Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними

Слово «субъект» произошло от латинского subjectum — «подлежащее». Следует понимать, что как подлежащее является одним из главных членов предложения, так и субъект — это деятель, основной двигатель каких-то процессов. Но он всегда во взаимодействии с объектом, именно на него направлены его усилия.

Субъект — источник активности

Любое развитие — историческое, научно-техническое, культурное, осуществляется благодаря творческой энергии отдельных личностей. Содержание и характер их деятельности делают события прогрессивными или регрессивными. По мнению философов, субъект — тот, кто не только присутствует в этом мире, но и занимает в нем активную позицию исследователя и преобразователя.

Этим словом может обозначаться не отдельная личность, а группа лиц, коллектив, активно организующий какую-то деятельность или в ней участвующий. Например, школьный коллектив учителей — субъект образовательно-воспитательного процесса, то есть его организатор и исполнитель.

В литературе и в разговорной речи иногда субъектом иронично или осуждающе называют человека с отрицательными качествами — хитрого, корыстного, лживого.

Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними

Кто или что называется объектом?

Субъект всегда находится в состоянии познания или какой-то деятельности. То, на что направлено его сознание и действие, называется объектом (от латинского objectum — «предмет»). Объект наблюдается, рассматривается, изучается, описывается — его вид, состояния, явные и скрытые свойства и качества, действия и их способы, структура, изменения.

Объект познания — это не обязательно единичное, целостное явление или предмет. Это может быть совокупность предметов или их отдельных свойств и качеств. Тот же учительский коллектив и какие-то аспекты его организации и деятельности, перспективы развития могут стать объектом анализа комиссии (которая в таком случае является субъектом).

Объектами изучения могут быть неосязаемые процессы, явления или предметы, удаленные во времени и пространстве: закономерности развития психики человека, история происхождения планеты, астрономические события.

Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними

Сам человек относительно себя иногда является субъектом и объектом управления и познания. Например, подросток — субъект, у которого формируется представление о собственном «Я», изучает свои физические, психические интеллектуальные, творческие возможности, которые в отдельности, в совокупности и в различных комбинациях — это объекты его внимания.

Чем похожи, чем различаются?

Кардинальных различий между объектом и субъектом мало: первый мыслит и действует, второй подчиняется этому воздействию. Чтобы четче представить себе, что такое объект и субъект, сравним их.

Параметрысравнивания Объект Субъект Варианты
Кто исполняет роль Индивиды, группа, коллектив Индивиды, группа, коллектив, природные живые и неживые объекты и явления, процессы, их свойства, качества
Действие Преобразует, обновляет действительность Подчиняется внешним воздействиям В отношениях «человек — человек» возможны взаимные смены ролей
Одушевленность Обладает сознанием и волей к преобразованиям Неодушевлен (предметы, природные, социальные и прочие процессы и пр.) В сферах, где взаимодействуют люди, субъект одушевлен (медицина, образование, культура и др.)
Как проявляется в реальности Через активную деятельность Через пассивное подчинение влиянию извне

В основном наиболее четко вопросы о том, что такое объект и субъект, в чем состоят различия между ними, более конкретно прослеживаются внутри одной сферы деятельности.

Урегулирование гражданских прав

У кого есть права, у того имеются и обязанности — это все дееспособные граждане страны, юридические лица и Российская Федерация в целом, ее края, области, поселения, муниципальные образования. То есть это субъекты гражданского права.

Органы государственной власти (министерства, комитеты, органы местного самоуправления), а также отдельные граждане и юридические лица действуют от лица государства во всех случаях, когда требуется законодательное урегулирование нарушенных прав и свобод.

Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними

Нарушения могут касаться таких объектов гражданского права: нематериальные и материальные (имущество) блага, услуги, работа, интеллектуальная деятельность, информация.

Принципы взаимодействия между субъектами и объектами права закреплены в Гражданском кодексе.

Взаимоотношения в системе управления

Что такое объект и субъект там, где есть многоступенчатость и иерархия отношений?

Во главе любого учреждения стоит субъект управления — единоличный (директор, управляющий) или коллегиальный (комитет, общее собрание, комиссия).

В его обязанности входит планирование, организация, анализ деятельности предприятия и персонала, взаимодействие с внешними органами, партнерами, поставщиками.

В то же время он является исполнителем распоряжений вышестоящих руководителей, то есть объектом управления.

Персонал, коллектив предприятия, каждый его член исполняет директивы вышестоящего по служебной лестнице лица — это объекты его управления. Начальник цеха, бригадир, звеньевой, будучи подчиненными руководству, в рамках своих полномочий играют роль субъекта руководства.

Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними

Взаимная зависимость объектов и субъектов управления производством многоступенчата и довольно сложна. Во многом его эффективность зависит от их образованности, квалификации и личностных особенностей. Качество руководства и исполнения в системе «субъект — объект», содержание делового взаимодействия — забота умного начальника производства.

Как человек изучает и преобразует мир?

Выяснив, что такое субъект и объект, следует задуматься о том, как человек познает мир, зачем его преобразует и всегда ли это идет на пользу ему самому.

Малыш изучает окружающее с помощью органов чувств, наблюдений. Постепенно, под руководством взрослых и благодаря системному обучению, он овладевает простейшими исследовательскими методами и учится ставить вопросы и искать на них ответы, делать сравнения, выводы, обобщения. Он одновременно и субъект, и объект познания самого себя.

Как субъект творческий, человек испытывает потребность в устройстве среды обитания в соответствии с собственными потребностями и вкусами.

Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними

Он находит способы сделать ее объектом своей деятельности: научной (изучает), практической (благоустраивает), творческой (украшает). Формирует собственный круг общения, где реализуются его понятия о субъекте и объекте отношений.

Познавательный и творческий потенциал личности огромен. Ограничивается он только отсутствием физического и психического здоровья, конкретных жизненных целей, плохим воспитанием.

Субъектность как качество личности

Нередко можно встретить человека, который крайне недоволен какими-то аспектами своей жизни, но при этом не прикладывает усилия, чтобы это изменить к лучшему. Внешне он может выглядеть вполне благополучным. Внутренний дискомфорт может быть признаком психологического нездоровья.

Субъектом в психологии считается человек-стратег: активный, способный ответственно руководить собственной жизнью, готовый к ее преобразованиям.

Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними

То есть он обладает таким качеством, как субъективность, признаками чего являются умение ставить и корректировать свои цели и действия, давать им собственную оценку, креативность. Это человек, который с пониманием относится к другим людям.

Субъект в праве — это представитель закона (судья, пристав, следователь, полицейский). Объектом здесь является человек, которому пришлось иметь с ними дело: истец, ответчик, подозреваемый.

Воспитание субъектности — важная психолого-педагогическая задача, целью которой является взращивание социализированной личности.

Не смешивать роли

Правильное понимание того, что такое объект и субъект важно не только в теоретическом плане, но и в практическом. Это определяет ту роль, которую человек играет в данный момент в конкретном деле.

Субъект — руководитель, хорошо знающий цели и стратегию решения проблемы, он отвечает за результат мероприятия.

Объект — думающий, инициативный, умелый исполнитель, от его труда зависит успех всего дела, где нет мелочей. Ему свойственна готовность принять на себя часть ответственности за ход и качество работы, если есть недостатки руководства или ее организации.

Однако необоснованное смешение или игнорирование этих ролей по причине безответственности, пассивности, завышенных амбиций и других человеческих «слабостей» приводит к плохому исполнению обязанностей, к неприятностям и драмам.

Источник: https://BusinessMan.ru/chto-takoe-obyekt-i-subyekt-opredelenie-osobennosti-i-razlichiya.html

Разница между объектом и субъектом

Учёные считают, что именно способность человека к абстрактному мышлению выделяет его из животного мира. Один из базовых принципов такой работы – это обозначение изучаемых категорий как «субъект» и «объект».

Но, как показывает практика, далеко не каждый человек, в том числе и обладатель высшего образования, понимает разницу между данными определениями.

В то же время, категории нуждаются в тщательном отграничении друг от друга, что упрощает понимание событий и фактов и позволяет сделать правильные выводы.

Объект – это предмет или категория, на которую направлено действие субъекта.

Взаимодействие может быть как реальным (социальный работник – лицо, нуждающееся в помощи), так и умозрительным (политический субъект – международная политика).

Тем не менее, объект всегда находится в поле объективной реальности и может быть выражен различными категориями, обозначающими его признаки.

Субъект – это индивид либо группа лиц, которые взаимодействуют с объектом. Данная категория имеет различные определения в зависимости от сферы изучения.

Так, в правовом смысле субъектом является лицо, которое обладает определённым кругом прав и обязанностей. В философском смысле к субъекту относят человека, который познаёт мир и активно изменяет реальность.

Все определения объединяет именно осознанность и целенаправленность действий, характерная для лица, обладающего развитым сознанием.

Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними

Противопоставление объекта и субъекта – это один из способов познания мира, характерный для западного общества.

Тем не менее, дать конкретное определение и провести отличия данных категорий можно только в конкретной области человеческой деятельности.

Так, в праве отношения возникают вокруг объекта, но участвуют в них только субъекты, которых можно назвать игроками. Именно они принимают решения относительно того, как будут развиваться события в той или иной сфере.

В трудовых отношениях субъектом является лицо, которое в них участвует (рабочий, инженер, инспектор по охране труда).

А тот продукт, который они изменяют либо создают, являются объектом (строительные материалы, кулинарные блюда, мебель).

Таким образом, главное отличие между данными категориями – это направленность действия. Только субъект может изменять объективную реальность, выделяясь из неё.

Выводы TheDifference.ru

  1. Направленность действия. Субъект – это именно тот игрок, который преобразует исходную реальность, наполняя её новым содержанием. Действие направлено от него. Объект, напротив, принимает эти изменения либо сохраняет изначальную форму. Действие всегда направлено к нему. Например, студент-юрист (субъект) изучает международное право (объект), приобретая новые знания.
  2. Способность к действию. Субъект может принимать самостоятельное решение относительно дальнейшего развития событий. Объект подчиняется данным решениям и действиям, преобразуясь и изменяясь.
  3. Проявление. Субъект проявляется через активное действие, вычленяя себя из реальности. Так, к примеру, ведут себя политические лидеры, управляя той или иной сферой отношений. Объект, напротив, проявляется через пассивное принятие действий субъекта.
  4. Одушевлённость. Объект, как правило, является неодушевлённым (продукты питания, предмет труда, социальные блага). В то же время, если действие направлено именно к людям (помощь социального работника конкретному человеку), то можно говорить об обратном. Субъект всегда наделяется разумом и волей, что свидетельствует о наличии сознания, характерного для живых существ (ребёнок, политик, должностное лицо) либо порождений общества (унитарное предприятие, некоммерческая организация).

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-obekt-ot-subekta/

Субъект и объект это..

Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними

При изучении гуманитарных наук в многих возникает момент, когда субъект и объект — это трудное для понимание соотношение понятий. Между тем ряд вопросов теории в этих науках по умолчанию подразумевает соотношение этих понятий. По идее такие азы должны давать в общеобразовательной школе, но порой в погоне за рейтингами и грантами упускается главное — дать представление ребятам вот о таких вот важных азах.

Читайте также:  Великие географические открытия: кратко о путешественниках, их вкладе в географическую науку

Субъект и объект деятельности

Субъект деятельности — это конкретный человек или группа лиц, которые осуществляют систему действий, объединенных в деятельность. Как явствует из сказанного, она может быть как индивидуальной, так и групповой. 

Объект — это то, на что направлена эта деятельность. Им может быть конкретный объект. Например, рабочие кладут асфальт на дорогу. Дорога объект деятельности, они намерены ее создать с помощью асфальта. Другие примеры вы можете найти в этой статье.

Разумеется, кроме указанных элементов деятельность состоит и из других: средств деятельности, цели результата.

Например, рабочие строят дом. Дом — одновременно и объект их приложения сил, и цель их. Правда, цели могут быть и другими: например тупо заработать денег. А готовый дом — нужен заказчику.

В одном только что построенное московском небоскребе руферы (те, кто любит взбираться на высотки, как правило, нелегально) нашли такую надпись: «Если думают, что нам платят, пусть думают, что мы работаем!».

Так что тут могло быть целью строителей — вполне очевидно!

Субъект и объект в праве

В праве субъект — это конкретная сторона, вступающая в правоотношения. Ей может выступать: физическое лицо, юридическое лицо, государственное учреждение, или государство как таковое. Причем в разных отраслях права такое соотношение разное.

Например, в праве гражданском все субъекты равны в суде. Не может быть такого, что ты как физическое лицо судишься с организацией и к ней будет больше преференций, как к организации.

Поэтому меня всегда умиляют те служащие организации, на которую ты подаешь в суд, что дескать, вы что — сумасшедший — судится с организацией! Это же такое большое учреждение! Лично мой опыт показывает, что судится с организациями милое дело, если конечно грамотно выстраивать весь судебный процесс.

В праве административном все чуть сложнее: здесь и все субъекты выступают как нарушители, поскольку само административное производство, как правило, заводится на факту нарушения норм этого права. Кстати, административный кодекс так и называется: Кодекс об административных правонарушениях (КОАП).

В уголовном праве вообще нет других субъектов, кроме физических лиц. Поскольку юридическое лицо — это правовая фикция — за ним всегда стоят конкретные люди — начальники, подчиненные, менеджеры.

Объекты же в праве — это конкретные правоотношения. Их мы разобрали вкратце в посте выше. 

В исследовании

В научном исследовании субъект — это обычно конкретный ученый, который его осуществляет. Объект — обычно любое явление окружающей реальности.

Также тут выделяют еще предмет исследования — это конкретное явление или факт в рамках изучаемого объекта.

Например, объектом изучения в физике может служить электричество, а вот предметом зависимость электрического напряжения от свойств проводника.

В истории объектом может выступать, например, Гражданская война в России, а предметом: быт людей в годы этой войны.

К несчастью, порой такие вот азы приходилось объяснять в вузе. Это говорит только о кризисе современной системы образования, и ни о чем больше. Если статья зашла, ставьте лайк! Вам, может все равно, а мне, автору, приятно! Также подписывайтесь на новые!

Post Scriptum: несмотря на кажущуюся простоту, в этой теме есть масса нюансов, особенно в праве.

Чтобы во всех них разобраться, приобретай видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов», и изучай его.

Если ты думаешь, что книжные пособия тебе помогут, посмотри на статистику прошлогодних результатов ЕГЭ. Они не будут выше 40 % сдавших общество. Причина? Большинство готовится по книгам. А нужен видеокурс.

С уважением, Андрей Пучков

Источник: https://ege59.ru/2017/01/30/subekt-i-obekt-eto/

Объект и предмет исследования – в чём разница?

Объект исследования

Грамотный подход к обозначению ключевых аспектов научной работы во многом определяет её успех. Приступив к написанию научной работы, исследователь часто затрудняется в правильном определении объекта изучения.

Несмотря на то, что определение понятий можно легко отыскать в словаре, трудности с самостоятельным выделением объекта исследования у авторов научных работ возникают довольно часто.

Понятие объекта более широкое, поэтому определить его в своем исследовании обычно бывает проще, чем предмет. Объект имеет множество свойств и сторон для изучения.

Объектом исследования является – явление или предмет, существующий в материальном мире независимо от сознания человека, и на которое направлено его познание или деятельность. Проще говоря, объект – это та часть всего научного познания, с которой работает исследователь.

В научной работе объект тесно связан с темой исследования, но не повторяет ее.

Предмет исследования

Четкое разграничение понятий «объект» и «предмет» в научной работе, их правильная формулировка – критерии компетентности исследователя и грамотности его научной работы.

Предмет исследования – это отдельное свойство объекта, вопрос или проблема, находящаяся в его рамках. Любая научная работа не может охватывать весь объект для изучения. Поэтому необходимо выделить конкретную сторону, на которую будет направлена деятельность исследователя.

При выделении предмета изучения следует ответить на вопрос: «Что конкретно изучается?». Предметом могут быть процессы, явления, отношения, проблемы, закономерности, зависимости и т.д. Другими словами, происходит уточнение объекта или его конкретизация.

Примеры определения объекта и предмета исследования

Для более полного понимания рассматриваемых категорий стоит рассмотреть примеры определения объекта и предмета исследования.

Для того, чтобы правильно определить объект и предмет исследования, нужно выявить область, в рамках которой проходит исследование. Далее следует рассмотреть тот аспект этой области, которую исследователь планирует изучить, исходя из цели работы. Это и будет являться предметом изучения.

Пример 1. Дисциплина «Микроэкономика» имеет объектом изучения экономическую деятельность людей. Предметом изучения могут являться экономическое поведения людей, их экономические взаимоотношения и т.д.

Пример 2. Дисциплина «Микробиология». Объектом изучения микробиологии являются различные микроорганизмы. Предметом изучения могут быть рост, развитие и размножение этих микроорганизмов, их распространение и т.д.

Пример 3. Дисциплина «Микросоциология». Объектом изучения микросоциологии является семья, а предметом – семейное поведение. Объектом изучения информатики являются информационные системы, а предметом могут быть такие аспекты как программное обеспечение, аппаратное обеспечение и др.

Разница между объектом от предметом исследования

Для примера рассмотрим несколько вариантов определения объекта и предмета исследования в различных науках.

Предмет исследования тесно связан с темой научной и работы и, зачастую, повторяет ее в точности. Объект не так связан с темой исследования, поскольку это достаточно широкая сфера, исследовать которую можно с различных сторон.

Следует запомнить, что как более многогранное явление, объект является первичным. Предмет как часть системы, как частный аспект общего явления – вторичен. Формулирование предмета происходит более подробно и расширенно, тогда как при описании объекта можно обойтись двумя-тремя словами.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/obekt-i-predmet-issledovaniya/

Дайте определение понятиям «объект» и «субъект»

  • Дайте определение понятиям «объект» и «субъект».
  • Субъект – активный участник направленной деятельности.
  • Объект – пассивный участник направленной деятельности.
  • Дайте определение понятиям «потребность» и «желание».
  • Потребность – объективная необходимость во взаимодействии с окружающей средой для сохранения функционирования и развития объекта.
  • Желание – субъективно осознанная потребность, соотнесенная с конкретным результатом ее удовлетворения.
  • Дайте определение понятиям «проблема» и «цель».
  • Проблема – разность между необходимым и существующим.
  • Цель – субъективный образ несуществующего, но желаемого состояния реальности, которое решило бы возникшую проблему и на достижение которого будет направлена деятельность.
  • Укажите различия понятий «желание» и «цель».
  • Желание – субъективно осознанная потребность, соотнесённая с конкретным результатом её удовлетворения.
  • Цель – субъективный образ несуществующего, но желаемого состояния реальности, которое решило бы возникшую проблему и на достижение которого будет направлена деятельность.

Желание носит целевой характер, но эта цель – только цель-желание – без критического осмысления её достижимости. Пределом желания является мечта – цель, не обеспеченная средствами для её достижения.

Укажите различия понятий «задача» и «проблема».

Задача — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь

Проблема — это разница между существующей и желаемой системами. Если этой разницы нет, то нет и проблемы.

  1. Поясните, что понимается под точкой зрения в целеполагании.
  2. Взгляд субъекта на что-либо.
  3. Раскройте суть субъективности целеполагания.
  4. Укажите различия между целью-результатом и целью-направлением.
  5. Цель-результат – конкретная измеримая цель.
  6. Цель-направление – идеальная качественная цель.

*Увеличение выпуска продукции в 2р. – цель-резульат, а повышение образовательного уровня работников – цель-направление.

  • Поясните причины многокритериальности.
  • Очень редко единственный критерий удачно отображает цель, поскольку критерий лишь приближённо (как и всякая модель) отображает цель и адекватность одного критерия может оказаться недостаточной.
  • Укажите различия между объективными и субъективными ограничениями целеполагания.
  • • объективные — законы природы и ресурсные ограничения;
  • • субъективные — ограниченность понимания действительности и система ценностей субъекта целеполагания.
  • Поясните, с чем связаны субъективные ограничения целеполагания.
  • Перечислите основные проблемы целеполагания.
  • неопределенность целеполагания, опасность подмены целей средствами, влияние ценностей на цели, опасность смешения целей, множественность целей, изменение целей со временем
  • Поясните, что понимается под проблематикой.
  • Проблематика – это совокупность проблем, возникающих в окружающей среде при решении проблем исследуемого объекта.
  • Поясните причины неопределенности целеполагания.
  • недостаточная изученность свойств окружающей действительности, неполнота информации о ней и о себе самом.
  • Раскройте суть влияния ценностей субъекта на целеполагание.

Надо быть готовым к тому, что на выбор целей существенно влияет общая идеология, то есть система ценностей, которой придерживается субъект. Под ценностями обычно понимаются персональные или социальные предпочтения или приемленость путей их достижения.

Раскройте суть опасности смешения целей.

Разновидностью влияния ценностей на цели является смещение целей. В этом случае узкопрофессиональные ценности превалируют над общественно полезными и необходимыми.

  1. Поясните причины и проблемность множественности целей.
  2. Основные причины множественности целей:
  3. 1. невозможность точно выявить, измерить и увязать все факторы, влияющие на максимум прибыли, а также свести их к единому синтетическому (объединенному) показателю;

2. необходимость декомпозиции целей системы по критерию «средства-результаты».

18. Перечислите основные требования к цели.

  • Конкретность – при определении цели необходима точность отражения ее содержания, объема и времени.
  • Измеримость – цель должна быть представлена количественно или каким-либо другим способом для оценки степени ее достижения.
  • Достижимость – цели должны быть реальными, не выходящими за рамки возможностей исполнителей.
  • Согласованность – цели следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи.
  • Приемлемость – необходимо учитывать потребности, желания, традиции, сложившиеся в обществе ценности.
  • Гибкость – возможность внесения корректировки по мере происходящих в среде изменений.
  • Объясните, зачем строятся модели.
  • — сложность реальных объектов
  • -необходимость проведения экспериментов
  • -необходимость прогнозирования
  • Дайте определение понятию «модель».
  • Модель – подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта-оригинала или объекта проектирования.
  • Перечислите функции, которые могут выполнять модели.
  • -исследовательская – применяется в научном познании для изучения свойств объекта путем экспериментирования с моделью
  • -практическая – применяется в практической деятельности(проектировании, управлении, прогнозировании)
  • -тренинговая – используется для отработки практических умений и навыков специалистов в различных областях на тренажерах
  • -обучающая – используется в учебном процессе для формирования у обучаемых знаний, умений и навыков.
  • Перечислите формы представления моделей.
  • Физические
  • Словесные (вербальные)
  • Графические
  • Знаковые
  • Поясните, чем отличаются динамические модели от статических.
  • Статическая модель – время вообще не рассматривается.
  • Динамическая модель – время является важнейшим параметром модели.
  • Дайте определение понятию «окружающая среда».
  • Совокупность объектов, которые окружают исследуемый объект и прямо или косвенно воздействуют на него.
  • Определите, что понимается под входами и выходами объекта.
Читайте также:  Зарегистрироваться на всероссийском официальном сайте гто сможет даже школьник!

Входы и выходы объекта – некоторые условные точки, через которые реализуется связь (взаимодействие) объекта с внешней средой. На входы объекта из ОС поступают материальные, энергетические и информационные потоки, а после соответственно преобр. они поступают на выходы объекта.

Дайте определение понятию «черный ящик».

Представление объекта в виде некоторого преобразователя входных параметров в

выходные получило название «чёрный ящик» (понятие было предложено У.Р. Эшби). В

  1. этом случае мы не знаем (или не желаем рассматривать) внутреннее содержание объекта,
  2. а судим о его свойствах только на основании наблюдений над его входами и выходами.
  3. Ещё о таком представлении говорят как о модели «вход-выход» или кибернетической
  4. модели.
  5. Перечислите типы входных переменных.
  6. Исходя из критериев контролируемости и управляемости, входы условно разбивают на следующие типы:

· возмущения – контролируемые входы, т.е. можно измерять значения таких входных переменных (X);

· помехи или шум – неконтролируемые входы, если, например, для измерения значений или переменных не существует соотв. измерительных приборов или методик (ἐ);

· управления – управляемые входы, т.е. можно измерять значения этих переменных. В связи с тем, что такие изменения приводят к изменению значения выходных переменных, то эти входы можно считать и управляющими – изменяя значения их переменных, можно влиять на работу объекта (U).

  • Объясните, что такое «целевой выход объекта».
  • Целевые выходы Y – выходы, к-ые полезны потребителю (для создаваемых систем это те выходы, ради которых и создавалась система) либо соответствуют цели исследования.
  • Приведите не менее двух определений понятию «система».
  • · Упорядоченное представление об объекте исследования с тчк зр поставленной цели.
  • · Совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, к-ые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его элементам, взятым в отдельности.
  • Дайте определение процессу.
  • Последовательная смена состояний.
  • Дайте определение понятиям «объект» и «субъект».
  • Субъект – активный участник направленной деятельности.
  • Объект – пассивный участник направленной деятельности.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xe1f0.html

Объект и предмет исследования и различие между ними

Наиболее значимыми элементами исследовательской работы считаются объект и предмет изучения. На сегодняшний день принято множество различных аспектов для формулировки данных понятий.

Обобщенные понятия объекта и предмета исследования

В толковом словаре В. Даля понятие объекта и предмета определяется следующим образом:

Определение 1

«Объект, содержание, личность. Объективные особенности, которые доступны для наблюдения зрителям; субъективные – ощущаются самими предметом». «Предмет – все, что можно ощутить». «Предмет сочинения – основа, смысл его».

С. И. Ожегов, в свою очередь, дает немного другое определение:

Определение 2

«Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Н. Е. Яценко, определил для этих терминов другое понятие:

Определение 3

«Объект — 1. В философии — всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле — предмет, явления, которые человек стремится познать, и на которые направлена его деятельность». «Предмет — 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство».

Если подводить логическую черту, можно дать основные определения этим понятиям, на основе всего вышесказанного. Так предмет и объект исследования – это:

Определение 4

Объект – это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект также понимается как часть научного познания, которую исследователь изучает.

Предмет исследования – это часть вопроса, анализируя который, происходит познание целостности объекта, отделяя его основные, более значимые особенности.

Объекты изучения бывают:

  • Материальными.
  • Нематериальными.

Их независимость определяется в абсолютной отрешенности от факта познания их людьми. Также разделяют реальные и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно считать все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую деятельность, культуру определенного народа.

Потенциальные объекты исследования, напротив, то, что не является частью культуры, события, не обладающие точными, конкретизированными понятиями.

Такие события не показывают природу существующей реальности, они определяют ее возможные очертания, вероятность которых предполагается на основе накопленных знаний и культуры.

На фоне этого формируется и мир виртуальных объектов, которому принадлежит то, что составляет духовную культуру человека. 

Приведенная выше формулировка предмета исследования четко раскрывается при изучении существующих в той или иной сфере систематизации наук. Отмечается, что некоторые научные дисциплины, занимаются исследованием отдельных элементов анализируемых объектов.

Предмет исследования всегда должен соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

Объект исследования и предмет исследования можно сравнивать как нечто общее и нечто частное в рамках научных категорий. Стоит также учитывать, что оба этих объекта, также как их цели и задачи, находятся в зависимости от темы и плана исследования.

Различия между предметом и объектом изучения

Разделение предмета и объекта исследования – гносеологическая проблема. Она образуется там, где больше не работает методологический запрос на применение строго конкретизированных понятий, а также там, где объект науки, с которым связана выполняемая работа, еще не отделен и не доказан.

Разница между объектом и предметом исследования появилась в ходе изучения гносеологической сферы. Изучая мир объективного или какие-либо его аспекты, личность формирует независимые понятия об окружающей его действительности.

Каждый последующий исследователь, прежде, чем приступить к анализу, должен проработать уже сформированную в обществе совокупность познаний, представляющую этот объект.

В таком случае совместность познаний будет являться предметом исследования.

Определяя схожести и различия между отдельными объектами реального мира, личность отделяет несоответствующие объекты, обозначает их как предметы и возможные предметы для своей работы и анализа. В таком ключе предметы также будут являться объективной действительностью, так как их существование независимо от деятельности человека.

От личности может зависеть только непосредственное действие разделения объекта. Однако, как только человек обозначил объект, он становится для него предметом исследования.

Это характерная человеческая черта – переводить объект в предмет своей работы или исследования.

Вычлененные из объективной действительности отдельные объекты, переформируются в предметы деятельности, и каждый из таких объектов может преобразоваться в предмет какой-либо специальной науки, при подходящих обстоятельствах.

Предмет и объект научного исследования может быть основным и второстепенным. Так, объект считается основным, а предмет, в свою очередь, второстепенным. При этом в предмете изучения выделяется отчетливое качество объекта исследования. Некоторые научные деятели вовсе не разграничивают эти понятия и уравнивают их между собой.

Бывает, что оба понятия формируются практически равноправно, однако, такой подход нельзя считать в полной мере корректным. Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку, к которой обращать в процессе всей научной работы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/obekt-i-predmet-issledovanija/

§ 2. Объект, предмет, субъект

Различение объекта и предмета – это чисто гносеологическая проблема. Возникает она всегда там, где по каким-то причинам перестает работать методологическое требование об использовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.

Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные его стороны, человек вырабатывает объективные знания об окружающей реальности.

Каждый последующий исследователь прежде, чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучить имеющуюся в обществе совокупность знаний, представляющих этот объект. В этом случае совокупность знаний становится предметом изучения.

Довольно часто исследователь, изучив совокупность знаний об объекте, невольно считает, что им изучен сам объект, тем более, что содержательная часть и объекта, и предмета пока совпадает.

Таким образом, создается иллюзия сходства двух предметов: предмета, принадлежащего объективной реальности, не зависимой от человека, и предмета, произведенного познавательной деятельностью человека. И то, и другое являются предметами для познания человека. Здесь возникает необходимость различать эти предметы, что и приводит к разделению двух предметов познавательной деятельности человека – на объект и на предмет. Такова ситуация и в педагогической науке.

Поскольку каждый раз после очередного исследования (изучения) человечество оказывалось перед фактом более глубокого понимания изученного предмета, то и сам предмет представлялся несколько иным, чем это имело место до его изучения. Менялось, видимо, и отношение к этому предмету.

Измененное представление о предмете изучения в ряде случаев оказывалось перенесенным и на сам предмет изучения, в связи с чем получалось, что изменился и предмет изучения.

Это представление, из которого исходили исследователи, поддерживалось и общим философским принципом утверждающим, что сам мир и всё в мире изменяется.

Что же всё-таки изменилось? Предмет, который был выделен для изучения, изменился в результате его изучения, или все-таки изменилось наше знание об этом предмете? Человек, выполняющий то или иное исследование, изучает выбранный им предмет. Завершив исследование этого предмета, он может переключиться на другой предмет и вновь осуществить исследование (изучение). Но это уже другой предмет: человек изменил (сменил) предмет своего исследования (деятельности).

Но изменился ли сам предмет оттого, что его изучали? Конечно, можно предположить, что при изучении реального предмета, предмет может утратить те или иные свои формы, размеры, вес и
т. д.

Можно посчитать, что это результат изучения, но на самом деле это изменение не предмета изучения, а изменения выделенной для изучения конкретной вещи, содержащей в себе и представляющей собой предмет изучения. Поэтому, изменяя один или несколько экземпляров вещей, содержащих предмет изучения, изучаем именно этот предмет, а не вещи.

Таким образом, несмотря на изменения экземпляра вещи-предмета, наш предмет изучения не разрушается и не изменяется. Именно это свойство позволяет изучить именно этот предмет, а не другой.

Этой неизменностью обусловлено и то, что каждая конкретная наука, выделяя ту или иную сторону реальности (мира), не позволяет исследователю изменять эту сторону, предмет изучения, а также изменять предмет науки.

Читайте также:  Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке

Если исследователь свободно может менять предметы для изучения, то наука как абстрактный субъект, выделив и определив свой предмет, ту или иную реальность, не может изменить своего предмета, оставаясь именно данной наукой.

Изменив же этот предмет, данная наука утрачивает и свою содержательную качественную сторону и перестает существовать, являя тем, в лучшем случае, рождение (появление) новой науки.

Если мир, не зависимый от человека, есть объективная реальность как цельный объект, тогда все науки изучают один и тот же объект.

Такая абстракция верно отражает понимание объекта, но не позволяет нам познать более точно объективный мир, потому что он состоит, в свою очередь, из громадного количества отдельных объектов, весьма отличных друг от друга.

Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет отдельные объекты, определяет их как предметы, как потенциальные предметы для своей деятельности, для изучения.

В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека. От человека зависит лишь сам момент выделения объекта. Но выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это – особенность человека превращать объект в предмет своей деятельности.

Выделенные из объективной реальности отдельные объекты, становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки. Этот уникальный факт, позволяющий отличать объект от предмета, остается не замеченным педагогами-иссле-дователями и затрудняет поиски предмета своей науки.

Приняв такое решение проблемы «предмет-объект», сразу же встречаемся с первым затруднением, имевшем место в педагогике.

Если среди выделенных объектов оказывается человек, а с точки зрения объективной реальности, человек тоже есть реальный объект, выделяющий должен назвать его в лучшем случае предметом. Вспомним классическое выражение «человек как предмет воспитания».

Но человека не должны называть предметом потому, что, с точки зрения социально образованного человека и социальной науки, это – человек, субъект. Фактически человек не является предметом. Но довольно часто именно так понимается он, и так же к нему относятся – как к предмету, предмету чьей-то деятельности.

Предметные отношения одного человека к другому не превращают другого человека в предмет. Они лишь означают неадекватное отношение одного человека к другому

Изучая предмет, человек выделяет те или иные стороны или свойства этого предмета и превращает их в предмет своей новой деятельности, нового исследования.

Поскольку предмет науки уже определен, то все предметы конкретных исследований представляют лишь стороны или свойства предмета науки, они составляют части или стороны цельного предмета науки. Путаница и неудобства возникают из-за того, что и в первом случае говорится о предмете, и во втором.

Но если в первом случае имеется предмет науки, то во втором – часть или сторона предмета науки. Здесь имеют место отношения части и целого, поэтому предмет в значении часть не тождествен предмету в значении целое.

Другой формой проявления проблемы «объект-предмет» являются исследовательские позиции, в которых тот или иной объект объявляется предметом для многих наук. Так, например, считается, что человека изучают многие науки [60, c. 8]: биология, физиология, анатомия, психология, философия и др.

; что учение как одна из форм деятельности является междисциплинарной проблемой и может рассматриваться (изучаться) с позиции многих наук: биологии, физиологии психологии, социологии, этики, кибернетики, философии, логики, педагогики [91, c. 17 – 28].

Таким же предметом изучения многих наук считается и деятельность [189, с. 10].

Отражая такое положение, В. В.

Краевский ставит важный вопрос для теории: «То обстоятельство, что деятельность человека изучается рядом других наук, кроме психологии, и осознается как объект, далеко не исчерпываемый предметом этой науки, делает особенно актуальным вопрос: что есть предмет психологии, каково его отличие от предметов других наук, так или иначе изучающих деятельность?» [74, c. 90].

Вопрос ученого является не менее актуальным для наук и дисциплин, в которых исследователями указан или назван один и тот же предмет.

Почему мы так легко соглашаемся, что человека или учение, или деятельность изучают многие науки? Если каждая наука имеет свой предмет изучения, что является основанием для ее существования, то при установлении одного предмета для многих наук, само существование множества наук оказывается фикцией. И вместо множества наук мы должны иметь только одну науку, у которой один предмет.

Простая логическая операция, приводящая к такому выводу, казалось бы, должна всполошить весь научный мир, но ничего не происходит, такое положение существует и, очевидно, устраивает ученых. Казалось бы, наука не должна, не может мириться с подобными фактами логической небрежности, а она эту небрежность лелеет.

Конечно, наука не показывает столь явное пренебрежение, это отсутствие самоконтроля исследователя за использованием терминов приводит к топтанию на одном месте.

Наука как объективный и социальный феномен уже давно произвела бы ревизию столь многих словесных утверждений и вынесла бы свой вердикт, если бы в научном сообществе существовала служба терминологического контроля, но таковая еще не создана.

На самом деле все названные выше науки не изучают один и тот же выделенный исследователями предмет. Физиология, например, изучает функционирование внутренних органов человека, анатомия – строение организма человека, психология – психические свойства и состояния человека.

Как видно, каждая из названных наук изучает не человека, а свой предмет, весьма отличный от человека. И даже все вместе эти науки не изучают человека, т. е. не имеют человека своим предметом. Но при этом используется одно и то же словесное выражение: «изучать человека».

Такой науки, для которой человек явился бы предметом изучения, которая изучала бы человека как целое природное и одновременно социально образованное существо, еще нет.

Должна появиться качественно новая наука: наука, которая изучает не предмет, а субъекта – субъекта, являющегося человеком, как природное и социально образованное существо.

Нет и науки, которая имела бы своим предметом деятельность. Когда говорят, что физиология или психология изучают деятельность, это фактически может означать только то, что физиология изучает функционирование внутренних органов человека, а психология изучает психические свойства и состояния человека, который осуществляет ту или иную деятельность.

Нет и науки, которая имела бы своим предметом учение. Если учение есть явление, в котором человек овладевает культурным опытом общества, то учение фактически является одним из видов деятельности.

Поэтому смысл утверждения, что физиология или психология изучают учение, может означать только то, что физиология изучает функционирование внутренних органов, а психология изучает психические свойства и состояния человека, который осуществляет учение.

Но если для человека и деятельности еще не сложились самостоятельные науки, то учение, хотя и не является предметом специальной науки, полностью принадлежит предмету педагогики и представляет собой часть дидактики.

Методологические трудности проблемы «объект-предмет» состоят еще и в том, что предмет науки не разрушается и не изменяется от его изучения. Это свойство предмета науки позволяет изучить именно этот предмет, а не другой. Неизменность предмета науки не позволяет ученому изменять предмет науки.

Если исследователь как реальный субъект свободно может менять предметы для изучения, то наука, как абстрактный субъект, выделив и определив своим предметом ту или иную реальность, не может изменять своего предмета, оставаясь именно данной наукой.

Изменение предмета приводит к тому, что данная наука утрачивает и свою содержательную качественную сторону, становясь или другой наукой с другим предметом, или прекращает свое существование, исчерпав свой предмет.

Поэтому реальный субъект, действующий в сфере той или иной науки и представляющий результаты своей деятельности, не всегда объективно выступает от имени или в качестве абстрактного субъекта науки.

Но на этом проблема объекта и предмета для педагогики не исчерпана. Так, В. В.

Краевский в анализе названной проблемы, заостряя внимание на научной и практической педагогической деятельности учителей, воспитателей, выделяет для каждой из них различные объекты, не предметы деятельности, а объекты: «Объектом практической педагогической деятельности является индивид – ученик, воспитанник, объектом деятельности научной – сама педагогическая деятельность» [74, c. 25]. Такое разграничение объектов, а не предметов двух видов педагогической деятельности позволило ему довольно четко разграничить, отделить психологию или предмет психологии от педагогической науки, предметом которой не является и не может являться психика индивида (ребенка). Это чрезвычайно важно, поскольку сделано в условиях, когда психологизм, пронизавший всю педагогику, оставил ей место лишь в качестве связующего звена «между педагогической практикой и психологией, которая диктует и педагогической науке, и практике свои законы» [73, c. 28].

Но полностью выйти из-под влияния психологии не просто: выделив индивида (ученика, воспитанника) в качестве объекта практической педагогической деятельности, В. В.

Краевский уточняет далее, что «объект психологии действительно совпадает с объектом педагогического воздействия – психикой индивида (в данном случае – ребенка)» [73, с. 89].

То есть, с одной стороны, педагогика и психология имеют разные объекты (предметы), но, с другой – психика, являющаяся предметом психологии, оказывается и предметом практической педагогической деятельности.

Это подтверждается и последующим утверждением: «…объектом практического педагогического воздействия… является психика человека, которого нужно обучать и воспитывать» [73, c. 28]. Сам факт выделения и практической, и научной педагогической деятельности корректен и правомерен.

Поскольку выделены виды деятельности, то, согласно предложенному нами пониманию отношения между объектом и предметом, выделяем предметы этих деятельностей, а не объекты. Если деятельности различны (практическая и теоретическая), то и предметы их должны быть различными. Это тоже верно. Но и практическая, и научная деятельности являются педагогическими деятельностями, следовательно, и предметы их должны составлять предмет педагогики.

Таким образом, в качестве предмета педагогики имеем два разных предмета: психику и педагогическую деятельность, – т. е. один предмет является предметом психологии, а другой – предметом педагогики. Это – противоречие[1].

Ряд высказанных суждений об объекте и предмете науки позволяет заметить, что объект, который становится предметом науки, должен существовать и существует задолго до того, как он становится предметом той или иной науки, и задолго до того, как появляется сама наука. Это означает, что предмет науки существует объективно.

Обратимся к содержательной части предмета педагогики, представленной в высказываниях.

[1] Далее покажем, что и у практической деятельности предметом является не психика, но пока это противоречие имеет место.

Источник: http://teoria.ru/glava-1-predmet-nauki-pedagogiki/p-2-obekt-predmet-subekt

Ссылка на основную публикацию