Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Что такое правовое государство? Это вопрос, который, наверное, интересует многих наших сограждан, потому что они хотят жить в стране, гарантирующей эффективную защиту их прав и свобод.

Понятие «правовое государство»: что оно означает?

Различные мнения по поводу идеи правового государства мы можем встретить в произведениях многих известных юристов и философов. Важно подчеркнуть тот момент, что не существует единого взгляда на идею такого «рая».

Все авторы подтверждают важность симбиоза государства и права. Это означает, что не должно быть беззакония. В государстве необходимо понимание необходимости системных действий, но в рамках четко установленных правил поведения.

Не должно быть привилегированного положения у определенных групп людей.

Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Правовое государство — это такая система, в которой все управляющие органы стоят на защите прав и свобод людей, проживающих в конкретной стране.

Три ветви власти

Стоит рассмотреть признаки правового государства. Наверное, главный момент, который характеризует этот тип организации, — принцип разделения властей. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Роль каждой из этих видов власти отличается.

Законодательные органы принимают нормативно-правовые акты, регулирующие основные сферы деятельности общества. Правительство работает в сфере воплощения правил, отраженных в законах, в жизнь.

Основная сфера деятельности исполнительной власти — экономика государства.

Суды в системе государственной власти также имеют большое влияние, потому что право и правовое государство гарантируют реализацию и защиту интересов каждого индивидуума в отдельности и общества в целом.

Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Принцип народного суверенитета

Понятие правового государства подразумевает важную роль народа в управлении страной.

Как люди могут реализовать свое право влиять на политику государства? Существует два основных пути участия народа в государственном управлении. Первый способ — это выборы.

Каждый гражданин приходит на избирательный участок и отдает свой голос за кандидата (партию), программа которого ему наиболее подходит. Голосование обязательно проходит честно, без подкупа избирателей.

Второй способ реализации народовластия — референдум. В европейских государствах важные политические и общественные вопросы только так и решаются. Сначала народ должен высказать свое мнение, а уж власть к нему обязательно прислушается. С помощью референдума решаются не только вопросы жизни государства в целом, но и конкретной общины (города, села) в частности.

Конституционный суд как орган контроля

Конституция является основным законом любого государства. Это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу. Законы, постановления, распоряжения принимаются на базе Конституции и с целью реализации, конкретизации отраженных в ней норм.

Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Конституционный суд — орган, который защищает конституционный порядок в государстве. Основная функция этой инстанции — следить за соответствием норм законов и других нормативных актов положениям, которые закреплены в основном законе государства.

Обратиться в Конституционный суд могут депутаты законодательного органа, избранные народом, члены правительства, президент, представители общественности.

Хотя их петиции не обязательно принимаются к рассмотрению, если вопрос поднят действительно серьезный, суд обязательно его решит.

Верховенство права как важная гарантия справедливости

Понятие правового государства подразумевает обязательное соблюдение принципа верховенства права. В чем его суть? Во-первых, орган, который не принимал нормативно-правовой акт, не уполномочен его отменять.

Исключение — Конституционный суд, который вправе признать недействительным любой акт, не отвечающий нормам основного закона.

Во-вторых, любой подзаконный акт или закон не должен противоречить акту, имеющему более высокую юридическую силу.

Правовое государство и общество: порядок взаимодействия

Гражданское общество существует в рамках существующей правовой системы. Жизнь общества и государства сейчас взаимосвязана. Как это проявляется? Правовое государство — это тот институт, который издает определенный закон, обязательный для исполнения обществом.

Тот, кто создал закон, не может его сам нарушить. Логично? Да! Нарушить нормы законов могут только представители общества.

Соответственно, нарушители, если их вина будет доказана в суде, понесут ответственность в рамках уголовного, гражданского или административного законодательства.

Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Общество также может выдвигать свои требования в адрес государства. Формы проявления этих требований могут быть разными:

  • обращения представителей общественных организаций в адрес органов власти;
  • демонстрации, революции;
  • референдум по народной инициативе;
  • деятельность политических партий.

Принцип ответственности государства и личности

Рассматривая признаки правового государства, нельзя забывать о том, что не только люди несут ответственность перед государством за совершение виновных деяний, но и власть должна отвечать перед человеком.

Например, государство взяло обязанность выплачивать человеку ежемесячно пенсию, потому что он всю жизнь отработал на государство, приносил ему пользу. Некоторое время пенсия выплачивалась без проблем, а потом начались сбои.

Конечно, это может быть только вследствие проблем с финансами в стране, но факт невыполнения обязательств в таком случае налицо. Правовое государство и общество обязательно взаимодействуют.

Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Исполнение закрепленных в законах прав человека

Основные права и свободы человека обычно закрепляются в Конституции государства. Правовое государство — это тот институт, в котором четко гарантируется реальность всех прав человека.

Ничего не будет угрожать его жизни, он получит необходимые ему финансовые ресурсы.

В случае нарушений своих прав со стороны государственного аппарата или других лиц личность будет уверена в том, что сможет отстоять свои интересы через суд.

Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Истинно правовое государство — это такая единица, которую создать не так уж и легко. Дело в том, что полное исполнение всех законов возможно только в том обществе, которое достигло высокого уровня правовой культуры.

Как проявляется уровень такой культуры? Граждане знают все основные законы; имеют высокий уровень доверия к правоохранительным органам; люди доверяют праву, законам, и уверены, что только соблюдая нормы права, можно достичь положительных результатов в жизни общества.

Гражданское и правовое государство будет успешным только при условии высокой правовой культуры населения.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-pravovoe-gosudarstvo-ponyatie-i-osnovnye-priznaki.html

Признаки правового государства

Правовое государство представляет собой форму организации власти, которая в своей деятельности жестко ограничена законами, что должно воспрепятствовать ущемлению прав и свобод граждан.

Утверждение суверенности народа, признание его единственным источником государственной власти, защита интересов каждой личности, подконтрольность органов власти общественным институтам – главные особенности правового государства.

Основные характеристики правового государства

Современная юридическая наука выделяет пять основных признаков правового государства. Перечислим их:

  1. верховенство закона на всей территории страны;
  2. соблюдение принципа разделения властей;
  3. взаимная ответственность личности и государства;
  4. господство правовых норм;
  5. гарантии прав и свобод личности.

Остановимся на каждом из этих признаков более подробно.

1) В правовом обществе не может существовать никаких структур, чьи полномочия выше компетенции органов государственной власти. Политические партии, религиозные организации, общественные объединения не должны отдавать распоряжения руководству административного аппарата.

[Пример]
Например, в СССР реальная власть принадлежала коммунистической партии, все решения, принимаемые на съездах и в комитетах КПСС, были обязательными для исполнения государственными органами.
А в средневековой Европе фактическое руководство государством осуществлялось представителями церкви.

Аналогичное положение сложилось и в некоторых современных мусульманских странах, где власть религиозных лидеров никем оспаривается.
[/Пример]
В правовом же государстве формирование, полномочия и порядок работы всех властных структур определяются конституцией и законодательством.

В этом и заключается принцип верховенства закона.

Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

2) Ни одна из ветвей власти не должна узурпировать всю полноту полномочий по управлению государством. Принцип разделения властей является краеугольным камнем при строительстве правового общества. Он позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций.

С помощью специальной системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга, что позволяет им не нарушать законодательство, выходя за рамки предоставленных законом полномочий. Соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны контролируют судебные органы. Решения парламента и правительства, признанные неконституционными, отменяются.

Замечание 1

Обязательное соблюдение принципа разделения властей является основой правового государства, оно гарантирует защиту общественных и личных прав и свобод.

3) Взаимная ответственность личности и государства означает, что граждане и властные структуры должны неукоснительно исполнять обязанности, возложенные на них законом.

Замечание 2

Любые отношения между человеком и государственными органами, руководителями всех уровней должны быть основаны на правовых нормах. Всякое воздействие на личность, не обусловленное требованиями закона, является попиранием гражданских прав и свобод.

В то же время и человек обязан исполнять свои обязанности по отношению к стране.

Государство вправе требовать от него совершения установленных законом действий и принуждать к ним, но только в рамках правового поля.

Например, уплата налогов является конституционной обязанностью граждан страны. Невыполнение требований законодательства неминуемо влечет за собой ряд санкций со стороны соответствующих структур.

Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность и т.д.

4) Господство правовых норм предполагает, что все вопросы и возможные конфликтные ситуации, возникающие в государстве, должны разрешаться на основе законов, главным из которых является конституция.

Пример 1

Например, Конституция России устанавливает такие нормы, как право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед судом и законом, возможность защитить свою честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.д.

Положения основного закона должны непосредственно действовать на всей территории страны без каких-то ограничений. А все принимаемые законы и нормативные акты не могут вступать в противоречие с требованиями конституции.

5) Гарантии прав и свобод личности обусловлены признанием человека высшей ценностью правового государства. Именно интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь, речь идет о праве на свободу и независимость личности. При этом в правовом государстве свобода – это вовсе не возможность делать все, что угодно. Скорее, данное понятие означает осознанную необходимость действовать в интересах общества в целом. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества.

Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Рисунок 1.

Особенности организации власти в правовом государстве

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности, среди них выделяют четыре основных:

  1. идеологический и политический плюрализм;
  2. принцип выборности органов власти и должностных лиц;
  3. стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
  4. недопущение монополизма в политике и экономике;

Раскроем суть каждого из этих принципов.

1) В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил – все это признаки правового общества.

В такой стране государственный аппарат не выступает как карательный орган, подавляющий инакомыслие.

Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravovoe_gosudarstvo/priznaki_pravovogo_gosudarstva/

Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин — legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство — это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом — защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

  • Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».
  • Важнейшие принципы правового государства — верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.
  • Гражданские права — это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство — признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Читайте также:  Подчинительная связь в сложном предложении: её определение и виды, примеры, союзы и союзные слова

Правовое государство — обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия — правовое демократическое государство.

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом — без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

  • Верховенство права — подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.
  • Гарантированность прав и свобод человека — права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.
  • Всеобщее равенство перед законом — все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
  • Эффективная система контроля за соблюдением закона — контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.
  • Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.
  • Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.
  • Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».
  • Взаимная ответственность государства и личности — государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.
  • Единство права и закона — все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.
  • Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.
Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

  • Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.
  • Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).
  • Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.
  • Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.
  • Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Россия — правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», — признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права World Justice Project за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 — между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру.

Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», — указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», — объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.

2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.Правильный ответ: 1345

Задание 2Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.

 2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.

5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.Правильный ответ: 124

Задание 3Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
  1. A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми
  2. Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти
  3. B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права
  4. Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на
  5. Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве
1) только пра­во­вое государство2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять».

Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.Правильный ответ:Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.Два других принципа правового государства:1. Верховенство права.2.

Приоритет прав и свобод личности.

Источник: https://www.anews.com/p/113730808-pravovoe-gosudarstvo-ponyatie-principy-i-priznaki-pravovogo-gosudarstva/

Правовое государство: понятие, признаки

Правовое государство — это государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Иначе, правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Суть идеи правового государства:

  1. установление верховенства права;
  2. ограничение власти (силы) государства правом;
  3. обеспечение прав и свобод человека.

  • Для создания правового го­сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж­данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.
  • Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственно­сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра­ва человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
  • Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче­ского государства.

Основ­ные признаки правового государства:

  1. Верховенство закона.
  2. Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
  3. Равенство всех перед законом.
  4. Разделение властей.
  5. Независимость суда.

Некоторые ученые выделяют также:

  1. Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам.
  2. Приоритет международного права

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их.

«Все, что не запрещено, то дозво­лено» — важнейший принцип правового государства. Такой под­ход к правам и свободам буквально пронизывает Конститу­цию РФ и многие законы.

Он, как было показано выше, состав­ляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

В правовом государстве нельзя избежать пра­вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл.

2 Конституции указывается на исключи­тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содер­жание под стражей допускаются только по судебному реше­нию — ст.

22 и др.).

Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей.

Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились.

В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить.

Органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан­скую).

Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества.

Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса.

Этим объясняется включение данного прин­ципа в конституции многих государств.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле­но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы.

Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регу­лируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов, которые могут включать:

  • верховенство парламента в законодательной сфере;
  • демократический контроль за исполь­зованием армии за рубежом и внутри страны;
  • невмешательство государства в работу средств массовой информации;
  • закон­ность методов деятельности органов контрразведки;
  • гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.

Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovoe-gosudarstvo-ponyatie-priznaki

Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Государство — термин, который используется человеком ежедневно. Этимология слова происходит от древнерусского «государь», которое связано с человеком, находящимся у власти. Определение «государство» менялось с течением времени, поэтому нередко могут возникнуть запутанности и неверная трактовка.

Что такое государство

Понятие может использоваться как в глобальном, так и в локальном смысле. Второй случай подразумевает отождествление государства с конкретной страной. Например, сочетание «российское государство».

В более глобальном смысле, государство — это политическая организация общества, которая обеспечивает его единство и целостность. При этом трактовать термин можно как угодно, ведь ни одна юридическая или международная статья не расшифровывает термин.

Организация Объединенных наций не имеет права решать, какое объединение людей является государством, а какое — нет. Это вопрос международного признания.

Единственный документ, где имеется краткое определение термина — это Конвенция Монтевидео, которая была подписана в 1933 году несколькими американскими странами. Остальные государства не имеют никакого отношения к документу, поэтому его нельзя считать международным.

Возникновение

На протяжении всего исторического периода светлые умы человечества пытаются понять, зачем и почему были созданы первые объединения людей. В зависимости от временного периода и культуры идеи о причинах возникновения разнились.

Выделяют следующие теории:

  • мифологические и религиозные концепции;
  • патриархальные и патерналистские;
  • естественно-правовые;
  • насильственные;
  • марксистские;
  • волюнтаристские.

Научную ценность каждой из теорий сложно переоценить, но далеко не все они истинны. Многие ученые до сих пор не уверены в основных причинах зарождения первых государств, однако им удалось установить некоторую взаимосвязь.

Основные причины возникновения стран:

  1. Переход от «присвоения» к «производству» в трех сферах разделения труда: фермерства, ремесла и торговли.
  2. Создание избыточного количества товаров, что стимулировало обмен между жителями. В итоге появился разрыв между трудом и собственностью.
  3. Классовое расслоение общества, которое связывают с накоплением богатств у отдельных категорий населения.

Из-за общего усложнения процессов производства возникла необходимость иначе организовывать общество и обеспечивать управление социальными процессами.

Признаки

Если рассматривать государство с функциональной точки зрения, то оно выступает в качестве ведущего политического института, который обеспечивает порядок и стабильность внутри себя. Соответственно большинство признаков — это отражение самостоятельности и индивидуальности страны.

К признакам относятся:

  • наличие территории — юрисдикция руководства ограничивается территориальными границами;
  • независимость (суверенитет) — страна сама решает, как вести внутреннюю и внешнюю политику;
  • представление интересов большинства — любое государство должно говорить от лица всего народа, а не отдельных групп;
  • легитимное насилие — руководство имеет право применять силу с целью обеспечить соблюдение своих законов;
  • возможность налоговых взысканий;
  • обеспечение защиты общественных, а не частных интересов;
  • наличие символа в виде флага, герба и гимна.

Подобные признаки схожи для всех международных работ с некоторыми некритичными отличиями.

Функции

Изначально объединение выполняло простые задачи вроде управления хозяйством и обществом. Количество функций росло вместе с усложнением социальных отношений, и в итоге все пришло к современному виду.

Краткое определение функций государства — это приоритетные задачи его деятельности, непосредственно связанные с самостоятельностью управления.

Направления имеют множество классификаций, однако наиболее широко функции принято разделять по оказываемому влиянию: внутренние и внешние.

Внутренние задачи:

  • регулирование общественных отношений и поведения граждан;
  • обеспечение политической стабильности;
  • упорядочивание всех управленческих функций;
  • оптимизация и регулирование экономических процессов;
  • гарантирование гражданам здоровой среды обитания;
  • демократизация образования и его непрерывное развитие.

Эти функции присущи любому устройству, однако в некоторых случаях правители специально игнорируют часть из них.

Внешние функции:

  • организация и обеспечение национальной безопасности;
  • помощь в поддержании мирового порядка;
  • взаимовыгодное сотрудничество с другими странами.

Функция взаимовыгодного сотрудничества может быть разделена на политическую или экономическую.

Формы правления

Как и любое объединение людей, каждое государство — это набор уникальных черт и специфических характеристик, связанных в первую очередь с населением. Подобные особенности возникают в ходе исторической эволюции и влияния международных факторов. Однако при всем многообразии стран их можно разделить на два типа: монархия и республика.

Монархия делится на:

  • абсолютную — всевластие главы, действия которого не ограничены конституционными учреждениями;
  • конституционную — возможности главы страны определены законодательством.

Виды республики:

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/gosudarstvo-eto.html

2. Понятие государства. Его признаки и функции

2. Понятие государства. Его признаки и функции

  • Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества.
  • При этом государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества, осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.
  • Признаки государства:
  • 1) наличие определенной территории, границ, на которой действует его юрисдикция;
  • 2) населения, на ней проживающего;

3) политическая организации (власти). Право осуществления государственной власти принадлежит определенному кругу лиц через органы государственной власти (аппарат государства для управления и подавления).

Это система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т. д.).

Орган государственной власти представляет собой звено государственного аппарата, участвующего в осуществлении конкретных государственных функций и наделенного соответствующими полномочиями;

4) суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);

5) право осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин и т. д. с физических и юридических лиц). Данное право составляет материальную основу государства;

  1. 6) наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество.
  2. Функции государства (основные направления его деятельности) классифицируют на:
  3. 1) внутренние (по решению определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства). Их подразделяют на:
  4. а) охранительные (поддержание правопорядка в государстве);

б) регулятивные (социальная, налоговая, культурная функции – поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов, и т. д.).

2) внешние (для решения внешнеполитических задач – оборона страны, сотрудничество между государствами в сфере экономики, культуры, политики и т. д.).

Она обеспечивается с помощью вооруженных сил, участия в деятельности международных организаций (например, ООН).

Органами, осуществляющими внешнеполитическую деятельность государства, являются дипломатические учреждения, международные организации, контакт руководителей государств и их представителей.

Следующая глава

Источник: https://law.wikireading.ru/8795

Тема 2.Государство, его функции

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

  • Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:
  •        1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
  •        2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
  •        3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
  •        4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
  •        5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
  •        6. обязательность членства в государстве;
  •        7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

       8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

  1. Дополнительные признаки:
  2.        9. единый государственный язык как средство общения;
  3.        10. единая оборонная внешняя политика;

       11. единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

2. Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия

3. Функции государства – основные направления деятельности государства:

Внутренние Внешние
  • · Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
  • · Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация
  • · Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
  • · Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
  • Обеспечение национальной безопасности
  • Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества
  • Участие в решении глобальных проблем

Формы выполнения функций:

  • Правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);
  • Организационная (организационно-регламетирующая, организационно-хозяйственная, организационноидеологическая).

Государство – главный политический институт, но не только: оно выполняет экономические функции, устанавливает технические регламенты и стандарты образования и др.

4. Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим
Способ организации верховной государственной власти Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления
1.                   Монархия

  • абсолютная (Саудовская Аравия);
  • дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания);
  • парламентская (Великобритания)

В истории так же сословно-представительская (XV-XVIII вв.)
2.                   Республика

  • президентская (США);
  • полупрезидентская (смешанная) (двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом) (Россия);
  • парламентская (ФРГ).
  • 1.    унитарная
  • — однонациональная (Франция),
  • — многонациональная (Китай);
  • 2.    федеративная (определенный суверенитет территориальных образований)
  • — территориальная (США),
  • — национальная (Россия);

3.    конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария).

1.  демократический;
2.  недемократические:

  • тоталитарный;
  • авторитарный.

5. Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.

Органы, исполняющие
внутренние функции
Органы, исполняющие
внешние функции
  • органы правопорядка (милиция, суд, прокуратура);
  • органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения связи, транспорта, социального обеспечения, коммунальных служб, технического надзора и др);
  • учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры, органы информации.
  •  министерство иностранных дел;
  •  вооруженные силы;
  •  разведка;
  •  органы межгосударственных отношений;
  •  органы иновещания.

5а. Элементы госаппарата:

  • служащие;
  • государственные органы – составные части аппарата, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства;
  • государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и пр.);
  • материальные средства.

В аппарат входят глава государства, органы законодательной, исполнительной и судебной властей, органы государственного принуждения (МВД, ФСБ, прокуратура, исправительные учреждения), вооруженные силы.

5б. Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

  • принцип представительства;
  • принцип разделения властей;
  • принцип демократизма;
  • принцип законности;
  • принцип гласности;
  • принцип профессионализма и компетентности;
  • принцип федерализма.

5в. Проблемы бюрократии, волокиты и коррупции в работе государственного аппарат.

Источник: http://humanitar.ru/page/ch4_4

Глава 1.1. Что такое «государство» и «право»?

1.1.1. Содержание терминов «государство» и «право»

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья12).

В Конституции России 1993г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.»(статья35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

  • В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.
  • Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».
  • Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии.

При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер.

Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей.

Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше.

Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек.

Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции.

Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.
  1. Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.
  2. Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.
  3. Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:
  4. Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

  • Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».
  • Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.
  • По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

  1. Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.
  2. Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.
  3. Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер.

Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков.

Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

  • Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.
  • Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.
  • Общеобязательность для всех лиц.
  • Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.
  • Право охраняется принудительной силой государства. 
  • Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):
  • Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

  1. Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.
  2. Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.
  3. Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И.Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г.Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К.Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В.

Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М.Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В.

Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Контрольные вопросы к Главе 1.1.

  • Опишите предмет теории государства и права.
  • Дайте свое определение понятия «государство». 
  • Приведите примеры этических или религиозных норм: а) являющихся также правовыми нормами; б) не являющихся правовыми нормами.
  • В каком значении (объективном или субъективном) слово «право» употребляется в следующих цитатах: Ф.Достоевский: «Тварь я дрожащая или право имею?». Н.Кудрявцев: «Назначить Б.Б.Надеждина заведующим Кафедрой права МФТИ». 
  • Обсудите, какими признаками государства обладала организация политической власти во главе с А.Масхадовым в Чеченской республике Ичкерия образца 1998 года.
  • Обсудите разницу между наличием признаков государства у этой организации и признанием статуса Ичкерии как независимого государства.

Дополнительная литература к Главе 1.1.

  1. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. (Главы 1-2). Под редакцией академика О.Е.Кутафина. Москва, «Юристъ», 1998г. 
  2. С.С.Алексеев. Государство и право. Начальный курс. (Введение; части 1-2). Москва, «Юридическая литература», 1994г. 
  3. С.С.Алексеев. Теория права. (Главы 1, 4). Москва, издательство «БЕК», 1994г.

Источник: https://MIPT.ru/education/chair/law/documents_and_links/study_materials/nadejdin_book/part1/glava1.php

Ссылка на основную публикацию