Аллегория в литературе – это выражение отвлечённого, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), к примеру, это когда смерть изображают в виде скелета с косой, а правосудие в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. Так в аллегории конкретному образу достаётся абстрактное значение, он обобщается, сквозь образ созерцается понятие.
В аллегории наиболее часто используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи – носители определённого, закреплённого за ними аллегорического содержания (Минерва – богиня мудрости), аллегория может выражать и целый ряд образов, которые непосредственно связаны единым сюжетом. В то же время для неё характерно однозначное иносказание и прямая оценочность, закреплённая культурной традицией: смысл её может быть истолкован достаточно прямолинейно в этических категориях «добра» и «зла». Аллегория имеет много общего с символом, а в некоторых случаях даже совпадает с ним.
Но всё же символ имеет более многозначное значение, он содержателен и органично связан со структурой чаще всего простого образа. Нередко в ходе культурно-исторического развития аллегория теряла своё первоначальное значение и нуждалась в ином истолковании, создавая тем самым новые смысловые и художественные оттенки – в качестве примера можно вспомнить притчу о сеятеле в «Евангелии».
В истории философии первые попытки вычленить аллегорию предпринимались в эпоху эллинизма и связаны со стремлением истолковать древние тексты (к примеру, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера) как следующие друг за другом аллегории.
При этом содержание не отделялось от формы высказывания, и аллегория смешивалась с символом.
Наиболее широко она использовалась в средние века как иносказательное выражение всех ценностей бытия; в эпоху Возрождения аллегория была распространена в таких направлениях искусства, как маньеризм, барокко и классицизм.
Аллегория чужда рационалистической философской традиции 19-20 веков. Однако аллегорическая образность характерна для творчества П.Б. Шелли, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П. Верхарна, Г. Ибсена, А. Франса. И до сих пор аллегорию традиционно используют в различных литературных жанрах, в том числе и философского характера (к примеру, «Чума» Камю).
- Вместе со статьёй «Что такое аллегория в литературе?» читают:
- Что такое антитеза в литературе?
- Что такое гипербола в литературе?
- Что такое метафора в литературе?
Как применяется в разных видах искусства?
Аллегорией, если попытаться сформулировать определение, можно назвать определенное средство, предназначенное для того, чтобы что-либо абстрактное назвать конкретным понятием или предметом.
Аллегория используется как средство выражения во многих видах искусства:
- В живописи, в эпоху Возрождения очень часто на картинах художники, рисуя различные предметы, вкладывали в картины глубокий смысл. Это были не просто композиции из непонятных элементов, это был призыв художника, его взгляд на окружающий мир. Однако не все зрители могли разгадать смысл, а только те, кто был знаком с понятиями аллегории;
- В скульптуре. Улицы городов, особенно являющимися культурными центрами, часто украшают памятники, скульптуры и статуи. Но в каждом монументе выражена определенная идея;
- В литературе. Очень часто поэты маскируют чувства, нематериальные понятия под животными, растениями, предметами, придавая стиху неповторимый стиль и давая тем самым волю воображению читателя.
В скульптуре и живописи
В качестве примера аллегории в живописи можно привести картину «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, французского художника. На картине свобода, которая является нематериальным, абстрактным понятием, изображена в виде женщины с красным флагом, которая возвышается над остальными людьми. Оружие в ее руке символизирует силу, а повернутая голова – призыв к действиям.
Аллегорией в скульптуре ярким примером является «Родина мать», которая олицетворяет победу над фашистами, и говорит о том, что Волгоград, словно мечом поразил врага. А «Медный Всадник» в Санкт-Петербурге подчеркивает величие Петра I, каждая деталь имеет свое потаенное значение: глыба в форме волны – это стихия, а конь – преодоление препятствий.
Что такое аллегория в литературе?
То есть, это как бы художественный синоним. Например, в баснях Крылова все персонажи животные, но каждое животное представляет собой усиленное выражение человеческих пороков или наоборот достоинств. Лиса – это хитрость, ворона – глупость, а дуб – мудрость.
Если бы автор представил те же самые черты людских характеров, но по-другому, например, описал бы просто хитрого, просто глупого или просто мудрого человека, вряд ли бы до читателя получилось донести жизненные истины в такой ироничной, легкой и простой форме.
Чем отличается метафора от аллегории?
Но аллегория это более расширенная метафора:
- Метафора более конкретное, узкое выражение, аллегория шире, это целая картина иносказаний;
- Метафора – переносное значение на основе сходства, аллегория больше использует ассоциации. Например, метафорой будет выражение «хитер как лис», а вот если назвать кого-то «лисом» будет уже аллегорией;
- Метафорой чаще всего выражают одушевленное понятие, а аллегорией абстрактное. То есть про человека, можно сказать «горд как лев» и это будет метафора, а вот образ льва обозначает силу, власть и гордость – это пример аллегории.
Что такое аллегория: примеры
Аллегория очень часто используется в литературе. Яркий образ аллегорий – это басни, в них каждый персонаж – это олицетворение.
Например, в строках Марины Цветаевой «Стихи растут как звезды и как розы»:
- Каменные плиты – это творческое затишье, когда у поэта нет ни идей, ни вдохновения;
- Небесный гость – внезапное прозрение, муза, в четыре лепестка, имеется ввиду цветок, который в свою очередь олицетворят что-то прекрасное;
- Закон звезды – это определенное видение мира, его подводных течений;
- Формула цветка – говорит о том, что только поэт знает, как передать все истины словом.
В строках «Зимняя ночь» Бориса Пастернака, также присутствуют аллегорические выражения:
- Метель и зима означают невзгоды, которые наступили повсеместно,
- Свеча – неугасаемую надежду;
- «На озаренный потолок» — озаренный потолок символизирует то, что, несмотря на трудности, надежда может осветить все вокруг;
- «Скрещенье рук, скрещенье ног» – страсть и любовь;
- «Мело весь месяц в феврале, и то и дело свеча горела на столе, свеча грела» – здесь в последних строчках как бы говорится о том, насколько стойкой оказалась маленькая свечка, которая, несмотря на месяц невзгод, горела.
Применение в религии
Любая религия призвана изменить человека в лучшую сторону. Притчи и заповеди учат людей любви, милосердию, справедливости и смирению. К примеру, в христианской религии в каждой притче все персонажи, предметы и действия аллегоричны.
Притча о талантах: в ней рассказывается о том, как хозяин, уезжая в другую страну, дал своим рабам таланты: одному пять, другому три, третьему один. Когда он вернулся, то увидел, что тот, у кого было пять талантов, приумножил их и получил всего десять, у кого было три, сделал так же, а тот раб, у которого был один талант, закопал его в землю.
- Хозяин – это Бог, таланты – это все то, чем мы награждены от рождения: способностями, возможностями и здоровьем.
- Раб, закопавший в землю талант – ленивый человек, который не хочет развиваться и совершенствоваться.
Искусство служит для того, чтобы вести человека к совершенству, иначе это не искусство, а простой общепит. Для того чтобы лучше донести до человека то или иное понимание мира, нужно создать яркие образы и усилить контрасты.
Поэтому искусство не может быть сухим, однообразным и открытым для понимания. Для этого и существуют различные средства выражения. Любой истинный мастер знает не только, что такое аллегория, метафора, эпитет, символ, но и умеет правильно применить все это в своих творениях.
Видео: примеры аллегорий и метафор в творчестве
В данном ролике преподаватель литературы Елена Краснова расскажет, что же такое аллегория и как она применяется в искусстве, приведет самые яркие примеры:
Что такое аллегория в литературе? Аллегория и метафора для чайников. Примеры тропов в литературе
Источник: https://superfb.site/iskusstvo-i-razvlecheniya/literatura/chto-takoe-allegoriya-v-literature-allegoriya-i-metafora-dlya-chajnikov-primery-tropov-v-literature.html
Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве
Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой — символ смерти, а голубь с оливковой ветвью — символ мира.
Термин происходит от греческого слова αλληγορία — иносказание.
Пример аллегории — античная богиня Фемида, которая символизирует правосудие. Ее изображают в виде женщины с весами и мечом в руке, а также с повязкой на глазах. Это значит, что правосудие слепо (судит не по лицам, а по делам), оно сурово карает, но перед этим тщательно взвешивает все доводы.
Статуя богини Фемиды — аллегория правосудия. Depositphotos
Аллегория — это всегда иносказание. Предмет или понятие не называются прямо, а изображаются с помощью системы намеков. Прямой смысл текста или изображения сохраняется, но дополняется еще и переносным смыслом.
Тициан. Аллегория возрастов
Зачем нужна аллегория?
- Аллегория широко используется в искусстве и литературе.
- Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.
- Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.
В-третьих, она позволяет обойти цензуру. Вещи, о которых запрещено писать напрямую, можно выразить иносказательно. Российские публицисты XIX века часто обсуждали происходящее в стране под видом заграничных или исторических событий.
Этот прием называется «эзопов язык» — по имени античного баснописца Эзопа.
Аллегория в литературе
В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.
Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.
Аллегория может встречаться и в других жанрах — в сказке, рассказе, повести, романе. Так, повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» аллегорически изображает общество, которое после революции под лозунгами свободы и равенства скатывается к диктатуре и тоталитаризму (сатира на Советский Союз).
Обложка русского издания повести «Скотный двор».
Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:
Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!
Аллегория в данном случае украшена яркими и эмоциональными эпитетами.
Аллегория и олицетворение
Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Например, у Ф.И. Тютчева: «Лазурь небесная смеется».
Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.
Например, в романе Л.Н.
Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.
Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года
Метафора и аллегория — в чем отличие?
Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.
Иногда аллегорию в литературе называют развернутой метафорой. В аллегорическом произведении все образы следует воспринимать в переносном смысле — как связанные между собой метафоры.
Но не все специалисты согласны с трактовкой аллегории как расширенной метафоры. Они указывают на главное отличие: метафора основана на сравнении, на сходстве явлений, а аллегория — на иносказании, намеке.
Примеры аллегории в литературе
В «Божественной комедии» Данте человеческие страсти аллегорически представлены в виде зверей — пантеры, льва, волчицы.
Аллегорию активно использовал М.Е. Салтыков-Щедрин. В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается человеческое малодушие, в «Медведе на воеводстве» — власть и ее отношения с обществом. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской действительности.
М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?Иль никогда на голос мщеньяИз золотых ножон не вырвешь свой клинок,Покрытый ржавчиной презренья?
А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Источник: https://www.anews.com/p/101614702-chto-takoe-allegoriya-primery-allegorii-v-literature-i-iskusstve/
Чем отличается метафора от аллегории?
В повседневной жизни, в числе выразительных форм, выражающих чувства, эмоции, отношение к чему-либо люди используют разговорную речь, эпистолярный жанр, а так же литературные произведения, работы научного характера. Для создания наиболее яркого, точного образа и достижения наилучшего результата в описании событий и эмоций применяются слова, используемые в переносном смысле, называемые тропами.
Троп — перенос смыслового значения целого выражения или отдельного слова с одного объекта на другой для достижения наиболее полной художественной выразительности. Основных тропов насчитывается порядка шестнадцати.
Центральное место среди них занимают метафора и аллегория.
Метафора
Метафора (от греческого metaphora — перенос) образное усиление качества, свойства, формы либо значения одного предмета или явления при использовании качества, свойства, формы либо значения другого предмета или явления, обладающего данными характеристиками.
Собачий вой – вой ветра (образное усиление характеристики ветра). Термин «метафора» охарактеризовал и активно применял в своих трудах Аристотель.
Перенос смыслового значения с буквального, полученного от природы на переносное, дающее возможность более точного раскрытия литературного образа.
В понимании Аристотеля, метафора имеет много общего с преувеличением (гипербола), иносказанием (синекдоха), уподоблением, сравнением.
Метафорические обороты речи в каждом отдельном случае преследуют одну из целей:
- Номинативную (найти название тому, что его еще не имеет),
- Характеризующую, предикативную (подбор точных характеристик, используя синонимические возможности языка).
Функции метафоры
- Когнитивная – слово приобретает абстрактный характер («кучка людей» — небольшое количество).
- Мнемоническая – оценочная природа объекта, способствующая наилучшему запоминанию информации о нем. Чаще всего встречается в сочетании с другими функциями (волки — санитары леса).
- Резкая (диафора) – использующая понятия, далеко находящиеся друг от друга (океан любви, море эмоций).
- Стертая (эпифора) – привычная, используемая в повседневной разговорной речи (пришла зима, спинка кресла).
- Образная – основывается на характеризующих свойствах, использует скрытые сравнения (острый ум).
- Генерализующая– сематическое преобразование из отождествляющего в предикатное (определяющее характерные признаки) (произносится «Лиса» — подразумевается «хитрая, ловкая»).
- Метафора-формула— напоминает стертую, отличаясь невозможностью преображения из переносного значения в буквальное (желудок сосет).
- Реализованная метафора подразумевает использование переносного значения как прямого (Вышел из себя).
- Стилеобразующая– отражает индивидуальный стиль в литературе, в речевой стилистике разговорного и научного языков и т.д. (метафоры А.С. Пушкина отличается от метафор С.А. Есенина).
- Жанрообразующая– раскрывающая принадлежность к определенному литературному жанру (сказка, загадка, пословица, афоризм).
- А так же объяснительная, ритуальная, этическая, игровая, оценочная, и некоторые другие.
Типы метафоры
- Антропоморфизм (солнце поднимается, садится), перенос от конкретного к абстрактному (жена пилит, раздувает скандал, ест поедом), синестезия (бархатный тембр, мягкий запах).
- Сухие метафоры – констатация предмета при отсутствии художественного образа (глазницы окон, усы колосьев).
- Развернутые метафоры – переносное значение используется на протяжении целого сообщения либо достаточно большой его части (Отговорила роща золотая березовым веселым языком).
Ценность метафорических речевых оборотов заключается в трансформации обыденного смыслового или качественного значения в значение образное, возвышенное, глубоко эмоциональное. «Спит ковыль, равнина золотая…», «Утону в твоих глазах…», «Окно в Европу…».
Аллегория
Аллегория (allegoria от греческого – иносказание) выражение характеристик абстрактного объекта посредством реально существующих предметов и образов. Сердце со стрелой, ромашка – реальные образы, характеризующие такое чувство как любовь.
С древних времен используется в притчах, сказках, баснях, мифологии. С помощью аллегории складывается смысловая характеристика природных явлений, качеств человеческого характера, времен года, атмосферы, ситуаций, настроения через конкретные и общедоступные понятия, нередко наделяемые качествами живых существ.
Отображение этапов жизненного пути человека с проекцией на времена года. Жизнь как таковая не имеет собственного конкретного образа. При этом четыре времени года – события, имеющие реальные образы, характеризующие каждое из них.
Способ проецирования каждого на отдельные этапы жизни человека позволяет создать визуальный, и даже осязаемый образ происходящего.
Весна – зарождение новой жизни, лето – время роста и развития, осень – период мудрости и опыта, зима – увядание, старость.
- Сова – отображение мудрости и знаний.
- Держава и скипетр – власть.
- Фемида – правосудие.
- Кукушка – мать, бросившая своих детей.
Громовые раскаты – гнев
Отвлеченный смысловой объект по отношению к конкретным понятиям и образам, раскрывающим его сущность, является объектом вспомогательным. Из данной формулы складывается основной показатель аллегории.
В литературе яркими примерами аллегории служат басни И.А. Крылова, где природа человеческих взаимоотношений и характеров раскрывается на фоне природных особенностей поведения животных и птиц.
В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» примером аллегории является фамилия одного из главных персонажей Юлия Капитоныча Карандышева. С ее помощью автор показал мелкую сущность маленького человека-карандаша.
Что роднит метафору и аллегорию
- Аллегория и метафора являются членами одной семьи. Они – тропы, риторические фигуры, используемые для усиления речевой выразительности.
- Из числа шестнадцати основных тропов, как иносказательный элемент аллегория ближе всего находится именно к метафоре.
- Зачастую ее, аллегорию, трактуют как последовательность нескольких метафор, представляющих единый законченный образ.
- Аллегория и метафора широко используются в литературе и ораторском искусстве.
Отличия аллегории от метафоры
- Аллегория основывается на конкретных символах, служащих абстрактному толкованию.
Метафора не использует абстракции. Она переносит характеристики одного конкретного объекта на другой конкретный объект. - Аллегория при определении характеристик абстрактного объекта посредством реальных образов сохраняет смысловую логику.
В метафоре логический акт иносказания отсутствует. - Аллегория может являться главенствующим приемом литературного жанра (при описании абстрактных отношений и понятий).
Метафора, в силу своих свойств, как самостоятельный прием не используется. - Метафора используется в разговорной повседневной речи.
Аллегория, являясь более сложной по своей структуре, в обыденной речи практически не используется.
Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-metafora-ot-allegorii/
Аллегория – понятие, примеры из литературы, отличие от метафоры
Нельзя использовать в тех же стихотворениях просто описания предметов. Этот приём не окажет влияние на мнение читателя. Ему будет неинтересно. Поэтому в искусстве, стихосложении, прозе следует применять аллегории и метафоры. В русском языке есть средства, которые отвечают за художественное выражение. Одно из них – это аллегория.
Википедия даёт такое определение. Аллегория, то есть иносказание, описывает идею с помощью художественных приёмов или диалогов. Значение аллегории трудно переоценить.
Прием нашел своё применение в стихотворениях, притчах.
Он берет свое начало в мифологии, затем находит своё место в народном творчестве и отражается в искусстве запечатления образов. Примеры аллегории в литературе – это описание качеств человека, на которые указывают образы в произведении.
При этом информация означает метафорический смысл. Например, символом справедливости является Фемида. Определение аллегории включает в себя понятие, которое что-то неопределённое называет реальным предметом.
Чтобы выразить своё отношение, свои мысли, автор использует пример аллегории в:
- Изобразительном искусстве. Мастера, которые писали шедевры в эпоху Возрождения, наделяли произведения глубоким смыслом. На первый взгляд, это мог быть набор странных предметов, но посредством этого художник выражал своё мироощущение. Далеко не каждый человек понимал смысл картин, а только тот, кто понимал значение изображения.
- Скульптурных произведениях. Каждое из них может нести некий смысл. Особенно это касается культурного наследия.
- Литературных произведениях. Читая стихотворение или прозу, читатель посредством образов постигает смысл произведения. Это развивает воображение и заставляет задуматься. Некоторые критики даже могут поспорить, что завуалировано под тем или иным образом.
Примеры в скульптуре и изобразительном искусстве аллегоричны. Свободу можно представить в образе женщины, возвышающейся над остальными.
Если она держит в руках оружие, то это может быть символом силы. Практически каждый знаком со скульптурой «Родина Мать». Это яркий символ победы над немецкими захватчиками. Скульптура «Медного всадника» означает правление . Причём отдельные её элементы имеют свой смысл.
Использование иносказаний в литературе
Можно привести много примеров аллегорических приемов из художественной литературы. Аллегория является иносказанием, когда о понятии и предмете не говорится прямо, а используются другие явления. То есть автор, как бы намекает читателю, что он имеет в виду. Делает он это очень тонко и филигранно, выбирая образы со смыслом.
Чаще всего с помощью аллегорий описываются общечеловеческие ценности:
- добро,
- справедливость,
- мужество.
Если писатель говорит о надежде, то может использовать образ якоря. Понятие свободы – это разорванные оковы. А белый голубь – это общепринятый символ мира. Сновидение – это царство Морфея и так далее. Все в мире знакомы с символом медицины, где змея обвивает чашу.
Чтобы разобраться, что такое аллегория в литературе, нужно взять несколько произведений и проанализировать их. Не стоит путать иносказание и метафору. У них есть отличие. Например, метафору можно применять в разговоре, а аллегория – это более сложная конструкция, используемая на письме.
Если внимательно проанализировать народное творчество, то можно заметить, что животные символизируют качества человека. Например, лиса ассоциируется с хитростью, заяц с трусостью, баран с упёртостью, волк с агрессией. Иван Крылов в своих баснях с помощью такого приема обращал внимание на недостатки некоторых людей. Для этого он использовал образы зверей.
Важно!
Многие писатели пользуются этим приёмом, чтобы донести до общественности своё мнение по поводу разных аспектов жизни.
Чтобы расшифровать это произведение, следует вспомнить историю.
Тогда цвет вагонов говорил о классовом разделении общества: жёлтые и синие вагоны «молчали» — это первый и второй класс, а зелёные «плакали и пели» — это третий класс для бедных.
Н.В. Гоголь в использовал аллегории в фамилиях героев. Сезоны года тоже имеют большое значение. Например, образ весны – это свобода без ограничений, новое начало, надежда. А осень, наоборот, упадок, грусть, тоска.
Связь с религией
Если взять притчу, то она полностью будет состоять из иносказаний. Для человека важно понять скрытый смысл произведения и сделать правильные выводы.
Аллегория – это важный элемент, от которого зависит точность и образность. Для тех, кто не понимает завуалированный образ, его смысл останется скрытым, а остальные поймут, что именно хотел сказать читателю автор.
Источник: https://holodila.ru/allegoriya-ponyatie-primery-iz-literatury-otlichie-ot-metafory.html
Аллегория – понятие, примеры из литературы, отличие от метафоры
В статье рассмотрим сущность и примеры такого литературного приема как аллегория.
Понятие аллегории
Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.
Примеры
Нельзя сказать, что аллегорию можно встретить исключительно в литературной речи. Мы сами, нередко того не замечая, в повседневной жизни употребляем выражения иносказательного характера.
К примеру, «первая ласточка» — признак приближения хороших перемен, нового и долгожданного события.
Или «ворона в павлиньих перьях» — человек, который старается показать себя важным, незаменимым, значительным, хотя сам таким не является.
Каждый знает, что образ змеи, обвивающей чашу – это символ медицины, а девушка Фемида с повязкой на глазах, держащая в руках весы олицетворяет правосудие. Изображение сердца означает любовь, креста – веру. Всё это аллегория.
Что такое аллегория в литературе
Аллегория в литературе начинает встречаться еще со времен античности. Ярким примером служат поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада», где аллегоричный образ Одиссея отождествляется с любознательной, неиссякаемой мыслью человека, а его жена Пенелопа, как трогательный и бесспорный образ любви, верности и женской преданности.
В произведениях древнегреческого баснописца Эзопа использована аллегория: описывая животных, автор высмеивал, выставлял напоказ людскую жадность, притворство и глупость. Позже его стиль аллегорического изложения назовут эзоповым языком.
Ко всему прочему присутствует аллегория в литературе Средневековья, в текстах священных Писаний, религиозных гимнах, притчах, трудах Отцов Церкви немало образов носят иносказательный мотив. Немало аллегорий к нам пришло из Библии: Иуда символизирует предательство, а Богородица – безгреховность, нравственную чистоту, безукоризненною мораль и непорочность.
Множество аллегорических примеров можно найти в творчестве Верхарна, Ибсена, Франса, в гениальном произведении Данте «Человеческая комедия», в сонетах Шекспира, поэмах Шелли. Стоит учесть тот факт, что в произведениях IX-XX вв. период рационалистических философских традиций аллегория практически не употреблялась вовсе.
К слову, русские авторы никак не могли обойтись без аллегорий. Баллады Жуковского, сатира Салтыкова-Щедрина, произведения Ильфа и Петрова, Чехова, стихи Маяковского, басни Крылова – неиссякаемый источник остроумных и тонких иносказаний.
Возможно, Вам будет интересно, что такое синтаксический параллелизм.
Аллегория в баснях Крылова
Зачастую, говоря об аллегории, нас интересуют самые яркие, запоминающиеся примеры из художественной литературы. И аллегория Крылова явное тому подтверждение.
Каждая его басня – это небольшая забавная история, где главные герои исключительно обитатели леса, раскрывает читателю в шуточной форме определенную норму поведения или поступок, зачастую не самый образцовый.
В каждом из характеров лесных героев мы узнаем что-то схожее, близкое среди нашего окружения. Описывая своих персонажей, Крылов больше затрагивает человеческие пороки и достоинства, чем характер животного.
У автора аллегория басни такова: Лиса символизирует хитрость, плутовство, ложь, наглость, угодничество и заискивание ради своей выгоды. Осел – образ упрямства, тупости, безграмотности и невежества. Петух представляется нам как образец зазнайства, самолюбия и нарциссизма.
Медведь олицетворяет силу, мощь, доброту, а иногда и ограниченность, нерасторопность. Стрекоза – беспечность, а заяц – трусость и хвастовство.
Пример аллегории в басне Крылова
Произведения Крылова многолики. В одних автор высмеивает характеры, а в других — отношения между людьми, устои жизни, общественный порядок.
Аллегория басни «Волк и Ягненок» прекрасно отражает взаимоотношения между властью и народом, между всеимеющими, всемогущими и подчиненными, сильными и слабыми.
И как часто это бывает в жизни, сильный пытается доказать свою властность, издеваясь, помыкая над слабым.
А есть у Крылова басни, в которых наши своё отражение исторические события. Так, например, в басне «Волк на псарне» повествуются события в годы Отечественной войны 1812 года, когда французский император попытался провести мирные переговоры с Россией.
Волком Крылов изобразил Наполеона, а опытным ловчим – полководца Кутузова. Когда Волк попадает на псарню (на территорию России), то и сам не рад, это можно понять из строк: «В минуту псарня стала адом».
Пытаясь избежать своей горькой участи, хитростью идет на переговоры, но умный ловчий не поддается.
Чем отличается аллегория от метафоры
Метафора – это выражение (или слово), употребленное в переносном значении. Например, золотые руки, часы идут.
Аллегория и метафора схожи между собой тем, что оба эти понятия построены на ассоциациях, то есть проводится параллель между названным объектом и его определением. Однако, аллегория куда глубже и богаче по своему значению и сложности.
Метафора изображает нам какие-либо события или состояния, например наступление старости через метафору «пришла осень», невозможность возвратить все вспять — «заросла тропинка», описание притихшего, неподвижного леса – «лес призадумался».
Метафора – это своего рода сравнение, эффектное, меткое, остро подмеченное, благодаря которому произведение становится живым, выразительным и воображение читателя начинаем работать.
В свою очередь аллегория может принимать форму целого произведения (это хорошо видно на примере басен и притчей). Используя этот литературный прием, автор иллюстрирует какое-то событие, историю и дает нам понять свое отношение к случившемуся.
Переносное значение в метафоре умещается в одно слово, а в аллегории оно охватывает целую мысль. Метафорой выступают словосочетания, а примером самых простых и кратких аллегорий служат пословицы («Лучше синица руках, чем журавль в небе»).
Источник: https://liricon.ru/allegoriya-ponyatie-primery-otlichie-ot-metafory.html
Разница между аллегорией и метафорой
Аллегорию и метафору объединяет то, что обе они рассчитаны на особое, не буквальное, восприятие. Читатель должен уметь видеть в сказанном второй план, содержащий в себе главный смысл. Однако каждое из этих средств речи употребляется с разной целью и предстает перед нами в своем свете.
- Содержание статьи
Аллегория – выражение понятий отвлеченного характера в конкретном образе. Аллегория применяется не только в литературе, но и в других направлениях искусства, например в скульптуре и живописи.
Метафора – это фигура речи, имеющая переносное значение. Метафора возникает на основе сходства предметов.
Сравнение
То и другое выразительное средство связано с появлением в сознании человека ассоциации, то есть некоторой параллели сказанному. Однако отличие аллегории от метафоры состоит в самой их сложности. Аллегория гораздо богаче и полней. Она представляет собой развернутый законченный образ.
Сам размер аллегории может быть небольшим. Так, фраза «пришла осень» нередко истолковывается как «наступила старость», а выражение «заросла дорожка» в некоторых разговорных ситуациях обозначает «к былому нет возврата». Наглядным примером аллегорического подхода является изображение правосудия (абстрактного понятия) в конкретном образе женщины с весами.
Аллегория также может быть очень объемной и принимать вид целого произведения. Типичный пример – басни. В них различные пороки воплощаются в образах животных: осел ассоциируется с глупостью и упрямством, стрекоза – с недопустимой беспечностью, заяц – с хвастовством и трусостью. Критикуемые явления раскрываются в поступках этих персонажей.
Аллегория встречается и в других жанрах. Она применима везде, где через образ, доступный простому пониманию, автор стремится наиболее полно изобразить какое-либо явление жизни и выразить свое отношение к нему.
Рассматривая, в чем разница между аллегорией и метафорой, заметим, что последняя по своей сути представляет собой лишь сравнение.
Но это сравнение является очень четким и эффектным, заставляющим работать воображение читателя или слушателя. Метафоры строятся на сходстве признаков и свойств предметов – пытливый глаз художника повсюду замечает общие черты.
Неожиданность и меткость таких сопоставлений делает речь интересной и особенно выразительной.
К примеру, под словами «железный характер» подразумевается большая сила воли, стойкость. Слово «железный» здесь выступает как метафора, основанная на сходстве сильных черт характера и прочности железа.
Еще один пример: выражение «лес призадумался». В этом случае на неодушевленный предмет переносятся способности человека.
Лес в таких словах изображается притихшим, неподвижным, подобно кому-то, погруженному в свои мысли.
Метафора иногда умещается в одном слове. Бывает также, что автор, находя целый ряд родственных явлений, выдвигает метафору в виде развернутой словесной конструкции.
Тогда простой стилистический прием, играющий в тексте роль отдельного элемента языка, превращается в мощное композиционное средство.
Часто такая распространенная метафора или несколько взаимосвязанных метафорических образов рассматриваются как аллегория.
Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-allegoriya-ot-metafory/
Аллегория и метафора 2019
Аллегория против метафоры
Аллегория и метафора — это цифры выступлений, часто встречающихся в литературе и искусстве. Метафора — это фразальное выражение, которое используется для сравнения несвязанных объектов и действий. Аллегорию можно назвать расширенной метафорой. Аллегория — это сравнение на более глубокой ноте.
По сравнению с метафорой аллегория может быть более длинными проходами сравнения. Аллегория, которая заменяет другой объект или действие, содержит более тонкие точки, чем метафора.
Хотя метафоры обычно встречаются в литературе, аллегории встречаются в литературе, скульптурах, живописи и многом другом, что означает, что аллегория имеет более широкое представление, чем метафора.
Давайте теперь посмотрим на некоторые из известных аллегорий и метафор, которые помогут лучше определить разницу между ними. Говоря о аллегории, Божественная комедия — хороший пример.
В Божественной комедии Данте он совершает паломничество для понимания себя, но этот персонаж также является представлением человека, который ищет цель своей жизни. Еще один пример аллегории — это яблоко, которое Адам ест по настоянию Евы.
Яблоко символизирует знание между хорошим и плохим.
Один из лучших примеров метафоры можно проследить в книге Шекспира «Как вам нравится», где мир сравнивается со стадией, в которой все мужчины и женщины являются просто актерами. Другие примеры включают в себя замороженные со страхом, убивая его добротой, мой желудок был внизу меньше ямы.
Метафора — это слово, которое было получено из древнефранцузского Метафора, которое, в свою очередь, было получено от латинской метафоры, что означает перенос. Аллегория — это слово, которое было получено из Латинской Аллегории, что означает образный или завуалированный язык.
Резюме
- Метафора — это фразальное выражение, которое используется для сравнения несвязанных объектов и действий. Аллегорию можно назвать расширенной метафорой.
- По сравнению с метафорой аллегория может быть более длинными проходами сравнения.
- Аллегория, которая заменяет другой объект или действие, содержит более тонкие точки, чем метафора.
- Хотя метафоры обычно встречаются в литературе, аллегории встречаются в литературе, скульптурах, живописи и многом другом.
- Метафора — это слово, которое было получено из древнефранцузского метафора, который, в свою очередь, был получен от латинской метафоры, что означает перенос. Аллегория — это слово, которое было получено из Латинской Аллегории, что означает образный или завуалированный язык.
Источник: https://ru.esdifferent.com/difference-between-allegory-and-metaphor
Что такое аллегория на примерах из литературы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».
Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.
Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.
Аллегория — это маскировка истинного смысла
Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.
Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.
Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».
Теперь обещанное определение аллегории:
Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:
Пример аллегории в современной литературе
Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?
Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела.На озаренный потолокЛожились тени,Скрещенья рук, скрещенья ног,Судьбы скрещенья.Мело весь месяц в феврале,И то и делоСвеча горела на столе,
Свеча горела.
Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.
Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:
- Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
- Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
- Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».
Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.
Аллегории в баснях Крылова
Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.
Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:
- Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
- Осел – упрямство и невежество.
- Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
- Петух – самолюбие и зазнайство.
- Заяц – хвастовство и трусость.
- Стрекоза – беспечность.
- Муравей – трудолюбие.
- Мартышка – глупость и так далее.
Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».
У сильного всегда бессильный виноват:Тому в истории мы тьму примеров слышим.
По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.
А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».
- Волк ночью, думая залезть в овчарню,Попал на псарню.Поднялся вдруг весь псарный двор —
- Почуя серого так близко забияку.
В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.
Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.
Другие примеры аллегорий в литературе
Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».
Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей.
Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни.
И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.
От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.
Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах … Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!
Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.
Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.
- Вагоны шли привычной линией, Вздрагивали и скрипели; Молчали жёлтые и синие,
- В зелёных плакали и пели.
Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).
Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.
Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.
В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.
Чем аллегория отличается от метафоры
Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.
Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.
Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
- * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
- Подборки по теме
- Использую для заработка
Рубрика: Отвечаю на частые вопросы
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/allegoriya-chto-ehto-takoe-primery-literature.html
Чем метафора отличается от аллегории
- Метафора
- Аллегория
- Примеры
- Отличие метафоры от аллегории
Метафора отличается от аллегории механизмом возникновения переносного значения слова или выражения: метафора основана на сравнении, а аллегория — на иносказании.
И метафора, и аллегория являются художественными тропами в языке литературного произведения.
Оба средства выразительности художники слова применяют для создания яркого, зримого образа, основанного на переносном значении слов, что роднит эти разные тропы.
Чтобы выяснить, чем отличаются метафора от аллегории, вспомним, что обозначают эти лингвистические термины.
Метафора
Этот термин обозначает один из видов тропов в литературе. Метафора основана на образном употреблении слова или выражения, которое определяет предмет, схожий в чем-либо с другим предметом. Метафора возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения их общих признаков.
Рассмотрим механизм возникновения метафоры на примере.
Известный русский поэт Н. С. Тихонов, вместо того чтобы описать, как танки во время войны взрывали поля, как весной плуг на пахоте, и люди падали в строю под пулями неприятеля на этом поле , как скошенная острой косой трава, пишет иначе:
Война на нём косит и пашет
Тёмным танком и пулей косой.
Поэт с помощью яркой метафоры превращает прямые сравнения (как плуг на пахоте, как скошенная острой косой трава) в образное представление у читателя о поле боя — о поле смерти.
Сделаем вывод, что метафора — это скрытое сравнение, которое всегда можно развернуть в сравнительный оборот.
Аллегория
Аллегория представляет собой один из видов художественных тропов, механизм возникновения которого несколько иной, чем у метафоры.
Аллегория — это всегда иносказание. Оно возникает в художественном тексте, в публицистике, в изобразительном искусстве, скульптуре или зодчестве, если отвлеченное понятие изображают с помощью конкретного предмета, который помогает ярче воплотить это понятие, показать основные его черты.
Например, абстрактные понятия воплощаются с помощью конкретных образов:
- мир во всем мире — это белый голубь с оливковой веточкой в клюве;
- хитрость — это лиса;
- коварство — это змея.
Примеры
Сон | Царство Морфея |
Смерть | Объятия Аида |
Неприступность | Форт Нокс |
Правосудие | Фемида |
Отличие метафоры от аллегории
Узнав, что такое рассматриваемые художественные тропы, сравнив механизм их возникновения в литературе, можно сделать вывод, чем метафора отличается от аллегории.
Метафора основывается на сравнении, а аллегория представляет собой зашифрованный образ в виде иносказания, тем не менее понятный всем.
Метафора может воплотиться в одном слове или выражении, а аллегория бывает объёмной: все произведение, например, басня И. А. Крылова «Свинья под дубом» является аллегорией.
Таким образом, аллегория является развернутым законченным образом, а метафора, хотя четко и образно, показывает лишь какую-то грань рассматриваемого предмета.
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/leksika/metafora-otlichaetsya-allegorii.html
Приведите примеры 3-4 для каждого названия:Аллегория Антитеза Метафора Гипербола Сравнение — Школьные Знания.com
Аллегория-это иносказание,абстрактное выражение смысла ,через образность ,условный перенос явления,признаков предмета ,когда говорится одно,а подразумевается другое.Средство художественной выразительности,троп,часто используемый в баснях,стихотворениях,притчах.
В баснях волк-это злость,жадность,баран-тупость,упрямство,попугай-глупый,повторяющий за всеми человек,лиса-хитрость,обман,заяц-трусость.Животные наделены человеческими качествами.Фемида-правосудие с завязанными глазами.
Антитеза-это приём противопоставления образов,применяемый в литературе для усиления и более полного раскрытия образа.
-Я смеюсь,что бы не плакать.(афоризм)-«Был земляк не стар, не молод»(Твардовский)-«Мой верный друг! мой враг коварный!Мой царь! мой раб! «(Брюсов)
Метафора-это вид художественной выразительности,приём переноса значения одного предмета,на другой за счёт сходства ,уподобление одного явления другому,путём скрытого сравнения.Метафоры добавляют тестам образность,добавляют новый,ёмкий смысл слов,помогают разгадать скрытый смысл.
-В саду горит костер рябины красной (С.Есенин)-костёр рябины метафора,-«пока свободою горим, пока сердца для чести живы…»(А.Пушкин)-«свободою горим» и «сердца живы»-метафоры,-«Она поет — и звуки тают,»(М.Лермонтов)-«звуки тают-метафора,-«Дул север. Плакала трава» (А.Фет)-«плакала трава-метафора.-«И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А А. Блок)-“очи. цветут… на берегу”-метафора.
Гипербола-преувеличение,специфическое утрирование ,
художественный приём комического стиля.Служит средством привлечения внимания читателей к проблемам общества,выявлению противоречий,пороков,негативных явлений.Н.Некрасов-«что взмах-то готова копна».Ильф и Петров-«Храпит,как трактор».
«Мириады карет валятся с мостов «-Н. Гоголь
Сравнение-это вид художественного тропа,основанный на сходстве предметов,действий,явлений с чем или кем-либо.Сравнения служат для выразительности и образности описания характеров,портретов,явлений.То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя… (А.С.Пушкин)
«Глаза ,как небо,голубые»(А.Твардовский)
«Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается штыками победитель… «(М. Ю. Лермонтов)
Эпитет-художественный приём в литературе,характеризует предмет или явление,добавляя образное и более красочное определение.
Эпитеты могут выражаться разными частями речи,но в основном прилагательными. «Улыбнулись сонные берёзки,Растрепали шелковые косы». (Есенин)Сонные берёзки,шелковые косы-эпитеты,выражены прилагательными.И горько жалуюсь, и горько слезы лью» (Пушкин).Горько жалуюсь и лью-эпитеты,выражены наречием.»Ой, каб Волга-матушка да вспять побежала!» (Толстой)Волга-матушка-эпитет,выражен существительным.
Источник: https://znanija.com/task/6671669