен с Шерардом, а тот увлекался разведением лютиков.

Ученый как раз посвятил Шекспира в тайны этого растения, утверждая: яды лютиков вовсе не опасны, яд можно обратить на пользу, если умело использовать его силу.

Именно так и поступает в пьесе Шекспира аптекарь Лоренцо, когда Джульетта обращается к нему за помощью, а получив от аптекаря снадобье, Джульетта погрузилась в глубокий сон, который родные и близкие принимают за смерть.

«Закончи фразу»

Было непросто ..

У меня получилось ..

Хотелось бы ..

Источник: https://multiurok.ru/files/11-klass-urok-17-sochinitiel-naia-podchinitiel-nai.html

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

Сложные предложения, в которых имеется подчинительная или сочинительная связь, значительно отличаются от аналогичных словосочетаний и простых предложений. Далее в статье рассмотрим основные различия упомянутых конструкций.

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

Общие сведения

Если говорить о словосочетаниях и простых предложениях, то справедливо заметить, что подчинительная связь может проявляться только в первом варианте, в то время как сочинительный тип чаще употребляется во втором.

В последнем случае выполняется задача преобразования в распространенную конструкцию, создавая ряды однородных членов. В сложных структурах сочинительная и подчинительная связь не имеет таких резких отличий.

Это связано с тем, что одно и то же высказывание можно оформить с использованием союзов и того, и другого типа.

Первое отличие

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

Второе отличие

В сложных конструкциях сочинительная связь является важным самостоятельным элементом. Зато в простых структурах ее задачей считается определение отношений между членами однородной последовательности.

Кроме того, в простую конструкцию сочинительная связь включается для того, чтобы обогатить высказывание дополнительными членами. Так происходит преобразование его в распространенное.

В структурах, состоящих из нескольких частей, сочинительная связь имеет большее значение.

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

Третье отличие

Если сравнивать подчинение и сочинение с бессоюзием, то последние два вида связи имеют много общего. Это объясняется смысловым отношением внутри конструкции. Так, сочинительная связь выявляет их в выражении в меньшей степени. Однако сравним их более подробно.

Сочинительная связь является не только синтаксическим, но и лексическим способом взаимодействия. Таким образом, отношения, возникающие между фразами, не имеют конкретного значения, а лишь получает определенную характеристику.

Сочинительные союзы могут также сочетаться с подчинительными и различными лексическими элементами. При этом создаются разнообразные синтаксические конструкции.

В качестве примеров союзного соединения можно привести разнообразные сочетания служебных частей речи «и», «вот», «а», «ну», «поэтому», «потому», «значит». Подчинительные союзы не нуждаются в дополнениях, так как сами могут создавать четкие границы для смысловых отрезков.

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

Особые случаи

Если сочинительная или бессоюзная связь не позволяет в полной мере изучить отношения, существующие в данных предложениях, то необходимо обратиться к дополнительным факторам. Ими может являться общее строение высказывания, а также присутствующие в нем вводные слова, частицы, различные местоимения, обороты.

Кроме того, выделять отдельные части и указывать на их особенности могут наклонения и формы времени.

В союзных конструкциях значение условия и следствия проявляется заметнее тогда, когда происходит взаимодействие повелительного наклонения в первом предложении (в случае со сложной формулировкой имеется в виду главная её часть) и других наклонений или иных форм времени, находящихся во втором элементе (в придаточной части).

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

Четвертое отличие

В сложных предложениях подчинительная связь менее многогранна, чем в словосочетаниях и простых фразах. Встречаются случаи, когда часть смысла сложной конструкции, образованной из совокупности простых, не реализуется.

о может быть связано с тем, что вероятно возникновение противоречия значению подчинительного союза, а также его полному изменению. Примером может стать соединительный элемент «когда». Он используется в подчинительных предложениях. Основным его значением является показатель времени.

Однако если в главной части предложения описываются какие-либо чувства, эмоции или чье-то состояние, то данный союз может из временного превратиться в следственный.

Когда же в придаточном предложении что-либо оценивают, пытаясь определить важность или значимость, то элемент «когда» приобретает целевое значение. Кроме того, этот союз может обладать сопоставительным значением и нести в себе указание на несоответствие.

Сложное предложение – предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.

Читайте также:  Происхождение горных пород: виды, свойства, чем отличаются от минералов, месторождения

Сложносочиненные предложения – союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.

Сложноподчиненные предложения – союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью.

В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов.

На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.

Бессоюзные сложные предложения – предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.

Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).

Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/sochinitelnaya-i-podchinitelnaya-svyaz-tipy-predlozhenij.html

Что такое подчинительная часть в предложении. Виды подчинительной связи в словосочетании и предложении

В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные.

Бессоюзное – которое состоит из нескольких частей
, но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной».

Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».

Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов — сочинительные и подчинительные
. Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.

Подчинительная связь в сложном предложении

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуацииЕсли части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений
. Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.

Придаточная часть
может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать».

И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», «
“Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».

Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая — придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:

  • «Я люблю, когда наступает весна»;
  • «Я читал книгу про дом, который построил Джек»;
  • «Мама расстроилась, потому что сын получил двойку»;
  • «Мальчик решил узнать, откуда приходит в дом Дед Мороз».

Сочинительная связь в сложном предложении

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуацииО сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и»
.

Примеры сочинительной связи:

  • «Мама пришла домой, а сын в это время ушел на прогулку».
  • «Я чувствовал себя плохо, но друзья смогли развеселить меня».
  • «Солнце зашло, и головки одуванчиков на лугу закрылись».
  • «Наступила зима, и все вокруг погрузилось в белое безмолвие».

Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток».

В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла.

Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуацииСложносочиненные предложения
особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».

Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях.

Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков.

Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».

Особенности пунктуации

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуацииДве части подчинительного предложения
соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз — это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет
или два предложения, которые находятся внутри одного.

Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая
. Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой.

Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе.

В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.

В сложных бессоюзных предложениях
для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:

  • «Солнце взошло, птицы проснулись с обычной утренней песней».
  • «Я предупреждал тебя: играть с огнем очень опасно!».
  • «Зажглась полная луна, озарив землю своим сиянием; почувствовав приближение ночи, завыл волк в дальнем лесу; где-то вдалеке, на дереве, заухал филин».

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуацииСложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации
, напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.

  • Сочинительная связь
  • Средства выражения синтаксических связей в словосочетаниях
  • III. Наречные словосочетания

1. Словосочетания с наречием (например: очень удачно
, по-прежнему хорошо
).

2. Словосочетания с именами существительными (например: далеко от дома
, наедине с сыном
, незадолго до экзаменов
).

  1. Синтаксическая связь — формальные строевые отношения между компонентами синтаксических единиц, выявляющие смысловые связи (синтаксические отношения) и выраженные средствами языка.
  2. Средства выражения синтаксических связей в словосочетаниях и простых предложениях:
  3. 1) формы слов:
  4. · форма падежа существительных;
  5. · число, род, падеж прилагательных;
  6. · лицо, число, род спрягаемых форм глаголов.
  7. 2) предлоги;
  8. 3) порядок слов;
  9. 4) интонация (в письменной речи выражена с помощью знаков препинания).
  10. Синтаксические связи
    делятся на сочинительные и подчинительные, которые противостоят друг другу по признаку наличия/отсутствия отношения «хозяина» и «слуги» в синтаксической конструкции.

При сочинении

компоненты однофункциональны. Эта связь характеризуется количеством объединяемых компонентов конструкций, т.е. признаком открытости/закрытости.

При закрытой сочинительной связи

могут быть соединены только два ее компонента (не сестра, а брат
; ты любишь горестно и трудно, а сердце женское шутя
). Обязательно выражена союзами противительными (а
, но
), градационными (не только…но и
; да и
), пояснительными (а именно
, то есть
).

При открытой сочинительной связи может быть соединено сразу неопределенное количество компонент. Может быть выражена без союзов или с помощью соединительных (и
, да
) и разделительных (или
, либо
, также
и др.) союзов.

При подчинении

роль компонентов в создании конструкции различна, они разнофункциональны. Русский язык обладает разными формальными средствами выражения подчинительной связи. Эти средства группируются в три основных вида.

Первый вид
формального выражения зависимости — это уподобление формы зависимого слова формам слова главенствующего; такое уподобление осуществляется в тех случаях, когда зависимое слово изменяется по падежам, числам и родам (это — имя прилагательное, включая местоименные прилагательные, порядковые числительные и причастия), по падежам и числам (это — имя существительное) или по падежам, кроме им. п. и, за некот. исключ., вин. п. (числительные); напр.: новый дом
(нового дома
, новому дому
…), опоздавшие пассажиры
, мой брат
, первый рейс
; дом-башня
, завод-гигант
; трех столов
, четырьмя столами
, нескольким спортсменам
. Условием для образования такой связи является возможность совпадения у соединяющихся слов падежа, числа и рода — при зависимости прилагательного, или падежа и числа либо только падежа — при зависимости существительного (дом-башня
, в доме-башне
…, ясли-новостройка
, в яслях-новостройке
…).

Читайте также:  Открытие беллинсгаузена: история исследования антарктиды, интересные факты

Второй вид
формального выражения зависимости — постановка зависимого слова в форме косвенного падежа без предлога или с предлогом (присоединение к слову падежной формы имени); главным словом при такой связи может быть слово любой части речи, а зависимым — существительное (включая местоимение-существительное, количественное и собирательное числительное): читать книгу
, сердиться на ученика
, въехать во двор
, сойти за жениха
, следить за приборами
, находиться в городе
, работать за семерых
, приезд отца
, покупка дома
, награда победителям
, экзамен по математике
, город на Волге
, способный к наукам
, наедине с собой
, сильнее смерти
, некто в маске
, первый с краю
.

Третий вид
формального выражения зависимости — присоединение к главенствующему слову такого слова, которое не имеет форм изменения: наречия, неизменяемого прилагательного, а также инфинитива или деепричастия, которые синтаксически ведут себя как самостоятельные слова.

Главным словом при этом может быть глагол, существительное, прилагательное, количественное числительное, а также — при сочетаниях с наречием местоимение-существительное.

При этом виде связи формальным показателем зависимости служит сама неизменяемость зависимого слова, а внутренним, семантическим показателем — возникающие отношения: бежать быстро
, поворот направо
, цвет беж
, шинель внакидку
, золотистый сбоку
, шестой слева
, трое наверху
, приказ наступать
, решиться уехать
, поступить умнее
, люди постарше
, кто-нибудь поопытнее
.

В современном русском языке традиционно выделяется три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. При разграничении и определении этих связей должны приниматься во внимание не только строго формальные виды соединения, но и неотделимая от этих видов значимая сторона связи, т. е. возникающие на ее основе отношения.

Согласование
— это подчинительная связь, которая выражается уподоблением формы зависимого слова форме главенствующего слова в роде, числе и падеже, либо в числе и падеже, либо только в падеже, и означает отношения собственно определительные: новый дом
, кто-то чужой
, дом-башня
, ясли-новостройка
.

Главным словом при согласовании может быть существительное, местоимение-существительное и количественное числительное в форме им.-вин. п.

При информативно недостаточных словах согласование совмещает определительное значение со значением восполняющим и таким образом приобретает признаки сильной связи: веселенькое дело
, непостижимые вещи
.

Управление
— это подчинительная связь, которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом) и означает отношения восполняющие или объектные либо контаминированные: объектно-восполняющие или объектно-определительные.

Главным словом при управлении может быть слово любой части речи: стать ученым
, пребывать в неведении
, мастак на выдумки
, склонный к размышлениям
, два студента
, наедине с собой
; читать книгу
, покупка дома
, сердитый на всех
; нарваться на грубость
; добраться до дома
, съехать с горы
..

Примыкание
— это подчинительная связь, существующая в двух видах, из которых каждый получает самостоятельное определение. Различается примыкание в узком смысле слова (или собственно примыкание) и примыкание в широком смысле слова (падежное примыкание).

Собственно примыкание

— это связь, при которой в роли зависимого слова выступают слова неизменяемые: наречие, неизменяемое прилагательное, а также инфинитив, или деепричастие.

При этом могут возникать различные отношения: при примыкании инфинитива — восполняющие (), объектные (учиться рисовать
, согласиться поехать
), или обстоятельственно-определительные (зайти поговорить
); при примыкании наречия, деепричастия — определительные (говорить медленно
, читать быстрее
, необычайно интересный
, город ночью
, второй слева
) или определительно-восполняющие (находиться поблизости
, обойтись дорого
, числиться здесь
, становиться умнее
); при примыкании неизменяемого прилагательного — собственно определительные (цвет индиго
, волны цунами
, юбка мини
, мальчик постарше
). Главенствовать при этой связи может слово любой части речи.

Падежное примыкание
— это присоединение к главному слову (любой части речи) падежной (без предлога или с предлогом) формы имени с определительным значением: приехать пятого мая
, прийти к вечеру
, ложка из дерева
, город на Волге
, домик в два окошка
, серый в клеточку
, красивый лицом
, крышка чайника
, впереди на шаг
, кто-то в голубом
, первый в шеренге
. При падежном примыкании возникают отношения определительные, субъектно-определительные или — при информативно недостаточных словах, требующих обстоятельственного распространителя, — обстоятельственно-восполняющие (находиться на берегу
, числиться на заводе
, обойтись в сто рублей
, задолго до рассвета
).

B3 — типы подчинительной связи

Источник: https://hram-bal.ru/chto-takoe-podchinitelnaya-chast-v-predlozhenii-vidy-podchinitelnoi-svyazi-v/

7.4. Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении

 Современный русский язык. Практическое пособиеГусева Тамара Ивановна

7.4. Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении

Различают два типа связи слов: сочинение и подчинение.

Сочинение – это соединение не зависящих друг от друга синтаксически равноправных частей. Отношения между такими элементами обратимы, т.е. при перемене мест этих частей относительно предложения смысл последнего не меняется. Например: Грянул гром, и сверкнула молния. – Сверкнула молния, и грянул гром.

Подчинение – это соединение синтаксически неравноправных частей (слов в словосочетаниях и простых предложений в более сложном предложении). В предложении может присутствовать как сочинительная, так и подчинительная связь, в словосочетании – только подчинительная связь. Существует три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Согласованием называется такой тип подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному, стержневому в роде, числе и падеже: старый бульвар, по широкой улице, в пятиэтажном доме.

Различают также полное и неполное согласование. При полном согласовании используются все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова (рода, числа и падежа) формам стержневого слова: в летний период (согласование в роде, числе и падеже), холодными ночами (согласование в числе и падеже).

При неполном согласовании используются не все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам стержневого слова: на восьми листах, десятью пальцами (согласование в падеже), с девушкой по имени Анастасия (согласование в роде и числе), город Москва – города Москвы (согласование в числе и падеже).

Управлением называется такой тип подчинительной связи, при котором стержневое слово требует определенной формы косвенного падежа зависимого слова: закрытие магазина, сравнение образов, проектировать дом, лучший из лучших, каждый из нас.

Различают сильное и слабое управление. Сильным называется управление, при котором стержневое слово требует определенной падежной формы зависимого слова.

Например, стержневой глагол читаю требует употребления при нем зависимого слова только в винительном падеже: читаю (что?) книгу, журнал, газету.

Из лексико-грамматического значения глагола полагаюсь становится ясным необходимое употребление при нем зависимого слова в винительном падеже с предлогом на: полагаюсь на тебя, полагаюсь на обстоятельства.

  • Итак, в зависимости от наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом различают предложное и беспредложное управление: заполнять дневник – расписываться в дневнике, мыть окна – рисовать на окнах.
  • Примыканием называется такой вид подчинительной связи, при котором неизменяемое слово присоединяется к стержневому по смыслу: много говорить, долго объяснять, весьма успешно, довольно внятно, желание уйти, размышление вслух.
  • Следующая глава

§ 6. Тире в неполном предложении
1. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Влево, в углу, у дверей, на табурете — ведро воды для жаждущих (Пом.); За калиткой —

§ 32. Тире в сложносочиненном предложении
Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними перед союзом вместо запятой ставится тире: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас

§ 80. Тире в неполном предложении
1. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым), например: Вокруг месяца – бледные круги (А. Н. Толстой); Над площадью – низко повисшая

§ 104. Запятая в сложносочиненном предложении
1. Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоят союзы: 1) соединительные: и, да (в значении «и»), ни… ни. Например: Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание

§ 106. Тире в сложносочиненном предложении
Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится перед союзом тире, например: Я спешу туда

§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении
При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные (дополнительные и подлежащные), реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении
Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и

§ 179. Место определения в предложении
1. Согласованное определение обычно ставится впереди определяемого имени существительного, например: интересный сюжет, контрольная вычитка, проверенные цитаты, третье издание, наше издательство. Постановка согласованного

Читайте также:  Реки европы списком и самая полноводная река в границах западных стран, точки начала и устья

§ 180. Место дополнения в предложении
1. Дополнение обычно следует за управляющим словом, например: вычитать рукопись, исправление опечаток, готовы к набору. Дополнение (чаще всего прямое), выраженное местоимением (личным, неопределенным), может предшествовать управляющему

§ 181. Место обстоятельств в предложении
1. Обстоятельства образа действия, выраженные наречиями на -о, -е, обычно ставятся впереди глагола-сказуемого, например: Перевод точно отражает содержание оригинала; Мальчик вызывающе смотрел на нас; Гаврюшка густо покраснел и бурно

§ 80. Тире в неполном предложении
1. Тире ставится в так называемых эллиптических предложениях при желании автора подчеркнуть обстоятельство места (что, как правило, сопровождается наличием паузы), например: Вокруг месяца — бледные круги (А. Н. Толстой); Над площадью —

Тире в неполном предложении
§ 16. В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире.1. В частях сложного предложения с параллельной структурой, а также в простом предложении с однородными повторяющимися членами предложения, где

Тире в неполном предложении
на месте отсутствующих членов или их частей § 16, пп 1, 2, 3между обстоятельством и подлежащим в предложениях типа В углу — дверь в кабинет § 18в предложениях, построенных по схемам типа «кто — кому», «кто — где»

в сложносочиненном предложении
запятаямежду частями сложносочиненного предложения (с соединительными, противительными, разделительными, присоединительными и пояснительными союзами) § 112запятая не ставитсяпри наличии общего второстепенного члена § 112, п. 1)при

в сложноподчиненном предложении
запятаямежду главной и придаточной частями предложения § 115перед словами особенно, в частности, а именно, а также, а (но) только и др., если они стоят перед подчинительным союзом § 116перед усилительно-ограничительными частицами как раз,

Источник: https://info.wikireading.ru/276640

Сочинительная и подчинительная связь: типы предложений

В словосочетании зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласованием, управлением, примыканием.
Классификация способов подчинительной связи основана на том, какой частью речи выражено зависимое слово.

Согласование
— это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово.

Например: тенистый сад
(мужской род, единственное число, именительный падеж), после долгой разлуки
(женский род, единственное число, родительный падеж), опавшие листья
(множественное число, именительный падеж).

При изменении формы главного слова соответственно изменяется и форма зависимого слова: тенистый сад, тенистого сада
(родительный падеж), в тенистом саду
(предложный падеж).

При согласовании зависимое слово может быть выражено: именем прилагательным (трудная задача),
местоимением-прилагательным (наш. д руг),
причастием (набегающая волна),
порядковым числительным (второй подъезд),
количественным числительным в косвенных падежах (с тремя товарищами).

Управление
— способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.

Например: купить журнал
(зависимое существительное стоит в винительном падеже), разговаривать с ним
(зависимое местоимение стоит в творительном падеже с предлогом «с»).

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Ср.: купить журнал, купил журнал, купивший журнал, куплю журнал.

При управлении зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу),
местоимением-существительным (сказать ему),
количественным числительным (разделить на пять)
и другими частями речи, употреблёнными в значении существительного (ухаживать за боль­ным).

Примыкание
— способ связи, при котором зависимое неизменяемо слово (или форма слова) связывается с главным только по смыслу и интонационно. Например: идти
прихрамывая, очень рад.

При примыкании зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет),
инфинитивом (готов помочь),
деепричастием (работать не переставая),
формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик пос­тарше, подойти ближе),
неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).

Виды связи — сочинительная и подчинительная

Источник: https://electricschool.ru/the-electrician-tool/sochinitelnaya-i-podchinitelnaya-svyaz-tipy-predlozhenii/

Подчинительная, сочинительная, бессоюзная связь в сложном предложении

Возможные трудности Добрые советы
Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение. Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.
  • Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.
  • Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:
  • Я устал и прилёг отдохнуть.— союз связывает однородные сказуемые;

 Я устал, и мне захотелось отдохнуть.— союз связывает части сложносочинённого предложения.

  1. Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:
  2.  Я опоздала, потому что забыла дома часы.
  3. Я очень торопилась, но всё равно опоздала.
  • С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.
  • Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
  • Многие газы, например водород, легче воздуха.
  • Кажется, его зовут Иваном.
  1. Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.
  2. Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы — это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:
  3. Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.
Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).
  • Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.
  • В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:
  • Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.
  • Основа первой части: он изучил и занялся.
  • Основа второй части: что было известно.
  • Следовательно, в сложном предложении две части.
Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи. Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой. Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=10 bugaga.net.ru В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) — сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Кроме простых предложений, в речи часто употребляются
сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто,
связывая их между собой.

Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или
нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не
обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и
объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

  1. Шторм уже утих, ветер ослаб.
  2. Как аукнется, так и откликнется.
  3. Мороз был страшный, но яблони выжили.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными
способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи
интонации и союзов (или союзных слов — относительных местоимений и наречий). В
бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации
(без союзов и союзных слов).

  • Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов
    (союзное).
  • Голос ее дрожал: слезы мешали говорить (бессоюзное).
  • Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы:
    предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.
  • Сложносочинённые предложения — это такие предложения, в которых
    простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются
    сочинительными союзами.
  • Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались
    настежь.
  • Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения — это такие предложения, в
которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним
подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе
сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по
смыслу и грамматически, — придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к
Ефимкиным (главное).

Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает
(придаточное).

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то
одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие — при
помощи подчинительных союзов, третьи — без союзов. Такое предложение называется
сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока,
который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой
картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную
наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных
гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не
встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части
которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

Источник: https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=10

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector