- 27 декабря 2017
-
17178
- Марина Юсова
Невозможно представить хорошую историю без антагониста. А самые убедительные антагонисты запоминаются публике куда больше, чем главный герой. Вот кто помнит, как звали главного героя из экранизации «Дракула» Френсиса Форда Копполы?
Итак, для хорошей истории нам нужен убедительный антагонист, полюс Зла в нашей истории. Дракула хочет превратить в вампира невесту Джонатана Харкера, Саурон жаждет поработить земли Средиземья, Т-1000 — убить Джона Коннора.
Кадр из фильма «Властелин колец: Братство кольца» (2001) / New Line Cinema Но каким должен быть антагонист в истории и так ли необходимо из каждого противника лепить живописного суперзлодея? Разумеется, нет.
Антагонист — это тот, кто представляет собой непосредственную угрозу жизни героя, его миру.
«С древнегреческого антагонист (греч. antagonistes: anti — против и agonizomai — борюсь) — противник, враг, гонитель чьего-либо мнения». |
Антагонист может быть очень симпатичным и баснословно богатым. Более того, изрядно помотав главной героине нервы, антагонист может даже спасти ее репутацию и даже жениться на ней, как это происходит в классическом романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Кто мистер Дарси для Элизабет Беннет, провинциальной закомплексованной девушки из небогатой дворянской семьи? Очень притягательный, но все же сноб, который отговаривает своего друга жениться на сестре Элизабет, тем самым разрушая мир главной героини.
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение» (2005) / Focus Features И кто мистер Дарси после этого? Идеальный антагонист. Несмотря на весь ум, красоту и энергичный характер, без мистера Дарси шансы на хэппи-энд для Элизабет крайне малы. Или она покорит его и выиграет или же упустит и проиграет все.
Правило № 1
Антагонисту вовсе не обязательно быть человеком, но он должен иметь физическое воплощение в реальном мире Существует мнение, что антагонист всегда должен быть человеком, иначе будет неинтересно. Некоторым сценаристам удалось создать целый сериал или франшизу без человека-антагониста. Например «Доктор Хаус».
В первом и третьем сезонах, для подстраховки, авторы сериала вводили антагониста-человека (спонсор больницы Воглер и детектив Триттер), но вскоре убедились, что антагонист со стороны в сериале не нужен.
Кадр из сериала «Доктор Хаус» / NUTD Хаус борется с человеческими болезнями, а родители его пациентов и его начальница Кадди с Уилсоном всячески мешают его борьбе. Они лишь периодически играют в команде антагониста— недуга, который грозится убить пациента. Обратите внимание, как тщательно всегда выстроен образ болезни — поначалу врага даже не определить, он неизвестен или же прикидывается чем-то другим — как, например, это было в серии «Все внутри» (сезон 2, эпизод 17). Мальчик по имени Ян попадает в больницу с безобидным диагнозом: у него подозревают пищевое отравление. Затем у мальчика отказывают почки, родители рыдают (они так напуганы, что будут бунтовать против Хауса только в конце истории), команда в растерянности, Кадди в гневе, но Хаус борется не с ними, а с болезнью.
Кадр из сериала «Доктор Хаус» (сезон 2, эпизод 17) / NUTD Почему сериал держался так долго? Прекрасная идентификация главного героя, при этом почти в каждом эпизоде Хаус подтверждает свой статус уникального героя, борца за человеческие жизни.
Примеры антагонистов, которым вообще все человеческое чуждо: — Саурон, против которого сплотились все герои Средиземья (вселенная «Властелин колец»).
— Робот из будущего, который охотится за Кайлом Ризом и Сарой Коннор (вселенная «Терминатор»).
— Ксеноморф (вселенная «Чужих»).
— Марс (х/ф «Марсианин»).
— Инопланетяне («Знаки», «Секретные материалы» и прочее).
— Хищник.
Кадр из фильма «Чужой: Завет» (2017) / 20th Century Fox Ну, или просто — демоны, злые духи, играющие с людьми, как это было в сериале «Твин Пикс».
Правило № 2
Антагонист должен быть ограничен в действиях правилами физического мира Любой сценарий — это не что иное, как игра, в которую автор должен втянуть вначале продюсеров, затем режиссера, затем всю съемочную команду и уж все вместе они должны вовлечь туда зрителей.
Как только авторы начинают создавать свое игровое поле, они определяют , по каким правилам будут играть его герой и злодей-антагонист с его группой поддержки.
Идея добавить в «Твин Пикс» Боба, воплощение пороков Черного вигвама, возникла у авторов сериала совершенно спонтанно, когда дизайнер сцен Фрэнк Сильва случайно попал в кадр в финальной сцене пилота «Твин Пикс».
Кадры из сериала «Твин Пикс» / CBS Television Distribution Сюжет сериала при желании можно свести к следующему: светлая девушка Лора Палмер боролась с Бобом до последнего и умерла, не впустив его в себя, все же попав при этом на территорию духов — в Вигвамы. Сюжет этот — бродячий. Феи, призраки, духи болот, лесов и озер — кого только ни обвиняли в похищении людей. Похищенные исчезли бесследно, похитители растворились в тумане. Интересно? Нет.
У зла должно быть физическое воплощение. Возьмем, к примеру, «Властелина колец». Несмотря на то, что от Саурона, злого гения Средиземья, осталось одно око, он тоже имеет физическое воплощение в нашем мире и подчиняется его правилам. При всей мощи хозяина, око остается на одном месте, лишь направляя волю своих приспешников.
Кадры из фильма «Властелин колец: Две крепости» (2002) / New Line Cinema Одна из причин, почему фильмы и сериалы про зомби и вампиров имеют такой колоссальный успех, в том, что зло здесь четко ограничено рядом правил. У зомби и вампиров есть своя «инструкция» к действию. Вампиры пьют кровь, зомби пожирают плоть, превращая живых в себе подобных. Аудитории нравится, когда «зло» подконтрольно.
Дэвид Линч, добавив в мир «Твин Пикса» демона Боба, получил идеального антагониста.
1. Боб может переходить из носителя к носителю. Этого антагониста авторы сериала могли бы эксплуатировать хоть 10 сезонов.
2. Эффект «зазеркалья»: у доброго Майка — злого Боба из Вигвамов есть двойники в реальном мире: Бобби Бригз и Майк Нельсон.
3. Боб ограничен в нашем мире — он может влезть в человека только с его согласия.
Кадр из сериала «Твин Пикс» / CBS Television Distribution Если бы подобный сюжет попал в руки «предприимчивому» режиссеру промышленного масштаба, которыми кишмя кишит киноиндустрия, он бы пошел на компромисс с перепуганными продюсерами канала ABC, успокоил их и продолжал бы лепить мистическую «Санта-Барбару» еще несколько сезонов.
Правило № 3
Личное противостояние работает на идентификацию В древних былинах, кельтском и скандинавском эпосе часто использовался следующий прием.
Герой встречает своего противника и начинает перечислять его «заслуги»: он сделал то-то и то-то, разгромил такого-то, разорил деревни, сжег дома бедных селян, пустил малых детей по миру.
На первый взгляд, это нужно, чтобы аудитория знала с насколько гадким злодеем приходится иметь дело честному герою. На самом деле все немного сложнее.
Чего же таким образом могут добиться авторы истории?
1. Главный герой противопоставляет себя злодею, подчеркивая, что они находятся по разные стороны, даже если герой еще вчера считал антагониста своим добрым другом.
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977) / Мосфильм
В начале фильма «Служебный роман» Новосельцев занимает у Самохвалова, который еще не вступил в должность заместителя директора Калугиной, 20 рублей. Позже Новосельцев узнает, насколько Самохвалов скользкий, подлый и бесчувственный тип, и, собрав 20 рублей мелочью, вручает их Самохвалову, причем настаивает, чтобы тот пересчитал отданные рубли и копейки. После Новосельцев, отвешивает Самохвалову пощечину. Вот оно — классическое противостояние героя и антагониста. Происходит полная победа героя, хотя все знают, что добрейший Новосельцев и мухи не обидит. Никакого летального исхода, однако все точки расставлены над и.
2. Главный герой заявляет антагонисту и всему миру, что он в силах побороть его.
Сцена из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979)
Глеб Жеглов из «Место встречи изменить нельзя» кричит Горбатому и его банде: «Дырку ты получишь от бублика, а не Шарапова!». Всего одна дверь отделяет его от бандитов, которые, мы точно знаем, не шутят. Мы видим решимость героя, его превосходство над антагонистом. И все это — в одной фразе. Переговоры с бандой Горбатого сценаристы братья Вайнеры строят в полном соответствии с той самой архетипической перебранкой, описанной многими народами мира. На зрителей она действует на уровне подсознания. Глеб Жеглов из бесстрашного муромца превращается в героя, отрубившего голову гидре.
Правило № 4
Герой в созданном автором мире может достичь лишь той вершины, до которой добрался его антагонист Скромный лейтенант Коломбо в помятом плаще ездит на дряхлом Пежо и ведет расследование, в то время как его антагонист совершенно спокоен. Он уверен, что замел все следы, перехитрил систему правосудия.
Но Коломбо обязательно найдет улику, изъян в броне антагониста и изобличит убийцу. А дальше? Дальше Коломбо вызывают расследовать другое дело.
Кадр из сериала «Коломбо» / NUTD Его победа только в раскрытии преступления. Коломбо даже не повысят, потому что без повышения уже можно обойтись. Герой в данном случае одержал верх, дело закрыто.
То же самое и в случае с пациентами Хауса: ему больше ничего не полагается, даже избавление от боли в ноге. Но ответ на загадку доктор Хаус получить просто обязан, даже после смерти пациента. Рассмотрим самую высокую вершину, на которую может взобраться герой и при каких условиях это восхождение возможно.
Люк Скайуокер — скромный парень, живет на ферме своего дяди на пустынной планете Татуин. Он бесконечно далек от императора Палпатина, Дарта Вейдера и их политических игр. Но вот на ферму дяди Люка попадают дроиды C-3PO и R2-D2 и те просят Люка отвести их к Оби-Вану Кеноби, который живет по соседству.
По чистой, казалось бы, случайности, Люк Скайуокер оказывается втянут в самый эпицентр войны между галактической Империей и остатками Республики.
Кадр из фильма «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1977) / 20th Century Fox Как только мы узнаем, что Люк — сын Дарта Вейдера, нам становится понятно, что наш герой может достичь всего: как возглавить сопротивление, так и перейти на сторону императора и даже свергнуть его. Герой должен обладать силами достаточными, чтобы сражаться и победить своего противника. Ни больше, ни меньше.
Отсюда и правило № 5
Антагонист определяет размах истории Что бы делал Люк Скайуокер, если бы он жил во времена расцвета Республики? Мирно жил своей жизнью, возможно, стал бы джедаем, а может и нет. В любом случае, ценность героя без убедительного злодея — равна нулю.
В камерной истории, вроде, «Служебного романа» вполне подойдет такой антагонист, как Самохвалов.
Кадр из фильма «Звёздные войны.
Эпизод VI: Возвращение джедая» (1983) / 20th Century Fox Будет ли ваш фильм философской низкобюджетной притчей или эпической сагой длиной в 10 фильмов — все, чего может достигнуть наш герой определяется антагонистом, потому что рано или поздно им придется сойтись лицом к лицу, в том самом архетипическом поединке и герой должен победить даже ценой смерти.
Обложка: кадр из фильма «Чужой: Завет» (2017) / 20th Century Fox
Популярное
Обзоры
Верный кастинг — важнейшая составная успеха фильма. Собрали субъективный топ случаев, когда авторы промахивались с выбором актеров и посмотрели, чем оборачивались такие ошибки: не тот Бэтмен, Робин Гуд, Александр Македонский и другие. А на ваш взгляд актеры каких фильмов были не в своей тарелке?
Практика
Разбираемся, как создавался мир фэнтезийного мини-сериала от Amazon, где помимо человека существуют народы разных волшебных рас
Практика
Комедия Александра Серого «Джентльмены удачи», снятая в 1971 году — один из самых успешных фильмов за всю историю советского кинематографа. Рассказываем о том, кто и как снимал «Джентльменов»
Слова
Где искать вдохновение, как выстроить общую цветовую палитру сериала и легко ли работать с винтажными вещами: рассказывает художник по костюмам сериала «Шифр» и заведующая кафедрой сценического костюма Школы-студии МХАТ Регина Хомская
Практика
Вот уже двадцать лет как «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера не теряет своей актуальности и популярности. Обращаемся к истории создания одной из самых резонансных (и стильных) картин рубежа тысячелетий
Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article12882-5-pravil-horoshego-antagonista
Что такое антагонист? Происхождение и значение слова
Что такое антагонист? Очень часто можно услышать этот термин, когда речь идет о различных художественных произведениях. Это и литература, и кино, и театральные постановки и т. д. Однако данное понятие используется не только в сфере искусства, о чем знают не многие. Что же оно означает и откуда пришло в наш язык?
Происхождение термина
Для начала необходимо разобраться с этимологией термина. Слово «антагонист» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «противник», «против», «соперничать». Данное понятие имело отношение к античным драмам.
Драмы существовали в классический период древнегреческой литературы, будучи непосредственно связанными тематически с поклонением богам и мифологией. Древнегреческие театры пользовались исключительной любовью масс. Как и во всяком театральном действии, в представлениях того времени были и свои персонажи. Антагонистом называли героя, который противодействовал основному персонажу.
Антагонист. Значение слова в сфере искусства
То значение, которое слово приобрело множество лет назад во времена античного театра, сохранилось и дошло до наших дней. Антагонист противодействует главному персонажу и герою произведения (протагонисту). Это одно из самых распространенных значений данного терпина, поэтому на вопрос «Что такое антагонист?» чаще всего приводят примеры из искусства.
Существование антагониста – одна из главных движущих сил развития некоторых сюжетов. Он создает препятствия герою, является его противоположностью, заставляет героя бороться, принимать сложные решения, противостоять своему врагу.
Причем антагонист — это не всегда один человек. Очень часто данный образ находит воплощение в нескольких персонажах. Также в этой роли могут выступать организации и даже различные природные катаклизмы.
Причем стоит отметить, что антагонист – не всегда просто злодей. Очень часто это сложные и противоречивые персонажи с хорошо проработанными чертами характера и мотивацией к действиям.
Поэтому порой его поступки даже сложно оценивать как злодеяния.
Антагонист. Определение в химии
Для некоторых может оказаться неожиданностью, но описываемый термин также может употребляться, когда речь идет о биохимии. Стоит вспомнить снова о том, что такое антагонист в переводе с греческого. Прежде всего, это противник.
Нечто противоположное и противостоящее. В химии термин также сохранил это значение. С помощью него определяется вещество, которое ослабляет действие другого вещества, иными словами, противостоит ему, проявляя противоположный эффект.
Антагонист в анатомии
Тех, кто углубленно не изучал анатомию и физиологию, может удивить употребление термина «антагонист» в этих сферах. Причем выступает он снова в роли некой противоположной, противостоящей силы.
В анатомии антагонисты – это мышцы, с помощью которых производится осуществление координации в разных направлениях.
Например, сгибание и разгибание конечностей, являющиеся по отношению друг к другу противоположными действиями.
Пример антагониста
Выяснять, что такое антагонист, лучше всего на примере. И поскольку чаще всего этот термин все же связывают с искусством, то и образец будет соответствующий.
К примеру, профессор Мориарти – один из самых известных антагонистов в литературе и кинематографе. Это довольно сложный и многогранный персонаж, тщательно проработанный и обладающий своей историей.
Герой настолько яркий, что его имя фактически отождествляется с крылатым выражением.
Детальная проработка персонажей очень важна. Потому что на вопрос «Что такое антагонист?» недостаточным ответом будет просто «злодей». Безусловно, чаще всего им является враг героя.
Но всегда ли это нелицеприятный персонаж? Антагонист может совершать отрицательные действия, но если задуматься, посмотреть на него с другой стороны, то может оказаться, что мотивация у него была благородная.
Все зависит лишь от точки зрения. Собственно, тем и интересны антагонисты.
Источник: https://www.nastroy.net/post/chto-takoe-antagonist-proishojdenie-i-znachenie-slova
Антагонист творческой личности. Изучаем значение слов: кто это такой — антагонист. Задачи антагонистической фигуры
В литературе противостояние положительных и отрицательных персонажей возникает на фоне развивающегося конфликта. Как правило, определенные препятствия на пути главного героя создает его антагонист.
С помощью такого персонажа протагонист (главный герой) становится более целеустремленным, улучшает некоторые качества своего характера. Кто такой антагонист в произведениях и каково значение слова. Это литературное определение, которое чаще всего встречается в художественных произведениях.
Этим термином называют литературного героя, всячески противодействующего главному персонажу, не давая ему достичь намеченной цели.
К слову антагонист антоним подобрать невозможно. При написании сценария авторы выбирают основную фигуру героя, вокруг которого разворачивается вереница событий. В большинстве книжных изданий встречаются примеры, когда действия нескольких персонажей направлены против антагониста.
В ходе развития событий антагонисты любыми способами пытаются разрушить план или предотвратить выполнение задачи. Не все школьники, и даже взрослые люди, способны понять, чем отличаются от антагониста.
Это интересно!
С такими персонажами можно столкнуться как в произведениях художественной литературы, так и в телевизионных шоу, различных историях и комиксах, фильмах и видеоиграх. Изучая подобные примеры, есть возможность разглядеть все основные отличия.
Задачи антагонистической фигуры
Антагонистами в кинематографе и произведениях литературы могут быть группы людей, компании, фирмы и организации, силы природы и даже животные. В таком противостоянии задача протагониста справиться с собственными недостатками и победить личный конфликт.
Для правильного определения антагониста в литературе нужно обозначить героя, который идет к своей цели на протяжении всей истории. Персонаж, который будет всячески ему препятствовать в этом, и будет антагонистом.
И злодеи, и добрые герои обладают схожими особенностями:
- ими движет обязанность или поставленная цель, сильное желание не попадать в определенную ситуацию;
- преданность союзникам, друзьям, членам семьи, собственному делу;
- обладание секретной и важной информацией;
- плохой нрав и поведенческие недостатки;
- легкость в приспособлении к разным переменам и препятствиям;
- наличие неприродной силы и сверх разума;
- способность вызвать у читателя жалость, доверие или беспокойство своими поступками.
Разноплановость жанров
Антагонисты могут участвовать в разножанровой литературе. Описание героев в каждом виде произведений размещено в Википедии. Они выполняют разные миссии, достигают цели, которые поставлены автором.
Это интересно!
Яркими примерами классического антагонизма обладают трагедии Древней Греции. На протагониста возложена положительная роль. Противодействующему персонажу отведена самая отрицательная роль.
Они плохие, поскольку проявляют упрямство в своих заблуждениях, приведших к трагедии. Отрицательные герои не обязательно злодеи, таковыми могут быть глупцы и эгоисты, от упрямства которых страдают главные персонажи.
В некоторых сюжетах главный герой может оказаться более пассивным персонажем, чем второстепенные образы. К примеру, «Макбет». Макдуф, положительное лицо, сражается с главным персонажем. Иногда антагонист и протагонист равны друг другу. Яркий пример тому Гектор и Ахилл из Илиады Гомера.
Внимание!
Антагонисты в разных жанрах обладают уникальными характерными особенностями. В комедии оба персонажа попадают в различные смешные ситуации, в которых и разворачивается их история.
В хорроре или триллере антагонистам отведена самая яркая роль, связанная с большим разнообразием натуралистических сцен. Такие герои вовлечены в убийства, насилия, безжалостно наносят молниеносный удар сопернику.
В вестерне протагонист и антагонист несколько сближаются. Им присущи похожие черты, практически одинаковое мышление. В литературе и кино, любовных романах роль антагонисток, как правило, возлагается на женщин, которые на много лет старше главных героинь. По сюжету они являются провокаторами конфликтных ситуаций. Их цель — подтолкнуть протагониста к нарушению запретов.
Источник: https://diagkart.ru/bilajjn/antagonist-tvorcheskoi-lichnosti-izuchaem-znachenie-slov-kto/
Протагонист
Протагонист
Протагонист, главный герой это центральное действующее лицо художественного произведения, преимущественно драматического.
Протагонист и антагонист
Протагонист, или главный герой, находится в центре сюжета литературного произведения, как правило, принимает решения и испытывает их последствия. События сюжета непосредственно или частично связаны с действиями главного героя.
Если история содержит подзаголовок или представляет собой повествование, состоящее из нескольких рассказов, то присутствует персонаж, который интерпретируется как главный герой каждого подзаголовка или отдельной истории.
Слово «протагонист» используется в формах литературы и культуры (драмы, романы, оперы, фильмы). Главный герой определяется также как ведущий персонаж, которому противостоит антагонист. Антагонист создает препятствия, трудности на пути главного героя, таким образом выявляя сильные и слабые стороны его характера.
Протагонист – не всегда положительный герой; главного героя с отрицательными чертами называют антигероем.
Происхождение
Протагонисты известны с античности. Театральные спектакли в Древней Греции первоначально включали танцы и хоровое пение. В трактате Аристотеля «Поэтика» (335 до н. э.) описано, как поэт по имени Феспис предложил идею о том, чтобы один актер вышел и начал диалог с хором. Это изобретение трагедии, которое относится к 536 г. до н. э., способствовало развитию античной драматургии.
Это будет вам интересно: БардЭсхил
Древнегреческий трагик Эсхил (523-456 гг. до н. э.) ввел в своих пьесах второго актера (девтерагониста), создав диалог между двумя персонажами. Позднее афинский драматург Софокл (496-406 гг. до н. э.) писал пьесы, в которых предполагалось наличие третьего актера (тритагониста).
Таким образом, в античной драме насчитывалось от одного до трёх актеров, которые играли как мужские, так и женские роли:
- протагонист;
- девтерагонист;
- тритагонист;
В древнегреческих театрах на празднествах Великих Дионисий с 449 г. до н. э. проводились соревнования актеров, исполнявших главные роли в трагедии, с 325 г. до н. э. – в комедии.
Примеры протагонистов
- В трагедии Еврипида «Ипполит» (426 г. до н. э.) представлено два протагониста: основной персонаж первой части Федра и её пасынок Ипполит, который занимает доминирующую роль во второй половине пьесы.
- Главный герой драмы Г. Ибсена «Строитель Сольнес» (1892 г.) – архитектор Халвард Сольнес.
Молодая женщина Хильда Вангель, действия которой ведут к смерти Сольнеса, – антагонист.
- В знаменитой трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597 г.) Ромео Монтекки – протагонист. Юноша связан отношениями с Джульеттой.
Двоюродный брат Джульетты Тибальт, который противостоит Ромео и пытается разлучить возлюбленных, выступает антагонистом.
- В другой всемирно известной шекспировской пьесе «Гамлет» (1603 г.) главный герой – датский принц Гамлет, который ищет мести за убийство своего отца.
Антагонистом выступает дядя Гамлета Клавдий, который убил его отца и стал королем Дании.
Это будет вам интересно: Аэд
Ложный главный герой
В литературных и кинематографических работах также встречается ложный главный герой – персонаж, который сначала фигурирует в истории и воспринимается как протагонист, но потом неожиданно исчезает. Яркий пример – Мэрион, героиня фильма А. Хичкока «Психо» (1960 г.), которая внезапно покидает сюжет в начале кинокартины.
Несколько главных героев
В повествовании, которое состоит из разных рассказов, присутствует несколько главных героев. Например, роман «Война и мир» Л. Н. Толстого изображает пятнадцать главных образов, вовлеченных в войну или затронутых ею.
Современное значение
Историческое значение термина сохраняется в современном театре: протагонистом называют актера, исполнявшего главную роль в драматическом представлении.
Понятия «главный герой» и «протагонист» отождествляются и используются не только в театре, а и в кинематографе, литературе, видеоиграх и других видах искусства.
Пример протагониста в кино – Джеймс Бонд в одноимённой серии фильмов и книг; в литературе – Жюльен Сорель из произведения Стендаля «Красное и чёрное».
В компьютерных играх протагонистом считается тот персонаж игры, которым руководит сам игрок.
Слово протагонист произошло от греческого protos – первый и agonistes, что в переводе означает актер.
Источник: https://www.litdic.ru/protagonist/
Антагонист
Сегодня продолжим разговор о структуре сюжета и затронем важнейший его аспект, который, тем не менее, часто остается без внимания начинающих авторов. Статья посвящается личности главного злодея или антагониста.
Кто такой антагонист?
Прежде чем начать, сделаю важную ремарку. Советы и рекомендации, приведенные в этой записи относятся исключительно к развлекательной прозе и применяются на благодатной почве историй, в основе которых лежит конфликт. Подробнее о нюансах типологии беллетристики читайте в статье «О типах художественной литературы». А мы, пожалуй, начнем. Итак:
Антагонист – это конкретное лицо, персонаж, противостоящий главному герою в конфликте и совершающий конкретные поступки, идущие в разрез с интересами протагониста.
Еще антагонист – это полноправный участник центрального конфликта произведения.
Безусловно, конфликт возможен и без его участия (например, внутренний психологический конфликт персонажа), однако присутствие антагониста, по каким-то причинам не втянутого в главный конфликт, вызывает большие вопросы.
Подробно роль конфликта в произведении рассматривалась в одноименной статье блога «Литературная мастерская»: «Конфликт». Настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ней, прежде чем разбирать место антагониста в сюжете. Два этих сюжетных элемента здорово связаны.
Теперь детально разберем приведенное выше определение. Первое, на чем заострим внимание, что антагонист – это всегда конкретный персонаж.
Вроде понятно, а пример? Представим, что главный герой борется с могущественным преступным синдикатом, стреляет и дерется, уничтожает его приспешников (отбитых головорезов, продажных копов и наемных убийц), тогда сам синдикат – это не антагонист, а так называемый центр зла истории.
Антагонистом в данном случае будет его босс, руководитель. Иными словами, антагонист – это главный злодей истории.
Второе: антагонист в процессе повествования совершает конкретные поступки, направленные во вред главному герою и его интересам.
Злодей строит козни, покушается на жизнь героя и сохранность его близких, пытается подставить и оклеветать его — то есть идет на все, чтобы добиться полного уничтожения противника. И чем изощреннее действует наш злодей, тем он интереснее.
Поэтому зачастую образ антагониста получается более ярким, ведь тот уже изначально наделен дьявольским интеллектом, чтобы придумывать все свои козни, и завидным упорством, чтобы не оставлять бедного героя в покое ни на минуту.
Главное действующее лицо обычно не может похвастаться такими характеристиками: по законам драмы хороший парень всю время терпит обрушивающиеся на него беды, да и помощь всевозможных друзей и мудрых наставников еще никто не отменял.
Так что в подавляющем большинстве остросюжетных историй завязка выглядит так: есть какой-то невероятно могущественный враг, а наш главный герой – добрый, но простой в доску парень, который этому злодею где-то перешел дорогу. Ну и сам интерес подобных историй именно в том и заключается: посмотреть, как же маленький положительный герой одолеет большого и злого Бабая.
Противостояние героя и антагониста – это и есть конфликт, основа драматической истории.
Однако ошибочно считать, что все сюжеты строятся только по такому лекалу. Автор волен слепить антагониста по любому образу. Это может быть даже жутко вредный ребенок, строящий козни и издевающийся над взрослыми. Решать только вам.
Центры добра и зла
Обычно в историях, основанных на конфликте, всегда присутствуют два полярных центра – добра и зла. Раз конфликт – это противостояние двух интересов, то один из них, более близкий автору и читателю, становится центром добра, а второй, противостоящий ему, центром зла.
Однако такое разделение не всегда верно: лично я считаю самыми интересными произведения, в которых обе стороны по-своему правы, и где невозможно четко назвать одну из них добром, а вторую злом. Но это скорее редкость, исключение из правил.
Обычно же главный герой действует в интересах справедливости и гуманизма, а его противники представляют силы хаоса и деградации.
Стоит понимать, что личность главного героя и центр добра – понятия не всегда тождественные, как не всегда главный злодей является центром зла истории (вспоминаем приведенный выше пример с преступным картелем).
Я бы сказал, что главный герой и антагонист – представители центров добра и зла в конкретном произведении. Потому как не всегда после разрешения конфликта героя и злодея разрешается конфликт центров добра и зла, он вполне может сохраниться.
В глобальном смысле конфликт сил добра и зла вообще вечен.
Как это использовать на практике?
Еще раз повторюсь, советы из этой статьи относятся исключительно к литературе развлекательной, драматический и остросюжетной, к той, где есть четко выраженный центральный конфликт. Но есть и произведения совсем другие, где ничего подобного не используется. Но вернемся к нашим птичкам…
Прежде всего, стоит позаботиться о том, чтобы как можно скорее обозначить для читателя центры добра и зла в вашей истории. Звучит очевидно, но не всегда срабатывает.
Частенько натыкаешься на произведения, в которых вроде бы что-то происходит, кипит борьба, но совершенно не понятно, какие силы и ради чего сражаются.
А пока читатель не разобрался с соотношением сил, их целями и мотивами, он никак не сможет определиться, кому он симпатизирует. Ну а если нет симпатии к тому или иному герою – нет и интереса к книге. Очевидно же.
После того, как четко обозначился центр зла, нужно представить публике антагониста. Не обязательно делать это сразу же, но и затягивать особо не стоит.
Часто в детективных историях личность злодея долго остается скрыта, но по совершенным преступлениям мы уже ясно догадываемся, что в сюжете действует некий убийца (вор или похититель).
Далее нужно обозначить цель нашего злодея, ведь он не может бороться с главным героем просто так, у него обязательно должны быть и мотивы, и четкая цель, и планы ее достижения. Все это должно быть понятно читателю, иначе конфликт не будет выглядеть правдоподобным.
Следующее, чем стоит озаботиться, это чтобы антагонист действовал на протяжении всей истории, чтобы он не был своеобразным сказочным Букой, которым пугают детей перед сном.
Главный злодей должен совершать конкретные действия, направленные на достижение собственной цели и на противодействие главному герою. Важно, чтобы степень его агрессии по отношению к герою нарастала постепенно.
Сначала, например, антагонист может воздействовать на оппонента словесно, далее в ход пойдут угрозы, а потом уже более решительные шаги. Герой же, преодолевая эти препятствия, растет, его силы крепнут, и в финале он уже готов дать бой казавшемуся непобедимым врагу.
В этом, в частности, и заключается эффект преодоления брешей – тоже весьма значимый элемент построения сюжета. Более подробно о брешах и развитии конфликта читайте в статье «Бреши, барьеры и перипетии».
Ну и финале самое главное: у антагониста должна быть собственная индивидуальность. Не пытайтесь плодить сауронов, джокеров и прочих темных властелинов. Это уже давно стало штампом.
Помните, антагонистом легко может стать самый обычный человек, да хоть бабулька из соседнего подъезда, – достаточно, чтобы его интересы просто вошли в противоречие с интересами главного героя.
И конечно, многие произведения прославились и запомнились именно за счет колоритной личности главного злодея; зачастую его образ не менее важен, чем образ главного действующего лица.
Вот и все на сегодня. Думаю, вы разобрались, кто же такой этот загадочный антагонист и почему так важно, чтобы он присутствовал во всех ваших остросюжетных произведениях. Желаю вам удачи в творческих начинаниях и ярких неповторимых антагонистов
Источник: https://litmasters.ru/sila-sujeta/antagonist.html
Антагонист (литература) — это… Что такое Антагонист (литература)?
- Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
- Русская литература 19 века и Лермонтов — РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА и Лермонтов. 1. Лермонтов и русская поэзия 19 в. Л. наследник пушкинской эпохи, начавший непосредственно с того рубежа, к рый был обозначен в рус. поэзии А. С. Пушкиным. Он выразил новое положение лит ры, характерное… … Лермонтовская энциклопедия
- Антигерой — в литературе и кинематографе термин, имеющий два значения. В первом значении это тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении и выступающий в той или иной степени доверенным… … Википедия
- Антагонизм — (от др. греч. ανταγωνισης «противник», от др. греч. αγων «спор, борьба») соперничество, конкуренция, борьба, противостояние, противоречия. Термин употребляется в различных областях: Антагонизм (биохимия) используется также и в… … Википедия
- АНТИХРИСТ — антагонист Христа, узурпирующий его имя или права. В Новом Завете термин антихрист встречается только у Иоанна (1 Ин 2:18, 22; 4:3; 2 Ин 7), однако сама идея антихриста присутствует в евангельских упоминаниях о лжехристах (Мф 24:5, 23, 24; Мк… … Энциклопедия Кольера
- Опиоидные рецепторы — μ опиоидный рецептор Опиоидные рецепторы (опиатные рецепторы) разновидность рецепторов нервной системы, относящ … Википедия
- Артериальная гипертензия — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
- Буторфанол — (Butorphanol) Химическое соединение … Википедия
- Героин — Общие Систематическое н … Википедия
- Омнопон — (медицинский опиум) смесь гидрохлоридов алкалоидов опиумного мака. Содержит 48 50% морфина и 32 35% других алкалоидов, таких как кодеин, тебаин, папаверин и наркотин. Синонимы: Dormopon, Opialum, Pantopon, Papaveratum, Sompon. Растворы омнопона… … Википедия
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1279663
Кто такой антагонист и протагонист
Протагонист – это главный герой произведения. В современном использовании слова, протагонист является главным героем любой истории в любой среде, включая прозу, поэзию, киноиндустрию, оперу и т. д.
Главный герой находится в центре истории, принимает ключевые решения и переживает последствия этих решений. Протагонист влияет на поступки и жизнь других героев, так как именно он есть основным агентом, продвигающим историю вперед.
Протагонист часто является персонажем, который сталкивается с большинством препятствий и, как правило, тем, кого больше всего видит аудитория. Если история представляет собой повествование, состоящее из нескольких коротких новелл, то у каждого раздела может быть свой главный герой, соответственно свой протагонист.
Более формально, протагонист, который определяется как ведущий персонаж, также может быть определен как образ, судьба которого в наибольшей степени сопровождается читателем или аудиторией. И которому противостоит антагонист.
Антагонист — это персонаж или группа персонажей, учреждение или концепция, которая стоит против главного героя или героев. Другими словами, антагонист — это человек или группа людей, которые противостоят протагонисту.
Антагонист предоставляет препятствия и осложнения и создает конфликт, который испытывает главного героя, таким образом, выявив сильные и слабые стороны его характера. В классическом стиле рассказов, где действие состоит из героя, сражающегося со злодеем или врагом, эти два человека могут рассматриваться как протагонист и антагонист, соответственно.
Однако злодей истории не всегда такой же, как антагонист, поскольку некоторые рассказы бросают злодея в роль главного героя, а противоположный герой в таком случае становится антагонистом.
Антагонист также может представлять угрозу или препятствие для главного героя по его существованию и не обязательно нацелиться на него или ее намеренно. Антагонист не всегда должен быть человеком или группой людей. В некоторых случаях антагонист может быть силой, такой как приливная волна, которая разрушает город или буря, которая причиняет хаос.
Даже условия определенной области, которые являются основной причиной проблемы. Социальные нормы или другие правила также могут быть антагонистами.
Самые ранние известные примеры главного героя датируются еще временами Древней Греции. Сначала драматические спектакли включали просто танцы и декламацию хором. Но после написания Аристотелем главной работы литературы того времени, «Поэтики», в драматургии вводится персонаж, который выходит на сцену и дискутирует с хором.
Этот новый виток в развитие трагедии датируют около 536 г. до н. э. Затем драматург Эсхил в своих пьесах представил второго актера, создав таким образом идею диалога между двумя персонажами. Софокл затем написал пьесы, требующие третьего актера.
Примеров известных миру протагонистов множество. Еще в Древний Греции Эврипид в своей драме «Ипполит» ввел двух действующих персонажей. Говоря современным языком, они были протагонистом и антагонистом.
В пьесе Генриха Ибсена «Главный строитель» протагонистом является архитектор Халвард Солнесс. Молодая женщина, Хильда Вангель, действия которой ведут к смерти Солнесса, является антагонистом.
В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта», Ромео – главный герой. Он активно преследует свои отношения с Джульеттой, и аудитория верит в эту историю. Тибальт, как антагонист, выступает против Ромео и пытается препятствовать их отношениям.
В пьесе Шекспира «Гамлет», принц Гамлет, который желает мести за убийство своего отца, является главным героем. Антагонистом будет тот, кто больше всего выступает против Гамлета, т. е. Клавдий.
В более современные времена главными героями становятся женщины: «Маленькая женщина» показывает духовный и эмоциональный рост Джейн. Произведение исследовало социальную критику своего времени, размышляло на тяжелые темы, такие как классицизм, сексуальность, религия и прото-феминизм в начале 1800-х годов.
Бывают случаи, когда протагонист и антагонист могут выступать даже обычными зверьками. Как правило, такая ситуация более всего подходит для детских сказок и мультиков, так как персонажи там далеко не всегда являются людьми.
Персонаж, который был протагонистом, может стать антагонистом. Это происходит из-за предательства или другого очень низкого поступка. Яркий современный пример этому есть во франшизе «Звездных войн», когда Анакин Скайуокер переходит от джедаев к ситам.
В повседневной речи фраза протагонист и антагонист употребляется для обозначения двух врагов или противников.
Источник: https://infonotes.ru/kto-takoj-antagonist-i-protagonist/
Литературная терминология
ostrakon
Если мало кто меня заметит — хорошо: чем меньше круг понимающих, тем я сам себе дороже.Франческо Петрарка |
Мы часто говорим об идеях, темах, концептах и пр. И раз за разом нам приходится разъяснять, что мы имеем в виду под каждым из этих терминов. Потому что все подразумевают под ними разные вещи. Мало того, в учебниках литературоведения их могут определять различным образом (например, сюжет и фабулу, бывает, определяют наоборот). Поэтому давайте мы расскажем о нашем понимании и будем ссылаться на этот пост при возникновении расхождений.О концепции сюжетных поворотов и событий мы говорили в статье Сюжетный поворот.А здесь рассмотрим термины:Идея — основная мысль произведения (посыл, месседж). Идея всегда абстрактна.Идею удобно формулировать в виде: «жизнь устроена так, что…»Основная идея в произведении одна, но мы можем закладывать в него и дополнительные идеи — обязательно связанные с основной.
Примеры идей. Жизнь устроена так, что за преступление придется отвечать. Жизнь устроена так, что любовь побеждает смерть. Жизнь устроена так, что маленький человек может спасти мир. Жизнь устроена так, что не важно, кто ты, важно, какой ты.Например, основная идея: «за преступление надо платить». Побочная идея: «преступление ломает жизнь» (мы можем подтвердить ее так: власть имущий ушел от ответственности перед законом, но его семейные отношения, карьера, важные для него вещи разрушены). Вторая побочная: закон превыше справедливости (сыщик служит закону и потому побеждает). Как видно, здесь обе побочные идеи подтверждают основную.
Вариант, в котором побочная идея расширяет основную. Например, основная идея: «Любовь побеждает смерть», побочная: «ложная любовь всегда разоблачается» (попробуйте набросать в двух фразах, как можно реализовать в произведении эти идеи).
Важно: идею часто путают с фантэлементом, придумкой. («В этом рассказе много новых идей».) Например, когда фантастику называют «литературой идей», имеют в виду именно фантэлементы. Нам данное определение кажется обидным для значительного литературного направления.
Тема
Тема — это система мира вашей книги. Чуть подробней: тема — это целостный образ мира, благодаря которому обосновано развитие сюжета. Тема всегда конкретна. Олди советуют прописывать для себя тему в виде «что — где — когда».
Например.
«Начало войны между штумзиками и бульбуляторами в пятимерном пространстве» — сильно абстрактная тема, но если автору удастся подать ее интересно для читателя, уважуха ему обеспечена. «Кастовые противоречия в магическом мире на фоне наступления Мирового Зла».
«Ксенофобия по отношению к людям и нелюдям в современной Москве».
Важно: допущения — фантастические и художественные, фантэлементы должны быть частью темы.
Допущения
Художественное допущение — все многообразие литературных приемов для усиления эмоционального воздействия текста. Это может бытьи одушевление неживых предметов, и наделение разумом неразумных, и усиление/ослабление качеств персонажа и так далее.
Фантастическое допущение — нереалистичное, невозможное (на сегодняшний день) художественное допущение.
Например, удивительный силач или кот, имеющий собственное мнение, — художественные допущения. Раса циклопов, чтение мыслей, древний бог, влияющий на реальность — допущения фантастические.
Понятие фантастического элемента (фантэлемента) — либо совпадает с фантдопущением, либо подчеркивается локальность, узость фантэлемента по сравнению с фантдопущением.
Например, эльфы среди людей — фантдопущение, индивидуальные летательные аппараты — фантэлемент. Но можно назвать фантдопущением и фантэлементом каждую из этих деталей.
Мы называем правилами игры совокупность темы и допущений произведения. Тот же смысл (для нас) имеет редко используемый термин концепт, хотя чаще под концептом мы понимаем краткую формулировку правил игры.
В филологии концепт — содержательная сторона символа, имеющая социальный, культурный смысл. Социальный концепт — порождение общества, согласие людей (иногда негласное) следовать определенным правилам.
К таким концептам относятся игра, деньги, образование, титулы и т. д.
В сценаристике среду, в которой происходит действие произведения, называют сеттинг (в английском этот термин используется и для литературы). Сеттинг может быть вымышленным и реальным, может включать культуру, историю, географию и даже космогонию вашего мира. Когда мы используем термин сеттинг, тоже имеем в виду правила игры.
- Например, для темы про войну штумзиков и бульбуляторов системными допущениями могут быть:— штумзики умеют читать мысли друг друга, но не бульбуляторов;— бульбуляторы умеют насылать сбывающиеся проклятия при смертельной опасности;— существует тайная сверхраса наблюдателей, которые сталкивают штумзиков и бульбуляторов, потому что считают это полезным для развития их цивилизаций.
- Все вместе они составят правила игры вашего романа-эпопеи.
Решение в нашем понимании — это ключевой прием, разрешающий несколько сюжетных затыков или делающий повествование нестандартным, интересным. Поиск хороших (нештампованных и действенных) решений — одна из самых сложных задач сюжетостроения. Решение может быть стилистическим.
Например, пусть герой будет азартным игроком — это будет его слабостью и обеспечит отличный сюжетный поворот: герой вынужден добыть деньги для оплаты долга и при этом не преступить закон, ибо герой морален. Пусть на этой планете притяжение 0.
5g — тогда герой-землянин сможет в ключевой момент тащить на себе раненую героиню несколько километров; а антагонист, не привыкший к этой силе тяжести, промажет, стреляя в президента галактики.
Вариант стилистического решения: мы вводим в произведение стилизации под документы той эпохи, чтобы создать у читателя иллюзию документальности повествования.
Протагонист — герой, с которым ассоциирует себя читатель. Чаще всего это «хороший парень», хотя бывают и протагонисты-убийцы (возьмите Чейза), и протагонисты-мерзавцы. Но! Протагониста читатель должен понимать лучше других и сочувствовать ему. Антагонист — главный идейный противник протагониста в рамках произведения. В сценаристике используется понятие силы антагонизма, когда противодействие привязывается не к герою, а к группе персонажей, обществу, природе и т.д. (другое дело, что персонификация конфликта через личность более яркая).
Поскольку протагонист всегда конфликтует с антагонистом идейно, иногда мы используем понятия теза и антитеза. Теза — идея произведения, выражаемая протагонистом. Соответственно, антитеза — идея, выражаемая антагонистом. В кульминационном противостоянии идей побеждает теза.
Правда, здесь существуют тонкости. Легко было бы считать идеей произведения ровно ту, что победила — и ее же тезой. Но вспомним, например, хрестоматийный «Китайский квартал». Победившая идея — «власть имущие всегда уходят от ответственности», но выражает ее отнюдь не протагонист. Скорее, ее хочется считать победившей антитезой — поводом задуматься.
Источник: https://ostrakon.livejournal.com/39097.html