Помните 11 глаголов-исключений, которые относятся ко второму спряжению? Выучить их просто так, без четверостишия и рифмы, как этому учат в школе, непросто. Рифмизация — это один из приёмов мнемоники, техники, которая облегчает запоминание нужной информации. Мы вспомнили десять способов, которые помогут запомнить правила русского языка.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Кажется, запомнить шесть падежей — проще пареной репы: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Но в начальной школе это не всем даётся легко, поэтому учителя предлагают запомнить их первые буквы так:
Кроме того, что падежи нужно запомнить, хорошо бы ещё уметь правильно склонять слова и не путать дательный падеж с винительным. А с этим проблемы у многих!
С родительным падежом тоже проблем хватает, особенно когда речь идёт о множественном числе. Про апельсины и мандарины можете почитать в нашем выпуске «Грамотности», посвящённом как раз этой теме. А здесь простые способы запомнить ещё некоторые слова:
- Ещё одно стихотворение, которое вы (в таком или немного другом виде) наверняка учили в школе. Это 11 глаголов-исключений, которые заканчиваются на -ать и -еть, но при этом относятся ко второму спряжению:
Сразу напомним, что к первому спряжению тоже относятся три глагола-исключения: брить, стелить, зиждиться.
После «ц» буква «ы» пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, огурцы, белолицый, сестрицын. В корнях слов после «ц» следует писать букву «и», но тут есть слова-исключения. В школе их обычно советуют запомнить с помощью предложения:
- Это боль всех людей. Просто запомните:
То есть глагол «одеть» мы используем, когда говорим о людях или предметах, которые их обозначают (например, кукла). А глагол «надеть» — когда говорим о неодушевлённых предметах (например, надеть шапку).
Раз уж заговорили о боли, давайте разберёмся раз и навсегда. Сомневаетесь, нужен ли мягкий знак в «т (ь)ся»? Просто задайте вопрос к слову: если в самом вопросе мягкий знак есть — значит, он есть и в слове. Попробуем:
- Сразу несколько способов запомнить, в каких неопределённых местоимениях дефис нужен, а в каких — нет.
- Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -ан, -ян, -ин, пишутся с одной буквой «н», кроме трёх слов-исключений: стеклянный, оловянный и деревянный. Детям, возможно, будет легче запомнить с помощью одного из этих стихотворений:
- Стихи, которые не помешает заучить и взрослым (если по-другому запомнить, когда писать «также», а когда «так же», не получается).
- В этом четверостишии ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог:
Источник: https://mel.fm/russky_yazyk/6189524-russian_rules
Как легко запомнить правописание английских слов: правила и рекомендации
Благодаря популярности интернет-переписки можно с уверенностью назвать наше время «эрой орфографических открытий».
Мы так торопимся донести до собеседника свои мысли, что совсем забываем о правописании и порой придумываем новое написание слов. Такой подход может сыграть с вами злую шутку, особенно если вы пишете деловые письма.
Как говорится, на Word надейся, а сам не плошай. В этой статье мы расскажем вам, как выучить правописание английских слов и начать писать граммотно грамотно.
Важно ли правильно писать в век компьютерных технологий? Конечно, мы прекрасно понимаем, что имеет в виду человек, когда пишет что-то вроде «Превет! Как дила?». Но что мы думаем о нем? Кажется, что по ту сторону экрана сидит несерьезный человек. Согласитесь, не хотелось бы производить такое впечатление на иностранного коллегу или друга. А иногда ошибки производят настоящий фурор в сети, об этом можно почитать в статье «12 мемов на английском языке с уморительными ошибками». Поэтому, если вы не хотите увидеть собственные перлы в подобной подборке, прислушайтесь к нашим советам.
Хотим отметить, что правописание вызывает трудности даже у носителей языка. Именно поэтому в Америке есть различные конкурсы, которые призваны проверять грамотность людей, например Spelling bee.
Это соревнование, в ходе которого людям называют различные слова, а они должны произнести их по буквам. Кто сделал ошибку, тот выбывает. На каждом этапе конкурса даются все более сложные слова, пока не останется один победитель.
Впервые конкурс был проведен в далеком 1925 году и с тех пор не теряет популярности. Сейчас Spelling bee проводят в разных странах мира.
А теперь давайте узнаем, с какими ошибками нам предстоит бороться. Согласно исследованиям, проведенным в Великобритании, большинство ошибок в правописании можно отнести к следующим 4 группам:
- 6% — ошибки в суффиксах -ful и -ly, например: beautifull вместо beautiful, successfuly вместо successfully;
- 20% — пропуск буквы, например: restarant вместо restaurant, goverment вместо government;
- 28% — ошибки в омофонах, то есть словах, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, например: no вместо know, to вместо two;
- 42% — прочие ошибки, в основном люди меняют буквы местами (beleive вместо believe) и забывают удваивать согласную (corect вместо correct).
Эта статистика самых популярных ошибок носителей языка, но, по мнению наших преподавателей, статистика для русскоговорящих студентов будет примерно такой же. Поэтому мы решили привести несколько практических советов, а также рассказать о сайтах-помощниках, которые помогут вам разобраться с правописанием английских слов.
4 важных правила для английских grammar nazi
Издание Huffington Post опубликовало интересную статью о правописании английского языка. Авторы утверждают, что есть 4 важных правила орфографии, знание которых поможет вам писать грамотнее.
Правило #1 — ei или ie
В английском языке есть простое правило: I before E except after C. То есть в большинстве случаев мы пишем буквосочетание ie, например: believe, piece, chief, achieve, friend.
А после буквы C мы пишем ei: receive, deceive, ceiling, receipt, deceive.
Исключение: efficient, foreigner, height.
Правило #2 — -e в конце слова
- Если суффикс начинается на гласную, непроизносимая -e в конце слова выпадает: write + ing — writing, dance + ing — dancing, translate + or — translator, please + ure — pleasure.
- Если суффикс начинается на согласную, -e остается на месте: white + ness — whiteness, use + ful — useful, state + ment — statement, care + ful — careful.
- Исключение: true + ly — truly, notice + able — noticeable.
Правило #3 — -y в конце слова
Если слово заканчивается на согласную и -y, при добавлении суффикса надо заменить -y на -i: party + es — parties, pity + ful — pitiful, happy + ness — happiness, defy + ance — defiance.
Однако, если мы добавляем -ing, буква y сохраняется: try + ing — trying, cry — crying, copy + ing — copying, study + ing — studying.
Правило #4 — удвоение согласной при добавлении -ing к глаголу
Если глагол оканчивается ударным слогом с кратким гласным, который стоит между двумя согласными, конечная согласная буква удваивается при добавлении -ing: plan-planning, begin-beginning, swim-swimming.
Как улучшить правописание слов на английском языке: простые советы
1. Выучите базовые правила чтения
Правила чтения английского языка обязательно надо знать, чтобы понимать, какие буквы каким образом произносятся. Например, вы будете знать, что s может произноситься как z, когда стоит между гласными буквами, поэтому задумаетесь, писать noze или все же nose.
Материалы по теме:
2. Изучите правила употребления непроизносимых букв
Непроизносимые буквы (silent letters) — ловушка, в которую попадают почти все изучающие английский язык: так хочется написать iland вместо island или forein вместо foreign. Таких слов, в которых буква пишется, но не произносится, в английском довольно много. К счастью, есть определенные общие правила их употребления, которые облегчат вам жизнь, вот их-то мы и предлагаем выучить.
Материал по теме:
- «Silent letters. Непроизносимые буквы в английском языке».
3. Занимайтесь со специальным учебником
Учебники по правописанию — это не самые популярные пособия, и их не всегда легко достать. Однако, если вы постоянно ведете деловую переписку и чувствуете, что нужно подтягивать орфографию, стоит поучиться по такому пособию.
Материалы по теме:
- “The Complete Guide to English Spelling Rules” by John Fulford — хорошая подборка правил правописания английского языка без практических упражнений.
- “The Essential Guide to Spelling, Style, Usage, Grammar and Punctuation” by Anne Stilman — правила правописания сложных слов с тестами на проверку понимания материала.
4. Пользуйтесь программой проверки орфографии
Такие сервисы — главные союзники начинающего grammar nazi в нелегкой борьбе с неграмотностью. Программы обнаружат и помогут исправить большинство ошибок, однако учитывайте тот факт, что они не проверят ваш текст на логику и стилистику, а также не дадут вам четких сведений о сочетаемости английских слов между собой.
Материалы по теме:
- GrammarlyСамый известный сервис проверки орфографии. Проверяет текст на грамотность, подчеркивает ошибки и дает краткий комментарий по каждой ошибке. Вы можете установить бесплатное расширение для браузера, которое будет проверять тексты ваших писем.
- OnlineCorrectionЭта программа проверяет обычные правила правописания и сочетаемость слов (только частично). Введите текст в окошко, программа выделит допущенные ошибки. Наведите курсор на любое неправильно написанное слово, во всплывающем окне вы увидите комментарий к ошибке, а также правильный вариант написания.
- LanguageToolПринцип действия тот же: введите текст в окошко, выберите язык текста в выпадающем списке и нажмите кнопку Check text. Программа выделит ошибки разными цветами. Нажмите на подсвеченное слово, чтобы получить краткую справку об ошибке и образец верного написания.
5. Учитывайте разницу между британским и американским английским
В английском языке довольно много слов, которые жители США и Великобритании пишут по-разному.
Из-за этого происходит путаница: вроде бы нашел слово в словаре, выписал, а программа проверки орфографии или даже Microsoft Word подчеркивает его и навязывает свой вариант написания.
Например, вместо colour вам предложат написать американский color, а realise программа заменит на realize. В таком случае стоит знать часто употребляемые слова, которые в британском и американском вариантах пишутся по-разному.
Материалы-помощники:
6. Сверяйтесь со словарем
Когда пишете сложное слово, не полагайтесь только на свою память, проверяйте написание в словаре. Лучше писать медленно, зато правильно, чем быстро и неграмотно. Не переживайте, после нескольких «подглядываний» вы запомните слово и будете уверенно писать его без всяких подсказок.
I was reading the dictionary. I thought it was a poem about everything.
Я читал словарь. Я думал, это была поэма обо всем.
7. Составьте собственный словарь сложных слов или пользуйтесь готовым
В личный словарь включите те слова, написание которых вызывает у вас трудности. Старайтесь чаще просматривать его, читайте слова, составляйте предложения с ними и запоминайте их написание.
Кроме того, вы можете пользоваться уже готовыми списками слов, которые сложно пишутся. Также стоит обратить внимание на слова, которые похожи по звучанию и написанию, но имеют разное значение.
Только правильное написание таких слов позволит собеседнику понять ваши мысли.
Материалы-помощники:
8. Читайте как можно чаще
Как запомнить лицо нового знакомого? Нужно чаще его видеть. Запоминать написание слов можно и нужно аналогично: старайтесь встречаться с ними часто. Проще всего это делать с помощью чтения: читайте статьи и книги на английском. Этот прием, пожалуй, самый интересный и ненавязчивый, ведь вы запоминаете правописание автоматически во время чтения с помощью зрительной памяти.
Материалы-помощники:
9. Тестируйте свои знания
В Интернете можно найти сотни онлайн-тестов, которые помогут вам совершенствовать навык правописания на английском языке. Рекомендуем проходить их время от времени, чтобы отслеживать свой прогресс и радовать grammar nazi внутри себя.
Материалы-помощники:
10. Играйте в правильные игры
Изучение английского языка должно быть увлекательным. А сделать его таким помогут разнообразные обучающие онлайн-игры. Их можно использовать в перерыве между упражнениями, так вы немного отвлечетесь и в то же время продолжите учить английский.
Материалы-помощники:
- Word Games.
- Merriam-Webster.
- Funbrain.
11. Практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь
«Писать всегда, писать везде» — с таким девизом нужно работать над правописанием. Чтобы научиться водить машину, вам нужно как можно чаще садиться за руль, а чтобы писать грамотно, нужно как можно чаще садиться за стол и писать. Попробуйте делать различные записи на английском языке, практиковаться можно так:
- Когда делаете домашнее задание, напишите или напечатайте его, а не просто отметьте нужные ответы в учебнике. Дело это трудоемкое, но окупится сторицей.
- Понравилась интересная цитата или идиома на английском языке? Не копируйте ее себе на компьютер, а напечатайте вручную.
- Выберите интересную книгу или блог в Интернете. Ежедневно переписывайте 1-2 страницы текста, причем слово в слово. Это один из самых скучных, но и самых действенных методов улучшения правописания.
Еще больше идей о том, где можно практиковаться, вы найдете в статье «Как научиться писать по-английски грамотно».
12. Работайте с Microsoft Word
«Добрая» программа Microsoft Word исправляет практически все наши огрехи. Используйте автоматическую проверку орфографии не только по прямому назначению, но и для обучения.
Как только увидите, что программа исправила какое-либо слово, сотрите его и напишите вручную правильный вариант.
Это немного увеличит время работы с документом, но будет полезным упражнением для улучшения английского правописания.
13. Используйте прием из школы
Вспомните, когда мы совершали ошибку в диктанте, учитель заставлял нас прописывать слово 5-10 раз. Он делал это не из вредности, как мы всегда думали, а для того, чтобы в нашей памяти прочно закрепилось правильное написание слова.
Попробуйте делать аналогично и с английскими словами: как только ошиблись, возьмите тетрадку и напишите понятие правильно несколько раз.
Выполняя такое упражнение, вы включаете в работу механическую память, а это значительно облегчает запоминание слова.
Маленькая хитрость: Многие лингвисты советуют отказаться от прописных букв. Они рекомендуют печатать слово на клавиатуре или писать его печатными буквами.
В ходе экспериментов выяснилось, что печатные буквы имеют четкую форму, поэтому мозгу проще запомнить написание.
Что касается прописных букв, то почерк бывает разный, и фактически каждый раз мы пишем букву немного по-другому. Это усложняет восприятие информации.
14. Задействуйте эйдетизм
Эйдетизм — фотографическая память, которая отвечает за запоминание зрительных образов. Задействуйте ее при изучении нового слова. Внимательно смотрите на него, постарайтесь запомнить его форму, порядок букв, затем закройте глаза и постарайтесь представить его.
У вас в памяти отложится зрительный образ нового понятия. Одновременно с просмотром произнесите слово, чтобы эти звуки ассоциировались у вас с конкретным правильным написанием. Выполняйте эти действия при каждом повторении, тогда упражнение быстро принесет свои плоды.
15. Используйте эффект Ресторфф
Эффект заключается в следующем: лучше всего нам запоминается информация, выделяющаяся из общей массы. Как сделать слово запоминающимся? Выделите его из других слов в прямом смысле — при помощи яркой ручки или цветного шрифта на компьютере.
Мозг выделит эту информацию из остальных слов и запомнит. Помните, ведь в школе нас заставляли делать аналогично на уроках русского языка: словарные слова мы выделяли разноцветными ручками.
Может быть, наши учителя и не слышали об этом эффекте, но интуитивно понимали, что глаза будут «цепляться» за яркие слова и запоминать их.
Маленькая хитрость: Зарубежные психологи советуют не просто выделять слово, но и писать каждую букву разным цветом. Времени на написание уйдет больше, работать с понятием вы будете дольше, поэтому и запомнится оно быстрее. Обязательно попробуйте на практике это простое упражнение.
Как вы успели убедиться, быть грамотным — это просто: стоит приложить немного усилий, и можете считать себя борцом за правописание. Мы привели много советов, поэтому предлагаем выбрать самые простые и удобные для вас, стараться пользоваться ими ежедневно, тогда правописание английских слов перестанет вам казаться трудным. И помните, что быть грамотным — модно!
Источник: https://englex.ru/top-12-tips-on-how-to-improve-spelling/
6 правил для запоминания любой информации
Запоминание кажется бесполезной тратой времени: практически у каждого человека есть гаджеты и доступ в интернет, где можно посмотреть номер телефона мамы и значение числа Пи. С этим утверждением с радостью согласятся школьники и студенты: именно им приходится заучивать информацию хотя бы для того, чтобы не провалить экзамен.
Кажется, отучился и гуляй с лёгкой головой. А теперь вспомните, кто из профессоров в университете вызывал уважение: тот, что всю лекцию бубнил по бумажке, или оратор не нуждающийся в подсказках.
Вы видели на презентациях Apple, чтобы кто‑то из выступающих уставился в бумажку? Удачные публичные выступления невозможны, если докладчик не обладает хорошей памятью.
Знаменитые римские ораторы разрабатывали приёмы для тренировки памяти, дабы безукоризненно готовиться к выступлениям. Они считали, что упорядочивание и запоминание информации помогает созданию новых идей.
В наше время доказано, что регулярная тренировка мозга приносит пользу здоровью – предупреждает старческое слабоумие. Человеческая память – не отживший инструмент.
Она не играет ключевую роль в передачи знаний, как это было в докнижную эпоху, но обладание хорошей памятью выделяет живой, острый ум среди толпы.
Никто не любит зубрёжку – это скучно. Поэтому в статье мы подобрали нестандартные методы запоминания – мнемонические приёмы, которые помогут включить воображение и усвоить любую информацию.
Рифмование для правил
В этом методе используют рифмованные фразы для запоминания информации. Минус метода: таким образом можно запомнить небольшое количество сведений, в противном случае придётся справляться с целой поэмой. К тому же быстро придумать складное стихотворение под силу не каждому.
- Для запоминания правил, используйте существующие рифмованные строки.
- Русский язык:
- Употребившему слово КатАлог
- Мы говорим, что слог его жалок.
- Употребив высокий слог
- Мы произносим КаталОг!
- Математика:
- Стихотворение для запоминания числа Пи:
- Нужно только постараться
- И запомнить всё как есть:
- Три, четырнадцать, пятнадцать,
- Девяносто два и шесть.
- Геометрия:
- Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
- Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам
Составление фразы из первых букв для последовательностей
С помощью этой техники легко можно запомнить последовательность абстрактных понятий. Из первых букв слов, которые необходимо запомнить, составляется ритмичная и странная, а посему легко остающаяся в памяти фраза. Известный пример – цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
- Таким же образом можно запомнить порядок падежей в русском языке: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» – именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
- Легко укладываются в голове официальные языки ООН: АФРИКА — Английский, Французский, Русский, Испанский, Китайский и Арабский.
- Запросто можно запомнить порядок следования планет Солнечной системы: «Мы Все Знаем: МАма Юли Села Утром На Пилюли» – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Сложность метода в том, чтобы составить и запомнить такую фразу. Зато если удалось – она останется в голове надолго.
Образование слова из слогов для иностранной лексики
С помощью этого приёма можно запомнить абстрактное понятие или слово на иностранном языке. Техника переводит слова в знакомые зрительные образы. Возьмём слово embankment (англ.набережная). Разобьём слово по слогам. Каждый слог достроим до целого слова, дополнять слог можно слева, справа или с обеих сторон:
- ЭМ — эмблема
- БАНК — банкир
- МЕНТ — мент
Среди объектов выделяем основной, вокруг которого будут строится остальные слова. Допустим, это слово «банкир». В образе банкира выделим два подобраза: пиджак и кейс. Образуем связи с остальными словами: пиджак — эмблема, мент — кейс. В итоге в слове embankment зашифрована следующая картинка: банкир, у которого на пиджаке – эмблема, а в руке кейс для служителя полиции.
Минус этого метода в том, что подбор слов и составление образа могут занять больше времени, чем простое запоминание слова.
Буквенно‑цифровой код для дат и чисел
- Чтобы использовать этот метод запоминания чисел для начала придётся хорошо выучить таблицу, которую приводит в «Учебнике мнемотехники» Владимир Казаренко:
- 1 – ГЖ
- 2 – ДТ
- 3 – КХ
- 4 – ЧЩ
- 5 – ПБ
- 6 – ШЛ
- 7 – СЗ
- 8 –ВФ
- 9 – РЦ
- 0 – МН
Предположим, нужно выучить год прихода к власти династии Романовых в России – 1613. В таблице каждой цифре соответствуют 2 буквы. Подберём четыре слова, каждое из которых начинается на одну из букв, соответствующих цифрам. Слова должны обозначать образы реального мира: 1 – жёрдочка, 2 – шлем, 3 – гризли, 4 – хрен. Создадим ассоциацию, в которой последовательно используем придуманные слова: на жёрдочке в шлеме сидит гризли и грызёт хрен. Запоминаем этот яркий образ и, когда понадобиться, из первых букв каждого существительного восстанавливаем последовательность цифр.
Дворец памяти для списков
Эта техника основана на расположении понятий в знакомом пространстве. Считается, что она появилась благодаря поэту Симониду Кеосскому. Тот после обрушения крыши зала для пиршеств воссоздал в воображении план здания и смог вспомнить, где сидел каждый участник праздника.
Такой способ подойдёт для запоминания длинных списков, последовательностей слов. Суть методики в том, что нужно мысленно воспроизвести хорошо знакомое пространство. Затем заполнить это место смешными и причудливыми образами запоминаемых объектов.
Джошуа Фоер в книге «Эйнштейн гуляет по луне. Наука и искусство запоминания» приводит такой пример использования метода.
Нужно запомнить список вещей:
- Маринованный чеснок
- Зернистый творог
- Лосось (копчёный на торфе)
- Шесть бутылок белого вина
- Носки
- Три хулахупа
- Трубка аквалангиста
- Устройство для изготовления сухого льда
- E‑mail для Софии
- Рупор и складное матерчатое кресло
- Альпинистские ремни и верёвки
- Барометр
Автор создаёт преувеличенные, странные образы этих объектов и помещает их в родительский дом – место, которое он помнит лучше всего. У Фоера получается такая история:
Я закрыл глаза и представил себя в начале родительского дома. Огромная банка маринованного чеснока горделиво стояла в начале подъездной дорожки к дому. Около двери в коробке с зернистым творогом размером с ванну сидела Клаудиа Шиффер. Я открыл дверь и повернул налево. Вдохнул запах лосося, который лежал на крышке рояля.
Услышал тонкие голоски переговаривающихся бутылок вина, сидевших на диване. Почувствовал как три пары хлопковых носков, свисающих с люстры, коснулись лба. В столовой три женщины крутили хулахупы, стоя на столе. На кухне мужчина нырял в раковину с трубкой аквалангиста, а машина для изготовления сухого льда выплёвывала клубы дыма на столик.
Из кухни я перешёл в маленькую комнатку, где Софи Лорен отправляла письмо по почте. Я спустился в гараж, где в режиссёрском кресле сидел Квентин Тарантино и держал в руке рупор. Я вышел на задний двор, где скалолаз пытался забраться на верхушку дуба. Рядом с забором висел барометр.
Если вообразить подобную причудливую историю несколько раз, образы предметов надолго отпечатаются в памяти.
Метод ассоциаций для абстрактных понятий
В основе метода – преобразование абстрактных понятий в комбинации образов, которые можно увидеть в повседневной жизни. Сочетание следующих приёмов позволит запомнить список абстрактных понятий, например, названия лекарств из фармакологического справочника:
- Превращение в символ: любовь – ❤️;
- Использование созвучных слов: индуктор – кондуктор;
- Привязка знакомого образа;
- Образование слова из слога (этот приём мы рассмотрели выше): embankment = эмблема+банкир+мент;
- Попытаемся с помощью метода ассоциаций запомнить названия штатов США.
- Владимир Козаренко, автор «Учебника мнемотехники» приводит такие примеры для запоминания штатов США с помощью метода ассоциаций.
- Штат Северная Дакота
В этом названии два элемента: Северная и Дакота. К слову «северная» примените приём символизации, обозначьте его образом «белый медведь». К слову Дакота примените приём кодирования по созвучию, обозначьте это слово образом «два кота». Соедините вместе два образа: на голове у медведя сидят два кота.
Штат Аляска
Это слово можно преобразовать в образ с помощью разных приёмов. Кодирование по созвучию: Аляска – «коляска». «Куртка Аляска» – это приём привязки к знакомой информации. Образ «снег» – кодирование символами.
Штат Джорджия
Разбейте слово на части: Джордж (Буш) и Я. Представьте фотографию, на которой вы стоите в обнимку с Джорджем Бушем.
Штат Огайо
Выделите из этого названия часть, похожую по звучанию на ГАИ. Представьте гаишника с двумя обручами на шее.
Штат Миннесота
Разбейте слово на три части: МИН + НЕ + СОТА. Образуйте ассоциацию из трех образов: мина, небо, сота (пчелинная).
Трудное в этом методе – процесс перевода слова в сочетание запоминающихся образов, для этого придётся по полной использовать фантазию. Зато когда удастся это сделать, понятия точно надолго закрепятся в памяти.
Начните с небольших тренировок памяти: попробуйте запоминать по 5 понятий или одной дате в день. Осваивайте приёмы от простых к сложным, и через некоторые время вы начнёте проще запоминать новую информацию. Помните, главное в любой тренировке – регулярность, иначе не будет результата.
Использовали когда‑нибудь мнемонические правила? Делитесь опытом в х.
Источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/pravila-dlya-zapominania-informatsii
Запоминалки по русскому языку
АБВГДЕЁ – постираем всё бельё. ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем. НОПРСТУ – погуляем по мосту. ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща! ЪЫЬ – не запомнятся никак. ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Безударные гласные в корне слова
- Если буква гласная вызвала сомнение –Ты ее немедленно ставь под ударение!
- ***
- В городе Бордо,на улице Бордовой, закат бАгряный и бАгровый.
- ***
- На вЕранде вЕтерНа вИтрине Игрушки.
- (прислала Zelenkova Vlasta)
- ***
- ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
- (прислала Ольга Четверикова)
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
Грамматика
- Для верного определения начальной формы глагола:
- вид не менять, -СЯ не терять.
- ***
- Вопросы, на которые отвечают наречия: где,когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях
- То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
- ***
- Либо, кое, ка, нибудь, –То, таки не позабудь Написать через дефис,
- Как предлог со словом из.
- (из-за, из-под)
- Анатолий Дядченко
- ***
- Кое, либо, то, нибудь Черточку-то не забудь,
- А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
- ***
- Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Иены и юани
Запоминалка для корректоров, которым приходится иметь дело с иенами и юанями:
У китайцев – юани, у японцев – иены.
Инверсия
Неправильный в предложении слов порядок – вот что инверсия значит такое (автор – К. Мелихан)
Н и нн в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
Надевать и одевать
Одевать (кого?) НадеждуНадевать (что?) одежду.
Названия падежей
|
|
|
|
|
Наречия на шипящую – исключения
Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова
- И ужасно, и опасноБукву Т писать напрасно!Всем известно, как прелестно
- Букву Т писать уместно!
- ***
- Интересно: Не чудесно, не прекрасно, А ужасно и опасно
- Букву Т писать напрасно.
- ***
- Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
- ***
- До чего ж сегодня день чудесНый,СоЛнце в небе празДнично горит,Освещает месТность и окресТность,И теплом своим серДца бодрит,Но лежит на пасТбище корова,ГрусТно смотрят карие глаза,Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Последовательность знаков препинания
Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».
Слова с буквой «ять»
- Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)сУб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)далИ за б(е)дный тот об(е)д
- Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
Согласные
- Все согласные глухие в предложении:
- Степка Фец, хочешь щец?
- или:
– Степка, хочешь щец? – Фи!
Все согласные звонкие в предложении:
Где жизнь была в мире + й
Удвоенные согласные
Количество С в слове искусство: 1/2. На первом месте – одно, на втором – два.
***
МошеННик у тружеНика одну Н украл!
Чередующиеся гласные в корне слова
Собирать, стирать, задира –Повнимательней гляди:Если в слове имя Ира,Значит, в корне буква И.
***
Если после корня — А, В корне будет И всегда.Вот пример, запоминай:Ноги вытЕр? — ВытИрай!
***
Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.
- (Прислала Ксения Мурашкина)
- ***
- СКАК напишем только так,СКОЧ без о писать невмочь.
- (прислала Дарья Конькова)
Члены предложения
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо, Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/zapominaem_pravila/pravila_v_stikhakh/zapominalki_po_russkomu_jazyku/29-1-0-891
Бизинов Алесей |
Умные картинки, или Подсказки себе самому | Журнал «Русский язык» № 30/2004
Алексей БИЗИНОВ, г. Санкт-Петербург Умные картинки, или Подсказки себе самому
- БСЭ: Навык – доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. (Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого действия, т.е. получается навык в собственном смысле слова.)
Если на одно и то же правило (предположим, на дополнительных занятиях или курсах) дать достаточно много разнообразных практических работ да еще в сочетании с хорошим объяснением, то у многих учеников количество ошибок на это правило уменьшится или даже они вовсе исчезнут. Ура! Казалось бы, мы выработали у учеников умение (а может, даже навык?). Но, увы, проходит время – и у большинства учеников снова появляются ошибки по этой теме. Без ошибок продолжают писать только немногие дети.
Так не способность ли долго сохранять приобретенный практический навык или умение является одной из основ, определяющих грамотность? А если к тому же навыки вырабатываются быстро, то не их ли называют «врожденной грамотностью»?
Как долго должно сохраняться умение или навык для обеспечения грамотности? Как минимум до следующего повторения этой темы.
Пример образования похожего навыка можно привести из области другой дисциплины – высшей математики. В вузе на контрольной работе дается несколько математических примеров, и решить их надо за 1,5 часа.
Дело в том, что каждый пример может быть решен одним из 5–6 типовых способов, но нет времени подбирать их наугад, контрольную можно успешно написать только в том случае, если по внешнему виду примера студент сразу определяет способ его решения.
Все студенты, сдавшие зачет, решая на стадии подготовки то или иное количество примеров, приобретали такой навык. Простота задачи заключалась в том, что полученный навык надо было сохранять только несколько дней.
Логично предположить, что практический навык (по пунктуации, например) позволяет, не проводя подробный анализ, быстро распознать в написанном предложении его структурные элементы (знакомые по практическим занятиям) и выполнить расстановку знаков. В сложных случаях узнавание одних структур, конечно, сочетается с грамматическим анализом других.
Очевидно, в таких случаях стирается грань между хорошо развитым умением и навыком.
О комплексном характере навыка
Утверждение о том, что некоторые люди пишут грамотно, но при этом не помнят правил (точнее, не помнят некоторых подробностей правил), может привести к интересному выводу: эти люди не помнят подробностей за ненадобностью!
Когда мы произносим знакомые слова, вспоминаем ли мы, из каких букв (звуков) состоит слово? Нет, в нашей памяти есть целостный образ слова, и мы вспоминаем слово целиком.
Сравните, когда мы пытаемся запомнить длинное иностранное слово, то его мы разучиваем по частям. Встретив хорошо знакомого человека, мы узнаем его сразу, а не по отдельным приметам.
В то же время на просьбу воспроизвести по памяти его черты (например, какого цвета его глаза, форма носа и т.д.) мы не всегда сможем ответить правильно.
А правила содержат подробный перечень сведений, определяющих ту или иную грамматическую единицу. И эти подробности не надо воспроизводить по памяти тем, кто может узнать грамматическую конструкцию в целом.
Вероятно, в нашем мозге даже независимо от нашего желания возникновению навыка предшествует такая обработка материала, в результате которой формируется и запоминается некий комплексный образ грамматической конструкции и в дальнейшем становится возможным узнавание ее сразу по нескольким признакам.
Внешние факторы
Из-за сложности и неоднородности частей, из которых состоит грамматика русского языка, мы вынуждены усваивать ее разными путями.
Во-первых, по каким-то темам удается выработать и сохранять навыки. Причем, например, навык, обеспечивающий правописание словарных слов, отличается по механизму образования от навыков, обеспечивающих правописание согласно каким-то правилам.
Во-вторых, если навык не удалось образовать, то приходится постоянно подновлять в памяти знание правил и тренироваться в применении грамматического анализа.
Какие внешние факторы, кроме практической тренировки, больше всего способствуют образованию этих умений и навыков?
Если рассматривать сложные случаи, то, конечно, это – хорошее, понятное объяснение, которое ученик сможет надолго запомнить. А если не сможет? Чего будут стоить самые хорошие объяснения, если ученик не сможет их запомнить?
Как же помочь тем, у кого полученный навык и знание правил быстро пропадают? Напрашивается ответ: создать методику, помогающую запоминать.
Мы предлагаем создать методику запоминания, опирающуюся на зрительную память. Этот вид памяти мало используется в учебном процессе. Кстати, у большинства людей зрительная память является ведущей.
Особенность памяти
Представьте себя последовательно в двух ситуациях: а) вы прослушали трехчасовую лекцию о каком-нибудь городе, где никогда не были; б) вы совершили трехчасовую экскурсию по тому же городу, слушая тот же текст.
Из собственного опыта все знают, что во втором случае мы запомним больше.
Но наша способность запоминать при этом не менялась! Мы изменили лишь форму подачи материала: добавилась образная информация (то, что мы увидели, потрогали руками и т.д.).
Вся эта информация одновременно запоминалась словесными и образными структурами памяти (эти структуры памяти находятся в разных отделах мозга). И, вспоминая, мы получаем возможность черпать информацию из всех этих источников.
Образная информация дублирует и поясняет словесную информацию. Иначе говоря, при воспроизведении каждая структура памяти вносит свои дополнения в общую картину.
Ниже мы покажем, как можно использовать эту особенность нашей памяти при изучении правил русского языка.
О недостатках механического запоминания
Нередко приходится слышать, что есть ученики, которые хорошо знают правила, но при этом делают ошибки на те же правила. Причин может быть много, назовем одну из них: недопонимание смысла правила из-за того, что выбран неподходящий для конкретного ученика способ запоминания.
Дело в том, что правильное написание является результатом применения нескольких мыслительных операций, и если первая – вспоминание какого-то правила и удержание его в оперативной памяти – требует от ученика больших усилий, то сил на выполнение других операций у него уже не остается.
Например, ученик может выделить в предложении обращение и при этом забыть поставить знаки препинания, выделяющие прямую речь (или наоборот). Между тем, как известно из теории памяти, что-либо, запомненное с помощью зубрежки, у некоторых учеников держится в памяти неустойчиво и требует больших усилий для воспроизведения.
Доказательство этого любой человек может привести из собственного школьного опыта.
Информация, «усвоенная» с помощью большого количества бездумных повторений, зачастую никак не желает воспроизводиться именно в тот момент, когда она очень нужна, например, в момент ответа у доски, и быстро всплывает в памяти, как только начал отвечать другой ученик. Для воспроизведения не хватило самой малости – небольшой подсказки.
Причины забывания
Для ученика правило обычно представляет собой набор сведений, мало связанных между собой. А ведь забывание (упускание из виду) даже небольшой части правила (всего лишь одного слова или даже буквы!) может привести к ошибкам.
Например, упустив из виду, что правило относится только к правописанию наречий, ученик не может вспомнить, когда надо ставить дефис, а когда нет (ср. будь по-моему, но по моему желанию). Или же ученик не может вспомнить, перед какой буквой ставится «твердый знак», а перед какой не ставится (ср. двухъярусный, но двухэтажный).
Каким же образом идет процесс забывания правила (во времени)?
Предположим, мы выучили правило. Что произойдет в нашей памяти с этой полезной информацией впоследствии? В течение какого-то времени (t1) мы будем помнить все?
- Следующий временной отрезок (t2) можно будет охарактеризовать тем, что, хотя мы «забыли» какие-то части правила, тем не менее мы можем быстро восстановить их в памяти, если:
- а) нам кто-то или что-то подскажет (но обычно это запрещено);
- б) мы воспользуемся такой подсказкой к правилу, которую легко запомнить, и она сохраняется в памяти более долговременно, чем само правило.
В предлагаемой методике созданы подсказки, когда можно «подсказать» самому себе. Речь идет о картинках-образах. Часть из них в качестве примеров приведена ниже.
Как видно из схемы, время, в течение которого мы в состоянии вспомнить правило, может сложиться из суммы двух отрезков t1 и t2, и оно гораздо больше времени удержания в памяти правила без использования подсказки (t1).
Картинки-подсказки в примерах
- 1) Правописание слов с разделительным ъ
- Разделительный ъ пишется после приставок на согласную перед е, ё, ю, я: подъезд, подъём, изъять.
- Пояснения к картинке-подсказке
- Башня похожа на ъ и стоит на подставке, напоминающей условное обозначение приставки, – это «подсказывает» связь ъ и приставки.
- Ъ всегда рад таким гостям, как ёж с яблоком и ежиха в юбке, потому что первые буквы названий этих животных и предметов соответствуют его любимым буквам е, ё, ю, я.
Центральное место на картинке занимает подъемный мост. Подъемный – это слово-пример, имеющее достаточно распространенную приставку под-, оканчивающуюся на согласную.
При необходимости можно обыграть название знака – твердый. Например, таким образом: дом твердого знака стоит на острых, твердых скалах.
Можно обратить внимание на пространственное расположение предметов на рисунке слева направо: сначала идет подставка (напоминающая обозначение приставки), потом башня, символизирующая «твердый знак», и в завершение – ежики, подсказывающие буквы, перед которыми ставится ъ.
2. Правописание корней с чередованием гласных е – и
В корнях с чередованием гласных е – и (-бер-/-бир-, -блест-/-блист-, -дер-/-дир-, -жег-/-жиг-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -тер-/-тир-) пишем букву и только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-: стереть – стираю, запереть – запираю.
Рис. Леонида Мельника
Пояснения к картинке-подсказке
Для того чтобы запомнить по одному слову с каждым из этих корней, представьте себе, что вы перенеслись лет на 200 назад и оказались в роли дежурного по классу. Вам прочли наставления (см. рисунок, начиная со стоящего на первом плане стола и далее по часовой стрелке):
На стол свежую скатерть постелить. Стекла должны блестеть. С доски стереть (см. рис.). Лампу не зажигать. Дверь не запирать. Не то выберу лозу И выдеру как сидорову козу.
«Сейчас я со смеху помру (помер – помираю)», – подумал я и проснулся.
Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200403003
Слова исключения из правил в русском языке: изучаем суффиксы, как пишется брошюра, стеклянный, оловянный
Русский язык – один из самых сложных языков в мире. Множество орфографических и пунктуационных правил, лексика и грамматика – все это создает трудности не только иностранцам, но и носителям языка. Кроме того, исключений из правил русской орфографии великое множество, и всякому грамотному человеку необходимо их знать.
Заимствованные слова
Одно из самых простых правил в русском языке – это гласные после шипящих. С начальной школы всем известно, что после Ш и Щ нельзя писать буквы Ю и Я: чаща, щука, щупальца.
Однако многие задаются вопросом: как пишется слово брошюра или, например, парашют, и почему. Эти слова пришли к нам из французского языка. Жюри, брошюра, парашют пишутся с буквой Ю после шипящей и являются исключениями.
Часто при письме затруднение вызывает слово капюшон, так как в нем две безударных гласных, а ударная О находится после шипящей. Оно тоже иноязычного происхождения, и его правописание следует запомнить.
Совет! Правописание наименований, пришедших из других языков, следует запомнить, так как часто оно не соответствует правилам русской орфографии. В случае сомнения лучше сверяться со словарем.
Глаголы-исключения
Как показывает практика, для школьников одним из самых сложных правил является написание глаголов. Казалось бы, здесь все просто: в русском языке только два спряжения.
Нужно научиться определять спряжение, и в зависимости от этого писать в окончании нужную букву. Но это правило усложняется большим количеством исключений.
Глаголами 2-го спряжения принято считать те, которые в начальной форме оканчиваются на –ить. Но есть еще 11 слов, которые входят в эту группу и считаются исключениями 2 спряжения. Это всем известные глаголы:
- терпеть (слишком много терпишь);
- вертеть (вертит головой);
- обидеть (обидится из-за пустяка);
- зависеть (зависишь от обстоятельств);
- ненавидеть (ненавидим плохую погоду);
- видеть (плохо видит);
- смотреть (смотришь в разные стороны);
- слышать (слышишь странные звуки);
- дышать (дышит с трудом);
- держать (держит всех в напряжении);
- гнать (гонишь с бешеной скоростью).
К 1-му спряжению считается правильным относить все остальные глаголы, которые не оканчиваются на –ить в начальной форме, а значит, на любые другие сочетания букв. Но и здесь есть слова, не подчиняющиеся правилу. Это знакомые со школьных лет:
- брить (ты не бреешь бороду),
- стелить (мягко стелет, да жестко спать).
К первому же спряжению относится и устаревшее слово «зиждиться», которое уже не употребляется в современной речи.
Важно! Чтобы не допустить ошибки в окончании глагола, нужно хорошо знать не только правило, но и выучить все коварные исключения.
О/Ё после шипящих: исключения из правила
Правило о написании о, ё и е после шипящих гораздо проще, чем может показаться.
Чтобы не ошибиться, нужно сначала определить, находится ли орфограмма в корне слова или в других его частях (суффиксы, окончания).
- Если речь идет о корне, то правильно писать букву ё в тех словах, к которым можно подобрать однокоренные с е. Щётка – щетина, расчёсывать – чесать, щёлкать – щелчок. Если подобрать такую замену не удается, значит, после шипящего нужно писать о: обжора, шок. Часто такие случаи запоминают как исключения из правила.
- В суффиксе и окончании выбрать нужную букву еще проще. Е (ё) пишется в глаголах и отглагольных формах, а также в отыменных частях речи без ударения: течет, сгущенка (от сгустить), реченька.
В слове крыжовник очень часто допускают ошибки, но если разобраться, оно совсем не сложное. Если проанализировать морфемный состав, то мы увидим корень в этом названии –крыжов- и суффикс –ник- . Родственных словоформ с е нет, значит, следует писать букву о.
Гласные после Ц: как не ошибиться
Одно из самых несложных и любимых детьми правил грамматики – это выбор буквы и или ы после ц. Алгоритм действий здесь аналогичный тому, который рассматривался в предыдущем правиле.
Первое, что нужно сделать. – определить, в какой морфеме находится затруднительная для нас орфограмма.
В корне после ц нужно писать и: веселый цирк, металлический циркуль, циферблат часов. Лишь несколько лексических единиц не соответствуют данному правилу:
- цыган;
- цыпочки;
- цыпленок;
- цыкнуть (разговорное слово);
- цыц (междометие).
Все их легко запомнить, если сложить в известную всем смешную фразу.
Важно! Этому же правилу подчиняются существительные, оканчивающиеся на –ция: в них ЦИ тоже находится в корне: обратиться в милицию, ценная акция, ароматная акация и т.д.
В окончании и суффиксе после ц всегда пишется ы, и из этого пункта правила нет исключения: вкусные огурцы, куницын мех, искусные мастерицы, резвые синицы и т.д. Иначе говоря, все слова на цы пишутся только с буквой Ы.
Написание Н и НН в разных случаях
Еще одна коварная часть русской грамматики – количество Н в разных морфемах. Чтобы писать грамотно, в случае сомнения нужно начать с определения части речи и далее руководствоваться соответствующими правилами:
- В существительных и прилагательных в русском языке пишутся две Н на стыке корня и суффикса: пустын-ник, стран-ный, корон-ный.
- В наречиях нужно писать столько Н, сколько в прилагательных, от которых они произведены. Странно – от странный, туманно – от туманный, спонтанно – от спонтанный.
- В причастиях полной формы всегда пишется удвоенная –н-. Жаренная в масле рыба, связанные носки, отмеренный срок, вылепленный снеговик. В краткой форме всегда пишется –н-: носки связаны, рыба пожарена, срок отмерен.
- Несколько сложнее дело обстоит с прилагательными. В них может писаться и одна –н-, и две. –Н- пишется в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-: мышиная возня, соколиная охота, глиняный кувшин, кожаный пиджак. Из этого правила есть всего три исключения в нашем языке, которые пишутся с –нн-: стеклянный стакан, деревянный стул, оловянный солдатик.
Слова-исключения в русском языке
Изучаем, какие бывают глаголы исключения
Вывод
Грамотность всегда вызывает положительное впечатление о человеке, о его образованности и культуре, поэтому ею нельзя пренебрегать.
Чтобы быть грамотным, нужно не только хорошо знать правила русского языка, но и выучить все случаи, которые правилам не подчиняются.
Буквы о или е/ё в словах, и или ы, н или нн, и или е в безударной позиции – все эти случаи требуют внимательности и эрудиции, а подчас поможет этимология слов.
Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/slova-isklyucheniya-v-russkom-yazyke.html