Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке

Русский язык, являясь богатейшим кладезем возможностей применения разнообразнейших стилистических фигур, предлагает истинным ценителям шанс попрактиковаться в применении одной или нескольких в рамках небольшой статьи. Попробуем рассмотреть такой интересный элемент, как эпифора. Примеры из литературы также обязательно разберем, чтобы понять, как это явление языка можно использовать во благо себе и окружающим.

Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке

Определение

Начнем с главного — дадим определение. Эпифора — это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что в конце смежных отрезков речи используются одинаковые слова или их сочетания. Простейшие примеры эпифоры можно встретить в первую очередь в поэзии.

Поэтические зарисовки

Очевидно, само рифмование может стать таковым, когда строчки какого-нибудь детского стишка заканчиваются одинаковыми слогами. Таким образом, мы получаем частный случай эпифоры. И чтобы не ходить далеко, вот небольшой шедевр подобного стихосложения:

  • Зорок взгляд совиный, Видит след звериный. Тонок слух совиный,
  • Слышит писк мышиный.
  • Конечно, примеры эпифоры могут быть намного сложнее, и мы рассмотрим один такой в исполнении Марины Цветаевой.

Лес не тот!Куст не тот!

  1. Дрозд не тот!
  2. Вот она — явная эпифора.

Примеры прозаические

Однако не только творцы поэтического умонастроения грешны использованием этой фигуры.

В прозе сплошь и рядом встречаются отголоски необычной ритмики, привносимой в язык использованием такого интересного явления, как эпифора.

Примеры встречаются даже у таких серьезных, казалось бы, людей, как Ницше. Что далеко ходить, вспомним знаменитого Заратустру и его каленым железом повторяемое «так проповедовало безумие».

Или взять гоголевские фестончики, тоже представляющие собой яркий экземпляр этой стилистической фигуры. Словом, примеры эпифоры попадаются в литературных источниках с завидной периодичностью.

Анафора

Начав разговор об эпифоре, не следует забывать и о ее противоположности, о таком замечательном явлении языка, как анафора. Опять же не забудем дать определение употребляемому термину.

Анафора — это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что повторение звуков, слов или их сочетаний теперь приходится на начало ритмических элементов. Конечно же, обычно это строки стихотворных произведений.

То есть опять же поэзия является наиболее частой мишенью для использования данной структуры усиления ритмики, однако попадаются случаи применения в прозе.

Чтобы не отставать от начала статьи, рассмотрим примеры и для анафоры. И в качестве подопытного возьмем Фета с его весенней радостью. Напомним:

Это утро, радость эта,Эта мощь и дня и света…

Яркий пример так называемой лексической анафоры.

Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке

В мире стилистических фигур оба элемента являются ярким примером антиподов.

И анафора, и эпифора, примеры которых мы галопом по Европам рассмотрели в рамках этой небольшой статьи, являются важнейшими элементами любого языка, склонного к обогащению за счет использования стилистических фигур. Русский, конечно же, не является исключением и предлагает свой великолепный инструментарий для движения в означенном направлении.

Применение эпифоры

Настало время разобраться, как сие богатство можно применять в обычной жизни.

Конечно, если читатель лишь понаслышке знаком с писательским ремеслом, а уж тем более со складыванием слов в вирши, то ему едва ли просто будет справиться с подобной задачей практического использования стилистических фигур вроде анафоры или эпифоры.

Однако не следует забывать о том, что наше обыденное общение состоит из обмена идеями, складывающимися из все тех же слов. А что можно делать со словами, кроме как складывать их в предложения?

Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке

Поэтому явным и самым простым применением любых стилистических фигур является, конечно же, обогащение культуры речи человека, пользующегося этими элементами. А значит, примеры эпифоры и анафоры, а также их использования в обыденной речи являются вполне приемлемыми с точки зрения выбора в качестве предмета рассмотрения в неспециальном труде на тему подобной статьи.

Заключение

Подытожить все вышесказанное хотелось бы пожеланием для дорогого читателя знать не только теоретическую подоплеку и таким образом понимать, что, вообще, происходит в его родном языке, но и действительно применять различные инструменты обогащения его речи за счет использования стилистических фигур и не только. Поскольку запас этого добра по-настоящему поражает даже самое буйное воображение.

Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языкеВедь если задаться целью хотя бы просто разобраться только в фигурах и тропах, представляющих невероятный инструментарий возможностей работы, можно не только пополнить свой словарный запас и эрудицию, но и дать мощный толчок к пониманию действительного богатства и могущества родного и великого, так скудно используемого русского языка.

Источник: https://www.syl.ru/article/206744/new_primeryi-epiforyi-v-literature

Эпифора — это повторение с особым смыслом

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Повторение – не только мать ученья.

Именно так можно перефразировать известную поговорку, когда речь идет об определенном стилистическом приеме в русском языке. Называется он ЭПИФОРА.

Определение — что это такое

Как и многие термины в русском языке, этот пришел к нам из Древней Греции. Слово «epiphora» в переводе означает «повторение, добавление». Кстати, правильное произношение с ударением на второй слог, то есть эпИфора.

Определение этого термина будет звучать так:

Эпифора – это повторение звуковых сочетаний, слов, словосочетаний, которое используется в конце речевых конструкций. Служит для усиления выразительности речи и выделения наиболее важных моментов в тексте.

Примеры эпифоры в литературе

Чаще всего эпифору можно встретить в поэзии. Ведь любая рифма, по сути, может считаться повторением звукового ряда.

  • В полях такая благоДАТЬ,Что словами и не переДАТЬ!Прохладцей манит старый лЕС,
  • Вольный дух во мне воскрЕС. (Миркина)
  1. Заколдован невидимКОЙ,Дремлет лес под сказкой СНА.Будто белою косынКОЙ
  2. Подвязалася соСНА. (Есенин)

Но есть примеры более явной эпифоры. Когда в повторении участвуют целые слова.

  • Милый друг, в этом ТИХОМ ДОМЕЛихорадка бьет меня.Не найти покоя в ТИХОМ ДОМЕ
  • Возле мирного огня. (Блок)

Иногда можно встретить эпифоры и в прозе. Но там этот прием используется гораздо реже, так как велик риск, что повторение будет выглядеть как тавтология. А это всегда плохо для любого текста. И все-таки некоторые писатели умело пользуются всем литературным арсеналом.

Например, часто эпифоры можно найти в произведениях Николая Васильевича Гоголя.

Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.

Последняя фраза наиболее известна как пример использования эпифоры. В ней слово «фестончики» (разновидность декора в виде цветов и листьев) повторено 7 (!!!) раз. И сразу понятен эмоциональный посыл автора. Гоголь не просто говорит, а прямо кричит о том, как сильно его раздражают эти фестончики.

Разновидности эпифор

Все эпифоры можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, как они образованы:

  1. грамматическая;
  2. лексическая;
  3. риторическая.

Грамматическая эпифора – это совпадение отдельных звуков в конце строк. То есть те самые рифмы в стихотворениях, о которых мы уже говорили. Кстати, очень часто идеальные повторения можно встретить в произведениях для детей. Это сделано для того, чтобы юные читатели лучше запоминали.

  1. На балконе дружно жилиНарцисс и мак.
  2. Они дружили.
  • Птичка невеличкаМеньше, чем спичкаПо полю летала,
  • Комариков глотала.

Лексическая эпифора – это повторение отдельных слов на конце разных строчек. Мы уже приводили подобные примеры. Но иногда в качестве эпифоры используются целиком определенные строчки. Например, как в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Мой талисман»:

  1. Когда поднимет океан,Вокруг меня валы ревучи,Когда грозою грянут тучи,
  2. ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН.
  3. В уединении чуждых стран,На лоне скучного покоя,В тревоге пламенного боя
  4. ХРАНИ МЕНЯ МОЙ ТАЛИСМАН.

Кстати, примером лексической эпифоры может быть практически любая песня, в которой есть припев. Ведь он, как правило, повторяется несколько раз.

Риторическая эпифора – повторение некой конструкции в произведении. Некоторые авторы любят начинать и заканчивать стихотворения одними и теми же (или слегка измененными) строчками. Один из таких примеров – стихотворение «Есть время любить», которое написала Юлия Друнина:

ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,ЕСТЬ — ПИСАТЬ О ЛЮБВИ.Зачем же просить«Мои письма порви»?Мне радостно,Что жив на земле человек,Который не видит,Как времени снегДавно с головойТу девчонку занес,Что много хлебнулаИ счастья, и слез.Не надо просить«Мои письма порви».ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,

ЕСТЬ — ЧИТАТЬ О ЛЮБВИ.

А еще примеры риторических эпифор можно найти в русско-народных песнях. Вспомните хотя бы известную песню про двух гусей. В ней после каждого куплета повторяется «Один серый, другой белый», а уже дальше идет повтор последней строчки.

Эпифора в рекламе

Любой литературный прием повышает выразительность текста и акцентирует внимание на наиболее важных деталях. А потому неудивительно, что их в своих целях используют и акулы рекламного бизнеса. И эпифора тут не исключение.

Вот лишь несколько известных слоганов:

  1. «Не просто чисто – а безупречно чисто» (порошок для стирки «Ариэль»)
  2. «Один раз «Персил», всегда «Персил» (еще одна реклама стирального порошка)
  3. «Майский чай — любимый чай» (собственно чай «Майский»)
  4. Буксировка с места аварии? — Фирма «Гарант».Ремонт в дороге? — Фирма «Гарант».

    Доступные цены? — Фирма «Гарант».

Эпифора в повседневной речи

Редко, но и этот литературный прием некоторые из нас используют в повседневной жизни. Приведем только один пример:

Ты сумеешь. Ты обязательно сумеешь всё преодолеть!

Этой фразой тренер может настраивать спортсмена на очередные свершения. Или родители успокаивать ребенка перед важным экзаменом. Или начальник так дает ц/у своему подчиненному.

Но в любом случае, этой короткой фразой с применением эпифоры можно заменить огромный мотивационный текст, типа «Я в тебя верю. У тебя достаточно сил, чтобы преодолеть возникшие сложности. Просто соберись и сделай все то, чему тебя учили. И так далее…»

Отличие от анафоры

По аналогии с эпифорой в русском языке есть еще один стилистический прием – это АНА́ФОРА. Они очень похожи по своей сути, так как речь также идет о повторении определенного звукового ряда или слов. Вот только в эпифоре эти повторы всегда в конце строчки, а в анафоре – в начале.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehpifora-chto-ehto-takoe-primery-literatury.html

Эмоциональное давление с помощью эпифоры

В русских произведениях авторы используют тропы и стилистические фигуры. Одну из них разберем в статье.

Эпифора — это стилистический прием или фигура, заключающийся в повторении одинаковых слов, слогов, группы слов в конце каждой нескольких последовательных предложений или стихотворений (часто заменяет рифму), и служит для усиления выразительности в тексте. Относится к синтаксическим поэтическим средствам. Термин эпифора в переводе с древнегреческого означает «добавление, повторение». Например:

Из бездны бедствий и страданий я повышаю голос на тебя, Нирвана! Да придет царствие твое на земле и на небесах, Нирвана! Казимир Пшерва-Тетмайер.

Средства поэтические  – это слова или фразы, целью которых является окраска строки. Используется для усиления основного смысла фразы в литературе и в риторике, когда говорящий несколько раз повторяет одно и то же, стараясь убедить.

Эпифора выполняет функции:

  • поэтическую, когда фокусируется внимание на тексте;
  • гомологическую, приносящую каждый раз тот же звуковой материал. При помощи этого приема можно усилить смысл сказанного, интонацию рассказчика. Передать собственное отношение к предмету или явлению, о котором идет речь.

Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке

Разновидности

Каждое произведение может изобиловать различными стилистическими средствами, а может быть лишенным их полностью.

Различают четыре вида средств стиля:

  1. фонетические звуковые инструменты языка,
  2. морфологические строительство слова, поиск новых терминов,
  3. синтаксические установление определенного порядка слов в предложении,
  4. лексические связанные со значением, придание неодушевленным предметам или абстрактным понятиям черт живых существ.
Читайте также:  Обмен веществ и энергии в клетке: синтез атф, метаболические процессы и этапы

Эпифора делится на три вида:

  • грамматическая, когда в конце строк звучат одинаковые звуки, то есть это является идеальной рифмой. Довольно часто встречается в детских стихотворениях и загадках:

«Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме». Агния Барто.

  • лексическая, когда одни и те же слова многократно повторяются. Используется в песнях, особенно в их припевах.
  • риторическая, когда повторяются восклицания или риторические обороты. Этот прием свойственен эпосу, он украшает легенды, сказания. Поэты используют его, взяв первую строфу за основу последней, с изменениями.

Отличие от анафоры

Если эпифора характеризуется повторами в конце строк или предложений, то анафора наоборот – в начале.

Важно! Анафора — стилистическая фигура, противоположная эпифоре, умышленное повторение одного и того же ключевого слова или выражения в начале следующих сегментов высказывания:

Быстро просыпайся, быстро вставай. Быстро, быстро, остывает кофе! Быстро, чисти зубы и мой руки!

Цель анафоры – выдвинуть повторяющиеся слова на первое место, акцентировать на них внимание, чтобы слушатель обязательно запомнил, в то время как эпифора делает усиление в конце предложения или строки и может быть рифмой в стихе или песне. Анафора не может быть рифмой.

Применение эпифоры

Наше ежедневное общение – это обмен идеями, состоящими из одних и тех же слов.

А что можно сделать со словами, кроме того, как поставить их в предложениях? Поэтому очевидное и простое применение любых стилистических фигур – это, конечно, обогащение культуры человеческой речи этими элементами.

Примеры эпифор и анафор, а также их использование в разговорной речи приемлемы с точки зрения выбора темы для рассмотрения. Это может быть просто слишком эмоциональная, возбужденная речь: «А я сказала – выйди отсюда! Кому я говорю – выйди отсюда!»

Справка! Повтор слов или словосочетаний в литературе придает связность, на них фиксируется внимание читателя и усиливается роль в тексте: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» Н.В. Гоголь. Это риторическая эпифора.

https://www.youtube.com/watch?v=vMbTaKyB7ww

Поэты особенно любят этот прием:

«Иной клянётся страстью пылкой, Но, коли выпито вино, Вся страсть его на дне бутылки… Давным-давно… Давным-давно… Влюблённым море по колено, Я с ними в этом заодно, Но караулит всех измена… Давным-давно… Давным-давно». Александр Гладков.

В современном обществе начала развиваться новая функциональная разновидность – язык рекламы. Это одновременно является и коммерческим предложением для покупателя, и одновременно авторским текстом.

Поэтому текст должен обязательно обратить на себя внимание, а значит необходимо использование повторов, в частности лексической эпифоры.

Рекламный текст в виде диалога между фирмой и клиентом, где использованы два приема – эпифора и конструкция «вопрос-ответ»:

«Буксировка с места аварии? – Да! Фирма «Гарант». Ремонт в дороге? – Да! Фирма «Гарант». Доступные цены? – Да! Фирма «Гарант»».

Русский язык является богатейшим источником возможностей использования различных стилистических фигур.

Источник: http://sklonenie-slova.ru/rus/epifora

Русский язык: средства выразительности

Главная » 2012 » Апрель » 28 » Русский язык: средства выразительности

17:41Русский язык: средства выразительности
Эпифора и её примеры, как термин используется в литературе и в русском языке ЕГЭ всё ближе и ближе, и мы продолжаем совершенствовать наши материалы для подготовки к экзаменам. На этот раз мы обновили нашу подборку к ЕГЭ, в которую добавили полезные материалы по английскому языку (словообразование и предлоги с глаголами), и, самое главное, — средства выразительности русского языка в виде удобной таблицы для выполнения задания №26. Ниже приведена таблица, содержащая самый полный сборник средств выразительности (фонетические, лексические и стилистические) с определениями и примерами.I. Фонетические (звукопись)

Средство выразительности Определение Пример
Аллитерация Повтор согласных, создающий образ Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей
Ассонанс Повтор гласных, создающий образ Люблю березу русскуюТо светлую, то грустнуюпередает легкую грусть, нежность

II. Лексические (тропы)

Эпитет Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.
Сравнение Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что Как море бесшумное, волнуется все войско.Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
Метафора Троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов Летят алмазные фонтаны/ С веселым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.
Метонимия Замена одного слова другим, смежным по значению. Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева
Синекдоха Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот Каждую копейку в дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия)
Аллегория Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости
Ирония Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому Такой ты умный! (=глупый)
Олицетворение Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
Гипербола Преувеличение В сто сорок солнц закат пылал
Литота Преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, — Не более наперстка;Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.
Перифраз(а) Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора Лев = царь зверейНефть = черное золотоВесна = утро года
Синонимы 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться.2) Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.
Антонимы Слова, имеющие противоположенные значения Коварство и любовь; Белей лишь блеск, чернее тень.
Архаизм Устаревшее слово или оборот речи Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился…
Диалектизм Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм) Петух – кочет, ковшик — корчик, разравнивать граблями — скородить
Жаргонизм Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений «Чуять» — из жаргона охотников, «амба»- из морского.
Неологизм Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий «Бездарь» вместо «бездарность»
Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор «У сильного всегда бессильный виноват»
Фразеологизм Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение

III. Стилистические фигуры

Анафора (лексический повтор) Повтор частей в начале строк (единоначатие) Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы…
Эпифора (лексический повтор) Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений Я всю жизнь шел к тебе.  Я всю жизнь верил в тебя.  Я всю жизнь любил тебя.
Композиционный стык (лексический повтор) Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Антитеза Противопоставление Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.
Градация Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть
Оксюморон Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег
Инверсия Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара»)
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Параллелизм бывает прямой: Травой зарастают могилы — давностью зарастает боль и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит,  Не дубравушка шумит — То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
Эллипсис Пропуск какого-нибудь  члена предложения, который легко восстанавливается из контекста Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)
Парцелляция Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Многосоюзие (полисиндетон) Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.
Бессоюзие Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов Швед, русский колет, рубит, режет
Риторическое восклицание Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств Кто не бранивал станционных смотрителей!
Риторический вопрос Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя Какой русский не любит быстрой езды?  = «все русские любят»
Риторическое обращение Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения Прощай, немытая Россия!
Умолчание Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.
Парадокс Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению Трус умирает много раз, храбрец — только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше
Оценочная лексика Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов Пушкин – это чудо.
Экспрессивная лексика Слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач

В данной таблице представлены не все средства выразительности. В более удобной и полной форме (формат pdf) вы можете скачать данную тему по ссылкам ниже.

Источник: https://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/b8/2012-04-28-108

Эпифора — определение, примеры в русском языке и литературе

Эпифора — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одинаковых слов либо группы слов в окончании каждого предложения, строфы и т.д.

Этот прием противоположен стилистической фигуре “анафоре” и используется для усиления выразительности художественной речи и для выделения ключевых моментов фразы или предложения.

Пример:

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Виды эпифоры

Данный стилистический прием подразделяется на несколько видов:

  1. Грамматическая эпифора — этот вид основывается на повторении словоформ и звуковых рядов. Такой прием часто можно встретить в детских стишках или загадках:

    На балконе дружно жили
    Мак, нарцисс.

    Они дружили.

Читайте также:  Основные виды хозяйственной деятельности человека: предприятия и показатели
  • Лексическая эпифора

    заключается в повторении слов в завершении строк. Например:

    Храни меня, мой талисман,
    Храни меня во дни гоненья,
    Во дни раскаянья, волненья:
    Ты в день печали был мне дан.

    Когда подымет океан
    Вокруг меня валы ревучи,
    Когда грозою грянут тучи —
    Храни меня, мой талисман.
    В уединенье чуждых стран,
    На лоне скучного покоя,
    В тревоге пламенного боя
    Храни меня, мой талисман.

    Священный сладостный обман,
    Души волшебное светило…
    Оно сокрылось, изменило…
    Храни меня, мой талисман.

    А. Пушкин

  • Риторическая эпифора

    — представляет собой повторение восклицаний или риторических оборотов:

    Первое слово ребенок сказал:
    — Мама!
    Вырос. Солдатом пришел на вокзал.
    — Мама!
    Вот в атаке на дымную землю упал.
    — Мама!
    Встал. И пошёл. И губами к жизни припал.

    Мама!

    Также примеры риторической эпифоры довольно часто можно встретить в песнях:

    • Ты – рядом, и все прекрасно:
      И дождь, и холодный ветер.
      Спасибо тебе, мой ясный,
    • За то, что ты есть на свете.
    • Спасибо за эти губы,
      Спасибо за руки эти.
      Спасибо тебе, мой любый,
    • За то, что ты есть на свете.
  • Примеры эпифоры в литературе

    Эпифора нередко используется авторами в прозе. Например, когда писатель или мыслитель хочет подчеркнуть значимость какого-то определенного момента или эпизода.

    Пример:

    «Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, — истребил их Антоний. Вы не досчитываетесь прославленных граждан — и их отнял у нас Антоний.

    Авторитет нашего сословия ниспровергнут — ниспроверг его Антоний.

    Словом, если рассуждать строго, все то, что мы впоследствии увидели (а каких только бедствий не видели мы?), мы отнесем на счет одного только Антония»
    (Цицерон. Вторая филиппика против Марка Антония).

    В стихотворных жанрах стилистический прием “эпифора”, встречается гораздо чаще. Например, в стихотворении Ф.Г. Лорки «Пустыня» (перевод М. Цветаевой):

    Прорытые временем лабиринты — исчезли.
    Пустыня — осталась.
    Несмолчное сердце — источник желаний — иссякло.
    Пустыня — осталась.
    Закатное марево и поцелуи пропали.
    Пустыня — осталась.
    Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло.

    Пустыня — осталась.

    З. Гиппиус часто в своих стихах прибегала к использованию эпифоры для того, чтобы подчеркнуть важность и значимость слова или выражения. Например, в стихотворении, посвященном близкому другу, поэтесса использует эпифору “одному”, тем самым делая акцент на состоянии одиночества:

    Одиночество с Вами… Оно такое,
    Что лучше и легче быть ОДНОМУ.

    Оно обнимает густою тоскою,
    И хочется быть совсем ОДНОМУ.

    Тоска эта — нет! — не густая — пустая.
    В молчаньи проще быть ОДНОМУ.

    1. Птицы-часы, как безвидная стая,
      Не пролетают — один к ОДНОМУ.
    2. Но Ваше молчание — не беззвучно,
      Шумы, иль тень, все к ОДНОМУ.
    3. С ними, пожалуй, не тошно, не скучно,
      Только желанье — быть ОДНОМУ.
    4. Этом молчаньи ничто не родится,
      Легче родить самому — ОДНОМУ.
    5. В нем только что-то праздно струится…
      А ночью так страшно быть ОДНОМУ.
    6. Может быть, это для Вас и обидно,
      Вам ведь привычно быть ОДНОМУ.
    7. И Вы не поймете… И разве не видно,
      Легче и Вам, без меня — ОДНОМУ.

    Эпифора в рекламе

    Эпифора довольно часто используется в рекламе, делая ее более живой, запоминающейся и интересной.
    Например:

    «Буксировка с места аварии? — Да! Фирма «Гарант».
    Ремонт в дороге? — Да! Фирма «Гарант».

    Доступные цены? — Да! Фирма «Гарант»».

    Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.

    Помочь проекту

    Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.

    Добавить стихотворение В своей короткой 26-летней жизни Лермонтов М. Ю. участвовал в трех дуэлях, еще четыре удалось избежать, благодаря здравому смыслу окружающих.Из биографии М. Ю. Лермонтова Согласно распространённой версии, Пушкин А. С. посвятил написанное в 1825 году стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» Анне Керн. Через пятнадцать лет композитор Глинка положил эти строчки на музыку и посвятил романс её дочери — Екатерине Керн, в которую был долго влюблён.Из архивов русской поэзии А. С. Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча с Пушкина с императором — маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку — это няня.Из биографии А. С. Пушкина А в знаменитый лицей Пушкин А. С., оказывается, поступил по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик — всего 30 человек, но у Пушкина был дядя — весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским. Уж не знаю как чувствовал себя дядя впоследствии, но в списке успевающих учеников, который подготовили к выпускному вечеру, Пушкин был вторым с конца.Из биографии А. С. Пушкина

    Источник: https://liricon.ru/epifora-opredelenie-primery-v-russkom-yazyke-literature.html

    Эпифора

    В художественной литературе, в поэзии в частности, существует немало способов привлечь внимание читателя к определённой мысли. Иногда это делается с помощью выразительного образа или красивой метафоры. В других случаях авторы прибегают к многократному повторению высказывания.

    Повторы относятся к фигурам речи, а конкретнее – к фигурам прибавления. Они бывают различными. Они могут располагаться в начале строф. Могут следовать друг за другом. А могут помещаться в конце строфы, как бы подытоживая сказанное в ней. Такой приём называется эпифорой и часто встречается в произведениях русских и зарубежных авторов.

    Термин «эпифора» заимствован из греческого языка.

    Он происходит от слов «epi» – «после» и «phoros» – «несущий» и определяется как повторение одних и тех же сочетаний звуков, слов или речевых конструкций в конце соседних или близких друг к другу отрезков текста (предложений, стихов, строф и др.). Эпифора является противоположностью анафоры – повторения начала соседних отрезков речи.

    В литературоведении выделяют несколько видов эпифоры:

    1. Грамматическая эпифора представляет собой повторение нескольких звуков, сочетаний букв в конце соседних ритмических рядов. Эта разновидность эпифоры характерна для детской поэзии, считалок и т. д.:

    Я сказала: — Ты поёшь нескладно! —
    А сама притихла и стою.

    А оно в ответ мне: «Ладно, ладно

    Значит, понимает речь мою.

    «Эхо», Е. А. Благинина.

    Нередка грамматическая эпифора и для лирических стихотворений. В следующем отрывке видим такую конструкцию в сочетании с анафорой:

    Вот, друг, плоды моей небрежной музы!
    Оттенок чувств тебе несу я в дар.

    Хоть ты презрел священной дружбы узы,

    Хоть ты души моей отринул жар…

    «Посвящение. N.N.», М. Ю. Лермонтов.

    2. Лексическая эпифора заключается в дублировании отдельных слов или речевых оборотов в конце строки, строфы, предложения и т. д. Вот несколько примеров использования такой эпифоры:

    • Пышные гнутся макушки,
      Млея в весеннем соку;
      Где-то вдали от опушки
    • Будто бы слышно: ку-ку.
    • Сердце! — вот утро — люби же
      Всё, чем жило на веку;
      Слышится ближе и ближе,
    • Как золотое, — ку-ку.

    «Кукушка», А. А. Фет.

    1. Правда, ночь при свете лунном
      Холодна, тиха, ясна;
      Правда, ты недаром, друг мой,
    2. Покидаешь ложе сна:
    3. Бриллианты в свете лунном,
      Бриллианты в небесах,
      Бриллианты на деревьях,
    4. Бриллианты на снегах.

    «Знаю я, что ты, малютка…», А. А. Фет.

    Здесь эпифора служит углублению образа. Дважды указывая на одно и то же явление, поэт подчёркивает его важность.

    • То-то праздник мне да Маше,
      Другу сердца моего;
      Никогда про счастье наше
    • Мы не скажем ничего.

    Стойте — тотчас угадаю
    Горе сердца твоего.
    Понимаю, понимаю! —

    Не болтай же ничего.

    «Будь подобен полной чаше…», А. С. Пушкин.

    Ах, Отец мой, Отец – да,
    Ты зиждительный Творец – да,
    Приведи меня в конец – да,
    Что в конец всех сердец – да,
    Где игра колоколец – да,
    Где таинственный ларец – да,
    Где венчальный свет колец – да

    «Да», К. Д. Бальмонт.

    В этом стихотворении повторяющееся «да» напоминает о словах, произносимых влюблёнными во время бракосочетания. Кроме того, эпифора здесь отражает бурный восторг и преклонение лирического героя перед высшей силой, всемогущим Творцом.

    3. Риторическая эпифора предполагает повторение целых предложений в конце строф и других параллельных отрезков речи. Такая эпифора часто встречается в стихотворениях русских классиков:

    У нас за робостью лица
    Скрывается иное.
    Мы непокорные сердца.

    Мы молоды. Нас трое.


    Служить свободе — наш девиз,
    И кончить, как герои.
    Мы тенью Шиллера клялись.

    Мы молоды. Нас трое.

    «Тройственный союз», М. И. Цветаева.

    1. Бог метелей, бог ухабов,
      Бог мучительных дорог,
      Станций — тараканьих штабов,
    2. Вот он, вот он русский бог.
    3. Бог голодных, бог холодных,
      Нищих вдоль и поперек,
      Бог имений недоходных,
    4. Вот он, вот он русский бог.

    «Русский бог», П. А. Вяземский.

    В этом отрывке эпифора помогает придать строкам твёрдость, убедительность. Благодаря ней мы чувствуем отчаяние автора, убёжденного в истинности своих выводов.

    • Тихо вечер догорает,
      Горы золотя;
      Знойный воздух холодает, –
    • Спи, мое дитя!
    • Соловьи давно запели,
      Сумрак возвестя;
      Струны робко зазвенели, –
    • Спи, мое дитя!
    • Смотрят ангельские очи,
      Трепетно светя;
      Так легко дыханье ночи, –
    • Спи, мое дитя!

    «Серенада», А. А. Фет.

    В данном случае повторяющаяся фраза придаёт стихотворению сходство с настоящей колыбельной песней. Эпифора как бы гипнотизирует читателя, успокаивает и убаюкивает его.

    Эпифора также распространена в произведениях зарубежных авторов. Вот, как применяет эту стилистическую фигуру Уильям Шекспир:

    Бассанио:
    Знай ты, мой друг, кому я отдал перстень,
    Знай ты, из-за кого я отдал перстень.
    Пойми лишь ты, за что я отдал перстень,
    И как я неохотно отдал перстень,
    Когда принять хотели только перстень, –
    Смягчила б ты свое негодованье.

    1. Порция:
      Знай вы, как драгоценен этот перстень,
      Знай цену той, что отдала вам перстень,
      Знай честь, что вам хранить велела перстень.
      Вы б никогда не отдали тот перстень;
      И кто ж бы был настолько неразумен, –
    2. Когда бы вы отстаивали перстень
    3. Хоть умереть – у женщины мой перстень.
    4. «Венецианский купец».

    С горячностью, — кто был бы так нескромен,
    Чтоб требовать то, что другим святыня?
    Нерисса подсказала, что мне думать:

    Как видим по этому отрывку, эпифора часто удачно сочетается с анафорой. Такая комбинация приёмов делает речь более напористой, назидательной, придаёт ей большую убедительность и энергичность.

    Вот фрагмент из известного стихотворения Эдгара Аллана По, которое построено вокруг риторической эпифоры:

    И вскричал я в скорби страстной: «Птица ты – иль дух ужасный,
    Искусителем ли послан, иль грозой прибит сюда, –
    Ты пророк неустрашимый! В край печальный, нелюдимый,
    В край, Тоскою одержимый, ты пришел ко мне сюда!
    О, скажи, найду ль забвенье, — я молю, скажи, когда?»

    Каркнул Ворон: «Никогда».

    «Ты пророк, — вскричал я, — вещий! «Птица ты – иль дух зловещий,
    Этим небом, что над нами, – богом, скрытым навсегда, –
    Заклинаю, умоляя, мне сказать – в пределах Рая
    Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,
    Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?»

    Читайте также:  Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации

    Каркнул Ворон: «Никогда».

    «Ворон», перевод К. Д. Бальмонта.

    Эпифора широко используется в ораторской речи. Этот приём помогает подытожить главную мысль, сосредоточить внимание слушателей и читателей на наиболее важных идеях. Ниже представлен отрывок из речи Мартина Лютера Кинга 1963 года:

    «С верою этой мы сможем трудиться вместе, молиться вместе, бороться вместе, в неволе томиться вместе, стоять за свободу вместе, зная, что однажды мы будем свободны».

    Как видим, в конце каждого отрезка находится одно и то же слово, с помощью которого подчёркивается единство американской нации.

    Мы можем выделить основные функции эпифоры.

    1. Эпифора создаёт эффект кульминации высказывания. Благодаря этой фигуре обнажаются и обостряются накапливающиеся в ходе чтения эмоции.
    2. С помощью эпифоры происходит концентрация внимания читателя на главной мысли, идее автора.
    3. Эпифора заставляет читателя предполагать и предвкушать дальнейшее развитие речи.

    Следовательно, эпифора играет в художественном тексте важную роль. Поэтому этот приём широко используется не только в литературе, но и в повседневной речи.

    Источник: https://pishi-stihi.ru/epifora.html

    Эпифора (литература) — это… Что такое Эпифора (литература)?

    • Эпифора — Эпифора: В Викисловаре есть статья «эпифора» Эпифора (риторика) риторическая фигура. Эпифора (литература) стилистическая фигура повторения окончаний смежных стихов или фраз (или единоокончание). Эпифора (медицина) заболевание системы… …   Википедия
    • эпифора — (греч. epiphora – добавка), стилистическая фигура, соединяющая лексическим повтором концы речевых рядов: «Потому что обратили в лошадь добродетельного человека потому что изморили добродетельного человека потому что лицемерно призывают… …   Литературная энциклопедия
    • Фигура (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят… …   Википедия
    • Оборот речи — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… …   Википедия
    • Риторическая фигура — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… …   Википедия
    • Риторические фигуры — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… …   Википедия
    • Фигура речи — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… …   Википедия
    • Фигуры речи — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα)  термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… …   Википедия
    • Параллелизм (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Параллелизм. Параллелизм (др. греч. παραλληλισμος  расположение рядом, соположение)  риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и… …   Википедия
    • Евангелие — Определение. Е. (от греческого evangelion в переводе «благая весть») термин, прилагаемый теперь почти исключительно к четырем так называемым «каноническим» Е., т. е. принятым христианской церковью в качестве единственно подлинного рассказа об… …   Литературная энциклопедия

    Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1896172

    Что такое эпифора: примеры из художественной литературы и способы ее определения

    Чтобы сделать текст более интересным и выразительным, в литературе используются различные стилистические фигуры. Это специальные фиксированные обороты речи, которые служат для усиления экспрессивности речи. Одним из них является эпифора.

    Этот прием в своих произведениях применяли многие поэты и писатели. Он схож с параллелизмом, но в русском языке используется гораздо реже. Расскажем, что это за прием, и приведем примеры.

    Что такое эпифора

    Определение звучит следующим образом. Эпифора – это повторение одних и тех же фраз, слов или даже звуков в конце фразы. 

    С греческого языка это слово переводится как «прибавление». Исходя из определения, можно догадаться, что существует несколько видов данной фигуры. Ниже приведены основные виды и соответствующие примеры предложений.

    Основные разновидности:

    Грамматическая – в конце строк повторяются одни и те же звуки, что является основой для идеальной рифмы.

    Риторическая – это использование одной и той же строчки или целого четверостишия. Такой прием можно часто встретить в поэзии: автор повторяет одинаковый катрен в начале и в кольце стихотворения. Отметим, что такое использование приводит к созданию кольцевой композиции, и произведение приобретает завершенность.

    • Лексическая – повторение словосочетания или одного слова.
    • Семантическая – прием, при котором писатель использует в конце фразы синонимы.
    • Иногда трудно определить конкретный вид, ведь используется сразу несколько разных, что придает тексту еще большую экспрессивность.

    Эпифора в прозе

    Однако эпифора широко используется не только в поэзии, но и в прозе. Один из самых ярких примеров – это фраза из произведения Н.В. Гоголя:

    В данном случае использованная стилистическая фигура дает читателю понять, что автор думает насчет этих фестончиков и как к ним относится. В этой фразе с помощью анафоры выражено раздражение и гнев. Есть и примеры из классиков античной риторики и из художественной литературы:

    Для чего нужен этот прием

    Эпифора применяется, чтобы выразить значимость какого-то предмета, человека или события. Кроме того, он может выражать какую-то важную фразу, девиз, совет, который герой постоянно повторяет. Эпифора в тексте используется и для передачи воспоминаний, создания атмосферы ностальгии.

    Это интересно! Как определяется и что такое литота: примеры из русского языка и литературы

    Другое назначение – связывание целого текста воедино, установление связей в произведении, построение определённой композиции. Благодаря эпифоре текст становится более мелодичным, легким для прочтения и запоминается гораздо легче. То есть, данная фигура речи выполняет разные функции и помогает более точно выразить мысль.

    В основном она встречается в публицистических и художественных текстах и, в отличие от анафоры, направлена на передачу в большей степени отрицательных эмоций.

    Важно! Зачастую эпифора усиливается такими приемами, как градация, и другими.

    Примеры эпифоры в художественной литературе:

    Антоним эпифоры

    Похожий прием – это анафора, которая с греческого переводится как «вынесение». По сути, это антоним эпифоры, поскольку слова повторяются уже в начале строк или предложений. Совпадают и разновидности.

    Как и эпифора, анафора делится на фонетическую и лексическую, только добавляется еще два вида. Первый – морфемная анафора, при которой повторяются одинаковые части слова (корень, суффикс, приставка и другое). Примером могут послужить следующие строчки:

    Есть и синтаксическая анафора, когда автор использует одинаковые грамматические формы слова, например, в начале каждой строки вставляет глагол 1 лица единственного числа. Так задается особая выразительность речи. Пример: Вхожу я в темные храмы, Свершаю бедный обряд (А. Блок).

    Яркий пример анафоры:

    Анафора способна задать четкий ритм произведению, создать уникальную мелодию, лейтмотив, который врезается в память, акцентировать внимание на важных для автора моментах и деталях.

    Важно! Данную стилистическую фигуру можно применять в текстах совершенно разных стилей.

    Когда одновременно используются анафора и эпифора, получается прием под названием симплока (с греческого переводится как «сплетение»): «Привычные к степям – глаза, Привычные к слезам – глаза». (М. И. Цветаева). Чаще всего примеры симплоки можно увидеть в фольклоре:

    Симплока включает несколько подвидов. К примеру, есть синтаксическая симплока:

    Симплока или же анаэпифора (другое название) используется и в научных текстах для придания тексту логичности и последовательности:

    «Точка ставится: 1) в конце повествовательного предложения; 2) в конце побудительного предложения (В.Ф. Греков)».

    Это интересно! Значение слова гротеск – что это такое в литературе

    Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/chto-takoe-epifora.html

    Что такое анафора в литературе? Приводим примеры. — База ответов на любые вопросы

    Любое стихотворное произведение складывается из стилистических фигур, которые позволяют автору усилить воздействие речи на ее восприятие человеком.

    К числу наиболее простых функциональных стилей в литературе относится анафора. С ее помощью поэтам удается придать своим творениям эмоциональность и значительно повысить их экспрессивную выразительность. Что же такое анафора?

    Что означает слово «анафора»?

    Слово ἀναφορά означает «восхождение, возношение». Термин попал в русский язык из древнегреческого и первое время подразумевал отсылку к начальному слову, без которого сложно понять значение последующих выражений.

    С течением времени понятие «анафора» несколько изменило смысл и приобрело значение «вынесение», то есть когда автор выносит один и тот же (или схожий) элемент речи в начало нескольких срок.

    Что такое анафора?

    В настоящее время термин «анафора» означает повторение однородных звуков, слов либо словосочетаний в стихотворных рядах. Его могут использовать как в начале каждой строчки стихотворения, так и в начале каждой последующей строфы.

    Подобный подход придает произведению остроту или позволяет с каждой новой строкой усилить интонацию авторского творения. В отдельных случаях подобные стилистические фигуры используют не только в начале строк и четверостиший, но и в полустишиях: «Город пышный, город бедный…» (А.

    Пушкин), где анафора – слово «город».

    Некоторые анафоры с мелко повторяющимися элементами могут и не быть стилистическими фигурами, а выступают лишь явлением русской речи. Например, выражение «зайти за угол», в котором единоначатием является повторяющий в первых двух словах предлог «за».

    Помимо стихотворений с повторяющимися словами, анафорами считаются четверостишия, где каждая новая строка начинается с одинаковой буквы.

    Анафоры различают в зависимости от частей речи, которые повторяются в литературном ряду. Одной из наиболее распространенных считается звуковая стилистическая фигура, при которой в начале каждой строки используют одинаковый звук.

    Хорошим примером такого оборота выступает отрывок из стихотворения Пушкина: «Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища». В данном случае в качестве анафоры поэт применил звук «гро».

    В морфемных анафорах присутствуют наименьшие единицы языка, которые имеют определенный смысл. В качестве примера приведем отрывок из Лермонтова: «Чёрноглазую девицу, Чёрногривого коня!», где анафора – это морфема «чёрно».

    • В лексических фигурах авторы используют повторение одинаковых слов, стремясь подчеркнуть либо оттенить смысл определенных строчек. Так, Тютчев посредством употребления слов «эти, эта» сделал акцент на том, что конкретно «эти» селения и конкретно «эта» природа являются его милым краем:
    • Эти бедные селенья,
      Эта скудная природа –
      Край родной долготерпенья,

    • Край ты русского народа.

    Существуют и достаточно сложные анафоры (синтаксические), в которых повторяются не слова либо звуки, а синтаксические конструкции. Есть и довольно редкая разновидность стилистических фигур – ритмическая, где авторы делают паузы в различных долях стихотворной стопы.

    Нужно заметить, что анафоры нередко встречаются и в прозаических произведениях или в контексте с другими речевыми приемами, например с градацией – постепенным увеличением характера речи для придания ей более эмоциональной окраски.

    Чем анафора отличается от эпифоры?

    1. Милый друг, и в этом тихом доме
      Лихорадка бьет меня.
      Не найти мне места в тихом доме

    2. Возле мирного огня!

    Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-anafora-v-literature-privodim-primery/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector