Повседневная жизнь австралийских аборигенов
Племя Yolngu австралийских аборигенов не разрешает «чужим» входить на территорию своей резервации. Туда можно попасть только по специальному приглашению. Одним из тех, кому это удалось, был фотограф агенства Рейтер Дэвид Грей. Он наблюдал за жизнью коренных австралийцев и сопровождал их во время знаменитой охоты на крокодилов. Повседневная жизнь австралийских аборигенов в объективе Дэвида Грея.
Аборигены из племени Yolngu являются коренными жителями Австралии и народом с самыми старыми традициями на континенте. Встретить их можно в основном на территории Арнем-Ленда — полуострова, расположенного на севере страны между Тиморским и Арафутским морями и заливом Карпентария.
На полуострове находится крупнейшая резервация аборигенов, который был создан в 1931 году. Его площадь составляет около 97 тысяч квадратных километров и на ней проживает 16 тысяч человек. Доступ на территорию резервации для «чужих», некоренных жителей ограничен, войти можно только если есть специальное разрешение.
Название коренных народов Австралии в переводе с латыни означает «те, кто был здесь с самого начала». Считается, что аборигены прибыли на континент около 40-60 тысяч лет назад. Они долго странствовали по Африке и Азии и добрались до территории сегодняшней Индонезии и Новой Гвинеи.
Аборигены вели кочевой образ жизни, охотились на кенгуру и других животных, дополняя свой пищевой рацион тем, что смогли собрать в лесу. В 1770 году на территории Австралии насчитывалось более 500 племен аборигенов. В настоящее время, количество коренных жителей составляет чуть более 200 тысяч человек, которые живут в основном в Западной Австралии, Квинсленде и на Северной территории.
Одной из традиций коренного населения Австралии является охота на крокодилов. В настоящее время жители Арнем-Ленда имеют право убивать рептилий только для собственных нужд. Продавать их запрещено.
- Дети помогают своим родителям охотиться на этих земноводных пресмыкающихся, у них лучше, чем у взрослых, получается находить их на болотистой местности.
Самой тяжелой частью крокодилов является их толстая, покрытая чешуей шкура. Поэтому аборигены разделывают их прямо там, где словили, а в свою деревню несут только мясо.
Ничто, что может быть использовано в качестве пищи, у аборигенов не может пропасть. Поэтому коренные австралийцы забирают с собой в деревню внутренности мертвых рептилий (кишки), заворачивая их, например, в большие листья.
Аборигены охотятся не только на крокодилов. Деликатесом у них считаются также ящерицы из семейства варановых.
Коренные жители еще охотятся на буйволов, мясо которых является одним из ингредиентов их традиционной кухни. На фото: аборигены несут в машину отрезанную ногу застреленного буйвола.
- У аборигенов в Австралии была нелегкая жизнь: на протяжении многих лет они умирали от болезней, голода и конфликтов с белыми поселенцами.
Коренным жителям материка не помогало и правительство, а скорее наоборот. До середины 60-х годов XX века власти пытались их насильно ассимилировать.
- Аборигены в соответствии с местными законами первоначально даже не считались людьми: у них не было гражданских прав, поскольку, по мнению законодателей, они не обладали «высшим сознанием».
- С целью ассимиляции коренного населения Австралии по решению правительства детей отбирали у их родителей и помещали в специальные учреждения или отдавали на воспитание белым семьям.
- По оценкам, с 1910 по 1970 года было отобрано около 100 тысяч детей, которые очень часто в новых «домах» подверглись насилию и преследованиям.
- За десятилетия преследований и нечеловеческого обращения с коренными жителями Австралии только в 2008 году открыто извинился премьер-министр Кевин Радд во время своего выступления в парламенте.
Не все политики, однако, были такого же мнения, что и премьер-министр Кевин Радд. Тони Эббот, например, считает, что многие дети были «спасены, в то время как другие получили помощь, и, следовательно, нужно достоверно отражать историю нашей страны».
- Два охотника из племени Yolngu — Norman Daymirringu и James Gengi — привезли добычу в деревню.
- Robert Gaykamangu, один из членов племени Yolngu, был сфотографирован на болотистой местности во время охоты на водоплавающих птиц.
- Охотники из племени Yolngu возвращаются с удачной охоты.
Источник: http://watafak.ru/foto-prikoly-interesnoe/2200-povsednevnaya-zhizn-avstraliyskih-aborigenov.html
Самые необычные племена на Земле (34 фото)
Этническое разнообразие на Земле поражает своим изобилием. Люди, живущие в разных уголках планеты, одновременно похожи друг на друга, но в тоже время сильно отличаются, своим образом жизни, обычаями, языком. В этой статье мы поговорим о некоторых необычных племенах, о которых Вам интересно будет узнать.
Индейцы пираха – дикое племя населяющее джунгли Амазонки
Индейское племя пираха обитает среди дождевых лесов Амазонии в основном на берегу реки Maici, в штате Амазонас, Бразилия.
Эта народность Южной Америки известна из-за своего языка, пирахан. На самом деле, пирахан – один из редчайших языков среди 6000 разговорных языков во всём мире. Количество носителей языка колеблется в пределах от 250 до 380 человек. Язык удивителен тем, что:
— не имеет чисел, для них существует всего два понятия «несколько» (от 1 до 4 шт.) и «много» (больше 5 шт.),
— глаголы не изменяются ни по числам, ни по лицам,
— в нём отсутствуют названия для цветов,
— состоит из 8 согласных и 3 гласных! Разве это не удивительно?
Согласно учёным-лингвистам мужчины племени пираха понимают элементарный португальский язык и даже говорят на очень ограниченные темы. Правда, не все представители мужского пола могут выражать свои мысли.
Женщины же имеют слабое представление о португальском языке и вообще не используют его для общения.
Однако в языке пирахан есть несколько заимствованных слов с других языков, преимущественно с португальского, например «кубок» и «бизнес».
Кстати, о бизнесе, индейцы пираха торгуют бразильскими орехами и предоставляют услуги сексуального характера, чтобы купить расходные материалы и инструменты, например, мачете, сухое молоко, сахар, виски. Целомудрие у них не является культурной ценностью.
Существует ещё несколько интересных моментов, связанных с этой народностью:
— у пираха нет принуждения. Они не указывают другим людям, что делать. Кажется, там вообще нет социальной иерархии, нет формального лидера.
— у этого индейского племени нет представления о божествах и боге. Тем не менее, они верят в духов, которые иногда принимают форму ягуаров, деревьев, людей.
— такое ощущение, что племя пираха – люди, которые не спят. Они могут вздремнуть минут 15 или самое большее часа два в течение всего дня и ночи. Они редко спят всю ночь.
Племя вадома – африканское племя людей с двумя пальцами на ногах
Племя вадома обитает в долине реки Замбези на севере Зимбабве. Они известны тем, что некоторые члены племени страдают эктродактилией, у них на ногах отсутствуют три средних пальца, а крайние два повернуты внутрь.
Вследствие чего членов племени называют «двупалыми» и «страусоногими». Их огромные ноги с двумя пальцами – результат одной мутации в хромосоме номер семь. Однако в племени таких людей не считают неполноценными.
Причина часто встречающейся эктродактилии в племени вадома – изоляция и запрет на вступление в брак за пределами племени.
Жизнь и быт племени короваев в Индонезии
Племя короваев, также называемое колуфо, проживает на юго-востоке автономной индонезийской провинции Папуа и состоит примерно из 3000 человек. Возможно, до 1970 года они не знали о существовании других людей, кроме себя.
Большинство кланов племени короваи живут на своей изолированной территории в домах на деревьях, которые располагаются на высоте 35-40 метров. Таким образом, они защищают себя от наводнений, хищников и поджогов со стороны кланов-соперников, которые уводят в рабство людей, особенно женщин и детей. В 1980 году некоторая часть короваев переселилась в посёлки на открытой местности.
Короваи имеют отличные охотничьи и рыболовные навыки, занимаются садоводством и собирательством. Они практикуют подсечно-огневое земледелие, когда сначала выжигается лес, а потом на это место высаживаются культурные растения.
Что касается религии, то вселенная короваев наполнена духами. Наиболее почётное место отводится духам предков. В трудные времена они приносят им в жертву домашних свиней.
Источник: https://reading.com.ua/kultura/samye-neobychnye-plemena-na-zemle-34-foto
Кто такие аборигены?
3 сентября 2015
Аборигены – это дикие люди, которые живут в племенах.
Считается, что аборигены живут не только в Африке, но и в Австралии и даже Испании. Однако речь пойдет именно об африканских аборигенах.
Точное число аборигенов в Африке неизвестно посей день, оно колеблется от 500 до 3000 тысяч.
Традиции аборигенов могут показаться жестокими и иногда немыслимыми, но это их жизнь.
Племена аборигенов
- Африканские аборигены живут в племенах.
- Сложно сказать, сколько племен сегодня существует по всему континенту, однако можно предположить, что эта цифра не меньше 500 и не больше 7000.
- Разброс большой, но ученые все-таки склонны считать, что народностей в Африке не больше 2000.
- Дело в том, что одни и те же аборигены могут относить себя к разным этническим группам.
Аборигены относятся к диким племенам, но в Африке их сравнительно не много. Если соотносить общую численность населения с количеством аборигенов, то последние занимают всего 10%.
- В каждом племени может жить больше тысячи аборигенов, или же совсем не много человек – около сотни.
- При этом разные племена могут иметь общие традиции и обычаи, а главное, большинство из них отличаются жестокостью и непонятными для внешнего цивилизованного мира обычаями.
- Самые известные племена аборигенов в Африке это:
- Зулу;
- Масаи;
- Мурси;
- Коса;
- племя Бубал.
Аборигены племени Мурси
В качестве примера можно рассмотреть некоторые особенности жизни аборигенов племени Мурси, которое считается одним из самых жестоких.
Страны Африки, в частности юго-западная часть Эфиопии, а также небольшая территория Кении и Судана – место обитания Мурси.
Сложно сказать, что эти люди выглядят по-древнему или отстали от цивилизованного мира. У них своя атмосфера.
- Впрочем, наличие чуть ли не у каждого аборигена автомата калашникова или другого оружия говорит о том, что они часто контактируют с преступными группировками, поставляющими оружие в Африку.
- При этом они осознанно выбирают именно путь отсутствия развития и агрессии.
- Зачем аборигенам оружие?
- Редко, когда оно нужно для защиты.
- В основном споры возникают между представителями одного и того же племени, когда люди пытаются друг другу доказать, что они более влиятельные, сильные и заслуживают большего внимания.
- В ход в таких потасовках идут не только палки, но и огнестрельное оружие.
Как аборигены защищаются от насекомых и паразитов
- Каждое африканское племя аборигенов защищается от паразитов и опасных насекомых.
- Ввиду того, что вокруг обитает множество разных насекомых, люди натирают свою кожу мазями, которые они делают сами на основе разных растений, кожи животных и даже падали других насекомых.
- Иногда запах у мази получается таким, что европейскому человеку вблизи аборигена находиться попросту невыносимо.
- Также аборигены защищаются от опасных паразитов, которые попадают внутрь их тел, с помощью других паразитов.
- Они делают на своем теле надрезы, чтобы направить насекомых в открытые раны.
Таким образом, удается создать иммунитет к менее опасным бактериям, чтобы не заразиться опасными, которые могут вызвать лихорадку и даже смерть. Такая медицина в Африке практикуется и по сей день.
Украшения аборигенов
- Женщины украшают себя шрамами, которые создают узоры.
- Впрочем, это характерно не только женской половине, но и мужской.
- Жизнь аборигенов устроена так, что еще в детстве должны наноситься на их тела порезы и другие повреждения, которые приводят к появлению рубцов и шрамов.
В раны направляются личинки насекомых, пепел и многое другое, что способно создать на теле характерные шрамы. В результате шрамирование создает определенный орнамент.
Если этого избегать, может оказаться, что замуж женщину не возьмут, а мужчину и вовсе будут считать слишком слабым и безвольным.
Женщины-аборигены могут быть слишком жестокими. С одной стороны, их тела часто дряблые, с обвисшей грудью и животом, а голова лысая. Последнее они исправляют с помощью веток, шкур животных, хвостов и прочего, что можно найти в Африке.
Однако есть и такие женщины, которые собирают украшения из костей кистей других людей, как правило, это мужчины.
Если в племени аборигенов лидер – женщина, она может лишить кистей рук любого мужчину, который совершил по ее мнению проступок.
Так, в племени Мурси действует еще одно правило, по которому живут местные женщины.
Они ежедневно должны давать яды и наркотики своим мужчинам, которые со временем не выдерживают и умирают.
От ядов их защищают специальные антидоты, которые выдает верховная жрица, но антидоты рано или поздно перестают действовать. Только в таком случае, если мужчина женщины все-таки умер, после смерти ее тело не съедается.
Считается, что при смерти мужчина лишился своей души, которая была освобождена с помощью рук его жены.
Культура аборигенов
Культура Африки разнообразна.
Местные аборигены любое везение и невезение оправдывают колдовством. Даже если человек заболел, значит, его кто-то проклял.
- В Африке любят делать разные орнаменты, изображения.
- Красивые украшения с помощью краски наносятся на разные поверхности, причем именно африканское направление получило свое развитие в Европе.
- Те изображения, которые были сделаны африканскими жителями, относящимися к диким племенам, сегодня продаются за большие деньги.
Источник: http://afrika-raj.ru/kultura-afriki/kto-takie-aborigeny.html
Аборигены Австралии. (фото). "Тропой охотника" (док. фильм)
Аборигены Австралии — самая древняя из живущих на Земле цивилизаций культур. И одна из наименее изученных. Английские завоеватели Австралии назвали коренных жителей «аборигенами», от латинского «aborigene» — «от начала».
Прибывшие в 1788 году колонисты изгнали аборигенов с их земель, что привело к гибели части культур и расслоению в обществе. Англичане завезли болезни, против которых у местного населения не было иммунитета. Эпидемии, алкоголь окончательно добивал их. Вооруженное сопротивление аборигенов колонизаторам оборачивалось истреблением местного населения.
Долгое время коренное население Австралии жило в резервациях — отдаленных пустынных частях континента, куда посторонние не допускались. Даже в переписях населения аборигены не учитывались.
11 ноября 1869 года в штате Виктория впервые в Австралии был принят «Акт защиты аборигенов» (Aborigines Protection Act) — законодательные нормы, регулирующие жизнь аборигенов.
Только в 1967 году, в результате всенародного референдума, коренные жители были признаны гражданами страны и получили право на свободное передвижение.
- Фото © floyd_of_oz
- Часть племен сохранила образ жизни, не отличающийся от того, который они вели в течение многих тысячелетий: в каждодневной схватке с природой, нескончаемых поисках воды и пищи.
Фото © floyd_of_oz
Язык австралийских аборигенов не похож ни на один другой и включает шесть языковых групп и множество диалектов. Их речь дополняется жестами. Большинство диалектов до сих пор не имеет своей письменности.
Фото © williewonker
Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах. В сотнях мест в различных частях континента — в пещерах, на отвесных скалах, на отдельных камнях — предки аборигенов в течение тысячелетий запечатлевали свою повседневную жизнь. Это и охота, и танцы, и ритуальные церемонии, и представления об окружающем мире.
- Фото © Susan & her 5d
- Несмотря на возврат земель, на немалые усилия, прикладываемые федеральным правительством, большинство аборигенов не хотят интегрироваться в систему белых, чей лозунг — «Единственная религия белого человека — работа» — им не подходит.
- Австралийский абориген ( бумеранг присутствует ) , 1870
Лагерь аборигенов , 1870
Семья аборигенов в машине исследователя Австралии Francis Birtles, по пути из Darwin в Adelaide. 1925
С бумерангами , 1935
Женщина собирает съедобных моллюсков , 1950
Рыбак , 1950
Челюсть рыбы-пилы , 1950
Из панциря черепахи ( пьет? ест ? ) , 1950
Плетение , 1950
Пытаются продать раковины ? , 1950
Воены , 1950
Ребята , 1950
Традиционная татуировка , 1950
Моют голову песком ( WTF ???) , смеются , 1950
Мама с ребенком , 1950
Девочки с куклой , 1950
Куряки , 1950
1955
Северные территории , плетут ритуальные венки , 1955
Обед в школе , 1955
Красотки , 1957
Детки , Fitzroy Crossing , Австралия , 1975
Источник: http://www.stena.ee/blog/aborigeny-avstralii-foto-tropoj-ohotnika-dok-film
Австралийские письмена
по сайту наnarod.ru на Яндексе
Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта
письмена
Следы на коре эвкалипта
АВСТРАЛИЙСКИХ АБОРИГЕНОВ ПИСЬМЕНА
– пиктография, которую используют в ритуальных церемониях (окраска тела и поверхностей предметов) и изобразительном искусстве искусстве туземное население Австралии. Материальная культура аборигенов этого континента столь же своеобразна, как здешняя флора и фауна (страус эмуна языке араната arleye, кенгуру aherre). В австралийцах обычно видят первичную архиморфную расу, которая имеет больше антропологического сходства с дравидами и даже, если не учитывать пигментацию, индоевропейцами.
Заселение Австралии происходило от 60-50 до 30 тыс. лет назад. Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии. С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго (на аранта artnwere) и новой каменной индустрии.
![]() |
Генетическая близость коренных языков Австралии, коих более 260 (набольшая дробность зафиксирована на севере континента) остается недоказанной, хотя высказываются гипотезы о близости папуасским языкам (А.
Кэпелл отмечает «неавстралийское» влияние в языках крайнего севера Австралии), малайско-полинезийским и папуасским (Н. Бутинов, В. Бунак, С. Токарев). Т.
Милевский включает австралийские языки в в более обширную семью из папуасских, андаманскихсевернохальмахерских, некоторыми языками о-в Тимор, Суматра, Сумбава, Энганно, Новой Каледонии и др. А. Тромбетти пытался найти аналогии с языками Африки. Дж.
Гринберг выдвинул «индо-тихоокеанскую» гипотезу, объединяющую изоляты, на которых говорят народы австралоидной расы этого макрорегиона. К австралоидной расы относятся негритосы Юго-Восточной Азии (аэта Филиппин, сенои и семанги Малакки, ведды Цейлона и отчасти мунда Индии.
В связи с «индо-тихоокеанской» гипотезой Гринберга можно вспомнить предположение де Хевеши об удивительном сходстве недешифрованных иероглифов о. Пасхи (кохау ронго-ронго) и письменности протодравидской Хараппы.
Связать эти два центра письменной культуры могли бы как раз таки народы мунда (австроазиатские языки), языковый ареал которых простирается от Индии до Тихого океана (австроазиатский язык нахали бытовал в центре Махараштры). Р. Шэферу удалось обнаружить ряд словарных параллелей между папуасскими и сино-тибетскими языками.
Среди них есть весьма любопытные (например, сопоставление числительных в папуасском языке эпа и тибетском: 2 − nsi/gnyis, 3 − sum/gsum, 4 − ssi/bzi, 5 − na/lna…).
![]() |
За исключением «яыка Западной пустыни» австралийские языки находятся на грани вымирания. Обычно выделяют 12 отдельных языков аборигенов (андиляугва, варраи, гунавиди, какадю, кунгаракань, мангарай, минкин, накара, нгевин, нунггубую, тиви, янюла) и 16 семей, среди которых наиболее крупная пама-нюнга (7/8 материковой территории).
Обычно в австралийских языках при богатстве консонантизма (хотя их сочетания редки) всего три гласных (i, a, u), а в языке аранта (Arrernte angkentye) их всего два (а, ə).
Эта уникальная особенность, встречающаяся также в индейском языке тонкава (коавильтекская группа хокальтекской семьи) и убыхском (абхазо-адыгский языки), представляет интерес для подтверждения теории моновокализма.
Исследователи отмечают контраст примитивности и сложности культуры австралийцев.
Они не знали лука и стрел, единственное прирученное животное — собака, система счета основаны на двоичном принципе (1 — nenta, 2 — terama, 3 — terama nenta, 4 — terama tera, 5 — terama tera nenta и т.д.).
При этом аборигены владели техникой бумеранга (аранта: alye), у них причудливое деление на фратрии (земли и воды), брачные и тотемические классы. Брачных классов обычно 4: мужчина (класс А) должен брать себе жену из другого класса (В), но родившийся ребенок будет автоматически принадлежать к третьему классу (С).
При 8-классовом делении эта структура еще более сложная, поскольку присвоение класса зависит от пола и возраста (прохождения церемонии инициации): в итоге получается 32 названия брачных классов (на Севере Австралии). Система брачных классов известна только австралийцам.
На востоке Австралии встречаются деления по крови и тени. В первом случае племена подразделяются на две половины («вялая» и «живая» кровь), в другом – на три (тень от верхушки дерева, тень от середины дерева и тень от основания дерева, и соответственно этому, при разбивке лагеря члены различных теней размещаются ближе или дальше от дерева).
Австралийские языки сложны из-за обилия грамматических форм: кроме единственного и множественного есть двойственное и тройственное числа, отягощенные при этом формами ин- и эксклюзива.
Иногда (язык лардил) личные местоимения не единственного числа имеют две формы: одна — для лиц, четных по отношению к говорящему поколений, другой — нечетных, например, 1-е л. дв. ч., эксклюзив njari «мы с ним (братом, дедом, внуком…
)» и nja:ni «мы с ним (отцом, сыном, прадедом…)».
Австралийские языки агглютинативные, но могут подвергаться инкорпорации объекта, нередко в супплетивной форме: в языке тиви ŋiri-puŋita-wuri-ni «Я его ухо отрезал», где свободная форма «ухо» turna.
Имеются согласовательные классы: в языке дерага jangani-n dji:γi – li-n nawara-n ma-raŋi-n nare:ŋari n-amaŋgi (n – классный показатель) «Кто этот большой мужчина, которого я вижу?»
В 1967 году ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х гг.
развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли.
Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев в условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.
Текст на аранта: Anwerne Mparntwe-arenye tyerrtye mapele arrenhantherre welcome-ileme apmere anwerne-kenhe-werne. Anwerne ahentye-aneme arrantherre akaltye-irremele respectem-iletyeke apmere nhenhe.
Перевод: Мы, люди Алис-Спрингса (Mparntwe), приглашаем вас в нашу страну. Мы надеемся, что вы лучше узнаете нас, и будете уважать нашу страну. Мы, люди, которые принадлежат Алис-Спрингс.
Чуринга (от аранта tyuringa «священный, запрет») – предметы (как хранилища души предков), сделанные из камня
![]() |
Чуринга мужчины-аранта тотема лягушки. Большие концентрические круги (а) представляют три знаменитых дерева, маркирующих тотемическое местонахождение, около реки Хуг линии справа, соединяющие их (b), изображают крупные корни; изогнутые линии (с) — малые. Малые концентрические круги (d) представляют менее значительные деревья с их корнями и пунктир (е) — этоследы, оставленные лягушками, прыгающими по песку на берегу. Сами лягушки изображены на одной из сторон чуринги (слева) сложной сетью линий (их члены), связывающих малые концентрические круги (их тела). |
или дерева, приблизительно овальной формы, с заостренными или с закругленными краями, часто с вырезанными на них символическими знаками; иногда это и простые куски дерева или необработанная галька. По мнению К.
Леви-Строса, как бы она не выглядела, каждая чуринга представляет физическое тело определенного предка, и поколение за поколением торжественно предназначают ее живым, которые верят, что это их воплотившийся предок. Чуринги нагромождают грудой и прячут в естественное укрытие, далекое от посещаемых троп.
Периодически их вытаскивают, чтобы осмотреть и употребить, и в каждом из таких случаев их шлифуют, смазывают и подкрашивают не без того, чтобы адресовать им просьбы и заклинания.
«По своей роли и по тому обращению, что им отводится, чуринги представляют собой поразительную аналогию с архивными документами, – отмечает Леви-Строс, – которые мы скрываем в сундуках или доверяем на тайное хранение нотариусам и которые периодически мы осматриваем с церемониями, причитающимися священным предметам, чтобы, если необходимо, отремонтировать их или вверить их более изящному досье. В таких случаях и мы охотно воспроизводим великие мифы, созерцание надорванных и пожелтевших страниц которых делает более ярким воспоминание: поступки и деятельность наших предков, историю наших жилищ с момента их возведения либо первой их передачи».
Следовательно, бесполезно, считает исследователь отыскивать (да еще в таком отдалении, как это делает Э. Дюркгейм) основание сакральному характеру чуринги: когда нас пленяет экзотический обычай, несмотря или в силу его явной странности, это происходит из-за того, что вообще-то он нам представляет, подобно кривому зеркалу, знакомый образ, который нам смутно напоминает кого-то знакомого, но идентифицировать его мы пока не можем. Дюркгейму хотелось бы, чтобы чуринги были сакральными вещами, поскольку они несут тотемическую маркировку, вырезанную либо нарисованную. Но прежде всего, сегодня известно, что это не всегда верно: Т.Г.X. Штрелов отметил у северных аранта чуринги из камня, более драгоценные, чем прочие, описанные им как «грубые и незначащие предметы, грубо отделанные, чтобы тереть ими друг о друга во время церемоний»; и у южных аранта он наблюдал чуринги, являющиеся «простыми кусками дерева… не несущими никакого знака и обмазанными толстым слоем красной охры, перемешанной с жиром». Чуринга может быть даже простой галькой, естественной скалой или деревом. С другой стороны, и собственно по замыслу Дюркгейма, его интерпретация чуринг должна была подтвердить один из фундаментальных тезисов: об эмблематическом характере тотемизма. Поскольку чуринги – наиболее сакральные вещи из того, что известно аранта, то это следует объяснять эмблематическим изображением на них тотема, чтобы наглядно доказать, что изображенный тотем более сакрален, чем реальный тотем.
Вумера (на аранта amirre) – «палочки гонца» с зарубками, свпомогательные средства при передаче сообщений.
![]() |
Зарубки делались в присутствии гонца, которому объяснялось значение каждой из них. Как уже говорилось, у австралийцев не было лука и стрел, все оружие состояло из копья и метательных дубинок. Копье метали с помощью особой деревянной дощечки, вумеры. Ее-то и использовали при передачи информации в виде зарубок.
Сами зарубки могли означать различные предметы на пути следования к месту сбора, например: песчаный холм, засыпаный песком ручей, еще один песчаный холм, местность у Марион-Даунз, открытую равнину, место у Булиа, реку Гамильтон.
Отдельные насечки не изображения соответствующих местностей, а условные памятные знаки в помощь послу, задача которого устно изложить содержание послания.
Есть сведения, что австралийское племя пинья, как мнемоническое средство, использовало не только вумеры, но сети.
![]() |
Австралийцы обладают крайне примитивными и в то же время примечательными музыкальными инструментами: дощечка, которая при вращении от ветра издает свист (этот самопроизвольный звук воспринимался, как голос божества) и диджериду (аранта: ilpirra, другие местные названия yiraka, yackitur, paampu, damalow, wuyimba, buyigi, cassawar, ilbourke, ngaribi, kurmur, artawirr, bambu, martba). Диджериду делается из 3-метрового куска эвкалипта, сердцевина которого выедена термитами, конец обработан черным пчелиным воском. Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон»). Инструменты, как правило, расписаны изображениями тотемов племени.
![]() |
Примитивен и необычен стиль, который часто используют австралийские аборигены, когда животные изображаются, как под рентгеновскими лучами: видны их внутренности и скелет. Известны живопись на коре и скалах.
Исконное изобразительное искусство Австралии, по традиции существует со времен Альчеринга, или «Времени сновидений» (на аранта: altyera одновременно означает «сон» и «миф, предание»). Картины обычно состоят рисуют охрой цвета от желтого до коричневого и черного.
Несколько стилей древней живописи развились в современное время, включая акварельные работы Альберта Наматджиры, школы Hermannsburg, акриловый пуантилизм Papunya Tula.
Зачастую символы на предметах представляют собой засекреченную информацию о маршрутах странствий тотемных предков во «Времени сновидений». Отсюда сосредоточенность рисовальщика пиктограмм на описании мест и следов, топографии, рельефе мифического пространства.
Фигурирует при этом преимущественно не макро-, а микрокосм (мезокосм), кормовая территория локальных групп и ее ближайших соседей, некогда служившая священным обиталищем перволюдей со склеянными пальцами, зубами и веками.
Священные предметы (скалы, деревья, чуринги, вумеры), в которые превратились предки, продолжают хранить магическую силу.
Флаг аборигенов |
Интересно, что У. Мэтью проводит аналогии в некоторых австралийских мифах с мотивами скандинавского эпоса. Нпример, известен миф вирадьюри и вонгабои о том, как Байаме (демиург и культурный герой) вышел в странствие в поисках дикого меда вслед за пчелой, к лапке которой он привязал птичье перо (сравните важнейшее культурное деяние скандинавского Одина — добычу меда поэзии).
Искусство аборигенов Австралии, как некое тайное знание, представлено в киноленте Питера Уира «Последняя волна», 1977.
![]() |
Лит.: Неприрученная мысль // К. Леви-Строс, Первобытное мышление, М., 1994; Максимов А.Н., Брачные классы австралийцев // Этнографическое обозрение, кн. 2-3, 1909; Мифы и сказки австралии. Собраны К. Лангло-Паркер, М., 1965; Мелетинский Е.М., Поэтика мифа, 1976; Capell A., A new approach to Australian linguistics, Sydney, 1956; P.W.
, Schmidt, Die Gliederung der australischen, 1919; Spencer В. Gillen F.J. The Native Tribes of Central Australia. New ed., London. 1938. P. 145-147; Shafer R., Was New Guinea the Graveyard of 100 South Asian and Pacific Cultures?, − «Orbis», t. 14, 1965, № 2; W.
von Hevesy, Osterinselschrift und Indusschrift, — Orientalistische Literarurzeitung, 1936.
Ссылки: https://www.batchelor.edu.au/callwebsite/studentpages/call_students_sganimal.html
http://www.aboriginalartonline.com/culture/symbols.php
http://www.ausemade.com.au/aboriginal/resources/symbols/symbols_goanna.htm
http://www.ausemade.com.au/aboriginal/resources/symbols/symbols.htm
http://www.omniglot.com/writing/arrernte.htm
Источник: http://rbardalzo.narod.ru/4/avstr.html
Культура аборигенов
Австралийские аборигены считаются одним из древнейших народов, населяющих Землю. В Западной Австралии были обнаружены следы обитания человека, которым около 50 тыс. лет.
Считается, что первые люди прибыли в Австралию на лодках из Юго-Восточной Азии во время последнего ледникового периода.
Во времена открытия и заселения континента европейцами здесь проживали до миллиона аборигенов, которые делились на 300 племен и говорили на 250 языках и 700 диалекта.
До недавнего времени интерес к культуре и наследию австралийских аборигенов был небольшим, поэтому многие знания об их обычаях и языках, к сожалению, безвозвратно утрачены. Однако благодаря раскопкам и свидетельствам ныне живущих представителей древних племен, удалось приоткрыть завесу тайны над верованиями и традициями древних австралийцев.
У каждого племени была духовная связь с отдельным участком земли, но они активно путешествовали и торговали, искали воду и продукты, а также участвовали в ритуальных и тотемных собраниях.
Несмотря на разнообразие среды обитания – от внутренних пустынь и тропических лесов до снежных гор – все аборигены верят в вечное магическое царство Времени творения (Dreamtime). Согласно мифу аборигенов, тотемные духовные предки создали все сферы жизни во время сотворения мира.
Эти духовные предки продолжают соединять явления природы, а также прошлое, настоящее и будущее, со всеми аспектами культуры аборигенов.
Прикоснуться к культуре и мудрости древнейшего народа на планете можно, посетив такие места как священная гора Улуру и пещеры Дженолан, в недрах которых сохранились рисунки древних аборигенов, деревня Куранда и национальный парк Ку-Ринг-Гай.
Фотографии:
Что посетить:
Аделаида (Adelaide), Остров Кенгуру (Kangaroo Island), Красный центр (Red Centre) , Алис Спрингс (Alice Springs), Улуру (Uluru) или Айэрс Рок (Ayers Rock), Ката Тжута/Ольгас (Kata Tjuta/The Olgas) , Дарвин (Darwin), Кэрнс (Cairns), Деревня Куранда (Kuranda Village) , Голубые горы (Blue Mountains)
Источник: http://www.abeltasman.ru/kultura-aborigenov
Экзотическая мода разных племен со всего мира
Невероятные факты
- Потрясающий макияж, яркая одежда и необыкновенные аксессуары из булавок, ракушек и даже человеческих волос — все это можно увидеть у женщин разных отдаленных племен и народов.
- Мода некоторых малоизвестных племен настолько экстравагантна, что просто затмевает дома моды в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.
- Вот самые необычные прически, одежда и аксессуары, которые можно встретить у различных племен со всех концов света.
Племена Азии
На фотографии женщина из племени черных Мяо, одной из этнических групп Мяо, проживающих в южном Китае, северном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде и Мьянме.
- Женщины племени черных Мяо украшают себя одеждой и аксессуарами неоновых цветов и множеством драгоценностей.
- Для особых случаев, женщины из племени Длинный рог (одна из этнических групп Мяо), надевают головные уборы, сделанные из волос их усопших предков.
Женщины из группы Красная шляпа (также одна из групп Мяо), проживающие в Гуанси-Чжуанском автономном районе в Китае, носят головные уборы, украшенные бусинами неоновых цветов.
Женщины из Йемена прикрывают свои лица двумя традиционными способами: слева пастух в бурке, а справа соломенная шляпа в форме конуса.
Племена Африки
Представители народа Химба в Намибии и Анголе, покрывают себя пастой оцчизе (otjize), которая представляет собой смесь масла и природного пигмента охры.В результате их кожа имеет оранжевый оттенок и плотную текстуру.
Сама смесь символизирует для народа Химба суть жизни.
Самые изолированные и отдаленные народы мира
Проживая в местах с нехваткой воды и под палящим солнцем, женщины Химба используют специальную пасту для защиты и очищения кожи, а также как средство отпугивания комаров.
В долине реки Омо, на востоке Африки, есть племена Сурма и Мурси. Жители этих племен ищут вдохновение у диких деревьев, экзотических цветов и пышной растительности, которую можно найти на стыке Эфиопии, Кении и Судана.
Раскраска лиц цветной глиной и ношение экстравагантных головных уборов, украшенных фруктами и цветами, указывают на то, что женщины племени Сурма сторонятся современного образа жизни.
Пирсинг и пластины для губ также являются частью украшения. Женщины племени Сурма используют лезвия, чтобы наносить декоративные шрамы. Они также красят волосы и лицо цветной глиной.
Женщина из племени Банна, населяющее высокогорье к востоку от реки Омо в Эфиопии, демонстрирует яркие бусины и уникальное использование заколок для волос.
Племя Банна, которое населяет высокогорье к востоку от реки Омо в Эфиопии, любит все цветное. Они используют сотни бусинок, а также повседневные вещи, такие как заколки для волос, булавки, ракушки и даже крышки от бутылок в качестве аксессуаров.
Удивительные фотографии исчезающих племен нашего мира
Племена Африки и их наряды (видео)
- Женщина народа Афар в Эфиопии гордо демонстрирует свои заостренные зубы.
- А мужчины из племени Афар, также известное как Данакил в Эфиопии наносят на свои волосы толстый слой масла, чтобы получилась идеальная завивка.
- Самые закрытые народы в мире
Афарская свадьба (видео)
Гватемальские женщины народа майа (потомки древней цивилизации) известны своими зигзагообразными узорами на тканях. Согласно мифологии богиня Иш-Чель являлась покровительницей ткачества, а также плодородия, радуги, деторождения и медицины.
Стоит отметить, что народ майя является народом индейского происхождения, и его численность составляет около 6 миллионов человек.
Проживает этот народ в Мезоамерике (Средняя Америка — регион между Мексикой, Гондурасом и Никарагуа). Некоторые представители этого народа общаются на языках семьи майя, другие же на испанском.
Слева боливийские женщины в украшенных шляпах аймара, а справа перуанские женщины в традиционной цветной одежде кечуа.
Племя в Океании
Папуасский народ с красноречивым названием Хули, который населяет провинцию Сатерн-Хайлендс в Папуа — Новая Гвинея, носит парики, сделанные из собственных волос и перья редких райских птиц.
Источник: https://www.infoniac.ru/news/Moda-raznyh-plemen-so-vsego-mira.html