Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

  • Эпитет – это один из самых ярких выразительных средств в русской литературе, который мы используем ежедневно.
  • Причем, это не только школьная программа, где учеников «мучают» правилами и попытками запомнить, что же это за страшное слово, это в первую очередь слова, без которых наша жизнь станет скудной и не интересной.
  • Прежде чем продолжить, обязательно прочитайте, что такое Вендор, Эмпатия и Алгоритм.

Определение эпитета

  1. Далее будет подробно рассказано о том, что такое эпитет и приведены примеры их использования как в русской литературе, так и в современной речи.

  2. Прежде всего, хочется привести такие примеры, которые используются как в русской классической литературе, так и в творчестве современных авторов.
  3. Без примеров нельзя полностью понять, что же это за слово.

Тихий ветер.

Вечер сине-хмурый.
Я смотрю широкими глазами.
В Персии такие же точно куры,
Как у нас в соломенной Рязани.
(С.А. Есенин)

Ещё пример.

…Когда я сильно устаю, я вспоминаю вязкий мед ташкентского солнца… Керамический блеск виноградных листьев, тяжелые бусы янтарных, слезных на срезе, сушеных дынь, светящуюся изнутри золотую плоть абрикосов, сладкую истому черной виноградной кисти с желтыми крапинами роящихся ос. (Дина Рубина)

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

Без использования эпитетов приведенные тексты, как и многие другие, показались бы сухими и неинтересными. Если выразить мысль более кратко, то эпитетом можно назвать определение при данном слове, благодаря которому слово приобретает выразительность и усиливает красоту произношения и восприятия.

Поэтому нам всем стоит окончательно разобраться как в понятии эпитета, так и  во всех сложностях на пути к тому, что же можно назвать им и как отличить его от других выразительных средств.

Отличие эпитетов от метафор

Порой грань между определениями «метафора» и «эпитет» является очень тонкой и практически неразличимой. Но, тем не менее, разница между этими понятиями есть.

Метафора чаще всего характеризует слова в переносном смысле. Она также придает словам выразительность.  Оба этих понятия входят в более широкую группу и называются тропами.

Далее приведены несколько советов, которые помогут разобраться в этой проблеме:

  • Эпитеты – это понятия, которые обозначают какую-то определенную, важную черту в том явлении, которое они описывают.
  • Метафора же представляет собой слова, используемые исключительно в переносном смысле, которые основаны на сходстве определенных признаков предметов;

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

Эпитеты могут выражаться только определенными частями речи:

  • прилагательными (чаще всего), например, печальные глаза;
  • существительными, которые используются в качестве приложений, например красавица-весна;
  • наречиями, которые представляют собой образные определения действий (молчаливо застыли сосны);
  • деепричастиями, если они приближаются к значениями образных определений действий (весна пришла, радуя и освещая всех солнцем).

Тот предмет, которому дается описание или определение всегда находится в том же предложении, что и эпитет.

Метафора может быть выражена существительными, и как правило, она представляет собой более сложную конструкцию.

  • Эпитет всегда выражает определенную безусловную характеристику предмета либо предполагает собой оценку предмета автором.
  • Метафора же выражает признак, который всегда характеризует оценку предмета автором. Она всегда выделяют сходство данного предмета с каким-то другим по его признакам, сравнивая его и преподнося в более ярком варианте.

Эпитет может впитывать в себя свойства других тропов, в том числе, и метафор. В таком случае выделяют более тонкие подвиды эпитетов, в частности, метафорические. Например, золотая осень.

Отличить эпитет от фразеологизма гораздо проще.

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

Фразеологизм – это всегда устойчивое словосочетание, которое устоялось на протяжении значительного промежутка времени.

Виды эпитетов

Часто пред нами встает еще одна проблема, как отличить эпитеты друг от друга. Ведь их выделяется сразу несколько видов. При этом на экзамене или просто в жизни каждому из нас хочется получить хорошую оценку и уважение окружающих.

Отличить эпитеты друг от друга по составу слова не слишком сложно, главное, запомнить, какие они бывают.

  • Простые, Слитные и Составные.
  • Простые выражены одним словом, чаще всего прилагательным.
  • Слитные имеют два и более корней, которые воспринимаются, как одно целою по отношению к определяемому слову.
  • Составные, которые имеют два и более слова.
  • Эпитеты могут быть авторскими, это такие слова, которые мы не можем услышать в реальной жизни, чаще всего они предстают перед нами в стихах поэтов-классиков, но и в прозе это явление тоже довольно распространено.

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

Существует еще одна классификация эпитетов по некоторым другим признакам:

  • Общеязыковой. Это такие определения предметов, которые образованный человек использует в своей жизни довольно часто. Например, если попробовать подобрать эпитеты к слову «дерево», то можно насчитать их очень и очень много;
  • Народно-поэтический. Это уже устоявшиеся фразы, которые сложно применить в каком-то другом контексте, нежели в уже привычном. Они все пришли из народного фольклора, у них есть специфика — переносить свойство одного предмета на другой. Например, синяя река, черный омут;
  • Индивидуально-авторский. Это те эпитеты, которые практически невозможно встретить в повседневной жизни, но они прекрасно выглядят на страницах литературных произведений, особенно это касается художественных произведений. Например, вечер сине-хмурый.
  • Это эпитеты, которые входят в состав устойчивых выражений. Они также практически не используются в повседневной речи. Пример, молочная река, кисельные берега.

Как видите ничего сложного.

Использование эпитетов в литературе

Невозможно представить ни одно литературное произведение без применения этого выразительного средства.

Они помогают составить более подробное мнение о том объекте, о котором нам хочет рассказать автор. Однако как недостаток, так и избыток эпитетов могут стать для автора «медвежьей услугой».

Это интересно: Что значит Апгрейд, Стрим, Гештальт

Цели, которые преследуют эпитеты в художественной литературе:

  • Уделение внимания тому или иному признаку данного объекта;
  • Пояснение и более полное раскрытие признака определяемого предмета;
  • Использование для создания комического образа. Может быть основано, в том числе, на оксюмороне;
  • Выражение индивидуального мнения автора;
  • Наделение неживого предмета признаками живых существ, чтобы придать ему некоторые человеческие свойства, тем самым усилив его важность;
  • Создание необходимой атмосферы (для книг ужасов, любовных романов это очень важно);
  • Желание сделать так, чтобы читатель имел возможность сформировать именно свое мнение о том или ином объекте, предмете или персонаже.

Какую роль играют эпитеты в русском языке и литературе?

Для русского языка и литературы эпитеты играют значительную роль. Сложно представить нашу жизнь без употребления этих терминов. Речь была бы скучна и однообразна.

Они усиливают образность, яркость, художественность и литературность нашей речи. Ни одно признание в любви не может быть полноценным без применения эпитетов, восхваляющих вторую половину.

Эпитеты помогают выделить характерные черты, явления, помогают определить наше отношение к данным вещам. Для литературы – это одно из самых важных средств, с помощью которого автор может сказать нам, что он думает о том или ином предмете или событии, что чувствует по отношению к нему.

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

Данная тема не слишком сложная для понимания, которую можно изучить и понять. Причем, это не просто ненужные нам знания, которые на следующий день выветрятся из головы, но то, что прочно закрепится там и останется на всю жизнь.

Конечно же, какие-то знания, возможно придется и освежать, но знать, что обозначают все эти понятия, обязательно. Это важно, как при сдаче экзаменов, так и в обычной жизни.

Образование — то, без чего очень сложно прожить в современном мире. Мы всегда должны стремиться к тому, чтобы быть как можно образованнее.

Источник: https://SEOslim.ru/voprosy-i-otvety/chto-takoe-epitet.html

Что такое эпитет

Основной задачей речи, как устной, так и письменной, является передача мыслей, эмоций и суждений между людьми. При этом очень важной остается эмоциональная сторона.

Чтобы выразить свои чувства и передать впечатления, существует огромное количество самых разных способов. Одним из них является применение в речи эпитетов.

Отсюда возникает логичный вопрос: эпитет – что такое? Рассмотрим это понятие в разных вариантах его использования.

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

С древнегреческого языка, слово «эпитет» переводится, как «приложенный». Другими словами, это своеобразное дополнение, которое помогает сделать основное слово более выразительным, а так же доступным к восприятию.

Чаще всего в качестве эпитетов используются прилагательные, реже – числительные наречия или имена существительные. Обычно, эпитет ставится перед основным словом. Чтобы придать основному понятию новый смысл и яркий эмоциональный оттенок, могут использоваться одновременно несколько слов.

Использование эпитетов в художественной литературе

Широкое применение эпитеты нашли в художественной литературе. Ними авторы насыщают не только поэзию, но и прозу, где эпитеты выступают в качестве мощного речевого инструмента.

Анализ творчества современных авторов и произведений прошлых лет дает представление о том, что аналогично со многими изобразительными средствами, которые часто применяются в литературе, эпитеты со временем динамически развивались и совершенствовались, выходя на новый уровень.

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

В фольклоре и другом народном творчестве они чаще использовались для того чтобы описать предметы и явления, делая акцент на их особенностях. А вот что касается эмоциональной стороны, то она практически не затрагивалась – несметные богатства, красна девица и т.д.

Со временем роль эпитетов в литературе вышла на новый уровень, приобретая другое функциональное наполнение и свойства. Ярче всего они представлены в произведениях, которые относятся к Серебряному веку:  лениво-страстный шиповник и т.д.

В произведениях современных авторов, особенно, если брать во внимание произведения постмодернистов, их структура еще больше усложнилась. Так можно заметить достаточно необычные и выразительные приемы, которых удалось добиться при использовании эпитетов: пеленки золотились, буйно цвел диатез.

Применение эпитетов в литературном языке

Используя эпитеты, рассказчик может выразить отношение к некоторым предметам, о которых он хочет рассказать или показать их читателю с совершенно необычного ракурса.

Часто их используют для воссоздания исторической атмосферы разных эпох, демонстрации этнического колорита.

Читайте также:  Исследователи антарктиды: кому принадлежит южный полюс после открытия и современные исследования

Эпитеты выступают мощным инструментом, использующимся для передачи необходимых образов при помощи слов, их разностороннего, эмоционального наполнения.

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

С целью придания своим произведениям ярких оттенков, авторы часто используют не только эпитеты, но еще и метафоры, которые иногда бывает трудно отличить друг от друга. Но, если внимательно присмотреться, то можно увидеть очевидную разницу.

Понятие эпитет является образным определением, характеризующим устойчивый и неизменный признак предмета о котором идет речь или понятия – молниеносная реакция, душистый цветок и пр. Чаще всего оно выражено всего одним словом, которое просто выступает в качестве дополнения главного понятия и есть его главным и неотъемлемым свойством. В речи самостоятельно использование эпитета невозможно.

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте

Совсем по-другому обстоит дело с метафорой. Она является речевым конструктором, состоящим из ряда слов, несущих самостоятельную смысловую нагрузку и применяется для переноса образа с одного конкретного предмета на другой.

Нею пользуются, если необходимо создать ассоциативную взаимосвязь между разными, на первый взгляд понятиями.

К тому же такая ассоциация действует только в конкретно взятом примере: россыпь росистых жемчужин, раскинувшихся на зеленой траве.

Можно заметить, что в некоторых случаях эпитет выступает частью метафоры. А вот метафоре стать частью эпитета – невозможно.

Источник: https://topkin.ru/voprosy/nauka-voprosy/epitet-chto-takoe/

Эпитеты в русском языке: что это, примеры

Что такое эпитеты в русском языке? Речь без них скучна, а литературное произведение без этого поэтического приема просто невозможно представить.

Определение

Эпитет в русском языке – это определение при слове, обогащающее его новыми смысловыми оттенками. Само слово пришло в русский язык из греческого, в переводе означает «приложенный». Чаще всего в роли эпитета выступают прилагательные.

Иногда наречия и существительные принимают на себя эту функцию. Он может быть выражен как одним словом, так и словосочетанием. Этот стилистический прием помогает богаче описать чувства, ярче рассказать о событии. Не конкретный признак предмета или явления, а его образная характеристика.

Можно сравнить «красный карандаш» и «красный закат».

Справка! «Википедия» рассматривает как определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Функции эпитета в речи:

  • эмоциональность,
  • образность,
  • выразительность,
  • поэтичность.

Он помогает понять авторское отношение к описываемому предмету или явлению, создает определенное настроение в восприятии литературного произведения, обогащает речь смысловыми оттенками.

Эпитет может усилить характеристику объекта. Пример: «ручей весело бежал»; «ручей бешено мчался».

В русском языке и литературе

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в текстеИх часто используются в литературных произведениях. Невозможно представить поэзию без определяющих слов. Благодаря им авторские строки становятся яркими, чувственными, читатель легче понимает настроение поэта и тот смысл, скрытый или явный, который был вложен в произведение.

«Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури, Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами, Ни огня на земле, ни звезды в овдовевшей лазури, Все сорвать хочет ветер, все смыть хочет ливень ручьями». (А. Фет)

В русском языке эпитет выступает в функции определения или обстоятельства и часто употребляется в переносном значении. «Золотая пора». «Трезво оценивать».

В предложении прилагательное, либо другая часть речи, обозначающая признак предмета, не обязательно будет эпитетом. Оно может выступать в функции сказуемого или дополнения и иметь определенную логическую нагрузку. «Ночь тиха». «Эта девушка самая красивая».

Виды эпитетов

В русском языке подразделяются на несколько видов.

  1. Общеязыковые. Представляют собой привычные устойчивые сочетания. «Свинцовая туча», «злая вьюга».
  2. Народно-поэтические. Пришли в современный язык из устного народного творчества, сказок и былин. «Ясный сокол», «чисто поле».
  3. Индивидуально-авторские. Стилистические конструкции придуманы автором. Ранее слово или выражение в таком обороте не употреблялось и эпитетом не являлось.«Прозрачной лести ожерелья и четки мудрости златой» (А.С. Пушкин)
  4. Постоянные. Эпитет неразрывно связан с определяемым словом. Образует устойчивое выражение. Встречается в разговорной речи, в литературных произведениях, сказках и песнях. «Серый волк», «широкая степь».

Как найти в тексте

  • Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в текстеВ поэтическом произведении автор может расположить эпитеты вертикально, друг под другом, оторвано от определяемого слова, чтобы усилить их звучание.
  • «Все как было. Только странная Воцарилась тишина
  • И в окне твоем – туманная

Только улица страшна». (А. Блок)

Части речи в функции эпитета

  1. Эпитет прилагательное встречается чаще всего. «Буйная молодость», «золотые руки». Прилагательное не просто является признаком предмета, но описывает его ярко, образно, служит украшением определяемого слова.

    «Железная выдержка» – характеристика человека, остающегося невозмутимым в любой ситуации; «Тоска зеленая» — не просто скука, а тягучая, беспросветная. «Робкая и бедная любовь» – чувство, заранее обреченное на неудачу, безответность.

  2. Наречие выступает в предложении в роли обстоятельства. «Между тучами и морем гордо реет буревестник» (М.

    Горький)

  3. В виде существительного. «И вот сама идет волшебница-зима» (А. С. Пушкин) «Текут невинные беседы с прикрасой легкой клеветы».
  4. Числительные в его функции приобретают оценочное значение. «Седьмая вода на киселе», «промотал миллионы», «первая ученица в классе» .

    Употребление больших числовых значений используется для гиперболизации. «Мильон терзаний», «тысяча мелочей».

  5. Причастия способствуют наглядному представлению событий, придают описанию лаконичность и точность. Употребление причастий помогает выразить торжественность события. «Обновленная дружба: Россия поддержит Кубу…» (Новости ОРТ).

    Причастия используются для большей убедительности читателей. «Увлажняющий крем с омолаживающим эффектом». «Ситуация, изменяющаяся к лучшему, будет к лучшему изменяться вместе с мировой экономикой» (Новости, ОРТ). Причастия в функции эпитета могут приобретать устойчивый характер. «Хорошо забытое старое».

  6. Отглагольное прилагательное.

    «Долго он стоял окаменелый, провожая взглядом удаляющуюся фигурку девушки».

Эпитеты придают красоту литературным произведениям, расцвечивают их яркими красками. Обогащают они и разговорную речь, позволяя полнее выразить чувства, переживания.

Источник: http://sklonenie-slova.ru/rus/epitety

Эпитеты, сравнения, метафоры

Троп — это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов — это эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз(а).

Эпитет — это слово, образно определяющее предмет, явление или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Например, в предложении Быстро мелькают золотые дни беспечного, весёлого детства (Д.

Григорович) прилагательные служат средством художественного изображения и выступают в роли эпитетов. Такую же роль играет наречие гордо : Между тучами и морем гордо реет Буревестник (М. Горький) или существительное волшебница в предложении: И вот сама идёт волшебница зима (А. Пушкин).

Чаще всего в функции эпитетов употребляются прилагательные и наречия благодаря присущей им многозначности.

Но не торопитесь сделать вывод, что чем больше в описаниях и повествованиях эпитетов, тем лучше. Полезно вспомнить совет А.П. Чехова: «Вычёркивайте, где можно, определения существительных и глаголов…

Понятно, когда я пишу: „Человек сел на траву“; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания.

Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: „Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зелёную, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь“».

Сравнение — это сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснить одни из них при помощи других. Л.Н. Толстой считал, что «сравнение — одно из естественнейших и действительнейших средств для описания». Стилистическая функция сравнения — создание художественной образности.

Например, в предложении Могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И. Тургенев) дерево сравнивается с живым существом и создаётся художественный образ, чему, в частности, способствует сопоставление слов мужского и женского рода (дуб — липа ). А в предложении Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М.

Шолохов) образное восприятие мрачной, выжженной степи переносится на внутреннее состояние героя романа.

Сравнения выражаются различными способами:

1) оборотами с союзами (как, словно, будто, точно и др.): Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (М. Лермонтов); Он бежал быстрее, чем лошадь (А. Пушкин);

2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: И является она у дверей иль у окна ранней звёздочки светлее, розы утренней свежее (А. Пушкин);

3) существительным в форме творительного падежа: В груди её птицею пела радость (М. Горький);

4) лексически (при помощи слов подобный, похожий и др.): Её любовь к сыну была подобна безумию (М. Горький); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова).

Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления сближаются по какому-либо общему у них признаку, используются сравнения развёрнутые, в которых сопоставляются многие схожие черты:

Чичиков всё ещё стоял неподвижно на одном и том же месте, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на всё, и вдруг неподвижно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то, и уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: беззаботное выражение слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли, но платок в кармане, не деньги ли, но деньги тоже в кармане; всё, кажется, при нём, а между тем какой-то неведомый дух шепчет ему в уши, что он позабыл что-то.

(Н. Гоголь)

Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном смысле для обозначения какого-либо предмета или явления на основе сходства его в каком-нибудь отношении с другим предметом или явлением. Например, в предложении Куда, куда вы удалились, весны моей златные дни ? (А.

Пушкин) слово весна метафорически употреблено в значении «юность». Метафора — один из наиболее распространённых тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах (сравните привычные выражения в обиходной речи: встаёт солнце, идёт дождь, пришла зима и т.п.

, уже не воспринимаемые как метафора).

Подобно сравнению, метафора бывает не только простой, но и развёрнутой, т.е. может быть построена на различных ассоциациях по сходству: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (М. Горький).

Но, создавая живописную наглядность и эмоциональность описания, не следует забывать, что неуместно или в изобилии употреблённые метафоры могут сделать речь неоправданно «цветистой» и трудной для понимания. А.С.

Пушкин в статье «О прозе» высмеивал некоторых писателей, «которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами. <…

> Должно бы сказать: рано поутру , а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба — ах, как это всё ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее».

Метонимия — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе разного рода связей между двумя предметами или явлениями. Так, в стихах Ты вёл мечи на пир обильный; всё пало с шумом пред тобой (А. Пушкин) слово мечи употреблено вместо слова воины , т.е. вместо названия владельцев этих мечей.

Упомянутая связь может быть:

1) между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел (И. Крылов) (т.е. «три тарелки ухи»);

2) между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) (т.е. «произведения этих писателей»);

3) между действием (или его результатом) и орудием этого действия: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам (А. Пушкин) (т.е. «разорению, уничтожению»); Перо его местию дышит (А.К. Толстой) (т.е. «письмо, написанное этим пером»);

4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь в устах его дымился (А. Пушкин) (т.е. «янтарная трубка для курения»);

5) между местом действия и людьми, находящимися на этом месте: Ложи блещут; партер и кресла — всё кипит (А. Пушкин) (т.е. «зрители, сидящие в партере и в креслах»).

Синекдоха — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно синекдоха — это употребление:

1) единственного числа вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов) (т.е. «французы»);

2) множественного числа вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин) (т.е. «хотим быть похожими на Наполеона»);

3) название части вместо названия целого: — Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства (А. Герцен) (т.е. «в доме под крышей»);

4) родового названия вместо видового: Ну что ж, садись, светило (В. Маяковский) (т.е. «солнце»);

5) видового названия вместо родового: Пуще всего береги копейку (Н. Гоголь) (т.е. «деньги»).

Разнообразие значений, присущих метонимии и синекдохе, позволяет широко использовать эти тропы в произведениях разных стилей, главным образом в художественной литературе и в публицистике, где наряду с метафорой они создают живописность и экспрессивность речи.

Например: Детство бегало босиком (В. Солоухин); Шутила зрелость, пела юность (А.

Твардовский) — здесь метонимии детство в значении «дети, детвора», зрелость в значении «взрослые люди» и юность в значении «юноши», конечно, выразительнее, чем заменяемые ими слова в прямом значении.

Гипербола — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета или явления: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь); В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).

Литота — это выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета или явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А. Грибоедов).

Возможно одновременное использование гиперболы и литоты: Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Гоголь).

Ирония — это троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, прямому, что создаёт тонкую насмешку: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов) (в обращении к ослу).

Высшей степенью иронии является сарказм , т.е. злая насмешка:

  • За всё, за всё тебя благодарю я:
  • За тайные мучения страстей,
  • За горечь слез, отраву поцелуя,
  • За месть врагов и клевету друзей,
  • За жар души, растраченный в пустыне,

За всё, чем я обманут в жизни был…

(М. Лермонтов)

Умелое использование таких выразительных средств, как гипербола и ирония, оживляют речь, в частности разговорную. Но не забывайте, что их нельзя понимать буквально и что ирония — это тонкая насмешка, а не грубое издевательство.

Эпитеты в литературе: как использовать эпитеты, их разновидности, как находить эпитеты в тексте Аллегория(иносказание) — это троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Например: хитрость показывается в образе лисы, жадность — в образе волка, коварство — в образе змеи.

Сравните принятые художественно-графические аллегории: правосудие — женщина с завязанными глазами, надежда — якорь, свобода — разорванные цепи, мир — белый голубь, медицина — змея и чаша.

Олицетворение — это троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия: Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость (А. Пушкин); К ней прилегла в опочивальне её сиделка — тишина (А. Блок). Подобно аллегории, олицетворение широко используется в сказках, в художественной литературе, особенно в баснях.

Перифраз(а) — это оборот, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков либо указанием на их характерные черты: Ты знаешь край, где всё обильем дышит, где реки льются чище серебра… (А.К.

Толстой) (вместо Италия ); автор «Героя нашего времени » (вместо М.Ю. Лермонтов); царь зверей (вместо лев ); царица цветов (вместо роза ); Страна восходящего солнца (вместо Япония ). Сравните у А.С. Пушкина: творец Макбета (т.е.

Шекспир ), певец Гяура и Жуана (т.е. Байрон ), певец Литвы (т.е. Мицкевич ).

Большой перечень тропов доказывает широкие возможности использования выразительных средств русского языка. Но речь украшают не обилие тропов, не излишняя «цветистость», а простота и естественность. Так понимал хорошую речь и А.С. Пушкин: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/22700.html

Что такое эпитет? Виды и примеры эпитетов

Эпитет — это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство.

  • Эпитеты. Примеры
  • Трескучий мороз 
  • Жадный взгляд 
  • Дивный гений
  • Крылатые качели
  • Горькие слёзы 
  • Золотая листва

Задача эпитета — создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом»).

Эпитет — одна из разновидностей тропов, художественных средств речи. Название происходит от греческого слова έπίθετος — «приложенный».

Чем эпитет отличается от описания и метафоры

Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект. Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой старик» слово «седой» — это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» — уже эпитет.

Следует также отличать эпитет от метафоры. Метафора — это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры. 

Например, Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с оружием и использует эпитеты, чтобы раскрыть эту метафору:

Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.

Виды эпитетов

В русском языке выделяют различные виды эпитетов.

Общеязыковые эпитеты — это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».

Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».

Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».

Индивидуально-авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «мармеладное настроение» (А.П. Чехов).

Также эпитеты можно делить на оценочные, описательные и эмоциональные.Оценочный эпитет — «чудесный вечер».Описательный эпитет — «золотая осень».Эмоциональный эпитет — «унылая пора».

Эпитеты также делятся на простые и сложные. Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»), сложные эпитеты — словосочетанием («берег, милый для меня»).

Примеры эпитетов в русском языке

  1. Красно солнышко
  2. Тридевятое царство
  3. Чистое поле
  4. Могучий дуб
  5. Белокаменная Москва
  6. Туманный Альбион
  7. Дикий Запад

Примеры эпитетов в литературе

  • Ночь была свежая и неподвижно-светлая (Л. Толстой)
  • Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)
  • Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)
  • Полночь сошла, непроглядная темень (Н. Гумилев)
  • В блюдечках — очках спасательных кругов (В. Маяковский)
  • О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)
  • Шаркающей кавалерийской походкой (М. Булгаков)

Примеры эпитетов в песнях

  1. Как я люблю глубину твоих ласковых глаз (В. Агатов)
  2. Крылатые качели (Ю. Энтин)
  3. Чумачечая весна (А. Потапенко)

Источник: https://www.anews.com/p/98703828-chto-takoe-ehpitet-vidy-i-primery-ehpitetov/

Егэ 2012: специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка. тропы. (эпитеты и их роль в тексте.)

 Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться: — существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М.

Горький); — наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко…(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г.

Паустовский); — деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая; — местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

причастиями и причастными оборотами:

Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак);

Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин). Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении.

С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение: тучка золотая, бездонное небо, сиреневый туман) и метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение: замшевая походка (В. В.

Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин)). С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые (гробовое молчание, свинцовые волны), индивидуально-авторские (немой покой (И. А. Бунин), умильная прелесть (Ф. И. Тютчев), кудрявый сумрак (С. А.

Есенин)) и народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, буйный ветер, добрый молодец).

Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов. Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением …туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею (Ф. И. Тютчев),

гиперболой (Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин)) и другими тропами и фигурами.

  • Роль эпитетов в тексте
  • Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Помимо этого, эпитеты могут:
  • — усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:
Меж скал блуждая, желтый лучВ пещеру дикую прокралсяИ гладкий череп озарил… (М. Ю. Лермонтов);

— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной (И. А. Бунин);

— создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский); — передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: …Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев);

И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский);

Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)

В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические).

Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моря голубом», «на мертвом небе» и т. п.).

В выразительных (лирических) эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению («мелькают образы безумные людей», «томительная ночи повесть»).

Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.

Внимание! Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

Источник: https://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=30090

Что такое эпитет в литературе?

Каждый литературный автор в своих художественных произведениях их использует – без них просто не обойтись.Так что же такое эпитет и как он используется в литературе?

Эпитет – это один из самых распространенных видов тропов.

Эпитет является поэтическим определением. Его следует отличать от так называемого логического определения, которое не несет никакой эмоциональной и эстетической нагрузки. Следует отметить, что в различных контекстах одно и то же прилагательное может быть как логическим определением, так и эпитетом.

Некоторые ученые относят эпитет к одной из разновидностей метафоры. И это неудивительно. Ведь иногда граница между метафорой и эпитетом довольно условная.

Чаще всего выражаются именами прилагательными, но это не обязательное условие. Также, эпитеты в литературе могут быть выражены:

  • Наречием («страстно смотреть»).
  • Числительным («первая любовь»).
  • Существительным («веселья шум»).
  • Глаголом («желание забыться»).

Виды эпитетов

По составу:

  • Простые эпитеты. Такие эпитеты состоят только из одного прилагательного («голубиные облака»).
  • Слитные (сложные) эпитеты. Они состоят из двух, а иногда и из трех корней. Но на слух они воспринимаются как единое целое («убедительно-лживый рассказ»).
  • Составные эпитеты. Имеют форму словосочетания (например: «Всеволод Большое Гнездо»).

По роли в предложении:

  • Постоянные эпитеты. Это устойчивые обороты, которые переходят из одного текста в другой. Встречаются чаще всего в фольклорном творчестве («черные брови», «широкая грудь», «солнце красное»).
  • Метафорические эпитеты. Они используются в произведениях в переносном значении. Собственно, отсюда и название («тучка золотая», «утес-великан»).
  • Авторские эпитеты. Довольно редкое явление в литературе. Используются для того, чтобы дать дополнительное экспрессивно-эмоциональное значение.

Функции эпитетов

Эпитеты могут:

  • Выделять в явлении или предмете одно из свойств (например, «гордый конь»).
  • Переносить на один предмет характеристики и свойства другого, отличного от первого, предмета («живой след»).
  • Создавать образность в тексте.
  • Создавать словосочетания, которые служат для создания такого тропа как оксюморон («живой труп», «горячий снег»).
  • Нести оценочную функцию явления или предмета («отвратительное самодовольство»).
  • Нести функцию усиления. Такие эпитеты выделяют характерные признаки явлений («величественный шум», «свежий ветер»).

Источник: http://VoprosBlog.ru/chto-takoe-epitet-v-literature/

Что такое эпитет в литературе? Примеры. — База ответов на любые вопросы

Главной задачей устной и письменной речи является коммуникация между людьми, возможность передавать друг другу свои мысли, суждения, оценки и эмоции.

При этом эмоциональная сторона ничуть не менее, а порой и более важна, чем фактическая составляющая. Для выражения своих чувств и впечатлений человечество придумало множество способов, один из которых – использование в речи разнообразных эпитетов. Что это такое? Давайте разберемся.

Что означает слово «эпитет»?
Что такое эпитет в литературе?
Для чего нужны эпитеты в русском языке?
Чем отличается эпитет от метафоры?
Приводим примеры эпитетов

Что означает слово «эпитет»?

Слово «эпитет» имеет древнегреческое происхождение и означает «приложенный». По сути, это дополнение к основному слову или понятию, предназначенное для того, чтобы делать его более выразительным и ярким.

Наиболее часто эпитетами становятся прилагательные, но в этой роли могут выступать и другие части речи – наречия, числительные и даже существительные. Эпитет, как правило, стоит перед основным словом, но это не обязательно. Это может быть не одно слово, а целое выражение, которое придает устойчивому понятию новый смысловой или эмоциональный оттенок.

Что такое эпитет в литературе?

В народном творчестве и в наиболее ранних литературных творениях эпитеты, как правило, описывают свойства предметов и явлений, выделяя их ключевые особенности, но практически не касаясь эмоциональной, личностной составляющей: красна девица, червонное золото, несметные богатства.

С развитием литературы роль и структура эпитетов усложнялась, приобретая новые свойства и функциональное наполнение. Наиболее ярко это выразилось в творчестве поэтов Серебряного века и последующего периода: глупая тарелка вылязгивала, грань предела, лениво-страстный шиповник и пр.

Современная литература, в особенности постмодернистские произведения еще более усложнили как структуру, так и смысловое наполнение эпитетов, допуская подчас весьма необычные выразительные приемы: цвел диатез, пеленки золотились.

Для чего нужны эпитеты в русском языке?

Чем отличается эпитет от метафоры?

Как эпитеты, так и метафоры широко используются поэтами и прозаиками для создания ярких художественных произведений. Порой трудно различить, где используется метафора, а где – эпитет. Однако если подойти к вопросу вдумчиво, разница становится очевидной.

Эпитет – это образное определение, который описывает устойчивый признак изображаемого предмета, существа или понятия: душистое яблоко, мгновенная реакция, молчаливо свидетельствовать. Наиболее часто он выражен одним словом, дополняющим основное слово и описывающим его неотъемлемое свойство. Эпитет не может существовать сам по себе и всегда является дополнением.

В то же время метафора практически всегда представляет собой речевой конструкт из нескольких слов, которые несут самостоятельную смысловую функцию – переносят свойства или образ одного предмета или понятия на другое.

Метафора вызывает в сознании ассоциативную связь между, казалось бы, совершенно разными понятиями, действиями или вещами. Эта ассоциация работает только для данного конкретного случая: россыпь росистых жемчужин на траве, в сердце воцарилась зимняя стужа и т.д.

Несложно заметить, что эпитет может являться частью метафоры. Метафора же никогда не будет частью эпитета.

Приводим примеры эпитетов

Описательные эпитеты: свинцовая туча, ароматный цветок, весело подпрыгивать, ласковые волны.

Постоянные эпитеты, или фольклорно-поэтические: добрый молодец, чистое поле, ясный сокол, острый меч.

Метафорические эпитеты: зимнее серебро, грустная дружба, траурная кайма, пронзительный взгляд.

Метонимические эпитеты: царапающий шепот, березовый веселый язык.

Любая классификация достаточно условна, поскольку один и тот же эпитет может с успехом входить в несколько разных классификационных групп.

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-epitet-v-literature-primery/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector