Политический режим: происхождение и определение понятия, характеристика видов и типов политических режимов

  • Понятие «политический режим» в литературе трактуют в рамках узкого и широкого подходов.
  • В узком смысле понятие «политический режим» рассматривается как государственный режим, под которым понимают совокупность методов и инструментов реализации государственной власти.
  • При широком подходе понятие «политический режим» раскрывает политическую атмосферу общества, которая формируется в результате взаимодействия государственной власти, разных политических сил и институтов общества.
  • В практическом плане понятие политический режим выступает самой важной характеристикой государства, поскольку для человека истинно важна реальная политическая атмосфера, уровень его экономического и правового положения.

Следует отметить, что один и тот же политический режим может быть реализован при различных формах и видах правления.

Например, по форме правления Англия является конституционной монархией, Германия – парламентская республика, Франция – президентская республика, однако вид политического режима в этих государствах одинаковый – буржуазная демократия.

  1. При этом следует отметить, что изменение вида политического режима нередко приводит к изменению формы государства и наоборот.
  2. Для понимания природы этих взаимосвязей необходимо учитывать всю политическую ситуацию в государстве, а также огромное воздействие на политический режим всех институтов гражданского общества.
  3. В зависимости от указанных факторов политический режим принято делить на два вида: демократический и недемократический (авторитарный и тоталитарный).
  4. В истории и практике развития государственности существуют различные примеры видов демократических режимов, однако их суть неизменно проявляется в народовластии.
  5. В целом современному виду демократического режима характерны следующие черты:
  6. – принятие воли народа как единственного источника государственной власти;
  7. – реализация государственной власти на базе принципа разделения властей;
  8. – выборность и сменяемость представителей органов государственной власти;
  9. – наличие политико-правовых механизмов, гарантирующих прямое или опосредованное участие граждан в управлении государством;
  10. – широкий набор реальных прав и свобод у человека и общества;
  11. – политический плюрализм;
  12. – наличие реальных оппозиционных сил.
  13. Важнейшей чертой демократического политического режима является систематическая и мирная смена руководителей государства и правящей партии.

Авторитарный режим представляет собой вид государственно-политического устройства общества, при котором политическая власть реализуется определенным политическим деятелем (партией, элитной группой и т.д.) при незначительном или минимальном участии населения.

  • К основным чертам авторитарного политического режима относят:
  • – на всех уровнях власти реальные рычаги управления концентрируются в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов и должностных лиц;
  • – не соблюдается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • – реальные властные возможности представительных органов заметно ограничены;
  • – суд используется реальными руководителями государства как вспомогательный орган;
  • – принципы выборности должностных лиц и их подотчетности существенно ограничены;
  • – преобладают административные методы государственного управления;
  • – практикуется ограниченная цензура и частичный плюрализм;

– права и свободы человека не гарантируются во всей своей полноте и т.д.

В политический оборот термин «тоталитаризм» ввел Бенито Муссолини в 1925 году при характеристике собственного движения. В научной литературе его начали активно использовать в 30-е годы XX века.

Рассмотрим понятие «тоталитаризма», которое характеризуется набором определенных черт. Тоталитаризм – это политический режим, сутью которого является всеобъемлющий и постоянный контроль над населением, что предполагает систематическое применение насилия либо его угрозу.

Тоталитаризму как политическому режиму свойственны следующие черты:

– монизм (т.е. отсутствие плюрализма), который предполагает наличие одной (как правило, выраженной государством) единственной верной позиции на понимание определенных вопросов из различных сфер общественной и государственной жизни;

  1. – вся власть концентрируется в руках аппарата одной партии;
  2. – запрещается деятельность всяких иных видов политических партий и организаций;
  3. – последовательная и жесткая централизация власти, во главе которой находится вождь;
  4. – реализация единой для всего населения идеологии на государственном уровне;
  5. – активное распространение уравнительного принципа во всех сферах жизнедеятельности общества;
  6. – монопольное обладание истиной представителями тоталитарной системы;
  7. – принесение в жертву частных и личных интересов во имя выполнения общегосударственных задач;
  8. – нетерпимость к любому виду инакомыслия, догматизм;
  9. – монополия государства на создание и распространение информации, полный контроль над СМИ.

Авторитарные и тоталитарные виды режимов различаются по ряду параметров. Во-первых, тоталитаризм характеризуется всеобщим контролем, а авторитаризм – частичным.

Во-вторых, при авторитарном режиме применяется тактика выборочного террора с целью предотвращения появления действенной оппозиции, при тоталитарном режиме реализуется систематический террор по отношению к оппонентам власти.

Таким образом, вышеуказанные виды политического режима отражают основные подходы к организации жизнедеятельности государства и общества, которые реализовывались на практике.

Источник: https://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/109-ponyatie-i-vidy-politicheskikh-rezhimov

Политические режимы и их виды

Политический режим – термин, который впервые появляется в работах Сократа, Платона и других древнегреческих ученых-философов. Аристотель выделял правильные и неправильные режимы. К первому типу он относил монархию, аристократию, политию. Ко второму – тиранию, олигархию, демократию.

Это способ организации политической системы. Он отражает отношение к власти и обществу, уровень свободы, характер преобладающей политической направленности. Эти характеристики зависят от разных факторов: традиций, культуры, условий, исторической составляющей. Поэтому двух абсолютно похожих режимов у разных государств не может быть.

Происходит формирование политического режима благодаря взаимодействию огромного количества институтов и процессов:

  • степенью интенсивности протекания различных общественных процессов;
  • формой административно-территориального устройства;
  • типом властно-управленческого поведения;
  • системностью и организованностью правящей элиты;
  • наличием правильного взаимодействия аппарата чиновников с обществом.

Институциональный и социологический подходы к определению

Институциональный подход сближает, сливает политический режим с понятием формы правления, государственного строя. Из-за этого он становится частью конституционного права. Он больше характерен для французского государства. Раньше в рамках этого подхода выделяли три основные группы режимов:

  • слияния – абсолютная монархия;
  • разделения – президентская республика;
  • сотрудничества – парламентская республика.

Со временем эта классификация стала дополнительной, поскольку в большей мере определяла только правительственные структуры.

Социологический подход отличается тем, что делает акцент на социальных основаниях. При нем понятие режима рассматривается более объемно, предполагая баланс во взаимоотношениях государства и общества. Режим имеет в основании систему социальный связей. По этой причине режимы изменяются и измеряются не только на бумаге. Для процесса нужно взаимодействие и движение социальных оснований.

Структуру составляют властно-политическая организация и ее структурные элементы, политические партии, общественные организации. Формируется она под воздействием политических норм, культурных особенностей в их функциональном аспекте.

По отношению к государству нельзя говорить об обычной структуре.

Первостепенное значение отводится отношениям между ее элементами, способам формирования власти, отношением правящей элиты с обычными людьми, создание предпосылок для реализации прав и свобод каждого человека.

На основе структурных элементов можно выделить основные признаки правового режима:

  • соотношение разных видов власти, центрального правительства и местного самоуправления;
  • положение и роль различных общественных организаций;
  • политическая стабильность общества;
  • порядок работы правоохранительных и карательных органов.

Одной из важных характеристик режима является его легитимность. Под ней понимается, что в качестве основы для принятия любых решений находятся законы, Конституция, правовые акты.

На этой характеристике могут основываться любые режимы, в том числе и тиранические.

Поэтому сегодня легитимность – признание режима массами, опирающееся на их убеждениях о том, какая политическая система общества отвечает их убеждениям и интересам в большей степени.

Разновидностей политических режимов огромное количество. Но в современных исследованиях акцент делается на трех основных типах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Тоталитарный

При нем формируется такая политика, чтобы можно было осуществлять абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества и человека в целом. Он, как и авторитарный тип, относится к недемократической группе. Главная задача власти – подчинить уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее, организовать власть так, чтобы в государстве создавались все условия для этого.

  • Отличием тоталитарного режима является идеология. В нем всегда существует своя «Библия». К основным признакам относится:
  • Официальная идеология. Она полностью отрицает другой порядок в стране. Она нужна для объединения граждан, построения нового общества.
  • Монополия на власть единой массовой партии. Последняя практически поглощает любые другие структуры, начиная выполнять их функции.
  • Контроль над СМИ. Это один из главных минусов, поскольку происходит цензура подаваемой информации. Тотальный контроль наблюдается по отношению ко всем средствам коммуникации.
  • Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления.

Тоталитарные режимы могут меняться, эволюционировать. Если появляется последнее, то речь идет о пост тоталитарном режиме, когда ранее существующая структура теряет часть своих элементов, становится более размытой и слабой. Примером тоталитаризма является итальянский фашизм, китайский маоизм, немецкий национал-социализм.

Авторитарный

Этот тип характеризуется монополией на власть одной партии, лица, института. В отличие от предыдущего вида, авторитаризм не имеет единой для всех идеологии. Граждане не подвергаются репрессиям только из-за того, что являются противниками режима. Можно не поддерживать существующую систему власти, ее достаточно просто терпеть.

При этом виде отмечается разная регламентация разных аспектов жизни. Характерна намеренная деполитизация масс. Это значит, что они мало знают о политической обстановке в стране, практически не принимают в решении вопросов участия.

Если при тоталитаризме центр власти – одна партия, при авторитаризме самой высшей ценностью признается государство. Среди людей сохраняются и поддерживаются классовые, сословные и другие различия.

К главным признакам относится:

  • запрет на работу оппозиции;
  • централизованная монистическая структура власти;
  • сохранение ограниченного плюрализма;
  • отсутствие возможности ненасильственной смены правящих структур;
  • использование структур для удержания власти.

В обществе считается, что авторитарный режим всегда подразумевает использование жестких систем политического правления, который применяет принудительные и силовые методы регулирования любых процессов. Поэтому важными политическими институтами являются силовые органы и любые средства обеспечения политической стабильности.

Демократический политический режим

Он ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью. При демократическом режиме соблюдаются все права человека. Это главный его плюс.  Демократия – народовластие. Ею можно назвать политический режим только в том случае, если законодательная власть была выбрана народом.

Читайте также:  Что такое причастный оборот: примеры, схемы, как он определяется в сложном предложении

Государство предоставляет своим гражданам широкие права и свободы. Оно не ограничивается только их провозглашением, но и обеспечивает основу для них, устанавливает конституционные гарантии. Благодаря этому свободы становятся не только формальными, но и реальными.

Главные признаки демократического политического режима:

  1. Наличие Конституции, которая бы отвечала требования народа.
  2. Суверенитет: народ выбирает своих представителей, может их менять, осуществлять контроль над деятельностью гос. структур.
  3. Происходит защита прав отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства — необходимое, но не достаточное условие.

В демократическом строе есть равенство прав граждан в управлении гос. системами. Могут создаваться любые политические партии и объединения, позволяющие выразить свою волю. В при таком режиме правовое государство понимается в качестве высшей власти закона. При демократии политические решения всегда альтернативны, а законодательная процедура является четкой и сбалансированной.

Рассмотренные три типа являются самыми популярными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые политологи, характеризуя современные недемократичные режимы, делают акцент на гибридных видах. Особенно на тех, которые сочетают демократию и авторитаризм. При этом направлении происходит узаконивание отдельных положений с использованием различных демократических процедур.

Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура.

Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократуре происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-947537-politicheskie-rezhimy-i-ih-vidy

Политический режим. Типы политических режимов -Обществознание

Политический режим (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Словосочетание «политический режим» появилось в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140 — 160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

Термином не является по причине разнообразия мнений исследователей и учёных.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим.

Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой».

Критики такого подхода отмечают, что политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов.

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти.

Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Современные подходы к определению понятия

В современной науке сложились две основные традиции осмысления понятия политического режима, одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая — с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

Институциональный подход

Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти.

При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режимоказывается частью категориального аппарата конституционного права.

В рамках институционального подхода складывается разница между терминамиполитический режим и государственный режим.

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  • режим слияния властей — абсолютная монархия;
  • режим разделения властей — президентская республика;
  • режим сотрудничества властей — парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур.

К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы.

По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе.

Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами.

Социологический подход

В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют тем, которые предписаны конституционными актами.

При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится.

Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

Сходной точки зрения в определении политического режима придерживаются американские ученые Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер:

Совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.

В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

Виды политических режимов

Демократия —

политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

  1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов
  2. Народ является единственно легитимным источником власти
  3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей.

До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству.

В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.

Одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы.

Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, некоторые левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений требует обеспечения социальных прав и низкого уровня социально-экономического неравенства.

Ряд авторитарных режимов имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии.

К числу сравнительно новых стоящих перед ней проблем относятся сепаратизм, терроризм, миграция населения, рост социального неравенства.

 Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЕС, полагают, что контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии и соблюдения прав человека, частично должен быть в сфере влияния международного сообщества.

Демократия имеет своё начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время.

В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан. Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10000 человек, а женщины, неграждане и рабы не имели политических прав.

Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными, а другие назначались по жребию.

Платон в восьмой книге «Государства» утверждает, что избыточная демократия неминуемо влечёт за собой тиранию. По Платону, демократия — это власть завистливых бедняков.

 Аристотель рассматривал демократию как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно данного большинства. Он считал демократию одним из трех искаженных политических режимов.

Подобно тому, как тирания является искажением монархии, олигархия искажением аристократии, так и демократия является искажением политии (республики, согласно переводу Цицерона).

В средневековой Европе ключевую роль в зарождении принципов демократического правления сыграли концепции религиозного, естественного и обычного права как ограничений произвола власти.

Большое значение имело распространение практики, когда монархи стремились получить одобрение своих распоряжений со стороны различных сословий.

Съезды представителей этих сословий были прообразами современных законодательных собраний.

Эпоха просвещения, Американская и Французская революции стимулировали интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений о гражданских правах и политическом равенстве. Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных на свободных выборах, стали центральными институтами демократического правления.

Во многих странах демократия также стала включать состязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права. В странах с коммунистическими режимами провозглашалась идея народовластия, в структуру которого входили классовое единство и преимущественно государственная собственность на средства производства.

До XX века демократия предполагала, что полноправным гражданством обладает меньшинство населения по критерию имущественного ценза, расовых, гендерных и национальных признаков, в то время как остальные были фактически исключены из процесса принятия политических решений.

К началу XXI века всеобщность выборов получила мировое признание как один из важнейших критериев демократии.

На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов в мире является самым большим за всю историю. По мнению ряда политологов, на рубеже XXI века демократические институты в более трети стран мира были сравнимы с институтами старейших демократий.

Основные типы демократических систем

Доминирующая ветвь власти

  • Парламентская демократия. Правительство назначается законодательным органом власти. Правительство и его глава (премьер-министр) также могут быть подотчётны церемониальному главе государства (монарху, президенту или специальному органу). В парламентской республике глава государства периодически избирается парламентом, или эту должность совмещает председатель правительства.
  • Президентская республика. Президент выбирается народом напрямую и является главой исполнительной власти.
  • существуют также смешанные системы.

Региональная иерархия власти

  • Унитарное государство. Политическая власть сосредоточена в руках центрального правительства, которое определяет объёмы властных полномочий региональных органов власти.
  • Федерация. Согласно конституции, власть поделена между центральным правительством и относительно автономными региональными правительствами.
Читайте также:  Понятие фототрофа в биологии, примеры микроорганизмов, тип питания бактерий

Структура законодательной власти

  • Однопалатный парламент. Нормативные акты принимаются на заседаниях с участием всех членов парламента.
  • Двухпалатный парламент. Законодательное собрание состоит из двух палат, которые формируются и функционируют раздельно. Одни нормативные акты могут требовать одобрения только одной палаты, другие — обеих палат.

Система выборов в представительные органы

Источник: https://myfilology.ru/social-studies/politicheskii-rezhim-tipy-politicheskikh-rezhimov/

Политический режим: понятие и типология

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 9Следующая ⇒

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой.

Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

  • Типы политических режимов:
  • – демократический – широкие гражданские права и свободы человека;
  • – тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;
  • – авторитарный – непререкаемое подчинение власти.
  • Признаки политического режима:
  • – степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
  • – соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
  • – гарантированность прав и свобод личности;
  • – характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • – степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • – положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  1. – место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
  2. – соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  3. – характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;
  4. – тип политического поведения;
  5. – характер политического лидерства;
  6. – учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

– доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

– принципы взаимоотношения общества и власти;

– политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

  • – мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;
  • – существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
  • Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим».

Понятие и идейные истоки тоталитаризма. Основные черты и разновидности тоталитарного строя.

Тоталитаризм – полит. режим, в кот. осущ-ся полный контроль и жесткая регламентация со стороны гос-ва всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающихся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

Социальной базой явл-ся маргинальные соц. группы: люмпен-пролетариат, люмпен-интеллигенция города и люмпенизированное крестьянство. Для них хар-ны соц. аморфность, дезорганизованность, непримиримость, ненависть к стабильным, добившимся успеха в жизни соц. слоям общества.

Тоталитаризм возник вследствие усиления роли гос-ва как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов. Во многих странах гос-во потеснило гражданское общество. Возникли технические возможности ля идеологического и полит. контроля за личностью. (Германия СССР в 30-40ые гг. тоталитарный режим)

*Правый тотал. режим. В основе – национальный (расовый) критерий – фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии.

*Левый тотал. Режим, в основе – классовый (социальный) критерий – сталинизм, Мао-Цзедиизм в Китае.

Признаки:

1) Верховенство гос-ва, носящее тотальный хар-р

2) Сосредоточение всей полноты гос. полит. власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деят-ти гос. органов.

3) Монополия на власть единственной массовой полит. партии, сращивание партийного и гос. аппарата.

4)Ликвидация принципа разделения властей.

5) Подрыв и разрушение институтов и организаций гражданского общества.

6) Господство в обществе одной всесильной гос. идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути.

  1. 7) Централизованная система контроля и управления экономикой.
  2. 8) Полное бесправие человека.
  3. 9) Строгая цензура (запрещено критиковать представителей власти, гос. идеологию)
  4. 10) Полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов.
  5. 11) Подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие.
  6. 12) Подавление личности, обезличивание человека.
  7. Содержание и особенности авторитарных политических систем.

При авторитарном режиме общественная жизнь носит более свободный характере.

Руководство общественной жизнью со стороны гос-ва не столь тотально, нет строгого организованного контроля над эк, соц, семейно-бытовой, духовной сферой общества, допускается существование оппозиционных партий, действуют различные институты гражданского общества.

Авторитаризм не стремится навязать обществу гос. идеологию, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в полит. мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции, различные полит. силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.

Авторитарный режим – это полит. режим, в кот. созданы частичные возможности для выражения соц. интересов, а отношения гос-ва и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия.

Признаки:

1) гос. власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов.

2) полит. права и свободы граждан в значительной мере ограничены. «Все, что не разрешено – запрещено».

3) полит. власть сконцентрирована в руах одного человека или одного органа гос-ва.

4) отсутствует четкое разделение властей (влияние исполнит. на судебную, исполнит. и законодат. в руках главы гос-ва при ограничении роли парламента)

5) допускается полит. плюрализм.

6) формирование органов власти, а также циркуляции правящих элит осущ-ся волевым введением их в руководящие структуры.

7) в обществе доминирует гос. идеология, но допускаются и др. идейные течения.

8) относительная автономия от гос-ва эк, соц, культурной, семейно-бытовой сфер жизни общества.

9) цензура над издательской деят-тью и средствами СМИ.

Существуют авторитарные режимы: *старые, традиционные (доиндустриальный период, слабо развиты рыночные отношения, сильны традиция, религия, общинные связи, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, в этих странах отсутствует разделение властей, полит.

конкуренция) и *новые, современные (основаны на развивающихся рыночных отношениях и характерны для стран, совершающих модернизацию и переходящих от традиционных обществ к индустриальному, от тоталитарно к демократическому). *Олигархический тип (Латинская Америка) – эк. и полит. власть сосредоточена в руках нескольких влиятельных лидеров.

*«Военные режимы». *Теократические режимы – полит власть концентрируется в руках духовных сил. (Иран).

  • Понятие демократии
  • Демократия в переводе с греческого означает «народовластие». Демократию рассматривают в различных смыслах:
  • – как политический режим, организацию политической системы;
  • – как процесс становления демократических структур и отношений.
  • Демократия как способ организации политической системы и государственной власти.
  • С этой точки зрения под демократией понимается тип государства, в котором политическая и правовая системы, политический режим построены на принципах народовластия, свободы и равенства.

Построение демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества. История человечества показывает, что демократия рассматривалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод.

Результатом исторического развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур (выборы, доверие власти представительному органу и т. д.).

  1. Принципыдемократии
  2. – избрание народом высшего законодательного органа;
  3. – равенство избирательных прав;
  4. – всеобщность избирательного права;
  5. – ограничение прав меньшинства решением большинства;
  6. – непрерывный общественный контроль;
  7. – принцип разделения властей;
  8. – политический плюрализм (многообразие политических идей);
  9. – власть закона;

– сменяемость органов власти; их ответственность перед обществом и т. д.

Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии.

В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам.

Для политической практики демократического общества характерны: мирная передача власти в соответствии с результатами выборов; невмешательство армии в политический процесс; отказ от крайних, насильственных методов; использование установленных законом способов разрешения социальных конфликтов.

Центральный инструмент демократии – свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами, без этнических, расовых, религиозных, национальных, имущественных и других ограничений. Гарантом демократии служит общественный контроль за ее конкретными проявлениями или срывами.

Среди основных характеристик современной демократии – общественное согласие, традиции законности, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия, отказ от конфронтационного мышления.

Важным условием демократии является достижение общественного консенсуса (согласия) – непротиворечивого согласия, единства по ведущим значимым вопросам значительного большинства людей относительно наиболее важных моментов организации и функционирования сообщества.

Общественный консенсус предполагает достижение согласия между государством и гражданами, между различными ветвями власти, между центром и местными органами власти, между политическими партиями и движениями.

Политическая модернизация

Читайте также:  Краткое содержание пьесы"бесприданница", пересказ, анализ пьесы и идея

Смысл модернизации — в приближении различных фрагментов и целых политических и социальных систем к уровню их наиболее развитых состояний.

Политическая модернизация — это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д.

Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям.

Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

  • Объективным основанием и потребностью модернизации служит реальная целостность человечества, многообразие форм взаимозависимости различных его частей, оборачивающаяся в определенных случаях и тем, что отсталые, реликтовые его части, образования начинают негативным образом влиять на передовые фрагменты, сдерживать их развитие.
  • Цели модернизации воплощаются в таких социальных ценностях, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок, а характеристиками социальной жизни, от которых в ходе модернизации хотят освободиться, являются бедность, неравенство, репрессии, насилие, зависимость.
  • Основные направления модернизации в современном мире:
  • — индустриализация и информатизация общества;
  • — формирование экологического общества, основанного на внедрении природосберегающих технологий;
  • — демократизация, расширение участия населения в управлении общественными делами, подконтрольность политической власти и ее ответственность перед обществом;
  • — радикальное изменение параметров социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления разрыва между богатыми и бедными;
  • — обеспечение доступности образования и его высокого качества, гарантирующего для тех, кто его получает, возможность активной деятельности и жизненного успеха в новой, меняющейся системе социальных отношений;
  • — расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания.

Формы модернизации в значительной степени зависят от типа политических систем и политической власти.

Здесь могут выбираться драконовские, чисто репрессивные меры, когда общество буквально “загоняют” в новое состояние, или меры, стимулирующие и создающие возможность развития того человеческого материала, который “подлежит” модернизации, когда создаются условия и стимулы его ускоренного развития, приобретения качеств свободы, квалификации и открытости.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2×1781.html

Политический режим

Семинар 3

Политический режим

1. Понятие и типология политических режимов.

2. Тоталитарный политический режим.

3. Авторитарный политический режим.

4. Демократический политический режим.

1. Понятие и типология политических режимов

Понятие “политический режим” — одно из общепринятых в современной политологии.

Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценивания сущности государства, поскольку в пределах одной формы правления на разных этапах ее развития политическая жизнь может существенно видоизменяться.

Общество и государство могут быть открытыми, закрытыми, промежуточными; демократическими, тоталитарными и авторитарными; военизированными, гражданскими и смешанными; клерикалами, теократическими и др.

  • Сегодня нет четкого определения понятия «политического режима», однако можно выделить ряд основных толкований:
  • — система средств и методов осуществления политической власти;
  • — модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и населения;
  • — совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной властью и обществом, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры общества.
  • Любой политический режим определяется тремя основными факторами:
  • — процедурами и способами организации властных институтов и непосредственным осуществлением власти;
  • — стилем принятия общественно-политических решений;
  • — отношениями между политической властью и гражданами.
  • Кроме этого понятия “политический режим” охватывает:
  • — порядок формирования представительских учреждений;
  • — положение и условия деятельности политических партий и общественных организаций;
  • — правовой статус личности, права и обязанности граждан;
  • — уровень экономико-хозяйственного развития;
  • — порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;
  • — соотношение и регламентацию разрешенного и запрещенного.
  • Политический режим зависит от:
  • — соотношение политических сил в общественном организме;
  • — уровня политической стабильности общества;
  • — установленной правовой системой, ее особенностями и характером;
  • — личности общенационального лидера и особенностей правящей элиты;
  • — исторических и социокультурных традиций, обычаев народа;
  • — политической культуры населения.
  • Политический режим формируется спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов и политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.

Существует много классификаций политических режимов. Любая классификация является условной, потому как “чистых” и завершенных политических режимов в политической практике не существует. Классифицировать политические режимы начали в начале XX ст., но до 60-х годов XX ст. чаще всего использовали классификацию Г.

Вебера, который разделял их на демократические и недемократические. В начале 60-х годов американский политолог 3. Бжезинский, использовав выводы Р.

Даля о многополярности власти и о том, что ни одно государство не достигло демократии, выделил тоталитарный режим на основании политологического анализа политических систем прежних социалистических стран, доведя, что в большинстве из них функционировали авторитарные политические режимы.

Характеристики и особенности политических режимов политология изучала на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время она сосредоточивается преимущественно на философско-политических аспектах внутренней эволюции конкретных режимов и процедуры перехода от одного режима к другому.

  1. Самой распространенной является трехчленная классификация режимов на:
  2. — тоталитарные;
  3. — авторитарные;
  4. — демократические.

Термин “тоталитаризм” внедрил Б. Муссолини для характеристики фашистского движения в Италии и для отграничения его от нацистского движения в Германии.

Теория тоталитаризма сложилась в 30-40-х годах XX ст. с появлением фашизма и его разновидностей. Насилие при тоталитарном режиме является одним из главных средств политического управления. Он деформирует ментальность, политическую культуру, социально-экономическую стратифицированность населения, личностную и социальную психологию, политические отношения и внутрисемейные отношения.

Тоталитаризм (лат. totus — весь, полный; фр. totalite — совокупность, полнота) — способ организации общества, который характеризуется всесторонним и всеобщим контролем власти над обществом, подчинением общественной системы государству, коллективными целями, общеобязательной идеологией, репрессиями относительно оппозиции и инакомыслящих.

Первые тоталитарные взгляды в истории политических учений достигают далекого прошлого. Тоталитарной считают теорию древнегреческого философа Гераклита о необходимости общей регуляции общества, политические взгляды Платона относительно модели утопического государства. Некоторые тоталитарные моменты имеются в политических доктринах Г. Бабефа, А. Сен-Симона, Г.-В.-Ф. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо.

Предпосылками возникновения и развития тоталитаризма в политической практике является индустриальная стадия развития общества, наличие средств массовой информации, коллективистское мировоззрение, могучий государственный аппарат, особенности социальной психологии (определена идеологическая и межличностная ситуация).

Причем средства массовой информации являются необходимым моментом для существования тоталитаризма вообще. Благодаря ним проводятся идеологическая обработка населения, насаждения унифицированных бытовых и общечеловеческих стандартов, нивелировки общих цивилизационных и личностных ценностей.

Характерным для него является харизматичный тип лидерства с обязательной опорой на репрессивный аппарат.

Способ мобилизации (модель осуществления властью политических решений и привлечения населения к их выполнению) при тоталитаризме может осуществляться интенсивно через создание внутрипсихологичного энтузиазма, а также экстенсивное — с помощью репрессивно-пропагандистского аппарата.

В тоталитарных государствах недопустимые любые формы несанкционированных действий населения. Тоталитаризм требует от человека активных проявлений лояльности и преданности режиму.

  • Как типу политического режима тоталитаризма свойственны такие черты:
  • — наличие общеобязательной идеологии, которая доказывает необходимость существования данного режима;
  • — общая идеологизация, возражения прошлого и настоящего ради “светлого” будущего;
  • — игнорирование личных целей и интересов ради общих целей режима;
  • — контроль политической власти над всеми сферами жизни общества в целом и каждого лица в частности;
  • — отсутствие легальной оппозиции;
  • — поглощение государством сферы гражданского общества;
  • — отсутствие плюрализма;
  • — нетерпимость к политическому инакомыслию, жесткое преследование любого сопротивления и даже личных мнений и оправдание, учитывая это любых форм насилия;
  • — концентрация власти в руках одного лидера или партии, которые представляют законодательную и исполнительную власть;
  • — государственный монополизм в сфере экономики;
  • — подчинение информационного пространства политическому лидеру или партии.
  • Классическими тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и СССР. Причем политический режим в прежнем Советском Союзе прошел такие этапы:
  • 1917-1921 гг. — период военного коммунизма — тоталитарно-авторитарный тип политического режима;
  • 1921-1929 гг. — авторитарный режим;
  • 1929- 1956 гг. — тоталитарный режим;

1956-1985 гг. — исчезли признаки классического тоталитаризма, но в целом режим оставался тоталитарным.

Упадок эпохи тоталитаризма в СССР начался при “горбачевской перестройке”, когда упал “железный занавес” идеологического монизма (грец. monos — один) и закрытости общества.

В отличие от тоталитаризма, авторитарный политический режим допускает существование ограниченного плюрализма в разных общественных сферах, соглашается с существованием отдельных элементов демократии, таких как парламентские выборы, многопартийность. Однако его сущностными признаками остается ежедневная угроза репрессий, использования армии и карательных органов.

Авторитаризм (от лат. autoritas — полная власть, влияние) — тип политического режима, который характеризуется субординацией субъектов политических отношений, наличием сильного центра, который имеет концентрированную власть, сужением политических прав и свобод граждан и их объединений, суровой регламентацией их активности, возможностью применения насилия или принуждения.

  1. Основные признаки авторитаризма:
  2. — преимущество в деятельности государственных органов метода администрирования, диктата (при авторитаризме редко применяется компромисс из важнейших политических проблем);
  3. — сильная исполнительная власть;
  4. — концентрация власти в руках одного или нескольких государственных органов;
  5. — осуществление органами исполнительной власти нормотворческих функций;
  6. — сужение сферы гласности и выборности государственных органов;
  7. — ограничены гражданские, политические и личные права и свободы, юридические гарантии их обеспечения;
  8. — отчуждение народа от власти;
  9. — отсутствие единственной идеологии;
  10. — опора на силу и готовность власти в любое время применить массовые репрессии;
  11. — при борьбе за власть используются как законные, так и незаконные методы;
  12. — ограничение или запрещение деятельности оппозиционных к существующему режиму объединений граждан;

Источник: https://mirznanii.com/a/183072/politicheskiy-rezhim

Ссылка на основную публикацию