Москва вскоре после смерти царя Фёдора Иоанновича.
Старая правящая ветвь династии Рюриковичей с Фёдором пресеклась, и теперь главный претендент на царство – шурин и любимый министр усопшего монарха, Борис Годунов.
Выставляя напоказ свою «скромность», он затворился в монастыре и делает вид, что не хочет принимать престол, хотя бояре ежедневно сгоняют к обители толпы народа с просьбой об этом.
Между тем в Кремле князья Шуйский и Воротынский ведут речи о том, как бы перехватить царство у неродовитого Бориса. Шуйский открывает Воротынскому страшную тайну: младший брат Фёдора Иоанновича царевич Дмитрий, который странным образом погиб в Угличе несколько лет назад, был убит по приказу Годунова!
Красная площадь
Дьяк Щелкалов объявляет собравшемуся народу решение бояр: завтра утром всё московское население во главе с патриархом должно идти к монастырю, где поселился Борис, и вновь уговаривать его занять престол.
Борис Годунов
Девичье поле, Новодевичий монастырь
Понукаемый боярами народ собирается у кельи Годунова в Новодевичьем монастыре. Бояре идут к Борису и вскоре торжественно объявляют: он всё же согласился принять трон. Толпа поневоле изображает вид радости.
Кремлёвские палаты
В Кремле проходит церемония помазания Годунова на царство. Боярин Воротынский пытается вновь заговорить с Шуйским об убийстве царевича Дмитрия, но его лукавый собеседник теперь притворяется, что ничего про это не знает.
Ночь. Келья в Чудовом монастыре
Престарелый инок-летописец Пимен оканчивает книгу своих сказаний. Рядом с ним просыпается молодой монах Григорий Отрепьев, который видел странный сон: он, якобы, по крутой лестнице взобрался на башню, с которой можно обозревать всю Москву. Но народ внизу указывал на него со смехом, и Григорий стремглав упал со страшной высоты.
Отрепьев просит, чтобы Пимен поведал ему про свою бурную молодость, когда он участвовал в Казанских походах и Ливонской войне Ивана Грозного, видел его опричников. Пимен рассказывает Григорию не только об этом, но и об убийстве в Угличе царевича Дмитрия, свидетелем которого он являлся. Отрепьев узнаёт, что Дмитрий был ровесником ему.
Мечтая о бурной, славной жизни, он решает использовать это обстоятельство против Бориса Годунова.
Палаты патриарха
Игумен Чудова монастыря докладывает патриарху, что монах Отрепьев бежал из обители, оставив странную записку: «Буду царём на Москве». Патриарх повелевает изловить беглеца и сослать на Соловки.
Царские палаты
Два стольника беседуют друг с другом о том, что процарствовавший уже шесть лет царь Борис стал часто запираться с гадателями и ворожеями. Ушедших стольников сменяет сам Годунов с монологом, где признаётся: власть не принесла ему счастья.
Несмотря на многие благодеяния народу, он не снискал ничьей любви. Даже добрые его поступки люди объясняют тайными злыми намерениями. Борис знает: подданные догадываются, что он проложил себе путь к трону убийством невинного Дмитрия.
Этот смертный грех не даёт ему покоя: в глазах то и дело встают кровавые мальчики.
Корчма на литовской границе
Отрепьев, странствуя с пожилыми монахами Мисаилом и Варлаамом, подходит к границе с Литвой. Хозяйка стоящей здесь корчмы сообщает, что все заставы впереди перекрыты: стражники ловят какого-то беглеца из Москвы. Сообразив, что речь идёт о нём самом, Григорий узнаёт у хозяйки окольный путь в Литву.
Как раз в этот момент входят два пристава, которые ищут еретика Отрепьева. У них есть и царский указ с приметами преступника, однако по неграмотности приставы не могут его прочесть.
Григорий берёт у них бумагу и читает её вслух, переиначивая смысл. По его описанию оказывается, что беглый еретик очень похож на Варлаама. Стражники собираются уже хватать того, но Варлаам выхватывает указ у Отрепьева и читает подлинный текст, где перечисляются приметы Григория. Отрепьев быстро выскакивает в окно.
Москва. Дом Шуйского
Пир в доме Василия Шуйского. Гости поднимают тосты за здравие царя Бориса Годунова. Но когда приглашённые расходятся, Шуйский уединяется с боярином Пушкиным и ведёт с ним совсем иные речи. Пушкин рассказывает: его племянник Гаврила написал из Кракова, что в Польше появился человек, который выдаёт себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия.
Он нашёл себе почётный приём вначале у пана Вишневецкого, а потом у самого короля, обворожил всех умом, приветливостью и ловкостью. Пушкин и Шуйский сходятся на том, что если этот Дмитрий двинется в Россию добиваться «отцовского» престола, Годунову придётся несладко.
Незнатный выскочка Борис побросал в тюрьмы людей из знатнейших родов – и тем снискал в этой среде сильную ненависть.
Царские палаты
Близкий родственник, Семён Годунов, извещает царя Бориса о доносах: к Пушкину приезжал гонец из польского Кракова, а потом он и Шуйский, запершись вдвоём после вечернего пира, долго беседовали наедине. Борис собирается послать за Шуйским, но тот является к нему сам и передаёт слух о появлении в Польше Дмитрия.
Потрясённый Годунов велит выставить войска на всех пограничных заставах. Шуйский, некогда ведший следствие по делу о гибели царевича в Угличе, уверяет Бориса, что тот никак не мог остаться в живых.
После его ухода Годунов в страшном волнении восклицает: «Так вот зачем тринадцать лет мне сряду всё снилося убитое дитя!»
Мусоргский. Борис Годунов. Монолог Бориса
Краков. Дом Вишневецкого
Самозванец готовит поход в Россию. В краковском доме магната Вишневецкого вокруг него собирается множество сторонников.
Кроме Гаврилы Пушкина сюда прибывают сын знаменитого изгнанника Андрея Курбского, опальные беглецы от Годунова из Москвы во главе с Хрущовым, атаман Карела с донскими казаками. Польские поэты подносят Лжедмитрию хвалебные стихи.
Предприятие благословляет католическое духовенство, которому Самозванец обещает подчинить русскую церковь папе.
Замок воеводы Мнишка в Самборе
На балу в замке польского воеводы Мнишка Отрепьев увлекается его дочерью, Мариной. Во время танцев холодная, расчётливая Марина назначает ему свидание в аллее лип у фонтана.
Ночь. Сад. Фонтан
На свидании в саду Григорий молит, чтобы Марина отдала ему свою руку. В приступе откровенности Отрепьев признаётся Марине: он не сын Ивана Грозного, а безвестный бедняк, ради честолюбивых замыслов покинувший монашескую келью. Крайне раздосадованная этим гордячка хочет отвергнуть Лжедмитрия и даже грозит разоблачить его.
Но Отрепьев в запальчивости говорит, что словам Марины никто не придаст значения: королю и шляхтичам безразлично, истинный он царевич или нет; им нужен лишь предлог для вторжения в Россию. Марине нравится дерзость Самозванца. Она обещает ответить на его любовь, но торопит скорее начать войну и отнять московский трон у Годунова.
Граница литовская (1604 года, 16 октября)
Самозванец и князь Курбский во главе своих отрядов переходят границу России и Литвы.
Царская дума
Царь Борис, патриарх и бояре обсуждают весть о вторжении в Россию армии Самозванца. Отправляемый против него воевода Басманов обещает привезти пленного Лжедмитрия в Москву в железной клетке.
Патриарх считает нужным поскорее рассеять в народе молву о том, что царевич Дмитрий спасся от смерти. Он советует привезти из Углича в Москву гроб с мощами Дмитрия и выставить его в Архангельском соборе. При этих словах Борис Годунов бледнеет, с лица его капает пот.
Царя выручает льстивый Шуйский: он советует не привозить гроба в Москву, чтобы не оживлять толков о судьбе царевича.
Равнина близ Новгорода-Северского (1604 года, 21 декабря)
В первой битве с Лжедмитрием у Новгорода-Северского русские войска бегут. Тщетно пытаются остановить их наёмные иноземные командиры, состоящие на службе у Годунова.
Площадь перед собором в Москве
На торжественной службе в Соборе духовенство предаёт анафеме еретика Гришку Отрепьева. Но многие в Москве верят, что тот, кого называют Самозванцем, – настоящий царевич.
Малые дети у собора насмехаются над юродивым Николкой. Когда после службы из храма выходит царь Борис, Николка просит, чтобы он «велел зарезать их, как зарезал маленького царевича».
Потрясённый Годунов не в силах возразить и лишь просит юродивого молиться за себя.
Севск
Под городом Севском Лжедмитрий расспрашивает русского пленника Рожнова, о том, что происходит в Москве. Рожнов рассказывает: все там недовольны, что Годунов держит у себя на службе множество шпионов и доносчиков.
Про Лжедмитрия же говорят: он хоть и вор, но молодец. Отрепьев, услышав это, смеётся. Хотя против него двинута большая армия, тысяч в пятьдесят, Самозванец из удали даёт приказ своим 15 тысячам вступить в сражение с нею.
Лжедмитрий I
Лес
Этот бой оканчивается разгромом Лжедмитрия. С трудом спасшись, он, Гаврила Пушкин и горсть сопровождающих скрываются в лесу и думают скакать оттуда в Рыльск.
Москва. Царские палаты
Воевода Басманов рассказывает Годунову, что Самозванец собрал новую армию и занял города Путивль и Кромы. Борис собирается, устранив обычай местничества, сделать незнатного Басманова главнокомандующим.
Царь уходит принимать иноплеменных гостей, но через некоторое время вбежавшие люди извещают Басманова: с Годуновым прямо на троне сделался удар. Бориса выносят на стуле.
Умирая, он даёт сыну и наследнику Фёдору наставления, как править царством, умоляет бояр быть верными ему.
Ставка
К прибывшему на войну Басманову приезжает посланный Лжедмитрием Гаврила Пушкин, склоняя его изменить юному Фёдору Годунову и перейти на сторону Самозванца.
За это Отрепьев обещает сделать его вторым после себя человеком в государстве.
Басманов вначале отвергает уговоры, но потом задумывается: повсюду растёт измена – и стоит ли ждать, когда вскоре взбунтовавшиеся солдаты свяжут его и выдадут «царевичу»?
Лобное место
Гаврила Пушкин приезжает в Москву и с Лобного места держит речь перед горожанами. Он рассказывает, что армия Басманова соединилась с «царевичем Дмитрием». Зачем теперь москвичам хранить верность наследнику Годунова, царя, который недавно угнетал их опалами, шпионством и тяжкими поборами? Лучше послать гонцов к «законному владыке» и поцеловать ему крест!
Народ, зашумев, толпой несётся в царские палаты «вязать Борисова щенка».
Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца
Народ толпится у дома в Кремле, где заперт арестованный сын Бориса, Фёдор Годунов, с сестрой Ксеньей и матерью Марией (дочерью Малюты Скуратова). Некоторые жалеют узников, но другие не хотят сострадать отпрыскам царя-злодея. Появляются и идут в дом Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов с тремя стрельцами. Люди у порога гадают о цели их визита.
Из дома вдруг начинают доноситься крики. Когда они затихают, дверь отворяется и вышедший Мосальский возглашает: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Охваченный ужасом народ безмолвствует.
Автор краткого содержания
читайте также статью Пушкин «Борис Годунов» – анализ
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3531-pushkin-boris-godunov-kratkoe-soderzhanie-po-glavam
«Борис Годунов» А.С. Пушкин Кратко
Трагедия «Борис Годунов» — реалистическая драма Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское.
Краткий пересказ сюжета трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»
Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон.
Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом.
Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.
Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.
Список действующих лиц трагедии«Борис Годунов» и их краткая характеристика
Главные персонажи:
- Борис Фёдорович Годунов – русский царь, взошёл на трон после смерти Фёдора Ивановича. Боится расплаты за «Угличское дело» (якобы Борис Годунов подослал убийц к царевичу Дмитрию, но это неправда – на деле это убийство было выгодно Шуйским). Умирает в конце пьесы.
- Григорий (Юрий) Отрепьев – беглый расстрига Чудского монастыря. Выдаёт себя за царевича Дмитрия, чудом спасшегося от убийц. Ставленник семейства Мнишек.
- Князь Василий Иванович Шуйский – коварный и хитрый боярин. Главный враг Бориса Годунова и заказчик его убийства (в реальности Василий Шуйский погубил и Годунова, и Отрепьева, однако плохо кончил – умер от голода в польском плену).
- Князь Воротынский – сообщник Шуйского, искренне считает себя реальным кандидатом в цари.
Второстепенные герои:
- Гаврило Пушкин – племянник Афанасия Пушкина. Один из помощников самозванца. В конце пьесы призывает народ присягнуть «законному царю Дмитрию».
- Афанасий Пушкин – один из приближённых Шуйского. Именно Афанасий пустил байку о чудесном воскрешении Дмитрия, а Василий Иванович воспользовался этим козырем.
- Варлаам – монах, коего ошибочно приняли за Отрепьева.
- Марина Мнишек – невеста самозванца.
- Пимен – настоятель Чудского монастыря, поведал Григорию Отрепьеву о том, что он ровесник погибшего царевича.
- Курбский – враг Московского царства, жаждет отомстить за опалу отца.
Краткое содержание трагедии «Борис Годунов» подробно по частям
Часть 1
Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.
Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.
Часть 2
Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.
Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру.
В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама.
Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.
Чуть позже князь Василий Шуйский узнаёт от Афанасия Пушкина байку о том, что царевич Дмитрий жив, и объявился у пана Вишневецкого. Коварный обманщик чуть позже встречается с Борисом Годуновым и неприятно удивляет царя «новостью». Годунов в ужасе: страшное прошлое возвращается, и быть беде!
В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.
Часть 3
Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.
Часть 4
Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.
Часть 5
Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.
Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.
Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.
Кратко история создания произведения «Борис Годунов»
Во время ссылки в селе Михайловском Пушкин работал над «Евгением Онегиным» и попутно создал драму «Борис Годунов», посвящённую драматичному правлению царя. Написана драма в 1825 году, напечатана лишь в 1830 году. На сцене появилась лишь начиная с 1870 года (с неизбежными цензурными исправлениями).
В 1825 году Пушкин прочёл многотомное произведение Н.М. Карамзина «История Государства Российского» (творение, увы, грешило многочисленными выпадами против Ивана Грозного, а также излишней любовью к Европе). После этого поэт решил создать историческую драму, в эпиграфе коей появилось посвящение Карамзину.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/pushkin/boris-godunov
Краткое содержание «Борис Годунов»
Трагедия «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1824 – 1825 годах. В произведении автор описал исторические события 1598 – 1605 годов, происходившие в Российском государстве, а именно правление Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I. Стилистически драма приближена к историческим хроникам У. Шекспира и относится к литературному направлению реализм.
На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бориса Годунова» Пушкина по главам, оно пригодится при подготовке к уроку или для читательского дневника.
- Борис Годунов – русский царь, убийца царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного).
- Григорий Отрепьев – сбежавший монах «из роду Отрепьевых, галицких боярских детей», Самозванец (Лжедмитрий), назвавший себя царевичем Дмитрием, сверг власть Годуновых.
- Шуйский – князь из рода Рюриковичей, служил при Борисе Годунове, «лукавый царедворец».
- Воротынский – князь из рода Рюриковичей.
- Басманов, Пушкин, Мосальский – бояре.
- Отец Пимен – летописец, присутствовал в Угличе во время убийства царевича Дмитрия.
- Марина Мнишек – возлюбленная Григория Отрепьева, знавшая о его обмане.
- Феодор (Федор), Ксения – дети Бориса Годунова.
- Мисаил, Варлаам – бродяги-чернецы.
- Николка – юродивый.
- Князья Воротынский и Шуйский обсуждают то, что Борис Годунов с сестрой уже месяц «затворились» в монастыре, «покинули все мирское» и это стало причиной волнений в Москве. Однако, по мнению Шуйского:
- «Народ еще повоет да поплачет,
Борис еще поморщится немного,
И наконец по милости своей - Принять венец смиренно согласится»
,
Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца» Дмитрия. Шуйский уверен, что в его смерти виноват Борис Годунов.
Все произошло в точности так, как и предполагал Шуйский – народ начал молить и упрашивать Годунова вернуться на престол. После коротких раздумий Борис соглашается, собирает бояр, и те присягают царю.
1603 год (с предыдущих событий прошло 4 года). Ночь. Келья в Чудовом монастыре
Отец Пимен, сидя перед лампадой, дописывает летопись, рядом спит Григорий. Проснувшись, монах рассказывает, что уже третий день ему снится все тот же сон: как он с высоты смотрит на Москву, люди снизу указывают на него со смехом, и от страха и стыда он падает вниз.
Григорий огорчен, что за свою жизнь почти ничего не видел, тогда как Пимен участвовал в сражениях и видел «двор Иоанна». Монах начинает расспрашивать Пимена о его жизни и узнает, что тот находился в Угличе во время смерти царевича Дмитрия. Если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория.
Палаты патриарха. Чудов монастырь
Григорий сбегает из монастыря, сказав, что «будет царем на Москве». О происшествии докладывают патриарху, тот распоряжается поймать монаха и отправить его на вечное поселение в Соловецкий монастырь.
Царские палаты
После своей «любимой беседы» – общения с колдуном, Годунов размышляет о том, что он уже царствует шестой год и «кудесники сулят дни безмятежной власти», но в его душе нет счастья, его ничего не радует.
Годунов делился с людьми золотом, предоставлял работу, выстроил новые жилища, однако народ не был благодарен царю за сделанное: «живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых».
Истинная же причина душевных терзаний царя таится в муках совести: «да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
Корчма на литовской границе
Переодетый Григорий с чернцами Варлаамом и Мисаилом сидят в корчме. Отрепьев расспрашивает хозяйку, как добраться до Литвы.
Неожиданно в корчму заходят приставы с царским указом разыскать сбежавшего «злого еретика» Гришку Отрепьева, «изловить и повесить». Вызвавшись прочесть указ, Григорий намеренно меняет описанные приметы на приметы Варлаама.
Пристав приказывает связать чернца, но обман раскрывается. Отрепьев выхватывает из-за пазухи кинжал и быстро выскакивает в окно.
Москва. Дом Шуйского. Званый ужин
Пушкин рассказывает Шуйскому, что его племянник прислал из Кракова гонца с новостью – сын Грозного Дмитрий якобы жив, уже успел посетить палату короля и тот пообещал ему помочь. Шуйский не сомневается, что это самозванец и считает, что народ не должен узнать об этой новости.
Царские палаты
Годунов узнает от Шуйского о появлении самозванца Дмитрия. Князь предупреждает Бориса, что Лжецаревич может поднять народ против него. Нервничая, Годунов спрашивает у Шуйского, действительно ли Дмитрий мертв. Князь уверен в этом, более того, вспоминает, о нетленности тела царевича, которое он посещал в соборе тринадцать лет назад.
Краков. Дом Вишневецкого
Григорий собирается объединить русские и литовские силы, чтобы свергнуть Годунова. Самозванец обещает иезуиту Черниковскому подчинить всю русскую церковь Ватикану, казакам – отдать Дон, другим единомышленникам – отмстить за бесчинства Годунова.
Замок воеводы Мнишка в Самборе
Плененный Мариной, Григорий назначает ей тайное свидание ночью в саду и открывается ей, говоря, что самозванец. Однако девушке не нужна любовь беглого монаха, она хочет стать женой московского царя.
Марина начинает оскорблять Григория, обещает рассказать о его обмане. Возмутившись, Самозванец отвечает, что русский царевич не боится польской девы.
«Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа» – Марина, заявив, что не будет с Григорием до тех пор, пока он не свергнет Годунова, уходит.
Царская дума
На заседании царской думы обсуждают, что Самозванец захватил Чернигов. Царь просит бояр и патриарха спасти город, предлагая принести останки Дмитрия в Кремль, чтобы все увидели, что царевич мертв. Однако Шуйский советует пока повременить с этим, вызываясь самостоятельно поговорить с народом.
21 декабря, 1604. Равнина близ Новгорода-Северского
Разгар битвы. Русские бегут под натиском сил Самозванца. Капитаны литовской армии отзываются о Лжедмитрии как об «отчаянном головорезе».
Площадь перед собором в Москве
Люди перед собором обсуждают, что Григория Отрепьева предали анафеме, а «царевичу поют теперь вечную память».
Из церкви выходит Годунов и к нему обращается плачущий юродивый Николка, жалуясь, что «Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича».
Бояре хотели схватить юродивого, но царь распорядился оставить его, прося Николку помолиться за него. Но тот прокричал ему в след: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — богородица не велит».
Севск
Заняв Севск, Самозванец допрашивает пленного московского дворянина и узнает, что в Москве Годунов казнит всех, кто что-либо говорит о Лжедмитрии. Бросив на 50-тысячное русское войско свою 15-тысячную армию, Самозванец терпит полное поражение. Чудом спасшись, он с кучкой единомышленников скрывается в лесу.
Москва. Царские палаты
Царь обеспокоен, что Лжедмитрий, несмотря на поражение, снова собрал войско. Годунов не доволен боярами. Он хочет назначить воеводой талантливого, но не родовитого Басманова. Спустя несколько минут после их разговора царю становится плохо:
«На троне он сидел и вдруг упал —
Кровь хлынула из уст и из ушей».
Умирающий царь просит оставить его с Феодором, обращается к сыну:
«Ты царствовать теперь по праву станешь.
Я, я за все один отвечу богу…»
Источник: https://obrazovaka.ru/books/pushkin/boris-godunov
Борис Годунов
20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:
Народ ещё повоет да поплачет,Борис ещё поморщится немного, ‹…›И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится…
Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.
Продолжение после рекламы:
События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царём. Борис колеблется, затем, прерывая своё монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».
Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует весёлой «младости» Пимена:
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!
Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привёл»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов».
Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, — в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привёл видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол.
«Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.
Брифли существует благодаря рекламе:
Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царём на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.
Патриарх отдаёт приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.
Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:
Я думал свой народВ довольствии, во славе успокоить, ‹…›Я отворил им житницы, я златоРассыпал им ‹…›
Я выстроил им новые жилища…
Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят ‹…›, Мне счастья нет». И все же источник тяжёлого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).
Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы.
Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила.
Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.
Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин.
У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…».
Димитрий «умён, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой».
Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него».
Услышав, что самозванец выдаёт себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад.
Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела — три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал ‹…›, Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыплённый».
Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он — Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждёт от Самозванца: иезуиту Черниковскому даёт обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса — возмездие.
В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей».
Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону.
Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не даёт ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.
16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падёт не на меня — А на тебя, Борис-цареубийца!»
На заседании царской думы речь идёт о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдаёт Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей ‹…› на службу высылали». Но самое опасное — слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шёпот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».
21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.
Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку.
Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают ‹…› Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича».
А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит».
У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», — подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.
Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, — говорит Борис Басманову, — И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал — / Кровь хлынула из уст и из ушей».
Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»
После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.
Ставка. Басманов, высоко вознесённый Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным.
Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царём провозгласить».
Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».
Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привёл ему к присяге».
Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю».
После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несётся толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»
Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса — Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны».
Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (Народ в ужасе молчит.
) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».
Автор пересказа: М. Н. Сербул. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Источник: https://briefly.ru/pushkin/boris_godunov/
А с пушкин "борис годунов": краткое содержание по главам, пересказ трагедии
Борис Годунов — трагедия, которая была написана А. С Пушкиным с 1824 по 1825 год во время его ссылки в Михайловское. Это первая русская реалистическая трагедия, ее замысел был очень актуален.
Пушкин поднял вопрос о самодержавии и крепостном праве, который волновал интеллигенцию.
Эта трагедия была написана на основе работы Карамзина «История государства Российского», поэтому можно «Бориса Годунова» читать не только как литературное, но и как историческое произведение.
Краткое содержание трагедии
Действие начинается 20 февраля 1598 года в Кремлевских палатах. Появляются первые действующие лица:
- князь Шуйский;
- князь Воротынский.
- Прошел целый месяц с того момента, как Борис Годунов и его сестра остаются в монастыре и не выходят за его пределы. Он отказывается от престола. Народ находит объяснение такому поведению в том, что Борис Годунов боится. Шуйский предсказывает, что Годунов некоторое время не будет соглашаться принять престол, а потом услышит мольбы народа и согласится. Иначе смерть царевича-младенца будет напрасной.
Это интересно: что такое горница — происхождение и значение старорусского слова.
В этой смерти Шуйский обвиняет Годунова. Шуйский был отправлен в Углич расследовать это убийство. Было много свидетелей и доказательств того, что Годунов виновен в этом преступлении. Но, приехав обратно, он застал Годунова очень спокойным. Шуйский не стал рассказывать царю Феодору свою версию, потому что Годунов бы переубедил царя, а Шуйского тогда ожидало бы заточенье и казнь.
Народ волнуется, что Годунов не всходит на престол.
Новодевичий Монастырь
Предсказание Шуйского сбывается. Народ умоляет Годунова взойти на престол.
Появляются главные герои:
- Борис Годунов — царь;
- Григорий Отрепьев (Самозванец).
После сомнений Борис покидает монастырь и становится царем. Произнося тронную речь, он говорит, что делает это со страхом и смирением.
Это интересно: параллелизм в литературе, синтаксические примеры параллелизма.
Четыре года спустя. Действие происходит ночью в келье. Отец Пимен заканчивает писать летопись и собирается дописать «последнее сказание». В этой же келье спит инок Григорий. Проснувшись, он жалуется на свою жизнь монаха.
Он с детских лет стал монахом и завидует той жизни Пимена, которую ему не довелось испытать. Пимен уверяет Григория в том, что удовольствие от жизни он начал получать только тогда, когда стал монахом. Даже цари предпочитают вести монашескую жизнь. Например, Иоанн и Феодор.
Они нашли упокоение только в монашеских трудах.
Григорий спрашивает о том, как погиб царевич Дмитрий. Именно в это время Пимен находился в Угличе. Он стал свидетелем «кровавого греха». То, что сейчас царем избрали убийцу, Пимен считает «страшным, невиданным горем». Эту печальную повесть он собирается написать в конце своей летописи, а затем передать ее ведение Григорию.
Григорий сбегает из монастыря. Он собирается стать царем в Москве. Патриарху об этом докладывает игумен. Он рассказывает о Григории: он ушел из Суздаля из Ефимьевского монастыря. Скитался и пришел в Чудовский монастырь.
Игумен передал его на воспитание отцу Пимену. Он был прилежным учеником, но учеба, видимо, не пошла ему на пользу. Патриарх приходит в ярость от наглости Григория стать царем, и принимает решение не беспокоить государя этим.
Он приказывает поймать Григория и отправить навсегда в Соловецкий монастырь.
Не пропустите: как написать книгу, азы литературы, пошаговая инструкция .
Царские палаты
Два стольника разговаривают о том, что царь заперся в своей спальне с колдуном. Это его любимое занятие — беседа с колдунами и магами. Выходит царь. Он шестой год у власти, но несчастен, хоть царствование его проходит спокойно. Ни власть ни жизнь его не радуют. Он хотел видеть свой народ в довольстве. Все блага которые он дал народу, были приняты без благодарности.
В своей семье он тоже несчастлив. Перед свадьбой дочери смерть забирает ее будущего мужа. В этом толпа обвиняет Бориса, во всех смертях его считают виноватым: и в смерти Феодора, и в смерти его сестры. Совесть не может его успокоить. Его «душа горит», и ему никуда не убежать от «кровавого мальчика».
Это интересно: Гумилёв «Жираф» — анализ стихотворения.
Корчма на Литовской границе
За столом сидят бродяги-чернецы Мисаил, Варлаам и Григорий Отрепьев в мирском платье. Отрепьев хочет добраться до Литвы, он уже достиг границы. Григорий расспрашивает у хозяйки о дороге, которая ведет в Литву. Хозяйка говорит, что на дороге стоит застава, которая ловит преступника, сбежавшего из Москвы. Она объясняет ему как пройти другим путем, чтобы избежать встречи с приставами.
Слышится шум, входят приставы. Они расспрашивают у монахов, кто они. Те отвечают, что они монахи и собирают милостыню на стройку монастыря. В ходе беседы приставы начинают подозревать Мисаила в том, что это он тот преступник, которого они ищут. Приставы дают Григорию прочесть царский указ.
Когда он начинает читать приметы преступника, он заменяет их на приметы Варлаама. Приставы, обрадовавшись, что нашли преступника, бросаются на него. Но Варлаам берет указ, начинает читать и обнаруживается, что это приметы Отрепьева. Григорий достает кинжал и, защищаясь им, убегает через окно.
Нужно знать: краткая биография А. С. Пушкина— жизнь и творчество.
Дом Шуйского
Ужин в доме Шуйского. После ухода гостей остается только Афанасий Михайлович Пушкин, у которого есть что рассказать Шуйскому. Племянник Пушкина прислал к нему гонца с новостью. Сын Грозного, которого Годунов считает мертвым, оказывается жив.
Царевич Дмитрий находится во дворце у короля. Он умный, приветливый, ловкий, всем нравится и даже королю. Шуйский считает, что это самозванец, но если народ о нем узнает, то случится беда. Пушкин говорит, что Годунов это заслужил.
Шуйский и Пушкин договариваются пока об этом никому не говорить.
Царские палаты
Ксения тоскует о погибшем женихе. Входит отец, утешает ее. Сын Феодор чертит карту Московской земли. Борис гордится сыном, его знаниями. Входит Семен Годунов.
К нему с доносом приходили дворецкий Шуйского и слуга Пушкина. Он говорит, что у Пушкина был гонец из Кракова, а потом он был сразу отослан. Семен Годунов рассказывает о вчерашнем ужине у Шуйского и его беседе с Пушкиным.
Царь хочет послать за Шуйским, но, оказывается, тот сам пришел.
Шуйский рассказывает, что в Литве появился Самозванец. Король и паны на его стороне. Царь не понимает, в чем может быть угроза для него. Шуйский говорит что он назвал себя царем Дмитрием.
Царь велит отгородиться от Литвы, чтобы ни один человек не смог проникнуть оттуда.
Царь сомневается, что царевич мертв, но Шуйский успокаивает его, что сам видел мертвого мальчика и посещал его гроб с телом в Угличе в соборе.
Борис Годунов переживает, что возникший самозванец может оставить его детей без наследства. Он вспоминает сон, который ему снится уже тринадцать лет: убитый ребенок.
Дом Вишнецкого. Краков
Самозванец обещает дать своим соратникам все, что они ждут от него. Беглые казаки получат вольность, иезуит Черниковский хочет, чтобы Русь подчинилась Ватикану, Самозванец говорит, что сделает это. Все прославляют «великого Московского князя Дмитрия» и собираются в поход.
Вишневский и Мнишек говорят о его дочери Марине и Борисе. Мнишек считает что скоро Марина выйдет замуж и станет царицей.
Марина назначает Дмитрию свидание ночью у фонтана.
Ночь. Сад. Фонтан
Самозванец ждет Марину. Его мучают сомнения и страх. Он хочет предложить Марине стать царицей, но боится. Приходит Марина. Самозванец признается ей в любви. Марина решилась на то, чтобы связать свою судьбу с его судьбой. Она просит его открыть ей «тайные надежды, намеренья и опасенья».
Он признается, что ради Марины готов забыть и про власть, и про Годунова, настолько сильна его любовь. Марине не нравится это, она согласна отдать свою руку только наследнику московского престола.
Самозванца задевает то, что она выбрала его только из-за его сана.
Он признается, что Дмитрий мертв, а он, «бедный черноризец», придумал хитрый план, сбежал от монахов к украинцам и обманул «безмозглых» поляков.
Марина приходит в ужас. Самозванец ждет ее решения. Он говорит, что мог обманывать весь мир, но только не ее. Марина упрекает его в том, что из-за любви он проболтался ей о своем происхождении. С такой же легкостью он мог проговориться ее отцу из-за дружбы. Но он уверяет, что никто кроме нее не знает этой тайны. Марина не верит ему.
Самозванец собирается уходить, устав унижаться. В России его ждет «погибель иль венец». Марина говорит ему вести полки скорее на Москву, свергнуть Годунова и занять трон, и в этом случае она будет с ним. Самозванец признается, что ему легче сражаться с Годуновым чем с женщиной и принимает решение утром идти на Москву.
Литовская граница 1604 год
Полки Самозванца и князя Курбского приближаются к границе. Самозванец проходит с литовскими полками через границу. Царь отправляет Чернигова и Трубецкого на помощь своим воеводам в Чернигов.
Царская дума
Беседа Царя и патриарха о вторжении Самозванца. Патриарх хочет разоблачить Самозванца и доказать народу, что царевич Дмитрий мертв, а для этого он предлагает привезти гроб с его телом в Архангельский собор. От этих слов царю становится дурно, его спасает Шуйский. Он против того, чтобы привозить гроб, чтобы не волновать народ.
Первая битва заканчивается бегством русских войск, они не слушают своих командиров, состоящих на службе у царя.
Площадь перед собором в Москве
Проходит торжественная служба в Соборе. Еретик Григорий Отрепьев предан анафеме, однако люди начинают задумываться о том, что он «настоящий» царь. У Собора дети дразнят юродивого Николку.
Выходящий из Собора царь видит, что он плачет. Николка жалуется царю и просит велеть их зарезать, как «маленького царевича».
Борис Годунов просит его помолиться за него, но Николка отвечает, что Богородица не велит молиться за «царя Ирода».
Севск. Появляются новые герои:
- Рожнов.
- Гаврила Пушкин.
- Басманов.
К Самозванцу на допрос приводят русского пленного Рожнова. От него он узнает про недовольство людей правлением царя, тем что ему служат доносчики и шпионы, а к Лжедмитрию относятся с большим уважением. Самозванец дает приказ своей армии из 15 тысяч человек идти против русской армии, в которой пятьдесят тысяч человек.
Войска самозванца терпят поражение. Он прячется в лесу вместе с Гаврилой Пушкиным, и они хотят оттуда направиться в Рыльск.
Москва. Царские палаты
Годунов узнает от Басманова, что Лжедмитрий собрал новое войско.
Во время приема гостей «царь занемог». Во дворце начинается паника. Царь понимает, что умирает и просит позвать к себе сына. Он дает ему наставления о том, как надо править.
Самозванец посылает Гаврилу Пушкина к Басманову, чтобы переманить его на свою сторону. Сначала Басманов не хочет предавать молодого царя, но его одолевают сомнения.
Лобное место
На Лобном месте Гаврила Пушкин сообщает горожанам, что войска Басманова присягнули Дмитрию, и он идет в Россию с миром и любовью. Он подстрекает людей свергнуть Федора. Народ переходит на сторону Дмитрия. Толпа идет в царские палаты, чтобы расправиться с Федором.
Люди стоят у дома, в котором находится царь Федор с матерью и сестрой. Кто-то из людей испытывает жалость, а кто-то гнев. Люди видят как в дом входит Голицын и стрельцы. Через некоторое время он выходит и сообщает новость что Федор и его мать выпили яд. Теперь новый царь — Дмитрий Иванович. Народ молчит.
Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-borisa-godunova-pushkina-a-s.html
«Борис Годунов», краткое содержание по главам трагедии Пушкина
20 февраля 1598 г. князья Шуйский и Воротынский беседуют в кремлёвских палатах о последних событиях в Москве.
После смерти сына Ивана Грозного Феодора Московским царством фактически правит Борис Годунов, брат монахини-царицы, жены Феодора. Бояре подозревают его в убийстве малолетнего царевича Димитрия в Угличе.
Патриарх, бояре и весь народ уговаривают Бориса «принять царство», но он отказывается, затворившись с сестрой в монастыре.
На Красной площади народ волнуется: согласится ли Борис на уговоры бояр и патриарха? На Красное крыльцо выходит думный дьяк Щелкалов и объявляет, что Собор постановил на следующее утро, отслужив молебен, идти с иконами и хоругвями к царице и просить её благословить Бориса на царство. Пойдут патриарх, синклит, бояре, выборные люди и «весь народ московский православный».
На Девичьем поле возле Новодевичьего монастыря собралась толпа. Люди забрались на заборы, крыши домов, даже на колокольню и купола церквей. Вся Москва пришла узнать, согласится ли Борис стать царём. Вдруг все начинают выть и падать ниц, умоляя Бориса. Приходит весть, что Борис принял царство. Народ славит царя.
Через 5 лет, в 1603 году, ночью в Чудовом монастыре монах Григорий восхищается способностью летописца старца Пимена записывать события, очевидцем которых был Пимен.
Григорий рассказывает свой сон, повторившийся трижды: по крутой лестнице он взбирается на башню и видит перед собой всю Москву; на него показывают пальцами, ему стыдно и страшно, он срывается с высоты. Пимен советует Григорию отречься от всего мирского.
Григорий возражает, ведь сам Пимен в молодости участвовал в войнах с татарами и литовцами, был при дворе Иоанна. Старец приводит в пример Григорию конец жизни Иоанна Грозного, принявшего монашеский постриг, и его сына Феодора, проводившего жизнь в молитвах.
Пимен открывает Григорию, что был свидетелем убиения Димитрия и что убийцы назвали Бориса. Григорий узнаёт, что сейчас Димитрию было бы 19 лет, как и ему.
Игумен Чудова монастыря в палатах патриарха сообщает патриарху о побеге монаха Григория Отрепьева, который был боярского рода, грамотен, сочинял каноны святым и должен был стать преемником летописца Пимена. Внезапно им овладела еретическая мысль быть царём на Москве. Патриарх и игумен решают не тревожить царя сообщением о побеге Григория.
В царских палатах Борис размышляет о том, что царствует уже шестой год, но несчастлив, потому что предчувствует горе, хотя кудесники сулят спокойствие. Он перечисляет благие дела для своего народа: во время голода отворил народу свои житницы, дал золото и работу, после пожара построил народу новые дома.
Но чернь проклинала его, потому что ненавидит живую власть и умеет любить только мёртвых. Тогда Борис перестал заботиться о народе. Царя тревожат несправедливые обвинения в убийстве жениха дочери, царя Феодора и собственной сестры-царицы.
Только чистая совесть могла бы успокоить царя, но мысль об убийстве царевича не даёт ему покоя.
В корчме на литовской границе Григорий в мирской одежде и двое его попутчиков, бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам, пьют вино. Григорий узнаёт от хозяйки, что на заставах ловят какого-то разбойника и что есть окольный путь в Литву.
В корчму входят приставы с намерением поживиться чем-то от монахов и рассказывают о сбежавшем Григории Отрепьеве. Григорий вызывается прочитать приметы разбойника и умышленно « читает» приметы Варлаама. Но Варлаам сам по слогам разбирает приметы разбойника и узнаёт в нём Отрепьева.
Григорий вынимает кинжал и убегает.
В Москве в доме Василия Ивановича Шуйского Афанасий Михайлович Пушкин после ухода гостей передаёт Шуйскому сведенья от своего племянника Гаврилы Пушкина, который в Кракове видел царевича Димитрия.
Тот якобы открылся на одре болезни духовному отцу и был отведён Вишневецким, которому служил, к королю Сигизмунду, пообещавшему Димитрию поддержку. Шуйский и Пушкин уверены, что Дмитрий самозванец, но понимают, что бояре, дворяне и народ недовольны Борисом.
« Явных казней нет», как при царе Иоанне, но многие « заточены, замучены в изгнанье» . Знать и чернь возмущены замыслом царя отменить Юрьев день – возможность раз в году крепостному сменить хозяина.
В царских палатах царевич Феодор чертит географическую карту Московского царства, а царевна Ксения тоскует по погибшему жениху. Дворецкий князя Василия и слуга Пушкина доносят о гонце из Кракова. Приходит и сам Шуйский и рассказывает об опасности появления самозванца из Литовской земли.
Царь приказывает оградить заставами границу с Литвой и под страхом страшных пыток просит Шуйского поклясться, что Шуйский во время следствия видел мёртвого Димитрия. Шуйский уверен, что видел труп Димитрия, и не хочет лукавить. Борис успокаивается, перестаёт страшиться Самозванца.
потому что он «пустое имя, тень…» Царь сетует на тяжесть управления страной: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха».
В Кракове, в доме Вишневецкого, на приёме у Самозванца разные люди. Патер Черниковский обещает поддержку за признание русским народом римского папы. В верности клянутся князь Курбский, шляхтич Собаньский, опальные московские бояре и дворяне во главе с Хрущовым, донской казак Карела.
В замке воеводы Мнишека в СамбореМнишек и Вишневецкий обсуждают Димитрия и Марину Мнишек: « А дело-то на свадьбу страх похоже» . Во время танцев Марина назначает Димитрию свидание у фонтана. Гости говорят, что Марина красива, но подобна безжизненной мраморной нимфе, а в Димитрии видна царская порода.
Ночью в саду у фонтана Самозванец с трепетом ожидает свидания, желая сделать Марину московскою царицей. Марина призывает Самозванца не медлить и занять московский престол. Димитрий объясняется ей в любви и, будучи не уверен в том, что Марина любит его, а не сан, открывает ей тайну своего самозванства.
Марина не готова разделить участь самозванца. Димитрий принимает решение не унижаться больше пред гордою полячкой. Он не боится разоблачения, потому что королю, папе и вельможам нет дела до того, Димитрий он иль нет. Он – предлог раздоров и войны.
Услышав « слова не мальчика, но мужа», Марина обещает свою любовь Димитрию после того, как он займёт московский престол. Димитрий решает идти на Москву.
16 октября 1604 года на литовской границе князь Курбский радуется возвращению на родину из изгнания, идёт в битву, как он думает, за царя, сына Иоанна. Самозванец невесел, потому что « Литву позвал на Русь», показал врагам дорогу в Москву, но считает, что виноват не он, а Борис-цареубийца.
В Царской Думе совещаются царь, патриарх и бояре. Борис отправляет Трубецкого и Басманова в Чернигов, осаждённый бунтовщиками, на помощь воеводам, отказывается от участия иноземных держав и собирается призвать в войско весь народ. Затем он обращается за советом к патриарху.
Патриарх рассказывает о слепом, который исцелился, прикоснувшись ко гробу царевича Димитрия, и советует перенести святые мощи в Москву, чтобы доказать, что царевич был убит в Угличе. Все смущены речами патриарха, потому что если мощи святы, то Димитрий невинно убиенный.
На помощь приходит князь Шуйский: «Не скажут ли, что мы святыню дерзко В делах мирских орудием творим?» Он сам обещает поговорить с народом и разоблачить Самозванца.
На равнине близ Новгород-Северского 21 декабря 1604 года происходит сражение русской армии с армией Димитрия. В армии Димитрия немцы, французы, ляхи, воюющие слаженно. Русские воины раздражены тем, что царю Димитрию служат иноверцы. Армия Димитрия побеждает и славит его.
На площади перед собором в Москве народ ожидает окончания обедни и молебствия. Люди верят, что на Москву идёт настоящий царь Димитрий, а не проклинаемый в церкви разбойник Отрепьев.
Мальчишки дразнят юродивого, а старуха даёт ему копеечку и просит помолиться за неё. Мальчишки отнимают копеечку. Юродивый жалуется на них вышедшему из церкви царю и требует зарезать детей, как Борис велел зарезать маленького царевича.
Царь просит молиться о нём, но юродивый отвечает: « Нельзя молиться за царя Ирода…»
В Севске Самозванец расспрашивает пленного московского дворянина Рожнова о событиях в ставке врага.
Самозванец узнаёт, что Годунов встревожен поражением, раной Мстиславского, что царь назначил Шуйского воеводой, а Басманова отозвал в Москву и посадил в Думе. Пленный рассказывает, что в Москве тихо, но возобновились пытки и казни.
Доносчиков допрашивает сам царь. Самозванец решает завтра же вступить в бой, хотя его войско насчитывает лишь 15 тысяч, а войско царя — 50.
В лесу Самозванец снимает со смертельно раненного коня узду и подпругу, чтобы конь умер на воле. Пушкин поражён, что Самозванец больше жалеет коня, чем погибшего в бою Курбского. Самозванец обвиняет в поражении запорожцев, не выдержавших отпора, и восхищается немцами, собираясь составить из них почётную дружину.
В Москве в царских палатах Борис опасается нового нападения Самозванца, вновь собравшего рассеянное войско в Путивле. Царь собирается поставить в воеводы незнатного Басманова, «не род, а ум». Он открывает Басманову свою основную задачу – усмирить народ. Во время приёма иноплеменных гостей Борис падает, из уст и ушей хлещет кровь.
В последнем монологе царь напутствует своего сына, предлагает избрать советником Шуйского, а воеводой Басманова, ослабить, а со временем снова затянуть державные бразды, не изменять ход державного правленья, хранить церковный устав, быть молчаливым, в семье быть главой, почитать мать и любить сестру.
Перед смертью Борис велит боярам и Басманову присягнуть на верность Феодору и принимает монашеский постриг.
В ставке Пушкин предлагает воеводе Басманову присягнуть « законнейшему» наследнику. Басманов знает, что Димитрий самозванец.
Он верен юному царю: «Пока стою за юного царя, Дотоле он престола не оставит…» Пушкин сознаётся, что войско у самозванца не больше 8 тысяч и слабое, но его приверженцы сильны народным мнением.
Басманов страшится измены, победы бунтовщиков, но не хочет изменять присяге, «доверенность младого венценосца Предательством ужасным заплатить».
На Лобном месте Пушкин обращается к народу и объясняет, что Божий суд уже поразил Бориса, что Россия покорилась Димитрию, а Басманов привёл полки ему к присяге. Пушкин обещает боярам, дворянам, людям приказным, ратным, гостям, купцам и всему честному народу милости от Димитрия. Толпа идёт в Кремль в царские палаты « вязать Борисова щенка» .
В Кремле в доме Борисовом Феодор и Ксения под стражей. Одни жалеют «бедных детей», другие считают, что они « проклятое племя» злодея Годунова. В дом входят бояре.
Народ думает, что они пришли приводить к присяге Феодора Годунова. Когда смолкают шум и крики, боярин Мосальский объявляет народу, что Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом.
В ответ на призыв кричать «Да здравствует Димитрий!» народ безмолвствует.
- «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
- «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- «Метель», анализ повести Пушкина
- «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
- «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
- «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
- «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
- «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
- «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
- «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина
- По произведению: «Борис Годунов»
- По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/790-boris-godunov-kratkoe-soderzhanie