Кто такой антагонист и протагонист, их особенности, что значат эти слова

Протагонист – это актёр, которому принадлежит право играть первую роль в трагедии. С этим понятием связаны некоторые интересные моменты в театральном и кинематографическом искусстве. Также протагонист – это главный герой в древнегреческой трагедии или драме.

Кто такой антагонист и протагонист, их особенности, что значат эти слова

Этимология слова

Произошло это понятие от греческих корней, обозначающих «первый», «состязаюсь», «борец». Если сложить все эти подсказки, проще было бы предположить, что значение слова «протагонист» заключается в слове «победитель».

Ведь первым в состязаниях по борьбе становится тот, кому удалось одержать победу. Однако смысл это слово получило иной. И связано его появление было именно с сыгранной в Афинах античной трагедией Фесписа в 534 году до нашей эры.

Кто такой протагонист в современном искусстве?

Сегодня значение этого понятия расширилось. Протагонист – это уже главный герой не только трагедии, но и фильма, литературного произведения и даже компьютерной игры.

Причём иногда в произведении фигурируют ложные протагонисты – герои, которые в начале производят впечатление главных, а затем пропадают вовсе. Подобное имело место быть в 1960 году.

Именно тогда на экранах кинотеатров демонстрировались нашумевшие фильмы «Приключение» и «Психо».

Отличие понятий о протагонисте в классике и современном искусстве

Обычно в произведениях фигурируют протагонист и антагонист или группа антагонистов. В классических творениях положительному герою противостоят отрицательные – злодеи. Они, антагонисты, мешают протагонисту достичь своих целей. Либо сам положительный герой борется с ними – на этом и основывался классический сюжет. В современном искусстве всё намного сложнее.

Зачастую протагонист – это и есть отрицательный злодей, которого пытаются схватить и обезвредить положительные герои. Однако, как, например, в фильме «Фантомас», положительные антагонисты вызывают смех и иронию, а вот самому главному герою, несмотря на его положение в обществе, зритель сочувствует.

То же наблюдается в современных криминальных боевиках, например в серии произведений Евгения Сухова про вора в законе Варяга.

Кто такой антагонист и протагонист, их особенности, что значат эти слова

Нельзя отождествлять автора с главным героем!

Интересен такой факт: читатель в своём большинстве считает, что писатель обязательно вкладывает частичку своей души в образ героя. А зритель зачастую отождествляет актёра с сыгранной им ролью. Однако это не всегда так. Вернее даже — почти всегда не так.

Протагонист – это личность, за которой автор наблюдает как бы со стороны. Хороший писатель не сможет чётко пояснить своё отношение к героям. Достаточно вспомнить замечательную фразу, характеризующую Льва Толстого, о том, что он – зеркало русской жизни. То есть автор – не протагонист, он даже не сочувствующий ему.

Он – отражатель, увеличительное стекло, если хотите.

Автор может в своём произведении поднять тему, которая его волнует, но осветить её таким образом, чтобы привлечь к ней внимание публики, даже идя наперекор своим нравственным устоям. Заставить народ говорить о чём-то, взволновать стоячую воду – вот главное предназначение творчества.

И то, насколько хорош протагонист, насколько нравственны его поступки, не даёт гарантии того, что и сам писатель – человек глубоко порядочный, духовно совершенный. Как и описывающий жизнь проституток, их переживания и трудности — вовсе не тот человек, который ратует за «ночных бабочек».

Кто такой антагонист и протагонист, их особенности, что значат эти слова

Фильм «РобоКоп» ярко демонстрирует такую позицию. Протагонист здесь на некоторое время изменяет себе, превращаясь из положительного героя в злодея.

А автор вовсе не позиционирует себя ни «копом», ни роботом, ни злодеем.

Он просто фантазирует, попутно закладывая в умы публики мысль о том, что не следует шутить с природой, что человек уникален, что всякие опыты над мозгом чреваты страшными последствиями.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/literatura/kto-takoj-protagonist-ego-osobennosti-znachenie-slova.html

Что значит протагонист и антагонист. Изучаем значение слов: кто это такой протагонист

Протагонист – это определение, с которым знакомы не так много людей. Если объяснять простыми словами, то это главный герой или центральный персонаж. Он присутствует в каждом рассказе, сказке и сочинении, фильме и мультфильме. Кто такой протагонист? Какова роль возложена на эту фигуру?

Википедия называет протагониста основным персонажем, двигателем сюжета в кинематографе, хозяином собственной судьбы в реальном мире.
Условно под такое определение попадают любые существа, животные, предметы, люди и явления, из которых состоит костяк повествовательной истории.

Впервые слово было озвучено в 534 году до Рождества Христово на выступлении Фесписа – греческого оратора. В точном переводе значит «первый борец». С тех пор всех людей, о которых идет речь в истории, называют протагонистами.

Значение термина не является обязательным для изучения в школах, и это довольно странно. С ним впервые сталкиваются на первых курсах институтов художественного направления. Но косвенное знакомство осуществляется гораздо раньше, в далеком детстве, когда воспитатели или родители спрашивают ребенка: «О ком только что мы прослушали сказку?»

С первого класса в школах происходит небольшое расширение понятия.

Это наблюдается во время изучения краткой характеристики главного персонажа:

  • имя героя;
  • его предыстория;
  • особенности характера;
  • мотивы его действий;
  • развитие сюжета.

На первый взгляд система сложная, однако на практике все упрощается. После анализа истории посредством наводящих вопросов педагог производит оценку качества того, как дети осмыслили прочитанный рассказ.

В центре всего процесса, конечно, находится протагонист. Учеников учат определять главного героя.

Со временем количество художественных историй растет, объем увеличивается, но система определения и анализа остается прежней.

Со школьной скамьи самыми известными и запоминающимися протагонистами остались Шерлок Холмс, Робинзон Крузо, и прочие.

Кто такой антагонист и протагонист, их особенности, что значат эти слова

Робинзон Крузо

Протагонисты в кино, литературе

С появлением кинематографа многие литературные термины переместились в кино. Теперь большинство людей узнают о протагонистах именно с телеэкранов, где их сопоставляют с главным героем фильма.

В кинематографе понятие несколько шире, чем в литературе. В художественном фильме возникают персонажи, не являющиеся абсолютными протагонистическими образами, но тем не менее выступают действующими героями. На этом фоне образуется противоречие. Эти персоналии могут обладать отрицательным характером, делать поступки, порочащие их, вызывать у зрителя негатив. Это больше свойственно .

Но с развитием сюжета становится ясно, что у персонажа были благие намерения, что нехорошими проступками он смог достичь цели. Такие образы называют антигероями, которые являются центральными фигурами с негативными сторонами. Антигерои сейчас становятся более популярными, поскольку поведение протагонистов слишком предсказуемое, и из-за это в сюжете теряется интрига.

Чаще всего протагонизмом наделены мужчины. На женщин возлагается роль помощниц, провокатора действий, девушки, которую нужно спасать. Ярким примером протагониста среди женщин стала Лара Крофт из фильма о расхищении гробниц. Среди отечественных представительниц прославилась няня Вика Прудковская.

Кто такой антагонист и протагонист, их особенности, что значат эти слова

Важно!
В литературе и кино часто встречаются ложные главные персонажи – герои, которые сначала участвуют в развитии сюжета в роли протагонистов, но потом исчезают из истории неожиданным образом.

Наиболее запоминающимся ложным протагонистом является Мэрион, героиня фильма «Психо» Альфреда Хичкока. Она внезапно исчезает из истории в начале кинокартины.

Литература содержит множество повествований, состоящих из нескольких рассказов. В них есть сразу несколько главных персонажей. К примеру, «Война и мир» — роман Льва Толстого. В этом произведении присутствует целых пятнадцать действующих лиц, которые участвуют в войне или каким-либо образом затронуты ею.

Основные черты

Протагонист, как и антагонист, в сюжете преимущественно демонстрирует черты, которые выделяют их среди других персонажей:

  • верный своему делу, единомышленникам, союзникам, семье;
  • обладает сверх силой;
  • приобретает разноплановый опыт;
  • имеет индивидуальный недостаток характера;
  • смелый и решительный;
  • движимый поставленной целью;
  • вызывает у зрителя или читателя симпатию и доверие.

Источник: https://knhb.ru/chto-znachit-protagonist-i-antagonist-izuchaem-znachenie-slov-kto-eto.html

Как понять своего антагониста

Кто такой антагонист и протагонист, их особенности, что значат эти слова

Сценарный консультант Кэйли Лавридж написала для издания ScriptMag статью о том, какие антагонисты уместны в триллерах и драмах, а какие — мелодрамах и комедиях, а также почему необходимо вызывать у зрителей сочувствие не только к положительным героям, но и отрицательным.

Я люблю хороших «плохих парней». И также люблю хороших «плохих женщин». Если фильм или сценарий заставит меня презирать, но также и любить антагониста, а потом сопереживать ему, но при этом и ненавидеть (все это в один присест), то я искренне выкрикну браво сценаристу, придумавшему эту историю. (В этом месте гремят овации.)

Антагонист, пожалуй, самый сложный и увлекательный герой в художественном произведении (и определенно мой самый любимый персонаж).

Меня, как человека, который профессионально разбирает сценарии, всегда заставляет мысленно ликовать каждый антагонист, оказывающийся настоящим сокровищем в истории.

Вам будет интересно узнать, что не каждому автору, у которого есть и агенты, и длинный послужной список голливудских работ, удается избежать в своих историях непонятных «плоских» злодеев. Но что же вам нужно сделать, чтобы создать живого и яркого героя?

Ключ — в его психологии. Кем является антагонист и почему он делает то, что делает? Как автор, вы должны наделить своих героев душой и сознанием. И когда вы позволите им стать трехмерными, живыми существами, они смогут принимать самостоятельные решения за себя, а именно это, в конечном счете, и будет двигать сюжет.

  • «Если бы мы смогли прочесть тайную историю своих врагов, мы нашли бы в жизни каждого человека достаточно печали и страдания, чтобы обезоружить любую враждебность» (Генри Уодсворт Лонгфелло)
  • У каждого действия, которое предпринимает антагонист в противовес протагонисту, должна быть мотивация, причина такого поведения. А это могут быть:
  • Комплекс превосходства
  • Гнев
  • Страх
  • Любовь / Желание защитить
  • Сила
  • Деньги/ слава
  • Месть / возмездие
  • Антагонисты не должны быть симпатичны зрителю, но должны вызывать у него эмоциональный отклик.
Читайте также:  Культурный ландшафт: определение, отличие от природного и антропогенного, виды

Очевидно, самое главное, чем нужно руководствоваться при создании антогониста, — это то, что он является протагонистом в своей собственной истории: он считает свои мотивы и действия необходимыми для самого себя и общего блага (даже если эти действия абсолютно аморальны). Но его задача в истории — вступить в конфликт с протагонистом.

Проще будет объяснить на примере. Главный злодей в фильме «Люди Икс: Апокалипсис» — Эн Сабах Нур. Мотив его действий — избавить этот мир от слабых (людей) и достичь высшей власти, став новым богом. А протагонисты защищают планету и слабых, что соответствует привычным для нас моральным правилам, которые в итоге и торжествуют.

  1. Итак, чтобы понять, как мыслит антагонист, вы должны понять его историю.
  2. «Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя» (Чехов)
  3. Базовые принципы создания психологического портрета героя могут показаться довольно простыми, но о них часто забывают — особенно когда речь идет об антагонистах.
  4. Как и в случае с главным героем, вы должны задать вопросы:
  5. Какая у него семья?
  6. Как его воспитывали в семье?
  7. К какой социальной группе он относится?
  8. В какую школу он ходил?
  9. Подвергался ли он издевательствам или над ним издевались?
  10. А может, такого вообще не было, и его просто не замечали?
  11. Был ли он популярным?

Влюблялся ли он хотя бы раз? Находил ли свою любовь?

  • Есть ли у него домашнее животное?
  • Есть ли у него аллергия на что-нибудь?
  • И вот — у вас есть представление о герое.

Чем больше деталей вы узнаете о прошлом антагониста, тем сильнее будете связаны с ним, тем правдивее и реальнее для зрителей он станет. Такая серьезная проработка персонажа еще принесет свои плоды в работе над историей в дальнейшем.

С этого момента вам, скорее всего, захочется углубиться и подумать, как история героя может влиять на его поведение и психологию в настоящем.

Но смотрите: расстройства личности — ее психопатические и социопатические черты — можно описать в таких жанрах, как драма и триллер. В небольшой степени они проявляются у всех людей, но, как правило, человеку удается их подавлять с помощью эмпатии и моральных ориентиров.

Фокус заключается в том, чтобы заглянуть вглубь темной стороны своей личности, изучить личный опыт, свои наблюдения и то, как все это повлияло на вашу жизнь. Сделать это гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд.

Придется быть честным с самим собой буквально до изнеможения, но помните, что только с собой вы можете искренне об этом поговорить.

Знание о психопатических и социопатических чертах могут стать хорошей основой для создания сильных антагонистов (конечно, все зависит от того, антагониста какого типа вы создаете).На самом деле так и писались лучшие злодеи в истории мирового кино.

  1. Согласно изданию Psychology Today, психопатическая личность:
  2. Неспособна формировать эмоциональную привязанность и сопереживать другим
  3. Склонна к манипуляциям
  4. Умеет имитировать эмоции
  5. Действует изобретательно и невероятно организованно (например, в случае совершения преступлений)
  6. Умеет пользоваться своей способностью имитировать и манипулировать, чтобы казаться нормальной и даже очаровательной

Антагонист из фильма «Исчезнувшая» Эми Данн — идеальный пример психопатической личности. Воспитание и слава, которую она пережила в детстве, заставили ее чувствовать, будто вся ее жизнь — нечто фальшивое. А затем она еще и обнаружила, что муж изменял ей. Она всю свою жизнь пыталась оправдать ожидания других людей и научилась мастерски имитировать эмоции.

Все это привело к тому, что она разорвала эмоциональные связи с окружающими. Ее умение манипулировать и склонность к совершению жестоких преступлений объясняются нестабильной самооценкой. Но зритель, тем не менее, сочувствует ей и понимает ее действия. Мы испытываем отвращение к героине, но в некоторые моменты ей удается добиться нашего сопереживания.

  • А теперь о социопатической личности:
  • Она нервозная и тревожная
  • Склонна к эмоциональным всплескам
  • Может игнорировать общество и его правила
  • В отличие от психопатической, может совершить преступления случайно и спонтанно
  • Эмоциональная привязанность к людям у нее формируется трудно, но это возможно

Хорошим примером социопатической личности может стать малыш Зе из фильма Фернанду Мейреллиша «Город бога». Этот герой вырос в нищих фавелах Бразилии и стал лидером банды. Его единственный друг — его же подельник Бенни. Малыш Зе привык держать окружающих в страхе и время от времени прибегает к убийству.

Жертвами, как правило, становятся те, кто раздражает его в конкретный момент. Малыш Зе описан как непривлекательный внешне человек, и, когда чувствует себя ущербным, он использует грубую силу, чтобы почувствовать превосходство над окружающими.

Запугав окружающих и убив своих врагов, он уменьшает преступность в фавелах, из-за чего, в свою очередь полиция больше не обращает на этот район пристального внимания, и там воцаряется какое-то спокойствие.

А теперь вкратце я расскажу об одной особенности, о которой уже шла речь выше. Она относится к разным видам психологических расстройств, помимо тех, что уже были рассмотрены. Это комплекс превосходства.

Этот термин ввел в обращение психолог Альфред Адлер. Он предположил, что личность, обладающая комплексом превосходства, глубоко убеждена, что лучше других людей.

Но на самом деле за этой демонстрацией превосходства скрывается подсознательное чувство неуверенности.

Эту психологическую особенность стоит иметь в виду во время создания антагонистических образов для таких жанров, как мелодрама и комедия.

В таких историях антагонисты не должны быть агрессивными (они даже не являются злодеями), но их действия обусловлены неуверенностью в себе, и именно это двигает сюжет вперед.

Благодаря такой стратегии вы и сможете возбудить у зрителя сочувствие к таким героям.

Вспомните Регину Джордж из «Дрянных девчонок». Она пользуется своей сексуальностью и популярностью, чтобы другие девочки почувствовали себя хуже.

Но Регина чувствует себя уязвленной, когда Кэйди Хирон идет на свидание с мальчиком, который нравится самой Регине.

Чтобы подавить ощущение дискомфорта, девушка начинает много есть, а потом встает на весы и наконец чувствует себя полной неудачницей — так и выявляется ее комплекс неполноценности.

Эта закономерность также работает и в случае с антагонистами, которыми оказываются члены семьи протагониста или его друзья. Члены сводной семьи протагониста часто становятся злодеями, которые ощущают себя ущербными и скрывают это чувство за маской превосходства.

Это часто показывается в детской сказочной литературе. Родители в такой семье не могут совладать с ребенком, поэтому выстраивают иерархические отношения и пользуются своей силой, хотя на самом деле боятся и не уверены в себе.

Но если в традиционных сказках мачеха изображается злодейкой и ей сложно посочувствовать (вспомните диснеевских «Белоснежку» и «Золушку»), современные авторы развивают этот архетипический образ в героев, чья неполноценность вызывает у зрителей эмпатию (как в «Ловушке для родителей»).

Независимо от различий в образах и развития персонажей, они все действуют исходя из глубоко укорененного чувства слабости в отношениях с протагонистом.

Чтобы не быть многословной, я дам последний небольшой совет: позвольте антагонисту добиться своего в истории. Позвольте антагонисту думать, что он и есть главный герой в этом сценарии.

Чтобы в тот момент, когда протагонист перехватит у него инициативу и нанесет удар по его самолюбию, слабость антагониста проявилась естественным образом.

Эта уязвимость героя поможет зрителям понять, что им движет, и вам не придется тратить много времени на описания.

Принимая во внимание личностные черты и примеры, представленные выше, вы можете увидеть, как крупным авторам удалось добиться у зрителей сопереживания. Их антагонисты не являются «хорошими» людьми, но мы понимаем, почему они делают то, что делают.

Заставить зрителя ощутить связь с антагонистом на молекулярном уровне — это самый эффективный способ создать правдоподобного персонажа. Для этого вам самому придется стать своим злодеем во время работы над сценарием.

Заставьте его поверить в то, что я сама должна поверить как ридер.

Источник: http://www.cinemotionlab.com/novosti/kak_ponyat_svoego_antagonista/

Антагонист или антигерой? Кто есть кто?

Очень часто бывает так, что автор считает антагонистом персонажа, которого следовало бы назвать антигероем. Так кто же такие антагонист и антигерой на самом деле? Давайте разберёмся, обратившись к официальному источнику.

Антагони́ст (от др.-греч. ἀνταγωνιστής — «соперник», «противник») — в художественном произведении: персонаж, противодействующий главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей.

Противостояние антагонист-протагонист является одной из возможных движущих сил центрального конфликта произведения.

Действия антагониста не только создают препятствия, которые протагонист должен преодолевать, но и могут служить причиной развития характера протагониста. Возможно и существование сюжета без антагониста.

Как антагонист может выступать не единичный персонаж, а группа персонажей (семья, организация и т. п.) или неперсонифицированная сила — природный катаклизм, общественный строй.

Возможно расширительное определение антагониста, включающее в себя не только внешние по отношению к протагонисту силы, но также и общие моральные принципы или его собственные черты характера.

Возможна и более узкая трактовка понятия, когда в противостоящей герою группе персонажей как антагонист рассматривается только один, «самый главный» злодей произведения.

В классической литературе, прежде всего в древнегреческой трагедии, обычно главный герой (протагонист) выступает как положительный персонаж, носитель добра, а антагонист является отрицательным персонажем, злодеем.

Однако «отрицательность» антагониста может быть сглажена — так, в «Ромео и Джульетте» выступающие антагонистами героев родители и члены семей не столько злодеи, сколько упрямствующие в своих заблуждениях забияки и глупцы; однако и в этом случае фигура антагониста вызывает неодобрение автора. Соотношение «протагонист добродетельнее антагониста» может и полностью нарушаться, например, в шекспировском «Макбете» против главного героя выступает более добродетельный Макдуф. Возможен и сюжет, в котором протагонист и антагонист — равновеликие друг другу герои (Ахилл и Гектор в гомеровской Илиаде).

Фигура антагониста в разных жанрах несёт свои характерные особенности.

Так, в комедии обычно именно антагонист вовлекает героя в комические ситуации; в триллере и хорроре с антагонистом связываются наиболее яркие и натуралистичные сцены схваток, насилия и смерти, в какой-то степени именно изображение антагониста как олицетворения сил зла может быть основной художественной задачей жанра; для вестерна характерно некоторое сближение между протагонистом и антагонистом, сходство в образе действия и методах; в женском любовном романе антагонистка, как правило, старше и опытнее героини, она провоцирует героиню нарушать запреты и ставит перед ней «трудные задачи», способствуя женской инициации героини.

Антагониста не следует путать с антигероем — протагонистом, наделённым отрицательными качествами.

Читайте также:  Христофор колумб краткая биография: в каком году и кто открыл америку - веспуччи или колумб

А вот что даёт источник по поводу столь путанного понятия антигерой:

Антигеро́й — условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в литературном произведении. Близкими к антигерою понятиями являются трикстер и байронический герой.

Антигероя не следует путать со злодеем или с антагонистом, противником протагониста (героя или антигероя).

Широкое распространение «антигерой» получил в современной западной массовой культуре, например в комиксах. Благодаря Pulp-журналам и детективам-нуар середины XX века, популярными стали персонажи вроде Сэма Спейда. «Спагетти-вестерны» Серджио Леоне показали странствующего линчевателя (т.

 н. «Человек без имени», сыгранный Клинтом Иствудом), чьё неприветливое поведение расходилось с другими героическими характеристиками.

Как правило, «антигерой» здесь позиционируется как персонаж, имеющий отрицательные свойства личности, традиционно приписываемые негодяям или негероическим людям, но, тем не менее, имеющий также достаточно героических качеств, чтобы завоевать симпатию аудитории.

Среди других классических примеров антигероев в литературе XX века — Алекс из романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин», Тайлер Дёрден из романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» и др.

Антигерой характерен для плутовского романа. В таких произведениях протагонист совершает преступления, которые не получают от автора морального оправдания. Однако сам герой при этом выступает как трикстер и вызывает симпатию читателя не своими моральными качествами, но умом, ловкостью и решительностью.

Классические примеры такого рода антигероев — Рейнеке-лис из «Романа о лисе», Чичиков из «Мёртвых душ» Гоголя, Остап Бендер из книг Ильфа и Петрова, Арсен Люпен.

Другой вид антигероя-преступника показан в криминальном романе и криминальных фильмах, таких как «Крёстный отец», «Лицо со шрамом» или «Путь Карлито», где авторы не стремятся ни оправдать преступления главного героя, ни вызвать к нему симпатию, а лишь показывают его как типичного представителя криминального мира.

На этом хочу закончить свои размышления. Надеюсь, что кого-то эта статья заставит задуматься и понять, кто есть кто в его истории.

Источник: https://litnet.com/ru/blogs/post/67845

Антагонизм – что это

Антагонизм (др.-греч. “борьба, соревнование”) – это тип агрессивно-конфликтного поведения, характеризующий человека как враждебную или воинствующую личность относительно других людей. Внутренние противоречия антагониста обуславливают его ненависть к обществу, идеям и установленным правилам.

Антагонист – отрицательный персонаж какого-либо произведения, полная противоположность протагонисту. Человек не воспринимает противодействующего ему врага, добивается своей цели всеми возможными путями. Например, в романе У. Голдинга «Повелитель мух» Джек является антагонистом. Герой подвержен такой человеческой слабости, как гордыня. Он агрессивен, физически крепок и смел.

Многие сценаристы используют противостояние антагонист-протагонист как центральный конфликт в фильме или спектакле.

В приключенческих фильмах антагонисты могут быть добрыми и отзывчивыми людьми. Например, в известном фильме про Робина Гуда зрителям нравится герой, который помогает бедным, но в тоже время осуждает за разбои нападения.

Причины возникновения

Основной причиной возникновения антагонизма является противоречивость несогласованных мнений. Т.Ф. Ефремова считала, что такой вид противоречия заключается в борьбе интересов, однако это суждение не совсем справедливо.

В.И. Даль на основе физических законов Ньютона определил, что антагонизм может быть представлен как противостояние сил, противоположных по типу, но равных по силе разрушения.

Классовые конфликты

Стратификация общества характеризуется не только расслоением социума на слои, но и возникновением многочисленных конфликтных ситуаций.

Под враждебным столкновением противоположно направленных целей или интересов между слоями общества понимается наиболее острый способ развития противоречий – классовый антагонизм.

Классовый конфликт как высшая стадия противоречий носит антагонистический (непримиримый) характер.

Социальный антагонизм

Социальные конфликты влияют на поведение человека в обществе, вызывая чувство ненависти  и отвращения к людям. Такое взаимодействие между слоями общества принято называть социальным антагонизмом.

Наивысшая степень социального антагонизма – социальная революция, причиной появления которой становится борьба устаревших традиций и современных норм этики,  ушедших в историю политических порядков и усовершенствованные системы управления.

Социально-правовые противоречия возникают спонтанно, их нельзя разрешить мирным путем. Общество находится под влиянием негативных ситуаций, поэтому поведение людей носит деструктивный характер. Вражда, ненависть и злоба по отношению к другим людям разрушают принципы морали и гуманизма.

Социальный антагонизм – неравенство слоев общества, при котом одна из сторон доминирует над другой. Примерами социального антагонизма являются неравенство по половому признаку, расизм, дискриминация по вере, религии и по возрасту.

Национальный антагонизм

Общество делится на большие группы (общности), объединяющие людей по национальному и этническому признаку.

Между такими группами часто возникает враждебность. Межнациональные отношения имеют антагонистический характер.

У каждой нации есть свои культурно-лингвистические и социальные особенности. Каждый народ чтит свои  традиции, бережно относится к языку, религии и культуре. Конфликты между нациями возникают на фоне неприязни людей к друг другу, из-за военных действий.

Психологический антагонизм

В психологическом аспекте антагонизм характеризует внутренний конфликт, когда одна противоборствующая сторона личности стремится устранить вторую.

Антагонизм подобно эгоизму характеризует человека как личность, неспособную принять мнение или интересы других людей.  Антагонист считает, что окружающие хотят принести ему вред, обидеть и даже причинить физическую боль.

Психологический антагонизм – негативная форма общения во время трудовых конфликтов коллективного характера. Участники ситуации обижаются, ненавидят друг друга, завидуют повышению по службе. Так претензии или обиды коллег, разногласия с начальством быстро превращаются во враждебные действия, которые наносит вред карьере участников конфликтной ситуации.

Антагонизм и абстракционизм

Проявление антагонизма в искусстве довольно частое явление. Художники-абстракционисты  создавали картины, выражающие душевное состояние человека (тревогу, беспокойство, угнетение).

Антагонисту свойственны нервные срывы, он не уверен в своем будущем.

Например, французский художник Пер Сулаж использует в картинах «сверхчерный» цвет, который заставляет задуматься о существовании человека как части целого общества.

Источник: https://mikrozaymy-onlayn.ru/antagonizm-chto-eto/

Кто такой антагонист

26 декабря 2018

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Происхождение многих слов уходит корнями в античность. Так произошло и с понятием «антагонист», которое переводится с греческого языка как «противник».

Примечательно, что у него довольно много значений и они зависят от того, в какой области знаний данный термин применяется. Например, недавно я публиковал статью про антагонизм в философии.

Но слово антагонист — это все же в большей степени термин, имеющий отношение к литературе, о чем мы сегодня и поговорим, не забыв упомянуть и другие области его применения.

Определение термина антагонист — что это такое

Толковый словарь даёт несколько значений слова «антагонист», сообщая, что такое понятие есть в самых разных сферах человеческой деятельности.

К примеру, в языке спорта антагонистами называются мышцы, параллельные друг другу. При сгибании руки работает бицепс. Это мускул-антагонист. Ему противопоставлен трицепс – антагонист, отвечающий за разгибание. На методике развития мышц-антагонистов построены основы современного бодибилдинга.

Также это слово широко используется в сфере психологии, философии, искусства. Его нередко можно встретить в критических статьях, посвящённых разбору литературных произведений. Чтобы знать значение термина и самостоятельно использовать его при написании эссе и сочинений, заглянем в историю и теорию литературы.

Антагони́ст в литературе – это персонаж, который стоит на пути главного героя и мешает ему достичь цели. Главный герой называется протагонистом.

Но эти два понятия используются в связке: не всегда можно назвать того или иного героя протагонистом, если в произведении отсутствует его антагонист. Хотя и такие случаи возможны.

Основа развития сюжета – это конфликт. Нередко причиной его зарождения становится противостояние антагониста и протагониста. Если вернуться к разговору о спорте, где противоположные друг другу мускулы отвечают за движение, можно отметить, что и в художественном произведении борьба противников задаёт внутреннее сюжетное движение.

Силой, противопоставляющей себя основному герою (антагонистом), не всегда выступает человек. Это может быть группа лиц, коллектив, общество или некая обобщённая безличная сила (молва, общественное мнение, природный катаклизм).

Например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» протагонисту Чацкому принято противопоставлять не Фамусова, Скалозуба и Молчалина по отдельности, а «фамусовское общество» в целом.

В более узком смысле антагонистом считается отрицательный персонаж произведения, любым способом «мешающий» положительному герою. Это главный злодей, задача которого сбить остальных с пути истинного.

Вспомните популярные фильмы (блокбастеры) — их сюжеты основаны как раз на этом принципе, где обязательно есть злодей (человек или что-то более общее), с чем борется главный герой.

[embedded content]

Выше приведен отличный ролик раскладывающий роль протагониста и антагониста на составляющие и объясняющий, как это все реализовано в сценарии к популярному фильму. Думаю, что молодому поколению такой ликбез (что это?) будет понятнее.

Антагонист – это плохой или хороший герой?

В классической греческой трагедии «заряд» души антагониста однозначно был отрицательным. Ему противопоставлялся идеализированный протагонист. Литература Нового времени расставила акценты по-другому: иногда антагонист выглядел в ней обаятельней и живей напыщенного протагониста.

Этот мировоззренческий сдвиг породил жанр плутовского романа, прославляющего проделки свободного от моральных догм хитреца. В зависимости от жанра фигура антагониста меняется, получая новые роли.

Читайте также:  Определение социальной группы приписных крестьян, прикреплённых к заводам и мануфактурам россии 17-19 веков

В комедии антагонист, как правило, вовлекает главного героя в забавные ситуации и ставит его в двусмысленное положение. В любовном романе для женщин, героиней которого является невинная девушка, антагонистка в виде женщины с опытом втягивает протагонистку в любовную авантюру.

Задачей триллера часто становится описание самых ужасных свойств антагониста. Он выступает настоящим воплощением зла, инициирует сцены рукопашных схваток, насилия, жестокости. В каждом из случаев он сближается по своим функциям с трикстером (героем-провокатором).

Примеры антагонистов в литературных произведениях

Чтобы не обознаться, научитесь отличать антагониста от антигероя – протагониста с отрицательными свойствами. Например, Иудушка Головлёв из романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» – антигерой. А вот Алексей Швабрин из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина – антагонист Петра Гринёва.

Рассмотрев программные произведения русской классики, можно выявить целый ряд оппозиций «антагонист-протагонист»:

  1. Печорин-Грушницкий («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова»);
  2. Базаров-семья Кирсановых («Отцы и дети» И. С. Тургенева);
  3. князь Мышкин – Петербургское общество («Идиот» Ф. М. Достоевского);
  4. Раневская – Лопахин («Вишнёвый сад» А. П. Чехова).

В романе о Гарри Поттере антагонистами главного героя выступают Дурсли – семейка маглов, чья жизнь – сплошное антиволшебство. Лорда Волан де Морта можно назвать как личным противником Гарри, так и антагонистом всего сообщества добрых волшебников, олицетворением мирового зла.

У знаменитого сыщика Шерлока Холмса тоже есть антагонист – это профессор Мориарти. Он умён и проницателен, изворотлив и коварен. Его гениальность позволяет Шерлоку всегда держать ухо востро, вдохновляя на новые дела.

А вот в романе «Евгений Онегин» не всё так однозначно. Если внимательно проанализировать дневники А. С. Пушкина, черновые записи и письма к друзьям, становится ясно, что главный герой произведения – отнюдь не Онегин, а Татьяна. На ней держится лирический сюжет.

Своей искренней и глубокой любовью она оттеняет поверхностный изменчивый нрав Евгения. Онегин – её антагонист. Противопоставление же Онегина Ленскому, Татьяны — Ольге нельзя назвать центральными конфликтами произведения. Они нужны автору для вспомогательных целей, так как позволяют раскрыть характеры героев.

Краткое резюме

Присмотревшись к людям вокруг, вы наверняка найдёте тех, кто мыслит и действует не так, как вы. Их нельзя назвать врагами, но между вами при определённых обстоятельствах возможен конфликт.

Соперничество – это не всегда плохо. Как в литературе, так и в жизни оно заставляет нас двигаться дальше. Так что цените и уважайте своих антагонистов!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://uznayzdes.ru/kto-takoj-antagonist/

Антагонизм Антагонистичный

У тебя должен быть антагонизм по части зеков. Ты должен их ненавидеть. А разве ты их

 ненавидишь? Что-то не заметно. Спрашивается, где же твой антагонизм?
— Нет у меня антагонизма. Даже к тебе, мудила.

Сергей Довлатов. Зона

      Антагонизм как качество личности –  склонность проявлять непримиримое противоречие, вызванное несогласием во мнениях, противоположностью интересов; склонность  к негативному воздействию, направленному в одну сторону, к противостоянию.

     Муж — жене, по-деловому: — Ну, ладно — ты не хочешь мириться,  считаешь, что между нами антагонистическое противоречие. Давай тогда займёмся любовью как непримиримые враги.

     Антагонизм – своевольное непринятие другого, его слов, мыслей и чувств. В отличие от соперничества и конкуренции антагонизм как негативная энергия  направлен лишь в одну сторону.

     Антагонизм – порочная энергия корысти и эгоизма. Когда в межличностном общении люди уважительно относятся друг к другу, разговаривают доброжелательно, их ложное эго спокойно почивает.

Но стоит кому-то внести в беседу корысть или эгоизм, ложное эго мгновенно просыпается и докладывает о своей готовности к антагонизму, то есть готовности противостоять: спорить, насмехаться, тешиться, иронизировать, подавлять сарказмом, равнодушием, высокомерием, прямыми оскорблениями и грязными намёками.

Словом, эгоизм и корысть другого вызывает антагонизм, столкновение ложного эго людей. Уважительность и доброжелательность – непримиримые враги антагонизма.

    Мягкая речь – враг антагонизму, грубая речь – друг. Что такое мягкая речь? Это когда человек говорит что угодно, но не делает больно сердцу  другого.

Можно заключенному  так огласить вердикт, что он не будет испытывать антагонизма. Доброжелательность, сочувствие и сострадание приводят его к осознанию, что он был не прав.

Оскорбления и грубость, наоборот, будоражат его ложное эго, заставляя думать, что другие были не правы.

     Психолог Олег Торсунов утверждает, что человек, который делает замечание от своего истинного эго,  когда говорит, сердцу не становится больно, сердце от этого не страдает. Человек не испытывает антагонизма, ему не становится тяжело от слов, он понимает, что слова тяжелые, но антагонизма нет.

Второй вариант – это грубая речь. Грубая речь означает контакт с ложным эго. Всегда, когда человек говорит, контактирует с ложным эго, у него речь бывает либо грубой, либо слащавой, фальшивой. Мягкая речь означает речь, приятная сердцу.

Слащавая речь  бывает заискивающая, эти все виды речи, они все являются видами неприятной речи. Ее нельзя назвать грубой, но это неприятная речь, потому что кому приятно, когда перед тобой заискивают. Когда заискивают, это означает всегда, что человек действует с позиции ложного эго.

Но, когда человек говорит речь приятную сердцу, это означает, что он действует с позиции истинного эго, с позиции долга, с позиции сострадания, с позиции любви.

    Если человек, имеет мягкую речь, то есть речь, идущую не от ложного эго, то есть эта речь правдивая, несущая в себе знание, эта речь не может раздражать, в ней нет антагонизма.  Поэтому, когда святой человек начинает говорить, всем хочется слушать. Речь его проникает в сердца. Это отличительный признак.

    Эгоизм – это сила, которая загрязняет наше восприятие мира. Эгоистичный человек хочет действовать в угоду себе. Это приводит его к антагонизму с окружающими людьми, потому что эгоизм рождает эгоизм, а бескорыстие рождает бескорыстие. Человек, который настроен эгоистично, он возбуждает вокруг себя протестную среду.

Казалось бы, всё излагает убедительно, но окружающие делают вид, что им непонятно. На самом деле они давно всё поняли, но не захотели принять. Может собеседник вызывает у них неприязнь или антипатию? Когда любишь своего визави, все его слова проходят на ура, не нужно веских доводов, убедительных аргументов, сложных логических конструкций.

Когда не любишь – сам по себе возникает антагонизм.

     Рут Миншул рассказывает: «Покидая вечеринку, мой друг услышал, как один уезжающий гость изливал свои чувства хозяйке: «Это был такой чудесный вечер. Я просто не могу выразить вам свою благодарность…» Хозяйка сухо спросила: «Не можете?» После того как друг рассказал мне эту историю, я указала ему, что эта хозяйка была в Антагонизме.

Он был удивлен моей быстрой оценке, но согласился со мной. Ключом были не только слова, но повод и манера их употребления. Главная характеристика Антагонизма это опровержение. Эмоция — открытая враждебность. Он никогда не принимает мяч, он всегда отбивает его обратно. Он вертит фактами, чтобы приспособить их к своему Антагонизму.

Он выражает сомнения вслух. Защищая свою собственную реальность, он пытается подорвать реальность других. Все эти характеристики ясно видны у хозяйки, которая не желала принимать такую обходительную благодарность.

Ее вызывающий вопрос выражал открытое сомнение, пытался подорвать утверждение сделанное гостем, искажал факты через отказ понимать истинное намерение гостя и отбрасывал общение обратно…

     Антагонизм придирается, угрожает и открыто критикует. Он поддерживает споры. Он подвергает сомнению и придирчиво расспрашивает. Антагонизм не может устоять перед вызовом. Если вы хотите, чтобы он сделал что-нибудь, попросите его обратное. Если вы хотите ему что-нибудь продать, скажите ему, что он не может это иметь.

Дайте ему что-нибудь оспорить. Он это сделает. Лучший способ раззадорить его — это дать ему соревнование, которое нужно выиграть: «Спорю, что ты не сможешь сделать это меньше чем за два часа» или «Билл, возможно, сделает больше тебя». Соревнование — это его игра. Он будет настойчивым, если есть шанс одержать верх над «врагом».

Вы поворачиваете в одну сторону, он должен повернуть в другую. Он как раз тот, кто голосует «против», когда все остальные голосуют «за». Он человек, который хочет пойти на выставку собак, когда все остальные хотят пойти на концерт. Он должен не соглашаться. Он должен протестовать.

Все его выживание (как он думает) зависит от нахождения противника и вступления с ним в поединок».

Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/antagonizm/

Ссылка на основную публикацию