Какова мораль басни иван андреевича крылова «ворона и лисица»?

Какова мораль басни Иван Андреевича Крылова «Ворона и лисица»? Ворона и лисица рисунок

Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.На ту беду, Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, -Лисицу сыр пленил,Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:»Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись!Что ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь-птица!»Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье сперло, -И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Мораль басни Ворона и лисица

  • Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
  • И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Ворона и лисица

Как бы не сладка была лесть, которая в укромном уголочке сердца может найти место, не надо ей поддаваться и верить. Это может обернуться для человека бедой, что и произошло с Вороной.

Анализ басни Ворона и лисица

У известного русского баснописца Ивана Андреивича Крылова самой знаменитой является басня о «Вороне и Лисице». Использовав классический сюжет, известный еще со времен классических античных авторов, например, Эзопа и использовавшийся его предшественниками эпохи классицизма – Сумароковым и Тредиаковским, Крылов возродил этот сюжет, перекроив его на свой лад под свою эпоху.

Сюжет басни строится вокруг двух главных героев: Вороны и Лисицы. Последняя хочет заполучить сыр, которым уже хочет полакомится Ворона, но понимает, что силой отнять у вороны его не сможет. Высоко на ель взгромоздилась птица.

Тогда она идет на хитрость, решая выманить сыр у Вороны, и начинает говорить «так сладко, чуть дыша». И Ворона, которая предстает совсем не глупой птицей и в былинном эпосе, и в русской литературе поддается на наглую лесть Лисы.

Итог, сей басни не безвестен – «вещуньина вскружилась голова», она «запела» и сыр вывалился в лапы Лисицы. И хотя мораль сей басни кристально чиста, как снег, однако она все же нуждается в пояснении.

Крылов порицает не только Лису, не только того, кто льстит и лебезить (т.е. угодничает), но и того (Ворону), кто на эту лесть поддается.

В том обществе начала XIX века, в котором жил автор, лесть витала во всех кругах высшего общества, была неотъемлемой составляющей жизни людей.

И потом в знаменитой своей пьесе «Горе от ума» Грибоедов скажет устами Чацкого: «Служить бы рад – прислужиться тошно».

Интересен и тот факт, что образ вороны связывается с глаголом «каркать», который в своем переносном значении означает «накликать неудачу, беду». Крылов никак не комментирует окончание басни, тем самым закрепляя трагический финал басни и трагическую судьбу человека, попавшего в ловушку льстеца.

Сочинение на тему Басня Крылова — Ворона и лисица (5 класс)

Ни раз встречались мы с такими людьми, которые льстят и лгут во благо себя. Забыв про чувство другого человека, при этом насмехаясь не только над ним, но и над собой не понимая этого.

А ведь все оборачивается бумерангом. Вспомним одну прекрасную басню Крылова. Ворона и лисица. У вороны в клюве вкусный, сытный кусочек сыра, который она разыскала для своего завтрака.

Но кто бы мог подумать, что тут вовсе не она главный герой, а лиса.

Ворона всего лишь жертва глупого розыгрыша. В последних строках лиса говорит ей какой же у нее прекрасный голос, таким образом восхваляя ее красоту. Но стоит только вороне запеть, как сыр падает в лапы лисы и она остается без вкусного завтрака.

Прекрасная басня, которая подает пример многим людям. Мораль басни такова- перед тем как довериться кому либо, стоит проверить а вдруг этот человек вас обманывает. Может быть ему не стоит доверять. Первые строки басни подробно говорят об этот. Иван Андреевич Крылов написал не мало поучительных на мой взгляд басен. Но эта запомнилась больше всех.

Так же в басне используются и крылатые выражения. А мораль этой басни утверждает что льстить это плохо, но лиса оказывается тут победительницей и уходит с вкусным сыром.

Главные герои басни (персонажи) 3 класс

Лиса

Если вдуматься в поведение героев басни «Ворона и лисица», то мы видим хитрую и сообразительную лису, которая своей сообразительностью обманула наивную и доверчивую ворону. Здесь показана льстивая и умная лиса, которая без затруднений выманила сыр.

Ворона

Ворона же на оборот не блистает умом и, зная, что не обладает звонким голосом, все ровно поверила в похвалу и во весь голос каркнула, потеряв при этом свою еду. Делая выводы из данной ситуации нужно всегда доверять своим глазам, видя, кто именно находится перед тобой, а не наивности ушам.

Мораль данной басни: «лесть – это плохо», но текст полностью противоречит этому и вовсе не осуждает такое поведение.

Анализ басни Крылова Ворона и лисица 2 вариант

Произведение «Ворона и лисица» было написано в 1807 году Иваном Крыловым, оно относится к жанру басен, и впервые свет увидел басню в журнале в 1808 году.

Басня предполагает собой небольшой рассказ, зачастую написанный стихами, в главных героев чаще всего встречаются звери, и через их образы и ситуации авторы пытаются передать смысл и нравственные уроки. Сюжет отличается своей простотой и доступностью, в главных ролях ворона и лисица.

Ворона где-то раздобыла сыр и уселась на еловой ветке, только хотела позавтракать, но отвлеклась и задумалась. Тут появляется лисица и услышав запах сыра тут же приближается к вороне. Лисица задумала любым способом завладеть сыром, поэтому начала лестно высказываться в сторону вороны, она ее и хвалила и просила спеть.

Ворона же наслушавшись таких речей открыла клюв и выронила сыр. Лисица подхватила добычу и убежала.

Суть многих басен это преподнести читателю какой-либо урок, нравоучение, путем показа жизненных ситуаций.

Главной темой басни Ворона и лисица является-лесть, конечно любому приятно слушать хорошие слова в свои адрес, но это не значит, что нужно полностью поддаваться этому и верить, ведь не всегда тот, от кого вы будете слышать такие слова будет желать вам лучшего и неизвестно, чем эта лесть обернется для вас.

Данная басня является одной из самых известных у Крылова, автор взял за основу простой сюжет, который был известен ещё с античной эпохи.

Если вдуматься в смысл басни, то можно понять, что автор не только лису показывает с негативной стороны, но и ворону. Ведь Лису плоха тем, что льстит ради собственной выгоды, а Ворона с легкостью поддается на это.

На примере двух животных басня учит относится к льстецам с осторожностью, ведь по сути люди способны на всё ради достижения своих целей, а так же следить за собой, то есть оставаться таким какой ты есть, не задирать нос и не считать себя лучше других.

Составляя характеристику главных героев, можно выделить главные качества присущие им.

Лиса-по сути из многих сказок нам известно, что эти животные обладают весьма хитрым характером, они способны быстро придумывать план и находить выход из ситуации, в басне лиса представляется лживой и льстивой.

Ворона противоположна по характеру, она отличается своей глупостью, доверчивостью, она не старается разбираться в словах которые ей говорят и развесив уши она слушает похвалу, из-за свой глупости она лишилась своего завтрака, выронив его лисе.

В заключении хотелось бы отметить тот факт, что басни не зря описывают жизненные ситуации через образы животных, ведь если подумать, то в жизни человека всегда найдутся люди, такие как эта лиса.

Такие люди используют все возможные способы, дабы получить своё. Поэтому главное в такой ситуации, не давать лести окутать ваш разум, следует с осторожностью доверять людям и не идти на поводу у красивых слов.

Наоборот в таких ситуациях следует быть неприступным и безразличным.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Ворона и лисица

  • Ворона каркнула во все воронье горло
  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру

Анализ и описание героев басни Ворона и лисица Крылова 3 класс

Автор, к сожалению, не указывает прямо, где Ворона добыла себе пищу, но возникает ощущение, что тоже не самым честным способом. На примере самовлюбленного персонажа, баснописец советует читателю, что порой не стоит пытаться заявлять о себе при каждом удобном случае, подтверждая старинную пословицу, что молчание — золото. Именно поэтому, обладая каким-либо имуществом, знакомствами или возможностями, иногда не стоит заявлять о них во всеуслышание, в противном случае всегда найдется кто-либо достаточно ловкий и проворный, чтобы ими поживиться.

Лиса в басне Крылова оказалось именно таким хитрым и изворотливым персонажем. С давних времен считающаяся обладательницей тонкого ума, Лисица даже не попыталась насильно отнять приглянувшийся ей кусок сыра.

Подобно поведению множества хитрецов среди людей, рыжая плутовка ласковыми речами заставила не слишком прозорливую Ворону широко разинуть клюв, и выронить кусок сыра.

Этот факт еще раз доказывает, что далеко не всего в жизни следует добиваться физической мощью, порой правильное, вовремя сказанное слово и знание недостатков противника может сделать гораздо больше, чем кулаки.

Баснописец прозрачно указывает на то, что не каждый, кто говорит приятные, сладкие речи, может считаться искренним другом, вполне возможно, что это очередная «лисица» только и ждет, пока ей под ноги свалится то, что она пожелает отнять.

Слушать Басню Крылова Ворона и лисица

Читает Игорь Козлов

 

Мультфильм по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»

Пластилиновый мультфильм по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица». Создан учащимися русских школ «Планета Знаний» (Барселона, Испания) и «Одуванчик» (Тояма, Япония). 

  1.  
  2. На нашем сайте вы также можете найти раскраску лисицы
  3. Описание и стих 3 класс, 5 класс.

Несколько интересных Басен

Картинка Басня Крылова Ворона и лисица

Какова мораль басни Иван Андреевича Крылова «Ворона и лисица»?

Источник: http://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-vorona-i-lisicza

Анализ и мораль басни Крылова Ворона и лисица

Басня «Ворона и лисица» была написана в начале XIX века.

Сюжетная линия басни очень проста и доступна для понимания широкому кругу читательской аудитории. Главные образы произведения это ворона и лиса.

Основная тема басни — угодливое восхваление. Каждому нравится слышать о себе положительные отзывы, но не всякий раз стоит целиком и полностью им доверять. Тот, кто льет потоки льстивых речей, скорее всего преследует личную выгоду.

Главные герои басни — Ворона и Лиса.

Лиса задаётся целью во что бы то ни стало заполучить кусочек аппетитного сыра, а для этого нужно было применить любую уловку, которая позволит осуществить зародившуюся мечту.

Вот и решает плутовка найти индивидуальный подход к вороне, с помощью красивых слов лиса заговорила ворону. А та, в свою очередь поддалась на такую уловку, заслушалась и обронила сыр.

Если поразмыслить над смысловой нагрузкой, то становится понятно, что автор показывает не только отрицательное качество лисы, но и вороны. Лиса льстит преследуя личную выгоду, а Ворона, как глупый персонаж очень восприимчива к таким пустым хвалам.

Мораль

На таком ярком примере, с помощью животных, автор пытается донести до читателя мораль, что к подхалимам следует относиться с некоторой долей недоверия. Люди ради собственной выгоды готовы на многое. Но важно при любой ситуации оставаться человеком, не следует превозносить свою незаслуженную значимость.

Характеризуя главных героев можно выделить основные качества, которыми они обладают. Лиса по своей природе является лгуньей, льстивой попрошайкой. Ворона напротив олицетворяет собой образ глупости, она наивна и доверчива, из-за таких характеристик возникают разного рода несчастья.

Басня раскрывает глубокий смысл ситуаций, которые встречаются в повседневной жизни. Всегда найдутся такие люди, как лиса, которые готовы на все ради личных целей. Главное в таком случае это не позволять разуму отключиться.

Читайте также:  Краткая биография и основные этапы жизни адмирала колчака, руководителя белого движения в сибири

Вариант 2

Одной из самых узнаваемых басней среди детей и взрослого поколения является «Ворона и лисица».

Рыжая плутовка с самого начала появления на страницах басни заискивает перед вороной, которая, сидя слишком высоко на дереве, готовится позавтракать.

Лисица готова на любую уловку, лишь бы выманить у птицы кусок сыра. Животному удается с помощью лестных речей обмануть ворону и сбежать с сыром.

Каждый из персонажей, представленных в этом произведении, ближе к отрицательным. Автор противопоставляет глупую, неуклюжую птицу, которая, «взгромоздясь» на дерево, кажется неповоротливой, лисе – пронырливой («вертит хвостом»), хитрой («чуть дыша»).

Кульминация басни прозрачна, не осложнена. Встреча лисы и вороны представляет завязку. Темп происходящего усиливается за счет действий лисы, которой не терпится добиться своей цели. Развитие действий достигает пика в тот момент, когда ворона, откликнувшись на похвалу, раскрывает клюв. Завязка – побег лисицы с сыром.

Чтобы разоблачить такие человеческие слабости, как ложь, хитрость и глупость персонажей автор использовал аллегорию. С помощью этого способа и сатиры он навел читателя на размышления о том, каким должно быть поведение человека.   

С другой стороны, предлагая прочтение басни детям раннего возраста, можно достичь определенной цели – первичного знакомства с внешностью, повадками, основными характеристиками героев этого произведения. Отражение сущности каждого из них особо хорошо запоминается именно после усвоения басни. Текст становится помощником в воспитании у детей морально-нравственных качеств.

Таким образом, за победой лисицы кроется общественная проблема, которую можно решить, ориентируясь на истинные человеческие качества.

Также как герои этой басни, любой человек в своей жизни может оказаться в ситуации, когда собеседник с той или иной целью может использовать против него подобные методы воздействия.

Произведение учит тому, что нужно уметь разбираться в людях, различать лесть и искренность, добро и зло, уметь противостоять таким порокам, как лесть, эгоизм, ложь.

Каждая басня И. А. Крылова – это изображение жизненно важных ситуаций, из которых автор извлекает поучительные моменты в виде морали и доносит до читателя. События, в которых оказываются герои известного баснописца, знакомы многим читателям. Поэтому произведения легко воспринимаются, а сюжеты запоминается навсегда.

← Анализ и мораль басни Обоз
← Анализ и мораль басни Две Бочки↑ КрыловАнализ и мораль басни Осел и соловей →
Анализ и мораль басни Волк на псарне →

Какова мораль басни Иван Андреевича Крылова «Ворона и лисица»?

  • Сочинение Общение в интернете
    В мире высоких технологий и инновации, интернет является неотъемлемой частью жизни человека. Можно отметить, что большую часть своего времени люди проводят в интернете.
  • Образ вечной Сонечки в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение
    Соня Мармеладова является одним из главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Семнадцатилетнюю Соню постигла тяжелая судьба: преждевременно умерла мать
  • План рассказа Русский характер (А.Н. Толстой)
    Дремов Егор обыкновенный и незаурядный военнослужащий. Он крепкий, здоровый, с вьющимися волосами. У Егора есть девушка. Покидая родной город парень уверен, что Катя будет ждать его всегда
  • Время в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
    Автор данного произведения Тургенев, понимал, что существует проблема отношения между родителями и детьми, между старшим поколением и младшим, это недопонимание всегда будет вызывать какие-то проблемы.
  • Сочинение по картине Грабаря Зимнее утро 5 класс
    Русская природа очень красива, особенно зимой. Какой краской можно нарисовать снег? Белой? А можно лазурной, голубой и синей. Именно ими нарисована картина «Зимнее утро». Нарисовавший её художник, был импрессионистом

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/krylov/analiz-i-moral-basni-krylova-vorona-i-lisica

Басня Крылова «Ворона и лисица»: анализ басни, лесть как основной элемент событий в басне. Сравнение жизненных ситуаций с примером в басне Крылова «Ворона и лисица»: использование и распознание лести

Пример лести в басне «Ворона и лисица», сравнение аспекта лести в реальной жизни и басне.

Поэтом и баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым написано больше 200 басен. Все стихотворные рассказы пропитаны жизненной мудростью. Смысл каждой басни заставляет задуматься и помогает вынести важный поучительный урок. Рассматривая различные жизненные ситуации, можно сделать правильные выводы на будущее.

С помощью персонажей басни затрагиваются проблемы общества и нравственности. Образы животных помогают точнее воплотить и раскрыть все стороны человеческого характера.

Басня «Ворона и лисица»

В 1808 году вниманию читателя представлена басня «Ворона и лисица». Сюжет этого произведения известен с древности и переписан многими зарубежными и русскими писателями. Басня Крылова отличается более точным и остроумным описанием героев. Их образы более реалистичны.

Основная задача автора, показать, к чему приводить лесть. Нельзя слепо доверять человеку, иначе станете жертвой его обмана. Крылов очень часто сталкивался с подобным проявлением. Лесть была неотъемлемой частью высшего общества.

Это качество часто высмеивалось в популярных литературных произведениях.

Басня

  • Крылов очень ярко изображает характеры героев. Чтобы как можно точнее раскрыть их многогранность, писатель использует большое количество красноречивых прилагательных.
  • Структура басни разделена на две части. Таким образом автор акцентирует внимание на задумке произведения. В четверостишии изложена поучительная мораль рассказа. Одна из фраз басни стала крылатым выражением: «Вороне где-то бог послал кусочек сыру».
  • Лесть очень часто присутствует в диалогах между людьми. Небольшое преувеличение в словах не оказывает пагубного влияния. Но когда лесть чрезмерна, то можно столкнуться с неприятными последствиями. Человек, который падок на сладкие речи, как правило, глуп и самодоволен.
  • Главными героями басни выступаю ворона и лисица. Перед лисой стоит задача – любыми способами заполучить желанный кусочек сыра. Выбрав хитрую тактику, она добивается своей цели. Ворона становится жертвой обмана.

Крылов раскрывает в них отрицательные качества. Ворона олицетворяет человеческую глупость. Во многих литературных произведениях сказочный персонаж вороны подразумевает вещую птицу.

Поэтому Крылов в шуточной форме называет ее Вещуньей. Недальновидность птицы оставляет ее без обеда. Пойдя на поводу у хищницы, ворона проявляет слабость.

Всего на секунду расслабилась и тут же угодила в мастерски расставленный капкан.

Ворона и Лисица

Крылов подчеркивает неповоротливость птицы – она не взлетает, а громоздится на дерево.

В начале басни ворона представлена красавицей и отменной певуньей:

“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!…”.

В конце басни автор, при помощи сатиры, перечеркивает ее красивый образ:

“Ворона каркнула во все воронье горло”.

Восклицательный знак после каждого обращения подчеркивает интонацию и старания рыжей плутовки. Эмоциональные высказывания оказывают двойное воздействие на собеседника.

  • В образе лисы с первых строк просматривается ехидность, вкрадчивость и осторожность. Она представлена, как воплощение хитрости и ума. Понимая, что сила и ловкость в борьбе с вороной неуместны, лиса борется за лакомый кусочек другим способом.
  • Ее льстивая речь звучит словно приятная музыка. Каждое движение лисы подчеркивает ее коварность и изворотливость. Неспокойное движение хвоста и сладкая речь плутовки настораживают. Своей чрезмерной похвалой лиса мастерски очаровывает тщеславную ворону.
  • Лиса поставила перед собой цель и упорно не отступала, пока не получила результат. Ее настойчивость достойна уважения. Лиса позиционируется автором, как отрицательный герой. В своих действиях она пользуется коварными методами. Для нее на первом месте личные желания и интересы. Героиня готова заполучить желаемое любой ценой.
  • Выбрав нечестный способ, лиса одержала победу. Ее выигрышное положение как бы противоречит морали басни. Ведь если лесть — это плохо, то почему лиса оказалась победительницей?! Выходит, что есть ситуации в жизни, когда все средства хороши. Наверняка у читателей складывается разное впечатление об этом персонаже.
  • Так же происходит и в жизни. Льстецов не интересуют чувства собеседника. Наглая лесть часто звучит как высмеивание. Но человек, который льстит, может угодить в собственную ловушку. Ведь умный и образованный собеседник способен сразу заметить льстивую похвалу.
  • Ворону нельзя отнести ни к отрицательным, ни к положительным героям. Она не удосужилась обдумать услышанное и в этом ее большая глупость. Понимая, что перед ней хищная хитрая лиса, ворона все равно прислушивается к сладким речам. Лесть ослепляет ее и подкупает. Потеряв бдительность, ворона попадает в ловушку. Лакомый кусочек сыра достается лисе.

Ворона и Лисица

Происходящие события в басне доказывают, что если вам льстят, то собеседником преследуются корыстные цели. И как только льстец добивается желаемого, то все обещания растворяются в воздухе.

Автор подчеркивает, что льстец всегда сможет подобрать нужные слова и добиться расположения: «… И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

» Поэтому нужно уметь трезво и хладнокровно оценивать события.

В таком случае вас сложнее будет сбить с толку. Каждому человеку приятно, когда его хвалят. Но получая комплименты в свой адрес, научитесь фильтровать услышанное. За льстивыми речами друга могут скрываться хитрые намерения. Ворона и лисица — басня, написана с целью изменить читателя в лучшую сторону.

Как распознать лесть в разговоре?

В различных жизненных ситуациях каждый из нас сталкивается с лестью. Одним нравится получать комплименты, другие воспринимают их в штыки. В обоих случаях важно научиться различать искренние слова от лживой лести.

  • Чем больше вам нравится слушать похвалу, тем слабее ваша защита. С помощью приятных слов можно легко манипулировать человеком. Часто расположения собеседника добиваются в своих корыстных целях. Возможно, это способ благодарности за совершенный вами поступок.
  • Или вас хотят побудить к конкретным действиям. Нужно попытаться распознать мотивацию человека. В случае получения заслуженной похвалы, нужно понимать человек искренен или просто ищет способ заслужить ваше доверие, чтобы использовать в дальнейшем.
  • Поведение льстеца легко читается со стороны. Заинтересованный взгляд, тембр голоса и манера общения – неотъемлемыми помощники подобной тактики. Искренние душевные слова сопровождают эмоции другого характера. Разумная похвала вдохновляет человека и придает уверенности в собственных силах.
  • Бывают случаи, являющиеся исключением из правил. Иногда, преувеличенная похвала идет во благо. К примеру, вы стали случайным участником мероприятия. Вам необходимо проявить расположение к малознакомому лицу. Немного лести в этом случае может спасти ситуацию.

Слова бывают льстивые

Обращайте внимание от кого исходит похвала. Однозначно не стоит ожидать ничего хорошего от своих неприятелей. Лесть можно использовать для прикрытия ваших проступков. Стоит задуматься, где вы промахнулись.

Лесть человека, зависящего от вас, подразумевает новые просьбы и желания. Не позволяйте влиять на вас таким способом. Ваша задача вывести человека на чистую воду.

Понимая реальные намерения собеседника, вы сможете выбрать достойную тактику.

Лесть условно можно разделить на несколько видов:

  • Утонченная лесть – такой вид используют внимательные и опасные личности, желающие добиться вашего расположения.
  • Грубая лесть – исходит от явных подхалимов и хамов. Такой вид лести необходимо пресекать, иначе беседа оставить неприятный осадок. Отвечайте человеку такой же манерой общения.
  • Дежурная лесть – такой вид лести часто используют для подхалимажа. Она уместна как на работе, так и в домашней обстановке. У некоторых людей дежурная лесть становится привычным образом жизни.
  • Шуточная лесть – часто озвучивается в непринужденной обстановке и не несет в себе двойной смысл. Такая лесть часто звучит в компаниях из нескольких человек.
  • Лесть с сарказмом – такая лесть исходит от жестоких людей, которые хотят уязвить собеседника. С таким человеком необходимо сражаться его же оружием.

Каждый сам решает, как реагировать на различные виды лести. Проявляя спокойствие, вы обескуражите собеседника. Ведь его задача вызвать у вас конкретную реакцию. Не получив от вас никакой реакции, интерес к вашей персоне поутихнет. Если вы начнете подыгрывать льстецу, то усилите желание угодить вам. Отвечая хитростью на хитрость легче распознать человеческие намерения.

Слова из лести

Агрессивная реакция на комплименты будет выглядеть глупо с вашей стороны. Не стоит давать понять собеседнику, что его намерения для вас прозрачны и понятны. В таком случае человек отстраниться от вас.

Самый приемлемый способ — это умеренная ответная реакция по сложившейся ситуации. Подарите собеседнику аналогичные эмоции. Не стоит упрекать человека в его манере общения.

Читайте также:  Открытие беллинсгаузена: история исследования антарктиды, интересные факты

Каждый вправе сам выбрать свою модель поведения.

Как умело использовать лесть?

Использовать лесть в своих корыстных целях следует с большой осторожностью. При правильной технике этим методом можно умело воздействовать на человека. Нельзя льстить всем подряд. Лесть уместна для достижения конкретной цели.

Льстить только для того, чтобы понравится, очень примитивно и глупо. Постоянное применение подобной тактики вызовет к вам недоверие и настороженное отношение со стороны окружающих.

  • Лесть всегда должна быть уместна, иначе рискуете нарваться на агрессивную реакцию. Собеседник, у которого нет к вам интереса, проигнорирует вашу похвалу. Самодостаточный и самоуверенный человек также пропустит любую лесть мимо ушей.
  • Если вы хотите добиться расположения человека и найти уместный способ манипулирования, то для начала необходимо понаблюдать за его поведением. Личное общение позволит предусмотреть наперед возможную реакцию человека.
  • Попробуйте рассмотреть в собеседнике качества, которые являются его преимуществом перед остальными. Слова похвалы подбирайте исходя из круга его интересов. Лесть приходится к месту, когда человек слышит то, что он хочет. Подчеркивайте стремления и достоинства, выражайте восхищение совершенными делами. Чем глупее человек, тем большего эффекта вы добьетесь.

Умелое использование лести

Похвала очень уместна в рабочем процессе и является неотъемлемой частью карьерного роста. Начальство очень любит, когда восхищаются их решениями. Если вы хотите, чтобы ваша лесть не прошла мимо ушей слушателя, находите в человеке такие достоинства, которые не замечают другие. Таким образом вы выделитесь на фоне остальных.

Лесть имеет не только отрицательные, но и положительные стороны. Она помогает вызвать расположение и поднять самооценку. С ее помощью устанавливается теплые взаимоотношения. Лесть является легким инструментом для эффективного достижения определенных результатов.

Видео: Басня «Ворона и лисица»

Источник: https://heaclub.ru/basnya-krylova-vorona-i-lisica-analiz-basni-lest-kak-osnovnoj-element-sobytij-v-basne-sravnenie-zhiznennyh-situacij-s-primerom-v-basne-krylova-vorona-i-lisica-ispolzovanie-i-raspoznanie-lesti

Урок литературного чтения по теме : «Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Тема : «Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

3 класс.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица».

  • Задачи:
  • Образовательная – раскрыть отличительные особенности басен Крылова на примере басни «Ворона и Лисица» Развивать умение работать с басней: правильно называть; выделять вступление, рассказ, мораль.
  • Развивающая —научить постигать ход художественной мысли автора, логику его образов; развивать индивидуальные творческие возможности  учащихся.
  • Воспитательная —воспитывать неприязнь к таким чертам, как лесть
  • УУД:
  • Личностные: развивать интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.
  • Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
  • Регулятивные: менять позиции слушателя,  читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
  • Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.
  • ХОД УРОКА
  • Прием «Корзина идей»

– Посмотрите на доску. Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

Эзоп                   Лафонтен                   КрыловДр. Греция         Франция                    Россия

VI век до н. э.    XVII век                     XIX век

  1. (Обсуждение в парах).
  2. -Выскажите свои предположения относительно записей, данных на доске.

— Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века.

Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов.

Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

— Как вы думаете, кто такие баснописцы?–Что такое басня?– Давайте прочитаем определение басни в толковом словаре:

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными

–Сравним эти два определения. Что общего? Чем отличаются?  Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню?

II. Знакомство с творчеством И.А. Крылова

Сегодня мы поближе познакомимся с биографией и творчеством Ивана Андреевича Крылова. Прочитайте текст про себя и подготовьтесь в конце урока ответить на вопросы по содержанию данного текста.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1762 года в Москве, в семье армейского капитана. Он рано потерял отца. Мать еле сводила концы с концами, и потому Ваня не учился в школе. Сначала его учителем была мать. А потом Ваня самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки.

Ещё подростком Ваня был вынужден поступить на работу. Несмотря на все трудности Иван Андреевич стал образованным, известным человеком. Он писал комедии, повести, но особенно его прославили именно басни. За свою жизнь Иван Андреевич написал 201 басню. Большую часть жизни Крылов провел в Санкт-Петербурге.

Там же он и умер в 1844 году.

— Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о творчестве И.А. Крылова.

III. Изучение нового материала

— Сегодня вы познакомитесь с новой басней И.А. Крылова, которая называется «Ворона и Лисица».

– Что вам известно об этих животных?

— А вот что рассказал о них И.А. Крылов (Прослушивание аудиозаписи басни).

– Понравилась вам басня?– Какая же история приключилась с Вороной?

-Прочитайте басню еще раз и подчеркните в тексте непонятные для вас слова.

-Найдем толкование данных слов в толковом словаре.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.Гнусный – отвратительный, омерзительный.Не впрок – не на пользуВзгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.Ангельский (голосок) – нежный, добрый.Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

— Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит?

— Какие слова из басни раскрывают характер лисы?

-Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.–Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

–Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?–А что говорила о голосе Вороны Лиса?– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

  • — Какова мораль бани?
  • – Чем интересна эта мораль?
  • -Разбейтесь на тройки и подготовьте чтение басни по ролям (прослушивание выразительного чтения 2-3 троек).
  • IV. Контроль и оценка знаний
  • Приём «Верные и неверные утверждения» 
  • Послушайте вопросы, дайте ответ: Да или нет.
  1. 1.
  2. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.
  3. да
  4. 2.
  5. Он родился в городе Самаре.
  6. нет
  7. 3.
  8. Его семья жила бедно.
  9. да
  10. 4.
  11. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.
  12. да
  13. 5.
  14. Он работал продавцом.
  15. нет
  16. 6.
  17. Крылов выучил несколько языков.
  18. да
  19. 7.
  20. Он начал писать в 16 лет.
  21. нет
  22. 8.
  23. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.
  24. да
  25. 9.
  26. В первой книге Крылова  были рассказы.
  27. нет
  28. 10.
  29. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.
  30. да
  • Приём «Перевёрнутые логические цепочки»
  • -Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
  • а) ворона нашла кусочек сыру;б) лиса близёхонько бежала;в) ворона каркнула;г) лисица говорит сладкие слова вороне;д) плутовка подходит на цыпочках;ж) лисица схватила сыр и убежала;
  • к) сыр выпал.

-Проверим как вы справились с заданиями. Выставьте оценку в соответствии с данными критериями.

-Кто не допустил при выполнении заданий ни одной ошибки? Кто допустил 1-2, 3-4 ошибки? Проанализируйте свои ошибки. Что необходимо сделать, чтобы не допускать в дальнейшем таких ошибок?

  1. V. Стадия рефлексии:
  2. -Продолжите фразы:
  3. – Было интересно …– Сегодня на уроке я узнал, что …– Я хотел узнать ещё о баснях …– Больше всего мне понравилось …
  4. – Новым для меня стало …

— Наш урок подходит к концу. В заключение мне хочется вам сказать: Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни.

Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь назвал басни Крылова «…книгой мудрости самого народа».

Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!

 VI. Домашнее задание):

— Предлагаю вам задание по выбору:

  • чтение басни по ролям;
  • инсценировка басни;
  • выучить басню наизусть;
  • проиллюстрировать басню

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-po-teme-znakomstvo-s-zhanrom-basni-moral-v-basne-ia-krilov-vorona-i-lisica-966435.html

Какая Мораль В Басне Крылова Ворона И Лисица?

Наверное, многие перечитывали поучительную и довольно жизненную басню Крылова «Ворона и лисица». Саму басню в интернете не составит труда.

В этой басне идет повествование о глупой вороне и льстивой лисице. Ну а мораль (вывод) из этой басни поймет далеко не каждый.

Смысл весь в одном — в низости лести и недалеком уме человека, ценящим эту лесть. Вот и поплатилась ворона своим кусочком сыра.

Сюжет басни «Ворона и лисица» знаком каждому — хитрая лисица обманом добывает кусочек сыра принадлежащий вороне. И мораль басни понятна — не стоит быть излишне доверчивым к людям, которые тебя слишком нахваливают. Скорее всего они при этом преследуют свои личные интересы.

Однако несмотря на всю простоту этого вывода в жизни так получается, что все мы так или иначе иногда оказываемся в положении вороны и сами себе создаем трудности поддавшись на лживые посулы льстеца, которые часто выражаются в просьбе помочь, а в итоге вся работа взваливается только на вас.

С другой стороны, эта басня словно учебник подробно расписывает порядок действий лжеца, и недобросовестный человек может легко им воспользоваться.

Мораль басни укладывается в пару слов — падкий на лесть может потерять все. Именно такой смысл вложил в свою басню Эзоп, а Крылов блестяще донес до нас, переложив ее на русский поэтический язык. Лесть — оружие слабых, но победу с ее помощью можно одержать даже над самыми сильными.

Смысл этой басни очень глубокий и учит сразу нескольким вещам. Во-первых, не стоит доверять тем людям, которые тебя нахваливают и откровенно льстят в глаза. Во-вторых, если что-то у тебя есть ценное, то не стоить разевать рот, береги эту ценность, не слушай никаких льстецов.

Моя любимая басня.Часто ее вспоминаю. Суть ее в том, что мошенники знают наизусть все слабости человеческие, и дурят наивных лохов почем зря. Вот и ворона попалась. Знала же, что у нее всего того, что ей приписала лиса и в помине нет, а все равно принялась петь, за что и поплатилась.

Мы в школе обсуждали вместе с учителем эту тему и мораль в этой басне такая: Как бы не был человек умён, при любой похвале он не задумывается об искренности говорящего, а сразу «открывает рот» от удовольствия и тщеславия. Умный задумается об этом позже, а глупый лесть не распознает, пока «сыр не выронит», т.е. пока не поймёт, что ему льстили, чтобы от него чего-то добиться.

Мораль басни Крылова «Ворона и лисица» заключена в словах:

В жизни нужно уметь отличать лесть от похвалы. Льстецам всегда нужно от вас что-то. Поэтому они всяческим образом готовы выслуживаться перед вами, приписывая вам те качества, которым вы не обладаете, но хотели бы иметь. А когда получат свое, то от них и след простынет. А человек, которому нравится что его хвалят, не понимая настоящей сущности и цели льстеца, преподносит ему все на блюдечке с голубой каемочкой.

Читайте также:  Антропогенные факторы: деятельность, влияющая на окружающую среду; ее изменения под их влиянием.

В баснях Крылова, всегда присутствует поучительная мораль. В басне о вороне и лисице, на самом деле, высмеиваются люди, падкие на льстивые речи. На этом примере, автор учит не доверять льстецам, которые преследуя свои цели, готовы пойти на любой обман.

Мораль в басне «Ворона и лисица» в том что не стоит верить льстецам. Что лесть гнусна, вредна. Часто те кто неискренне говорит вам какой вы хороший, умный, замечательный — преследуют свои нехорошие цели.

Суть в том, что нельзя доверять людям, особенно когда они нагло льстят. Да, приятно, да, все мы себя любим, но ведь нужно различать тех людей, кому можно доверять и тех, кому нельзя. Таких лисиц полно, войдут в доверие, а потом последние трусы снимут! Доверяй, но проверяй. Особенно когда вас перехваливают.

Источник: http://otvet.expert/kakaya-moral-v-basne-krilova-vorona-i-lisica-156783

Ворона и лисица. Басня Крылова

Нет в русской литературе более наглядного примера, насколько приятной бывает лесть и как сильно можно пострадать, если ей поверить, чем басня Ворона и лисица Ивана Андреевича Крылова. Предлагаем вам с ней сейчас ознакомиться.

Басня Ворона и лисица читать

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: “Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!” Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, – И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Мораль басни Ворона и лисица

Мораль басни Ворона и лисица открывается юному читателю еще до момента знакомства с сюжетной линией – в первых трех строчках: лесть – оружие слабых, но победить с ее помощью можно даже над самым сильным, ведь «в сердце льстец всегда отыщет уголок». Именно в этом заключается главная мысль басни.

Анализ басни Ворона и лисица

Иван Андреевич Крылов – великий баснописец. И пусть сюжеты его басен в большинстве своем заимствованы у Эзопа и Лессинга, так умело адаптировать их к реальной жизни русского человека, его порокам и слабостям, мог только Крылов.

Басня Ворона и лисица не исключение! Как ярко и эмоционально автор описывает, казалось бы, простую ситуацию: на ветке дерева сидит ворона с сыром, мимо пробегает лисица и, учуяв запах «лакомства», понимает, что просто отнять сыр у вороны она не сможет, так как та находится довольно высоко, плутовка решается на хитрость, всячески нахваливая чернокрылую птицу, она добивается того, что та выпускает сыр со своего клюва, и он достается лисе.

Особое внимание при этом Крылов уделяет описанию того, какие откровенно «лживые» комплименты говорит вороне лисица и как птица «ведется» на эту надуманную похвалу. Тем самым он насмехается над теми, кто слепо верит чужим словам, не соотнося их с реальностью, осуждает тех, кто добивается победы обманом и лестью, и предостерегает всех нас от ошибок, совершенных обоими персонажами.

Крылатые выражения из басни

  • «Ворона каркнула во все воронье горло» (равнозначно «очень старалась»);
  • «Спой, светик, не стыдись!» (нередко используется как шуточный лестный аргумент в приглашении проявить вокальные данные);
  • «Вороне где-то бог послал кусочек сыру…» (сегодня данную фразу можно встретить в речи в значении посчастливилось найти).

Читать все басни Крылова

Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/vorona-i-lisitsa-basnya-krylova/

И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?

1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них — те, которые вам больше понравились.

Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзо­па и Лафонтена это Ворон, а у других авторов — Ворона, не меняет дела.

Чаще всего сравнивают басни Эзопа и Крылова или Сумарокова и Крылова. Когда Эзопа сравнивают с другими ав­торами, то первое различие очевидно: Эзоп создавал свои басни прозой.

Но, вы­брав сравнение Эзопа с Крыловым, мы мо­жем также отметить, что у Эзопа отчетли­во воспроизведена лишь речь Лисицы, которая укоряет Ворона после того, как ей удалось овладеть сыром, а у Крылова дан развернутый и очень выразительный монолог льстеца.

Никакого нравоучения после своей удачи Лисица не произносит: ее цель достигнута.

Если мы сравним Сумарокова и Кры­лова, то убедимся в том, что у Сумарокова речь Лисицы произносится дважды: она думает о своем плане и затем осуществляет его в своей речи льстеца. У Крылова даны очень выразительный авторский текст о  поведении Лисицы и яркий ее монолог.

2.     В какой из басен, как вам кажется, более ярко создан образ льстеца — Лиса или Лисицы?

Образ льстеца создан очень выразитель­но во всех этих баснях, однако в басне Крылова вдохновенная хвалебная речь Лисицы передана ярче и живее.

3.     В какой из басен Ворона (Ворон) кажется вам особенно глупой и тщеславной?

Наиболее сообразительным и спо­собным осознать свою ошибку оказался Ворон у Лафонтена: он даже поклялся, «что другого урока ему не понадобится».

Особенно тщательно описал восторг Вороны, которой льстит Лисица, Крылов. Он не только убеждает нас в глупости пти­цы, но и объясняет, как такое могло полу­читься, чем вызван ее поступок.

4.     Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?

Внимательно перечитывая басни, ви­дим, что басня Эзопа «уместна против человека неразумного». Так мораль по­казывает читателю неразумный поступок. У Лафонтена Ворон поклялся, «что друго­го урока ему не понадобится», т. е. урок принес пользу.

В басне Тредиаковского говорится о торжестве льстеца. Су­мароков высмеивает глупость Вороны, поверившей лести. В басне Крылова ска­зано, что «Вещуньина с похвал вскружи­лась голова», так что виновата не глу­пость Вороны, а опасность самой лести.

Так все басни высмеивают лесть и льсте­цов и учат не попадаться на их удочку. Но каждый автор по-своему рассматривает от­ношения льстеца и его жертвы. Для Эзопа вера льстецу — проявление глупости.

Для Лафонтена — урок, который спасет от по­вторения ошибки. Для Тредиаковского — утверждение силы лести. Для Сумарокова и Крылова — обличение льстецов и лести как опасности.

Так, поучая, все баснопис­цы обличают лесть и высмеивают тех, кто ей поддается.

На этой странице искали :

  • чему учит басня ворона и лисица
  • мораль басни ворона и лисица
  • басни крылова короткие учить
  • мораль басни крылова ворона и лисица
  • мораль басни ворона и лисица крылов

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/i-a-krylov-vorona-i-lisica-sravnite-moral-v-basnyax-vse-li-basni-uchat-odnomu-i-tomu-zhe.html

«Ворона и Лисица» И. Крылов

  • «Ворона и Лисица» Иван Крылов
  • Уж сколько раз твердили миру,
    Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
  • И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
  • ___

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Басня «Ворона и Лисица» — хрестоматийное произведение, она едва ли не самая известная из всех, написанных большим русским поэтом. Басня вышла из-под пера И. А. Крылова в 1807 году, когда авторское мастерство достигло небывалых высот, и поэт почувствовал это, оставив пост секретаря генерал-губернатора.

Она начинается в изложения морали, содержащей общеизвестные вещи (которые много раз «твердили миру») – лесть вредна прежде всего тому, кому адресована, а гнусна потому, что поощряет и развращает льстеца, когда и если он достигает намеченной цели, что и подтверждается ходом описанных в басне событий.

Сюжет прост, как все великое, и банален, потому что описанная ситуация в разных вариациях повторяется так же вечно, как вечны человеческие пороки. Великий русский баснописец в очередной раз выступает с предупреждением об опасности. Услышим ли мы его на этот раз?

Иван Андреевич, будучи плоть от плоти русского народа, был хорошо знаком с его речью и сохранил в своих произведениях ее ярчайшие образцы, некоторые их которых сегодня считаются устаревшими — «приветливы слова», особая форма слова — «перушки», просторечными — «сперло (перекрыло, прервало)». На самом деле они выступают настоящими украшениями нашего языка, это: «близехонько», «была такова (сбежала, исчезла)», «вскружилась», «светик (ласковое обращение, причем к лицам обоего пола)», «ежели».

Эпитеты, которые использует автор, самобытны и ярки: «лесть гнусна, вредна», «сырный дух», «ангельский голосок». Среди других средств художественной выразительности — метафора — «уголок в сердце», метонимия — «твердили миру (в значении совокупности людей)», перифраз – «Лисица — плутовка», контекстный синоним – «воронья голова – вещуньина голова».

Примеры инверсии – «на ель Ворона взгромоздясь», «позавтракать было совсем уж собралась», «ангельский быть должен голосок» — помогают выстроить рифму и параллельно акцентируют внимание читателя на слове, которым оканчивается фраза. Эллипсис «сыр выпал — … была плутовка такова» удачно иллюстрирует быстроту реакции Лисицы – скорее всего, Ворона поняла, что произошло, но не сразу.

Ряды однородных членов предложения – Ворона «позавтракать было… собралась, призадумалась, …держала», «плутовка …подходит, вертит…, не сводит» — описывают действия, происходящие параллельно, и они помогают увидеть персонажей со всех сторон, более выпукло рисуют сцену, которая разыгрывается под елью.
Анафора «Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил», «какие перушки! какой носок!» подчеркивает значение каждого слова, с которым соседствует. Олицетворение «сыр пленил» реально описывает алчность, охватившую Лисицу – она не в силах избавиться от этого ощущения, даже если бы захотела.

Вся речь Лисицы составлена из восклицательных предложений – таким образом, она, играя на тщеславии, ловко манипулирует простодушной Вороной, подбирает к ней ключик.

Сцена разговора напоминает рыбную ловлю – Лисица мастерски закидывает удочку.

Автор строит речь своего персонажа особым образом, используя градацию — «голубушка», «светик», «сестрица», «петь мастерица», «царь-птица» — по ходу дела комплименты становятся все более значимыми и чувствительными.

Лисица – популярный персонаж русского фольклора. Это обусловлено типажом, который с ней ассоциируется. Это пресловутая «мягкая сила» — она редко действует напролом, и этим опасна.

Ворона — персонаж, который в русских сказках, былинах часто наделяется мистическими свойствами, способностями предвидения, предсказания. Поэтому в применении к ней автор использует неочевидную ироническую метафору «вещунья» — вещая.

Насмешка состоит в том, что Ворона не смогла разоблачить Лисицу и предсказать собственный просчет.

Источник: https://pishi-stihi.ru/vorona-i-lisica-krylov.html

Ссылка на основную публикацию