Машиностроение европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

И по территориальному расположению стран, и по своей промышленной структуре Зарубежная Европа делится на четыре района, хотя это деление и считается несколько условным. Принадлежность к тому или иному району в зависимости от применяемой классификации определяется или географическим положением, или уровнем развития хозяйства.

Машиностроение Европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

Деление на промышленные районы практически не подразумевает учет территориального критерия. Это экономическая группировка стран Зарубежной Европы, основывающаяся на специализации по промышленным сферам.

Первая группа – это высокоразвитые районы Зарубежной Европы, в которых сконцентрированы наукоемкие и высокотехнологичные отрасли производства, банки, биржи, центральные офисы монополий и т.д. В него входят “итальянский треугольник” Геруя-Турин-Милан, столицы Великобритании и Франции, нидерландский Рандстад и некоторые другие.

Машиностроение Европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

Рис. 1. Индустриальный Париж.

Являющийся частью высокоразвитого района Зарубежной Европы, Париж выделяется в регионе тем, что известен не только производством высокотехнологичных вещей, но и “парижскими изделиями” швейных и ювелирных производств.

Старопромышленный район Зарубежной Европы отличает наличие базовых промышленных отраслей, набор которых сложился еще в 19 веке.

Сюда входят Йоркшир, Западный Мидленд, Ланкашир и Южный Уэльс в Британии, Северный район, Лотарингия и Эльзас во Франции, Верхняя Силезия в Польше и остальные европейские регионы, богатые железными рудами, каменным углем и другими природными ресурсами.

Ни один регион мира, кроме Зарубежной Европы, не имеет такого количества старопромышленных областей. Чтобы оставаться экономически конкурентоспособными, в последние годы они подвергаются значительной реконструкции.

Самая большая часть старопромышленного района Европы – это Рурский регион. Он объединяет около ста городов, в которых проживает более 11 миллионов человек.

Аграрный район считается отсталым, поскольку здесь у населения достаточно низкий доход, а основной его источник – это сельское хозяйство. Большей частью это южная Зарубежная Европа: южная Италия, центральная и западная Испания, Греция, Португалия и т.д.

Из-за уровня жизни эти районы являются поставщиками трудовых ресурсов для более развитых государств, что, в свою очередь, вызывает приток мигрантов из менее развитых европейских и не только государств.

Некоторые страны проводят работу по улучшению экономической ситуации в аграрных районах, создавая на их территории промышленные предприятия – металлургические, нефтеперерабатывающе и другие. Удачным примером реализации такой инициативы может служить юг Италии.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Рис. 2. Виноградник в Южной Италии.

И последний, четвертый район – нового освоения. Что относится к этому региону? В основном – северная Зарубежная Европа, то есть вся Скандинавия и страны, расположенные в акватории Северного моря. Они характеризуются тем, что разработка ресурсов здесь только начинается.

Машиностроение Европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

Рис. 3. Скандинавский компьютерный завод.

Географическое деление Зарубежной Европы является достаточно условным, поскольку в вопросе часто замешаны политические интересы, так что в зависимости от трактовки государства могут причисляться к разным районам в достаточно слабой соотнесенности с географическими факторами. Практически Зарубежная Европа подразделяется на четыре части по сторонам света на Северную, Южную, Западную и Восточную. В некоторых классификациях выделяют еще центральную часть, включая в нее ряд стран из всех четырех географических районов.

Европа может быть поделена на районы по территориальному и промышленному признаку, в ряде случаев эти классификации пересекаются. В зависимости от уровня развития промышленности выделяют высокоразвитый, старопромышленный, аграрный районы и район нового освоения.

В них входят не только целые суверенные государства, но и отдельные их части. Также были рассмотрены перспективы их дальнейшего развития. Географический признак делит европейские страны по расположению в зависимости от того, в какой стороне света они находятся.

Центральная часть выделяется не во всех классификациях.

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 113.

Источник: https://karta.uef.ru/staropromyshlennye-rajony-evropy/

Рурская область ФРГ – старопромышленный район в развитии — ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА

Рурскую область еще недавно называли индустриальным сердцем Германии. Да и в наши дни, несмотря на уменьшение ее роли, эта область, занимающая 6,5 тыс. км2 (1,8 % территории страны), с населением свыше 6 млн человек дает более 1/10 всего промышленного производства ФРГ.

Здесь сформировался сложный комплекс промышленных производств, включающий угольную, металлургическую, химическую промышленность, тяжелое (в том числе военное) машиностроение, энергетику и предприятия многих смежных отраслей. Словом, Рурская область– один из наиболее типичных старопромышленных районов Европы.

Проблемы, возникающие в связи с ее развитием, характерны для большинства районов этого типа.

В первой половине XIX в. название «Рур» в мировой политической и экономической литературе еще почти не встречалось. Хотя добыча угля в южной части бассейна, прилегающей к р. Рур, уже началась, в 1850 г. она составила только 2 млн т.

Первая доменная печь, работающая на коксе, была задута здесь в 1849 г., почти на полвека позже, чем в Верхней Силезии. И неудивительно, что еще в 1820 г.

в Дуйсбурге и Эссене было всего примерно по 5000, в Дортмунде – 4000, а в Бохуме – 2000 жителей.

Перелом в развитии Рура наступил в середине XIX в. Он был вызван созданием общенационального рынка, а затем и политическим объединением Германии, бурным строительством железных дорог, зарождением военной промышленности.

Победа над Францией во франко-прусской войне, захват Эльзаса и Лотарингии с ее железорудным бассейном, получение 5-миллиардной контрибуции создали еще более благоприятные условия для развития Рура. Здесь быстро росли добыча угля, выплавка чугуна и стали.

Выдающееся место в экономике области приобрели также химическая промышленность и машиностроение, особенно военное. Заводы Круппа, основанные еще в начале века в Эссене, стали крупнейшим в мире

предприятием военной промышленности. Крупп, Тиссен, Стиннес, Кирдорф и другие рурские магнаты постепенно стали играть руководящую роль во всей экономической и политической жизни Германии.

Это их положение еще больше укрепилось во время Первой мировой войны, когда заводы Рура снабжали германскую армию всеми видами оружия. 42-дюймовые мортиры Круппа («толстая Берта») обстреливали бельгийские и французские крепости.

Его же сверхдальнобойные пушки «Колоссаль» стреляли по Парижу с расстояния в 120 км.

Поражение Германии в Первой мировой войне, возвращение Лотарингии Франции, оккупация Рурской области франко-бельгийской армией – все это привело к временному упадку экономики Рура. Но затем добыча угля, выплавка чугуна и стали снова начали расти (табл.

20), лотарингская руда была заменена шведской и испанской, да и рурские магнаты сумели восстановить свои позиции. В конце 1930-х гг. на заводах Круппа работали 120 тыс. человек. Возникли Стальной трест, Химический трест, в которых рурские промышленники играли либо ведущую, либо значительную роль.

Хорошо известна также поддержка, оказанная ими германскому фашизму.

В первые годы после Второй мировой войны Рур снова стал одним из главных «локомотивов» восстановления экономики Германии. Здесь обосновались штаб-квартиры таких крупнейших стальных концернов, как «Крупп», «Тиссен», «Хёш», «Маннесманн», «Клёкнер». Рурская область давала 60 % всей выплавки стали в стране и 80 % общегерманской добычи каменного угля.

Таблица 20

ДОБЫЧА КАМЕННОГО УГЛЯ, ВЫПЛАВКА ЧУГУНА И СТАЛИ В РУРСКОЙ ОБЛАСТИ, млн т

Машиностроение Европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

В результате в течение первого десятилетия после Второй мировой войны Рурской области удалось восстановить свое былое экономическое могущество, основанное на угле. Было построено 50 новых шахт, и к 1960 г. добыча каменного угля достигла рекордного уровня.

Однако затем Рурская область, как и многие другие старопромышленные районы Европы, вступила в полосу структурного кризиса. Он еще более усугубился благодаря тому, что страна стала ориентироваться на импортную дешевую нефть, которая начала поступать в Рур по нефтепроводам от морских портов Роттердам и Вильгельмсхафен. Когда же в середине 1970-х гг.

нефть сильно подорожала, выход из энергетического кризиса в ФРГ стали искать не столько в возрождении угледобычи, сколько в развитии атомной энергетики, в импорте голландского и советского природного газа и американского угля. В результате число угольных шахт стало быстро уменьшаться: в конце 1950-х гг. их насчитывалось 140, но уже в конце 1960-х гг. – 56, в 1985 г. – 25, а в 1997 г.

– 17. Резко сократилась численность занятых в угольной промышленности – с почти 500 тыс. в 1957 г. до 315 тыс. в 1960 г. и 80 тыс. в 1997 г. Неудивительно, что добыча каменного угля в 1960–2000 гг. также сократилась в четыре раза (табл. 20).

Структурный кризис затронул и другую ведущую отрасль промышленности Рура – черную металлургию; из многочисленных комбинатов полного цикла здесь осталось только четыре.

Однако и федеральные власти ФРГ в своей государственной региональной политике, и правительство земли Северный Рейн—Вестфалия, в состав которой входит Рурская область, и правления монополий, и общественность приняли систему мер, чтобы вывести Рур из состояния депрессии и кризиса.

Такую политику обычно называют политикой реструктуризации.

К числу главных предусматриваемых ею мер относятся: 1) коренная перестройка, модернизация старых отраслей, в первую очередь угольной и металлургической; 2) внедрение в структуру производства предприятий новых и новейших отраслей; 3) укрепление образовательной базы; 4) укрепление научной базы; 5) улучшение качества окружающей среды.

При осуществлении первого из этих направлений особенно много внимания было уделено угольной промышленности. В 1968 г.

в ФРГ был принят федеральный закон о реструктуризации и оздоровлении этой отрасли, а еще через год вся угольная промышленность Рура была объединена в один крупный концерн – «Рурколе» («Рурский уголь»).

Была введена система компенсаций (так называемые угольные пфенниги), стимулировавшая покупку рурского угля вместо более дешевого импортного; она действовала до 1995 г. Закрытие мелких и нерентабельных шахт привело к укрупнению угледобывающих предприятий.

Благодаря этому удалось преодолеть прежнюю технико-экономическую отсталость отрасли. Так, среднесуточная нагрузка на одну шахту выросла до 11–12 тыс. т, а сменная производительность труда одного шахтера – до 5—б т товарного угля; кстати, это самый высокий показатель в Западной Европе.

Можно добавить, что к 2005 г. было намечено оставить в эксплуатации лишь 10–11 шахт, добычу каменного угля сократить до 30 млн т, а численность занятых – до 3б тыс. человек. В 2008 г. здесь осталось уже только 8 действующих шахт. Но по решению правительства страны до 2012 г.

и они должны быть закрыты.

Многое было сделано и для осуществления второго из указанных выше направлений. Примерами «инъекции» новых отраслей в этот старопромышленный район могут служить создание автомобильного завода концерна «Опель» в Бохуме, предприятий концерна «Сименс». На выпуск современных машин и оборудования, транспортных средств были перепрофилированы многие предприятия «грязных» производств.

То же можно сказать о третьем и четвертом направлениях. До середины 1960-х гг. во всей Рурской области не было ни одного университета, а теперь их уже несколько. Первым в 1965 г.

Читайте также:  Список природных явлений: бедствия и катаклизмы, примеры из неживой и живой природы

был открыт Рурский университет в Бохуме (с набором всего 200 студентов), что послужило важным импульсом для структурных изменений в экономике и повышения общего имиджа Рурской области; ныне в нем учится 40 тыс. студентов, занято более 400 профессоров и 4000 других сотрудников. В 1968 г.

был создан университет в Дортмунде, где занимаются производственной программистикой. Затем появились университеты в Эссене, Дуйсбурге. К началу XXI в. в Рурской области было уже 150 тыс. студентов, т. е. в два раза больше, чем шахтеров.

Внедрению университетских научных разработок в практику способствуют и созданные здесь технопарки, связанные с микроэлектроникой, компьютерами, средствами автоматизации и контроля, телекоммуникациями (Дортмунд, Эссен, Хаген, Дуйсбург, Оберхаузен).

Пятое направление заслуживает особого внимания. Вот как описывает экологическую ситуацию в Рурской области в конце 1950-х гг. известный географ-германовед С. Н.

Раковский: «До предела загрязненные реки, почвы, воздух, весь год, круглые сутки – горячий воздух у открытых коксовых батарей и у металлургических цехов, пары градирен тепловых электростанций, и над всем этим – несмолкающий производственный шум». Но еще в 1960-е гг. канцлер ФРГ Вилли Брандт выдвинул лозунг «Вернуть Руру голубое небо!».

С тех пор здесь были проведены большие работы, направленные на охрану воздушного бассейна от загрязнения, и теперь уровень загрязнения воздуха в большинстве городов Рура не выше, чем в Берлине, Франкфурте или Мюнхене. Для улучшения водоснабжения здесь были сооружены плотины и водохранилища. Почти все сточные воды теперь подвергаются биологической очистке.

(Этому способствовало и то, что заводы земли Северный Рейн—Вестфалия освоили выпуск самого совершенного природоохранного оборудования, которое широко используется и на месте.) А показатель лесистости Рурской области возрос до 35 %, или в два раза. В том числе было облесено более 250 шахтных терриконов.

В связи с такой радикальной структурной перестройкой сильно изменился и облик ведущих угольно-металлургических концернов.

Концерн «Рурколе» теперь не только контролирует добычу угля, производство кокса и брикетов, но и обладает пакетами акций многих компаний, связанных с производством электроэнергии, химикатов, стройматериалов, горного оборудования и даже электроники, а также занимается рекультивацией горных разработок, строительством дорог и др.

Более того, этот концерн, добывающий уголь в США, Венесуэле (для последующего импорта в ФРГ), по существу, превратился в транснациональную корпорацию. А концерн «Тиссен», по-прежнему возглавляющий группу металлургических компаний ФРГ, теперь производит не только чугун и сталь, но и разнообразную продукцию тяжелого и транспортного машиностроения.

Вот почему в наши дни Рур уже нельзя отнести к категории депрессивных районов. Это старопромышленный район, переживший своего рода «реанимацию» и теперь находящийся в стадии «выздоровления».

По мнению немецких специалистов, перспективы его дальнейшего развития будут связаны с тремя следующими отраслями: во-первых, с современной черной металлургией, ориентированной на выпуск спецсталей и других аналогичных видов изделий, во-вторых, с модернизированной химической промышленностью и, в-третьих, с машиностроением, включая автомобилестроение, приборостроение, электротехнику, электронику и т. п. Но еще важнее отметить то, что ныне в промышленности Рура занята уже только 1/3 всей рабочей силы, тогда как доминируют по занятости отрасли непроизводственной сферы.

Все эти общие черты реструктуризации находят отражение и во внутренних различиях, сформировавшихся в пределах Рурской области. Их можно рассматривать по двум направлениям: с севера на юг и с востока на запад.

Своего рода профиль Рурской области в направлении север – юг обычно строится с подразделением ее территории на четыре промышленные зоны (рис. 67).

Самая северная из них, зона Липпе, протягивающаяся вдоль долины одноименной реки, продолжает оставаться главной угледобывающей зоной Рура; здесь теперь концентрируется большинство действующих шахт. При некоторых из них работают и крупные ТЭС. Однако и в этой зоне уже создан региональный ландшафтный парк.

Угледобыча сохраняется и в зоне Эмшер, также протягивающейся вдоль долины одноименной реки. Но большинство шахт этой зоны, где расположены такие классические «угольные города», как Оберхаузен и Гельзенкирхен, при реструктуризации были закрыты. Теперь вся территория вдоль р.

Эмшер представляет собой ландшафтный парк, который вмещает в себя зоны отдыха, экологические зоны, технологические музеи (расположенные в корпусах бывших предприятий), инновационные выставки. В Оберхаузене в 1996 г. был открыт едва ли не крупнейший в Европе торговый комплекс.

В следующей зоне – Хельвег – добыча угля уже полностью прекращена, сократилось и производство черных металлов. Но зато увеличилась роль машиностроения и в еще большей мере – непроизводственной сферы. В самой южной зоне Рурской области, протягивающейся по течению р. Рур, все угольные шахты были закрыты еще раньше.

Машиностроение Европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

Рис. 67. Промышленные зоны Рура (к началу XXI в.)

Что касается различий по линии восток – запад, то они, пожалуй, еще более заметны. Восточная часть области (Дортмунд, отчасти Бохум) испытала наиболее глубокую структурную перестройку. Экологическая обстановка здесь также самая благоприятная.

В центрально-западной части Рура (Гельзенкирхен, Обер-хаузен) концентрация тяжелой промышленности и «грязных» производств пока остается весьма высокой. В еще большей степени это относится к западной, прирейнской, части района, где концентрируется основная часть предприятий черной металлургии и нефтехимии.

Надо учитывать также, что речной порт Дуйсбург с годовым грузооборотом в 55 млн т – едва ли не крупнейший речной порт мира.

Одна из концепций реструктуризации Рурской области предусматривает такую ее районную планировку, при которой должно произойти более четкое размежевание промышленных и селитебных зон, а также создание восьми локальных зон отдыха и пяти зеленых парковых полос, которые пересекли бы всю территорию агломерации в направлении с севера на юг.

Добавим также, что правительство земли Северный Рейн—Вестфалия разработало и приняло проект под названием «Экологический город будущего», призванный продемонстрировать модель экологической перестройки современного европейского города.

Из 20 городов этой земли с населением более 50 тыс. жителей, подавших заявления на участие в проекте, были отобраны три – Ахен, Хамм и Херне.

В течение ближайших лет их развитие будет происходить при строгом учете важнейших экологических принципов.

Источник: https://compendium.su/geographic/world_1/30.html

Машиностроение Зарубежной Европы

Государства Европейского Союза являются лидерами по производству высококачественного оборудования и машин. Эта отрасль является ведущей для многих стран. Ежегодно здесь выпускается более 25% мировой продукции техники.

Машиностроение Европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

Машиностроение Зарубежной Европы развивается благодаря совокупности таких факторов:

  • Большое количество квалифицированной рабочей силы.
  • Научные центры, которые изучают и внедряют передовые технологии.
  • Высокоразвитая инфраструктура, быстрые способы доставки ресурсов.
  • Выгодное географическое расположение. Так многие страны находятся на границах наиболее выгодных морских путей.
  • Европейский союз помог объединиться странам, поэтому многие из них создают совместные индустриальные центры, обмениваясь ресурсами.

Рис.1. Индустриальная карта Европы

  • Наиболее мощные производственные предприятия расположены на территории таких стран: Германии, Великобритании, Франции и Италии.
  • Существенный экономический вклад в развитие Евросоюза вносят: Испания, Голландия, Бельгия, Швейцария, Швеция.
  • Все самые крупные предприятия по производству станков находятся в Германии. Здесь изготовляют:
  • Обрабатывающие центры;
  • Шлифовальные станки;
  • Токарные автоматы;
  • Прессы;
  • Промышленные ножницы;
  • Агрегаты для гибочных машин.

Рис.2 Завод “БМВ” в Германии

Целая группа стран имеет слабо развитое машиностроение. Но все равно найдется несколько предприятий, заявивших о себе на мировом сообществе. Например, Финляндия выпускает станки для предприятий по обработке бумаги, а в Польше находится один из крупнейших заводов по изготовлению агрегатов для химической промышленности.

Характеристика машиностроения Зарубежной Европы— это, прежде всего, автомобилестроение.

Огромные концерны мирового масштаба имеют филиалы не только по всей Европе, но и по всему миру. Чтобы выпустить один автомобиль, нужно собрать его по частям, которые в свою очередь изготавливаются в совершенно разных странах.

Рассмотрим пример – BMW Group. Завод принадлежит Германии, но его подразделения находятся в Австрии, Британии и даже в России, в городе Калининград. Daimler, выпускающий всем известный Mercedes, расположился на территории трех стран: Германии, Венгрии, Австрии.

Рис.3. Производство машин

Рассмотрим другие крупные автомобильные корпорации и их центры:

  • Fiat – Италия;
  • GeneralMotors – Германия;
  • Jaguar – Великобритания;
  • Porsche – Германия;
  • PSA PeugeotCitroen – Франция;
  • Renault – Франция;
  • Volkswagen – Германия.

К транспортному машиностроению также относится судостроение, центр которого находится в Норвегии.

Машиностроение в Европе — это одна из главенствующих отраслей региона. Самые крупные центры: Германия, Великобритания, Франция, Италия. Немного уступают им в мощности Нидерланды, Швейцария и ряд других стран. Наиболее распространено транспортное машиностроение.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 39.

Источник: https://obrazovaka.ru/geografiya/mashinostroenie-zarubezhnoy-evropy.html

Европейское машиностроение

Замечание 1

Страны Евросоюза занимают лидирующие позиции по производству высококачественного оборудования и машин. Более 25% выпускаемой в мире техники приходится на страны Европы, для многих стран данная отрасль является ведущей в промышленности.

В Европе машиностроение получило большое развитие благодаря совокупности ряда факторов:

  1. Наличие большого количества квалифицированной рабочей силы
  2. Наличие большого количества научных центров, занятых разработкой и внедрением новых технологий
  3. Высокоразвитая инфраструктура, а также быстрая доставка грузов и ресурсов
  4. Выгодное географическое положение, к примеру близость к наиболее выгодным морским путям
  5. Своевременная помощь Европейского союза другим странам, позволяет создавать совместно индустриальные центры и обмениваться ресурсами

Замечание 2

Наиболее развитыми странами с высоким уровнем машиностроения по праву можно считать Германию, Великобританию, Францию, и Италию.

Есть ряд стран, которые так же вносят не малый вклад в развитие экономики по средствам машиностроения: Швейцария, Испания, Голландия, Бельгия и Швеция.

Машиностроение Европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Станкостроение

Наиболее крупные предприятия по станкостроению располагаются на территории Германии.

На них изготавливается такая продукция как:

  1. Шлифовальные станки
  2. Обрабатывающие центры
  3. Токарные аппараты
  4. Прессы
  5. Промышленные ножницы
  6. Агрегаты для гибочных машин

Конечно же многие страны Европы не имеют большого развития в машиностроении, но, однако на территории каждого европейского государства найдется предприятие, осуществляющее значимый вклад в мировую промышленность. К примеру, в Финляндии производят станки для предприятий по обработке бумаги, а в Польше работает крупнейший завод по выпуску агрегатов для химической промышленности.

Транспортное машиностроение

Наиболее значимая роль отводится конечно же автомобилестроению.

Читайте также:  Италия: население, уровень урбанизации, общая оценка политического положения страны и плотность ее населения

Мировые концерны имеют свои филиалы не только в Европе, но и по всему миру. Для сбора одного автомобиля понадобится огромное количество деталей, изготовлением которых будет заниматься не один завод и не в одной стране.

Ярким примером послужит БМВ, чей завод принадлежит Германии, однако его подразделения находятся в Австрии, Британии и даже в России. А компания выпускающая Мерседес (Daimler) располагается на территории трех стран: Германии, Австрии и Венгрии.

Наиболее крупные автомобильные компании с центрами в Европе:

  • Fiat – Италия
  • GeneralMotors – Германия
  • Jaguar – Великобритания
  • Porshe – Германия
  • Renault – Франция
  • Volkswagen – Германия

Так же к транспортному машиностроению моно отнести судостроение, чей центр сосредоточен в Норвегии.

Замечание 3

Стоит отметить что в течении долгого времени Европа занимает первое место по числу занятых в отрасли и по стоимости продукции машиностроения.

Факторы, определяющие роль машиностроения в Европе:

  1. В машиностроении реализуются и воплощаются многие научные достижения научно-технического прогресса
  2. Машиностроение обеспечивает около 50% капиталовложений в экономику Европы, а также определяет темпы и масштабы технико-технологического перевооружения хозяйства
  3. Машиностроению отводится важнейшая роль в удовлетворении потребностей населения в разнообразных технических средствах

BMW AG Баварские моторные заводы

Крупнейший немецкий производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей и тп.
Компания была основана в 1916 году, изначально она была зарегистрирована как производитель авиационных двигателей. Так бело-голубую эмблему рассматривали как винт самолета.

В 1919 году был установлен первый мировой рекорд BMW, самолет с двигателем, произведенным на заводе поднялся на высоту 9760 метров.

В 1919 году вышел запрет на выпуск самолетов в Германии, завод был переформирован в производство тормозов для поездов.

Уже в 1923 году с конвейера сошел первый мотоцикл под маркой BMW. В 1928 году завод приобрел лицензию на выпуск небольших автомобилей Dixi.

  • В 1939 году под начало BMW перешли Бранденбургские моторные заводы со всем своим оснащением и рабочей силой, а также со всеми своими разработками.
  • В эти годы компания так же приобрела ряд заводов в разных частях страны и Европы в целом и к 1930-му году концерн разросся до невиданных до этого размеров и стал самым большим в Европе.
  • В годы второй мировой войны компания включила в свое производство такие направления как: ракетная техника, ракетное вооружение, управляемое орудие и другие высокотехнологичные на то время работы.
  • Однако основным направлением концерна в то время оставалось производство реактивных двигателей для реактивных самолетов.

Научный штат был увеличен и укомплектован лучшими инженерами в Европе, что позволило на то время сделать невозможное, им удалось своими технологиями забежать далеко вперед. Их разработки стали востребованы только в конце войны, а страны антигитлеровской коалиции вообще пришли только в после военные годы.

В 1945 году заводы в Бранденбурге были захвачены, а все материалы конфискованы. В 1948 году заводы BMW в Бранденбурге были взорваны.

  1. После войны BMW оказались в кризисной ситуации.
  2. Только в 1962 году компании удалось начать возрождение концерна, этому послужил выпуск автомобиля.
  3. Так как после войны был наложен запрет на выпуск большей части продукции, в том числе комфортабельных седанов, компания сделала ставку на выпуск маломощных мотоциклов.
  4. Компанию BMW удалось спасти за счет выпуска велосипедов и хозтоваров.
  5. В 50-е годы завод занимался выпуском мотоциклов.

В 1951 году был выпущен первый послевоенный автомобиль. С 1954 по 1974 года BMW одерживало первые места в чемпионате мира по гонкам на мотоциклах с колясками.

  • В 1955 году был выпущен первый автомобиль BMW Isetta, ставший популярным среди потребителей.
  • В 1995 году BMW Z8 становится популярным благодаря съемкам в фильмах о Джеймсе Бонде.
  • В 2013 году BMW презентовала гибрид i8.
  • Основным конкурентом по выпуску легковых автомобилей является Mersedes-Benz.

Источник: https://spravochnick.ru/mashinostroenie/evropeyskoe_mashinostroenie/

Территориальная структура хозяйства и транспортные связи Зарубежной Европы

Сложившаяся территориальная структура хозяйства (ТСХ) Зару­бежной Европы отражает не только современное размещение произво­дительных сил, но и служит своеобразным «отпечатком» предыдущих этапов ее социально-экономического развития. Как результат этого развития, она обладает высоким уровнем зрелости, что определяется:

  • интенсивностью экономического использования территорий, высокой долей освоенных земель в общей площади территории, вы­сокой плотностью промышленного и сельскохозяйственного произ­водства;
  • развитостью системы экономических центров, хозяйственным полицентризмом;
  • обеспеченностью территории производственной и непроизвод­ственной инфраструктурой (высокое производство электроэнергии на душу населения, густая транспортная сеть, интенсивные грузопе­ревозки).

Территориальная структура хозяйства региона отличается исклю­чительной сложностью. Старопромышленные районы — наследие пе­риода индустриализации, который прошли все европейские страны в XVIII—XX вв. Большинство из них сформировалось на основе уголь­ных и железорудных месторождений и их удачных сочетаний. В За­падной Европе более 20 металлургических районов.

Самый крупный из них — Рурский (Рейнско-Рурский, Рейнско-Вестфальский) в Гер­мании.

Крупные старопромышленные районы Европы: Мидлендский, Южно-Уэльский, Северо-Восточный и Шотландский в Вели­кобритании, Лотарингский и Северный во Франции, Льеж-Шарлеруа в Бельгии, Саар-Люксембургский на границе Германии и Люксембур­га, Силезско-Краковский в Польше, Остравский в Чехии.

С 1980-х гг., периода мирового кризиса сталелитейного производ­ства, многие старопромышленные районы превратились в депрессив­ные и наиболее проблемные. Однако в 1990-х гг. наметилась стабили­зация их экономического положения.

Наличие сложившейся инфраструктуры, техническое переоснащение и успехи в решении ос­трейших экологических проблем вернут этим районам привлекатель­ность для инвестиций и развития в них новых производств.

Это уже дало «второе дыхание» Дюссельдорфу, Дуйсбургу, Эссену и другим крупным промышленным центрам Рура.

Традиционно важную роль во многих европейских странах играют столичные агломерации. Наиболее крупные из них Лондонская и Па­рижская, в каждой из которых проживает более 10 млн.

человек и где со­средоточена значительная часть всего экономического потенциала этих стран. Лондон — один из так называемых мировых, т.е. «каркас­ных», городов, городов глобальной экономической системы.

В лондон­ском Сити находится знаменитая Лондонская биржа, а также конторы крупнейших мировых банков и представительства транснациональных компаний.

Контраст между столичным регионом и провинцией — один из индикативных признаков уровня зрелости территориальной структу­ры хозяйства. Чем он более выражен, тем обычно уровень развития ТСХ и страны в целом ниже.

Наиболее яркие контрасты — в странах ЦВЕ: Венгрии, Болгарии, Сербии и Черногории, Румынии и др. По своему «весу», т.е.

по ключевым показателям социально-экономичес­кого развития, Будапешт, Братислава, София, Белград, Бухарест рез­ко и диспропорционально выделяются на экономической карте стран ЦВЕ.

Машиностроение Европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

В экономической жизни региона всегда исключительно важную роль играли портовые комплексы. Крупнейшие порты Европы — Рот­тердам (300 млн.

тонн грузооборота в год), Антверпен, Марсель, Гам­бург, Генуя, Барселона. Через европейские порты проходит больше половины мирового товарооборота.

Развитие портовых комплексов связано, прежде всего, с непрерывно углубляющейся интеграцией За­рубежной Европы в мировое хозяйство.

В 1990-х га быстро возросла роль технопарков и технополисов, осо­бенно в Западной Европе, Сегодня они составляют организационную основу инновационных процессов, играют решающую роль во внед­рении высоких технологий в производство. Наиболее эффективные из них: Парк бизнеса и науки в г. Энсхеде в Нидерландах, Мюнхен­ская агломерация в ФРГ, София-Антиполис во Франции.

В территориальной структуре НИОКР растет роль крупнейших аг­ломераций.

Например, в Германии в условиях приоритетного значения науки усилились позиции агломераций Франкфурта-на-Майне, Гамбурга и даже Рейнско-Рурской конурбации, где в староиндустри­альных ядрах с прежней гипертрофией тяжелой промышленности произошло резкое и прогрессивное обновление функциональной .структуры. Теперь в Рурской области насчитывается 120 тыс. студен­тов и 100 тыс. шахтеров.

Современная сеть НИОКР отличается очень большой территори­альной дисперсией. Предприятия компании «Сименс», крупнейшего в ФРГ разработчика и производителя компьютерного оборудования, размещены преимущественно на юге, юго-западе страны, а также в Берлине. Это связано с широкой сетью поставщиков в этих районах с сотнями узкоспециализированных городков (у «Сименса» более 30 тыс. поставщиков).

Транспортная система Зарубежной Европы — одна из лучших в мире, а ее значение для развития региона трудно переоценить.

Она создает одно из важнейших условий эффективной работы всех эконо­мических субъектов в условиях современной глобальной экономики, которая базируется на сложнейшем переплетении связей между субъектами экономических отношений, когда «ближайшие» коллеги по бизнесу, так же как и оптовые склады товаров, находятся за тысячи километров друг от друга. Европа — регион самой развитой, террито­риально насыщенной транспортной инфраструктуры на планете. Ис­торически развитие разнообразных коммуникационных сетей стало одним из ключевых факторов общеевропейской интеграции.
Наиболее густая и качественная транспортная сеть — в Западной Европе, особенно в Германии и Великобритании. Современной «фи­лософией» функционирования транспорта стала широко внедряемая на Западе концепция работы под лозунгом «точно в срок». Главный вид транспорта — автомобильный, который обеспечивает 2/3 грузообо­рота и 4/5 пассажироперевозок.

В большинстве стран Западной Европы на одну семью приходится более одного автомобиля (в Германии 450 автомашин на 1000 жите­лей). Хорошо развит и общественный транспорт, где в последнюю четверть века ключевую роль играют автобусы.

Железнодорожный транспорт, один из символов индустриальной эпохи, постепенно сдает свои позиции. Традиционные железнодорожные перевозки дороги, медленны и не выдерживают конкуренции с авто- и авиаперевозками.

В Великобритании, например, за вторую половину прошлого века разобрали тысячи километров железнодо­рожного полотна.

Правда, одновременно прокладывались скорост­ные железнодорожные магистрали, особенно большое внимание это­му уделяли Франция и Германия.

После Второй мировой войны велось активное строительство нефте-, газо- и продуктоводов в том числе из России (прежде — из СССР) и арабских стран Средиземноморья, продолжающих играть важную роль в энергоснабжении региона.

Источник: https://geographyofrussia.com/territorialnaya-struktura-xozyajstva-i-transportnye-svyazi-zarubezhnoj-evropy/

География основных отраслей промышленности мира. Основные промышленные районы мира

Машиностроение Европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

Топливная промышленность — включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Этапы развития:

  1. угольный этап (первая половина XX века);
  2. нефтегазовый этап (со второй половины XX века).

Угольная промышленность Места добычи — Китай (месторождение — Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда). Экспортёры угля — США, Австралия, ЮАР. Импортёры — Япония, Западная Европа.

Нефтяная промышленность. Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.

Газовая промышленность. Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания.

Проблемы топливной промышленности:

  • истощение запасов минерального топлива (запасов угля, хватит примерно на 240 лет, нефти — на 50 лет, газа — 65);
  • нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
  • территориальный разрыв между основными районами добычи и районами потребления.
Читайте также:  Значение и происхождение фразеологизма или пословицы семи пядей во лбу, история возникновения

Электроэнергетика мира Роль — обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства.

Лидеры по выработке — Норвегия (29тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2тыс. кВт. ч.

Наименьшие показатели в странах Африки, Китае и Индии. ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше, ЮАР, Румынии, Китае, Мексики, Италии. ГЭС — в Норвегии, Бразилии, Канаде, Албании, Эфиопии.

АЭС — во Франции, Бельгии, Республике Корея, Швеция, Швейцария, Испания.

Основными проблемами электроэнергетики являются:

  • истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
  • загрязнение окружающей среды.

Решение проблемы — в использовании нетрадиционных источников энергии, таких как:

  • геотермальная (уже используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США);
  • солнечная (Франция, Испания, Италия, Япония, США);
  • приливная (Франция, Россия, Китай, совместно Канада и США);
  • ветровая (Дания, Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды).

Металлургическая промышленность

Металлургия — одна из базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами). Cостав — две отрасли: черная и цветная. Черная металлургия.

Железная руда добывается в 50 странах мира.

Факторы размещения: Природно-ресурсные (ориентация на территориальные сочетания месторождений каменного угля и железа); Транспортные (ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды);

Потребительские (связан с развитием мини-заводов и передельной металлургии). По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия. Но по выплавке стали — Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.

Цветная металлургия.

Факторы размещения:

  • сырьевой (выплавка тяжелых металлов из руд с малым содержанием полезного компонента (1 — 2%) — меди, олова, цинка, свинца);
  • энергетический (выплавка легких металлов из богатой руды — энергоемкое производство — алюминия, титана, магния и др.);
  • транспортный (доставка сырья);
  • потребительский (использование вторичного сырья).

Наибольшее развитие — Россия, Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия. В Японии и странах Европы — на привозном сырье. По выплавке меди лидируют — Чили, США, Канада, Замбия, Перу, Австралия.

Главные экспортеры алюминия — Канада, Норвегия, Австралия, Исландия, Швейцария. Олово добывается в Восточной и Юго–Восточной Азии.

Свинец и цинк выплавляют США, Япония, Канада, Австралия, Германия и Бразилия.

  • Лесная и деревообрабатывающая промышленность
  • Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели.
  • Фактор размещения — сырьевой фактор.
  • Характеризуется наличием двух лесных поясов.

В пределах северного заготавливается хвойная древесина, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль промышленности стала отраслью международной специализации.

В пределах южного лесного пояса заготавливаются лиственные породы деревьев. Здесь можно выделить — Бразилию, страны Юго-Восточной Азии и тропической Африки. Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют недревесное сырьё — джут, сизаль, тростник. Главными импортеры древесины — Япония, страны Западной Европы, отчасти США.

  1. Лёгкая промышленность Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.
  2. Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы: первичная переработка сырья; текстильная промышленность; швейная промышленность; обувная промышленность.
  3. Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная.
  4. Главными факторами размещения являются:
  • сырьё (для отраслей первичной переработки сырья);
  • потребитель (для швейной и обувной);
  • сочетание первых двух (в зависимости от производственных стадий текстильной промышленности).

На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия, Россия). Второе место — производство тканей из химического волокна (США, Индия, Япония). В производстве шёлковых тканей лидируют США, Япония, Китай, а шерстяных — Россия, Италия.

  • Главные экспортёры — Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.
  • Машиностроение Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.
  • Главные отрасли — электроника, электротехника, вычислительная техника, точное машиностроение.

Производство многих видов машин требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки приборостроение, производство ЭВМ. И другие новейшие отрасли.

Эти отрасли требуют и постоянного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоёмкими. Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними. Зависимость от источников металла, в эпоху НТР значительно снизилась.

Машиностроение сегодня отрасль практически повсеместного размещения.

В мире сложилось 4 крупных региона машиностроения: Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать — производство ракетно-космической техники, ЭВМ. Зарубежная Европа.

 Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения. Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий. СНГ.

10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.

Химическая промышленность

Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает: горнохимическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей); основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений); химию органического синтеза (производство полимеров — пластмасс, синтетического каучука, химических волокон); прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).

Факторы размещения:

  • Для горнохимической — природно-ресурсный фактор определяющий,
  • для основной и химии органического синтеза — потребительский, водный и энергетический.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности: Зарубежная Европа (лидирует Германия); Северная Америка (США); Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны); СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

Источник: https://geolya.ru/stati/geografiya-osnovnyh-otraslej-promyshlennosti-mira-osnovnye-promyshlennye-rajony-mira.html

Машиностроение Европы. «Лицом» Европы в международном географическом разделении труда является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль – — презентация

1 Машиностроение Европы. «Лицом» Европы в международном географическом разделении труда является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль – машиностроение. На эту отрасль приходится около 1/3 стоимости всей промышленной продукции и 2/3 его экспорта. Машиностроение Европы представлено множеством подотраслей.

Здесь выпускаются практически все виды машиностроительной продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей. «Лицом» Европы в международном географическом разделении труда является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль – машиностроение.

На эту отрасль приходится около 1/3 стоимости всей промышленной продукции и 2/3 его экспорта. Машиностроение Европы представлено множеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительной продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей.

Одними из лидеров в машиностроении являются Германия и Великобритания. Одними из лидеров в машиностроении являются Германия и Великобритания.

2 Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности. Оно состоит из нескольких частей. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Основные центры автомобилестроения – Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг, а автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».

Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности. Оно состоит из нескольких частей. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Основные центры автомобилестроения – Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг, а автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».

Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры – это Берлин, Гамбург, Бремен, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Рурский промышленный район, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Эрфурт, Мангейм, Карлсруэ. Машиностроение Германии

3 Машиностроение Великобритании В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении – работает одна четвертая всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение.

Около одной третьей капитала, затрачиваемого на производство транспортных средств, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на британских островах после 2-ой мировой войны. Предприятия этой отрасли, имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Первым крупным районам автомобилестроения стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго восток Англии.

4 Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения Британии – самолетостроение, где доминирует крупная государственная фирма – «Бритиш айрспейс», которая по выпуску самолетов уступает в зарубежном мире только США. Она выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей.

Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения Британии – самолетостроение, где доминирует крупная государственная фирма – «Бритиш айрспейс», которая по выпуску самолетов уступает в зарубежном мире только США. Она выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей.

Машиностроение Великобритании

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1032577

О машиностроении в европе

Одной из главных отраслей Европы является машиностроение. Примерно 1/3 промышленной продукции региона припадает на машиностроение. Лидерами в данной отрасли являются такие страны, как Германия, Великобритания, Италия и Франция.

В Германии, машиностроение представляет собой самую ведущую отрасль. Особое внимание, конечно же, уделяется автомобилестроению, станкостроению, тяжелому машиностроению, электротехнике, судостроению, а также производству разного рода оборудования для предприятий.

Высокий уровень развития автомобилестроения достигнут благодаря таким фирмам, как «Фольксваген», «Ауди», «Мерседес», «БМВ», «Опель». Основные центры предприятий расположены в Ганновере, Штутгарте, Вольфсбурге, Руре, Мюнхене и Нюрнберге.

Что касается центров электротехнического производства, то они находятся в Берлине, Франкфурт-на-Майне, Нюрнберге. Центром тяжелого машиностроения является Рур. Металлургический центр «Круппа» производит большие комплексные установки для всевозможных промышленных отраслей.

К примеру, прокатные станы, кузнечно-прессовое оборудование и т.д.

В Великобритании развито транспортное машиностроение. Примерно 1/3 капитала вкладываются американскими компаниями. Страна имеет лидерское положение по  экспорту грузовых машин. К примеру, известная марка «Лендровер» очень популярна в таких странах, как Новая Зеландия, ЮАР и США. Есть также фирмы, которые занимаются производством легковых автомобилей.

Машиностроение получило немалое распространение и в Италии. Конечно же, выделяется автомобилестроение. Концерн Фиат уже на протяжении многих лет производит качественную технику. Это и легковые автомобили, грузовые, автобусы, трактора, трамваи. Основная часть данного предприятия расположена в Палермо, Турине и Неаполе.

Немаловажную роль для Италии также играет судостроение, а также производство электротехники и оборудования для промышленных предприятий.

Во Франции, машиностроение тоже находиться на достаточно высоком уровне. Страна занимается производством и экспортом машин и промышленного оборудования. Выпускаются автомобили, авиационная и космическая техника, оборудование для атомных электростанций.

Такие известные автомобильные фирмы, как «Пежо-Ситроен» и «Рено» изготавливают примерно 90% машин, от всей автомобильной продукции Франции. Основная их масса является легковыми. Во Франции также производит электротехнику.

Станкостроение, к сожалению, является слаборазвитой отраслью.

Источник: http://www.bogorodskmash.ru/o-mashinostroenii-v-evrope/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector