Определение беллетристика ее историческое формирование и значение, сравнение с данными википедии

Число любителей художественной литературы в последние годы значительно снизилось. Молодое поколение предпочитает не читать сложные произведения, поднимающие психологические и социальные проблемы, а смотреть развлекательное видео.

Очень многие из тех, кто все же берет в руки книги, выбирают такие, с которыми можно отдохнуть, помечтать, отвлечься от однообразных будней. Неудивительно, что самыми большими тиражами издательства выпускают именно такую необременительную литературу.

Что такое беллетристика, какое значение она имеет для литературного наследия человечества, каково определение этого термина? Давайте разбираться.

Слово «беллетристика» имеет несколько значений. Раньше им обозначали всю художественную литературу.

Сейчас беллетристика – это литература, которая относится к среднему звену: не классическая, но и не массовая. Со временем она становится неактуальной и не входит в золотой фонд произведений.

Это книги, которые не относятся к элитарной, классической литературе, но при этом они так же имеют некую художественую ценность.

Как утверждает Википедия, разделять литературу на «высокую» и «низкую» начал еще Аристотель в эпоху античности. Ко второму виду относили произведения, написанные для простого народа. Философы утверждали, что это литература простая, поверхностная.

В эпоху Предренессанса у читателей появилась потребность в легкой развлекательной литературе. Для нее были характерны такие признаки:

  • использования одинаковых литературных схем в разных произведениях;
  • повторение сюжетов;
  • несложные однотипные герои.

Со временем сформировались новые : новеллы, разнообразные романы (приключенческие, любовные, рыцарские). Они создавались схематически: за основу авторы брали определенную фабулу, нанизывали на нее разных героев, разбавляли типичными событиями.

Признаки беллетристики

Беллетристику от классики отличают такие признаки:

Определение беллетристика ее историческое формирование и значение, сравнение с данными википедии

Важно!
Беллетристика не лишена смысла и глубины, она так же, как и другая литература, отображает мировоззрение автора, передает еще ощущение мира своим читателям. Из-за простоты подачи и доступности многим категориями любителей литературы она всегда более популярна, чем классическое творчество.

Функции и значение

Определение беллетристика ее историческое формирование и значение, сравнение с данными википедии

  • Помогает разнообразить ассортимент литературы. Существует множество тем, которые освещены в книгах. Современный читатель не имеет границ в своем выборе и может менять свои предпочтения так часто, как пожелает.
  • Прививает любовь к чтению. Из-за разнообразия в литературе существует больше шансов, что люди приобщатся к чтению. Существуют книги, которые удовлетворят любой интерес: разнообразие тем, жанров, сюжетов, историй, стилей написания и оформления открывает для современной читательской аудитории широкие возможности выбора.
  • Удовлетворяет массовые литературные запросы. Людям интересно смотреть и читать на актуальные темы. Если где-то в мире происходит война, они с удовольствием узнают об этом из книги. Исторические труды выберут единицы, но художественная беллетристика найдет тысячи читателей. У людей есть потребность в «употреблении» информации на остросоциальные темы (религия, политика, отношения, реформы), которая легче воспринимаются в «легкой» форме, чем в мемуарах и трактатах.

Примеры жанров

Беллетристика богата на жанры. Для того чтобы удовлетворять максимальный спектр читательских запросов, эта литература имеет разветвленную систему жанровых видов и направлений, самые популярные
среди которых
:

Определение беллетристика ее историческое формирование и значение, сравнение с данными википедии

Важно!
Королем беллетристики в жанре триллера признан Стивен Кинг, который в своих книгах через страх и изображение потустороннего раскрывает так же множество социальных тем, пороков человека и недостатки современного общества.

Жанр

Термин «беллетристика» часто упоминается в значении «массовой литературы », противостоящей «высокой литературе» . Это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем .

В широком смысле слова беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространённому в литературных журналах XIX века.

Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности », где нет социального подтекста.

В узком смысле беллетристика — это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге .

Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы , произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллируют к общепринятым моральным и нравственным ценностям.

Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем.

Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства.

Однако при этом, в отличие от массовой литературы ,зачастую поставленной на «конвейер » с использованием «литературных негров », беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию . Но чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет .

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко проецируют свой собственный взгляд в это пространство.

В отличие от классической литературы со временем такая литература теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность .

Существует мнение, что к беллетристике фактически относятся такие произведения классики советской литературы , например, как «Чапаев », «Железный поток », «Как закалялась сталь », «Поднятая целина », «Молодая гвардия » .

Беллетристику отличает занимательность содержания, она тяготеет к сюжетности, таким жанрам как дамский роман , детектив , приключения , мистика и т. д. Новые способы изображения действительности, найденные в рамках беллетристики, неизбежно подвергаются тиражированию, превращаясь в признаки жанра .

Беллетристика как правило опережает по полярности те книги, которые остаются в истории литературы как литературная классика . Немецкоязычное литературоведение оперирует понятию тривиальная литература
, противопоставляя её литературе высокой
.

Признаком тривиальности считается использование тиражируемых сюжетных схем и клише, таких, как детектив , исторический роман или фантастика , и таким образом это понятие максимально близко к тому, что принято называть жанровая литература
.

Однако понятия жанровой и/или тривиальной литературы и беллетристики хотя и соприкасаются, но не идентичны. Книги в жанре исторического романа или фантастики могут быть как явлениями массовой, ремесленной литературы, так и серьёзной беллетристики .

Беллетристический подход с ориентацией на такие общепринятые ценности и проблемы как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т. д. оказывается востребованным в женской прозе . В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы как Галина Щербакова , Виктория Токарева , Дина Рубина , Ирина Муравьёва , Елена Долгопят .

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования .

Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов как Андре Моруа и Стефан Цвейг , элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой как таковой — летописей , житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности .

Видео по теме

История

Хотя авторы художественных произведений различались по своему таланту всегда, «вертикальная» градация литературы, при которой можно отчётливо выделить второй, средний ряд авторов и произведений, и этот ряд становится серьёзным фактором литературного процесса — продукт нового времени , когда писательство окончательно осознаётся как профессия . В Европе такая градация произошла на рубеже и XVI веков , а в России — в конце XVIII столетия .

Впрочем сохранившиеся образцы античной литературы и такие труды, как «Поэтика » Аристотеля позволяют предположить что подобное деление имело место и тогда, хотя касалось оно в основном поэтических жанров в виду неразвитости традиций прозы. Тем не менее первые прозаические произведения античной художественной литературы тяготели имено к авантюрным жанрам и могут быть классифицированы, в отличие от эпоса и трагедии , как беллетристика или жанровая литература .

Первые русские романисты-прозаики, появившиеся во второй половине XVIII века, на фоне господствовавшего тогда классицизма , уступают нишу «высокой литературы» поэтам, такими, как авторы од : Ломоносов и Державин .

Фёдор Эмин пишет приключенческие «Похождения Мирамонда » где в сюжете элементы античности перемешаны со средневековьем , в цикле новелл и повестей «Пересмешник (Чулков) » Чулкова нравоучительные сюжеты чередуются с плутовскими , а Матвей Комаров в книге «Жизнь Ваньки Каина », следует традициям французского уголовного романа, основываясь при этом на документальном материале , Комаров также написал «Повесть о милорде Георге », пресловутом «милорде глупом» — образчик уже откровенно массовой литературы . Виктор Шкловский так описал литературную вертикаль тех лет: «Высшее дворянство читает французскую прозу и имеет высокую русскую стихотворную культуру Ниже этой группировки мы имеем группировку писателей-прозаиков. Работа этой группировки обслуживается преимущественно издательством Новикова . Ниже находится группировка Комарова-Захарова. И вся толща русской лубочной книги» . И только в самом конце XVIII века, в 1790-е годы Карамзин приносит в русскую литературу образца высокой прозы .

Роль в литературном процессе

См. также

Примечания

  1. Беллетристика / И. Л. Попова // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов
    . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.
  2. , I. Что есть беллетристика, с. 4.
  3. , с. 15.
  4. , с. 16.
  5. , с. 14.
  6. , I.

    Что есть беллетристика, с. 5.

  7. , I. Что есть беллетристика, с. 6.
  8. , Беллетризованная биография, с. 17-20.
  9. Лурье Я. С. и др.
    У истоков русской беллетристики . — Наука, 1970. — 596 с. — 3800 экз.
  10. , II. Развитие беллетристики, с. 7.
  11. , II.

    Развитие беллетристики, с. 7-8.

  12. , II. Развитие беллетристики, с. 9.
  13. , II. Развитие беллетристики, с. 10.
  14. , II. Развитие беллетристики, с. 10-11.

И Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем .

В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века.

Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

В узком смысле беллетристика — это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге .

Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы , произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллирует к общепринятым моральным и нравственным ценностям.

Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем.

Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства.

Однако при этом, в отличие от (зачастую поставленной на «конвейер » с использованием «литературных негров ») массовой литературы беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию . Однако чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет .

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко — проецируют свой собственный взгляд в это пространство.

В отличие от классической литературы со временем она теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность .

Существует мнение, что к беллетристике фактически относится ряд произведений «классики советской литературы», например такие, как Чапаев , Железный поток , Как закалялась сталь , Поднятая целина , Молодая гвардия .

Беллетристический подход, с ориентацией на такие общепринятые ценностям и проблемы, как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т.д. оказывается востребованным в женской прозе . В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы, как Галина Щербакова , Виктория Токарева , Дина Рубина , Ирина Муравьёва , Елена Долгопят .

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования .

Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов, как Андре Моруа и Стефан Цвейг , элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой, как таковой — летописей , житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности .

См. также

Напишите отзыв о статье «Беллетристика»

Примечания

  1. / И. Л. Попова // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов
    . — М
    . : Большая Российская энциклопедия, 2004-.
  2. , с. 15.
  3. , с. 16.

  4. , с. 14.
  5. , Беллетризованная биография, с. 17-20.
  6. Яков Соломонович Лурье и др.
    . — Наука, 1970. — 596 с. — 3800 экз.
  7. , Мидл-литература, с. 110-111.

Литература

  • Беллетристика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / А. Н. Николюкин . — : Интелвак, 2001. — С. 79. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • В. Д. Черняк , М. А. Черняк .
    Беллетристика // Массовая литература в понятиях и терминах. — Наука, Флинта, 2015. — С. 14-17. — 250 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5.
  • Сергей Иванович Чупринин .

Источник: https://certy.ru/opredelenie-slova-belletristika-i-ego-istoricheskoe-znachenie-chto-takoe.html

Беллетристика значение. Определение слова беллетристика и его историческое значение. Функции и значение

беллетристика

ж. франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист м. беллетристка ж. писатель по сей части.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

беллетристика

(еле), беллетристики, мн. нет, ж. (от фр. belles-lettres — изящная словесность).

    Повествовательная художественная литература в прозе (романы, повести, рассказы и пр.).

    перен. Легкое, не вполне идущее к делу изложение вм. серьезного рассуждения, разглагольствование (ирон.). Я слушал оратора, пока у него деловые соображения не сменились беллетристикой.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова

беллетристика

    Повествовательная художественная литература.

    перст. О литературе, к-рая читается легко, без затруднений,

    прил. беллетристический, -ая, ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

беллетристика

    1. Прозаические повествовательные произведения художественной литературы (в
      отличие от научной, публицистической и т.п. литературы).

      Произведения, предназначенные для легкого чтения.

  1. перен. разг. Что-л. незначительное, неглубокое по содержанию.

Энциклопедический словарь, 1998 г

беллетристика

БЕЛЛЕТРИСТИКА (от франц. belles lettres — художественная литература)

    художественная проза.

    В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства.

Беллетристика

(от франц. belles lettres ≈ изящная словесность), в широком смысле ≈ художественная литература вообще. В более узком и более употребительном смысле ≈ художественная проза, в отличие от поэзии и драматургии. Иногда под Б.

подразумевают идейно и художественно несовершенную литературу.

Широко распространено понятие беллетризация, которым обозначают стремление многих авторов научных и научно-художественных книг в целях занимательности соединять документальный материал с элементами художественного повествования.

Википедия

Беллетристика

Беллетри́стика
— общее название художественной литературы в стихах и прозе, либо же исключая стихи и драматургию.

Термин «беллетристика» часто упоминается в значении « массовой литературы », противостоящей «высокой литературе». Следует отметить, что это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева, которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем.

В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века.

Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

В узком смысле беллетристика — это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге.

Белетристика представляет собой «срединное поле» литературы, произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллирует к общепринятым моральным и нравственным ценностям.

Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем.

Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства.

Однако при этом, в отличие от (зачастую поставленной на « конвейер » с использованием « литературных негров ») массовой литературы беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию. Однако чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет.

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко — проецируют свой собственный взгляд в это пространство.

В отличие от классической литературы со временем она теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность.

Существует мнение, что к беллетристике фактически относится ряд произведений «классики советской литературы», например такие, как Чапаев, Железный поток, Как закалялась сталь, Поднятая целина, Молодая гвардия.

Беллетристику отличает занимательность содержания, она тяготеет к сюжетности, таким жанрам, как дамский роман, детектив , приключения , мистика и т. д. Новые способы изображения действительности, найденные в рамках беллетристики, неизбежно подвергаются тиражированию, превращаясь в признаки жанра. (См. также жанровая литература)

Беллетрестический подход, с ориентацией на такие общепринятые ценностям и проблемы, как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т.д. оказывается востребованным в женской прозе. В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы, как Галина Щербакова, Виктория Токарева, Дина Рубина, Ирина Муравьёва, Елена Долгопят.

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования, Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов, как Андре Моруа и Стефан Цвейг, элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвщихся художественной литературой, как таковой — летописей, житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словестнсти.

Примеры употребления слова беллетристика в литературе

  • Если беллетристика
    Симмса издавалась в основном на Севере и читалась там больше, чем на Юге, то политическая публицистика адресовалась землякам.
  • Но это будет идеологообразная литература или элитарная идеологическая беллетристика
    , а не идеология в собственном смысле слова.
  • Утверждения Льюиса о том, что вся его беллетристика
    выросла не из желания в художественной форме преподать богословие, а из одержимости странными и интересными образами — безусловно искренне.
  • Но в роли беллетристики
    часто выступает газета, которая как будто пишет правду, но на самом деле оказывается, что это не совсем правда или совсем не правда, потому что для журналистов важно, чтобы газету читали, то есть чтобы ее Т.
  • Артуре и его рыцарях из потока благочестивой беллетристики
    , привнесенной в них норманнскими авторами знаменитых романов.
  • Это были главным образом отходы беллетристики
    для взрослых, слабый раствор научных сведений, выжимки из классической литературы, обесцвеченные остатки фольклора.
  • Нам надо взять все, что возможно, из нашей лучшей современной исторической беллетристики
    для взрослых, иной раз подвергая ее переработке, но никогда не допуская механического сокращения и вульгаризации.
  • Двоемыслие — это от беллетристики
    прошлого века, когда к человеку еще относились серьезно.
  • Но мы сейчас говорим о беллетристике
    , которая призвана развлекать, что не мешает ей высказывать глубокие философские истины и тонкие психологические наблюдения.
  • Как раз наоборот: очень быстро обнаружилось, что успех в беллетристике
    — верная гарантия провала на экране.
  • Все левацкие загибы школы отразились в этой сомнительной публицистике или беллетристике
    для детей.
  • И прозаики, прекрасно чувствуя новые веяния, стали рядить добрую, старую беллетристику
    в документальную тогу, ища более надежный и короткий путь к читателю.
  • Кажется, она довольно религиозна, сентиментальна, любит цветы и деревья, в литературе предпочитает беллетристику
    критике и публицистике.
  • В библиотеке попросишь какую-нибудь беллетристику
    или стихи, смотрят на тебя как на ненормального.
  • По мере того как кинематограф становился наиболее популярной формой развлечения во всем мире, запас фабул и интриг, накопленный мировой беллетристикой
    , стал быстро истощаться.

Число любителей художественной литературы в последние годы значительно снизилось. Молодое поколение предпочитает не читать сложные произведения, поднимающие психологические и социальные проблемы, а смотреть развлекательное видео.

Очень многие из тех, кто все же берет в руки книги, выбирают такие, с которыми можно отдохнуть, помечтать, отвлечься от однообразных будней. Неудивительно, что самыми большими тиражами издательства выпускают именно такую необременительную литературу.

Что такое беллетристика, какое значение она имеет для литературного наследия человечества, каково определение этого термина? Давайте разбираться.

Слово «беллетристика» имеет несколько значений. Раньше им обозначали всю художественную литературу.

Сейчас беллетристика – это литература, которая относится к среднему звену: не классическая, но и не массовая. Со временем она становится неактуальной и не входит в золотой фонд произведений.

Это книги, которые не относятся к элитарной, классической литературе, но при этом они так же имеют некую художественую ценность.

Как утверждает Википедия, разделять литературу на «высокую» и «низкую» начал еще Аристотель в эпоху античности. Ко второму виду относили произведения, написанные для простого народа. Философы утверждали, что это литература простая, поверхностная.

В эпоху Предренессанса у читателей появилась потребность в легкой развлекательной литературе. Для нее были характерны такие признаки:

  • использования одинаковых литературных схем в разных произведениях;
  • повторение сюжетов;
  • несложные однотипные герои.

Со временем сформировались новые : новеллы, разнообразные романы (приключенческие, любовные, рыцарские). Они создавались схематически: за основу авторы брали определенную фабулу, нанизывали на нее разных героев, разбавляли типичными событиями.

Признаки беллетристики

Беллетристику от классики отличают такие признаки:

Определение беллетристика ее историческое формирование и значение, сравнение с данными википедии

Важно!
Беллетристика не лишена смысла и глубины, она так же, как и другая литература, отображает мировоззрение автора, передает еще ощущение мира своим читателям. Из-за простоты подачи и доступности многим категориями любителей литературы она всегда более популярна, чем классическое творчество.

Функции и значение

Определение беллетристика ее историческое формирование и значение, сравнение с данными википедии

  • Помогает разнообразить ассортимент литературы. Существует множество тем, которые освещены в книгах. Современный читатель не имеет границ в своем выборе и может менять свои предпочтения так часто, как пожелает.
  • Прививает любовь к чтению. Из-за разнообразия в литературе существует больше шансов, что люди приобщатся к чтению. Существуют книги, которые удовлетворят любой интерес: разнообразие тем, жанров, сюжетов, историй, стилей написания и оформления открывает для современной читательской аудитории широкие возможности выбора.
  • Удовлетворяет массовые литературные запросы. Людям интересно смотреть и читать на актуальные темы. Если где-то в мире происходит война, они с удовольствием узнают об этом из книги. Исторические труды выберут единицы, но художественная беллетристика найдет тысячи читателей. У людей есть потребность в «употреблении» информации на остросоциальные темы (религия, политика, отношения, реформы), которая легче воспринимаются в «легкой» форме, чем в мемуарах и трактатах.

Примеры жанров

Беллетристика богата на жанры. Для того чтобы удовлетворять максимальный спектр читательских запросов, эта литература имеет разветвленную систему жанровых видов и направлений, самые популярные
среди которых
:

Определение беллетристика ее историческое формирование и значение, сравнение с данными википедии

Важно!
Королем беллетристики в жанре триллера признан Стивен Кинг, который в своих книгах через страх и изображение потустороннего раскрывает так же множество социальных тем, пороков человека и недостатки современного общества.

Казалось бы, на вопрос «Что такое беллетристика?» существует вполне конкретный ответ, который содержится в словарях и энциклопедиях. Однако, если копнуть глубже, то окажется, что всё далеко не так просто.

Как было раньше?

Судите сами, слово беллетристика происходит от французского словосочетания belles lettres
, что дословно означает «изящная словесность». Когда-то всё именно так и было, и беллетристикой называли всю изящную литературу, то есть поэзию (читай художественную литературу), изложенную в стихотворной или прозаической форме.

Ох уж, эти Белинский с Писаревым!

Всё изменилось благодаря небезызвестным литературным критикам XIX века Виссариону Григорьевичу Белинскому и Дмитрию Ивановичу Писареву. С их лёгкой руки беллетристикой стали называть массовую литературу, которая противостоит «высокой литературе». То есть значение слова стало прямо противоположным исходному.

Как это произошло? Достаточно просто: уважаемые критики в своих статьях использовали термин «беллетристика» по отношению к литературе, разрушавшей их социальные теории.

Беллетристика в широком и узком смысле

Сегодня термин «беллетристика» используется в широком и узком смыслах.

Беллетристика в узком смысле
— лёгкое чтиво, присущее мистическим, приключенческим, детективным жанрам и дамскому роману. Подобное чтение для отдыха и произведения, созданные для приятного времяпрепровождения, имеет тесную связь со стереотипами, модой, популярными в обществе темами. Кроме этого, беллетристика может касаться и серьёзных проблем и вопросов, которые волнуют общество.

Как правило, типажи героев, а также их увлечения, привычки, профессия соотносятся с информационным пространством, доступным всем, и представлениями, которые сложились у преимущественного большинства.

Чаще всего беллетристы выражают в своих произведениях настроения общества, его состояние и общественные явления.

Реже — представляют происходящее, пропуская сквозь призму собственных взглядов и представлений.

Беллетристика в широком смысле слова
— это всё, что не публицистика, не документальный жанр, который был широко распространён в многочисленных литературных журналах XIX века. Слово «беллетристика», как уже было сказано выше, использовалось в пренебрежительном ключе по отношению к произведениям, написанным по принципу «словесность ради словесности» и «текст ради текста». Эти произведения считались ущербными, поскольку не содержали социального подтекста.

Отдельное внимание необходимо уделить и такому явлению, как «беллетризация». Беллетризация используется для того, чтобы изложить некоторый документальный материал, используя приёмы художественного повествования. Ярким примером подобных произведений является роман «Что делать?» Чернышевского.

Что не относится к беллетристике?

Литературовед Иосиф Эйгес в статье «Беллетристика», написанной для Словаря литературных терминов, который был издан в 1925 году, пишет о том, что к ложной беллетристике или подделкам под неё следует относить бульварную литературу, которая удовлетворяет низкие и пошлые интересы (уголовную сенсацию, порнографию и прочее), а не художественные стремления.

Получается, что беллетристика ещё раз изменила своё значение. Ведь в начале XX века её главной характеристикой была художественность, зависящая не столько от достоинств языка и умения автора интересно рассказывать о событиях, «сколько от своеобразного переживания образов, ради которого можно простить некоторые недостатки изложения».

В то время беллетристикой считались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. Современных же беллетристов, произведения которых выпускаются многотысячными тиражами, каждый читатель может назвать и сам.

  1. Литература за всю историю своего существования обросла множеством различных классификаций и дефиниций.
  2. Данный термин не является научным не является научным термином, поэтому дать ему определение весьма затруднительно.
  3. Например, по способу высказывания, литература делится на:

Источник: https://bestzagar.ru/purchase/belletristika-znachenie-opredelenie-slova-belletristika-i-ego/

§ 3. Беллетристика

Слово «беллетристика» (от фр. belles lettres — изящная словесность) используется в разных значениях: в широком смысле — художественная литература (это словоупотребление ныне устарело); в более узком — повествовательная проза. Беллетристика рассматривается также в качестве звена массовой литературы, а то и отождествляется с ней.

Нас же интересует иное значение слова: беллетристика — это литература «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного «низа» («чтива»), т. е. срединное пространство литературы.

Беллетристика неоднородна.

В ее сфере значим прежде всего круг произведений, не обладающих художественной масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждающих проблемы своей страны и эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам современников, а иногда и потомков. Подобного рода беллетристика, по словам В.Г. Белинского, выражает «потребности настоящего, думу и вопрос дня»[367] и в этом смысле подобна «высокой литературе», с ней неизменно соприкасаясь.

Таковы многочисленные романы, повести и рассказы Вас. Ив. Немировича-Данченко (1844–1936), неоднократно переиздававшиеся на протяжении 1880–1910-х годов.

Не сделавший каких-либо собственно художественных открытий, склонный к мелодраматическим эффектам и нередко сбивавшийся на литературные штампы, этот писатель вместе с тем сказал о русской жизни нечто свое и оригинальное.

Немирович-Данченко был пристально внимателен к мирскому праведничеству как важнейшему фактору национальной жизни, к облику и судьбам людей с «большими сердцами», которых «не разглядишь сразу»: «Все они где-то хоронятся под спудом, точно золотая жила в каменной породе»[368].

Часто бывает, что книга, воплотившая думы и потребности исторического момента, нашедшая живой отклик у современников писателя, позже выпадает из читательского обихода, становится достоянием истории литературы, представляющим интерес только для специалистов. Такая участь постигла, например, повесть графа Вл. Соллогуба «Тарантас», имевшую громкий, но недолговечный успех. Назовем также произведения М.Н. Загоскина, Д.В. Григоровича, И.Н. Потапенко.

Беллетристика, откликающаяся (или стремящаяся отозваться) на литературно-общественные веяния своего времени, ценностно неоднородна. В одних случаях она содержит в себе начала оригинальности и новизны (более в сфере идейно-тематической, нежели собственно художественной), в других — оказывается по преимуществу (а то и полностью) подражательной и эпигонской.

Эпигонство (от др. — гр. epigonoi — родившиеся после) — это «нетворческое следование традиционным образцам»[369] и, добавим, назойливое повторение и эклектическое варьирование хорошо известных литературных тем, сюжетов) мотивов, в частности — подражание писателям первого ряда. По словам М.Е.

Салтыкова-Щедрина, «участь всех сильных и энергических талантов — вести за собой длинный ряд подражателей»[370]. Так, за новаторской повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» последовал поток подобных ей произведений, мало чем одно от другого отличающихся («Бедная Маша», «История несчастной Маргариты» и пр.).

Нечто сходное позже происходило с темами, мотивами, стилистикой поэзии Н.А. Некрасова и А.А. Блока.

Опасность эпигонства порой угрожает и писателям талантливым, способным сказать (и сказавшим) в литературе свое слово. Так, по преимуществу подражательный характер имели первые произведения Н.В. Гоголя (поэма «Ганс Кюхельгартен») и Н.А. Некрасова (лирический сборник «Мечты и звуки»).

Случается также, что писатель, ярко себя проявивший, позже не в меру часто прибегает к самоповторам, становясь эпигоном самого себя (на наш взгляд, подобного крена не избежал такой яркий поэт, как А.А. Вознесенский). По словам А.А.

Фета, для поэзии ничего «нет убийственнее повторения, а тем более самого себя»[371].

Случается, что творчество писателя сочетает в себе начала эпигонства и оригинальности. Таковы, к примеру, повести и рассказы С.И. Гусева-Оренбургского, где явственны как подражание Г.И. Успенскому и М. Горькому, так и своеобычное и смелое освещение современности (в основном жизни русского провинциального духовенства).

Эпигонство не имеет ничего общего с опорой писателя на традиционные художественные формы, с преемственностью как таковой. (Для художественного творчества оптимальна установка на преемственность без подражательности[372].

Это прежде всего отсутствие у писателя своих тем и идей и эклектичность формы, которая взята у предшественников и ни в коей мере не обновлена.

Но поистине серьезная беллетристика неизменно уходит от соблазнов и искусов эпигонства. Лучшие из писателей-беллетристов («обыкновенные таланты», по Белинскому, или, как их назвал М.Е. Салтыков-Щедрин, «подмастерья», которых, как и мастеров, имеет «каждая школа»[373]) выполняют в составе литературного процесса роль благую и ответственную.

Они насущны и необходимы для большой литературы и общества в целом.

Для крупных художников слова они составляют «питательный канал и резонирующую среду»; беллетристика «по-своему питает корневую систему шедевров»; обыкновенные таланты порой впадают в подражательство и эпигонство, но вместе с тем «нередко нащупывают, а то и открывают для разработки те тематические, проблемные пласты, которые позднее будут глубоко вспаханы классикой»[374].

Беллетристика, активно откликающаяся на «злобу дня», воплощающая веяния «малого времени», его заботы и тревоги, значима не только в составе текущей словесности, но и для понимания истории общественной и культуро-художественной жизни прошлых эпох. «Есть литературные произведения, — писал М.Е.

Салтыков-Щедрин, — которые в свое время пользуются большим успехом и даже имеют немалую долю влияния на общество. Но вот проходит это «свое время», и сочинения, представлявшие в данную минуту живой интерес, сочинения, которых появление в свет было приветствовано общим шумом, постепенно забываются и сдаются в архив.

Тем не менее игнорировать их не имеют права не только современники, но даже отдаленное потомство, потому что в этом случае литература составляет, так сказать, достоверный документ, на основании которого всего легче восстановить характеристические черты времени и узнать его требования.

Следовательно, изучение подобного рода произведений есть необходимость, есть одно из непременных условий хорошего литературного воспитания»[375].

В ряде случаев беллетристика волевыми решениями сильных мира на какое-то время возводится в ранг классики. Такой оказалась участь многих произведений литературы советского периода, каковы, например, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Разгром» и «Молодая гвардия» А.А. Фадеева. Их правомерно назвать канонизированной беллетристикой.

Наряду с беллетристикой, обсуждающей проблемы своего времени, широко бытуют произведения, созданные с установкой на развлекательность, на легкое и бездумное чтение. Эта ветвь беллетристики тяготеет к «формульности» и авантюрности, отличается от безликой массовой продукции. В ней неизменно присутствует авторская индивидуальность.

Вдумчивый читатель всегда видит различия между такими авторами, как А Конан-Дойль, Ж. Сименон, А Кристи. Не менее ощутимо индивидуальное своеобразие в таком роде беллетристики, как научная фантастика: Р. Брэдбери невозможно «спутать» со Ст. Лемом, И.А. Ефремова — с братьями Стругацкими.

Произведения, которые поначалу воспринимались как занимательное чтение, могут, выдержав испытание временем, в какой-то мере приблизиться к статусу литературной классики.

Такова, например, судьба романов А Дюма-отца, которые, не являясь шедеврами словесного искусства и не знаменуя обогащение художественной культуры, однако, любимы широким кругом читателей уже на протяжении целых полутора столетий.

Право на существование развлекальной беллетристики и ее положительная значимость (в особенности для юношества) сомнений не вызывают.

В то же время для читающей публики вряд ли желательна полная, исключительная сосредоточенность на литературе подобного рода. Естественно прислушаться к парадоксальной фразе Т.

Манна: «Так называемое занимательное чтение, несомненно, самое скучное, какое только бывает».[376]

Беллетристика как «срединная» сфера литературного творчества (и в ее серьезно-проблемной, и в развлекательной ветви) тесно соприкасается как с «верхом», так и с «низом» литературы. В наибольшей мере это относится к таким жанрам, как авантюрный роман и роман исторический, детектив и научная фантастика.

Авантюрному роману с его занимательностью, с его напряженной интригой многим обязаны такие признанные классики мировой литературы, как Ч. Диккенс и Ф.М. Достоевский.

«Большая часть романов Диккенса основана на семейной тайне: брошенное на произвол судьбы дитя богатой и знатной фамилии преследуется родственниками, желающими незаконно воспользоваться его наследством Диккенс умеет пользоваться этою затасканною завязкою как человек с огромным поэтическим талантом», — писал Белинский в статье о романе Э. Сю «Парижские тайны», попутно отмечая вторичность романа Э. Сю по отношению к произведениям английского романиста («»Парижские тайны» — неловкое и неудачное подражание романам Диккенса»)[377]. В некоторых случаях завязка, основанная на «семейной тайне», осложнена у Диккенса детективными мотивами (роман «Холодный дом»). Один из мастеров детектива, английский писатель У. Коллинз, автор популярных и в наши дни романов «Лунный камень» и «Женщина в белом», стал соавтором романа Ч. Диккенса «Наш общий друг». Дружба и сотрудничество с Диккенсом оказали благотворное воздействие на литературную деятельность Коллинза — одного из родоначальников добротной, художественно полноценной детективной прозы, которая позднее была представлена такими именами, как А. Конан-Дойль и Ж. Сименон.

Один из разительных в мировой литературе примеров взаимодействия ее высот «срединной сферы» — художественная практика Ф.М. Достоевского. В критико-публицистической статье «Книжность и грамотность» (1861) Достоевский пишет о необходимости «доставления народу» «как можно более приятного и занимательного чтения».

«Скажут мне, пожалуй, умные люди, что в моей книжке будет мало дельного, полезного? Будут какие-то сказки, повести, разная фантастическая дичь, без системы, без прямой цели, одним словом, тарабарщина, и что народ с первого раза мою книжку и от «Прекрасной магометанки»[378] не отличит.

Пусть с первого разу не отличит, отвечаю я. Пусть даже задумается, которой из них отдать преимущество.

Значит, она ему понравится, коли он ее с любимой книгой будет сличать А так как я все-таки буду помещать хоть и любопытнейшие, завлекательнейшие, но вместе с тем и хорошие статьи в этой книжке, то мало-помалу достигну следующих результатов: 1) что народ за моими книжками забудет «Прекрасную магометанку»; 2) мало того, что забудет; он даже отдаст моей книжке положительное преимущество перед нею, потому что свойство хороших сочинений — очищать вкус и рассудок И наконец, 3) вследствие удовольствия доставленного моими книжками, мало-помалу распространится в народе и охота к чтению»[379].

Достоевский подтвердил свой размышления о необходимости занимательного чтения для широкого читателя творческой практикой. В том же 1861 г. в журнале «Время» печатается его роман «Униженные и оскорбленные» — произведение, где в наибольшей степени очевидна связь прозы Достоевского с традицией развлекательной беллетристики.

Литературная критика позже писала, вспоминая об огромном успехе романа в самых разнообразных читательских слоях: «Им буквально зачитывались, заурядная публика приветствовала автора восторженными рукоплесканиями; критика в лице своего гениальнейшего и авторитетнейшего представителя, в лице Добролюбова отнеслась к нему в высшей степени сочувственно»[380].

Достоевский и в более поздние годы широко применял повествовательные приемы, характерные для беллетристики и массовой литературы. Художественно переосмысливая эффекты уголовных фабул, использовал их в своих прославленных романах «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»[381].

Следующая глава

Источник: https://lit.wikireading.ru/43734

Определение слова беллетристика и его историческое значение. Что такое беллетристика Что не относится к беллетристике

», противостоящей «высокой литературе». Следует отметить, что это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем.

В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века.

Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

В узком смысле, беллетристика — это лёгкое чтиво, наиболее присущее таким жанрам, как дамский роман, детектив, приключение, мистика. То есть, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге.

Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства.

В основном, беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения. Очень редко — проецируют свой собственный взгляд в это пространство.

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования.

Ссылки

  • «Истоки русской беллетристики» Ленинград, 1970г сборник научных трудов под редакцией Я. С. Лурье.

Wikimedia Foundation
. 2010
.

Синонимы
:

Смотреть что такое «Беллетристика» в других словарях:

    — (от фр. belles iettres изящная словесность). Непоэтические произведения словесности, как то: повести, романы, рассказы, драмы и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЕЛЛЕТРИСТИКА [фр. belles… … Словарь иностранных слов русского языка

    беллетристика
    — и, ж. belles lettres. 1. Художественная литература (в отличие от научной, публицистической и т. п. литературы). БАС 2. Позвольте мне на первый случай истолковать вам значение только тех слов, которые, как вы сами говорите, более других тревожат… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См. Литература. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    — (от французского belles lettres художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно легкое чтение: массовая литературная продукция злободневно модного или развлекательного характера … Современная энциклопедия

    — (от франц. belles lettres художественная литература) 1) художественная проза2)] В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства … Большой Энциклопедический словарь

    — [еле], беллетристики, мн. нет, жен. (от франц. belles lettres изящная словесность). 1. Повествовательная художественная литература в прозе (романы, повести, рассказы и пр.). 2. перен. Легкое, не вполне идущее к делу изложение вместо серьезного… … Толковый словарь Ушакова

    БЕЛЛЕТРИСТИКА, и, жен. 1. Повествовательная художественная литература. 2. перен. О литературе, к рая читается легко, без затруднений. | прил. беллетристический, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жен., франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист муж. беллетристка жен. писатель по сей части. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Беллетристика
    — БЕЛЛЕТРИСТИКА по буквальному значению слова (франц.) должна означать, т. наз., изящную литературу, т. е. поэзию во всех ее видах, в стихах и в прозе. Но давно у нас установилось особенное значение за этим словом. Именно Б. противопоставляется … Словарь литературных терминов

    Беллетристика
    — (от французского belles lettres художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно легкое чтение: массовая литературная продукция злободневно модного или развлекательного характера. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • , В.А. Невский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1924 года (издательство`Издание Г. Ф. Мириманова`). В…
  • Беллетристика на социальные темы , В.А. Невский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1924 года (издательство «Издание Г. Ф. Мириманова»)…

Казалось бы, на вопрос «Что такое беллетристика?» существует вполне конкретный ответ, который содержится в словарях и энциклопедиях.

Однако, если копнуть глубже, то окажется, что всё далеко не так просто.

Как было раньше?

Судите сами, слово беллетристика происходит от французского словосочетания belles lettres
, что дословно означает «изящная словесность». Когда-то всё именно так и было, и беллетристикой называли всю изящную литературу, то есть поэзию (читай художественную литературу), изложенную в стихотворной или прозаической форме.

Ох уж, эти Белинский с Писаревым!

Всё изменилось благодаря небезызвестным литературным критикам XIX века Виссариону Григорьевичу Белинскому и Дмитрию Ивановичу Писареву. С их лёгкой руки беллетристикой стали называть массовую литературу, которая противостоит «высокой литературе». То есть значение слова стало прямо противоположным исходному.

Как это произошло? Достаточно просто: уважаемые критики в своих статьях использовали термин «беллетристика» по отношению к литературе, разрушавшей их социальные теории.

Беллетристика в широком и узком смысле

Сегодня термин «беллетристика» используется в широком и узком смыслах.

Беллетристика в узком смысле
— лёгкое чтиво, присущее мистическим, приключенческим, детективным жанрам и дамскому роману. Подобное чтение для отдыха и произведения, созданные для приятного времяпрепровождения, имеет тесную связь со стереотипами, модой, популярными в обществе темами. Кроме этого, беллетристика может касаться и серьёзных проблем и вопросов, которые волнуют общество.

Как правило, типажи героев, а также их увлечения, привычки, профессия соотносятся с информационным пространством, доступным всем, и представлениями, которые сложились у преимущественного большинства.

Чаще всего беллетристы выражают в своих произведениях настроения общества, его состояние и общественные явления.

Реже — представляют происходящее, пропуская сквозь призму собственных взглядов и представлений.

Беллетристика в широком смысле слова
— это всё, что не публицистика, не документальный жанр, который был широко распространён в многочисленных литературных журналах XIX века. Слово «беллетристика», как уже было сказано выше, использовалось в пренебрежительном ключе по отношению к произведениям, написанным по принципу «словесность ради словесности» и «текст ради текста». Эти произведения считались ущербными, поскольку не содержали социального подтекста.

Отдельное внимание необходимо уделить и такому явлению, как «беллетризация». Беллетризация используется для того, чтобы изложить некоторый документальный материал, используя приёмы художественного повествования. Ярким примером подобных произведений является роман «Что делать?» Чернышевского.

Что не относится к беллетристике?

Литературовед Иосиф Эйгес в статье «Беллетристика», написанной для Словаря литературных терминов, который был издан в 1925 году, пишет о том, что к ложной беллетристике или подделкам под неё следует относить бульварную литературу, которая удовлетворяет низкие и пошлые интересы (уголовную сенсацию, порнографию и прочее), а не художественные стремления.

Получается, что беллетристика ещё раз изменила своё значение. Ведь в начале XX века её главной характеристикой была художественность, зависящая не столько от достоинств языка и умения автора интересно рассказывать о событиях, «сколько от своеобразного переживания образов, ради которого можно простить некоторые недостатки изложения».

В то время беллетристикой считались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. Современных же беллетристов, произведения которых выпускаются многотысячными тиражами, каждый читатель может назвать и сам.

БЕЛЛЕТРИСТИКА

И, ж. , собир.

1) Художественная повествовательная литература.

Он говорил: — По каждому предмету капитальных сочинений очень немного… Берем русскую беллетристику. Я говорю: прочитаю всего прежде Гоголя (Чернышевский) .

2) разг. Произведения для легкого чтения в отличие от классических литературных произведений.

  • Родственные слова:
  • беллетр»ист, беллетр»истка, беллетрист»ический
  • Этимология:

От французского belles-lettres ‘изящная словесность’ (< belle ‘прекрасный’ и lettre ‘буква’, ‘письмо’). В русском языке - с первой половины XIX в.

Энциклопедический комментарий:

Слово «беллетристика» получило широкое распространение благодаря Белинскому, который беллетристику и беллетристов противопоставлял истинно художественным (поэтическим) произведениям и настоящим писателям (поэтам).

Беллетристика для Белинского — понятие не столько жанровое, сколько эстетическое, т. к. он противопоставлял по этим признакам не только прозаиков, но и поэтов, драматургов.

Позже слово «беллетристика» стало обозначать «легкое чтение» , легкую литературу, понятную и доступную массе.

Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БЕЛЛЕТРИСТИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре литературоведческих терминов:
    — (от франц. belles lettres — изящная словесность) 1) Вся художественная литература (устаревшее значение). 2) Жанровая литература. Жанры Б. — …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Литературной энциклопедии:
    см. …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от франц. belles lettres — художественная литература) 1) художественная проза…2) В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от франц. belles lettres — изящная словесность), в широком смысле — художественная литература вообще. В более узком и более употребительном …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от франц. belles-lettres) — то же, что «изящная словесность» (см. это …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Современном энциклопедическом словаре:
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА (от французского belles lettres — художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно «легкое чтение»: массовая литературная продукция …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словарике:
    и, собир., ж. 1. Повествовательная художественная литература. Беллетрист — автор таких литературных произведений.||Ср. ПРОЗА. 2. Художественная литература для легкого …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ас. 1. Повествовательная художественная литература. 2. перст. О литературе, к-рая читается легко, без затруднений, II прил. беллетристический, -ая, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛЛЕТР́ИСТИКА (от франц. belles lettres — худ. лит-ра), худ. проза. В 20 в. также массовая лит. продукция бытописат., развлекат. характера …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (от франц. belles-lettres) ? то же, что «изящная словесность» (см. это …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    беллетри»стика, беллетри»стики, беллетри»стики, беллетри»стик, беллетри»стике, беллетри»стикам, беллетри»стику, беллетри»стики, беллетри»стикой, беллетри»стикою, беллетри»стиками, беллетри»стике, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. belles-lettres изящная словесность) художественная литература; в узком смысле — художественная проза в отличие от поэзии и …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре иностранных выражений:
    [ художественная литература; в узком смысле — художественная проза в отличие от поэзии и …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в словаре Синонимов русского языка:
    литература, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Прозаические повествовательные произведения художественной литературы (в отличие от научной, публицистической и т.п. литературы). б) Произведения, предназначенные для …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре русского языка Лопатина:
    беллетр`истика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    беллетристика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Орфографическом словаре:
    беллетр`истика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре русского языка Ожегова:
    повествовательная художественная литература беллетристика о литературе, которая читается легко, без …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре Даля:
    жен. , франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист муж. беллетристка жен. писатель по сей …
  1. Литература за всю историю своего существования обросла множеством различных классификаций и дефиниций.
  2. Данный термин не является научным не является научным термином, поэтому дать ему определение весьма затруднительно.
  3. Например, по способу высказывания, литература делится на:

Источник: https://www.banyaplus.ru/psychology/opredelenie-slova-belletristika-i-ego-istoricheskoe-znachenie-chto-takoe.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector