Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания.

Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове «посолить» безударная гласная в корне слова «о» слышится и произносится как «а».

Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Безударные гласные в корне слова

Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом.

В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в «сильном» (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква — это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города – город; вода – воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания.

Например, таким образом не устанавливается чередующаяся гласная в корне слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть – угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии.

Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Как проверить безударные гласные в корне слова?

  • Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:
  • — Найти корень в слове (например, болеет – корень «бол»).
  • — Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет – больно).

— Особый случай – буква «ё», которая всегда находится в «сильной» (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать «е».

Например: вёсны – весна, звёзды – звезда, налёт – налетать.

Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна – весной – весенний, морской – море – заморский.

Словарные случаи

Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких «трудных» случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными.

А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор. В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить.

Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон – вагонный, вагоновожатый; диван – диваны, диванный; вазелин – вазелиновый.

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Двойные сомнительные

Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит. В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить – молот, молотит; голосит – голос, многоголосие.

Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием «безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента». В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов.

В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.

Буквы «о» и «а»

У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:

— КОС — КАС, где «а» пишется, при наличии за корнем суффикса «а» (коснуться – прикасаться).

— ЛОЖ – ЛАГ, где перед согласной «ж» пишем букву «о», а перед согласной «г» пишем «а». Пример: положить – возлагать.

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры — КЛОН – КЛАН, где в безударном положении пишем только «о». Пример: наклониться.

— ТВОР — ТВАР, где в безударной позиции пишем «о». Пример: творец (исключение в данном случае — утварь).

— ГОР – ГАР, где «а» бывает в слове только в «сильной» позиции. Буква «о» употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.

— ЗОР — ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву «о». В слабой позиции используется буква «а». Пример: заря – зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.

— РАСТ – РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем «а». В случаях, когда употребляется «с», то перед ней используется «о». Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.

— РАВН – РОВН, где «а» употребляется в словах со значением «равный по каким-то параметрам», а «о» – в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.

— МОК — МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК – пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.

Употребление «е» и » и»

  1. Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней — пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:
  2. — БИР – БЕР: уберём – убирать;
  3. — ДИР – ДЕР: сдерёт – сдирать;
  4. — МИР – МЕР: замереть – умирать;
  5. -ПИР – ПЕР: отпереть – запирать;
  6. — ТИР – ТЕР: оттереть – оттирать;
  7. — ЖИГ – ЖЕГ: поджигать – сжёг;
  8. — СТИЛ – СТЕЛ: расстилать – постелить ;
  9. — БЛИСТ – БЛЕСТ: блестеть – блистать.

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Правописание букв О-Ё после шипящих

В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый – дешевле; жёрдочка – жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка – чело; бечёвка – бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву «о».

Прочие сочетания

Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) — град (ст. слав.

); здоровье (русск.) – здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) — младое (ст. слав.); золото (рус.) – злато (ст. слав.); берег (рус.) – брег (ст. слав.); дерево (рус.) – древо (ст. слав.); шлем (рус.) – шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) – млечный (ст. слав.).

Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова – крава; мороз – мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках.

Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое — наименовании населённого пункта. Исходным словом является «благо».

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава – руководитель города, делегации и прочего, и глава – часть издания, книги, статьи.

Источник: https://www.syl.ru/article/144019/mod_bezudarnaya-glasnaya-v-korne-slova-pravila-i-isklyucheniya

Безударные гласные в корне слова: правила, теория, примеры

“Карыто” или “корыто”? “Макать” или “мокать”? “Затопить” или “затапить”? Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение.

Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных.

Нельзя забывать и о словах-исключениях.

Что такое “безударные гласные в корне слова”

Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. ее можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:

  • приставка;
  • корень;
  • суффикс;
  • окончание.

При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.

Способы проверки безударных гласных в корне

Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.

Методов проверки таких гласных несколько:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
  2. Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
  3. Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
  4. Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.

Главных способа проверки безударных гласных два:

  • Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
  • Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.

Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.

Проверяемые безударные гласные

Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

Читайте также:  Что относится к живой природе и неживой: виды, схемы, примеры объектов и значение

Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”.

Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”.

 Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

Непроверяемые безударные гласные

В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.

Поэтому слова, имеющие в корне гласные, которые не получается проверить при помощи ударения, называются словарными. Лучший способ всегда знать их правильное написание — постараться запомнить его. Диктант на безударные гласные (4 класс), решение тестовых заданий помогают лучше справиться с такой задачей.

Примеры словарных слов по данной теме:

  • фонтан;
  • матрос;
  • ладонь;
  • ватрушка;
  • горизонт;
  • багровый;
  • коварный;
  • стакан;
  • обаяние:
  • палисадник:
  • инициалы;
  • поликлиника:
  • диапазон.

Чередующиеся гласные

Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.

Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.

Чередование “а” и “о”

Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.

Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:

Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.

Корни “зор” и “зар”

Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.

Корни “клон” и “клан”

Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.

Корни “кас” и кос”

Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.

Корни “скоч” и “скак”

Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.

Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.

Корни “ровн” и “равн”

Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.

Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.

Корни “твор” и “твар”

Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.

Корни “мок” и “мак”

Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.

Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.

Корни “плов”, “плав”, “плыв”

Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.

Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.

Чередование “е” и “и”

Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:

  • “бир”-”бер”;
  • “дир”-”дер”;
  • “блест”-”блист”;
  • “чет”-”чит”;
  • “жиг”-”жег”;
  • “мер”-”мир”;
  • “тир”-”тер”;
  • “стил”-”стел”.

Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.

Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”

Если после корня употребляется суффикс “а”, то, согласно звучанию, нужно использовать или “им”, или “ин” при чередовании гласных. “Понять” -”понимать”, “начать”-”начинать”.
Что касается производных форм, то продолжит сохраняться “им” даже в отсутствии суффикса “а”. “Подними”, “сниму”.

Гласные после шипящих

После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.

Выделяется несколько исключений:

  • Иноязычные слова. “Жюри”, “парашют”, “брошюрка”.
  • Собственные иноязычные имена, названия. “Жюли”.

Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.

Гласные после “ц”

Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:

“Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.

“Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.

Буквы “э”, “е”

Правила русского языка здесь следующие:

  • С буквы “э” начинается корень слова, если последняя буква приставки — согласная (“сэкономить”).
  • Если слово заимствованное, то в его корне без ударения после твердой согласной будет стоять “е”. “Рейтинг”, “компьютерный”, “адекватно”. Есть исключения: “мэр”, “дзэн”, “пленэр”.
  • С буквы “э” начинается второй корень в сложном слове, если первый оканчивался на согласную (“двухэтажный”).
  • Также нужно обратить внимания на иностранные собственные имена (“Бэкон”).

После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).

Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.

Буква “й”

Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.

В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.

Правила написания безударных гласных

Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

  • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
  • Является ли оно словарным?
  • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
  • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
  • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
  • Не является ли слово заимствованным?

Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

Примеры

В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  1. “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  2. “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  3. “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  4. “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  5.  Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  6. “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.

Источник: https://russkiy-pravilno.ru/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova/

Безударная проверяемая гласная корня – примеры, правописание слов (2 класс) — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Наверное, наиболее трудной темой для многих учащихся 2 класса становится правописание безударных проверяемых гласных корня. И это неудивительно, ведь большинство слов в русском языке длиннее одного слога, поэтому в них неизбежно присутствуют безударные гласные.

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Почему мы ошибаемся

Когда мы произносим слова, одну из гласных мы произносим ударно. Это значит, что она чуть-чуть длиннее, чуть-чуть громче и значительно сильнее других. Ударная гласная звучит ясно и понятно, ошибиться в ней невозможно.

Совсем иначе ведут себя те гласные, на которые ударение не падает. Они короче, тише и произносятся с меньшим усилием. Некоторые из них подвергаются, как говорят учёные, качественной редукции. Это означает, что они сами на себя не похожи. Например, в слове «появился» невозможно определить, первая гласная – О или А, а вторая – Я, Е или И. В таких случаях очень легко ошибиться.

Не все безударные гласные подвергаются качественной редукции; например, звуки [у], [ы] все равно похожи на себя, только звучат слабее и короче.

Что сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударный гласный в корне

Очевидно, что если в безударной позиции гласная звучит неясно, а в ударной ясно, ее можно проверить ударением.

То есть, мы должны подобрать или однокоренное слово, или форму того же самого слова, в котором на сомнительный гласный падает ударение. В некоторых случаях сделать это трудно; их стоит запомнить или посмотреть в словаре.

Иногда можно увидеть в продаже специальный словарь безударных гласных в корне, в котором приведено не только правописание отдельных слов, но и проверочные слова.

Примеры проверяемых безударных гласных в корне слова

Допустим, перед нами слово «весна». Корень здесь –весн-, ударение падает на окончание, а мы сомневаемся в первом гласном: надо ли писать Е или И. Конечно, большинство уже просто помнит это слово и знает, что нужно писать. И всё же попробуем подобрать проверочное слово.

Мы можем проверить однокоренным словом «вешний»; оно сейчас уже несколько устарела, означает «весенний», мы встречаем его у Тургенева («Вешние воды»). Можем проверить и словом «вёсны».

На примере этого слова мы видим два наиболее распространенных способа проверить безударную гласную: подбор однокоренного слова и изменение формы того же слова.

Читайте также:  Что такое морфологический разбор слова с образцами на конкретных примерах

В каких случаях могут возникнуть проблемы

Как ни печально, главная проблема – лень. Пишущему просто не хочется тратить силы и время, подбирать проверочные слова, поэтому он пишет безударную гласную, как захотелось. Или ему показалось, что он припомнил, как пишется это слово. Но бывают и другие случаи.

  • Во-первых, как было сказано выше, иногда трудно подобрать проверочное слово. Приведем несколько примеров таких слов:
  • раздражать – дразнит, наслаждение – сладкий, появиться – явный, благодарить – благо, обнажённый – наг.
  • В некоторых случаях значение слова мы определяем в зависимости от того, какая безударная гласная в нём пишется.

Например, слово «пол_скать». Если «…белье», то пишется «полОскать» Проверочное – «полощет». Если же «…котёнка», то пишется «полАскать», проверочное слово – «ласка».
Ещё один пример.

Часто бывают ошибки в слове «разв_ваться»: если имеется в виду развитие («ребёнок развИвается»), то пишем И; если же имеется в виду «веять» (то есть, «реять на ветру»), то пишется Е, а проверочное слово – «веять»: «флаг развЕвается».

Всегда ли можно проверить слово подбором однокоренного?

К сожалению, не всегда. Бывают разные случаи.

Иногда к одному и тому же слову мы можем подобрать два однокоренных с ударными гласными, но в одном случае это одна гласная, в другом – другая. Например, «голова». Какое проверочное слово использовать: «головы» или «двуглавый»?

В таких случаях надо помнить, что в русском языке существуют чередования звуков, они обычно объясняются историческими изменениями в языке. Существуют чередующиеся корни (например, -лаг-/-лож-), их нельзя проверять ударением.

Чередуются полногласные и неполногласные сочетания; объясняется это тем, что на протяжении веков, кроме русских разговорных слов с полногласием (молоко, ворота, голова), использовались неполногласные церковнославянские (глава, врата, млеко).

В современном русском языке мы используем и те, и другие, но одни другими проверять не следует.

Нельзя проверять глаголы совершенного вида глаголами несовершенного; например, «перекопать» надо проверить словом «перекопка», но ни в коем случае не словом «перекапывать».

Что мы узнали?

Из статьи для учащихся 2 класса, мы узнали, как проверить правописание безударных гласных в корне слова, сделав безударный звук ударным при помощи проверочного слова. Узнали о чередующихся корнях, которые не проверяются ударением, потому что там чередуются полногласные и неполногласные сочетания.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/8064-bezydarnaia-proveriaemaia-glasnaia-kornia-primery-pravopisanie-slov-2-klass.html

Безударная проверяемая гласная в корне слова: правописание и примеры

Главная > Русский язык > Как проверять безударную гласную в корне слова: правила и примеры

Умение правильно и грамотно излагать мысли на бумаге крайне необходимо. Развитию этого навыка уделяют внимание ещё в начальной школе. Одними из самых часто встречаемых орфограмм являются проверяемые безударные гласные в корне слова.

Примеры привести несложно: дверной — двери, зеркальный — зеркало, писать — пишет.

Во всех перечисленных словах гласные, написание которых находится под сомнением, проверяются однокоренными лексическими единицами, где звук находится в сильной позиции и чётко слышен.

Виды безударных гласных

Чтобы не ошибиться и написать слово с орфограммой правильно, необходимо сначала определить, к какому именно виду она относится. В русском языке принято выделять 3 типа безударных гласных:

  • непроверяемая гласная (словарное слово);
  • чередующаяся гласная;
  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Слово является непроверяемым в том случае, если к нему невозможно подобрать проверочное. В такой ситуации его написание следует уточнить в орфографическом словаре и запомнить.

Примеры — арбуз, человек, чеснок, поролон, календарь, пакет и многие другие.

Это интересно: «цыплят по осени считают» — значение пословицы.

К группе с непроверяемой гласной в корне относится большое число лексических единиц, заимствованных из иностранных языков: симпатия, информация, филармония, церемония, экономика, математика и т. д.

Корни с чередованием тоже часто вызывают трудности. В этом случае правописание может зависеть от различных факторов:

  • от ударения: сгорает — гарь, заря — зори;
  • от наличия суффикса «а» после корня: выдирать — выдернул, застилает — застелет;
  • от согласного в конце корня: растительность — заросли — отращивать;
  • от смысла: обмакнул — промок.

Чтобы не совершить ошибку, необходимо запомнить, в каких именно корнях появляются чередующиеся гласные и каким правилам они подчиняются.

Чтобы определить, является ли орфограмма безударной проверяемой гласной корня, нужно убедиться, что отсутствует явление чередования. После этого следует подобрать слово, где гласная, вызвавшая затруднение, будет стоять под ударением: коробка — короб, прямой — прямо, цветок — цвет.

Для верного определения проверочного слова необходимо помнить о некоторых важных правилах и исключениях русского языка.

Как найти проверочное слово

Основная сложность при написании заключается в том, как правильно проверить безударную гласную в корне. Правило звучит достаточно просто: нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква будет стоять в сильной позиции, т. е. под ударением:

  • щека — щёки;
  • колбаса — колбасный;
  • пекарня — пекарь;
  • грибной — гриб;
  • цепочка — цепь.

Однако есть ряд исключений из основного правила. Чтобы не допустить ошибку при проверке, необходимо их учитывать:

  1. Нельзя использовать для проверки глаголы несовершенного вида (в которых присутствуют суффиксы — ыва— или —ива-). В этом случае происходит чередование: поздний — опаздывать, ловить — вылавливать, кормить — прикармливать.
  2. Не следует подбирать слова с неполногласными ударными сочетаниями —ла— или —ра— для проверки корней с полногласными —оло— или —оро-: укоротить — краткий, головной — глава, холодильник — прохладительный.
  3. Нужно обязательно учитывать лексическое значение в случае омонимичных (похожих по написанию и произношению) корней: спишу — спишет (в значении переписывать что-либо), но спешу — спешка (в значении спешить, торопиться). Аналогично следует учитывать значение в словах частота — чистота, посветить — посвятить и др.
  4. Если речь идёт о слове иноязычного происхождения, лучше всё равно уточнить его написание в словаре. Встречается большое количество лексических единиц, правописание которых не поддаётся правилам русского языка: магнит — магнетизм, дезинфекция — дезинфицировать.

Все перечисленные правила, а также исключения из них, проще всего запомнить на практике. Для этого можно выполнить несколько упражнений на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задания на правописание безударных гласных в корне встречаются как в учебниках для начальных классов, так и в сборниках ЕГЭ. Ниже будут разобраны некоторые типы упражнений.

Задание 1. Записать 10 слов, в корне которых присутствует проверяемая безударная гласная.

Чтобы выполнить это упражнение, можно посмотреть вокруг и определить, какие из окружающих предметов или признаков имеют в корне гласные в слабой позиции и какие из них проверяются. При этом лучше избегать глаголов, имён существительных и прилагательных иностранного происхождения. А также необходимо проверять, не является ли гласная в корне чередующейся.

Вот лишь некоторые слова, которые подходят под условие упражнения:

  • стекло — стёкла;
  • окно — окна;
  • часы — час;
  • столы — стол;
  • зелёный — зелень;
  • на полу — пол;
  • зеркало — зеркальный;
  • деревянный — дерево, деревья;
  • стена — стены;
  • тепло — тёплый.

Под условие задания могут подойти и другие примеры слов.

Упражнение 2. Где пропущена проверяемая безударная гласная?

Аб…немент, ш… лестеть, г… реть, изб… жать, зам… рать, охр… нять, ш… колад, пон… мание, в… лнистый, д… ректор, р… жим, мол… ко.

Сначала следует найти лексические единицы, в которых есть чередование гласных: гореть, замирать, понимание.

Теперь нужно написать проверочные слова к оставшимся в списке. Те из них, которые не удалось проверить, являются непроверяемыми. Эти лексические единицы можно проверить:

  • шелестеть — шелест;
  • избежать — бег;
  • охранять — охрана;
  • волнистый — волны;
  • молоко — молочный.

Слова абонемент, шоколад, директор и режим являются словарными.

Упражнение 3. Вставить пропущенные буквы.

Наступило раннее утро. Д… вчонка проснулась, вск… чила с кровати и выгл… нула в… кно. Небо поразило её своей с… невой. Уд… вительно осв… жающий воздух ворвался в комнату. Однако всё с… мейство прод… лжало крепко спать. Она взд… хнула, закрыла форточку и начала л… ниво собираться в школу.

Нужно подобрать проверочные слова:

  • девчонка — девочка;
  • вскочила — отскок (не отскакивать, т. к. это глагол с суффиксом —ива-);
  • выглянула — выглядывать;
  • окно — окна;
  • синевой — синий;
  • удивительно — дивный;
  • освежающий — свежий;
  • семейство — семьи;
  • продолжало — продолжить;
  • вздохнула — вздох;
  • лениво — лень.

Ко всем словам с пропущенной буквой были подобраны проверочные слова.

Формулировки упражнений по русскому языку могут отличаться. В некоторых из них может потребоваться определить, какая одна и та же буква пропущена в каждой строке задания.

Иногда вопрос формулируется так, что нужно понять, какая именно орфограмма присутствует в каждой из нескольких лексических единиц.

Но если к слову можно подобрать проверочное, то, без сомнения, речь идёт именно о гласной в корне без ударения.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/kak-proveryat-bezudarnuyu-glasnuyu-v-korne-slova-pravila-i-primery.html

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют­ся уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ния грам­ма­ти­че­ской фор­мы сло­ва.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без уда­ре­ния:

  • соло́ма
  • украше́ние
  • при́городный
  • В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой мор­фе­мы:
  • 1. при­став­ки
  • 2. суф­фик­са
  • отпили́ть
  • свежо́
  • удивле́ние

3. окон­ча­ния

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся уда­ре­ни­ем.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

Правило

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные сло­ва
1. Один — мно­го
волна — во́лны
1. Большой — малень­кий
ковёр — ко́врик
2. Много — один
паруса — па́рус
2. Маленький — боль­шой
площад­ка — пло́щадь
3. По вопро­су:
Где?
моря — в мо́ре
Что делал?
Что дела­ет?
писал — пи́шет
3. Назови лас­ко­во
зима — зи́муш­ка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
плясал — пля́ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • входи́ть — вход;
  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;
  • раздели́ть — разде́л;
  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • накорми́ть — нако́рмит;
  • хвали́ть — хва́лит;
  • нога́ — но́ги;
  • зализа́ть рану — ли́жет.

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;
  • часто­та́ — ча́стый;
  • накали́ть — накал;
  • испаре́ние — пар;
  • сократи́ть — кра́ткий;
  • плати́ть — опла́та, пла́тный.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим уда­ре­ни­ем:

  • наколи́ бабоч­ку — ко́лет;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • угрожа́ть — угро́за;
  •  умолять — мо́лит;
  • вышколи́ть — шко́ла.
Читайте также:  Профильные классы: 10-11 классы социально-экономического, гуманитарного профиля

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми:

  • навева́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • обежа́ть дом — бег;
  • вперёд — спе́реди;
  • прореди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • потеря́ть — поте́ря;
  • освеще́ние — свет.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • обижа́ть малы­ша — оби́да;
  • примири́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прожива́ть в доме — жить;
  • чисто­та́ в кухне — чи́стый;
  • списа́ть сло­ва — пи́шет.

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/orfografiya/proveriaemye-bezudarnye-glasnye.html

Правописание безударной гласной в корне слова

Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением,

например: гора  (горы, горный), набрать  (набранный), земляной  (овсяный), в доме   (в столе).

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,

например: вода  (воды, водный), сады  (сад, садик), свинья  (свиньи), яйцо  (яйца ), говорить  (говор, разговор), молодой  (молод, молодость, молоденький), жара  (жар, жаркий), шалун  (шалость).

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам.

Так, безударные неполногласные сочетания ра, ларата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, олоорота, короткий, борозды, голова, волочить).

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения.

Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий.

Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

При выборе написания о   или а   в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-  (-ива-).

Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов бросать, топтать, смотреть, молчать  следует привлекать такие слова и формы, как бросить, переброска, топчет, смотрит, смотр, молча, умолкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а  (заработать – зарабатывать, усвоить – усваивать  и т. п.).

Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.

Сравните  попарно слова: частота  (частый) и чистота  (чистый), поласкать  (ласка) и полоскать  (полощет), пары  (мн. ч., ср. пар ) и до поры  (ср. до сих пор), леса  (мн. ч., ср. лес) и лиса  (ср.

лисы, лисонька), посидеть  (сидя) и поседеть  (сед , кр. ф.

от седой), развивать  (развить) и развевать  (веять), разрядить  (разряд) и разредить  (редкий), осветить  (свет, осветит) и освятить  (свят, святость), примерять  (мерить) и примирять  (м. р.).

 Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о  (на письме ё).

Сравните: белить  (белый) и вела  (вёл), село  (сёла  и сельский ), шелестеть  (шелест ) и шелка  (шёлк), жемчуга  (жемчуг ) и желудей  (жёлудь).

Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.

Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова.

Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Другие трудные случаи написания корневых гласных

В слове бархат  после х   в безударной позиции пишется буква а  (также бархатный, бархатистый), хотя под ударением в слове бархотка  (вариант: бархатка ) – гласный о.

Безударному гласному в слове лебедь, который передается буквой е, соответствуют под ударением ё   и я  : лебёдка, лебёдушка  и лебяжий .

В слове ладья  без ударения пишется а, а под ударением в слове лодка – о.

В словах детёныш, детёнок, детвора, деторождение  и др. пишется без ударения буква е   в соответствии с ударным е  в слове дети  и производных от него – детский, детство, бездетный  и т. п. Однако в слове дитя , а также в просторечных дитё  и дитячий  пишется и   (ударный и  в дитятко).

Корень слова магнит , греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный – е , а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и  , так и буквой е.

Например, магнит, магнитный, намагнитить  и магнето, магнетик, парамагнетик; магнитограф, магниториум, магнитола, магнитометр, магнитофон, магнитобиология, магнитооптика  и магнетический, магнетизм, магнетит, магнетон, магнетрон .

варианты: магнетоэлектрический эффект  и магнитоэлектрическая машина, магнитохимия  и магнетохимия ; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном и  или е  в первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).

В корне слова дебет  (финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е   (в словах дебет, дебетовать, дебетовый ) и и   (в словах дебитор, дебиторский ).

В корне слов инфекция  и дезинфекция  на месте ударного гласного е  пишется (в глаголах на цировать ) в безударном положении буква и : инфицировать, дезинфицировать . То же в словах перцепция, апперцепция , но перципировать, апперципировать; коррекция , но корригировать .

Буквы е   и и   на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенсибе льный , но сенсиби лизация; инже нер , но инжи ниринг .

Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.

Безударные соединительные гласные

  •  При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о   и е.
  • Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о, а после мягких парных согласных, шипящих, ц  и j  – буквой е, например: звукорежиссёр, мировоззрение, сенокос, работодатель,  диктофон, москворецкий, одноразовый, девяностолетний, сторублёвый, мореплаватель, древнерусский, пылесос, общедоступный, тысячелетний, свежеокрашенный, мышеловка, овцеводство, чаепитие; грязеводолечебница, маслосыроваренный.
  • Образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е   и о : кровеносный и кровоподтёк, коневодство и конокрад, дальнеприцельный и дальнозоркий, песнетворчество и песнопение.
  • Буква о   пишется также после гласной и   или е   в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия   или на -ей , -ея,
  • например: бактерионоситель  (бактерия), историография  (история), религиоведение  (религия), химиотерапия  (химия), трахеобронхит  (трахея), музеология  (музей), но: музееведение.
  • Вместо соединительных гласных о   и е   в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:
  • я   – в словах с первыми частями себя-: себялюбие, себялюбивый  (но в себе стоимость  и себе довлеющий   буква е); время-,
  • например: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя- ,
  • например: имятворчество, имяславие  (общественно-философское течение); семя-,
  • например: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный  (но именослов, семеноводство, семенохранилище , а также — с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель);
  • а   – в словах умалишённый, сумасшедший , в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста,
  • например: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой  (но ср. сороконожка, сорокоуст); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний  (но в словах с первыми частями девяносто-  и сто-  пишется о);

и   – в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять  до двадцать, а также тридцать, пятьдесят  и т. п.,

например: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный  (но треугольный, треножник  и т. п.

); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, например: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати-поле; в сложных притяжательных прилагательных типа дяди-Стёпин, тёти-Валин;

ы   – в таких же прилагательных типа бабы-Дусин, Анны-Петровнин.

В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а   и и   – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа-  (авиабаза, авианосец, авианесущий ), аква-  (акванавт, акватехника ), мега-  (мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа-  (медиакомпания, медиахолдинг), макси-  (макси-юбка ), миди-  (миди-платье), милли-  (миллиметр, миллиграмм), мини-  (мини-турнир), санти-  (сантиметр), деци-  (дециметр), поли-  (поливитамины, политехнический), квази-  (квазиизлучение, квазинаучный); буква и   – в части слов со вторыми частями -метрия  (планиметрия, дозиметрия ; но сейсмометрия, спектрометрия), -фикация  и -фицировать  (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация; но теплофикация, радиофикация); в названиях государств, территорий со второй частью -стан  (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан); в словах центрифуга, агрикультура  (но агрокультура  с другим значением).

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/125

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector