Вопрос 1. Что такое социальные нормы? Чем социальные революции отличаются от реформ? Чем характеризуется постиндустриальное общество?
Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.
Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
Революция — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).
Реформа — изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путем.
В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости.
Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.
Постиндустриальное общество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения занятого в сфере услуг нежели в промышленном производстве.
В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.
Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.
Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.
Вопрос 2. Что общего между развитием общества и эволюцией в мире природы? Можно ли считать революции «локомотивами истории»? В чём состоят глобальные проблемы человечества?
Биологическая эволюция — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.
Эволюция – Развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого-чего-н., подготавливающий качественные изменения.
Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.
Но во всех случаях революция – это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста.
Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.
Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества.
Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.
- Список глобальных проблем:
- • нерешённость проблемы отмены старения у людей;
- • проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;
- • угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
- • катастрофическое загрязнение окружающей среды;
- • снижение биоразнообразия;
- • обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;
- • глобальное потепление;
- • озоновые дыры;
- • проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;
- • демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;
- • терроризм;
- • астероидная опасность;
- • недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и глобальных катастроф;
- • социальное неравенство — разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством;
- • парниковый эффект;
- • кислотные дожди;
- • загрязнение морей и океанов;
- • загрязнение атмосферы.
Вопрос 3. В чём выражается эволюционный характер развития общества? Чем эволюция общества отличается от эволюции в природе?
Эволюционный путь – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.
Эволюционное развитие общества в отличии от природы – целенаправленный процесс, которым управляет человек.
Сторонники эволюционизма подчёркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе.
Вопрос 4. Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция?
Социальная революция — это скачок, знаменующий переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, переход общества из одного качественного состояния в новое качественное состояние, движение общества к качественно новому, более высокому этапу развития.
Согласно марксизму решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Именно их К. Маркс называл «локомотивами истории».
Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков.
В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Таким образом происходит качественный скачок в развитии общества.
Вопрос 5. Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ?
Группы людей, входящих во властные органы или призванных властью, осознавшей необходимость перемен, определяют основные направления и характер реформ, средства и методы их проведения, анализируют возможные последствия преобразований. На этой основе власть принимает нужные решения (царские манифесты, президентские указы), дающие толчок преобразованиям.
Нередко в словарях реформу определяют как изменение какой-либо стороны жизни общества при сохранении существующего строя. Однако известно, что в истории различных стран бывали реформы, менявшие устои сложившейся общественной жизни.
Часто на первом этапе реформы приводят не к улучшению, а к ухудшению условий жизни значительной части населения.
Сказывается элемент дезорганизации (прежние связи нарушены, новые ещё не налажены), непоследовательность действий реформаторов, необходимость «затягивания поясов» для того, чтобы высвободить необходимые для преобразований средства. Кроме того, приспосабливаться к новым условиям жизни очень непросто, особенно для людей старшего поколения.
Вопрос 6. Каковы основные отличия реформ от революций?
Революция — это попытка внесения изменений в ход общественного развития. Другой формой сознательного преобразования общества выступают реформы. Вместе с тем реформа отличается от революции более мягким характером воздействия на общественные отношения, большей продуманностью и организованностью со стороны властей.
Если революции принято считать порывом широких масс, т. е. движением «снизу», то реформы проводятся «сверху».
Вопрос 7. Что способствовало глобализации в различных сферах общества?
Одной из особенностей современного общественного развития является заметное ускорение его темпов. Другой важнейшей чертой развития современного общества является его глобализация. Сам этот термин в значении усиления связей и взаимозависимостей людей, народов, государств стал использоваться в науке сравнительно недавно.
Глобализация проявляется в различных сферах жизни, но более всего затрагивает экономику. Национальные компании объединяются в международные транснациональные корпорации. Эти компании организуют производство своей продукции в тех регионах планеты, где это является наиболее выгодным.
В ещё большей степени глобализация охватила финансовые. рынки. Сегодня на глобальных валютных рынках обращаются суммьь намного превышающие триллион долларов США. Такой размах и глобальность финансовых операций оказались возможны во многом благодаря появлению так называемых электронных денег, существующих только в виде цифр на экране компьютера.
Вопрос 8. К каким последствиям ведёт процесс глобализации?
Глобализация подводит нас к ещё одной особенности развития современного мира — информационной революции. Научно-технические открытия и изобретения последних десятилетий существенно изменили нашу жизнь. Её уже трудно представить без телевизора, компьютера, мобильного телефона.
Большинство из нас являются постоянными телезрителями, многие отдают немало времени «прогулкам» по Интернету, следовательно, мы активно включаемся в мировое информационное пространство.
Собственно экономическая или культурная глобализация была бы невозможна без этих новых средств связи и коммуникации.
Вопрос 9. Какие проблемы относят к глобальным?
О глобальных проблемах человечество узнало раньше, чем о глобализирующемся обществе. Само понятие «общемировые глобальные проблемы» появилось в середине XX в. и было связано с угрозой новой разрушительной мировой войны в условиях противостояния двух военных блоков — Варшавского договора и НАТО.
В конце 1960-х гг. человечество осознало ещё одну опасность — загрязнение и разрушение природной среды обитания человека.
Группа учёных выступила с докладом, в котором, во-первых, показала мировой уровень проблемы ухудшения природной среды, во-вторых, обосновала необходимость серьёзно и безотлагательно взяться за её решение.
С того времени список глобальных проблем пополнился такими вызовами и угрозами, как разрыв между «богатым Севером» (наиболее развитые страны мира) и «бедным Югом» (экономически отсталые страны), увеличение числа техногенных катастроф, угроза мирового терроризма, проблема народонаселения.
Одной из наиболее острых по-прежнему остаётся экологическая проблема.
Приостановить неблагоприятные процессы, вызванные экологическим кризисом (опасные изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, рост заболеваемости людей, связанный с деградацией естественной среды их обитания, и др.), человечеству пока не удаётся. Происходит истощение невозобновляемых природных ресурсов — нефти, угля, газа. Продолжают мелеть крупные реки и озёра.
Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление. В ряде стран летняя температура бьёт все рекорды, всё чаще возникают тайфуны и штормы, растёт их разрушающая сила.
Вопрос 10. Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем? Обоснуй свой вывод.
Появление общемировых проблем показало взаимозависимость стран и регионов. Начавшаяся в конце минувшего века глобализация усилила её. При этом отдельные глобальные проблемы приобрели ещё большую остроту.
Вопрос 11. Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории. Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах? Если да, назови.
Французская революция 1846 года и Социалистическая революция 1917 года, обе эти революции бедных против богатых, революции против Монархии и правительства, знати.
Вопрос 12. Как повлияли революционные события в стране на её последующее развитие? Покажи на любом примере.
Образованное на 2-м Всероссийском съезде Советов Советское правительство под руководством Ленина возглавило ликвидацию старого государственного аппарата и строительство, опираясь на Советы, органов Советского государства.
Декрет от 15(28) января 1918 года положил начало созданию Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а декрет от 29 января (11 февраля) 1918 года — Рабоче-крестьянского Красного флота.
Были введены бесплатное образование и медицинское обслуживание, 8-часовой рабочий день, издан декрет о страховании рабочих и служащих; ликвидированы сословия, чины и звания, установлено общее наименование — «граждане Российской Республики». Провозглашена свобода совести; церковь отделена от государства, школа — от церкви. Женщины получили равные права с мужчинами во всех областях общественной жизни.
В январе 1918 года были созваны 3-й Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и 3-й Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов.
13(26) января произошло слияние съездов, что способствовало повсеместному объединению Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих депутатов.
Объединённый съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая провозглашала Россию Республикой Советов и законодательно закрепляла Советы как государственную форму диктатуры пролетариата.
Съезд принял постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» и оформил создание Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). РСФСР учреждалась на основе свободного союза народов как федерация советских национальных республик. Весной 1918 года начался процесс оформления государственности народов, населявших РСФСР.
Вопрос 13. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать Интернет менее чем через 5 лет после его появления. Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?
Люди стали чаще применять в своей жизни новые изобретения и технические открытия. Это связано с процессом ускоряющегося развития и глобализацией.
Вопрос 14. По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI в. — в эпохе Великих географических открытий. Попробуй обосновать или опровергнуть этот тезис
Нет. Они, конечно, открывали новые земли, т.е. делали прорыв в истории, но процесс глобализации подразумевает открытия технического назначения, усовершенствование технологий, научно-технический прогресс.
Вопрос 15. Некоторые называют глобализацию не «всемирным братством», а «всемирным пиратством». Справедлива ли такая оценка? Обоснуй свой вывод.
Справедлива. Корпорации уничтожают любых конкурентов. крупные монополии обворовывают более бедные страны при этом зарабатывая деньги.
Источник: https://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/8-klass/bogolyubov/4
Эволюционный характер технологического развития общества
Итак, научно-технический прогресс представляет собой отнюдь не детерминированный, однозначно определенный причинно-следственными связями процесс наращивания технологических возможностей человека. Этот процесс не является и чисто статистическим, когда вероятность той или иной динамики развития техники может быть заранее предсказана.
Наиболее близким к научно-техническому прогрессу оказывается процесс биологической эволюции живых организмов, который характеризуется индивидуальной непредсказуемостью, «зигзагообразной» динамикой, сильной зависимостью от собственной предыстории.
Воспользуемся замечательным фрагментом из книги Станислава Лема «Сумма технологии», чтобы убедиться, какими поразительными совпадениями изобилуют главные закономерности био- и техноэволюции.
Обычно внешний облик нового вида (как биологического, так и технического) заимствуется у уже существующих видов и вначале лишь очень немногое говорит о том, что переворот во внутренней организации, который определяет развитие вида в дальнейшем, по существу уже совершился.
Например, так же как первые пресмыкающиеся походили на рыб, а первые млекопитающие — на ящеров, так и первые автомобили явно напоминали бричку с обрубленным дышлом, а самолет — бумажного змея или птицу.
Первые представители нового вида, как правило, малы и обладают примитивными чертами, словно их рождению покровительствовали торопливость и неуверенность.
Это относится и к первой птице, и к пращуру лошади, и к предку слона, а в области техники — к первому паровозу, не превышавшему размерами обычную телегу, и к первому электровозу, который был и того меньше.
Новые принципы биологического или технологического конструирования вначале вызывают скорее сострадание, чем энтузиазм. Механические экипажи двигались медленнее конных, первые самолеты едва отрывались от земли, а первые радиопередачи доставляли меньше удовольствия, чем жестяной голос граммофона. Точно так же первые наземные животные уже не были хорошими пловцами, но еще не могли служить образцом быстроного пешехода.
Но вот, наконец, в связи с изменениями общего равновесия, которое вызвано внешне ничтожными сдвигами в окружающей (биологической или технологической) среде, начинается экспансия нового вида, который все более убедительно доказывает свое превосходство над конкурентами в борьбе за существование.
Исчезновение остатков примитивизма у нового вида сочетается с множеством новых структурных решений, все более смело подчиняющих себе внешнюю форму и новые функции.
Так было с птицами, завоевавшими небо, и с травоядными млекопитающими на равнинах, и с двигателями внутреннего сгорания, завладевшими дорогами и положившими начало огромному количеству специализированных разновидностей (автомобили, автобусы, грузовики, бульдозеры, танки, вездеходы и многие другие).
Период господства того или иного вида на суше, в море или в технической сфере тянется долго, пока не возникнут новые колебания гомеостатического равновесия. Они еще не означают, что вид близок к «проигрышу», однако эволюционная динамика вида приобретает новые, ранее не наблюдавшиеся черты.
В главном «стволе» генеалогического древа представители вида становятся огромными, как будто в гигантизме они ищут спасение от грозящей виду опасности. Боковые же ветви «ствола» пытаются проникнуть в области, где конкуренция относительно слаба.
Этот последний маневр нередко оказывается успешным, и когда уже исчезает всякое воспоминание о гигантах, созданием которых главная ветвь пыталась защититься от гибели, когда кончаются неудачей предпринимавшиеся одновременно противоположные попытки (ибо некоторые эволюционные потоки в это же время ведут к поспешному измельчению организмов) — потомки этой, боковой, ветви, успешно найдя в глубинах пограничной области конкуренции благоприятные условия, упорно сохраняются в ней почти без изменений.
В качестве конкретных примеров такой техноэволюционной динамики можно привести управляемые воздушные шары, которые перед лицом «угрозы» со стороны самолетов обнаружили «гигантизм», столь типичный для предсмертного расцвета вымирающих эволюционных ветвей. Последние цеппелины тридцатых годов нашего века можно смело сравнивать с атлантозаврами и бронтозаврами мелового периода.
Огромных размеров достигли также последние типы паровозов накануне их вытеснения дизельной и электрической тягой. А вот конкуренция с телевидением заставила радиоприемники искать «спасения», наоборот, в миниатюризации и сверхспециализации.
Что касается кино, то, борясь с телевидением, оно значительно увеличило свой экран и одно время даже стремилось окружить им зрителя (видеорама, циркорама).
Аналогия между био- и техноэволюциями обусловлена тем, что и та, и другая являются материальными процессами в системах с почти одинаковым (очень большим) числом степеней свободы и близкими динамическими закономерностями.
Процессы эти происходят в самоорганизующихся системах, которыми являются и биосфера Земли, и совокупность технологических действий человека, а таким системам как целому свойственны явления «прогресса» (развития), т.е.
возрастания эффективности гомеостаза, стремящегося к стабильному равновесию как к своей непосредственной цели.
Однако кроме сходства, обе эволюции отмечены также далеко идущими различиями, изучение которых позволяет обнаружить неожиданные последствия (и в то же время — опасности), которыми чревато лавинообразное развитие технологии в руках человека. Остановимся только на двух их таких различий.
Первое из них касается вопроса «каким образом»? На начальном этапе биологической эволюции жизни на Земле, который продолжался около двух миллиардов лет, был «сконструирован» элементарный кирпичик биологического строительного материала — клетка, универсальность которой поразительна.
Каждая клетка — будь то клетка инфузории-туфельки, мышцы млекопитающего, листа растения, слизистой железы червя, брюшного узла насекомого и т.п.
— содержит одни и те же составные части: ядро с его отшлифованным до предела молекулярных возможностей аппаратом наследственной информации, энзиматическую сеть митохондрий и др.
В то же время один из фундаментальных законов биоэволюции состоит в непосредственности ее (эволюции) действий. Ибо в эволюции каждое изменение служит только сегодняшним задачам приспособления.
Поэтому тем более удивительна та исходная «дальновидность», которую проявила Природа, создав уже в прологе к многоактной «драме» видов строительный материал, обладающий ни с чем не сравнимой универсальностью и пластичностью.
Конструкторские методы техноэволюции совершенно иные. Человек развивал технологию, отбрасывая одни ее формы, чтобы перейти к другим.
Будучи относительно свободным в выборе строительного материала, имея в своем распоряжении высокие и низкие температуры, газы, жидкости и твердые тела, человек мог на первый взгляд совершить больше, чем биоэволюция, обреченная иметь дело лишь с тепловатыми водными растворами, со сравнительно скудным набором «кирпичиков», плавающих в архейских морях и океанах. Но Природа сумела «выжать» из столь ограниченных возможностей буквально все, что было возможно. В результате биотехнология по сей день превосходит человеческую, инженерную технологию, поддерживаемую всеми ресурсами коллективно добытого человеческого знания. Иначе говоря, универсальность наших технологий пока остается очень невысокой. До сих пор техноэволюция движется в направлении, как бы противоположном биологической, создавая устройства узкой специализации.
Другое важное различие техно- и биоэволюции связано с моральными аспектами.
Негативные последствия техноэволюции не вызывают сомнений, что дает повод утверждать, например, что атомная энергия попала в руки человека преждевременно, что развитие космонавтики требует огромных расходов, усугубляющих и без того несправедливое распределение глобального дохода на Земле.
Искусство, поглощенное технологией, следует законам экономики, обнаруживая явные признаки девальвации и инфляции. Иными словами, техноэволюция несет больше зла, чем добра; человек оказывается в плену того, что сам и создал, уменьшая по мере увеличения своих знаний возможности распоряжаться своей судьбой.
Однако вряд ли необходимо доказывать, что любую технологию можно использовать и на благо, и во вред. Поэтому «осуждение» техноэволюции как источника вселенского зла следует заменить пониманием того, что эпоха, не знавшая регулирования человеческой деятельности приближается к концу.
Именно моральные каноны должны определять дальнейшие начинания, играть роль авторитетных советников при выборе из ряда возможностей, предоставляемых их внеморальным производителем — технологией.
Технология дает лишь средства, хороший или дурной способ их употребления — это уже наша заслуга или вина.
Все это означает, что научно-технический прогресс и духовная культура человека являются взаимообусловленными, взаимозависимыми факторами.
Именно в связи с этим одним из главных направлений глобального развития человеческого общества сейчас является переход к единой культуре, что можно следует представлять как новое слияние ее компонентов, которое, однако, по сравнению с синкретической культурой первобытного человека должно произойти на гораздо более высоком уровне.
Источник: https://cyberpedia.su/9x109ee.html
Эволюционное и революционное в развитии общества
èРазвитие природы, общества и человека представляет собой сложный, противоречивый, эволюционный и скачкообразный процесс.
Происходит изменение состояния природы, ее основных компонентов – температуры, влажности, атмосферы; общества – экономических основ, экономических отношений между людьми, уровня и характера цивилизованности субъектов, объема и содержания культуры; человека – его биологических, социальных параметров, мировоззрения, жизненной позиции, интересов, потребностей, целей и желаний, уровня воспитания и образования, состояния духовности.
В ходе изменения и развития природы, общества и человека можно наблюдать относительно самостоятельные, но вместе с тем тесно взаимосвязанные, переплетающиеся, перетекающие друг в друга процессы – эволюционные и революционные.
èЭволюционное развитие (эволюционное в развитии) в широком смысле и есть само развитие как единый процесс изменения и устойчивости, взаимодействия старого и нового, обратимого и необратимого, протекающий в неживой и живой природе, а также в социальных системах и человеке. Это естественное закономерное развитие. В узком понимании оно представляет собой постепенные, преимущественно количественные изменения, «плавное накопление изменений». При этом эволюция может носить как прогрессивную, так и регрессивную направленность.
èВ отличие от эволюции понятие революции характеризует, напротив, процесс скачкообразных, преимущественно качественных, коренных изменений в предметах и явлениях.
Следует различать философское понимание революции как момента и процесса скачкообразного появления нового качества в социальных системах и политологическое понимание революции как перехода власти в государстве к более прогрессивным силам.
Политическая революция соотносится с контрреволюцией – переходом власти в руки реакционных сил.
Важно также видеть различия в использовании категории «революция» при обозначении качественных изменений в природе и обществе. Существует понимание, что скачкообразные, мощные геологические, астрономические, биологические и иные качественные изменения в неживой и живой природе являются революциями.
В этом смысле говорят о геологической, биологической и иных революциях.
èНо наиболее широко понятие «революция» используется для характеристики качественных изменений в обществе: социальная революция, революция в образовании, культурная революция, научно-техническая революция, революция в военном деле.
В широком понимании любые глобальные изменения в развитии народа, общества или государства обозначаются как социальная революция. По своему историческому значению социальные революции являются рубежами и «ступеньками» исторического процесса. Они, с одной стороны, означают новый этап, а с другой – выражают преемственность человеческой истории, ускоряют ее течение.
èСоциальные революции могут иметь как прогрессивную, так и регрессивную направленность.
Они характеризуют качественно различные этапы общественного развития, отражают диалектику старого и нового, единство и многообразие исторического процесса.
Революция – это механизм и закон перехода от одной формации к другой, одно из возможных средств перехода от одного типа цивилизации к другому.
Исторический экскурс свидетельствует, что революция происходит тогда, когда старое общество, строй оказываются исторически устаревшими, изжившими себя. Революции возникают в результате общенациональных кризисов, кризисов в той или иной сфере жизни общества, в одном из видов общественной практики.
Отношения общества, исчерпавшие себя в экономическом, политическом, социальном или духовном аспектах, отрицаются в ходе революции. В результате революции создаются благоприятные возможности для создания новых общественных отношений.
При этом следует отметить, что в ходе социальных революций должно сохраняться в главном и основном все то лучшее, что может способствовать дальнейшему общественному развитию, то есть должна обеспечиваться преемственность в развитии общества.
Спецификой революционного процесса является то, что революции не делаются по «заказу», а подготавливаются объективным ходом событий. Исторические личности, массовые движения достигают успеха в том случае, если они правильно оценивают этот объективный ход событий, глубоко осознают перспективы дальнейшего общественного развития.
èСоциальная революция по своему содержанию означает изменение всего общества, качественные преобразования во всех его сферах: экономической, политической, социальной, духовной.
В политической сфере революционные преобразования имеют целью передачу государственной власти в руки других социальных сил; в сфере экономики – создание новых производственных отношений; в духовной сфере – изменение содержания общественного сознания в соответствии с изменившимися материальными и иными условиями.
В социальной сфере революционные преобразования сопряжены с коренным изменением положения субъектов в обществе, их роли в системах деятельности.
èРазвиваясь, социальная революция охватывает экономический базис и надстройку: ломает старую и создает новую социальную структуру общества, производит изменения в социально-этнических отношениях общества, порождает новые социальные общности, воздействует на тип цивилизации.
Социальные революции совершаются в различных условиях и решают разнообразные задачи. Наиболее существенные различия между ними обусловливаются характером основного противоречия, которое разрешается в ходе революции, глубиной социальных преобразований, широтой участия в них народных масс, составом движущих сил революции и ее противников.
В соответствии с этими и другими особенностями правомерно говорить о следующих основных типах социальных революций: о революции при переходе от первобытного общества к рабовладельческому, переходе от рабовладельческого общества к феодальному, о буржуазной и социалистической революции.
Эта классификация вытекает преимущественно из формационного рассмотрения места и роли социальных революций.
èЦивилизационная идея рассмотрения истории общества дополняет формационный подход. Например, в концепциях всемирной истории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А.
Тойнби, а также многих их последователей история человечества рассматривается как процесс существования и смены локальных цивилизаций в отдельных регионах, которые одновременно сосуществуют и в настоящее время.
Такое понимание процесса общественного развития позволяет шире отразить многообразие всех исторических явлений, а также путь развития современного человеческого сообщества. Подчеркнем, однако, что в социально-философской литературе наших дней имеются и другие концепции революционного процесса. Так, американским социологом и философом А.
Тоффлером разработана концепция социотехнической революции, суть которой заключается в фундаментальных изменениях в технологии производства и общественной деятельности. Своим содержанием данная революция, по мысли автора, имеет изменение всех форм общественной жизни, деятельности человека и характеризует переход к более высокой цивилизации, в частности к информационному обществу.
èТаким образом, современная историческая эпоха представляет собой многообразие исторического развития, когда в рамках эволюционного пути совершенствования общества формируются новые отношения и процессы, нарастают социальные противоречия и конфликты, происходят мощные революционные изменения, открывающие путь новой цивилизации, новой общественно-экономической формации, новой культуре. è Это позволяет рассматривать общество как непрерывно развивающуюся общественную систему, видеть во всём многообразии исторических преобразований диалектику общественного развития.
- Следующая лекция будет посвящена рассмотрению общества в историческом измерении.
- ТЕМА 13 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ :
- ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ.
Итак, история – это, прежде всего социальная динамика. Этот угол рассмотрения истории дает возможность выделить два основных аспекта: глубочайшая внутренняя тенденция (смысл истории) и характеры исторических стадий (модели исторического процесса).
Смысл истории.
Понятие смысла истории заключает в себе проблему сущности развития культуры, это ответ на вопрос «Кто мы, откуда и куда идем?». Ответы на этот вопрос конкретизировался по мере развития общечеловеческой культуры.
В древнюю мифологическую эпоху, история понималась как стихийная последовательность случайных событий, жизнь согласно циклически установленному богами миропорядку. У древних греков впервые возникают представления об истории как циклическом преобразовании.
Единственной закономерностью считается деградация от исходного идеального состояния золотого века к современной бесперспективной реальности (железный век) (Гесиод. «Труды и дни»). В христианстве впервые возникает линейная концепция, т.е.
представление от устремленности истории к конечному событию (телеология бытия).
В эпоху просвещения линейная концепция дополняется понятием прогресса, т.е. представление о постепенном улучшении условий жизни людей и движение человечества к лучшему будущему.
В наши дни концепция линейного развития общества подвергается критике. Техника совершенствуется, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но часто за счет здоровья спортсменов.
Все больше успехов в науке и искусстве, но разве они доступны миллионам? К тому же линейная концепция не учитывает случайности, различного рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояния общества, а без этого невозможно в принципе представление о прогрессе.
Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие. Короче, многие философы придерживаются нелинейной концепции истории общества.
Изобразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической линии (или линий) невозможно, никакие линии не могут выразить все богатство истории.
Вопрос | Гегель | Маркс |
Есть ли у истории объективные процессы? | «Железная» историческая логика объективной необходимости | Естественно исторический процесс взаимодействия объекта и субъекта с постепенным нарастанием субъективного компонента. |
Каков источник и движущие силы истории? | Источник – абсолютный дух. История человечества – последняя стадия его эволюции. | Технический процесс и классовая борьба. |
Каков характер исторической стадии? | 3 мировых эпохи: а) Древний век, где свободен только один человек – деспот. б) Древняя Греция, где свободны некоторые. в) Свободны все. | Классические общества экономической формации |
Цель истории? | История останавливается в своем пределе (конституционная монархия). | Коммунизм – культура, главным компонентом которой является универсальный гармонично развивающийся человек. |
Как действуют люди в истории: сознательно или стихийно? | Люди обречены действовать неосознанно, стихийно | Постепенное нарастание сознательного компонента. |
Но мы сможем попытаться смоделировать исторический процесс.
Источник: https://infopedia.su/11×7431.html
Вопрос: В чем выражается эволюционный характер развития общества
Постепенно)
Официально до Папы Пия XII (1939-1958) Церковь не отзывалась о теории эволюции. Да, она вызвала неприятие со стороны некоторых иерархов, но т.н. дарвинизм не был включён в перечень заблуждений (Syllabus) и книги по теории эволюции не попали ни в один из индексов запрещённых книг.
(Вот английский оригинал исследования Брайана Харрисона по вопросу отношения Церкви к эволюционизму в конце XIX века, очень подробно и весьма любопытно.) Если вкратце, то это неприятие касалось сотворения человека – иерархи Католической Церкви отстаивали позицию, согласно которой человек был сотворён Богом из материи.
Очень интересно то, что богословы разделились на два лагеря: одни считали, что Бог создал человека из материи, позволил ему развиться до нужного уровня (эволюционировать) и затем вдохнул в него душу живую; другие полагали, что Бог создал человека целиком сразу.
Ни Папа Лев XIII, ни иерархи Римской курии не высказали своей позиции по этому вопросу, не поддержали и не осудили ни одну из этих гипотез.
Первое официальное церковное мнение высказал в 1950 г.
Папа Пий XII в своей энциклике Humani Generis: “…Вследствие этого Церковь не запрещает, чтобы учение об эволюции, если оно исследует, было ли человеческое тело извлечено из уже существующей и живой материи — ибо католическая вера обязывает нас придерживаться того, что души непосредственно созданы Богом, — и при нынешнем состоянии наук и богословия было предметом поисков и обсуждений со стороны учёных, сторонников тех или иных взглядов, таким образом, чтобы доводы, подтверждающие или опровергающие то или иное мнение, были взвешены и оценены с необходимой серьёзностью и чувством меры; однако всё же при условии, что все они будут готовы подчиниться суждению Церкви, которой Христос поручил авторитетно истолковывать Писание и защищать веру. Некоторые преступают эту свободу обсуждения, поступая так, как если бы уже с полной уверенностью было установлено, с теми признаками, которые найдены, и с тем, что из них выведено с помощью рассуждений, происхождение человеческого тела из уже существующей и живой материи; и всё это так, будто не существует ничего в источниках Божественного Откровения, что обязывало бы к величайшей умеренности и величайшей осторожности в этом вопросе”.
Как мы видим, очень разумная, взвешенная позиция, и вовсе не фанатично-ортодоксальная.
Очень часто цитируют Иоанна Павла II, утверждая, что Папа сказал “эволюция – больше, чем гипотеза”. Вот текст той речи перед членами Папской Академии наук.
Его довольно подробно цитирует исследователь Павел Парфентьев, делая вывод, что “слова о том, что теория эволюции – «не просто гипотеза», означают всего лишь то, что это не гипотеза, а солидная научная теория (которая, однако, может быть и ошибочной, требующей пересмотра)”.
Всё это особенно интересно на фоне неприятия теории эволюции американскими протестантами вплоть до законодательных запретов преподавать её (отменены в конце 1960-х) и судебных процессов (например, “обезьяний процесс” в штате Теннесси).
Теперь к современности.
Папа Бенедикт XVI писал итальянскому математику Пьерджорджо Одифредди: “Ни один серьезный теолог не отрицает, что вся совокупность «древа жизни» является носителем живой внутренней связи, для которой слово эволюция вполне подходит.
Так же как ни один серьезный теолог не допускает мнения, что Бог, Творец, на промежуточных уровнях должен вмешиваться повторно, почти вручную, в процесс развития. В этом смысле многие нападки на теологию по поводу эволюции беспочвенны.
С другой стороны, прогрессу познания пошло бы на пользу, если бы и представители естественных наук более открыто продемонстрировали понимание проблем и взялись высказываться более ясно, какие вопросы в такой перспективе остаются открытыми.
В этой связи я всегда считал образцовой работу Жака Моно, который без обиняков признает, что в конечном счете мы не знаем каким образом раз за разом формируются новые ДНК, исполненные смысла. Следовательно, я отклоняю Ваш тезис на стр. 129, что четыре типологии развиваемые Дарвином превосходно объясняют все, что касается эволюции растений и животных, включая человека.
С другой стороны, я не хотел бы оставить без внимания тот факт, что в этом лагере много научной фантастики, далее я скажу об этом. Кроме того, в своей книге «Prinzip Menschlichkeit» («Принцип человеческого разума», Гамбург 2007) ученый медик Иоахим Бауэр из Фрайбурга впечатляюще проиллюстрировал проблемы социального дарвинизма, о чем тоже не следовало бы умалчивать.
Результаты «Longterm-evolution experiment» (долгосрочного эволюционного эксперимента, прим. пер.) о котором Вы говорите на 121 странице, отнюдь не являются исчерпывающими. Попытка сжатия времени в конечном итоге оказывается фикцией, и мутации достигают скромных размеров.
Но главным образом человеку на правах демиурга приходится постоянно вмешиваться, а это именно то, что в случае эволюции мы стремимся исключить. Кроме того, я нахожу очень важным, что и Вы в своей «религии» все же признаете три «тайны»: проблему происхождения универсума, возникновения жизни и зарождения разума более развитых живых существ. Конечно, и здесь вы считаете человека разновидностью обезьяны и этим существенно ставите под сомнение человеческое достоинство, но как бы то ни было, зарождение разума остается вопросом для Вас открытым (стр. 182)”.
Ранее, отвечая на вопрос священника епархии Больцано-Брессаноне, Святейший Отец сказал: “Теория эволюции видит истину, но она видит лишь одну ее половину: она не видит того, что за всем стоит Дух сотворения.
Мы боремся за расширение разума, и, следовательно – за разум, который как раз и был бы открыт к прекрасному, а не отбрасывал бы его в сторону, как нечто абсолютно чуждое и не имеющее отношение к разумному”.
А в энциклике Spe Salvi резюмировал: “Не законы материи и эволюции являются высшей инстанцией, а разум, воля, любовь – то есть Личность”. Об этом верующим важно помнить.
Источник: https://ask-homework.ru/obshhestvoznanie/v-chem-vyrazhaetsya-evolyutsionnyj-harakter-razvitiya-obshhestva/
Эволюционный и революционный характер развития общества
Эволюционный и революционный ТИПЫ развития общества
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Понятие эволюции и революции с точки зрения законов диалектики
- Концепции эволюционного развития общества
- Роль социальной революции в развитии общества
- «Эволюционные революции» в прошлом и настоящем
- Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Теории социального развития, проявлявшие
интерес к долгосрочному и
крупномасштабному развитию человеческого
общества, сосредоточивали свое внимание на характере и причинах фундаментального разрыва между европейскими индустриальными цивилизациями и «примитивными» обществами. Исследователи задавались вопросом: почему в одних обществах прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же экономическом, политическом и духовном уровне развития, на котором находились тысячелетия назад?
Что является методологической основой
определения характера и направленности социального развития? По своему характеру социальное развитие представляет собой количественные накопления каких-то изменений в социальных явлениях, процессах, обществе в целом, которые на каком-то этапе приведут к качественным изменениям данных явлений, процессов, общества в целом.
Теории
социального изменения, особенно в XIX веке, можно условно разделить на теории социальной эволюции и теории социальной революции.
В первых социальное изменение, как предполагалось, включало основные стадии развития, такие как «военное общество» и «индустриальное общество», по которым общество прогрессировало от простых сельских, аграрных форм к более сложным, дифференцированным индустриально-урбанистическим.
Теории революционного социального изменения подчеркивали важность классового конфликта, политической борьбы и влияния империализма как принципиальных механизмов фундаментальных структурных изменений.
Понятие эволюции и революции с точки зрения законов диалектики
Анализируя закон диалектики о количественных и качественных изменениях, очень важно учитывать их глубину и значение. По этому основанию совершающиеся изменения можно разделить на революционные и эволюционные.
Процесс количественных изменений, не сопровождающихся сменой качества, принято называть эволюцией. Процесс, в рамках которого завершается отрицание старого качества новым, тем более применительно к обществу, обозначается словом революция.
Другими словами, революция — это такое изменение, в ходе которого происходит ломка основного качества вещи, ее коренное качественное преобразование (независимо от того, как совершается это преобразование—сразу, в виде взрыва, или постепенно).
Эволюция — это такое изменение, при котором основное качество вещи сохраняется. К эволюционным относятся как количественные изменения вещи, так и изменения ее не основных качеств.
Революцией является, например, переход от капитализма к социализму, эволюцией — переход от домонополистического капитализма к монополистическому.
Многие ученые пытались противопоставить революцию и эволюцию, «доказывая», что революция это плохо, а эволюция это хорошо. Однако, эволюция — это лишь форма рутинного развития материального образования, в том числе и общества, ведущая к скачку, т.е. к революции или контрреволюции.
Вывод о неизбежности наступления всемирной
эпохи пролетарских революций был
сделан как раз после того, как
была проанализирована тенденция эволюции домонополистического рынка.
Как известно развитие есть продукт единства и борьбы противоположностей, одна из которых является ведущей. В ходе эволюции ведомая противоположность, под воздействием ведущей, претерпевает такие количественные изменения, что переходит в новое качество и превращается в ведущую, меняя сущность системы на противоположную.
Эволюция — есть объективный процесс подготовки революции.
Революция есть момент отрицания ведущего значения устаревшей противоположности и
установление объективного господства противостоящей ей противоположности. Поэтому нельзя придумать ничего более смешного, чем спор о том, какому типу развития люди должны отдавать предпочтение — эволюционному или революционному.
Всякая
эволюция ведет к такому количественному
изменению в противоположностях, образующих целое, которое приводит к коренному изменению их определённости, т.е. качества, а это изменение и называется скачком. «Революция», следовательно, более узкое по объему понятие, чем «скачок». Скачок — это любое качественное изменение вещи, революция — преобразование ее основного качества.
Но не всякое изменение основного качества является революцией, а лишь такое, которое обусловливает прогрессивное, поступательное движение, переход от низших ступеней развития к высшим. Если же в результате коренных качественных изменений происходит скачок назад, то есть движение от высшего к низшему, то он будет не революцией, а контрреволюцией.
Эти понятия употребляются применительно к развитию общества.
Диалектика
количества и качества предъявляет
к практической и познавательной деятельности ряд методологических требований.
Так как количественные и качественные изменения, эволюционная и революционная
формы развития диалектически взаимосвязаны, то в практической деятельности нужно
опираться на знание этой взаимосвязи, на понимание места, роли и значения каждой из этих форм изменения в развитии общества, уметь своевременно переходить от одних преобразований к другим, исходить из особенностей протекания эволюционных и революционных процессов в различных общественно-экономических формациях.
Концепции эволюционного развития общества
Эволюционистские воззрения занимали центральное место в изучении общества в XIX веке. В качестве одного из основоположников эволюционного
течения можно рассматривать А.
Сен-Симона, который начал с идеи, общепринятой в консерватизме конца XVIII — начала XIX века, о жизни общества как некоем органическом равновесии.
Состояние стабильности достигается, главным образом, за счет того, что индивиды и социальные классы в своем выживании зависят от того, насколько успешным окажется выживание целого.
Он дополнил эту мысль эволюционной идеей социального развития как последовательного продвижения органических сообществ, представляющего собой восходящие уровни прогресса. Каждое общество соответствовало своему времени, но позднее вытеснялось более высокими формами. Он считал, что эволюцию определяет и детерминирует прирост знания. Его идея о трех стадиях эволюции знания была позднее развита в эволюционной схеме О. Конта.
Конт связывал процессы развития человеческого
знания, культуры и общества.
Общества проходят через три стадии — примитивную (теологическую), промежуточную (метафизическую) и научную (позитивную), которые соответствуют
формам человеческого знания, расположенным вдоль аналогичного континуума теологических, метафизических и позитивных аргументаций. Все человечество неминуемо проходит эти три стадии по мере своего развития. При этом предполагается как нелинейность, так и прогрессивный (в конечном счете) характер движения.
Г. Спенсер придерживался линейной концепции эволюционных стадий. Степень
сложности общества представляла собой
шкалу, которой он измерял прогресс.
Тенденцией развития человеческих обществ
было движение от простых неразделенных
целостностей к сложным гетерогенным образованиям, где части целого становились все боле специализированными, оставаясь в то же время интегрированными в единое целое.
Мощным толчком для появления
и бурного развития эволюционных теорий, основанных на более или
менее прямых аналогиях с процессом эволюции растительного и животного мира, послужила дарвиновская теория естественного отбора.
При этом основные принципы эволюционизма как социальной теории основывались на убеждении, что прошлое человечества в целом и любого отдельно взятого общества можно восстановить, во-первых, изучая одновременно сосуществующие с индустриальными примитивные общества, во-вторых, по тем реликтовым пережиткам и обычаям, которые сохранились в развитых обществах. Наиболее последовательных сторонников эволюционной традиции нередко подвергали критике за несколько вольное обращение с историческими фактами и активное использование метода «ножниц и клея», т.е. за склонность к произвольной подборке примеров из различных эпох и обществ, вырванных из целостного социального контекста.
В XIX веке одной из наиболее влиятельных
теорий был социал-дарвинизм. Эта
доктрина принимала различные формы, но большинство вариантов сводилось
к двум основным положениям:
- В развитии обществ существуют мощные и практически непреодолимые силы, подобные силам, действующим в живой и неживой природе.
- Сущность этих социальных сил такова, что они продуцируют эволюционный процесс (в направлении прогресса) через естественную конкурентную борьбу между социальными группами.
Наиболее приспособленные и удачливые группы и общества, выигрывая такого рода борьбу, дают жизнь новым поколениям, обладающим более сильными адаптивными свойствами, и тем самым повышают общий уровень эволюции общества, что выражается в выживании наиболее приспособленных.
Острый спор по поводу правомерности эволюционных теорий вращается вокруг проблемы применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого общества, имеющего все же качественно иную природу.
В самом деле, если строго придерживаться этих принципов, то мы должны рассматривать общество как некую совокупность элементов (или же свойств), лишенную какой-либо упорядоченности.
В природе отбор идет вслепую, стихийно и хаотично отбирая лучшие образцы различных видов живых и неживых существ (лучшие — в смысле наилучшим образом приспосабливающиеся к изменению окружающей среды).
В таком случае и социальная эволюция представляет собой процесс изменения во времени их относительной частоты вследствие случайных вариаций и естественного отбора. Конкуренция между людьми, социальными группами, обществами и социальными явлениями ведет к тому, что некоторые типы социальных явлений начинают преобладать, поскольку лучше приспосабливаются к изменению условий, а другие, напротив, сходят на нет и отмирают.
Однако, такого рода трактовки встретили весьма активное противодействие со стороны философов, социологов и теологов. В самом деле, социальную эволюцию невозможно прямо калькировать с биологической. Общество — это не хаотическое, неупорядоченное скопление индивидов. Ему всегда присущи определенная структура и организация.
Поэтому вряд ли возможно трактовать социальную эволюцию и вызываемые ею социальные изменения как случайные мутации. Общество состоит из людей, обладающих высшей нервной деятельностью. Другими словами, отбор социальных изменений производится в значительной степени самой социальной средой.
Между тем среда эта, как уже было сказано, организованная, она не только производит отбор, но и сама создает нововведения или заимствует их извне, внедряет, апробирует, модифицирует и т. п.
Такого рода нововведения, как правило, не являются предметом свободного или случайного выбора, поскольку в значительной степени обусловлены всем ходом предшествующего исторического развития.
В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения.
Теория социального изменения
Т.Парсонса строится на основе теории системы и кибернетики. В основе мыслительной модели лежит идея кибернетической иерархии различных систем: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности. Действительно, глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему.
Общество как социальная система
обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит
проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации).
Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, то общественная система в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, и утраченное равновесие быстро восстанавливается.
Изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной. Этот вид социального изменения называется изменением равновесия.
Второй вид социального изменения
— это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).
Эволюция общества связана с
появлением качественно нового состояния
системы, которое Парсонс назвал эволюционными универсалиями.
Первоначально в социальной системе складываются четыре универсалии: система коммуникаций, система родства, религия и технология.
Далее в ней происходит этап структурной перестройки, связанный с появлением новой стратификационной структуры: бюрократия, деньги, рыночный комплекс, безличное нормативное регулирование и демократические объединения.
Парсонс полагает, что историческое развитие общества проходит ряд стадий: от примитивной к промежуточной и от нее к современной. Переход от примитивной к промежуточной стадии становится возможным благодаря изобретению письменности. Переход к современной стадии связан с развитием общего законодательства.
Системный подход Т.
Парсонса к эволюции общества как социальной системы
позволяет указать на те явления
и процессы в нем, которые ведут
к его структурной перестройке, и на те, которые являются второстепенными.
Ограниченность данной теории — в сужении рамок понятия развития общества, которое трактуется как отклонение от нормального положения общественной системы, а не ее естественное состояние.
Источник: http://referat911.ru/Filosofiya/jevoljucionnyj-i-revoljucionnyj-harakter-razvitiya/65119-1549702-place1.html